Новорожденный как видит и слышит: особенности зрительных и слуховых навыков, этапы улучшения зрения и слуха, признаки патологии

Новорожденный: что он слышит? Что видит? Что чувствует? . Развитие ребенка: что чувствует новорожденный

Его рост 50 см, масса тела 3,3 кг, у него редкие волосы и сморщенная кожа - так внешне выглядит новорожденный. Но каковы его ощущения, что он видит, появляясь на свет, что чувствует? Реагирует ли он на множество действующих на него раздражителей?

В течение веков на большинство вопросов ответ был категорическим: новорожденный не видит и не слышит. Это была знаменитая теория "ребенок - пищеварительный тракт", которая утверждала, что ребенок по крайней мере в течение нескольких недель реагирует лишь на требования желудка; в основном его следует только кормить и переодевать.

Он - как чистый воск, на котором взрослый может все выгравировать, как белый лист бумаги, на котором можно написать, что угодно. Кроме того, говорили: "Появляясь на свет, ребенок так атакован, что находится в полном смятении". Одним словом, всесильный взрослый оказывался перед совершенно безоружным и ни на что не реагирующим новорожденным.

Но, может быть, эти теории выдвигались в основном мужчинами (врачами и учеными), тогда как противоположное мнение, исходившее от женщин, имело мало шансов быть услышанным.

В наше время произошел полный переворот во взглядах на новорожденного: он слышит, видит, обладает чувством обоняния и осязает! Это новая теория, принятая многими. Можно продолжить длинный список восприятий, приписываемых ребенку с самого рождения.

Открытия не делаются в один день (разве что в исключительно редких случаях). В любой области открытия являются плодом длительных изысканий, предпринимаемых многочисленными исследователями одновременно во многих странах.

Итак, новорождённый более развит и восприимчив, чем считалось раньше, и это во многих областях начиная с чувственного восприятия.

Зрение. Ребенок видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Но этого достаточно, чтобы новорожденный реагировал на различное освещение: если свет слишком яркий, он испытывает неудобство, моргает или закрывает глаза.

Малыш различает блестящие и красные предметы; он может следить глазами за движением блестящего красного шара. Было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма, движущийся предмет с красными и блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого "лица", а если при этом с ним разговаривают, он моргает.

Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

Развитие ребенкаБыло замечено, что новорожденного больше интересуют сложные рисунки, чем простые. В первые же дни, если ему показывать два листа бумаги - один серый, а другой - в черно-белую клетку, он будет смотреть на. второй лист. Это определили, наблюдая за ребенком через отверстие в экране: видно, что в его роговице отражается клетчатый листок. Значит, он смотрит на него.

Зрение новорожденного развито недостаточно, поскольку до рождения у него не было возможности им воспользоваться (правда, некоторые ученые считают, что уже в утробе матери ребенок реагирует на яркий свет). Но зрение ребенка будет быстро развиваться. Малыш пытается смотреть даже ночью; в темноте он открывает и закрывает глаза, смотрит по сторонам (такое наблюдение было проведено с помощью инфракрасных лучей).

Дети значительно отличаются друг от друга в том, что касается зрительной активности; создается впечатление, что одни дети тратят время на разглядывание, а другие - на сон.

Темпы развития ребенка во всех областях различны на протяжении всего периода детства.

Несколько слов в заключение. Нередко кажется, что глаза новорожденного косят, так как его глазные мышцы недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз (но в большинстве случаев это действительно только кажется).

Слух. У ребенка он развит больше, чем зрение, и это нормально, поскольку новорожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что младенец не вздрагивает, когда хлопает дверь или раздается сильный шум; поскольку его ухо уже натренировано, он может различать близкие и далекие шумы. Даже когда малыш спит со сжатыми кулачками, а рядом с ним шепчутся, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, ребенок начинает возиться и просыпаться.

Конечно же, он узнает человеческую речь, так как уже слышал ее до рождения; в этом мнении сходятся все исследователи, но в вопросе, кого он слышит лучше - отца или мать, мнения расходятся. Большинство врачей считает, что, еще будучи в матке, ребенок лучше слышит голос отца, поскольку он легче воспринимает низкие звуки, а явившись на свет, новорожденный становится чувствительнее к более высоким звукам, т.е. голосу матери.

Наконец, было замечено, что когда вокруг ребенка очень шумно, он буквально затыкает уши и таким образом изолирует себя от окружающей среды. Один из исследователей отмечал, что ребенок, с которым проводили трудный для него тест, начал кричать, потом внезапно замолчал и заснул; когда тест был закончен и аппаратура выключена, новорожденный тотчас же проснулся и снова начал кричать.

Вкус. Новорожденному 12 ч от роду; если капнуть ему на губы сладкой воды, то он выглядит весьма довольным, а если лимонного сока, то он сделает гримасу. Ребенок с рождения различает сладкое, соленое, кислое, горькое. Сахар его успокаивает, горечь и кислота возбуждают.

С давних пор известно, что у детей очень рано появляются вкусовые ощущения. Кормилицы всегда знали, что некоторые продукты, такие как тмин, укроп, зеленый анис, улучшают вкус молока. Ребенок с удовольствием сосет такое молоко, а секреция молока при этом усиливается. Ребенок, которого кормят молоком промышленного производства, получает пресную пищу без всяких "сюрпризов".

Развитие ребенкаОбоняние. Пример, ставший классическим: если новорожденному дают понюхать две салфетки, одна из которых была в контакте с материнской грудью, а другая - нет, то ребенок повернется к первой салфетке. Этот эксперимент проделан американским исследователем с 10-дневным младенцем. Но рекорд был побит группой исследователей, которые провели тот же эксперимент с 3-дневным новорожденным. И неудивительно, ведь благодаря обонянию ребенок узнает о близости материнской груди.

Осязание. Новорожденный очень чувствителен к тому, как с ним обращаются. Некоторые жесты его успокаивают, другие - возбуждают. Родители обнаруживают это очень рано. Однако чувствительность кожи и реакция на контакт уходят в глубь внутриутробной жизни ребенка: в животе матери он ощущал окружающую его жидкость, касался стенок матки, во время родов он ощущал всем телом сильные периодические сокращения матки, благодаря которым и появился на свет.

Каким образом удалось установить с такой точностью уровень чувствительности новорожденного? Иногда весьма простыми способами, в других случаях - с помощью сложных приборов.

К простым способам относится прямое наблюдение за непосредственной реакцией ребенка на возбудитель; он поворачивает голову, реагирует на глухой, далекий или легкий шум, а иногда, наоборот, перестает реагировать на все эти звуки; он кричит или перестает кричать, моргает, двигает ногами, напрягает конечности, вздрагивает. Любой едва уловимый жест, всякая гримаса или крик имеют для него значение.

Поскольку сразу трудно все увидеть и отметить, исследователи сняли километры фильмов о младенцах в различных ситуациях: на руках отца, матери, педиатра; перед предметами всевозможных форм и цветов; при различном освещении и др. Затем эти фильмы просматриваются в замедленном темпе; останавливают изображение, возвращают пленку назад и записывают все реакции ребенка. Благодаря таким фильмам ни одна деталь не ускользает от глаз наблюдателя.

Запись сердцебиения ребенка позволила также сделать множество наблюдений; благодаря им был сделан вывод, что новорожденный больше реагирует на женский голос, чем на мужской. В первом случае сердцебиение замедлялось, во втором - оставалось без изменений.

Чтобы точнее выяснить, на какие звуки реагирует младенец, проводят следующий эксперимент: ему дают соску, в которой помещается миниатюрный радиоприемник, регистрирующий ритм сосательных движений. Затем ребенку дают послушать различные звуки; ритм его сосательных движений изменяется, что позволяет сделать вывод о чувствительности малыша к различным звукам.

Миниатюризация электронных приборов позволила провести и более сложные исследования. Например, с помощью очень маленького микрофона, введенного под амниотическую оболочку после того, как при родах лопнул плодный пузырь, удалось узнать, какие звуки окружают ребенка до рождения.

Так, новорожденный, которого раньше считали лишенным какого-либо восприятия, "закрытым" по отношению к окружающему миру, оказался готовым к реакции на многочисленные окружающие его раздражители, биологически запрограммированным для множества чувств.

Так что же все-таки изменилось в отношении к новорожденному в результате этих исследований? По существу изменился взгляд взрослого на ребенка, а также отношение к нему, что, безусловно, окажет определенное влияние на малыша.

Когда и как новорожденный начинает видеть и слышать


Многие считают, что ребёнок, недавно появившийся на свет, полностью лишён зрительного и слухового восприятия. На деле, видеть дитя может уже в утробе матери, кроме того, во время развития внутри маминого живота, у малыша уже развиваются рецепторы слуха и связанные с ними нервные комплексы. Следует разобраться, когда новорожденный начинает видеть, чтобы удовлетворить любопытство молодых родителей.

Содержание

Когда новорожденный начинает видеть

Младенец имеет своё, особое зрение, отличающееся от зрительной функции человека взрослого, а проводившиеся американскими экспертами исследования доказали, что малыши, находящиеся на последней стадии своего внутриутробного развития однозначно реагируют на луч яркого света, направленный на материнский живот. По сути, с самого рождения дитя способно видеть, достаточно посмотреть на его внимательные изучающие глаза, правда, всё вокруг себя он воспринимает в расплывчатом и неопределённом виде.

При своём появлении во время родов новорождённый ребёнок сталкивается с созерцанием огромного, непривычного мира, и если бы не потрясающая способность к адаптации, подаренная природой, для него это был бы настоящий стресс.

Уникальность постепенного приспособления к новым условиям состоит в следующих трансформациях:

  1. Нечёткими и размытыми ребёнок видит все образы, поскольку прохождение по родовым путям оказывает сдавливающее воздействие на его головку. Также ясно видеть ему мешают некоторые нарушения после рождения из чрева матери – это раздражение глаз, из-за чего они выглядят покрасневшими, и слегка отёкшие веки.
  2. Первые дни для малыша наиболее важны в плане питания, в основном, он спит и просыпается лишь для того, чтобы покушать. В этот момент у него проявляется реакция на свет и присутствие мамы, что чрезвычайно важно для установления первого контакта с самым близким человеком. Новорождённый ещё не может различить её лицо, но узнаёт по очертаниям, ведь его способности пока ограничиваются смутным представлением о крупных объектах. Часто маме кажется, что дитя внимательно исследует её черты лица, и отчасти, это так, правда, происходит, скорее, на интуитивном уровне.
  3. Из-за естественных нарушений зрения, обусловленных ростом глазного яблока, нормальная фокусировка невозможна, тем более грудничок не может следить за движущимися предметами, но такая возможность появляется ближе к 3-4 месяцу, и тогда он с удовольствием наблюдает за тем, как его родители передвигаются по комнате, удаляясь и приближаясь к его кроватке.
  4. Для полугодовалых деток мир разительно меняется, так как у них появляется стереоскопическое, объёмное зрение, и они получают представление о расстоянии и пространстве. В это же время и взгляд крохи выглядит более разумным, ведь малыш начинает осознанно изучать уже знакомые ему, ставшие привычными образы и предметы.

Новорождённые дети могут видеть размытые силуэты, контуры крупных предметов и цветовые пятна, зрение у них двухмерное, к тому же у них отмечается дальнозоркость, поэтому ближе, чем на сорок сантиметров подносить им игрушки и любые вещи не имеет смысла.

Отвечая на вопрос, когда начинает видеть новорожденный ребенок, можно сказать, что полноценная зрительная функция наблюдается лишь к шести месяцам. А до этого преобладает фрагментарное восприятие внешних образов, исключающее периферическое зрение, и последующее развитие фокусированного взгляда.

Развитие органов слуха у младенца

Не стоит думать, что слышать ребёнок начинает сразу после рождения, ведь слух его уже формируется при развитии в материнской утробе. Другое дело, что, рождаясь, малыш все частоты воспринимает одновременно, то есть, ещё не умеет использовать эту важную функцию, а адаптация занимает некоторое время.

При наслоении звуковых волн младенец может услышать неприятный высокочастотный писк, более слабый или сильный, и нередко повизгивает ему в такт. Помимо того, он не способен определить расстояние, из-за чего на громкие беседы и тихий разговор реагирует одинаково. Когда же тогда новорожденный начинает слышать?..

Однако это только одно из суждений, и есть мнение специалистов, что родившийся человечек слышит с первых дней, но его реакция проявляется лишь на слишком резкие, громкие звуки и шумы, создающие интенсивную вибрацию. Поэтому, кажется, что он не различает звук телевизора, голоса домочадцев, тихую музыку.

Это не так, и врождённая способность слышать у младенца присутствует, так как он способен отреагировать:

  • на звуки, издаваемые погремушками;
  • быструю и медленную речь;
  • на тембр человеческого голоса, особенно, на маму, которая разговаривала с ним в течение всех месяцев беременности.

Оказывается, крошечный комочек, принесённый из роддома, прекрасно улавливает даже интонацию, с которой сказаны те или иные слова.

По мере взросления на втором и третьем месяце груднички способны долго рассматривать различные предметы, и при этом не моргать. Но это не является патологией, поскольку мигательный рефлекс находится на стадии формирования и развития.

Доказательством этого служит, собственно, реакция грудничка:

  • он может замереть;
  • при определённых звуках малыш вздрагивает, к другим прислушивается;
  • некоторые звуковые образы приводят к плохому настроению, и ребёнок разражается громким плачем;
  • повороты головки в сторону заинтересовавшего источника звуковых волн говорят сами за себя, также малыш может проявить своё отношение в активном сучении ножками и ручками.

При вопросе, когда новорожденный начинает видеть, и слышит ли он, появляясь на свет, можно с уверенностью подтвердить наличие этих функций.

Занятия по развитию зрения и слуха

Тренировки допустимы, когда новорождённый начинает видеть и слышать более отчётливо – уже в возрасте одного месяца можно проводить занятия с грудничком, чтобы стимулировать совершенствование важных для него органов чувств.

Для развития зрительного восприятия рекомендуется:

  1. Подвешивать над кроваткой подвесные карусельки и мобили, обязательно яркие с мелодичным звуком, которые заставят малыша смотреть не только прямо над собой, но и направлять взгляд дальше, за границы кроватки.
  2. Для младенца важно выбирать самые яркие и привлекающие его игрушки, которые помогут ему научиться различать, сначала основные цвета – синий, красный и жёлтый, а затем и другие тона цветовой палитры.
  3. Для занятий можно использовать фонарик, проводя лучом возле младенца в зоне досягаемости его глазок. Постепенно ребёнок научится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его «зайчике», а в дальнейшем, сможет следить за его перемещениями.

Подобные упражнения улучшают фокусирование, а также активируют функцию цветовых анализаторов глаза.

Однако не следует переусердствовать, маленький ребёнок быстро устаёт, поэтому необходимо соблюдать некоторые правила при проведении занятий:

  • не приближать предметы слишком близко к лицу грудничка;
  • проводить тренировки днём в хорошо освещённом посещении;
  • начинать с красных полукруглых или овальных предметов;
  • желательно, чтобы используемые игрушки были крупными и с плавными очертаниями.

В отношении слуха, занятия разрешается начинать раньше, чем в 1 месяц.

В этом поможет:

  • включённая на небольшой громкости мелодичная музыка, постепенно, по мере привыкания младенца, громкость можно усиливать, но в разумных пределах;
  • бубенчики и колокольчики, которые можно поместить по бокам кроватки, и регулярно менять их расположение;
  • музыкальные игрушки, издающие различные негромкие звуки – их также подвешивают над кроваткой, дают младенцу несколько минут на изучение сигнала, затем делают паузу и повторяют «урок»;
  • трещотки и погремушки – это хорошие инструменты для развития слуховой функции, начинают с лёгких встряхиваний предметом, заканчивая более интенсивными.

Если у родителей есть время, лучшее, что они могут сделать для своего малыша, так это – почитать ему вслух сказки или детские истории. Неважно, что он пока не постигает смысла этих рассказов, главное, что дитя слышит человеческую речь и её интонации. Можно, одновременно, показывать крохе большие яркие картинки, ведь органы чувств маленького человека, непосредственно связаны между собой, а в сочетании позволяют развивать мышление, построенное на ассоциациях.

Что привлекает внимание младенца

Безусловно, самое важное для родителей – создание тесной, психологической связи со своим малышом. Известно, что ребёнок лучше воспринимает близких людей зрительно, если находится в вертикальном положении. Поэтому, прежде всего, необходимо почаще держать его столбиком, и разговаривать с ним. При таком общении понадобится особая ласка и осторожность – нельзя допускать резких движений, громких восклицаний, это может пробудить в крохе страх.

Также стоит понять, на что любит смотреть грудной младенец и предоставлять ему такую возможность:

  1. Больше всего детки любят рассматривать мамино лицо, в два месяца грудничок уже не сможет перепутать свою родительницу ни с кем другим.
  2. Также малыши любят разглядывать мужские, более выразительные и чётко очерченные лица, особенно такие необычные для младенца атрибуты, как усы и бороду.
  3. Дети быстро замечают перемены в облик родителей, но иногда новая мамина причёска или папины очки могут напугать малыша и временно сделать близкого человека незнакомцем.
  4. Повышенный интерес детки проявляют к большим, ярким цветным предметам и бело-чёрным изображениям, которые могут рассматривать длительное время.

Относительно звуковой информации ребёнку может понравиться самая разная музыка, игрушки, звуки которых подражают голосам животных, классические мажорные произведения.

Зная, когда новорожденный начинает видеть и слышать, родители имеют возможность оценить степень развития органов чувств своего ребёнка, помочь ему совершенствовать свои способности и наладить тесный контакт, так необходимый в любой семье. Если же есть подозрения даже на малейшие отклонения от нормы, не стоит терять время, нужно незамедлительно обращаться за профессиональной медицинской помощью.

Когда ребенок начинает видеть и слышать, как видят новорожденные дети

В утробе матери плод максимально защищен от внешних воздействий, а при рождении он попадает в мир, наполненный ослепительными красками и оглушительными звуками. Такая смена обстановки воспринимается как шок, но притупленные чувства защищают младенца от первичного болезненного восприятия внешнего мира.

Как видят новорожденные?

Бытует мнение, что новорожденный ребенок видит мир вокруг себя вверх тормашками. Такие предположения были сделаны на основе представления о строении глаза, как о линзе, куда попадает перевернутое изображение, которое мозг представляет в «нормальном» положении. Но последние исследования противоречат этому мнению, основываясь на том, что дети рождаются практически слепыми, ведь при остроте зрения -7 диоптрий говорить о какой-либо фокусировке нет смысла.

Формирование и развитие органов зрения соответствует таким возрастным этапам:

Возраст Стадия развития
10 неделя беременности У плода формируются веки.
27 неделя беременности Веки плода перестают быть сросшимися. Он начинает реагировать и двигаться, если на живот направляются вспышки света.
0–1 месяц
  • Малыш может различать лишь контраст белых и темных пятен, т. е. наличие и отсутствие света.
  • Мир вокруг воспринимается, как размытая картина, на фоне которой едва прослеживаются контуры крупных предметов, расположенных на расстоянии 0,2–0,4 м.
  • К концу первого месяца практически вдвое улучшается острота зрения.
  • Взгляд не фиксируется на предметах, а, скорее, «скользит» по их поверхности.
2–3 месяц
  • Ребенок видит очертания предметов на расстоянии до 0,8 м.
  • Он может фокусировать взгляд на крупных предметах.
  • Проявляется интерес к рассматриванию контрастных простых узоров и человеческих лиц.
  • Грудничок начинает следить взглядом за движущимися предметами и людьми.
4 месяц
  • Появляется способность фокусировать взгляд на близких и дальних объектах.
  • Развивается периферическое зрение.
  • Малыш начинает различать цвета: яркий красный и желтый. Но разницу между красным и розовым, либо синим и бирюзовым, он еще не ощущает.
  • Активно развивается зрительная память, особенно на лица, вплоть до того, что малыш запоминает эмоции и мимику родителей.
6 месяц
  • Зрение становится бинокулярным, т. е. картинки, которые видят оба глаза, объединяются в одно изображение.
  • Появляется интерес к оттенкам, глубине цвета, разноцветным узорам и сложным изогнутым линиям.

Явление косоглазия до 6 месяцев считается нормальным, если происходит нечасто. При постоянном косоглазии нужно обратиться к врачу, т. к. в младенчестве легче всего корректировать зрение.

Исследования показали, что лучше всего дети реагируют на красный цвет. Его необъяснимая притягательность обусловлена яркостью, с которой не могут конкурировать более спокойные зеленые и синие оттенки. На фоне белых и черных пятен красный цвет смотрится контрастно и ново.

Методы развития зрения у новорожденных

Адаптация зрительных органов к окружающему миру происходит довольно быстро, и ее можно ускорить с помощью игровых упражнений.

  1. Первое время надо ходить перед ребенком в одежде с черно-белыми или контрастными полосками, треугольниками, кругами либо другим простым геометрическим рисунком.
  2. На расстоянии 0,3 м от лица младенца нужно активно гримасничать, чтобы он начал распознавать мимические изменения на главном визуальном объекте – мамином лице.
  3. Во время кормления можно надевать ожерелье из ярких крупных бусин, которые вызовут интерес, но не будут отвлекать малыша от утоления голода.
  4. Взяв яркую игрушку, нужно водить ею перед глазами ребенка и следить за реакцией.
  5. Над кроваткой нужно повесить гирлянду из ярких игрушек. Начать стоит с двухцветных объектов, например, красного и зеленого, а по мере развития можно добавлять другие игрушки. Хорошо, если они будут издавать какие-то мелодичные звуки.

Когда ребенок начинает слышать?

В отличие от глаз, органы слуха плода начинают активно функционировать еще на 16 неделе беременности. Серия классических экспериментов по рефлексу испуга показала, что слух новорожденного идеален. Даже в процессе родов, когда появилась только голова малыша, его глаза поворачиваются к источнику звука, хотя и ничего не видят.

Исследователи из США (команда Дэвида Чемберлена) установили, что первичная форма слуха реализуется посредством кожи, которая представляет собой мультирецептор - он объединяет информацию о болевых, термических и звуковых восприятиях. После формирования улитковой системы слух значительно улучшается.

Как показали исследования, дети чутко спят потому, что слышат окружающие звуки одинаково хорошо и во время бодрствования, и во сне. В первый месяц малыш может вздрагивать от любого резкого шума, но, когда слышит голос мамы, успокаивается. Ученые выявили ряд особенностей развития слуха у грудничков.

  1. В первые полгода жизни ребенок наиболее радостно начинает реагировать на песни и стихи, которые мама слушала и пела, будучи беременной.
  2. Он гораздо лучше слышит высокие тона, но даже в первый месяц после рождения легко различает звуковые тембры, в частности, голос мамы, папы, бабушки.
  3. Первое время малыши прислушиваются к звукам, напоминающим биологические процессы (перистальтика кишечника, биение сердца) – это стук метронома или тиканье обычных часов с дискретным ходом секундной стрелки.
  4. Звуки телефона и бытовой техники (пылесос, блендер, микроволновка) пугают ребенка.

Лечебная сила классики

Все педиатры мира сошлись в одном – самой полезной для малыша является классическая музыка и простые фольклорные песенки (из сказок, былин и добрых мультфильмов). Пассивным детям рекомендуется слушать мотивы «аллегро», а чересчур активным – «адажио». Сонаты и вальсы оказывают расслабляющий и успокаивающий эффект.

Было установлено, что положительные эмоции вызывают произведения Моцарта, Чайковского, Шуберта, Штрауса, Грига, Вивальди и Прокофьева. Однако, музыка Вагнера, Баха и даже Бетховена на младенцев действует угнетающе. Трудно сказать, сколько времени малыш будет наслаждаться классикой, но при первом же недовольстве стоит сменить репертуар, либо выключить музыку вовсе.

Новые цвета и звуки – это удивительный мир, который новорожденный не может полностью охватить своими органами чувств. Но правильный психологический подход со стороны родителей поспособствует легкому и быстрому развитию зрения и слуха.

когда начинает видеть и слышать новорожденный. Что видит ребенок

Многие родители с умилением наблюдают, как малыш, еще находясь в материнской утробе, тем или иным образом реагирует на внешние звуки: музыку, родительские голоса. Нет никаких сомнений в том, что в этот период у крохи уже развит слух. Поэтому некоторые родители начинают паниковать, когда ребенок после рождения никак не реагирует на окружающие звуки. Начинает ли он слышать сразу после появления на свет или спустя некоторое время? Нормально ли отсутствие реакции на звуки или речь идет о патологии? Что по этому поводу говорят врачи?

Когда малыш начинает слышать?

Исследователи определили, что реагировать на звуки малыш начинает на 16-17 неделе внутриутробного развития. В этот период ребенок затихает, прислушиваясь к мелодичной классической музыке, или радостно шевелит ножками, слыша, как мама читает знакомый стих.

На шестом месяце беременности ребенок отличает голос мамы, когда она разговаривает с другими людьми, определяет звучание льющейся воды, узнает любимые мелодии или сказки. В это время малыш может вредничать из-за слишком громкого звука телевизора или высоких децибелов магнитофона.

В развитых странах слух новорожденного проверяется специалистом еще в родильном доме в первые часы после рождения. Скрининг слуха помогает выявлять существующие проблемы на самом раннем этапе развития. К сожалению, у нас пока не уделяют должного внимания ранней диагностике слуха у новорожденных.

Сразу после рождения ребенок может не реагировать на обращенные к нему слова, знакомую музыку. Существует мнение, что причиной этого является наличие жидкости в первые дни после рождения во внутреннем ухе малыша, однако это не соответствует действительности. Просто следует различать наличие реакции ребенка на звуковые раздражители и собственно фактор того, слышит ли он их. Когда у родителей возникают какие-либо сомнения по поводу слуха ребенка, им лучше сразу обратиться к врачу. Таким образом, они избавятся от ненужной тревожности и беспочвенных опасений или, наоборот, смогут вовремя выявить проблему и приступить к лечению.

Сколько раз в течение суток должен какать новорожденный ребенок

Виды реакции

Малыш прекрасно слышит все, что происходит вокруг него, но явно реагирует лишь на резкие, громкие звуки. Причем врачи утверждают, что ребенок одинаково хорошо слышит звуки и во время сна, и во время бодрствования.

Новорожденный ребенок в состоянии различать:

  • Скорость обращенной к нему речи. Замечено, что когда мамина речь ускоряется, то малыш начинает активнее двигать ручками, и наоборот, заметно успокаивается, после того, как слова становятся размеренными и плавными.
  • Интонацию говорящего человека. Новорожденные дети хорошо себя ведут и прислушиваются к спокойной речи, но часто начинают пугаться и плакать от резких или громких звуков.
  • Тембр голоса. Среди разнообразных голосов самым первым малыш начинает узнавать голос мамы, который он слышал задолго до рождения.
  • Знакомые и незнакомые звуки. Малыш различает звучание разных игрушек, при этом одна из них может ему нравиться, а другая нет, и он будет по-разному на них реагировать. Кроме того, иногда, увлекшись каким-либо одним звуком (например, погремушкой или звуковой игрушкой), ребенок перестает реагировать на другие окружающие звуки. Это вполне нормально, так как дети могут абстрагироваться от внешнего мира в тот момент, когда сильно чем-то увлечены.

Определить, слышит ли малыш звуки, проще всего по его реакции. Это может быть:

  • движение руками или ногами,
  • замирание и прислушивание,
  • вращение глазками или головой в поисках источника звука,
  • испуг или вздрагивание, плач.

Контрольные этапы развития слуха

По мере роста и развития ребенка родители должны наблюдать за тем, как он реагирует на звуковые раздражители, и сопоставлять реакцию с нормативной для определенного возраста.

  • Если на 2-5 день после рождения ребенка рядом с ним сделать несколько негромких хлопков, то малыш отреагирует на них морганием, движением или еще каким-либо образом.
  • С первых дней жизни малыш вздрагивает, пугается, когда слышит резкие, громкие звуки, имеющие сильную вибрацию.
  • Кроха возрастом 3-4 недели начинает узнавать некоторые наиболее привычные шумы. Его реакция на них выражается не в хаотичном подергивании ручек и ножек, а в более размеренных движениях.
  • Малыш после трех месяцев от рождения уже вполне осознанно ищет глазками говорящего человека или погремушку, звук которой ему слышен.

Польза прогулок с новорожденным на улице и когда можно начинать гулять

Если даже родители не сумели определить реакцию малыша на какие-либо звуки, это не повод для паники. Своевременное обращение к врачу позволит максимально эффективно устранить возможные проблемы со слухом.

Ряд болезней, пере

Проверка слуха новорожденных - NHS

Тест на слух у новорожденного помогает выявить детей с постоянной потерей слуха как можно раньше. Это означает, что родители могут получить необходимую поддержку и совет с самого начала.

Коронавирусное обновление

Прием на осмотр новорожденного и вакцинация продолжаются в обычном режиме, в том числе:

  • пятно крови для новорожденного
  • скрининг слуха новорожденного
  • физическое обследование новорожденного

Важно ходить на прием к врачу, если вы, ваш ребенок или кто-то другой, кого вы жить с симптомами коронавируса.

Потеря слуха у детей

От одного до двух детей на 1000 рождаются с постоянной потерей слуха в одном или обоих ушах.

Увеличивается примерно до 1 на каждые 100 детей, которые провели в реанимации более 48 часов.

Большинство этих детей рождаются в семьях без постоянной потери слуха.

Постоянная потеря слуха может значительно повлиять на развитие детей.

Раннее обнаружение может дать этим детям больше шансов развить языковые, речевые и коммуникативные навыки.

Это также поможет им максимально использовать отношения с семьей или опекунами с раннего возраста.

Newborn hearing screening test

Когда проводится проверка слуха новорожденного?

Если вы рожаете в больнице, вам может быть предложен тест на слух новорожденного для вашего ребенка до выписки.

В противном случае это будет сделано медицинским работником, помощником или посетителем в течение первых нескольких недель.

С вами свяжется местная служба проверки слуха новорожденных, чтобы договориться о подходящем времени и месте.

В идеале тест проводится в первые 4-5 недель, но его можно сделать в возрасте до 3 месяцев.

Если вам не предлагается скрининговый тест, попросите своего медицинского представителя, местный аудиологический отдел или терапевта записаться на прием или обратитесь в местную службу скрининга слуха новорожденных.

Как проводится проверка слуха новорожденного?

Этот тест называется автоматизированным тестом на отоакустическую эмиссию (AOAE). Это займет всего несколько минут.

Маленький наушник с мягким наконечником помещен в ухо вашего ребенка, и звучат нежные щелчки.

Не всегда возможно получить четкие ответы от первого теста. Это случается со многими детьми, и не всегда означает, что у вашего ребенка постоянная потеря слуха.

Это может означать:

  • , когда ваш ребенок был взволнован, когда был выполнен тест
  • , был фоновый шум
  • , у вашего ребенка жидкость или временная закупорка в ухе

В этих случаях вашему ребенку будет предложено второй тест. Это может быть то же самое, что и первый тест, или другой тип, называемый тестом автоматического ответа на слуховой мозг (AABR).

Тест AABR включает в себя размещение 3 маленьких датчиков на голове и шее вашего ребенка. Мягкие наушники надеваются на уши вашего ребенка, и звучат нежные щелчки. Этот тест занимает от 5 до 15 минут.

Эти тесты никак не повредят вашему ребенку.

Должен ли мой ребенок пройти тест слуха у новорожденного?

Настоятельно рекомендуется, но вам не нужно это принимать. Если вы решите не проходить скрининг, вам будут предоставлены контрольные списки, которые помогут вам проверить слух вашего ребенка по мере его взросления.Если у вас есть какие-либо проблемы, поговорите со своим врачом или врачом общей практики.

Когда мы получим результаты?

Вы получите результаты теста слуха вашего ребенка, как только тест будет завершен. Если у вашего ребенка четкий ответ на оба уха, у него вряд ли будет постоянная потеря слуха.

Но проверка слуха новорожденного не выявляет все виды постоянной потери слуха. У детей также может развиться постоянная потеря слуха, поэтому важно проверять слух вашего ребенка по мере взросления.

Контрольный список в личной медицинской карте вашего ребенка (красная книга) рассказывает, как это сделать.

Вы также можете загрузить 2 контрольных списка: один, который говорит вам, какие звуки должен издавать ваш ребенок, и другой, который говорит вам, на какие звуки должен реагировать ваш ребенок.

Если у вас есть какие-либо сомнения по поводу слуха вашего ребенка, сообщите об этом своему врачу или врачу общей практики.

Что означает, если моего ребенка направляют к специалисту по слуху?

Если результаты скринингового теста не показывают четкого ответа от одного или обоих ушей вашего ребенка, будет назначена встреча со специалистом по слуху в аудиологической клинике.

Даже если это произойдет, это не обязательно означает, что у вашего ребенка потеря слуха.

Специалист по слуху должен увидеть вас в течение 4 недель после проверки слуха вашего ребенка.

Важно посещать прием на случай, если у вашего ребенка будет постоянная потеря слуха.

Встреча обычно занимает от 1 до 2 часов. Это включает время, чтобы уладить вашего ребенка.

Если возможно, кормите ребенка незадолго до проверки слуха. Убедитесь, что у вас есть все необходимое, чтобы они были удобными и счастливыми.

Тесты дают более подробную информацию о слухе вашего ребенка. Они не причинят вреда или неудобства для вашего ребенка, и вы сможете остаться с ними, пока тесты не пройдут.

Вы можете взять с собой на встречу своего партнера, друга или родственника.

Ваш аудиолог, как правило, сможет объяснить результаты в конце приема. Они объяснят, что результаты означают для слуха вашего ребенка, и нуждаются ли они в дополнительных тестах.

Что это значит, если у моего ребенка постоянная потеря слуха?

Типы и уровни постоянной потери слуха варьируются.У каждого ребенка потеря слуха будет отличаться.

Доступна поддержка и информация, включая листовки о различных типах потери слуха:

Вы также можете обратиться по бесплатной телефонной линии Национального общества глухих детей (NDCS) по номеру 0808 800 8880 (голос и текст).

Обзор СМИ в последний раз: 17 августа 2018
Обзор СМИ в 17 августа 2021

Последняя проверка страницы: 23 февраля 2018 г.
Следующий срок рассмотрения: 23 февраля 2021 г.

,
Женщина слышит плач на улице и видит новорожденного ребенка среди щенков бездомных - PawMyGosh

Бродячая собака по имени Уэй из Буэнос-Айреса провозглашается героем после того, как вышла за пределы своего долга как мать. Уличная собака только что родила помета щенков и делала все возможное, чтобы заботиться о них, но ее семья собиралась расти на одного.

Уэй всегда могла позаботиться о себе, но теперь ей пришлось кормить всю семью.Она будет рыскать по улицам в поисках любых кусочков еды, которые сможет найти. И теперь, в разгар зимы, она должна была поторопиться, чтобы согреть своих детей.

Но вот когда Вэй наткнулся на новорожденного человеческого ребенка в переулке, заброшенном и совершенно одиноком. Ее материнские инстинкты включились, и она побежала назад к своим щенкам, принесла их и поместила их вокруг ребенка для тепла. Затем она свернулась вокруг группы как можно лучше.

Это было на следующее утро, когда местный житель по имени Алехандрия Гриффин услышал плач у ее дома.Она вышла на улицу, чтобы посмотреть, и она не могла поверить в то, что она видела: бродячая собака с человеческим ребенком среди ее щенков. Женщина позвонила в полицию за помощью.

Ребенок, которого теперь зовут Сантино, был доставлен в больницу для оказания медицинской помощи. Алехандрия рассказала полиции и врачам о действиях бездомной собаки, и они искренне верят, что ребенок умер бы, если бы не Уэй.

Малыш Сантино был в удивительно хорошей форме для всего, через что он только что прошел, и все это благодаря удивительной заботе, которую Вэй оказал в качестве суррогатной матери.

Полиция смогла разыскать мать ребенка, 33-летнюю женщину из Буэнос-Айреса, у которой уже было восемь других детей. Она была арестована и обвинена в том, что оставила своего ребенка.

Путь был доставлен в местный приют, где за ней и ее детьми можно было ухаживать, пока они не найдут дом навсегда. Это хорошая новость в этой истории! 🙂

ч / т Животный канал

,
Советы по развитию замечательного новорожденного, вехи, игры и игрушки

Newborn baby development milestones Newborn baby development milestones

Какой это потрясающий момент, когда вы впервые видите своего новорожденного ребенка ! В первый раз, когда я собиралась родить, я подумала, будет ли ребенок выглядеть совершенно незнакомым. Но каждый раз, когда я рожала, мой ребенок выглядел знакомым с самого начала.

Может быть, это потому, что они, как говорят, с самого начала напоминают своих отцов, так что он будет чувствовать себя в безопасности, что это его ребенок ... По крайней мере, так расскажет вам сказка старых жен.

В этом посте рассказывается о вехах новорожденного, о том, как играть с новорожденным, а также о нескольких игрушках, которыми может наслаждаться даже новорожденный.


Новорожденные такие маленькие и беспомощные. И они спят, и спят, и спят. И еда. И какашки. Если вы на грудном вскармливании, ваш маленький любимый может на самом деле какает каждый раз, когда он ест (Примерно 8 раз или больше в день…) И вы удивлялись, как новая мама может быть так занята… 😉

Но они также полны способностей, которые помогут им выжить. Знаете что?

Руководство для вашего новорожденного ребенка

Основные этапы развития новорожденного

newborn baby development newborn baby development Знаете ли вы, что не так давно было принято делать операции на новорожденных без анестезии? Предполагалось, что они все равно не почувствуют боли.

Сегодня мы знаем лучше!

Вот основные этапы развития и способности новорожденного ребенка:

  • У вашего ребенка чувствительной кожи , и он нуждается в контакте с кожей. Именно по этой причине часто рекомендуется, чтобы матери, которые не могут кормить грудью своего ребенка, как можно чаще снимали его при кормлении из бутылочки.
  • У детей хорошо развит слух , слух уже в утробе матери. Поэтому они часто узнают голос своей матери с самого начала.Через несколько недель ваш ребенок также узнает голос своего отца и братьев и сестер.
  • Его или ее чувство вкуса и обоняния также хорошо развиты. Ваш ребенок предпочитает сладкие вкусы и может отвернуться от чего-то, что плохо пахнет.
  • У вашего ребенка зрение совсем не так хорошо. Но с самого начала ваш ребенок может сосредоточиться и следить за движущимся объектом. Хотя это не может быть слишком далеко. Его / ее незрелые глаза могут фокусироваться только на расстоянии от 8 до 10 дюймов от лица.
  • Новорожденный ребенок лучше всего видит черно-белые узоры и цвета. Считается, что различие между другими цветами не очень хорошо, по крайней мере, до 3-месячного возраста.
  • Уже в первые недели жизни дети предпочитают человеческие лица объектам . Эксперты объясняют это тем, что часть мозга посвящена распознаванию лиц. Благодаря тому, что эта часть мозга относительно хорошо развита с самого начала, ребенку помогают в его / ее процессе привязаться к его / ее матери.Вы заметите, что ваш ребенок с самого начала наслаждается зрительным контактом (несколько мгновений, когда он настороже…).
  • Не беспокойтесь, если ваш ребенок вначале косоглазый. Мышцы глаза слабы и не скоординированы и будут оставаться в некоторой степени до тех пор, пока ребенку не исполнится 3 месяца.
  • Уже будучи новорожденным, ребенок может также координировать свои чувства и, например, наблюдать, как папа высунул язык и подражает ему. Дайте ребенку немного времени, если вы попробуете это, имитация придет через некоторое время!
  • Даже если многие чувства хорошо развиты, новорожденный ребенок не может контролировать свое тело .Конечности, а также ее сильное желание сосать, в основном контролируются рефлексами.
  • Некоторые дети также запускают свою первую улыбку в течение нескольких дней, в то время как другие ждут несколько недель. Держите свою камеру наготове!
  • Если вы думаете, что ваш ребенок выглядит странно в любом случае, прочитайте здесь о нормальной внешности новорожденного.

Игры, чтобы играть

Поговорите со своим ребенком! Поскольку он или она, вероятно, узнают ваш голос с самого начала, это заставит вашего ребенка чувствовать себя в безопасности. Поощряйте папу и братьев и сестер делать то же самое, чтобы ускорить распознавание ребенком их голосов.

Слышать ваш голос и смотреть в глаза на небольшом расстоянии - это очень весело для нового ребенка. Прежде чем вы это узнаете, он / она начнет улыбаться вам и, возможно, даже начнет ворковать. Чудесно!

Вы также можете помочь ребенку, используя ее глаза, медленно двигая указательным пальцем вправо и влево перед его глазами. Сделайте немного рифмы, делая это. Если вы можете, старайтесь использовать одну и ту же рифму каждый раз, когда вы играете в игру, дети любят рутины!

Вот еще несколько идей о том, как играть с новорожденным ребенком.

Toy Tips

Вашему новому члену семьи на самом деле не нужны никакие игрушки. Он нуждается в тебе! Быть рядом с мамой и папой - любимое занятие.

Для стимуляции вы можете купить детский музыкальный мобильный телефон, чтобы повесить его на кроватку или пеленальный столик. У него должны быть яркие цвета и узоры, чтобы быть интересным.

Мобильный телефон через кроватку может использоваться, чтобы развлечь вашего ребенка до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым, чтобы иметь возможность подтянуться и дотянуться до него. Затем он должен идти по соображениям безопасности.

Ярко окрашенная кукла-пальчик (или черно-белая) может быть забавным вариантом при игре для тренировки мышц глаз ребенка, как описано выше.

Видео о новорожденном ребенке

Вот видео, показывающее количество новорожденных и их способности. Например, вы можете увидеть типичные движения и рефлексы новорожденных в этом видео.

Подробнее о новорожденном ребенке

Куда бы вы хотели пойти дальше?

Детские посты развития | 1-месячного ребенка
.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о