Таблица развития новорожденных до года: Новорожденный ребенок психомоторное развитие — календарь развития младенца первый год жизни

Содержание

Ориентировочная таблица этапов развития ребенка

Двигательное развитие, моторика Психическое развитие Речевое развитие
1 месяц Попытка приподнять голову, лежа на животе Кратковременно фиксирует взгляд и прослеживает за игрушкой. Первая улыбка при общении со взрослыми. При общении издает тихие звуки — короткое гуление, гукание.
2 месяца Приподнимает и 10-20 сек, удерживает голову, лежа на животе. В вертикальном положении удерживает голову не постоянно. Длительно удерживает предмет в поле зрения, четко следит за двигающимся в горизонтальной плоскости предметом. Отвечает улыбкой и удерживает ее при общении со взрослым. Начальное гуление (гукание) при положительном эмоциональном состоянии.
3 месяца
Хорошо держит голову и в вертикальном положении. Опирается на предплечья, согнутые под острым углом, лежа на животе. В ответ на обращенную к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук и ног (комплекс оживления). Поворачивает голову и глаза к источнику звука (погремушке). При виде игрушки появляются нецеленаправленные движения рук. Певучее гуление.
4 месяца Опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, лежа на животе. При тракции за руки из положения лежа на спине — активно приподнимает (сгибает) голову — подбородок достает до грудины; пытается подтянуться к: рукам взрослого.
Переворачивается со спины на бок.
Тянется рукой к подвешенной игрушке, пытается захватить, рассматривает ее.
При попытке врача играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Узнает мать (отличает ее от других взрослых). Длительно гулит. Громко смеется при общении со взрослыми.
5 месяцев Опирается на ладони вытянутых рук, на одну руку, лежа на животе. Ровно и устойчиво стоит при поддержке взрослым под мышки.
Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит над грудью ребенка.
Переворачивается со спины на живот.
Плачет, когда уходят, прерывая контакт с ним. Различает строгий и ласковый тон, по- разному реагирует на них. Подолгу певуче гулит.
6 месяцев При тракции за руки из положения лежа на спине — садится. Сидит в подушках или при поддержке взрослым за бедра или пальцы рук. Подползает. Свободно берет игрушку из руки взрослого с любой стороны. Прекращает плакать, когда берут на руки. Начало лепет — произносит некоторые отдельные (без повторения) слоги — «ма», «ба»
7 месяцев Посаженный ребенок самостоятельно сидит, опираясь на руки. Ползает на животе. Начинает поворачиваться о животам на спину.
Может брать по игрушке в каждую руку, удерживать их одновременно, стучать друг об друга.
Различает своих и чужих и по-разному реагирует на них (при попытке врача вступить в контакт с ребенком сначала чаше всего отрицательная реакция). Подолгу лепечет.
8 месяцев Начинает самостоятельно сидеть без опоры. Встает на четвереньки. Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает грызет его. При назывании взрослым (вопрос «где» ) разыскивает взглядом знакомый предмет, находящийся в определенном постоянном месте. Громко повторно (сам) произносит различные слова; «ма-ма-ма», «ба-ба-ба».
9 месяцев Сидит сам продолжительное время.
Придерживаясь за барьер сам полностью встает, стоит, переступает и опускается. Ходит при поддержке взрослого за обе руки.
Играет с предметами по- разному в зависимости от их свойств: катает, вынимает.
По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например «ладушки», «до свидания», «дай ручку», «открой рот» и т.д.
На вопрос «где» ищет и указывает взглядом или жестом знакомый пред мет, независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек.
Поворачивается на собственное имя.
Во время лепета подражает сам себе, повторяя случайно возникающие звукосочетания.
10 месяцев Стоит самостоятельно без опоры. Ходит, держась одной рукой за опору. Приседает.
При игре открывает и закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой.
По просьбе берет и подает знакомые предметы «дай мяч, дай пялю»). Показывает части тела другого человека. Голосом сигнализирует о предстоящем мочеиспускании или дефекации. Повторяет за взрослым новые, ранее не произносимые слоги.
11 месяцев Уверенно стоит, делает первые шаги без опоры. Играет с пирамидкой, нанизывает кольца. Начинает понимать запрет (реакция торможения при слове «нельзя»). Показывает части своего тела. Первые лепетные слова: «ма-ма.», «ба-ба»; упрощенные слова- обозначения; «кис-кис», «ав-ав», «бай» и т.д. Указанные лепетные слова ребенок использует целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (мать, игрушка, кошка и др.) или действием «ам-ам» — еда).
1 год Самостоятельно стоит без опоры, ходит. Приседает и встает. Сам держит чашку и пьет из нее. Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик). Перестает тянуть предметы и игрушки в рот. Выполняет несколько простых инструкций: «дай то-то, иди ко мне» и д., которым был обучен. Выполняет элементарные требования взрослых. Первые слова: «мама, папа, дай». Появление слов-меток: «бах» — падение и т.д. Копирует интонации, выражена интонация просьбы. Выражает желания звуками и жестами.
1 год — 1 год 3 месяца Умеет пятиться, приседать, наклоняться.
Пытается самостоятельно есть густую пищу ложкой.
Выполняет простые поручения с предметами: «принеси, положи, открой и закрой ящик» и т.д. Среди других предметов отдает предпочтение игрушке. Начинает воспроизводить в игре разученные действия, кормит куклу.
Собирает пирамидку без учета размера колец. Строит башню из двух кубиков.
Быстрый рост пассивного словаря (запаса понимаемых слов). В активном словаре — произвольное использование знакомых слов; существование особого «жаргона» (облегченные слова).
1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев Поднимается и спускается по ступенькам. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой. Воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия: причесывает, умывает куклу т.д. Строит башню из трех кубиков.
При рассматривании сюжетной картины на вопрос взрослого показывает известные ему предметы, животных и др.
По просьбе взрослого называет хорошо знакомые предметы и объекты. активно использует слова при сильной заинтересованности, удивлении или радости, чтобы назвать предмет.
1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев Частично раздевается — носки, шапка — с небольшой помощью взрослых. Понимает несложный рассказ по картинке, пытается отвечать на простые вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки. При игре пытается строить из кубиков ворота, скамейку и т.д. Начинает проситься на горшок. Произносит предложения из двух слов. Ежедневно появляются новые слова.
1 год 10 месяцев – 2 года Начинает бегать. Умеет подпрыгивать на месте. Попадает по мячу ногой.
Частично одевается — ботинки, носки, шапку.
В игре воспроизводит ряд логически связанных действий: куклу купает, затем вытирает.
По предлагаемому образцу, и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
При игре может контактировать с другими детьми.
При общении со взрослыми использует предложения из 2-3 слов.
2 года – 2 года 6 месяцев Сам одевается, кроме застегивания и шнуровки. В играх выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, затем баюкает и укладывает ее спать. Выполняет двухэтапную инструкцию «пойди в кухню, принеси чашку»). Целый день остается чистым. Говорит многословными предложениями (3-5 слов). Активный словарный запас 50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет свое имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы.
2 года 7 месяцев – 3 года Полностью сам одевается и застегивает пуговицы. Обувается, с помощью завязывает шнурки.
Может несколько секунд постоять на одной ноге.
Воображение в игре (стул — машина, кубик-мыло). Возможность игровых действий без предметов. Появление ролевой игры — например, играя с куклой, говорит; «я — мама», «я — доктор».
Коллективная ролевая игра при распределении роли старшими: «ты будешь зайчик».
Собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом. Называет 4 основных цвета.
Элементарные рисунки карандашом, лепит простые фигурки из пластилина.
Понимает прочитанные короткие сказки (видно по мимике, ответам на вопросы).
Называет имена родителей. Часто задает вопросы «почемучка»). Говорит о себе «я».
Начинает употреблять сложные предложения. Речь используется с целью объяснения, размышления.

Таблица развития ребенка по месяцам до года 👪 Таблица развития ребенка по месяцам

Первый год жизни малыша — фундаментальный и главный этап для самого младенца и родителей. Начинается этот период с первого крика новорожденного, а завершается моментом, когда кроха научится ходить, разговаривать, выражать свои эмоции. Таблица развития ребенка по месяцам до года поможет новоиспеченным родителям понять, чему должен научиться их малыш на определенной вехе развития, и что должно их насторожить.

Развитие ребенка до года по месяцам в таблице

Организм деток, рожденных раньше положенного срока, очень слаб. Родители переживают, смогут ли их малыши овладеть навыками, свойственными доношенным детям такого же возраста. Согласно статистическим данным, в первые шесть месяцев по основным показателям недоношенные младенцы развиваются медленнее, чем их сверстники, но затем могут быстро нагнать и даже обогнать доношенных детей.

Календарь развития младенцев по месяцам с рождения и до года:

1 месяц Организм недоношенного малыша в этом возрасте еще ослаблен, поэтому все, что он умеет делать, это спать и глотать еду. Сосательный рефлекс пока развит плохо, поэтому ребенка кормят из бутылочки.
2 месяц Младенец пока очень быстро утомляется, но тонус его мышц уже заметно усиливается, нарастает двигательная активность. Он учится концентрировать взгляд на предметах, изучает окружающую обстановку. Кроха может пытаться удерживать голову, но это удается пока с трудом.
3 месяц Способен фокусировать взгляд на предмете, пытается приподнять головку. Проявляется хватательный рефлекс.Возрастает активность, повышается аппетит, увеличиваются показатели веса и роста.
4 месяц Издает новые звуки, пытается общаться, хватает и трясет игрушку, с удовольствием рассматривает окружающие предметы, удерживает голову и вращает ею, пытаясь найти источник звука.
5 месяц Трясет погремушкой, идет на контакт со взрослым, осознанно улыбается, лепечет, реагирует на маму и папу, пытается перевернуться со спины на живот.
6 месяц Переворачивается с живота на спину и наоборот, проявляет интерес к играм, крепко зажимает в ручке игрушку.Усиливается его слуховое восприятие.
7 месяц Проявляет желание есть самостоятельно, пытается ползать, может играть сам с собой, становится на четвереньки.
8 месяц Делает попытки сидеть самостоятельно, играет в таком положении, указывает пальчиком на знакомый предмет, понимает обращенную к нему речь.
9 месяц Уверенно сидит, может начать самостоятельно вставать, ходить вдоль стенки.
10 месяц Самостоятельно стоит у опоры, ползает, может произносить отдельные слоги.
11 месяц Пытается сделать первые шаги без опоры, может отвечать слогами и простыми словами, интересуется взрослой пищей.
12 месяц Ходит, говорит, изучает игровые приемы.

 

рост и развитие ребенка до года

Календарь развития младенца по месяцам

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому показатели, приведенные в таблицах развития доношенных детей, можно назвать усредненными, без учета индивидуальных особенностей.

Таблица 1.

1 месяц Лежа на животе, малыш поднимает голову на несколько секунд, четко реагирует на яркий свет, громкие звуки, взмахивая ручками и прижимая их к телу.
2 месяц Удерживает голову, находясь в вертикальном положении, следит за интересующими объектами, не боится света и звуков, хватает пальчиками игрушки.
3 месяц Уверенно держит голову, может опираться на локти, лежа на животе, приподнимает верхнюю часть корпуса.
4 месяц Отталкивается ножками в вертикальном положении, ярко реагирует на игрушки, переворачивается со спины на животик, поднимает голову, хватает игрушки.
5 месяц Пытается приподняться самостоятельно, сесть. Внимательно изучает предметы, реагирует на близких.
6 месяц Самостоятельно садится, переворачивается со спины на живот и обратно. Пытается осознанно шагать с помощью взрослых, поднимает игрушки.
7 месяц Начинает активно ползать, пытается стоять, опираясь на мебель, стены, иногда делает мелкие шажки. С удовольствием рассматривает свое отражение в зеркале, интересуется окружающими предметами.
8 месяц Долго играет любимыми игрушками, уверенно переступает ножками по полу, держась за руки родителей.
9 месяц Пытается вставать на ножки и ходить без помощи мамы и папы. Мелкая моторика малыша достаточно развита – он передвигает мелкие предметы, собирает пирамидки, детали несложных конструкторов.
10 месяц Способен проявлять эмоции односложными словами, движениями ручек. Имитирует интонацию, жесты родителей. Его надолго увлекают простые действия – ребенок открывает и закрывает дверцу шкафа, поднимает и бросает игрушки.
11 месяц Достаточное развитие коммуникативных навыков позволяет крохе мимикой и жестами выразить свое одобрение или неодобрение, согласие или несогласие. Имитирует звуки животных, охотно показывает что-нибудь по просьбе.
12 месяц Интересуется абсолютно всем, происходящим вокруг: звуками, действиями. По просьбе близких способен выполнить сложные задачи – закрыть или открыть дверь, принести предметы.

Какие проблемы могут быть в развитии ребёнка первого года жизни? Что советуют делать специалисты?

Бить тревогу и обращаться к педиатру специалисты советуют, если в определенном возрасте у малыша не вырабатываются нужные навыки.

Проблемы могут касаться следующих сторон развития младенца:

Для того, чтобы ребенок успешно освоил те или иные действия, известный педиатр Евгений Комаровский рекомендует родителям активно сотрудничать с малышом:

  • несколько раз на собственном примере повторять совершение действия;
  • оценивать, насколько правильно малыш его выполняет;
  • эмоционально поддерживать кроху, особенно при его неудачах.
Какие проблемы были в развитии моего ребенка до года? Как я их решала?

Ольга, 31 год, Омск:

«Мой ребенок родился на 39 неделе абсолютно здоровым. Но в двухмесячном возрасте я заметила, что держать голову ему сложно – быстро уставал. Я считаю себя ответственной мамой, таблица развития малыша была изучена мной вдоль и поперек, поэтому стало понятно, что проблема имеет место быть. Обратились к педиатру, она посоветовала делать сыну массаж. Уже после нескольких сеансов Егорка окреп, смог поднять головку и держать её дольше, чем раньше. Массажики очень нравились моему малышу, поэтому продолжили курс еще на несколько недель. Так что – все решаемо, нужно просто вовремя обращаться к врачу!»

Темпы развития у всех малышей разные, поэтому ориентироваться на сроки появления тех или иных навыков, тревожится и огорчаться по поводу их отсутствия не стоит. Отставание от возрастных показателей вовсе не означает, что ребенок развивается неправильно. Родителям важно просто следить, чтобы развитие младенца прогрессировало, а предыдущие достижения сменялись новыми.

Автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.

Таблица 2.

Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года

«Пра­вильно ли раз­ви­ва­ется наш ребе­нок?» Этот вопрос бес­по­коит едва ли не каж­дого из «ново­ис­пе­чен­ных» роди­те­лей. Осо­бен­ное бес­по­кой­ство он вызы­вает в семьях, в кото­рых ребе­нок появился впер­вые. Это – есте­ствен­ное бес­по­кой­ство, и спра­виться с ним можно только обла­дая инфор­ма­цией о том, что «дол­жен делать» малыш в раз­лич­ные воз­раст­ные периоды.

В послед­ние годы, осо­бенно в зару­беж­ных изда­ниях, много гово­рится о том, что «вся­кий ребе­нок раз­ви­ва­ется по-сво­ему», «у каж­дого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет раз­ви­ваться как надо…». Вряд ли можно при­вет­ство­вать такой под­ход, поскольку он сни­жает вни­ма­ние роди­те­лей к раз­ви­тию ребенка, что зача­стую при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию «про­пу­щен­ной» задержки в пси­хи­че­ском и мотор­ном раз­ви­тии ребенка. Поэтому мы пред­ла­гаем Вам при­мер­ную схему обре­те­ния малы­шом тех или иных навы­ков на пер­вом году его жизни.

В целом раз­ви­тие ребенка на пер­вом году жизни можно све­сти к несколь­ким эта­пам. В пер­вые недели после рож­де­ния тонус мышц повы­шен, обес­пе­чи­вая сохра­не­ние «внут­ри­утроб­ной позы», от кото­рой ребе­нок еще «не отвык».

Кроме того, с рож­де­ния ребе­нок нахо­дится во вла­сти врож­ден­ных «рефлек­сов ново­рож­ден­ного». Посред­ством этих рефлек­сов При­рода все делает за него: рото­вые авто­ма­тизмы вклю­чают поиск соска и соса­ние при лег­ком каса­нии губ, хва­та­тель­ный рефлекс помо­гает ему удер­жи­ваться на поверх­но­сти (как обе­зья­ньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы ухо­дят кор­нями в наше дале­кое про­шлое), при ощу­ще­нии опоры под пят­кой в поло­же­нии лежа ребе­нок непро­из­вольно пол­зет (чтоб не поте­ряться!). Будучи постав­лен­ным на ножки, он активно опи­ра­ется и даже делает (непро­из­воль­ные!) шаго­вые дви­же­ния. Это – тот «про­жи­точ­ный мини­мум», кото­рый поз­во­ляет малышу обес­пе­чи­вать свою жизнь непро­из­вольно, то есть неосмыс­ленно, пока идет созре­ва­ние его цен­траль­ной нерв­ной системы.

Известно, навер­ное, всем, что мы рож­да­емся уже с прак­ти­че­ски пол­ным набо­ром нерв­ных кле­ток и что они в после­ду­ю­щем «не вос­ста­нав­ли­ва­ются». Но после рож­де­ния весь этот «ком­плект» дол­жен зара­бо­тать. Клетки должны «узнать», чем каж­дой из них пред­стоит зани­маться, объ­еди­ниться в группы согласно постав­лен­ным перед ними зада­чам, нала­дить обмен информацией.

Поэтому про­цесс созре­ва­ния нерв­ной системы сво­дится к нала­жи­ва­нию свя­зей между ними путем про­рас­та­ния кле­точ­ных отрост­ков – аксо­нов, орга­ни­за­ции их таким обра­зом во все более и более слож­ные группы, и уве­ли­че­нию ско­ро­сти обмена информацией.

Что же явля­ется основ­ным в раз­ви­тии ребенка на пер­вом году жизни? Посте­пен­ное сни­же­ние повы­шен­ного при рож­де­нии мышеч­ного тонуса поз­во­ляет посте­пен­ной отойти от внут­ри­утроб­ной позы и «рас­кре­по­щает» конечности.

Посте­пенно ниве­ли­ру­ясь, врож­ден­ные рефлексы заме­ня­ются про­из­воль­ной, то есть осмыс­лен­ной, актив­но­стью, кото­рую обес­пе­чи­вает посто­янно раз­ви­ва­ю­щийся мозг. Парал­лельно идеи и раз­ви­тие пси­хи­че­ских функций.

Именно таким обра­зом Авто­ма­ти­че­ское соса­ние пере­хо­дит в осмыс­лен­ный прием пищи, авто­ма­ти­че­ское пол­за­ние заме­ня­ется пол­за­нием актив­ным, после дол­гого пере­рыва (реак­ция опоры и авто­ма­ти­че­ская походка уга­сают обычно меся­цам к трем) при­хо­дят слож­ные навыки удер­жа­ния тела в поло­же­нии стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы пони­ма­ете, выпа­де­ние какого-то этапа в этом слож­ном про­цессе при­во­дит к «поломке после­до­ва­тель­но­сти» и зача­стую – к фор­ми­ро­ва­нию задержки в раз­ви­тии. Так, напри­мер, сохра­ня­ю­щийся дли­тель­ное время повы­шен­ный тонус ведет к огра­ни­че­ниям в дви­же­ниях конеч­но­стей и тор­мо­зит раз­ви­тие осмыс­лен­ных дви­же­ний. Не угас­ший вовремя рефлекс ново­рож­ден­ного ско­вы­вает иду­щий ему на смену про­из­воль­ный дви­га­тель­ный акт. Все это опре­де­ляет вни­ма­ние, уде­ля­е­мое нюан­сам раз­ви­тия ребенка дет­скими вра­чами. Зна­ние основ­ных эта­пов раз­ви­тия роди­те­лями поз­во­лит нам наде­яться на то, что Вы вовремя позо­вете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Ново­рож­ден­ный

Зре­ние – при ярком свете жму­рится, пово­ра­чи­вает глаза к источ­нику света.

Слух – при рез­ком звуке вздра­ги­вает или моргает.

Мото­рика – поза «эмбри­она» с при­ве­ден­ными к туло­вищу руками и ногами, дви­же­ния хао­ти­че­ские, мед­лен­ные. Кисти в кулачках.

Эмо­ции – много спит, про­сы­па­ется только на корм­ле­ния или когда мокрый.

1 месяц

Зре­ние – фик­са­ция взора на непо­движ­ном пред­мете или лице взрос­лого, начи­нает про­сле­жи­вать за дви­жу­щимся пред­ме­том, пери­о­ди­че­ское косо­гла­зие, зажму­ри­ва­ние глаз при ярком свете.

Слух – крат­ко­вре­мен­ное сосре­до­то­че­ние на звук и голос, вздра­ги­ва­ния, мига­ния при рез­ком звуке.

Речь – появ­ля­ются отдель­ные зад­не­языч­ные звуки «г», «к».

Мото­рика – в поло­же­нии на животе под­ни­мает голову, пыта­ется ее удержать.

Эмо­ции – откры­вает рот при обра­ще­нии к нему взрос­лого (рото­вое внимание).

2 месяца

Зре­ние – про­сле­жи­ва­ние взгля­дом в гори­зон­таль­ной плос­ко­сти, может сохра­няться непо­сто­ян­ное косо­гла­зие, любит рас­смат­ри­вать лицо матери, гео­мет­ри­че­ские фигуры в бело-чер­ном цвете.

Слух – при­слу­ши­ва­ется, пово­ра­чи­вает голову в сто­рону источ­ника звука.

Речь – в конце вто­рого месяца появ­ля­ется гуление.

Мото­рика – в поло­же­нии на животе хорошо дер­жит голову, удер­жи­вает вло­жен­ную игрушку в руке.

Эмо­ции – появ­ля­ется улыбка при обще­нии со взрослым.

3 месяца

Зре­ние – дли­тельно рас­смат­ри­вает пред­меты, соче­тан­ный пово­рот головы и глаз, плавно про­сле­жи­вает за пред­ме­тами в поло­же­нии лежа на животе.

Слух – отыс­ки­вает источ­ник звука гла­зами с пово­ро­том головы.

Речь – ребе­нок гулит нарас­пев, пыта­ется под­ра­жать инто­на­ции обра­щен­ной речи взрослого.

Мото­рика – удер­жи­вает голову в вер­ти­каль­ном поло­же­нии, в поло­же­нии на животе опора на руки под ост­рым углом. Кисти открыты, наты­ка­ется руками на пове­шен­ные перед ним игрушки, пыта­ется их захва­тить. При попытке потя­нуть за руки при­под­ни­мает голову.

Эмо­ции – в ответ на вид взрос­лого, игрушки появ­ля­ется улыбка, уси­ли­ва­ется дви­га­тель­ная актив­ность, голо­со­вые реакции.

Игра – рас­смат­ри­вает, ощу­пы­вает свои руки.

4 месяца

Зре­ние – может пере­во­дить взгляд с пред­мета на пред­мет, оце­ни­вая рас­сто­я­ние до игрушки, тянется к ней, рас­смат­ри­вает пред­меты на близ­ком рас­сто­я­нии (фор­ми­ру­ется бино­ку­ляр­ное зрение).

Слух – раз­ли­чает голоса близких.

Речь – громко кри­чит, при­слу­ши­ва­ясь к соб­ствен­ным звукам.

Мото­рика – в поло­же­нии на животе опора на руки под пря­мым углом, пово­ра­чи­ва­ется на бочок. При потя­ги­ва­нии за ручки сги­бает руки в лок­тях, подтягивается.

Эмо­ции – сме­ется в голос, появ­ля­ется чув­ство испуга.

Игра – целе­на­прав­ленно тянется к игрушке, захва­ты­вает ее всей ладо­нью. Ощу­пы­вает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 меся­цев

Зре­ние – может про­сле­жи­вать взгля­дом за двумя пред­ме­тами попе­ре­менно, четко диф­фе­рен­ци­рует «свой-чужой», ищет напо­ло­вину спря­тан­ный предмет.

Слух – при­слу­ши­ва­ется к музыке.

Речь – появ­ля­ются соглас­ные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пыта­ется на своем языке раз­го­ва­ри­вать с игруш­ками, взрослыми.

Мото­рика – в поло­же­нии на животе опи­ра­ется на кисти рук, высоко под­ни­мая верх­ний пле­че­вой пояс. Пово­ра­чи­ва­ется со спины на живот. При потя­ги­ва­нии за руки присаживается.

Эмо­ции – при виде новой игрушки, незна­ко­мого лица насто­ра­жи­ва­ется, зами­рает, а затем появ­ля­ется ожив­ле­ние или реак­ция страха.

Игра – активно захва­ты­вает пред­меты, двумя руками дер­жит бутылочку.

6 меся­цев

Зре­ние – пони­мает отдель­ные жесты взрос­лого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появ­ле­ние опре­де­лен­ных реак­ций на раз­ные звуки (напри­мер, на скрип две­рей или шаги пово­ра­чи­вает голову и пыта­ется при­под­няться в кро­ватке, чтобы посмот­реть кто это), узнает зна­ко­мые голоса.

Речь – ребе­нок подолгу может общаться сам с собой (само­го­во­ре­ние).

Мото­рика – пере­во­ра­чи­ва­ется с живота на спину, поса­жен­ный удер­жи­вает позу с опо­рой на две руки, под­пол­зает к игрушке, может дер­жать в каж­дой руке по игрушке, пере­кла­ды­вает их из руки в руку.

Эмо­ции – с вни­ма­нием рас­смат­ри­вает окру­жа­ю­щие пред­меты и людей, быстро и адек­ватно реа­ги­рует на выра­же­ние лица взрослого.

Игра – мани­пу­ли­рует с игрушками.

7 меся­цев

Зре­ние – узнает зна­ко­мых, про­сле­жи­вает за упав­шей игруш­кой, зри­тельно оце­ни­вает раз­мер пред­мета, соиз­ме­ряет его захват.

Слух – раз­ли­чает инто­на­цию голоса, пони­мает когда его хва­лят или ругают.

Речь – эле­менты лепет­ной речи.

Мото­рика – сидит само­сто­я­тельно или с опо­рой на одну руку, пол­зает по-пластунски.

Эмо­ции – реак­ция страха сме­ня­ется позна­ва­тель­ным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, раз­вя­зы­вать лен­точки, выбра­сы­вает игрушки из кроватки.

8 меся­цев

Зре­ние – инте­рес или удив­ле­ние при виде незна­ко­мых пред­ме­тов, фик­са­ция вни­ма­ния на двух объ­ек­тах одновременно.

Слух – пони­мает поня­тия «где?», «дай», «на».

Речь – актив­ный лепет, сло­го­вая речь.

Мото­рика – устой­чиво сидит, само­сто­я­тельно садится, встает на чет­ве­реньки, у опоры встает на коленки, стоит, дер­жась за опору. Хло­пает в ладоши, про­тя­ги­вает руки близ­ким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмо­ции – посто­янно занят какой-нибудь дея­тель­но­стью, есть игро­вой кон­такт со взрослым.

Игра – оттал­ки­вает пред­меты, кидает игрушки. Скла­ды­вает мел­кие пред­меты в круп­ные. Раз­би­рает пирамидку.

9 меся­цев

Зре­ние – долго может наблю­дать за взрос­лым, появ­ля­ется реак­ция на их мимику и жесты.

Слух – выпол­няет более слож­ные сло­вес­ные инструк­ции: «поце­луй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появ­ля­ются отдель­ные слова, нередко сло­го­под­ра­жа­тель­ные (вме­сто «собака» «бабака»).

Мото­рика – пол­зает, попе­ре­менно пере­дви­гая то пра­вые, то левые конеч­но­сти; встает у опоры на ноги; стоит; пере­дви­га­ется, дер­жась за опору. Захва­ты­вает мел­кий пред­мет двумя или тремя пальцами.

Эмо­ции – раз­лич­ные эмо­ци­о­наль­ные реак­ции при кон­такте с мате­рью, обще­ние при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколь­кими пред­ме­тами, посту­ки­вает игруш­кой об игрушку, любит музы­каль­ные игрушки, ищет спря­тан­ную игрушку.

10 меся­цев

Зре­ние – пока­зы­вает неко­то­рые пред­меты в соот­вет­ствии с их названием.

Слух – узнает про­стые музы­каль­ные мело­дии, раз­ли­чает тика­нье часов.

Речь – повто­ряет за взрос­лым слова, копи­рует инто­на­цию взрослого.

Мото­рика – стоит без опоры крат­ко­вре­менно, ходит за две руки. Соби­рает пира­мидку. Пока­зы­вает части тела дру­гого чело­века. Под кон­тро­лем зре­ния вкла­ды­вает пальцы в отверстия.

Эмо­ции – реак­ция неудо­воль­ствия на раз­лич­ные ситу­а­ции, голо­сом сиг­на­ли­зи­рует о том, что мок­рый, голодный.

Игра – начи­нает играть с игруш­ками, в соот­вет­ствии с их назна­че­нием (машинку катает, мячик бро­сает). Может само­сто­я­тельно играть 20–30 минут.

11 меся­цев

Зре­ние – вни­ма­тельно рас­смат­ри­вает обста­новку в ком­нате, осо­бенно если попа­дает в дру­гое помещение.

Слух – пони­мает обра­щен­ную речь, выпол­няет инструк­ции (напри­мер, «при­неси куклу»).

Речь – обра­ща­ется ко взрос­лым с целью что-то сооб­щить, зача­стую на «своем» языке.

Мото­рика – стоит само­сто­я­тельно, ходит за одну руку, делает пер­вые само­сто­я­тель­ные шаги. Вкла­ды­вает пальцы в отвер­стия на ощупь. Пока­зы­вает части сво­его тела.

Эмо­ции – появ­ля­ется реак­ция тор­мо­же­ния при слове «нельзя», изби­ра­тельно отно­сится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно вклю­ча­ется в игру, пред­ло­жен­ную взрос­лым, появ­ля­ются эле­мен­тар­ные кон­такты со сверст­ни­ками. Соби­рает пирамидку.

12 меся­цев

Зре­ние – узнает мно­гие пред­меты на картинке.

Слух – появ­ля­ется и услож­ня­ется зву­ко­под­ра­жа­ю­щая дея­тель­ность (машина едет – «ж‑ж-ж», киска мяу­кает – «мяу»).

Речь – умеет гово­рить 8–10 слов, посто­янно нарас­тает сло­вар­ный запас, улуч­ша­ется про­из­но­ше­ние слов.

Мото­рика – ходит само­сто­я­тельно, при­се­дает и встает.

Эмо­ции – появ­ля­ется сопереживание.

Игра – активно кон­так­ти­рует со взрос­лыми, любит играть с детьми. Откры­вает коробку, ящик, вкла­ды­вает один пред­мет в дру­гой, поль­зу­ется лож­кой и рас­чес­кой по назначению.

Источ­ник: http://www.baby.ru/

Календарь развития ребёнка от рождения и до года

Ребёнка называют новорождённым в период от рождения и до 4-х недель. В первые дни весь его организм работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели.

Наука определяет пять различных состояний малыша в этот период :
Глубокий сон. Новорождённый абсолютно расслаблен, замедленное и ровное дыхание, закрыты глаза и лицо расслаблено.
Неглубокий сон. Неровное дыхание, несколько более учащённое, чем при глубоком сне, изредка наблюдается подёргивание рук и ног, заметно, как двигаются глазные яблоки под веками.
Дремотное состояние. Возникает во время кормления или перед засыпанием, глаза полузакрытые.
Бодрствование. В активном состоянии младенец совершает движения всем телом, руками и ногами.
Плач. Плач может означать, что ребёнок чем-то недоволен или ощущает дискомфорт — он голоден, мокрый, напуган и т.п.

К моменту рождения у новорождённого малыша имеются врождённые рефлексы, которые помогают ему адаптировать в новой среде. Многие из них исчезают в течение первых месяцев жизни, а некоторые переходят в приобретённые рефлексы, действующие уже на уровне сознания и сопутствующие ребёнку, а затем и взрослому, всю его жизнь. Некоторые же из врождённых рефлексов (например: рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы и некоторые другие), сохраняются у ребёнка на всю жизнь.

Рефлекторная деятельность малыша позволяют врачам и детским психологам определить состояние развития ребёнка и его нервной системы. Ниже мы предлагаем вам описание семи основных рефлексов, свойственных младенцу в первые недели или месяцы его жизни.

Основные рефлексы новорождённого

Хватательный рефлекс. Он проявляется во время поглаживания его ладошки или легкого касания каким-либо предметом. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони. Он в состоянии держать в одной ручке предмет весом до килограмма, а если ему удается ухватиться обоими руками за что-либо, то даже и висеть.

Поисковый рефлекс. Ребёнок поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой частью инстинкта поиска пищи и питания.

Сосательный рефлекс. Проявление: у новорождённого заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Также связан с инстинктом питания.

Рефлекс Бабинского. При проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны одновременно с поворотом стопы.

Рефлекс Мора. Ребёнок разводит и сводит реки и ноги — как реакция на громкий и внезапный звук. То же происходит, если ребёнка подбрасывают на руках.

Рефлекс Бабкина. При надавливании ребёнку на ладонь, он поворачивает голову и открывает рот.

Плавательный рефлекс. Ребёнок совершает движения подобные плавательным, если положить его на живот.

Рефлекс ходьбы. Ребёнок совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности.

Родители в состоянии самостоятельно проверить действие всех перечисленных нами рефлексов у их ребёнка. При возникновении каких-либо сомнений им стоит обратиться за консультациями к врачу-педиатру и детскому психологу.

И, в это особенно трудное для родителей время после рождения ребёнка и в течении первого года его жизни, мы постараемся помочь им проследить, соответствуют ли способности малыша тем стандартам и нормам развития ребёнка , которые предъявляются к детям в период от рождения и до года. В связи с этим мы предлагаем календарь развития ребёнка от рождения и до года — таблицу №1, с помощью которой родители ребёнка могут наглядно сравнить фактические способности их малыша с нормативными, перечень которых приводится по вертикальной оси таблицы.

Таблица нормативных ступеней в развитии ребёнка в период от рождения и до года (от 0 до 12 месяцев)

Примечание:
Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу, в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом на том же уровне, что и прямоугольник.

При работе с таблицей мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей возрасту Вашего ребенка в месяцах. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия.

Эти прямоугольники и будут определять те нормативные способности (согласно перечню), которыми должен обладать ребёнок в его возрасте.
Вам остаётся сверить это с фактическим состоянием развития Вашего ребёнка.

Если большая часть навыков им усвоена, вы можете сделать вывод о том, что ребёнок развивается нормально.

Если же большая часть нормативных навыков ещё не усвоена, то может идти речь о нарушении в развитии в той или иной степени.

Если вашим ребёнком усвоена также и большая часть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии по многим показателям.

Часто бывает так, что задержка (или опережение ) в развитии происходит частично только в одной или двух областях. Тогда может идти речь о негармоничном развитии ребёнка.

Во всех случаях, когда родители обнаруживают какие-либо общие или специфические отклонения или нарушения в развитии ребёнка или в его поведении , необходимо обратиться за помощью к детскому психологу для коррекции этих отклонений, и, чем раньше, тем успешнее результат.

Скачки роста у детей до года

Первый год жизни малыша – это всегда колоссальные изменения маленького человека, бурное развитие его физических и умственных способностей. Поэтому маме так необходимо понимать, что происходит с её малышом именно сейчас.

Это может показаться невероятным, но ваш малыш проходит не менее 7 скачков роста, прежде чем ему исполняется годик.

В этот период ребенку очень важно ощущать заботу и любовь близких, которые помогут ему преодолеть первые сложности.

Как же понять, что у грудничка начинается скачок роста?

Кризисы роста у ребенка до года имеют свои временные периоды:

Первый скачок роста (1 скачок) наступает уже в 1-1,5 месяца, достигая своего максимума на 5-ой неделе крохи.

Второй скачок роста (2 скачок) плавно перетекает из первого кризиса, и к 2-м месяцам будет ощущаться сполна, особенно трудной станет для вас 8-ая неделя.

Третий скачок роста (3 скачок) проходит обычно в течение недели, проявляя себя к 3-м месяцам жизни.

Четвертый скачок роста (4 скачок) — на 4-м месяце, необходимо подготовиться к 19-ой неделе жизни малыша, ведь она станет пиком этого периода.

Пятый скачок роста (5 скачок) «порадует» вас в полугодовалом возрасте, достигнув своего максимума на 26-ой неделе.

Шестой скачок роста (6 скачок) до года проявит себя на 8-9 месяце жизни малыша, пик этого периода придется на 37-ю неделю.

Седьмой скачок роста (7 скачок) будет самым продолжительным периодом, который может продлиться от 3 до 7 недель. Этот скачок происходит в 10 месяцев, достигая своей вершины на 46-ой неделе.


Кризисы роста до года, которые так резко меняют поведение малыша, имеют свои причины.

Во-первых, это стремительное развитие всех систем организма ребенка, который растет буквально не по дням, а по часам. Психика малыша в этом случае просто не успевает адаптироваться и включает свои защитные механизмы. А мама получает капризного, «ручного» ребенка, не желающего отпускать ее хотя бы на секунду.

Во-вторых, никогда больше человек не получает такого огромного количества информации, как в первый год своей жизни. Ребенку открываются новые горизонты познания окружающего мира – это пугает его, вызывая тревогу и беспокойство.

Признаки, по которым можно определить начало очередного кризиса, немного различаются в зависимости от возраста малыша, однако имеют общие черты:

Беспричинный крик и плач. Изменения, которые происходят с малышом, пугают – о чем он немедленно сигнализирует своим близким, выражаясь доступным для младенцев языком – плачем. Сюда же можно отнести неожиданные перемены в настроении.

«Висение» на груди. Самый верный способ успокоения для любого малыша, независимо от возраста – это мама. Малыш может часами не отпускать мамину грудь, даже если он не голоден.

Апатия. Окружающее пространство для малыша становится не таким увлекательным, активность снижается. Он может сердиться и упрямиться даже при самых простых действиях – умывание, переодевание или смена подгузника.

Ухудшение аппетита. Ребенок вдруг начинает плохо есть или вообще отказываться от еды. Либо отдает предпочтение определенному виду пищи – например, каше, игнорируя другие блюда.

«Хочу на ручки». Малышу хочется понежиться с мамой, он очень нуждается в ее поцелуях и объятиях – поэтому буквально не слазит с рук. А попытка оставить его хоть на секунду заканчивается громким плачем.

Сон малыша во время кризиса.

Определенно, кризисы роста у младенцев ухудшают качество сна и сокращают его продолжительность. От избытка новых впечатлений и открытий, которыми сопровождается каждый скачок роста, сон малыша становится беспокоен и прерывист. Засыпание и пробуждение могут сопровождаться плачем.

В этот период необходимо помочь малышу успокоиться перед сном. Желательно спланировать подготовку ко сну заранее, ведь укладывание может затянуться. Не стоит допускать переутомления и дефицита сна, поэтому старайтесь соблюдать режим.

Напряженное и тревожное состояние мамы напрямую влияет на малыша, только усиливая его беспокойство. Постарайтесь дарить как можно больше своего внимания малышу, особенно перед сном. Ваши объятия и нежные прикосновения успокаивают и расслабляют его. Также, пережить кризисы первого года поможет временный совместный сон.

Чем же помочь?

Чтобы благополучно пережить скачки роста у детей до года, старайтесь соблюдать некоторые правила:

Не ограничивайте грудное вскармливание. Даже если вам будет казаться, что ребенок голоден и молока не хватает – не стоит отменять грудное вскармливание. Во время кризиса ему необходимо успокоиться, поэтому малыш будет «висеть» на груди продолжительное время.

Важность тактильных ощущений. Ребенку так необходимо быть в контакте с мамой. Старайтесь чаще брать на руки и обнимать вашего малыша, это поможет ему справиться с наступившими переменами.

Уделяйте ребенку больше внимания. Ласковый разговор, нежная песенка, любое ваше позитивное внимание к малышу – все это дает малышу силы и уверенность в себе во время очередного скачка роста.

Игры и освоение новых навыков. В любом возрасте важно дать малышу пространство для самостоятельного изучения предметов, будь то яркая погремушка или шумный пылесос.

Пальчиковые игры помогут малышу в познании своего тела. А совершение таких обычных дел как самостоятельное умывание, прием пищи или помощь по хозяйству станут увлекательной игрой. Не забывайте похвалить вашего кроху за любое новое свершение.

Прогулки. Поход в гости или прогулка по парку в любом случае расширяют кругозор малыша, давая толчок к развитию новых навыков и умений.

Не допускайте переутомления. Скачки роста у грудничков могут выбить вас из колеи, но не стоит сильно уклоняться от обычного режима дня, который установлен для вашего малыша. Это поможет ему легче пройти очередной скачок и избежать переутомления.

Результаты скачков роста.

Без сомнения, каждая мама испытывает особенные эмоции, когда кроха первый раз сам переворачивается со спинки на животик или начинает ползти, пытаясь схватить любимую игрушку. А сколько радости вызывает башенка, только что построенная подросшим карапузом.

Всё это малыш приобретает в результате скачков роста, которые рано или поздно заканчиваются, а приобретённые навыки и умения открывают малышу грандиозные возможности для познания окружающего мира.

Кроме того, скачки роста у детей до года можно рассчитать, используя следующую таблицу:

Автор: Татьяна Кремнёва. Сайт

Информация об авторе:

СОН МАЛЫША, МАМА В РЕСУРСЕ.

Хотелось бы поставить «+» и в первой части заголовка, и во второй?

И то, и другое наладить вы сможете с Татьяной Кремнёвой Инстаграм

Решаю проблемы:

✅ сопротивление укладыванию

✅ короткие сны

✅ частые ночные пробуждения

✅ ранние подъемы

✅ ночные «гуляния»

✅ мама в минусе, скрытые выгоды и прочие штучки «от головы»

Училка внутри и снаружи просто рассказывает о детском сне и пополнении ресурсов.

Иногда это замкнутый круг: плохой сон малыша — мама зомби.

Как его разорвать и никогда больше не попадать, в постах, эфирах и сторис у Татьяны

Кремнёвой Инстаграм @sonmalysha.ru

Три прямых эфира в неделю — легко! Заводите будильник на 11:00 и приходите в пн, ср и пт в

профиль ИГ @sonmalysha.ru, будем разбираться в премудростях сна, выстраивать границы с

близкими и родными, укреплять привязанность с малышами.

Посты каждый день — легко! И видео на Ютюбе — тоже легко. Ну, а если в поисковой строке

Гугл или Яндекс наберете сочетание СОН МАЛЫША, найдете сайт с сотнями статей.

И все по сложной теме сна малыша и ресурсов мамы.

Айда ко мне наполняться и крепко спать!

Переходите в профиль Инстаграм @sonmalysha.ru, кликайте по ссылке в шапке профиля и

регистрируйтесь на бесплатный «Сонный практикум».

Скачки роста у детей до года: календарь по неделям

31.01.2020

0

Скачки развития ребенка до года

В первый год жизни малыши переживают 8 моторных и когнитивных скачков роста, в период которых они прикладывают много усилий для освоения новых навыков. Скачок в развитии длится 2-3 дня, но иногда и дольше. Многие детки в это время начинают чаще капризничать, становятся раздражительными, их настроение портится.

Сон ребенка в этот период тоже часто меняется. 

Если у малыша есть навык самостоятельного засыпания, то сон может ухудшиться на несколько дней. Здесь не нужно делать ничего по-новому. Но если кроха не умеет засыпать сам, он будет переживать скачки роста сложнее и дольше. И тогда малышу требуется гораздо больше поддержки. 

Давайте посмотрим, в какие недели происходят скачки роста, и что нам делать со сном на каждом этапе.

Скачок роста у грудничков до года — календарь и симптомы

5 неделя — мир меняющихся ощущений

В первый месяц жизни ощущение внешнего мира ребенком было мягким и похожим на то, что было в утробе матери. Теперь кроха начинает ощущать происходящее в окружающем мире яснее. Также у малыша происходит скачок в развитии органов чувств.  Эти изменения оказывают на него возбуждающее влияние.

Нервная система крохи еще не до конца созрела, поэтому к вечеру он может быть перегружен стимулами окружающей среды. В результате у малыша появляется вечерняя раздражительность, вызванная накоплением усталости.

Старайтесь расслабить кроху к вечеру как можно сильнее и укладывайте спать до наступления переутомления. Помните, что дети в таком возрасте способны бодрствовать не более 45-60 минут. 

8 неделя — мир паттернов

В 2 месяца у детей развивается чувственное восприятие своего тела. Они начинают различать простые паттерны: «у меня есть две руки», «я могу пошевелить ногой вот так».

Кроха дольше, чем раньше, фокусирует внимание на объектах, ему уже интереснее изучать мир вокруг. Он поворачивается на звуки, держит голову и пробует отталкиваться ручками, находясь на животе. Еще вы заметите первую улыбку ребенка. 

Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется. Слезы сейчас — единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии.

Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум. 

12 неделя — мир мягких переходов

К 3 месяцам движения ребенка становятся более мягкими и точными. Он начинает замечать изменения вокруг: как меняется голос мамы, когда она поет, как в комнате становится темнее, когда солнце заходит за тучу. Мир становится более организованным для малыша.

К 4 месяцам формируются биологические ритмы ребенка, появляются первые признаки режима, происходит регресс сна. Ребенок становится сильнее и пробует выбираться из пеленки. Стоит следить, чтобы пеленание продолжало обеспечивать покой и комфорт, но при этом не создавало опасности.  Убирайте пеленание, если малыш уже переворачивается на живот во время сна. Отрабатывайте перевороты, пока малыш бодрствует, чтобы во время сна он реже просыпался. 

19 неделя — мир событий 

В этот период ребенок учится предсказывать последовательность событий. Например, «я роняю игрушку, мама ее поднимает». Малыш уже постепенно понимает причинно-следственные связи: если что-то толкнуть или взять, значит эти вещи двигаются. 

Сейчас самое время ввести стабильные ритуалы перед сном. Детям крайне важна предсказуемость. Если мама купает малыша вечером и поет определенную песенку, он привыкает, что за этим последует кроватка и сон. 

26 неделя — мир взаимоотношений 

К 6,5 месяцам малыши воспринимают расстояние между объектами или людьми. Они пробуют доставать до предметов, которые их интересуют: переворачиваются, начинают ползать. 

Все большее овладение собственным телом и новыми умениями приводят к появлению у ребенка беспокойства и некоторому страху. Появляются первые признаки сепарационной тревоги: вы можете заметить, что малыш противится укладыванию, так как сон для него — момент отделения от мамы. Дайте понять крохе, что, если вы не рядом, это не значит, что вас нет. Играйте в «ку-ку», выходите на минуту из комнаты и возвращайтесь с улыбкой на лице.

37 неделя — мир категорий 

Это возраст начала экспериментов. Дети любят пробовать все на ощупь, группируют в категории людей, предметы, животных и ощущения.

Ребенок проверяет, как его действия влияют на реакцию родителей: подходит ли мама каждый раз дать грудь, чтобы помочь уснуть, или плач ночью не вызывает сиюминутной реакции и мама только говорит «засыпай, малыш»? Ребенок может начать проверять границы, пытаться получить желаемое, что может впоследствии сформировать нежелательные привычки. 

В 8-8,5 месяцев малыш встает у опоры, активно ползает и делать первые шаги. Во время сна ребенок может вставать в кроватке с закрытыми глазами и плакать, не понимая, как лечь обратно. 

Важно убрать из кроватки все лишние предметы в целях безопасности. Отрабатывайте новые навыки во время бодрствования малыша.

46 неделя — мир последовательностей 

Ребенок учится тому, что в жизни есть порядок вещей. Должна произойти некая последовательность событий, прежде чем получится желаемый результат (самое большое кольцо пирамидки вниз, среднее посередине, маленькое наверх — пирамидка собрана).

Не пренебрегайте ритуалами перед сном и после пробуждения. Повторяемость событий и их предсказуемость дарит ребенку спокойствие и доверие к миру. 

55 неделя — мир программ

К году малыш уже понимает, что разные последовательности событий приводят к одному результату.

В этот период кроха начинает ходить. Некоторые родители планируют выход на работу, некоторые мамы прекращают грудное вскармливание. Сепарационная тревога может обостриться и нарушить сон в результате подобных  перемен.

Сохраняйте предсказуемые ритуалы перед сном и оставайтесь сами спокойными при укладывании малыша. Если вы «сворачиваете» ГВ, но ребенок не засыпает без груди, обучите малыша навыку самостоятельного засыпания. 

Общая таблица скачков роста до 12 месяцев

 

 


Рост вашего ребенка: 12 месяцев (для родителей)

Ваш ребенок сильно вырос за этот первый год жизни и более чем удвоил свой вес при рождении.

Нормально ли растет мой ребенок?

Ваш врач измерил вес, рост и размер головы (окружности) вашего ребенка с момента рождения и записал их в таблицу роста. Сюда следует обратиться в первую очередь, если у вас есть вопросы о росте вашего ребенка.

Когда вы вместе с врачом смотрите на график роста, сравнивайте рост вашего ребенка с его собственной моделью роста, а не с ростом других детей.Пока ваш ребенок растет стабильно, причин для беспокойства обычно нет.

Если вас беспокоит вес или рост вашего ребенка, поговорите со своим врачом, который может спросить:

  • Ваш ребенок заболел? Несколько дней плохого самочувствия, особенно в сочетании с рвотой или диареей, могут привести к потере веса. Вес вернется, когда ваш малыш почувствует себя лучше.
  • Ваш ребенок двигается? Ползание, плавание и ходьба сжигают калории, поэтому при такой мобильности набор веса может быть меньше.
  • Вашему малышу больше нравится играть в прятки или ронять ложку на пол, чем есть? Мир — увлекательное место, и ваш почти малыш с каждым днем ​​узнает все больше. Старайтесь не отвлекать ребенка во время еды. Также следите за признаками того, что ваш малыш съел достаточно.
  • Представляете ли вы правильные продукты? По мере того, как ваш ребенок будет лучше есть, уделяйте больше внимания текстуре и типам продуктов, которые вы ему подаете. Возможно, ваш ребенок потерял интерес к пюреобразному детскому питанию.Вместо этого подавайте мягкую еду для стола и закуски, которые безопасны и забавны.

Как насчет ребенка, который быстро набирает вес?

Родители могут задаться вопросом: могут ли младенцы набрать лишний вес? Но лишь немногие младенцы и малыши имеют избыточный вес. В таких случаях может помочь совет детского врача.

Никогда не пропускайте кормления. Но следите за признаками вашего ребенка, что он или она сыты. Убедитесь, что калории вашего ребенка поступают из питательных источников, таких как фрукты, овощи и обогащенные злаки.Грудное молоко или смесь должны по-прежнему оставаться основным источником питания в первый год жизни.

Ложитесь вместе с ребенком на ковер и поощряйте физическую активность, чтобы у вашего малыша было безопасное пространство для передвижения. Ограничьте время, проводимое в автокреслах, колясках и манежах.

Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, — это хорошо питаться и быть физически активным. У вашего ребенка больше шансов вырасти здоровым, если хорошие привычки для здоровья являются частью образа жизни семьи.Вы будете хорошим образцом для подражания — и у вас будет достаточно энергии, чтобы не отставать!

Что дальше?

Ожидайте, что в наступающем году рост вашего ребенка замедлится. По мере того, как ваш малыш становится все более и более активным, вполне вероятно, что «детский жир» уйдет, и ваш ребенок станет длиннее и тоньше.

Что такое вехи развития у детей? — Таблица, определение и примеры — Видео и стенограмма урока

Типы этапов развития

Специалисты по развитию детей рассматривают четыре категории этапов развития:

Во-первых, это физические этапы.Физические вехи относятся к развитию как крупной, так и мелкой моторики. Навыки крупной моторики обычно первыми развиваются у маленьких детей и используются при сидении, переворачивании, ползании, стоянии и ходьбе. Навыки мелкой моторики развиваются позже и требуют большей точности при выполнении таких задач, как использование столовых приборов, рисование мелками и поднятие мелких или хрупких предметов.

Во-вторых, есть когнитивные или умственные вехи, которые мы будем называть просто когнитивными вехами. Когнитивные вехи относятся к способностям ребенка думать, учиться и решать проблемы. Умение двухлетнего ребенка указывать на картинки в книге и давать им правильные названия, а также способность четырехлетнего ребенка считать элементарно являются примерами когнитивных вех.

В-третьих, социальные и эмоциональные вехи. Социальные и эмоциональные вехи относятся к способности ребенка выражать свои эмоции и реагировать на социальное взаимодействие с другими людьми.Например, шестимесячный ребенок должен начать узнавать знакомые лица, а двухлетний ребенок переходит от игры в одиночестве к проявлению интереса к игре с другими детьми.

Наконец, есть вехи общения и языка. Вехи общения и языка относятся к развитию навыков вербального и невербального общения у ребенка. Например, годовалый ребенок обычно учится произносить отдельные слова, а пятилетний ребенок может говорить целыми предложениями и даже рассказывать простые истории.

Вот некоторые из наиболее важных вех развития в возрасте от трех месяцев до пяти лет.

К трем месяцам ребенок…

  • Следит взглядом за движущимся объектом или человеком,
  • Поворачивается на звук человеческого голоса и
  • Издает воркующие, булькающие звуки.

К шести месяцам ребенок…

  • Тянется и хватает предметы,
  • переворачивается и
  • Распознает знакомые лица.

К 12 месяцам ребенок…

  • Ползает на руках и коленях.
  • Стоит и поддерживает собственный вес, а
  • Говорит первые слова.

К двум годам ребенок…

  • Говорит предложения, содержащие от двух до четырех слов,
  • Выполняет простые инструкции, а
  • Начинает бегать, ходить вверх и вниз по лестнице.

К трем годам ребенок…

  • Одевается и раздевается самостоятельно,
  • Может говорить полными предложениями и
  • Может ездить на трехколесном велосипеде.

К четырем годам ребенок…

  • Предпочитает играть с другими детьми, а не играть в одиночку,
  • Можно использовать ножницы и
  • Может поймать отскочивший мяч.

К пяти годам ребенок…

  • Может отличить вымышленное от реального,
  • Рассказывайте простые истории, используя полные предложения, и
  • Может печатать цифры и буквы.

Резюме урока

Вехи развития действуют как контрольные точки в развитии ребенка, чтобы определить, что средний ребенок способен делать в определенном возрасте.Основные категории вех развития включают физические, умственные, социальные и коммуникативные навыки, приобретенные на каждом этапе роста ребенка. Знание того, как ребенок должен развиваться в каждой из этих областей, помогает тем, кто живет с детьми и работает вместе с ними, узнать, правильно ли они развиваются или нуждаются в помощи, чтобы исправить задержку в развитии.

Условия и факты

.
Вехи/Навыки Пояснения
Вехи развития действуют как контрольные точки в развитии ребенка, чтобы определить, что средний ребенок способен делать в определенном возрасте
Физические вехи относится к развитию как крупной, так и мелкой моторики
Крупная моторика обычно первыми развиваются у маленьких детей и используются при сидении, переворачивании, ползании, стоянии и ходьбе
Мелкая моторика развиваются позже и требуют большей точности для таких задач, как использование столовых приборов, рисование мелками и поднятие мелких или хрупких предметов
Когнитивные вехи относится к способностям ребенка думать, учиться и решать проблемы
Социальные и эмоциональные вехи относятся к способности ребенка выражать свои эмоции и реагировать на социальные взаимодействия с другими людьми
Вехи общения и языка относится к развитию у ребенка вербальных и невербальных навыков общения

Результаты обучения

Пройдя урок, вы улучшите свои способности:

  • Понимать цель этапов развития
  • Перечислите четыре категории вех для детей
  • Приведите примеры некоторых вех по годам

Эпох и стадий — Прежде всего

Вехи развития

Вехи развития — это то, что большинство детей может делать к определенному возрасту.Хотя все дети развиваются по-разному, полезно знать, достигает ли ваш ребенок типичных вех в разном возрасте и на разных этапах, и как вы можете поддержать его здоровое развитие. То, как ваш ребенок играет, учится, говорит, действует и двигается, дает важные сведения о развитии вашего ребенка. Ниже приведена информация, которая поможет вам понять, что происходит на разных этапах жизни вашего ребенка и как вы можете помочь ему учиться и расти.

 





Контент предоставлен Центрами по контролю и профилактике заболеваний «Изучите признаки.Действуйте заранее». программа. Контрольные списки этапов не заменяют стандартизированный, проверенный инструмент скрининга развития.


Подробнее об этапах развития ребенка

 

  • Руководство по развитию младенцев и детей младшего возраста штата Аризона — Первые вещи в первую очередь и другие партнеры системы раннего детства штата Аризона разработали этот подробный ресурс, чтобы помочь родителям, семьям и другим опекунам понять правильное развитие детей от рождения до 3 лет, а также то, что они могут сделать. для поддержки здорового развития и обучения детей.
  • ZEROTOTHREE.org — навыки и поведение, которые вы можете ожидать от своего ребенка на каждом этапе от рождения до 3 лет
  • HealthyChildren.org — дополнительная информация об этапах развития от Американской академии педиатрии
  • PBS.org/parents — помогите своему ребенку учиться и расти с помощью советов и занятий для разных возрастов

 

Обратите внимание на развитие вашего ребенка

Ранние годы очень важны для родителей, чтобы следить за тем, как развивается их ребенок.

Узнать больше

WIC (Женщины, младенцы и дети) Департамент здравоохранения штата Арканзас

WIC (женщины, младенцы и дети)

Арканзас WIC здесь для вас во время COVID-19!

Если ваш доход недавно изменился из-за COVID-19 или у вас есть какие-либо вопросы об услугах WIC, перед визитом позвоните в местное отделение здравоохранения округа для получения информации. В клиниках WIC есть процедуры, которые помогут вам получить льготы WIC как можно быстрее и безопаснее.См. ниже подробную информацию о праве на участие в программе WIC и руководящих принципах дохода.

WIC — это специальная программа дополнительного питания для женщин, младенцев и детей. Arkansas WIC — это программа Департамента здравоохранения штата Арканзас. Основное внимание WIC уделяется обучению семей правильному питанию младенцев, детей младшего возраста, а также будущих и молодых матерей.

WIC предоставляет:

  • Пищевые добавки с высоким содержанием питательных веществ, необходимых для роста и развития.
  • Обучение правильному питанию для улучшения питания и здоровых привычек.
  • Информация, поддержка и поощрение грудного вскармливания.
  • Направления для получения других медицинских услуг.

Беременные, кормящие и роженицы, младенцы и дети в возрасте до 5 лет могут соответствовать требованиям, если они проживают в Арканзасе, нуждаются в питании и имеют доход на уровне или ниже рекомендаций WIC или получают Medicaid, ARKids, TEA или SNAP (продовольственные талоны). ).

Информацию о программе WIC можно получить в любом местном отделении здравоохранения округа с 8:00 до 16:30 в понедельник, среду, четверг и пятницу.По вторникам время работы с 9:30 до 18:00.

Кто имеет право и как подать заявку

Кто имеет право?

Беременные, кормящие и роженицы, младенцы и дети в возрасте до пяти лет имеют право на участие в программе WIC, если они:

  • Соответствие требованиям к доходу — Рекомендации по доходам WIC установлены на уровне 185% от бедности и пересматриваются каждый год. Заявитель должен предоставить подтверждение дохода. Примеры: текущие чеки, формы W-2, самая последняя налоговая декларация о доходах, подтверждение права на участие в программе Medicaid (включая ARKids), TEA, SNAP (талоны на питание).
  • Потребность в питании — Такие состояния, как анемия, определенные медицинские расстройства, вес (избыточный или недостаточный вес, вес по отношению к росту и т. д.), количество и/или частота беременностей являются примерами факторов, которые учитываются в оценке питания. Медсестра или другой специалист проводит эту оценку в местном отделении здравоохранения.
  • Проживание в штате Арканзас . Заявители должны предоставить подтверждение проживания. Примерами подтверждения места жительства могут быть текущие счета за коммунальные услуги, кабельное или телефонное обслуживание, действующая ипотека или квитанция об аренде, подтверждение участия в программе Medicaid штата Арканзас, TEA или SNAP (талоны на питание).

Как подать заявку

WIC доступен во всех местных медицинских учреждениях в Арканзасе, вспомогательных клиниках и четырех клиниках, работающих только по программе WIC. Вы можете подать заявку и получить WIC в любом округе штата Арканзас. Вы должны позвонить, чтобы записаться на прием. Во время вашего визита сотрудники WIC проверят, имеете ли вы право на участие в программе.

Что мне взять с собой на прием по программе WIC?

  • ID для себя и каждого ребенка
  • Доказательство того, что вы являетесь жителем Арканзаса
  • Подтверждение дохода
  • Приведите детей, на которых вы подаете заявление

Если у вас есть вопросы или вам нужна дополнительная информация о подаче заявления на участие в программе WIC, обратитесь в местное отделение здравоохранения округа, позвоните в офис WIC штата по телефону 501-661-2508 или 1-800-462-0599 или напишите по электронной почте.

Услуги переводчика и другие вспомогательные услуги

Вам нужны услуги переводчика или другие услуги? Пожалуйста, сообщите персоналу WIC, какой тип услуг вам нужен.

Государственный план операций

Чтобы получить копию годового плана действий WIC штата Арканзас или отправить комментарии, отправьте электронное письмо по адресу [email protected]

Заявление о недискриминации

В соответствии с Федеральным законом о гражданских правах и U.S. Положения и политика Министерства сельского хозяйства (USDA) в области гражданских прав, USDA, его агентствам, офисам и сотрудникам, а также учреждениям, участвующим или управляющим программами USDA, запрещается дискриминация по признаку расы, цвета кожи, национального происхождения, пола, инвалидности, возраст, репрессии или возмездие за предыдущую деятельность в области гражданских прав в любой программе или деятельности, проводимой или финансируемой Министерством сельского хозяйства США.

Лица с ограниченными возможностями, которым требуются альтернативные средства связи для информации о программе (например,грамм. шрифтом Брайля, крупным шрифтом, аудиокассетой, американским языком жестов и т. д.), должны связаться с агентством (государственным или местным), в которое они подали заявку на льготы. Лица, страдающие глухотой, нарушением слуха или нарушениями речи, могут связаться с Министерством сельского хозяйства США через Федеральную службу ретрансляции по телефону (800) 877-8339. Кроме того, информация о программе может быть доступна на языках, отличных от английского.

Чтобы подать жалобу на дискриминацию в рамках программы, заполните Форму жалобы на дискриминацию в рамках программы Министерства сельского хозяйства США (AD-3027), которую можно найти в Интернете по адресу: http://www.ascr.usda.gov/complaint_filing_cust.html и в любом офисе Министерства сельского хозяйства США, или напишите письмо на имя Министерства сельского хозяйства США и предоставьте в письме всю информацию, запрошенную в форме. Чтобы запросить копию формы жалобы, позвоните по телефону (866) 632-9992.

Отправьте заполненную форму или письмо в Министерство сельского хозяйства США по телефону:

  1. Почта: Министерство сельского хозяйства США
    Офис помощника госсекретаря по гражданским правам
    1400 Independence Avenue, SW
    Вашингтон, округ Колумбия 20250-9410;
  2. Факс: (202) 690-7442; или
  3. Электронная почта: программа.потребление@usda.gov

Это учреждение предоставляет равные возможности.

Офис Адрес Телефон Факс
Питание/WIC
5800 W. 10th Street, Suite 300
Литл-Рок, Арканзас 72204-1703

 

501-661-2508 501-661-2004

                                        

    Вехи развития в первый год жизни ребенка, этапы и вехи роста для младенцев

    Понимание вех развития у ребенка помогает родителям распознавать задержки и своевременно обращаться за помощью к педиатру.

    Первый год жизни является самым важным годом для всех детей, так как это период максимального роста мозга. Наблюдение за ростом и развитием ребенка очень важно в течение первого года, так как задержки в этот период могут оказать существенное влияние на качество жизни ребенка в будущем. Понимание основных этапов развития ребенка помогает родителям распознать задержки и своевременно обратиться за помощью к педиатру. Ранняя диагностика задержки развития, в свою очередь, может помочь в назначении терапии и предотвращении долгосрочных проблем.

    Что такое вехи развития?

    Навыки, приобретаемые младенцами, такие как первая улыбка, ползание и приветствие, называются вехами развития. Эти вехи в общих чертах рассматриваются для различных областей развития, таких как физическое (двигательное), мелкая моторика, социальное / эмоциональное, а также речь и язык.

    В среднем достижение этих вех дает краткий обзор нормального развития ребенка.

    Новорожденный ребенок большую часть времени кормится и спит.Младенцы быстро учатся замечать лицо матери, голос и прикосновения. Они не могут сфокусироваться дальше небольшого расстояния в фут; достаточно хорош, чтобы смотреть в лицо матери, когда с ней разговаривают.

    В первый месяц жизни младенец начинает фиксировать свои глаза с глазами матери. Руки ребенка обычно сжаты в кулаки при рождении; они начнут открываться в ближайшие 2 месяца. Когда этих младенцев тянут вверх, поддерживая плечи, они не могут держать голову. В этот период у ребенка начинает развиваться чувство привязанности, когда его обнимают и держат рядом.

    Обычно к трем-четырем месяцам ребенок может управлять головой. Когда младенцев в возрасте около 3 месяцев укладывают на животик, некоторые из них вытягивают предплечья и поднимают голову. В этот период жизни младенцы начинают получать удовольствие от игр и отвечают взаимностью на улыбку своей матери. Мать должна поддерживать зрительный контакт во время разговора с ребенком. Для этого возраста подходят подвесные звуковые игрушки поперек кроватки.

    К 4 месяцам ребенок начинает исследовать окружающий мир, сначала рассматривая и касаясь своих рук, а затем поднося их ко рту.Это также важное время для безопасности ребенка, поскольку он учится переворачиваться со спины на живот. Родители должны следить за тем, чтобы дети не оставались без присмотра на открытом диване или диване, чтобы предотвратить падение. Встряхивание колокольчика или пищащей игрушки над головой ребенка в этом возрасте может помочь ему повернуть голову и найти звук.

    Примерно в 6 месяцев ребенок начинает сидеть с некоторой поддержкой, однако без поддержки он может шататься. Некоторые дети могут переворачиваться с живота на спину. Младенцы начинают ползать к семи-восьми месяцам, тогда как некоторые вместо этого просто шаркают попой.За это время малыш может перекладывать предметы из одной руки в другую. В этом возрасте еще больше развивается коммуникабельность. Это хорошее время, чтобы начать называть ребенка по имени. Малыш начинает получать удовольствие от игры в прятки и находить частично спрятанные предметы. Еще она любит смотреть на себя в зеркало.

    К 9-месячному возрасту большинство детей могут подтягиваться, чтобы встать; однако без поддержки это может быть просто мгновенным. Они могут двигаться боком, опираясь на мебель; это известно как круиз.За это время у них улучшается мелкая моторика, например, хватание предметов. Ребенок может ощупывать предметы указательным пальцем, а иногда брать их указательным и большим пальцами. Это понимание становится зрелым в течение следующего месяца или двух. Ей нравится бросать предметы на землю. Это известно как кастинг. Показывая ребенку картинки и разговаривая с ним, вы способствуете развитию речи. В это время у младенцев появляется незнакомая тревога; они сдержаны в присутствии незнакомцев или даже начинают плакать при виде незнакомцев.

    К концу первого года жизни большинство детей могут сидеть без поддержки, ползать и подниматься из положения лежа в положение сидя. Ребенок уже может ходить, если его держать за руки. Кроме того, малыш может держать ложку и пытаться пить из чашки с посторонней помощью. Она может даже найти спрятанную игрушку. Ребенок выражает свою радость хлопаньем в ладоши и хихиканьем.

    Помните, дети растут уникальным образом: ребенок, который начинает переворачиваться на недели раньше своих сверстников, может последним научиться ходить. Поскольку все дети не рождаются одинаковыми, стадии развития различаются.Тем не менее, они следуют определенной модели развития. Развитие также различается в различных областях, например, ребенку, который достигает физических вех, таких как ползание и ходьба, намного раньше детей того же возраста, может потребоваться больше времени, чтобы заговорить.

    Интересные факты об физических вехах в конце одного года

    1) Ребенок протянет книгу своему родителю, когда захочет услышать историю.

    2) Она начнет правильно пользоваться вещами в соответствии с общепринятыми практиками, такими как питье из чашки или расчесывание волос.

    Обращение к педиатру в случае пропущенных вех развития

    Если у ребенка отсутствуют определенные поведенческие черты, свидетельствующие о достижении вех развития в его возрасте, или в его развитии отсутствуют основные параметры роста, родители должны сообщить о своих опасениях педиатр.

    Автор является специалистом по новорожденным и детям и педиатром-консультантом в специализированной больнице Нанавати.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.