Что такое мелкая моторика рук у детей: Мелкая моторика — развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Содержание

Мелкая моторика рук ребенка в двух словах

Не будем мучить вас научными терминами. Если коротко, то мелкая моторика — это тонкие и точные движения пальчиков ребенка. Их тренировка является необходимой для освоения малышом в будущем большинства видов творческой и бытовой деятельности.

Кроме того, «на кончиках детских пальцев находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики дошкольников напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук. Мелкая моторика рук у детей взаимодействует с вниманием, мышлением, координацией, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью, речью.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, проще говоря, ребенок одевается, рисует, пишет, выполняет многообразие учебных и бытовых действий.

Чем выше двигательная активность маленького человечка, тем лучше развита его речь. И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Подведем итог:

• Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук — один из показателей психического развития дошкольника.
• Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
• Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Таким образом важно поэтапно подбирать развивающие игрушки для детей, упражнения для мелкой моторики, и прочие средства развития и самообразования.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

  • Рисование
  • Лепка
  • Игры с крупой
  • Игры с бусинами

Подготовила: воспитатель Чернобай Л.А. Март 2020г. МДОАУ №117

Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей.

Для чего необходимо развивать мелкую моторику?

 

Скачать буклет

Развитие у ребенка мелкой моторики важно потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память

(зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности.

От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста. Просто выполнять упражнения ребенку будет скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры.

Способы развития мелкой моторики

Игры с мелкими предметами: крупа, бусины, камешки, шарики. Использование предметов различной величины, фактуры приводит в активное действие пальцевые ощущения. Этот эффективный массаж содействует притоку крови к пальчикам, делает их более чувствительными и посылает в головной мозг положительные импульсы.

Пальчиковые игры: «Сорока – белобока», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Ладушки» — эти старые добрые игры способствуют тесной связи между дыхательной системой и речевыми функциями;

Игры с нитками – сматывать нитки в клубок, плетение, выкладывание узоров;

Игры с бумагой – вырезание, выкладывание узоров, обрывание, складывание;

«Чудесный мешочек» — собрать в мешочек различные предметы и предлагать ребенку определить на ощупь что за предмет, дать описание предмета, назвать его;

Шнуровки, кнопки, молнии, застежки – не только прекрасно помогут развить движения пальчиков, но и набраться опыта, чтобы с успехом применять эти действия в повседневной жизни.

Массаж пальцев и кистей.

Самомассаж – легкие растирания подушечек пальчиков в направлении от кончиков к ладони обеих рук. Растирание ладоней: большим пальцем одной руки растирать ладошку другой руки от середины к краям.

«Назовем пальчики» — поочередное поглаживание средним и указательным пальчиками правой руки пальчиков левой руки, каждый пальчик 2 – 3 раза. По ходу выполнения упражнения знакомить ребенка с названиями пальцев.

Массаж оказывает на нервную систему тонизирующее действие, повышает чувствительность рецепторов проводящих путей.

Лепка – вдохновенный для ребенка труд. Хлопать ладошками по кусочкам (пластилин, тесто) доставит ему удовольствие. В первую очередь необходимо осваивать с ним шарики, блинчики, комочки, колбаски. Когда пальчики привыкнут, можно пробовать лепить птичек, зверушек. Предложите ребенку их покормить. Можно нарисовать птичку и предложить ребенку покормить ее, катая маленькие горошинки, комочки.

Наряду с мелкой моторикой, лепка поможет ребенку развить внимание и усидчивость, воображение и творческие способности. Рисование – радостный для ребенка труд. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Нетрадиционные техники развития мелкой моторики

  • Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу.
  • Песочная терапия. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.
  • Графические упражнения. В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий.

Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Учитывая возраст и уровень физического развития ребенка, необходимо выбирать для него интересные занятия и упражнения, чтобы он с удовольствием их выполнял и радовал своими успехами!

< Предыдущая   Следующая >

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, когда его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга формируется хватательный рефлекс. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Вернемся в предысторию вопроса. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей “Сороки — белобоки”, “Ладушек” и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции речи высшей нервной деятельности.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит — развитию речи. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией”. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга” — доказывает М. М. Кольцова. Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук очень разнообразны.

Сюда включают:

—         самомассаж и массаж пальцев рук;

—         предметную деятельность;

—         пальчиковый игротренинг;

—         занятия по изодеятельности.

Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Основной задачей во время массажа и самомассажа является нормализация состояния тонуса мелких мышц кистей рук. Для этого используют приёмы поглаживания, разминания, растирания, легкую вибрацию, похлопывание. Можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Всем знакома с детства “Сорока”, с помощью которой в процессе проговаривания взрослый производит поглаживания ладошки, затем поочерёдное растирание пальцев. В игре “Прятки”:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

используется прием легкой вибрации, разминания. Во время массажа можно использовать грецкий орех, шишку, бусинку:

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей

Пальчики, ладошки.

Возможно использование холодной и горячей воды попеременно. Аналогично применение кубика льда.

Следующий вид — предметная деятельность включает в себя игры и действия с игрушками и предметами. Для тренировки пальцев рук следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, а затем более мелкие. Для этих целей хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку, пирамидки, мозаики, конструкторы, счётные палочки и многое другое.

Детям можно предложить следующие игры:

“Переложи игрушки”. Ребенок складывает в прозрачный сосуд мелкие предметы (пуговицы, фишки) сначала правой, затем, левой рукой.

“Шаловливый котенок” — смотать клубок ниток.

“Играем на балалайке” — между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку, перебирать ее, как струны балалайки.

“Выгладим платочки для мамы и дочки” — разгладить скомканный лист бумаги.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры с речевым и без речевого сопровождения. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры, как бы, отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями. Самым простым является изображение пальцами разных фигурок.

1.      “Флажок” — 4 пальца соединить вместе, большой опустить вниз.

2.      “Очки” — соединить в кольцо большие и указательные пальцы.

3.      “Стол” — левую ладонь сжать в кулак, поставив на стол, правую раскрытую положить сверху.

4.      “Ёлка” — пальцы рук скрестить под углом друг к другу.

5.      “Кораблик” — ладони округлить и прижать друг к другу.

Необходимо помнить, что упражнения проводят в медленном темпе, от 5 до 8 раз, сначала одной рукой, затем — другой, а в завершении — двумя руками вместе. Воспитателю необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными и чёткими. Нельзя требовать от ребенка немедленного выполнения того или иного упражнения: отработав одно подражание, постепенно переходим к другому.

Используя игровую ситуацию, а также подражательные способности детей, можно разыгрывать различные инсценировки: “На птичьем дворе”, “Мама — птичка и птенчики”, “На скотном дворе”. Дети изображают кистями рук птиц, животных и подражают им. Игры, обычно, проходят на высоком эмоциональном уровне.

Дети младшего возраста хорошо воспринимают игры для одной руки, более старшие дети осваивают игры, которые проводят двумя руками: например, одна рука домик, другая — кашка, или используют несколько событий, сменяющих друг друга.

Например, игра “Котята” — сжать пальцы в кулачок и разгибать по одному.

Один котёнок пьет молочко

Оно такое вкусное, что идет

Еще один котёнок.

Два котенка пьют молочко

Оно такое вкусное, что идет

Еще один котёнок…

Большое место в развитии мелкой моторики руки детей отводится изобразительной деятельности. Детей учат раскрашивать, рисовать пальчиком, ладошкой, т. е. разными способами, работать ножницами, лепить. В процессе выполнения заданий у детей развивается и фразовая речь.

Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.

Для обследования мелкой моторики рук предлагаются следующие упражнения: “Пальчики здороваются” — попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. “Играем на пианино” — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно: 1–2, 1–3, 1–4, 1–5 пальцами.

Выполняются 1–2 упражнения правой, левой и обеими руками.

“Птички клюют” — держа руку с карандашом на локте, по команде поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. Диаметр круга 10 сантиметров.

Планируя фронтальную и индивидуальную работу с детьми по развитию мелких мышц кисти руки необходимо привлекать к помощи и родителей.

Чем можно позаниматься с малышами дома, чтобы развить ручную умелость:

—         запускать пальцами мелкие волчки,

—         разминать глину, пластилин,

—         катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шары,

—         нанизывать бусы, пуговицы, сортировать крупу,

—         наматывать клубки, проволоку,

—         застёгивать пуговицы, молнии, липучки,

—         закручивать шурупы, гайки,

—         складывать матрешек, пирамидки и многое другое.

Необходимо объяснять родителям, что у детей с плохо развитой ручной моторикой возникают трудности во время шнуровки ботинок, застёгивании пуговиц, эти дети неловко держат ложку, карандаш. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми с общим недоразвитием речи оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки оказывается недостаточным для освоения письма, формирует в дальнейшем школьные трудности. Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития мелкой моторики.

Какие же общие рекомендации следует соблюдать по формированию сложнокоординированных движений руки?

—         Выполнение упражнений должно быть регулярным.

—         Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься “через силу” неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.

—         Время выполнения упражнений не может быть долгим, т. к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают.

—         Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

—         Занятия должны быть совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

—         Ребёнку всегда предлагается инструкция, которая должна быть простой, короткой и точной.

Повторение инструкций, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки расширяется, углубляется и становится важной частью подготовки к школе.

Литература:

1.      С. Е. Большакова “Формирование мелкой моторики рук”// изд. «Сфера», 2008 г.//

2.      И. С. Лопухина “Логопедия. Ритм, речь, движения”// изд. «Корона-век», 2008 г.

3.      А. Е. Белая, В. И. Мирясова “Пальчиковые игры”// изд. «АСТ», 2006 г. //

4.      А. П. Савина “Пальчиковая гимнастика”// изд. «АСТ», 2003 г.//

5.      М. С. Рузина, С. Ю. Афонькин “Страна пальчиковых игр”// изд. «Кристалл», 2001 г.//

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, палец, мелкая моторика, рука, легкая вибрация, общее недоразвитие речи, предметная деятельность, ручная умелость, хватательный рефлекс.

Манипуляции — Детское развитие Kid Sense

Что такое манипуляция?

Навыки манипулирования относятся к способности перемещать и располагать объекты в одной руке без помощи другой руки. Манипуляции используются при удерживании кусочка головоломки, ключей, письме или даже резке ножницами. Это навыки, которые мы иногда принимаем как должное. Тем не менее, все они требуют координации многих навыков для успешного выполнения, включая мелкую моторику (мышцы), двустороннюю интеграцию, координацию и зрительно-моторную координацию.

 

Почему важна манипуляция?

Многие повседневные действия требуют манипулирования предметами одной рукой. Примеры включают положение карандаша при письме и рисовании; используя ножницы, держа в руках нож и вилку; и позиционирование пуговиц, молний, ​​кнопок и шнурков для одевания. Когда эти навыки сложны, дети могут легко разочароваться и избегать действий, связанных с манипулированием, что приводит к менее совершенным навыкам из-за отсутствия практики.В результате дети, которым не хватает этих навыков, часто имеют низкую самооценку и уверенность в себе.

 

Какие строительные блоки необходимы для развития манипуляции?
  • Сила рук и пальцев: Способность прилагать силу, преодолевая сопротивление, используя руки и пальцы, при этом для выполнения задачи используется мышечная сила.
  • Зрительно-моторная координация: Способность обрабатывать информацию, полученную от глаз, чтобы контролировать, направлять и направлять руки при выполнении такой задачи, как манипулирование кусочком головоломки или карандашом.
  • Доминирование рук: Постоянное использование одной (обычно одной и той же) руки для выполнения задания, что позволяет развивать отточенные манипулятивные навыки.
  • Разделение рук: Использование только большого, указательного и среднего пальцев для манипуляций, оставляя безымянный и мизинец согнутыми в ладони, не участвуя, но обеспечивая устойчивость для остальных 3 пальцев.
  • Двусторонняя интеграция: Использование двух рук вместе с ведением одной рукой (напр.грамм. продевание нити одной рукой, а другой рукой помогает, удерживая бусину).
  • Постуральный контроль: Способность стабилизировать туловище и шею, чтобы обеспечить координацию рук и кистей при выполнении физических задач.
  • Осознание тела (проприоцепция): Информация, которую мозг получает от наших мышц и суставов, чтобы мы знали о положении тела и движениях тела, которая затем направляет будущие контролируемые движения.

 

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с манипулированием?

Если у ребенка есть трудности с манипулированием, он может:

  • Используйте обе руки для действий, которые обычно требуют только одного (например,грамм. резка или блочное строительство).
  • Стабилизировать объекты относительно их тела или внешней опоры (например, стола) для выполнения задач, а не использовать «руку помощи» для стабилизации объекта.
  • Выглядит неуклюже при обращении с предметами.
  • Не торопитесь выполнять действия, требующие манипуляции.
  • Избегайте действий, требующих манипуляций, таких как вырезание, рисование и застегивание пуговиц и молний.
  • Предпочитает, чтобы другие выполняли за них действия, основанные на манипулировании, такие как одевание, прием пищи или рисование (напр.грамм. «Папа, нарисуй мне машинку» но сами пробовать отказываются).
  • Плохо владеют карандашом и ножницами.

 

Какие еще проблемы могут возникнуть, когда у ребенка возникают трудности с манипулированием?

Если у ребенка есть трудности с манипулированием, у него также могут возникнуть трудности с: 

  • Поведение: Ребенок может злиться или расстраиваться при попытке манипулировать мелкими предметами, поэтому его описывают как человека с «вспыльчивостью» или небольшой толерантностью к фрустрации.
  • Уверенность в себе: Ребенок может иметь ограниченную веру в свою способность выполнить задание, поэтому он избегает его.
  • Уход за собой: Они могут проявлять избегание или слишком полагаться на взрослых в выполнении повседневных действий (включая одевание, прием пищи, чистку зубов).
  • Мелкая моторика: Навыки пальцев и рук, такие как письмо, вырезание, открытие коробок с обедом, завязывание шнурков, использование компьютерной мыши, открытие дверей ключом.
  • Строительство Действия, такие как Lego, сборка блоков, вырезание и вставка.

 

Что можно сделать для улучшения манипулирования?
  • Хватание и манипулирование: Поощряйте участие в действиях, связанных с хватанием и манипулированием мелкими предметами, такими как рисование, решение головоломок, открывание контейнеров и продевание нити.
  • Игры с пальцами: Упражнения, в которых используются только один или два пальца (например, игры с тыканием).
  • Похвала: Хвалите и подбадривайте ребенка, когда он занимается этими видами деятельности, особенно если он настойчиво находит какое-то занятие трудным. Сосредоточьтесь на участии, а не на степени мастерства в исполнении.
  • Сила верхних конечностей: Поощряйте игровые действия, развивающие силу верхних конечностей (рук и плеч) (например, подъем по лестнице, ходьба на тачке).
  • Постуральный контроль: Убедитесь, что ребенок может стабилизировать свое туловище, чтобы обеспечить плавные движения рук и кистей/пальцев.Это может включать проверку стула и стола, которые они обычно используют.

 

Какие действия могут помочь улучшить манипулирование?

  • Мелкие предметы: Возьмите пальцами небольшой предмет (бусину, монету, конфету M&M, попкорн) и спрячьте его в руке. Затем возьмите еще одну, затем еще одну, все еще держа в руке все .
  • Навыки перехода: Переместите один предмет с ладони на кончики пальцев и положите его на стол (или положите в рот, если это еда), используя всего 3 пальца.
  • Копилка: Поместите монеты в копилку, начиная с нескольких монет на ладони, чтобы перемещать монеты с ладони на кончики пальцев, используя всего 3 пальца.
  • Бусины: Держите 2 или 3 бусины в ладони (как указано выше).
  • Игры с колышками: Держите 2 или 3 колышка в руке (как указано выше).
  • Поворачивайте открытые или закрытые крышки маленьких бутылочек или тюбиков с зубной пастой пальцами, удерживая их на ладони той же руки.
  • Вырезать ножницами: Потренируйтесь держать ножницы большим пальцем вверх и регулировать захват бумаги рукой-помощником.
  • Одежда: Потренируйтесь застегивать пуговицы, молнии и кнопки обеими руками.
  • Конструкторы: Играйте с конструкторами, такими как Duplo, Lego и K’nex.
  • Ремесленные занятия: Действия, требующие использования бутылок для сжатия (например, клей, клей с блестками, пухлая краска, краска для ткани).
  • T резьба: Доски для шнуровки, карточки для шитья и бисер.

 

Почему мне следует обращаться за помощью к психотерапевту, если я замечаю трудности с манипулированием у своего ребенка?

Терапевтическое вмешательство для помощи ребенку с трудностями манипулирования важно для:

  • Помогите им развить соответствующие возрасту навыки ухода за собой, такие как одевание, завязывание шнурков, открытие коробок с обедом, использование ключей, надевание часов.
  • Научите ребенка правильно держать карандаш для успешной учебы.
  • Предотвратите неэффективность ребенка.
  • Дайте ребенку возможность эффективно манипулировать небольшими предметами, такими как кубики, бусы и другие маленькие игрушки, для уверенности в игре со сверстниками.
  • Научить ребенка эффективно держать ножницы и управлять ими.

 

Если не лечить, к чему могут привести трудности с манипуляцией?

Когда у детей возникают трудности с манипулированием, у них также могут возникнуть трудности с:

  • Нарушение рукописного ввода (в академической среде), которое является основной причиной неуспеваемости детей, демонстрирующих свои истинные интеллектуальные способности на бумаге.
  • Выполнение заданий, связанных с вырезанием и вставкой (например, постерные презентации).
  • Эффективное удерживание и перемещение мыши для работы в ИТ (например, мышь на ПК или стилус на iPad).
  • Одевание (например, застегивание молнии, пуговиц, завязывание шнурков на обуви) и другие навыки самообслуживания (например, чистка зубов).
  • Держать и использовать столовые приборы (нож и вилку) для нарезки и приготовления пищи.
  • Разочарование из-за трудностей с выполнением повседневных задач, таких как прием пищи, одевание и письмо.

 

Какой тип терапии рекомендуется при манипулятивных трудностях?

Если у вашего ребенка есть трудности с манипулированием, рекомендуется проконсультироваться с эрготерапевтом.

 

Что такое задержка развития мелкой моторики — Центр Уоррена

Что такое задержка развития мелкой моторики?

Задержка развития мелкой моторики описывает отставание в способности использовать конечности (кисти, пальцы, запястья, язык, губы, стопы и пальцы ног), как ожидается для возраста ребенка.Навыки мелкой моторики включают в себя способность удерживать, использовать или манипулировать объектами с помощью мельчайших мышц тела. Эти навыки требуют зрительно-моторной координации, а также контроля нервов и мышц. Детям нужны тонкие мышечные навыки, чтобы выполнять такие задачи, как раскрашивание, сбор игрушек, использование ножниц и даже сморщивание губ губами.

Почему важна мелкая моторика?

Дети полагаются на мелкую моторику для выполнения основных задач в школе и повседневной жизни.Без мелкой моторики дети могут испытывать трудности с занятиями в классе или утренним уходом за собой. Примеры того, почему дети и как дети используют мелкую моторику, включают следующее:

  • Держа карандаш, мелок, маркер или кисть
  • Рисование рисунка, аккуратное написание, заполнение кружка ответом на контрольный вопрос
  • Ложки и вилки для еды
  • Игра с кубиками или головоломки
  • Использование ножниц и линейки
  • Чистка зубов
  • Высунуть язык, чтобы попробовать еду
  • Застегивание одежды
  • Открытие контейнеров с крышками
Каковы основные этапы развития мелкой моторики?

Вехи развития мелкой моторики — это способности, на которые следует обращать внимание по мере достижения ребенком определенного возраста.Ниже приведены стандартные вехи мелкой моторики и общий возраст для их выполнения:

.
Возраст от рождения до 1 года:
  • 4 месяца – Младенец сжимает и разжимает кулачки, подносит пальцы ко рту, держит или трясет игрушкой-погремушкой, шлепает по подвешенным игрушкам
  • 6 месяцев – Младенец тянется к кубикам и перекладывает предметы из одной руки в другую
  • 9 месяцев – Малыш берет предметы тремя пальцами и может имитировать хлопки в ладоши
  • 12 месяцев – Ребенок может класть предметы в чашку, брать предметы с помощью указки и большого пальца («щипцовый» захват) и сталкивать два предмета вместе

Обратитесь за помощью, если ваш годовалый ребенок не выполняет такие действия, как употребление пищи руками, удары предметами друг о друга, захват желаемых игрушек, или если движения кажутся шаткими или скованными.

Возраст 1 Год:
  • К 15 месяцам – Ребенок может рисовать и выбрасывать предметы из контейнера (если показано первым)
  • К 18 месяцам – дети могут самостоятельно выбрасывать предметы из контейнера и складывать блоки
Возраст 2 года:
  • Малыш обычно может складывать блоки в башню или выстраивать блоки в ряд
  • Малыш может научиться откручивать крышку, самостоятельно есть ложкой, переворачивать страницы в книге и копировать взрослый, рисующий горизонтальную или вертикальную линию
Возраст 3 года:
  • Ребенок может сложить 10 или более блоков в башню, скопировать рисунок взрослого, нарисовавший круг, и вырезать с помощью безопасных для детей ножниц
Возраст 4 года
  • Ребенок может нарисовать фигурку из шести полных частей
  • Ребенок может застегивать большие и средние пуговицы
Что вызывает задержку развития мелкой моторики?

Некоторые дети просто достигают вех мелкой моторики позже, чем другие, из-за более медленного развития мышц, и долгосрочной проблемы нет.Однако у некоторых детей могут быть неврологические проблемы и проблемы с координацией, известные как нарушение координации развития (DCD) или диспраксия . Это происходит, когда мозг и мышцы не могут работать вместе. У других детей может быть дисграфия , нарушение письма, которое влияет на раскрашивание, рисование или использование посуды. Если задержка мелкой моторики связана с медицинской проблемой, она обычно связана с одним из следующих симптомов:

  • Преждевременные роды, при которых мышцы развиваются медленнее
  • Генетические причины (например, синдром Дауна)
  • Нервные и мышечные заболевания (такие как мышечная дистрофия или церебральный паралич)
  • Диагнозы развития, такие как аутизм
  • Снижение силы пальцев, рук и туловища из-за существовавшей ранее задержки крупной моторики
  • Ранее существовавшие когнитивные задержки
  • Проблемы со зрением
Что такое лечение задержки развития мелкой моторики?

Лечение задержки развития мелкой моторики является междисциплинарным и может включать трудотерапию, а также сенсомоторную терапию и терапию сенсорной обработки.Педиатр, специализирующийся на развитии и поведении, также может принять участие, чтобы порекомендовать мультисенсорные советы и методы. Дети могут пройти широкую трудотерапию в рамках IEP или плана 504. Эрготерапевт также может порекомендовать следующие домашние занятия:

  • Игра с пластилином
  • Использование пальчиковой краски
  • Работа по дому, например, сервировка стола и протирание стола губкой
  • Установка колышков в доску
  • Игра с пальчиковыми марионетками
  • Наливание сока в чашку

Свяжитесь с Центром Уоррена для получения дополнительной информации о том, как начать работу с трудотерапией.

Занятия по развитию мелкой моторики у детей

си минор

Развитие мелкой моторики – неотъемлемая часть развития ребенка.Это важно не только для повседневной жизни, например, для кормления, завязывания шнурков и возможности поднимать мелкие предметы, но также может повлиять на навыки грамотности ребенка, если он не может держать карандаши, ручки и другие письменные принадлежности и пользоваться ими.

Навыки мелкой моторики отличаются от навыков крупной моторики, которые включают в себя более крупные движения, такие как бег, прыжки, удары ногами и т. д. Мелкая моторика задействует мышцы рук и пальцев. Развитие мелкой моторики позволяет детям использовать клешневой захват, когда люди могут брать и класть предметы с помощью большого и указательного пальцев.

Есть много действительно забавных игр, которые вы можете сделать со своим ребенком, чтобы развивать мелкую моторику, и вот некоторые из моих любимых.

Пластилин

Пластилин ценен во многих отношениях. Это не только поощряет использование мелкой моторики посредством манипулирования пластилином, когда ребенок щипает, перекатывает пластилин между руками и моделирует пластилин на мелкие кусочки и прикрепляет его с помощью мышц пальцев, но также дает отличный сенсорный опыт. который является творческим, может помочь успокоить детей и весело.

Колышки

Прищепки — отличный способ развить мелкую моторику.
Просто дайте ребенку контейнер для мороженого и наполните его штифтами. Предложите ребенку прикрепить колышки по краю контейнера.
Вы также можете попросить их помочь развесить белье.

Резка ножницами

Очень важно позволять детям пользоваться ножницами с самого раннего возраста. На ранних стадиях все дело в том, чтобы набраться силы в пальцах, чтобы управлять ножницами.Как только они овладеют этим, пришло время сосредоточиться на том, чтобы научиться вырезать линии, зигзаги, круги и т. д.

Нарезание резьбы

Вязание нитками — увлекательное занятие, требующее большой концентрации внимания и действительно проверяющее мелкую моторику у детей. Вы можете просверлить несколько отверстий в крышках от бутылок и продеть в них шнурки, а по мере развития навыков ребенка можно переходить к нанизыванию на резинку более мелких бусинок или украшений для изготовления ожерелий.

Сбор мелких предметов

Отличный способ потренировать мелкую моторику, даже не подозревая об этом, — дать ребенку крошечные кусочки еды, такие как кукурузные зерна и горох, на подносе для детского стульчика или на тарелке (без столовых приборов), и он сможет потренироваться собирать кусочки еды, используя щипцовый захват.

Рисование и раскрашивание

Предоставление вашему ребенку бумаги и карандашей — это не только творческая и часто успокаивающая отдушина для вашего ребенка, но и ранняя форма грамотности. Когда дети впервые берут карандаш, они обычно используют ладонь, а затем переходят в правильное положение, поскольку они лучше контролируют карандаши и укрепляют свои мелкие моторные мышцы.
Раскрашивание — это старая, но хорошая вещь. Не важно закрашивать линии между линиями, но если ребенок решит это сделать, это покажет, что он хорошо контролирует свои мелкие моторные мышцы.

 

Вам также может быть интересно прочитать:

Подготовка к школе

Не ешьте пластилин!

Навыки мелкой моторики — младенчество, детский возраст, дошкольный возраст, школьный возраст, поощрение развития мелкой моторики — уровень значимости, подростковый возраст и правое полушарие

Навыки, связанные с контролем пальцев, кистей и предплечий.

Навыки мелкой моторики включают преднамеренные и контролируемые движения, требующие как развития мышц, так и созревания центральной нервной системы .Хотя новорожденные могут двигать кистями и руками, эти движения являются рефлексами , которые ребенок не может сознательно начать или остановить. Развитие мелкой моторики имеет решающее значение для способности младенца получать опыт и познавать мир и, таким образом, играет центральную роль в развитии интеллекта . Как и крупная моторика , мелкая моторика развивается упорядоченно, но в неравномерном темпе, характеризующемся как быстрыми вспышками, так и временами раздражающими, но безвредными задержками.В большинстве случаев трудности с определенной мелкой моторикой носят временный характер и не указывают на серьезную проблему. Однако следует обратиться за медицинской помощью, если ребенок значительно отстает от своих сверстников по многим аспектам развития мелкой моторики или если он регрессирует, утрачивая ранее приобретенные навыки.

Детство

Руки новорождённого младенца большую часть времени сомкнуты, и, как и остальные части её тела, она мало их контролирует. Если дотронуться до ее ладони, она очень сильно сожмет кулак, но это бессознательное рефлекторное действие, называемое дарвиновским рефлексом, и оно исчезает в течение двух-трех месяцев.Точно так же младенец будет хвататься за предмет, помещенный в его руку, но совершенно не осознавая, что он это делает. В какой-то момент мышцы ее рук расслабятся, и она уронит предмет, так же не осознавая, что уронила его. Младенцы могут начать цепляться за предметы, которые их интересуют, в возрасте двух недель, но не могут их схватить. К восьми неделям они начинают обнаруживать и играть с руками, сначала исключительно касаясь , а затем, примерно к трем месяцам, и визуально. Однако в этом возрасте преднамеренная хватка остается в значительной степени неразвитой.

Зрительно-моторная координация начинает развиваться в возрасте от 2 до 4 месяцев, что открывает период проб и ошибок при наблюдении за объектами и их захвате. В четыре или пять месяцев большинство младенцев могут схватить предмет, находящийся в пределах досягаемости, глядя только на предмет, а не на свои руки. Это достижение, называемое «достижением высшего уровня», считается важной вехой в развитии мелкой моторики. В возрасте шести месяцев младенцы обычно могут ненадолго удержаться за небольшой блок, и многие из них начали стучать предметами.Хотя их хватка все еще неуклюжа, они увлеклись хватать мелкие предметы и пытаться положить их в рот. Сначала дети без разбора пытаются схватить вещи, которые невозможно схватить, например картинки в книге, а также те, которые можно схватить, например погремушку или мяч. Во второй половине первого года жизни они начинают исследовать и тестировать предметы, прежде чем хватать их, прикасаться к ним всей рукой и, в конце концов, тыкать в них указательным пальцем.

Одним из наиболее значительных достижений в области мелкой моторики является клешневой захват, который обычно появляется в возрасте от 12 до 15 месяцев.Первоначально младенец может держать предмет, например погремушку, только в ладони, обхватывая ее пальцами (включая большой палец) с одной стороны, неудобное положение, называемое ладонным захватом, из-за которого трудно удерживать и манипулировать объектом. В возрасте восьми-десяти месяцев начинается хватание пальцами, но предметы можно захватывать только всеми четырьмя пальцами, упирающимися в большой палец, что по-прежнему затрудняет захват мелких предметов. Развитие клешневого захвата — способности удерживать предметы между большим и указательным пальцами — дает младенцу более сложную способность хватать предметы и манипулировать ими, а также намеренно бросать их.Примерно к годовалому возрасту младенец может бросить предмет в сосуд, сравнить предметы, которые он держит в обеих руках, сложить предметы в стопку и вложить их друг в друга.

Детство

Малыши развивают способность манипулировать объектами с возрастающей сложностью, в том числе использовать свои пальцы, чтобы крутить циферблаты, дергать за веревочки, нажимать на рычаги, переворачивать книжные страницы и использовать мелки для создания грубых каракулей. В этот период также обычно возникает доминирование либо правой, либо левой руки.Малыши также добавляют новое измерение к прикосновению к объектам и манипулированию ими, одновременно имея возможность называть их. Вместо случайных каракулей их рисунки включают в себя узоры, например круги. Их игра с кубиками более сложная и целеустремленная, чем у младенцев, и они могут складывать до шести кубиков. Они также могут складывать лист бумаги пополам (под присмотром), нанизывать крупные бусины, манипулировать игрушками-защелками, играть с глиной, разворачивать мелкие предметы и забивать колышки.

Дошкольное учреждение

Более деликатные задачи, с которыми сталкиваются дети дошкольного возраста, такие как обращение с столовым серебром или завязывание шнурков, представляют собой более сложную задачу, чем большинство действий, связанных с крупной моторикой, которым они научились в этот период развития.Центральная нервная система все еще находится в процессе достаточного созревания, чтобы сложные сообщения из мозга могли попасть на пальцы ребенка. Кроме того, мелкие мышцы утомляются быстрее, чем крупные, а короткие, коротенькие пальцы дошкольников затрудняют выполнение деликатных или сложных задач. Наконец, крупная моторика требует энергии, которая у дошкольников безгранична, а мелкая моторика требует терпения, которого не хватает. Таким образом, в этой возрастной группе наблюдаются значительные различия в развитии мелкой моторики.

К трем годам многие дети хорошо владеют карандашом. Трехлетки часто могут нарисовать круг, хотя их попытки рисовать людей еще очень примитивны. Четырехлетние дети обычно умеют пользоваться ножницами, копировать геометрические фигуры и буквы, застегивать большие пуговицы и формировать глиняные фигуры из двух или трех частей. Некоторые могут печатать свои имена заглавными буквами. Человеческая фигура, нарисованная четырехлетним ребенком, обычно представляет собой голову на двух ногах с одной рукой, исходящей от каждой ноги.

Школьный возраст

К пяти годам развития мелкой моторики у большинства детей явно больше, чем в дошкольном возрасте. Они могут рисовать узнаваемые человеческие фигуры с чертами лица и ногами, соединенными с отчетливым туловищем. Помимо рисования, пятилетние дети могут также вырезать, вставлять и обводить фигуры. Они могут застегивать видимые пуговицы (в отличие от пуговиц на задней части одежды), и многие могут завязывать бантики, в том числе бантики на шнурках. Их право- или леворукость хорошо известна, и они используют предпочтительную руку для письма и рисования.

Стимулирование развития мелкой моторики

Для развития крупной моторики требуется безопасное открытое игровое пространство, общение со сверстниками и некоторый контроль со стороны взрослых. Значительно сложнее развивать мелкую моторику. Чтобы помочь ребенку добиться успеха в выполнении задач на мелкую моторику, требуется планирование, время и разнообразные игровые материалы. Развитие мелкой моторики можно стимулировать занятиями, которые нравятся детям, в том числе

.

Этот шестимесячный ребенок освоил мелкую моторику, необходимую для того, чтобы брать предмет и подносить его ко рту. ( Патрик Донехью. Photo Researchers, Inc. Воспроизведено с разрешения.)

поделок, головоломок и игр со строительными блоками. Помощь родителям в повседневных домашних делах, таких как выпечка, может быть интересной для ребенка в дополнение к развитию мелкой моторики. Например, перемешивание теста обеспечивает хорошую тренировку мышц кистей и предплечий, а нарезание и выдавливание теста для печенья требует зрительно-моторной координации. Даже компьютерная клавиатура и мышь могут обеспечить тренировку координации пальцев, рук и глаз.Поскольку развитие мелкой моторики играет решающую роль в подготовке к школе и когнитивном развитии , оно считается важной частью дошкольной программы. Школы Монтессори, в частности, были первыми лидерами в подчеркивании важности мелкой моторики и использования учебных пособий, таких как прищепки и головоломки, в раннем детском образовании. Развитие мелкой моторики у детей малообеспеченных родителей, которым часто не хватает времени или знаний, необходимых для развития этих способностей, является ключевым фактором успеха таких программ, как Head Start.

Навыки мелкой моторики — My OT & Me

 

Многие родители слышат слово «мелкая моторика» на родительских собраниях или в отчетах по трудотерапии. Так что же оно означает?

К мелкой моторике относится координация мелких мышц, таких как руки и пальцы, с глазами. Навыки мелкой моторики необходимы на протяжении всей жизни, и их необходимость становится особенно очевидной в школьные годы, когда дети начинают писать, пользоваться ножницами, учатся одеваться, выполнять художественные и творческие проекты, возможно, осваивают музыкальный инструмент и т. д.

Существует также множество навыков мелкой моторики, которые очень важны для навыков самообслуживания и для того, чтобы дети стали независимыми в таких вещах, как обращение со столовыми приборами, открытие крышек и пакетов, расчесывание и завязывание волос, чистка зубов, вытирание после туалета, мытье. их волосы и т. д. 

Иногда навыкам крупной моторики (крупным движениям, включая движения тела) уделяется больше практики и времени, чем навыкам мелкой моторики, но они не менее важны. Тем не менее, многие родители сообщают, что им легче мотивировать некоторых детей создать полосу препятствий, чем раскрасить картинку, поэтому их крупная моторика требует большей практики.Я думаю, что веселые, творческие и увлекательные игры для мелкой моторики необходимы для мотивации детей практиковать свои навыки мелкой моторики. Вот почему я создал программы развития моторики, которые являются игривыми, тематическими и очень ВЕСЕЛЫМИ! Вы можете узнать больше о моей программе для дошкольников (3–6 лет) и  программе для школьников (Octobox для детей 5–9 лет) , нажав на каждую из них.

Давайте посмотрим, сможем ли мы перечислить навыки мелкой моторики, необходимые ребенку, чтобы быть полностью независимым и эффективно чистить зубы:

Ребенок должен уметь держать зубную щетку правильным захватом и изолировать движения запястья и предплечья, чтобы повернуть зубную щетку.

Он/она должен обладать силой и ловкостью, чтобы открыть и выжать зубную пасту.

Он/она должен уметь открывать и закрывать кран.

И это только те шаги, которые требуют мелкой моторики — все остальные компоненты мы даже не учли!

Итак, как я могу развить мелкую моторику моего ребенка?

Как и любой другой навык, НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ можно улучшить с помощью практики , но задание должно соответствовать стадии развития ребенка и оцениваться по способностям ребенка.Это позволит ребенку почувствовать успех, развивая базовые навыки, необходимые для выполнения более крупной задачи.

 

 

Итак, как мне выбрать подходящие для развития занятия? Я обсуждаю этапы развития мелкой моторики, включая занятия и игрушки, которые можно использовать на каждом этапе моего курса, доступ к которому вы можете получить, нажав здесь. Вы также можете посмотреть первую часть этой серии видео в бесплатном наборе ресурсов, доступ к которому можно получить, нажав здесь.

Итак, как оценить действие? Ну, во-первых, вам нужно рассмотреть все маленькие шаги в задаче и выяснить, в какой момент ваш ребенок застревает, а затем вы работаете с этого момента, пока он не добьется успеха.

Давайте потренируемся в навыке вырезания ножницами:

  1. У ребенка должен быть мышечный тонус, чтобы поддерживать контроль осанки в сидячем положении. Узнайте больше о мышечном тонусе в другом моем блоге.
  2. У ребенка должна быть ведущая рука и двусторонняя интеграция, чтобы он мог держать одну страницу и резать другой.
  3. Ребенок должен обладать силой и ловкостью, чтобы держать ножницы, открывать и закрывать их.
  4. Ребенок должен иметь изоляцию запястья, чтобы повернуть запястье таким образом, чтобы его большой палец был сверху, а ножницы были прямыми.
  5. Ребенок должен уметь резать прямые линии.
  6. Ребенок должен уметь вырезать прямые фигуры.
  7. Ребенок должен уметь вырезать изогнутые линии.
  8. Ребенок должен уметь вырезать маленькие необычные фигуры.

Итак, если ваш ребенок застрял на шаге 1, вам нужно поработать над контролем его осанки и способностью обрабатывать сенсорную информацию.Это может посоветовать эрготерапевт (OT). Вы также можете узнать об этих областях через мой курс.

Если ваш ребенок застрял на шаге 2, вам нужно практиковать действия, которые способствуют двусторонней интеграции и пересечению средней линии, пока у него не разовьется доминирующая рука. Действия перечислены в моем блоге здесь.

Если ребенок застрял на шаге 3- вам нужно поработать над силой и ловкостью рук ребенка. Мои программы развития моторики полны веселых занятий, направленных на развитие силы, ловкости и навыков владения ножницами.Узнайте больше здесь.

Если ребенок застрял на шаге 4, вам нужно поработать над изоляцией запястья ребенка, т. е. скрутить губку, скрутить пластырь, открыть банки и крышки и застегнуть молнию.

В шагах 5-8 ребенка следует поощрять практиковать эти строки, прежде чем переходить к следующим. Буклет с навыками работы с ножницами в моем бесплатном наборе ресурсов прекрасно описывает каждый из этих шагов; вы можете получить к нему доступ здесь.

Надеюсь, эта запись в блоге оказалась для вас полезной, дайте мне знать, если у вас возникнут вопросы,

Джесс

Практика ✂️ 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Джессика Кеннеди является сертифицированным специалистом по трудотерапии, зарегистрированным CORU.Вся информация на веб-сайте предназначена только для информационных целей и не заменяет консультацию врача. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом, если вы подозреваете какие-либо проблемы со здоровьем или развитием у вашего ребенка. Не полагайтесь на информацию на веб-сайте в качестве альтернативы совету вашего медицинского работника или поставщика медицинских услуг. Вы никогда не должны откладывать обращение за медицинской помощью, игнорировать медицинские рекомендации или прекращать лечение в результате любой информации, представленной на веб-сайте.Вся медицинская информация на сайте носит ознакомительный характер. Все действия, описанные на веб-сайте, предназначены для выполнения под присмотром взрослых. Пожалуйста, используйте свое собственное суждение со своим ребенком и не давайте предметы, которые могут представлять опасность удушья для маленьких детей. Никогда не оставляйте ребенка без присмотра во время этих занятий. Пожалуйста, помните и следуйте всем рекомендациям по возрасту для всех продуктов, используемых в этих мероприятиях. My OT & Me не несет ответственности за какие-либо травмы при воспроизведении каких-либо действий, описанных в этом блоге или на веб-сайте.

Мелкая моторика для дошкольников

Навыки мелкой моторики и почему они так важны

Как родители, мы являемся первым учителем нашего ребенка — его самым важным учителем — и мы хотим дать всем родителям правильные инструменты для успешной работы с детьми дома. Развитие мелкой моторики у дошкольников может быть затруднено. Снова и снова в школе нам говорят, насколько важна мелкая моторика для детей и их развития.Огромный объем обучения происходит с помощью простого прикосновения и манипуляции.

Важность мелкой моторики

Навыки мелкой моторики для 5-летних детей включают письмо с использованием основных инструментов, таких как ножницы, музыкальные инструменты и т. д. Даже с нашими современными технологиями по-прежнему жизненно важно иметь навыки обращения с ручкой, карандашом и мелком. Дети должны развивать эти навыки мелкой моторики и другие сложные способы точного рисования фигур, букв и цифр.

Умение пользоваться простыми ножницами — еще один жизненный навык, требующий мелкой моторики. У детей должны быть хорошо развиты манипуляции руками и пальцами.

Музыкальные инструменты также требуют от детей мелкой моторики. Их пальцы нуждаются в точных движениях и манипуляциях. Даже для того, чтобы одеться, требуется развитая мелкая моторика.

Помощь ребенку в улучшении мелкой моторики

Развитие мелкой моторики у дошкольников начинается за несколько лет до того, как им исполнится пять лет.Как только ребенок начинает хватать простой предмет, он начинает оттачивать свою мелкую моторику. Они, конечно, еще не освоили их, но они стараются. И в конечном итоге они добиваются успеха. Когда они становятся малышами, их мелкая моторика становится еще более точной. Они начинают совершенствовать свои навыки захвата и различные мышцы рук для захвата.

Развитие мелкой моторики у малышей очень важно. Требуется работа, чтобы укрепить необходимые мышцы пальцев, и мы, как родители, можем помочь им дать им возможность практиковать эти навыки.Обучение этим моторным навыкам зависит не только от родителей, когда вы выбираете правильный уход за детьми, который знает важность мелкой моторики для дошкольников . Детский центр «Саммит» обеспечивает уход за детьми в возрасте от 6 недель до 12 лет. Их программы сосредоточены на языковых навыках, навыках грамотности, моторных навыках и многом другом.

Письмо

Письмо является одним из важнейших навыков мелкой моторики для дошкольников . Большинство детей хватают карандаш «кулачным хватом» или всей рукой.Другие дети двигают кулаком вверх, прижимая мизинец к бумаге. Тем не менее, другие дети переворачивают кулаки вверх ногами, прижимая большой палец к краю страницы. Все эти варианты неверны.

Чтобы правильно держать карандаш, нужна практика, и этому навыку нужно учить детей. Это умение не является врожденным и не приходит само собой.

Во-первых, как родители и учителя, мы должны смоделировать навык. Покажите, как держать и пользоваться карандашом.Покажите ребенку, как поместить карандаш между указательным и большим пальцами. Продемонстрируйте «щипцовый» хват. Наконец, покажите им, как использовать второй палец в качестве опоры для карандаша. Как только ребенок увидит правильное положение, дайте ему маленький карандаш и предложите попробовать сделать это самостоятельно.

Наконец, наблюдайте за своим ребенком, пока он тренируется с карандашом или мелком. Внимательно наблюдайте, так как дети могут соскользнуть в неправильную привычку.

Ножницы

Мелкая моторика для дошкольников включает также использование ножниц.Дети нуждаются в особом руководстве и инструкциях, когда впервые пытаются использовать ножницы. Некоторые дети сжимают ручки ножниц в своих крошечных кулачках, пытаясь просунуть пальцы в любое отверстие, которое они находят, направляя ножницы в сторону своего стола. Другие хватаются за ножницы, прижимая большой палец к столу.

Продемонстрируйте, насколько это похоже на рукопожатие. Попросите детей подойти к ножницам с вытянутой рукой, большим пальцем вверх. Держите лезвия, направляя ручки на ребенка.Покажите, как просунуть большой палец в меньшее отверстие, а два пальца в большее отверстие в ручке. Практика делает совершенным. Наблюдайте за тем, как они пытаются снова и снова. Когда ему станет удобно, дайте ребенку лист бумаги, чтобы он продолжил практиковаться.

Домашние занятия

Нет необходимости в дорогих и сложных игрушках или оборудовании, чтобы помочь ребенку развить эти навыки мелкой моторики. Вы обнаружите, что у вас, вероятно, уже есть все необходимое в шкафах и ящиках. Простые занятия (которые могут занять всего несколько минут) с вашим ребенком развивают все виды мелкой моторики.Эти короткие всплески практики, по сути, лучше всего подходят для сохранения памяти и терпения ребенка.

  • Попросите ребенка зажать веревку, пока вы вытягиваете веревку из его пальцев.
  • Покажите ребенку, как взять один кусочек хлопьев. Кроме того, продемонстрируйте, как раздавить крупу кончиками пальцев. Пусть они наполнят миску дроблеными кусочками хлопьев.
  • Рассортируйте маленькие бусины по цвету из одной миски в другую. Проинструктируйте, как набирать каждую бисеринку по одной.
  • Разбивать пузыри на листе пузырчатой ​​пленки — это очень весело и отличное упражнение для большого и указательного пальцев.
  • Переливать воду из одной миски в другую, используя только пипетку. Добавьте пищевой краситель для большего удовольствия.
  • Используйте тесто для лепки, чтобы скатать длинную змейку. Продемонстрируйте, как использовать указательный и большой пальцы для захвата мелких кусочков.
  • Поиграйте с ребёнком клюшками. Его хватка важна для подбора палки. При необходимости поиграйте с соломинкой или зубочисткой.
  • Познакомьте ребенка с шитьем. Вдевание нити в иголку — отличный способ отточить мелкую моторику, а в качестве бонуса ваш ребенок выучит ценный жизненный навык.

Практика с игрушками

Игрушки должны не только развлекать молодого человека. Они могут быть образовательными и могут помочь развить мелкую моторику у дошкольников . Многие игрушки требуют, чтобы ребенок устанавливал руки определенным образом, чтобы способствовать развитию, точности и терпению, связанным с мелкой моторикой.Дайте вашему ребенку все возможности для достижения успеха.

Пазлы

При покупке пазлов для детей ищите пазлы с большими кусочками, за которые можно держаться. Большие ручки позволяют детям сжимать кусочки пазла, одновременно укрепляя мышцы рук, пальцев и запястий. Их умение решать головоломки улучшится, и, в свою очередь, их мелкая моторика укрепится.

Пинцет

Пинцет может быть отличным инструментом, помогающим детям оттачивать мышцы пальцев и рук.Пинцет открыт естественным образом, поэтому ребенок должен использовать сжимающее движение для закрытия. Поощряйте их использовать указательный палец для удержания пинцета и работы с ним. Затем попробуйте выполнить простые упражнения дома. Возьмите ватные шарики или шарики. Практика может быть веселой.

Приложив немного внимания и практики, ваш ребенок освоит все необходимые навыки мелкой моторики. Детский центр Summit создан для того, чтобы помочь родителям предоставить дошкольникам наилучшую возможность освоить мелкую моторику .Поздравляем вас с тем, что вы оказали вашему ребенку заботливую поддержку, в которой он нуждается в раннем возрасте.

Что такое мелкая моторика в развитии ребенка? Примеры двигательных упражнений для детей

В ребенке происходит множество процессов, одним из которых является развитие мелкой моторики. Итак, что такое развитие мелкой моторики? Когда ребенок учится использовать более мелкие мышцы, такие как те, что присутствуют в руках, запястьях и пальцах, считается, что он достиг мелкой моторики.Проще говоря, это развитие позволяет ребенку совершать движения с помощью своих мелких мышц.

Правильное развитие этих навыков делает ребенка самостоятельным. По мере того, как мелкие мышцы начинают работать, ребенок может выполнять минимальные действия по уходу за собой самостоятельно.

Давайте посмотрим, что такое мелкая моторика в развитии ребенка и какие есть примеры. Но для начала давайте немного углубимся в то, что такое мелкая моторика?

Обучающие курсы для ваших детей! Получите бесплатную пробную версию здесь

Что означает мелкая моторика?

Проще говоря, мелкая моторика означает крошечные движения пальцев, запястий, кистей, пальцев ног, ступней, языка и губ.Движения мышц в теле называются двигательными навыками.

Вместе с мелкой моторикой развивается еще один навык – крупная моторика. Теперь, что такое крупная моторика? К этой группе относятся более крупные движения ног, ступней, рук или всего тела.

Примеры двигательных навыков

Писать, рисовать, раскрашивать, писать

Ножницы для хранения и резки

Одежда для кукол

Завязывание шнурков

Босоножки

Кнопки, молнии, ремни

Вскрытие пакетов, ланч-боксов

Расчесывание волос

Чистка зубов

Важность мелкой моторики

Маленькие мышцы, регулирующие работу кисти, пальцев и большого пальца, используются для развития мелкой моторики.Они помогают детям с такими ключевыми задачами, как самостоятельный прием пищи, обращение с игрушками, застегивание и застегивание одежды, письмо и рисование. Способность выполнять самообслуживание и выполнять повседневные обязанности повышает самооценку и уверенность ребенка.

Крайне важно как можно раньше начать работу с детьми по развитию их мелкой моторики. По мере взросления детей их мелкая моторика будет развиваться и улучшаться.

Некоторым подросткам может быть трудно выполнять задания, требующие мелкой моторики.Когда они не в состоянии выполнять повседневные обязанности, они могут стать злыми и несчастными. Ребенок, например, может с трудом держать ножницы и резать по пунктирной линии. В результате люди могут расстраиваться из-за работы и пропускать операции по резке, потому что считают их слишком сложными.

Занятия мелкой моторикой для детей

Чтобы укрепить крошечные пальчики и улучшить зрительно-моторную координацию, вы можете побуждать ребенка участвовать в упражнениях на мелкую моторику. Эти увлекательные упражнения помогают малышам и дошкольникам подготовиться к письму и другим повседневным занятиям.

Разноцветные помпоны

Сортировка помпонов по размеру и цвету — увлекательное занятие для детей. Посмотрите, как они собирают и сортируют множество маленьких разноцветных помпонов на противне для выпечки кексов или в контейнере для кубиков льда, используя пинцет или палочки для еды.

Пластилин

Замешивать, прессовать, вытягивать и формировать пластилин в формы — это очень весело. Это популярное развлечение хорошо тренирует ваши пальцы. Дети постарше могут научиться нарезать, прессовать и прессовать пластилин в различные формы с помощью инструментов для пластилина.

Рисунок пипеткой

Пипетка или капиллярная краска использует щипцы, чтобы всасывать краску на водной основе и сжимать ее бумагой или бумажным полотенцем, что делает ее идеальной для детей от 2,5 лет и старше.

Вырезание фигур

Вырезание фигур с помощью набора удобных для детей резаков для бумаги — простая задача для детей в возрасте от 2 лет и старше под присмотром. Нарисуйте различные фигуры на разноцветной бумаге, например, лабиринты, треугольники, прямоугольники и волнообразные линии, а затем наблюдайте, как ваш ребенок их вырезает.

Игра с незакрепленными частями

Интерес и мелкую моторику у детей можно развивать, используя незакрепленные предметы, такие как сосновые шишки, кирпичи, камешки, палочки для еды, вилки, веревки, металлические миски, бумагу и бусины.

Что такое мелкая моторика в детстве?

Дети развивают эти навыки в своем собственном темпе. Некоторые могут развить некоторые навыки позже, чем другие, и в действительности не о чем беспокоиться. В возрасте от 1 до 2 месяцев дети постепенно начинают приобретать эти навыки, и процесс обучения продолжается в дошкольных учреждениях и начальной школе.

Ниже приведены некоторые важные навыки мелкой моторики, которые необходимо развивать в детстве.

Читайте также: Заботливое воспитание против чрезмерного воспитания: взгляд на различные модели воспитания

Ладонные арки

Это движение мышц позволяет сгибать ладони внутрь. Это наращивание помогает движению пальцев, обеспечивая возможность писать, захватывать и расстегивать одежду.

Стабилизатор для запястья

Это помогает детям двигать пальцами уверенно и стабильно.Это движение обычно развивается к младшим школьным годам.

Внутренний рост

Выполнение мелких задач руками, при которых кончики указательного и среднего пальцев соприкасаются с большим пальцем.

Двусторонние навыки рук

Одновременная координация обеих рук для выполнения различных действий.

Навык владения ножницами

Этот навык обычно развивается у детей к 4 годам. Эта эффективность укрепляет руки и развивает зрительно-моторную координацию.

Хронология развития мелкой моторики у детей

Давайте посмотрим, в каком возрасте у детей развиваются какие навыки, но они не фиксированы для всех.

от 0 до 3 месяцев

Поднесение рук или поднесение рук ко рту

Расслабленные руки

Произвольное сжатие

03–06 месяцев

Пытается дотянуться до игрушек

Держать и трясти игрушки обеими руками

Перекладывание игрушек из одной руки в другую

держаться за руки

06–09 месяцев

Начинает справляться с вещами, «сгребая» рукой

Пытается дотянуться до игрушек сидя

Захватывание мелких предметов пальцами

Сжимание вещей руками

Касание пальцев

Прикосновение к предметам указательным пальцем

Хлопки

от 09 до 12 месяцев

Использование пальцев для кормления

Использование большого и указательного пальцев для захвата мелких предметов

Стук вещей

Держит игрушку одной рукой

Бросание и сбор игрушек

от 1 до 2 лет

Башня из строительных блоков

Есть ложкой

Писать на бумаге

Перелистывание страниц по одной

Удерживание карандаша кончиками пальцев и большим пальцем

Размещение форм внутри

от 2 до 3 лет

Мытье рук

Правильно пользоваться вилкой и ложкой

Дверная ручка в повороте

Застегивание и расстегивание одежды

Отрезание ножницами

Нанизывание крупных бусин

Установка и снятие крышек с канистр

Читайте также: Обучение детей общению: как улучшить навыки общения у ребенка?
От 3 до 4 лет

Застегивание и расстегивание одежды

Обведение фигур на бумаге

Резка бумаги ножницами

Точечное соединение

От 4 лет до старшего

Цвет между линиями

Завершение лабиринтов

Фасонная резка

Преимущества мелкой моторики

Каждое развитие необходимо для правильного роста навыков.Без надлежащего развития этих навыков дети могут столкнуться с проблемами при выполнении своих обычных действий, и это может повлиять даже на его/ее успеваемость.

Ниже приведены некоторые трудности, с которыми может столкнуться ребенок без надлежащей мелкой моторики:

# Уклонение или отсутствие потенциала в использовании навыков с помощью неуклюжего пальца.

# Избегание задач, требующих сидения, и предпочтение физической активности.

# Интерес к таким занятиям, как просмотр видео, телевидение, является пассивным видом деятельности, требующим низкой или нулевой мелкой моторики.

# Навыки вырезания или рисования карандашом не интересуют этих детей.

Другие симптомы, свидетельствующие о недостаточной координации движений

# Не пытаться решить проблему, а попросить родителей сделать это вместо этого.

# Не хотят чистить зубы или одеваться без вмешательства родителей.

# Невозможно или проблема с окраской между строками.

# Борьба в блочном строительстве.

# Не могут есть сами по себе.

# Неуклюжие движения.

# Отбрасывает предметы.

# Борьба с завязыванием шнурков.

# Не может правильно держать зубную щетку или ложку.

Обучающие курсы для ваших детей! Получите бесплатную пробную версию здесь

Включение двигательных навыков

Важно включить двигательные навыки в повседневную жизнь детей, так как это может быть полезно для их социального, академического и личного прогресса.

Ниже приведены некоторые упражнения на двигательные навыки, которые родители могут включить:

# Игра в настольные игры с бросанием костей.

# Обращение за помощью к ребенку в приготовлении обеда, например, смешивании, перемешивании, заливке ингредиентов и т. д.

# Покраска пальцев.

# Решаем головоломки вместе.

# Наливание воды или других напитков в стакан.

# Вместе сервируем обеденный стол.

# Поощряйте детей надевать резинки на банки.

# Вовлеките детей в игры на соединение точек.

# Вставка пазлов.

Родительская забота о детях, у которых в детстве не развита мелкая моторика

Не все навыки развиваются примерно в одном и том же возрасте у всех детей, но рано или поздно навыки необходимо развивать для правильного роста детей.Дети, у которых проявляются симптомы, свидетельствующие о недостатке развития мелкой моторики, требуют внимания. Родители должны внимательно следить за деятельностью своих детей, и если они видят какие-либо симптомы, они должны должным образом заботиться о них.

Родители и учителя, отвечающие за уход за детьми, должны иметь четкое представление о графике развития навыков. Родители должны включить двигательные навыки в распорядок дня детей, и они также могут рассмотреть возможность записи своих детей на различные семинары, которые могут помочь ребенку развить свои навыки.

Заключение

Для правильной жизни и обучения мелкая моторика играет важную роль в развитии ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.