Что такое пластилинография – ?. , — .

Консультация на тему: Пластилинография — это интересно!

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

 Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

  • Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
  • Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
  • Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение, отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно) .
  • Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.
  • В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином должен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.
  • Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, что занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит).
  • У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.

Особенности используемого материала.

 Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

 • Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам.

 • В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

 Всех этих неприятностей можно избежать,

если следовать следующим рекомендациям:

 1. Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

 2. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем или заламинировать. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.

 3. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

 4. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

 5. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.

 Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т. д.

 Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.

 Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.

 А теперь несколько практических рекомендаций по технике пластилинографии.

 1. Примазывание т. е. берем нужного цвета пластилин и размазыванием его по картону (примазыванием). Например: надо «нарисовать» голубое облако. Предварительно в нудной части листа делаем карандашный набросок или обводим по трафарету. Берем голубой пластилин и, не выходя за контур наброска, примазываем пластилин («раскрашиваем» голубым пластилином облачко). Для большей натуральности можно сделать два-три мазка белым пластилином.

 2. Скатывание колбасок. Например: вы рисуете машинку. Сначала выбираем фон. Затем – карандашный набросок. Далее выбираем пластилин, который будет «выгодно» смотреться на выбранном вами фоне. Раскатываем пластилиновые колбаски нужной длины и толщины, и этими колбасками выкладываем контур машины (черным - колеса, кузов – зеленым и т. д.) . Подключаем фантазию и вкус.

 3. Шарики - горошины. Этот метод «раскрашивания» делает рисунок объемным, очень оживляет. Особенно рекомендую его использовать при предметном изображении. Например: «Дары осени». Трафарет или набросок фрукта или овоща. Плоскость карандашного рисунка заполняется шариками (величина выбирается автором). Для крепости соединения с картоном пластилин надо слегка придавливать.

 В одном сюжете можете использовать все три приема: «примазывание», «колбаски», «горошины». Примазыванием можно создать фон и уже к пластилиновому фону крепить колбаски и шарики (например:«Золотая осень»). Колбасками хорошо выделять силуэт изделия – они сделают его четким, выразительным. Шарики придадут рисунку объемность, яркость живость.

 Именно работа пальчиками по притиранию пластилина, скатыванию колбасок и шариков является очень полезной и приносит неоценимые результаты для развития кисти вашего малыша.

 Уверяем Вас, мамы, папы, а особенно бабушки и дедушки, Вы проведете с ребенком время увлекательно и полезно.

 Желаем творческих успехов!

nsportal.ru

Рисование пластилином (пластилинография): основные приемы :: SYL.ru

Пластилин – один из любимых инструментов ребенка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можно рисовать удивительные картины.

Что такое пластилинография

Пластилинография – разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества, доступное и дома, и в детском дошкольном учреждении. В пластилиновых рисунках, сочетающих аппликацию и лепку, получающихся полуобъемными, выразить себя, передать настроение могут как маленькие дети, так и подростки. Причем в этом виде искусства не требуется каких-то особенных навыков. Достаточно проявить немного воображения и дать волю своей фантазии.

Виды картин из пластилина

Изображения, сделанные из пластилина, могут быть гладкими, с плавным перетеканием одного слоя в другой. При этом каждый элемент гармонично вписывается в общую композицию. В работе над такими картинами следует тщательно разглаживать получающиеся складки, а неровности и бугры надо аккуратно удалять при помощи стеков.

Очертания предметов на гладком фоне являются признаком рельефных изображений. Например, контуры рыбки или ее чешуя. Такие картины напоминают лепнину.

Также рисунки могут включать в себя полные детали и создаются по шаблону с предварительно заготовленными трафаретами для пластилина. Кончики каждого элемента сглаживаются (стираются) с новым куском картины.

пластилинография в детском саду

Что понадобится для работы?

Основной рабочий материал – это разноцветный пластилин. Желательно выбирать восковой. Он мягкий, поэтому будет тонко выкатываться, легко размазываться по поверхности и не липнуть к рукам. Также следует запастись:

  • горизонтальным основанием, в качестве которого можно использовать картон, плотную бумагу, пластик или стекло.
  • доской (пластиковой или деревянной) для раскатывания пластилина и лепки деталей;
  • набором стеков (специальных пластмассовых ножичков для работы с пластилином) разной формы;
  • влажными салфетками и емкостью с водой для смачивания рук;
  • различными приспособлениями для придания поверхности задуманной структуры - зубчатыми колесиками, многогранниками;
  • медицинскими и кондитерскими шприцами для выдавливания пластилиновой массы.

Дополнительно для украшения работы можно использовать бисер, пуговицы, цветные нити, лоскутки, природные материалы.

В магазинах продаются наборы для рисования пластилином, включающие необходимый материал и инструменты для работы. Их ассортимент огромен, поэтому подобрать подходящий в соответствии с возрастом и интересами малыша будет несложно.

Преимущества пластилинографии

Следует заметить, что дети, хоть раз попробовавшие рисование пластилином, начинают заниматься этим постоянно. Преимуществами пластилинографии можно назвать:

  • простоту в работе;
  • снятие мышечного и нервного напряжения;
  • развитие моторики рук;
  • легкую корректировку: картину всегда можно переделать.
рисование пластилином для детей

Пластилинография в детском саду

Воспитатель детского сада при обучении пластилинографии не будет ставить перед ребятишками сложные задачи, чтобы не отбить у них охоту работать с таким податливым материалом. Поскольку данный вид творчества занимает много времени, рекомендуется периодически делать перерывы на физминутку.

рисование пластилином шаблоны

Когда дети овладеют навыками рисования пластилином, можно переходить к более сложным и даже коллективным творениям. В процессе работы над рисунком воспитатель должен следить, чтобы локти располагались на столе, спина была прямая. На занятиях пластилинографией в детском саду не следует допускать переутомления малышей.

Описание процесса пошагово

Создание поделки из пластилина проходит в несколько этапов:

  1. Выбор рисунка-основы, цветов для фона и будущего изображения. Малышам лучше всего начать с радуги либо голубого неба с желтым солнышком и зеленым полем с ромашками. Размер первых рисунков следует выбирать небольшой, ¼ листа формата А4.
  2. Перенесение выбранного эскиза на картон. Обязательно следует учитывать, с каким фоном картина будет лучше сочетаться: белым или цветным.
  3. От брусочков пластилина следует отделить кусочки небольшого размера и, в соответствии с задумкой, нанести на основу. При этом можно использовать различные способы лепки – раскатывание, прищипывание, разглаживание, сплющивание и прочие.
  4. В работе над изображениями из большого числа деталей, требующими четкой прорисовки предметов, поможет медицинский шприц без иглы, внутрь которого требуется поместить кусочек пластилина, осторожно нагреть (на батарее или в емкости с теплой водой), после чего выдавить тонкими нитями. Для получения более толстых нитей подойдет кондитерский шприц. Мягкие переходы между цветами можно получить путем смешивания в руках необходимых оттенков пластилина. При этом следует учитывать, что не нужно соединять более двух цветов одновременно.
техника рисования пластилином

В создании картин повышенной сложности не обойтись без участия мамы. С ней, к примеру, можно сделать оригинальный рисунок на стекле. На основу требуется переснять изображение, обвести контуры гелем либо краской из тюбика. Фон нужно закрашивать постепенно, длинными мазками, отщипывая пластилин (предварительно хорошо размятый) маленькими кусочками и размазывая его попеременно большим и указательным пальцами. После манипуляций с пластилином руки следует вытирать сухой салфеткой, а потом вымыть теплой водой.

Способы рисования пластилином

Рисование пластилиновыми шариками. Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге. Он получается объемным и необычным. Начинать использовать такую технику рекомендуется с простых образов, например, листьев на дереве. Оригинально смотрится картина, в которой стили смешаны. К примеру, объемная аппликация и размазывание. На пластилине можно ставить отпечатки: точки колпачком фломастера по фону, штрихи зубочисткой, насечки пластмассовым ножичком и т. д.

Техника рисования спиральками придает картине объем. Спирали следует располагать близко друг к другу, чтобы получался рисунок. Например, оригинально будет смотреться крона дерева или простые розы, выполненные в таком стиле. Материала здесь будет израсходовано намного больше, чем при обычном размазывании.

рисование пластилином

Рисование мазками – необычайно красивая техника, которую могут использовать дети 5-6 лет. Такая картина не нуждается даже в четко продуманном рисунке. Достаточно соединить несколько цветов пластилина в один пласт и наносить им яркие мазки (наподобие рыбьей чешуи). Готовая работа будет напоминать произведения, которые пишут маслом профессиональные художники.

рисование пластилином для детей

Наряду с другими техниками рисования пластилином детям нравится объемное исполнение. Для воплощения картины требуется скрутить множество маленьких колбасок и создать из них задуманный шедевр.

На заметку

При работе с пластилином стоит помнить некоторые особенности:

  • При смешении желтого, красного и синего получаются новые тона. Желтый с синим дают зеленый, красный с желтым – оранжевый, синий с красным – фиолетовый.
  • При соединении флуоресцентных и матовых тонов получается пластилин иного качества.
  • Для придания поверхности изделия глянца пальцы следует смачивать водой.
  • Примешивание черного к основному цвету дает его более темный тон, белого – пастельный.

Приемы лепки

Лепка фигур может производиться несколькими способами:

  • Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Для малышей – самый удобный способ рисования пластилином. Шаблоны изображений можно скачать из интернета либо приобрести в комплекте с набором.
  • Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.
  • Оттягивание. Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.
  • Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.
  • Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.
  • Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь.

При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок. К примеру, стебли, траву или паутинку можно оформить при помощи медицинского шприца (без иглы).

набор для рисования пластилином

Рисование пластилином для детей – это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив. Пластилинография развивает мелкую моторику, учит творчески мыслить, дает знания о способах смешивания цветов и получения новых оттенков, знакомит с текстурой материала для лепки.

www.syl.ru

Статья по аппликации, лепке на тему: Пластилинография: основные приемы, виды, особенности проведения НОД в разных возрастных группах

Пластилинография:

основные приемы, виды пластилинографии, особенности проведения занятий в разных группах

Сущность пластилинографии как вида детского творчества. Цели, методы, приемы

Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей — бисера, бусин, природного, а также бросового материала.

Возможности в плане развития и обучения дошкольников

  • В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
  • Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
  • Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсоомоторную координацию — это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
  • Пластилинография — достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
  • Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику — происходит подготовка детской руки к письму.
  • Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
  • При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
  • При успешном освоении данной техники ребята могут делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.

Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:

  • Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
  • Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
  • Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
  • Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
  • Развитие фантазии и эстетических чувств.

Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.

Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.

При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.

Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.

Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.

Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант — пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.


Виды пластилинографии, применяемые в детском саду

На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста — для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем — так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.

При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками — получится подобие рамки.


Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.

Модульная пластилинография


Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь — красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.

Мозаичная пластилинография


При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.

Контурная пластилинография


Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций — изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков — получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.

Многослойная пластилинография


Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).

Фактурная пластилинография (барельеф)


Пластилинография у детей разного возраста. Уровень сложности поделок

Младшая группа

Знакомить детей с пластилинографией можно уже в самом раннем возрасте — начиная с ясельной группы. Малыши 2–3 лет вполне способны осваивать простейшие приемы — скатывать шарики, раскатывать жгутики, сплющивать их в лепешки. Конечно, детские пальчики еще довольно неуклюжи, поэтому педагог должен предлагать картинку с небольшим количеством крупным деталей. Для начальных занятий замечательно подойдут такие темы, как «Солнышко», «Цветочек», «Радуга». Воспитатель рисует карандашом силуэт предмета, а ребенок дополняет его пластилиновыми точками. Например, это может быть дерево, которое малыш дополнит красными или желтыми яблочками. Другой вариант — ваза, в которой ребенок изобразит букет цветов.

вторая младшая группа

пластилинография в ясельной группе (ствол оформляет воспитатель)

вторая младшая группа

Средняя группа

К средней группе ручки детей становятся уже более ловкими, и воспитатель может переходить к более сложной технике пластилинографии. Дошкольникам 4–5 лет уже могут создавать картину из тонких жгутиков, скрученных в виде улитки. Педагог может нарисовать волшебную птицу, а ребенок раскрасит ее перья пластилином разных цветов. В этом возрасте ребята учатся не выходить за контур изображения, а также использовать в работе дополнительные материалы (крупу, бусины), что сделает картинку более

Средняя группа

Средняя группа

В старшем дошкольном звене дети уже способны создавать сложные композиции (изображения пейзажей разных времен года, животных, человека и пр.), фантазийные работы. Педагог может предложить детям 5–7 лет размягченный пластилин, который накладывается на основе с помощью шприца тонкими полосками. Такой прием, без сомнения, вызовет у ребят восторг. Замечательное решение для старшей и подготовительной группы — коллективные композиции.

подготовительная группа

подготовительная группа

Интересные темы для занятий, фото

Занятия пластилинографией в детском саду могут затрагивать самую разную тематику. Лучше всего их приурочить к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Так, осенью будет целесообразно предложить такие темы, как «Листопад», «Корзинка с грибами», «Дары осени» (овощи-фрукты), «Астры». После знакомства с темой «Птицы» ребятам будут рады изобразить сову, лебедя или павлина, а после темы «Морские обитатели» — золотую рыбку, дельфина, осьминога. Поделка в технике пластилинографии закрепит знание диких и домашних животных («Ёжик», «Кошка» и пр.)

Зимой будут уместна следующая тематика: «Снеговик», «Новогодние шары», «Нарядная елка», «Снежинка», «Снегирь», «Пингвин на льдине». В старшем дошкольном звене это могут быть пейзажные зимние композиции, в том числе коллективные (такие работы, в принципе, могут затрагивать все времена года).

Весной будет актуально изобразить первые цветочки («Подснежники», «Одуванчики»), насекомых («Бабочка», «Божья коровка»).

В технике пластилинографии получаются замечательные подарки. Например, к 8 Марта это может быть «Букет для мамы» или композиция для папы («Танк», «Летящие самолеты», «Кораблик» и пр.). Чтобы такая работа была более эффектной, рекомендуется поверхность готовой композиции покрыть бесцветным лаком.

Хохломские узоры

Подарок папе

Мозаичная техника

Шаблоны для пластилинографии в детском саду

Перед тем, как приступить к работе с пластилином, ребенку необходима картинка-основа, или шаблон. Старшие дошкольники обычно рисуют их самостоятельно. Детям более раннего возраста воспитатель предлагает готовые силуэты. Шаблоны бывают простыми (предметное изображение) либо представляют собой сложные сюжетные композиции со множеством мелких деталей. Последний вариант приемлем, конечно же, для старшей и подготовительной групп.

Шаблон

Шаблон

Шаблон

настоящие шедевры.

nsportal.ru

Презентация по аппликации, лепке на тему: Презентация для педагогов"Что такое пластилинография"

Презентация-консультация для педагогов «Пластилиновая живопись».

Цель презентации: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

2 слайд.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества.

Именно в это время происходит изменения во всех сферах, совершенствуются все психические процессы (внимание, мышление, память, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.     Отличным способом для развития детского творчества является лепка.

Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине), с помощью рук и вспомогательных инструментов. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка – самый осязаемый вид

художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином. Это ведет к созданию более сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте.

   В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Для развития творчества, пробуждения интереса к изобразительной

деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинография».

Пластилинография – это вид декоративно-прикладного искусства, который выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму барельефных изображений на горизонтальной поверхности.

     Понятие «Пластилинография» – имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает искусственный пластичный материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.   Занятия пластилинографией способствуют развитию и активизации у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, а также, творческих способностей: умению подбирать и сочетать цвета и оттенки, умению составлять композицию.

3слайд.

Задачи, которые мы решаем через внедрение занятий пластилинографией:

- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

- снятие мышечного напряжения и расслабление;

-обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

- развитие мелкой моторики;

- ознакомление с окружающим миром;

- развитие творческих способностей.

4 слайд.

Рекомендации при работе с пластилином:

- Твердый пластилин можно разогреть в горячей воде (но не заливать кипятком).

- Использовать в работе не бумагу, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания.

- Поверхность картона можно покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен.

- Можно покрыть готовую работу бесцветным лаком. Изделие становится более прочным и сохраняет яркость.

-В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

- Можно включить релаксирующую музыку, настраивающую на спокойный лад.

5 слайд.

Для создания пластилиновой картины необходимы:

- Картонная основа с контурным рисунком;

- Набор пластилина. В настоящее время существует настоящее разнообразие пластилина по качеству и цветовой гамме. Некоторые виды очень мягкие и от этого плохо держат заданную форму. Некоторые, наоборот, очень твёрдые, у детей быстро устают пальцы. Для пластилинографии рекомендуется использовать пластилин «Луч» (производство г. Ярославль) или «Гамма» (г. Москва)-более твёрдый, но лучше сохраняет заданную форму.

-  Набор стеков, пластмассовый ножик для резки пластилина. Иногда вместо стеки можно использовать зубочистку, деревянную палочку или медную проволочку.

- Подкладная доска – можно использовать кусочек линолеума размером 30 на 25 см

- Салфетка для рук - хлопчатобумажная ткань или бумажная салфетка для вытирания рук и рабочего места. Хорошо иметь под рукой флакончик с растительным маслом. Оно облегчит очистку рук и поверхности от налипшего пластилина.

- Бросовый и природный материалы - для создания игровых фантазийных ситуаций: бусинки, шишки, семечки, зёрнышки, ракушки и т.д.

6 слайд.

Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов

лепки.

Раскатывание — кусочек, положенный между ладонями или на доску и

прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание — кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание — слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание — наиболее применяемый приём — для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием — нажимом пальцев, стекой или формирующих структуру вспомогательных инструментов — трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание — осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в

той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание — важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

7 слайд.

Существует несколько видов нетрадиционной техники  работы с пластилином:

-Прямая пластилинография

-Обратная пластилинография (витражная)

-Контурная пластилинография

-Многослойная пластилинография

-Модульная пластилинография

-Мозаичная пластилинография

-Фактурная пластилинография

8 слайд

 Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Особенности выполнения работы: 

  1. Сделайте рисунок простым карандашом.
  2. Мелкими кусочками пластилина заполнить пространство рисунка, разглаживая поверхность пальцами, предварительно смоченными водой.
  3. Пластилин можно смешивать, добавляя нужные оттенки цвета в рисунок.
  4. Чтобы  контур рисунка сделать объемнее, раскатайте тонкие колбаски, выложите их по контуру.
  5. Можно нанести рельефный рисунок с помощью стеки.

10слайд.

Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура). Использовать можно пластиковую горизонтальную поверхность либо стекло.

Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотный картон.

12 слайд.

Контурная пластилинография  - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики. Можно жгутики получить другим способом. Нарезать пластилин на кусочки, поместить в шприц и опустить его в ёмкость с горячей водой. Выдавливаем жгутики и выкладываем по контуру.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

14 слайд.

Модульная пластилинография

– изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

15 слайд.

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Несложная техника используется для арт-терапии, способствует развитию усидчивости, снимает нервное напряжение,полезна как для робких и тревожных ребят, так и для гиперактивных.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

17 слайд.

Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

18слайд.

Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

Особенности выполнения работы:

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.

2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой.

4. Или раскатываем колбаску и разрезаем ее.

21 слайд

Этапы осваивания различных видов пластилинографии:

Вторая младшая группа – прямая пластилинография

Средняя группа – мозаичная пластилинография, контурная пластилинография

Старшая группа - фактурная пластилинография, модульная пластилинография

Подготовительная группа -  многослойная пластилинография (миллефиори)

23 слайд

  Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

Спасибо за внимание! желаю всем добра и удачи!

24 слайд

Мы волшебным пластилином создаем свои картины.

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Консультация на тему: Что такое - пластилинография?

Пластилинография – что это…

Пластилинография – что это такое?

Пластилинография – создание из пластилина выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности. Это изобразительная деятельность c применением пластилина.

Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости.

Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка.

   Пластилинографией занимаются, как правило, в старшем дошкольном возрасте, используя различные приемы: налепы, прищипывание, оттягивание, сплющивание, примазание и т.д. Однако начинать заниматься ей можно примерно с года. Но и для ребятишек помладше лепка — это очень полезное и к тому, же увлекательное занятие. Дети в 1,5-2 года с удовольствием катают колбаски, отщипывают и прикрепляют кусочки-бусинки, скатывают, раскатывают, вдавливают, тянут, сплющивают пластилин.

   Занятия пластилинографией имеют не только практическое значение, но и воспитательно-образовательное. Дети развивают мелкую моторику, приобретают умения, навыки, знания о новых предметах и многое другое.

   Естественно, главным, здесь используемым материалом служит пластилин. Это мягкий материал, способный обладать любой формой, однако оставляет жировые пятна и немного затвердевает при долгом лежании.

При регулярном рисовании пластилином - эта техника становится самой любимой.

Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком. На первом этапе главное - не переоценить силы ребенка и предложить ему такой сюжет, в котором бы "черная", подготовительная работа не перекрыла бы эффект удовольствия от конечного результата.

Раньше, когда тренировались, работали вместе. Дети сначала скатывают шарики и колбаски разных цветов. Они учились просто прижимать их пальчиком, чтобы прилипли. Потом стали прилеплять их к какому-то рисунку.

Следующий этап — размазывание шарика. Сначала дети делали его пальчиком. В последствии они уже уверенно размазывали его в разные стороны. На картонную основу наносится простой рисунок (основой может служить и пластмасса, и стекло), а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом. Специальные шаблоны (яйцо, елочку, яблоко…) или рисунок на картоне подготавливается заранее. Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно. Иногда, если основная рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку.

Я заметила, что эта техника релаксирует их, успокаивает.

Огромное значение имеет цвет пластилина, который передает выразительность предметов, показывает свое многообразие. При рисовании цвета дети выбирают сами.

Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета.  Можно научить детей смешивать пластилин. Для этого есть два способа. Первый - смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. А можно взять несколько кусочков пластилина разного цвета, размять, перемешать в одном колобке и уже потом начинать рисовать.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о