Что такое познавательное развитие: Познавательное развитие дошкольников — «Дошколёнок.ру»

Содержание

Познавательное развитие — МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОУ

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраст

                ФГОС ДО 2013 г. в качестве основ

ного принципа дошкольного образо

вания рассматривает формирование 

познавательных интересов и познава

тельных действий ребёнка в различ

ных видах деятельности. Кроме того 

стандарт направлен на развитие ин

теллектуальных качеств дошкольни

ков. Согласно ему программа должна 

обеспечивать развитие личности де

тей дошкольного возраста в различ

ных видах деятельности.

                Данный документ трактует позна

вательное развитие как образова

тельную область, сущность которой 

раскрывает следующим образом: раз

витие любознательности и познава

тельной мотивации; формирование 

познавательных действий, становле

ние сознания; развитие воображения 

и творческой активности; формиро

вание первичных представлений о 

себе, других людях, объектах окружа

ющего мира, их свойствах и отноше

ниях (форме, цвете, размере, материа

ле, звучании, ритме, темпе, количест

ве, числе, части и целом, пространстве 

и времени, движении и покое, причи

нах и следствиях и др.), о планете 

Земля как общем доме людей, об осо

бенностях её природы, многообразии 

стран и народов мира.  

На наш взгляд, такое понимание 

познавательного развития   дошколь.

ников предполагает рассматривать 

его как процесс постепенного перехо.

да от одной стадии развития познава.

тельной деятельности к другой. 

К стадиям познавательного разви.

тия мы относим: любопытство, лю.

бознательность, развитие познава.

тельного интереса, развитие познава.

тельной активности. 

                Рассмотрим 

каждый из этапов подробнее.

1. К первой стадии мы относим лю

бопытство. Для неё характерно изби

рательное отношение к любому пред.

мету, обусловленное чисто внешни

ми, часто внезапно открывающимися 

ребёнку сторонами и обстоятельства.

ми. На этой стадии дошкольник до

вольствуется лишь первоначальной 

ориентировкой, связанной с занима

тельностью самого предмета; занима

тельность как фактор обнаружения 

познавательного интереса служит 

обычно его первотолчком. В качестве 

примера проявления любопытства у 

дошкольника можно привести тот 

факт, что в 2–3 года ребёнок сосредо

точивается на яркости объекта, не 

уделяя при этом особого внимания 

его сущности.

2. Вторую стадию познавательного 

развития детей дошкольного возраста 

мы определили как любознатель

ность, которая представляет собой 

ценное состояние личности, активное 

дение мира, характеризующееся

стремлением ребёнка проникнуть за 

пределы первоначально усмотренно

го и воспринятого. На этой стадии ин

тереса, как правило, проявляются 

сильные эмоции удивления, радости 

познания, восторга, удовлетворён

ности деятельностью. Сущность лю

бознательности заключается в обра

зовании и расшифровке разного рода 

загадок. 

3. Новым качеством, или стадией, 

познавательного развития дошколь

ников является познавательный инте

рес, характеризующийся повышенной 

устойчивостью, ясной избирательной 

нацеленностью на познаваемый пред

мет, ценной мотивацией, в которой 

главное место занимают познава

тельные мотивы. Познаватель

ный интерес содействует проникнове

нию дошкольника в сущностные отно

шения, связи, закономерности освое

ния действительности. Проявлением 

познавательного интереса следует счи

тать стремление ребёнка самостоя

тельно отвечать на поставленные 

вопросы, например в ходе эксперимен

тирования, исследования окружа

ющего мира.

4. К высокому уровню познаватель

ного развития детей дошкольного воз

раста мы относим познавательную ак

тивность, основой которой служит 

целостный акт познавательной дея

тельности – учебно.познавательная 

задача. 

               Следует отметить, что ФГОС ДО 

ориентирует конкретное содержание 

образовательных областей на реали

зацию в определённых видах деятель

ности, особое внимание уделяя позна

вательно-исследовательской (иссле

дование объектов окружающего мира 

и экспериментирование с ними).

              В качестве рекомендуемых нами 

видов деятельности, обеспечива

ющих познавательное развитие детей 

дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познава

тельных задач;

– применение экспериментирова

ния в работе ДОО;

– использование проектирования.

Актуальным методом познаватель

ного развития детей дошкольного воз

раста является экспериментирование, 

которое рассматривается как практи

ческая деятельность поискового ха

рактера, направленная на познание 

свойств, качеств предметов и материа

лов, связей и зависимостей явлений. 

В экспериментировании дошкольник 

выступает в роли исследователя, кото

рый самостоятельно и активно позна

ёт окружающий мир, используя раз

нообразные формы воздействия на не.

го. В процессе экспериментирования 

ребёнок осваивает позицию субъекта 

познания и деятельности.   

                 В работе с дошкольниками исполь

зуются познавательные задачи, под 

которыми понимаются учебные зада

ния, предполагающие наличие поис

ковых знаний, способов (умений) и 

стимуляцию активного использова

ния в обучении связей, отношений, 

доказательств. Система познаватель

ных задач сопровождает весь процесс 

обучения, который состоит из после

довательных, постепенно усложня

ющихся по содержанию и способам 

видов деятельности.

                После принятия детьми познава

тельной задачи под руководством вос

питателя осуществляется её анализ: 

выявление известного и неизвестно.

го. В результате анализа дети выдви

гают предположения о возможном 

течении явления природы и его при.

чинах. Их предположения бывают 

правильными и ошибочными, часто 

противоречивыми. Воспитатель дол.

жен выслушать и учесть все предпо

ложения, обратить внимание на их 

противоречивость. Если дети не вы.

двигают никаких идей, их должен 

выдвинуть сам воспитатель. 

К эффективным методам познава

тельного развития дошкольников от.

носится проектная деятельность,

обеспечивающая развитие познава

тельных интересов детей, умений са

мостоятельно конструировать свои 

знания и ориентироваться в информа

ционном пространстве, развитие кри

тического мышления.

           Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие»

— Формирование элементарных математических представлений. 

— Развитие познавательно-исследовательской деятельности. 

— Ознакомление с предметным окружением. 

— Ознакомление с социальным миром. 

— Ознакомление с миром природы. 

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

10.06.2012

Л. С. Выготский считал, что познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается в основном в памяти, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно — образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями (вспомните «параллелограмм развития» памяти А. Н. Леонтьева). Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в среднем дошкольном возрасте), а потом происходит их «вращивание» (в старшем дошкольном возрасте). Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается в обобщении собственного чувственного опыта, т. е. эмпирическое обобщение. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

«Он сказал «каштан» и ждал. «Каштан!» Это было поразительно: когда Люсьен говорил маме: «Моя красивая мама», она улыбалась, когда он называл Жермену «ружьем», та плакала и шла жаловаться маме. Но когда он произносил слово «каштан», ничего не происходило. Он процедил сквозь зубы: «Мерзкое дерево, противный каштан! Я тебе покажу, подожди только! — и бил его ногой. Вечером за ужином Люсьен сказал маме: «Ты знаешь, мама, деревья ведь деревянные» — и состроил при этом удивленную мину, которая так маме нравилась. Но г-жа Флерье была расстроена и только сухо заметила: «Не говори глупостей». Люсьен превратился в маленького разрушителя. Он переломал все свои игрушки, чтобы выяснить, как они устроены, старой папиной бритвой изрезал ручки одного из кресел; на прогулках он сбивал своей тросточкой растения и цветы; всякий раз он переживал глубокое разочарование: вещи глупые, они не живут по-настоящему»
(Сартр Ж. -П. Детство хозяина. Харьков, 1998. С. 327—328).

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5 — 7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка. По данным Ж. Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта (приспособления к условиям ситуации при помощи практических действий) к первоначальным формам логического мышления.

Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста — ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. Причина познавательной центрации — недостаточная дифференцированность между Я и внешней реальностью, восприятие собственной точки зрения как абсолютной и единственно возможной. Другие особенности детского мышления производны от эгоцентризма и связаны с ним; это синкретизм, «несохранение количества», артификализм, анимизм, реализм. Одна из основных линий развития мышления в дошкольном возрасте – преодоление эгоцентризма и достижение децентрации. Отечественные психологи, не отрицая фактов и феноменов Ж. Пиаже, считают, что задача состоит в том, чтобы понять их истинный смысл.

Например, в конце 1970-х гг. дошкольникам из Москвы были заданы такие же вопросы, как женевским детям в исследовании Пиаже в 1920-х гг. Детей расспрашивали о происхождении ветра, движении рек и облаков, о небесных телах и о сновидениях. Содержание ответов дошкольников демонстрирует удивительное сочетание современных научных выражений, терминов, ссылок на технические аналогии и наивных эгоцентрических представлений. Оказалось, что дети активно привлекают новые знания для объяснения явлений природы; телепередачи, кинофильмы нашли отражение в представлениях детей о физической причинности. Мальчик Рома пяти с половиной лет в ответ на вопрос «Откуда взялись реки?» сообщает: «Водород смешался с кислородом, и получилась вода, потом откопали яму». «Почему реки текут?» — «Вот раскопаешь яму, потом польет дождь, и получается река, вот как еще получается». Картина мира, взаимосвязь природных явлений у ребенка по-прежнему причудливо пронизаны анимистическими, магическими и артификалистскими идеями, за ними стоит «реализм» и логика непосредственного восприятия. Зафиксированные впервые в исследованиях Пиаже особенности детских представлений о мире неслучайны, поскольку это результат спонтанной познавательной деятельности детей. Это результат неправомерных обобщений, переноса знаний с одних предметов на другие, недоучет специфики явлений.

При специально организованном обучении вполне возможно преодолеть эту ограниченность мышления ребенка (Л. Ф. Обухова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец). Так, в отечественной психологии имеется опыт успешного обучения дошкольников решению «задач на сохранение». Детей учили подходить к оценке наглядной ситуации с помощью объективных критериев — мерок (единиц измерения). В задачах на сохранение жидкости детей потребовалось научить измерять количество жидкости с помощью мерного стаканчика и отмечать с помощью фишек, сколько таких мерок уместилось в большом сосуде. Использование меры и меток помогло детям вычленить отдельное свойство (количество жидкости) и снять глобальность восприятия; различить то, что «кажется», и как «на самом деле». Переход к опосредствованному восприятию и мышлению был целенаправленно сформирован, вследствие чего феномены Пиаже были преодолены. При ознакомлении с предметами и их свойствами нужно научить ребенка осуществлять действия, которые приводят к выделению этих свойств (длины, площади, объема и др.)

На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий. Современная отечественная система сенсорного воспитания организует активное овладение детьми раннего и дошкольного возраста общественным сенсорным опытом, способами определения многочисленных качеств и свойств предметов, такими, как форма, величина, цвет, вкус, запах, состояние предметов, положение в пространстве, отношения между предметами. Основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать их, является система сенсорных эталонов (А.В. Запорожец).

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления, общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов. Например, сенсорные эталоны формы предметов — это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др.

Эталоны цвета — семь цветов спектра, белый и черный. Восприятие окружающего мира осуществляется через призму общественного опыта, усвоение знаний происходит в определенной системе. Интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Моделирование звукового состава слова способствует формированию фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению чтением и письмом. В основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным моделированием. Модельная, или схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели, представленные во внешнем плане. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно — логического мышления. Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого ребенка. Этот тип мышления назван детским экспериментированием, в нем происходит не только переход от незнания к знанию, но и обратно — от понятного к неопределенному. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.

Развитие речи. В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Обозначим основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:

  • расширение словаря и развитие грамматического строя речи;
  • феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур;
  • убывание эгоцентризма детской речи;
  • развитие функций речи:
  • речь как орудие общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется — от стремления выразить свои субъективные впечатления (типа неудовольствия или удивления) до многочисленных форм выражения заинтересованности в общении, согласия с партнером, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта и т. п.;
  • речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;
  • развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

Познавательное развитие в существенной связи с речью активно развивает воображение как способность видеть целое раньше частей. В. В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности». Воображение — важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка. Взрослые очень рано включают ребенка в воображаемый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: «Покажи, как птичка летает, солдаты ходят и т.п.» Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух-трехлетнего ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли. По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем и т.п.).

Ключевые слова: Познание, Развитие, Дошкольники

Источник: Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Материалы по теме

Развитие познавательных процессов у дошкольников

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Раттер М. , Помощь трудным детям

Развитие памяти у дошкольников

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Развитие памяти в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Развитие познавательных процессов у подростков

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Что такое когнитивное развитие? 3 Psychology Theory

Когнитивное развитие, безусловно, непростая тема для понимания.

Но не волнуйтесь, мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам с основами этой сложной области обучения.

Мы начнем с предыстории, а затем покажем вам, как когнитивные навыки используются каждый день. Кроме того, мы объясним несколько теорий и опишем увлекательные исследования.

Поскольку когнитивное развитие продолжается не только в детстве, но и в подростковом возрасте, мы уверены, что вы тоже захотите узнать об этом все.

В завершение этой статьи приведем несколько полезных ресурсов. Вы можете использовать их для поддержки когнитивных навыков ваших студентов или клиентов.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое когнитивное развитие в психологии?
  • Навыки когнитивного развития и важные вехи
  • 5 реальных примеров когнитивного развития
  • 3 новаторские теории когнитивного развития
  • Взгляд на когнитивное развитие в подростковом возрасте
  • 3 увлекательных исследования
  • Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое когнитивное развитие в психологии?

Когнитивное развитие — это то, как люди приобретают, систематизируют и учатся использовать знания (Gauvain & Richert, 2016).

В психологии в центре внимания когнитивного развития часто находится только детство. Однако когнитивное развитие продолжается в подростковом и взрослом возрасте. Это включает в себя приобретение языка и знаний, мышления, памяти, принятия решений, решения проблем и исследования (Von Eckardt, 1996).

Большая часть исследований когнитивного развития у детей сосредоточена на мышлении, развитии знаний, изучении и решении проблем (Carpendale & Lewis, 2015).

Дебаты о природе и воспитании

Дебаты о природе и воспитании относятся к тому, сколько человек наследует по сравнению с тем, насколько сильно на него влияет окружающая среда. Как природа и воспитание влияют на когнитивное развитие?

Американский психолог Артур Дженсен (1969, 1974) подчеркивал роль генетики в интеллекте, приводя аргументы в пользу генетической разницы в интеллекте белых и черных людей.

Дженсен (1969) сделал несколько очень смелых утверждений, заявив, что чернокожие обладают более низкими когнитивными способностями. Его исследования подверглись резкой критике за дискриминацию. Он не учитывал встроенную предвзятость психометрического тестирования (Ford, 1996). Более низкие результаты тестов чернокожих, скорее всего, были результатом нехватки ресурсов и некачественных жизненных возможностей (Ford, 2004).

В огромной перекрестной выборке из 11 000 близнецов-подростков Брант и соавт. (2013) обнаружили, что люди с более высоким коэффициентом интеллекта (IQ), по-видимому, больше подвержены влиянию воспитания и стимуляции. Исследователи предположили, что это может быть связано с их повышенным вниманием и системой возбуждения, поглощающей больше информации из окружающей среды, более открытой для нового опыта и позволяющей пластичности и изменениям мозга происходить.

Они также обнаружили, что подростки с более низким коэффициентом интеллекта больше подвержены генетическому влиянию родителей на их коэффициент интеллекта. Исследователи предположили, что их более низкий уровень интеллекта может привести к более низкому уровню мотивации и неспособности искать новый опыт.

Это исследование подчеркивает необходимость поддержки людей с более низким уровнем IQ с помощью позитивных вмешательств для повышения их когнитивных способностей и способностей.

Навыки когнитивного развития и важные вехи

Вехи развития — это определенные достижения в навыках, которые предсказуемо происходят с течением времени.

Эти вехи отражают достижение навыков и учитывают генетический состав и влияние окружающей среды (Dosman, Andrews, & Goulden, 2012).

Вот некоторые из этих важных вех, связанные с ними навыки и возраст, в котором они обычно достигаются. Следующая таблица изменена из Института развития ребенка.

Веха Описание Приблизительный возраст
Постоянство объекта (раннее) Следует за объектом до тех пор, пока он не исчезнет из поля зрения.
Поиск частично скрытого объекта.
4–8 месяцев
Постоянство объекта Будет искать полностью спрятанный объект. 9–12 месяцев
Причина и следствие Начинает понимать причину и следствие в действиях. Понимает, как получить ответ. 9 месяцев
Функциональное использование объектов Понимает, для чего используются объекты. 12–15 месяцев
Игра (Репрезентативная) Может функционально использовать кукол. 18 месяцев
Воспроизведение (символическое) Может символически использовать объект для представления чего-то другого. 2–3 года
Навыки (доакадемические) Знает буквы, цифры, формы и цвета, умеет считать. 3–5 лет
Мышление (логическое) Понимает разговор и многоэтапное решение проблем. Понимает точку зрения других. 6–12 лет
Мышление (абстрактное) Абстрактное мышление, выдвижение гипотез и выводы. >13 лет

Таблица 1. Основные этапы развития познавательных способностей и навыков у детей

Языковые и другие когнитивные навыки

Языковые навыки важны для способности ребенка общаться и взаимодействовать с другими. Эти навыки поддерживают другие области развития ребенка, такие как когнитивное, грамотное и социальное развитие (Roulstone, Loader, Northstone, & Beveridge, 2002).

Приведенная ниже измененная таблица была взята с австралийского веб-сайта для родителей Raisingchildren.net.au и описывает развитие речи у детей.

Языковая деятельность Приблизительный возраст 9 лет0072
Использование слов в единственном числе. Часто напоминают точные слова, такие как «дада», что означает «папа». К концу 18 месяцев ребенок сможет выполнять простые инструкции, такие как «сесть» и «встать». 12–18 месяцев
Использование предложений из двух слов. Ребенок может понимать, что говорят знакомые люди и наоборот, а незнакомые люди понимают примерно половину того, что говорят. 18 месяцев–2 года
Ребенок будет более точно использовать три-четыре слова. Игра сочетается с беседой. 2–3 года
Ребенок проиллюстрирует абстрактные мысли и покажет свои мысли и чувства через более сложные разговоры. Способность обсуждать многие темы проявляется как минимум к концу 5-летнего возраста. Будет понимание базовой грамматики и рассказов. 3–5 лет
К настоящему времени дети начинают хорошо рассказывать истории и творчески составлять слова и предложения. Дети могут делиться мнениями, и к 8 годам они могут вести беседы во взрослом стиле. 5–8 лет

Таблица 2. Речевое развитие в возрасте от 0 до 8 лет

Навыки мышления

Мышление касается манипулирования информацией и связано с рассуждениями, принятием решений и решением проблем (Kashyap & Minda, 2016). Язык необходимо развивать, потому что слова нужны, чтобы думать.

Занятия по развитию познавательных способностей помогают развивать мышление и мышление. Мышление — это навык, который не начинается с рождения. Он развивается постепенно в детстве и прогрессирует быстрее, когда детям около двух лет. Рассуждение развивается около шести. К 11 годам детское мышление становится гораздо более абстрактным и логичным (Пиаже, 19 лет).36).

Развитие знаний

Знания необходимы для когнитивного развития и успеваемости. Расширение знаний означает улучшение навыков говорения, чтения, слушания и рассуждения. Знания связаны не только с языком. Его также можно получить, выполнив задание (Bhatt, 2000). Это начинается с рождения, когда дети начинают понимать окружающий их мир с помощью своих органов чувств (Piaget, 1951).

Накопление знаний важно для детей, чтобы кодировать и извлекать новую информацию. Это позволяет им усваивать новый материал. Знания помогают облегчить критическое мышление (Пиаже, 1936). Очевидно, что развитие базы знаний детей является важной частью когнитивного развития.

Развитие памяти

Развитие памяти происходит на протяжении всей жизни и связано с личным опытом.

Эксплицитная память, которая относится к запоминанию событий и фактов повседневной жизни, развивается в первые два года жизни (Stark, Yassa, & Stark, 2010). Эксплицитная память развивается в возрасте от 8 до 10 месяцев.

Рабочую память и повышение ее производительности можно наблюдать с трех до четырех лет в подростковом возрасте (Ward, Berry, & Shanks, 2013). Это демонстрируется повышенным вниманием, овладением языком и расширением знаний.

Имплицитная память, которая является бессознательной и непреднамеренной, представляет собой рано развивающуюся систему памяти у младенцев и развивается по мере взросления мозга (Ward et al. , 2013).

Навыки восприятия

Навыки восприятия развиваются с рождения. Они являются важным аспектом когнитивного развития. Большинство детей рождаются с органами зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния (Karasik, Tamis-LeMonda, & Adolph, 2014).

По мере развития дети учатся общаться, взаимодействуя с окружающей средой и используя свои сенсорные и моторные навыки (Karasik et al., 2014).

Когда визуальные, тактильные и слуховые навыки объединяются, они превращаются в навыки восприятия. Затем эти навыки восприятия используются для оценки пространственных отношений, различения фигуры и фона и развития зрительно-моторной координации (Libertus & Hauf, 2017).

Изучение и решение задач

Очень маленькие дети могут решать задачи, когда играют с кубиками, предметами и мячами. Он тесно связан с навыками восприятия и памяти. Очень маленькие дети, играющие с кубиками, берущие в руки ложку или даже ищущие предметы, демонстрируют развитие навыков решения проблем (Goldschmied & Jackson, 19). 94). Это известно как эвристическая игра (Auld, 2002).

По мере того, как дети развиваются когнитивно и осваивают язык, решение проблем переходит к абстрактному мышлению и решению логических задач (Needham, Barrett, & Peterman, 2002). Решение проблем и исследование взаимосвязаны. Наука, инженерия и математика основаны на навыках исследования и решения проблем.

5 примеров когнитивного развития из реальной жизни

Чтобы понять, как люди думают и обрабатывают информацию, важно посмотреть, как когнитивные навыки используются в повседневной жизни. Вот несколько реальных примеров когнитивного развития.

Принятие решений

Чтобы принять решение, человек должен взвесить информацию и сделать лучший выбор. В качестве примера подумайте о меню ресторана. В меню много информации о вариантах питания. Чтение меню требует, чтобы вы анализировали данные, а затем уменьшали их, чтобы сделать конкретный выбор блюд.

Распознавание лиц

Вы когда-нибудь задумывались, почему можно узнать человека, даже если он отрастил бороду, накрасился или носит очки или сменил цвет волос?

Когнитивная обработка используется при распознавании лиц и объясняет, почему мы по-прежнему узнаём людей, которых встречаем спустя долгое время, несмотря на иногда резкие изменения их внешности.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Это широко используемое терапевтическое вмешательство основано на понимании когнитивных функций и того, как они изменяют поведение.

Она основана на предположении, что познание и поведение связаны, и эта теория часто используется, чтобы помочь людям преодолеть негативные модели мышления. КПТ предоставляет им альтернативные модели позитивного мышления для поощрения позитивного поведения.

Забывание

Когнитивные процессы кратковременной и долговременной памяти объясняют забывание. Пример забывчивости можно увидеть у студентов, которые не готовятся к экзаменам. Если они не переведут информацию из кратковременной в долговременную память, они забудут знания, необходимые для экзамена, и могут провалиться.

Рассуждение

Мышление и познание необходимы для рассуждения. Рассуждение включает в себя интеллект и попытку поиска истины из новой или существующей информации. Пример такой активности можно увидеть в политических дебатах на телевидении.

3 Новаторские теории когнитивного развития

Существует несколько теорий когнитивного развития, некоторые из которых более известны, чем другие.

Все они пытаются объяснить, как происходит когнитивное развитие.

Теория когнитивного развития Пиаже

Жан Пиаже (1936) известен своей теорией познания, которая рассматривает четыре конкретных стадии развития.

На сенсомоторной стадии (0–2 года) у младенцев формируются представления о мире с помощью органов чувств и движений (осязание, осязание, слушание и наблюдение). Это когда дети развивают постоянство объекта.

Дооперациональная стадия (2–7 лет) — это когда зарождаются язык и абстрактное мышление. Это стадия символической игры.

В возрасте 7 лет ребенок вступает в конкретно-операциональную стадию по Пиаже, которая продолжается до 11 лет. Это когда логическая и конкретная мысль вступает в действие.

В возрасте 11 лет дети изучают логические и абстрактные правила и решают задачи. Пиаже описал это как формальную операционную стадию.

Теория Выготского

Лев Выготский описал альтернативную теорию. Он считал, что познавательное развитие детей возникает через их физическое взаимодействие с миром (Выготский, 1932). Теория Выготского исходит из того, что поддержка взрослых и сверстников способствует развитию высших психических функций. Его называют социокультурной теорией (Ясницкий, 2018).

Выготский считал, что первоначальные социальные взаимодействия ребенка побуждают к развитию, и по мере усвоения ребенком обучения это переводит его познание на индивидуальный уровень.

Выготский (1932) считал детей родственными подмастерьям, учащимся у более опытных, понимающих их потребности.

Существуют две основные темы теории Выготского.

Зона ближайшего развития описывается как дистанция между фактическим уровнем развития и уровнем потенциального. Это определяется самостоятельным решением задач при сотрудничестве детей с более способными сверстниками или под руководством взрослого (Выготский, 1931).

Это может объяснить, почему некоторые дети лучше учатся в присутствии других, у которых больше знаний и навыков, но хуже в одиночестве. Эти навыки, проявляющиеся в социальном контексте, а не в изолированной обстановке, находятся в зоне ближайшего развития. Это подчеркивает, как более осведомленный человек может оказать поддержку когнитивному развитию ребенка (Выготский, 19 лет).32).

Мышление и речь считаются необходимыми. Выготский описал связанную связь между развитием языка и мыслительным процессом. Его теория объясняет, как младшие дети используют речь, чтобы думать вслух. Постепенно у них развивается безмолвная внутренняя речь, когда развиваются ментальные концепции и когнитивное осознание (Выготский, 1931).

Теория экологических систем

Другая, более современная теория, в некотором смысле похожая на теорию Выготского, принадлежит американскому психологу Ури Бронфенбреннеру (1974). Он предположил, что окружение ребенка в рамках расположения структур по-разному влияет на ребенка (Bronfenbrenner, 1974).

Пять структур Бронфенбреннера — это микросистема, мезосистема, экосистема, макросистема и хроносистема. Они касаются окружающей среды, семьи, школы, ценностей, обычаев и культуры. Они взаимосвязаны, и каждая система влияет на другие системы, влияя на развитие ребенка (Bronfenbrenner, 1977).

Бронфенбреннер (1974) считал микросистему наиболее влиятельной. Эта система включает в себя развивающегося ребенка, семью и образовательную среду и больше всего влияет на когнитивное развитие ребенка.

Взгляд на когнитивное развитие в подростковом возрасте

Подростковый возраст — это переходный период между поздним детством и началом взрослой жизни.

Основываясь на поэтапной теории когнитивного роста Инхельдера и Пиаже (1958), подростковый возраст — это период, когда дети становятся застенчивыми и начинают интересоваться мнением других людей в период полового созревания (Steinberg, 2005). Психосоциальный контекст подростков значительно отличается от контекста детей и взрослых.

В подростковом возрасте мозг проходит через драматический процесс ремоделирования. Нейронная пластичность способствует развитию социальных когнитивных навыков (Huttenlocher, 1979). Структурное развитие областей коры головного мозга может существенно влиять на когнитивные функции в подростковом возрасте (Huttenlocher, De Courten, Garey, & Van der Loos, 1983).

Распознавание выражений лица и эмоций является одной из областей социального познания, которая исследовалась в подростковом возрасте (Herba & Phillips, 2004). В исследовании подростков было обнаружено, что миндалевидное тело, часть мозга, связанная с обработкой эмоций, значительно активируется в ответ на испуганные выражения лица (Baird et al., 19).99). Это подчеркивает, что развитие эмоционального познания занимает видное место в этой возрастной группе.

3 Увлекательные исследования

Существует множество примеров тематических исследований, связанных с когнитивным развитием.

Вот три, которые нам показались наиболее интересными.

1. Программа когнитивной абилитации для детей

Millians and Coles (2014) изучали пятерых детей, у которых наблюдались трудности в обучении и успеваемости из-за пренатального воздействия алкоголя. До и после вмешательства исследователи давали детям стандартные тесты на невербальное мышление и успеваемость.

Четыре из пяти детей продемонстрировали увеличение до среднего диапазона баллов по показателям невербальной речи, рассуждения, чтения и математики. Это исследование подчеркнуло преимущества вмешательств для решения когнитивных трудностей у детей и проблем с обучением, даже если когнитивные трудности очевидны с рождения.

2. Двуязычные дети и улучшенное обучение

Было показано, что знакомство детей с двумя языками улучшает когнитивные способности, особенно решение проблем (Ramirez-Esparza, García-Sierra, & Kuhl, 2017).

испанских младенца в возрасте от 7 до 33,5 месяцев получали один час занятий английским языком в течение 18 недель. К концу 18 недель дети произносили в среднем 74 английских слова и фразы. Это исследование показало, что возраст от 0 до 3 лет является лучшим временем для изучения второго языка и достижения отличного уровня владения языком. Однако языки можно изучать в любой момент жизни.

3. Необычная автобиографическая память

В ходе необычного исследования было обнаружено, что у женщины, описанной как AJ, очень хорошая автобиографическая память, состояние, которое доминировало в ее жизни (Parker, Cahill, & McGaugh, 2006).

Ее память описывалась как «безостановочная, неконтролируемая и автоматическая». Эй-Джей не использовал никаких мнемонических приемов для припоминания. Она могла рассказать вам, чем она занималась в любой день своей жизни.

ЭйДжей также могла вспомнить свое прошлое с высокой степенью точности. Это исследование предоставило некоторые важные детали нейробиологии автобиографической памяти и изменений в префронтальной коре, которые вызывают эти превосходные когнитивные способности.

Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology.com

Если эта статья вызвала у вас интерес и вы хотите узнать больше об улучшении когнитивных функций, просмотрите соответствующие сообщения.

Как улучшить когнитивные функции: 6 умственных упражнений

В этой статье описаны способы проверки когнитивных способностей ваших клиентов. Есть несколько упражнений и игр, которые вы, возможно, захотите использовать со своими клиентами, чтобы помочь им улучшить свое когнитивное здоровье и функционирование и помочь им сохранить это на протяжении всей жизни.

10 Неврологические преимущества упражнений

Физические упражнения — отличный способ улучшить работу мозга. Эта увлекательная статья объясняет преимущества физических упражнений для защиты от стресса и старения, а также для поддержания положительного психического здоровья и познания.

Советы по гигиене сна

Наряду с физическими упражнениями сон является важным компонентом для правильной работы мозга. В этой статье есть отличные идеи по гигиене сна, и вы можете использовать контрольные списки и рабочие листы, чтобы поддерживать сон ваших клиентов, позволяя им улучшить работу своего мозга.

17 упражнений по позитивной психологии

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта подборка содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Важная информация

В первые несколько лет жизни ребенка происходят быстрые изменения в развитии мозга. Это часть познавательного развития ребенка. Существует множество различных теорий того, как и когда это происходит. Они не высечены на камне, но являются руководством к когнитивному развитию детей.

Если дети не достигают своих целей примерно в то время, когда они должны, дополнительная поддержка может помочь изменить ситуацию. Даже дети с фетальным алкогольным синдромом могут добиться значительного улучшения когнитивных функций при специализированной поддержке.

Помните, когнитивное развитие не заканчивается в детстве, как впервые предполагала схематическая теория Пиаже. Это продолжается в подростковом возрасте и далее. Изменения когнитивного развития продолжаются на протяжении большей части жизни подростка по мере развития мозга.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Олд, С. (2002). Пять ключевых принципов эвристической игры. Первые годы: Нга Тау Туатахи . New Zealand Journal of Infant and Toddler Education , 4 (2), 36–37.
  • Бэрд, А. А., Грубер, С. А., Фейн, Д. А., Маас, Л. К., Стейнгард, Р. Дж., Реншоу, П. Ф., … Юргелун-Тодд, Д. А. (1999). Функциональная магнитно-резонансная томография распознавания лицевых аффектов у детей и подростков. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии , 38 , 195–199.
  • Бхатт, Г. Д. (2000). Организация знаний в цикле развития знаний. Журнал управления знаниями , 4 (1), 15–26.
  • Брант, А. М., Мунаката, Ю., Бумсма, Д. И., ДеФрис, Дж. К., Хаворт, К. М. А., Келлер, М. К., … Хьюитт, Дж. К. (2013). Природа и воспитание высокого IQ: длительный чувствительный период для интеллектуального развития. Психологические науки , 28 (8), 1487–1495.
  • Бронфенбреннер, У. (1974). Исследования развития, государственная политика и экология детства. Развитие ребенка , 45 (1), 1–5.
  • Бронфенбреннер, У. (1977). К экспериментальной экологии человеческого развития. Американский психолог , 32 (7), 513–531.
  • Карпендейл, Дж. И. М., и Льюис, К. (2015). Развитие общественного сознания. В LS Liben, U. Müller и RM Lerner (Eds.). Справочник по детской психологии и науке о развитии: когнитивные процессы (7-е изд.) (стр. 381–424). Джон Уайли и сыновья.
  • Досман, К.Ф., Эндрюс, Д., и Гулден, К.Дж. (2012). Возрастные вехи, основанные на фактических данных, как основа для наблюдения за развитием. Педиатрия и здоровье детей , 17 (10), 561–568.
  • Форд, Д.Ю. (1996). Преодоление неуспеваемости одаренных чернокожих учащихся: перспективные практики и программы . Издательство Педагогического колледжа.
  • Форд, Д.Ю. (2004). Проверка интеллекта и культурное разнообразие: опасения, предостережения и соображения (RM04204). Национальный исследовательский центр одаренных и талантливых.
  • Говен, М., и Ричер, Р. (2016). Когнитивное развитие. В Х.С. Фридман (ред.) Энциклопедия психического здоровья (2-е изд.) (стр. 317–323). Академическая пресса.
  • Гольдшмид, Э., и Джексон, С. (1994). Люди младше трех лет. Маленькие дети в детском саду . Рутледж.
  • Херба, К., и Филлипс, М. (2004). Аннотация: Развитие распознавания выражений лица с детства до подросткового возраста: поведенческие и неврологические аспекты. Журнал детской психологии и психиатрии , 45 (7), 1185–1198.
  • Huttenlocher, PR (1979). Синаптическая плотность в лобной коре человека – изменения в развитии и последствия старения. Исследования мозга , 163 , 195–205.
  • Хаттенлохер, П.Р., Де Куртен, К., Гэри, Л.Дж., и Ван дер Лоос, Х. (1983). Развитие синапсов в коре головного мозга человека. Международный журнал неврологии , 16–17 , 144–54.
  • Инхелдер, Б., и Пиаже, Дж. (1958). Рост логического мышления от детства к подростковому возрасту . Основные книги.
  • Дженсен, А. Р. (1969). Интеллект, способность к обучению и социально-экономический статус. Журнал специального образования , 3 (1), 23–35.
  • Дженсен, А. Р. (1974). Этническая принадлежность и успеваемость. Психологические отчеты , 34 (2), 659–668.
  • Карасик, Л.Б., Тамис-ЛеМонда, К.С., и Адольф, К.Е. (2014). Ползающие и ходячие младенцы вызывают у матерей разные вербальные реакции. Наука о развитии , 17 , 388–395.
  • Кашьяп, Н., и Минда, Дж. П. (2016). Психология мышления: Рассуждение, принятие решений и решение проблем. Обучение и преподавание психологии , 15 (3), 384–385.
  • Либертус, К., и Хауф, П. (2017). От редакции: Двигательные навыки и их основополагающая роль в перцептивном, социальном и когнитивном развитии. Границы психологии , 8 .
  • Миллианс, М. Н., и Коулз, К. Д. (2014). Тематическое исследование: Субботняя программа когнитивной абилитации для детей, подвергшихся пренатальному воздействию алкоголя. Психологическая неврология , 7 , 163–173.
  • Нидхэм, А., Барретт, Т., и Питерман, К. (2002). Вдохновение для развития исследовательских навыков у младенцев: ранний симулированный опыт дотягивания предметов с помощью «липких варежек» улучшает навыки исследования предметов у младенцев. Поведение и развитие младенцев , 25 , 279–295.
  • Паркер, Э.С., Кэхилл, Л., и Макго, Дж. Л. (2006). Случай необычного автобиографического воспоминания. Нейрокейс , 12 (1), 35–49.
  • Пиаже, Дж. (1936). Происхождение интеллекта у ребенка . Рутледж и Кеган Пол.
  • Пиаже, Дж. (1951). Игра, мечты и подражание в детстве (т. 25). Рутледж.
  • Рамирес-Эспарса, Н., Гарсия-Сьерра, А., и Куль, К.П. (2017). Влияние раннего социального взаимодействия на более позднее языковое развитие у испано-английских двуязычных младенцев. Развитие ребенка , 88 (4), 1216–1234.
  • Роулстоун, С., Лоадер, С., Нортстоун, К., и Беверидж, М. (2002). Речь и язык детей в возрасте 25 месяцев: описательная дата из Продольного исследования родителей и детей Avon. Раннее развитие и уход за детьми , 172 , 259–268.
  • Старк, С.М., Ясса, Массачусетс, и Старк, К.Э.Л. (2010). Индивидуальные различия в эффективности разделения пространственных паттернов, связанные со здоровым старением у людей. Обучение и память , 17 (6), 284–288.
  • Стейнберг, Л. (2005). Когнитивное и эмоциональное развитие в подростковом возрасте. Тенденции в когнитивных науках , 9 , 69–74.
  • Фон Эккардт, Б. (1996). Что такое когнитивная наука? Пресса Массачусетского технологического института.
  • Выготский, Л. С. (1931). Подростковая педагогика: Развитие мышления и формирование понятий в подростковом возрасте . Марксисты.org.
  • Выготский, Л. С. (1932). Мысль и язык. Глава 6: Развитие научных понятий в детстве . Марксисты.org.
  • Ясницкий, А. (2018). Наука Выготского о сверхчеловеке: от утопии к конкретной психологии. В А. Ясницкий (ред.). К вопросу о наследии Выготского: научная психология или героический культ . Рутледж.
  • Уорд, Э. В., Берри, Си Джей, и Шанкс, Д. Р. (2013). Влияние возраста на неявную память, которое не связано с явным загрязнением: последствия для теорий одной и нескольких систем. Психология и старение , 28 (2), 429–442.

Когнитивное развитие детей | Стадии и изменения в подростковом возрасте

Когнитивное развитие означает развитие способности мыслить и рассуждать.

Дети в возрасте от 6 до 12 лет обычно мыслят конкретными способами (конкретные операции). Это может включать в себя такие вещи, как объединение, разделение, упорядочивание и преобразование объектов и действий.

Подростковый возраст знаменует собой начало развития более сложных мыслительных процессов (также называемых формальными логическими операциями). Это время может включать абстрактное мышление, способность формировать собственные новые идеи или вопросы. Это может также включать в себя способность учитывать множество точек зрения и сравнивать или обсуждать идеи или мнения. Сюда же можно отнести способность рассматривать процесс мышления.

Типичные когнитивные изменения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте (в возрасте от 12 до 18 лет) развивающийся подросток приобретает способность систематически обдумывать все логические связи внутри задачи. Переход от конкретного мышления к формально-логическим операциям происходит со временем.

Каждый подросток прогрессирует со своей скоростью в развитии своей способности мыслить более сложными способами. У каждого подростка формируется свое представление о мире. Некоторые подростки могут применять логические операции в школьной работе до того, как они смогут применить их к личным проблемам.

Когда возникают эмоциональные проблемы, они могут добавить дополнительный уровень сложности когнитивным рассуждениям подростка. Способность учитывать возможности, эмоции и факты может влиять на принятие решений как положительным, так и отрицательным образом.

Некоторые общие черты, указывающие на рост от более простого к более сложному когнитивному развитию, включают:

Ранний подростковый возраст

В раннем подростковом возрасте использование более сложного мышления сосредоточено на принятии личных решений в школе и дома. Это может включать:

  • Начинает демонстрировать использование формальных логических операций в школьных заданиях.
  • Начинает сомневаться в авторитетах и ​​стандартах общества.
  • Начинает формировать и озвучивать собственные мысли и взгляды на самые разные темы. Обычно они больше связаны с их собственной жизнью, например:
      • Какими видами спорта лучше заниматься
      • Какие группы лучше включать в
      • Какая внешность желательна или привлекательна
      • Какие родительские правила следует изменить
Средний подростковый возраст

Средний подростковый возраст часто сосредоточен на более философских и футуристических проблемах. Примеры могут включать:

  • Часто задают вопросы и анализируют более подробно
  • Обдумывает и начинает формировать собственный этический кодекс (например, «Что я считаю правильным?»)
  • Думает о разных возможностях и начинает развивать свою личность (например, Кто я?)
  • Думает и начинает рассматривать возможные будущие цели (например, Чего я хочу?)
  • Думает и начинает строить свои планы
  • Начинает думать о долгосрочной перспективе
  • Начинает думать, как повлиять на отношения с другими
Поздний подростковый возраст

В позднем подростковом возрасте сложные мыслительные процессы используются для сосредоточения внимания на менее эгоцентричных концепциях и принятии личных решений. Примеры могут включать:

  • Увеличение количества мыслей о более глобальных концепциях, таких как правосудие, история и политика
  • Развивает идеалистические взгляды на определенные темы или проблемы
  • Дебаты и развитие нетерпимости к противоположным взглядам
  • Начинает сосредотачиваться на принятии карьерных решений
  • Начинает думать о новой роли во взрослом обществе

Содействие здоровому когнитивному развитию подростков

Чтобы способствовать позитивному и здоровому когнитивному развитию подростков: