Детская практическая психология лекции: Лекции на тему: Лекции по детской практической психологии по предмету Психология

Лекции по детской психологии.

Лекции по детской психологии. 1

ПРЕДМЕТ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 1

ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 2

ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 7

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИГРЫ КАК ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 12

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 13

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ. 16

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ. 24

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. 27

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 31

ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА. 53

ОБЩЕНИЕ. 55

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ. 56

РЕКОМЕНДАЦИИ. 57

Консультации на тему: 57

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА. 57

Основные достижения раннего возраста. 58

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ. 58

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО. 60

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

60

Гиперактивность 63

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК. (7- 10 лет). 69

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. (11- 15 лет). 70

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНЫХ ИНТЕРВАЛОВ (с 10 до 17 лет) 70

Ранняя юность (14- 17 лет). 77

МОЛОДОСТЬ 20-23 до 30 лет. 77

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ 30-35 лет. 78

ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ 35-50 лет. 78

СТАРОСТЬ. 79

Особенности памяти у пожилых людей. 81

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. 87

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ. 88

ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ 90

ХАРАКТЕРИСТИКА РОДИТЕЛЕЙ-НАСИЛЬНИКОВ 91

Только в 19 веке изменили точку зрения на детей. Стало ясно, что у детей качественно своеобразный внутренний мир.

Предметом детской психологии являются законы психического развития ребенка.

Специфика изучения человека, ребенка в возрастной психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Она показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких- либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики.

То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики- не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.

Детская психология изучает: 1. Особенности отдельных психических процессов. 2.Разных видов деятельности. 3.Личности ребенка в целом.

Принципы:

1.изучение отражательной деятельности и ее развития у детей в разные периоды их жизни.

2. В основе психики лежит высшая нервная деятельность.

3. Исторический подход к объяснению процесса формирования сознания.

4. Принцип детерминизма (причинная обусловленность всех явлений, анализ всех условий, факторов, обстоятельств).

Значение для воспитателя.

Помогает понять закономерности психического развития, знание эмоциональных и умственных особенностей.

Понять причины поведения отдельных детей и причины отдельных отклонений.

Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Проектировать развитие личности и предупреждать отдельные ошибки.

Детская практическая психология

Детская практическая психология в России

Определение 1

Детская практическая психология – это область психологии, которая занимается изучением вопросов практического применения умений специалистов в диагностической и коррекционной работе с детьми.

Интенсивное развитие этой области психологии в России началось в XX веке. Её развитие шло в тесном содружестве с педологией, которая ориентировалась на конкретные требования школы, поэтому была очень популярной среди воспитателей и педагогов.

Несмотря на то, что духовная жизнь русского общества имела связь с западной культурой, в ней, тем не менее, отражался социальный и исторический путь развития страны, а это оказывало значительное влияние на формирование практической психологии России.

Первыми в России объективные методы исследования развития ребенка начали применять врачи и физиологи.

Становление педологии и детской практической психологии было подготовлено физиологией, педиатрией, психиатрией – это были предшествующие смежные науки.

Работы И.М. Сеченова, И.В. Тарханова, К.Д. Ушинского, Н.П. Гундобина имели большое значение для молодой науки. Эти ученые понимали, что проблема воспитания нравственного человека является не только одной педагогической науки.

Основной темой исследований ученых того времени были умственно отсталые трудные дети. Разрабатывались методы объективной диагностики, проводились педологические исследования детей в институте детской психологии и неврологии при МГУ. Руководителем этих исследований был Россолимо, разработанные тесты которого были очень популярны в школьной практике в 20-30-е годы.

Российская педология имела своих инициаторов, среди них были А.П. Нечаев, В.М. Бехтерев, Н.П. Румянцев, которые считали, что главная задача психологии и педологии – психологическое исследование детей, душевных особенностей ребенка, вопросов его воспитания. С именем В.М. Бехтерева, заложившего основы научной педологии, связан новый этап её развития.

Интерес к педологии был большой, но специалистов в то время было мало. Зарождающаяся наука находилась на этапе собирания материала и выработки методов получения этого материала.

Разрабатывая новые методы, важно было учитывать целостность, системность подхода к диагностике психического развития ребенка, что являлось одним их основных требований детской практической психологии.

Исследуя психическое развитие ребенка, ученые пришли к мысли о том, что в этом процессе большое значение имеет семья и климат в семье.

С этой целью организовывались родительские кружки, выпускались книги, брошюры по семейному воспитанию, был налажен выпуск постоянно издаваемых журналов по детской и педагогической психологии, не только отечественных, но и иностранных авторов.

Огромная деятельность ученых в этой области привела к тому, что практическая психология стала одной из ведущих областей психологической науки России.

В поле зрения детской практической психологии того времени ключевыми были проблемы соотношения психического и физического развития ребенка, становления его личности.

Изучались проблемы особенностей развития одаренных и умственно отсталых детей, методы диагностики таких детей, а также подходы к их воспитанию и обучению.

Подходы к диагностике психического развития ребенка

Психическое развитие ребенка является сложным процессом, и выделить какие-то параметры, независимые друг от друга, невозможно. Исходя из этого, используется множество методик, которые направлены на изучение всех сторон психики ребенка.

Важно правильно подобрать методики и расположить их в определенном порядке – в противном случае, ребенок устанет и откажется от работы.

При анализе полученных данных в обязательном порядке устанавливается взаимосвязь между отдельными сторонами психики и их особенностями.

В психологической характеристике дается комплексное описание, причины и отклонения выявленных в процессе обследования недостатков.

Для организации коррекции психических отклонений правильная диагностика является первым шагом, поскольку именно она определяет первопричину психических нарушений.

Психологическая характеристика является основой для составления плана коррекции, а обследование начинается с беседы с взрослым человеком. Беседа позволяет определить характер жалоб, претензий, недовольства к ребенку со стороны взрослого человека.

Обследование самого ребенка начинается с анализа его внешнего вида и реакции на обследование, его открытости и активности или, наоборот, его расторможенности, напряженности, нежелания общаться, боязни вступить в беседу. Наличие этих фактов говорит о его врожденных особенностях.

Данные наблюдения и результаты проведенного теста сопоставляются и помогают психологу понять природу тех или иных отклонений.

Работа с ребенком начинается с рисования на свободную или заданную тему – так его вводят в ситуацию обследования. В конце работы, когда новизна ситуации сглаживается, и контакт со специалистом налажен, ребенку предлагают личностные методики – данная последовательность должна сохраняться тогда, когда обследование проходит в течение нескольких занятий.

Работа не будет иметь успеха, если во время диагностики не соблюдать основные правила. Их суть в следующем:

  • не существует методик, измеряющих сразу всё, поэтому для составления психологической характеристики необходимо использовать 10-15 разных тестов;
  • знакомство с прилагаемой к методике инструкцией;
  • используемая методика и возраст ребенка должны совпадать, потому что каждая методика рассчитана на определенный возраст;
  • полученные результаты не должны быть одинаковыми для детей разного возраста, при их интерпретации важна сверка с нормативностью;
  • для многих методик требуется стимульный материал – карточки, картинки, текст, изменение которого недопустимо, во избежание неправильного результата;
  • методики могут быть объективные и субъективные, одни с точными ключами, другие требуют качественной интерпретации, но они сложнее, поэтому при их использовании необходимо особое внимание и сверка полученных результатов с показателями других тестов;
  • без добровольного согласия ребенка работать нельзя, поскольку весь процесс диагностики будет нарушен, и результаты окажутся неверными.

Психодиагностика

Данный термин рассматривается как теоретическая психологическая дисциплина и как практическая психологическая деятельность.

Теоретическая психологическая дисциплина – это область психологической науки, которая занимается методами классификации и ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам.

Практическая психологическая деятельность связана с разработкой методов выявления и измерения индивидуальных психологических особенностей.

Что касается психодиагностики применительно к дошкольному возрасту, то это будет деятельность по психологическому изучению ребенка дошкольного детства.

Замечание 1

Таким образом, в условиях дошкольного учреждения предметом психической диагностики являются индивидуальные возрастные особенности ребенка, причины отклонений и нарушений в его психическом развитии.

Практический детский психолог, поставленную психологическую проблему должен решать с содержания психодиагностической деятельности, дифференцируя её по направлениям – дети, родители, воспитатели, педагоги.

Дальше определяются параметры, которые характеризуют предмет (показатели) психологического воздействия.

Для детей дошкольного возраста к этим показателям относятся:

  • психологические, включающие познавательные, коммуникативные, рефлексивные способности, мотивационно-потребностную сферу, нравственную позицию, личностно-эмоциональные особенности;
  • психофизиологические показатели – адаптивность, динамичность, лабильность нервной системы;
  • психолого-педагогические показатели – предпосылки к учебной деятельности, индивидуальные способности, собственные достижения;
  • показатели психолого-педагогического взаимодействия педагогов и детей – стиль взаимоотношений, соответствие концепции дошкольного воспитания, соответствие образовательной программе ДОУ, личностно-эмоциональная стабильность педагогического коллектива;
  • показатели особенностей отношений в семье – стиль семейных отношений, воспитательная стратегия родителей, родительская позиция, её сформированность и активизация, личностно-эмоциональная стабильность родителей ребенка.

Лекция: Раннее детство | Психология развития

Раннее детство иногда называют дошкольным возрастом. Это период жизни после младенчества и до начала формального школьного обучения ребенка. Обычно это возраст от 3 до 5 или от 2 до 6 лет.

Сначала рассмотрим физический рост.

Пропорции тела ребенка, вступающего и выходящего из этой стадии, существенно различаются. У малышей большие головы и животы, короткие ручки и ножки. Но 6-летние дети, как правило, имеют более длинные и стройные тела, поскольку их туловище удлиняется.

Скорость физического роста в раннем детстве медленнее, чем в младенчестве. Общий физический рост составляет около 3 дюймов в год. И каждый год прибавляется около 4,5 фунтов веса. Средний 6-летний ребенок в Соединенных Штатах имеет рост около 46 дюймов и весит около 46 фунтов. Этот более медленный темп роста приводит к снижению аппетита у детей в возрасте от 2 до 6 лет.

Снижение аппетита означает, что эти дети уязвимы к дефициту питательных веществ. Это особенно верно, если эти небольшие аппетиты удовлетворяются продуктами, бедными питательными веществами. Дошкольники могут страдать от дефицита железа, особенно если они пьют слишком много коровьего молока, которое препятствует способности организма усваивать железо. Дети в Соединенных Штатах потребляют слишком много нездоровой пищи с высоким содержанием жира и сахара. И хотя последствия такого плохого питания могут быть не очевидны сразу, предпочтение в употреблении таких сильно сладких и жирных продуктов устанавливается и может мешать питанию на долгие годы.

Как избежать проблем с питанием в этой возрастной группе? Следующие советы направлены на то, чтобы установить разумные ожидания в отношении еды и избегать ассоциации еды с психологическими потребностями.

  • Во-первых, не пытайтесь насильно кормить ребенка или драться с ним из-за еды.
  • Признайте, что аппетиты различаются, и приспосабливайтесь к ним.
  • Обеспечьте приятное времяпрепровождение за едой, чтобы члены семьи могли объединиться и насладиться обществом друг друга.
  • Не становитесь поваром быстрого приготовления. Выберите разумное меню, которым могут поделиться все.
  • Ограничьте выбор, особенно когда позволяете делать выбор маленьким детям. Слишком много вариантов может сбить с толку.
  • Сбалансированное питание. Потратьте время, чтобы подумать о питании и приготовить здоровую пищу.
  • Не подкупайте ребенка едой. Предложение определенных продуктов в качестве вознаграждения может создать иерархию хороших и плохих продуктов, что может помешать здоровому питанию.

Теперь обратимся к мозгу. В раннем детстве мозг продолжает расти и созревать. В возрасте 2 лет мозг составляет 75% веса взрослого человека. К 6 годам это в 95 процентов своего взрослого веса. А к 7 годам мозг составляет около 100% веса взрослого человека. Изменения в способности ребенка подавлять эмоциональные всплески и координировать движения наблюдаются по мере того, как кора продолжает созревать. Зрительные пути продолжают устанавливаться, и ребенок становится способным воспроизводить то, что видно на бумаге при рисовании. Левое полушарие мозга испытывает всплеск роста в возрасте от 3 до 6 лет, что способствует развитию языковых навыков. Правое полушарие растет на протяжении всего детства, улучшая пространственные навыки и распознавание форм и узоров. Мозолистое тело также растет между 3-6 годами.

Развитие крупной моторики занимает большую часть жизни маленького ребенка. Бег, прыжки, раскачивание и обучение езде на велосипеде — все это примеры крупной моторики. Многие детские песни сочетают музыку и слова с большими физическими движениями. Можете ли вы вспомнить какие-нибудь примеры? Как насчет «Голова и плечи, колени и пальцы ног»? Помните тот?

Маленькие дети также тренируют мелкую моторику, учась лить, пользоваться ножницами и раскрашивать. Занятия для детей младшего возраста включают в себя ряд мероприятий для развития мелкой моторики. Многие песни и детские занятия включают мелкую моторику. Вы когда-нибудь слышали песню «The Itsy Bitsy Spider»? На уроке вы найдете видео с его выполнением. Наслаждаться!

Половое развитие начинается еще до рождения. Эрекция и вагинальная смазка присутствуют до рождения. В младенчестве дети стимулируют свои гениталии, когда у них достаточно двигательных навыков. Их любопытство к гениталиям продолжается в раннем детстве. Будем надеяться, что это любопытство будет встречено разумным ответом, а не ответом, вызывающим стыд или страх.

Продолжим рассмотрение когнитивного развития.
Вспомним вторую стадию когнитивного развития Пиаже: дооперационный интеллект . Раннее детство — это время, когда мы учимся использовать мысли для решения проблем, а также учимся познавать мир и общаться с ним с помощью символов, в первую очередь языка. Теперь ребенок может подумать о том, что произошло несколько дней назад, или представить себе событие. Посмотрите внимательно, и вы можете увидеть ребенка, удивленного тем, что он может услышать песню в своей голове. «Ух ты! Я слышу песню, и она играет у меня в голове!» Способность думать о мире по-новому не означает, что ребенок логичен в отношении того, как устроен мир. Дооперациональное мышление является «дологическим» или предшествующим логическому. Вместо этого может возникнуть тенденция полагать, что все видят мир глазами ребенка. Я приведу вам пример. Один ребенок подошел ко мне примерно на Хэллоуин (октябрь) и сказал: «Я знаю, почему Бог надевает на людей кожу». «Да неужели? Почему?» Я ответил. Ребенок с гордостью сообщил: «Чтобы они не пугали маленьких детей!»

Вот некоторые другие аспекты предоперационного мышления. В этом возрасте дети любят играть роли. Этот тип игры, называемый социодраматической игрой, позволяет им полностью взять на себя роль и подумать о том, как говорить и действовать, а также о том, какой реквизит необходим, чтобы стать частью.

Синкретизм  относится к мысли, что если два события происходят одновременно, одно должно быть причиной другого. Ребенок, чья мать привезла с собой ребенка, когда она в последний раз выписалась из больницы, может подумать, что новый визит в то же самое здание родит еще одного ребенка!

Эгоцентризм  — одна из ранних концепций Пиаже, которая относится к тому, как эти дети предполагают, что все думают так же, как они.
Попробуйте прочитать ребенку, и он может спросить: «Где я в этой истории?» Они считают, что они находятся в центре деятельности.
Или вы можете задать ребенку голову, любит ли его герой фильма или мультфильма? Странный вопрос, если только вам не 3 года.

Анимизм  это мысль о том, что объекты обладают качествами жизни. Обязательно посмотрите видеоклип на уроке. Это попытка помочь маленьким детям различать живые и неживые объекты.

Пиаже бросил вызов способности детей понимать, как классифицировать объекты. Например, на этом изображении, показывающем множество красных кнопок и одну зеленую кнопку, у вас есть объекты, которые можно классифицировать несколькими способами. Если вы спросите трехлетнего ребенка: «Чего там больше? Красные штучки, зеленые штучки или пуговицы? Ребенок, вероятно, ответит: «Красные вещи», не осознавая, что все это пуговицы.

Эксперименты Пиаже по сохранению  материи показали, что дети имеют многочисленные неправильные представления о материи. Например, если емкость с водой налить в две емкости разной формы, так что уровень воды теперь будет разным, ребенок может подумать, что более высокий уровень воды указывает на большее количество жидкости. Или ребенок может подумать, что если одна линия сдвинется вправо, то ее будет больше, или если один ряд монет будет отстоять друг от друга на большое расстояние, то у него будет больше.

теория разума  это понимание того, что мысли других людей отличаются от ваших собственных. Это осознание заменяет эгоцентризм и обычно происходит в возрасте от 3 до 5 лет; или около 4 лет. Это знание психического состояния других может помочь в социальных отношениях. Это служит нашим повседневным чтением мыслей. У детей с расстройствами аутистического спектра оно может отсутствовать или быть затруднено. Такие дети могут быть не в состоянии оценить психическое состояние других, в зависимости от степени тяжести расстройства.

Словарный запас увеличивается со скоростью от 10 до 20 новых слов в день, и к 6 годам словарный запас ребенка составляет приблизительно 10 000 слов.
Однако дети не имеют полного понимания слов. Например, ребенок может не понимать, что выражение «время летит» просто означает, что время летит быстро. Дети, как правило, легче усваивают существительные, чем глаголы, даже в более дружественных к глаголам языках, таких как китайский. Правила грамматики могут быть применены неправильно. Пример такой чрезмерной регуляризации можно найти в таких утверждениях, как «Я был там». Или: «Я сделал это!» в котором добавление ed в конце слова используется для неправильного обозначения прошедшего времени.

Помните зону ближайшего развития Выготского? Это тот потенциал, которого ребенок может достичь благодаря управляемому участию. Язык, как вербальный, так и невербальный, является средством этого руководства. Вы когда-нибудь разговариваете сами с собой? Когда и почему? Скорее всего, вы разговариваете сами с собой как со взрослым, только когда хотите выразить эмоции или прояснить свои мысли. Эта внутренняя речь отличается от той, которую вы используете при общении с другими; это коротко и по делу. Но когда вы учились использовать язык, вам, возможно, было трудно, когда вы начали использовать слова для передачи идей другим. Вы, наверное, говорили вслух. Затем слова стали направлены на ваше собственное поведение. Возможно, вы разговаривали сами с собой, комментируя свои собственные действия и чувства, пока учились мыслить словами. Постепенно эта эгоцентрическая речь (говоримая в одиночестве) стала частной речью или мышлением на языке. Внутренняя речь произносится вслух только в том случае, если необходимо прояснить мысли или выразить эмоции.

Теперь обратим внимание на психосоциальное развитие в раннем детстве. Мы исследуем самооценку, гендерную идентичность и семейную жизнь.

  Я-концепция  – это собственное восприятие или образ себя. Мы не рождаемся с самооценкой. Он развивается через взаимодействие с другими. Обычно это близкие нам люди, такие как родители, братья и сестры или сверстники. Давайте рассмотрим две теории самости, основанной на взаимодействии.

Чарльз Хортон Кули использовал метафору зеркала или зеркала при описании этого процесса. Наша самооценка развивается, когда мы смотрим на то, как окружающие реагируют на нас, как мы выглядим, что говорим и что делаем. Затем мы используем их реакции, чтобы выносить самооценку. Если окружающие реагируют на нас благосклонно, у нас сформируется положительное ощущение себя. Но если окружающие отвечают критикой и оскорблениями, мы интерпретируем это как свидетельство того, что мы нехорошие или неприемлемые. Но окружающие могут реагировать на нас, основываясь не только на наших собственных достижениях или достоинствах. Возможно, они не замечают, что мы делаем хорошо, или неохотно это комментируют. В результате у нас может быть неточная самооценка. И могут быть определенные периоды в жизни, когда мы более застенчивы или обеспокоены тем, как нас видят другие. Раннее детство может быть одним из тех периодов, когда дети собирают воедино ощущение себя.

Джордж Герберт Мид также уделял внимание социальному взаимодействию как важному для развития чувства собственного достоинства. Он разделил «я» на две части: «я», или спонтанная часть «я», творческая и внутренне мотивированная, и «я», или часть «я», принимающая во внимание то, что думают другие люди. Ключ к хорошей жизни — найти способы выражать «я» с одобрения «я». Другими словами, узнайте, как быть творческим и делать то, что вам небезразлично, в соответствии с принципами общества. Я врожденное. Но я развивается через социальное взаимодействие и процесс, называемый «взять на себя роль другого». Сначала ребенок начинает брать на себя роль значимого другого человека, обычно родителя или брата или сестры. Ребенок, которому сказали ничего не делать, может сказать «нет» самому себе. Постепенно ребенок придет к пониманию того, как обобщенный другой или общество в целом относится к действиям. Теперь поведение является неправильным не только с точки зрения значимого другого человека, но и как правило общества. Таким образом, культурные ожидания становятся частью суждения о себе.

Ранние представления о себе могут быть весьма преувеличенными. Ребенок может хотеть быть самым большим, или уметь прыгать выше всех, или иметь самые длинные волосы. Это преувеличенное самоощущение является внешним; ребенок делает упор на внешнее выражение и реакцию в развитии самоощущения.
Старшие дети становятся более реалистичными в своем восприятии себя, когда начинают сравнивать свое поведение с поведением других.

Эриксон рассматривает раннее детство как время развития самостоятельности и проявления инициативы. Ребенок хочет придумывать деятельность и выполнять ее без вмешательства других.

Раннее детство также является временем развития гендерной идентификации или самоощущения на основе пола. Вы можете вспомнить теорию Фрейда о фаллической стадии, на которой у ребенка развивается чувство мужественности или женственности. Нэнси Чордоров считала, что матери способствуют гендерному поведению в том, как они взаимодействуют с сыновьями и дочерьми. Дочерей держат рядом и зависимыми, а сыновей поощряют быть независимыми и напористыми. Когнитивная теория предполагает, что дети активно ищут свои гендерные роли через гендерную схему, в которой они сортируют свой мир на мужские и женские категории. Они спрашивают, предназначены ли занятия, предметы, цвета и манеры для мальчиков или девочек.
Теоретики обучения сосредотачиваются на том, как детей укрепляют в отношении гендерного стереотипного поведения и как моделирование и медийные образы способствуют гендерному стереотипному поведению. Основное внимание уделяется тому, как общество навязывает гендерные ожидания детям.

Как преподается пол? Говорят, что обучение начинается в младенчестве, поскольку родители по-разному относятся к своим сыновьям и дочерям. В некоторых культурах это означает обниматься и разговаривать с дочерьми, направляя сыновей к занятиям вне дома. Сыновьям дается больше свободы и меньше надзора, чем дочерям. А дочерям могут оказать ненужную помощь, тем самым подорвав их доверие. Учителя чаще приглашают мальчиков в класс, а школы могут направлять учащихся в определенные области обучения в зависимости от пола, а не способностей. У друзей другой кодекс поведения для девочек, чем для мальчиков. Девочки сосредотачиваются на близости в дружбе, тогда как мальчики могут больше сосредотачиваться на соперничестве.

Обучают ли детей гендерным вопросам или они ищут, как вести себя в зависимости от своего пола? Гендерные ожидания преподаются, и сообщения представляются в средствах массовой информации, в школах, среди друзей и членов семьи. Но дети также различаются по степени, в которой они следуют представленным ролям. Существует интерактивная роль между индивидуумом и ожиданиями общества в отношении пола. Это называется «делать гендер». Это означает, что мы подходим к этим ожиданиям и реагируем на них по-разному, в зависимости от индивидуальных мотивов и качеств.

Подумай о своих родителях. Как бы вы описали их стиль воспитания? Они последовательны? Были ли они похожи в своем подходе к дисциплине и поддержке? Вот две модели стилей воспитания. Возможно, вы сможете в какой-то степени идентифицировать своих родителей по этим описаниям. Конечно, эти модели представляют собой четкие категории. Настоящие родители часто находятся где-то посередине.

Модель Дианы Баумринд классифицирует родителей по нескольким параметрам в зависимости от количества и направленности общения, которое они имеют со своими детьми, уровня их теплоты и уровня зрелости, ожидаемого от ребенка. авторитарная модель – это традиционная модель, в которой родители контролируют ситуацию. Ожидается, что дети будут послушными и уважительными. У этих родителей низкая теплота и высокие требования зрелости к своим детям. Модель разрешающая  – это модель, в которой родители позволяют детям устанавливать правила. Эти родители проявляют большую теплоту, но не умеют устанавливать границы. Авторитетная модель — это строгое в разумных пределах воспитание, сопровождающееся любовью. Дети имеют право голоса в установлении правил, и обмен мнениями проходит тепло. Это также известно как демократическое воспитание детей и является моделью, которую предпочитает Баумринд. Программа для родителей под названием «Любовь и логика» — хороший пример этой модели. Невовлеченные родители невосприимчивы и нетребовательны. Как следствие, у их детей могут возникнуть трудности в социальных отношениях, в школе и в других сферах.

Модель ЛеМастера и ДеФрейна фокусируется на том, чего родители пытаются достичь, воспитывая детей. Он дает представление о психологической мотивации родителей, предполагая, что при воспитании часто учитываются психологические потребности родителей, а не потребности развития ребенка. мученик  это тип родителя, который сделает все для своего ребенка; даже те вещи, которые дети должны и могут делать самостоятельно. Это должно помочь родителю почувствовать контроль через самопожертвование с ожиданием того, что ребенок будет в долгу перед ними. Приятель одинок и хочет друга. приятель позволяет ребенку делать все, что он хочет, в надежде, что ребенок проведет время с родителем и удовлетворит его потребность в общении. офицер полиции/сержант-инструктор  хочет прямого контроля и подвергает ребенка множеству тестов на послушание. Тесты на послушание часто представляют собой бессмысленные действия с единственной целью показать ребенку, кто все контролирует.   учитель-консультант родитель, вероятно, уделяет слишком много внимания тому, что «эксперты» говорят о воспитании детей. Педагог-консультант берет на себя всю ответственность за поведение ребенка и считает, что если он будет делать все правильно, то у него может быть идеальный ребенок. Спортивный тренер — предпочтительная модель. Это предполагает объективность и последовательность в воспитании детей и предоставление ребенку возможности учиться на практике.

Какая модель лучше? Оказывается, проявление заботы, тепла и поддержки — самый важный ингредиент. Способ проявления этой заботы и заботы зависит от культуры.

По состоянию на 2009 год 64,2 процента матерей с детьми в возрасте до 6 лет и 77,3 процента матерей с детьми в возрасте от 6 до 17 лет работали вне дома в Соединенных Штатах. После резкого увеличения числа женщин на рынке труда мы видели множество исследований, посвященных оценке влияния ухода за детьми на развитие ребенка. Большая часть этого внимания была посвящена изучению формальных дошкольных учреждений и программ дневного ухода, а также соотношению учителей и детей, типам окружающей среды и доступным видам деятельности. Был сделан вывод о том, что дневной уход, который стимулирует и обеспечивает адекватное внимание детям, полезен и иногда превосходит мир детей, остающихся дома. В некоторых частях мира заботы о детях больше связаны с безопасностью и здравоохранением. Торговые женщины в Либерии — это женщины, которые продают мелкие товары в качестве уличных или рыночных торговцев. Эти женщины обеспечивают свои семьи, а также заботятся о своих детях. Детский сад для них недоступен, поэтому их дети сопровождают их на рынки. Эти рынки переполнены и часто находятся рядом с мусорными свалками. Недавно были предприняты общенациональные усилия по улучшению условий для детей на рынках и предложению социальных услуг, таких как питание и медицинское обслуживание детей. Вы можете узнать больше в своем чтении. Конечно, проблемы ухода за детьми различны во всем мире.

Некоторое количество стресса является нормальным в жизни детей. Нормальный стресс включает в себя повседневные расстройства и разочарования, а также незначительные болезни. На самом деле эти стрессоры могут быть хорошим жизненным уроком для детей и не причинять вреда. Но токсический стресс является длительным и подрывает у ребенка чувство безопасности и поддержки. Это может произойти из-за того, что вы живете в жестокой семье или в доме, наполненном пренебрежением. Или это может быть связано с отсутствием безопасности и страхом, возникающим из-за жизни в преступном сообществе или с войной. Длительный стресс приводит к выработке гормонов стресса, таких как кортизол. Обычно эти гормоны помогают организму подготовиться к действиям и избежать опасности. Но длительное воздействие снижает наш иммунитет к болезням и приводит к проблемам с пищеварением, артериальным давлением и мышечным напряжением. В раннем детстве наш мозг выстраивает системы проводки в ответ на окружающую среду. У ребенка, который подвергается хроническому интенсивному стрессу, может развиться низкий порог стресса в мозговых схемах. Такой ребенок может быть нервным или сверхбдительным. Наличие заботливого, поддерживающего родителя или другого опекуна может уменьшить воздействие токсического стресса.

Лекция: Среднее детство | Психология развития