Для эффективного познавательного развития в детском саду необходимо: «Создание условий для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Содержание

Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников

«Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников»

(Из опыта работы)

Для решения проблемы развития познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе ДОУ педагогам необходимо искать такие средства обучения, которые в первую очередь способствовали бы развитию познавательных способностей у детей.

Совместная познавательная деятельность дошкольника, как с взрослым, так и со сверстником способствует становлению познавательной мотивации и наполняет познавательную деятельность ребенка новым личностным смыслом.

Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Основными условиями для развития познавательной активности детей являются: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.

Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Чтобы познавательный интерес  ребенка был высоким,  нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса, т.е.лично сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов, спрашивал у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искал материал по своему изучаемому объекту дома, в саду или библиотеке, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.

При такой форме обучения гарантирован успех в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника и прочное запоминание материала. Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет НЕ  подменять ребенка, а направлять.

В саду этот процесс организовать легче, чем в школе, потому, что  здесь дети находятся продолжительное время, и процесс обучения не ограничен занятиями. В саду все время пребывание ребенка должно быть обучающе-развивающим.

ПАМЯТКА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Содержание Программы обучения должно соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. В саду все время пребывания ребенка должно быть обучающе-развивающим.

2.  Основной формой работы с детьми и ведущим видам деятельности для них должна быть игра. Обучающий процесс через игру в ДОУ организовать так, чтобы ребенок был активным участником, а не пассивным наблюдателем.

3. Поиск, построение и применение более эффективных средств и методов обучения  педагогами ДОУ с учетом принципа интеграции образовательных областей.

4. Предметно-игровая среда

 в детском саду должна  служить зоной опережающего развития детей.

5. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми  в целях  большей заинтересованности детей и стремления их к  активному участию в познавательном процессе. Работа семейных клубов и объединений в ДОУ.

6. Педагогам необходимо повышать профессиональные умения в организации образовательного процесса  и создании педагогами таких условий обучения, где ребенок будет активным участником , а не пассивным слушателем.

7. Дополнительное образование детей (и как следствие развитие познавательного интереса) через творческие студии и кружки для детей.

8. Экспериментирование и детская исследовательская деятельность — эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы детских садов.

9. Создать в саду Центр  познавательного развития детей

, в который войдут  педагоги, заинтересованные  во внедрении детских исследовательских проектов в воспитательно-образовательный процесс с целью активного участия в них воспитанников ДОУ.

Задачи Центра: разработка нововведений, новых форм и методик по активному участию воспитанников в образовательном процессе; повышение квалификации педагогов через методические мероприятия, проводимые Центром;  взаимодействие с родителями воспитанников по  вопросам повышения познавательной активности детей; мониторинг  познавательного развития детей; подготовка и проведение педагогических Советов по своему направлению.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в детском саду и дома

Содержание статьи

Познание мира – сложный, но интересный процесс. Познание заложено в человеке природой: он приходит в этот мир для того, чтобы изучить его законы и затем следовать им. Поэтому изучением окружающей действительности ребенок занимается практически с самого рождения, постепенно переходя на все более сложные уровни. Особое внимание  познавательному развитию важно уделить в дошкольном возрасте.

В соответствии с возрастом

Итак, познание – процесс непрерывный, развивающийся поступательно с самого детства.

  1. Едва родившись, то есть уже в самом раннем возрасте, малыш начинает изучать мир: по звукам, цветам, голосам родных. Затем он начинает трогать все вокруг себя, изучая формы, материалы, размеры, вкус. Ребенок тащит любой предмет в ротик, чтобы таким образом «ощупать» его, позднее изучает способы манипулирования предметами… Каждую минуту маленький человек получает какую-то информацию о мире, перерабатывает ее, усваивает или игнорирует. Особенно выражен этот процесс до 7-летнего возраста, когда малыш формирует отношение к окружающим предметам, вещам, событиям, людям.
  2. В возрасте 2-3 лет маленький человек учится понимать, что ему нравится, закрепляет уже полученные знания и осваивает новые навыки. Особенно – самообслуживания и разговорной речи.
  3. С 2 до 5 лет дети превращаются в настоящих «почемучек», вопросы об устройстве мира, законах природы сыплются бесконечно.
  4. К 5 годам обычно дети знают буквы, умеют считать. На этом этапе для них важны развивающие игры, чтение, творческие занятия.

А вот дети младшего школьного возраста уже должны иметь сформированные познавательные способности, быть достаточно любознательными, мотивированными к обучению, то есть к дальнейшему познанию.

Работа воспитателей

Познавательное развитие дошкольников обязательно входит в образовательный процесс дошкольных учреждений. При этом воспитатели должны ориентироваться на способности и возможности детей, поддерживая интерес малышей к изучению не только окружающего их пространства, но и всего мира. Важную роль в этом играет личная вовлеченность каждого дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность.

Для этого в детском саду используют всевозможные занимательные задания, опытную деятельность, наблюдение, побуждают к познанию через дидактические игры, и т. д. Детки принимают личное участие во всех этих процессах, что дает наилучший результат.

Методики познавательного развития в дошкольных образовательных учреждениях позволяют совершенствовать такие важные для ребенка сферы, как любознательность, мышление, воображение, память, логика, речь. Чтобы малыши не утомлялись, интеллектуальные занятия сочетаются с творческими (рисование, лепка, танцы, аппликация, пение), двигательными (подвижные игры, физкультурные занятия).

Прежде всего, это нужно для дальнейшего обучения в школе. А в перспективе – для полноценного развития человека.

Но не следует думать, что все за родителей сделает детский сад. Они тоже должны принимать участие в развитии своего крохи.

Что могут родители?

Естественно, ваша задача – поддерживать в ребенке дошкольного возраста познавательные задатки. Что для этого нужно делать?

  • Отвечайте на все вопросы своего ребенка – спокойно, без раздражения рассказывайте, что откуда берется, как все устроено. Объясняйте понятными ему категориями. На все «почему?», «откуда?», «как?», «для чего?» своего чада вы должны найти ответ.
  • Если вы не знаете ответа, не бойтесь сказать об этом ребенку, добавив, что вы можете с ним вместе это выяснить (посмотреть в энциклопедии или интернете). Так родительский авторитет только укрепится.
  • Не отталкивайте кроху («отстань, некогда») в такие моменты. Несколько отказов могут привести к тому, что малыш утратит интерес к познанию. Как что-то узнать, если самый главный авторитет дает понять, что это не самое главное?
  • Стимулируйте ребенка к получению новых знаний. Постоянно показывайте и объясняйте ему что-то новое: «Посмотри, какие красивые цветочки на этом дереве. Так цветет яблоня. А ты знаешь, какие у нее плоды? А вот это – одуванчик. Какого он цвета? Правильно, желтого». Для этого вовсе не нужно специально принуждать малыша. Ваши вопросы должны быть ему интересны и ненавязчивы. Такие занятия могут проводиться где угодно, в любой обстановке. Главное – находить что-то новое. Кроме прочего, это способствует и развитию речи ребенка.

Побуждайте своего ребенка размышлять над всем, что его окружает, задавая наводящие вопросы (почему ты так думаешь, как ты догадался, как ты считаешь), помогая с ответом, если он сам не справится. Так вы дадите малышу понять, что вы его союзник, укрепите свой авторитет, приучите находить новое в привычных вещах, искать самому ответы, при этом понимая, что в затруднительной ситуации вы обязательно поможете во всем разобраться. Соответственно, таким образом вы будете постоянно поддерживать его интерес к познанию.

Игровая деятельность

Познавательное развитие детей наилучшим образом стимулируется в игре, как и любое другое. Для этого можно подобрать и придумать множество игровых занятий, интересных заданий. Приведем несколько примеров.

  • Взрослый ставит какой-то предмет на стол. Ребенок должен достать такой же на ощупь из мешочка, не глядя.
  • Малышу предлагают построить лесенку (пирамидку), используя бруски разной толщины, располагая элементы от самого толстого к самому тонкому.
  • Перед ребенком выкладывают разноцветные кружочки и просят подобрать к ним в пару, например, квадратики или любые предметы того же цвета.
  • Перед малышом ставят несколько игрушек. Его задача – отгадать, какую именно описывает словами взрослый, и показать на нее. Так же можно отгадывать геометрические фигуры.
  • Малышу предлагают отгадать, тени каких предметов изображены на листе. При необходимости можно помочь наводящими вопросами.
  • Ребенку дают набор картонных геометрических фигурок и предлагают собрать из них определенный предмет. Если самостоятельно дошкольник не справится, можно показать ему готовый образец.
  • Из четырех предметов или слов малыш должен выбрать лишний и объяснить признак, по которому он исключил предмет (слово).
  • Дошкольнику показывают картинку с изображением, характеризующим какое-то время года (листья, цветы, ягоды, сугробы, лужи, погодные явления). Его задача – назвать время года. Усложненный вариант – угадать время года по словесному описанию взрослого.
  • Отличными играми можно назвать «найди отличия», «кто не на месте», «угадай животное (ягоду, транспорт)».

Наградой за успех может быть похвала, яркая наклейка (которые малыш может собирать в специальный альбом для лучшей мотивации), аплодисменты или любой другой вид поощрения, приятный маленькому почемучке.

Развивающие задания

Такие задания можно давать малышу «между делом», не создавая конкретной обучающей атмосферы. Незаметно для себя ребенок будет активно познавать окружающую действительность. Можно предлагать ему разные обстоятельства и просить поразмышлять над вопросом взрослого.

  • Почему так произошло? Ситуации можно задавать разные: ты пришел в садик в рваной майке, в квартире погасли разом все лампочки, река вышла из своих берегов и разлилась вокруг, бабушка не смогла прочитать газету и т. д. Каждое задание заканчивается вопросом: почему так произошло? Малыш должен объяснить.
  • Разреши ситуацию. Предлагается любая сложная для малыша ситуация: папа пришел домой поздно и не хочет играть с сыном, как быть? Мама купила новую игрушку, которая понравилась всем детям в семье, как поступить? Мышка съела волшебный сыр и превратилась в невидимку, как коту ее найти?
  • Ребенку можно предложить простой кроссворд или ребус по определенной теме (овощи, зима, посуда).
  • Игра в рифму возможна в любое свободное время. Мама говорит слово – малыш подбирает рифму. Если не получилось – ищут ответ вместе.
  • Чем похожи предметы? Дошкольнику предлагают определить, что общего у двух предметов (например, лягушки и кузнечика, кузнечика и огурца, огурца и лягушки).
  • В чем отличия? Пусть малыш ответит на вопрос, чем отличаются одуванчик и роза, воробей и курица, синица и волк и т. д.

В конце каждого такого задания всегда нужно спрашивать: почему ты так решил, докажи! Так дети учатся размышлять, находить обоснование своего мнения, логически мыслить.

Полезно задавать ребенку самые разные вопросы об окружающем мире: почему речка течет? У каких животных есть пятна (полоски)? Почему рыба не может жить в горах? Где быстрее растает снег: под деревом или на лужайке?

Также познавательной активности способствуют творческие задания. К примеру, можно спросить, на что похожа эта линия, или чем (кем) она может стать, если немножко дорисовать. Или попросить малыша нарисовать картину (деревья, дома, цветы) с помощью только одного элемента (например сердечка). Или угадать животное по нарисованным частям его тела.

Рисовать можно сказочных персонажей, а можно – настроение, состояние, чувства.

Можно задействовать и другие области (здоровье, экология, транспорт), предлагать ребенку конструировать что-то из определенных деталей или предметов.

Чем разнообразнее будут такие задачки, тем более полно и активно будет развиваться познавательная деятельность ребенка. Нужно лишь действовать последовательно, от простого к сложному, и систематически, а не от случая к случаю. Тогда результат будет достоин приложенных усилий.

Познавательное развитие ребенка в детском саду

Анна Симора
Консультация для воспитателей «Образовательная область «Познавательное развитие»

ДОКЛАД по теме

«Образовательная область «Познавательное развитие»

Маленький ребенок по сути своей – «большая почемучка». Он все хочет

знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А

от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит то, какими

знаниями он будет обладать.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность?

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу ребенка, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому педагоги должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста,а именно:

к объему образовательной программы и ее структуре;

к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты

программы;

к полученным результатам, которых смогли добиться учителя –

логопеды, учителя – дефектологи, воспитатели, обучающие дошкольников.

Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего

образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и

вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.

ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались

конспекты занятий, направленные на познавательное развитие

дошкольников.

Задачи познавательной деятельности

Познавательное развитиепо ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов

ребенка.

Формирование действий, направленных на познание окружающего

мира, развитие сознательной деятельности.

Развитие творческих задатков и воображения.

Формирование знаний о самом себе, других детях и людях,

окружающей среде и свойствах различных предметов.

Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер,

количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и

следствие.

Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие

культурные ценности.

Даются представления о национальных праздниках, обычаях,

традициях.

Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме

для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.

Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного

мира и работают с местными экземплярами.

Формы работы по развитию познавательной деятельности

Главное условие работы с дошкольниками – ориентироваться на их

возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и

окружающего пространства. Мы, воспитатели, стараемся так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в

ДОУ,относятся:

личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

применение различных дидактических заданий и игр;

использование приемов в обучении, которые помогают в становлении

у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи,

пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются

своеобразные игры. Познание через игру, так как игра в дошкольном

возрасте занимает ведущую деятельность, дети не мыслят своей жизни без

игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с

предметами. На этом строится работа педагогов по познавательной

деятельности.

Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится

зарядка, артикуляционная гимнастика, гидромассаж.

После завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке.

Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель использует подвижные игры, проводит наблюдение за природой и ее изменениями.

Игры, основанные на природных объектах, помогают

лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет,

систематизирует знания, обогащает словарный запас.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Каким хотят видеть своего ребенка родители?

В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Главное – научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну – и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания “на блюдечке”. Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но по рассуждать, поразмышлять и прийти к

собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к

творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и

самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что

они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите

детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у ребенка меняются возможности и потребности.

Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для

детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими

исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более

многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки,

помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка,

играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим

из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте

предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится

знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый

план после 5-ти лет.

А как же малыши? Особенности познавательного развития у двух–

трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей

обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими,

простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к

примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с

игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать

вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение

расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо

наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с

учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона

книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по

принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы

располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это

необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в

средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для

этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал

о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга,

карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети

каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе

изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование

экспериментов и опытов.Их можно проводить в любой режимный момент:

во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять

детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок – получилась

грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно

сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи

пить нельзя, а из крана – можно. Дождь может идти, когда много туч, а

бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и

податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному

развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши

изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны

понять устройство мира.

10 эффективных способов подготовить ребенка к детскому саду

Самый первый социальный контакт, который обычно возникает у ребенка на постоянной основе, - это когда он идет в детский сад. Большинство детей действительно общаются с членами своей семьи, родственниками или любыми гостями, которые посещают дом, но выход из зоны комфорта и проведение времени без присмотра с незнакомыми людьми может быть довольно трудным для детей. Многие родители начинают задаваться вопросом, как подготовить ребенка к детскому саду и научить его быть независимым, проводя там время, а также как заложить основу для школьного обучения в ближайшие годы.Итак, вот краткий обзор всего, о чем следует помнить, готовя ребенка к детскому саду.

Важность готовности к детскому саду

Вы можете проводить небольшие учебные занятия дома, знакомя вашего малыша с цветами, формами, буквами и т. Д. Но среда детского сада - это первое знакомство вашего ребенка со сценарием обучения в формальной и структурированной среде. Первые взаимодействия с учителями и другими детьми - это то, что играет жизненно важную роль в формировании индивидуальности вашего ребенка, укреплении его уверенности, самооценки и мужества.Чрезвычайно важно убедиться, что ваш ребенок готов ко всему этому.

Как узнать, готов ли ваш ребенок к детскому саду

Еще до родителей в самих школах сохранялось ограничение на включение детей в детский сад по возрасту. Средний возраст в 5 лет обычно является нормой.

Некоторые, как правило, сосредотачиваются на способности ребенка хорошо писать или говорить, но на самом деле внимание должно быть сосредоточено на готовности ребенка. Если ребенок проявляет некоторый интерес к новому, может обращать внимание, когда чему-то учат, может выражать свои мысли или до некоторой степени взаимодействовать с другими, то детский сад может быть для него неплохим выбором.Это должен быть баланс между школьными наблюдениями и вашим личным пониманием отношения вашего ребенка.

Советы по подготовке ребенка к детскому саду

При подготовке малыша к детскому саду есть несколько советов, которые вы можете использовать, чтобы помочь ему в переходный период, а также оказать ему поддержку, в которой он нуждается в этом.

1. Поощрение

Иногда мы можем забыть о важности повышения самооценки, когда ребенок вступает в мир образования и структурированного обучения.Акцент следует сделать на развитии тенденции к обучению и поощрении ребенка верить в себя, что он может это сделать. В этом процессе ваш ребенок может столкнуться с неудачей, но убедитесь, что его поощряют продолжать попытки несмотря ни на что и хвалить, когда он что-то делает правильно.

2. Изучение алфавита

Если ваш ребенок идет в детский сад с базовыми знаниями букв и их звуков, это помогает ему в процессе обучения и понимания. Используйте сочетание занятий, наполненных играми и формальным обучением, чтобы помочь ему понять суть языка.Совместите написание букв с такими видами деятельности, как чтение названий различных предметов в супермаркете, рисование букв на бумаге кистью и чтение их вслух.

3. Численное обучение

Наряду с алфавитами, числа обычно являются еще одним важным элементом обучения, который ребенок должен усвоить в раннем возрасте. Сделайте его частью повседневной деятельности, такой как подсчет предметов или создание групп шоколадных конфет для членов семьи, чтобы укрепить его понимание. Игра в классики также может помочь в этом процессе.

4. Ответственность

Детский сад может быть сосредоточен на формальном образовании, но ребенку необходимо привить соответствующее поведение, прежде чем оно начнется. Открывать его и есть закуски, правильно пользоваться бутылкой с водой, пользоваться туалетом и застегивать одежду, поддерживать себя в чистоте и многим другим вещам, которым нужно учить дома, чтобы он стал независимым и эффективно адаптировался к новой среде.

5. Социальное взаимодействие

Обычно рекомендуется, чтобы детский сад не был первой попыткой вашего ребенка общаться с другими, поскольку это может быть довольно пугающим.Если вы возьмете его в парк и позволите ему поиграть с детьми под вашим присмотром, это позволит ему выйти из зоны комфорта, зная, что вы здесь для него. Именно здесь становится очевидным понимание концепции совместного использования или пошаговой игры.

6. Вежливость

Ребенок, у которого есть правильные манеры, может мгновенно покорить любого. Это не только показывает хороший характер ребенка, но и то, что вы спрашиваете разрешения и выражаете благодарность, является хорошим признаком того, что ваш ребенок открыт для того, чтобы слушать других, а также эффективно общаться с ними.

7. Следуя инструкциям

Детям бывает трудно запомнить инструкции в детском саду. Начните с того, что разбейте его собственный распорядок дня на несколько этапов и научите его запоминать их и правильно им следовать. Цикл стирки, полоскания и сушки также может быть потенциальной отправной точкой.

8. Узнай свое имя

Убедитесь, что первое, что ваш ребенок учится говорить, читать и писать, - это его собственное имя. Побалуйте его различными занятиями, которые повторяют одно и то же слово снова и снова, чтобы учитель в детском саду мог легко обратиться к нему и ответить ей.

9. Развитие моторики

Ежедневно выделяйте определенное время для письма и раскрашивания. Вашему ребенку необходимо проводить достаточно времени с карандашами и мелками, чтобы взять их в руки и правильно ими пользоваться. Постепенно начните наращивать его, предлагая ему ножницы или глиняные модели.

10. Чтение историй

Прививайте любовь к чтению и прослушиванию рассказов в раннем возрасте. Научите его технике чтения строка за строкой, следуя за пальцем, а также используя правильные интонации, заканчивая предложение или задавая вопрос.

Что делать, если ваш ребенок не готов к детскому саду

Некоторым детям может потребоваться немного больше времени, чтобы освоиться в детском саду, чем другим. Не заставляйте его присоединяться к месту и не ругайте его за то, что он не слушает вас. Это может вызвать чувство ненависти и отвращения к процессу обучения, от которого бывает трудно отказаться.

Следует ли отложить зачисление ребенка в детский сад

Хотя некоторые родители считают, что поступление в детский сад с опозданием на год или около того принесет пользу ребенку, давая ему конкурентное преимущество, исследования показали, что такие случаи редки и могут даже проявить чувство неполноценности у ребенка. Если вашему ребенку нужно время, чтобы понять что-то, то можно будет рассмотреть вариант разговора со своим врачом и отсрочки записи на несколько месяцев.

Этап отправки ребенка в детский сад - непростая задача как для вас, так и для вашего ребенка. Знание некоторых советов для родителей по подготовке к детскому саду может помочь вам подготовить ребенка к правильному образу жизни, давая ему все навыки и поддержку, необходимые для того, чтобы начать его формальное образование и добиться успеха в его продвижении по жизни.

Также читайте: Правильный возраст для начала дошкольного образования

Детский сад - хорошая или плохая идея?

Аннотация

В данной статье исследуется влияние дошкольного образования на развитие у детей навыков обучения, нравственного поведения и социальной компетентности. Он основан на исследовании воздействия детских учреждений на детей. В статьях, рассмотренных в статье, анализируются три аспекта дошкольного образования: поведенческий, социальный и когнитивный. Хотя в статьях представлены разные точки зрения на проблему, результаты исследований могут быть отнесены к позиции как за, так и против посещения детьми детского сада.Дьюар (2015), Леб (2007) и Барнетт (2008) указывают на пагубное влияние дошкольного образования на коммуникативные навыки и поведение детей. Джалонго (2005) подчеркивает практическую пользу детского сада, а Куинн (2003) заявляет о положительном влиянии дошкольного образования на успеваемость детей. Поскольку установлено, что дошкольное образование имеет возможное положительное влияние только по одной из трех шкал, его влияние на детей считается в основном отрицательным. Можно сделать вывод, что посещение детского сада не является обязательным условием развития малышей.Высказывается предположение, что система дошкольного образования требует инновационных высококвалифицированных и доступных программ с индивидуальным подходом к детям. Альтернативное решение предполагает отправку детей в детский сад не более чем на три часа в день с последующим усилением родительской заботы.

Ключевые слова: детский сад, поведенческие проблемы, когнитивное развитие, социальная компетентность

Детский сад - хорошая или плохая идея?

Спорный вопрос, с которым сталкиваются родители, когда их дети достигают возраста от трех до пяти лет, - отдавать их в детский сад или нет.Влияние дошкольного образования на детей - дискуссионный вопрос. В то время как некоторые родители считают детский сад важным детским опытом для своих детей, другие предпочитают избегать его. Трудно отрицать, что детский сад имеет большое влияние на развитие детей. Если бы этого не было, родители не отправляли бы своих детей в различные учреждения по уходу, ясли и детские сады. Записывая детей на дошкольную программу, родители рассчитывают на квалифицированную помощь в воспитании детей. Помимо элементарной повседневной заботы, родители обычно требуют развития у детей социальной компетентности, установления модели нравственного поведения и достаточной подготовки к школе. Однако вопрос о том, предоставляет ли детский сад детям такую ​​заботу, которая развивает их социально, морально и познавательно, остается открытым. Современные ученые не представляют единого взгляда на общее влияние детского сада, но оценивают различные аспекты дошкольного образования. На основании исследований родители могут сделать собственные выводы и осознанный выбор, отдавать ли детей в детский сад. Проанализировав показатели поведенческих проблем, социальной компетентности и успеваемости детей в дошкольном учреждении, можно сделать вывод, что влияние детского сада на развитие детей в основном отрицательное.

Причины, по которым родители отправляют своих детей в центры опеки в настоящее время, отличаются от тех, по которым в XIX веке были созданы первые детские сады. Сегодня, отправляя детей в детский сад, родители демонстрируют свою готовность воспитывать детей так, чтобы они были умными, находчивыми и успешными в будущем. В детском саду воспитатели должны определять и удовлетворять индивидуальные потребности детей. В то время как современные родители часто ценят возможность записать детей в престижную дошкольную программу, в XIX веке отдать детей в детский сад было вынужденным выбором.Процесс урбанизации и связанные с ним социальные тенденции вызвали появление первых детских садов в ответ на потребности работающих родителей (Bowen, 2015). В наши дни родители отправляют детей в детские сады, даже если могут воспитывать детей самостоятельно. Требования родителей изменились - им не нужны опекуны просто для того, чтобы присматривать за детьми, они ожидают, что они будут обучать своих детей. Однако сторонники альтернативного домашнего обучения задаются вопросом, как они могут доверить своих детей незнакомцам.Опора на компетентность дошкольников больше, чем на самих себя, может быть истолкована как попытка родителей избежать ответственности за воспитание своих детей. Принимая во внимание недостатки детского сада, кажется разумным отказаться от отправки детей в детские сады. Тем не менее, количество детей, охваченных дошкольными программами, значительно. По данным Статистического института ЮНЕСКО, к 2005 г. более ста тридцати двух миллионов детей во всем мире были охвачены дошкольными программами (2007 г.).В таких странах, как Венгрия, Судан, Индия и Филиппины, отправка детей в детские сады не только популярна, но и является обязательной. Широкое распространение централизованных систем ухода вызывает озабоченность, поскольку посещение детского сада недооценивает неблагоприятные последствия для детей.

Во-первых, обнаружено, что посещение дошкольного учреждения отрицательно влияет на поведение детей (Dewar, 2013). Обеспокоенность родителей, которые наблюдают «повышенную грубость, неповиновение или агрессию» своих детей после посещения яслей, не беспочвенна (Dewar, 2013).По данным Национального института здоровья детей и развития человека США, дети, посещающие дошкольные учреждения, сталкиваются с более серьезными поведенческими проблемами, чем те, кто их не посещает (NICHHD, 2003). Научный писатель и антрополог Гвен Дьюар объясняет, почему время, проведенное в дошкольных группах, приводит к повышенной нервозности детей и почему родители, отправившие своих детей в детский сад, сообщают о поведенческих проблемах, которые не возникали раньше (2013). По словам Дьюара, в детских учреждениях дети испытывают повышенный стресс (2013 г.).Время, проведенное в яслях, приводит к тому, что дети сталкиваются со стрессовыми проблемами, которые напрямую влияют на их поведение (Dewar, 2013). Родители должны знать о возможных неблагоприятных последствиях пребывания детей в стрессовой среде детского сада. Выбирая способы решения поведенческих проблем у детей, родителям необходимо понимать, что эти проблемы могут быть вызваны отсутствием защиты и личного внимания (Dewar, 2013). Родители делают ошибку, когда воспринимают нервозность детей как свои прихоти и наказывают их или настаивают на посещении детского сада, надеясь, что дети к этому привыкнут (Dewar, 2013).Поскольку выясняется, что корень проблемы кроется в повышенном стрессе, который дети получают в детском саду, следует отвергнуть веру в то, что дошкольное образование улучшает поведение детей.

Противоположной точки зрения придерживается американская писательница и опытный педагог Мэри Ренк Джалонго. Она критикует чрезмерно осторожных родителей за их попытки оградить своих детей от трудностей адаптации к дошкольной среде (Jalongo, 2005). Автор связывает чрезмерную заботу с удовлетворением и потворством родителей (2005).Джалонго утверждает, что посещение детского сада закаляет детей, а удержание детей от посещения дошкольных учреждений является иррациональным и вредным «эхом прошлого» (2005). С этой точки зрения причина, по которой родители записывают своих детей в дошкольную программу, заключается в том, что специалисты будут профессионально заботиться о своих детях и удовлетворить все их потребности. Джалонго также отмечает важность своевременных обедов и проверок состояния здоровья - услуги, которую, с ее точки зрения, могут не получить родители из-за недостаточной компетентности и отсутствия времени, проводимого с детьми (2005).

[...]

Психолого-педагогические аспекты развития творческого мышления

Формирование оптимума знаний и умений, понимание интеллектуальных ценностей, расширение мировоззрения, а также развитие, самоопределение, самоактуализация, саморегуляция и самоутверждение личности являются одними из основных задач. и цели Концепции образования Республики Казахстан, утвержденной Правительством республики.

Ключевые слова: педагогика, психология, визуальное искусство, творческое мышление, процесс обучения, меж дисциплинарное отношение .

1. ВВЕДЕНИЕ

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Развитие личности соизмеримо с приобретением культурных знаний через обучение и тренировку, а также с разнообразными отношениями с окружающим миром.Творчество заложено в сознании каждого человека и может проявляться в его практической деятельности, являясь «второй натурой» человека, то есть продуктом культуры.

По мнению американского ученого С. С. Смита (США), традиционное научное исследование охватывает только один изолированный уровень структурной организации, в то время как само искусство является иерархическим и предполагает одновременное и последовательное восприятие различных уровней, таких как изображение, цвет и т. Д. симметрия, резонанс, масштаб, фокус, содержание и культурный контекст.

В начале ХХ века психологи и философы выдвинули плодотворную гипотезу о единстве продуктивного мышления во всех сферах искусства. Впервые эта идея обсуждалась в журнале «Проблемы теории и психологии творчества». В дальнейшем эта гипотеза легла в основу многих психологических исследований, развивающих, как связанную задачу, разработку общей теории творческого мышления, основанной на тезисе о взаимодействии индуктивных и дискурсивных факторов во всех видах эвристической деятельности.Освоение изобразительных искусств является важным средством развития личности, поскольку способствует широкому кругозору человека, развитому интеллекту, творчеству, воображению, запоминанию, а также эмоциональному и эстетическому видению мира.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Педагогическое воздействие способствует личному видению предмета, рассмотрению и пониманию его эстетической ценности с последующей соответствующей эмоциональной оценкой. Поэтому внимание педагога следует сосредоточить на процессе создания художественного произведения.Хотя нет сомнений в том, что идея конкретного творческого мышления верна, она требует некоторой ясности. Дело в том, что эстетическая деятельность задействует как специфическое взаимодействие как абстрактное, так и конкретное мышление. Мысль может разбить мир на несколько уровней и познать их. Однако целостное восприятие, связанное с творческим мышлением, значительно расширяет возможности человека.

Природа художника порождает его творческие силы и цели, цели способствуют его достижениям и созданию произведений искусства, произведения искусства представляют собой логический результат творческой деятельности художника.Это факт, многократно доказанный и исключающий проблему невосприятия и изучения этого этапа творческой активности сознания художника [2].

Поскольку любое мышление включает в себя деятельность, бесспорно, такие операции, как анализ и синтез, а затем, процесс мышления представляет собой аналитическую и синтезирующую активность человеческого мозга. Анализ - это умственная способность к фрагментации предмета или концепции на составные части, такие как свойства, качества и так далее.Синтез, напротив, есть мысленная целостная оценка предмета или концепции [3]. Анализ и синтез - незаменимые элементы в процессах познания, включая не только мыслительную деятельность, но также ощущения и восприятие.

Восприятие детей - один из трех элементов уникального творения. Глядя на настоящее произведение искусства, можно увидеть не только линии, цвет, звуки и изображение, но и то, что они скрывают и скрывают, то есть мысли и чувства автора, сформированные или сформированные определенным образом.Междисциплинарные связи играют важную роль в развитии и формировании творческих способностей учащихся, систематизации знаний и их обоснованности. В Педагогическом словаре междисциплинарный подход определяется как «обучение согласованным предметам, основанное на системе наук и преследующее одни и те же дидактические цели». Важность междисциплинарного подхода подтверждается исследованиями Л. С. Выготского, П.Г. Кулагина, К.М. Королева, Н.А. Локарева, Б.А. Альмухамбетов. Термин «междисциплинарный подход» имеет два значения: теоретическое и конкретное. Теоретические знания подразумевают междисциплинарный подход как принципы дидактики или как дидактическое условие [4].

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Специфический смысл междисциплинарного подхода заключается в осознании реальных отношений между различными отраслями обучения, установленных в процессе обучения или в сознании ученика.

- обоснование задачи исследования, научного аппарата и основных положений гипотез исследования;

- Дефект внедрения разработанных учебных материалов;

- Анализ усвоения студентами материала и корректировка содержания учебного материала и времени, затраченного на учебу (особое внимание уделяется выполнению различных творческих заданий) или части программ;

- проведение анкетирования студентов с целью выяснения проблем и трудностей, их причин при изучении предмета;

- содержание профилей и задач для достижения желаемого уровня обучения.

Характерной чертой всех учеников экспериментальных классов было то, что они были активны в изученном материале, пытались самостоятельно и творчески выполнять задание для реализации своей мечты, пытаясь критически анализировать изучаемый материал, задавая зондирующие вопросы, пытаясь представить проблему с другой стороны и т. д.

Рис. 1 Система обучения изобразительной художественной деятельности.

В ходе нашей экспериментальной работы проводилась экспериментальная работа по изучению уровней усвоения и самостоятельного содержания развиваемых и формирующих качеств творческой личности.Показателями успешности обучения служили разные творческие задания, тесты и различные проекты. Следует отметить, что на протяжении всего периода экспериментальной работы все студенты были обучены и успешно справляются с заданиями творческого характера, а кроме того, следует отметить, что в этих группах не было успевающих. Таблица показывает успешность обучения по разработанным материалам, программам и технологиям. Оценивает уровень сформированности знаний и умений различное количество студентов, имеющих хорошие и отличные оценки.

По мнению И. И. Петровой, отношения должны устанавливаться не только между взаимосвязанными дисциплинами, но и между всеми дисциплинами, изучаемыми в школе [6].

Визуальное восприятие формы, пропорции, уменьшения перспективы и цвета при рисовании объекта помогает анализировать, сравнивать и обобщать свойства объекта. Следовательно, овладение изящными искусствами может ускорить мыслительные способности. Хотя анализ и синтез довольно специфичны и логически противоположны, тем не менее они неотделимы друг от друга.Образовательная деятельность невозможна без тесной взаимосвязи анализа и синтеза. В изобразительном искусстве непременным условием является овладение оптимальным соотношением анализа и синтеза: на первом этапе преобладает синтез, на следующем важны анализ и синтез. Этот закон действует при длительной (тематический рисунок, портреты и др.) И краткосрочной (разовые зарисовки, этюды, этюды) работе.

В школах г.Алматы проведено целенаправленное овладение изобразительным искусством (школа №148), Семей и Актобе. Учителя изобразительного искусства учитывали такие качества личности, как двигательный мотив, память и способ мышления. Большое внимание было уделено межличностному общению учеников, их знаниям, навыкам и привычкам в рисовании, анализу и синтезу, которые они делают, а также их творческому мышлению. Внимание - важный фактор познавательных процессов и серьезное условие успеха. Он отвечает за глубокое и всестороннее визуальное восприятие, творческий подход и стремление к учебе и знаниям.

В таблице показана успешность Обучения по разработанным материалам, программам и технологиям. Оценивает уровень сформированности знаний и умений различное количество студентов, имеющих хорошие и отличные оценки.

Таблица 1

Результаты успешности Обучение студентов по образовательной специальности «Искусство и дизайн»

Студенты

% студентов, освоивших содержание на разных уровнях творческой деятельности

Низкий

Среднее

Высокая

1

4 класс

14

32

54

2

5 класс

8

40

52

3

6 класс

5

30

65

4. ВЫВОДЫ

В результате наблюдения за творческой деятельностью студентов и выявлены изменения ценностных ориентаций, улучшение взаимоотношений студентов и преподавателей, повышение интереса к учебному материалу.

Наблюдаемая нами в ходе эксперимента динамика повышения успеваемости связывает нас в связи с ростом методической обоснованности занятий, организации практических занятий, учащиеся самостоятельно выполняют различные творческие задания.

Артикул:

1. Виюжек Т. Память, внимание, интеллект. М .: Эксмо пресс, 2002, - 295 с.

2. Тасимова А. А. Язык и культура - основа позитивной этнической идентичности, Журнал международных научных публикаций: язык, личность и общество, Том 5, часть 1, 2013 г., 10–11 с.

3. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок, М .: Просвещение, 1989, - 263 с.

4. Альмухамбетов Б.А. Развитие и проблемы школ с дефицитом учащихся. Начальная школа: Республиканский научно-методический педагогический журнал, Алматы, 2002, -48 с.

5. Головин С. Словарь практического психолога. Минск: Хорвест, 2001, -129 с.

6. Петрова И. И. Педагогические основы междисциплинарного подхода, М .: Высшая школа, 1989.-79 с.

7. Выготский Л. С. Психология. Издательский. - Спб. Печать «Питер», 2000, -381 с.

8.Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика - Спб. Печать «Питер», 2000, -304 с.

9. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толпы, Москва, Институт психологии РАН, КСП, 1998–416 с.

10. Бедрнова Е., Новый И. Психология и социология ризени, Прага: Management Press, 2002–586 с.

Готовность к детскому саду: социальное и эмоциональное развитие

Комиссия по национальным целям в области образования определила пять основных областей готовности к школе.Это первая из пяти статей, посвященных изучению этих важнейших навыков, которые необходимо детям подготовить к детскому саду.

Готов ли мой ребенок к детскому саду? Что им нужно знать, чтобы добиться успеха? Что я могу сделать, чтобы помочь моему ребенку хорошо учиться в школе? У родителей много вопросов и опасений по поводу готовности своего ребенка к школе. Университет штата Мичиган ( MSU ) Расширение будет исследовать пять основных областей готовности к школе, как определено группой национальных целей в области образования, в серии статей.

Пять основных областей готовности к школе: социальное и эмоциональное развитие; подходы к обучению; язык и грамотность; познание и общие знания; и физическое развитие и здоровье. Эта первая статья будет посвящена социальному и эмоциональному развитию.

Когда обсуждается «готовность к школе», многие люди думают о детях, изучающих азбуку и 123, цвета, формы и другие традиционные академические навыки. Однако, как заявила доктор Барбара Смит из Университета Колорадо-Денвер в статье «Связь социального развития и поведения с подготовкой к школе», исследования последних двух десятилетий недвусмысленно показали, что эмоциональная и поведенческая адаптация детей также важна для их шансы на успех в начальной школе.

Что такое социальное и эмоциональное развитие? Great Start определяет социальное и эмоциональное здоровье как «растущую способность маленького ребенка устанавливать тесные личные отношения с другими людьми, особенно с родителями и опекунами; выражать эмоции и управлять ими; и исследовать новую среду ». Эти навыки включают в себя получение удовольствия от взаимодействия с другими, создание и поддержание друзей, правильное выражение самых разных эмоций, успокоение, когда расстроены, не причиняя вреда другим, любопытство к людям и вещам вокруг него или ее, а также желание открывать для себя что-то новое.

Исследования показывают, что связь между социальными и эмоциональными навыками и успеваемостью в школе настолько сильна, что это лучший показатель успеваемости детей в первом классе, чем их семейное происхождение и их когнитивные способности. Почему эта связь такая сильная? Проще говоря, мы знаем, что обучение - это социальный процесс. Дети не могут учиться, когда они изо всех сил пытаются следовать указаниям, ладить со своими сверстниками и контролировать свои эмоции в классе. Когда дети борются с этими навыками, они с большей вероятностью будут иметь социальные проблемы в школе, прибегая к неуместным проявлениям разочарования, таким как удары, укусы и крики.Исследование Зинса, Бладворта, Вайсберга и Уолбера «Научная база, связывающая социальное и эмоциональное обучение с успехом в школе» доказало связь не только между социальной и эмоциональной компетентностью и успеваемостью в школе, но также между антисоциальным поведением и плохой успеваемостью.

Ключевые социальные и эмоциональные навыки, необходимые для успешной учебы в школе, как указано в статье д-ра Смита:

  • ладить с другими (родителями, учителями и сверстниками)
  • Далее направление
  • Выявление и регулирование эмоций и поведения
  • Придумывает подходящие решения конфликта
  • Продолжение выполнения задачи
  • Вовлечение в социальную беседу и совместную игру
  • Правильная интерпретация поведения и эмоций других
  • Хорошее отношение к себе и другим.

Хотя многие люди думают о готовности к школе как о готовности к учебе, MSU Extension рекомендует родителям иначе взглянуть на то, что значит быть готовым. Навыки готовности к школе, напрямую связанные с академической успеваемостью, часто называют навыками «социального и эмоционального здоровья». Исследования показывают, что высококачественные дошкольные программы предоставляют лучшую возможность подготовить вашего ребенка к детскому саду и его академической карьере.

Важно, чтобы родители знали, что в Мичигане есть только одно требование для поступления в детский сад: детям должно быть пять лет не позднее конечной даты 1 сентября.В течение многих лет в нашем штате все дети, дни рождения которых приходятся на 1 декабря этого года или ранее, имели право посещать детский сад. Этот крайний срок исторически был позже, чем в большинстве других штатов. Закон Мичигана был изменен, постепенно вводя более раннюю дату прекращения производства и приведя Мичиган в большее соответствие с другими штатами. Для детей, чьи дни рождения приходятся на период с 1 сентября по 1 декабря, остается возможность «раннего входа» или отказа от прав.

С вопросами о зачислении вашего ребенка в детский сад и его индивидуальной готовности обращайтесь в местный школьный округ.Более подробную информацию о дошкольном образовании и системе раннего обучения можно найти на веб-сайте National Head Start.

Вы нашли эту статью полезной?