Эмоционально личностное развитие детей дошкольного возраста: Эмоциональная сфера и развитие дошкольника //Психологическая газета

Содержание

Эмоциональная сфера и развитие дошкольника //Психологическая газета

Дошкольный возраст является периодом приобщения к миру общечеловеческих ценностей, это время установления первых отношений с людьми. Важную роль в развитии личности ребенка играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Познание детьми самих себя, понимание эмоционального состояния и поступков других людей формирует у ребенка эмпатию. Ребенок раннего возраста (до трех лет) практически не способен проявлять эмпатию по отношению к другим людям. Но постепенно в дошкольном возрасте мы можем наблюдать первые проявления сопереживания.

Способность к сопереживанию развивается при соблюдении условий и одновременно является этапами развития эмпатии:

  • получение собственного положительного опыта;
  • осознание собственных эмоций и чувств;
  • осознание того, что предположительно чувствует другой человек.

Эмпатия – одно из условий эффективного общения с окружающими людьми. Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять партнера по общению, определить отдельные черты характера и их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам,  учатся сопереживанию, к бесконфликтному общению.   

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что практически всем российским детям требуется та или иная психологическая поддержка. Этому сопутствует ряд неблагоприятных факторов: экономическая и политическая нестабильность; большой поток информации; неконтролируемый процесс использования современных гаджетов. Что ведет  к дефициту полноценного общения. В век технического прогресса люди все меньше общаются друг с другом, отдавая предпочтение просмотру телевизионных передач, виртуальному общению. Зачастую родители работают по десять часов в сутки, в погоне за деньгами на оплату кредитов, и свой отдых планируют, отдавая предпочтение телевизору, смартфону, а не общению и совместному времяпровождению с детьми.

Родители чаще заботятся о физическом и об интеллектуальном развитии ребёнка, а эмоционально-личностное становление кажется им не столь важным, что приводит к нарушению общения со сверстниками и взрослыми.

Научные исследования С.И. Семенака,  И.Ю. Кулагиной, В.С. Мухиной, В.Н. Мясищева, Д.Б. Эльконина в области воспитания и развития детей показали, что многие эмоционально-личностные трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены особенностями семейного воспитания. 

Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психологического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности. С помощью эмоций и чувств ребёнок сигнализирует взрослым о своём самочувствии, желаниях, нуждах.

Наблюдая за детьми в детском саду, можно заметить, как потускнела сюжетно-ролевая игра, увеличилось число тревожных, эмоционально неуравновешенных детей. В связи с чем, важно начинать работу по развитию эмоционально-личностной сферы именно в дошкольном возрасте, для того, чтобы в дальнейшем дети росли психологически здоровыми личностями, умеющими полноценно общаться и правильно выражать свои эмоции.

На современном этапе дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).

Один из основных принципов ФГОС – это личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательной организации и детей. В федеральных государственных образовательных стандартах сказано, что программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (п.

2.4.).

Исходя из принципов и условий воспитания по ФГОС, одной из главных задач дошкольной образовательной организации является эмоционально-личностное развитие детей, и включает формирование адекватного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими.

Изучив в онтогенезе особенности развития эмоционально-личностной сферы дошкольников можно отметить следующий положительный момент, что в условиях детского сада у детей есть уникальная возможность достроить свой образ, структуру своего «Я». Ребенок может усилить или обрести положительные качества этого образа, на основе оценок окружающих, взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, успехов и неудач в деятельности и общении.

Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности. Эмоционально-аффективная сфера, зафиксированная в памяти и отражённая в речи, является основой осознания и развития «Я-концепции» личности ребёнка. Самоощущения, самовыражение, самооценка, самореализация базируются на осознанной и осмысленной эмоционально-экспрессивной деятельности, организованной взрослым.

Дошкольный период – один из периодов становления иерархии мотивов и первичных этических норм. Деятельность личности регулируется соподчиненными мотивами и этическими нормами и правилами. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не только цели, сколько средств и способов её осуществления – важное психологическое обеспечение развития личности ребёнка.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Эмоции детей дошкольного возраста  ситуативные и неустойчивые. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.

На протяжении дошкольного детства эмоции ребёнка приобретают глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать подлинную заботу о близких людях, альтруистические поступки, направленные на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.


Одно из главных направлений развитий эмоция в дошкольном возрасте является увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. «Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребёнка. Уже в возрасте одного года ребенку доступна похвала, и его это радует, и огорчает порицание взрослого. 

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления эмоций. Ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от двухлетнего ребенка пяти-шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть страх и т.п. С взрослением дошкольники способны усваивать «язык эмоций», принятый в обществе. Могут использовать различные формы их выражения при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений,  интонаций голоса, замечать тончайшие оттенки переживаний.


В дошкольном возрасте происходят выраженные конституционные и мимические изменения лица ребёнка, что связано с ростом лицевого черепа, с преобразование челюстей и с изменением строения щек. В этот период ребёнок полнее овладевает мимикой и телесной экспрессией. Общение с взрослыми и со сверстниками учит ребёнка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. К пяти годам формируются некоторые сознательно контролируемые выражения, например, демонстративно «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремлённым в глаза взрослому, когда в действительности ребёнок что-либо утаивает. Однако в целом мимические реакции ребёнка до шести лет весьма непосредственны и лицо его читается, как открытая книга.

Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребёнка утвердиться в своих моральных качествах. Ребёнок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки. Возникнув в процессе общения со взрослыми, потребность в признании в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше всех». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников.

Осваивая социальное пространство, условия развития и бытия человека, которые определяются значениями и смыслами его прав и обязанностей, накапливая определённые знания о них, ребёнок ещё долго не осознает их значение. Поведение дошкольника меняется от ситуаций, в которых руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов является самым  важным новообразованием в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста. Иерархия мотивов придаёт определённую направленность всему поведению ребёнка, появляется возможность оценивать не только определённые поступки, но и поведение в целом.

Из всего вышесказанного видно, насколько важно развивать эмоционально-личностную сферу в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на развитие эмпатии, что ведет к формированию адекватной самооценки у ребёнка и развитию эмоциональной произвольности, с другой стороны ребенок – приобретает конструктивные способы управления собственным поведением, что во многом определяет степень готовности ребенка к обучению и благоприятной адаптации к школе.

 

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
  • Причиненко А. А.1.52017-11-28T13:54:18+03:002017-11-28T13:54:18+03:00 endstream endobj 6 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents [100 0 R 101 0 R 102 0 R] /Group > /Tabs /S /StructParents 0 /Annots [103 0 R] >> endobj 7 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [104 0 R 105 0 R 106 0 R 107 0 R 108 0 R 109 0 R 110 0 R 111 0 R 112 0 R 113 0 R 114 0 R 115 0 R 116 0 R 117 0 R 118 0 R 119 0 R 120 0 R 121 0 R 122 0 R 123 0 R 124 0 R 125 0 R] /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 126 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 1 >> endobj 8 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 127 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 24 >> endobj 9 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 130 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 25 >> endobj 10 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 131 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 26 >> endobj 11 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 132 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 27 >> endobj 12 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 133 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 28 >> endobj 13 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 134 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 29 >> endobj 14 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 135 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 30 >> endobj 15 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 136 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 31 >> endobj 16 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 137 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 32 >> endobj 17 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 138 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 33 >> endobj 18 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 139 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 34 >> endobj 19 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 140 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 35 >> endobj 20 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 141 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 36 >> endobj 21 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 142 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 37 >> endobj 22 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 143 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 38 >> endobj 23 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 144 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 39 >> endobj 24 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 145 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 40 >> endobj 25 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 146 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 41 >> endobj 26 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 147 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 42 >> endobj 27 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 148 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 43 >> endobj 28 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 149 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 44 >> endobj 29 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 150 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 45 >> endobj 30 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 151 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 46 >> endobj 31 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 152 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 47 >> endobj 32 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 153 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 48 >> endobj 33 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 154 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 49 >> endobj 34 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 155 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 50 >> endobj 35 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 156 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 51 >> endobj 36 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 157 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 52 >> endobj 37 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 158 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 53 >> endobj 38 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 159 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 54 >> endobj 39 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 160 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 55 >> endobj 40 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 161 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 56 >> endobj 41 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 162 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 57 >> endobj 42 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 163 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 58 >> endobj 43 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 164 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 59 >> endobj 44 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 166 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 60 >> endobj 45 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 167 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 61 >> endobj 46 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 168 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 62 >> endobj 47 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 169 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 63 >> endobj 48 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 170 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 64 >> endobj 49 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 171 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 65 >> endobj 50 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 172 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 66 >> endobj 51 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 173 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 67 >> endobj 52 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 174 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 68 >> endobj 53 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 175 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 69 >> endobj 54 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 176 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 70 >> endobj 55 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 177 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 71 >> endobj 56 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 178 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 72 >> endobj 57 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 179 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 73 >> endobj 58 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 180 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 74 >> endobj 59 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 181 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 75 >> endobj 60 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 182 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 76 >> endobj 61 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 183 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 77 >> endobj 62 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 184 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 78 >> endobj 63 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 185 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 79 >> endobj 64 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [186 0 R 187 0 R] /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 188 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 80 >> endobj 65 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [189 0 R 190 0 R 191 0 R] /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 192 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 84 >> endobj 66 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 193 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 87 >> endobj 67 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [194 0 R 195 0 R 196 0 R 197 0 R 198 0 R 199 0 R 200 0 R] /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 201 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 88 >> endobj 68 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 203 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 96 >> endobj 69 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 204 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 97 >> endobj 70 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 205 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 98 >> endobj 71 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 206 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 99 >> endobj 72 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 207 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 100 >> endobj 73 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 208 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 101 >> endobj 74 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 209 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 102 >> endobj 75 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 210 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 103 >> endobj 76 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 211 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 104 >> endobj 77 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 212 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 105 >> endobj 78 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 213 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 106 >> endobj 79 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 214 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 107 >> endobj 80 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 215 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 108 >> endobj 81 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 216 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 109 >> endobj 82 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 217 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 110 >> endobj 83 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 218 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 111 >> endobj 84 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 219 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 112 >> endobj 85 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 221 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 113 >> endobj 86 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 223 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 114 >> endobj 87 0 obj > endobj 88 0 obj > endobj 89 0 obj > endobj 90 0 obj > endobj 91 0 obj > endobj 92 0 obj > endobj 93 0 obj > endobj 94 0 obj > endobj 95 0 obj > endobj 96 0 obj > endobj 97 0 obj > endobj 98 0 obj > endobj 99 0 obj > stream x

    Социально-эмоциональное развитие: дошкольники | Виртуальная лаборатория Школа

    Цели

    • Распознавание типичных социально-эмоциональных вех у детей дошкольного возраста.
    • Определите, как взрослые могут поддерживать социально-эмоциональные навыки детей дошкольного возраста.
    • Обсудите, что делать, если вас беспокоит социально-эмоциональное развитие дошкольника в вашем классе.

    Учиться

    Знать

    Эмоциональное благополучие детей в раннем возрасте оказывает сильное влияние на их социальные отношения. Эмоционально здоровые дети лучше способны устанавливать и поддерживать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками (Trawick-Smith, 2014). Социально-эмоциональное развитие имеет важное значение для чувства благополучия маленького ребенка. Отношения, которые они формируют на раннем этапе, помогают сформировать то, кем они являются, кем они становятся и их понимание мира. Подумайте о некоторых детях в вашей собственной жизни и о различных социально-эмоциональных навыках, которые они демонстрируют.

    Дети дошкольного возраста учатся говорить о своих чувствах и чувствах других. Однако социально-эмоциональное развитие включает в себя нечто большее, чем просто выражение эмоций. Это включает в себя чередование, независимость в следовании рутине, большее взаимодействие со сверстниками, вступление в значимые отношения с другими, контроль над эмоциями и развитие положительного образа самого себя. Эти навыки имеют решающее значение для успешного участия детей в школьной и домашней жизни, а также для их общего роста.

    Социально-эмоциональные вехи

    Социальное и эмоциональное развитие включает поведение, отражающее эмоциональный рост детей и их способность успешно ориентироваться в своем мире посредством взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Поскольку эти навыки развиваются вместе, эта область развития называется социально-эмоциональным развитием. Социально-эмоциональные вехи сосредоточены на развитии у детей способностей регулировать свое внимание, эмоции и поведение, а также формировать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками.

    В приведенной ниже таблице показано социально-эмоциональное развитие в дошкольном возрасте. Помните, что существуют индивидуальные различия, когда дело доходит до точного возраста, в котором дети могут достичь этих вех. Как подчеркивается в курсах «Когнитивные, физические и коммуникативные навыки», вехи — это не контрольные списки, по которым можно судить о развитии детей. Скорее, они указывают, когда ожидать появления определенных навыков или поведения у маленьких детей, чтобы вы были готовы удовлетворить их меняющиеся потребности. Думайте об этих вехах как о рекомендациях, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития дошкольников. Хотя навыки, упомянутые в таблице, будут развиваться в предсказуемой последовательности в течение дошкольного возраста, каждый ребенок уникален в том, когда он овладевает каждым навыком. Ваша цель состоит в том, чтобы помочь всем детям расти и раскрывать свой потенциал.

    Вехи социально-эмоционального развития в дошкольном возрасте
    Возраст 3 года
    • Играет в притворство с куклами, животными и людьми
    • Копии для взрослых и друзей
    • Замечает других детей и присоединяется к ним в игре
    • Демонстрирует привязанность к друзьям без подсказки
    • Проявляет заботу о плачущем друге
    • Показывает широкий спектр эмоций
    • Успокаивается через 10 минут после ухода
    • Может расстроиться из-за серьезных изменений в распорядке дня
    Возраст 4 года
    • Интерес к новым впечатлениям
    • Во время игры притворяется кем-то другим (учителем, собакой, супергероем)
    • Притворная игра более творческая и сложная
    • Одевается и раздевается самостоятельно
    • Лучше играть с другими детьми, чем в одиночку
    • Может назвать двух или более друзей
    • Утешает тех, кому больно или грустно
    • Сотрудничает с другими детьми
    • Часто не могу сказать, что правда, а что вымысел
    • Говорит о том, что им нравится и что им интересно
    • Любит быть «помощником»
    • Изменяет поведение в зависимости от того, где они находятся
    • Избегает опасности, например, не прыгает с большой высоты на игровой площадке
    5 лет
    • Хочет порадовать друзей
    • Хочет дружить
    • Соблюдает правила, играя в игры с другими
    • Играет по очереди, играя с другими детьми
    • Любит петь, танцевать и играть
    • Знает пол
    • Может сказать, что правда, а что вымысел
    • Демонстрирует большую независимость
    • Делает простые домашние дела
    • Может назвать свое имя, фамилию и возраст

    Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г. ). Вехи развития. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf

    Помните, что ожидания в отношении этапов развития определяются культурными ценностями и предпочтениями. Например, в некоторых культурах дети не должны самостоятельно есть до тех пор, пока им не исполнится 3 или 4 года. В других культурах ожидается, что дети начнут есть самостоятельно в раннем младенчестве и дошкольного возраста. Теоретик Лев Выготский сказал, что взрослые делятся своими культурными ценностями и убеждениями с детьми посредством повседневного общения. Идеи, убеждения и ожидания в отношении развития ребенка — это лишь некоторые из особенностей культур. Осознание и уважение этих различий может помочь вам лучше понять, как семейный опыт помогает формировать дошкольников в вашем классе.

    Если вас беспокоит развитие ребенка, сначала поговорите со своим тренером, тренером или администратором. Поделитесь своими наблюдениями за поведением ребенка и причинами, по которым вы обеспокоены. Ваш тренер, коуч или администратор могут пожелать понаблюдать за ребенком и назначить встречу с семьей ребенка. В некоторых ситуациях семьям может быть предложено связаться с местным школьным округом, который может организовать бесплатную оценку развития ребенка и помочь ребенку получить любую необходимую помощь и услуги.

    Дошкольники и социально-эмоциональное развитие

    Важно отметить, что вехи связаны с различными аспектами социально-эмоционального развития. Некоторые из них связаны со способностью детей вступать в отношения с другими людьми, а другие связаны со способностью детей регулировать свои эмоции. Давайте подробнее рассмотрим их и то, как они связаны с дошкольным развитием.

    Отношения с другими: Дети дошкольного возраста участвуют в ролевых играх с друзьями и используют слова и предложения для выражения своих чувств и мыслей. Несмотря на то, что им все еще может понадобиться поддержка взрослых, чтобы делиться игрушками и материалами с друзьями, со временем они улучшаются сами по себе. Дошкольники также развиваются в своей способности понимать и адекватно реагировать на чувства своих друзей. Дети со здоровым социально-эмоциональным развитием имеют баланс всех этих компонентов.

    Самосознание: Дети дошкольного возраста улучшают свою способность контролировать свое тело во время различных занятий в течение дня (например, сидя в кружке или играя в тренажерном зале). Они учатся по очереди и разговаривать со сверстниками, узнавать и использовать свои имена и имена других, а также оценивать себя и знать, когда они сделали правильный или неправильный выбор.

    Эмоциональная регуляция: Дети дошкольного возраста по-разному проявляют различные эмоции. Например, они могут использовать слова, чтобы поделиться своими чувствами, такие как «Я расстроен», они могут сопоставлять выражение лица со счастливым, злым или грустным, или они могут смеяться, когда взволнованы. В то же время они также улучшают свою способность управлять своими эмоциями, чтобы соответствовать ситуации и окружающей среде, и контролировать свои эмоции (например, легко отделяться от членов семьи). Хотя дошкольники лучше регулируют эмоции, чем дети ясельного возраста, им все же нужна большая помощь и практика в развитии соответствующих моделей поведения.

    Независимость: Дошкольники со здоровым чувством независимости будут следовать предсказуемым распорядкам дня и занятиям в школе и дома. Они могут начать выявлять любимого друга и попросить его поиграть или самостоятельно поиграть с игрушками и материалами дома, в школе или на открытой игровой площадке. Кроме того, дошкольники, развивающие чувство независимости, могут выполнять множество задач по уходу за собой, например одеваться, ходить в туалет, перекусывать, есть или готовиться ко сну. Самостоятельные дошкольники также расскажут воспитателям о своем дне, узнают и используют новый словарный запас.

    Эмоциональная грамотность

    Эмоциональная грамотность — это способность ребенка обозначать и говорить о своих эмоциях или чувствах, а также о чувствах и эмоциях других. Это важный компонент социально-эмоционального развития, потому что он помогает детям понять свои собственные эмоциональные переживания и в то же время помогает им признавать и понимать эмоциональные переживания других. Эмоциональная грамотность помогает детям решать проблемы и регулировать собственные эмоции; эти навыки необходимы для успеха в дошкольном возрасте и за его пределами. Дети, которые навешивают ярлыки, говорят о своих эмоциях и осознают их, с большей вероятностью будут сосредотачиваться на рутине и занятиях в классе и участвовать в них, а также с меньшей вероятностью будут легко расстраиваться, впадать в чрезмерные истерики или действовать импульсивно.

    Многие дети учатся определять и обсуждать эмоции посредством взаимодействия или разговоров с отзывчивыми взрослыми в контексте позитивных отношений и поддерживающей среды. В своей работе в дошкольной программе вы должны использовать возможности для развития социальных навыков в течение дня. Например, вы можете поделиться своими эмоциями по поводу событий или событий и побудить детей поделиться своими собственными эмоциями. Вы также можете читать книги, в которых обсуждаются эмоции или социальные взаимодействия. В разделе «Применить» этого урока вы найдете дополнительные примеры ресурсов и занятий, которые вы можете использовать для развития эмоциональной грамотности детей.

    Поддержка социально-эмоционального развития детей в дошкольных учреждениях

    Дети приобретают социально-эмоциональные навыки в контексте своих отношений, наблюдая, подражая и реагируя на социальное поведение других. Дети также учатся тому, как другие реагируют на их эмоции. Социально-эмоциональные навыки тесно связаны с семьей ребенка, его культурным происхождением и ранним опытом. Дети учатся, взаимодействуя и формируя отношения с членами своих семей, школ и сообществ.

    Как подчеркивалось в Уроке 1 (Социально-эмоциональное развитие: введение), социально-эмоциональное обучение начинается в младенчестве, и взрослые являются наиболее влиятельными образцами для маленьких детей. Воспитатели, которые понимают эмоциональные сигналы своих младенцев и реагируют на них немедленно и с сочувствием, имеют младенцев, которые менее суетливы и их легче успокоить. То же самое происходит с дошкольниками; если опекуны признают чувства детей, учитывают их потребности, реагируют и поддерживают, дошкольники лучше способны сообщать о своих потребностях и эмоциях и с большей вероятностью демонстрируют здоровое социально-эмоциональное развитие.

    Здоровое социально-эмоциональное развитие тесно связано с отзывчивым уходом. Отзывчивые опекуны:

    • обеспечивают поддержку и положительные отзывы
    • предлагаем стимулирующие материалы
    • играть и заниматься с детьми
    • делиться событиями и впечатлениями
    • следовать примеру детей
    • выявить интересы детей и облегчить их обучение
    • планируйте значимые возможности в течение дня, чтобы помочь детям практиковать и осваивать социальные навыки.

    Читая этот раздел, подумайте о той роли, которую вы играете в обеспечении здорового социально-эмоционального развития детей, находящихся на вашем попечении. На третьем и четвертом уроках вы узнаете о дополнительных стратегиях поддержки социально-эмоционального развития всех дошкольников.

    См.

    Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о ряде социально-эмоциональных навыков, важных для дошкольников. Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о социально-эмоциональном развитии в дошкольном возрасте.

    Сделайте

    Дети дошкольного возраста, находящиеся под вашим присмотром, нуждаются в ежедневной возможности участвовать в мероприятиях, которые помогают им приобретать новые социально-эмоциональные навыки или практиковать существующие навыки в веселой, стимулирующей и поддерживающей обстановке. Вы должны целенаправленно использовать стратегии в течение дня, чтобы поддерживать социально-эмоциональное развитие маленьких детей. Понимание вех развития является важным аспектом работы с маленькими детьми. Изучение и понимание того, как дошкольники развивают социально-эмоциональные навыки и компетентность, поможет вам способствовать их социально-эмоциональному обучению и определить, какие виды опыта следует планировать в вашем классе и программе. Вы найдете дополнительные ресурсы для развития социально-эмоциональной компетентности детей в разделе «Применить». В своей ежедневной работе с дошкольниками учтите следующее:

    • Отвечайте на попытки детей взаимодействовать и основывайтесь на том, что говорят дети.
    • Участвуйте в частых, соответствующих уровню развития социальных взаимодействиях с детьми и взрослыми в вашем классе на протяжении всего вашего повседневного опыта и рутинных действий.
    • Следуйте указаниям, сигналам и предпочтениям каждого ребенка.
    • Включайте эмоциональные слова в разговоры с детьми.
    • Сделайте доступными книги, в которых обсуждаются чувства и социальные взаимодействия.
    • Задавайте детям осмысленные вопросы об их действиях, интересах, событиях и чувствах.
    • Поощряйте детей использовать свои слова и разговаривать со сверстниками, когда возникают конфликты. Используйте язык, подходящий для развития, и предоставьте детям модели разговора и подсказки, которым они должны следовать, если им нужна помощь в решении проблемы.
    • Убедитесь, что вы внимательны к уникальным потребностям, опыту и прошлому детей.
    • Обратитесь к семьям детей и прислушайтесь к их убеждениям и предпочтениям

    Исследовать

    Наблюдение за детьми дошкольного возраста в их учебной среде — лучший способ увидеть, у каких детей развиваются сильные социально-эмоциональные навыки, а какие нуждаются в поддержке. Размышляя о дошкольниках в вашей программе, подчеркните поведение, которое вы замечаете, и подумайте о том, как вы можете поддержать социально-эмоциональные навыки детей. Завершить Наблюдение за социально-эмоциональными навыками и их поддержка , делитесь своими ответами и обсуждайте их с инструктором, тренером или администратором.

    Наблюдение и поддержка социально-эмоциональных навыков в дошкольном возрасте

    Наблюдайте за социально-эмоциональными навыками, демонстрируемыми детьми дошкольного возраста, и проводите мозговой штурм, как вы можете дополнительно поддержать их развитие

    Требуется: заполните и просмотрите этот документ вместе со своим инструктором, руководителем или администратором

    Применять

    Используйте ресурсы в этом разделе, чтобы узнать больше о социально-эмоциональном развитии маленьких детей и о том, как вы можете поддержать дошкольников, находящихся под вашим присмотром. Ресурсы включают вспомогательное руководство, которое может быть полезно для семей.

    Глоссарий

    Вехи развития:
    Набор навыков или моделей поведения, которые могут выполнять большинство детей определенного возраста

    Скрининг развития:
    Инструмент, используемый для выявления детей, которые развиваются не так, как ожидалось, и которым может потребоваться поддержка; скрининг могут проводить педиатры, учителя или другие лица, которые хорошо знают ребенка и его развитие

    Эмоциональная грамотность:
    Способность детей обозначать и говорить о своих собственных эмоциях или чувствах, а также об эмоциях или чувствах других

    Эмоциональная саморегуляция:
    Способность регулировать эмоциональное состояние до комфортного уровня интенсивности для достижения целей

    Социально-эмоциональная компетентность:
    Достижение здоровых отношений с опекунами и друзьями, позитивное самосознание и способность контролировать эмоции, а также способность самостоятельно участвовать в повседневных делах и играть в различных условиях

    Продемонстрировать

    Закончите это утверждение: Эмоциональная грамотность…

    начинает развиваться в школьные годы.

    — это способность детей обозначать эмоции опекунов.

    помогает детям решать проблемы и регулировать свои эмоции в дошкольном возрасте.

    часто приводит к тому, что дети дошкольного возраста легко расстраиваются и действуют импульсивно.

    Что из следующего не является вехой социально-эмоционального развития типично развивающегося 4-летнего ребенка?

    сотрудничает с другими детьми

    любит делать новые вещи

    может различать, что реально, а что выдумка.

    говорит о своих симпатиях и интересах с другими

    Что из перечисленного не способствует социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста?

    Поощрение детей использовать свои слова при возникновении конфликтов

    Пополнение классной библиотеки книгами об эмоциях и социальных взаимодействиях

    Избегание слов о чувствах в разговорах с детьми

    Быстрое и позитивное реагирование на потребности детей

    Справочные материалы и ресурсы

    Опросник по возрасту и стадиям (ASQ): https://agesandstages. com/

    Берк, Л. Э. (2013). Развитие ребенка (9-е изд.). Пирсон.

    Браун, У.Х., Одом, С.Л., и МакКоннелл, С.Р. (редакторы) (2008). Социальная компетентность детей младшего возраста: риск, инвалидность и вмешательство . Пол Х. Брукс.

    Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г.). Вехи развития.  https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf

    Daily, S., Burkhauser, M., and Halle, T. (2010). Обзор практики подготовки к школе в штатах: рекомендации по раннему обучению и оценки. Детские тренды , 1(3), 1-12. https://www.childtrends.org/publications/a-review-of-school-readiness-practices-in-the-states-early-learning-guidelines-and-assessments

    Данлэп, Г., и Пауэлл, Д. (2009). Содействие социальному поведению детей младшего возраста в группе: резюме исследования. Дорожная карта эффективных методов вмешательства №3. Тампа, Флорида: Университет Южной Флориды, Центр технической помощи по социально-эмоциональному вмешательству для детей младшего возраста. Cengage Learning.

    Центр дошкольного обучения и знаний. (2018, 11 мая). Воспитание эмоциональной грамотности у детей раннего возраста: Маркировка эмоций. https://eclkc.ohs.acf.hhs.gov/mental-health/article/fostering-emotional-literacy-young-children-labeling-emotions

    Gestwicki, C. (2016). Практика, соответствующая развитию: Учебная программа и развитие в дошкольном образовании (6 th ed). Cengage Learning.

    Хо, Дж. и Фанк, С. (2018). Укрепление социального и эмоционального здоровья детей младшего возраста. Дети младшего возраста, 73 (1). https://www.naeyc.org/resources/pubs/yc/mar2018/promoting-social-and-emotional-health

    Trawick-Smith, JW (2013). Раннее развитие детей: многокультурная перспектива (6 -е изд. ). Пирсон.

    Годи, Дж. (2013). Содействие внимательности: помощь маленьким детям справиться с разлукой. Маленькие дети , ноябрь 2013 г., стр. 110–112.

    Этапы эмоционального развития в раннем детстве

    • Поделиться
    • Электронная почта

    Здесь представлен обзор эмоционального развития в первые годы жизни и этапы, через которые проходят дети в течение первых пяти лет.

    Что такое эмоциональное развитие в раннем детстве?

    Дети испытывают те же эмоции, что и их родители. Это может сбивать с толку, и они часто не знают, как говорить о своих чувствах.

    Дети иногда ведут себя неадекватно, потому что они не развили понимание этих эмоций или того, как правильно их выражать.

    Из-за тесной связи с социальным ростом «эмоциональное развитие» часто называют «социально-эмоциональным».

    Эта область человеческого развития включает в себя то, как дети относятся к людям и жизненным ситуациям и действуют по отношению к ним.

    Аспект «развития» подразумевает, что дети постепенно учатся справляться, обсуждать и контролировать эмоции, такие как страх, ревность, гнев и печаль.

    Они также учатся испытывать чувства любви, счастья и волнения и реагировать на них контролируемым образом.

    Несмотря на то, что у детей определенного возраста и возраста можно найти общие черты, они развиваются с разной скоростью и, конечно же, не все одинаковы.

    Стадии эмоционального развития по возрасту

    Каковы стадии эмоционального развития и как их распознать?

    Психолог развития Эрик Эриксон (1902-1994) считал, что процесс социализации человеческого развития происходит в восемь этапов.

    Три из предложенных стадий, на которых дети приобретают доверие, автономию и инициативу, происходят в раннем детстве.

    Вы можете найти различные схемы, предложенные профессионалами для разделения стадий развития детей младшего возраста.

    Они часто сводятся к следующим трем стадиям эмоционального развития в детстве с этими типичными навыками или вехами, которые необходимо достичь. [источник]

    1.

    От младенчества до 1 года

    На первом этапе выражение лица младенцев выражает счастье, страх и гнев. Младенцы учатся реагировать улыбкой на позитивную информацию, такую ​​как голоса, прикосновения и даже запахи.

    Взрослые обычно успокаивают младенцев прикосновениями, голосами и запахами. Многие младенцы открывают для себя методы самоуспокоения, такие как сосание большого пальца.

    По крайней мере, к полугодовой отметке дети обычно знают, как правильно выразить радость, страх или гнев. Они учатся этим навыкам через ответы и отзывы, смоделированные их родителями или другими опекунами.

    Эрик Эриксон утверждал, что дети, чьи родители правильно воспитывают их на этом этапе, развивают доверие, безопасность и надежду.

    Как родители могут поддержать рост?

    • Предложите физический комфорт и ласку.
    • Держите во время кормления младенцев.
    • Говорите, читайте и пойте детям с младенчества.
    • Отвечайте положительно словами и тоном.
    • Демонстрируйте последовательность и предсказуемость в ответах.
    • Признавайте эмоции.
    • Назовите чувства ребенка.
    • Твердо и спокойно устанавливайте справедливые границы.
    • Установите распорядок дня.

    2.

    Детский возраст (1 и 2 года)

    На втором этапе малыши часто указывают на вещи как на способ взаимодействия с другими и используют интерактивные жесты, например, машут рукой на прощание.

    Обычно они принимают участие в интерактивных играх, таких как прятки.

    На этом этапе малыши обычно начинают учиться сопереживать, например, расстраиваться, если другой ребенок плачет.

    Они также участвуют в ролевой игре, например, перемешивают «еду» в игровой кастрюле, и участвуют в параллельной игре рядом с другими детьми.

    Многие называют эту стадию «ужасными двойками». У большинства малышей есть сильные эмоции, но они еще не научились полностью выражать их приемлемыми способами. Они полагаются на заботливых взрослых, которые помогут им со словами, которые им нужны.

    Малыши также смотрят на взрослых как на образец того, как сохранять спокойствие.

    В «Стадиях развития» Эриксона эта фаза может длиться примерно до 3 лет. Он писал, что дети, родители которых поддерживают, обычно обладают уверенностью, волей, самоконтролем и гордостью.

    Как родители могут поддержать рост?

    • Поощряйте любознательность и независимость.
    • Сохраняйте спокойствие и утешайте после вспышек гнева.
    • Обращайтесь к гневу как к допустимой эмоции.
    • Сохраняйте согласованность разрешенных действий.
    • Говорите со своими детьми и называйте их чувства.
    • Хвалите и подбадривайте.
    • Образцовое сочувствие к другим.
    • Поощряйте социальные игры и по очереди.
    • Моделируйте эффективное общение с другими.

    3.

    Дошкольник (от 3 до 5 лет)

    На этапе 3 эмоциональное развитие детей дошкольного возраста включает в себя обучение контролю эмоций и импульсов, чтобы соответствовать социально приемлемым реакциям.

    Они часто пытаются проверить пределы своих возможностей и полагаются на советы своих родителей и опекунов.

    Дошкольники также тренируются контролировать свою агрессию по отношению к другим. Обычно они приобретают навыки совместной игры, такие как по очереди и совместное использование.

    Эриксон назвал эту фазу «игровым возрастом», и она длится на протяжении всего дошкольного возраста, пока дети не пойдут в школу.

    По его словам, цели на этом этапе включают в себя использование воображения, сотрудничество с другими и эффективное служение как лидерам, так и последователям.

    Как родители могут поддержать рост?

    • Помогите детям развить доверие к другим заботливым взрослым.
    • Уделите детям все внимание, когда они говорят.
    • Предлагайте возможности играть с другими.
    • Поддерживайте позитивное общение и выражайте свои чувства устно.
    • Поощрять инициативу.
    • Обсуждайте чувства других.
    • Похвалите и поощрите.
    • Дайте положительную обратную связь, когда чувства выражены надлежащим образом.
    • Поощряйте играть с другими, по очереди и делиться.
    • Попробуйте весело провести время с дошкольниками.

    Примеры эмоционального развития

    Вот несколько примеров эмоционального развития:

    • Проявление привязанности к другим
    • Выражение осознания своих чувств и чувств других
    • Демонстрация самоконтроля и управление эмоциями
    • Обращать внимание на других и наблюдать за ними
    • Здоровая дружба
    • Выражение чувств словами
    • Демонстрация гордости за достижения
    • Просить о помощи, если это необходимо, но проявлять независимость, когда это возможно
    • Демонстрация положительной самооценки
    • Учиться на ошибках
    • Построение здоровых отношений со взрослыми

    Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

    Эмоциональные вехи по возрасту

    Вот некоторые типичные эмоциональные и социальные вехи, описанные Марти Питерс в ее фантастической книге «Язык и готовность к школе».

    Эмоциональные вехи младенцев
    К трем месяцам
    • Начинает улыбаться в возрасте от 4 до 8 недель
    • Любит основных опекунов
    • Предпочитает не быть одному
    • Булькает в ответ, когда вы разговариваете с ним
    К четырем месяцам
    • Узнает знакомых людей и выражает волнение при их виде
    • Скучно в одиночестве
    • смеется в голос
    От пяти до шести месяцев
    • Любит зеркало, но еще не может распознать свое отражение
    • Больше улыбается тем, с кем у них сложилась связь
    • Любит дружелюбные голоса
    • Гладит или таскает за волосы того, кто их держит
    От семи до двенадцати месяцев
    • Любит определенных людей
    • Хочет быть с основным опекуном все время
    • Расстраивается, когда остается один
    • Боится незнакомых людей или мест
    • К 10 месяцам становится довольно прилипчивым
    От двенадцати до восемнадцати месяцев
    • Любит смешить людей
    • Показывает радость или разочарование
    • Любит других детей, но пока не может с ними играть
    • Проявляет некоторую зависть
    • К 18 месяцам подражает другим

    Эмоциональные вехи для двухлетних детей
    • Любит играть с другими, но пока не может делиться игрушками
    • Пытается привлечь внимание своим поведением
    • Иногда бьет или кусает, чтобы вызвать реакцию
    • Напрягает, иногда с истерикой
    • Переход от младенца к ребенку

    Эмоциональные вехи для 3-летних Olds
    • Эгоцентричен и смотрит на вещи со своей точки зрения
    • Говорит о себе, семье и имуществе
    • Ждет, пока вы закончите говорить, прежде чем они это сделают
    • Реагирует на ваши эмоции
    • Хочет тебя утешить
    • Выполняет мелкие домашние дела, например, сортирует белье или накрывает на стол
    • Притяжение к игрушкам
    • Проявляет сочувствие к героям истории
    • Притворяется кем-то другим
    • Может иметь воображаемого друга
    • Предпочитает играть с одними друзьями другим

    Эмоциональные вехи для

    4-летнего ребенка — Olds
    • Различение себя и других людей
    • Видит фантазию и реальность очень близкими друг к другу
    • Поведение часто требует внимания
    • Становится конкурентоспособным
    • Обладает базовыми социальными навыками и может здороваться, говорить и отвечать на вопросы — если это поведение было смоделировано

    Эмоциональные вехи для 5 и 6- Год — Старые
    • Дружба становится более стабильной
    • Часто бывает властным
    • Пытается учитывать предложения других во время игры
    • Познает ценность компромисса и переговоров
    • Ищет одобрения друзей
    • Соревнуется с друзьями
    • Может похвастаться родительским имуществом
    • Все еще изучаю последствия и беру на себя ответственность за действия

    Что делать, если мой ребенок испытывает эмоциональные трудности?

    У вас может усиливаться ощущение, что ваш ребенок испытывает трудности в определенных областях эмоционального развития. Имейте в виду, что сроки достижения контрольных показателей эмоционального развития не высечены на камне.

    Но что делать, если вы какое-то время не видите прогресса в навыках или подозреваете регресс?

    Если ваш ребенок еще не ходит в школу, вы можете попросить своего врача направить вас к специалисту по развитию. Для детей в возрасте примерно трех лет вы также можете проверить наличие местной программы раннего вмешательства, чтобы провести оценку.

    Обратитесь в местный школьный округ , если вашему ребенку больше трех лет. В зависимости от возраста и проблемной области (областей) могут использоваться различные типы оценок и оценок.

    Типичные цели услуг включают развитие положительных социально-эмоциональных навыков и приобретение коммуникативных навыков и знаний наряду с интеграцией развивающих навыков.

    Какие есть варианты?

    В соответствии с этой статьей о вмешательстве, в зависимости от возраста вашего ребенка возможны следующие виды трудотерапевтических вмешательств:

    • Вмешательства на основе прикосновения для обучения родителей укреплению связи между родителями и детьми
    • Вмешательства, основанные на отношениях, для улучшения взаимодействия воспитателя и ребенка
    • Совместные вмешательства, часто с участием одного ребенка и одного взрослого
    • Естественные дошкольные вмешательства для вовлечения ребенка в общение
    • Вмешательства на основе инструкций для непосредственного обучения социальному поведению

    Возможные направления помощи могут включать следующее:

    • Семейные ресурсные центры
    • Библиотеки
    • Образовательные программы для родителей
    • Консультации по вопросам психического здоровья

    У вас, как у родителей, есть ежедневная возможность помочь своим детям полностью раскрыть свой потенциал.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *