Эстетическое развитие детей: Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Они слышат музыку и получают от неё наслаждение, им нравятся стихи и песенки, красивые картинки, явления природы. Сталкиваясь с красотой, ребятишки сами стремятся создать что-то своё — вылепить фигурку из пластилина, придумать песенку, станцевать танец. Встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание — систематическое воздействие на малыша с целью воспитания способности видеть прекрасное и самому создавать его. В статье мы раскроем секреты, как приучить дошкольника любить прекрасное.

  • 1 Общие принципы эстетического воспитания

  • 2 Методологическая база

  • 3 Воспитываем искусством

  • 4 Как приобщить детей к искусству?

    • 4.1 Смотрите видео о том, как дошкольники приобщаются к искусству, посещая художественную студию при Московском музее современного искусства

  • 5 Эстетическое воспитание в семье

Общие принципы эстетического воспитания

«А знаете ли вы, что подразумевается под эстетическим воспитанием детей? Не только умение видеть красивое и приобретать духовные ценности, но и осваивать правила хорошего поведения, учиться доброжелательно относиться к людям».

Эстетически воспитывать кроху нужно начинать с рождения: это простимулирует развитие творческих способностей, привьёт хороший эстетический вкус, выработает потребность в общении с искусством.

В основе эстетического воспитания лежат такие принципы:

  1. Принцип взаимодействия. Художественно-эстетическое воспитание ежедневно присутствует в жизни ребёнка (в общении с людьми и природой, знакомстве с образцами искусства, самостоятельном творчестве, быту и труде). Важно учить ребёнка стремиться в любом действии до эстетического совершенства.
  2. Комплексный подход. Хороших результатов в воспитании можно добиться, соединяя разные виды искусства и предлагая ребёнку виды творческой деятельности, основанные на межпредметных связях.
  3. Связь эстетическо-художественной деятельности с жизнью. Такое подход формирует адекватное отношение дошкольника к действительности и учит видеть красоту во всех проявлениях.
  4. Единство эстетического и общего развития детей. Правильно организовывая эстетическое воспитание, у ребёнка гармонично будут развиваться все познавательные процессы, речь, эмоциональная сфера.
  5. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка. Эстетическое воспитание будет осуществляться самым эффективным способом, если ребёнок начнёт делать что-то творческое сам: танцевать, петь в хоре, рисовать, лепить, сочинять и т. д.
  6. Эстетика всей жизни ребёнка. Дошкольник должен жить в красоте. Вся деятельность его и ближайшего окружения должна быть наполнена эстетикой и красотой. Это имеет особый воспитательный смысл. Малыш должен осознать, как важна аккуратность, воспитанность, вежливость, красота помещений, одежды и т. д. Всё это формирует правильное эстетическое развитие ребёнка.
  7. Учёт возраста детей. Средства эстетического воспитания должны быть подобраны в соответствии с возрастом дошкольника. От того, насколько успешно сформируется правильное эстетическое восприятие действительности в самом раннем возрасте, зависит его становление как личности в более старшем возрасте.

Строя эстетическое воспитание на этих принципах, вы обеспечите правильный подход к воспитанию в целом.

Методологическая база

Существует множество методов и способов эстетического воспитания дошкольников. Отметим, что все методы взаимосвязаны между собой, а с целью достижения наилучшего результата их можно сочетать и варьировать.

Методы различаются:

  • по способу передачи информации
  • по форме организации деятельности.

По способу передачи информации:

  • наглядные методы (непосредственное знакомство с образцами искусства)
  • словесные (рассказ и объяснение).

«Совет. Организовывая эстетическое воспитание дошкольника с помощью наглядных методов (прослушивание музыки, рассматривание картин и т. д.), нужно постараться, чтобы знакомство с произведениями искусства было эмоционально выразительным, иначе первые встречи с искусством могут не произвести никакого впечатления на малыша».

Формы организации деятельности бывают такими:

  • когда воспитатель (или родитель) показывает способ действия и предлагает ребёнку повторить (выучить стихотворение, исполнить песенку).
  • когда ребёнку предлагают самому найти способ исполнения поставленной задачи (самому вылепить что-то, нарисовать, наклеить).

Отметим, что эстетическое воспитание дошкольников имеет отличие от эстетического воспитания школьников. Маленькие дети приобщаются к красоте и искусству с помощью зрительного восприятия, осознания важности порядка и чистоты. А школьники уже умеют выражать свои творческие способности (под руководством взрослых). Малыши учатся оценивать, а более старшие ребята могут уже создать продукт творческой деятельности, творчески подойти к оформлению пространства и т. д. Чем старше становится ребёнок — тем усложняются методы. А чередуя их и используя в комплексе, можно добиться того, что ребёнок научится видеть красоту, начнёт творчески относится к жизни и понимать прекрасное.

Воспитываем искусством

Чтобы успешно организовать эстетическое воспитание дошкольника, нужно обеспечить необходимые условия:

  • создать развивающую среду
  • организовать взаимодействие с природой и искусством
  • организовать творческую деятельность.

Основное отличие эстетического воспитания малышей — то, что они воспринимают действительность чувствами. Дошкольники обращают внимание на форму, цвет, звук, а красота воспринимается в единстве формы и содержания. Когда малышу что-то нравится — он переживает светлые чувства, волнение, восторг, бескорыстную радость. При этом воспитателю или родителю нужно уметь направить душевный отклик ребёнка от обычного восприятия к пониманию прекрасного, формированию своего мнения.

Так можно начать формировать хороший эстетический вкус. При грамотном воспитании, дошкольник научится не только понимать прекрасное, но и видеть красоту в повседневном — в природе, быту, труде, одежде.

Важно знакомить малышей с лучшими образцами детской литературы, музыки, народного творчества и живописи. Так дети будут учиться узнавать и любить понятные им произведения искусства.

Детям дошкольного возраста по силу почти все виды творчества: они могут рисовать, вырезать, лепить, клеить, танцевать и петь, составлять рассказы и даже рифмовать. Если ребёнок проявляет интерес к музыке, движениям, изображениям, речи и ему хочется сделать что-нибудь подобное самому, — он готов к самостоятельно творческой деятельности. Поддерживая малыша, помогая ему творить, можно сформировать у ребёнка способность рождать идеи воплощать их.

В детском саду есть все возможности для того, чтобы прививать детям любовь к искусству:

  • занятия по развитию навыков изобразительной деятельности и речи
  • музыкальные занятия
  • театрализованные игры
  • тематические занятия
  • приглашение артистов театра, цирка и филармонии
  • праздники.

 

Как приобщить детей к искусству?

Уметь понимать искусство – вовсе не врождённое качество, а воспитанное.

«Совет. Учить малыша пониманию классической музыки, танца, театра нужно постепенно, осторожно. Иначе можно вызвать отвращение к непонятным действиям артистов».

Чтобы дошкольник легко воспринимал классику — нужно, чтобы он слышал её с раннего детства. Подбирать нужно классику для малышей и включать её нечасто. Когда малышу исполнится 3-4 года, уже можно пытаться обсуждать услышанное, рассказывать о музыке, музыкальных инструментах.

Знакомство с живописью лучше начать с просмотра репродукций в художественных альбомах. Картины должны быть подобраны с учётом возраста малыша: изображения понятных ему сюжетов сказок, животных, сказочных персонажей.

В театр можно повести даже 1,5-годовалого малыша. В кукольных театрах всегда есть представления для самых маленьких. Спектакли идут не больше 30 минут, и ребёнок не успевает устать.

Музеи лучше посещать с 4-5 лет. Лучше, если это будут детские тематические музеи или выставки. В детскую филармонию и на балет лучше начать ходить с 5 лет, выбирая детские представления и концерты.

Перед посещением театра или музея объясните ребёнку, что вы идёте в важное место, и как следует себя там вести. Покормите ребёнка перед походом в музей или театр, чтобы чувство голода не отвлекало малыша от интересного. Позаботьтесь о том, чтобы дорога к «обители муз» не была долгой и утомительной, оденьте малыша красиво – пусть он почувствует важность события. Обязательно расспросите кроху о его впечатлениях от увиденного и услышанного. Спросите, хотел бы он ещё раз увидеть нечто интересное. Если малыш не восторге – сделайте паузу и попробуйте снова организовать культурный досуг через какое-то время.

Смотрите видео о том, как дошкольники приобщаются к искусству, посещая художественную студию при Московском музее современного искусства

Эстетическое воспитание в семье

Эстетическое воспитание в семье происходит с помощью включения в систему воспитания средств искусства.

Советы родителям по эстетическому воспитанию:

  1. Знакомьте кроху с музыкой и поэзией как можно раньше.
  2. Упражняйтесь с ребёнком в лепке, рисовании, пении.
  3. Ограничьте бессистемное прослушивание ребёнком радио и просмотр телевизора.
  4. Выбирайте для просмотра лучшие образцы детских сказок и мультфильмов, а для прослушивания – хорошую детскую или классическую музыку. Помогайте осмысливать увиденное и услышанное.
  5. Читайте ребёнку лучшее из детской литературы, учите его самого читать выразительно.

Осуществляя эстетическое воспитание дошкольника, формируя его хороший эстетический вкус, вы закладываете основы будущего духовного богатства человека.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

 

Давно известно, что для гармоничного развития личности, ребенка необходимо всесторонне развивать. Эстетическое воспитание как раз и обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Эстетическое воспитание − процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Другими словами,эстетическое воспитание − это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание − понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины. Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы. В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти. В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются такжемыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Важно, чтобы работа педагога строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).

Итак, задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

  1. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
  2. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Ведущими методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Педагогу важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации причтения стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

С эстетическим идеалом, как части эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни. С элементом любования тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,− все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, слушая произведения П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни − большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить не эстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной. Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты. Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте. Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Мощным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Педагог раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств. Поэтому педагог основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка. С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки», − в этом был убежден В.А. Сухомлинский. Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная педагогом, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение также вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Педагог управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Педагог заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Он развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру и т. д.Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит педагог. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности. Педагог организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т.д. Его задача – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию − театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководством педагога. Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему. Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию.

Уровень эстетической воспитанности у различных детей в зависимости от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания учителя стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности школьников является область эстетического идеала и художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка недостаточной, ограниченной.

Измерение эстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения психологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние. Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа. Наконец, к социальным критериям эстетической воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов к искусству, выявить потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду − все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Определение эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной.Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты, аккуратности и так далее.

 

Список литературы:

  1. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под.ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.− М.: Гумонит. Владос. – 2000. – 168 с.;
  2. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 142 с;
  3. Торшилова, Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание школьников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. − 2001. − №9;
  4. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995;
  5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е. А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. − М.: Издательский центр «Академия», 2002. − 256с.

Обзор эстетического развития — стратегии визуального мышления

В своей статье 1997 года «Мысли о визуальной грамотности» Филип Йенавин описывает визуальную грамотность как

«…способность находить смысл в образах. Он включает в себя набор навыков, начиная от простой идентификации (называния того, что вы видите) и заканчивая сложной интерпретацией на контекстуальном, метафорическом и философском уровнях. Требуются многие аспекты познания, такие как личные ассоциации, вопросы, рассуждения, анализ, установление фактов и категоризация. Объективное понимание является предпосылкой большей части этой грамотности, но субъективные и аффективные аспекты знания не менее важны».

Придуманный немецким писателем и психологом Рудольфом Арнхеймом, чья основная книга носит такое же название, «Визуальное мышление» занимает первостепенное место в «эмпирическом исследовании» Эбигейл Хаузен и вытекающей из него теории эстетического развития. Применение Хаузена, Арнхейма, Пиаже и других составляет генезис и текущую теоретическую основу развития методов и учебных программ стратегий визуального мышления.

Благодаря процессу сбора и анализа интервью по эстетическому развитию (см. Методы исследования), а также выявлению и пониманию конкретных слов и идей начинающих зрителей в данный момент и во времени, Хаузен вывел теорию стадии развития, которая лежит в основе всех методов и учебных программ VTS. В эссе Хаузен «Глаз смотрящего: исследования, теория и практика» она рассказывает о том, как она начала свое изучение эстетического развития, как она придумала свою методологию исследования, а также об общих результатах своего 20-летнего исследования. Хаузен также кратко рассказывает о том, как она применила полученные знания при создании учебного плана по стратегиям визуального мышления.

Теория эстетического развития и исследовательский подход Эбигейл Хаузен

Эбигейл Хаузен начала в середине 1970-х годов, пытаясь понять, как различная степень воздействия просмотра произведений искусства влияет на впечатления людей от просмотра. Ее поиски понимания того, что она стала называть эстетическим развитием, основывались на том же эмпирическом подходе, которым руководствовались Пиаже, Выготский и Левинже. Эбигейл искала закономерности и порядок в поведении, которые она могла наблюдать, и следовала интерпретациям, возникшим на основе ее открытий. Она использовала ненавязчивые меры, которые позволяли субъекту вести себя совершенно естественно. В отличие от многих теоретиков художественного образования, она не начинала с гипотезы, которую затем пыталась доказать. Эта прочная основа эмпирических данных и ненавязчивых измерений продолжает отличать теорию Эбигейл от других распространенных теорий обучения искусству.

Теория Хаузена описывает восприятие зрителем визуального мира и, в частности, изобразительного искусства. Ее работа основана на более чем 4000 тематических интервью, а также на опубликованных рецензируемых исследованиях. Ядром сбора данных Хаузена является недирективное интервью с потоком сознания, называемое интервью по эстетическому развитию (см. «Методы»), которое доказало свою надежность в широком диапазоне исследований. Интервьюируемому дают изображение и просят рассказать о том, на что он или она смотрит. Направляющие вопросы не задаются, что гарантирует, что интервьюер не повлияет на интервью. Субъекту просто предлагается поговорить, как если бы он думал вслух, рассказывая об увиденном. Интервью записываются на пленку, а затем транскрибируются и кодируются с использованием руководства по кодированию, полученного эмпирическим путем. В этом процессе назначается временная эстетическая стадия, и затем эта оценка сравнивается с клиническим анализом, полученным путем независимого прочтения всего интервью.

Окончательный эстетический этап, назначаемый для интервью, назначается только тогда, когда эти два балла за этап, полученные двумя очень разными способами изучения одного и того же материала, совпадают. Оценка стадии эстетического развития используется в качестве основы для понимания другой информации, собранной с помощью наблюдений, анкет, вопросов по содержанию, журналов, портфолио связанных заданий и других первичных и вторичных данных.

Модель сцены эстетического развития и описания

Исследование Эбигейл Хаузен показало, что зрители понимают произведения искусства по предсказуемым схемам, называемым стадиями. Она обнаружила, что, когда зрителей просят говорить в потоке сознания монолог об изображении, и каждая идея, ассоциация, пауза и наблюдение расшифровываются и анализируются, становятся очевидными различные стадии. Каждая эстетическая стадия характеризуется известным набором взаимосвязанных признаков. Каждый этап имеет свой особый, даже своеобразный способ осмысления образа.

В ходе последующих исследований Хаузен и его коллега Карин ДеСантис продемонстрировали, что при просмотре тщательно выстроенной серии материалов и произведений искусства VTS способы интерпретации изображений зрителями меняются предсказуемым образом. Более того, рост критического и творческого мышления сопровождался ростом эстетического мышления. Иными словами, в ходе занятий ВТС у учащихся формируются навыки, обычно не связанные с искусством. Не менее интересно то, что эти выводы согласуются с широким спектром культурных и социально-экономических условий.

Эстетическое описание сцены

Этап 1 — учетная запись

Учетные зрители рассказывают истории. Используя свои чувства, память и личные ассоциации, они делают конкретные наблюдения о произведении искусства, которые вплетаются в повествование. Здесь суждения основываются на том, что известно и что нравится. Эмоции окрашивают комментарии зрителей, поскольку они как бы входят в произведение искусства и становятся частью его разворачивающегося повествования.

Примеры комментариев к этапу 1

Зрители-аккаунты рассказывают истории. Используя свои чувства, память и личные ассоциации, они делают конкретные наблюдения о произведении искусства, которые вплетаются в повествование. Здесь суждения основываются на том, что известно и что нравится. Эмоции окрашивают комментарии зрителей, поскольку они как бы входят в произведение искусства и становятся частью его разворачивающегося повествования. «Линии, овалы, квадраты?» (Пикассо, «Девушка перед зеркалом»)

Время от времени зритель делает наблюдения и ассоциации, которые кажутся своеобразными и образными.

  • «Спина жирафа… морда собаки». (Пикассо, Девушка перед зеркалом)

Точно так же зритель может включать людей и объекты в своеобразное повествование.

  • «Я вижу двух женщин, держащихся друг за друга». (Пикассо, Девушка перед зеркалом)
  • «Мне кажется, он сейчас идет домой и не может найти свою одежду». (Сезанн, Купальщица)

Суждения основаны на том, что зритель знает и любит.

  • «Обои красивые». (Пикассо, Девушка перед зеркалом)

Эмоции окрашивают комментарии, поскольку зритель оживляет изображение словами и становится частью разворачивающейся драмы.

  • «Как будто он поранил [свои руки], когда плавал, или как будто он был сумасшедшим, или что-то в этом роде, как он держал руки». (Сезанн, Купальщица)

Зритель («рассказчик») и образ («история») едины. Зритель вовлекается в изобретательную, автономную и эстетическую реакцию.

Этап 2 — Конструктивный

Конструктивный зритель приступает к выстраиванию основы для взгляда на произведения искусства, используя наиболее логичные и доступные инструменты: собственное восприятие, свое знание мира природы, ценности своего социального, морального и обычный мир. Если работа выглядит не так, как предполагалось, если мастерство, мастерство, техника, трудолюбие, полезность и функция не очевидны или если тема кажется неподходящей, то эти зрители оценивают работу как странную, лишенную или не имеет ценности. Их представление о том, что является реалистичным, является стандартом, часто применяемым для определения стоимости. Когда эмоции начинают уходить в подполье, эти зрители начинают дистанцироваться от произведения искусства.

Примеры комментариев Этапа 2

Конструктивные зрители приступают к построению основы для рассмотрения произведений искусства, используя наиболее логичные и доступные инструменты: собственное восприятие, свои знания о мире природы, ценности своего социального, морального и обычный мир. Если работа выглядит не так, как предполагалось, если мастерство, мастерство, техника, трудолюбие, полезность и функция не очевидны или если тема кажется неподходящей, то эти зрители оценивают работу как странную, лишенную или не имеет ценности. Их представление о том, что является реалистичным, является стандартом, часто применяемым для определения стоимости. Когда эмоции начинают уходить в подполье, эти зрители начинают дистанцироваться от произведения искусства.

Наблюдения имеют конкретную известную точку отсчета.

  • «И у них пять пальцев, как у нас». (Пикассо, Девушка перед зеркалом)

Если дерево оранжевое, а не коричневое, или сюжет кажется неуместным (если, например, темы материнства перенесены в темы сексуальности), зритель оценивает работу как «странную» или бесполезную.

  • «Волосы у первого человека светлые, и это правда, но фиолетового лица не бывает». (Пикассо, Девушка перед зеркалом)

По мере того, как этот зритель пытается сопоставить то, что он видит, с тем, что он знает из своих собственных условностей, ценностей и убеждений, его наблюдения и ассоциации становятся более связанными и подробными. Зритель внимательно смотрит и ломает голову. Развивается интерес к замыслам художника.

  • «Человек выбрал, вместо того, чтобы использовать круги для фона, он использовал много ромбов». (Пикассо, Девушка перед зеркалом)

Этап 3 — классификация

Классифицирующие зрители принимают аналитическую и критическую позицию искусствоведа. Они хотят идентифицировать работу по месту, школе, стилю, времени и происхождению. Они расшифровывают работу, используя свою библиотеку фактов и цифр, которую они готовы и хотят расширить. Этот зритель считает, что правильно классифицированные смысл и послание произведения искусства могут быть объяснены и рационализированы.

Примеры комментариев этапа 3

Классифицирующие зрители занимают аналитическую и критическую позицию искусствоведа. Они хотят идентифицировать работу по месту, школе, стилю, времени и происхождению. Они расшифровывают работу, используя свою библиотеку фактов и цифр, которую они готовы и хотят расширить. Этот зритель считает, что правильно классифицированные смысл и послание произведения искусства могут быть объяснены и рационализированы.

Изучая условности и каноны истории искусства, зритель хочет знать все, что можно знать о жизни и временах художника. Ее интересы варьируются от того, когда и где жил художник, до того, как работа рассматривается художниками.

  • «Я думаю, насколько это похоже на примитивное искусство в некотором смысле, потому что фигуры плоские и репрезентативные, и все же это обнаженные тела, которые были чем-то вроде увлечения 18-го века, 19-го века, и все же [это] предвосхищает современное искусство. ” (Пикассо, Авиньонские девицы)

Зритель ищет на поверхности холста подсказки, используя свою библиотеку фактов, которую ему не терпится расширить. Цепочка его информации становится все более сложной и многослойной.

  • «Мне кажется, что это один из многих Пикассо, которые действительно очень показательны, из двух его стилей, которые смешиваются, такого рода монументальный стиль женского рисунка и поздний кубистический стиль, который вы видите вхождение в него». (Пикассо, Авиньонские девицы)

Этап 4 — Интерпретация

Интерпретация Зрители ищут личную встречу с произведением искусства. Исследуя произведение, позволяя медленно раскрываться его смыслу, они ценят тонкость линии, формы и цвета. Теперь критические навыки поставлены на службу чувствам и интуиции, поскольку эти зрители позволяют проявиться глубинным значениям произведения, которое оно символизирует. Каждая новая встреча с произведением искусства дает возможность для новых сравнений, озарений и переживаний. Зная, что идентичность и ценность произведения искусства могут быть переосмыслены, эти зрители видят, что их собственные процессы подвержены случайностям и изменениям.

Примеры комментариев стадии 4

Интерпретирующие зрители ищут личной встречи с произведением искусства. Исследуя произведение, позволяя медленно раскрываться его смыслу, они ценят тонкость линии, формы и цвета. Теперь критические навыки поставлены на службу чувствам и интуиции, поскольку эти зрители позволяют проявиться глубинным значениям произведения, которое оно символизирует. Каждая новая встреча с произведением искусства дает возможность для новых сравнений, озарений и переживаний. Зная, что идентичность и ценность произведения искусства могут быть переосмыслены, эти зрители видят, что их собственные процессы подвержены случайностям и изменениям.

Зрители Стадии IV ищут встречи, которая была бы интерактивной и спонтанной.

  • «Я не думаю, что [рисунок идеального человеческого тела] был тем, что он действительно имел в виду как что-то важное, так что, возможно, он преуменьшил значение некоторых черт, больше абстрагировался, потому что хотел, чтобы мы посмотрите на другие вещи — у нее, кажется, есть некоторые проблемы с досягаемостью, замыкающей этот круг, так что это добавляет немного стресса к картине, это мило, это заставляет вас так много думать». (Матисс, Танец)

Исследуя холст, зритель по-новому раскрывает методы и процессы. Она открывает новые темы в знакомой композиции и различает тонкие сравнения и противоречия.

  • «Это также напоминает мне, я имею в виду, я могу представить, как суфражистки того времени просто думали, что эта картина была такой потрясающей. Я не знаю этого, это просто предположение, если мое, но я думаю, что они действительно хотели бы принять это, и хотели бы, чтобы это было и их, как сила, единство женщин, своего рода помощь и забота. друг друга, как бы ведя друг друга по пути». (Матисс, Танец)

Критические навыки ставятся на службу чувствам и интуиции, поскольку зритель позволяет проявиться смыслу произведения — его символам, и с каждым новым «А-Ха» приходит новое участие.

  • «И это не идеально, в этом произведении есть что-то вроде человечности, которая говорит очень четко из-за этой неравномерности линий и размеров, пропорций каждого, что, я уверен, означает и другие вещи, но на самом деле говорит мне.» (Матисс, Танец)

Стадия 5 — Воссоздание

Зрители-воссоздания, имеющие долгую историю просмотра и размышлений о произведениях искусства, теперь добровольно откладывают недоверие. Знакомая картина подобна старому другу, близко знакомому, но полному неожиданностей, заслуживающему внимания на повседневном уровне, но существующему и на возвышенном плане. Как и во всех важных дружеских отношениях, время является ключевым компонентом, позволяющим зрителям 5-го этапа узнать экологию произведения — его время, его историю, его вопросы, его путешествия, его тонкости. Опираясь на свою собственную историю с одним произведением в частности и с просмотром в целом, эти зрители сочетают личное созерцание с взглядами, которые широко охватывают всеобщие проблемы. Здесь память пронизывает пейзаж картины, причудливо сочетая личное и общечеловеческое.

Примеры комментариев Стадии 5

Творческие зрители, имеющие долгую историю просмотра и размышлений о произведениях искусства, теперь охотно откладывают недоверие. Знакомая картина подобна старому другу, близко знакомому, но полному неожиданностей, заслуживающему внимания на повседневном уровне, но существующему и на возвышенном плане. Как и во всех важных дружеских отношениях, время является ключевым компонентом, позволяющим зрителям 5-го этапа узнать экологию произведения — его время, его историю, его вопросы, его путешествия, его тонкости. Опираясь на свою собственную историю с одним произведением в частности и с просмотром в целом, эти зрители сочетают личное созерцание с взглядами, которые широко охватывают всеобщие проблемы. Здесь память пронизывает пейзаж картины, причудливо сочетая личное и общечеловеческое.

На стадии V зрители-воссоздания, установившие долгую историю просмотра и размышлений об искусстве, теперь добровольно отказываются от веры, как описано Кольриджем (1983). Произведение искусства — это не только бумага и краски. Зритель видит объект как подобие, реальный и одушевленный, живущий собственной жизнью.

  • «Чем больше я смотрю на картину, тем больше у меня появляется это ощущение сексуальности как своего рода давления, которое отталкивает холст, но в некотором смысле крепко удерживается самим холстом». (Пикассо, Авиньонские девицы)

Зритель начинает образное созерцание произведения (Болдуин, 1975). Выходя за пределы прежних знаний и опыта, зритель позволяет себе встретиться с произведением искусства с детской открытостью. Наметанный глаз, критическая позиция и чуткое отношение — вот его линзы, поскольку многогранный опыт произведения искусства направляет его взгляд. Знакомая картина подобна старому другу, близко знакомому, но полному неожиданностей, заслуживающему внимания на повседневном уровне, но существующему и на более высоком уровне.

  • «Я думаю, что просто свежесть картины продолжает появляться постоянно, даже несмотря на то, что это довольно старая картина, на данный момент она все еще кажется мне очень новой». (Пикассо, Авиньонские девицы)

Опираясь на свою собственную историю работы в частности и просмотра в целом, эти зрители сочетают более личное, игровое созерцание с более широким охватом и отражением всеобщих интересов. Как и в случае с важными дружескими отношениями, время является ключевым компонентом, позволяющим зрителю Стадии V близко узнать биографию работы: ее историю, ее вопросы, ее тонкости и ее экологию. Здесь память пронизывает пейзаж картины, причудливо сочетая личное и общечеловеческое.

  • «Есть предварительные рисунки для этой картины, на которых моряк и доктор, я полагаю, стоят в стороне, отдергивают занавеску и видят интерьер публичного дома, и идея, что Пикассо убрал эти мужские фигуры и просто представил картину непосредственно зрителю, почти попросив зрителя оказаться в таком положении, что казалось очень интересным изменением в мышлении об искусстве». (Пикассо, Авиньонские девицы)

Значение и роль эстетического воспитания в школьном обучении

Творческое образование Vol.05 No.19(2014), ID статьи:51211,5 страниц
10.4236/ce.2014.519190

Значение и роль эстетического воспитания в школьном обучении

Ольга Денак

Педагогический факультет Мариборского университета, Марибор, Словения

Эл. Турция

Авторские права © 2014 принадлежат автору и Scientific Research Publishing Inc.

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution International License (CC BY).

http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Поступила в редакцию 26 августа 2014 г.; пересмотрено 20 сентября 2014 г.; принято 13 октября 2014 г.

АННОТАЦИЯ

Каждый ребенок нуждается в планомерном эстетическом воспитании, чтобы влиять на переживания, чувства и наслаждение прекрасными вещами в качестве противовеса нашему современному рационализированному миру. Поскольку современная школа стремится к развитию профессиональных знаний и умений на основе интеллектуальных действий, пренебрегая (в то же время) другими сторонами личности ребенка (эмоциями, чувствами и т. д.), она является одной из важнейших задачи воспитания детей и молодежи развивать умение наслаждаться искусством и красотой, а во внутренней и внешней жизни действовать в соответствии с чувством меры, гармонии и красоты. Цель статьи — осветить значение эстетического воспитания в развитии личности в целом, осветить цели эстетического воспитания, определить эстетическое измерение опыта и выяснить причины пренебрежения эстетическим обучение теории и практике.

Ключевые слова:

Эстетическое воспитание, эстетический опыт, планирование образовательного процесса о роли искусства и прекрасного в формировании личности: Платон рассматривал эстетическое воспитание как неотъемлемую составную часть воспитания или образования свободного человека; Шиллер говорит, что осуществить педагогические цели можно только посредством эстетического воспитания, и подчеркивает воспитательные функции эстетического в искусстве, те, которые обогащают человека, взращивают его и развивают в нем чувство подлинной человечности; Гербарт указывает на опасность рациональной односторонности в воспитании и считает, что гармония и равновесие в личностной целостности ребенка могут быть сохранены посредством эстетической культуры; Рид находит, что основная ошибка всех образовательных систем и их методов заключается в их ориентации на рациональное мышление, что может отрицательно сказаться на внутренней гармонии человека, поскольку его необходимо приучать к тому, чтобы он мог жить творчески и естественно. -а последнее может быть достигнуто только посредством эстетического воспитания (Гилберт и Кун, 19 лет)67) .

Парадигмы научной мысли и современные технологии стали доминировать в жизни людей. Педагогические классики уже предостерегали нас от слишком большого внимания к рационализму и к поощрению познавательного развития ребенка и юноши. Все критические периоды прошлого, а отчасти и настоящего видят выход из-под господства рационализма в подчеркивании значения эстетического и художественного воспитания; в тот момент, когда развитие целостности ребенка или подростка становится несбалансированным, это воспитание рассматривается как «последнее средство» в восстановлении гармонии между отдельными областями личности ребенка. Многочисленные авторы педагогических концепций эстетического воспитания. (Читать, 1945; Войнар, 1978; Отто, 1974 год; Молленхауэр, 1996 г.) подчеркнем также, что важность эстетического развития ребенка слишком долго игнорировалась при планировании, реализации и оценке образовательного процесса. В качестве средства предотвращения научности учебной программы Ленцен предлагает ориентацию на эстетику. Он утверждает, что только тогда можно считать воспитательный процесс художественным актом, а не производственным процессом и, соответственно, человека произведением искусства, а не продуктом. (Ленцен, 1992) .

Хотя эстетика включает в себя широкий спектр понятий и признаков из природы и социальной действительности, искусство остается важнейшим средством эстетического воспитания, выраженным в виде наглядных представлений, движений, звуков, словесного выражения и т. д. Искусство участвует не только в развитии детской чувствительности, но и в целостном развитии личности ребенка (познавательном, эмоциональном, социальном и психомоторном), которое должно быть отделено от образования в художественных областях, носящих узкопрофессиональный характер и направленных лишь на развитие художественных способностей. Концепция эстетического воспитания направлена ​​на приобщение детей к различным видам искусства, так как только в этом случае искусство может стать неотъемлемой частью культуры личности. Крофлич указывает, что «ценность искусства должна возрастать в духе постмодернистской эпистемологии и ценностных ориентаций, потому что это ключевой инструмент, позволяющий решительно признать различные ценностные точки зрения и поднять экзистенциальные вопросы». (Крофлич, 2007: стр. 14) . Спивак (2012) также утверждает, что люди могут найти выход из эмоциональной и физической изоляции с помощью гуманитарных наук и литературы. Художественный опыт может направить человека к гуманистическому идеалу личного совершенства. (Купман, 2005 г.) .

2. Задачи эстетического воспитания

Важнейшими целями и задачами эстетического воспитания можно назвать следующие: развитие эстетического чувства прекрасного и чувства меры; развитие эстетического восприятия; переживать, создавая, оценивая и выражая прекрасное; развитие отношения к природе и к прекрасному в межличностных отношениях. Современная педагогика учит, что каждый ребенок должен иметь возможность развивать свои способности наблюдать, переживать, оценивать и создавать прекрасное. Этого можно достичь только в том случае, если мы обеспечим детям здоровую среду обитания и активное художественное образование; другими словами, учебные программы, разработанные с учетом всего вышеперечисленного.

У детей и молодежи должны быть развиты:

1) Способность к восприятию эстетических качеств – чтобы ребенок мог оценить чудеса природы, формы, оттенки и картины, он должен сначала уметь замечать их. Вот почему развитие способности замечать прекрасное является первоочередной задачей эстетического воспитания. Красоту можно найти повсюду вокруг нас, хотя она и не навязывается нам, несмотря на то, что существует объективно. Каждое замечание требует определенного уровня развития этой способности. Ребенок не способен замечать отдельные формы, если его способность замечать предметы и формы не развита. Эстетические отношения начинаются с осознания эстетических качеств. Эта способность к распознаванию включает в себя не просто эмоциональное распознавание, но также и рациональные умственные способности и определенные типы знаний. Если наша способность распознавать эстетические качества не развита, мы также не можем их испытывать;

2) Способность испытывать эстетические качества – эстетические качества необходимо испытывать. Это означает, что они вызывают чувство волнения, радости и оптимизма. Такие эмоциональные состояния облагораживают человека и побуждают его к самостоятельному творчеству. Необходимо также развивать и взращивать способность к эстетическому переживанию. Когнитивные элементы процессов, которые мы переживаем во время наблюдения, должны также включать эмоциональные оттенки, с помощью которых мы формируем впечатления, и именно на них строится эстетический опыт. «Кто-то в состоянии эстетического чувства и переживания в известном смысле возвышает естественные формы над обычными биологическими потребностями и рассматривает их просто с точки зрения того, насколько, насколько и как они «эмоционально воздействуют» на них, следовательно, буквально эстетически. Это все о чистом переживании, ощущении, «эстетике» цвета, звука и художественного качества, которые наполняют нас чувством красоты, композиции и гармонии». (Трстеняк, 1981: с. 454, 455) . Цель этой задачи — с помощью эстетических качеств обогатить эмоциональную жизнь детей и молодежи, развить чувство эстетических ценностей;

3) Творческие способности – важно, чтобы дети участвовали в деятельности, которая будет развивать их творческие способности. Речь идет не столько о создании эстетических способностей в смысле подготовки художников, сколько о творчестве, которое служит общей эстетической культуре, в создании эстетических ценностей в повседневной жизни, в окружающей среде, на рабочем месте. Мы не просто рождаемся с творческими способностями; их надо развивать. В качестве Валльбаум (1996) претензии, эстетическое восприятие зависит от отношения ребенка к искусству, в котором собственное производство гораздо важнее, чем знакомство с произведениями искусства и их интерпретациями, если это производство, конечно, осуществляется по эстетическим критериям;

4) Эстетическая оценка или оценка эстетических качеств – оценка или оценка эстетических качеств требует сформированных критериев оценки. Чтобы красота раскрыла свою истинную ценность, мы должны знать ее особенности и ее язык. Эта задача также служит общей культуре, а не профессиональной подготовке искусствоведов. На протяжении всего процесса эстетического воспитания педагог должен овладеть различными видами знаний, умений и критериев оценки, которые помогут ему отличать: красивое от некрасивого, эстетически ценное от неценного и художественно ценное произведение от неценного. -ценная работа. Таким образом, ребенок сможет развить основы суждения и оценки прекрасного. Шаблон используется для форматирования бумаги и оформления текста. Все поля, ширина столбцов, межстрочные интервалы и текстовые шрифты прописаны; пожалуйста, не изменяйте их. Вы можете отметить особенности. Например, верхнее поле в этом шаблоне пропорционально больше, чем обычно. Это измерение и другие являются преднамеренными, с использованием спецификаций, которые предполагают вашу статью как часть всего журнала, а не как независимый документ. Пожалуйста, не изменяйте текущие обозначения.

3. Эстетические аспекты опыта

Эстетический опыт определяется как понимание содержания и форм искусства и эмоций, что является наиболее важным аспектом эстетического опыта.

Реймер (1998) в своем анализе доводов в защиту искусства упоминает об эстетическом воспитании, в основе которого лежит гипотеза о том, что «…эстетическое измерение опыта есть особая область внутри познания; его следует понимать и ценить в соответствии с его внутренними характеристиками и преподавать соответствующим образом (то есть отдельно от науки)». (Реймер, 19 лет98: с. 150) . В силу своей специфической структуры как эстетического опыта и содержащихся в нем отдельных аспектов искусство можно рассматривать как деятельность, обеспечивающую развитие личности; это придает искусству особое качество, которое нельзя заменить научно-техническим подходом к признанию и обмену знаниями. (Крофлич, 2007 г.) .

В более широком смысле понятие эстетики не ограничивается только искусством, но также рассматривается как измерение опыта по любому предмету в учебной программе. Дьюи (1934) а также Рид (1986) утверждают, что опыт в музыке, изобразительном искусстве и танцах, а также в математике, истории и других предметах включает в себя эстетическую составляющую. Действительно, в более узком смысле эстетическое обычно ассоциируется только с искусством. Феникс (1964) утверждает, что разные виды искусства вместе составляют самостоятельную область эстетического опыта, особую категорию постижения, имеющую большое значение в развитии человеческого сознания. Эббс (1994) Он также утверждает, что эстетическое измерение напрямую связано с опытом в искусстве и что оно уникальным образом сочетает в себе перцептивный, аффективный и когнитивный уровни. Искусство представляет собой поле динамической энергии, передаваемой через процессы переживания, восприятия и творчества. Однако многие авторы не согласны с этой теорией. Лучший (1992) считает, что нет логического объяснения таким видам деятельности, как рисование, игра на инструментах и ​​создание прозы, имеющим общее познавательное измерение, поскольку нельзя одинаково относиться к музыкальным процессам и процессам в других областях искусства. Согласно с Эллиот (1995) объединение области музыки с другими областями искусства означало бы разрушение ее сущности. Гарднер (1995) , в своей теории множественного интеллекта также предполагает, что нельзя говорить об интеллекте как единой характеристике человеческого разума, а скорее о различных типах интеллекта. Музыку он определяет как отдельную интеллектуальную способность, поскольку основные музыкальные операции или компоненты музыкального интеллекта прямо не связаны с основными операциями других полей.

Таким образом, теоретически существуют два противоположных тезиса о природе искусства или эстетического опыта соответственно. Философская позиция теоретиков, утверждающих, что разные виды искусства составляют общую родовую сущность, может вызвать сомнения в необходимости отдельных предметов искусства в теории и практике планирования учебных программ. С другой стороны, философская позиция теоретиков, подчеркивающих автономию отдельных художественных предметов, обеспечивает их автономию в учебной программе.

Различные интерпретации эстетико-образовательного поля привели к проблемам в решении этих профессиональных и философских проблем, а также способствовали развитию планирования уроков по предметам искусства.

4. Эстетическое воспитание и планирование образовательного процесса

Требования, предъявляемые в области эстетического воспитания, вытекают в учебных программах только из общих целей, которые более или менее реализуются в ходе изучения различных предметов. Все мы знаем, что каждый предмет дает возможности для развития эстетических способностей. Однако вопрос заключается в том, в какой степени учителя (классные руководители, учителя-предметники предметов искусства, учителя-предметники других предметов, таких как, например, история, математика…, преподаватели вузов) осознают важность формирования целей, касающихся эстетическое измерение и способны ли они реализовать цели эстетического воспитания в запланированных и реализованных школьных программах (Денак, 2011 г. ) .

Становится все более очевидным, что государственные учреждения и различные правительственные документы или профессиональная литература предлагают в основном теоретические исходные положения о важности и роли эстетического воспитания, которые также принимаются во внимание разработчиками учебных программ; однако они не предлагают каких-либо конкретных дидактических подходов к обучению искусству и культурному воспитанию.

В нашей педагогической теории и практике такого эстетического мышления нет. Отдельные виды художественного образования не определяются на эстетико-теоретической основе; часто специальная дидактика художественных предметов опирается на художественные приемы и не включает ни цели, ни процессы эстетического измерения, такие как эстетическое восприятие, переживание, создание, оценка и развитие эстетических чувств. (Денак, 1994, 1999) . Вот почему в образовательном процессе наблюдается избыток теоретизирования в ущерб переживанию, творчеству и оценке.

Одной из причин указанных трудностей, несомненно, является нерешенность вопроса о соотношении педагогики, общей дидактики и специальной дидактики. По мнению Дитриха, соотношение между педагогикой, общей дидактикой и специальной дидактикой должно быть построено таким образом, чтобы большее внимание уделялось не только психологии, педагогике и социологии, но и эстетике как науке о прекрасном и художественном. (Дитрих, 1996) . Общая дидактика формирует общие, общественно необходимые цели, к которым должны быть отнесены и цели эстетического измерения, а конкретизацию последних она оставляет специальной дидактике. Отто (1995) размышляет о том, действительно ли (только) эстетическое воспитание является задачей специальной дидактики. Сам он считает, что эту проблему следует рассматривать как общеучебную проблему.

Также необходимо подчеркнуть взаимосвязь между общепедагогическими целями эстетического измерения и профессиональными целями отдельных субъектов. Наиболее важно осознавать общие цели и учитывать их на всем протяжении планирования, реализации и оценки образовательного процесса. Однако следует помнить о двух потенциальных опасностях в процессе целеобразования: если мы не занимаемся общепедагогическими целями эстетического измерения и подчиняем их конкретным профессионально-предметным целям, это может часто приводить к потере интереса детей к деятельность, связанная с музыкой, искусством, движениями, литературой и т. д., и прекращение удовольствия от них; а если внутри предметов мы просто следуем общим педагогическим целям, то отдельный предмет может утратить свою автономию, а значит, может быть заменен другим предметным полем, напр. дети могут выбирать между пением, рисованием, танцами и т. д. Таким образом, необходимо, особенно в общеобразовательных школах, увязать профессиональные цели с общепедагогическими целями эстетического измерения.

5. Заключение

Педагогическая теория и практика в значительной степени ограничиваются изучением интеллектуального развития личности ребенка и имеют тенденцию подчеркивать скорее производственный эффект, чем значение его эстетического развития. Пренебрежение значением эстетического развития в педагогической теории и практике заставило нас осознать необходимость системного подхода к планированию, реализации и оценке целей эстетического измерения.

Образование должно давать человеку возможность вести ответственное, независимое и осмысленно полноценное существование, чтобы он мог в качестве его члена внести свой вклад в свободное и демократическое сообщество. Поскольку искусство в школах по-прежнему находится в шатком положении, в будущем также потребуются реформы системы образования. Жизненно важно, чтобы искусство в образовании получило равный, независимый статус по отношению к другим предметным областям. Сторонники этой точки зрения рассматривают художественное образование как способ поощрения учеников быть сотворцами образовательного процесса, а не только пассивными получателями знаний от других. Они придают равное значение художественному и человеческому опыту, тем людям, которые создают, и тем, кто живет в среде, в которой создается такой опыт, — художнику и публике. (Гадсден, 2008 г.) . В качестве Реймер (1998) предупреждает, конечной целью эстетического воспитания является приобщение нас к искусству, получение эстетического опыта, а не просто приобретение знаний об искусстве.

В целях развития эстетической чувствительности педагог должен побуждать детей и молодежь активно замечать, переживать и создавать прекрасное в искусстве, природе и межличностных отношениях; учитель также должен предоставить им разнообразные средства для самовыражения и самореализации и непосредственный контакт с произведениями искусства самого высокого качества. Школа должна служить фундаментом для достижения целей эстетического воспитания в рамках многообразия школьных предметов.

Надлежащее руководство воспитателей в школах и детских садах и работа с художниками поднимает культурный уровень личности и всей нации (Неванен, Ювонен и Руйсмаки, 2014 г.) . Международный «Европейский проект множественного выбора идентичности» предлагает оригинальное использование множества подходов к развитию молодежной идентичности, а также использование художественной сферы как инструмента познания себя и реальности, который может направить нас к соответствующему поведению в нынешние времена. (Кратсборн, 2009 г.) .

Мы можем найти много примеров хорошей практики художественного образования, в частности, в дошкольном образовании, где программы часто выдвигают на первый план эстетическую составляющую и связывают когнитивную и эмоциональную области личности ребенка. (Уэлч, 2006; Ширрмахер, 2002) . Школы Реджо-Эмилии (Кадвелл, 2003 г.) и программы раннего образования, такие как метод Монтессори, уделяют особое внимание искусству и творческому самовыражению. Фантуццо (2007) , например, представил такой проект, в котором литература, математика и социально-эмоциональное развитие основаны на искусстве. Он был разработан совместно с учителями и установлен в учебной и социальной среде. Используя экспериментальные, количественные и качественные методы, исследование может объяснить успех исследовательского подхода и сотрудничества с более широкой средой. (Фантуццо, Гадсден и Макдермотт, 2007 г.) . Подобные проекты являются попыткой включить искусство в образовательный процесс на равных.

По сравнению с исследованиями в других областях существует очень мало исследований по художественному образованию, результаты которых доказывают преимущество включения искусства в образование. У нас есть лишь несколько примеров передового опыта, которые мы можем использовать для поддержки и пропаганды искусства и художественного образования. Отсутствие и недостаточный доступ к соответствующей информации о «важности» художественного образования для образования, вероятно, является основным препятствием, мешающим совершенствованию практики или систематическому включению эстетического и художественного образования в системы образования.

Ссылки

  1. Эббс, П. (1994). Образовательный императив. Лондон: Фалмер Пресс.
  2. Бест, Д. (1992). Общие искусства: целесообразный миф. Журнал художественного и дизайнерского образования, 11, 27–44. http://dx.doi.org/10.1111/j.1476-8070.1992.tb00686.x
  3. Cadwell, L. (2003). Воплощение обучения в жизнь: TheReggioПодход к дошкольному образованию. Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.
  4. Денак, О. (1994). Целевое планирование эстетико-музыкального воспитания в теории и практике в детском саду и 1 классе начальной школы. Образовательная, 6, 377-391.
  5. Денак, О. (1999). Влияние эстетического и музыкального воспитания на целостное развитие личности ребенка. Содобнапедагогика, 4, 170-187.
  6. Денак, О., Чагран, Б., Денак, Дж., и Зихерл Кафол, Б. (2011). Искусство и культурное образование в словенских начальных школах. Новое образовательное обозрение, 24, 121-132.
  7. Дьюи, Дж. (1934). Искусство как опыт. Нью-Йорк: Книги Козерога.
  8. Дитрих, К. (1996). Музыкальное взаимодействие. Musik und Untericht, 38, 39-41.
  9. Эллиот, Д. (1995). Music Maters: новая философия музыкального образования. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  10. Фантуццо, Дж. Ф., Гадсден, В. Л., и Макдермотт, П. (2007). Научно обоснованная программа интеграции учебных программ. Промежуточный отчет Национальному институту детского здоровья и развития человека.
  11. Гадсден, В.Л. (2008). Искусство и образование: генерация знаний, педагогика и дискурс обучения. Обзор исследований в области образования, 32, 29-61. http://dx.doi.org/10.3102/0091732X07309691
  12. Гарднер, Х. (1995). Рамки разума. Любляна: Танграм.
  13. Гилберт, К. Э., и Кун, Х. (1967). История эстетики. Белград: Культура Белград.
  14. Купман, К. (2005). Искусство как реализация: об оправдании образования в области искусства. Журнал философии образования, 39, 85-97. http://dx.doi.org/10.1111/j.0309-8249.2005.00421.x
  15. Kratsborn, W. (2009). To-Gather: Европейский проект идентификации с множественным выбором. http://eacea.ec.europa.eu/llp/project_reports/documents/ka4/2009/final_reports/KA4_MP_505353_To_Gather.doc.pdf
  16. Крофлич, Р. (2007). Воспитательное значение эстетического опыта. Содобнапедагогика, 3, 12-30.
  17. Лензен, Д. (1992). Педагогика как Kunst? Искусство и Untericht, 159, 18-20.
  18. Молленхауэр К., Дитрих К. и Мюллер Х.-Р. (1996). Grundfragen Aesthetischer Bildung: Teorethische und Empirische Befunde zur aestethischen Erfahrung von Kindern. Мюнхен: Ювента.
  19. Неванен, С., Ювонен, А., и Руйсмаки, Х. (2014). Детский сад и школа как среда обучения искусству. Международный журнал образования через искусство, 10, 7-23. http://dx.doi.org/10.1386/eta.10.1.7_1
  20. Отто, Г. (1974). Didaktik дер Ästhetischen Erziehung. Брауншвейг: Вестерманн.
  21. Отто, Г. (1995). Musiklehrer ohne Erziehungswissenschaft? Новая музыкальная газета, 5, 5-9.
  22. Феникс, П. (1964). Сферы смысла: философия учебной программы для общего образования. Нью-Йорк: Макгроу Хилл.
  23. Рид, Х. (1945). Воспитание через искусство. Лондон: Фабер и Фабер.
  24. Реймер, Б. (1998). Том IV: Какие знания наиболее ценны в искусстве? Философия образования. Темы мэра в аналитической традиции. В книге П. Х. Херста и П. Уайта (ред.), «Проблемы содержания и практики образования» (стр. 145–170). Лондон, Нью-Йорк: Рутледж.
  25. Ширрмахер, Р. (2002). Художественно-творческое развитие детей раннего возраста. Олбани, Нью-Йорк: Дельмар Томсон Обучение.
  26. Спивак, Г.К. (2012). Эстетическое воспитание в эпоху глобализации. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  27. Трстеняк, А. (1981). Психологическое творчество. Любляна: Словенскаматика.
  28. Валлбаум, К. (1996). Эстетическое искусство. Musik und Unterricht, 38, 37-42.
  29. Уэлч, Г. Ф. (2006). Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста. В Б. Сподек и О. Н. Сарачо (ред.), Справочник по исследованиям в области образования детей младшего возраста (стр.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *