Груднички комаровский – Новорожденный — Навигатор — Доктор Комаровский

Один месяц - Библиотека - Доктор Комаровский

Авторы: Мэрилин Сигал

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как возникает общение между новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные образы и звуки.
По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние покоя и бодрости, утихомириться перед сном.

Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку, будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия вознаградятся - с помощью соски ребенок научится самостоятельно успокаиваться и засыпать. Пустышка - это средство, которое и вы и ребенок в ближайшее время оцените по достоинству.

Двигательные навыки

Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так характерна для новорожденных, также пропадает.
Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, - это способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону.
Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг. Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые, извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не оставлять одного на столе или на другом высоком месте.

Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично перебирать руками и ногами.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот, беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден.
В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12-30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает "гукать". Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс называется "ознакомлением". Ребенок как будто бы говорит: "Да, теперь я знаю, что это такое". Если вы поменяете предмет или, не убирая первый, покажете малышу другой, он повторит свои действия.
Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук, например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или игрушку, которая может пищать.

В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а свист или звон вызывает интерес.

Понимаем своего ребенка

С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от голода, а когда его крик означает: "Ничего страшного не случилось. Просто я хочу, чтобы меня приласкали".

У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске.
Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся, что нижеперечисленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша.
1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном спокойном состоянии.
2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом.
3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в течение пяти минут.
4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую музыку - радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты.
5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам. Будьте уверены в себе и не забывайте, что, занимаясь делами, нужно сохранять их обычную последовательность, спокойствие и равновесие.
6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом, обратитесь к детскому врачу.
Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру "один на один": вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает "гулить". Хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить.
Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд, лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что сейчас в разговоре наступит пауза.
Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как волнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводит взгляд в сторону. Через несколько секунд "собеседники" снова смотрят друг на друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие и малышу и родителям.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Разговор с ребенком
Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
Папины игры
Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например, если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время поездки.)

Время игр
Зрение
"Кукла из тарелки"
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Наблюдение за предметом
Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 сантиметров от лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.
Посмотри на меня
Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.
Прыгающая игрушка
Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.
Вид из кроватки
Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы, ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы.
Двигающаяся игрушка
Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки, а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие игрушки на бортики кроватки.
Восприятие звуков
Детские стихи
Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером.
Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи, например: "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять..." или придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте слова.
Пинетки с колокольчиком
Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой, малыш будет слышать звон колокольчика.
Где я?
Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать зрение и слух.
Ощущения
Помассируйте малышу пальцы рук и ног
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.
Развитие осязания
Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного материала - шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.
Легкое прикосновение
Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему понравятся эти ласковые прикосновения.
Приятные запахи
Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу - поможет в развитии его обоняния.
Упражнения
Поднимите и опустите руки малыша
Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При этом напевайте какую-нибудь песенку.
Прогулка на велосипеде
Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: "Мы едем, едем, едем в далекие края..."
Взгляд наверх
Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук.
Посмотри на маму
Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь, чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.

Повседневные деда

Время кормления
Изменяйте положение ребенка
При кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однако если вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он видел окружающие предметы под разными углами зрения.
Оберните детский рожок
Если ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пусть малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить в магазине или сделать из носка яркой расцветки.
Яркое полотенце
Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите кормление.

Время купания
Нежное прикосновение
Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и почувствовать себя в безопасности.
Заверните ребенка
Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки. (Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: "Ку-ку".)

Время пеленания
Развлечение
Повесьте несколько легких игрушек над детским пеленальным столиком. На некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки.
Подышите над руками и животиком ребенка
Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.

Время отдыха
Развевающиеся ленты
Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними.
Непродолжительный отдых
Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком. Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь довольны проведенным вместе временем.

опубликовано 21/05/2007 12:26
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

lib.komarovskiy.net

Детская комната для новорожденного. Советы доктора Комаровского ~ Я happy МАМА

Как правило, будущие родители мечтают о красивой детской комнате для их малыша, подбирают мебель и игрушки, долго выбирают кроватку и занавески в тон обоям. Организация детской комнаты – дело непростое, но очень увлекательное. Можно воспользоваться услугами дизайнера или воплотить свои идеи при помощи картинок из Интернета.

Для беременных это становится частью ожидания малыша, подготовкой к его появлению на свет. Комната новорожденного – это его первый дом, где он будет расти и развиваться, но самое главное для малыша – это его здоровье. И здесь родители не всегда знают, как действовать, какие вещи им понадобятся в первую очередь и на какие факторы обратить внимание.

Именно с точки зрения здоровья ребенка будут полезны советы доктора Евгения Олеговича Комаровского из его книги-бестселлера “Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников” по организации детской комнаты для новорожденного.

С грустью необходимо отметить, что детская комната для очень многих наших соотечественников – понятие теоретическое. Вариант, при котором в одной комнате с ребенком находятся только мама и папа, считается вполне замечательным, но суть не в этом. Принципиально важен тот факт, что необходимые ребенку условия никогда и ни при каких обстоятельствах не могут оказаться неподходящими для других членов семьи.

Если у вас имеется возможность выбора комнаты (с чем очень хочется вас поздравить), то желательно, чтобы эта комната не была проходной и имела выход на балкон. Если вы настолько благополучны, что имеете несколько балконов и можете выбирать стороны света, на которые окна вашей комнаты ориентированы, выберите юго-запад, но не это важно – лучше комната с северной стороны, но с видом на сад, чем юго-западная с видом на автомагистраль. Чем больше будет комната, тем легче будет младенцу в ней дышать и тем труднее будет вам поддерживать в ней должный порядок.

Тщательная заклейка окон (чтоб не дуло) и плотная подгонка дверей (чтоб не было сквозняков) ребенку не нужны. Если этого боятся папа и мама, то заклейте и подгоните, но не надо собственную хилость прикрывать заботой о новорожденном.

Важное правило:

В комнате должно быть минимально возможное количество накопителей пыли (ковров, дорожек, книг, ненужных вещей). Особенно это касается ковров, которые в последнее время превратились чуть ли не в обязательный элемент благополучия. Вы должны знать, что очень многие микробы, быстро погибающие в воздухе или во время мытья, способны неделями и месяцами сохраняться в источниках домашней пыли: стафилококки, стрептококки, дифтерийная палочка, сальмонеллы (список неполный, но и этого, думаю, хватит).

Таким образом:

  • чем меньше ковров – тем лучше;
  • книги только за стеклом;
  • потерпите с мягкими игрушками;
  • количество развешанных по стенкам сувениров – умеренное;
  • на шкафах, в углах и под кроватями нет склада ненужных вещей.

От очень многого отказаться нельзя, поэтому:

  • все имеющиеся в детской комнате накопители пыли (мягкая мебель, например) должны постоянно и систематически приводиться в порядок с помощью пылесоса;
  • желательно стремиться к тому, чтобы поверхность всех предметов могла быть подвергнута влажной уборке;
  • если по причине отсутствия кладовок вы просто вынуждены использовать шкаф как хранилище не очень нужных вещей (они лежат на нем, покрываясь пылью), то вымойте их, сложите аккуратно и накройте полиэтиленовой пленкой.

Не может помешать, а в некоторых случаях даже полезен (увлажняет воздух) аквариум, особенно, если вы умеете за ним ухаживать и не имеете привычки издеваться над рыбами, заставляя последних поглощать сухой корм. Чучело скоропостижно скончавшегося любимого попугайчика или шкуру медведя, побежденного дедушкой в неравной борьбе, лучше разместить в комнате у дедушки.

В детской комнате нам понадобятся:

Кроватка – оптимально деревянная, хорошо, когда можно регулировать высоту дна и боковин. Имеющиеся в продаже деревянные кровати вполне приемлемы, чего нельзя сказать о подавляющем большинстве матрацев. Подушки не нужны никакие (вне зависимости от мягкости и размеров) до года.

Пеленальный столик – вещь очень желательная, хотя можно, конечно, пеленать ребенка и на диване, и на журнальном столике, и в его собственной кроватке. Специально приобретать столик, как правило, нет необходимости – в доме всегда найдется стол, без которого можно обойтись полгода. Очень хорошо, когда маме не приходится наклоняться, пеленая дитя (это по поводу высоты столика).

Рядом с пеленальным столиком хорошо бы расположить тумбу или полку для хранения детских вещей: шляпок, пеленок и т.п. Поскольку пеленальный столик будет использоваться нами в качестве места, где мы будем приводить ребенка в порядок (вытирать, протирать, стричь, присыпать, смазывать, обрабатывать), то непосредственно на нем или рядом с ним (на тумбе, например) надо бы разместить аптечку и всякие там банки (с ватой, с сосками, с пустышками) и бутылки (с водой, маслом).

Комнатный термометр – штука нужная и полезная. Только, главное, не изгаляйтесь, идя по пути красоты и размеров. Надежность – прежде всего. Обычный спиртовой термометр оптимален. Повесьте невдалеке от детской кровати на высоте примерно в 1,5 метра от пола.

Гигрометр – это прибор, измеряющий и показывающий влажность воздуха. Вполне подойдут недорогие электронные часы, снабженные датчиками измерения комнатной температуры и относительной влажности воздуха.

Скорее всего, вы, по крайней мере, несколько месяцев, будете спать с ребенком в одной комнате, поэтому необходим небольшой светильник (лампочка 25 или 40 W), который можно будет легко и быстро включить (желательно не вставая с кровати), не рискуя что-либо опрокинуть.

Почти во всех книгах и учебниках, посвященных уходу за детьми, обращено внимание на тот очевидный факт, что у младенца несовершенны механизмы регуляции температуры тела, в связи с чем существует большой риск переохлаждения. Из этого, в общем-то, абсолютно правильного положения, зачастую делаются абсолютно неправильные выводы родителями ребенка. Защите ребенка от переохлаждения уделяется первоочередное внимание, вплоть до того, что покупка электрообогревателя представляет собой одно из наиболее обязательных действий при подготовке к встрече новорожденного. Если, как мы уже упоминали, температура воздуха в палате новорожденных роддома должна, в соответствии с инструкциями, быть не ниже 22° (как правило, она выше), то всего боящиеся родители любой ценой будут стремиться к тому, чтобы ниже этой цифры она (температура) никак не опустилась. Панически боясь холода, родители зачастую и не задумываются о том, что упомянутое нами несовершенство механизмов терморегуляции чревато не только переохлаждением, но и перегревом.

Обмен веществ у новорожденного протекает очень интенсивно и сопровождается выработкой значительного количества тепла. От этого тепла организму ребенка необходимо избавляться. Сделать это можно двумя путями – через легкие и через кожу (непосредственный перенос тепла при контакте двух сред с разной температурой, плюс испарение пота).

Воздух, вдыхаемый человеком (новорожденный – не исключение), достигая легких, нагревается до температуры тела. То есть ребенок вдыхает воздух с температурой 18°, а выдыхает, соответственно, 36,6°. При этом, разумеется, определенное количество тепла теряется. Если температура вдыхаемого воздуха 23°, то, очевидно, что потери тепла заметно снижаются. Но терять тепло надо! И ребенок активизирует второй путь потерь – через кожу. Необходимо образовывать пот, который не только мокрый, но и соленый – значит, теряются вода и соли, а запасы и того и другого у новорожденного очень незначительны.

Даже при небольшой нехватке жидкости существенно нарушается работа всех систем и органов. И последствия этих нарушений вы обязательно обнаружите, развернув ребенка. Организованный в роддоме перегрев (лишь бы вы не сказали, что простудили) прежде всего виден на коже вашего новорожденного – она ярко красная, в тех местах, где скапливается пот, в паху, например, – опрелости. У него пучит и болит животик (густые из-за нехватки жидкости кишечные соки с трудом способны переваривать еду), во рту белые пятнышки – молочница (густая из-за нехватки жидкости слюна не выполняет своих функций), в носу сухие корочки, затрудняющие дыхание (иногда даже сосать не может) и т.д.

Регуляция температурного режима новорожденного может быть осуществлена посредством решения двух задач:

  1. Температура воздуха в детской комнате.
  2. Одежда ребенка.

Обе эти задачи должны быть решены немедленно, в первые же сутки после возвращения из роддома. Чем дольше вы будете собираться и решаться, тем хуже будет вам и вашему младенцу, тем большие усилия понадобятся впоследствии для того, чтобы наверстать упущенное.

Исключительно важно (!!!) не путать и не смешивать такие понятия, как “холодно ребенку” и “температура воздуха, которым дышит ребенок”.

Оптимальная температура детской комнаты составляет 18-22 °С.

Чем выше, тем хуже. Но на всю жизнь – и вашу и детскую – необходимо запомнить важнейшее правило, позволяющее принять правильное решение при наличии сомнений:

ЛУЧШЕ ПЕРЕОХЛАДИТЬ, ЧЕМ ПЕРЕГРЕТЬ

Только так и не иначе, потому что нельзя, ни в коем случае нельзя забывать о том, что, перегрев ребенка не менее, а, как правило, значительно более опасен, чем переохлаждение!

Природные условия обычно позволяют создать оптимальный температурный режим (18-22 °С), но бывают исключения, и они совсем нередки. Ребенок может родиться в жаркое время года, в стране с жарким климатом, в городе, где работники теплосетей склонны с повышенным рвением относиться к своим обязанностям и т.д.

Уберечь ребенка от перегрева, при высокой темпер

ihappymama.ru

биография доктора, телевидение, передача «Школа Доктора Комаровского»

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Детский врач Евгений Комаровский – любимец сотен тысяч современных мам. Только он умеет так просто и понятно донести до родителей, далеких от медицины, всю необходимую информацию о лечении детей и профилактике заболеваний. Его ценят за удивительно тонкое чувство юмора, за огромную любовь к детям.

Официальный сайт Доктора Комаровского – www. komarovskiy. net.

В чем секрет популярности известного доктора, мы расскажем в этом материале.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

О детстве

Биография Евгения Олеговича Комаровского во многих источниках изложена довольно скупо – родился, учился, работал. На самом деле, и он сам очень любит об этом рассказывать, его жизнь с самого детства складывалась довольно интересно. Родился он в семье инженеров в Харькове 15 октября 1960 года. В 2018 году Евгений Олегович будет отмечать свой 58 день рождения.

Родители Жени работали на турбинном заводе, и его детство на первый взгляд мало чем отличалось от детства миллионов советских школьников – пионерия, демонстрации, сбор металлолома. До работы инженером на заводе мама Евгения получила первое образование в области культуры и работала библиотекарем. За счет этого в стандартной квартире Комаровских была совершенно нестандартная для того времени довольно большая библиотека. Страсть к чтению у мальчика проснулась рано. Когда родители запрещали читать, он прятался с фонариком под одеялом и продолжал штудировать очередной приключенческий роман или повесть.

Когда Жене было 10 лет, на свет появилась его младшая сестра, и это событие косвенно определило его дальнейшую профессию.

Мальчик почему-то так боялся за малышку, так переживал, чтобы с ней ничего не случилось, что постоянно и вполне добровольно помогал маме ухаживать за крохой.

Сестра болела, выздоравливала, все это происходило при непосредственном участии старшего брата, который и ненавистную микстуру умел сестре «скормить», и банки поставить. Поэтому к моменту окончания школы с выбором профессии вопросов не возникло.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

О профессии

Школу Евгений окончил самую обыкновенную, среднюю. В медицинский институт в конце 70-хх было поступить довольно трудно – профессия была престижной, благородной, желающих носить белый халат было много, а мест в учебном заведении – мало. Учитывая, что родственников-врачей в роду Комаровского не было, протекции ждать было неоткуда. Но летом 1977 года в Харьковском медицинском институте, который славился на весь СССР, неожиданно поменялся ректор. Старого, по слухам, уволили за то, что были выявлены факты взяточничества в приемной комиссии.

С большой надеждой на справедливость в ходе экзаменов Евгений отправился сдавать вступительные испытания. Он получил две четверки и две пятерки и был зачислен на педиатрический факультет. Счастью не было предела.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

О студенчестве Евгений Олегович рассказывает не так много, ссылается на то, что очень уставал, чтобы запоминать какие-то яркие моменты, поскольку учеба давалась нелегко. Особенно тяжело складывались отношения с преподавателями, которые не умели доступным языком рассказать суть своего предмета, а лишь зачитывали лекции по книгам «слово в слово». Ко второму курсу отношение к учебе стало меняться – в жизни Евгения появились настоящие энтузиасты своего дела – увлеченные врачи и медицинские сестры, которые любили профессию, пациентов и умели «заразить» своими идеями окружающих.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Так по протекции друзей Евгений Комаровский, студент второго курса, попал в местную больницу. Работал бесплатно. Просто приходил каждый день после занятий, чтобы помогать медсестрам, докторам, а заодно получал столь бесценную для студента-медика практику.

На третьем курсе он уже трудился за небольшую, но собственную зарплату – медбратом в отделении реанимации детской больницы, а потом и в реанимации института неотложной хирургии.

Не раз Евгений Комаровский признавался, что именно реанимация «сделала из него человека» – там он научился ценить жизнь, радоваться каждому маленькому успеху, понимать, чего на самом деле стоит ошибка врача и пациента.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Институтские годы остались позади и с дипломом о высшем образовании Евгений Комаровский в 1983 году пришел в отделение реанимации Харьковской областной инфекционной детской больницы. До 1991 года работал обычным доктором, а потом получил первое в своей жизни повышение – стал заведующим реанимационным отделением.

В 1996 году Комаровский стал кандидатом медицинских наук. В 2000 году запас терпения в противостоянии с государственной системой здравоохранения закончился, и Комаровский покинул больницу. Некоторое время давал консультации в частном медицинском центре, а потом открыл собственную клинику «Клиником».

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

О телевидении

Сейчас Комаровский гордо носит титул «Самого красивого мужчины Украины», его усы и улыбку узнают родители не только Украины, но и других стран. А первое появление на телевидении произошло совершенно случайно. Один из харьковских телеканалов попросил у доктора интервью по поводу дифтерии. Это случилось в 1992 году, именно в этом году на Украине свирепствовала настоящая эпидемия этого инфекционного заболевания.

Обычно врач перед камерой – страшный сон любого журналиста и режиссера, ведь люди, которые хорошо лечат, чаще всего боятся камер и очень смущаются, вплоть до полной невозможности выразить свои мысли человеческим языком. Комаровский оказался полной противоположностью и очень скоро его стали часто приглашать прокомментировать те или иные вопросы детской заболеваемости или профилактики инфекционных недугов.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Когда Евгений Олегович начал работать самостоятельно в собственной клинике, начал копиться богатый материал для обсуждения. Родители часто задавали одни и те же вопросы, их интересовали одни и те же проблемы. Рассказать сразу и всем все, что необходимо знать о воспитании здоровых малышей, Комаровский решил с экрана телевизора, поскольку и связи в СМИ, и опыт телевыступлений к тому моменту уже накопился. Так в 2010 году на канале «Интер» стартовала программа «Школа доктора Комаровского».

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Пример передачи Школы доктора Комаровского вы можете увидеть ниже.

С 2017 года Комаровский работает еще и на радио – на «Русском радио» ведет проект «Микстура-шоу». С 2018 года Евгений Комаровский принял предложение стать телеведущим на детском канале «Карусель». Он ведет рубрику «Спросите доктора Комаровского», которая является частью передачи «Навигатор».

Свой успех на телевидении Евгений Олегович считает вполне закономерным и объяснимым – молодые мамочки, бабушки и все им сочувствующие больше склонны верить «авторитетному усатому человеку из телевизора», чем врачу высшей категории, который расскажет им что-то в кабинете поликлиники или больницы. Поэтому телевидение, по мнению Комаровского, является отличным, доступным способом донести важную информацию до тех, кому она необходима – до родителей.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Книги

Писательскому делу Евгений Комаровский не обучался, сказался детский опыт неудержимого чтения всего, до чего можно было дотянуться в маминой домашней библиотеке. Поэтому когда в начале 90-хх появилось желание перенести на бумагу свой, к тому времени уже довольно внушительный опыт работы доктором, особых проблем с подбором слов и стилистикой не возникло – начитанные люди, как правило, отлично умеют выражать свои мысли, в том числе и в тексте.

Первым трудом стала монография «Вирусный круп у детей». Монография писалась не для солидных научных кругов, а больше для пациентов и многочисленных друзей. Поэтому доктор позволил себе выбрать несколько неофициальный тон монографии, где-то посмеяться, где-то взгрустнуть вместе с читателями. Но главное он донес – проинформировал о вирусном крупе и способах его предотвратить. Это было необычно и ново, и проблем с изданием не возникло. Монография увидела свет. Кстати, через три года труд оценили и в профессиональных кругах, и Комаровскому присудили ученую степень кандидата медицинских наук.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

С того момента доктор пишет почти постоянно – книги, статьи, заметки, интернет-публикации. Первой по-настоящему популярной и любимой широкими массами стала книга «Начало жизни вашего ребенка», которая вышла в 1996 году.

В 2000 году свет увидело продолжение первой книги – «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». С тех пор эта книга постоянно переиздается, дополняется, корректируется, ведь появляется новый опыт, новые письма читателей и новые ситуации, которые обязательно нужно донести до здравого смысла взрослых, которые растят малышей.

Так, на момент первого издания, почти не были распространены одноразовые подгузники. А сейчас каждый второй вопрос от родителей по поводу ухода за новорожденным касается именно их – тех самых «памперсов». Появились новые лекарства, косметические средства для детей, продукты питания и смеси. Именно поэтому проекту «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» пока не видно конца – по мере накопления новой информации выходит новое издание. Уже было 15 переизданий проекта.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Писать Комаровский намерен и дальше. Сам он утверждает, что просто обязан это делать, ведь его труды до кого-то доходят, и эти люди пересматривают свое отношение к уходу за малышом. Современная медицинская наука далека от реальности, считает Евгений Олегович. Все больше врачей безграмотных, все больше родителей, которые слепо доверяют этим безграмотным докторам, соответственно, все больше становится больных детей.

Подавляющее количество малышей, по глубокому убеждению Евгения Комаровского, рождаются совершенно здоровыми. Больными их делает неправильный уход, тепличные условия, странные стандарты оказания медицинской помощи в родильных домах, в детских поликлиниках, просто маниакальная страсть родителей и педиатров к назначению таблеток, микстур, сиропов и уколов бедному ребенку по любому случаю.

Продолжая писать, Комаровский старается донести до родителей (а если повезет, и до коллег-педиатров), что детское здоровье нужно не калечить, а поддерживать. А как это сделать, он рассказывает в своих книгах и статьях.

За последние 20 лет Евгений Комаровский получил более трехсот тысяч писем от своих читателей из 89 стран мира. Кто-то с доктором соглашается и благодарит его за дельный совет, который помог ребенку, кто-то оспаривает принципы и мнения Комаровского, и это тоже совершенно нормально и естественно. С письмами вообще происходит нечто удивительное, утверждает Комаровский – среди общего количества обращений 2,5 тысячи посланий прислали врачи, 50 писем написали именитые профессора, заслуженные и важные деятели медицинских наук. При этом ни одного письма ни разу не написали чиновники от здравоохранения! С чиновниками у Евгения Олеговича как-то не задалось.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Врачи боятся ответственности, чиновников, наказания, поэтому широкое распространение получило такое явление, как гипердиагностика. А ответственными за здоровье ребенка являются на самом деле не доктора и не чиновники, а родители. Именно семья – первая линия фронта, которая стоит на страже здоровья чада.

Чтобы позаботиться о его здоровье, у родителей должны быть хотя бы основные знания о том, как это делать. Современная медицина не предусматривает такого «образования» мам и пап. Это взял на себя Евгений Комаровский, который считает, что его основная задача – даже не лечить малышей, а учить их родственников тому, как правильно растить чадо, чтобы поводов для лечения не возникало, то есть здоровыми, крепкими и счастливыми.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Основные принципы доктора

Многие мамы отмечают, что все книги Евгения Комаровского написаны с таким искрометным чувством юмора, что женщины поневоле начинают чувствовать прилив оптимизма даже в ситуациях, которые, на первый взгляд, оптимизма совсем не внушают.

Среди родителей на тематических форумах встречается даже такое понятие, как «жить по Комаровскому». Что это означает, какие основные принципы известного педиатра родители берут на заметку?

Лучший доктор – собственный иммунитет ребенка

Этот принцип главный. Он основан на убеждении Комаровского в том, что почти все дети от рождения здоровы. Сама природа позаботилась о том, чтобы их иммунитет мог справляться с вирусами, бактериями, распространенными детскими недугами. Попытки родителей пичкать ребенка таблетками – помеха иммунитету. Медикаменты нужны, но только в крайних ситуациях. В 90% случаев детских заболеваний достаточно создавать такие условия, при которых иммунитет сможет быстрее мобилизоваться и начать бороться с инфекцией.

При этом лекарств должно быть минимальное количество и каждый препарат должен быть обоснован. Большинство педиатров же выписывают малышу с ОРВИ сразу 6-7 препаратов («от вируса, от температуры, от кашля, от насморка, от головной боли, от бессонницы и от поноса» одновременно). Доктор опасается за непредвиденные осложнения, он не хочет брать ответственность, не назначая такого перечня препаратов. Родители не хотят брать ответственность и выполняют рекомендации.

В результате закормленный таблетками малыш начинает болеть с завидной регулярностью, поскольку его собственный иммунитет старательно уничтожается и угнетается заботливыми и безответственными взрослыми.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Лучшие лекари – воздух, вода, правильная обстановка

Комаровский утверждает, что иммунитет будет работать лучше только тогда, когда ребенок достаточно времени проводит на свежем воздухе, пьет достаточное количество жидкости, а обстановка в его доме или в группе детского сада соответствует требованиям его организма. Температура воздуха для здоровья малыша в помещении должна поддерживаться на уровне 18-21 градуса выше 0, а влажность воздуха должна находиться в диапазоне 50-70%.

Однако санитарные нормы не позволяют воспитателю в садике открыть зимой окно, чтобы проветрить помещение, а температура в группе нормам, составленным чиновниками, не должна опускаться ниже 25 градусов тепла. Поэтому нет ничего удивительного, что в сезоны массовой заболеваемости дети начинают один за другим болеть вирусными инфекциями.

Если при этом и дома мама ставит дополнительный обогреватель и экономит на покупке увлажнителя воздуха, то заболевший с большой долей вероятности получит и осложнения в виде бронхита, воспаления легких, ларингита, тонзиллита и других малоприятных диагнозов.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Закаливать ребенка «по-Комаровскому» нужно с первых дней после выписки из роддома, не бояться делать для него прохладные ванны (27-30 градусов), устраивать солнечные и воздушные ванны, делать гимнастику.

Аллергия – не болезнь, а реакция на нарушения в окружающей среде

Комаровский рекомендует родителям заботиться не о том, чтобы покупать ребенку гипоаллергенные продукты и лекарства от аллергии, а о том, чтобы у малыша с самого раннего возраста не возникало конфликта с окружающей средой. Ежедневные влажные уборки, отсутствие пыльных книг в комнате ребенка, а также наличие в доме кошки или собаки (а можно и обоих) повышает шансы на то, что никакой аллергии у ребенка не будет. Чем больше его оберегают от шерсти, цветущей пыльцы, тем более «тепличным» вырастает чадо. И каждое новое вещество в окружающем мире способно вызвать у него аллергию.

Большинство детей аллергии перерастает, то есть с возрастом неадекватная реакция организма на аллерген исчезает без следа. А потому делать из аллергии проблему и начинать лечить ее агрессивными медикаментами – путь ошибочный.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Ребенок не может быть главным в семье

В воспитании малыша, начиная от установления режима дня после выписки из роддома и заканчивая его капризами в дошкольном возрасте, главным правилом Комаровский считается правило приоритета – ребенок не может командовать стаей, но он должен сразу научиться подстраиваться под интересы и законы этой стаи, чтобы в ней успешно выжить. Поэтому Евгений Олегович, в отличие от многих зарубежных педиатров, которые советуют выполнять все желания грудничка или дошкольника, утверждает, что ребенок должен жить по режиму, установленному взрослыми, а не наоборот.

Тогда с ночным сном у малышей проблем не возникает, как не возникает истерик и неуправляемых выходок у детей-дошкольников.

В конечном итоге отказ родителей подстраивать свою жизнь под «хотелки» ребенка идет на ему пользу как с точки зрения медицины, так и с точки зрения педагогики.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Ребенка нельзя перекармливать

Это очень распространенная ошибка родителей и бабушек – кормить чадо изо всех сил при любом удобном случае. Если же малыш не ест или начинает есть избирательно, капризничает, взрослые начинают искать причины такого поведения, обращаются к врачам и пытаются лечить. Ничего подобного делать не надо – ребенок должен есть тогда, когда он голоден. При этом не стоит паниковать, если он не поел сейчас – поест, когда захочет.

Отдельного внимания заслуживают попытки накормить силой во время болезни ребенка. Голодание в эти периоды пойдет только на пользу – у организма будет больше сил на борьбу с недугом, ведь на переваривание пищи организм энергии расходовать не будет.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Ребенку нужно дать возможность быть ближе к природе

Это означает, что летом ребенок должен бегать босиком на даче или в деревне у бабушки, купаться в открытых водоемах, пачкаться в грязи и песке и пить воду из колодца. Зимой ребенок должен играть в снежки, кататься на санках и лыжах, а дома он в течение всего года может и должен топать босиком. Позволить себе отказ от шерстяных носочков, заботливо связанных бабушкой, или обязательных тапочек могут не все родители.

Но те, кто хочет видеть ребенка здоровым и крепким, без плоскостопия и проблем с осанкой, должны попробовать – результат уже проверен тысячами ребят.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Отец должен участвовать в жизни ребенка не только финансово

Комаровский утверждает, что развитие страны возможно только тогда, когда отцы перестанут интересоваться исключительно новостями, нефтью, деньгами и спортивными событиями и начнут интересоваться собственными детьми. Папа должен быть в курсе того, что есть и пьет ребенок, где и сколько он гуляет, какие проблемы у него в садике или школе. Поставить папу в известность обо всем этом должна мама.

Вместе родители являются решающим звеном в цепи принятия решений относительно ребенка. Родственники, друзья и соседки с их советами должны игнорироваться. Только мама, папа и педиатр в состоянии решать, как лечить и что делать.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Каждый ребенок – личность, сравнивать его с другими нельзя

Евгений Комаровский регулярно обращается к мамам и бабушкам с просьбой перестать сравнивать их ребенка с соседскими детьми, с некими нормами и стандартами развития, о которых они читали в интернете или о которых им рассказывает врач в поликлинике. Каждый малыш развивается по своему индивидуальному сценарию, в собственные сроки, своими темпами.

Не стоит считать это отклонением, патологий или отставанием. Просто всему – свое время.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Прививки – это благо

Вакцинация необходима ребенку. И этим все сказано. Прививки могут спасти жизнь малыша от самых опасных человеческих болезней.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

О семье и хобби

Женился Евгений Комаровский на студентке того же ВУЗа, где учился сам. На тот момент он был студентом 4 курса. Его избранницей стала миловидная девушка Екатерина, однокурсница, которая по окончании института стала детским окулистом. В 1982 году на свет появился первенец Комаровского – сын Дима, а через шесть лет в 1988 году родился второй сын – Андрей. В 2013 году оба взрослых сына одновременно сделали отца дедушкой – на свет появились внук и внучка Евгения Олеговича. Дважды дедушка утверждает, что не прочь стать дедом и в третий, и в четвертый раз.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

В доме Комаровского всегда много гостей. Приходят друзья, приезжают внуки и сыновья, забегают соседи, поэтому вдвоем с женой оставаться приходится нечасто. На приусадебном участке Евгений Олегович выращивает березы и дубы, ели. У него есть кошка и собака.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Настоящая страсть Евгения Комаровского – рыбалка. Он с удовольствием посвящает ей все свободное время. Из-за страсти к рыбалке появилось сопутствующее увлечение – внедорожники.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Евгений Комаровский любит путешествовать, но не в шумные туристические страны, а подальше от людей и поближе к нетронутой природе. Все свои приключения он с удовольствием снимает на фото и видео, щедро делится впечатлениями и снимками со своими подписчиками в социальных сетях. Чтение также по-прежнему остается одним из самых любимых занятий в его жизни.

Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра Комаровский Евгений Олегович: биография и причины популярности педиатра

Интервью с Е. О. Комаровским смотрите в следующем видео.

o-krohe.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о