Грудничок не ест: Почему младенец плохо ест и что делать в этой ситуации

Содержание

ПОМОГИТЕ!!!! мой ребенок не ест. ВООБЩЕ!!! — 61 ответов

Проблемы с рождения, грудь стал брать только на 4 сутки и то докармливала сцеженным. Жила от кормления до кормления( взвесить, дать грудь, снова взвесить, сцедить то что не съел и докормить). И так все время. Из роддома ушла на 10 сутки с весами и лампой(ибо пожелтели).первоначальную массу набрал только к 15 суткам. Потом вроде все наладилось(выкинула нафиг весы) и за месяц(т е за оставшиеся две недели) он набрал аж 1200 гр. За второй месяц 800. Потом ребенок бросил грудь… совсем. Стала сцеженным кормить, отказывался. Дала смесь -та же история. он не ел несколько дней вообще. потом стал есть по 200-300 грамм еды в сутки.Запихивали силком. Муж кормил со шприца. Исключили лактазную недостаточность, дизбиоз кишечника, анализы в норме, невролог, хирург, кардиолог свою патологию не видят. Пришли на прием в 3 месяца, набрали 120 грамм(!!!), педиатр сказала : ну вы же укладываетесь по общей прибавке с рождения в норму. Вообщем диагноз- здоров. А ребенок не ест! пробовали устраивать перерывы длительные. выдержали 8 часов. потом я сломалась и накормила. а он и не просил! играл, спал, даже песни пел.Сейчас нам почти 6 месяцев, весим мы 6,500 гр, имеем в наличии один зуб, и физически, в принципе, очень даже ничего, подвижные. Но я никогда не слышала чтоб он смеялся в голос, только скромно улыбается. Ручной. На меня производит впечатление голодного ребенка. также продолжает отказываться от еды.все что удается скормить это смесь (молоко давно пропало)грамм 500-600( едим НЭННИ,она его устраивает на вкус, хотя аллергии на корову не было), и по 2 ложки овощного пюре( кабачок, картошка, брокколи, морковка).Кашу не воспринимает( его сразу рвет). сыплю по мерной ложке безмолочной рисовой на 100 гр смеси( от срыгиваний). может помуслякать печеньку хайнц, баранку. ВСЕ. Что делать дальше, как и главное чем его кормить? Сил нет просто уже никаких ни моральных ни физических. Педиатры уже жалобы не спрашивают( она у нас одна и та же) и упорно говорят: вы же укладываетесь в нижнюю границу. пили элькар, церукалл, креон, хофитол и еще кучу всего. АППЕТИТА НЕТ. Девочки, милые, может кто сталкивался, или имеет какие-то соображения, не проходите мимо! Любой совет будет важен. Спасибо)

В продолжении (спустя 3 года)…. Есть человек начал в возрасте 8 месяцев. Ну как начал, стал стабильно съедать 600 гр еды в сутки. тогда и перестала вести пищевой дневник ( сколько съел, сколько вырвало). Очень помогали детские кефирчики (у нас есть детская ряженка » неженка» с 8 месяцев, Киров производит, очень ее полюбил, в основном ее и ели). В год весили 8200. Пошел в 1,2, не говорил до 3х. Как я и предполагала, наша проблема-это неврология. Возможно, сказался мой хориоамнионит, возможно его тугое обвитие пуповиной вокруг шеи. На сегодняшний день: 3,5 года вес 14,8 рост 91 см.С едой проблем нет, ест все, что не приколочено. Стоит диагноз -ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Посещаем спец садик, занимаемся с логопедом. В нервно-психическом не отстает. Любит пожарные машины(прям фетиш), пазлы, гитару. Очень подвижный, спортивный мальчишка))) К школе, я думаю, все проблемы с речью уйдут. Так что, желаю всем не отчаиваться, не опускать руки и ВЕРИТЬ В СВОИХ ДЕТЕЙ!!!!! ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!

В продолжении. Евсею 6 лет, по развитию догнали и где-то перегнали. Остаются небольшие проблемы с произношением шипящих, но это поправимо. Ходит на акробатику и подготовку к школе, прошли отбор в музыкальную школу (гитара). В еде остается очень избирательным. некоторые продукты даже не знает на вкус (ягоды, арбуз, фрукты все, кроме яблок и банана, сыр, помидоры, рыбу, торты и т.д.). овощи ест только в супе. любит макароны, котлетки, мяско жареное. Старший научил есть фастфуд( любит пиццу пепперони и картошку фри. в саду, в основном, питается хлебом и водой. пьет кофе, с молоком и не сладкий чай. ряженку Агуша пьет до сих пор, утром и на ночь.

Ребенок ничего не ест: советы психолога, как справиться с пищевыми расстройствами у детей

Когда обед превращается в стресс

— По каким признакам можно определить, что у ребенка серьезные проблемы с едой?

— Ребенок слишком много или слишком мало ест, и это продолжается довольно длительное время, не меньше месяца. Различают даже грудничковую анорексию, когда ребенок отказывается от соски или груди, но это отдельная тема.

— Как понять, что ребенок действительно ест мало? Многим родителям даже вполне упитанных детей кажется, что они все равно едят недостаточно.

— Если мы видим у ребенка потерю веса, он какой-то вялый, анализ крови показывает недостаток витаминов и микроэлементов, и это совпадает с нашими подозрениями о том, что ребенок ест недостаточно хорошо или довольно однообразно, это уже серьезный признак того, что есть проблемы. Еще один критерий — поведение ребенка во время еды. Он не просто съел какое-то количество пищи, и сказал, что больше не будет. Он либо избирателен в еде — ест что-то определенное, остальное отвергает, либо очень много балуется с едой, либо убегает, разбрасывает продукты, какая-то еда вовсе вызывает отвращение, вплоть до рвоты. Важный показатель, когда родитель понимает, что покормить ребенка — это каждый раз стресс.

— Кажется, что сейчас каждый второй ребенок «избирателен в еде». Я раньше думала, что дети, которые едят одни макароны, это миф, пока не столкнулась с ним на собственном опыте. Основной рацион моей 6-летней дочки — это макароны. Как изменить ее пищевые привычки, стоит ли вообще это делать или подождать, когда она сама дозреет?

— Дети должны понимать, что с едой нельзя играть, веселые битвы с фрикадельками здесь не нужны. Также надо исключить все гаджеты, телевизоры и просмотры мультиков во время еды. Еда в этом случае перестает быть едой как таковой. Она становится не средством насыщения и удовольствия, а элементом шантажа, или частью какого-то другого ритуала, чем-то вроде веселого сопровождения.

Лечение плохого аппетита у детей в Москве

Плохой аппетит у детей – это распространенная проблема, которая приводит к недостатку витаминов и других питательных веществ, может негативно сказать на здоровье и развитии. Однако прежде, чем обращаться к врачам и пытаться решить проблему, необходимо убедиться, что это не связано с тем, что организм ребенка перешел из фазы активного роста к стадии стабилизации. На стадии стабилизации потребность в питательных веществах снижается, поэтому и аппетит уменьшается, а если пытаться насильно кормить ребенка теми же порциями, то развивается ожирение и проблемы с пищеварительной системой.

Если ребенок в год плохо ест – то это свидетельство отклонения от нормы, т.к. именно в этот период его рост и вес стремительно увеличиваются – по сравнению с рождением вес увеличивается в 3 раза, а рост удваивается. Потом идет фаза стабильности, т.к. наш организм развивается скачкообразно, и следующий период роста начинает около 5 лет – в этот период за сезон дети вырастают на 5 см, и аппетит также должен быть повышен. В остальные промежутки количество необходимой пищи снижается и, если родители будут продолжать сравнивать ее объемы с периодами активного роста, но будут ложные заявления о снижении аппетита.

Если ребенок плохо ест, но при этом активен, хорошо развивается и не жалуется на здоровье, то проблем с аппетитом нет. Говорить о проблемах можно, когда ребенок не испытывает чувство голода и отказывается от пищи даже тогда, когда он давно не ел. Например, когда дети не завтракают, потом ничего не перекусывают в течение дня (яблоки, печенья, конфеты, сладости и бутерброды), а к обеду отказываются от пищи или съедают несколько ложек, тогда можно говорить о снижении или отсутствии аппетита.

Причины потери аппетита у детей

Среди причин, почему ребенок плохо ест, есть несколько наиболее распространенных вариантов:

  • Прорезывание зубов – происходит болезненно, могут опухать десна и сам процесс жевания сопровождается неприятными ощущениями, поэтому дети отказываются от еды.
  • Начало заболевания, чаще всего это респираторные заболевания или инфекционные, также могут быть отравления. Во время любого недомогания основные силы организма направляются на выздоровление, поэтому аппетит будет временно снижен. По мере того, как интенсивность симптомов основного заболевания будет уменьшаться, расширяйте меню, постепенно увеличивайте дозы и разнообразие. Однако не следует резко возвращать привычный объем еды, т.к. организм ребенка еще ослаблен и не готов потратить столько сил на переработку пищи.
  • Прием лекарственных препаратов, витаминных и пищевых добавок.
  • Внешние факторы – жаркая погода, усталость, неподходящая обстановка, отсутствие еды, к которой ребенок привык.
  • Эмоциональные проблемы, особенно состояние стресса и депрессии. Часто снижение аппетита у ребенка отмечается при резких изменениях, таких как переезд, смена детского сада или школы – тогда ребенок скучает за своими друзьями и привычным укладом жизни. Большое количество наказаний. Несоответствие ожиданиям взрослых, увеличение требований (наиболее часто встречается при поступлении в школу) приводит к стрессовому состоянию. Помимо потери аппетита при депрессии и стрессе также будут изменения в поведении ребенка – появление замкнутости, агрессивности, высказывание тревожных мыслей или снижение активности.
  • Перекусы, а также частое употребление различных напитков может снижать аппетит. Чем больше ребенок съест между приемами пищи, тем меньше он будет хотеть есть. Это правило касается сладких напитков, соков, морсов, молочных коктейлей, т.к. их организм воспринимает также как пищу. Если необходимо восполнить баланс жидкости, то рекомендуется обычная кипяченая или минеральная вода – они никак не снижают аппетит.
  • Недостаточное количество физической активности. Если ребенок основную часть дня проводит сидя за компьютером или планшетом, досуг его составляют игры в телефоне, а все хобби и дополнительные занятия тоже проходят сидя или лежа, то энергия, полученная из пищи просто не расходуется. Вследствие этого снижается и объем потребления еды, а если в таком режиме организм находится длительное время, то изменяется пищеварение и особенности аппетита на более серьезном уровне.

Независимо от причины потери аппетита, обращаться за помощью врачей необходимо, если вы замечаете, что ребенок теряет в весе или же не набрал вес за последние полгода. В норме вес ребенка увеличивается каждые погода, т.к. растет весь организм. В срочном порядке необходима консультация терапевта, если есть лихорадка, диарея или рвота после каждого приема пищи.

Ребенок плохо ест: что делать

Если ребенок стал меньше есть или совершенно отказывается от пищи то его нельзя заставлять или ругать, поскольку так вырабатывается негативная ассоциация с едой, и в дальнейшем ситуации будет только усугубляться. Обязательно убедитесь, что никто другой (воспитатели, учителя, бабушки, тети) не заставляют ребенка принимать пищу силой и не ругают за это, т.к. в противном случае развивается пищевое расстройство или невроз, лечить которые понадобится у психотерапевта. Не работают радикальные меры, такие как наказания, игнорирование потребностей ребенка, шантаж и лишение лакомств. Однако, не стоит и полностью идти на поводу у ребенку, т.к. иначе он будет питаться одними конфетами.

Рекомендуется установить диету, при которой, когда дети отказываются есть, взрослые просто убирают тарелку, не заставляя доедать. При этом между приемами пищи нет конфет, сладостей, соков, газировок и любых продуктов с высоким содержанием сахара. Допускается вода или несладкий компот, которые не сбивают аппетит. Также, если вы замечаете, что ребенок не хочет есть в конкретное время, но просит покормить его позже, то просто сдвиньте время приема пищи.

Также есть ряд рекомендаций, разработанных диетологами и педиатрами, которые помогают восстановить аппетит у детей:

  • Правильно определите порцию, которая необходима ребенку. Это не величина, которая написана в любых рекомендациях по количеству употребляемых продуктов, а то сколько может съесть именно ваш ребенок. Чтобы определить этот объем необходимо несколько раз положить полную тарелку, чтобы ребенок мог съесть столько, сколько захочет и не заставлять его доедать то, что не хочет. Именно количество съеденного и есть правильный объем порции для вашего ребенка. В последующем, если вы будете ориентироваться именно на этот объем, то не придется выкидывать лишнюю еду, а также вы будете знать, действительно ли ребенок не доедает.
  • Количество и объем перекусов должны быть строго ограничены. Если нет других рекомендаций от диетологов, педиатров или гастроэнтеролога, то в день допускается 2 перекуса – второй завтрак и полдник. Причем по объему они должны быть меньше обычного приема пищи и полезными. Всякие лакомства в течение дня следует ограничить.
  • Дети, которые достаточно взрослые, чтобы есть самостоятельно, должны сами пользоваться ложкой. Если вы будете кормить ребенка каждый раз, когда он отказывается есть, аппетит снизится, т.к. будет присутствовать элемент насилия и принуждения.
  • Потребление жидкости в течение всего дня должно контролироваться взрослыми, т.к. молочные продукты (молоко, кефир, йогурт) содержат много калорий и могут заменить полноценный перекус, вызывают ощущение сытости и соответственно потерю аппетита. Это же касается соков, газированных напитков, какао, горячего шоколада и т.д. В неограниченных количествах, без влияния на аппетит можно только воду и не сладкий компот.
  • Сделайте приемы пищи семейной традицией, во время которых происходит что-то интересное или веселое, чтобы ребенок ждал этого времени. Если за семейным ужином происходит только выяснение отношений и перечисление неприятностей, то ребенку проще отказаться от еды, чтобы не находиться в такой обстановке.
  • Разнообразьте меню – это необходимо не только для здорового питания. Если каждую неделю готовить новые блюда, то это поможет определиться с вкусовыми предпочтениями ребенка, а также даст организму вес необходимые микроэлементы (дети часто едят только то, что сейчас требуется организму для роста). Разные вкусы и ароматы, консистенция и температура блюд открывают ребенку новые знания о мире – чем больше информации, тем интереснее.

Потеря аппетита в детском возрасте чаще всего связана с психологическими особенностями или нарушением режима питания, поэтому, как только данные проблемы будут решены, аппетит вернется в норму. Исключение составляет отказ от пищи на фоне каких-либо недомоганий —  в таких ситуациях следует максимально быстро обратиться за врачебной помощью. Если вам кажется, что аппетит ребенка изменился не сильно, но он теряет в весе или не прибавляет в течение полугода – также записывайтесь на прием к педиатру.

Специалисты «Детского Центра Педиатрии и Неврологии» проведут качественную диагностику причин отсутствия аппетита у ребенка, а также предоставят консультации относительно диеты и количества пищи в соответствии с возрастными нормативами. Врачи центра помогут разработать индивидуальную схему питания, которая вернет необходимый уровень аппетита.

Записаться на прием к педиатру можно по телефону или заполнив форму для обратного звонка сайте, чтобы администраторы центра связались с вами в удобное время. Наши специалисты предоставят всю необходимую информацию, ответят на интересующие вопросы и запишут к врачу на удобное время.

Ребёнок отказывается есть мясо — что делать?

Маленькие дети нередко отказываются есть те или иные продукты. Среди них запросто может оказаться и мясо. А вот родители тревожатся: ведь без мяса рацион ребенка будет неполноценным. Или нет? Разбираемся вместе с гастроэнтерологом Ольгой Горячевой, а психолог Марина Голубцова объясняет, как вообще у детей появляется пищевая избирательность.

Главное и полезное за неделю в рассылке «Мела»

Вопрос. Ребенку 4 года, и он отказывается есть мясо. Что делать? Может быть, можно чем-то его заменить?

Ольга Горячева, гастроэнтеролог:

Ребёнок не ест мясо? Это не проблема. Да, некоторые дети просто не любят его вкус. Кому-то не нравится его вид, кому-то — структура. Задача родителей в этом случае — обеспечить ребенку сбалансированное питание. Важно сохранить в рационе животный белок — яйца и молочные продукты, рыбу. А растительного белка должно стать больше. То есть пусть ребенок получает не две его порции в день, как положено по рекомендациям, а три.

Так же родители могут переживать, что без мяса ребенок не будет получать достаточного количества железа. Но источники железа — это не только красное мясо, но и птица, рыба, яйца, а также бобовые, зерновые, зелёные овощи и специально обогащенные железом продукты.

Что касается профилактики анемии, которой пугают в случае отказа от мяса, то она включает в себя приём обогащённых железом круп, молочных продуктов, бобовых и продуктов, богатых витамином С.

При этом следует отметить, что отказ от мяса может быть довольно ярким симптомом некоторых заболеваний, и их нужно обязательно исключить. Это, например, может быть железодефицитная анемия, а также ряд заболеваний желудочно-кишечного тракта. Но поставить такой диагноз может только специалист, и лишь после проведения обследований.

Марина Голубцова, психолог:

Прежде чем разбираться в причинах того, почему ребенок отказывается от той или иной пищи, важно понять, что в основе наших взаимоотношений с едой лежат два понятия: голод и аппетит.

Голод — физиологическое состояние. Мы ощущаем его телесно. Грудные дети, которые еще не очень осознают себя, расценивают голод как нападение, как опасность и реагируют на него плачем, криком, чтобы привлечь внимание. Когда же ребенок взрослеет, то он уже может чувствовать, что у него в момент голода падает энергия, что он становится капризным. И, как следствие, он приходит к родителям и просит его накормить.

Голод ощущается как пустота в желудке, слабость, раздражительность и потребность что-нибудь в себя срочно «положить», чтобы убрать это ощущение.

Аппетит — это другая история. Это наше поведение, связанное с едой, которое формируется и изменяется на протяжении всей жизни. Аппетит во многом зависит от того, в какой среде мы находимся.

В гостях, в кафе и в садике дети зачастую едят совершенно иначе, нежели дома

Аппетит тесно связан с нашим эмоциональным состоянием. Он характеризует то, как человек выстраивает свои отношения с едой. И здесь все зависит от того, как эти отношения были выстроены в семье начиная с момента появления пищевого интереса и начала прикорма — то есть с 5–7 месяцев жизни ребенка.

Если ребенка кормят под мультики, у него не формируется внимательное отношение к еде и он может не обращать внимания на ее вкус.

Если ребенка кормят отдельно от остальных членов семьи, у него может развиться выборочный подход к тому, что он ест, а что не ест. У него не формируется представление о том, что еда — это нечто объединяющее семью, нечто общее для всех. У таких детей нет опыта общих семейных трапез, нет знания, что все вместе садятся за стол и едят одинаковую для всех пищу — тоже все вместе. И на этой почве могут возникать капризы и избирательность. Из-за чего еще появляется пищевая избирательность?

  • Отсутствие пищевого интереса. В момент, когда мясо должно было появиться в рационе ребенка, он не захотел его попробовать, а родители особо не настаивали. И в результате пищевой интерес попросту не сформировался. Здесь может быть множество разных аспектов. Например, ребенок — «торопыга» по своей природе, а мясо — это продукт, требующий усидчивости и работы челюстями. Плюс многим детям не совсем понятна сама консистенция мяса. Обратите внимание на то, как ребенок ест: не торопится ли он, не запихивает ли в рот большие куски, не делает ли большие глотки. Объясните ребенку как есть правильно (и старайтесь не есть при нем набегу, второпях). Поиграйте в игру «мясорубка» или «дробилка»: ребенок берет в рот кусочек твердой пищи и тщательно пережевывает, дробя на все более и более мелкие части кусочки во рту. Основной фокус — проглотить еду и открыть рот, показав, что в нем ничего нет: все разрушено, раздроблено. Часто эта игра помогает ребенку справляться с агрессией — можно предлагать поиграть в нее «кусакам», если вы понимаете, что ваш ребенок любит кусаться или что-то погрызть (например, карандаш).
  • Насилие в детском саду. К сожалению, мясные продукты в детском садике порой не отличаются высоким качеством. В них встречаются жилки, они могут быть твердыми, порой такую пищу непросто разжевать. А воспитатели требуют доедать. И это вызывает у ребенка отвращение, перерастающее в протест, который распространяется и на домашние блюда, приготовленные из мяса. У ребенка уже есть негативный опыт, и он не хочет снова его проживать. Обязательно спрашивайте ребенка, как и что он ел в детском саду. Понравилась ли ему еда, или было невкусно. Очень важно ограждать детей от пищевого насилия как в образовательных учреждениях, так и в семье. История «пока все не доешь, из-за стола не выйдешь» только вредит детскому аппетиту.
  • Копирование поведения значимых взрослых. Если мама или старшая сестра-подросток сидит на диете и сама ест не мясо, а только салаты, то нет ничего странного в том, что и маленькая дочка отказывается от стейка: она просто копирует поведение значимого для нее взрослого. Часто так бывает, когда в семье несколько детей и младшие повторяют за старшими, потому что те являются для них значимыми взрослыми. Родителям стоит присмотреться к тому, как ведут себя за столом другие члены семьи, причем не только те, кто присутствует дома ежедневно, но и те, кто бывает у вас в гостях. И, конечно, не стоит при детях обсуждать диеты и ограничения, которые вы налагаете на себя, чтобы изменить свой внешний вид.
  • Жевать — это больно. С проблемой отказа от мяса и других жестких продуктов нередко сталкиваются высокочувствительные дети. Так, если введение мясного прикорма совпало с периодом болезненного прорезывания зубов, в дальнейшем жесткие куски пищи ребенок может воспринимать негативно. Родителям нужно четко понять: это не капризы. У ребенка употребление твердой пищи действительно вызывает тревогу. Поэтому важно начинать ввод жесткой пищи с небольших раздробленных кусочков. А в более сознательном возрасте знакомить ребенка с «помощниками» — учить есть ножом и вилкой. Если вы понимаете, что ребенок тревожно реагирует на громкие звуки, большие скопления людей, яркий свет, слишком горячую или слишком холодную еду, неудобную или колючую одежду, то это веский повод обратиться за помощью к специалисту. Возможно, это и есть та самая высокая чувствительность.
Фото: shutterstock / komokvm
  • Негативные ассоциации. Менее распространенная история, но так тоже бывает. Если ребенок когда-то, пусть даже в младенчестве, поперхнулся или подавился кусочком твердой пищи, то эта негативная ассоциация надолго закрепляется в сознании, и отказ от употребления мяса в этом случае — просто механизм защиты. Ребенок пытается себя обезопасить от повторения неприятного опыта.
  • Детская впечатлительность. Как можно есть мясо кролика, который еще вчера бегал по лужайке? Или курочку, которую ты на днях кормил зерном? Детская впечатлительность и склонность к фантазированию нередко становятся врагами пищевого интереса. И истории типа «мне коровку жалко» часто происходят именно с дошкольниками, которые уже начинают понимать, откуда и что берется. Поэтому (особенно для чувствительных детей) стоит разделять «одушевленных персонажей» и еду. Мы едим не «коровку», мы едим говядину. Мы едим не «курочку», мы едим суп. Мы можем говорить детям, что коровка дает нам молоко, но коровка и котлета — это разные вещи. В дальнейшем ребенок сам начнет разбираться в том, как работают пищевые цепочки в животном мире, и выработает об этом собственное представление.
  • Отказ как протест и способ управления родителями. Когда дети проживают определенные кризисные периоды — в 1 год, в 3, 6, 7 лет, — они могут путем отказа от какой-то пищи пытаться регулировать свои отношения со взрослыми. Это их способ отстоять свою позицию или «наказать» взрослого, когда тот делает что-то не так, как хотелось бы ребенку. Как правило, отказ от той или иной еды, в том числе от мяса, — это крайняя мера, когда ребенок понимает, что никакими другими способами он желаемое не получит. Нередко к избирательности в еде прибавляются плохой сон и протесты по поводу внешнего вида («не буду чистить зубы», «буду ходить грязный», «не буду переодеваться»). Все эти маячки активно сигнализируют родителям: им стоит обратить внимание на то, как они взаимодействуют с ребенком. Дают ли они ему достаточно пространства для выражения собственной воли, для совершения выбора? В отношении еды выбор давать особенно важно: эта возможность формирует пищевые предпочтения ребенка.

Воспитывать и развивать пищевой интерес можно и при помощи игр с едой — например, угадывая, что тебе положили в рот, с завязанными глазами или готовя маме свое любимое блюдо. И тогда приготовление еды и дегустация подарят ребенку возможность познакомиться с непривычными вкусами и научиться относиться по-новому к отвергаемым до этого продуктам, например к тому же мясу.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Фото: shutterstock / Volodymyr TVERDOKHLIB

как побороть отсутствие аппетита у ребенка – «Интернет-кабинет здорового ребенка»

Частая проблема, с которой сталкиваются родители – это отсутствие аппетита у ребенка и предпочтение употребления какого-то конкретного продукта. Что это: признак болезни или элементарно неправильное воспитание?

Об этом мы поговорили с Натальей Юрьевной Новиковой, специалистом Кабинета здорового ребенка в ДГБ №8.

Итак, что же делать, если у ребенка отсутствует аппетит?

Н.Ю.: Для начала необходимо выяснить, в чем же проявляется отсутствие аппетита. Нередко выясняется, что ребенок отказывается от каких-то одних продуктов, но охотно ест другие. Например, демонстративно выплевывает кашу и требует сладкие фрукты. Если ему идут на встречу, то в следующий раз ситуация повторится. Очевидно, что проблема избирательного аппетита прямого отношения к аппетиту как таковому не имеет. Это проблема педагогическая: в семье растет манипулятор.

Что же делать в этом случае?

Н.Ю.: Ребенок должен расти не баловнем судьбы и не центром вселенной. Не хочет есть кашу – завтрак окончен, обед через четыре часа. Не стал есть суп за обедом – жди до ужина. При этом важно, чтобы никакая пища не попадалась ему на глаза, чтобы ребенок не имел возможности самостоятельно перекусить, и чтобы в его присутствии не было разговоров о еде.

Так ведь он может и целый день не есть!

Н.Ю.: Ничего страшного. Человек может обойтись без еды и несколько дней. Главное, чтобы была вода – воду предлагаем. Просто воду, не сок, не компот, не морс, не чай. Ну до этого, как правило, не доходит, если, конечно, у родителей и бабушек хватит терпения. Ну не хватит – это все ж таки ваш ребенок!  

А вообще формирование у ребенка пищевых навыков зависит от примера взрослых в семье. Если родители перекусывают на бегу, едят у телевизора, употребляют «неправильную» пищу, никогда не собираются за обеденным столом – то вряд ли у ребенка сформируется правильное пищевое поведение.

Почему еще может отсутствовать аппетит?

Н.Ю.: Из-за перекусов между едой. Ребенок плохо поел за завтраком, через час ему дают бутерброд, потом йогурт, и к обеду ребенок не голоден. Школьники могут сразу после уроков перекусить колбасой, сладкими сырками и булочками, следовательно, ни о каком супе потом речи и быть не может – он не хочет его есть.

Может быть, все дело в индивидуальных особенностях развития?

Н.Ю.: Дети все разные: кто-то очень подвижен и постоянно тратит калории, а кто-то спокоен, любит тихие игры. Потому первый чаще всего худенький, а второй достаточно упитан, хотя может есть меньше первого. У каждого свои возможности переваривания и усвоения пищи, интенсивность обмена веществ. Поэтому и потребности у детей одного возраста различны.

У всех разное телосложение. Можно ребенка бесконечно кормить – но все равно ребра торчат. Это такой тип. Другие детки склонны к повышенному жироотложению.

А что касается уровня физической активности ребенка?

Н.Ю.: По мере расхода энергии у детей появляется чувство голода. Маленькие спортсмены никогда не страдают отсутствием аппетита.

Очень часто ребенок хорошо ест в компании сверстников – в гостях, в детском саду. Хороший аппетит заразителен.

Если ребенок после школы посещает кружки, где он чаще всего сидит, если у него освобождение от физкультуры, если он часами проводит время за компьютером – отсутствие аппетита ему обеспечено, так как нет энергозатрат. Либо у него могут возникать проблемы с лишним весом при хорошем аппетите. Здесь поможет только личный пример: совместные активные игры на прогулке, катание на велосипедах, футбол, бассейн и так далее.

Если ребенок все-таки не хочет есть, может быть, его кормить насильно?

Н.Ю.: Этим, конечно, аппетита не добьешься, а вот потерять его навсегда – можно. Для хорошего переваривания пищи нужны ферменты, наличие желудочного сока – то есть вся система должна быть готова к еде. Если просто поместить пищу в желудок, то процент ее усвоения очень низок. Нужен ведь красивый внешний вид пищи, ароматный запах.

При насильном кормлении могут возникать спазмы желудка и кишечника, рвота и так далее. Так можно даже сформировать анорексию.

А могут ли какие-то болезни влиять на аппетит?

Н.Ю.: Пониженный аппетит может быть вызван каким-либо заболеванием. Тогда необходима консультация педиатра. Но чаще всего это все-таки погрешности в воспитании.

Бывает так, что ребенок просит что-то одно, при плохом аппетите он все же употребляет в день много сока или, например, кефира… Это как-то скажется на здоровье?

Н.Ю.: Если ребенку позволять есть только то, что он любит, то возникнет дефицит определенных макро- и микронутриентов. Это скажется на развитии ребенка, может сформировать определенные патологии развития органов и систем. Например, если ребенок очень любит молоко и употребляет его в каждый прием пищи и ночью в неограниченном количестве, то его организм получает слишком много белка, от чего страдает выделительная система, в частности почки. Возможно появление диатеза на коже. И все это будут сопровождать запоры или поносы. Поэтому внимательно следите за пищевым поведением вашего ребенка.

Может быть, вы скажете несколько «напутственных» слов нашим родителям?

Н.Ю.: С удовольствием! Дорогие родители, не забывайте, что питание семьи не должно быть однобоким. Важно его разнообразие и полезность продуктов. Проявите терпение, организуйте четкий режим питания, режим дня, достаточные активные прогулки на улице, приятные совместные обеды и ужины, и все у вас будет хорошо! 

Что делать, если ребенок отказывается есть овощи

Половину здорового рациона как детей, так и взрослых должны составлять фрукты и овощи. В них содержатся витамины и клетчатка, необходимые для правильной работы кишечника и крепкого иммунитета. Но всегда ли стоит бить тревогу, если ребенок категорически не принимает овощные блюда, нужно ли заставлять малыша их есть, и как приучить его к полезной пище? Об этом в своих блогах и передачах рассказывает доктор Комаровский.

Так ли плохо, если ребенок не ест овощи

По мнению известного врача-педиатра, изложенному на его сайте, отказ ребенка от кабачка или цветной капусты в первый год жизни может не вызывать опасений у родителей. Несмотря на то, что, как правило, с полугода начинают вводить овощной прикорм, до 12 месяцев здоровью малыша не навредит диета на молочных и кисломолочных продуктах. В это время активно развивается костная система, растущий организм требует кальция, и это может сказываться на вкусах ребенка: он скорее выберет молоко, чем картошку.

Доктор призывает не паниковать: когда потребность в кальции станет ниже, малыш начнет с удовольствием кушать овощи. И лучшее, что в данный период могут сделать родители — не запихивать в ребенка пюре, а подождать, пока сын или дочь захочет овощей.

Но что если время идет, а ребенок так и не изъявляет желания есть эти важные продукты?

Главный секрет приучения малышей к овощам

В телевизионном эфире, посвященном проблеме «дружбы» детей с овощами, Комаровский обращает внимание на простую истину. Дети копируют поведение взрослых — это инстинкт. Если родители сами не едят овощи, если папа приходит с работы, и с пивом и чипсами оказывается перед телевизором, то никогда не получится прийти к тому правилу, что половину суточного рациона должны составлять овощи и фрукты. Ребенок будет копировать папу. 

И напротив: когда маленький ребенок, который еще ничего не соображает, регулярно видит как его родители кушают овощи, он тоже хочет их есть.И напротив: когда маленький ребенок регулярно видит как его родители едят овощи, он тоже хочет их есть.

Что делать: правильно питаться самим, показывать детям как это вкусно и приятно — они захотят это повторить.

Как давать детям овощные блюда

Многие родители, чтобы сделать овощи хоть немного привлекательными для своих чад, выкладывают из них машинки, мишек и другие съедобные картинки. Но в беседе с кулинарным экспертом Дарьей Малаховой Комаровский дает полезный совет: лучше превращать еду не в игру, а в процесс познания.

Для этого не стоит прятать овощи и в неприглядных крем-супах, ведь ребенку важно, как выглядит то, что он ест. Ему будет интересно видеть, что морковка длинная и ярко-оранжевая, или рассматривать красивейшие брокколи. Хотя, существует и другое мнение: многие мамы решают проблему, добавляя мелко нарезанные овощи в блюда, которые любит малыш.

Чтобы дети не отказывались есть, важно восхищаться едой: «Смотри, что я тебе принес!». И, конечно, овощи должны быть правильно приготовлены: не переваренные и не сыроватые, комнатной температуры.

Дарья советует не есть ничего сладкого на ночь, а оставлять овощи на вечер, и делать из этого фишку: например, вкусные и полезные чипсы из всевозможных корнеплодов, включая сельдерей и морковь, высушенные в духовке. А Комаровский также рекомендует заменить все перекусы овощными, заведя в доме привычку перехватывать кусочек моркови или огурец вместо печенья или бутерброда.

Но главное, что нужно, чтобы научить ребенка есть овощи, по мнению педиатра, — личный пример и превращение еды в процесс познания. Для этого, в том числе, можно привлекать малыша к готовке блюд из овощей. Также важно не заставлять ребенка есть овощи, а ждать, когда он проголодается, и не «покупать» прием овощей за сладости, ведь их яркий вкус еще сильнее оттолкнет его от здоровой пищи.

Не малоежка, но ест только с мультиками

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected]

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу