Грудничок в 3 месяца: Развитие ребенка в 3 месяца: режим дня, рост и вес, умения, уход

Чем заниматься с ребенком в 3 месяца: игры для развития

К трехмесячному возрасту малыша жизнь родителей становится более упорядоченной и стабильной. У ребенка формируется режим дня, которого он относительно строго придерживается. Мама и папа уже относительно хорошо изучили характер малыша, его темперамент. Каждый день — это обучение чему-то новому, появление новых умений и навыков.

Физическое развитие — основа всего

Чтобы малыш активно осваивал новые навыки, был бодрым и веселым, с удовольствием играл в новые игры, ему необходимо правильное физическое развитие. К этому возрасту он прибавил еще 3–4 см роста и набрал до 700–1000г веса, скелет стал крепче, укрепились мышцы — за счет устранения их гипертонуса ребенок может полностью разгибать ножки и ручки, вытягиваться во весь рост.

К трехмесячному возрасту младенец уже достаточно хорошо может управлять своим телом и контролировать движения. Часть активности основана на врожденных бессознательных рефлексах, но многие действия ребенок предпринимает вполне осознанно. Он поворачивает головку в сторону звука или света, двигает руками и ногами, оживляется в ответ на обращение. Мышцы на шее укрепляются, малютка уже пытается поднимать и на определенное время удерживать головку, что позволяет осваивать новое положение — на животике. Постепенно улучшается острота зрения, ребенок воспринимает предметы и людей вблизи себя. Он постепенно начинает тянуть ручки к предметам, трогает лицо мамы или папы, следит глазами за предметами, если они движутся недалеко от лица. Эти навыки формируют основу психоэмоционального развития и формирования новых умений и навыков.

Подбирать подходящие игры или занятия для трехмесячного малыша нужно с учетом его возможностей и уровня развития. Поэтому важно знать, что может уметь ребенок в трехмесячном возрасте.

Что умеет ребенок в 3 месяца?

К трехмесячному возрасту малыш осваивает следующие навыки:

  • комплекс оживления — карапуз активно реагирует на изменение выражения лица мамы и папы, разные интонации в голосе, исчезновение или появление родителей. Ребенок жмурится или открывает глаза шире, улыбается, крутит головкой из стороны в сторону, раскидывает в стороны руки, сжимает кулачки, вздрагивает;
  • хватательные движения — ребенок пытается координировать движения, чтобы схватить игрушку, которую ему дают. Затем он может пытаться засунуть ее в рот;
  • приподнимание головки с удержанием ее в вертикальном положении из положения лежа на животике. Малыш опирается на предплечья, что дает возможность увеличить обзор;
  • слежение взглядом за разными движущимися предметами или людьми;
  • поворот головы к источнику звука, различие звуков и попытки издавать собственные гласные звуки «а», «у», «о» или «ы»;
  • активные толчки ножками — при расположении малыша в вертикальном положении, если придерживать его за подмышки, он опирается ножками на стол или постель, пружинит и как бы «подпрыгивает»;
  • перевороты со спины на бока и с животика на спинку. В обратном направлении — со спины на живот — кроха будет учиться переворачиваться немного позднее — через 1–2 месяца.

Исходя из знаний об основных навыках вашего карапуза, можно подбирать для него развивающие игры и интересные занятия. Но важно помнить — это усредненные данные. Если ваш карапуз еще не умеет всего, что перечислено, — это не повод для переживаний. Темп развития навыков у детей очень индивидуален, поэтому каждый малыш осваивает определенные умения в свое время. Серьезными можно считать отклонения, если сроки нарушены на 2–3 месяца и более и есть другие тревожные признаки.

Как развлечь ребенка, если нужно заняться делами?

Если мама или папа остаются с ребенком дома одни, иногда возникает необходимость оставить его в комнате, чтобы сделать свои дела. Если малыш не спит, нужно найти ему подходящее развлечение, чтобы он не кричал и не заливался слезами, требуя немедленного внимания.

Какие варианты развлечений можно предложить в этом возрасте, чтобы ненадолго занять младенца:

  • Мобиль, который вешается над кроваткой. Устройства могут оснащаться световыми и музыкальными эффектами, подвесками с игрушками и фигурками. Они привлекают внимание, удивляют и забавляют кроху. Он может даже не заметить, что родители вышли из комнаты, разглядывая игрушки и пытаясь ручками задеть их. Единственный минус мобиля — он может надоесть через некоторое время, но можно сменить игрушки или убирать мобиль, чтобы он каждый раз провоцировал оживление и интерес.
  • Развивающие коврики — их можно расположить в любом месте, взять с собой в гости. У ковриков бывают разные подвески, пищащие, шуршащие предметы, зеркальца. Если ребенок не хочет отпускать маму или папу от себя даже в туалет, коврик станет настоящим спасением. Его можно положить в ванной или на кухне, если ребенку нужно ваше постоянное присутствие.
  • Музыка — можно включить музыку из мультфильмов, детские песенки, звуки природы или классическую музыку и оценить реакцию. Музыкальные минутки можно использовать для того, чтобы отлучиться, а малыш в это время будет занят.
  • Яркие и крупные игрушки, погремушки, которые можно рассматривать, щупать, толкать или ронять.

Игры с трехмесячным младенцем

Вместе с родителями малышу интересно играть в любые игры, взаимодействовать с ними или даже просто «разговаривать». В трехмесячном возрасте полезно заниматься следующими видами деятельности:

  • Игры с погремушкой — покажите крохе, как она издает звук, каким образом ее нужно трясти. Затем дайте игрушку малышу, сопровождая свои действия комментариями. Можно сначала потрясти погремушку, зажатую в руке ребенка, своей рукой. Малыш быстро научится трясти игрушку.
  • Прятки с закрыванием лица ладонями. Сопровождайте игру эмоциональными восклицаниями и звуками. Можно закрывать ладонями глазки малыша, но ненадолго, чтобы он не испугался.
  • Пальчиковые игры с песенками или стишками. Они полезны как для общего развития, так и для формирования нейронных связей между руками и мозгом, что составляет основу мелкой моторики.
  • Воздушные шарики — можно подкидывать над кроваткой ребенка или толкать по полу. Если шарик гелиевый, его можно привязать к ручке или ножке, тогда малыш будет с любопытством наблюдать за движениями шарика. Ни в коем случае не оставляйте кроху одного во время таких игр, чтобы он не запутался в нитке.
  • Разные материалы и ткани для того, чтобы пощупать. Можно вкладывать ребенку в ручки шерсть, мех, шелковые ткани или велюр.

Развивающие занятия в 3 месяца

Есть целый ряд занятий, которые помогают развивать физические и психомоторные навыки. Регулярные занятия помогают укрепить мышцы, формировать навыки, улучшить настроение. Сюда относятся:

  • Родительский массаж. Любые прикосновения приятны и полезны, они стимулируют развитие. Можно посмотреть несколько полезных видео по технике массажа или попросить помощи у педиатра.
  • Гимнастика для ручек и ножек. Можно ежедневно выполнять легкие упражнения с разведением ножек и ручек. Полезно класть кроху на фитбол (большой надувной мяч) животиком или спинкой, покачивать из стороны в сторону, вперед-назад, пружинить.
  • Полезны разговоры и разные звуки. Важно произносить звуки и слова, четко артикулируя, чтобы малыш пытался их повторять. Полезно петь песни, читать стишки. Можно использовать погремушки или колокольчики, чтобы привлекать внимание крохи. Нужно издавать звуки вне поля зрения ребенка, чтобы он поворачивал головку на звук.
  • Предметы и их свойства. Найдите безопасные для ребенка предметы, чтобы класть их ему в ручки, рассказывать об их свойствах. Например, можно использовать деревянные кубики, клубки с нитками, различные пластиковые емкости.

Можно подбирать любые виды деятельности, которые интересны именно вашему малышу и занимают его внимание.

Поделиться

Основные этапы развития ребенка от 0 до 3 месяцев

Вы уже видели первую настоящую улыбку своего ребенка? Это важный переломный момент и для вас, и для малыша. Даже если раньше у вас были какие-то сомнения, при виде этой первой неуверенной улыбки вы вдруг поймете, что все бессонные ночи и суматошные дни первых недель имели смысл, и сделаете все возможное, чтобы ваш малыш улыбался все чаще.

А ребенок неожиданно обнаружит, что с помощью простого движения губ он может с вами «разговаривать», потому что благодаря своим улыбкам он получает еще больше внимания и чувствует себя еще лучше. Его растущая социализация служит еще одним подтверждением того, что ему нравится этот новый опыт, и он его ценит. Расширение кругозора благодаря подобным впечатлениям не только доставляет радость вам обоим, но и имеет большое значение для общего развития ребенка.

Конечно, как и взрослые, младенцы предпочитают одних людей другим. И любимцами ребенка, естественно, будут его родители. Затем, в возрасте примерно трех или четырех месяцев, младенцы начинают интересоваться другими детьми. Если у ребенка есть братья или сестры, вы заметите, что, как только они начинают с ним разговаривать, он расплывается в улыбке. По мере взросления интерес к детям будет только расти.

Бабушек и дедушек или знакомую няню ребенок поначалу может встретить нерешительной улыбкой, но, поиграв с ними какое-то время, малыш начнет гулить и «говорить» на языке телодвижений. Хотя пока это проявляется не очень явно, ребенок, несомненно, все сильнее привязывается к самым близким для него людям.

По мере взросления ребенка способы вашего с ним общения будут меняться в соответствии с его потребностями и желаниями. Общаясь с ребенком изо дня в день, вы заметите, что в его потребностях можно выделить три общих уровня:

  • В случае острой потребности он даст вам об этом знать особым, характерным только для него образом, возможно, с помощью крика, плача или отчаянных телодвижений. Со временем вы научитесь распознавать эти сигналы настолько быстро, что в большинстве случаев сможете удовлетворять потребности ребенка практически до того, как он сам поймет, что ему нужно.
  • Если ребенок спокойно спит или развлекает сам себя, вы можете быть уверены, что в данный момент все его потребности удовлетворены. Во время самостоятельных игр ребенка у вас есть отличная возможность понаблюдать (издалека) за тем, как у него формируются важные новые навыки, такие как способность играть самому, доставать предметы, следить за ними или манипулировать руками.
  • Каждый день будут периоды, когда очевидные потребности ребенка удовлетворены, а он все равно капризничает или ведет себя беспокойно. Об этом могут свидетельствовать хныканье, возбужденные движения или приступы бесцельной активности, сменяющиеся мгновеньями спокойствия. Возможно, ребенок сам не будет знать, чего хочет, а помочь его успокоить может одна из перечисленных ниже мер: иногда может сработать игра, разговор, пение, качание или хождение с ребенком на руках, а в других случаях наилучшего результата вы сможете добиться, просто изменив положение ребенка или позволив ему дать выход беспокойству. Какими бы трудными ни были эти периоды, благодаря им вы много узнаете друг о друге. Вы поймете, какой вид укачивания нравится вашему малышу, какие смешные рожицы или голоса его больше всего забавляют и на что ему больше всего нравится смотреть. Ваш ребенок узнает, что ему нужно сделать, чтобы вы ему ответили, что вы пойдете на многое, чтобы доставить ему удовольствие, а также выяснит пределы вашего терпения.

Со временем его нервная система также станет более зрелой, в результате чего он сможет лучше справляться с повседневными неприятностями самостоятельно. Лучше контролируя свое тело, ребенок сможет совершать больше действий, чтобы развлечь и успокоить самого себя, и будет меньше расстраиваться. Периоды, когда малыша будет особенно сложно удовлетворить, вероятно, не исчезнут полностью на протяжении еще нескольких лет, но по мере увеличения его активности отвлекать его станет проще.

В первые месяцы жизни не бойтесь испортить ребенка, уделяя ему слишком много внимания. Чем быстрее и последовательнее вы будете успокаивать ребенка в первые шесть месяцев, тем менее требовательным он, вероятно, будет, когда станет старше. Помогая ему в приобретении ощущения безопасности сейчас, вы закладываете основу для формирования у него чувства уверенности и доверия, которые помогут ему постепенно отделиться от вас и стать сильной, независимой личностью.

Обучение, игра и ваш ребенок в возрасте от 1 до 3 месяцев (для родителей)

Отзыв: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины

на испанском языке Aprendizaje, juego y su hijo de 1 a 3 meses

Научившись распознавать ваш голос, ваше лицо и ваши прикосновения и ассоциировать их с комфортом, ваш ребенок начнет еще больше реагировать на вас в течение этих месяцев — и даже подарить тебе улыбку!

Младенцы этого возраста больше времени бодрствуют и проявляют больше любопытства к тому, что их окружает. Они становятся сильнее и начинают координировать движения. Поощряйте процесс обучения, разговаривая с малышом, реагируя на любые голосовые выражения и предлагая красочные игрушки, соответствующие возрасту.

Чему учится мой ребенок?

В первый или два месяца жизни новорожденные зависят от других, которые ведут взаимодействие. Но к концу третьего месяца ваш ребенок будет привлекать вас мимикой и вокализацией. Вы начнете видеть, как проявляется личность вашего ребенка!

Ваш малыш будет внимательно следить за выражением вашего лица и слушать ваш голос, отвечая вам звуками и бульканьем. Примерно в 2 месяца дети кажутся счастливыми, когда видят воспитателей и улыбаются, когда они говорят или улыбаются им.

Младенцы тоже начинают разжимать и сжимать кулачки. Это означает, что они могут держать погремушку в руках. Вскоре они обнаружат, что это они издают погремушку!

Как я могу помочь моему ребенку учиться?

Реагируйте на воркование и бульканье собственными звуками. Поощряйте ребенка продолжать «говорить». Таким образом, ваш малыш узнает о языке и двусторонней беседе.

Подарите малышу красочные игрушки различной текстуры, формы и размера, чтобы он мог их держать и исследовать. Это хороший возраст, чтобы ввести детский тренажерный зал с интересными предметами, которые свисают, чтобы ваш ребенок мог похлопать по ним. Или держите игрушку вне досягаемости, чтобы ребенок мог до нее дотянуться, шлепнуть и попытаться схватить. Но не привязывайте игрушки к кроваткам или другому детскому оборудованию — ваш ребенок может в них запутаться.

Следите за признаками — суетливостью, ерзанием или плачем — что ваш малыш может быть готов к перерыву.

Как я могу помочь моему ребенку играть?

Другие идеи для поощрения вашего ребенка учиться и играть:

  • Слегка хлопните в ладоши вашего ребенка или вытяните руки (скрещенными, широко разведенными или над головой).
  • Аккуратно двигайте ножками ребенка, как будто крутите педали велосипеда.
  • Используйте любимую игрушку, чтобы ваш ребенок сосредоточился на ней и следил за ней, или встряхните погремушку, чтобы ваш ребенок нашел ее.
  • Сделайте разные выражения лица, чтобы ваш ребенок мог подражать им.
  • Поговорите со своим малышом и позвольте ему ответить.
  • Прочтите своему малышу.
  • Во время бодрствования дайте ребенку полежать на животе, чтобы укрепить шею и плечи. Всегда контролируйте своего ребенка, когда он «лежит на животе», и будьте готовы помочь, если он устанет или расстроится в этом положении. Никогда не укладывайте ребенка спать на живот. Младенцы должны спать на спине, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС).

Когда следует звонить врачу?

Существует широкий диапазон нормального развития, поэтому некоторые дети могут овладеть навыками раньше или позже, чем другие.

Поговорите со своим врачом, если у вас есть какие-либо опасения по поводу того, как ваш ребенок видит и слышит, или если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу развития вашего ребенка.

Проверил: Mary L. Gavin, MD

Дата проверки: май 2022 г.

Развитие вашего трехмесячного ребенка

В этой статье

  • Что мой ребенок может делать в этом месяце?
  • Когда мой ребенок сможет устойчиво держать голову?
  • Когда мой ребенок сможет переворачиваться?
  • Когда мой ребенок будет спать всю ночь?
  • Мой ребенок уже привязался ко мне?
  • Стоит ли читать ребенку?
  • Как я могу помочь своему ребенку понимать и использовать слова?
  • Как развивается осязание у моего ребенка?
  • Нормально ли развивается мой ребенок?

Что мой ребенок может делать в этом месяце?

Скорее всего, сейчас ваш ребенок уже болтает с вами. Вы можете помочь развить ее языковые навыки, разговаривая с ней в течение дня. Попробуйте описать, что вы делаете, даже если это просто загрузка стиральной машины.

Вы также можете заметить, как ваш ребенок с энтузиазмом машет ручками и пинает ножками (Sheridan 2008). И если вы поднимете ее так, чтобы ее ступни касались пола, она должна теперь оттолкнуться ногами.

Ваш ребенок также может складывать обе руки вместе, разжимать кулачки и играть пальцами (Sheridan 2008). Она может даже использовать сжатый кулак, чтобы бить по висящим игрушкам. Вы можете помочь ребенку развить зрительно-моторную координацию, протягивая ему игрушку, чтобы посмотреть, схватит ли он ее.

Когда мой ребенок сможет устойчиво держать голову?

Ваш ребенок становится сильнее. В течение этого месяца она может быть в состоянии поднять голову, лежа на спине, и удерживать ее в течение нескольких минут. Если она сидит с поддержкой, она может быть в состоянии держать голову ровно и прямо.

Когда она лежит на животе, вы можете увидеть, как она поднимает голову и грудь, как будто начинает отжиматься (Шеридан, 2008). Вы можете подбодрить ее, сев перед ней и покрутив игрушку, чтобы посмотреть, подтолкнет ли она себя к ней. Предоставление ребенку достаточного количества времени на животике будет способствовать укреплению и развитию мышц головы и шеи.

Когда мой ребенок сможет переворачиваться?

Если вы положите ребенка на живот, он может удивить вас, перевернувшись на спину. Это связано с тем, что ее тазобедренные, коленные и локтевые суставы становятся сильнее и гибче, и ей становится легче подниматься.

Ваш ребенок может научиться переворачиваться без предупреждения, удивив вас и ее! Так что на всякий случай стоит начать менять ей подгузник на полу, когда это возможно. Если вы не можете переодеть ее на полу, не оставляйте ее без присмотра при смене подгузника на возвышении.

Когда мой ребенок будет спать всю ночь?

Примерно с этого момента недосыпающие родители наконец-то получат передышку. Будем надеяться, что к трем-четырем месяцам режим сна вашего ребенка начнет стабилизироваться. Некоторые младенцы в этом возрасте могут даже спать всю ночь, хотя большинство младенцев все еще будут просыпаться для ночного кормления, по крайней мере, еще несколько месяцев.

Если ваш ребенок все еще не дает вам спать по ночам, помните, что этот этап не будет длиться вечно (NHS 2015a)!

Детский сон: от 3 до 9 месяцев

К трем месяцам ваш ребенок может спать дольше. Узнайте все, что вам нужно знать о ее сне. Больше детских видео

Мой ребенок уже привязался ко мне?

К тому времени, когда ей исполнится три месяца, ваш малыш будет знать, что вы особенный. Вероятно, она по-прежнему будет улыбаться незнакомцам, особенно когда они смотрят ей прямо в глаза и разговаривают с ней (ICAN 2011, Sheridan 2008). Но она начинает разбираться, кто есть кто в ее жизни, и у нее определенно есть любимчики.

Часть мозга, отвечающая за зрительно-моторную координацию и позволяющая ребенку распознавать объекты (теменная доля), сейчас быстро развивается. И часть мозга, отвечающая за слух, язык и обоняние, височная доля, тоже стала более активной. Поэтому, когда ваш ребенок сейчас услышит ваш голос, он может посмотреть прямо на вас и начать булькать или даже попытаться возразить (ICAN 2011, Sheridan 2008).

Стоит ли читать ребенку?

Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы понимать сказки, но чтение вашему ребенку — прекрасный способ сблизиться с ним и помочь ему развить хорошие языковые навыки в будущем (Duursma et al 2008, NHS 2015b, Sheridan 2008) .

Попробуйте изменить высоту голоса и петь, чтобы заинтересовать ребенка. Если она смотрит в другую сторону или теряет концентрацию, возможно, она перевозбудилась или устала. Попробуйте что-нибудь другое или просто дайте ей время отдохнуть.

Если вы еще этого не сделали, сейчас самое время ввести сказку в ритуал укладывания ребенка спать. Есть много хороших книг, которые можно прочитать ребенку. Выбирайте тканевые или картонные книги с большими яркими картинками или фотографиями, о которых можно рассказывать (GOSH 2016).

Вы также можете купить книгу для детей старшего возраста. Пока он имеет четкие, четкие изображения и яркие цвета, он по-прежнему будет очаровывать вашего ребенка. Вы даже можете читать свой любимый журнал. Ваш ребенок все равно будет наслаждаться ритмом вашей речи, даже если он не понимает слов.

Как я могу помочь своему ребенку понимать и использовать слова?

Теперь, когда ваш ребенок бормочет и булькает, разговор с ним поможет ему лучше понимать разные слова и звуки (ICAN 2011).

Общение с ребенком во время игр и повседневных действий, таких как смена подгузников и одевание, поможет развить его коммуникативные навыки и побудит его к самовыражению (NHS 2015c, Sheridan 2008). Даже поход в магазин может стать поводом для начала разговора с малышом. Пока вы бродите по проходам, показывайте ей предметы и называйте их, когда кладете их в тележку (NHS 2015c).

Вашему малышу понравится слушать ваши разговоры, когда вы с друзьями и семьей. Она еще не может повторять ни одного слова, но начинает хранить всю информацию в своей быстро развивающейся памяти.

Если в вашей семье говорят на двух языках, постарайтесь сделать так, чтобы она регулярно слышала разговоры на обоих языках с самого рождения (King and Fogle 2006). Понимание и умение говорить на нескольких языках расширит ее лингвистические навыки, а знание другого языка может помочь ей в знании английского языка (NHS 2015c).

Как развивается осязание у моего ребенка?

Вы можете заметить, что ваш ребенок пытается протянуть руку и коснуться предметов поблизости. Вы можете стимулировать ее осязание, используя различные материалы для игры. Попробуйте использовать искусственный мех, ткань, войлок, бархат и полотенце или поищите книги с разными текстурами.

Ваш малыш любит ваши прикосновения. Поглаживание, переноска, массаж, поднятие и качание вашего ребенка могут помочь ему расслабиться и даже повысить его бдительность и концентрацию внимания.

Вы и ваш партнер можете продолжать проводить время с ребенком кожа к коже до тех пор, пока ей это нравится. Если вы кормите грудью, у вас будет возможность при каждом кормлении наслаждаться этим близким временем с ней. Если вы или ваш партнер кормите ребенка смесью, расстегните рубашку и прижмите его к себе, когда вы даете ему бутылочку, это также даст вам обоим преимущества контакта кожа к коже. Вы также можете вместе принять ванну или просто насладиться множеством близких и любящих объятий.

Нормально ли развивается мой ребенок?

Каждый ребенок уникален и проходит физические этапы в своем собственном темпе. Это просто рекомендации того, что ваш ребенок может сделать, если не прямо сейчас, то в ближайшее время.

Если ваш ребенок родился преждевременно (до 37 недель беременности), вы, вероятно, обнаружите, что ему нужно больше времени, прежде чем он сможет делать то же, что и другие дети его возраста. Вот почему большинству недоношенных детей врачи дают два возраста:

  • Хронологический возраст, который рассчитывается по дате рождения вашего ребенка.
  • Скорректированный возраст, который рассчитывается на основе даты родов вашего ребенка.

Вы должны измерять развитие вашего недоношенного ребенка по его скорректированному возрасту, а не по фактической дате рождения. Ваш врач и патронажная сестра также оценят развитие вашего недоношенного ребенка с момента, когда он должен был родиться (Hall and Elliman 2006).

Если у вас есть какие-либо вопросы о развитии вашего ребенка, поговорите со своим врачом или патронажной сестрой.

Вернуться к двум месяцам

Вернуться к четырем месяцам, чтобы узнать, что ваш ребенок может делать дальше!

Каталожные номера

Дуурсма Э., Августин М., Цукерман Б. 2008. Чтение детям вслух: доказательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *