Игры на развитие мелкой моторики в подготовительной группе – , . , — .

Содержание

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Игры, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики,воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков

самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

  • Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.
  • Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.
  • Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов.
  • Перекатывание карандаша (с гранями) между пальцами.
  • «Повтори движение».

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

  • Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму, то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки, или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).

  • Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки.

 Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

 Вас уколет можжевельник».

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

 И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам,

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?».


Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

 Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

nsportal.ru

Картотека игр по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

1. Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости.

2. Упражнение с пинцетом

Понадобится пинцет и емкости для перекладывания (бусин, круп и т.д.) можно сортировать по цвету, форме, размеру предметов.

3. Упражнение с прищепками

1 вариант: Понадобятся разноцветные прищепки. Можно цеплять на веревочку, картонную коробку (одноразовый контейнер). Можно подбирать прищепки по цвету или вырезать из картона бабочку, сердцевина цветка, солнце и т.д. и с помощью прищепок доделать фигуры (крылья, лучики, лепесточки и т.д.).

2 вариант: Проговаривать стихотворения с помощью прищепок (на каждый слог прищемляем палец выполнить с каждой рукой поочередно).

4. Нанизывание бусинок сделанных из трубочек для коктейля.

Разрезать на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку или шнурок эти кусочки.

5. Упражнение «Золушка».

Требуется рассортировать различные виды семян, можно и с помощью пинцета.

6. Упражнение со скрепками

1 вариант: Цветные скрепки цеплять за полоску цветного картона соответствующего цвета.

2 вариант: Можно соединять скрепки, между собой делая цепочку (соединить столько скрепок, сколько слогов в слове).

3 вариант: Разложить скрепки по цветам.

7. Упражнение с зубочисткой

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена посмотреть рисунок на просвет.

8. Упражнение с песком (манкой)

1 вариант: В коробку из — под конфет насыпать песок (манку) и предложить ребенку рисовать пальцами.

2 вариант: В емкость насыпать песок (манку) положить игрушки из киндера. Можно искать игрушки, закрытыми глазами доставать игрушку и составлять с ней предложения или рассказ.

3 вариант: Через трубочку подуть плавно на песок.

9. Наматывание ниток

Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

10. Игры с пуговицами

Предложите детям выложить различные фигуры с помощью пуговиц.

11. Игры с макаронами

1 вариант: Нанизывать различные макароны на шнурок в любой последовательности.

2 вариант: Нанизывать столько макарон, сколько слогов в слове, придумать слово с определенным звуком и нанизывать макаронину на каждое придуманное слово, нанизываем макаронинки и считаем н-р: одна ворона, две вороны …… десять ворон.

12. Игры со счетными палочками

С помощью счетных палочек выложить фигуры, достроить квадрат, треугольник до другого предмета.

13. Массаж с помощью грецкого ореха

С помощью грецкого ореха осуществляем массаж ладоней и при этом можно проговаривать стихотворения, скороговорки и т.д.

14. Массаж с помощью губок

Губки для мытья посуды имеют две стороны (гладкую и жесткую). Массировать руки сначала жесткой стороной, а затем мягкой.

15. Массажные шарики СУ — ДЖОК

Использование такого вида массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. С помощью массажных шариков осуществляется массаж рук, а так же в этот момент можно проговаривать стихотворения, скороговорки. А массажными кольцами массировать пальцы и произносить определенные звуки, слоговые ряды, чистоговорки и т.п.

16. Массаж с использованием морской соли для ванн

На поднос насыпать крупную морскую соль без добавок и выполнять различные упражнения (движение ладонями вверх — вниз, влево — вправо, втирание морской соли и т.д.).

17. Сухой бассейн из фасоли

В емкость насыпать фасоли.

Варианты игры:

— «Солим щи» ребенок выполняет перетирающие движения тремя пальцами.

— «Повар» ребенок выполняет круговые движения кистью в бассейне по часовой стрелке и против нее. «Варим, варим, варим щи. Щи у Вани хороши».

— «Веник» ребенок положил ладони на дно и выполняет движения вперед-назад, влево – вправо.

— «Тучка и дождик» ребенок сильно сжимает фасоль в кулачке, т.е. с напряжением (имитация тучки) и постепенно расслабляет ладонь, и фасоль медленно падает на поверхность бассейна.

«Найди игрушку» закрытыми глазами ребенок достает игрушку из бассейна и должен составить с ней предложение или рассказ.

18. Покормим куклу

Взять пластмассовую бутылку вырезать отверстие под рот, нарисовать глаза и предложить накормить куклу Машу крупами (мелкой вермишелью, рисом, фасолью и т.д.), но кормить так чтобы ничего не падало на стол. Можно усложнить игру и кормить с помощью пинцета.

19. Контрастотерапия (Гидротерапия)

Использование контрастных ванн для кистей рук. Теплая вода 45 С, холодная 16 С. стимулирующий эффект основан на воздействии холода и тепла на нервные окончания. проводится 10 сеансов до 5 минут. Данную технику эффективно использовать с детьми во второй половине дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей, не чаще 2-3 раз в неделю. Можно использовать любые игрушки, губки и т.д.

20. Кинезитерапия

Кинезитерапия от греч. kinesis — движение, therapia — лечение. Использование различных как пальчиковых игр, так и артикуляционных.

«Карусель». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

«Снеговик». В положении стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат, как лужица воды.

«Рожицы». Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

«Умывание лица». Приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

«Змейка-1». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

«Непослушный язык». Движения языком в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.

«Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

«Фокусник». Ребенок закрывает глаза. Инструкция: «Попробуй опознать небольшой предмет, который дадут тебе в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Другой рукой нарисуй его на бумаге (промаши в воздухе)».

 21. Игры-шнуровки

Использование различных шнуровок как покупных, так и сделанных своими руками.

22.Упражнения с использованием ваты.

Можно предложить щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

23. Игры с веревочкой (ниткой, шнурком)

Можно предложить выложить любую фигуру с помощью веревки; наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках разные узелки и распутывать их.

infourok.ru

Консультация (подготовительная группа) по теме: Игры и упражнения для развития мелкой моторики

       Уважаемые родители! Если Вы хотите, чтобы Ваши дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны, тогда

им необходимо немного помочь подготовиться к обучению в школе. В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части:

  — развитие речи и интеллектуальных способностей,           — развитие познавательной  

 — активности

— мелкой моторики.

     Что такое мелкая моторика? Это умение совершать точные движения пальцами рук. Чем больше малыш работает своими пальцами, тем раньше развивается уровень и темп речи. Я предлагаю Вам игры и упражнения для развития мелкой моторики с нестандартным оборудованием.

1. Пальчиковая гимнастика и массаж рук.

Сжимание и разжимание резиновой игрушки, катание в ладошках массажного мячика, грецкого ореха.

2. Рисунки из прищепок.

Многократное повторение движения сжимания и разжимания тренируют кончики пальцев рук. Оказывает тонизирующий массаж, желательно, чтобы ребёнок работал обеими руками.

3. Пластилиновые рисунки.

По листу картона равномерно распределять пластилин.

4. Счётные палочки или спички.

Выкладывание различных фигур, букв с помощью счётных палочек или спичек.

5. Рисунки на крупе.

На поднос тонким слоем насыпать манку, или другую крупу.

Предложить ребенку нарисовать пальчиком геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры.

6. Бусы.

Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Нанизывать макароны на шнурок. Бусы можно покрасить аэрозольной краской из баллончика.

7. Золушка.

Эти игры хороши для развития осязания. Смешать разноцветную фасоль, горох и разбирать в отдельные ёмкости по цвету.

8. Шнуровки.

Вырезать из картона шаблон башмачка, отверстия проколоть дыроколом. Зашнуровывать его.

9. Пазлы.

Разрезать цветную картинку из цветного журнала и предложить ребёнку собрать её.

10. Чудесный мешочек.

В непрозрачный мешок положить знакомые ребёнку предметы (мячик, кубик, расчёску, карандаш, ложку и др.) Ребёнок на ощупь должен определить, что это.

11. Рваные рисунки.

У ребёнка ещё развивается творческое воображение и целостное восприятие. Порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, затем наклеить их внутри контура предмета.

12. Игры с песком.

Здесь фантазия безгранична. Можно копать, пересыпать, закапывать, искать, строить (с водой, рисовать песком и на песке.

Дорогие родители!

Ежедневно предлагайте своим детям такие занятия.

Ведь такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук и Ваш малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его рук будут более уверенными.

 Играйте и фантазируйте вместе со своими малышами!

 

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

  МБДОУ ЦРР – д/с № 22

 Педагог — психолог

 Жукова А.А.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о