Интерпретация детских рисунков психология: Детские рисунки: значение и интерпретация. Психология.

Психологический анализ детского рисунка

Эволюция творчества «маленьких живописцев»

Маленький человек в силу своего возраста ещё не может выразить словами то, о чем, возможно, думает или что хочет сказать, поэтому рисунок для него не является искусством, это для него речь. Во время рисования на второй план уходит всё рациональное, уходят запреты и ограничения, и ребенок становится, абсолютно свободен.

Маленький художник с помощью рисунка демонстрирует сферу своих интересов.

До 3-х летнего возраста в рисунках преобладающими являются линии, круги, черточки, ребенок экспериментирует с карандашом или кистью.

Чаще всего сначала появляется рисунок, а потом малыш рассказывает о том, что это может быть. Замысел рисунка появляется к 4-м годам, в этом возрасте объектом внимания становится человек.

Замечание 1

Психодиагностика утверждает, что самой точной и достоверной информацией является рисунок человека.

Разница его со словесной информацией заключается в том, что рисунок надо уметь грамотно прочитать, потому что содержащаяся в нем информация «закодирована».

Используя психологические детские тесты по рисункам специалисты, да и внимательные родители, могут почувствовать настроение малыша, выявить его страхи, скрытое напряжение и, возможно, проблемы психического развития.

Представление о душевном состоянии ребенка хорошо дает рисунок семьи, причем рисунок надо попросить нарисовать так, чтобы все члены семьи занимались каким-либо делом. Лист бумаги и весь набор цветных карандашей или фломастеров, это то, что необходимо для рисования.

В ходе работы ребенка не надо ни торопить, ни комментировать рисунок. Когда работа будет закончена, самое время задать вопросы: кто изображен на рисунке и чем занимается каждый персонаж рисунка.

При анализе рисунка важно помнить, что всё его содержание и качество зависят от возраста художника.

Обычно человек на рисунке 3-летнего малыша изображается «головоногим» существом – голова и тело один «пузырь» с ножками. Иногда может быть нарисована и рожица.

Специалисты считают, что анализировать детский рисунок имеет смысл как минимум у 4-5-летнего ребенка. В этом возрасте человек изображается уже в виде двух овалов с ручками и палочками-ножками.

Голова, туловище, руки, ноги и глаза появляются на рисунках уже 5-летних детей.

В 6 лет к своему рисунку они добавляют нос, рот, пальцы, хотя количество пальцев существенной роли для художника не играет. Критерии умственного развития ребенка на рисунке видны к 7-ми годам, когда маленький художник из виду не упускает такие детали, как шея, волосы, одежда. Руки и ноги изображаются двойными линиями.

Рисунок 1. Детский рисунок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Цветовая интерпретация детского рисунка

Рисуя на листе бумаги, ребенок может пользоваться разноцветными карандашами.

Цвет психология трактует следующим образом — преобладающие в рисунке пастельные тона – голубой, розовый, лиловый говорят о гармонии и свободе личности. Таким малышам необходимы тактильные ощущения, их надо чаще обнимать и целовать.

Преобладание красного цвета говорит об открытости и активности малыша, его возбудимости, непоседливости и даже непослушании – это его индивидуальные особенности, которые не должны вызывать беспокойство. Такой ребенок полон энергии и во взрослой жизни сумеет добиться успеха.

Признаком уравновешенности в психологии является синий цвет, и если ребенок выполняет рисунок в синем цвете, то это говорит о том, что он спокоен и нетороплив.

Об упрямстве и настойчивости рассказывает зеленый цвет. Светло-зеленый оттенок предупреждает о необходимости защиты, темно-зеленый цвет – сигнал для родителей, ребенку необходимо внимание и любовь.

Если в детском возрасте любви и внимания ребенку не хватает, он вырастает замкнутым, поэтому в них необходимо воспитывать открытость и уверенность в защищенности.

Психология детского рисунка говорит о том, что желтый цвет – это цвет маленького мечтателя с живой фантазией и развитым воображением. Такие дети обычно любят играть в одиночестве. В качестве игрушек они могут использовать веточки, камешки, палочки.

Оранжевый цвет, говорят психологи – это цвет сильного возбуждения, ребенка, как правило, сложно успокоить и его энергию целесообразно направлять для помощи родителям, с учетом интереса ребенка.

Цветом чувствительности является фиолетовый цвет, который говорит о творческой натуре с богатым внутренним миром. Такой ребенок легкораним и больше других нуждается в поощрении.

Преобладание в рисунке коричневого цвета является показателем отрицательных эмоций, переживаний, проблем со здоровьем.

О замкнутости и отторжении говорит серый цвет, а черный является цветом стресса, угрозы и даже психологической травмы.

Замечание 2

Если в рисунке ребенка преобладающей является темная цветовая гамма, родителям надо обратиться к психологу.

Помимо цвета, который использует ребенок в своем рисунке, важную информацию несет и нажим карандаша.

Психологи рассматривают его следующим образом – робость и пассивность связана со слабым нажимом, постоянное пользование резинкой говорит о неуверенности и тревожности.

Сильный нажим, наоборот, является свидетельством эмоциональной напряженности. Нажим может быть таким, что бумага рвется, а это уже свидетельство конфликтности и гиперактивности.

Анализ рисунка ребенка

Рисунок ребенка необходимо интерпретировать и это могут сделать арттерапевты, психологи, социальные работники, обязательно учитывая при этом возраст малыша.

Эмоциональное неблагополучие проявляется, если нарисованные лица безрадостные или совсем отсутствуют, а также имеют угрожающую мимику и жесты. Однако один такой рисунок не является окончательным приговором ребенку.

Настороженность должны вызвать рисунки, нарисованные в разное время со сходной тенденцией к мрачности.

При анализе рисунка обращается внимание и на его структуру, т. е. реальное изображение на листе бумаги и реальная действительность.

Например, среди членов семьи ребенок изобразил своего младшего братишку, что будет говорить о ревности к нему, о недостатке внимания. Об этом же будет говорить и то, если маленький братик изображен крупнее по размеру, чем сам художник.

При изображении семейного рисунка отсутствует сам малыш, что является признаком одиночества – большой повод родителям задуматься об отношениях в семье.

О взаимоотношениях в семье хорошо говорит расположение на рисунке членов семьи.

Тот персонаж, который нежелателен, из рисунка удаляется, а любимые родственники, например, дедушка и бабушка, могут присутствовать на рисунке, несмотря на то, что живут далеко.

Рядом с собой ребенок изображает самого любимого родственника.

При психологической расшифровке детского рисунка необходимо обратить внимание на занятость изображенных членов семьи. Расположенные близко друг к другу, и вместе занимающиеся каким-то делом, является признаком благополучия в семье, а разрозненность персонажей свидетельствует о семейном разладе.

Родители могут самостоятельно анализировать рисунок своего ребенка, но главное заключается в том, чтобы ребенок рисовал с желанием и не отвлекался, а обстановка была в это время спокойная.

Психологи советуют обратить внимание на следующие факторы:

  • какова композиция рисунка – все ли члены семьи нарисованы, в центре или в уголке, хватило ли места для персонажей;
  • какова используемая ребенком цветовая гамма;
  • детали, на которые ребенок обращает повышенное внимание – руки, ноги, лицо персонажей, одинаков ли при этом нажим карандаша; изображено ли что-то лишнее, например, несуществующее домашнее животное, солнце в комнате, или кого-то из членов семьи не хватает;
  • какое место в рисунке ребенок отводит себе, как себя изображает, какие детали выделяет больше;
  • в каком порядке рисует малыш членов семьи – первый нарисованный персонаж для ребенка будет главным.

Детские рисунки. Основы анализа для родителей

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Детские рисунки. Основы анализа для родителей

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • детские рисунки

Рисование — одно из любимых занятий наших детей. Для каждого ребенка это полная свобода выражения творческой деятельности, открытие, к которому он будет возвращаться снова и снова на протяжении всей своей жизни. Рисуя, ребенок также выражает сферу своих интересов, а еще это прекрасный способ перенести на бумагу свое психоэмоциональное состояние.

Процесс рисования может быть полезным с многих сторон. Рисунок может…

  • объяснить динамику развития личности
  • проявить скрытые конфликты и проблемы
  • улучшить коммуникацию и способы выражения эмоций
  • облегчить психологический дискомфорт
  • укрепить чувство контроля над собственной жизнью

Эволюция детского рисунка

Мы часто храним первые шедевры наших детей, наблюдая, как первые каракули эволюционируют соответственно возрасту ребенка.

Стадия головастиков. Первые рисунки детей, как правило, изображают различные виды окружностей и «головастиков». Взрослея, наш «головастик» приобретает туловище и дополнительные черты. С возрастом ребенок научится изображать лицо человека полностью, постепенно добавляя в рисунок части тела.

С 7 лет дети переходят в стадию смешанного профиля. Голова изображается в профиль, а туловище и конечности фронтально. При этом черты лица удваиваются (дети изображают голову в профиль, но рисуют по два глаза). Это происходит, потому что дети пытаются нарисовать не то, что видят и помнят, а то, что ЗНАЮТ.

И только к 9 годам ребенок начинает осваивать

стадию правильной профильной ориентации.

Интерпретируем способ рисования

Способ рисования уже откроет для вас настроение ребенка. Поэтому в процессе наблюдайте не то, что ребенок рисует, а то, КАК он рисует. Воздержитесь от лишних вопросов, критики и руководства. Ребенка до определенного возраста бесполезно учить правильно рисовать. Детский рисунок — это скорее психическая реальность, нежели визуальные наблюдения.

Конечно, только по рисункам нельзя ставить диагнозов, но все же представляем вам несколько моментов, на которые можно обратить внимание.

  • Быстрое, небрежное выполнение рисунка может указывать на импульсивность.
  • Ребенок не рассчитал объем, рисунок не поместился на бумаге — возможно, его характеризует эмоциональная несдержанность.
  • Наклон персонажа на угол более 15 градусов говорит о нестабильности, отсутствии психического равновесия.
  • Большие размеры персонажа — экспансивность, слабый внутренний контроль.
  • Прозрачные элементы рисунка — незрелость, склонность к резкому проявлению своих чувств.
  • Чрезмерная штриховка — выражение тревоги (чем темнее, тем интенсивное представление).
  • Стирание — сознательный контроль, беспокойство.

Анализ рисунка

Жизнерадостные дети рисуют легко и непринужденно. Рисунок средний по величине, расположен по центру, с изображением частей тела соответственно его возрасту. Поза открытая, ноги и руки широко расставлены. Выражение лица изображенного персонажа иллюстрирует радость и гармонию.

Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые застенчиво занимают только маленькую часть листа. Такие дети часто изображают неустойчивые фигуры с крошечными ногами, что символично выражает нестабильность их личности и недостаток защищенности. Короткие руки — частый элемент в рисунках неуверенных детей. Это тенденция к отступлению, попытки тормозить импульсы.

Замкнутые дети часто пропускают изображение рук. Спрятанные руки за спину — застенчивость, необщительность. Отсутствие ладоней указывает на чувство неприспособленности и ощущение угнетения. Полное отсутствие рук указывает на чувство вины от ощущения враждебности. Однако здесь нужно учитывать возраст ребенка, так как пропуск рук в 6 лет может быть показателем застенчивости и пассивности, а в 10 лет пропуск верхних конечностей может говорить об отклонениях.

Агрессивные дети, напротив, тщательно выделяют руки и прорисовывают пальцы. Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии и желание побеждать. Четкое выделение пальцев символизирует неконтролируемый, взрывной характер, а также объясняет склонность к воровству. Изображение зубов свидетельствует о словесной агрессии.

Обратите внимание на рисунок тревожного ребенка. Тревога прослеживается в изображении отдельных черт лица: это выпученные глаза персонажа, взгляд в сторону (страх, подозрительность), затемнение пустых мест и чрезмерная штриховка.

Обязательно похвалите ребенка после выполнения рисунка. Сохраните его на память, детям нравится просматривать собственные шедевры, да и вам будет полезно сверить ранние и поздние рисунки и рассмотреть изменения. По возможности выделите в детской место для собственной галереи ребенка. Помните, даже в самых нелепых рисунках можно увидеть юного гения.

Эльнара Агаева, семейный психолог

Ключи для интерпретации детских рисунков

Однажды я устал быть взрослым. Я пошел за своими детскими вещами, чтобы найти то, что я потерял на пути роста! Мои родители всегда хранили мои драгоценные игрушки, куклы, LEGO, пазлы и каракули! Я хотел интерпретировать свои рисунки в детстве! Так вот, я тоже нашла две свои тетрадки, открыла их и внимательно посмотрела!

Мне было очень интересно, что форма и детали домов на моих картинах были совершенно одинаковыми. Кроме того, оранжевый был самым распространенным цветом, мой отец был самым большим человеком, а солнце было на правой стороне страницы.

Я догадался, что, возможно, за этими повторениями что-то стоит. Они могут показать, что происходило в моей голове в те дни. Итак, я начала читать о значении детских рисунков.

Теперь я хочу поделиться здесь своей информацией, и я думаю, что это стоит потраченного времени!

Что вы увидите в этом посте:

  1.  Введение: Расшифровка рисунка
  2. Каковы ключевые факторы в интерпретации детского рисунка?
  3. Заключение:

 Введение: Расшифровка рисунка

Психологи провели много исследований по интерпретации детских рисунков. Они считают, что поскольку дети не осознают своих чувств и не могут выразить их словами, рисование — хороший способ понять глубинный слой детского сознания.

По форме, интенсивности штрихов, цвету, размеру, положению и т. д. того, что рисует ребенок, мы можем многое узнать о нем/ней, например, о страхах, надеждах, мечтах или радостях. и понять их личность и их отношения с миром.

Каковы ключевые факторы в интерпретации детского рисунка?

Как уже упоминалось ранее, некоторые факторы важны для интерпретации картин ребенка:

  • Первое впечатление
  • Полность
  • Размер
  • Позиция
  • и цвета

Первый впечатлений:

. заставляет вас чувствовать себя подавленным или взволнованным? Ответ на этот вопрос даст вам первое представление о мировосприятии ребенка.

Полнота:

Если рисунок неполный или содержит нерешительные линии, это указывает на необходимость поощрения и показывает неуверенного в себе ребенка. Незаконченные рисунки — признак импульсивной личности. Кроме того, слишком большое количество исправлений и подчисток свидетельствует о высоком уровне беспокойства.

Размер:

Если объект рисуется большого размера, это значит, что он важен и имеет большую силу в сознании ребенка. Следовательно, маленький объект является противоположностью.

Должность:

Где на странице рисующий ребенок может показать свое мышление. Например, рисунок в левой части страницы указывает на застенчивого, замкнутого ребенка.

Вы также можете прочитать больше об этих факторах.

Цвета:

Цвет ребенок выбирает в зависимости от настроения и ума. Цвет интерпретируем, когда он доминирует во всех рисунках ребенка, а не только в одном. Это тот пункт, который мы подробно обсудим ниже!

В целом, яркие цвета говорят о спокойствии и внутреннем умиротворении детей, а также подключают их к эмоциям. С другой стороны, интенсивные и турбулентные цвета, т.е. краснеют формы, ранее желтевшие, символизируют внутренний конфликт и бедствие.

В другой классификации цвета делятся на две группы: теплые цвета и холодные цвета. К теплым цветам относятся красный, желтый и оранжевый, они раздражают и вызывают активность. Они несут свет и радость. С другой стороны, холодные цвета, включая синий, фиолетовый и зеленый, символизируют пассивное состояние и печаль. Теплые цвета указывают на экстраверсию, а холодные цвета указывают на интроверсию.


В детском саду ребенок предпочитает теплые и яркие цвета; в то время как ребенок под строгим контролем предпочитает холодный цвет, что связано с эмоциональными и психологическими проблемами.


В чем разница между мальчиками и девочками?

Девочки, как правило, используют больше цветов на рисунке, чем мальчики, отдавая предпочтение более теплым цветам, а мальчики предпочитают более холодные цвета.


 Обычный ребенок использует в своих рисунках в среднем 5 разных цветов; в то время как замкнутый ребенок не использует более одного или двух цветов.


Что означает каждый цвет в детском рисунке?

Самый простой шаг в интерпретации детских рисунков — знать цвета! Итак, что вы думаете о том, как цвета представляют личность вашего ребенка?

Зеленый :

Этот цвет имеет несколько общих значений: надежда, покой и чувство гармонии. Доминирует в спокойных и чувственных детских картинах. Он показывает желание ребенка быть любимым и замеченным, а слишком частое использование этого цвета может быть признаком тревожного расстройства разлуки или высокой зависимости.

 Синий:

Универсальное значение синего цвета — спокойствие, благополучие и расслабление. Это любимец застенчивого и замкнутого ребенка, а также чувствительного и вдумчивого. Чрезмерное использование синего цвета может быть признаком состояния, называемого энурезом. Синий цвет может повысить у детей чувство творчества.

Розовый:

Розовый означает мир, равновесие и эмоции. Этим пользуются дети, которым нравится жить в воображаемых мирах, и неважно, мальчики они или девочки. Это цвет воображения, поэтому частое использование этого цвета отражает потребность ребенка убежать от реальности.

Желтый:

Желтый символизирует радость, счастье, оптимизм, общительность, надежду и энергию. Это цвет с детскими характеристиками. Обычное использование желтого цвета показывает счастливых и оживленных детей, но его использование часто указывает на напряженность в окружающей среде или проблемы с властью.

Фиолетовый:

Это сочетание красного и синего, которое показывает конфликт и гомогенные тенденции. Если этот цвет преобладает в картине, то меланхолия является сильным догадкой и есть жизненная неудовлетворенность, которую мы должны скоро прекратить.

Красный:

Красный цвет вызывает раздражение. Часто встречается в детских рисунках. Красный можно интерпретировать двояко: при умеренном использовании он описывает энергию и страсть. Но если его использовать слишком часто, это может указывать на неуравновешенность, враждебность, агрессию и склонность к выражению эмоций.

Коричневый:

Этот цвет указывает на ответственность. Поэтому разумные и осторожные дети больше используют этот цвет. Чрезмерное использование коричневого указывает на то, что ребенок перегружен несоответствующими возрасту обязанностями.

Оранжевый :

Напоминает мне об удовольствии и активности. Оранжевый показывает стремление к прогрессу или ребенка, нуждающегося в общении с людьми. Когда ребенок чрезмерно употребляет апельсин, он может проявлять агрессию и раздражительность.

Белый:

Один из нейтральных цветов, значительное присутствие белого указывает на эмоциональный вакуум, неумение выражать эмоции. (конечно, некоторая пустота в картинах естественна)


отсутствие цвета свидетельствует об эмоциональном вакууме и асоциальных тенденциях.


Черный:

Согласно некоторым исследованиям, этот цвет указывает на тревогу, печаль и безнадежность ребенка. И, судя по некоторым другим, это связано с самооценкой и уверенностью в себе. Несмотря на этот конфликт, оба считают, что очень темная окраска — это предупреждающий знак!


Маленькие дети меньше используют черные карандаши в своих рисунках даже для рисования формы, это естественно и показывает, что эмоциональный аспект преобладает над интеллектуальным.

Со временем дети постепенно используют черные карандаши для рисования фигуры. Значит, интеллектуальный аспект побеждает эмоциональный.


Серый:

Это также нейтральный цвет и, как и белый, показывает неспособность выражать эмоции.


Предупреждение: если вы заметили, что ваш ребенок постоянно рисует монохромные цветовые схемы, вы должны быть осторожны с дальтонизмом, неврологическими расстройствами и другими психологическими расстройствами.


 Пример , интерпретация солнца в детских рисунках:
   

По мнению психологов, в детском рисунке солнце является символом родителей.

Если он находится за темной тучей или горой это означает что родителям не достаточно тепло.

Если ребенок использует красный или черный цвет для рисования солнца это означает сильный страх перед родителями.

Заключение:

Рисование — один из способов узнать о чувствах и эмоциях ребенка. пока мы интерпретируем детские рисунки, элементы часто повторяются. Лучше попросить ребенка объяснить свой рисунок, потому что мы можем получить самую достоверную информацию, и наша интерпретация станет более точной. Мы можем получить помощь от психологов таким образом. Конечно, лучше знать правила интерпретации детских рисунков!

Детские рисунки говорят многое о доме: NPR Ed: NPR

Детские рисунки говорят многое о доме: NPR Ed Быстрый рисунок первоклассника может многое рассказать исследователям о том, что происходит — или не происходит — дома.

Уилл Хантсберри

Примеры оценки семейного рисунка: Рисунок ребенка с минимальными показателями семейной дисфункции (вверху) и рисунок ребенка с повышенным уровнем семейной дисфункции (внизу).

В. Роджер Миллс-Кунсе скрыть заголовок

переключить заголовок

В. Роджер Миллс-Кунсе

Примеры оценки семейного рисунка: Рисунок ребенка с минимальными показателями семейной дисфункции (вверху) и рисунок ребенка с повышенным уровнем семейной дисфункции (внизу).

В. Роджер Миллс-Кунсе

Когда детям исполняется 6 лет, их рисунки имеют значение.

Не из-за этих лиловых единорогов или полосатых драконов, а из-за того, как дети рисуют себя и очень реальных людей в своей жизни.

В новом исследовании исследователи обнаружили, что дети, которые столкнулись с хаосом дома, включая высокий уровень шума, чрезмерную скученность, беспорядок и беспорядок, с большей вероятностью рисовали себя на расстоянии от родителей или намного меньшего размера по сравнению с ними. к другим фигурам.

В некоторых случаях эти дети рисовали себя с опущенными руками и равнодушными или грустными лицами.

Их рисунки были отражением этого простого факта: хаос дома означал, что родители меньше с ними взаимодействовали, и во многих случаях происходящее взаимодействие было короче и прерывалось.

В результате у детей обесценилось чувство собственного достоинства, говорит Роджер Миллс-Кунсе, который руководил исследованием с Бхарати Звара в UNC-Chapel Hill. Чтобы было ясно, Миллс-Кунс не обвиняла родителей или опекунов, а называла этот вид домашнего стресса «функцией бедности».

Исследователи усадили детей с маркерами и бумагой и попросили их нарисовать свои семьи. Без коучинга. Никаких других указаний.

Рисование обычно занимало 10 минут или меньше.

Шесть лет — это «золотая середина» для такого теста, говорит Миллс-Кунс. Любой моложе, и ребенок не может управлять своим карандашом. Чуть старше, и она начинает усваивать концепцию идеальной семьи, которая затем может повлиять на ее рисунки.

Многие психологи используют тесты по рисованию как субъективный способ понять жизнь детей дома. Новым здесь является то, что Миллс-Кунсе и его команда считают, что создали систему оценки рисунков 9.0251 объективно — короче , что позволяет любому клиницисту взглянуть на семейный портрет ребенка и сделать примерно такие же выводы.

«В качестве инструмента оценки это уже давно существует, — говорит он о тесте по рисованию, — но сейчас мы берем его и превращаем в исследовательский инструмент».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *