Как развить творческое мышление: Креативность: как развить креативное мышление

Содержание

Креативность: как развить креативное мышление

Светлана Белицкая

ищет творческий подход

Профиль автора

Креативность нужна не только художникам и артистам. Она помогает находить неочевидные решения проблем людям в совершенно разных сферах.

Раньше, чтобы развить креативность, ученые предлагали тренировать так называемое дивергентное мышление — способность находить как можно больше разных вариантов решения одной и той же задачи. Эффективность этого подхода сейчас под вопросом. Современный подход — нарративный метод, то есть сочинение историй. Рассказываем, в чем суть старого и нового метода развития креативности и какими упражнениями стоит воспользоваться.

Что считали креативностью раньше

В академических кругах креативностью называют способность генерировать новые полезные идеи. Ученые и психологи, которые опираются на это определение, считают: креативно только то, что можно применить на практике и сделать жизнь людей лучше. Например, более экологичный тип пакетов креативен, если вызывает желание им пользоваться. Если же никто не будет использовать эти экологичные пакеты, то креативности в идее нет.

Альтернативная точка зрения — креативно все, что ново. Насколько это новое полезно — неважно, а приверженность практичности тормозит творческий процесс. Если все время думать, как применить изобретение, можно лишь чуть-чуть улучшить старое — но не придумать новое. Такой взгляд на креативность свойственен художникам, композиторам и писателям — тем, кто занимается творчеством каждый день.

Раньше в науке преобладала точка зрения ученых, а опыт художников игнорировался. Поэтому методы развития креативности, как правило, схематичные и рациональные.

Почти все эти методы связаны с работой американского психолога Джоя Пола Гилфорда. В 1950-х годах он заметил: не все интеллектуальные способности людей можно оценить стандартными тестами IQ — и сформулировал теорию структуры интеллекта. Интеллект, согласно теории Гилфорда, — комбинации самых разных способностей. Их много: почти две сотни. Существуют они относительно независимо друг от друга, и одним тестом их не измерить.

/iq-and-wage/

Умный, но бедный: как интеллект влияет на зарплату

Креативность — один из интеллектуальных процессов, которые выделил Гилфорд. Точнее, дивергентное мышление — так ученый назвал способность находить множество вариантов решения одной задачи.

Чтобы оценить, насколько дивергентное мышление развито у конкретного человека, нужно задать ему открытые вопросы. Например, как можно использовать пластиковую бутылку. Или попросить перечислить как можно больше квадратных предметов. На такие вопросы нельзя просто ответить «да» или «нет», а дать один-единственный ответ — значит провалить тест.

«Дивергентное мышление как индикатор креативного мышления», статья об измерении креативного мышления

Пластиковую бутылку можно превратить в кашпо для растения или емкость для выращивания рассады, кормушку для птиц и корзинку для хранения. Особенно креативные люди делают из них мебель, теплицы, ловушки для мух и кукольные домики. В конце концов, пластиковую бутылку можно сдать на переработку. Вариантов решений много. Как много из них вы сможете предложить, зависит от развитости вашего дивергентного мышления.

Как развить дивергентное мышление

Дивергентное мышление — логичное и структурированное. Превратить его в методику развития креативности легко. Вот несколько самых распространенных упражнений.

  1. Простая генерация идей. Человека просят придумать как можно больше вариантов решения задачи.
  2. Мозговой штурм. Идеи придумывает не один человек, а целая команда. При этом ни один вариант не отвергается, даже если кажется безумным. Смысл — в самом процессе совместного генерирования идей.
  3. Улучшение деталей. Человек разбирает предмет на составные части и придумывает, как улучшить каждую деталь.
  4. Креативное использование предметов. Человек решает задачу или проблему, используя только то, что есть под рукой.

Концепция дивергентного мышления превращает творчество в рациональный процесс. А креативность — в навык, который можно измерить и развить с помощью простых инструкций. Но есть аргументы, которые ставят под сомнение идею, что творческое и дивергентное мышление — это один и тот же мыслительный процесс. Вот несколько из них.

Детская креативность устроена по-другому. Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто плохо отвечают на открытые вопросы и не способны применять дивергентные техники решения проблем вроде мозгового штурма. Зато они придумывают неожиданные, по-настоящему креативные истории. Их героями иногда становятся самые неожиданные объекты: домашние питомцы и мягкие игрушки, письменный стол и цветущие ромашки, а их приключения нередко достойны отдельной книги.

Через четыре-пять лет учебы в школе дивергентное мышление детей уже хорошо развито. Креативность — наоборот, падает. Пока неизвестно, с чем именно это связано: с возрастными особенностями развития когнитивных способностей человека или со спецификой общего образования. Главное — эта тенденция не значит, что взрослый человек теряет способность к творчеству, иначе не было бы ни романов Стивена Кинга, ни граффити Бэнкси, ни фильмов Уэса Андерсона.

/self-investment/

«Уровень жизни поднялся очень сильно»: лучшие инвестиции в себя

Искусственный интеллект не способен творить. Искусственный интеллект превосходит человека в дивергентном мышлении — но не в способности изобретать новое. Некоторые ученые и вовсе уверены: искусственный интеллект быть креативным не способен. Он никогда не научится создавать романы, бизнес-планы, научные гипотезы, технологические предложения, военные стратегии и планы по захвату мира, считает специалист в области нейронаук и литературы Ангус Флетчер.

Мелкие инновации не способствуют крупным прорывам. Исследователи креативности часто сталкиваются с парадоксом: мелких инноваций много, а прорывов нет. Возможное объяснение — человек с развитым дивергентным мышлением отлично умеет улучшать то, что уже существует. При этом он быстро отфильтровывает неудачные идеи — но создать что-то принципиально новое таким образом не получается. Иначе говоря, предложить тысячу креативных способов использования пластиковых бутылок — не то же самое, что придумать способ очищения планеты от пластика.

7 действительно хороших книг о психологии финансов

Что не так с дивергентным мышлением

Гилфорд и его последователи рассматривают мозг как компьютер, который поглощает данные через органы чувств, сохраняет их в памяти, а затем логически обрабатывает и принимает решение. Но компьютер находит ответ только на основе полученных данных и принимает решение. Если информация не поступает или ее недостаточно, машина молчит, потому что не способна придумать ничего нового.

Живая нервная система устроена иначе. Существует так называемая спонтанная активность нервных клеток — это когда они действуют, даже когда информации не поступает, и таким образом могут учиться.

Ученые обнаруживают эту способность у самых примитивных существ. Например, гидра — примитивное многоклеточное размером 1—20 мм, которое прикрепляется к растениям или грунту в озерах и поедает планктон, — может ни с того ни с сего выдвинуть щупальце направо и узнать, что щупальце там откусят. Больше выдвигать щупальце в эту сторону гидра не будет. Учиться так компьютер не способен: он не делает ничего, что заранее не запрограммировано.

/list/biases-and-money/

6 когнитивных искажений, которые заставляют нас больше тратить

Раньше спонтанную активность нейронов считали свойственной только примитивным организмам вроде гидры — поэтому сравнение нашего мозга с компьютером казалось логичным. Но в 2016 году ученые обнаружили нейроны, которые активируются спонтанно, в самой юной части человеческого мозга — неокортексе, который участвует в функциях высшего порядка — в познании, рассуждении и речи. Эволюция не уничтожила такие клетки, а переместила их в самую разумную часть нашего мозга.

Благодаря спонтанной активности нейронов человек способен находить выход из ситуации, в которой никогда раньше не оказывался. Представьте группу первобытных людей, которые шли с экватора на север. Они столкнулись с холодом и снегопадом — и выжили. Опыта жизни в холодном климате у них не было, но они смогли приспособиться, найти новые способы существования. Это и есть креативность, на которую способен человек, а не компьютер. Будь человеческий мозг подобен компьютеру, он бы продолжал обрабатывать старые данные, которые не подходят к северной реальности.

Новый подход к развитию креативности

Ученые ищут новые концепции креативности — и новые способы развивать этот навык и придумывать по-настоящему инновационные идеи. Один из самых интересных и многообещающих — тренировка нарративного мышления, то есть сочинение историй.

Нарратив — это повествование, история о чем-то. Мы пользуемся такими историями каждый день. Чтобы рассказать другим о себе, нам приходится превращать события из своей жизни в повествование. Чтобы иметь цельное представление о себе как о личности, мы превращаем свои переживания в истории, а они причудливым образом связываются друг с другом, переплетаются и формируют нашу идентичность.

/list/creativity-apps/

6 сервисов для развития логики, критического и креативного мышления

Но самое важное — через повествование мы познаем мир. Нарратив помогает изучать самые разные ситуации, которые могут случиться. Когда они действительно происходят — реагировать на них максимально эффективно. С этой точки зрения наше взаимодействие с нарративами выглядит так.

  1. Знакомство. Человек узнает множество историй — с разными сюжетами, разными способами осмысления этих событий и разными реакциями на них.
  2. Выбор нарратива. Человек понимает, как точнее всего описать то, что происходит с ним, — то есть выбирает из множества нарративов тот, который лучше всего подходит его ситуации.
  3. Претворение нарратива в жизнь. Человек действует так, как подсказывает подходящий вариант повествования.

Сочинять истории и таким образом развивать креативность предлагают американские специалисты в области нейронаук и сторителлинга Ангус Флетчер и Майк Бенвенист. Техники, которые они советуют, отражают сюжеты, которые чаще всего встречаются в мировой литературе. И одновременно — эволюционные приоритеты человеческого мозга: внимание к новым местам обитания, людям и событиям как потенциальным источникам опасностей и возможностей.

Выполнять эти упражнения можно любым удобным способом: записать на бумаге, напечатать на компьютере, зарисовывать в виде скетча. Литературные и художественные способности значения не имеют. Важно добиться связности и эмоциональной насыщенности рассказа, а не красоты.

/list/mindmap/

Вместо ежедневника и стикеров: 5 сервисов, которые запомнят ваши идеи

Время, которое рекомендуют потратить на выполнение каждого задания изобретатели метода, — от 30 до 120 минут. Как часто выполнять упражнения, остается на ваше усмотрение, но лучше сделать упражнения не один раз, а несколько. А если какая-то из техник вам понравится — что вполне возможно, ведь они похожи на игру, — попробуйте делать ее регулярно, например раз в месяц.

ТЕХНИКА 1

Построение мира

Приоритет нашего мозга — внимание к новым местам обитания: новая среда — всегда источник угроз и неожиданных ресурсов. Но чтобы учиться ориентироваться в незнакомой среде, человеку необязательно быть в ней физически. Книги погружают читателя в новый мир и описывают необычные явления. Например, ураган, который уносит человека в волшебную страну, как в книге «Удивительный волшебник из страны Оз». Или авиакатастрофу, из-за которой обычные люди оказываются на мистическом острове, как в сериале «Остаться в живых». Когда мы придумываем или читаем такие описания, наш мозг прорабатывает разные возможности существования в необычных условиях и готовится к ним.

Что делать. Придумайте, какой будет новая реальность, если в существующем мире что-то радикальным образом изменится. Например, какой будет жизнь человека, если виртуальная реальность станет такой же осязаемой, как реальный мир. Можно представить и описать, сколько времени люди будут проводить в виртуальной реальности, что они будут там делать, как это повлияет на работу и секс, политику и этические нормы.

/how-to-read/

Как мотивировать себя больше читать и собрать собственный книжный клуб

ТЕХНИКА 2

Смена перспективы

Внимание к людям как возможным конкурентам, противникам и союзникам — еще один приоритет для мозга. Литература помогает и с этим: она реконструирует внутренний мир других людей так, чтобы мы могли лучше их понимать. Чтобы изменить перспективу, писатели рассказывают о чувствах и мыслях, истории и мотивах персонажа. Рассказчик и читатели будто перемещаются в тело другого человека. Узнав персонажа изнутри, они узнают, почему он поступает так, а не иначе, и учатся смотреть на мир чужими глазами.

10 вредных книг о психологии

Что делать. Устроить игру с напарником. Суть игры в том, чтобы один человек объяснял, как он думает, а другой — перенимал его мотив, причинно-следственное мышление, и действовал в соответствии с ним. Первый человек может играть роль руководителя, второй — его помощника. «Руководитель» устраняет выдуманную рабочую проблему и объясняет «партнеру» свою логику. «Партнер» перенимает его взгляд и пробует решить другие проблемы так, как это сделал бы «руководитель».

Когда Ангус Флетчер и Майк Бенвенист применяли эту технику для обучения креативности сотрудников крупной компании, они предложили «руководителю» придумать, как сократить время обслуживания в автоцентре, у которого 300 магазинов. «Руководитель» решил, что нелогичный, но наиболее эффективный способ решить проблему — децентрализовать рабочие процессы. Он пояснил его логику. Потом его «партнер» применил тот же способ рассуждения, чтобы решить другие кейсы, например как запустить медиастудию на развивающемся рынке.

ТЕХНИКА 3

Техники генерации действия

Любое необычное событие — потенциальный источник опасностей и возможностей. Чтобы выжить, мы должны реагировать на них быстро и эффективно — и это еще один приоритет для мозга. Литература представляет возможные варианты будущих действий и готовит нас к ним. Прежде всего — через разные конфликты, лежащие в основе сюжетов. Герои могут конфликтовать между собой. Или конфликт может быть внутренним: ценности и желания персонажа не согласуются друг с другом, и в его душе разворачивается настоящая битва.

Что делать. Представьте, как будет действовать известный человек или персонаж книги в необычных для себя обстоятельствах. Например, если бы Гарри Поттер стал президентом США, какие бы решения он принял. Ситуация должна быть максимально далекой от героя. Иначе пользы от практики не будет: отдаленность создает конфликт. Прежде чем придумывать историю, обязательно изучите и героя, и ситуацию, в которую его помещаете. Или выбирайте действующих лиц и локации, о которых вы уже много знаете.


Как развить творческое мышление и научиться придумывать оригинальные идеи


Ирина Балманжи

Сегодня в социальной сфере, экономике, образовании и промышленности преуспевают наиболее креативные и неравнодушные люди. Логическое мышление необходимо, но только его одного уже недостаточно. Организации ищут сотрудников, которые умеют находить нестандартные решения. К счастью, любой человек может развить творческие способности. Как именно? Читайте об этом в нашей новинке «Гибкий ум». А сейчас — несколько советов и упражнений из нее.

«Освободите» мысли

При решении проблем мы опираемся на прошлый опыт, то, что случалось ранее или с чем мы когда-то имели дело. Неосознанно мы спрашиваем себя: чему я научился в жизни? После этого выбираем самый многообещающий подход и отвергаем остальные.

Такое мышление лишено гибкости, оно порождает стандартные и неоригинальные идеи. Решения, найденные с его помощью, в точности повторяют наш прошлый опыт или — по меньшей мере — внешне похожи на него.

При творческом подходе мы не бросаемся на проблему, вооружившись прошлым опытом, а задаемся вопросом: сколько есть точек зрения на нее, способов ее переосмысления и решения? Цель — придумать как можно больше ответов, в том числе нешаблонных.

Источник

Одна из форм творческого мышления — концептуальное смешение — позволяет проводить ассоциации между разными темами. Дети в этом — настоящие эксперты. Их мысли похожи на воду: такие же чистые, текучие и всеобъемлющие. Все перемешивается и сочетается, создается множество связей. Поэтому дети спонтанно творят.

В школе нас учат определять, проводить различия, разделять и распределять по категориям. В дальнейшей жизни эти категории остаются разделенными и не соприкасаются. «Жидкое» мышление ребенка как будто застывает в формочке для льда, где каждая ячейка — это категория. Поэтому многим так трудно задействовать воображение и творческие способности.

Для новых возможностей нужно «освободить» мысли. К счастью, наш мозг способен обучаться и меняться вплоть до самой смерти. Это значит, что мы можем увеличить свой творческий потенциал, если будем тренироваться.

Разогрев для мозга: создание ассоциаций

Выберите наугад четыре слова. Придумайте критерий, по которому одно станет лишним. Например: собака, облако, вода и дверь.

Критерий 1: собака, вода и дверь могут находиться в доме, а облако — нет.

Критерий 2: в словах «собака», «вода» и «облако» есть буква «о», а в слове «дверь» ее нет. И так далее…

Дополнительные техники:

— Случайным образом выберите шесть слов и разделите их на две группы по три слова. Для каждой группы должен быть свой принцип выбора.

— Составьте два списка (А и Б) по четыре слова в каждом. Придумайте критерий, по которому слово из списка А ассоциируется со словом из списка Б.

— Составьте список из пяти слов, выбранных наугад. Выберите одно из пяти слов и найдите принципы, по которым его можно связать с остальными четырьмя.

— Выберите два любых слова. С помощью этих двух слов создайте сцену убийства. Добавьте еще три слова, выбранных наугад. Каждое из них должно стать уликой. С помощью этих доказательств придумайте обстоятельства убийства и подозреваемого.

— Выберите случайным образом четыре слова. Используя именно эти слова (не производные и не ассоциации), придумайте газетный заголовок. Напишите аннотацию этой статьи.

Сформулируйте задачу

В чем суть вашей творческой задачи? Вы можете описать ее одной фразой из шести слов? «Сделать то, что никому не удавалось», «Клиенты, с радостью использующие мой товар», «Сдать в эту сессию все экзамены», «Оставаться довольным холостяком как можно дольше» и т. д.

Описывая сложную проблему одной фразой из шести слов, вы стимулируете свое воображение. Чем точнее формулировка, тем легче найдется решение. Представьте, что творческая задача — это рисунок на коробке, без которого сложно собрать пазл.

100 идей

Одно из препятствий на пути творчества: когда тебе приходит в голову хорошая идея, она может помешать придумать лучшую. Поэтому нужно производить идеи, не задумываясь о том, плохие они или хорошие, можно ли воплотить их в жизнь, решат ли они проблему.

Дайте себе возможность думать без цензуры.  Для этого поставьте цель по времени и количеству идей. Тем самым вы направляете творческую энергию в нужное русло. Инновационные компании чаще всего устанавливают норму 100 идей в час. Давайте попробуем и мы.

Придумайте и запишите 100 вариантов применения кирпича. Вы увидите, что первые 10–20 будут стандартными, привычными, известными: сложить стену, подняться повыше, построить гриль, поддерживать книжные полки и т. д. Следующие 30–50 идей будут уже оригинальнее. По мере приближения к сотне мозг начнет делать дополнительные усилия и произведет более творческие и нестандартные альтернативы.

Источник

Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, нужно обуздать внутреннего критика и начать записывать все идеи, в том числе самые очевидные и плохие. Первая треть, скорее всего, будет включать в себя старые, одинаковые идеи, во второй трети появятся более интересные, а в последней — наверняка откроются заслуживающие внимания, неожиданные и непростые изобретения. Если бы мы не поставили себе целью произвести такое большое количество идей, эти последние тридцать не увидели бы свет

Избавиться от рутины

Зачастую рутина становится врагом творчества. Внесите изменения в распорядок дня. Составьте список того, что вы делаете по привычке, всегда одинаково. Обычно занятия из такого списка исполняются почти бездумно.

Попробуйте немного изменить то, как вы их делаете, в течение недели, дня или месяца. Например, отправьтесь на работу или учебу другим путем, измените часы сна и работы, начните читать другую газету, познакомьтесь с новыми людьми, вместо чая пейте сок, сходите в другой ресторан, вместо душа примите ванну с пеной, посмотрите другую программу по телевизору и т. д.

Техника: вопросы

Большинство научили не ставить под сомнение авторитеты, в особенности на работе, в школе или семье. Из-за этого мы редко задаем правильные вопросы. Чтобы добиться свежего взгляда и развить в себе любознательность, необходимо постоянно во всем сомневаться. Сделайте это частью повседневной жизни.

Почему? Этот вопрос помогает понять настоящее положение вещей, поставить под сомнение общепринятое мнение.

Что, если?.. Помогает исследовать новые возможности, представить, что будет с миром, если вы что-то измените или воплотите в жизнь новую идею.

Почему нет? Этот вопрос поможет понять ограничения и факторы, стоящие на пути позитивных перемен.

Источник

Если вам нужно добраться до сути проблемы, используйте метод пяти «почему»:

1. Почему люди предпочитают картошку фри конкурентов, а не нашу? Потому что она вкуснее.

2. Почему она вкуснее? Потому что их приправы лучше наших.

3. Почему их приправы лучше наших? Потому что их шеф-повар лучше.

4. Почему наш шеф-повар хуже? Потому что мы считали не важной смену шеф-повара, и вот уже двадцать лет у нас работает бездарный сотрудник.

5. Почему мы до сих пор не наняли нового шеф-повара? Потому что никто не осмеливался предложить это владельцу.

Ментальные карты

Ментальные карты — один из наиболее простых и действенных инструментов высвобождения творческого потенциала. Они были разработаны британским ученым Тони Бьюзеном, вдохновленным тетрадями Леонардо да Винчи.

Сегодня ментальные карты составляют неотъемлемую часть учебных курсов и методов решения проблем во многих компаниях и институтах. Вы можете использовать их для личных целей, например планирования отдыха.

Источник

Эта техника позволяет выработать множество идей в короткий срок и представить большое количество информации в ограниченном пространстве. Все ключевые понятия, связанные с определенной темой, будут организованы таким образом, чтобы побудить к поиску ассоциаций.

Именно поиск связей между идеями и делает нас более творческими.

1. Возьмите белый лист, чем больше, тем лучше, и пять-шесть маркеров или цветных карандашей. Положите лист перед собой горизонтально. В центре листа как можно ярче нарисуйте или представьте в виде какого-нибудь символа тему вашей карты. Не беспокойтесь о качестве рисунка. Используйте разные цвета.

2. Оформив центральный образ, начните записывать наиболее показательные идеи по линиям, исходящим из центра. Затем к ним добавляйте ключевые слова и понятия, как ветви дерева. Свободно создавайте ассоциации и постарайтесь как можно быстрее заполнить лист. Создавать идеи в форме ключевых слов просто.

Источник

3. Как только вы почувствуете, что набрали достаточно материала при помощи свободных ассоциаций, посмотрите на результат. Все ваши идеи изложены на листе бумаги. Вы заметите связи, которые помогут организовать и обобщить эти задумки. Если встретится повторяющееся слово, возможно, это что-то важное. Соединяйте разные части карты стрелками, кодами и цветами. Удаляйте ненужные участки карты.

Не забывайте использовать изображения, ведь они служат якорями для запоминания ключевых слов. Старайтесь писать по одному слову в строке. Это тренирует внимание и дисциплинирует. Ментальная карта может быть бесконечной. Она завершена, только когда информации достаточно для решения творческой задачи.

Чтение, тишина, игра

Общеизвестно, что в процессе творчества наибольшую активность проявляет правое полушарие. Все перечисленные техники помогают натренировать нейронные сети этой области. А вот еще несколько способов:

1. Чтение историй, рассказов и романов. Художественная литература развивает интеллектуальные способности, необходимые для того, чтобы думать по-другому, более творчески.

Источник

2. Тишина. Занимаясь деятельностью, при которой не нужно разговаривать, мы значительно подавляем активность левого полушария. Тем самым мы снижаем активность доминантных моделей мышления в нейронных сетях, как бы уменьшая громкость нашего сознания.

3. Любая деятельность или игра, тренирующая воображение. Головоломки, настольные игры, кроссворды, театральные, музыкальные или танцевальные импровизации и многие другие занятия не только тренируют нашу способность производить разные идеи, но и позволяют увидеть развлекательную сторону творческого процесса.

По материалам книги «Гибкий ум»

Фото обложки поста отсюда

11 стратегий развития навыков творческого мышления

В современном мире, когда искусственный интеллект проникает в большинство отраслей, а роботы заменяют рабочие места, выполняемые людьми, творчество является одним из самых востребованных навыков.

Как никогда важно, чтобы человечество использовало больше творческих навыков, чтобы усилить свое господство над машинами. И да, я знаю, это звучит как клише, но на самом деле единственный способ оставаться конкурентоспособным — это следовать бизнес-процессам с некоторой долей креативности.

Согласно опросу, проведенному среди сотен тысяч объявлений о вакансиях на LinkedIn, самым важным навыком номер один, который компании хотят видеть у потенциальных сотрудников, является креативность. Просто слепое следование процессам часто не является решением проблемы.

Что такое творческое мышление и насколько оно важно в бизнесе?

Креативное мышление в основном означает придумывание чего-то нового.

Что касается нового, это может быть новая картина, новая песня, новая книга или что-то еще, что считается инновационным.

В контексте бизнеса это могут быть новые идеи, новые продукты, новые рыночные решения, новые модели получения дохода, новые стратегии роста или что-либо еще, что дает вам конкурентное преимущество перед вашими коллегами, вашим персоналом или по сравнению с основные конкуренты вашей компании.

Глобальное исследование, проведенное Adobe, показало, что компании, которые инвестируют в творчество, получают следующие результаты:

  • повышение производительности труда сотрудников (78 %)
  • довольные клиенты (80 %) 
  • повысить качество обслуживания клиентов (78%)
  • способствовать инновациям (83%)
  • финансовый успех (73%)

Воспроизведение бизнес-модели стало проще, чем когда-либо, и крупные компании более чем способны генерировать некоторые убытки для значительное количество времени, прежде чем они смогут раздавить его на землю.

Таким образом, если вы не используете творческий подход, ваша бизнес-модель, вероятно, устарела и ее могут легко перенять ваши конкуренты. Креативность часто является недостающей частью и основной причиной существования стартапов.

Вы должны быть очень изобретательны, когда дело доходит до разработки новых инновационных стратегий продаж и маркетинга, как с точки зрения продвижения, так и с точки зрения преобразования потенциальных клиентов в клиентов.

Креативность еще более важна для руководителей, которые хотят подняться по лестнице на руководящие должности, начиная с должности старшего менеджера, директора или старшего вице-президента, и, возможно, из высшего руководства. Около 60% опрошенных руководителей назвали креативность самым важным качеством лидера. Следующими на очереди были честность и глобальное мышление с 52% и 35% соответственно.

Креативность станет одним из самых важных навыков, которые помогут вам быстро развиваться в любом отделе. В любом случае творчество чрезвычайно важно.

Характеристики творческих мыслителей

Творческие мыслители ценят идеи, поэтому они часто обладают следующими чертами:

  • непредубежденность
  • готовность идти на риск
  • сильный интерес к обучению и новым открытиям
  • гибкость и адаптивность 900 в письменном и устном общении

Основа любого бизнеса обычно начинается с творческой идеи, воплощенной в жизнь. Если вы не готовы исследовать нестандартные идеи и не достаточно предприимчивы, чтобы идти на риск, творческие мысли будут постоянно ускользать от вас.

Изучение и открытие того, что находится за пределами вашей обычной территории, может быть пугающим большую часть времени. Это когда вас призывают быть гибкими и адаптироваться к новой информации.

Как и в случае с любой недавно обнаруженной идеей, ваше предприятие становится плодотворным только тогда, когда вы хорошо доносите его до своих людей.

Стратегии улучшения навыков творческого мышления

В определенной степени, при определенных обстоятельствах, каждый может научиться быть творческим.

Другие могут действовать более разумно, используя следующие стратегии:

1. Мозговой штурм идей

Структурированные процессы и правила часто ограничивают группу от свободного выражения своих идей, поэтому мозговой штурм больше поощряется среди групп.

Мозговой штурм создает среду, которая позволяет людям свободно, без ограничений и предубеждений делиться мыслями и идеями и делиться ими.

Обычно мозговой штурм бывает двух видов: индивидуальный и групповой.

  • Индивидуальный мозговой штурм — вы проводите мозговой штурм самостоятельно, не опасаясь быть заблокированным или ограниченным в группе. Этот тип мозгового штурма лучше всего подходит для решения простых проблем, которые вы можете решить без необходимости обращаться к большей группе.
  • Групповой мозговой штурм — вы обмениваетесь идеями в группе, чтобы другие могли помочь в дальнейшем развитии идеи. Этот тип мозгового штурма лучше всего подходит для решения сложных проблем, если у вас есть достаточное количество участников, участвующих в мероприятии.

Вот несколько популярных методов группового мозгового штурма:

  • Ролевой штурм – участники группы изображают роли во время мозгового штурма
  • Круговой мозговой штурм вся группа обсуждает это
  • Всплеск звезд – создает вопросы для повышения творческого потенциала

Для успешного сеанса мозгового штурма вам необходимо напомнить всем членам группы, чтобы они рассматривали все идеи и возможности, сотрудничали и собирали мнения со стороны. Это поможет вам собрать как можно больше идей, не перегорая.

2. Интеллект-карты

Раскрытие творческих способностей с помощью ментальных карт также является отличной стратегией. Интеллект-карта — это диаграмма, которая связывает информацию вокруг центральной темы. В отличие от большинства методов ведения заметок, вы можете использовать изображения и цвета, отличные от слов.

Этот графический инструмент для повышения вашей креативности очень эффективен, потому что он упрощает генерацию идей, поскольку позволяет вам глубже изучить концепцию или тему, сужая ее до наиболее конкретных в организованном порядке.

Вот как выглядит пример интеллект-карты (Источник: Lifehacker)

Интеллект-карта ускоряет решение проблем, поскольку идеи разбиваются на части в процессе. Ниже приведены некоторые виды деятельности, в которых вы можете использовать интеллект-карты:

  • составление презентации
  • разработка целей и задач
  • определение возможностей
  • создание маркетингового плана
  • создание плана содержания

Теперь вы Вы можете вручную создать свою собственную карту ума или использовать программное обеспечение для составления ментальных карт, чтобы уменьшить объем работы. В ходе опроса 44% тех, кто решил использовать интеллект-карту, утверждают, что темп работы стал значительно быстрее, чем раньше, а 40% утверждают, что они стали значительно более творческими.

3. Переформулируйте свой образ мышления

Если вы хотите чего-то, чего у вас никогда не было, вы должны сделать то, чего никогда не делали. Переосмысление вашего мышления, по сути, означает изменение вашей точки зрения.

Чтобы стать более творческим путем переосмысления своего мышления, вы должны:

  • проявлять любопытство и желание задавать вопросы
  • быть преднамеренным в поиске новой информации шум

Что делает рефрейминг еще более мощным инструментом творчества, так это то, что он позволяет вам иначе относиться к определенному вопросу.

Взгляд на вещи или проблемы с другой точки зрения позволит вам открыть для себя новые углы, которых вы не видели раньше, потому что вы были так сосредоточены на том, что вы хотите видеть или на том, что вы привыкли видеть.

4. Ролевая игра

Ролевая игра — это стратегия, позволяющая генерировать идеи на основе возможных результатов взаимодействий и обстоятельств. Это стратегия, наиболее полезная при разработке идей для продукта и прогнозировании того, как он будет работать на рынке.

Если вы будете играть в ролевую игру со своими коллегами или другими членами вашей команды, вы будете удивлены, увидев несколько решений, которые вы упустили, когда просто записывали заметки.

5. Переосмысление проблем

Вы можете столкнуться со стеной в любой момент, когда пытаетесь решить проблему творчески.

Если вы не переосмыслите проблему, сделав шаг назад, вам будет трудно продолжать.

Как вы переосмысливаете проблему? Переосмысление проблемы влечет за собой следующее:

  • рассмотрение проблемы под другим углом
  • поиск того, что больше всего вызывает эмоции ваш проект после того, как вы разделите свою проблему на другую группу конкретных областей внимания.

    6. ​​Изучите различные теории творчества

    Существуют разные теории творчества, но вот 5 самых интересных из них:

    • Психоаналитическая теория творчества . Согласно этой теории, вы становитесь творческими в ответ на сложные обстоятельства или подавленные эмоции.
    • Психическое заболевание Теория творчества – Некоторые люди становятся творческими, только если они психически больны.
    • Творческая теория психотизма – Все творческие люди также имеют психотические наклонности, подобные тем, от которых страдают люди, страдающие шизофренией или биполярным расстройством.
    • Теория зависимости от творчества . По словам сторонников этой теории, такие вещества, как алкоголь и наркотики, способствуют творчеству.
    • Гуманистическая теория творчества – Пока люди не удовлетворили свои основные потребности, они не могут быть творческими.

    Существуют и другие теории творчества, связанные с инновациями в бизнесе. Среди таких теорий следующие:

    • Триархическая теория человеческого интеллекта — Эта теория считает, что творчество — это баланс между другими формами мышления, включая аналитическое мышление и практическое мышление.
    • Теория инвестиций — Согласно этой теории, продажа креативной идеи требует настойчивости.
    • Теория множественного интеллекта . Эта популярная теория предполагает, что творческие способности зависят от предметной области. Сила творческого потенциала сильно зависит от того, какая из восьми областей интеллекта преобладает в человеке 9. 0020

    Изучая различные теории креативности, вы сможете лучше понять, что питает вашу креативность и как лучше всего ее улучшить. Если вы не будете заниматься самообразованием, вы не сможете максимально использовать свои сильные стороны.

    7. Мечтать

    Вас когда-нибудь ругали за то, что вы мечтаете посреди напряженного рабочего дня?

    Мечтательность часто ассоциируется с ленью и отсутствием концентрации.

    Но знаете ли вы, что мечтательность также может быть причиной вашего творческого подхода на работе?

    Исследование, опубликованное в журнале Psychological Science, показывает, что позволяя вашему уму мечтать и блуждать, вы повышаете свою креативность.

    Высокий уровень мечтательности лучше всего помогает в задачах, которые не ограничивают разум от появления странных идей.

    Психологи из Гарварда говорят, что мы проводим 50% нашего времени, думая не о работе, а о других вещах. Если вы направите свои мечты о бизнес-задачах и проектах, требующих решения, вы сможете придумать новые решения, о которых никогда бы не подумали, если бы не позволяли своему уму блуждать.

    8. Задавайте много вопросов

    Задавать правильные вопросы — это искусство, которым вы должны овладеть, чтобы достичь оптимального творческого потенциала.

    Какие вопросы помогут вам творчески решать проблемы?

    Эти вопросы исследуют возможности и превращают проблемы в возможности. Часто это вопросы, которые стимулируют навыки критического мышления более высокого порядка, такие как те, которые начинаются со слов «как и почему».

    Успешные маркетинговые исследования связаны с решением проблем. Сосредоточьте свои вопросы на проблемах, касающихся:

    • характер проблемы
    • характеристики продукта
    • временные ограничения
    • существующая конкуренция
    • обратная связь с клиентами

    Ваши вопросы не должны быть логичными все время. Но они работают лучше всего, если это критические вопросы, потому что это вопросы, которые поощряют использование навыков творческого мышления.

    9. Определите свое лучшее настроение для творчества

    Лучшее понимание себя является ключом к определению вашего лучшего настроения для творческой деятельности.

    Позитивное настроение обычно способствует творчеству. По словам исследователей из Университета Западного Онтарио, позитивное настроение способствует когнитивной гибкости, что приводит к позитивному настроению, которое свободно приветствует идеи.

    Согласно исследованию профессора Джозефа Форгаса из Университета Нового Южного Уэльса, негативное настроение также может помочь. Негативное настроение устраняет когнитивные искажения и улучшает память и мотивацию, что, в свою очередь, способствует творчеству.

    Теперь нет правильного или неправильного настроения. Конечно, позитивное настроение обычно помогает, но негативное настроение может помочь вам справиться с творческой задачей. Это не означает, однако, что вы должны быть в плохом настроении, если можете помочь.

    Если вы можете найти способ заниматься творчеством в хорошем настроении, это более чем идеально.

    Что вы можете сделать, так это обратить внимание на то, в каком настроении вы находитесь, когда вы наиболее креативны. Это может помочь вам понять, почему вы иногда чувствуете себя демотивированным и как вы можете бороться с демотивацией, чтобы оставаться творческим.

    10. Держитесь подальше от шума

    Несколько исследований показали, что кофейни являются лучшим местом для творчества, прежде всего потому, что в большинстве кафе уровень шума умеренный.

    Слишком много шума может отвлекать, но отсутствие «приемлемого» шума также может быть оглушающим, вплоть до демотивации.

    Теперь, если вы действительно не можете работать в шумной обстановке, но вам нужно находиться в офисе, где много отвлекающих факторов, вы можете:

    • использовать наушники
    • найти угол, где меньше шума
    • пойти в ближайшее кафе с разрешения
    • вежливо поговорить с коллегой

    В долгосрочной перспективе вы можете справиться с шумом на рабочем месте и соответствующими проблемами, представив свою проблему своему старшему руководителю или товарищам по команде.

    11. Просто начните

    Просто начните творить.

    Согласно другому исследованию, снижение творческих способностей учащихся было вызвано слишком большим количеством экранного времени и стандартизированным тестированием. Ни одно из этих действий не помогает усилить творческий аспект.

    Чем больше вы создаете, тем больше вы сможете отточить свои навыки творческого мышления, особенно когда вы:

    • участвуете в экспериментальном обучении
    • находите вдохновение вокруг себя
    • понять свой стиль обучения и страсть
    • присоединиться к занятиям, которые поощряют творчество

    Мысль о том, что вы можете быть творческими, только если вы врожденная артистичность, должна быть исправлена. Каждый человек может быть творческим, поскольку у всех нас есть возможность изобретать или открывать новые идеи, когда мы используем свои сильные стороны и участвуем в деятельности, которая улучшает наши навыки творческого мышления.

    Благодаря этим стратегиям, которые помогают улучшить навыки творческого мышления у ваших сотрудников или членов команды, успешное масштабирование вашего бизнеса становится легко достижимым.

    Развитие творческих способностей и навыков творческого мышления

    Вы можете улучшить свои творческие способности, тренируя их так же, как запоминаете имена или изучаете новый язык.

    Тренировка правого полушария мозга неизбежно разовьет ваше воображение и поможет развить творческие способности и навыки творческого мышления. Ниже перечислены некоторые идеи для развития ваших творческих способностей, но предостережение: они принесут вам пользу только в том случае, если вы действительно хотите улучшить свои творческие способности!:

    1. Верьте в свои способности

    Наш разум — удивительная машина, и наша система убеждений влияет на наши способности «делать» и учиться. Говоря себе, что мы творческие люди и способны генерировать идеи, мы гарантируем, что мы не ставим никаких психологических барьеров на пути генерирования великих идей. Правое полушарие нашего мозга обеспечивает способность генерировать идеи, если мы просто используем и тренируем его.

    2.

    Сначала определите свои собственные идеи

    Когда вам нужно придумать идеи или решения, старайтесь не обращаться к творческим людям, на которых вы, возможно, полагались в прошлом. Найдите время, чтобы сначала придумать идеи и решения самостоятельно. Таким образом, вы естественным образом разовьете свое воображение.

    3. Взаимодействуйте с творческими людьми

    Творческие люди, как правило, обладают способностью видеть то, что может быть, и взаимодействие с ними рождает новые идеи и взгляды на вещи. Ищите людей, с которыми интересно общаться и которые проявляют острый интерес к жизни. Человек, который заставит вас проявить свое воображение, когда вы взаимодействуете с ним. Общение с широким кругом людей из разных дисциплин, происхождения, культуры и опыта поможет вам увидеть вещи с разных точек зрения и развить свое воображение.

    4. Общение с детьми

    Дети дошкольного возраста лучше всего подходят для общения, так как они обычно используют оба полушария мозга, хотя предпочтения начинают формироваться в раннем возрасте. Их мир наполнен фантазиями, и ваш тоже будет, если вы будете взаимодействовать с ними и исследовать их мир и то, как они видят простые, повседневные вещи.

    5. Играйте в игры, головоломки или занимайтесь физическими видами спорта

    Некоторые игры и головоломки могут дать вам массу возможностей проявить свои творческие способности. Игры, которые заставляют вас планировать стратегии и делать ходы в зависимости от того, что делает ваш противник. Хорошими примерами являются игры в шахматы и шашки, а также физические виды спорта, такие как футбол, баскетбол и теннис, которые обеспечивают творческое упражнение.

    6. ​​Сосредоточьтесь на хобби

    Определите или используйте текущее хобби, чтобы проявить свои творческие способности. Увлечения, такие как рисование, рисование или скульптура, несомненно, заставят вас проявить свою творческую сторону. Любое хобби, где вам нужно что-то спроектировать с нуля, обеспечит творческое упражнение, например. шитье, металлообработка, столярка, рукоделие. Однако для тех, кто более склонен к науке, технические хобби могут стать творческим упражнением при проектировании или создании чего-то нового, например. написание новых компьютерных программ.

    7. Активно путешествуйте

    Нет лучшего способа расширить и освежить свой кругозор, чем активные путешествия. Это означает проявлять настоящий интерес к людям, культуре того места, куда вы едете. Фиксация вашего путешествия с помощью фотографий и отражение вашего опыта с помощью этих фотографий может вдохновить вас на отличные идеи.

    8. Избирательно читать

    Избирательно читать означает выбирать материал, который будет тренировать ваше воображение, например хороший детектив или короткий рассказ. Один из способов развить воображение с помощью коротких рассказов — прочитать первую половину и придумать свой собственный финал. Поваренные книги, руководства по ремонту и руководства по самопомощи также могут быть использованы для творческих упражнений, если вы берете представленные идеи и улучшаете их, добавляя, изменяя или комбинируя их со своими собственными идеями.

    9. Активное чтение

    Это означает чтение с карандашом в руке и подчеркивание ключевых отрывков по мере чтения. Читайте медленно и делайте заметки, уделяя время размышлениям о прочитанном, что повышает вероятность появления новых идей. Например, во время чтения создайте карту ума, чтобы развить свое мышление.

    10. Начать творческое письмо

    Чтобы писать, не обязательно быть опубликованным автором. Написание коротких заметок на тему, которая вас интересует или волнует, — отличный способ развить свои способности к творческому мышлению. Тогда вы, возможно, почувствуете себя комфортно, дав волю своему воображению, чтобы написать небольшой рассказ.

    11. Заключение

    Поиск способов развития творческих способностей с помощью повседневного опыта — это отличный и эффективный способ тренировки правой половины мозга. Как только вы попрактикуетесь в этом в течение определенного периода времени, вам станет намного легче задействовать свою «творческую сторону».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *