Когда младенцы начинают слышать и видеть: хорошо, осознанно реагировать на звуки — www.wday.ru

Содержание

Когда новорождённый ребёнок начинает слышать и видеть маму

Появление первенца для каждой пары – огромная радость и, одновременно, источник бесконечных забот и тревог. Зачастую молодые родители не понимают, как проистекает развитие их младенца, отчего в первое время бросаются решать проблемы, которых на самом деле не существует. Поэтому крайне важно знать, что происходит с ребенком после рождения, когда он начинает слышать и видеть, и какая роль в этом отведена взрослым.

Как слышат младенцы?

Обычно, после того как младенца привозят из роддома, родители прислушиваются к каждому его звуку, присматриваются к каждому движению крохотных ручек и ножек, и страшно переживают если не видят явных признаков того, что кроха их слышит или видит. Отсутствие понимания того, как происходит развитие у младенцев, нередко приводит молодых мам и пап на консультации к врачу.

Тем не менее переживать не стоит. Согласно научным исследованиям дети начинают слышать, еще находясь в утробе матери. Вот почему рекомендуется говорить с ними еще до рождения. Таким образом, новорожденный уже способен отличить голос мамы. Однако сам по себе процесс рождения – это огромный стресс для маленького человечка. Поэтому природа позаботилась о том, чтобы окружающий мир не наваливался на него сразу.

Развитие слуха и зрения у младенцев происходит постепенно. В полной мере у малышей настраивается слух где-то к середине второго месяца, началу третьего.

В первое время ребенок различает только громкие резкие звуки, например, дребезжание погремушки. Это можно проверить, наблюдая за его реакциями:

  • Ребенок явно смотрит туда, откуда послышался звук.

  • Младенец замирает или вздрагивает, словно прислушиваясь.

  • Нередко, реакцией на звук может быть активное движение руками или ногами.

Наличие описанных реакций свидетельствует о том, что со слухом у ребенка все в порядке. Тем более что перед выпиской из роддома врачи проверяют у младенцев и слух, и зрение. Гораздо важнее для родителей разговаривать с ребенком или петь ему песенки. Только не нужно это делать громким голосом и уж, тем более, оставлять младенца у телевизора. В первое время дети боятся слишком громких звуков, а постоянный шум будет их быстрее утомлять.

Зрение у новорожденных

Только появившись на свет, маленький человечек не может воспринимать окружающий мир в полной мере. До месяца весь мир будет разделен для него на темную и светлую часть. Да и видит младенец сначала все очень расплывчато, поскольку яркий свет для него – это новое мироощущение и организм должен приспособиться к изменившимся условиям. Полноценное зрение появится лишь со временем, а в первые месяцы своей жизни каждый новорожденный испытывает с этим определенные трудности:

  • До месяца младенец не способен осознанно концентрировать взгляд на предметах дольше 5 сек.

  • Грудные дети не могут смотреть обоими глазами одновременно (не хватает силенок), поэтому кажется что они все время косят. Однако, для такого периода, это – нормально.

  • Начиная со второго месяца, ребенок уже в состоянии ненадолго задерживать взгляд на ярких предметах неподалеку. В это время рекомендуется подвешивать возле кроватки всевозможные погремушки на небольшом расстоянии (около 30см.).

Как сказал когда-то Корней Чуковский: «Дети – это величайшие труженики на свете!». Поэтому каждая мама должна помнить, чтобы малыш как можно быстрее прошел свой первый сложный этап в жизни, она должна всячески помогать ему. Для этого взрослым, вместе с ребенком, необходимо делать следующие несложные упражнения:

  1. Помогать малышу поворачивать головку в разные стороны. При этом желательно делать упражнение, держа в руках какую-нибудь яркую игрушку, лучше красного цвета. Здесь ребенок учится фокусироваться на предмете. Ну и, конечно же, не забывать разговаривать с ним и улыбаться.

  1. До месяца дети лучше воспринимают окружающую обстановку, пребывая в вертикальном положении. Поэтому, чтобы младенец быстрее свыкся с окружением, нужно почаще носить его. Таким образом, у него появляется возможность не торопясь изучать все яркие предметы вокруг.

  1. Использовать разноцветные игрушки. Безусловно, в это время ребенок еще не может их четко различать, однако, играя, можно определить момент, когда младенец начнет реагировать на цвет. Менять цвета лучше через день. Начинать стоит с ярких игрушек, например красных или оранжевых – их дети замечают быстрее.

  1. После четырех недель месяца малыш уже в состоянии различать яркие предметы на удалении до одного метра. В это время можно прикрепить игрушки над колыбелью, периодически меняя расстояние, тем самым помогая младенцу тренировать зрение.

Кроме того, детям нравится разглядывать лица взрослых. Поэтому чем чаще он будет видеть лицо мамы или папы (особенно малышей интересуют усы и борода), тем быстрее он пройдет этап развития и начнет узнавать своих родителей.

Когда стоит беспокоиться?

Тревожиться за свое дитя – это нормально. Однако не стоит паниковать по малейшему поводу. Если возникли сомнения, лучше проконсультироваться у врача. Детский врач всегда подскажет, какие изменения происходят у детей в первые месяцы жизни. Поэтому не следует по малейшему поводу сразу бежать в больницу. Кроме того, волнение мамы передается и младенцу.

Тем не менее не исключены случаи, когда помощь педиатра все-таки понадобится. Это можно определить по следующим признакам:

  • Ребенок в шестимесячном возрасте продолжает часто (или постоянно) косить.

  • Достигнув трехмесячного возраста, малыш все еще не смотрит на лица и никак не реагирует на окружающие предметы.

  • По прошествии трех месяцев не проявляется реакция на голос матери.

Практически все молодые родители сталкиваются с необходимостью адекватной оценки способностей своего младенца. Знание того, как происходит первичное развитие у новорожденных, позволит понять, когда ребенок начинает слышать, когда видеть и насколько успешным является этот процесс. Огромную роль здесь играет установление тесного контакта с матерью, которая должна как можно чаще разговаривать с ним, улыбаться и смотреть в глаза. Ответная улыбка ребенка покажет, что он узнает ее, что все идет так, как нужно.

AllBabyArticles - Мой малыш - Ваш этап

Привыкание к горшку

Для начала расслабьтесь Лучший совет для родителей, у которых не получается приучить малыша к горшку, – расслабиться и на некоторое время (пару недель) вернуться к подгузникам. Вновь достать горшок стоит чуть позже, когда настанет подходящий момент. Возможно, ваш малыш научился четко выражать признаки того, что ему хочется в туалет, однако это не значит, что он готов пересесть на горшок. Приучать малыша к горшку стоит лишь при условии его согласия и готовности. Излишняя настойчивость с вашей стороны может привести к обратному эффекту. Частичное привыкание Многие малыши полностью привыкают мочиться в горшок, однако по-прежнему испражняются в подгузник. Это может быть связано с тем, что ребенку пока сложно приводить в действие мускулатуру в сидячем положении. Так или иначе, ругать малыша не нужно, предлагайте ему время от времени покакать на горшке. Смиритесь с тем, что это естественный процесс, который иногда занимает довольно много времени. Не ругайте Разумеется, время от времени малыш будет не успевать добежать до горшка. Но не стоит ругать его за мокрые штанишки. Напротив, вы должны пожалеть ребенка и даже похвалить его за попытку применить новый навык. Пауза в игре Ситуации, когда ребенок явно хочет сходить в туалет, но не желает прерывать игру, почти всегда заканчиваются мокрой одеждой. Но это не значит, что малыш поступил так специально. Детям свойственно не замечать или слишком поздно обращать внимание на позывы собственного организма. Они могут просто игнорировать свои потребности, увлекшись игрой. И сдерживаться очень долго трудно, и пропустить что-то интересное не хочется... Если с вашим малышом часто такое случается, постарайтесь усаживать его на горшок после каждого приема пищи, даже если время еще не подошло.

Детский сад №112 «Лесная сказка» г. Петрозаводск. Советы родителям

Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых — послушный ребенок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви-голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный — вот какие они разные, наши двух-, трехлетние малыши! Среди шумного этого племени встретишь и добрых, всегда готовых поделиться даже самым любимым лакомством, и маленьких «собственников», лишь с трудом поддающихся уговорам уступить игрушку или угостить конфетой.

Отчего же зависят эти и другие индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться. Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным.
Но ведь есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых условиях, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. На родительском собрании в детском саду одна мать рассказала: «Коля, старший сын, вежливый, спокойный. Мы с ним горя не знаем. Все, о чем попросишь, сделает; взрослые разговаривают — никогда их не перебивает. Андрей не такой. Вчера напекла пирожков, так весь рот сжег — схватил прямо с противня, минуты подождать не может! А ведь воспитываем мы их одинаково, внимание и ласка поровну. Недавно купили им по мячу. У Коли он и сейчас как новенький, ему бы все больше книжки да картинки смотреть. А Андрей уже весь свой мяч расколотил. Целый день бегал бы, возился».
Права мама, есть над чем задуматься. С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Это всегда надо иметь в виду. В одной семье могут расти дети с разными особенностями нервной системы, или, другими словами, разными типами высшей нервной деятельности. В таком случае было бы неправильным полностью переносить опыт воспитания одного ребенка на другого, так как это не привело бы к желаемым результатам.
Забегая вперед, скажем, что, для того чтобы сформировать одни и те же черты характера у детей с разными типологическими особенностями нервной системы, их надо воспитывать не одинаково.
Типологические особенности нервной системы сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, хлопая в ладоши, приходя в восторг. Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается.
Для правильного, успешного воспитания надо хорошо знать особенности ребенка. Замечательный педагог К. Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо во всех отношениях знать. Следует внимательно наблюдать за ребенком, замечать, быстро ли он засыпает, глубоко ли спит, как переходит от сна к бодрствованию, как относится к изменениям в режиме дня, к новой пище, к незнакомым людям. Особенно ценные наблюдения можно сделать, когда ребенок играет: какие игры и занятия он предпочитает, продолжительно ли играет с одной игрушкой или часто меняет их, усидчив ли и т. п. Постоянное изучение ребенка позволит определить, каковы типологические особенности его нервной системы. Какой же тип высшей нервной деятельности лучше?
Если на время отвлечься от нашего собственного вкуса и темперамента и подойти к этому вопросу объективно, то следует ответить на него так: ни один тип высшей нервной деятельности не может считаться ни плохим, ни хорошим. Все зависит от умения найти к ребенку подход, соответствующий типологическим особенностям его нервной системы. Длительные наблюдения за одними и теми же людьми на протяжении их детства, вплоть до юношеского возраста, убедительно доказывают, что все дети с любыми типологическими особенностями высшей нервной деятельности могут правильно развиваться во всех отношениях, приобретать необходимые умения, навыки, привычки.
Интересно заметить, что среди великих ученых, писателей и других выдающихся деятелей были представители всех типов высшей нервной деятельности. Но вкусы тем не менее существуют. Одним нравятся живые, подвижные дети; другие хотели бы видеть ребенка тихим, спокойным. Но как мы не можем выбрать для своего ребенка цвет его глаз, волос или форму носа, а принимаем его таким, каков он есть, точно так же обстоит дело и с особенностями его высшей нервной деятельности.
Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Академик И. П. Павлов говорил о невозможности «прочной переделки» типа. Поэтому тщетными были бы старания перевоспитать «шустрика» в «мямлика» или наоборот. Однако в процессе направленного воспитания могут быть внесены коррективы в поведение ребенка: медлительный, например, может стать более подвижным, активным; можно также приучить ребенка, где это требуется, сдерживать бурные проявления чувств и т. п.
Всем известны четыре темперамента — сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический, обусловленные четырьмя типами высшей нервной деятельности. Темперамент не следует смешивать с характером, который (в отличие от темперамента) не является врожденным.
Иногда дети чертами характера очень напоминают мать, отца или других членов семьи. На этом основании делаются предположения о врожденности характера, который якобы унаследован ребенком от родных. Нередко можно слышать высказывания: «Доброту Верочка унаследовала от бабушки». Или: «Вадик мой такой упрямый, весь в отца!» А Верочка просто-напросто поступает так, как ее добрая бабушка, которой она во всем подражает. И Вадик берет пример со своего действительно упрямого папы. Так что дело здесь не в наследственности, а в том, что дети в своих поступках подражают окружающим взрослым.
А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» указывал на огромную роль личного примера родителей в воспитании. Он писал: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, как читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение».
Бесспорно, что типологические особенности высшей нервной деятельности имеют известное отношение к формированию характера, но не предопределяют того, какие именно черты сложатся у ребенка. Тип высшей нервной деятельности создает лишь предпосылки, затрудняющие формирование одних черт и облегчающие воспитание других. У каждого ребенка может быть сформирована, например, такая ценная черта характера, как выдержка. Но у ребенка очень подвижного, быстро реагирующего, воспитать ее труднее, чем у медлительного или уравновешенного. Напротив, решительность легче воспитать у детей подвижных, быстрых, чем у медлительных.
Если взрослые не станут принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка, они не смогут добиться гармонического развития, так как у него стихийно будут складываться те черты, образованию которых благоприятствует его тип высшей нервной деятельности. Более того, игнорирование особенностей нервной системы, непосильные требования, предъявляемые к ребенку с точки зрения возможностей его нервной системы, могут привести к развитию упрямства, негативизма, грубости, замкнутости, отчужденности, а при крутом подходе — и к нервным срывам. Вместе с тем не следует идти на поводу врожденных особенностей, культивируя их. Если ребенок шумлив, не умеет вести себя в обществе, не выдержан, то ссылки на его природные особенности неуместны. Придется признать, что в его воспитании были допущены ошибки.
Не всегда типологические особенности нервной системы проявляются достаточно отчетливо. Одни и те же дети в разных, особенно исключительных ситуациях могут проявлять себя по-разному. Например, ребенок, которому в общем-то свойственно спокойное поведение, становится вдруг возбужденным, капризным. Это может случиться, если по каким-то причинам резко нарушается привычный распорядок дня или малыша оставляют с незнакомыми людьми.
У маленьких детей еще плохо развита подвижность нервных процессов, поэтому они в своем поведении проявляют большую «косность», привязанность к установившемуся образу жизни, к предметам, которыми пользуются, и к самой процедуре пользования ими. Девочка не хочет вставать с кровати, увидев, что коврик, на который она становилась, слезая с кровати, убран. Она долго и безутешно плачет, не соглашаясь ни на какие замены.
Частые нарушения установившихся привычных условий могут привести к так называемому парадоксальному поведению, когда ребенок всегда уравновешенный ведет себя необычным для него образом: ему предлагают одеваться, а он сбрасывает с себя одежду, отказывается есть, становится непривычно шумливым или, напротив, вялым. На основании такого, не характерного для ребенка поведения нельзя делать вывода о его типологических особенностях.
Следует иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу.
Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным.
Чрезмерная строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчетливо.

«УРАВНОВЕШЕННЫЙ» РЕБЕНОК

Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами чаще всего настроены бодро (конечно, при условии соблюдения всех правил воспитания!), плачут изредка и не без существенной (с их «точки зрения») причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции — радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Подрастая, такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми и детьми, не боится новых людей, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым.
В одинаковой мере имеются предпосылки для развития у ребенка интереса как к подвижным, так и к спокойным играм и занятиям. Заинтересовавшись разноцветной мозаикой, он может подолгу, не отвлекаясь, выкладывать незамысловатые фигуры — грибок, домик и с не меньшим интересом играть в «догонялки». Взрослым, как правило, легко с таким ребенком. Однако и он не «прощает» ошибок и может стать капризным и раздражительным, если не соблюдаются общие правила воспитания.

«ШУСТРИКИ»

Иначе ведут себя так называемые «неуравновешенные» дети, у которых процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам — то в пределах нормы, то ниже ее.
При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко, продолжительно плачут. Если стараться выдержать время и не кормить ребенка до положенного по режиму часа, ко времени кормления он устанет. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть. Поэтому иногда полезно накормить такого ребенка на 15—20 мин раньше.
Кормить таких детей особенно важно в спокойной обстановке, так как они легко отвлекаются. Если в комнате много игрушек, малыш вертится, показывает на них, просит дать ему, а тот, что постарше, во время еды встает из-за стола с намерением взять игрушку. Следует учитывать, что легковозбудимые дети большие объемы пищи съедают утром и вечером. Трудности с кормлением в обеденное время возникают чаще всего именно у таких детей.
Но нельзя делать вывод о принадлежности ребенка к этой категории только на основании того, что он плохо ест. Ведь это может случиться с каждым ребенком по самым разнообразным причинам. Наиболее распространенной из них является излишне болезненное отношение взрослых к вполне естественным колебаниям аппетита малыша. Легковозбудимые дети во время прогулки обычно много двигаются и поэтому устают; перед обедом им надо дать возможность немного отдохнуть.
За время отдыха восстанавливается секреция пищеварительных желез, которая, как показывают специальные исследования, угнетается под влиянием утомления.
Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит ребенок, могут разбудить его. Перед тем как заснуть, малыш долго вертится в кровати, а во время сна также часто поворачивается с боку на бок и нередко спит беспокойно в тех условиях, которые вполне пригодны для спокойного сна другим детям.
Детей этой типологической группы за их живость, непоседливость метко называют «шустриками». Выбирая себе занятие, они предпочитают подвижные игры, любят побегать, порезвиться. Очень важно неугомонного «шустрика» приобщить и к спокойным играм, требующим терпения. Занятия с разнообразными игрушками, доступными малышу, простейшими конструкторами, разрезными картинками, игра в лото, рассматривание картинок, рисование и лепка помогают развитию усидчивости, сосредоточенного внимания, желания и умения довести дело до определенного результата. Очень полезны строительные игры. Возможность сочетать в таких играх спокойное строительство с передвижением формирует умение устойчиво, продолжительно играть. Например, мальчик строит гараж, а затем помещает туда машины, развозит их из гаража в разные места, кладет в них груз и т. п. Такая игра сдерживает даже самого непоседливого.
Однако взрослые не должны навязывать ребенку занятия вопреки его желанию. Это может вызвать лишь негативную реакцию. Полезно иногда поиграть с малышом. Но не надо делать это со скучающим видом! Взрослые могут вызвать у ребенка интерес к занятию, которое считают полезным для него, своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов малыша.
Если специально не заниматься с такими очень подвижными детьми и не заботиться о развитии у них усидчивости, терпения, устойчивого внимания, может сформироваться рассеянность, легкая отвлекаемость, и они не получат для своего умственного развития той «духовной пищи», которая заключена в различных занятиях, требующих усидчивости. Развитие их будет однобоким.
Характерное для этих детей бурное выражение чувств полезно иногда умерять, это приучает малыша к сдержанности. Если он расплакался, пристыдить тем, что все кругом слышат, как он плачет, а если уж очень разошелся в проявлении восторга, напомнить, что он нарушает покой других.
У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения: понравилась лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает кого-то… Он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины виноватым».
Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания.

«МЯМЛИКИ»

Но есть и другие дети, которых не без юмора называют «мямликами». Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Но некоторых взрослых (холериков), которые сами привыкли делать все в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность.
Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший, устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Заметив это, взрослые должны почаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности.
Эти дети отдают предпочтение спокойным занятиям, играм в кукольном уголке, настольным играм, любят рассматривать картинки, подолгу занимаются выкладыванием мозаики и с удовольствием слушают сказку. Но они чаще всего равнодушны к подвижным играм. Поэтому их привлекают и к играм, требующим движения, сноровки, ловкости, где тренируется быстрота реакции: требуется догнать, побежать по сигналу и т. п. Особенно полезна ежедневная гимнастика. Не следует сердиться на малыша за нерасторопность. Это делу не поможет, а лишь огорчит ребенка, вселит неуверенность и вызовет стремление избегать те игры или поручения, в выполнении которых он не может достичь успеха. Это в конечном итоге поведет к одностороннему развитию. Малыша очень обрадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов.
Для того чтобы медлительный ребенок овладел необходимыми навыками самообслуживания, от взрослых требуется изрядное терпение. Дети в возрасте 2—3 лет и без того не так уж ловки, чтобы, например, быстро и правильно одеться. А тем более «мямлики»! Когда-то он там руку поднимет и наденет рубашку… Но тем не менее не следует делать за ребенка то, что он должен и может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым. Если воспитывающие такого ребенка взрослые нетерпеливы, он отстает в приобретении навыков самообслуживания. Вместо того чтобы научить его есть самостоятельно, его кормят чуть ли не до школы, одевают и раздевают, тогда как его сверстники уже хорошо делают это сами.
Медлительные дети могут расти малоинициативными, необщительными, если взрослые своевременно не примут меры для того, чтобы этого не произошло. Полезно подвести ребенка к играющим детям, вызвать у него желание принять участие в играх. Возможно, некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они не стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет много хлопот, в общем-то это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его предметом насмешек сверстников.

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ

Особого подхода требуют дети, тип нервной системы которых условно называют слабым. Это дети очень чувствительные ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Выражение чувств у них неяркое. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие, утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, поэтому для полноценного отдыха им необходимо создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Малыша раздражают малейшие неудобства: мокрые пеленки, складка на простынке — все это вызывает плач.
Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто-то толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это может и не иметь значения: толкнули — он отошел, сделал другой пирожок, взял свою формочку, а нашему малышу—«слабышу» небезразлично, он огорчается и старается уединиться. Задача взрослых — помочь ему войти в детское общество. Такие дети более остро, чем другие, реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей.
Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их надо готовить особенно тщательно: заранее узнать, каков там режим, и дома установить такой же, приблизить питание ребенка к тому, которое он будет получать в дошкольном учреждении, а главное — расширить круг общения сначала со взрослыми, а потом и со сверстниками, принять все меры для того, чтобы облегчить привыкание его к новым условиям. В первые дни малыша полезно раньше забирать домой. Эти рекомендации, безусловно, относятся ко всем детям, но особенно важно выполнять их по отношению к детям со слабыми нервными процессами.
Они особенно чувствительны к ласке, к тону, с которым к ним обращаются. Строгий тон, который порой просто необходим по отношению к «шустрикам», менее эффективен в обращении с робкими детьми. С первых лет надо позаботиться о том, чтобы предупредить формирование неуверенности в себе, обидчивости, замкнутости, боязливости — нежелательных черт характера, которые у детей этого типа могут легко возникнуть, если их предупреждению не уделяется внимание. Вместе с тем свойственная этим детям повышенная восприимчивость благоприятствует воспитанию у них чуткости, отзывчивости, деликатности.
Такого ребенка не следует излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуверенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет различные поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. На прогулке предложите ему взобраться на пенек, перешагнуть через ручеек или упавшее деревцо, подзадорьте, пусть он делает это весело, с желанием, а не по принуждению. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее, решительнее.
Для правильного, разностороннего развития ребенка, поддержания спокойного состояния и хорошего самочувствия необходимо, чтобы его воспитание строилось с учетом типологических особенностей нервной системы.

Я САМ!

Стремление к самостоятельности — одно из ценных свойств психики ребенка — проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребенка выполнить то или иное действие самостоятельно.
В желании «я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким-либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них все сделают взрослые. Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.
Ребенок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия. То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша может потребовать больших усилий. Зашнуровать ботинок, застегнуть «непослушную» пуговицу — для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.
Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано прежде всего с привлечением его к самообслуживанию во время еды, умывания, одевания. Участие в этих процессах привлекает малыша, удовлетворяет растущую потребность в самоутверждении. Первые такие проявления можно наблюдать у ребенка в начале второго года жизни: он уже не хочет пассивно сидеть за столом во время кормления, а тянется за ложкой. Неловкими движениями он зачерпывает ложкой кашу, а подносит ее ко рту… пустой. Не беда, что пока только «по усам текло, а в рот не попало»! Взрослый докормит его. Но важно его стремление к самостоятельности, и это надо поддержать.
С 1 года 2 месяцев он учится есть только густую пищу, а потом и суп. Надо следить, чтобы с самого начала ребенок привыкал держать ложку в правой руке (на первых порах, обхватив черенок сверху, всеми пальцами). Теперь кормление приобретает для него особый интерес, а вместе с тем повышается и аппетит. К полутора годам дети, которых своевременно начали приобщать к этому, с завидным усердием полностью справляются с обедом. Очень важно не упустить благоприятный момент. Если время упущено, ребенок привыкает к тому, что его постоянно кормят взрослые.
По мере расширения круга его интересов и возрастания умелости в обращении с разными игрушками ложка теряет для него свою таинственную привлекательность. Теперь его манит поющий волчок, заводная птичка или машина. Он более или менее послушно открывает рот, чтобы его поскорее накормили и можно было отправиться в мир покоренных им вещей: заводить, катать, строить. В это время научить его есть самостоятельно значительно труднее.
С 1,5 лет ребенка учат мыть руки: сначала он только подставляет их под струю, потом учится потирать одной другую, а после 2 лет — мыть руки с мылом и вытирать их. Малышу удобнее умываться, если он стоит на скамеечке, подставленной к умывальнику. Если же его на руках подносят к крану, научить умыванию в таком неудобном положении очень трудно. Для ребенка все новое сложно. Задача взрослых — облегчить малышу овладение новыми для него действиями.
В этом возрасте можно приучать его принимать участие в одевании и раздевании: сначала снимать с себя расстегнутую и расшнурованную взрослыми обувь, отстегнутые чулки или носки, штаны. К 3 годам он уже сможет полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, натягивать колготки. Правда, поначалу дело идет медленно и случаются конфузы: ботинки оказываются надетыми не на ту ногу, платье — задом наперед. Не надо спешить с помощью! Пусть исправит ошибку сам. Проявленная малышом настойчивость — ценное приобретение, которое ему пригодится в дальнейшем. Ребенку легче правильно одеться, если у него есть привычка уже при раздевании вывернуть чулки и платье на лицевую сторону, расстегнуть или расшнуровать обувь.
Для закрепления навыков одевания и раздевания полезно использовать игру, в процессе которой ребенок проделывает эти процедуры с куклой, с мишкой и т. п. Когда малыш одевает куклу на прогулку, взрослый предлагает ему проверить, «смотрят ли ботинки друг на друга», или напоминает, что одежду, снятую с игрушки, надо вывернуть и аккуратно сложить. Если малыш не изъявляет желания утром одеваться, может выручить присутствие куклы, которая, как объясняет взрослый, будет «учиться это делать, глядя на тебя».
Ребенок второго года жизни может собрать игрушки и отнести их на место, указанное взрослым. Однако надо приучать его не только убирать все после игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий. Полуторагодовалая девочка, увидев упавшую куклу, тотчас поднимает ее, старательно отряхивает ей платье и кладет в кроватку. Так она поступает потому, что ее вовремя приучили к порядку. Для детских вещей родители отвели полочки, вешалки, которые расположены так, чтобы девочке было удобно доставать до них.
Особенно отчетливо стремление к самостоятельности начинает проявляться на третьем году жизни, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!»
Но как поступить, если малыш тянется, например, к ножницам, которыми взрослый вырезает флажки для украшения елки, и требует: «Я сам!» В таком случае полезно не ограничиваться объяснением, что это пока еще опасное для него занятие, а определить и для ребенка посильную долю участия: пусть, например, аккуратно складывает уже готовые флажки, собирает и относит в указанное место обрезки бумаги. Тогда у него будут все основания для того, чтобы, показывая другим детям красивые флажки на елке, сказать с чувством гордости: «Это мы сами сделали». Но взрослые должны быть последовательны: разрешенное однажды не запрещать и в дальнейшем. Нарушение этого правила нередко является источником детских капризов.
На третьем году жизни в связи с совершенствованием движений ребенок может усвоить более сложные навыки. Он учится правильно, как взрослый, держать ложку во время еды — тремя пальцами и не за середину, как раньше, а ближе к концу черенка, может есть аккуратно, не проливая пищу.
К 3 годам ребенок в состоянии оказывать небольшую помощь взрослым: накрыть на стол — поставить хлебницу, разложить приборы. Не следует поручать малышу расставлять бьющуюся посуду, так как в этом возрасте он еще не обладает достаточной ловкостью и может нечаянно разбить ее. Это чревато не только опасностью пораниться, но и доставит ему огорчение, у него пропадет желание участвовать в этой полезной для него работе.
Под руководством взрослых к 3 годам ребенок может научиться поддерживать порядок в своем уголке, расставлять игрушки на полочке (или в другом, отведенном для этой цели месте).
Постепенно надо подводить ребенка к тому, чтобы он понимал, где игра, а где труд, и не превращал его в забаву. Если малышу поручили вытереть пролитую на подоконнике воду, надо проследить, чтобы он выполнил поручение старательно и аккуратно, а не бегал по комнате, размахивая тряпкой, как флажком.
Самостоятельность ребенка проявляется не только в умении выполнить то или иное дело без посторонней помощи, но и в способности приняться за него по собственной инициативе. А этому помогает закрепление за ребенком постоянных поручений. Возможности маленького ребенка в этом отношении еще очень невелики, но и не равны нулю. Его обязанностью может стать помощь в приготовлении стола к обеду (поставить хлеб, разложить приборы, салфетки), поддержание порядка в игровом уголке, помощь в кормлении рыбок в аквариуме или в поливке комнатных растений. Все это воспитывает у ребенка заботливость, сознание того, что он должен выполнить дело, которое ему доверили взрослые. В этом заключено большое нравственное значение. Ребенок учится заботиться о других, он привыкает к тому, что не всегда можно делать только то, что хочется, но приходится выполнять и то, что надо делать. Предупреждение всех желаний, освобождение от каких бы то ни было обязанностей, от необходимости затрачивать усилия, напротив воспитывают у ребенка лень, апатию, эгоизм.
Привлекая малыша к посильной помощи взрослым, к выполнению их поручений, надо позаботиться о том, чтобы действия сопровождались радостными переживаниями: не требовать от ребенка выполнения задания, а заинтересовать самим процессом труда или его результатом, не скупиться на похвалу, а порадоваться с ним успеху. Пусть он с точки зрения большого, сильного человека и невелик (ведь и ребенок мал!), но все это создает бодрую, жизнерадостную атмосферу, желание быть полезным для других, помогать им.
Как правило, труд только в том случае привлекателен для ребенка, если он связан с затратой некоторых усилий. Слишком легкая работа, не требующая усилия, не приносит ему удовлетворения. Одеться самостоятельно для ребенка 1,5—2 лет нелегко. Но зато, натянув ботинок, затратив на это изрядное усилие и добившись результата, малыш радуется.
В то же время не следует допускать непосильных нагрузок, вызывающих неблагоприятные реакции организма: учащение пульса и дыхания, покраснение лица, обильное потоотделение. Это вредно не только для здоровья; неприятные ощущения, возникающие в связи с названными изменениями в организме, ведут к тому, что у ребенка пропадает желание трудиться, формируется неуверенность в своих возможностях. Он охотнее выполняет задание, если у него дело спорится. Если же оно непосильно и ребенок однажды уже не справился с ним, он, не исчерпав своих возможностей, спешит обратиться за помощью к взрослым.
Большую ошибку допускают, когда наказывают ребенка трудом. «Не послушался, шумел при гостях, — выговаривает трехлетнему Сереже мама, — будешь за это помогать мне посуду мыть». Вполне закономерно, что в следующий раз, когда мама, давно забывшая про это происшествие, предлагает Сереже помыть ложки, мальчик протестует и с плачем заявляет: «Я ничего плохого не сделал». Так дети начинают рассматривать труд как наказание.
Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения самому найти себе занятие. Даже совсем маленькие дети на первом году жизни могут некоторое время самостоятельно заниматься предложенными игрушками. Десятимесячная Катенька подолгу собирает колечки и разноцветные шарики, складывая их в ведерко. Потом она вытаскивает их и снова собирает. А вот ее ровесник Петя не приучен играть без участия взрослых, требует к себе постоянного внимания. Это только начало. Скоро дети подрастут. Нетрудно догадаться, на кого из двух более старших детей, о которых мы сейчас расскажем, будет похож каждый из них.
«Ма-ма»… то и дело капризно тянет Игорек, не выпуская ее платья. Он умеет играть только вместе с мамой, которая ему во всем уступает. «Я буду лошадкой», — говорит мальчик, надевая игрушечные вожжи. Но тут же он решает поменяться с мамой ролями и она послушно «запрягается», начинает смешно фыркать, изображая лошадь. И так всегда. Не потому ли Игорь совсем не умеет играть со своими сверстниками, хотя ему очень этого хочется? Попытки играть с другими детьми обычно кончаются конфликтами, так как мальчик не привык уступать, не может самостоятельно наладить взаимоотношения с детьми, пытается командовать и требовать подчинения, а встретив непривычное для него сопротивление, топает ногами, плачет, кричит.
Леночка, в отличие от Игорька, всегда занята. У нее даже времени не хватает, чтобы вдоволь наиграться. Дел так много: надо кукле одежду поменять, погладить, книжку новую посмотреть, порисовать тоже хочется. Скучать некогда!
Предоставление ребенку возможностей для проявления самостоятельности не означает, однако, самоустранения взрослых от заботы о нем, о его режиме, досуге и многом другом. Малыш нуждается в мудром руководстве (но не ежеминутной опеке!) со стороны взрослых, умело направляющих его активность. Он еще не в состоянии постоянно занимать себя сам. Подсказать ребенку занятие, показать, как обращаться с новой игрушкой, не подавляя инициативы малыша, — дело такта взрослых.
Повседневная жизнь предоставляет множество разнообразных возможностей для воспитания у ребенка желания быть самостоятельным. На прогулке полезно обратить внимание малыша на проявления этого качества у других детей, а читая книжку — у персонажей литературных произведений. Если ребенок не сразу сообразит, как сложить разрезные картинки или кубики с картинками, не надо торопиться подсказывать, полезнее предложить ему догадаться самому.
Решающее значение в воспитании ребенка имеет вся атмосфера, принятая в семье, господствующие в ней стиль и тон обращения друг с другом, взаимоотношения между ее членами. Доброжелательность, стремление помочь друг другу, общий трудовой настрой оказывают благоприятное влияние на формирование личности ребенка и, в частности, самостоятельности.
Итак, ребенок рождается беспомощным существом. За первые три года проходит огромный путь, пожалуй, более значительный и богатый приобретениями, чем во все остальные годы его жизни! В самом деле, с чем можно сравнить развивающуюся в раннем детстве способность владеть своим телом, речью, мыслить, радоваться, любить и грустить, воспринимать прекрасное в окружающем нас мире! Все это, конечно, ребенку еще предстоит развивать и совершенствовать в дошкольные, а потом школьные годы и даже когда он станет взрослым. Всю жизнь! Но все начинается с раннего детства. Здесь — истоки всего человеческого.

Младенцы могут слышать и видеть изнутри утробы

Иллюстрация плода в утробе матери. Shutterstock Когда моя жена забеременела первым ребенком, мы с трудом сдерживали радость.

Потом мы запаниковали.

Чтобы побороть свое невежество, мы сразу же начали с увлечением читать о последних научных достижениях в области беременности и развития ребенка.

В этом потоке книг, исследований, статей и приложений выделялось несколько удивительных фактов.

Но те, которые я нашел больше всего удивительными, были связаны с осознанием, которым обладают младенцы в утробе матери: их слух и зрение развиваются очень рано и начинают накапливать информацию гораздо раньше, чем я ожидал.

Когда и что могут слышать младенцы?

Ребенок слушает. Thomson Reuters

Каждый ребенок, мама и беременность разные, но большая часть структур внутреннего уха плода формируется к 16 неделе, что позволяет ему слышать звук.

К 24 неделе улитка, барабанная перепонка, косточки и другие важные структуры уха полностью сформированы - и в детской студии горит индикатор «записи».

С этого момента развивающиеся дети могут легко слышать сердцебиение мамы, есть, дышать, ходить, говорить, делать упражнения, отрыжку и бульканье пищеварительной системы.

Это может помочь объяснить, почему детям так нравится шум. Есть также некоторые свидетельства того, что младенцы учатся распознавать голос мамы и реагировать на него, находясь в утробе матери.

Вредят ли громкие звуки нерожденному ребенку?

Не лучшее место, чтобы пригласить на свидание беременную женщину. REUTERS / Дэвид МакНью

Звуки, которым подвергается мама, - это то, что слышит и ребенок, но младенцы не могут вставлять беруши.

CDC говорит, что мамам следует избегать очень громких шумов, превышающих 115 дБА - бензопилы, стрельбы, реактивных двигателей, ревущей музыки, громких концертов и так далее.

Постоянный громкий шум (например, тяжелая техника) также может повредить слух ребенка в утробе матери.

А как насчет громких, но безопасных звуков? Они могут удивить младенцев в утробе матери, иногда даже заставляя их плакать.

Когда и что младенцы могут видеть в утробе матери?

Развивающиеся малыши определенно могут заглянуть внутрь.Дэйв Мошер

Хотя глаза ребенка могут «видеть» свет примерно с 16-й недели, их глазки не узнаваемы (какими мы их знаем) примерно до 20-й недели.

Глаза впервые открываются между 26 и 28 неделями, причем чаще всего это происходит примерно с 32 недели беременности.Развитие зрения чрезвычайно сложно, поэтому многие из них продолжаются после рождения.

И все же плод может заглядывать внутрь матки. Их зрение довольно расплывчатое, но они иногда реагируют (порывом активности) на яркие источники света, такие как солнце или фонарик, направленный на живот женщины.

Частый выход на улицу может даже помочь развитию глаз у ребенка и снизить риск некоторых глазных заболеваний.

Как там внутри?

Представьте, что вы находитесь внутри большого толстого красного шара, наполненного водой.Хороший (и более практичный) пример - фонарик, проецирующийся через вашу щеку и создающий тускло-красное свечение.

Утроба с видом: сенсорное развитие в утробе матери | Ваша беременность имеет значение

В течение 40 недель, которые ребенок проводит в утробе матери, происходит гораздо больше, чем просто физическое развитие. Мало того, что младенцы заняты развитием физической адаптации, чтобы функционировать после рождения, они также с энтузиазмом воспринимают окружающий мир, начиная с очень раннего гестационного возраста.

Недавние исследования были сосредоточены на удивительном сенсорном развитии, которое происходит задолго до того, как ребенок выйдет из утробы матери. Многое из этого формирует основу ранней привязанности младенца к матери и начинает долгий процесс познания послеродового мира.

Touch

Это первое чувство, которое формируется, его разработка начинается примерно через 8 недель. Первоначально осязание начинается с развития сенсорных рецепторов на лице, в основном на губах и носу. В течение следующих нескольких месяцев рецепторы прикосновения начинают развиваться на других частях тела: на ладонях и подошвах к 12 неделям и на животе к 17 неделям.

Однако сканирование мозга нерожденных младенцев показывает, что плод не чувствует боли до 30 недель, когда соматосенсорные нервные пути заканчивают развитие. Однако к середине третьего триместра ребенок может ощутить полный спектр ощущений, включая тепло, холод, давление и боль во всех частях тела.

Зрение

Хотя внутри матки темно, человеческая кожа пропускает свет и обеспечивает некоторое освещение для развивающегося плода. По словам психолога Винсента Рида из Ланкастерского университета, который изучал этот вопрос, матка может быть удивительно светящимся местом, «аналогичным нахождению в комнате, где выключен свет и задернуты шторы.

Основываясь на этой предпосылке, Рид и его коллеги изучили реакцию плодов в третьем триместре беременности на узор красных точек, сияющих в утробе матери. Реакцию младенцев на различные световые эффекты контролировали с помощью ультразвука высокого разрешения. Исследователи обнаружили, что плод примерно в два раза чаще отслеживает движение точечных рисунков, напоминающих человеческое лицо, - тот же рисунок и предпочтения, которые были продемонстрированы у младенцев после рождения.

Это говорит о том, что наше предпочтение человеческим лицам может быть врожденным, а не просто результатом опыта, произошедшего после рождения.Более того, это дает понять, что плод активно реагирует на внешний мир задолго до того, как он или она когда-либо в него войдут.

Звук

Впервые в 1980-х годах было обнаружено, что младенцы, вероятно, слышат еще в утробе матери и способны различать и идентифицировать голосовые модели, начиная с утробы.

Начиная с 1980 года исследователи продемонстрировали, что младенцы предпочитают голос матери вскоре после рождения. Прикрепив непитательный сосок к магнитофону, исследование показало, что новорожденные будут сосать больше, чтобы услышать голос матери, чем запись голоса незнакомца.

В последующем эксперименте исследователи попросили беременных женщин читать Кошка в шляпе своим нерожденным плодам повторно в течение последних семи недель беременности, в общей сложности 5 часов воздействия. После рождения исследователи позволили младенцам выбирать между двумя записями, используя одно и то же устройство для записи сосков: одна из их матерей читала «Кошку в шляпе», а другая их мать читала разные детские книги. Младенцы последовательно отдали предпочтение записи «Кошки в шляпе», предположительно на основании пренатального контакта.

Со времени этих первоначальных исследований было опубликовано больше исследований, свидетельствующих о том, что плоды способны слышать и даже учиться в утробе матери.

Вкус / запах

Вкус и запах внутренне переплетены, потому что наше чувство вкуса на 90% состоит из запаха. Было показано, что некоторые ароматизаторы, такие как ваниль, морковь, чеснок, анис и мята, передаются в околоплодные воды, в которых живут младенцы и которые обычно выпивают несколько унций каждый день.

Чтобы определить это, исследователи давали беременным женщинам капсулы с чесноком и сахаром перед тем, как взять обычный образец околоплодных вод.Члены группы с завязанными глазами обоняли образцы, которые могли легко определить, какие образцы были получены от женщин, которые ели чеснок, что косвенно свидетельствовало о том, что младенцы испытывают эти запахи и вкусы в утробе матери.

Для дальнейшей проверки этой теории одной группе беременных женщин было рекомендовано пить морковный сок каждый день во время беременности, в то время как другой группе было рекомендовано полностью избегать этого. Когда дети начали есть твердую пищу, исследователи стали кормить их кашой, приготовленной на воде или морковном соке.Они обнаружили, что дети, подвергшиеся воздействию моркови в околоплодных водах, ели больше злаков со вкусом моркови!

Сенсорное развитие после рождения

Свидетельства о раннем внутриутробном сенсорном развитии означают, что мы можем начать влиять на постнатальное развитие ребенка на основе внешней сенсорной среды матери во время беременности. Мы бы сделали это, изменив такие факторы, как потребление пищи матерью или выбор эмбиентной музыки. Однако большая часть сенсорного развития ребенка по-прежнему происходит после рождения.Таким образом, хотя мы можем начать формование развития на ранней стадии, наиболее эффективная сенсорная стимуляция все равно будет происходить, когда ребенок выйдет из утробы матери!

Чтобы получить дополнительную информацию о беременности, родах и родах, подпишитесь на рассылку уведомлений о вашей беременности по электронной почте, когда мы публикуем новые истории. Вы также можете записаться на прием к одному из наших специалистов по телефону 214-645-8300.

Слух вашего ребенка | Уход за детьми

Слух очень важен для развития речи, грамотности и мозга.Некоторые дети рождаются с проблемами слуха. Потеря слуха является наиболее распространенным врожденным заболеванием (то есть присутствует при рождении) в Канаде. Это более распространено, чем все другие состояния, на которые проводят скрининг младенцев.

Примерно 3 ребенка из 1000 рождаются глухими. И еще 3 из 1000 страдают серьезной потерей слуха. Большинство глухих или страдающих потерей слуха детей в остальном здоровы и рождены от слышащих родителей. Некоторые дети имеют нормальный слух при рождении, но позже у них развиваются проблемы со слухом.

Как диагностируются проблемы со слухом?

Есть несколько способов обнаружить потерю слуха в самом начале жизни. Тест отоакустической эмиссии (ОАЭ) является наиболее распространенным (и первым, который используется в программах проверки слуха новорожденных). Специалист вставит вашему ребенку в ухо небольшой микрофон, который издает звук. Возвращаемое эхо отправляется на портативный компьютер. Компьютер может определить, слышал ли ребенок звук. Тест, который занимает от 10 до 15 минут, часто можно провести до выписки новорожденного из больницы или в специальном отделении проверки слуха после выписки из больницы.

Канадское педиатрическое общество рекомендует проверять слух у всех новорожденных. Во многих провинциях и территориях Канады действуют универсальные программы проверки слуха новорожденных, то есть все дети проходят тестирование при рождении. Семьям детей, у которых был положительный результат скрининга, следует провести полную оценку слуха.

Какие признаки того, что у ребенка проблемы со слухом?

Без проверки слуха новорожденных и специальных тестов признаки потери слуха обнаружить очень сложно.Иногда младенцы и дети кажутся очень внимательными, поэтому вам кажется, что они хорошо вас слышат, но на самом деле они используют свои другие чувства, чтобы знать, что происходит вокруг них. Или, когда они становятся старше, они учатся читать по вашим губам самостоятельно.

Если вы обеспокоены или подозреваете проблему со слухом, или если вы заметили какой-либо из признаков, перечисленных ниже, как можно скорее обратитесь к врачу и попросите провести проверку слуха.

Младенцы и дети ясельного возраста

Обратитесь к врачу, если ваш ребенок:

  • не был обследован как новорожденный и попросил проверить слух.
  • перестает лепетать (обычно родители не замечают этого до 12 месяцев).
  • не обращает внимания и не реагирует на громкие звуки в доме (например, звонок в дверь, телефон, лай собаки).
  • не поворачивается к звуку к 3-4 месяцам и не поворачивается к произнесенным словам к 9 месяцам.
  • У
  • частые ушные инфекции и / или утечка жидкости из ушей.
  • не произносит ни одного слова к 12-месячному возрасту.
  • не понимает простых фраз, если говорящий не сталкивается с ними (например, «Иди и купи обувь.»).
  • начинает говорить позже обычного. Прочтите наше руководство по развитию ребенка от рождения до 4 лет.
  • говорит громко.

Дошкольники и дети школьного возраста

Обратитесь к врачу, если ваш ребенок:

  • начинает говорить позже обычного или его трудно понять.
  • нужно повторить.
  • громко говорит или увеличивает громкость на электронике настолько, что это мешает окружающим.
  • испытывает трудности с выполнением простых инструкций, таких как «Иди почисти зубы, а затем умой лицо.”
  • кажется, что они не обращают внимания, особенно в группе или в шумной обстановке, например, в детских учреждениях или школе.
  • плохо учится в школе (также следует проверить зрение).
  • легко расстраивается, в большей степени, чем другие дети того же возраста.

Помните, что признаки потери слуха трудно обнаружить, и они могут ухудшиться после рождения. Вы можете заметить их, только если потеря слуха длится много месяцев или даже лет.Маленькие дети очень хорошо справляются с любыми возникающими у них трудностями, даже если они очень мало слышат.

Развиваются ли дети с проблемами слуха так же, как и другие дети?

Это зависит от того, насколько рано диагностируется проблема. Дети, которым поставлен диагноз позже, особенно после 2 лет, могут на протяжении всей жизни иметь проблемы с языком, речью и грамотностью. Если потеря слуха начинается в более позднем возрасте, особенно после того, как ребенок начал говорить, речевое развитие вашего ребенка может пострадать в меньшей степени.

Успех в школе связан с грамотностью - умением эффективно читать и писать. А грамотность связана с областями слуха и речи в мозгу. Чтобы говорить, детям нужно слышать. Дети, которые слышат и говорят, легче учатся читать и писать.

Первые несколько месяцев жизни имеют решающее значение для развития речевой и языковой области мозга. Исследования показывают, что чем раньше ребенок сможет слышать, тем лучше будут его языковые навыки. Глухие дети, которым поставлен ранний диагноз и получают правильную помощь, могут развиваться так же, как и другие дети их возраста.

Что мне делать, если я думаю, что мой ребенок плохо слышит?

Если у вас есть какие-либо опасения по поводу слуха, речи и языка вашего ребенка или его прогресса в развитии, поговорите со своим врачом. Хотя ваш врач не сможет диагностировать потерю слуха в офисе, вас могут направить в центр, который проверит слух вашего ребенка и определит, есть ли проблема.

Чем раньше будет обнаружена и вылечена проблема со слухом, тем легче вашему ребенку будет получить помощь, необходимую для общения и обучения.

Какая помощь доступна, если у моего ребенка подтвержденная потеря слуха?

Такие технологии, как цифровые слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты, позволяют слышать и говорить даже глухим детям. Слуховые аппараты можно оснастить даже новорожденным. Кохлеарные имплантаты устанавливаются младенцам и младшим детям, в идеале - до 1 года.

Дополнительная информация в CPS

Рассмотрены следующими комитетами CPS

  • Общественный педиатрический комитет

Что ваш будущий ребенок может слышать и чувствовать в утробе матери?

Даже если мы приложим ухо к чьему-то животику и услышим всевозможные шумные бульканья и урчание, мы каким-то образом представим себе, что ребенок в утробе матери находится в каком-то мирном убежище.Отнюдь не! Так как же чувства растущего ребенка реагируют на внутреннюю жизнь?

Может ли ваш ребенок слышать музыку в утробе матери?

«Младенцы начинают заметно реагировать на звук примерно с 20 недель», - говорит Барбара Котт из Национального фонда родовспоможения (NCT) . «Они слышат звуки внутри матки - ваша кровь, учащенное сердцебиение и работа пищеварения, - а также звуки снаружи, такие как музыка».

Младенцы, услышавшие мелодию из мыльной оперы в утробе матери, отреагировали на музыку через два-четыре дня после рождения, в то время как контрольная группа не ответила, как показало недавнее исследование.

Влияет ли солнечный свет на вашего будущего ребенка?

«Ваш ребенок откроет глаза примерно в 22 недели», - говорит Котт. «На этом этапе ее зрение все еще очень ограничено, но она сможет видеть яркий солнечный свет как теплое сияние, если вы разделитесь, чтобы поймать солнце.

Может ли ваш ребенок почувствовать удары в вашей утробе, когда люди сталкиваются с вами?

«Младенцы обладают осязанием и реагируют на стимуляцию в матке примерно с 17 недель, но ваше тело умно и защищает вашего ребенка от ударов», - говорит Котт.

«У вас есть оболочка самой матки, она действительно прочная. Он весит от 50 г до беременности до почти килограмма к положенному сроку, поэтому мышцы становятся действительно толстыми. К тому же у вас есть околоплодные воды, которые смягчают ребенка ".

Чувствует ли усталость и ваш будущий ребенок, когда вы устали?

«Мы не очень много знаем о том, что чувствует ваш будущий ребенок, но поскольку он получает пищу и энергию за счет вас, он, вероятно, не чувствует такой усталости», - предполагает доктор Олвен Уилсон, консультант по детскому психологу. в Королевской больнице графства Суррей.

Даже если ваш ребенок не чувствует усталости в то время, когда вы устали, он все равно любит выспаться. В первые месяцы беременности ваш ребенок спит почти все время.

Ближе к рождению характер сна вашего ребенка похож на сон новорожденного: сон во сне (REM - быстрое движение глаз) развивается примерно с семи месяцев.

Может ли ваш будущий ребенок почувствовать вкус того, что вы едите?

Согласно недавнему отчету исследовательского института Monell Chemical Senses в Филадельфии, вашему ребенку передается

ароматов из вашего рациона.

Ваш нерожденный ребенок может даже пристраститься к острой пище, поскольку исследование показало, что беременные женщины, которые пили много морковного сока, имели детей, которые больше любили морковь, чем те, которым не давали сок.

Ваш ребенок ощущает оргазм в утробе матери?

«Насколько нам известно, младенцы только кажутся понимающими, что им удобно или неудобно. Но если на них будет какое-то давление, они могут на это отреагировать. А если у вас прилив эндорфинов, они могут отреагировать так же, как если бы вы тренируетесь или испытываете стресс и у вас сильный выброс адреналина.Но мы недостаточно знаем об опыте наших младенцев, чтобы быть уверенным, - говорит Сью Макдональд из Королевского колледжа акушерок.

Первый год ребенка: 5 чувств

В течение первого года жизни ребенок развивается невероятно быстро, но многие чувства хорошо развиты с самого рождения. У младенцев в первые три месяца жизни нечеткое зрение, но, вероятно, для этого есть веская причина.

Семейные приключения близнецов: Рост ребенка

Если бы они могли видеть так же остро, как мы, взрослые, количество впечатлений было бы огромным.Так что это, вероятно, полезный способ природы оградить ребенка от интенсивного воздействия окружающей среды. Носить ребенка лицом внутрь к груди мамы или папы - еще один способ защитить ребенка.

Первые три месяца у ребенка нечеткое зрение.

Способность видеть цвета не полностью развита при рождении. Ваш ребенок не сможет видеть различия в цвете, пока ему не исполнится один месяц - примерно в том же возрасте, когда ребенок начинает отслеживать движущийся объект глазами.Примерно в возрасте трех месяцев у ребенка развивается стереозрение, то есть восприятие глубины.

Читать! 7 вещей, способствующих развитию языка

Все чувства включены

Слух хорошо развит, когда ребенок рождается, и ребенок узнает голоса членов семьи. Тогда же развивается и чувство вкуса. 3D-УЗИ показывает, что ребенок в утробе матери предпочитает сладкий вкус кислому.

Обоняние работает с первого дня, и лучшее, что знает новорожденный, - это запах его родителей и особенно запах грудного молока.

Младенцы предпочитают кисло-сладкий вкус.

«Справедливо будет сказать, что в первый год жизни ребенка они задействуют все свои органы чувств, тогда как мы, взрослые, склонны быть более визуальными. Но для маленького ребенка обоняние, зрение, осязание, слух и вкус - все они сходятся, чтобы сформировать общее впечатление о том, как устроен мир », - говорит д-р Густав Гредебек, исследователь младенцев из Упсальской детской и детской лаборатории.

Не пропустите: Новая мама? Я бы хотел, чтобы мне сказали

И то, что раньше понималось как рефлексы младенца, такие как рефлекс сосания, укореняющийся рефлекс, хватательный и ходячий рефлексы, теперь, как известно, являются аспектами мотива к большему обучению.

«Маленькие дети многое понимают и не контролируются рефлексом, как считалось всего 20 лет назад. Действия новорожденного обычно запускаются каким-то мотивом, чтобы узнать больше », - говорит д-р Гредебек.

Еще не пробуете еду? Детское питание по всему миру

Первый год ребенка: сенсорное развитие

  1. Прицел. В течение первых трех месяцев у ребенка нечеткое зрение. Примерно в возрасте одного месяца ребенок начинает замечать различия в цвете.
  2. Слух. Слух ребенка хорошо развит, и дети могут хорошо слышать в утробе матери.
  3. Вкус. Новорожденные - крошечные гурманы, явно предпочитающие сладкое. Менее популярны кислые, соленые и горькие вкусы.
  4. Обоняние и прикосновение. Обоняние и осязание у ребенка хорошо развиты при рождении, и ребенок получает пользу от контакта с мамой или папой - это выделяет эндорфины хорошего самочувствия.

Как музыка влияет на мозг вашего ребенка: мини-мастер-класс по воспитанию детей

Стенограмма видеоролика «Как музыка влияет на мозг вашего ребенка: мини-мастер-класс по воспитанию»

Знаете ли вы, что колыбельная успокаивает вашего ребенка, потому что у него замедляется сердце?

Музыка - это самое главное в нашей жизни.Ваш ребенок получает достаточно музыки?

Меня зовут доктор Ибрагим Балтаги, и это мой мини-мастер-класс по воспитанию детей о том, как музыка влияет на мозг вашего ребенка.


Какое влияние музыка оказывает на младенцев в утробе матери?

Доказано, что музыка играет важную роль в развитии мозга до рождения.

Прослушивание музыки во время беременности не только успокаивает и поднимает настроение беременной, но и положительно влияет на будущего ребенка.

Примерно на 16─18 неделе беременности малыш слышит свой самый первый звук.

К 24 неделе маленькие ушки начинают быстро развиваться, и было показано, что младенцы поворачивают голову в ответ на голоса и шум в последние несколько месяцев беременности, еще не родившийся ребенок может узнавать голос своей матери, ее родной язык, образцы слов. и рифмы.


Какую музыку следует слушать беременной маме?

В третьем триместре ребенок обязательно будет слышать музыку, которую вы играете. Классическая музыка, нежные звуки, похожие на колыбельные, приятные мелодии, вдохновляющие на счастье, - все это успокаивает.


Как музыка может помочь в развитии мозга маленького ребенка?

Музыка зажигает все области развития ребенка и навыки для подготовки к школе, особенно в области овладения языком и навыков чтения.

Обучение игре на музыкальном инструменте может улучшить математические знания и даже повысить успеваемость в школе.


Как можно использовать музыку, чтобы успокоить ребенка и помочь ему уснуть?

Музыка вызывает эмоции, поэтому музыка может быть популярной рекомендацией, чтобы успокоить малыша.И это долгожданное дополнение к режиму сна ребенка.

Музыка должна быть мягкой, успокаивающей, расслабляющей, чтобы создавать спокойную атмосферу и улучшать их режим сна.

Знакомая мелодия, музыка или песня превращаются в сеанс музыкальной терапии. Медленная, мягкая, повторяющаяся музыка фактически замедлит сердцебиение и сделает дыхание более спокойным и глубоким.

Не стоит недооценивать силу голоса матери, отца или любого человека, осуществляющего уход, во время пения. У нее знакомый голос и успокаивающий ритм.


Откуда берутся колыбельные?

Считается, что английское слово «колыбельная» происходит от звуков «лала» или «лулу», издаваемых матерями или медсестрами, чтобы успокоить детей.

«Пока» - еще один убаюкивающий звук или выражение «спокойной ночи». Колыбельная или так называемая колыбельная песня - это рассказ, который успокаивает младенцев и маленьких детей перед сном.

Колыбельные можно найти в каждой культуре и поют на всех языках. Колыбельная Брамса, пожалуй, самая известная и легко узнаваемая из колыбельных песен.


Какие музыкальные инструменты самые лучшие для малышей?

Есть много способов, которыми вы можете создавать музыку вместе с вашим ребенком бесплатно. Голосовые связки - единственные врожденные инструменты, созданные человеком.

Есть и другие инструменты, которые мы можем использовать, а именно ударные, такие как хлопки, щелчки, топтания и похлопывания по бедрам.

Кроме того, в вашем доме полно всяких вещей, например, если вы возьмете деревянную ложку и поиграете ею на горшке, вы сможете играть в нее со своим ребенком.

Лучшие музыкальные инструменты, которые вы можете купить для своих детей, включают игрушечный барабан, шейкеры или погремушки, глокеншпиль, ксилофоны, маракасы.


Может ли музыка помочь вашему ребенку социализироваться?

Есть что-то в том, чтобы слушать музыку или играть ее с другими людьми, что вызывает особую социальную активность, заставляя вас чувствовать связь с окружающими.

Музыка в раннем возрасте помогает детям выражать себя и делиться чувствами. Даже в раннем возрасте они могут раскачиваться, подпрыгивать, двигать руками в ответ на музыку, которую слышат.

Они даже могут сочинять свои собственные песни. Они учатся смеяться, повторять слова, и это побуждает их использовать эти слова и запоминать их.

Мы узнали о нескольких механизмах, посредством которых музыка влияет на нашу способность общаться друг с другом, воздействуя на мозговые цепи, участвующие в сочувствии, доверии и сотрудничестве, возможно, объясняя, как музыка выжила в каждой культуре мира.

Музыка присутствует в нашей жизни во многих аспектах. Дома музыка может стать частью нашего повседневного опыта.

С самого рождения родители используют музыку, чтобы успокаивать и успокаивать детей, выражать свою любовь и радость, а также взаимодействовать друг с другом.

Родители могут использовать эти естественные инстинкты, узнав, как музыка может влиять на развитие ребенка, улучшать социальные навыки и приносить пользу детям всех возрастов.

Мой совет - как можно раньше начинать заниматься музыкой с детьми.



Д-р Ибрагим Х. Балтаги - преподаватель Ливано-американского университета и руководитель музыкальной программы Ливанского международного университета.Он издал серию музыкальных книг для детей.

Нерожденные младенцы слышат вас громко и ясно

Будущие мамы, которые воркуют и болтают со своими младенцами во время беременности, могут делать больше, чем просто стимулировать плод - они могут формировать мозг своего ребенка, согласно исследованию, опубликованному в понедельник .

Исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences, подтверждает то, во что верили многие люди: младенцы слышат, что говорят их мамы, а их мозг распознает эти слова после рождения.

Исследователи из Хельсинкского университета в Финляндии обследовали 33 будущих мамы и обследовали их детей после рождения. Во время беременности 17 матерей слушали на громкой громкости компакт-диск с двух, четырехминутными последовательностями выдуманных слов («татата» или «татота», произнесенные разными способами и с разной тональностью) с 29 недели до рождения.

Мамы и младенцы слышали бессмысленные слова от 50 до 71 раз. После рождения исследователи проверили всех 33 младенцев на нормальный слух, а затем выполнили ЭЭГ (электроэнцефалограф) головного мозга, чтобы увидеть, реагируют ли новорожденные по-разному на придуманные слова и разные голоса.

Младенцы, которые слушали компакт-диск in utero, распознавали выдуманные слова и замечали изменения высоты звука, которых не заметили младенцы, которые не слышали компакт-диск, как выяснили исследователи. Они могли это сказать, потому что их мозговая активность повышалась, когда игрались эти слова, в то время как младенцы, которые не слышали компакт-диск в утробе матери, не реагировали так сильно.

«Мы знаем, что плоды могут узнавать определенные звуки из окружающей среды во время беременности», - сообщил по электронной почте Эйно Партанен, докторант и ведущий автор статьи.

«Теперь мы можем очень легко оценить эффекты обучения плода на очень детальном уровне - как и в нашем исследовании, [мы] смотрим на эффекты обучения до очень небольших изменений в середине слова».

Эта статья делает больше, чем просто обнаруживает, что младенцы в утробе матери могут слышать; это показывает, что младенцы могут обнаруживать тонкие изменения и обрабатывать сложную информацию.

«Интересно, что это пренатальное воздействие также помогло новорожденным обнаружить изменения, которым они не подвергались: младенцы, получившие дополнительную пренатальную стимуляцию, также могли обнаруживать изменения громкости в псевдословах, но не подвергавшиеся воздействию младенцы - нет», - говорит Партанен.

«Тем не менее, обе группы действительно реагировали на смену гласных (которые очень распространены в финском языке и на которые ранее было показано, что новорожденные способны на это)».

Эти результаты основаны на других исследованиях, проведенных за последние 20 лет, в ходе которых изучается, как младенцы реагируют на звук. Минна Хуотилайнен, которая также работала над исследованием, опубликовала в 2005 году исследование, показывающее, что плод может различать звуки. А в 1988 году исследователи обнаружили, что младенцы, которые слушали мыльные оперы в утробе матери, становились зависимыми - по крайней мере, от мелодий.Младенцы с мамами, которые смотрели мыло во время беременности, откликались на мелодические сигналы в шоу.

Может ли то, что ваш ребенок слышит в утробе матери, действительно повлиять на обучение? Сегодня

Открытие подтверждает идею о том, что еще не родившийся плод может учиться и запоминать так же хорошо, как новорожденный, говорят исследователи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *