Когда младенец начинает видеть и слышать: хорошо, осознанно реагировать на звуки — www.wday.ru

Содержание

Когда новорождённый начинает видеть и слышать?

Насколько сильно новорожденный ребенок отличается от взрослого? Одни думают, что анатомические и физические возможности сильно разнятся — и в первые месяцы малыш все еще продолжает формироваться. Другие считают, что ребенок почти не отличается от взрослого — разумеется, если не считать размеров и сил. Но истина лежит где-то посередине.

На самом деле физиология новорожденного очень близка к физиологии взрослого человека — просто развита не полностью. Например, зрение и слух — какие они сразу после рождения, и какие изменения претерпевают со временем?

Как развивается зрение малыша?

Конечно, обычный здоровый ребенок вовсе не рождается слепым — его зрение уже работает, он может видеть окружающий мир и людей. Но пока что это зрение совсем не такое, как мы привыкли — оно нечеткое, несфокусированное и монохромное.

  • Сразу после рождения ребенок видит перед собой только размытые пятна предметов и людей. Кроме того, он не умеет сосредотачивать взгляд прямо перед собой — гораздо лучше работает зрение боковое, периферийное.
  • Ситуация начинает меняться примерно через месяц. В таком возрасте малыш уже может отчетливо видеть то, что расположено примерно в 30 сантиметрах от него — и учится фокусировать взгляд перед собой.
  • Новорожденные дети не различают цветов — мир для них долго остается черно-белым. Только после первого месяца, по мере развития органов зрения, появляются оттенки — а в четыре месяца малыш может увидеть разницу между красными, синими, желтыми, зелеными цветами.
  • Полностью зрение формируется примерно к полугоду — именно в этом возрасте имеет смысл показывать ребенку первые цветные картинки или покупать ему яркие погремушки. Раньше он просто не сможет оценить их веселый цвет.

Слух у новорожденного — как он развивается?

Ситуация со слухом выглядит так же — здоровый ребенок не рождается глухим. Это логично — ведь еще во время беременности врачи рекомендуют родителям разговаривать со своим чадом прямо через животик. Доказано, что растущий плод уже способен слышать музыку и различать голоса. Другое дело, что реагировать новорожденный малыш будет только на очень громкие звуки, а на тихие и размеренные не обратит внимания.

Однако нужно учитывать, что ребенку в любом случае нужна тишина — даже если кажется, что большинство звуков он просто не замечает. На самом деле они воспринимаются мозгом малыша — и если в первые месяцы вокруг ребенка будет слишком шумно, это негативно отразится на его нервной системе.

Похожие статьи

Девчонки и мальчишки - Муниципальное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 "Журавленок" городского округа Тольятти

Уже давно известно, что представители сильного и слабого пола не только видят, но думают и слышат по-разному.

Анатомические и физиологические различия закладываются еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери.  А психологические отличия между мальчиками и девочками, этими будущими мужчинами и женщинами, начинают формироваться уже в раннем возрасте. С чем это связано?

 

1.     У кого из детей глаза на затылке?

Эволюционно и исторически заложено, это научно подтвержденный факт, что женщины имеют более широкое периферийное зрение по сравнению с мужчинами. У женщины, как хранительнице очага, в мозгу заложена программа, позволяющая отчетливо видеть сектор, по меньшей мере, в 45 с каждой стороны головы, то есть вправо-влево, а также вверх и вниз. Эффективное периферийное зрение многих женщин достигает полных 180. Глаза мужчины больше, чем у женщины, его мозг обеспечивает ему «туннельное» видение, что означает способность видеть четко и ясно перед собой, но на большое расстояние, то есть его глаза можно уподобить биноклю. Мужчине, как охотнику, необходимо поймать глазом цель и не выпускать ее из поля зрения, причем на довольно далеком расстоянии.   Его зрение эволюционировало до почти ограниченного видения, поскольку ничто не должно было отвлекать его от цели. Эта особенность, вкупе со склонностью к риску, ведет за собой более высокий процент травматизма среди мальчиков.

2.     Слушать и слышать.

Оказывается, женщины слышат лучше мужчин и великолепно различают звуки в области высоких частот. Мозг женщины запрограммирован на детский крик. Если в отдалении мяукнет котенок, услышит его женщина. Однако именно мужчина с его отличной ориентацией в пространстве подскажет, где он. Через неделю после рождения девочка может выделить звук материнского голоса и отличить крик ребенка от других звуков в данной комнате.

Мальчикам в том же возрасте этого не дано. Девочки обладают  высокой чувствительностью при распознавании изменений в тональности и громкости голоса, что дает им возможность немедленно замечать смену эмоций у других людей. Знаменитая женская фраза «Не смей говорить со мной таким тоном!» в споре с мужчинами и мальчиками отчасти связана именно с этой женской особенностью. Большинство представителей мужского пола понятий не имеют, что она хочет этим сказать. Тесты показали, что младенцы-девочки вдвое чаще реагируют на громкий звук по сравнению с мальчиками. В этой особенности кроется объяснение, почему девочек легче, чем мальчиков, успокоить, сюсюкая на высоких частотах.

Педагоги и родители часто ругают мальчиков за то, что они не слушают, что им говорят. Оказывается, по мере взросления мальчиков, особенно в преддверии периода полового созревания, их слуховые каналы претерпевают стремительный рост, следствием которой может быть временная форма глухоты.  Было установлено, мальчики способны лучше видеть, чем слышать. Многие педагоги и родители, отчитывая ребенка, инстинктивно говорят именно мальчику: «Смотри мне в глаза, когда я говорю», тогда как девочкам «разрешено» отвести взгляд в сторону.

3.     Поговорим?

Нам уже тысячи лет известно, что мужчины не очень разговорчивы, в частности, в сравнении с женщинами. Девочки не только начинают говорить раньше, чем мальчики, но у 3-летней девочки словарь вдвое больше, чем у мальчика, ее ровесника, при этом речь ее внятна почти на 100%. Врачи, занимающиеся патологией речи, постоянно имеют дело с родителями, которые приводят мальчиков с одной и той же жалобой: «Он не умеет правильно говорить». Если у мальчика есть старшая сестра, то это особенно заметно, поскольку старшие сестры и матери склонны отвечать за брата и сына. Спросите 5-летнего мальчика: «Как поживаешь?», и его мать или сестра тут же ответят: «Спасибо, он хорошо поживает».

Недавние исследования показали, что ребенок овладевает умением распознавать речь матери еще в утробе, вероятно, благодаря резонансу голоса в теле. 4-летний малыш отличает языковые особенности родной речи от иностранной. В 4 месяца младенец может опознать движения губ, соответствующие произнесению гласных. Не достигнув года, ребенок начинает ассоциировать слова с их смыслом; к 18 месяцам начинает накапливаться словарь, который у девочек к 2 годам достигает уже 2000 слов.

 

4.     «Мужчины не плачут»

Большинство родителей считают, что в мальчиках надо воспитывать мужественность, читать книги о богатырях и воинах. А девочки должны быть тихими и кроткими. Потому и книги им нужно читать совсем другие.

Вообще, девочкам повезло больше. Им можно поплакать - проявлять эмоции, не боясь того, что тебя засмеют или признают недостаточно сильной. Мальчикам сложнее. «Ты же мужчина. Хватит лить слёзы!» - эти слова мальчик слышит постоянно и постепенно учится скрывать свои чувства.

Психологи советуют родителям не запрещать проявления эмоций у детей (будь то девочки или мальчики). Ведь эмоции - это всегда результат чего-то, произошедшего с человеком, способ справиться с возникшим напряжением. Если эмоции подавлять, это чревато различными нарушениями в деятельности организма, вплоть до психосоматических заболеваний.

Проявляя отрицательные эмоции, ребёнок сигнализирует о том, что его внутреннее состояние некомфортно. Чтобы малыш прекратил плакать не стоит одёргивать его, лучше проявить участие, проникнуться его проблемами, показать ему, что вы его понимаете. Успокоить.

 

5.     Куклы или машинки?

Одно из проявлений полоролевой идентичности, то есть собственного ощущения девочки как представительницы женского пола, - желание заботиться о ребёнке. На него указывает, в частности, пристрастие к играм в куклы, начиная с 12-18 месяцев. Это и есть базовое выражение женственности и предполагает существование «материнского инстинкта». Соответственно, игра в машинки  - одно из проявлений мужской идентификации у мальчиков.

Однако, основную роль в развитии женственности и мужественности играет идентификация себя с родителем или другим значимым взрослым своего пола. Дети подражают  своим родителям.

 

6.     «Папина дочка» и «маменькин сынок»

К возрасту 4-5 лет полоролевая идентичность складывается окончательно. То есть при нормальном развитии ситуации у девочки не остаётся никаких сомнений в том, что она - будущая женщина, а у мальчика соответственно в том, что он мужчина. И так как в ближайшем окружении нет фигур более привлекательных и любимых ими, чем мама и папа, то именно они становятся объектами их первой «взрослой» любви. В этой любви есть все: соперничество с родителем одного с ребёнком пола, ревность, желание занять место матери или отца в отношениях с объектом любви. А девочки, кроме того, фантазируют и о собственном малыше. Конечно, все это со временем, постепенно отойдёт на второй план.

Подведем итог?

Итак,  утверждение, что женщины - с Венеры, а мужчины - с Марса, кажется не лишено смысла. Конечно, в современном обществе отчетливо прослеживается тенденция к стиранию границ между полами, к смещению их социальных ролей.

 Однако, несмотря на этот не имеющий, впрочем, ничего плохого факт, думается, что женщинам и мужчинам удастся сохранить в себе то, что их привлекает друг в друге - собственную индивидуальность, которая формируется не без участия нас, родителей и педагогов пока еще маленьких мальчиков и девочек.    

         

материал подготовила:        педагог-психолог Тюшевская И.В.

(В статье использованы материалы из книги «Девочки и мальчики,

два разных мира», а также из журнала «Лиза, Мой ребенок»)

Когда новорожденный начинает слышать и видеть: возрастные нормативы, отклонения

Ничего не вижу, но что-то слышу

Зрение младенца и его слух уступают по остроте нормальным показателям взрослого человека. В первые три месяца его восприятие замкнуто на себе и близлежащем пространстве. Его чувства не выходят за пределы кроватки и проявляются исключительно на механическом уровне, без подключения сознания.

Дети рождаются с нарушениями зрения – это нормально. Такая ситуация зависит от физиологических факторов, благодаря которым формируется зрение новорождённого: этапы развития зрительного анализатора определяются ростом глазного яблока. Это влияет на расположение точки фокусировки световых лучей относительно сетчатки глаза, работу колбочек и палочек, функционирование зрительного нерва, аккомодацию. Вопросу косоглазия у новорожденного посвящена отдельная статья.

А вот со слухом у малышей всё в порядке. Формирование слухового анализатора начинается еще в животике у мамы. У грудничка будет присутствовать реакция на громкие звуковые раздражители. Это связано исключительно с рефлекторными процессами и не претендует на то, что младенец осознаёт источник и характер звука.

Зрение и слух младенца в 20 раз слабее, чем у взрослого. Считается, что таким образом мозг защищает малыша от информационной перегрузки.

Как проверяют зрение у новорожденного в роддоме

По достижению 2 месяцев диагностика позволяет наиболее адекватно оценить состояние органа зрения

Здоровье младенца проверяется педиатрами в роддоме на предмет нарушений, которые развиваются во время внутриутробного периода, или передаются генетически.

Тестируются слуховые и зрительные рефлексы, проводится осмотр расположения и работы органов чувств.

Врачи-неонатологи обращают внимание на глаза: положительными признаками считаются реакция зрачка на свет и интенсивное движение глазами.

Доктор ограничивается внешним осмотром. Более точную диагностику специалисты проводят с 2 месяцев.

Как проверяют слух у новорождённого в роддоме

Если младенец реагирует на громкие звуки, слуховой анализатор в порядке. Он заплачет или повернётся в сторону источника сигнала. Если этого не происходит акушер указывает на фактор риска развития наследственной или врождённой тугоухости.

Когда новорожденный начинает видеть

Когда новорождённый начинает слышать и видеть, его восприятие отличается от того, что видит и слышит взрослый человек. После рождения малыша его глазной анализатор в течение первых недель не будет адаптирован к новым условиям освещения.

Всё, что он увидит, это световые пятна и размытые силуэты. Цветовые рецепторы оформлены слабо. Первое время мир воспринимается малышом в одном тоне. Стереоскопическое зрение отсутствует: он видит окружение в двухмерной плоскости.

Все родившиеся дети – дальнозоркие. Не подносите предметы к лицу малыша ближе, чем на 40 см.

Этапы развития зрения: первые недели

Формирование зрения тесно связано с ростом глазного яблока, которое развивается от 0 до 12 лет. Но лишь к 2-3 годам, когда новорождённый начинает видеть и слышать осознано, малыш будет в состоянии полноценно различать и обозначать цвета.

После рождения маленький человек не обладает полноценным зрением, но способен различать яркость освещения. Несмотря на то, что у него притуплённая светочувствительность, малыш всё же реагирует на яркий свет частым морганием или плачем.

В 1-й месяц

Зрение у новорождённых в 1 месяц фрагментарное: они видят отдельные образы и картинки, которые не в состоянии объединить в одно целое. Периферическое зрение не развито, поле восприятия узкое: грудничков не увидит игрушку боковым зрением.

В 2-3 месяца

В этот период у детей формируется способность фиксировать взгляд. Они начинают следить за мамой, поворачивать голову в направлении движения предмета. Не пугайтесь, если дети долго не моргают. В этот период мигательный рефлекс только начинает развиваться.

Что ещё должен уметь 3-х месячный малыш читайте здесь.

В 6 месяцев

По прошествии полугода основные факторы только начинают своё формирование. Младенец получает первое представление о глубине пространства и расстоянии до объекта. Мир постепенно окрашивается в разные краски (сначала жёлтые, затем зелёные, и под конец подключается красный и синий оттенки).

Когда начинают слышать новорождённые дети

В представлении ребёнка окружающие звуки сливаются в писк той или иной интенсивности, которому он старается подражать, периодически взвизгивая

На самом деле, слуховые органы у плода формируются ещё в утробе матери и начинают свою работу уже там.

Нельзя сказать, что он слышит отчётливо, однако его барабанная перепонка в состоянии обрабатывать звуковые волны и пересылать сигнал в мозг.

Часто у родителей возникает вопрос, слышат ли новорождённые дети то, что им говорят и вообще, как слышат новорождённые?

С рождения грудничок воспринимает все частоты одновременно. Его мозг ещё не научился адекватно обрабатывать звуковой сигнал.

В представлении ребёнка окружающие звуки сливаются в писк той или иной интенсивности, которому он старается подражать, периодически взвизгивая.

На ранних этапах развития ухо младенца ещё не натренировано. Оно не может определить расстояние до источника звука. Поэтому дети одинаково реагируют на шёпот и громкие разговоры.

С взрослением, когда новорождённый начинает слышать частоты дифференцированно, он лучше подстраивается под дистанцию источника звука. Малыш становится способен различать голоса, распознавать речь и сам пытается говорить.

Этапы развития слуха у младенцев

  1. Первые недели. Телесное реакция на звук. Вздрагивание.
  2. Второй месяц. Увеличение разнообразия реакций на звуковые стимулы. Улыбка.
  3. Четвёртый месяц. Поиск источника звука. Поворот головы
  4. Пятый месяц. Появляется смех.
  5. Год жизни. Малыш произносит простые слова.

Как проверить зрение у новорождённого

Самостоятельно сделать это для неспециалиста затруднительно. Однако мама всегда может оценить наличие зрительных реакций у малыша, определяя их по движению глаз и сужению зрачков на свет.

Проверку на цветовосприятие у ребенка проводят на осмотре только по достижении 2-3 лет.

Более точный анамнез возможно получить только у врача. Осмотр у педиатра желателен по достижению 2 месяцев. На этом этапе диагностика позволяет наиболее адекватно оценить состояние органа зрения. Врачи используют яркий предмет для определения радиуса движения глаз малыша и способности к фокусировке.

Как проверять слух у новорождённого

Сурдолог проверяет слух на специальном аппарате на котором будут отображаться цифровые значения: отклик правого и левого уха

Как правило, проблемы со слухом у маленьких детей распознаются ещё в роддоме или в дальнейшем самими родителями.

Они понимают, слышат ли новорождённые, если малыш начинает демонстрировать следующие реакции в отношении окружающих его аудио сигналов:

  • поворачивает голову на звук;
  • реагирует на речь мамы;
  • ищет глазами источник сигнала.

Что может насторожить маму в процессе развития малыша? Проверка слуха у новорождённых может выявить следующие нарушения:

  1. В течение 4 месяцев младенец не обращает внимания на громкие звуки.
  2. На 5-й месяц он не воспроизводит типичные для новорождённого звук.
  3. Спустя 9 месяцев малыш не в состоянии определить местонахождение источника звука.

Как проверить слух у новорождённого более детализировано? Для этого следует обратиться к сурдологу, который проведёт процедуру на специальном аппарате. Это займёт не более 10 минут. Желательно, чтобы малыш спал или находился в состоянии покоя.

В ухо грудничка помещается наушник, генерирующий звуковые колебания. Наушник соединён с компьютером, на котором будут отображаться цифровые значения: отклик правого и левого уха.

Нарушения слуха в раннем возрасте приводят к отсутствию речевого развития

3 упражнения для здорового зрения малыша

После 1-го месяца жизни младенца разрешается проводить занятия по развитию его восприятия. Чтобы он начал адекватно анализировать световую и звуковую информацию, необходимо стимулировать его органы чувств.

Делайте это после еды, когда он находится в хорошем настроении и покое. Развитие зрения у новорождённых предполагает эти методики:

Подвесные игрушки помогают малышу направить взгляд за пределы ограничивающего пространства
  • Игры с подвесной игрушкой (мобиль). Цель упражнения – помочь малышу направить взгляд за пределы ограничивающего пространства – кроватки. Игрушка должна издавать звуки, привлекающие внимание. Как выбрать мобиль для новорожденного, узнайте в нашем обзоре.
  • Фонарик. Проводите красным или жёлтым световым лучом вблизи грудничка. Наблюдайте за его реакциями. Этот метод позволит малышу научиться удерживать взгляд на предметах;
  • Цветовая стимуляция. Несмотря на то, что ребёнок слабо различает цвета, играйте с ним яркими игрушками для того, чтобы запустить работу цветовых рецепторов – колбочек.

Развивать зрение у новорождённого ребенка нужно, отталкиваясь от этих рекомендаций:

  • Старайтесь не подносить к глазам ребёнка предметы ближе, чем на 40 см.
  • Желательно, чтобы объекты в окружении новорождённого были яркими.
  • Ему легче наблюдать за крупными предметами.
  • Не перенапрягайте глаза малыша. Это приводит к развитию близорукости или дальнозоркости.
  • Проводите занятия в условиях хорошей освещённости.

Используйте для своих занятий красные овальные предметы. Такой цвет и форма наиболее различимы

5 советов для развития слуха

Слух у новорождённого ребёнка развивают раньше зрения. Это делают следующим образом:

  • Игры с колокольчиками. Развесьте колокольчики на концы кроватки малыша. Меняйте расположение источников звука относительно него. Следите за реакцией.
  • Аудио игрушки. На время подвесьте над новорождённым постоянный источник звука. Дайте какое-то время для того, чтобы грудничок привык к сигналу. Уберите игрушку и повторите это упражнение через несколько минут.
  • Музыка. Включите рядом с грудничком приятную тихую музыку. Рекомендуется также взять его на руки и пройтись по комнате, отдаляя и приближая младенца относительно звука.
  • Погремушки. Стимулируйте слух ребёнка, потряхивая вокруг него погремушкой. Со временем усиливайте громкость.
  • Чтение. Не стесняйтесь читать книги своему крохе. Когда новорождённый начинает слышать и видеть, это помогает психологическому развитию ребёнка. Особенно хорошо, если книга будет с картинками.

Зрение и слух у новорождённых желательно развивать в комбинации друг с другом для закладки ассоциативного мышления

Как наладить контакт с малышом

Оптическая сила органов зрения малыша низкая. Старайтесь говорить с ним, чтобы приучить к тембру своей речи. Малыш начнёт вас узнавать

Многие мамы жалуются на то, что чадо как будто игнорирует их. Не обижайтесь на то, что он как будто не замечает вас: косит или смотрит сквозь.

Младенец не может поддерживать осознанный визуальный контакт со своим родителем. Он не в состоянии концентрировать взгляд на чём-то одном. Дети постоянно поглядывают в разные стороны.

Оптическая сила их органов зрения низкая, а мышечный тонус глаза слабый.

В этом возрасте он ориентируется по голосу. Старайтесь говорить с ним, чтобы приучить к тембру своей речи. Малыш начнёт вас узнавать. Такая ситуация объясняется тем, что существует разница во времени относительно того, когда начинают видеть и слышать новорождённые дети.

Восприятие ребёнка начинает развиваться со слухового анализатора. Он улавливает звуки до появления на свет. Именно поэтому детский слух после рождения острее зрения.

Однако уши младенца первое время настроены на низкие частоты. Так что новорождённый скорее отреагирует на грубый голос папы, чем на высокие нотки мамы. Со временем он научится слышать и более высокие частоты.

Многих родителей волнует как помочь своему малышу с навыком держать голову прямо. Ведь правильных подход гарантирует физическое здоровье ребенка.

Позже ваш малыш будет стремится ползать. Здесь рекомендации, как помочь в этом навыке ребенку.

Шкала Апгар – система быстрой оценки состояния новорождённого. Насколько актуально применение этой методики в современном мире узнайте в
этом материале.

4 способа ухода за глазками

Мы знаем, как усиленно мамы переживают за здоровье малыша. Однако не всегда активная деятельность идёт на пользу зрению или слуху младенца. Она скорее успокаивает нервную систему родителей, чем приносит реальную пользу. Тем не менее гигиена глаз всё же необходима.

Помните о таких вещах:

  • При нормальном развитии ребёнка специальных витаминных добавок для глаз не требуется.
  • Капать в глаза что попало нельзя. Проконсультируйтесь с врачом. Если специалист назначил капли, держите дозатор как можно дальше от лица ребёнка. Не волнуйтесь, если не попали на склеру. Главное, чтобы лекарство упало в область глазницы: рано или поздно оно окажется на слизистой.
  • Промывать глаза можно. Для этого подойдёт раствор ромашки или кипячёная вода. Смочите ватку жидкостью и протрите глазик малыша. Не используйте ватные палочки из-за их жёсткости. Промывайте глаза ребёнка утром и вечером.
  • Массаж слёзного мешка возможен, если в нём собрался гной. Здесь причины, по которым гноятся глаза у новорожденного описаны более подробно.

С  комплексом гимнастики для глаз вы можете ознакомиться здесь.

Если вы заметили воспалительную симптоматику глаз, и в течение 2 дней промывание не помогло, – идите к доктору. Воспаление слезного мешка в глазике – дакриоцистит у новорожденного нуждается в лечении.

5 правил по уходу за ушками

В основном уход за ушами ограничивается поддержанием гигиенических норм – чисткой ушной раковины.

Правила ухода за ушками состоят из следующих правил:

  • Не проникать внутрь ушного прохода. Не используйте палочки. Достаточно обычной ваткой собирать серу, вышедшую в область ушной раковины.
  • Чистку проводить не чаще 1-2 раза в неделю.
  • Не увлажняйте вату во избежание образования ушных пробок.
  • Промывание возможно для внешних областей органа: снаружи и за ухом.
  • Если в ушной проход попала вода, положите младенца на бок, чтобы жидкость вышла.

Выделения из уха – это признак заболевания. Обратитесь к доктору.

Отзывы

Мария, г. Москва, 23 года

Пока я не узнала, во сколько новорождённые начинают видеть и слышать полноценно, я беспокоилась, что во время кормления мой маленький смотрел не на меня, а куда-то в сторону.

Хорошо, что офтальмолог объяснила мне особенности развития зрения у детей: ведь с рождения они лучше видят вдалеке, чем перед собой.

Наталья, Вологда, 19 лет

Меня смущает наше небольшое косоглазие. Врач рассказала, что до 3 месяцев – это нормально. В 6 месяцев снова пойдём к ней на проверку, если это не исчезнет.

Александра, г. Санкт-Петербург, 20 лет

Во сколько начинают слышать новорождённые, я узнала от сурдолога. Никогда бы не подумала, что реагировать на звуковые раздражители дети способны уже на первых неделях жизни.

Поэтому я отнеслась спокойно к тому, что мой сынишка никак не воспринимал погремушку сразу после рождения. А сегодня, после посещения доктора и проведённого теста, нам поставили диагноз «врождённая тугоухость».

Когда младенцы открывают глаза в утробе матери?

Когда ваш ребенок родится, вы, вероятно, будете болтать перед этим крошечным личиком разноцветные игрушки, показывая малышу множество форм и предметов, которые он увидит впервые, и побуждая вашего новорожденного взглянуть на вас ( или фотоаппарат!) с широко открытыми глазами.

Но задолго до рождения - фактически на протяжении большей части беременности - глаза и мозг вашего ребенка развиваются, чтобы подготовиться к этим самым раздражителям. Фактически, требуется более шести месяцев кропотливого развития в утробе матери, прежде чем глаза вашего малыша будут готовы обрабатывать визуальную информацию из внешнего мира.

Когда младенцы открывают глаза?

Еще до рождения ваш ребенок может открывать глаза в утробе матери. Впервые он сможет открыть глаза в утробе матери примерно на 27 неделе беременности (конец второго триместра).

Моргают ли младенцы?

Ваш ребенок также начнет моргать за несколько месяцев до рождения. Примерно в начале третьего триместра (28 неделя) ваш ребенок начнет держать глаза открытыми и моргать ими, когда бодрствует.

Развитие зрения вашего ребенка

Как и другие органы, отвечающие за наши пять чувств - например, нос и уши, - глаза передают информацию в мозг, который связан через нервные клетки.

На 4 неделе беременности клетки развивающейся мозговой ткани начинают формировать два зрительных нерва, по одному с каждой стороны головы. Эти толстые пучки из миллионов отдельных нервных волокон будут передавать информацию от глаз к мозгу и наоборот.

Примерно в то же время другие клетки начинают развиваться в то, что в конечном итоге станет хрусталиком глаза, что поможет вашему ребенку сосредоточиться на объектах как вблизи, так и вдали.

Примерно через месяц (примерно на 8 неделе беременности) строение глаза становится еще более сложным.Сетчатка - слой клеток в задней части глаза, которые воспринимают и обрабатывают свет - начала формироваться.

К 16 неделе зрение вашего ребенка продвинулось настолько далеко, что он может начать улавливать свет. Его глаза могут делать легкие движения из стороны в сторону в ответ на это, даже если веки все еще не открыты.

Хотя в утробе не на что посмотреть, он почувствует движение ярких огней за пределами вашего тела. Посветите фонариком на свой растущий живот начиная с 22 недели, и вы можете получить взамен пинок или покачивание.

Примерно к 28 неделе вашего ребенка глаза могут чувствовать свет, открываться и даже мигать, когда он просыпается.

Глядя в глаза ребенку

Как обеспечить хорошее зрение у ребенка

Сбалансированное питание во время беременности способствует правильному развитию зрения ребенка. Определенные питательные вещества необходимы для формирования глаз - особенно витамин А (содержится в рыбе, мясе, молочных продуктах, капусте, шпинате, моркови и сладком картофеле, среди других продуктов). Разнообразное питание и прием витаминов для беременных помогут вам получить достаточно этого и других важных питательных веществ.

Некоторые исследования показали, что солнечный свет также может способствовать развитию зрения у будущего ребенка. Хотя внутри матки ужасно темно, некоторые фотоны света все же проходят через вашу кожу, если вы стоите на солнце.

Будьте уверены, вы, скорее всего, получите много солнечного света, если во время беременности будете регулярно проводить время на открытом воздухе (или возле солнечной лампы в отбросах зимы). Как всегда, соблюдайте стандартные правила защиты от солнца и используйте солнцезащитный крем для беременных, чтобы защитить себя от повреждений кожи.

Глаза растут?

Глаза вашего ребенка будут расти и после рождения - очень много! Глаза новорожденного составляют около 16,5 миллиметров в длину, а глаза взрослого - около 24 миллиметров. Значительный рост глаз происходит в течение первых двух лет жизни, хотя рост глаз снова возобновляется (вместе с остальной частью тела вашего ребенка) в период полового созревания.

Цвет глаз вашего ребенка может также измениться вплоть до трехлетнего возраста, как и его зрение, поскольку он приспосабливается к гораздо более яркому и оживленному миру за пределами матки.

Так что, если у вашего новорожденного глаза скрещенные, или вам может показаться, что сначала он не может сфокусироваться на вашем лице, не волнуйтесь. Подождите, пока вашему ребенку исполнится 6 месяцев, чтобы посетить глазного врача, чтобы диагностировать и лечить косоглазие или ленивый глаз.

The Five Senses - First 5 Лос-Анджелес

Пять чувств являются ключом к росту и развитию мозга и жизненно важны для обучения на протяжении всей жизни. Насколько хорошо видит новорожденный? Когда развивается обоняние или вкус? Что является типичным развитием слуха, осязания и зрения? Ответы могут вас удивить…

Младенцы также слышат, находясь в утробе матери, узнавая звуки голосов своих родителей при рождении.В 3 месяца большинство младенцев слышат и издают звуки. В 6 месяцев они «лепечут» в ответ на вашу речь. В 8 месяцев большинство младенцев понимают некоторые слова, а в 12 месяцев они могут сказать несколько слов.

Чувство осязания развивается внутриутробно, и младенцы любят, когда их держат на руках. Если ваш ребенок капризничает или выглядит грустным, попробуйте успокоить его легким и нежным массажем. Исследования показали, что новорожденные могут различать текстуры, формы и вес предметов; в первые три месяца младенцы используют свой рот, чтобы «прикоснуться» и познать мир.В 6 месяцев младенцы прикасаются к предметам и хватают их руками - предлагайте ребенку предметы с разной текстурой, чтобы почувствовать их и обсудить различия. Когда ребенок начинает ползать и путешествовать в возрасте от 6 до 12 месяцев, его осязание будет продолжать развиваться и помогать ему узнавать об окружающей среде.

Чувство осязания развивается внутриутробно, и младенцы любят, когда их держат на руках.

Возраст 1–3 года: Обоняние и вкусовые ощущения остаются сильными - когда малышу что-то не нравится, вы это поймете! Предлагайте разнообразные блюда и продолжайте пробовать с овощами.(Исследования показывают, что сочетание незнакомой еды со знакомой, например, брокколи со сливочным сыром, повышает вероятность того, что малыши попробуют ее.) Поговорите со своим малышом, чтобы научить его словарному запасу, чтобы помочь ему описать вкусы: «Разве этот йогурт не гладкий и вкусный? ? »

Хотя многие истерики возникают из-за разочарования из-за отсутствия языковых навыков для полноценного самовыражения, некоторые дети могут испытывать «сенсорную перегрузку» и «истерику», если их подавляют шум, свет, прикосновения или другие сенсорные ощущения.Могут помочь спокойное ободрение, тихий уголок, нежная музыка и избегание чрезмерной стимуляции.

Зрение вашего ребенка продолжает улучшаться после его первого дня рождения, и к 2 годам он может видеть множество деталей, у него улучшилось восприятие глубины и координация. Помогите ему развить зрение, читая вслух книги с картинками и рассказывая о том, что вы видите, когда находитесь вместе. К 12–18 месяцам обычно развивающиеся малыши слышат и понимают простые инструкции и могут отвечать на такие просьбы, как «Передай чашку папе.«Пение, прослушивание музыки и игра в рифмующиеся игры или« Саймон говорит »- все это помогает детям в возрасте от 2 до 3 лет развивать навыки аудирования и развивать навыки перед чтением.

Дети дошкольного возраста используют прикосновение, чтобы исследовать и учиться - вот почему важно обезопасить свой дом от детей, перемещая хрупкие предметы и закрывая розетки. Развивайте у ребенка мелкую моторику и осязание, рисуя пальцами, используя глину и другие сенсорные материалы. Обязательно продолжайте связывать себя прикосновениями: держась за руки и обнимая, он чувствует себя в безопасности и любимым.

Возраст 4-5 лет: Дошкольники используют свои органы чувств для обработки информации, расширения словарного запаса и познания мира.

Исследования показывают, что в возрасте 4 лет дети начинают понимать, что два человека могут иметь разные представления об объекте - и на самом деле видеть разные вещи - когда смотрят на него под разными углами. Чтобы развлечься и улучшить зрительную перспективу вашего ребенка, попробуйте рассматривать оптические иллюзии, например, фокусные картинки, которые могут выглядеть как две разные вещи одновременно (см., Например, заднюю обложку).Чтобы способствовать пониманию чувств других и укрепить представление о различных точках зрения, поместите где-нибудь мягкую игрушку и спросите, что животное видит с его точки зрения.

Чтобы помочь вашему ребенку отточить навыки слушания и памяти, сыграйте в «Зеркальную игру», в которой он повторяет слово в слово все, что вы говорите. Затем поменяйтесь местами (глупость делает игру увлекательной). Чтобы развить языковые навыки и улучшить понимание вашим ребенком различных или похожих точек зрения, сыграйте в «Семейную игру пяти чувств»: за обедом обсудите с ребенком пять чувств и попросите каждого члена семьи описать один и тот же объект, используя разные смысл.

Диетические привычки начинаются рано

Исследования показывают, что диета ребенка в первый год оказывает длительное влияние на вкусовые предпочтения спустя годы. Другими словами, если вы накормите своего малыша фруктами и овощами к 10–12 месяцам, у него гораздо больше шансов на всю жизнь развить их вкус. Предоставление детям полезной для вас пищи в младенчестве означает, что они с большей вероятностью будут есть здоровую пищу в более позднем возрасте, что приведет к улучшению общего состояния здоровья и снижению риска ожирения. Исследования показывают, что когда дети сначала отказываются от еды, предлагая ее восемь-десять раз, они ее принимают.

Прикосновение и взгляд

Ключ к привязанности Ребенок слышит вас в утробе матери, но осязание и зрение жизненно важны для установления связи после рождения. Исследования показывают, что контакт кожа к коже и пристальный взгляд ребенка в глаза являются ключом к сближению и помогают строить здоровые отношения в будущем.

Чем занимается ваш ребенок в утробе матери

Когда я была беременна своим сыном, моя двухлетняя дочь Карли прижималась лицом к бугорку моего живота и разговаривала с младенцем внутри.«Привет, детка», - говорила она. "Там темно?"

Если бы только Бен мог ответить на ее вопрос. К тому времени, когда он заговорил, его пребывание в моем животе было далеким воспоминанием. Но вот уже много лет исследователи пытаются заполнить пробелы в наших знаниях о том, что младенцы чувствуют, пробуют, слышат и видят в утробе матери. И их выводы начинают влиять на то, как мы сохраняем здоровье детей как внутри, так и за пределами маминого животика.

Осязание ребенка
Ощущения ребенка начинают развиваться в предсказуемом порядке, говорит Хайделиза Алс, доцент психологии Гарвардской медицинской школы и детской больницы Бостона.И первым, кто попадает на борт, является сенсорный. К восьмой неделе беременности плод реагирует на прикосновения к его губам и щекам, а к 11 неделе он начал исследовать свое собственное тело и свое теплое темное гнездо ртом, руками и ногами. Ультразвуковое сканирование показывает, что младенцы «касаются ягодиц, держатся за пуповину , поворачиваются и ходят вверх и вниз по внутренней стенке амниотического мешка», - говорит Алс. «Они не пребывают в пассивном состоянии в утробе матери».

Алс считает, что в почти невесомой, наполненной жидкостью среде амниотического мешка плод использует прикосновения, чтобы успокаивать себя и учиться.«Плоды закладывают свои собственные корковые сети в головном мозге», - говорит она. Когда дети рождаются недоношенными , отмечает она, они продолжают искать такое взаимодействие, но в совершенно иной среде: в отделении интенсивной терапии новорожденных (NICU) . Но твердые поверхности инкубаторов не поддаются им и не усаживают их. «Вы увидите, как эти маленькие недоношенные дети пытаются соединить руки, поднести руки к лицу или положить их на голову и ухо», - говорит Алс.«Они ищут буквально ногами, пытаясь найти границу».

Нерожденный ребенок также сильно реагирует на движения матери. По словам Алс, большинство мам замечают, что, когда они касаются своего живота, ребенок откидывается назад или каким-то образом реагирует. «Если это твердое прикосновение, они могут отодвинуться и высунуть руку», как бы чтобы оттолкнуть вас.

Исследования показывают, что нерожденные младенцы реагируют не только на физическое прикосновение - они также реагируют на эмоциональное состояние своей матери. Когда матери смотрят грустные фильмы, младенцы меньше двигаются.Но когда мать смеется, говорит Элс, ультразвуковые изображения показывают, что «детский батут подпрыгивает». Когда она громче смеется, ребенок подпрыгивает еще ярче. «Это потрясающе», - говорит она. «Между матерью и ребенком существует такое взаимодействие на всех уровнях».

Послание маме: Атмосфера в вашей утробе идеальна для того, чтобы ваш ребенок исследовал и учился, - говорит Алс. Но поскольку младенцы четко реагируют на настроение своей матери, неплохо попытаться свести уровень стресса к минимуму. Если у вас напряженная работа или вы находитесь в особенно напряженном периоде своей жизни, вы можете заняться медитацией или другим занятием, которое поможет вам восстановить спокойствие.

Распознавание вкуса ребенка
То, вырастет ли ваш ребенок и станет монстром печенья или любит карри, может иметь какое-то отношение к тому, что вы едите во время беременности . К второму триместру года вкусовые рецепторы вашего плода будут выглядеть так же, как у зрелого взрослого человека, а околоплодные воды, окружающие его, могут нести запах, например, карри, чеснока, аниса или ванили.

ВЫ БЕРЕМЕННЫ!
Подпишитесь, чтобы получать еженедельные новости о своем ребенке по электронной почте » «Исследования показали нам, что там не только оборудование, которое можно попробовать на вкус», - говорит профессор Джули Меннелла, биопсихолог из Центра химических чувств Монелла в Филадельфии, - но и младенцы по-разному реагируют на запах околоплодных вод. как в материнском молоке.Например, когда Меннелла случайным образом распределила группу матерей, которые либо регулярно пили морковный сок во время беременности или кормления грудью, либо избегали моркови, она обнаружила, что «дети, которые испытали вкус моркови в околоплодных водах или в материнском молоке, были больше принятия этой пищи при отлучении от груди ». Другие исследования показали, что младенцы менее негативно реагируют на запах таких продуктов, как чеснок или анис, если их матери ели эту пищу во время беременности.

Теория Меннеллы состоит в том, что плод формирует воспоминания о вкусах, подвергаясь воздействию их в утробе матери.«В течение последнего триместра плод проглатывает до литра околоплодных вод в день», - отмечает она. Жидкость проходит через обонятельные рецепторы в носу и вкусовые рецепторы во рту и может действовать как «ароматический мостик» к грудному молоку, а затем и к столовой пище.

Это не означает, что вкусовые ощущения у вашего ребенка полностью развиты еще до рождения. Хотя врачи отметили, что недоношенный младенец в возрасте 35 недель будет сильнее сосать подслащенный сосок, чем простой резиновый, младенцы рождаются неспособными почувствовать вкус соли.Эти вкусовые ощущения становятся известны им не раньше, чем через четыре месяца после рождения. «Это мозг воспринимает это», - говорит Меннелла. «Чувство вкуса продолжает развиваться в детстве и юности».

Послание маме: вы определенно едите на двоих, и ваш ребенок узнает о вашем выборе еды, поэтому старайтесь придерживаться здоровой диеты. Но не переживайте чрезмерно, если вы не можете заставить себя подавиться шпинатом. «Наша биология не обязательно является нашей судьбой», - объясняет Меннелла.«Ребенок может научиться любить зеленые овощи».

Я тебя слышу!
Уши вашего плода начинают функционировать, пока он еще прочно вошел в вашу матку. По словам Барбары Кисилевски, профессора Школы медсестер Университета Квинс в Кингстоне, Онтарио, уши хорошо развиты на сроке примерно 20 недель и гестации.

К , 26 или 27 неделе , плод реагирует на звук и вибрацию живота мамы. «Они пошевелятся или их пульс изменится», - говорит Кисилевский.К 30–32 неделям они обычно слышат «воздушный» шум, такой как голоса или музыку - вы можете заметить, что они пинают или вздрагивают от хлопка двери или взрыва автомобиля.

Кроме того, они привыкают к звуковому ландшафту матки - устойчивому стуку сердцебиения мамы, свисту крови по ее кровеносным сосудам, урчанию ее желудка и, что наиболее важно, тону ее голоса, проникающему через ткани, кости. и жидкость. Исследования новорожденных показывают, что, когда они слышат голос матери, они поворачивают голову чаще, чем когда они слышат голос незнакомки, говорит Кисилевский.

Более того, кажется, что младенцы запоминают то, что слышат в утробе матери, предпочитая знакомые музыкальные произведения или книги. В одном известном эксперименте группа матерей регулярно читала вслух рассказ доктора Сьюза Кот в шляпе во время беременности. При рождении их младенцев подключили к записям, которые они могли «выбрать», посасывая непитательный сосок. После нескольких испытаний младенцы научились сосать с любой скоростью, необходимой для того, чтобы услышать голос матери, читающей знакомую историю.«Они бы не поняли значения слов», - говорит Алс. «Но им нравится настроение и знакомые ритмы музыки или слов».

Есть даже свидетельства того, что корни двуязычия уходят корнями в утробу матери. Исследование, опубликованное в прошлом году профессором психологии Университета Британской Колумбии Джанет Веркер и ее коллегами, показало, что ритм материнского языка помогает подготовить ребенка к языковому развитию после рождения ребенка. Исследователи отметили, что новорожденные чаще сосут соску, подключенную к компьютеру, когда они слышат родной язык своей матери.Если их мать говорила на двух языках, новорожденные проявляли равный интерес к обоим, но если мать говорила только на одном, они игнорировали незнакомый язык.

Сообщение для мамы: Значит ли это, что вам следует привязать iPod к животу и выпить немного Моцарта или, возможно, L’Etranger по-французски? «Я не думаю, что мы знаем достаточно, чтобы сказать, повлияет ли это на ситуацию», - говорит Кисилевский. «Музыка и голос уже часто являются частью нашего окружения. Насколько мне известно, нет ничего, что показывало бы разницу, слушаете ли вы Моцарта или хэви-метал.”

Более теплый прием для недоношенных детей
Утроба, по словам профессора Гарварда Хайделизы Алс, является настолько идеальной средой для будущего ребенка, что слишком ранний выход из нее может иметь последствия на всю жизнь, особенно для самых маленьких недоношенных детей, которые сталкиваются с более высоким риском заболеть. физические, психологические и интеллектуальные проблемы.

Алс провела большую часть своей жизни, пытаясь увидеть, услышать и почувствовать мир глазами, ушами и хрупкой кожей недоношенных детей. По ее мнению, эти крохотные новички в основном попадают из теплой темной ванны в хаотичную среду ярких флуоресцентных ламп, твердых поверхностей и какофонических звуков, и их мозг еще не настроен на это.Таким образом, Алс выступает за попытки воссоздать в максимально возможной степени питательную среду утробы для недоношенных детей, рожденных в больницах.

Во-первых, ей удалось убедить больницы, с которыми она работает по всему миру, не гасить свет в отделениях интенсивной терапии, накрывая инкубаторы одеялом, чтобы заглушить свет, и использовать рабочее освещение для медицинских процедур. Кроме того, она выступает за то, чтобы окружать недоношенных малышей множеством одеял, сводить уровень шума к минимуму и просто учитывать потребности недоношенных детей в первую очередь при уходе за ними.

В долгосрочной перспективе Алс хотел бы, чтобы отделения интенсивной терапии поддерживали в очень теплом состоянии (по крайней мере, от 25 до 27 ° C), а инкубаторы использовались как птица дронт. Она считает, что недоношенным детям (даже если они подключены к кислороду) следует позволять прижиматься к коже вместе со своими родителями, касаясь или облизывая кожу матери руками, ртом и ступнями. Алс утверждает, что хотя невозможно точно воссоздать условия в утробе матери, «мы можем добиться большего».

Утроба с видом?
Напоследок отвечу на вопрос Карли: да, там темно.Нерожденный младенец, говорит Алс, в основном смотрит сквозь туман околоплодных вод в темную пещеру. Возможно, яркий свет проникает в матку, но для младенца это, вероятно, означает разницу между тусклым и тусклым.

Хотя ваш плод мало что видит, он развивает и совершенствует «оборудование», которое ему нужно видеть. К 23-25 ​​неделе у ребенка формируются глазные яблоки, и он начинает моргать. Еще пять недель или около того, и ее зрачки начали сужаться в ответ на яркий свет.«Младенец начинает тренировать эти зрительные мышцы, готовясь к тому времени, когда он увидит», - говорит Алс. «У них много движений глаз, и было обнаружено, что эти движения очень важны для развития зрительного мозга».

Фактически, Алс считает, что, когда зародыши рождаются слишком рано, их мозг не готов к передаче сигналов от глаз в лобные доли мозга. Она опасается, что, когда недоношенный ребенок вынужден слишком рано видеть (а также осязать, обонять, ощущать вкус и слышать) слишком много, чрезмерная стимуляция может привести к отклонениям в развитии мозга, что, возможно, частично объясняет тот факт, что дети, рожденные преждевременно. сталкиваются с более высокими показателями СДВГ, , неспособностью к обучению и другими расстройствами.

Сообщение для мамы: Ваш доношенный ребенок сам позаботится о своих зрительных потребностях, но Алс делает все возможное, чтобы отделения интенсивной терапии были немного больше похожи на матку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *