Консультация для родителей сенсорное развитие детей 2 3 лет – Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей 2-3 лет»

Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей 2-3 лет"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 117 комбинированного вида»

Консультация для родителей

"Сенсорное развитие детей 2-3 лет".

Составила: воспитатель

Саетова Миляуша Вазыйховна

Казань 2017

Сенсорное развитие детей 2-3 лет.

Сенсорное развитие вашего ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.

С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.

Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают.

Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами.

Игровые методики развития сенсорного развития детей 2-3 лет

При развитии детей младшего дошкольного возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной.

В 2-3 года игра подразумевает не просто захват и овладение игрушкой, а ролевые и различные дидактические игры. Вот несколько примеров занятий с детьми этого возраста:

  • Сложить картиночку из геометрических фигур так, как показано на рисунке;
  • Найти предметы, которые по форме напоминают треугольник, квадрат, овал, прямоугольник и т. п.;
  • Украсить листок бумаги узорами из различных фигур по образцу.
  • Развитие творческих способностей детей 2-3 лет

Развитие ребенка дошкольного возраста имеет немалое значение. Сенсорное развитие в эти годы жизни вашего чада превращаются в важную познавательную деятельность.

Мастерите какие-нибудь поделки вместе с вашим ребенком. Пусть он оказывает посильную помощь. Потом можно устроить игры с этими поделками. Малыш под вашим руководством в силах самостоятельно сделать несложные игрушки из пластилина.

Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет

  • Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним
  • Делайте с ним задания в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.
  • Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
  • Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
  • Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.
  • Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.
  • Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.
  • Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей

Показатели сенсорного развития детей

2 года – 2 года 6 мес

  • Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;
  • Может подобрать предметы разной формы;
  • Правильно называет несколько цветов;
  • Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.
  • Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;
  • Ставит кубики друг на дружку;
  • Умеет собирать пирамидку.

2 года 7 мес. – 3 года

  • Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;
  • Находит по образцу и просьбе няни предмет нужного цвета;
  • Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;
  • Знает и называет геометрические фигуры;
  • При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цвет, размер и форму:
  • Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;
  • Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;
  • Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;
  • Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;
  • Собирает башенки по образцу.

nsportal.ru

Консультация (младшая группа): Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей 2-3 лет"

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей 2–3 лет».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду.

Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

 В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

  Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.

Вот некоторые примеры занятий с детьми.

«Что катится?»

Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.

«Чтение потешек».

Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это не получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте.

«Сравни предметы».

Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие внимания у детей.

«Оденем кукол».

Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка.кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно.

«Запомни картинку».

Для этой игры необходимо заранее приготовить 4-6 картинок, на каждой картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка.

«Будь внимателен».

Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» - изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» - пятиться назад, «птицы» - бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» - стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.

«Загадки».

До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лёгкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребёнок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображение

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь - то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Благодаря развивающим играм осуществляется не только сенсорное развитие - у детей дошкольного возраста формируется наглядно - образное мышление. Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие игры дают возможность в условиях пребывания в дошкольном учреждении не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных развивающих тренажёрах, тем быстрее происходит психическое развитие ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.

Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные игры и т. д. Работая не один год над проблемой «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры» я создала развивающею среду в своей группе таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Игры, развивающие сенсорные способности детей позволяют так же и мелкую моторику. Очень важно подобрать правильный игровой материал. Который бы увлёк детей, заинтересовал их, пробуждал интерес и желание играть. В своей группе я не стремлюсь покупать большое количество развивающих игр, многое делаю своими руками. Важно то, что эти игры изготовлены на глазах у детей. Это особенно их привлекает, и они с удовольствием играют в них. Достоинство этих игр ещё в том, что они не требуют какого-то специального материала, не требуют больших финансовых затрат, нужна только фантазия и желание помочь детям.

В изготовлении игр использую не только приобретённый в магазине материал, но и бросовый – это пробки от бутылок, различные баночки, старые фломастеры, пластинки. Обращаюсь к родителям, видя над какой важной проблемой, я работаю в развитии детей, они мне не отказывают в помощи изготовления игр. Вашему вниманию представлены игры, изготовленные мной и в сотрудничестве с родителями.

На протяжении нескольких лет работы мной активно используются различные игры - тренажёры, как заимствованные у других педагогов, так и разработанные лично. С их помощью решаются различные дидактические задачи. Такие как:

1. Знакомство с сенсорными эталонами;

2. Развитие мелкой моторики руки;

3. Формирование и активизация словаря ребёнка и другие.

Для изготовления этих игр так же использую различный бросовый материал. Чуть - чуть фантазии и получаются замечательные игры для развития детей.

Эти развивающие игры могут быть включены в игровую, сюжетную деятельность, использоваться в непосредственно образовательной деятельности.

Изготовление развивающих игр стало для меня любимым занятием. Изучив опыт других педагогов, и на основе своего опыта мне пришла идея - создать развивающие книги. Участвуя в районной методической выставке «Испокон века книга растит человека» я изготовила книгу «Сказка о пешеходах и машинах».

Каждая страница с заданиями, сюжет сказки о том, как пешеходы и машины поссорились, а помириться им помог регулировщик.

Следующая книга – это игры на развитие мелкой моторики

и сенсорики. Используя, эти книги в работе у детей развивается: память, внимание, мышление, речь.

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию сенсорики и мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада всё это помогло мне добиваться поставленных целей. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

 

nsportal.ru

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей 2-3 лет"

Консультация для родителей

"Сенсорное развитие детей 2-3 лет"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Значение сенсорного развития в раннем детстве велико:

– совершенствование деятельности органов чувств;

– накопление представлений об окружающем мире.

С одной стороны, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо не только для успешного обучения детей в детском саду и школе, но и для многих видов деятельности.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. На 2–3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов (это общепринятые образцы внешних свойств предметов), у него еще только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений происходит через игру, через игровые ситуации. В игре дети непроизвольно осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по размеру, форме, цвету, расположению в пространстве.

В группе у нас живут мишутка, зайчик, и множество других игрушек. И игровые сюжеты связаны с ними – мы им помогаем узнать, какого цвета солнышко – желтого, какой оно формы – круглое и т.д. Для создания игровой ситуации мы используем имеющиеся в группе материалы и предметы быта. Очень помогает в работе «Полянка с грибочками» (состоит из четырех секций основных сенсорных цветов-эталонов: красного, синего, зеленого, желтого). Мы на ней изучаем и закрепляем цвета.

Составляя картинки из геометрических фигур, каждый малыш отыскивает нужную геометрическую фигуру, определяет цвет, который нужен и т.д.

В раннем возрасте стоит задача подготовить детей к последующему обучению математике через:

- знакомство с основными эталонами цветов: красный, синий, желтый, зеленый;

- дидактические игрушки-вкладыши на различение величины, используя потешки, стихи, игры с пальчиками, дидактические игрушки;

- знакомство с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник, шар, куб;

- игровые ситуации на развитие вкуса, обоняния, осязания, слуха;

- развитие мелкой моторики рук: застежки, шнуровки, бусы (крупные) для нанизывания, мозаики и т.д.

- ознакомление с простейшими настольно-печатными играми: лото, разрезные и парные картинки.

«Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет»

ПОЗВОЛЬТЕ МАЛЫШУ 2-3 ЛЕТ САМОМУ ВЫБИРАТЬ ИГРУШКУ, НЕ НАСТАИВАЯ, НО НАПРАВЛЯЯ РЕБЕНКА

Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним

Делайте с ним задания, в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.

• Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.

• Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.

• Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.

• Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.

• Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.

• Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей.

Показатели сенсорного развития детей

К 2,6 РЕБЕНОК ВПОЛНЕ МОЖЕТ РАЗЛИЧАТЬ ФОРМЫ И ЦВЕТА

2 года – 2 года 6 мес

• Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;

• Может подобрать предметы разной формы;

• Правильно называет несколько цветов;

• Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.

• Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;

• Ставит кубики друг на дружку;

• Умеет собирать пирамидку.

2 года 7 мес. – 3 года

К ТРЕМ ГОДАМ РЕБЕНКУ МОЖНО ПОЗВОЛИТЬ ПЕРЕСЫПАТЬ КРУПЫ, МУКУ.

Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;

• Находит по образцу и просьбе няни предмет нужного цвета;

• Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;

• Знает и называет геометрические фигуры;

• При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цвет, размер и форму:

• Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;

• Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;

• Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;

• Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;

• Собирает башенки по образцу.

infourok.ru

Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей на тему "Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет"

Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет

Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.

В период раннего детства большое значение имеет сенсорное развитие

ребенка. Его целью является обеспечение правильного развития малыша.

Умение получать достоверную информацию через органы чувств это

целая наука, которой ребенок будет обучаться постепенно.

Дети раннего возраста только начинают познавать мир. У них

формируются первые понятия о формах и положении предметов. Малыши учатся манипулировать объектами. Главным условием гармоничного сенсорного развития считается обеспечение разнообразия воздействий. Поэтому взрослые должны постоянно общаться с ребенком и организовывать правильное пространство.  Большое внимание следует уделять проведению занятий и игр  с малышом.

 К двум годам ребенок уже готов для формирования сенсорных качеств. В этот период он начинает развиваться особенно бурно. Дети становятся очень любознательными. Им интересны все окружающие объекты. Малыш формирует представления о запахах, вкусах, звуках и размерах предметов.

Каждый ребенок развивается по индивидуальному маршруту, но есть определенные нормы для того или иного возраста.

Показатели сенсорного развития:

2 года – 2 года 6 мес

-Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;

-Может подобрать предметы разной формы;

-Правильно называет несколько цветов;

-Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.

-Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;

-Ставит кубики друг на дружку;

-Умеет собирать пирамидку.

2 года 7 мес – 3 года

-Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;

-Находит по образцу и просьбе няни предмет нужного цвета;

-Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;

-Знает и называет геометрические фигуры;

-При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цвет, размер и форму:

-Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;

-Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;

-Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;

-Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;

-Собирает башенки по образцу.

Как развивать сенсорику?

Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами.

 Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Малыши стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, как рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что так их можно заинтересовать.

Поэтому знакомство детей с такими сенсорными эталонами как форма, величина, цвет,  пространство,  звук осуществляется  непосредственно  в  игровой деятельности.

Игры способствуют:

-расширению кругозора;

-стимулированию познавательного интереса;

-формированию различных умений и навыков.

Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет.

  • Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним
  • Делайте с ним задания,  в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.
  • Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
  • Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
  • Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.
  • Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.
  • Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.
  • Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей.

Сенсорное развитие ребенка  происходит поэтапно.

ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Сравнение предметов по цвету (без называния):

Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении:  Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой!

Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии: Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок.

На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания.

 Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.

ЗНАКОМСТВО С ФОРМОЙ

Знакомство малыша с формами должно происходить постепенно, изучение начинается с более простых и распространенных форм, в дальнейшем добавляются более сложные и менее распространенные формы. Сначала мы знакомим ребенка с кругом, затем с квадратом и треугольником. Далее можно добавить прямоугольник и овал. Следующий этап – изучение таких форм, как трапеция, полукруг, многоугольник, звезда. Изучение новых форм должно происходить только после того, как усвоен предыдущий этап. С детьми раннего возраста изучаются плоские геометрические фигуры, из объемных геометрических тел можно предложить для изучения шар и куб, а ближе к дошкольному возрасту «кирпичик».

Обучение формам ребенка раннего возраста предполагает постепенное усложнение:

- Первый уровень знакомства с формами – практические действия. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются специальные игрушки – рамки и вкладыши, сортеры. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры.

- Второй уровень  знакомства с формами – зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами форм – плоскими геометрическими фигурами и объемными геометрическими телами, и их названиями. Также малыш учится воспринимать форму предметов на изображениях.

- Третий уровень  знакомства с формами – запоминание форм и их названий, что требует специальной работы.

ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИЧИНОЙ

При изучении на занятиях с малышами признака величины советуем следующую последовательность обучения ребенка умению воспринимать признак величины и сравнивать предметы по величине (этапы изучения величины):

- Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении (приложении, наложении друг на друга): Правильно, такой. Нет, не такой! Таким способом можно сравнивать небольшие по величине предметы и игрушки и их детали. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются подходящие предметы – кастрюли разной величины с крышками, большие и маленькие пакеты и т.п., специальные игрушки – вкладыши, пирамидки, матрешки. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат его игры.

- Зрительное соотнесение – восприятие величины на расстоянии. Таким способом можно сравнивать по величине предметы и игрушки (не беря их в руки), удаленные предметы (например, те, что видны из окна квартиры или автобуса), или крупные объекты (например, два рядом стоящих дома или дерева, автомобиля). На этом этапе ребенка учат не только сравнивать пары предметов зрительно (на глаз), атакже выстраивать ряды однородных предметов или игрушек в соответствии с признаком величины (матрешки и другие).

- Называние – параллельно закрепляем представления о величине в слове-названии: сначала взрослый называет величину предметов, а затем ребенок называет величину и разницу в величине при сравнении самостоятельно.

 ЗНАКОМСТВО С КОЛИЧЕСТВОМ

Знакомство с элементарным количеством целесообразным начинать в рамках сенсорного развития малыша. Под понятием «элементарное количество» мы подразумеваем восприятие количества без пересчета и практическое знакомство с такими понятиями, как: ОДИН, МАЛО, МНОГО, ПОРОВНУ (ОДИНАКОВО), БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ, ПАРА. Знакомство с этими понятиями, еще не являясь собственно математикой, становятся важной предпосылкой изучения математики в дальнейшем.

И, конечно же, нужно доводить начатую игру до результата и обязательно хвалить малыша, чтобы он получил удовольствие от игры и полезный развивающий опыт.

Уважаемые  родители!  Прилагайте  все  возможные  усилия  для  достижения успехов  вашего малыша!

nsportal.ru

Консультация по математике (младшая группа): Консультация для родителей " Сенсорное развитие детей 2-3 лет"

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей 2–3 лет».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду.

Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.

Вот некоторые примеры занятий с детьми.

«Что катится? »

Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.

«Чтение потешек»

Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте.

«Сравни предметы».

Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие внимания у детей.

«Оденем кукол».

Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка. кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно.

«Запомни картинку».

Для этой игры необходимо заранее приготовить 4-6 картинок, на каждой картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка.

«Будь внимателен».

Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» - изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» - пятиться назад, «птицы» - бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» - стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.

«Загадки».

До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лёгкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребёнок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображение.

nsportal.ru

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей 2–3 лет».

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей 2–3 лет».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду.

Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.

Вот некоторые примеры занятий с детьми.

«Что катится? »

Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.

«Чтение потешек>>.

Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте.

«Сравни предметы».

Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие внимания у детей.

«Оденем кукол».

Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка. кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно.

«Запомни картинку».

Для этой игры необходимо заранее приготовить 4-6 картинок, на каждой картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка.

«Будь внимателен».

Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» - изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» - пятиться назад, «птицы» - бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» - стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.

«Загадки».

До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лёгкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребёнок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображение.

infourok.ru

Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей 2-3 лет»

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей 2-3 лет»

Консультацию подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Зиннурова Альбина Вакиловна

Сенсорное развитие вашего ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.

С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.

Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают.

Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами.

Игровые методики развития сенсорного развития детей 2-3 лет

При развитии детей младшего дошкольного возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной.

В 2-3 года игра подразумевает не просто захват и овладение игрушкой, а ролевые и различные дидактические игры. Вот несколько примеров занятий с детьми этого возраста:

  • Сложить картиночку из геометрических фигур так, как показано на рисунке;
  • Найти предметы, которые по форме напоминают треугольник, квадрат, овал, прямоугольник и т. п.;
  • Украсить листок бумаги узорами из различных фигур по образцу.
  • Развитие творческих способностей детей 2-3 лет

Развитие ребенка дошкольного возраста имеет немалое значение. Сенсорное развитие в эти годы жизни вашего чада превращаются в важную познавательную деятельность.

Мастерите какие-нибудь поделки вместе с вашим ребенком. Пусть он оказывает посильную помощь. Потом можно устроить игры с этими поделками. Малыш под вашим руководством в силах самостоятельно сделать несложные игрушки из пластилина.

Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет

  • Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним
  • Делайте с ним задания в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.
  • Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
  • Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
  • Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.
  • Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.
  • Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.
  • Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей

Показатели сенсорного развития детей

2 года – 2 года 6 мес

  • Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;
  • Может подобрать предметы разной формы;
  • Правильно называет несколько цветов;
  • Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.
  • Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;
  • Ставит кубики друг на дружку;
  • Умеет собирать пирамидку.

2 года 7 мес. – 3 года

  • Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;
  • Находит по образцу и просьбе няни предмет нужного цвета;
  • Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;
  • Знает и называет геометрические фигуры;
  • При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цветЮ размер и форму:
  • Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;
  • Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;
  • Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;
  • Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;
  • Собирает башенки по образцу.

 

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о