Крупная и мелкая моторика: Что такое крупная моторика и как ее развить?

Содержание

Что такое крупная и мелкая моторика?

Что такое крупная и мелкая моторика?

Что такое моторика?

Два термина мелкая (тонкая) моторика и крупная (общая) моторика имеют одно общее слово в названии, а именно, моторика.

Моторика (от латинского motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов.

Стоит заметить, что под моторикой понимают не просто движение, а последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.

В качестве примера будем открывать входную дверь гостю. Вот мы у двери, стоим к ней лицом. Открыть дверь – это задача. Чтобы ее выполнить, нам нужно поднять руку до уровня дверной ручки. Мы делаем это, согнув руку в локте и слегка вытягивая ее вперед. Затем надо взяться за дверную ручку, для чего мы сначала разжимаем пальцы руки, дотрагиваемся до дверной ручки, а потом сжимаем пальцы, уже обхватив ими ее. Потом движением руки нажимаем на ручку вниз, чтобы открылся замок и после этого толкаем рукой дверь. Вся эта последовательность движений называется – открыть дверь.

Любое наше действие (движение) – это результат двух различных видов деятельности: умственной и физической.

Для осуществления осознанного (произвольного) движения человеку необходимы кости, мышцы, мозг и нервы, а так же органы чувств. Это означает: для того, чтобы совершить движение, нам требуется слаженная работа нескольких систем организма:

— двигательной, или еще ее называют костно-мышечной. Это кости и мышцы.

— нервной. Это головной мозг, спинной мозг и нервы.

— системы органов чувств. Это глаза, уши, рецепторы обоняния, вкуса, тактильные.

(Подробнее читай в статье «Что такое движения, или как мы двигаемся?»)

Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.

Под моторикой органа или системы органов понимают слаженную работу мышц, обеспечивающих их нормальное функционирование. Чаще всего речь идёт о моторике желудочно-кишечного тракта, например, моторика тонкой кишки, но понятие также употребляется и в отношении других органов, например, говорят о моторике желчного или мочевого пузырей.

Крупная (общая) моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела, т.е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за  счет работы крупных мышц тела: прыжки, бег, наклоны, ходьба и так далее.

Мелкая (тонкая) моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Различные виды моторики задействуют разные группы мышц нашего тела.

Навыки крупной моторики – это движения, в которых участвуют мышцы рук, ног, ступней и всего тела, например, ползание, бег или прыжки.

Навыки мелкой моторики мы используем, когда, например, берем какой-то предмет двумя пальцами, зарываемся пальцами ног в песок или определяем вкус и текстуру губами и языком.

Мелкая и крупная моторика развиваются параллельно, так как многие действия требуют координации обоих видов двигательной активности.

Что такое крупная моторика?  Ее значение для человеческого организма.

Крупная моторика — это осуществление движений крупными мышцами тела. Это основа физического развития человека, основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Начинается с рождения. Оно движется сверху вниз, то есть с головы, и постепенно переходит к крупным нижним мышцам (плечи, руки, ноги). Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз. Если вы возьмете игрушку и поводите ею из стороны в сторону перед лицом малыша, то спровоцируете его на повороты головы. Повороты головы относятся к крупной моторике. То есть, в первые месяцы своей жизни малыш осваивает некоторые двигательные навыки – сначала он, лёжа на животе, поднимает головку, затем учится её удерживать, переворачивается со спины на живот и обратно. Затем ребенок захочет дотянуться до игрушки, сначала одной рукой, а затем другой, начинает ползать,  сидеть, ходить, наклоняться. В последствие, чтобы добраться до игрушки, он уже будет не просто тянуться, а подползать к ней, хватать ее, а потом научится бегать, прыгать и так далее. Со временем, если перед ребенком стоит задача взять игрушку (поднять упавшую), он сначала посмотрит на нее, подойдет к ней, наклонится, протянет руку, схватит, выпрямится или сядет  — вот сколько действий должен выполнить ребенок, достигая  заветной цели – заполучить игрушку. Все эти действия относятся к крупной моторике.

Вначале  ребенок  осваивает  крупную моторику, а потом  к ней постепенно происходит наслоение сложных элементов мелкой моторики, включающую в себя специальные манипуляции различными предметами, при которых необходима четкая координация работы глазного аппарата и конечностей человека. Это выполнение письменных движений, рисование, завязывание шнурков и т.д.

Когда малыш находится в грудном возрасте, не нужно делать с ним специальные упражнения, ведь когда вы берёте ребенка на руки, вы заставляете его на­прячь мышцы шеи и спины, вы переворачиваете кроху, когда переодеваете, поднимаете ему ноги, меняя подгузники. Если вы к этому списку добавите ещё и воздействие лёгкого массажа, который вы делаете малышу, то ребенок  получит первую порцию специальных упражнений для развития крупной моторики. Всё это – результат естественного развития ребёнка, который мало зависит от родителей.

Развитие крупной моторики способствует формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, развитию гибкости, положительно влияет на формирование речевых навыков и развитие интеллекта, помогает адаптироваться в социальной среде, расширить кругозор.  Будучи хорошо развитым физически, ребенок более уверенно чувствует себя среди своих сверстников.  Крупная моторика также способствует лучшему освоению навыков мелкой моторики. Вот почему она заслуживает внимания, заслуживает развития и совершенствования.

Способы развития крупной моторики у грудных детей очень просты, потому что она у маленького человечка развивается сама без вмешательства кого-либо со стороны, а в соответствии с физическими потребностями малыша.  А вот в дальнейшем  ей стоит уделять внимание, что тоже не очень сложно.

Во-первых, не запрещайте ребенку двигаться, даже если вам кажется, что он через чур подвижен, а поощряйте его двигательную активность, пусть он бегает и прыгает, сколько ему хочется,  катает машину и мяч, подползает, стараясь добраться до чего-то, учите его, еще неуверенно ходящего, ходить по ступенькам, переступать через предметы сначала плоские,  потом объемные, и так далее, то есть создайте условия для развития крупной моторики. Для детей постарше в качестве занятий, развивающих крупную моторику, подойдут подвижные игры, занятия спортом, танцами, гимнастикой в домашних условиях, даже качание на качелях.

И помнить нужно то, что если мышцы лишены работы, бездействуют, значит, они атрофируются.  А ведь для жизнедеятельности человеческого организма очень важны именно крепкие и дееспособные мышцы. Они выполняют не только функцию движения, но и функцию защиты внутренних органов, поддержания скелета, выполняют функцию мышечного корсета.

Приведем конкретный пример: слабые мышцы спины. Мышцы у детей в младшем возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Это касается не только детей, но и взрослых людей. Слабые мускулы не в состоянии принять на себя положенную им долю нагрузок и стрессов, которым должна противостоять спина, а это означает, что за них приходится работать суставам и связкам, которые не столь хорошо снабжаются кровью, как мышцы. Со временем суставы и связки изнашиваются все больше, что приводит к повреждению тканей и хронической боли в спине.

Натренировать мышцы можно лишь одним способом – активно двигаться. Поэтому любые движения будут способствовать развитию крупной моторики. Даже 30 минут подвижных игр и упражнений в день, уже помогут как ребенку, так и взрослому человеку, быть не только более уверенным в своих силах, но и добавят бодрости и здоровья.

Что такое мелкая моторика? Значение ее развития.

Мелкая моторика — это движения, осуществляемые мелкими мышцами человеческого тела, способность выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, завязывание узлов, игра на музыкальных инструментах и так далее.

 Поэтому, мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин

ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Мелкая моторика развивается уже с рождения. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Условные этапы развития мелкой моторики рук.

Условные – потому что не все дети развиваются одинаково. Но приблизительно именно в такой последовательности дети овладевают описанными ниже способностями к указанному возрасту.

Первый год жизни

Первый месяц

Руки сжаты в кулачки. Движения отрывисты и конвульсивны. Собственная рука в этот период бывает одним из главных «предметов», на котором останавливается взгляд малыша.

Второй месяц

Руки ещё сжаты в кулачки, но взгляд малыша более определён и направлен. Ребёнок часто разглядывает свои руки, «зафиксированные» на расстоянии. Появляется улыбка – это первый общественный контакт.

Третий месяц

Руки большей частью сжаты в кулачки, но если вложить в них что-либо, пальцы ухватятся и будут держать решительно и осознанно. Появляется желание дотянуться до предмета, схватить его, например игрушку, подвешенную над кроваткой. Малыш сводит обе руки по средней линии, захватывает одну ручку другой, а так же дотягивается до ножек и захватывает ручкой ножку.

Четвёртый месяц

Пальцы не сжаты. Малыш любит играть с пальцами, умеет держать погремушку, размахивать ею, иногда ему удаётся поднести погремушку ко рту. Если игрушка попадает в поле зрения, то движения руки оказываются под контролем глаз, (этот процесс будет совершенствоваться). Он может рукой захватывать и удерживать круглые и угловатые предметы, а так же надавливать пальцами на предметы.

Пятый месяц

Ребёнок высоко поднимает голову, разглядывает всё вокруг, сам переворачивается. Если дать ему два пальца, он сразу же крепко их схватит и начнёт подтягиваться, пытаясь сесть. Лёжа на спине, хватает себя за ступни, притягивает их к голове, берёт в рот пальцы ног. Если рядом находятся игрушки, то хватает их, ощупывает, тянет в рот, снова рассматривает, способен перекладывать игрушки из одной руки в другую.

Хватание и ощупывание предметов имеет большое значение не только для развития моторики, но и для мышления.

Шестой месяц

Ребёнок умеет в каждую руку взять по предмету (схватить, удержать) или один предмет ощупывать двумя руками, «изучать». Целенаправленные манипуляции с предметом помогают материально понять причину и следствие: надавишь на игрушку – запищит, толкнёшь машинку – покатится.

Седьмой месяц

Малыш настойчиво упражняет пальцы – продолжается совершенствование в хватании предметов.

Восьмой месяц

У ребёнка начинает интенсивно работать не только большой палец, но и указательный. Он предпринимает попытки снимать и закрывать крышки, открывать указательным пальцем коробочки, устроенные по типу спичечного коробка. Пытается, поднявшись, достичь заинтересовавших его предметов, «изучить» их цепкими хватающими кистями рук и подушечками пальцев. Губы и язык дают дополнительную информацию о предмете. Уже в это время многие дети имеют точный пинцетный захват (ребенок берет мелкий предмет кончиками двух пальцев  – указательного и большого).

Девятый месяц

Скачок в развитии тонкой моторики. Ребёнок берёт предметы уже не хватающим, а загребающим движением. Обычно сначала трогает указательным пальцем, а затем берёт двумя пальцами (например, шарики, легкую игрушку) – пинцетный захват. Многие дети способны разъединять предметы под контролем зрения. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи и мышления.

Десятый месяц

Классическая пора ползания, а ползание – дорога открытий. Ребёнок добирается до всего, что его интересует, и изучает предметы органами чувств: стучит (слушает), берёт в рот (пробует на вкус), щупает (осязает), внимательно смотрит, что находится внутри предмета, и т.д. Кроме того, десятый месяц – это «университет радостного обучения». Малыш способен повторять за взрослым действия с предметами (толкать игрушечную машинку, катать мяч и так далее).  Малыш, играя со взрослым, как бы «говорит» своим поведением: «Основной принцип моего обучения – радостное подражание». Многие дети в это время уже способны подползать к устойчивым предметам (шкафу, столу) и подниматься, опираясь на них, стоять, опираясь на них, дотрагиваться, дотягиваться до заинтересовавшего предмета.

Одиннадцатый месяц

Новый рывок в развитии мышления. Если раньше малыш производил с предметами манипулятивные действия, то сейчас он пытается использовать их функционально, то есть по целевому назначению: из кубиков пытается строить, из чашки – пить, куклу укладывает спать, укачивая. Ребёнок готовится овладеть вершиной ручных и сенсорных способностей – умением нанизывать кольца на стержень пирамидки.

Двенадцатый месяц и год

Малыш начинает самостоятельно ходить. Постоянно и активно изучает рукой все доступные вещи (в том числе и опасные). С предметами «работает» функционально, подражает действиям взрослых: лопаткой копает, ведёрком носит песок, одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней. Кроме того, может выполнять руками разные, не зависящие друг от друга действия. Например, одной рукой держать ведерко, а другой рукой копать лопаткой, не выпуская ведро из руки. Пытается рисовать каракули.

Второй год

В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Получив относительную независимость. Ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга – ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, действовать с ними. И хотя ребёнок в течение второго года жизни овладевает этими «орудиями труда», для него важен сам процесс, а не результат.

Учёные считают, что наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка оказывают соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действия – это такие действия, в процессе которых один предмет нужно привести в соответствие с другим (либо одну часть предмета в соответствие с другой).  Например, чтобы закрыть коробочку, следует подобрать крышку (чтобы закрыть матрёшку – найти её вторую часть и т.д.), с удовольствием дети откручивают винтовые крышки, как маленькие, так и большие, соединяют предметы, например, закручивают бутылку крышкой. Таким образом. Ребёнок должен соотнести предметы по размеру (величине) и форме. То есть, ребенок совершает действия под контролем зрения. К 15 месяцем ребенок способен собирать пирамиды, как с кольцами, так и с геометрическими формами вместо круглых колец.

Орудийные действия – это действия, в процессе которых один предмет – «орудие» (ложка, вилка, сачок, карандаш и др.) употребляется для воздействия на другой предмет.  Способ использования таких «орудий» ребёнок узнаёт от взрослого.

Самые любимые и важные для развития руки и мозга игры – с песком, водой и глиной. При этом важно прививать ребёнку необходимые гигиенические навыки (учить мыть руки с мылом, вытирать, поочерёдно массируя все пальцы), превращая каждую процедуру в радостную и полезную игру.

В этом возрасте очень важны книжки – раскладушки, так как малышу легче научиться листать книгу с твёрдыми картонными страницами. Дело в том, что ребенок переворачивает сразу все страницы книги, а не по одной до 17, а то и до 20 месяцев. Взрослый вместе с ребёнком рассматривает картинки в книге, называет изображённых персонажей, читает короткие тексты. Речевой контакт открывает малышу новый мир. Однако учёными замечено, что в сознании ребёнка данного возраста глубоко зафиксированными оказываются только названия тех предметов, которые «прошли» через его руку, его действия. Многие дети очень уверенно держат карандаш и с удовольствием рисуют каракули, умеют держать чашку и пить из нее, держат ложку и пробуют самостоятельно кушать ею, разворачивают завернутые в бумагу предметы.

К концу второго года жизни, как правило, все дети умеют переворачивать страницы книги по одной, даже тонкие бумажные, ставить несколько кубиков друг на друга — строить башню и выстраивать кубики в ряд — стоить стену. Как правило, дети с удовольствием разрывают бумагу, даже плотную, засовывают мелкие предметы в маленькие отверстия, скажем фасоль в бутылку, любят выливать жидкость из посуды на пол, а так же переливать из одной емкости в другую.

Третий год жизни

На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе.

Понаблюдайте, сколько видов деятельности сменит малыш за час, сколько успеет потрогать, разобрать, вставить, достать, сложить, показать, поломать и «починить». При этом он всё время говорит сам с собой, думает вслух.

Детские психологи считают: переход от пробы к умению – важнейшее достижение этого возрастного этапа. Исследователи заметили, что полуторагодовалый ребёнок, пытаясь подражать взрослому, упорно суёт любую фигуру в любое отверстие, не считаясь с формой. Двухлетний ребёнок начинает действовать так же: прикладывает круг к квадратному отверстию – не лезет. Он не останавливается на этом. Переносит вкладыш к треугольному отверстию – опять неудача. И, наконец, прикладывает к круглому. Через несколько минут при помощи проб вставлены все фигуры. Это и есть мышление в действии. Ребёнок трёх лет решает задачу сразу, правильно размещая фигуры, потому что «пробы» выполнил в уме – ведь рука уже два года «учила» мозг.

Четвёртый год жизни

Рука маленького труженика на четвёртом году жизни осваивается с застёгиванием и расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы – голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. И всё это косвенно готовит руку к письму. Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт дает «пищу для ума», обогащает речь специальными понятиями – «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений так, чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно – моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую.

Постепенно хаотичные восприятия ребёнка, накопленные за предыдущие три года жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться.

Пятый год жизни

На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы, например выпиливание лобзиком, вышивание крестиком, вязание крючком и др. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов.

Привлекательным занятием становится писание по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты» и подготовке руки к письму.

В этом возрасте дети любят играть с завязанными глазами. «Руки видят!» – делают они открытие и готовы снова и снова перепроверять свои возможности. Для таких игр нужны буквы и цифры, вырезанные из плотного картона, металла или выпиленные из дерева.

Многие дошкольники готовы к длительным наблюдениям, к экспериментам и опытам с магнитом, воздухом, водой, бумагой и т.д.

Словарный запас ребёнка достигает уже двух тысяч слов, он пользуется всеми частями речи, кроме деепричастия, и всеми грамматическими формами. Может пересказать знакомую сказку, вспомнить и связно передать то, что произвело на него сильное впечатление, рассказать про экскурсию, поездку в гости, поход в театр. При этом руки будут приходить на помощь: заменять слова, показывая расстояние, направление размеры.

Шестой год жизни

Если руку ребёнка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, грабли, щётки, лейки, лопаты и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что есть взаимосвязь развития моторики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций; выявлена возрастная динамика этого процесса.

 

Норма развития крупной и мелкой моторики от 0 до 5 лет

Крупная моторика

1 -4 нед.    —  Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны

1 мес.        —  Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону

1 мес.         —  Пытается поднимать голову, лежа на животе

1,5 мес.      —  Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10—20 сек, ноги при этом напряжены

2 мес.        —  В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами. Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго)

2,5 мес.     —  Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут)

3 мес.         —  Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня

4 мес.         —  Появляется опора на ноги

4,5 мес.      —  Активно поднимает голову из положения на спине. Переворачивается на бок

5 мес.         —  Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову

5,5 мес.     —  Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой

6 мес.         —  Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку. Сидит при пассивно приданной позе.

6,5 мес.     —  Переворачивается со спины на живот

7 мес.        —  Переворачивается с живота на спину. Ползание без включения тазового пояса

7,5 мес.     —  Синхронное ползание по-пластунски. Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок

8 мес.        —  Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие. Стоит в позе на коленях (на четвереньках).

8,5 мес.     —  Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно

9 мес.        —  Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно

10 мес.      —  Стоит у опоры, встает самостоятельно

11 мес.      —  Стоит самостоятельно

11,5 мес.    —  Ходит с поддержкой

12 мес.       —  Ходит самостоятельно

1 г. 3 мес.   — Ходит длительно, поворачивается

1 г. 6 мес.   — Перешагивает через препятствия

1 г. 10 мес. — Пытается бегать

1 г. 11 мес. — Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила

2 г.              — Бегает. Самостоятельно приседает и встает. Наклоняется и поднимает предметы с пола

2 г. 6 мес.   — Стоит на одной ноге без поддержки. Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой). Умеет ездить на трехколесном велосипеде

3 г.              — Прыгает на двух ногах

4 г.              — Умеет делать кувырок вперед

4 г.              — Прыгает на одной ноге

5 л.             —  Выполняет одновременно два вида движений

 

Мелкая моторика

1 нед.    — Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами

2 мес.    — Открывает кулачок

2,5 мес. — Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот

3 мес.    — Иногда захватывает предмет кистью руки

3,5 мес. — Тянется к игрушке, хватает ее

4,5 мес. — Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает

5 мес.    — Начинает захватывать мелкие предметы

5,5 мес. — Перекладывает игрушку из руки в руку

7 мес.    — Активно манипулирует предметами

8 мес.    — Для захвата использует большой палец. Стучит игрушкой об игрушку

8,5 мес. — Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает)

9 мес.    — Пытается ставить кубик на кубик

10 мес.  — Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы

11 мес.  — Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки

12 мес.  — Может перелистывать страницы у картонной книжки. Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

1 г. 2 мес. — Переворачивает одновременно 2-3 страницы

1 г. 5 мес. — Рисует каракули, росчерки

1 г. 6 мес. — Разрывает бумагу

1 г. 8 мес. — Переворачивает по одной странице

2 г.            — Формируется предпочтение руки. По показу повторяет вертикальные и круглые линии

2 г. 6 мес. — «Правильно» держит карандаш

3 г.            — Копирует круг. Расстегивает пуговицы

4 г.            — Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами). Режет ножницами бумагу

5 лет         — Копирует треугольник. Верно рисует квадрат

Как развивать мелкую и крупную моторику

Развитие моторики специалисты называют в числе главных этапов развития крохи. Сама по себе моторика является видом двигательной активности организма, а моторные навыки возникают тогда, когда мозг, мышцы и нервная система человека работают скоординировано, чтобы совершить определенное движение. Различают крупную и мелкую моторику.

Крупная моторика (ходьба, бег, прыжки и т.д.) является основой для развития тонких и сложных движений мелкой моторики кистей и пальцев рук. Навыки мелкой моторики требуют наличия уже развитой координации глаза и руки и более  высокой концентрации, поэтому овладение ими происходит позднее, чем движениями крупной моторики, то есть во втором полугодии жизни. Как развивать крупную и мелкую моторику? В первую очередь, путем чередования направленной деятельности и свободной самостоятельной игры. Хотя развитие каждого ребенка происходит индивидуальными темпами, есть некоторые навыки, которыми детки овладевают только к конкретному возрасту.

Две значимых моторики
Различных видов моторик существует две– мелкая моторика и крупная моторика. Их развитие одинаково значимо для гармоничного развития ребенка. Мелкая моторика–это точные движения пальцами, там где требуется хорошая координация и точные движения пальцами, крупная моторика это–движения тела (корпуса, рук, ног).

Человеческий мозг устроен таким образом, что у человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем близко. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с органами ротовой полости. Вот почему, для развития речи, моло только тренировать артикуляцию, но в то же время совершено необходимо заниматься развитием движений пальцев рук (мелкой моторикой)!

Итак, хотя существует действительно много способов для развития крупной и мелкой моторики, одним из самых эффективных является творчество. Для самых маленьких это будет лепка из глины и теста, для детей 3,5-4 лет — роспись по стеклу, керамике, гипсу, а деткам старше 4 лет будут интересны еще и мозаика с декопатчем. Только не ждите, что маленький непоседа создаст настоящий шедевр на продажу или выставку – главное в этом деле развитие моторики, а заодно и усидчивости, которая поможет ребенку в дальнейшем в школе.

Определение, виды и развитие мелкой моторики

1.2. Моторика

Наша жизнь состоит из различных действий. Весь процесс развития и познания выражается движением. С самого рождения ребенку нужно многому научиться и узнать, поэтому дети очень активны.


Познание окружающего мира для наилучшего и правильного развития ребенка происходит при помощи двигательной активности. Малышу необходимо научиться непросто видеть и смотреть на предметы, но и выделять какие-то важные вещи, слышать взрослых и руководствоваться их советами и рекомендациями.

Определение моторики

Разберемся, что же такое моторика. В большом психологическом словаре, составителями которого являются, В. Зинченко под моторикой понимается вся сфера двигательных функций.

В свою очередь, С.Ю. Головин утверждает, что моторика – это двигательная активность человека.

Ефремова рассматривает моторику, как комплекс различных движений, с которыми связаны с различными физиологическими и психологическими проявлениями.

Итак, моторика – это движение. А без движения, как известно, не предоставляется возможным развиваться в полной мере и с различных сторон.

Виды моторики

Моторику разделяют на два вида: крупную и мелкую.

Крупная моторика предоставляет детям способность выполнять различные действия руками, ногами, телом. Дает возможность сохранять равновесие, бегать, прыгать, ходить.

На базе крупной моторики развивается и совершенствуется мелкая моторика.

Она служит совершенствованию возможности осуществлять четкие и верные движения, которые помогают работать с маленькими предметами.

1.3. Развитие мелкой моторики


Развитие моторики процесс долгий и нелегкий. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку.

Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Готовить глаз к видению, руку — к действию и душу к чувствованию», — были слова М. Монтессори.

А известный немецкий учёный Э. Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев.

Также установлено, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

Для то, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Я предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Перейти к разделу: 1.4. Занятия с горохом для развития мелкой моторики

Общая моторика, мелкая моторика, сенсорика и саморегуляция

Развитие прочных базовых навыков в области крупной моторики, мелкой моторики, сенсорики и саморегуляции поможет вашему ребенку стать независимым и позволит ему сосредоточиться на дальнейшем развитии своих академических способностей. навыки.

Навыки крупной моторики задействуют большие мышцы тела, которые позволяют нам бегать, прыгать, танцевать и бросать мяч. Чтобы успешно выполнять эти задачи, необходимо иметь хорошую зрительно-моторную координацию, баланс, силу кора и пространственное восприятие, и это лишь некоторые из них.

Развитие контроля осанки, силы и стабильности плеча, локтя и запястья, а также вращения предплечья также имеет основополагающее значение для развития мелкой моторики у детей, что имеет решающее значение для учебы. Дети с сильным кором смогут контролировать свои руки в любом положении. Стабильность плеч важна для детского сада, так как она позволяет ребенку сохранять неподвижность одних частей тела, двигая другими. Например, важно, чтобы дети могли удерживать плечевой сустав неподвижно, используя запястье и пальцы, чтобы писать, резать или склеивать.Укрепив все эти базовые навыки, мелкую моторику будет легче совершенствовать.

Навыки мелкой моторики включают в себя движение небольших групп мышц запястий, кистей и пальцев вашего ребенка. Такие задачи, как письмо, вырезание, рисование и захват мелких предметов, требуют мелкой моторики. Без мелкой моторики детям трудно научиться писать буквы или участвовать в творческих занятиях, которые помогают развивать познавательные способности ребенка.

То, как ребенок обрабатывает сенсорную информацию, также очень важно для общего двигательного развития ребенка. Сенсорная интеграция — это способность нашего мозга получать сенсорную информацию, обрабатывать ее, чтобы мы могли эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Сенсорная интеграция была первоначально разработана в конце 60-х и 70-х годов Джин Эйрс, эрготерапевтом и психологом. Сенсорная обработка важна для общего обучения и саморегуляции.

Мы получаем сенсорную информацию от наших 5 традиционных органов чувств: зрения, обоняния, слуха (вкусовых) и тактильных ощущений.Кроме того, у нас есть чувство проприоцепции, которое дает нам ощущение телесного осознания, и вестибулярное чувство, которое дает нам чувство равновесия и пространственной ориентации. Наше чувство проприоцепции и чувство равновесия оказывают успокаивающее и организующее воздействие на наши тела, особенно когда дети чувствуют себя перегруженными или чрезмерно возбужденными различными сенсорными стимулами. Примером трудностей сенсорной интеграции является ребенок, который может испытывать дискомфорт при прикосновении к вещам. Это нежелание играть, трогать и манипулировать различными предметами может замедлять развитие мелкой моторики.Есть хорошие новости для вас и вашего ребенка, когда дело доходит до развития сенсомоторных навыков: лучший способ укрепить сенсомоторные навыки ребенка — игра!

В дополнение к обучению всем этим сенсомоторным навыкам, мы также должны учить наших детей саморегуляции. Саморегуляция — это способность регулировать, контролировать и приспосабливаться к эмоциям, поведению или вниманию к различным ситуациям, с которыми мы сталкиваемся.

Некоторые малыши и маленькие дети испытывают трудности с обработкой сенсорной информации или имеют недоразвитые сенсорные системы, поэтому они могут более интенсивно реагировать на эту сенсорную информацию.У них могут быть трудности с адаптацией, поэтому они не могут контролировать или сообщать свои эмоции, потому что они чувствуют себя чрезмерно возбужденными или подавленными, поэтому они быстро перейдут к реакции «беги или борись».

Когда эти дети находятся в таком состоянии ума, они не могут включить свои исполнительные функции, которые управляют высшими навыками мышления и контролируемым поведением. Эти когнитивные навыки более высокого уровня необходимы для контроля импульсивности, организации своих мыслей и преодоления разочарования и стресса. Это основа для организации их мыслей и адекватного преодоления фрустрации и стресса.

Саморегуляция — сложный навык даже для взрослых. Мы можем помочь нашим детям улучшить их навыки саморегуляции, включив и научив их делать перерывы в движении, дыхательные техники и практикуя осознанность, чтобы научиться эффективно успокаивать себя в повседневной жизни.

Контроль дыхания — один из лучших методов и стратегий для успокоения нашего тела. Научиться контролировать свое дыхание — один из самых быстрых и простых способов вернуть ребенка к использованию его навыков логического мышления.Контроль дыхания и практика осознанности помогают детям быть в настоящем моменте и иметь возможность контролировать свое тело.

Все эти навыки важны для того, чтобы дети были успешными в школе, на игровой площадке и в обществе, что помогает строить дружеские отношения, социальные отношения и чувство собственного достоинства. Получайте удовольствие и ИГРАЙТЕ, ИГРАЙТЕ, ИГРАЙТЕ!

Обязательно подпишитесь на , чтобы получать наши электронные письма ниже , чтобы получать специальные предложения по НОВОЙ программе, направленной на развитие этих навыков для вашего ребенка в возрасте от дошкольного до детского сада!

Дай пять и почерк: соединение крупной и мелкой моторики

Крупная моторика хороша не только для занятий спортом.

Координация состоит из совместной работы крупной и мелкой моторики. Навыки крупной моторики связаны с движением крупных частей тела. Руки, ноги и туловище помогают нам ползать, бегать, плавать и обниматься. Навыки мелкой моторики включают в себя более мелкие движения, в которых используются пальцы, кисти, стопы, пальцы ног и запястья. Они помогают нам выполнять более мелкие действия, такие как сбор предметов, письмо, указание и даже подмигивание.

Общеизвестно, что хорошая крупная моторика может привести к успеху в спорте.Однако это не единственное преимущество. Развитие крупной моторики вашего ребенка также может повлиять на его способность хорошо писать и усилить его способность концентрироваться в классе.

Получение контроля над группами мышц шеи, плеч и кора развивает стабильность. По мере развития детей эта стабильность и контроль переходят к более мелким группам мышц. Стабильность плеча распространяется на руку, локоть, запястье и, наконец, на кисть. Занятия, которые укрепляют крупную моторику, позволяют детям развивать более плавные и эффективные движения тела и улучшают у ребенка чувство пространственной ориентации и сознание тела.Контроль мелкой моторики усиливается и развивается на основе навыков крупной моторики.

Запустите Twister, попрыгайте по утрам, поиграйте в классики или разбросайте кучу подушек по гостиной и превратите ковер в «лаву»! Практика и повторение осознанных движений дают детям возможность управлять своим телом и, следовательно, лучше контролировать все движения. Забавно думать, что отличная «пять» может помочь ребенку в его почерке. Дай пять!

 

Автор Отем Темплтон, CALP, CDP

Отэм — директор учебного центра Brainspring в Блумфилд-Хиллз и Уэст-Блумфилде, штат Мичиган.

 

Каталожные номера:

Джанет Лернер; 2011 г.; Неспособность к обучению

Развитие двигательных навыков на игровой площадке

Большинству детей нравится исследовать игровую площадку и лазить по оборудованию. Пока дети занимаются этими видами деятельности, они получают полезные физические упражнения, которые помогают им оставаться здоровыми и сильными. Этот тип физической игры также помогает развивать важные моторные навыки. Двигательные навыки относятся к физическим способностям.Моторные навыки делятся на две категории: крупная и мелкая моторика. Эти моторные навыки развиваются в соответствии с возрастом детей и постоянными возможностями для игр.

Крупные моторные навыки

Навыки крупной моторики включают крупные движения тела и навыки, необходимые для выполнения этих движений. Примеры крупной моторики включают ходьбу, бег, прыжки, лазание и прыжки. Всякий раз, когда большие движения включают в себя движение рук, ног или всего тела, эти движения попадают в категорию навыков крупной моторики.Большинство навыков крупной моторики развиваются в течение первых нескольких лет детства по мере взросления детей. Детям обычно требуется большое количество энергии, чтобы учиться и практиковать крупную моторику.

Навыки мелкой моторики

Навыки мелкой моторики включают небольшие движения тела и способности, необходимые для их выполнения. Примеры мелкой моторики включают захват мелких предметов большим и указательным пальцами, нажатие кнопок, перелистывание страниц книги и использование ручки или карандаша для письма.Центральная нервная система ребенка является неотъемлемой частью развития мелкой моторики. По мере взросления центральной нервной системы у ребенка развивается способность выполнять эти мелкие и деликатные задачи по мере того, как подробные сообщения передаются от мозга к крошечным пальцам. Малышам нужно терпение, чтобы учиться и овладевать мелкой моторикой.

Обычное игровое оборудование

Детские игровые площадки обычно предлагают различные типы оборудования для детей. Общие объекты включают качели, горки, карусели, качели, песочницы, тренажерные залы в джунглях, альпинистские снаряды и полосы препятствий.Некоторые игровые площадки предлагают альтернативные варианты для разных типов игр. Например, безбарьерные игровые площадки имеют дизайн, отличный от традиционных игровых площадок. Безбарьерная игровая площадка может иметь пандусы и специальные дорожки, обеспечивающие доступ ко всем частям игровой площадки для детей всех возрастов и способностей. Другие конструкции оборудования могут включать приподнятые столы с песком, качели с дополнительной опорой для спины и мероприятия, предназначенные для вовлечения детей в сенсорные игры, такие как движущиеся шестерни.

Двигательные навыки, развиваемые специальным оборудованием

Оборудование для игровых площадок может способствовать развитию двигательных навыков у детей во время игры.Тип двигательных навыков, развиваемых подростками, зависит от типа оборудования. После того, как у детей разовьются первоначальные навыки крупной моторики: ползание, ходьба, а затем бег, они готовы приступить к работе над другими навыками крупной моторики, исследуя игровые площадки. Дети могут развивать силу и координацию, карабкаясь по джунглям, маневрируя через туннели и желоба и перемещаясь по качающимся кольцам. Открытые пространства поощряют более активные игры, такие как бег, прыжки, прыжки и удары по мячу.Играя с игрушками для верховой езды, дети учатся двигаться вперед и назад на оборудовании.

Игровые площадки также могут предложить возможности для развития мелкой моторики. Когда дети копают, сгребают и насыпают песок в различные ведра, они развивают ловкость, необходимую для выполнения этих задач. Водяной стол также дает дополнительные возможности для развития мелкой моторики, так как малыши наполняют емкости и наливают воду. На некоторых игровых площадках есть дополнительные функции, такие как сенсорные зоны с таким оборудованием, как сетки, разноцветные шестеренки и вращающиеся элементы.Когда дети участвуют в этой более спокойной игре, они могут развивать и совершенствовать свои навыки мелкой моторики.

Дополнительные преимущества игровой площадки

Игровые площадки предлагают еще одно важное преимущество для здоровья детей. Поскольку детям обычно нравятся физические игры, связанные с лазаньем, прыжками, качанием и бегом, они часто с удовольствием проводят время, играя на игровой площадке. Поскольку дети проводят это время в активной игре, они получают полезные упражнения. Дети, которые регулярно проводят время в активных играх, могут с большей вероятностью избежать проблем с весом как в детстве, так и во взрослой жизни, потому что они ведут активный образ жизни.Взаимодействие между взрослыми и детьми во время игр на свежем воздухе может еще больше увеличить пользу, поскольку взрослые могут помочь детям освоить новые навыки и повысить уровень их активности.

Автор: Бен Томпсон

Проблемы с мелкой или крупной моторикой — Двигательные расстройства — Симптомы — Неврологические — Что мы лечим

Многие люди с неврологическими заболеваниями часто испытывают трудности с моторикой. Двигательные навыки – это изученные модели движений. У здорового человека эти выученные модели движений объединяются, чтобы произвести плавные, эффективные действия, которые позволяют выполнить задачу.Например, пинать мяч или чистить зубы. Вверху: физиотерапевт-невролог помогает выполнять упражнения по мобилизации мелкой моторики.

Существует два типа двигательных навыков:

  • Мелкая моторика
  • Крупная моторика
Мелкая моторика — это действия, требующие использования небольших групп мышц для выполнения точных задач. Например, письмо, застегивание пуговиц, игра на флейте — все это задачи, требующие хорошей мелкой моторики.

Навыки крупной моторики — это действия, требующие использования больших групп мышц для выполнения задач.Например, бег, ходьба и прыжки.

Двигательные навыки формируются в области мозга, называемой моторной корой. Это область мозга, которая контролирует произвольные группы мышц. Если у кого-то есть неврологическая проблема, у него могут быть проблемы, затрагивающие моторную кору, нервную систему или сами мышцы. Это может затруднить точное и эффективное движение. Специалисты-физиотерапевты Physio.co.uk работают с людьми, у которых проблемы с двигательными навыками в результате неврологических заболеваний или нарушений развития.

Физиотерапия при нарушениях крупной и мелкой моторики

Если у вас есть проблемы с моторикой, физиотерапия на сайте Physio.co.uk улучшит вашу общую и мелкую моторику за счет улучшения постуральной устойчивости, равновесия и мышечной силы. Физиотерапевтическое лечение в Physio.co.uk улучшит ваши способности с общей или мелкой моторикой с помощью различных методов, включая:

  • Упражнения для укрепления мышц туловища рук и ног
  • Растяжка ригидных мышц и суставов
  • Содействие нормальному движению в постуральных комплексах (например, перекатывание, из положения лежа в положение сидя, из положения сидя в положение стоя)
  • Упражнения на устойчивость корпуса.Наличие более сильного туловища поможет лучше двигать руками и ногами.
  • Тренировка равновесия
  • Тренировка походки
  • Лестничная практика
  • Зеркальная терапия для повышения осознания тела при движении
  • Разбивка действий на более мелкие части и отработка этих задач
  • Упражнения с весовой нагрузкой
  • Действия по подсказке с использованием словесных и визуальных подсказок
В Physio.co.uk ваше лечение будет зависеть от ваших индивидуальных симптомов и потребностей.Физиотерапевтическое лечение улучшит вашу независимость при выполнении функциональных задач за счет увеличения мышечной силы и гибкости, а также улучшения равновесия и проприоцепции.

Чтобы получить дополнительную информацию о том, как физиотерапия может помочь вам, или записаться на прием, позвоните по телефону 0330 088 7800 .

Как терапевтическая дошкольная программа может улучшить крупную моторику?

На всех стадиях развития в раннем детстве есть много важных этапов развития двигательных навыков.Многие повседневные действия требуют использования мелкой и крупной моторики. Навыки крупной моторики требуют использования больших групп мышц тела и используются в таких навыках, как ходьба, прыжки, бег или ползание, в то время как навыки мелкой моторики требуют использования небольших групп мышц и используются в таких навыках, как письмо. Если у ребенка наблюдается задержка мелкой или крупной моторики, терапевтическое дошкольное учреждение, предлагающее услуги трудотерапии, может отлично подойти. Если задержки значительны, детям могут потребоваться дополнительные сеансы трудотерапии вне терапевтической дошкольной программы.

Терапевтическая дошкольная программа может включать упражнения для улучшения крупной моторики в их ежедневном расписании. Вот несколько примеров деятельности:

Комната крупной моторики: Некоторые терапевтические дошкольные программы создают комнату крупной моторики, специально предназначенную для этих навыков. В комнате может быть оборудование, позволяющее детям прыгать, карабкаться и играть, а также развивать крупную моторику. Например, это могут быть тренажерные залы для скалолазания.

Классики: Это простое занятие, в которое мы все играли в детстве, вероятно, не осознавая, что оно может значительно улучшить общую моторику.Проведение нескольких минут с ребенком в терапевтическом дошкольном учреждении за игрой в классики может помочь улучшить общую моторику и координацию.

Игра в лаву: В дождливые дни многие из нас играли в «игру в лаву», где пол был лавой, заставляя вас прыгать между поверхностями (избегая пола). Это также фактически улучшает крупную моторику.

Circuits: Во время терапевтической дошкольной программы дети могут выполнять круговые упражнения с прыжками в воду, альпинизмом и другими видами деятельности. Это отличный способ помочь детям развить крупную моторику.Эти занятия также доставляют удовольствие, поэтому нет ощущения, что они занимаются «терапией».

Если есть определенные стратегии, которые хорошо работают для ребенка в терапевтической дошкольной программе, учителю может быть полезно поделиться этими стратегиями с родителями. Таким образом, ребенок может практиковать эти стратегии дома со своими родителями.

Чтобы узнать больше о том, как терапевтические дошкольные программы могут помочь вашему ребенку развить крупную моторику, позвоните в CST Academy по телефону 773-620-7800.Мы создаем терапевтическую среду, которая помогает детям улучшить общую моторику в тех областях, где у них может быть некоторый дефицит. Наша команда первоклассных, знающих терапевтов вмешивается, чтобы помочь детям повысить уверенность в себе с помощью крупной моторики, повысить их самооценку и помочь развить силу и выносливость, необходимые для удовлетворения их повседневных физических потребностей.

 

Развитие моторики: как развивать крупную и мелкую моторику у младенцев

Двигательные навыки начинают развиваться, как только младенец начинает двигаться.Но примерно к 2-3 месяцам всерьез начинается развитие крупной моторики, связанной с крупными движениями. Навыки мелкой моторики — использование рук и ног для манипулирования окружающей средой и перемещения предметов — идут вслед за развитием крупной моторики. К счастью для родителей, простое выполнение повседневных дел помогает младенцу развить оба набора навыков.

«Все дело в том, чтобы показать ребенку, как выглядит следующий шаг, над которым он работает, — говорит доктор Энди Бернштейн, педиатр из Эванстона, штат Иллинойс.Он отмечает, что на первое место выходят навыки крупной моторики, что соответствует началу регулярного пребывания на животе. Вовлеченный родитель может использовать это время, чтобы помочь ребенку двигаться к вехам движения, делая это похоже на игру. «Если они работают над временем на животе, дайте им много времени на животе, а затем осторожно, пока вы поете песни, покажите им, как переворачиваться. И пока вы учите их перекатываться, вы можете научить их сидеть, поддерживая их между своими ногами и показывая им игрушки, со временем оказывая им меньшую поддержку.”

По мере того, как начинает развиваться крупная моторика, появляется тенденция к развитию мелкой моторики, которая работает в тандеме с более широкими двигательными навыками. И как только в игру вступает мелкая моторика, ее можно развивать во всех сферах жизни ребенка. Почти в каждой комнате в типичном доме есть занятие, в котором ребенок может работать, передавая предметы между руками, оттачивая продвинутый пинчерный захват, который позволяет ему хватать более мелкие предметы, которые иначе он не мог бы схватить маленькими мясистыми кулачками.

Развитие двигательных навыков ребенка на кухне

После того, как большая часть кухни защищена от детей, родители должны оставить несколько низких шкафов доступными для ребенка.Эти шкафы должны в первую очередь вмещать кастрюли, сковородки и пластиковые контейнеры, которые практически невозможно разбить. Еще лучше, если предметы в шкафах имеют грубые тупые края и текстуры. Родители могут позволить детям исследовать эти предметы сколько душе угодно. Конечно, это будет немного шумно и, возможно, грязно, но эти качества интересны новому человеку. И, манипулируя этими кухонными принадлежностями, они учатся хватать, поворачивать их в руке и, возможно, даже подтягиваться на ящиках шкафа, что помогает им одновременно развивать крупную и мелкую моторику.

Развитие двигательных навыков младенцев в игровой комнате

Хорошая игровая комната для развития моторных навыков должна быть заполнена книгами из толстого картона, чтобы ребенок мог листать их — навык, который он затем будет использовать при перемещении объектов и манипулировании окружающей средой. Также помогают простые головоломки, магнитные игрушки и другие игрушки.

Но помимо игрушек, полезных для развития, родители сами должны сопротивляться желанию быть слишком полезными. Важно позволить ребенку решать проблемы, что помогает ему совместно работать над своими новыми навыками и переходить на следующий уровень.

«Если от них откатывается игрушка, не хватайте ее. Поощряйте их наклоняться и брать его. В конце концов, это превращается в ползание», — говорит Бернштейн. Он также рекомендует оставлять игрушки на столешнице, чтобы поощрить хватательного ребенка использовать край стола, чтобы подтянуться в стоячее положение.

Развитие двигательных навыков младенцев за обеденным столом

Посуда — это эндшпиль. Использование вилки или ложки является золотым стандартом хорошо отточенной моторики, даже если техника доставки еды в рот остается немного небрежной.Но все начинается с еды руками. Даже когда ребенок ест пищу руками, он учится управлять пальцами и руками. Это идеальное время, чтобы научить щипковому захвату — щипку пальцами и большим пальцем, который позволяет бабушке использовать иглу на острие иглы, а Споку использовать мертвую хватку вулканца.

«Чириос — отличный ход для 9-месячного ребенка, потому что он может тренировать мелкую моторику, например, щипковый захват», — говорит Бернштейн. Все, что нужно, это разложить поджаренные лепешки на столе и позволить ребенку начать перекусывать.

По сути, в какой бы комнате ни находились родитель и ребенок, возможностей предостаточно. По сути, родителям рекомендуется защитить комнату от детей и позволить ребенку исследовать ее. Пока то, что ребенок берет, безопасно, он манипулирует окружающей средой, чтобы научиться быть функциональным человеком. Это стоит небольшой дополнительной очистки.

Ой! Пожалуйста, попробуйте еще раз.

Спасибо за подписку!

Мелкая и крупная моторика

Аудитории: семей, MDT, SC, DSP
Рекомендуемые методы: A4, E3, E4, E6, F2, INS1, INS2, INS4, INS5

В этом разделе содержится информация о влиянии двойной сенсорной потери на развитие мелкой и крупной моторики, а также о стратегиях вмешательства, связанных с моторным развитием.

Стратегии: активное обучение

Стратегии: активное обучение

Слайды PowerPoint

Тренинг IN (часть 2): слайды 16-17
Эти слайды охватывают принципы и методы активного обучения.

Видео

Первый опыт SAL
В этом видео Вашингтонской службы сенсорных расстройств показана положительная реакция ребенка на пребывание в Пространстве для активного обучения (2:26). [Примечание: нажмите на вкладку «Видео» и прокрутите до последнего видео на странице.]

Мальчик играет в Маленькой комнате (0:31).

Стратегии: из рук в руки

Стратегии: рука об руку

Слайды PowerPoint

Тренинг IN (Часть 2): Слайды 18-19
Эти слайды дают краткий обзор рукопашного боя.

Видео

Джоэл открывает крышку
В этом видео от Washington Sensory Disabilities Services показано использование рук с ребенком (1:45). [Примечание: нажмите на вкладку «Видео» и перейдите к третьему видео на странице.]

Раздаточный материал

Разговор на языке рук с руками
В этой статье 2003 года Барбары Майлз обсуждается важность рук для слепоглухих людей и способы обучения навыкам, которые способствуют развитию рук и выразительности.

Стратегии: мотивация к движению (телесное и пространственное осознание)

Стратегии: мотивация к движению (телесное и пространственное осознание)

Видео

Кристофер использует ходунки
В этом видео Вашингтонской службы сенсорных расстройств показано, как медицинский работник мотивирует маленького мальчика использовать ходунки (2:11).[Примечание: щелкните вкладку «Видео» и перейдите ко второму видео на странице.]

Джоэл Краулс
На этом видео от Washington Sensory Disabilities Services показано, как отец помогает своему малышу доползти до окна (0:53). [Примечание: нажмите на вкладку «Видео» и перейдите к четвертому видео на странице.]

Малыш играет на полу, тянется к игрушкам рядом с собой (2:42).

Стратегии: адаптивная среда

Стратегии: адаптивная среда

Барбара Первис дает определение (0:39).

Стратегии: Безопасность и безопасность

Стратегии: безопасность и защита

Совместное обучение

Отражение:
Зрение и слух — два наших чувства расстояния.Говорят, что «видение и слух делают мир интересным». Подумайте о том, как сочетание потери зрения и слуха может повлиять на желание ребенка исследовать окружающий мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.