Мелкая моторика рук: Что такое мелкая моторика рук и для чего она нужна?

Содержание

Что такое мелкая моторика рук и для чего она нужна?

         Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук ребенка.

В последнее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, они не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

     Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

  1. Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника.
  2. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
  3. Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

  1. Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  2. Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).

3.мОтсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

  1. В школе, очень медленный темп письма.

                         Здоровье детей и их будущее в ваших руках, уважаемые родители.

    Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь, т. к. в коре головного мозга  двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Вот и получается, что уровень и  темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

 

         Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  • Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  • Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
  • Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  • Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  • Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  • Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д..
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

        Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.

  • Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
  • Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
  • Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
  • Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
  • На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
  • Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
  • Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
  • Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
  • Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
  • Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

     Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.

 

                                                Воспитатель МДОУ № 4 Лухманова Н.А.

Мелкая моторика рук - успех в маленьких ладошках!

Как и когда развивать мелкую моторику рук

О развитии мелкой моторики рук постоянно подчеркивают специалисты. Почему же она так важна и как ее развивать? Мелкая моторика рук - это точные движения пальчиков и кисти руки ребенка. Специалисты уверяют, что развитие точных движений способствует развитию речи й интеллектуального развития ребенка.

С первых минут жизни ребенок исследует окружающий мир. Сначала некоординированые движения, с каждым днем ​​становятся все более уверенными. Ребенок пытается схватить маленькими ладошками окружающие предметы, развивая хватательный рефлекс. Впоследствии это умение поможет малышу держать ложечку, а позже карандаши и ручку. Мы можем влиять на развитие речи грамотности и мышления ребенка. Для этого необходимо играть с ребенком с рождения, используя различные игрушки. С первых дней жизни делайте нежный массаж маленьких ручек каждый раз, когда переодеваете младенца. Ласково разговаривая с крохой, массируйте пальчики, так вы будете влиять на активные точки, связанные с корой головного мозга.  

Пока ребенок еще не научился самостоятельно держать игрушку, помогайте прикасаться к ярким погремушкам различной текстуры. Когда малыш начнет самостоятельно сидеть, играйте с ним развивающими игрушками-сортерами, пазлами, мозаикой. Показывайте как правильно составлять. Повторяя маленькими пальчиками движения взрослого, ребенок будет развивать мелкую моторику рук, что будет способствовать развитию творчества, речи, воображения и фантазии.

Чем больше мелкие движения подвластны маленькой руке, тем лучше прогрессирует развитие умственной деятельности. Итак, ежедневное составление пазлов или мозаики улучшают память и умственные способности ребенка.        

Игра с песком и водой тоже благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, особенно в дошкольном возрасте. Даже если на улице холодно, вы можете приобрести детский столик с несколькими секциями, насыпать песок и предложить ребенку поиграть в «прятки». Спрячьте мелкие детали от сортера в песок и предложите ребенку их найти, а потом пусть малыш спрячет в песке что-то от вас. Такая увлекательная игра очень полезна для развития памяти, внимания и эмоционального состояния ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, что имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно розвинута память, внимание, связная речь.

Мелкая моторика у детей с дизартрией

✓ Как определить наличие нарушения моторики у ребёнка?

Общемоторная сфера детей с дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

Нарушения моторики у детей носят широкий характер. Наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. У детей с паретической формой дизартрии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность. Дети с дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Задерживается развитие готовности руки к письму, также дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Таким детям сложно удерживать руки в заданном положении. Также у некоторых детей можно заметить содружественные движения языком. Некоторым требуется небольшая помощь при выполнении задания. Практически у всех детей преобладает непроизвольное внимание. Они легко отвлекаются от задания при появлении посторонних раздражителей. Внимание неустойчивое, непродолжительное. В процессе нужно постоянно держать под контролем их внимание, вести беседу на высоком эмоциональном уровне. Память у большинства кратковременная. По прошествии некоторого времени дети легко забывают приобретённые знания, умения и навыки, поэтому нужно уделять больше времени повторению, закреплению. Дети легко теряют интерес при непосильном задании.



➢ Рекомендуется проводить коррекционно-развивающую работу:
- Формирование точных, координированных движений пальцев рук;
- Формирование умений переключаться с одной пальчиковой позы на другую;
- Развитие статической пальцевой позы;
- Развитие ловкости движений.

• Для этого необходимо: собирать мозаики, конструкторы, пазлы; перебирать крупы; раскрашивать раскраски цветными карандашами; штриховать, обводить по контуру трафареты; плести из бисера; лепить из пластилина, теста; играть с глиной, мокрым песком; выкладывать рисунки из камней, пуговиц, шишек, спичек, круп и т. д. Обязательно использование динамических пауз, пальчиковой гимнастики.

С уважением и пожеланиями здоровья, специалист Ихсанова Адэля Фарраховна - логопед Центра семейной медицины "Эксперт".

ППМС - Центр Мурманск - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

       Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

       Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

       У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

       Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

       Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

 

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики


1. Массаж ладошек. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки. Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. «Клад». Спрятать в чашку с гречневой крупой игрушки и предложить ребенку отыскать клад.

4. Бусы. Изготовить бусы путем нанизывания на леску или толстую нить пуговиц, макарон, сушек и т.п.

5. Рисовать пальчиками на подносе с песком, манкой. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых линий, геометрических фигур, знакомых предметов, постепенно усложняя задание.

6. Лепить фигурки из теста, пластилина.

7. Перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох. Отделить фасоль от гороха.

8. Перекатывать между ладошками предметы: карандаши, шарики, грецкие орехи.

9. Переливать воду из одного стакана в другой с помощью чайной ложки.

10. «Покататься на лыжах». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах».

11 Застегивание, расстегивание и шнуровка. Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

12. Собирание мозаик и пазлов.

 

 

 

Используемый источник информации: doshkolnik.ru)


Материал подготовлен учителем-дефектологом ППМС-Центра Анной Владиленовной Рубцовой

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики

Как часто мы слышим фразу «мелкая моторика»? Что же это такое - мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Но не нужно забывать, что развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Для чего же нужно развивать мелкую моторику рук ребенка? Весь секрет в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с раннего возраста. Как? Да очень просто. Начните с массажа пальчиков своего малыша. Ведь взаимодействуя на точки которые находятся на кончиках пальцев вы тем самым стимулируете работу коры головного мозга. Конечно же помогают сделать эту процедуру более увлекательной и забавной пальчиковые игры которые сопровождаются стишками.

Когда малыш подрастет можно придумать различные игры. Как известно, наиболее качественное обучение у детей происходит в процессе игры. Для того, чтобы развивать моторику малыша, не всегда нужны специальные упражнения. Можно просто поиграть с тем, что есть дома у каждой мамы.

1. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

2. Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

3. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.

4. Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.

5. Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).

6. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

7. Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

8. Доставание бусинок ложкой из стакана.

9. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

10. Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

11. Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки

12. Стирание ластиком нарисованных предметов.

13. Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).

14. Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке

15. Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).

16. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

17. Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

18. Сжимание и разжимание эспандера.

19. Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").

20. Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Мелкая моторика как средство развития речи :: 0

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

Семенова Наталья Александровна

 

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих диагноз фонетикофонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Назад в раздел

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья, ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности. Так что все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных  движений пальцами индуктивно при­водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнения­ми, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Как выполнять упражнения для развития мелкой моторики?

Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости нужно помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.
Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его  отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Важно отметить следующее: если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.

Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования.  Особенно эффективно выполнение непривычных действий по сигналу. Пример такого полезного упражнения — прохождение полосы препятствий, когда нужно сначала пройти по дорожке, потом проползти в тоннеле, потом перепрыгнуть  с кочки на кочку и т.д. Или пальчиковая гимнастика, когда ребенок выполняет определенные действия под слова ритмичного стишка. О том, как развивать мелкую моторику у детей мы поговорим в следующей статье «Наши пальчики играют».

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий  развитию речи.   Если  у ребенка будет прекрасно развитая  моторика, но с ним не будут разговаривать, то речь малыша будет недостаточно развита. То есть, необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться и в быту, и в детском саду, вызывая его на разговор, стимулируя его вопросами, просьбами, необходимо читать ему книги, рассказывать обо всем, что его окружает.

 

Проект «Город красивой речи» реализуется на средства субсидии конкурса социальных проектов «Город — это мы!»

Просмотры Всего: 1 867, сегодня: 113

Что такое мелкая моторика | Разобрался

Если ваш ребенок борется с такими задачами, как письмо, рисование и использование ножниц, возможно, вы слышали, как люди упоминали термин мелкая моторика при описании задач. Но что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это способность совершать движения с помощью мелких мышц рук и запястий. Дети полагаются на эти навыки при выполнении основных задач в школе и в повседневной жизни.

Узнайте больше о навыках мелкой моторики и их влиянии на обучение.

Что такое мелкая моторика?

Мы используем мелкую моторику, чтобы делать небольшие движения. Эти движения настолько естественны для большинства людей, что мы обычно не думаем о них. Однако мелкая моторика сложна. В них задействованы скоординированные усилия мозга и мышц, и они основаны на общих моторных навыках, которые позволяют нам совершать более крупные движения.

Мелкая моторика - это не особые обучающие навыки, такие как чтение или математика. Но они напрямую влияют на то, насколько хорошо дети могут учиться и показывать то, что они знают.Например, детям требуется мелкая моторика, чтобы обвести ответ в кружке на тесте, написать сочинение или ответ.

Детям необходимо развивать мелкую моторику, чтобы выполнять многие школьные задания. К ним относятся:

  • Держать мелок или карандаш

  • Рисовать изображения и писать аккуратно

  • Укладывать блоки и нанизывать бусины

  • Ножницы, линейки и другие инструменты

Проблемы с мелким моторика

Дети развиваются с разной скоростью.Но есть вехи, которые они обычно встречаются в определенном возрасте. Это включает в себя вехи мелкой моторики. Например, в возрасте 5 или 6 лет дети обычно могут копировать фигуры и буквы и использовать вилку и ложку с контролем. В 9 или 10 лет они обычно могут рисовать и использовать инструменты, такие как линейка, не слишком расстраиваясь.

Но некоторые дети долго борются с этими навыками. Постоянные проблемы с моторикой могут быть признаком расстройства координации развития (DCD), которое люди иногда называют диспраксией.Дети с дисграфией - различием в обучении, которое влияет на письмо, также могут иметь проблемы с мелкой моторикой.

Трудности с мелкой моторикой часто не обнаруживаются до дошкольного возраста, когда учителя видят, что дети борются. Однако есть вещи, которые школы могут сделать, чтобы помочь.

Дети со слабой мелкой моторикой могут пройти трудотерапию (ОТ) через IEP или 504 план . (Вы также можете оплатить частный OT или использовать частное медицинское страхование.) Школы также могут помочь в предоставлении размещение как ручки для карандашей и широкополосная бумага для письма.

Развитие мелкой моторики дома

Ваш ребенок может получить поддержку в школе, если мелкая моторика является проблемой. Но есть вещи, которые вы можете сделать дома, чтобы улучшить способности своего ребенка.

«Навыки мелкой моторики для детей ясельного и дошкольного возраста: советы и упражнения»

Развитие в раннем детстве включает в себя приобретение мелкой и крупной моторики. Хотя оба этих навыка связаны с движением, у них есть различия:

  • Мелкая моторика включает движение меньших групп мышц в руках, пальцах и запястьях вашего ребенка.
  • Крупная моторика включает движение больших групп мышц, таких как руки и ноги. Именно эти более крупные группы мышц позволяют младенцам сидеть, переворачиваться, ползать и ходить.

Оба типа моторики позволяют детям стать более независимыми. Однако мелкая моторика особенно важна, потому что способность использовать более мелкие мышцы рук позволяет детям выполнять задачи по уходу за собой без посторонней помощи. Это включает:

  • чистку зубов
  • прием пищи
  • письмо
  • одевание

Младенцы и дети ясельного возраста развивают мелкую и крупную моторику в своем собственном темпе. У некоторых детей одни навыки развиваются раньше, чем у других, и это совершенно нормально. Дети обычно начинают приобретать эти навыки уже в возрасте 1–2 месяцев и продолжают приобретать дополнительные навыки в дошкольных учреждениях и в начальной школе.

Самыми важными навыками мелкой моторики, которые необходимо развивать детям, являются следующие:

  • Ладонные дуги позволяют ладоням загибаться внутрь. Их усиление помогает координировать движения пальцев, что необходимо для письма, расстегивания одежды и захвата.
  • Стабильность запястья развивается к младшему школьному возрасту. Это позволяет детям двигать пальцами с силой и контролем.
  • Искусная сторона руки - это использование большого, указательного и других пальцев вместе для точного захвата.
  • Внутреннее развитие мышц руки - это способность совершать небольшие движения рукой, когда кончики большого, указательного и среднего пальцев соприкасаются.
  • Двусторонние навыки владения руками позволяют координировать обе руки одновременно.
  • Навыки ножниц развиваются к 4 годам и обучают силе рук и зрительно-моторной координации.

Вот краткая шкала этапов развития мелкой моторики для младенцев и детей ясельного возраста:

От 0 до 3 месяцев

  • кладет руки в рот
  • руки становятся более расслабленными

от 3 до 6 месяцев

  • держит руки вместе
  • перемещает игрушку из одной руки в другую
  • держит и трясет игрушку обеими руками

от 6 до 9 месяцев

  • начинает хватать вещи, «сгребая» рукой
  • сжимает предмет руками
  • соприкасается пальцами вместе
  • хватает игрушку обеими руками
  • использует указательный палец для прикосновения к предметам
  • хлопает в ладоши

от 9 до 12 месяцев

  • ест пищу пальцами
  • хватает мелкие предметы большим и указательным пальцами
  • стучит вместе
  • держит игрушку одной рукой

от 12 месяцев до 2 лет

  • строит блокнот r
  • каракули на бумаге
  • ест ложкой
  • переворачивает книгу за раз по одной странице
  • держит карандаш кончиками пальцев и большим пальцем (хватка клешнями)

от 2 до 3 лет

  • поворачивает дверную ручку
  • моет руки
  • правильно использует ложку и вилку
  • застегивает и расстегивает молнию на одежде
  • ставит крышки и снимает крышки с канистр
  • завязывает бусины на пряжи

от 3 до 4 лет

  • расстегивает пуговицы на одежде
  • вырезать бумагу
  • очерчивать фигуры на бумаге

Мелкая моторика развивается естественным образом, когда ваш ребенок приобретает способность управлять своим телом и координировать его действия. Имейте в виду, что у некоторых детей мелкая моторика может развиться раньше, и у них лучше координация, чем у других.

Один ребенок может научиться трясти погремушку в 3 месяца, тогда как ребенок того же возраста может не трясти погремушку только через месяц. Это совершенно нормально.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок развивается не так быстро, как ребенок того же возраста. Помните, тело вашего ребенка все еще растет. За несколько недель или месяцев они могут нарастить мышечную силу рук, достаточную для приобретения новых навыков мелкой моторики.

Включение веселых занятий в распорядок дня вашего ребенка может помочь улучшить его мелкую моторику. Способность изучать и практиковать мелкую моторику в раннем возрасте может принести им пользу в учебе, обществе и лично.

Вот некоторые действия, которые вы и ваш ребенок можете выполнять вместе:

  • Позвольте вашему ребенку помочь с приготовлением еды, например, перемешивать, смешивать или наливать ингредиенты.
  • Соберите пазл всей семьей.
  • Играйте в настольные игры, в которых нужно бросать кости.
  • Покрасьте пальцы вместе.
  • Пусть ваш ребенок накроет обеденный стол.
  • Научите ребенка наливать себе напитки.
  • Попросите ребенка раскатать и разгладить глину руками, а затем с помощью формочки для печенья сделать вырезы.
  • Покажите ребенку, как пользоваться дыроколом.
  • Потренируйтесь надевать резинку на банку.
  • Поместите предметы в контейнер и попросите ребенка вынуть их пинцетом.

Хотя мелкая моторика развивается с разной скоростью, обратитесь к педиатру вашего ребенка, если у него проблемы с этими навыками или крупной моторикой.Задержки могут быть признаком нарушения координации развития. От него страдают от 5 до 6 процентов детей школьного возраста.

Признаки проблемы с мелкой моторикой включают:

  • падение предметов
  • невозможность завязать обувь
  • трудности с удержанием ложки или зубной щетки
  • проблемы с письмом, раскрашиванием или использованием ножниц

Не обнаруживается, пока ребенок не подрастет. Раннее выявление задержки может гарантировать, что ваш ребенок получит помощь, в которой он нуждается, чтобы развить свои навыки и помочь ему расти.

Педиатр вашего ребенка может диагностировать нарушение координации, если у вашего ребенка:

  • мелкая моторика ниже ожидаемой для его возраста
  • плохая мелкая моторика, которая затрудняет выполнение повседневных задач в школе и дома
  • задержка развития моторные навыки, начавшиеся в раннем возрасте

Вашему ребенку может потребоваться индивидуальная работа с эрготерапевтом, чтобы изучить методы улучшения координации в его небольших группах мышц.

Мелкая моторика необходима для жизни и обучения. Если ваш ребенок испытывает трудности с повседневными делами или вы чувствуете, что у него проблемы с этими навыками, обсудите возможность задержки в развитии со своим врачом.

С помощью ранней диагностики, домашних занятий и помощи эрготерапевта вы можете помочь своему ребенку развиваться и достичь вех в развитии.

Развитие мелкой моторики для детей ясельного и дошкольного возраста: советы и занятия

Развитие в раннем детстве включает в себя приобретение мелкой и крупной моторики.Хотя оба этих навыка связаны с движением, у них есть различия:

  • Мелкая моторика включает движение меньших групп мышц в руках, пальцах и запястьях вашего ребенка.
  • Крупная моторика включает движение больших групп мышц, таких как руки и ноги. Именно эти более крупные группы мышц позволяют младенцам сидеть, переворачиваться, ползать и ходить.

Оба типа моторики позволяют детям стать более независимыми.Однако мелкая моторика особенно важна, потому что способность использовать более мелкие мышцы рук позволяет детям выполнять задачи по уходу за собой без посторонней помощи. Это включает:

  • чистку зубов
  • прием пищи
  • письмо
  • одевание

Младенцы и дети ясельного возраста развивают мелкую и крупную моторику в своем собственном темпе. У некоторых детей одни навыки развиваются раньше, чем у других, и это совершенно нормально. Дети обычно начинают приобретать эти навыки уже в возрасте 1–2 месяцев и продолжают приобретать дополнительные навыки в дошкольных учреждениях и в начальной школе.

Самыми важными навыками мелкой моторики, которые необходимо развивать детям, являются следующие:

  • Ладонные дуги позволяют ладоням загибаться внутрь. Их усиление помогает координировать движения пальцев, что необходимо для письма, расстегивания одежды и захвата.
  • Стабильность запястья развивается к младшему школьному возрасту. Это позволяет детям двигать пальцами с силой и контролем.
  • Искусная сторона руки - это использование большого, указательного и других пальцев вместе для точного захвата.
  • Внутреннее развитие мышц руки - это способность совершать небольшие движения рукой, когда кончики большого, указательного и среднего пальцев соприкасаются.
  • Двусторонние навыки владения руками позволяют координировать обе руки одновременно.
  • Навыки ножниц развиваются к 4 годам и обучают силе рук и зрительно-моторной координации.

Вот краткая шкала этапов развития мелкой моторики для младенцев и детей ясельного возраста:

От 0 до 3 месяцев

  • кладет руки в рот
  • руки становятся более расслабленными

от 3 до 6 месяцев

  • держит руки вместе
  • перемещает игрушку из одной руки в другую
  • держит и трясет игрушку обеими руками

от 6 до 9 месяцев

  • начинает хватать вещи, «сгребая» рукой
  • сжимает предмет руками
  • соприкасается пальцами вместе
  • хватает игрушку обеими руками
  • использует указательный палец для прикосновения к предметам
  • хлопает в ладоши

от 9 до 12 месяцев

  • ест пищу пальцами
  • хватает мелкие предметы большим и указательным пальцами
  • стучит вместе
  • держит игрушку одной рукой

от 12 месяцев до 2 лет

  • строит блокнот r
  • каракули на бумаге
  • ест ложкой
  • переворачивает книгу за раз по одной странице
  • держит карандаш кончиками пальцев и большим пальцем (хватка клешнями)

от 2 до 3 лет

  • поворачивает дверную ручку
  • моет руки
  • правильно использует ложку и вилку
  • застегивает и расстегивает молнию на одежде
  • ставит крышки и снимает крышки с канистр
  • завязывает бусины на пряжи

от 3 до 4 лет

  • расстегивает пуговицы на одежде
  • вырезать бумагу
  • очерчивать фигуры на бумаге

Мелкая моторика развивается естественным образом, когда ваш ребенок приобретает способность управлять своим телом и координировать его действия. Имейте в виду, что у некоторых детей мелкая моторика может развиться раньше, и у них лучше координация, чем у других.

Один ребенок может научиться трясти погремушку в 3 месяца, тогда как ребенок того же возраста может не трясти погремушку только через месяц. Это совершенно нормально.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок развивается не так быстро, как ребенок того же возраста. Помните, тело вашего ребенка все еще растет. За несколько недель или месяцев они могут нарастить мышечную силу рук, достаточную для приобретения новых навыков мелкой моторики.

Включение веселых занятий в распорядок дня вашего ребенка может помочь улучшить его мелкую моторику. Способность изучать и практиковать мелкую моторику в раннем возрасте может принести им пользу в учебе, обществе и лично.

Вот некоторые действия, которые вы и ваш ребенок можете выполнять вместе:

  • Позвольте вашему ребенку помочь с приготовлением еды, например, перемешивать, смешивать или наливать ингредиенты.
  • Соберите пазл всей семьей.
  • Играйте в настольные игры, в которых нужно бросать кости.
  • Покрасьте пальцы вместе.
  • Пусть ваш ребенок накроет обеденный стол.
  • Научите ребенка наливать себе напитки.
  • Попросите ребенка раскатать и разгладить глину руками, а затем с помощью формочки для печенья сделать вырезы.
  • Покажите ребенку, как пользоваться дыроколом.
  • Потренируйтесь надевать резинку на банку.
  • Поместите предметы в контейнер и попросите ребенка вынуть их пинцетом.

Хотя мелкая моторика развивается с разной скоростью, обратитесь к педиатру вашего ребенка, если у него проблемы с этими навыками или крупной моторикой.Задержки могут быть признаком нарушения координации развития. От него страдают от 5 до 6 процентов детей школьного возраста.

Признаки проблемы с мелкой моторикой включают:

  • падение предметов
  • невозможность завязать обувь
  • трудности с удержанием ложки или зубной щетки
  • проблемы с письмом, раскрашиванием или использованием ножниц

Не обнаруживается, пока ребенок не подрастет. Раннее выявление задержки может гарантировать, что ваш ребенок получит помощь, в которой он нуждается, чтобы развить свои навыки и помочь ему расти.

Педиатр вашего ребенка может диагностировать нарушение координации, если у вашего ребенка:

  • мелкая моторика ниже ожидаемой для его возраста
  • плохая мелкая моторика, которая затрудняет выполнение повседневных задач в школе и дома
  • задержка развития моторные навыки, начавшиеся в раннем возрасте

Вашему ребенку может потребоваться индивидуальная работа с эрготерапевтом, чтобы изучить методы улучшения координации в его небольших группах мышц.

Мелкая моторика необходима для жизни и обучения. Если ваш ребенок испытывает трудности с повседневными делами или вы чувствуете, что у него проблемы с этими навыками, обсудите возможность задержки в развитии со своим врачом.

С помощью ранней диагностики, домашних занятий и помощи эрготерапевта вы можете помочь своему ребенку развиваться и достичь вех в развитии.

Развитие мелкой моторики для детей ясельного и дошкольного возраста: советы и занятия

Развитие в раннем детстве включает в себя приобретение мелкой и крупной моторики.Хотя оба этих навыка связаны с движением, у них есть различия:

  • Мелкая моторика включает движение меньших групп мышц в руках, пальцах и запястьях вашего ребенка.
  • Крупная моторика включает движение больших групп мышц, таких как руки и ноги. Именно эти более крупные группы мышц позволяют младенцам сидеть, переворачиваться, ползать и ходить.

Оба типа моторики позволяют детям стать более независимыми.Однако мелкая моторика особенно важна, потому что способность использовать более мелкие мышцы рук позволяет детям выполнять задачи по уходу за собой без посторонней помощи. Это включает:

  • чистку зубов
  • прием пищи
  • письмо
  • одевание

Младенцы и дети ясельного возраста развивают мелкую и крупную моторику в своем собственном темпе. У некоторых детей одни навыки развиваются раньше, чем у других, и это совершенно нормально. Дети обычно начинают приобретать эти навыки уже в возрасте 1–2 месяцев и продолжают приобретать дополнительные навыки в дошкольных учреждениях и в начальной школе.

Самыми важными навыками мелкой моторики, которые необходимо развивать детям, являются следующие:

  • Ладонные дуги позволяют ладоням загибаться внутрь. Их усиление помогает координировать движения пальцев, что необходимо для письма, расстегивания одежды и захвата.
  • Стабильность запястья развивается к младшему школьному возрасту. Это позволяет детям двигать пальцами с силой и контролем.
  • Искусная сторона руки - это использование большого, указательного и других пальцев вместе для точного захвата.
  • Внутреннее развитие мышц руки - это способность совершать небольшие движения рукой, когда кончики большого, указательного и среднего пальцев соприкасаются.
  • Двусторонние навыки владения руками позволяют координировать обе руки одновременно.
  • Навыки ножниц развиваются к 4 годам и обучают силе рук и зрительно-моторной координации.

Вот краткая шкала этапов развития мелкой моторики для младенцев и детей ясельного возраста:

От 0 до 3 месяцев

  • кладет руки в рот
  • руки становятся более расслабленными

от 3 до 6 месяцев

  • держит руки вместе
  • перемещает игрушку из одной руки в другую
  • держит и трясет игрушку обеими руками

от 6 до 9 месяцев

  • начинает хватать вещи, «сгребая» рукой
  • сжимает предмет руками
  • соприкасается пальцами вместе
  • хватает игрушку обеими руками
  • использует указательный палец для прикосновения к предметам
  • хлопает в ладоши

от 9 до 12 месяцев

  • ест пищу пальцами
  • хватает мелкие предметы большим и указательным пальцами
  • стучит вместе
  • держит игрушку одной рукой

от 12 месяцев до 2 лет

  • строит блокнот r
  • каракули на бумаге
  • ест ложкой
  • переворачивает книгу за раз по одной странице
  • держит карандаш кончиками пальцев и большим пальцем (хватка клешнями)

от 2 до 3 лет

  • поворачивает дверную ручку
  • моет руки
  • правильно использует ложку и вилку
  • застегивает и расстегивает молнию на одежде
  • ставит крышки и снимает крышки с канистр
  • завязывает бусины на пряжи

от 3 до 4 лет

  • расстегивает пуговицы на одежде
  • вырезать бумагу
  • очерчивать фигуры на бумаге

Мелкая моторика развивается естественным образом, когда ваш ребенок приобретает способность управлять своим телом и координировать его действия. Имейте в виду, что у некоторых детей мелкая моторика может развиться раньше, и у них лучше координация, чем у других.

Один ребенок может научиться трясти погремушку в 3 месяца, тогда как ребенок того же возраста может не трясти погремушку только через месяц. Это совершенно нормально.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок развивается не так быстро, как ребенок того же возраста. Помните, тело вашего ребенка все еще растет. За несколько недель или месяцев они могут нарастить мышечную силу рук, достаточную для приобретения новых навыков мелкой моторики.

Включение веселых занятий в распорядок дня вашего ребенка может помочь улучшить его мелкую моторику. Способность изучать и практиковать мелкую моторику в раннем возрасте может принести им пользу в учебе, обществе и лично.

Вот некоторые действия, которые вы и ваш ребенок можете выполнять вместе:

  • Позвольте вашему ребенку помочь с приготовлением еды, например, перемешивать, смешивать или наливать ингредиенты.
  • Соберите пазл всей семьей.
  • Играйте в настольные игры, в которых нужно бросать кости.
  • Покрасьте пальцы вместе.
  • Пусть ваш ребенок накроет обеденный стол.
  • Научите ребенка наливать себе напитки.
  • Попросите ребенка раскатать и разгладить глину руками, а затем с помощью формочки для печенья сделать вырезы.
  • Покажите ребенку, как пользоваться дыроколом.
  • Потренируйтесь надевать резинку на банку.
  • Поместите предметы в контейнер и попросите ребенка вынуть их пинцетом.

Хотя мелкая моторика развивается с разной скоростью, обратитесь к педиатру вашего ребенка, если у него проблемы с этими навыками или крупной моторикой.Задержки могут быть признаком нарушения координации развития. От него страдают от 5 до 6 процентов детей школьного возраста.

Признаки проблемы с мелкой моторикой включают:

  • падение предметов
  • невозможность завязать обувь
  • трудности с удержанием ложки или зубной щетки
  • проблемы с письмом, раскрашиванием или использованием ножниц

Не обнаруживается, пока ребенок не подрастет. Раннее выявление задержки может гарантировать, что ваш ребенок получит помощь, в которой он нуждается, чтобы развить свои навыки и помочь ему расти.

Педиатр вашего ребенка может диагностировать нарушение координации, если у вашего ребенка:

  • мелкая моторика ниже ожидаемой для его возраста
  • плохая мелкая моторика, которая затрудняет выполнение повседневных задач в школе и дома
  • задержка развития моторные навыки, начавшиеся в раннем возрасте

Вашему ребенку может потребоваться индивидуальная работа с эрготерапевтом, чтобы изучить методы улучшения координации в его небольших группах мышц.

Мелкая моторика необходима для жизни и обучения. Если ваш ребенок испытывает трудности с повседневными делами или вы чувствуете, что у него проблемы с этими навыками, обсудите возможность задержки в развитии со своим врачом.

С помощью ранней диагностики, домашних занятий и помощи эрготерапевта вы можете помочь своему ребенку развиваться и достичь вех в развитии.

Развитие мелкой моторики для детей ясельного и дошкольного возраста: советы и занятия

Развитие в раннем детстве включает в себя приобретение мелкой и крупной моторики.Хотя оба этих навыка связаны с движением, у них есть различия:

  • Мелкая моторика включает движение меньших групп мышц в руках, пальцах и запястьях вашего ребенка.
  • Крупная моторика включает движение больших групп мышц, таких как руки и ноги. Именно эти более крупные группы мышц позволяют младенцам сидеть, переворачиваться, ползать и ходить.

Оба типа моторики позволяют детям стать более независимыми.Однако мелкая моторика особенно важна, потому что способность использовать более мелкие мышцы рук позволяет детям выполнять задачи по уходу за собой без посторонней помощи. Это включает:

  • чистку зубов
  • прием пищи
  • письмо
  • одевание

Младенцы и дети ясельного возраста развивают мелкую и крупную моторику в своем собственном темпе. У некоторых детей одни навыки развиваются раньше, чем у других, и это совершенно нормально. Дети обычно начинают приобретать эти навыки уже в возрасте 1–2 месяцев и продолжают приобретать дополнительные навыки в дошкольных учреждениях и в начальной школе.

Самыми важными навыками мелкой моторики, которые необходимо развивать детям, являются следующие:

  • Ладонные дуги позволяют ладоням загибаться внутрь. Их усиление помогает координировать движения пальцев, что необходимо для письма, расстегивания одежды и захвата.
  • Стабильность запястья развивается к младшему школьному возрасту. Это позволяет детям двигать пальцами с силой и контролем.
  • Искусная сторона руки - это использование большого, указательного и других пальцев вместе для точного захвата.
  • Внутреннее развитие мышц руки - это способность совершать небольшие движения рукой, когда кончики большого, указательного и среднего пальцев соприкасаются.
  • Двусторонние навыки владения руками позволяют координировать обе руки одновременно.
  • Навыки ножниц развиваются к 4 годам и обучают силе рук и зрительно-моторной координации.

Вот краткая шкала этапов развития мелкой моторики для младенцев и детей ясельного возраста:

От 0 до 3 месяцев

  • кладет руки в рот
  • руки становятся более расслабленными

от 3 до 6 месяцев

  • держит руки вместе
  • перемещает игрушку из одной руки в другую
  • держит и трясет игрушку обеими руками

от 6 до 9 месяцев

  • начинает хватать вещи, «сгребая» рукой
  • сжимает предмет руками
  • соприкасается пальцами вместе
  • хватает игрушку обеими руками
  • использует указательный палец для прикосновения к предметам
  • хлопает в ладоши

от 9 до 12 месяцев

  • ест пищу пальцами
  • хватает мелкие предметы большим и указательным пальцами
  • стучит вместе
  • держит игрушку одной рукой

от 12 месяцев до 2 лет

  • строит блокнот r
  • каракули на бумаге
  • ест ложкой
  • переворачивает книгу за раз по одной странице
  • держит карандаш кончиками пальцев и большим пальцем (хватка клешнями)

от 2 до 3 лет

  • поворачивает дверную ручку
  • моет руки
  • правильно использует ложку и вилку
  • застегивает и расстегивает молнию на одежде
  • ставит крышки и снимает крышки с канистр
  • завязывает бусины на пряжи

от 3 до 4 лет

  • расстегивает пуговицы на одежде
  • вырезать бумагу
  • очерчивать фигуры на бумаге

Мелкая моторика развивается естественным образом, когда ваш ребенок приобретает способность управлять своим телом и координировать его действия. Имейте в виду, что у некоторых детей мелкая моторика может развиться раньше, и у них лучше координация, чем у других.

Один ребенок может научиться трясти погремушку в 3 месяца, тогда как ребенок того же возраста может не трясти погремушку только через месяц. Это совершенно нормально.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок развивается не так быстро, как ребенок того же возраста. Помните, тело вашего ребенка все еще растет. За несколько недель или месяцев они могут нарастить мышечную силу рук, достаточную для приобретения новых навыков мелкой моторики.

Включение веселых занятий в распорядок дня вашего ребенка может помочь улучшить его мелкую моторику. Способность изучать и практиковать мелкую моторику в раннем возрасте может принести им пользу в учебе, обществе и лично.

Вот некоторые действия, которые вы и ваш ребенок можете выполнять вместе:

  • Позвольте вашему ребенку помочь с приготовлением еды, например, перемешивать, смешивать или наливать ингредиенты.
  • Соберите пазл всей семьей.
  • Играйте в настольные игры, в которых нужно бросать кости.
  • Покрасьте пальцы вместе.
  • Пусть ваш ребенок накроет обеденный стол.
  • Научите ребенка наливать себе напитки.
  • Попросите ребенка раскатать и разгладить глину руками, а затем с помощью формочки для печенья сделать вырезы.
  • Покажите ребенку, как пользоваться дыроколом.
  • Потренируйтесь надевать резинку на банку.
  • Поместите предметы в контейнер и попросите ребенка вынуть их пинцетом.

Хотя мелкая моторика развивается с разной скоростью, обратитесь к педиатру вашего ребенка, если у него проблемы с этими навыками или крупной моторикой.Задержки могут быть признаком нарушения координации развития. От него страдают от 5 до 6 процентов детей школьного возраста.

Признаки проблемы с мелкой моторикой включают:

  • падение предметов
  • невозможность завязать обувь
  • трудности с удержанием ложки или зубной щетки
  • проблемы с письмом, раскрашиванием или использованием ножниц

Не обнаруживается, пока ребенок не подрастет. Раннее выявление задержки может гарантировать, что ваш ребенок получит помощь, в которой он нуждается, чтобы развить свои навыки и помочь ему расти.

Педиатр вашего ребенка может диагностировать нарушение координации, если у вашего ребенка:

  • мелкая моторика ниже ожидаемой для его возраста
  • плохая мелкая моторика, которая затрудняет выполнение повседневных задач в школе и дома
  • задержка развития моторные навыки, начавшиеся в раннем возрасте

Вашему ребенку может потребоваться индивидуальная работа с эрготерапевтом, чтобы изучить методы улучшения координации в его небольших группах мышц.

Мелкая моторика необходима для жизни и обучения. Если ваш ребенок испытывает трудности с повседневными делами или вы чувствуете, что у него проблемы с этими навыками, обсудите возможность задержки в развитии со своим врачом.

С помощью ранней диагностики, домашних занятий и помощи эрготерапевта вы можете помочь своему ребенку развиваться и достичь вех в развитии.

Лучшие способы улучшить навыки мелкой моторики

Мелкая моторика относится к координации между маленькими мышцами, такими как мышцы рук и пальцев, с глазами.Мелкая моторика включает в себя мелкие мышцы тела, которые обеспечивают такие функции, как письмо, хватание мелких предметов и закрепление одежды. Они включают силу, мелкую моторику и ловкость. Узнайте, почему эти навыки важны и как помочь детям улучшить их с помощью этого обзора.

Почему важны навыки мелкой моторики

Эти навыки важны в большинстве школьных занятий, а также в жизни в целом. Слабость мелкой моторики может повлиять на способность ребенка есть, разборчиво писать, пользоваться компьютером, переворачивать страницы в книге и выполнять задачи по уходу за собой, такие как одевание и уход.

Стратегии улучшения

Если у вашего ребенка слабость мелкой моторики, которая может повлиять на его образование, обсудите свои проблемы с группой IEP вашего ребенка. Осмотр физиотерапевта или эрготерапевта может определить, вызывают ли беспокойство его мелкие моторные навыки и может ли терапия улучшить их.

Группа IEP будет использовать оценки терапевтов и другие данные оценки, чтобы определить, нуждается ли ваш ребенок в регулярной терапии в качестве сопутствующей услуги. Если вашему ребенку требуется терапия, чтобы получить пользу от специально разработанного обучения, эти услуги будут включены в индивидуальную образовательную программу или IEP.

Игрушки и игры

Многие игрушки развивают мелкую моторику, в том числе для младенцев и детей ясельного возраста. Для детей школьного возраста настольные игры с фигурами и деталями, которые нужно поднимать и перемещать, идеально подходят для развития этих навыков. Например, Jenga - это стратегическая игра, в которой используется мелкая моторика, в которой основное внимание уделяется захвату щипца, который используется в письме.

Автомобили с дистанционным управлением отлично подходят для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Не стоит, конечно, остаться в стороне и видеоигры. Это может помочь, но остерегайтесь синдрома запястного канала. Обязательно проверьте рейтинги видеоигр, чтобы убедиться, что они подходят вашему ребенку.

Рисунок и раскраска

Развивайте навыки, рисуя вместе с ребенком маркерами, мелками, цветными карандашами и мелом. Рисунки не обязательно должны быть идеальными, а каракули отлично подходят для развития мелкой моторики.

В наборах Scratch Magic есть классный фактор, который нравится детям старшего возраста. Создайте свой собственный, раскрасив бумагу в разные цвета и формы, а затем покрыв лист черным мелком.Сотрите поверхность апельсиновой палочкой или безопасными ножницами.

Оригами

Оригами - это искусство складывания бумаги, которое развивает навыки и является забавным семейным ремеслом. Вы можете использовать строительную, упаковочную или другую декоративную бумагу, чтобы делать фигурки оригами, развивающие мелкую моторику.

Операции по вырезанию бумаги развивают навыки и контроль и могут быть настолько простыми или сложными, насколько вам нужно. Новички могут начать с вырезания бумажных цепочек и перейти к более сложным проектам.

Другие ремесла, связанные с мелкой моторикой

Попробуйте эти поделки со своим ребенком, чтобы способствовать развитию его мелкой моторики:

  • Поздравительные открытки и поделки из салфеток также являются увлекательным занятием для развития мелкой моторики.
  • Киригами - это китайское искусство, позволяющее развивать мелкую моторику с помощью декоративной резки бумаги. Для детей старшего возраста в возрасте от 9 лет это может быть забавным занятием, в ходе которого дети получат в подарок декоративный сувенир, подходящий для художественной галереи холодильника.
  • Сделайте снежинки из бумаги.

Развитие навыков мелкой моторики | Продолжительность жизни терапии

Предыдущий пост | Следующее сообщение

Как эрготерапевта, меня часто спрашивают родители о том, как помочь их детям достичь вех в развитии мелкой моторики.Мелкая моторика - это координация мелких мышечных движений, которые происходят в меньших частях тела, таких как запястья, руки и пальцы.

Мелкая моторика достигается, когда дети учатся использовать свои более мелкие мышцы, такие как мышцы рук, пальцев и запястий. В конечном итоге дети используют свои мелкие моторные навыки, когда пишут, держат в руках мелкие предметы, застегивают одежду, переворачивают страницы, едят, режут ножницами и используют клавиатуру компьютера.

Овладение мелкой моторикой требует точности и координации. Ниже приведены некоторые ключевые компоненты и идеи действий, которые помогут вашему ребенку добиться успеха в достижении этих важных этапов.

Требования для развития мелкой моторики:

  • Развитие свода ладони: вогнутая поверхность ладони, которая позволяет руке формировать ладони вокруг предметов.
  • Разгибание запястья: поддерживает умелые движения пальцев.
  • Сторона умений руки: большой, указательный и средний пальцы для работы с мелкими моторами. Другая сторона руки обеспечивает стабильность и силу.
  • Развитие перепонки между большим пальцем и указательным пальцем. Сделайте букву «О» указательным и большим пальцами. Практикуйтесь в игре на пальцах.

Идеи действий:

  • Обеспечьте для работы вертикальные или наклонные поверхности. В этом положении запястье разгибается. Рука работает против силы тяжести, что способствует устойчивости плеча и умелому использованию руки.Предметы для использования на / с вертикальной поверхностью:
    • Наклейки на картинку
    • Классная доска / доски для сухого стирания: рисование и стирание
    • Пазлы на склоне
    • Magna каракули
    • Раскраски на стену или холодильник
    • Бумага, мазки с бинго-точками
    • Магнитные буквы / цифры
    • Фигурки, цвета, формы из войлока на липучке на войлочной доске, прикрепленной к стене
  • Другие идеи стабилизации плеча:
    • Деятельность на четвероногих (на четвереньках)
    • На животе и опереться на локти для рисования / пазлов
    • Вождение машины по готовой дорожной карте с широкими углами
    • Большой рисунок в виде радуги в арке
  • Стабильность и стабилизация запястья:
    • Вертикальные виды деятельности описаны выше
    • Упражнения с отягощением на четвереньках: прогулки на животных
    • Скалка для выпечки или лепки
    • Толкай / тяни
    • Ведение малого мяча
    • Использование любых материалов, создающих сопротивление: спрятанные предметы в пластилине, пазлы на липучках
    • Окраска скоросшивателя с 3 кольцами для наклона
  • Разработка сводов кисти / Захват и отпускание / Изоляция пальцев:
    • Манипулирование хула-хупом / веревкой / сферическими объектами
    • Выдавливание: губки, бутылки с жидким мылом
    • Крошащаяся бумага: складываем бумагу в поделки
    • Оборудование для детских площадок, например, лазание по барам
    • Игры в кости: сложение рук
    • Игровые прищепки
    • Дырокол
    • Мясники: прорезать теннисный мяч, чтобы образовать рот и собрать шарики или другие мелкие предметы
    • Использование пипеток / бутылочек / пищевых красителей для создания изображений
    • Использование щипцов и пинцетов: используйте эти инструменты для перемещения объектов в игре на сопоставление / сортировку / или подсчет.
    • Бутылочки с распылителем
    • Зажимы для пакетов с картофельными чипсами
    • Заводные игрушки
  • Тесто для лепки: тыкать, катать, находить предметы внутри, использовать пластиковый нож для масла и формочки для печенья
  • Газета: разрывание большим, указательным и средним пальцами; рушится для улучшения свода рук
  • Монеты или пуговицы: брать пальцами вместо того, чтобы «загребать».
  • Собрать несколько монет в ладони и положить их по одной в банк.Потренируйтесь переворачивать монеты, не поднося их к краю стола
  • Разрезать макулатуру, светлый картон и пластилин для сопротивления
  • Лего
  • Пакеты с застежкой-молнией / открывание контейнеров / бутылок
  • Шнуровка бисером, крупа, разрезанная соломка
  • Рваная папиросная бумага и скатывая маленькие шарики, чтобы использовать штатив

Запись:

  • Иерархическая модель обучения письмам:
  1. Распознавание письма
  2. Формирование письма
  3. Размер
  4. Шаг
  5. Ориентация на линию