Методика на мышление для дошкольников: Методики диагностики мышления( для детей дошкольного возраста) | Методическая разработка (старшая группа):

Содержание

Методики диагностики мышления( для детей дошкольного возраста) | Методическая разработка (старшая группа):

Методики диагностики мышления( для детей дошкольного возраста)

Методика диагностики направлена на изучение особенностей развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания у детей дошкольного возраста. Ее использование даёт возможность дошкольным работникам соотнести особенности познавательного развития каждого ребенка с примерной возрастной нормой. Это, в свою очередь, позволяет проанализировать актуальное состояние познавательных процессов и прогнозировать возможные варианты развития, а также вносить необходимые изменения в образовательную работу.

У детей старшего возраста преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые методики могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.

Методика «Прогрессивные матрицы Равена»

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у дошкольника. Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена.

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач

одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, то есть соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика «Что здесь лишнее?»

Детям предлагается серия картинок, на которых представлены различные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним»

Время проведения: 3 минуты

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1,0 до 1,5мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок справился с заданием за время от 2,5 до 3,0 мин.

0-1 балл — за время 3 мин. ребенок не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий.

Методика «Раздели на группы»

Ребенку необходимо разделить на как можно большее количество групп представленные фигуры. Фигуры выделяются по одному общему признаку. Необходимо назвать все фигуры, входящие в группу, и тот признак, по которому они выделены.

Время проведения: 3 минуты.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Группы: треугольники, квадраты, круги, ромбы, красные фигуры, синие фигуры, желтые фигуры, большие фигуры и малые фигуры.

8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5мин.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0мин.

4-5 баллов — за время 3 мин. ребенок смог назвать только от 5 до 7 групп фигур.

2-3 балла — за время 3 мин. ребенок смог выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл — за время 3 мин. ребенок сумел выделить одной группы фигур.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий

Методика «Нелепицы»

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Инструкция испытуемому.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?» «Что понравилось?»

Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»

Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?»

Оценка выполнения задания.

При оценке учитываются:

а)включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б)понимание и оценка ситуации в целом;

в)планомерность описания картинки;

г)характер словесных высказываний.

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Ребенку необходимо собрать разрезанную на 6 частей по вертикали и горизонтали картинку с изображением знакомого предмета.

Ребенок получает следующую инструкцию: «Сложи, пожалуйста, из этих

частей картинку. Смотри внимательно».

Процедура выполнения — части картинки кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а сначала перевернуть. Ребенку последовательно предлагается воссоздать целое из частей. Во всех случаях фигуры, которые должен сложить ребенок, не называют.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1,0 до 1,5мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок справился с заданием за время от 2,5 до 3,0 мин.

0-1 балл — за время 3 мин. ребенок не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий.

Таким образом, развитие мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого — наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями. Диагностика развития мышления детей старшего возраста повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, она направлена не только на развитие мышления, но и на развитие памяти, внимания, воображения.

Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задания

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.

1. Методика «Нелепицы»

Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 — 6 лет.

Для организации обследования заранее готовится картинка:

Инструкция испытуемому

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?» «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь».

Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»

Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».

Оценка выполнения задания

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

1-й уровень — ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано», «Путаница какая-то». Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень — ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.

3-й уровень — оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень — дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Еще примеры заданий подобного типа
2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор
3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)
4. Задания на нахождение закономерностей
5. Простейшие умозаключения

(определяется также запас знаний ребенка, эрудиция)

6. Задания на установление логических связей
7. Составление рассказа
8. Еще одно задание для диагностики развития у ребенка наглядно-образного мышления

Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове. См. →

Яркие горизонты | Развитие навыков критического мышления у детей

Развитие навыков критического мышления

Обучение критическому мышлению может быть одним из самых важных навыков, которые сегодняшним детям понадобятся в будущем. В сегодняшнем быстро меняющемся мире дети должны уметь делать гораздо больше, чем просто повторять список фактов; они должны быть критически мыслящими, способными осмысливать информацию, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы и генерировать навыки мышления более высокого порядка.

Развитие навыков критического мышления у вашего ребенка

Развитие навыков критического мышления происходит в ходе повседневного общения, когда вы разговариваете с ребенком, задаете открытые вопросы и позволяете ребенку экспериментировать и решать проблемы.

Вот несколько советов и идей, которые помогут детям создать основу для критического мышления:

  • Обеспечьте возможности для игр .  Строительство из кубиков, разыгрывание ролей с друзьями или игра в настольные игры — все это развивает у детей критическое мышление.
  • Пауза и ожидание.  Очень важно предоставить ребенку достаточно времени, чтобы подумать, выполнить задание или сформулировать ответ. Это дает вашему ребенку возможность обдумать свой ответ и, возможно, уточнить его, вместо того чтобы отвечать своей первой интуитивной реакцией.
  • Не вмешивайтесь сразу.   Детям нужны испытания, чтобы расти. Подождите и посмотрите, прежде чем броситься решать проблему.
  • Задавайте открытые вопросы.  Вместо того, чтобы автоматически давать ответы на вопросы, которые поднимает ваш ребенок, помогите ему мыслить критически, задавая вопросы в ответ: «Какие у вас есть идеи? Что, по вашему мнению, здесь происходит?» Уважайте их ответы независимо от того, считаете ли вы их правильными или нет. Вы можете сказать: «Это интересно. Скажи мне, почему ты так думаешь».
  • Помогите детям развить гипотезы.  Выдвижение гипотез во время игры — это упражнение на критическое мышление, которое помогает развивать навыки. Попробуйте спросить своего ребенка: «Если мы это сделаем, как вы думаете, что произойдет?» или «Давайте предскажем, что, по нашему мнению, произойдет дальше».
  • Поощряйте мыслить по-новому.  Позволяя детям мыслить иначе, вы помогаете им оттачивать свои творческие навыки решения проблем. Задавайте такие вопросы, как: «Какие еще идеи мы могли бы попробовать?» или предложите ребенку придумать варианты, сказав: «Давайте подумаем обо всех возможных решениях».

Конечно, бывают ситуации, когда вам как родителю необходимо вмешаться. В таких случаях полезно смоделировать собственное критическое мышление. Работая над процессом принятия решений, вербализуйте то, что происходит у вас в голове. Дети учатся, наблюдая за тем, как вы думаете. Выделение времени для того, чтобы позволить вашему ребенку ориентироваться в проблемах, является неотъемлемой частью развития навыков критического мышления вашего ребенка в долгосрочной перспективе.

 

Подробнее по этой теме

  • Получите идеи, как улучшить взаимодействие ваших детей с наукой, технологиями, инженерией и математикой.
  • Критическое мышление часто возникает, когда у детей есть время попрактиковаться в принятии решений, планировании своего времени или создании из ничего. Узнайте, как увеличить количество свободного времени для своих детей.

 

ПОДКАСТ BRIGHT HORIZONS, ЭПИЗОД 3: В поисках исполнительной функции

Послушайте, как Рэйчел Робертсон, вице-президент по образованию и развитию, и Рут Фидино, директор по обучению и развитию, обсуждают, как вы можете внедрить возможности развития навыков исполнительной функции в свою повседневной жизни и поддерживайте своих детей, помогая им научиться делать что-то самостоятельно.

TPL Эпизод 3

Навыки мышления дошкольников

Миссис Надо взяла своих дошкольников на экскурсию на ферму Ангштадтов. Находясь там, они посетили ферму, курятник, сарай и конюшню. Еще в школе несколько трехлетних детей попытались создать простую карту фермы на полу в районе квартала. Они использовали различные деревянные блоки для изображения различных зданий. Некоторые 4-летние дети вырезали фигурки из плотной бумаги и приклеивали их на лист, изображая различные места на ферме, куда они ходили. Они решили использовать цветные карандаши, чтобы нарисовать некоторых животных фермера на своей карте. Позже, во время группового занятия, дети взволнованно узнавали фотографии фермы, сделанные г-жой Надо с разных ракурсов.

Ценный опыт
Маленьким детям нужен широкий спектр конкретных событий, таких как посещение фермы, чтобы осмысленно взаимодействовать с окружающей средой. Эти базовые знания помогают им понять концепции из своего мира, например, узнать, где разместить сельскохозяйственные постройки на бумажной карте. Этот реальный опыт помогает им открыть для себя новые способы представления объектов, таких как блоки и бумажные фигуры для зданий, поскольку они думают абстрактно.

Маленькие дети, как и четырехлетние дети в приведенном выше примере, учатся создавать в уме мысленные образы, на которые они могут ссылаться при создании своих представлений. Фотографии зданий, сделанные г-жой Надо, помогают дошкольникам создавать визуальные карты, поскольку они описывают, как курятник находится «за» сараем, а фермерский дом «рядом» с конюшней.

Абстрактные размышления в комнате


Прочитав вместе с отцом классическую историю Шапки на продажу , 4-летняя Эмили говорит очень серьезным тоном: «Я думаю, что это история о плохих обезьянах. украл шапки!» Развивая свои навыки абстрактного мышления, Эмили находит важную идею в этой, казалось бы, «забавной» истории. По ее серьезному тону мы можем сказать, что она уже связывает эту идею со своей собственной жизнью и чувствами. Чтобы еще больше развить абстрактное мышление Эмили, ее папа задает вопрос о чувствах главного героя: «Как вы думаете, что почувствовал Коробейник, когда проснулся?»

Позже, когда Эмили рассказывает отцу, какие шляпы в этой истории ей нравятся больше всего, она развивает важный навык абстрактного мышления. Она мысленно группирует шляпы по категориям, сравнивает и сопоставляет их, чтобы решить, какие из них ей больше всего нравятся.

За кухонным столом 4-летний Гектор сравнивает две свои коллекции смешанных предметов («пляжные вещи» — ракушки, галька, гладкое мытое стекло и «лесные вещи» — ветки, листья, камни). Он говорит своему брату-близнецу Моргану: «Если посчитать, в моей пляжной коллекции больше вещей. Она больше». Он осознает нумерацию как все более абстрактную идею, на которую не влияют различные характеристики (размер, текстура, форма) объектов, которые он считал в своих коллекциях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *