Постановка р от рь: Постановка и автоматизация звуков Р и РЬ | Методическая разработка на тему:

Приемы постановки звука Р

Как поставить, вызвать звук [Р]?

Работа по формированию правильного произношения звуков [Р] и [Р’] должна включать подготовительный этап, собственно постановку звука и этап закрепления – автоматизации – правильной артикуляции.

В случае параротацизма (когда ребенок не может произносить звук Р и заменяет его на другие звуки (Л, Г, Ы, Н и др.) необходимо проведение  дифференциации – различения – поставленного звука и звука – субститута.

Итак, после того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, попробуем вызвать звук «Р».

Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук [Р], так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение.

Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску.

Можно предложить малышу «завести моторчик»,

подражая рокоту самолета или рычанью собаки – «ррррр…», или карканью вороны – «карррр…».

Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.

Постановка звука [Р] может осуществляться разными способами.
Остановимся на наиболее распространенных приемах.

Поэтапная постановка звука [Р].

  • На первом этапе ставится фрикативный (щелевой, или проторный) звук без вибрации.

(Фрикативный — образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи) .
Этот звук образуется при длительном произнесении за верхними зубами звука [З], близкого к [Ж]; широкий передний край языка при этом должен находиться непосредственно у альвеол (бугорков за верхними зубами).

Сильная воздушная струя проходит в щель между передним краем языка и деснами, задевая кончик языка.

Полученный таким способом звук следует сразу вводить  в слоги, чтобы формировать новый стереотип произнесения и закреплять положение кончика языка за верхними зубами для дальнейшей работы над артикуляционным укладом столь сложного звука.

  • Второй этап постановки звука [Р] нацелен на выработку вибрации с механической помощью.

Для этого в дело пускается предназначенный для постановки звука [Р] зонд с шариком на конце.

Однако подойдет и чисто вымытый указательный палец или резиновая сосочка, набитая ватой.

На худой конец, можно попросить у бабушки пластмассовый вязальный крючок, по возможности, толстенький и округлый по форме.

В любом случае, манипуляции идентичны: во время произнесения проторного звука [Р] следует проводить под языком, прикасаясь пальцем или зондом, вправо и влево для вызывания колебаний передней части языка.

Сильная выдыхаемая струя, направляемая на кончик языка, вызывает легкую вибрацию.

Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук [Р] ребенок не произносил.

Добавив к проторному звуку [Р] гласные «а», «э», «ы» – звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком:

РА, РЭ, РЫ.

Первый способ постановки звука Р

Постановка звука [Р] от звукосочетания [ЗА]. Выполняем действия, сходные с вышеописанными.

Второй способ постановки звука Р

Постановка от звука [Д].

В этом варианте постановки при широко открытом рте и положении кончика языка за верхними зубами (у самых альвеол), следует произносить звук [Д] – сначала медленно, затем в более быстром темпе.

В момент произнесения «дддд…» с помощью подложенного под язык пальца или зонда совершать колебательные движения из стороны в сторону, тем самым способствуя выработке вибрации.

 

Перечисленные приемы можно считать универсальными для коррекции произношения звука [Р], однако, в зависимости от вида ротацизма существуют нюансы  в подходе к исправлению дефекта.

Следует заметить, что приступать к работе над правильной артикуляцией звука [Р] надо с большой осторожностью, так как особенностью данного звука является упоминаемая выше своеобразная «неразборчивость»: если не удается вызвать вибрацию кончика языка, роль вибратора берет на себя мягкое небо или небная занавеска.

В результате, приобретенный звук не будет соответствовать произносительной норме, и потребуется коррекция уже нового звука.

Чтобы избежать осложнений, желательно обратиться к логопеду и получить его рекомендации.

 Loading ...

План индивидуальной логопедической работы по постановке звука Р

III этап

Автоматизация звука [Р]

3 месяца1.Проговаривание слоговых рядов ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры.

 

2.Проговаривание звука [Р] в слогах с прямыми, обратными слогами и слогами со стечением согласных:

Бра-бро-бру-бры

Вра-вро-вру-вры

Гра-гро-гру-гры

Дра-дро-дру-дры

Жра-жро-жру-жры

Зра-зро-зру-зры

 

3. Автоматизация звука [Р] в словах

с прямыми слогами. Игры «Поезд идет-колеса стучат», «Лесенка-чудесенка», «Назови ласково», «Поймай мяч и повтори слово»

4.Автомотизация звука [Р] в словах с обратными слогами.

Игры «Тигр и тигренок», «Повтори слово»

 

5.Автомотизация звука [Р] в словах со слогами со стечением согласных. Игры «Цветик-семицветик», «Запомни и повтори», «Волчок», «Составь предмет, нарисуй, обведи и составь слово»

 

6.Автомотизация звука [Р] в словах со звуком –[ДР]

Игры «Мотоцикл», «Повтори слово», «Один-много», «Родственные слова», «Скажи слова наоборот».

 

7.Автоматизация звука[ Р] во фразах и предложениях : проговаривание четко предложений, составление предложения по опорным картинкам, словам, опорной схеме. Четкое произнесение потешек, чистоговорок, чтение текстов и заучивание стихотворений.

Игры «Доскажи слово», «Угадай, кто есть», «Измени предложение», «Найди по картинке», «Слова-родственники», «Путаница» ; игры по опорным словам и картинкам: «В школу», «Урожай», «Подарок», «На корабле», «В парке».Стихотворения и рассказы: «В зоопарке», «Помощница», «Друг».

 

Проговаривание [р]

1. в открытых слогах

( ррррррррррраа,
ррррррррррроо, ра-ро-ру
ро-ры-ру
ра-ру-ро)

2. в закрытых слогах( ааррррррр,
ооррррррр, ар-ор-ур,ер-ир-юр
ыр-ир-яр)
3. слоги со стечением согласных (Бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра,Бро, вро, гро, кро, про, сро, фро)

 

Игра «Назови ласково»

Корова-коровка

Норка-

Корка-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривание чистоговорок:

Ра-ра-ра – весь мусор уберем у утра.

Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ведро.

Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.

 

Повторить предложения:

Рома идет на урок.
Ира пасет корову.
У Тамары карандаш.
Произносить тексты:

Хороша ромашка

В рамке на картинке.

Белая рубашка,

Жёлтая серединка.

III этап

Автоматизация звука [РЬ]

1) Автоматизация звука [РЬ] в прямых слогах:

Ря-ря-ря

Ре-ре-ре

Рю-рю-рю

2)Автоматизация звука [РЬ]в обратных слогах:

Арь-орь-урь

Ярь-ерь-юрь

Урь-юрь-ырь

3)Автоматизация звука РЬ в слогах со стечением согласных ПРЯ, ПРЕ, ПРЮ, ПРИ

4) Автоматизация в словах с прямыми слогами

5) Автоматизация в словах с обратными слогами:

6) Автоматизация звука в словах со стечениями согласных

7)Автоматизация звука во фразах, насыщенных словами с прямыми слогами

8) Автоматизация звука во фразах, насыщенных словами с обратным (с ударением на слоге, без ударения на слоге)

9)Автоматизация звука РЬ в словосочетаниях

10)Автоматизация звука РЬ в чистоговорках, скороговорках

11) Автоматизация звука РЬ в предложениях

12)Автоматизация в рассказах, составленных по опорным словам и картинкам

 

Автоматизация звука РЬ в словах.

АРЬ

Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь

ОРЬ

Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.

РЯ

Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик, Боря

РИ

Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари

РЕ

Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец

РЮ

Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка

 

Автоматизация звука РЬ в словосочетаниях.

Вареная репа, рябая курица, сиреневый берет, варенье из рябины, деревянный терем, редкое оперение, середина реки.

 

Автоматизация звука РЬ в предложениях.

У ребят черепаха.

У Сережи черешня.

Рита рисует репку.

Ирина в новом наряде.

Римма покупает рис и ряженку.

У берега риф.

Пряха прядет пряжу.

На грядке репа и брюква.

Под окном кудрявая береза.

 

Автоматизация звука РЬ в чистоговорках.

ря-ря-ря – яркая заря

ре-ре-ре – ежик спрятался в норе

рю-рю-рю – компот варю

ри-ри-ри – загорелись фонари

 

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики. Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты. Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Развитие лексико-грамматической стороны речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование словообразования.

Первый этап: (4 неделя сентября, октябрь, ноябрь)

Существительные

Образование уменьшительно – ласкательных существительных с суффиксами: -К-, -ИК-, -ЧИК –.

Глаголы

Дифференциация:

1. Совершенного и несовершенного вида.

2. Возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.

Второй этап: (декабрь, январь, февраль)

Существительные

1.Образование уменьшительно – ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышек-.

2. С суффиксом –НИЦ- (сахарница)

3. . С суффиксами –ИНК- (пылинка), -ИН- (виноградина)

Глаголы

1. С приставками В-, ВЫ-, НА-.

2. Пространственного значения с приставкой ПРИ-.

Прилагательные

1. Притяжательные с суффиксом –И- без чередования (лисий).

2. Относительные с суффиксами –Н-, -АН-, -ЯН-, -ЕНН-.

3. Качественные с суффиксами –Н-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-.

Третий этап: (март, апрель, май)

Существительные

1. Образование названий профессий.

Глаголы

Пространственного значения с приставками С-, У-, ПОД-, ОТ-, ЗА-, ПЕРЕД-, ДО-.

Прилагательные

1. Притяжательные с суффиксом –И- с чередованием (волчий).

2. . Относительные с суффиксами -АН-, -ЯН-, -ЕНН-.

3. Качественные с суффиксами -ОВАТ-, -ЕНЬК-

Формирование словоизменения.

Первый этап: (4 неделя сентября, октябрь, ноябрь)

Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные

1. Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа.

2. Отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Глаголы

Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

Второй этап: (декабрь, январь, февраль)

Существительные

1. Понимание и употребление падежных конструкций единственного числа.

2. Закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы

1. Дифференциация глаголов 1, 2, 3 – го лица настоящего времени.

2. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные

Согласование с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап: (март, апрель, май)

Существительные

Употребление падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Глаголы

Пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-, вы-, в-, по-

Прилагательные

Согласование с существительными в косвенных падежах.

 

Первый период обучения: “Осень”, “Овощи и фрукты”, “Сад — огород”, “Сезонная одежда — обувь”, “Посуда”, “Продукты питания”, “Птицы, звери, их детеныши”.

Второй период: “Зима”, “Новогодний праздник”, “Семья”, “Ме­бель”, “Наш город”, “Наша улица”, “Профессии”, “Транспорт”, “Вес­на”, “Сад— огород”.

Третий период: “Весна”, “1 Мая”, “Лето”, “Сад — огород”, “Школа”, “Наш дом”, “Наша улица”, “Наш город”, повторение ранее пройденных тем.

 

 

Игра «Большой — маленький»

Учим ребёнка правильно называть маленькие предметы. Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький.

стол – столик

диван – диванчик

полка — полочка

подушка – подушечка

 

Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

-с(играть — сыграть, петь — спеть, есть — съесть, делать — сделать),

-на(рисовать — нарисовать, колоть — наколоть, писать — написать),

 

«Правильно назови листья».

Лист дуба — дубовый лист,

лист осины — …

лист березы — …

 

Игра «Один, два, три»

Ребёнок считает предметы до десяти, взрослый контролирует правильность образования словосочетаний из числительных с существительными.

Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек, шесть бабочек, семь бабочек, восемь бабочек, девять бабочек, десять бабочек.

Один стакан…

Одна лента…

Одно дерево…

 

Осень.

1. Вспомнить и назвать основные признаки осени: становится хо­лоднее, изменяется цвет травы, листьев на деревьях, листья опадают, на небе собираются тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края, колхозники убирают урожай овощей и фруктов.

2. Подобрать слова, обозначающие действия (глагольный сло­варь). Кто (что) это? Что он (она, они) делает (делают)?

Листья — распускаются, растут, летят, кружатся, опадают, зеле­неют, желтеют, краснеют.

Тучи — собираются, плывут, летят.

3. Подобрать приставочный глагольный словарь: птицы -г- уле­тают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, переле­тают.

4. Закрепить употребление сочетаний притяжательных местоиме­ний с существительными:

мой — лист, зонт, стул; моя — сумка, чашка, шапка; мое — блюдце, яблоко, ведерко.

5. Подобрать иллюстрацию к теме “Осень”, ответить на вопросы по сюжету картинки.

Почему опадают листья? Какой день называют ветреным, дожд­ливым? Почему птицы улетают в теплые края? Чем отличаются ран­няя и поздняя осень?

 

Словосочетания и фразы на звук Рь

Ряд редиса, вареная репа, резвый Рекс, рейка для ремонта, берег реки,  Боря токарь, капризный ребенок, Варя пекарь,  утренняя зарядка, вредный рентген, редкий рисунок, редкие реактивы, интересная история, редкая рептилия, резиновая грелка,  резкий ревнивец, коричневый пряник, нарядная Рита, горькая редька, моряк на зарядке, старенький парик, четыре реала, резвый турист, отрицательный резус, крепкая веревка, реклама риса, корявое бревно, рюкзак Риммы, горькая рябина, рядовой Рим, утренняя заря, рисунок Риммы, репка на грядке, Рита рёвушка, стрекозы над речкой,  риск ревматизма, скворечник на берёзе, Серёжа около берёзы, перья рябчика, резать редьку, грибы у старика, рядом с морем, фонари на переулке, коричневый фонарик,  верёвка на брюках, звонарь в рясе, орехи у пекаря, третий регион, пескари в речке, токари резали, панцирь черепашки,  говорю речёвку, букварь в рюкзаке, подари резеду, репейник рядом с хризантемой, река ревет, тритоны в аквариуме, резвая регата, варённые креветки, рюша на резинке,

прямой коридор, свари брюкву, крепкий орешек, комарик на шарике, приказ у писаря, кудрявая берёза, кудрявый Андрей, пекарь стряпает, интересная рифма, ребёнок кричит, редкий резус, ревень нарезали, крепкий трикотаж, моряк в трюме, старик говорит, ребус решили, ряды редеют, в букваре по порядку, фонарь горит, нарядный Игорь, резать решётку, деревня горит, Ирина жарит, парень врёт, кривой крест, триста тритонов, три треугольника, три матрёшки, четыре прямоугольника, с трибуны говорят, орёл парит, трикотажная тряпка, зверь на пустыре, грецкие орехи, приманка для зверя, моряк на регате, маринованные грибы, старинная крепость, речная пристань,  жаренные пескари, вредная сестричка бирюзовые серьги, варённый рис,прекрасный принц, нарядная матрёшка, берёзовое бревно,  горячие гренки,  редкий гребень, Баренцево море, Брестская крепость, карельская береза, рядом с ребенком, созрел барбарис, вредная привычка, гриб в разрезе, средство от гастрита,

Редиска в ряду редкая.

Рита варит рис.

Рите подарили резинку.

Пряха прядет пряжу.

У Андрея четыре реала.

У Андрея ирисы.

Марина грызёт орехи.

Хорёк — дикий зверёк.

Ребята бряцают по бревну.

Во дворе резиновая верёвка.

На Варе варёные брюки.

Кудрявый поварёнок варит варенье.

У Риммы сиреневый берет.

Рита дарит Борису фонарик.

Серёжа и Гриша товарищи.

Ястреб и рябчик редкие птицы.

У Гриши живет хорёк.

У рябчика рябые перья.

Ирина варит курицу.

Андрей и Марина едят пряники.

Варя варит варенье из абрикосов.

Серёжи и  Игорь рисуют снегирей.

В доме Бориса скрипучие двери.

На Гришином шарике едут комарики.

Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.

Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.

Поварята варят варенье по старинному рецепту.

На берегу реки стоит древняя крепость.

Борис ныряет с берега в реку.

Во дворе растут берёзы и рябины.

Ветки у берёзы на берегу реки срезали.

У Марины мандарины , а у Риты пряники.

Ирина и Варя идут на утреннюю зарядку.

По речному берегу идут туристы с рюкзаками.

У Ирины в рюкзаке редис, перец, и редька.

Премию решили присудить трем ремонтникам.

Моряк уже рядом с берегом.

Горит восток зарею новой.

Рисунки ребятишек вызвали интерес.

Рюкзак набит туристским снаряжением.

Надо быстрее решить ребус.

Не бери нож, порежешься.

На зарядку все подряд!

Он говорит прямо и резко.

Пекарь принес кекс с орехами.

У черепахи крепкий пан­цирь.

Нарядный парик напудрен сиреневой пудрой.

Резко критиковали неосмотрительного туриста.

Встреча назначена на четыре.

Борец принес на арену гирю и бревно.

Андрей Андреевич — коренной харьковчанин, а Григорий Григорьевич — коренной рижанин.

Корягу прибило к берегу.

По договоренности ремонт будет в январе.

Карета, запряженная шестериком, несется вам навстречу.

Кричат ревуны на линкоре.

Время от времени он отдает приказания.

Кривому и прямое криво.

Порядок время бережет.

               

Приемы постановки звуков Р и Р’


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звук Р часто отсутствует у детей. Этот недостаток хорошо заметен для окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит примерно так: «Ано, ано мы встаем, гомко стоожа зовем. Стоож, стоож, поскоей, выходи комить звеей»[13, 49]

В большинстве случаев для получения правильной артикуляции звука Р необходимы подготовительные упражнения, которые условно можно распределить на два вида. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка, получить так называемый фрикативный Р, артикулируемый при том же положении языка, что и нормальный, но пока без вибрации.

Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка.Если ребенок правильно произносит верхние Ш и Ж,получить фрикативный Р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему Ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативный Р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель. Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука Д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а' несколько глубже — с деснами верхних резцов или даже с альвеолами.Упражнение может состоять вначале из двухи трехкратного равномерного повторения звука Д (дд, дд, дд. .. ддд, ддд, ддд...),затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, дД, дД, ддД, ддД, ддД...) и далее из многократного повторения звука д как равномерного (ддддддд...), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии (ддД, ддД, ддД, ддД). Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти.

В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завершается произношением гласного а или ы (дда, дда, дда... дды, дды, дды... ддда, ддда, ддды... ддды...).

Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного Р под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо зонда может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый ваткой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно. После того, как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения Р,неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый Р,то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким Р’ . Если же вначале получится мягкий Р’, то параллельно с его закреплением следует начать работу над твердым Р.

Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка)

Подготовительный этап. Для правильного произношения звука Р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Здесь могут помочь сравнения, например: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке». Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, надо предложить пошлепать его губами, чтобы он стал ровным. Логопед сам произносит слоги пя-пя-пя, положив язык на нижнюю губу. При этих звуках язык легко распластывается. Внимание ребенка обращают на то, что язык стал ровный и широкий. «Теперь блинчик готов, положим его на тарелку». (Следует показать, как, пошлепывая язык губами, останавливать движение челюсти при открытом рте. Широкий язык остается лежать на нижней губе.) «Вот теперь посмотри, твой язык стал совсем хороший, лежит спокойно, не двигаясь, ровно. Закрой рот, отдохни».Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, ему предлагают поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, каким был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выводят язык на верхнюю губу.Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з...з...з... Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!». Выработкой воздушной струи, направленной на широкий, поднятый кверху кончик языка, завершается подготовительная работа по произношению звука Р. Ребенок слышит звук, близкий к З (именно этот звук получается при данной артикуляции), и не связывает его со звуком Р.Путем повторения звука З при поднятом кверху языке (губы ребенка все время находятся в положении улыбки) следует добиться, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно.

Постановка звука. Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук З, что напоминает звук п, но без вибрации кончика языка. Если же вместо Р будет слышаться Ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резцам. Слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук А, мы слышим звуки РА. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру.Такая тщательная подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным. Он возникает и в правильной речи в тех случаях, когда звучит коротко, например: рак, круг, мотор.

Автоматизация звука. Далее Р проторный вводят в слова, где он находится:

- в начале слова: рама, рыба, рука и др;

- в середине: барабан, корова, пароход и д;

- в конце: топор, помидор, мухомор и др.

С отработанными словами составляют предложения. При употреблении в словах и фразовой речи р проторного у ребенка иногда самостоятельно появляется раскатистое произношение звука Р. В остальных случаях необходимо вырабатывать вибрацию кончика языка [13, 73].

Выработка Р раскатистого (с вибрацией кончика языка)

Подготовительный этап. У ребенка воспитывается умение, как и при Р проторном, удерживать широкий передний край языка за верхними зубами. Для того, чтобы кончик языка напряженным поднимался вверх, можно попросить ребенка «побарабанить» кончиком языка за верхними зубами со звуком д (д... д... д...). Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука. Научить ребенка произносить звук Р с вибрацией кончика языка (раскатистый Р) можно следующим образом. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук З (Ж) или многократно проговаривать звук Д. В это время деревянным шпателем, плоской ручкой чайной ложки или прямым правым указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производят частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука у ребенка привыкнет и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием выполняют его.Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинал вибрировать; постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука Р в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

Автоматизация звука. Для автоматизации звука Р логопед рисует в тетради ребенка изображения объектов, в названиях которых Р стоит

- в начале слова: радио, ракета, раковина, рама, радуга, рыба, ранец, рыбак, роза и др;

- в середине: барабан, баран, боровик, конура, корона, кукуруза, макароны, воробей и др;

- в конце: забор, катер, сахар, ковер, комар, топор, помидор, мухомор, зефир, кефир и др;

Затем логопед вместе с ребенком составляет предложения и записывает их под соответствующими картинками. Например: Рома красит раму краской. У барана крутые рога. Юра громко барабанит в барабан. Егор собирает крупные красные помидоры. [ 13, 74].

Звук Р’.

После автоматизации Р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения РЬ. Длительный, раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения РЬ в слогах, вводят слова, в которых он стоит

- в начале: река, репа, рябина, ремень, редис, рисунок, решетка и др;

- в середине: дерево, курица, черепаха, варенье, берет, корень, моряк, огурец и др;

- в конце: пузырь, фонарь, якорь, сухарь, календарь, букварь, дверь.

С отработанными словами составляют предложения, например: Рита варит рис. У Риммы сиреневый берет. На берегу реки растет кудрявая береза. У Сережи ремень с пряжкой. Рита дарит Боре фонарик [13,74].

Искажения звуков Р, РЬ.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно. Исправление горлового р можно проводить следующим образом.

Подготовительный этап. Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков Ш и Ж (при которых также требуется подъем широкого языка вверх), следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Постановка звука. Если у ребенка имеются правильные звуки Ш и Ж, надо сразу приступать к постановке Р проторного и выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука Р). Р проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого нёба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо все время следить за тем, чтобы ребенок действовал кончиком языка за верхними зубами. Нужно также, чтобы он зрительно контролировал свои движения перед зеркалом.

Автоматизация звука. Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению р, ребенок не всегда может уследить за своей артикуляцией. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны логопеда. Количество слов и предложений со звуком Р увеличивают постепенно. Сначала ребенок заучивает короткие стихи и потешки, затем короткие рассказы. Только тогда, когда у ребенка не будет ошибок в освоенном материале, можно требовать, чтобы он всегда правильно произносил звук Р в самостоятельной речи.



Читайте также:

 

Постановка звука [Р]

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка звука [Р]»

Цели:

-обучение произнесению звука в изолированном виде и слогах;повторение лексической темы «Части тела».

- активизация артикуляционного аппарата; развитие фонематического восприятия;

-воспитание интереса к занятию, умение сосредотачиваться.

Оборудование: зеркало, логопедические зонды (ватные палочки).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Здравствуй. Как настроение? Готов заниматься?

Присаживайся поудобней перед зеркалом, выпрями спинку.

2. Артикуляционная гимнастика, развитие кинестетических ощущений.

- Сейчас мы будем выполним гимнастику для языка и губ.

Теперь за мною наблюдай и точно также выполняй.

3. Сообщение темы занятия.

- Мы с тобой сегодня будем учиться рычать, заводить моторчик. Послушай, как я зарычу: [Р].

4. Характеристика артикуляции звука [Р].

- Сейчас мы с тобой будем смотреть, как работают наши органы при произнесении звука [Р]. Я буду говорить тебе, а ты повторяй: губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Когда мы выдыхаем воздух с напором, язычок начинает вибрировать. (Логопед показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить.)

5. Динамическая пауза.

- Молодец, хорошо. Давай немножко отдохнём. Я буду читать стихотворение, а ты показывай те части тела, которые я буду называть:

У нас с тобой есть ногти, пальцы,

Плечи, шея и запястья.

Есть животик, ножки, грудь,

Быстро сядь передохнуть.

Есть колени, локти, спинка,

Ушки, щечки и затылки.

И головушка с висками,

И бровями и губами.

Подбородок есть и скулы,

Хорошо мы отдохнули.

А еще есть глазки, нос.

Язык и зубки, классный нос.

Итак, мы с тобой отдохнули, а теперь давай присядем.

6. Постановка звука.

- Мы с тобой узнали, как у нас располагаются губы, зубы и язычок при произнесении звука [Р]. Теперь давай попробуем его произнести.

Я буду твоим пальчиком (зондом/ватной палочкой) шевелить (щекотать) язычок, а ты попробуй быстро произносить звук [Д] (слышится звук [Р]) .

7. Развитие фонематического слуха.

- Давай поиграем в игру: «Волшебные ушки». Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [Р].

Послушай слоги:

ПА-МА-РА-ГА-ВА-РА.

а теперь послушай внимательно слова:

Крокодил, велосипед, крот, клавиши, ракета, паровоз, трактор, шапочка, правило.

8. Домашнее задание.

- Дома научи маму и папу упражнениям, которые мы сегодня сделали. Давай еще раз их повторим (повтор упражнений) .

9. Итог занятия.

- Покажи  мне   руками, как  заводится  «мотор».

- Покажи, где  находится язычок, когда  мы   произносим  звук «Р».

Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо. До свидания!

Bootstrap 4 Утилиты


Утилиты Bootstrap 4

Bootstrap 4 имеет множество служебных / вспомогательных классов для быстрого стилизации элементов без использования кода CSS.


Границы

Используйте границу Классы для добавления или удаления границ элемента:

Пример

Пример







Попробуй сам "

Цвет границы

Добавьте цвет к границе с любым из контекстных классов цвета границы:

Пример

Пример










Попробуй сам "

Радиус границы

Добавьте закругленные углы к элементу с помощью закругленных классов :

Пример

Пример










Попробуй сам "

Поплавок и Clearfix

Переместите элемент вправо с помощью . float-right class или left с .float-left и clear float с классом .clearfix :

Пример

Пример


Поплавок влево
Поплавок вправо

Попробуй сам "

Адаптивные поплавки

Поместите элемент влево или вправо в зависимости от ширины экрана с помощью адаптивных классов с плавающей запятой (.float - * - left | right - где * sm (> = 576px), md (> = 768px), lg (> = 992px) или xl (> = 1200px)):

Пример

Плавать вправо на маленьких экранах или более широких

Плавающих вправо на средних экранах или более широких

Плавать вправо на больших экранах или более широких

Плавать вправо на очень больших экранах или более широких

Плавающих нет

Пример

Плавайте прямо на маленьких экранах или шире


Плавать вправо на средних или широких экранах


Плавайте прямо на больших экранах или шире


Плавайте прямо на очень больших экранах или шире


Без поплавка

Попробуй сам "

По центру

Отцентрируйте элемент с помощью . mx-auto class (добавляет margin-left и margin-right: auto):

Пример

Пример

По центру

Попробуй сам "

Ширина

Установите ширину элемента с помощью классов w- * ( .w-25 , .w-50 , .w-75 , .w-100 , .mw-100 ):

Пример

Ширина 25%

Ширина 50%

Ширина 75%

Ширина 100%

Макс.ширина 100%

Пример

Ширина 25%

Ширина 50%

Ширина 75%

Ширина 100%

Макс ширина 100%

Попробуй сам "

Высота

Установите высоту элемента с помощью классов h- * (.h-25 , .h-50 , . h-75 , .h-100 , .mh-100 ):

Пример

Высота 25%

Высота 50%

Высота 75%

Высота 100%

Макс. высота 100%

Пример


Высота 25%

Высота 50%

Высота 75%

Высота 100%

Макс. Высота 100%


Попробуй сам "

Шаг

Bootstrap 4 имеет широкий набор вспомогательных классов адаптивных полей и отступов.Они работают для всех точек останова: xs (<= 576px), sm (> = 576px), md (> = 768px), lg (> = 992px) или xl (> = 1200px). ):

Классы используются в формате: {свойство} {стороны} - {размер} для xs и {свойство} {стороны} - {точка останова} - {size} для sm , md , lg и xl .

Где свойство является одним из:

  • м - устанавливает маржа
  • p - комплекты набивки

Где сторон - одна из:

  • т - устанавливает верхний край или верхний край
  • b - устанавливает нижнее поле или нижнее поле
  • l - устанавливает левое поле или левое поле
  • r - устанавливает правое поле или правое заполнение
  • x - устанавливает как padding-left и padding-right или margin-left и margin-right
  • y - устанавливает как padding-top , так и padding-bottom или margin-top и margin-bottom
  • blank - устанавливает поле или отступ на всех 4 сторонах элемента

Где размер является одним из:

  • 0 - устанавливает поле или отступ от до 0
  • 1 - устанавливает поле или отступ от до . 25rem (4 пикселя, если размер шрифта 16 пикселей)
  • 2 - устанавливает поле или отступ от до . 5rem (8 пикселей, если размер шрифта 16 пикселей)
  • 3 - устанавливает поле или отступ от до 1rem (16 пикселей, если размер шрифта 16 пикселей)
  • 4 - устанавливает поле или отступ от до 1.5rem (24 пикселя, если размер шрифта 16 пикселей)
  • 5 - устанавливает поле или отступ от до 3rem (48 пикселей, если размер шрифта 16 пикселей)
  • auto - устанавливает маржу на auto

Примечание. Поля также могут быть отрицательными, добавив «n» перед размером . :

  • n1 - устанавливает маржу с на -. 25rem (-4px, если размер шрифта 16px)
  • n2 - устанавливает поле на -,5 rem (-8 пикселей, если размер шрифта 16 пикселей)
  • n3 - устанавливает поле на -1rem (-16 пикселей, если размер шрифта составляет 16 пикселей)
  • n4 - устанавливает поле на -1,5 rem (-24px, если font-size составляет 16px)
  • n5 - устанавливает поле на -3rem (-48 пикселей, если размер шрифта 16 пикселей)

Пример

У меня только верхняя обивка (1.5rem = 24 пикселя)

У меня есть отступы со всех сторон (3rem = 48px)

У меня есть поля со всех сторон (3rem = 48px) и нижний отступ (3rem = 48px)

Пример

У меня есть только верхний отступ (1.5rem = 24px)

У меня есть отступы со всех сторон (3rem = 48px)

У меня есть запас на со всех сторон (3rem = 48px) и нижний отступ (3rem = 48px)

Попробуй сам "

Другие примеры интервалов

. м- # / м - * - # поля со всех сторон Попытайся
.mt- # / mt - * - # верхнее поле Попытайся
.mb- # / mb - * - # нижнее поле

Оптимизация пропускной способности LTE: Часть 2 - Спектральная эффективность

Я объяснил преимущества оптимизации PDCCH (управляющей части) подкадра LTE в моей предыдущей статье.Давайте посмотрим на часть данных (PDSCH) и выясним различные способы повышения ее эффективности. Спектральная эффективность - это просто количество битов, переданных в полосе частот за определенное время, и измеряется в битах / с / Гц. Он пропорционален пропускной способности, поскольку пропускная способность также является битами за время, передаваемыми в определенной полосе пропускания. С точки зрения LTE, если количество битов, передаваемых в подкадре (время) в определенном количестве блоков ресурсов (полоса частот), велико, то это будет соответствовать более высокой пропускной способности и более высокой спектральной эффективности.Давайте разберемся с различными факторами, влияющими на спектральную эффективность, и способами оптимизации пропускной способности LTE.

- отношение сигнал / шум и помехи:

Самым основным и общим фактором, который контролирует спектральную эффективность и пропускную способность, является SINR (отношение сигнал / шум и помехи). Если SINR сети плохой, то это ограничивает возможный прирост пропускной способности. Итак, первое, что нужно проверить, - это средний SINR сети.Давайте проверим некоторые факторы, которые влияют на SINR

.

Расстояние между площадками

Это простая вещь. Если сайты расположены слишком близко друг к другу, они будут иметь более высокую тенденцию мешать друг другу и потребуют агрессивных наклонов вниз, чтобы ограничить превышение. Расстояние - это то, что обычно фиксируется, поскольку сайты LTE в основном используют ранее развернутую сеть. Таким образом, на этом уровне особо нечего делать, кроме наклонов для улучшения SINR и уменьшения перерегулирования.

  • Порты электрического наклона: Лучше использовать антенны, которые назначают другой порт RET (электрический наклон) для LTE. Это обеспечивает гибкость для оптимизации. Если сеть использует один и тот же порт RET для LTE и других RAT (3G или 2G), то любое изменение наклона LTE повлияет на другую RAT и лишит гибкости. Итак, это хорошая идея, чтобы иметь это в виду на этапе проектирования или расширения.
  • Па и Pb: Еще одна вещь, которую можно сделать в случае меньшего расстояния между узлами, - это использовать более сбалансированную мощность RS (опорный сигнал).В LTE есть два параметра Pa и Pb, которые определяют мощность опорных сигналов по сравнению с другими символами, например. Символы PDSCH. Я просто объясню на примере. Если Pa равно -3, а Pb равно 1, это означает, что опорные сигналы будут иметь мощность на 3 дБ выше, чем символы PDSCH. Когда расстояние между участками мала, то высокая мощность опорного сигнала может привести к увеличению помех. Если расстояние между участками велико, то эта конфигурация может быть полезной как повышение 3dB опорного сигнала улучшит покрытие, как покрытие LTE управляются с RSRP и RSRP является прямым результатом власти РСА.Однако в случае небольшого межузлового расстояния значения Pb и Pa, равные 0, могут обеспечить более оптимизированное решение, поскольку в этом случае мощность RS не будет увеличиваться по сравнению с символами PDSCH. Более того, символы PDCCH / PDSCH, в которых присутствуют опорные сигналы, будут иметь немного более высокую мощность для систем с 2 и 4 антенными портами. Это происходит потому, что ранее с конфигурацией 0, -3 RS брал дополнительную доступную мощность, но теперь с конфигурацией 0,0 дополнительная мощность используется другими каналами вместо RS.Таким образом, это повышает доверие к PDSCH и может привести к лучшим результатам по пропускной способности. Это большая тема, поэтому я просто коснусь ее здесь и расскажу об этом более подробно в следующих статьях.

Загрузка и использование

Второй фактор - нагрузка в области или кластере. Чем выше нагрузка, тем выше помехи для соседних сот. По мере увеличения нагрузки мощность на ресурсный элемент увеличивается, что приводит к более высокой совокупной мощности в области, увеличивающей RSSI.Для соседней соты такая мощность считается помехой. Таким образом, если нагрузка превышает пороговое значение, лучше добавить другого оператора связи или, если другой оператор связи уже существует, тогда будет лучше разгрузить перегруженный канал связи и перенести нагрузку на канал связи, который не загружен. Это можно сделать с помощью функций балансировки нагрузки или настройки повторного выбора соты или параметров мобильности.

Иногда реальный объем трафика не так велик, но использование ячейки все еще очень велико.Обычно это происходит из-за низкого качества сигнала, поскольку пользователи с плохим SINR будут использовать много RB при более низкой модуляции. В случае, если трафик невысокий, но загрузка все еще высока, рекомендуется увидеть TA и CQI для соты. Если TA довольно велико, а CQI ниже 8 (значение зависит от частотного слоя), тогда, возможно, лучше физически оптимизировать область или соту. Внедрение оптимизации PDCCH также помогает в таких случаях, поскольку она может добавить к пропускной способности PDSCH, уменьшая перегрузку до некоторой степени.

Планирование PCI

Как описано в моей статье о планировании PCI, если соседние соты с перекрывающимися покрытиями имеют одинаковый PCI по модулю 3, то существует вероятность интерференции RS между ними. Такие помехи уменьшат общее SINR RS и возможности демодуляции, что приведет к ухудшению пропускной способности. Таким образом, следует стараться избегать конфликтов PCI по модулю 3, где это возможно. В сетях FDD лучше убедиться, что синхронизация времени не включена, поскольку это добавляет случайности в систему и влияние PCI mod3 значительно снижается.

- Отображение CQI и MCS:

Следующим шагом является CQI (индикатор качества канала). Как только UE измеряет свое SINR, оно преобразует его в значение CQI, чтобы сообщить eNB. ENB принимает этот CQI и отображает его в значение MCS (схема модуляции и кодирования). Более высокий SINR приведет к более высокому значению CQI и, следовательно, к более высокому индексу MCS. По мере увеличения MCS пропускная способность обычно увеличивается, поэтому нам нужно обеспечить наиболее оптимальные индексы CQI и MCS для каждого значения SINR.В LTE имеется 16 индексов CQI и 32 индекса MCS. Обычно значение CQI ниже 7 считается плохим, а значение CQI около 10 считается справедливым.

Алгоритмы настройки CQI

eNB регулирует необработанное значение CQI, совместно используемое UE, чтобы найти оптимальный CQI, и это обеспечивает более высокую спектральную эффективность. В основном есть два сценария, в которых это вступает в игру

Рассмотрим UE-1, которое измеряет свое значение SINR, равное примерно 10 дБ, и на основе этого вычисляет CQI, равное 9, и отправляет его в eNB.Другое UE, назовем его UE-2, измеряет свое значение SINR примерно на 8 дБ, но на основе этого оно отправляет CQI, равное 9, поскольку UE имеют разные наборы микросхем от разных поставщиков и могут иметь другое значение CQI для тех же индексов SINR. ENB будет иметь два UE с одинаковым значением CQI, и если eNB предоставляет им обоим одинаковую MCS (например, MCS20), тогда возможно, что UE-1 сможет работать с MCS20, но UE-2 не будет иметь возможность правильно декодировать MCS20 при SINR 8 дБ. Итак, для решения этой проблемы eNB поддерживает другой индекс, который похож на внешний цикл BLER (частота ошибок блока).Большинство поставщиков поддерживают целевой показатель BLER на уровне 10%. Теперь рассмотрим один и тот же сценарий: оба UE получают MCS20, а UE-1 работает со значением BLER 10%, но UE-2 имеет более низкий SINR, поэтому он будет иметь относительно более высокий BLER. Скажем, eNB рассчитывает BLER около 13%, поэтому eNB снизит MCS для UE-2 и сделает его 19. Если BLER по-прежнему остается выше 10%, eNB еще больше уменьшит его, чтобы гарантировать, что BLER цель поддерживается.

Аналогично, если UE отправляет значение CQI, равное 8, и eNB инициирует данные нисходящей линии связи с MCS, равным 16, и обнаруживает, что значение BLER ниже 10%, оно будет увеличивать MCS до 17 или 18, пока не будет достигнута цель BLER.Этот сценарий увеличит спектральную эффективность и пропускную способность.

Итак, мы должны гарантировать, что регулировка CQI или алгоритмы динамического назначения CQI или управление внешним контуром на основе BLER активированы для достижения максимального усиления канала.

Схождение CQI

Еще один важный момент - некоторые поставщики изначально используют низкие значения CQI. Например, если UE только что осуществило доступ к соте и использует значение CQI, равное 9, eNB будет рассматривать его как CQI, равное 7, и ему будет назначена соответствующая MCS.Затем после последующих передач eNB будет продолжать отслеживать BLER, и, как только достоверность CQI UE будет обеспечена, eNB будет сходиться к эффективному CQI. Некоторые поставщики сохраняют это как жестко запрограммированный алгоритм, в то время как другие предоставляют параметры для его настройки, а затем эти параметры могут быть настроены для ограничения такого поведения, что приводит к более быстрой сходимости и более высокой пропускной способности, особенно для передачи небольших пакетов данных. Например, UE, которое имеет небольшой объем данных, обращается к соте и получает свои данные в пределах двух-трех TTI (субкадров), тогда у eNB не будет достаточно выборок CQI для быстрой сходимости.То же самое UE попытается еще раз в следующий раз, и eNB будет продолжать использовать консервативные CQI и MCS для такого UE. Таким образом, если дельта для начального значения CQI уменьшается, такие UE получат менее консервативные CQI и MCS, что приведет к лучшим скоростям передачи данных.

Периодичность CQI

Еще одна вещь, которая помогает, - это периодичность CQI или частота отчетов CQI от UE. Если UE сообщает CQI после большого интервала, тогда eNB может не иметь самого точного CQI для начала, и потребуется больше времени для схождения к оптимальному MCS.Обычно отчеты CQI передаются каждые 40 или 80 мс, но если UE движется или канал колеблется, то 40 или 80 мс можно считать большим интервалом. Если мы сдвинем период CQI на меньшее значение, например 20 мс или 10 мс, тогда CQI будет более точным, и это должно улучшить спектральную эффективность. Однако чем меньше интервал, тем выше количество отчетов CQI и выше использование PUCCH. Периодические отчеты CQI отправляются по PUCCH в восходящей линии связи, поэтому, если мы уменьшим интервал между отчетами CQI, это увеличит нагрузку на PUCCH.Это может привести к помехам на PUCCH, а также может привести к отклонению RRC из-за перегрузки PUCCH. eNB требуется PUCCH для CQI, HARQ и SRI, поэтому, если PUCCH перегружен, ему придется отклонять новые входящие запросы доступа. Это можно решить, используя следующие два подхода

  • Адаптивный или динамический PUCCH: вводится поставщиками для устранения отклонений RRC из-за перегрузки PUCCH. Это позволяет PUCCH расширяться и при необходимости может потреблять больше блоков ресурсов.Обратной стороной является то, что PUCCH берет блоки ресурсов из PUSCH, что затем может ограничивать пропускную способность восходящей линии связи. Однако обычно сети требуют более высокой пропускной способности нисходящего канала, поэтому восходящий канал может быть в некоторой степени скомпрометирован.
  • Adaptive CQI Period: это еще одно усовершенствование, которое есть у некоторых поставщиков. Это делает интервал между отчетами CQI динамическим, и eNB может регулировать его в зависимости от характеристик пользователя. Таким образом, если eNB находит UE, которое не имеет флуктуации канала (в основном стационарное), он может использовать более длительный интервал сообщения CQI, например 80 мс, а eNB может сократить интервал до 10 мс для UE, которое имеет высокие колебания.Это обеспечивает оптимальный прирост производительности в точности CQI, не влияя до такой степени на нагрузку PUCCH.

Существует еще один тип отчетов CQI, известный как апериодические CQI, но мы обсудим это в следующем эпизоде ​​оптимизации пропускной способности.

Адаптивные цели BLER

Во-первых, давайте разберемся с концепцией BLER. Его можно разделить на две категории:

  • Начальный BLER: Когда eNB отправляет данные в UE, и UE не может их декодировать, тогда оно отправляет HARQ NACK в eNB.NACK означает, что eNB должен будет повторно передать данные, и этот NACK считается IBLER или ошибкой начального блока.
  • Остаточный BLER: Если UE не может декодировать данные даже после повторной передачи, UE отправит еще один NACK, и eNB придется повторно передать. Однако у этих повторных передач есть предел, и обычно они настраиваются. Обычно эти повторные передачи устанавливаются на 4, и после 4 повторных передач eNB не будет повторно передавать на уровне HARQ и рассматривать это как остаточную ошибку блока.

Целевое значение BLER поддерживается IBLER, поэтому это означает, что eNB пытается поддерживать IBLER на уровне 10% для каждого UE. RBLER обычно очень низкий и должен быть менее 0,5%. Может возникнуть вопрос, почему бы нам не уменьшить IBLER дальше и не сделать его низким, поскольку это должно уменьшить количество повторных передач. Проблема здесь в том, что снижение IBLER означает, что нам необходимо снизить MCS. Даже очень низкая MCS не гарантирует линейного снижения IBLER, но значительно снижает пропускную способность.Таким образом, были проведены различные симуляции и полевые испытания, чтобы прийти к оптимальной цели в 10% для IBLER, которой придерживается большинство поставщиков.

Однако недавно было обнаружено, что цель BLER 10% отлично работает в хороших условиях, но когда условия радиосвязи плохие или хорошие, другие цели BLER обеспечивают более высокий коэффициент усиления. Например, если условия радиосвязи плохие, целевой показатель BLER в 10% сохраняет MCS очень консервативным, а увеличение целевого значения BELR увеличивает MCS и обеспечивает более высокий прирост пропускной способности.Таким образом, такие параметры можно настроить, если они доступны, для получения лучших результатов.

- Стратегия мобильности:

Одна вещь, которая действительно может помочь в увеличении пропускной способности, - это оптимальная стратегия мобильности.

Переход на более высокий уровень CQI

Рассмотрим два уровня LTE, например L800 и L1800 с одинаковой полосой пропускания. В этом случае L800 будет иметь большее покрытие, так как это более низкая частота. Таким образом, количество пользователей L800 будет больше по сравнению с L1800.Однако более низкочастотный слой также имеет более высокие помехи, поскольку он имеет больший радиус покрытия. Таким образом, это приведет к более низкому CQI и плохой пропускной способности. Пропускная способность L1800 обычно будет лучше даже при той же полосе пропускания, потому что он будет иметь лучший CQI. Итак, самое важное - убедиться, что уровень с лучшим CQI получает большую часть трафика. Это можно сделать разными способами, и я записал несколько из них.

Самый простой способ - дать L1800 более высокий приоритет, и это сместит большинство UE в зоне действия L1800 с L800.Это обеспечит лучший CQI для пользователей и, следовательно, лучшую пропускную способность. Другой способ - сохранить для них одинаковый приоритет и предоставить частотный сдвиг для перемещения пользователей на L1800. Это более разумно, если L1800 также перегружается, тогда количество смещаемой нагрузки может быть настроено путем изменения смещений.

Я предпочитаю переключение нагрузки путем повторного выбора соты вместо хэндовера. Если пороги передачи обслуживания изменяются или используются передачи обслуживания на основе частотного приоритета, то он инициирует периоды перерыва.Чтобы UE переходило с одной частоты на другую в подключенном режиме, ему необходимо измерить целевую частоту. Чтобы измерить целевую частоту, UE переходит в режим паузы 6 мс. Этот режим паузы повторяется каждые 40 или 80 мс. Таким образом, если он повторяется каждые 40 мс, это означает, что UE не может быть запланировано на 6 мс каждые 40 мс. Более того, когда UE получает данные, ему необходимо отправить HARQ ACK / NACK через 4 мс. Таким образом, это означает, что, поскольку eNB знает, что UE будет в режиме паузы, eNB не будет планировать никаких данных для UE за 4 мс до режима паузы.Это составляет 10 мс из каждых 40 мс, когда UE не может быть запланировано, что составляет около 25% времени. Таким образом, межчастотные передачи обслуживания должны быть сведены к минимуму, поскольку это может вызвать снижение пропускной способности на 25%. Повторный выбор ячейки работает в режиме ожидания, поэтому это гораздо лучший способ перемещать пользователей между слоями.

Балансировка нагрузки

Другой способ - включить балансировку нагрузки между уровнями и гарантировать, что более высокий уровень CQI получит большую нагрузку. Балансировка нагрузки обычно также бывает в двух режимах

  • Режим подключения: В этом случае eNB вычисляет PRB или количество пользователей и пытается поддерживать целевые значения нагрузки, выполняя передачи обслуживания на основе нагрузки между уровнями.
  • Режим ожидания: В этом случае eNB отправляет частоту в команде освобождения RRC в UE. eNB временно увеличивает приоритет целевой частоты для этого UE, и UE пытается повторно выбрать эту частоту в режиме ожидания.

Еще раз, я предпочитаю балансировку нагрузки на основе режима ожидания, поскольку она не вводит переключение между частотами, а также выполняет работу. Но балансировка нагрузки на основе режима ожидания не будет иметь значительного влияния в случае, если уровни имеют разные приоритеты, поскольку один уровень уже имеет более высокий приоритет, а балансировка нагрузки на основе режима ожидания также перемещает пользователей, увеличивая приоритет.Таким образом, если UE не перемещаются на уровень с более высоким приоритетом, это означает, что уровень имеет ограничения покрытия, и тогда балансировка нагрузки на основе режима ожидания также не сможет сместить нагрузку.

Ширина вертикальной балки

Еще одним важным фактором является то, что во многих случаях нижняя полоса, такая как L800, имеет большую вертикальную ширину луча, чем соответствующая верхняя полоса. Это фактически означает, что при том же значении наклона L800 будет иметь гораздо большую площадь покрытия, чем L1800.Поэтому, прежде чем разрабатывать какую-либо стратегию мобильности, важно проверить диаграммы направленности антенн, особенно вертикальную ширину луча для всех уровней. Если ширина луча одного слоя значительно шире другого, убедитесь, что между ними установлено смещение наклона, чтобы обеспечить оптимальное и сбалансированное покрытие.

- Справедливость планировщика:

Еще один важный фактор - тип планировщика. Планировщик может работать в нескольких режимах

Round Robin: В этом режиме планировщик предоставляет равные ресурсы всем пользователям.Это не оптимальный алгоритм, поскольку у разных пользователей разные требования к данным.

Макс. C / I: Этот режим предоставляет пользователям значительно больше ресурсов в условиях хорошего покрытия. Этот режим может истощить пользователей границы ячейки, и они не будут получать достаточно данных, что приведет к ухудшению взаимодействия с пользователем.

Удовлетворительное соотношение: Эта схема поддерживает справедливость между всеми пользователями, поддерживая нормальное совместное использование ресурсов между всеми типами пользователей.Основная концепция этого режима состоит в том, чтобы установить баланс между пользователями, и это достигается путем определения приоритетов на основе CQI и скорости передачи данных. Таким образом, если CQI высокий, он сначала предоставит ресурс этому пользователю, но поскольку ему необходимо поддерживать справедливую скорость передачи данных для всех пользователей, пользователи на границе соты также будут запланированы. Эта схема, по сути, представляет собой комбинацию циклического перебора и максимального C / I, поскольку она предоставляет больше ресурсов пользователям с более высоким CQI по сравнению с циклическим перебором, но также предоставляет больше ресурсов пользователям на границе соты по сравнению с Max C / I.Отсюда и название «Пропорциональная ярмарка».

KPI пользовательской пропускной способности улучшается с помощью планировщика Max C / I, поскольку он предоставляет больше ресурсов для хороших пользователей, что приводит к более высокой пропускной способности, но пропускная способность ячеек улучшается с помощью алгоритма пропорциональной справедливости, поскольку он обеспечивает баланс между всеми пользователями. Таким образом, если KPI пользовательской пропускной способности должен быть улучшен, тогда планировщик может быть настроен на максимальное отношение C / I, в то время как пропорциональная справедливость может использоваться, если требуется увеличение пропускной способности ячейки. Оптимизация на этом уровне действительно требует глубокого понимания алгоритма планировщика, и это также зависит от того, предоставляет ли конкретный поставщик возможности для игры с весовыми коэффициентами планирования.

Это основы повышения эффективности использования спектра в сети. В следующей части я объясню функции, которые можно использовать для повышения пропускной способности, а также сценарии, в которых они будут применимы.

В случае каких-либо вопросов или отзывов, оставьте комментарий ниже, и я буду рад ответить и помочь.

Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

Али Халид - старший архитектор решений LTE / VoLTE RNPO, NB-IoT и 5G, который успешно реализовал и возглавил ряд проектов в разных регионах мира, включая Пакистан, Бахрейн, ОАЭ, Катар, Нигерию, Турцию и Оман.В настоящее время он работает в подразделении стратегической компетенции (SCU), высококвалифицированной международной команде в Ericsson, Австралия. В случае возникновения каких-либо вопросов или отзывов, пожалуйста, оставьте комментарий ниже или свяжитесь с ним в LinkedIn.

TEI element pb (начало страницы)

(начало страницы) отмечает начало новой страницы в документе с разбивкой на страницы. [3.10.3 Milestone Elements]
Модуль core - элементы доступны во всех документах TEI
Атрибуты att.global (@xml: id, @n, @xml: lang, @xml: base, @xml: space) (att.global.rendition (@rend, @style, @rendition)) (att.global.linking (@ correp, @synch, @sameAs, @copyOf, @next, @prev, @exclude, @select)) (att.global.analytic (@ana)) (att.global.facs (@facs)) (att.global .change (@change)) (att.global.responsibility (@cert, @resp)) (att.global.source (@source)) att.typed (@type, @subtype) att.edition (@ed, @ edRef) att.spanning (@spanTo) att.breaking (@break)
Член группы
Содержится
Может содержать Пустой элемент
Примечания 9 элемент должен появиться в начале страницы, которую он идентифицирует.Глобальный атрибут n указывает номер или другое значение, связанное с этой страницей. Обычно это будет номер страницы или подпись, напечатанная на ней, поскольку физический порядковый номер неявно подразумевается в присутствии самого элемента pb.

Атрибут типа может использоваться для характеристики разрыва страницы в любом отношении. Более специализированные атрибуты break, ed или edRef должны быть предпочтительнее, если цель состоит в том, чтобы указать, является ли разрыв страницы разбиением на слова, или отметить источник, из которого он происходит.

Пример

Номера страниц могут отличаться в разных редакциях текста.

...
...
...

Пример

Разрыв страницы может быть связан с факсимильным изображением страницы он вводится посредством атрибута facs












Модель содержимого
  
<пусто />
Объявление схемы Синтаксис XML Компактный синтаксис
  









< rng: ref name = "att.edition.attributes "/>



элемент pb
{
   att.global.attributes,
   att.global.rendition.attributes,
   att.global.linking.attributes,
   att.global.analytic.attributes,
   att.global.facs.attributes,
   att.global.change.attributes,
   att.global.responsibility.attributes,
   att.global.source.attributes,
   att.typed.attributes,
   атт.edition.attributes,
   att.spanning.attributes,
   att.        

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *