Познаем окружающий мир через игру и эксперименты цели и задачи – . : . , — .

«Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

Характеристика проекта

Обоснование. Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания. Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствует умение детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира. Во время экспериментирования обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются фонды умственных приемов и операций, развивается речь.

Необходимо создать такие условия, которые способствовали бы проявлению творческой инициативности, развитию самостоятельной исследовательской активности детей в течение всего года независимо от сезонно-климатических условий.

Расширяя экспериментальное поле ребенка, мы обогащаем специальную предметно-пространственную среду группы теми компонентами неживой природы, которых не хватает в естественной среде. Тем самым мы способствуем систематической самостоятельной экспериментально-познавательной деятельности, в ходе которой осуществляется интеграция известных и новых способов познания мира, происходит развитие экспериментальных способностей ребенка-дошкольника.

Данная проблема актуальна, поскольку лежит в сфере профессиональных интересов, являясь одним из основных направлений педагогической работы.

Объект. Детская экспериментальная деятельность с компонентами неживой природы.

Предмет. Совокупность методов, приемов и средств, направленных на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с компонентами неживой природы.

Проблема. Оптимизация педагогической работы, направленной на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с компонентами неживой природы.

Цель проекта. Развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с компонентами неживой природы.

Гипотеза. Успешное развитие самостоятельности и творческой инициативности в детском экспериментировании произойдет, если:

1) будут применены эффективные педагогические методы, приемы и формы организации;

2) будет создана специальная предметно-пространственная развивающая среда.

Задачи проекта

1. Изучить и проанализировать специальную педагогическую, психологическую, методическую литературу.

2. Определить составляющие экологического пространства предметно-развивающей среды группы ДОУ для экспериментирования.

3. Провести анализ условий для детского экспериментирования через наблюдения, диагностику, анкеты.

4. Разработать перспективный план «Блочное планирование программных задач экспериментальной деятельности детей с компонентами неживой природы» для внедрения в практику, позволяющий системно и качественно проектировать педагогический процесс.

5. Систематизировать содержание экспериментов по блокам «Вода», «Воздух», «Песок, камень» и определить их эффективность для развития творческой инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста.

6. Оформить картотеку схем опытов для самостоятельного экспериментирования по блокам.

7. Оформить картотеку опытов.

8. Оформить картотеку стихов и загадок.

9. Оформить обобщенный материал.(Лепбуки по блокам)

Содержание проектной деятельности.

I. Информационное обеспечение проекта

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по вопросам экспериментирования детей с компонентами неживой природы

  1. Август – октябрь 2018 г.

  2. Педагогическое наблюдение за деятельностью детей для определения составляющих экологического пространства предметно-развивающей среды группы

  3. Ноябрь 2018 г.

  4. Оформление картотеки стихов и загадок.

  5. Октябрь 2018

  6. 4. Оформление картотеки схем опытов экспериментирования Октябрь 2018 г.

II. Материально-техническое обеспечение

  1. Проектирование в пространственной предметно-развивающей среде .

  2. Сентябрь—октябрь 2018 г.

  3. Подбор стимульного материала для экспериментирования .

  4. Сентябрь—ноябрь 2018 г.

III. Методическое обеспечение

  1. Составление перспективного планирования.

  2. Отбор содержания экспериментальной деятельности детей в соответствии с тематическим планированием.

IV. Работа с детьми.

  1. Реализация перспективного плана. В течении учебного года 2018-2019гг

  2. Совместная экспериментальная деятельность педагога и детей. В течении учебного года 2018-2019гг.

V. Работа с родителями:

  1. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»; ноябрь 2018 г.

  2. Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала; в течении учебного года 2018-2019гг

  3. Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе; в течении учебного года 2018-2019гг

  4. Консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; январь 2019г.

  5. Оформление наглядной информации в родительском уголке, в течении учебного года 2018-2019гг

VII. Обобщающий этап.

Обобщение опыта работы и оформление в виде лэпбука по блокам: «Вода», «Воздух», «Песок, камень».

Май 2019г.

Перспективный план «Блочное планирование задач и содержания исследовательской деятельности детей»

Создать условия для выполнения свойств и качеств воды:

-прозрачная;

-без запаха;

-льётся:

-в ней растворяются некоторые вещества;

-другие вещества её окрашивают;

-вода может быть холодной и тёплой.

Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега –в воду.

«Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда».

«Прозрачность воды».

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

«Запах воды».

«Вода может литься, а может разбрызгиваться».

«Руки станут чище, если помыть их водой».

«Вода – наша помощница».

«Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Декабрь-январь-февраль

Воздух

Создать условия для:

-понимания того, что воздух есть внутри человека и вокруг;

-выявления свойств воздуха -прозрачный, лёгкий, без запаха.

«Воздух повсюду»

«Свойства воздуха»

«Что в пакете?»

«Поймай воздух?»

«Загадочные пузыри»

«Надувание мыльных пузырей»

«Пузырьки-спасатели»

Март-апрель-май

Песок, камень

Научить узнавать и называть песок, камень.

Создать условия для выявления их свойств и качеств:

-твердости;

-сыпучести;

-намокаемости;

-особенности взаимодействии с водой.

«Свойства песка»

«Отделяем камни от песка»

«Изготовления цветного песка»

«Почему песок стал мокрым?»

«Что лучше всего вода проходит через камни, или через песок.»

«Камни какие они?»

«Камни бывают разные»

infourok.ru

Опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему: Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию «Познаем окружающий мир через игры и эксперименты»

               

        Поэтапно- перспективный творческий                  

                план   по самообразованию

Тема:    

                   

                                  2014-2015 г.

                   Работа с детьми

                                    Сентябрь

неделя

    Название игры

      цель

 оборудование

вывод

    1

  • «Водичка, водичка»
  • «Разноцветная водичка»

Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать, вода не имеет цвета, но ее можно покрасить

   

Лейка, пульверизатор

Четыре стакана, гуашь четырех цветов, кисть.

Вода может литься, а может разбрызгиваться

Прозрачная вода легко окрашивается в в любой цвет.

    3

  • «Сыпем,    лепим»

Дать представления о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.

Емкость с песком, кувшин с водой

Формочки для песка

Песок бывает сухой и мокрый, если его полить водой.

                                                      Октябрь

      1

  • «Плавает, тонет»
  • «Лодочка, плыви»

Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Центр вода-песок, камни, перышко

Таз с водой. Бумажные лодочки

Тяжелые предметы в воде тонут, легкие — нет

Лодочки могут передвигаться по воде при помощи ветра

     3

  • «Мой веселый звонкий мяч»
  • «Испечем оладушки»

Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.

Дать представления о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму

Два мячика: новый и старый проткнутый

Емкости с сухим и мокрым песком, формочки для песка

Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха

Из мокрого песка можно лепить, из сухого – нет.

                                                       Ноябрь

    2

  • «Как вода гулять собралась»
  • «Буря в стакане»

Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

 Дать представление о том, что воздух легче воды

Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Стакан с водой, соломинка

Вода может впитываться

Если запустить в воду воздух, то он вырвется на поверхность, потому что он легче воды

    4

  • «Утопим игрушки»

Дать представление о том, что воздух легче воды

Дать представления о том, что на мокром песке остаются следы и отпачатки

Емкость с водой.

Резиновые игрушки

Емкость с песком, кувшин с водой

Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды

На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом нет

                                                  Декабрь

    1

  • «Свойства льда»
  • «Лодочка, плыви»

Дать представление о том, что вода может превращаться в лед

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха

Небольшая формочка с водой

Таз с водой, бумажные лодочки

  Вода может быть твердой, когда превращается в лед. Это происходит, когда очень холодно.

Лодочки могут передвигаться по воде при помощи ветра

    3

  • «Легкий – тяжелый»
  • «Тает льдинка»

Дать представления о том, что камни бывают легкие и тяжелые

Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле

Три камня, резко контрастные по величине

  Свеча, ложка, лед. Прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой

Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины

Вода замерзает на холоде и тает в тепле

                                                   Январь

   2

  • «Времена года»
  • «Мыльные пузыри»

Выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять

Вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь

Ванночки, вода разных температур. Кусочки льда

Мыльная вода. коктельные трубочки. Бутылочки с отрезанным дном, корпус с гелевой ручки

Вода нагревается, остывает, замерзает, тает.,

При попадании воздуха в мыльную воду образуются пузыри

   4

  • «Бумажные листочки»

Закрепить знания о свойствах воды – льется. Можно процедить через сачок

Дать представление о том, что бумага легкая

Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки

Лист бумаги. Емкость с водой

Вода льется, ее можно процедить

Бумага легкая, ее можно сдуть, и она не тонет в воде

                                                  Февраль

   1

  • «Твердый – мягкий»
  • Бусы для лисички»

Дать представление о том, что камни твердые

Дать понятия о свойствах и качествах льда

Камень и кусочек поролона примерно одинаковой формы

Игрушки, цветные бусы из льдинок, крупные пластмассовые бусинки, шнур для нанизывания бус

Камни твердые

Вода может быть твердой, когда превращается в лед, это происходит, когда очень холодно

    3

Дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки. Из картона, изогнутого в виде лесенки

Вода движется, она может изменять направление движения

                                                  Март

   2

  • «Ветка в вазе»
  • Сделаем ветерок»

Показать значение воды в жизни растений

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха

Веточка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода»

Вырезанные из бумаги бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками

Вода имеет важное значение в жизни растений

  Ветер – это движение воздуха. Ветер можно изобразить – сделать глубокий вдох и вдохнуть

    4

  • «Горки для котят»

Учить детей выкладывать форму из влажного песка

Песок, ведерки большие и маленькие, игрушечный котик

Из мокрого песка можно лепить, а из сухого — нет

                                                       Апрель

     1

  • «Тонкая- -толстая»

Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой

Тетрадный лист и лист толстого картона

Бумага бывает толстая и тонкая. Тонкая бумага легко мнется, а толстая нет

     3

  • «Постираем кукле платье»

Формировать умение  называть температуру воды: теплая -холодная

Кукла, тазик, ведра с теплой и холодной водой. мыло

Вода бывает теплая и холодная

                                                       Май

    2

  • «Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том. Что вода может выместить воздух

Емкость с водой, стакан

Если воздух выпустить из стакана, то его место займет вода

     4

  • «Мы ходили в огород»

Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка

Песок, овощи – муляжи, шапочки персонажей сказки «Репка», формочки, лейка с водой

Из мокрого песка можно лепить

                                            Работа с родителями

       

        Сентябрь

     1. Привлечение      родителей к созданию   развивающей среды с   целью развития детского экспериментирования

Беседы с родителями

   

       Октябрь

  1. «Организация познавательно- исследовательской деятельности
  1. «Опыты,

которые можно провести с детьми дома

Памятка для родителей

Беседы с родителями

   

      Декабрь

  1. Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста

Родительское собрание

       Апрель

1. Нам интересно все, что неизвестно!

Фотовыставка

                                          Работа с  педагогами

       Ноябрь

 « Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»

     Консультация

     

       Март

 

«Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

Семинар-практикум

        Май

 

«Экспериментирование в младшей группе»

     Презентация

nsportal.ru

«Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

(младшая группа)

Воспитатель МБДОУ «Ягодка». г.Ноябрьск Ерошко Э.М.

Воспитателем в детском саду я работаю 32 года. За время работы мне довелось работать с детьми разного возраста. Самый ответственный период – адаптация ребенка в ясельной группе, это сложный этап и одновременно интересный. Когда плачущий малыш не хочет отпускать маму, нужно собрать все свои умения, навыки, приемы, набраться терпения, чтобы сделать так, чтоб малыш забыл о маме, отвлекся и не плакал.

Работа с детьми старшего возраста имеет свою особенность. Здесь необходимо быть старшим другом. Другом знающим, умеющим, способным помочь и научить. Стараюсь для детей быть другом, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни. Но и воспитать положительное отношение к окружающему миру, к самому себе.

В моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.


 

Скачать полный конспект

Главная задача для меня – идти вперед, осваивая инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не забывая доброе старое. Мне необходимо наполняться знаниями, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка. Стараюсь развивать в себе такие качества современного воспитателя, как терпеливость, доброжелательность. Ведь мне приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Родители детей для меня единомышленники, помощники, друзья. Вместе делаем одно дело – воспитываем детей..

В своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» (К. Е. Тимирязев).

Ребенок-дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.. понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, стремясь создать условия для их экспериментальной деятельности я начала работу с построения предметно-развивающей среды: обустройство уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, изготовление игр-экспериментов, разработала перспективный план по экспериментальной деятельности, оформила картотеку игр экспериментов по экспериментальной деятельности.

Основными вопросами, намеченные для проработки, это подбор литературы по проведению и организации исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте в игровой форме и с использованием игровых персонажей, организация и наблюдение за деятельностью детей в ходе занятий по экспериментированию, согласно тематическому плану был разработан цикл занятий и картотека опытов.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях. На родительских собраниях убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.

Для родителей постоянно проводятся консультации о роли экспериментирования в жизни детей, разработаны советы для родителей «Какие опыты можно провести дома». Была создана фотовыставка детской экспериментальной деятельности. Тема оказалась для родителей достаточно интересной, и они с удовольствием откликнулись на все предложения. В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях. Таким образом, для выполнения поставленных задач объединены усилия дошкольного учреждения и семьи.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1).

Также проводилась работа по созданию предметно — развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2).

Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий (Приложение 3) и картотека опытов (Приложение 4).

Педагогам ДОУ была показана презентация «Игры-эксперименты в младшей группе» (Приложение 6)

Приложение 1.

ПЛАН ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО

САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

(младшая группа)

Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Задачи:

  • формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
  • углублять представления о живой и неживой природе;
  • способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Приложение 2

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

1. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

  1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
  2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
  3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
  4. Разные виды бумаги, пластилин;
  5. Красители пищевые и не пищевые;
  6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
  7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
  8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
  9. Детские фартуки;
  10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
  11. Схемы проведения опытов.
  12. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:
  13. Свойства воды;
  14. Воздух и его свойства;
  15. Твердое тело: камень; песок
  16. Свойства бумаги

Приложение 3

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим

Занятие 1

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: Халаты для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.

Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные

Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше-меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей.

Ход занятия

Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас в гости, в свою лабораторию. Пойдём? Давайте все наденем халаты, и профессор покажет нам много нового и интересного. Дети одеваются и проходят.

1. Ребята, что у меня в стаканчике? (воспитатель насыпает горкой песок разной величины). Песок. Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. А чтобы получилась большая горка песка сколько нужно песчинок? Много. (ответы детей). А в песочнице сколько песчинок? Много. Песок состоит из множества песчинок.

Вывод: Песок состоится из множества песчинок.

2. Ребята, давайте потрогаем песок. Какой песок? Сухой. Суньте руки в песок, а затем вытащите руки. Руки у нас чистые или грязные? Ответы детей. Чистые.

А теперь давайте проведём эксперимент с песком. Дети поливают песок водой. Что произошло с песком? Песок стал мокрым. Ребята, суньте руки в песок. Достаньте руки. Какие у вас стали руки? Руки мокрые, грязные. Почему руки мокрые? Ответы детей – Потому что мы полили песок водой.

Песок бывает сухой, но если песок полить водой он становится мокрым. Наше путешествие по лаборатории профессора Знайкина продолжается. Перед вами стоят два тазика, один с сухим песком, другой с мокрым песком. Сейчас мы будем делать пирожки с помощью формочек.

Пробуем лепить из сухого песка пирожки. Получается? Нет. А почему? Песок сухой, с него не получается лепить. (Ответы детей). А теперь пробуем лепить с мокрого песка. Получается? Да. Почему? Песок мокрый. (Ответы детей).

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого нельзя.

Ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте прощаться с профессором Знайкиным.

Занятие 2

Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.

Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.

Воспитывать желание помогать близким.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: Спецодежда; большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек; поролон.

Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый

Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек»; «Какого цвета?»

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей

Ход занятия

Ребята, к нам в гости пришёл профессор Знайкин. Знайкин приглашает нас снова провести опыты, одевайте халаты. Дети одевают халаты и проходят к столу. На столе лежат камни разного размера (большие и меленькие).

Ребята, посмотрите, что это? Камни. Возьмите их в руки, рассмотрите камни. Какие камни тяжёлые или лёгкие? Ответы детей. А теперь давайте определим тяжёлые камни или лёгкие Ответы детей. Ребята камни бывают тяжёлые и легкие.

А теперь поиграем с камнями. У меня есть два мешочка, в них мы положим камни. Один мешочек мы положим на подоконник, а другой мешочек положим на батарею.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Ребята, а теперь давайте потрогаем камни из мешочков. Какие камни в этом мешочке, холодные или теплые. Ответы детей. Дети трогают камни и отвечают на вопросы воспитателя. Ребята, а теперь давайте попробуем сжать камни, камни сжимаются. Нет. А у меня есть вата. Давайте попробуем сжать вату. Вата сжимается? Да. Вата сжимается потому что она мягкая, а камни твёрдые они не могут сжиматься. Ребята, посмотрите, камни у нас разного цвета. А какого цвета камни? Жёлтые, зелёные, красные и сини. Ответы детей. Давайте разложим камни по цвету. Дети раскладывают камни по цвету. Молодцы ребята, вы хорошо справлялись с заданиями. Что сегодня узнали? Давайте прощаться с профессором.

Занятие 3

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.

Дать представление о том, что воздух невидим.

Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.

Обогащать словарь.

Вызвать положительные эмоции настроя.

Оборудование: телефон, халаты, очки, колпак, бегемотики, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.

Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая

Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки»

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей

Ход занятия

Позвонил телефон, звонит профессор Знайкин. Он снова приглашает нас к себе в гости, в лабораторию. Давайте снова оденем халаты. Дети одевают халаты. Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе. На столе стоит стакан с водой. А вода в стакане прозрачная? Ответы детей. А давайте поиграем с вами в игру, добавим в стакан с водой ложку муки и размешаем. Какая стала вода? Ответы детей. Мутная, грязная, не прозрачная. А почему? Мы добавили в воду муку. Ребята, посмотрите, у меня есть маленькие шарики, давайте положим один в прозрачную воду, а другой положим в мутную воду. В какой воде видно шарик? Ответы детей. Теперь ребята мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной.

Ребята, а ещё мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Воспитатель раздаёт всем пакетики. Воспитатель показывает детям как ловить воздух. Дети повторяют. Потрогайте пакет. Что в нём? Воздух. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Анечка, что в пакете? Теперь я выпущу воздух из пакета. Почему пакет стал тоненьким? Ответы детей.

Молодцы ребята, теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде.

Ребята, а теперь мы будем играть с бумагой. Каждый возьмёт в руки бумагу и положит её на ладошку. Дыхательная игра «Подуй». Поиграли, а теперь проведём опыт с бумагой.

Возьмите в руки лист бумаги. Потрогайте бумагу руками, какая бумага? Бумага тонкая или толстая? Ответы детей.

А теперь давайте попробуем смять бумагу, покажите, что получилось. Бумага смялась. Попробуйте бумагу порвать. Порвалась, почему? Бумага тонкая. Правильно бумага тонкая, она рвётся.

Тоже самое проделать с толстой бумагой.

Вывод: Тонкая бумага рвётся, а толстая нет. Тонкая бумага мнётся, а толстая не мнётся.

Ребята, вам понравились опыты с профессором Знайкиным. Дети повторяют чем они сегодня занимались. Прощаются, снимают халаты.

Приложение 4

Картотека опытов

Эксперименты с водой

Тема: «Что получиться?»

Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с песком

Тема: «Следы»

Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (По тому что песок намочили).

Вывод: На мок ром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Эксперименты с воздухом

Тема: «Утопим игрушки»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

Эксперименты с камнями

Тема: «Легкий – тяжелый»

Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).

Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагой

Тема: «Бумажные листочки»

Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.

Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая).

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.

Приложение 5

Сценарий родительского собрания

Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста

Форма проведения собрания: семинар-практикум

Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.

Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания

  1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».
  2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания

1 часть.

«Маленькие исследователи»

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.

Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.

Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. 2 часть.

Элементарные опыты:

Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая», «Раскрашивание водички»

Приложение 6

Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

  1. активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
  2. быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
  3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
  4. подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
  5. радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Работает экспериментальная лаборатория, в которой собрано всё необходимое оборудование для проведения опытов.

  • Приложение 7. Презентация «Экспериментирование в младшей группе»

Опыты и эксперименты с водой

Игра «Бульбочки». Дети опускают в воду резиновые игрушки и наблюдают, как выходят пузырьки воздуха из воды.

«Воздушные пузыри» — при помощи соломинки можно сделать пузыри в стакане

«Окрашивание воды» — интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду.

«Из пустого в порожнее» — Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой. Для этой игры используются бутылочки из под шампуней, баночки разных форм и размеров

«Шарики в воде» — Тренировать мелкую моторику

Опыты и эксперименты с песком

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Песок бывает сухой и мокрый. Сухой песок может сыпаться, мокрый песок

принимает любую нужную форму.

«Игры с вертушками» «Сделаем ветерок»

«Надуйте шарики»

«Мой веселый звонкий мяч»

«Надуйте шарики» «Мой веселый звонкий мяч»

Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.

«Лодочка, плыви»

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха

  • Совершенство самообразования:
  • Знакомлюсь с современными методиками по теме детского экспериментирования

— Принимаю участие в конкурсах педагогического мастерства, в конкурсах инновационных проектов.

  • Сотрудничество с педагогами и родителями детского сада.

Провожу ежегодно консультации по теме детского экспериментирования, деловые игры-опыты, семинары по проблемным ситуациям, открытые просмотры опытов и занятий, индивидуальные беседы на тему экологического воспитания и роли семьи в решении экспериментальных задач. Также ежегодно занимаюсь организацией различных конкурсов: конкурсы поделок из природного материала, конкурс поделок из «бросового материала

Для родителей постоянно обновляется наглядная информация.

Работая с детьми, я всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый маленький ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Моя задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.

Изучаемая литература:

  • «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. составитель Н.В. Нищева 2013г.
  • «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
  • «Песочные игры», Игорь Пелинский
  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах,. Н.В. Нищева
  • «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду». Н.В. Нищева;
  • Мартынова Е.А., Сучкова И. М Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий
  • Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова, издательство «Учитель»
  • «Элементы песочной терапии» — развитие детей раннего возраста Н.В. Зеленцова-Пешкова
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

План работы по самообразованию 2018-2019

период

Занятие

Цели

Материал, оборудование

Наблюдения, эксперименты, игры

Сентябрь

Эксперименты с солнечным светом

– адаптационный период

На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой, показать как он  «оживает», когда его  надевают на руку.

   На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет».

Уличные тени

Показать, как образуется тень

 

Подвижная игра

«Солнышко-ведрышко»,

Упражнение

«Где солнечный зайчик?»

 

Солнечные зайчики

Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях

Зеркала

Октябрь

Эксперимен6ты с песком, глиной

Почему песок хорошо сыпется?

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость

Песок, глина, емкости, лупа, сино, ширма

Дидактическая игра «Отпечатки»,

«Я пеку, пеку, пеку»

«Фрукты из песка»

«Следы»

Цель. Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Рисование на песке веточкой и пальцами

«Солнышко», «Волны»

Глина, еекачества и свойства

Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность) и свойства

Глиняные предметы, косочки глины, вода, емкости

Глиняные игрушки

Учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет и величину

Глина, вода, салфетки, дощечки для работы

Ветер

Помочь выявить изменения песка при взаимодействии с ветром и водой

Песок, глина, прозрачные емкости с крышкой, бутылка с крышкой

 

Ноябрь

Эксперименты с воздухом

Реактивный шарик

Помочь выявить свойства воздуха (упругость)

Воздушные шары

Подвижные игры

 «Ветер дует нам в лицо…»;

«Снежинки и ветер»

Речевое упражнение «Ветерок»

Игры с вертушками,  мячами, шарами, соломинками

Наблюдение за ветками деревьев.

Хоровод «Раздувайся пузырь»

 

Упрямый воздух

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой

Вода (подкрашенная), шприцы, пипетки, емкости

Гшде теплее?

Помочь выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

Горячяя вода, два термометра

Вертушка

Учить отображать имеющиеся представления в преобразующей деятельности

Бумага, гвоздик, бусинка, палочка, ножницы

Детабрь

Эксперименты с водой

Свойства и признаки воды

Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности олрганизмов, обитающих в воде

Вода, молоко, песок, сахар, лед, снег, горячая вода, стекло, акварельные краски

Стаканчики, палочки, соломинки

«Купание куклы Кати»

Цель – продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной.

Игра  «Побродим по лужам»

Откуда берется вода?

Познакомить детей с процессом конденсации

Емкость, холодная металлическая крышка

Радужная вода

Закреплять знания о свойствах воды  (расстворяет в себе окрашивающие вещества)

 

Разноцветные сосульки

Помочь детям реализовать знания о свойствах воды

Вода, краски, формы для льда, веревочки

 

Январь

Наблюдение за жизнью растений

На свету и в темноте

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

Лук, земля, коробка из прочного картона, две емкости

Опыт «Ветка в вазе»

В погоне за светом

Помочь установить, как растение ищет свет

Два одинаковых растения(бальзамин, колеус)

Как растения пьют

Показать как вода поступает в растение

Вода, белый цветок, красители, стакан

Февраль

Тайны снега и льда

 

Лед в шубе

Показать, что если мы хотим сохранить что-то холодным или горпячим, то нужно это защитить от окружающей среды

Кусочки льда, шуба, фольга, поэлителеновый пакет, бумага, ткань

Подвижные игры

«Дед мороз», «Берегись, заморожу», «Снежинки и ветер»

Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом

Плавает ли лед?

Показать, что плотность льда меньше, чем плотность воды

Стаканчики из под йогурта, пластилин, трубочка от сока, цветная бумага, емкость для воды

Лед и соль

Показать детям как под действием соли лед плавится

Лед, соль

Какой снег растает быстрее

Показать,что плотный снег тает медленнее, чем рыхлый

Снег, тарелочки

Март

Животный мир

Как пчелки переносят пыльцу

Помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений

Ватные шарики, порошок краситель двух цветов, макеты цветов, лупа, коллекция насекомых

Наблюдения за насекомыми.

Рассмотреть через лупу ветку дерева, почки

Плавающее перо

Показать, как загрязнение воды влияет на водоплавающих птиц

Два белых птичьих пера, миска с водой, 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды,- синяя пищевая краска,- 2 ватных шарика, пинцет, бумажное полотенце

Птичьи дома

Формировать у детей понятие об особенностях жизни птиц весной

Лупа, имитация птичьего гнезда, веточки разной длины, пух, вата сухая прошлогодняя трава

Апрель

Космические опыты

На орбите

Показатьдействие центробежной силы, которая удерживает спутник Земли на орбите

Поллитровая стеклянная банка, стеклянный шарик

Наблюдения

«Солнце стало больше греть»

Темный космос

Выявить причины темноты в космосе

Фонарик, линейка, стол

Разноцветные огоньки

Выявить спектральный состав солнечного луча

Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги

Далеко-близко

Установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха

Настольная лампа, два термометра, линейка

Май

Волшебное зелье

Показать, что не все жидкости смешиваются

Вода, сахар,красители, масло растительное

 

Делаем облака

Показать процесс формирования облаков

Банка, горячая вода, лед

vekshenkova-nfdou42.edumsko.ru

Семинар «Познание мира через детское экспериментирование» «Деловая игра»

Выступление на областном семинаре-практикуме для педагогических работников ДОУ по теме:

«Познание мира, через детское экспериментирование»

«Деловая игра»

Ведущая: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады  приветствовать вас на семинаре «Познание мира через детское экспериментирование».

— Исследовать, экспериментировать, изучать – значит делать шаги в неизведанное,  непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок,  тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

 Ведущая:     Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;А теперь внимание!
  • Ведущая: Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
  • Видео файл «Почемучки»

Ведущая: Вот такие детские «почему» мы слышим каждый день, и только исследуя и изучая окружающий нас мир природы и мир людей мы можем узнавать что то новое. Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.  

Ведущая: Методы и приемы, которые мы используем в работе, разнообразны. Наглядное моделирование,   проблемные   ситуации,   игровые   обучающие   ситуации,   игры-фантазии, игры-путешествия. Экспериментируя можно, поиграть вместе с детьми.

Предложить детям найти в группе все твердые предметы почему эти предметы твердые? Что находится внутри стола? Давайте представим, что внутри каждого твердого предмета живут человечки. Они крепко держатся за руки.

А теперь назовите все жидкие вещества, которые текут – вода, компот, кисель и т. д. Проведите эксперимент с водой, дайте детям по два стакана один с водой, другой – пустой. И предложите аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? (Если вода не была бы жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла бы из крана).

В жидкости тоже живут человечки. Как же они держат руки, чтобы сквозь воду могли пройти твердые предметы? Человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями.

    Ведущая:  А теперь давайте поиграем в игру « Жидкое и твердое».

Предлагаю вам встать, взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать).

А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа — это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по-разному.

Вместе с детьми можно придумать модели разных объектов изучения. Оказывается, даже в твердых веществах: камнях, металле бывают дружные и недружные человечки (одни гнутся, но не ломаются, а другие хрупкие). И так шаг за шагом вы можете знакомить детей со следующими закономерностями в неживой природе.

Ведущая: Предлагаю педагогам разделиться на две группы, для этого выберите жетончик, тем самым вы определитесь с названием команды – «Магнитики» и «Капельки»

даю задание:

Первая группа «Магнитики» придумывает модель «Чашку с водой»

Вторая группа «Капельки» придумывают модель «Изменение сосульки весной в течение дня»

Ведущая: Спасибо за участие, а теперь предлагаем вам следующее задание.

«Мозговой штурм».

  1. Как и любая деятельность экспериментирование имеет свою структуру и подготовку к экспериментированию.

Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками.

 

 

«Магнитики» — Постройте верную структуру занятия-экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3.Уточнение плана исследования.

  1. Выбор оборудования и его размещение с детьми в зоне исследования.
  2. Выполнение эксперимента под руководством воспитателя.
  3. Наблюдение и Фиксирование результатов эксперимента.
  4. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

 

 

«Капельки» — Примерный алгоритм подготовки к проведению эксперимента:

  1. Выбор объекта исследования.
  2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов).
  3. Определение тематики эксперимента.
  4. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы.
  6. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
  7. Подготовка к фиксации результатов эксперимента в различных формах (таблицы, модели) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.

Ведущая: А теперь внимание на экран. Детские объяснялки для вас!

— «Объяснялки» — педагогам команды предлагается просмотреть видео рассказ ребёнка и угадать о чём идёт речь;

Ведущая: Сейчас мы предлагаем командам ответить на вопросы.

 Блиц – игра «Вопрос – ответ». Вопросы командам Магнитики и Капельки.

  1. Что такое эксперимент?

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».

Это опыт, наблюдение исследуемого, попытка осуществить, проверить что либо, получить знание.

  1. Что такое экспериментирование?

Экспериментирование- метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний; форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования; вид познавательной деятельности детей и взрослых.

3.. Что является объектом познания детей младшего возраста?

 Объект познания —  рукотворный мир, мир живой и неживой природы.

  1. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет

Наблюдение, экспериментирование,  исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций,  создание ППРС, лаборатории, проектная деятельность, проблемные ситуации.

  1. Назовите поисково-познавательную, экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте.

Экспериментирование в неживой природе: с песком , водой, воздухом, звуком, светом..

Свойства материалов: бумага, древесина, ткань, глина

  1. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый, способный решать интеллектуальные задачи.

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

  1. Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет

Объекты – это окружающие предметы. Что вижу- с тем и действую (с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями)

  1. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания

  1. Какую форму примет вода?

      Если налить воду в кувшин, перелить её в стакан, потом перелить в тарелку и налить на стол. Что происходит с водой, если её переливать в посуду разной формы? 

Вода – это жидкость, не имеющая своей формы. Жидкая вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте она растекается.

  1. Научи яйцо плавать.

Подготовить два стакана – с соленой и пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в соленой – всплыло

Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

  1. По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?

а. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

Опыты с растениями

Опыты с животными

Опыты с объектами неживой природы

Опыты, объектом которых является человек

б. По месту проведения опытов:

В групповой комнате

На участке

В лесу, в поле

  1. По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?

в. По количеству детей:

Индивидуальные (1 – 4 ребенка)

Групповые (5 – 10 детей)

Коллективные (вся группа)

г. По причине их проведения:

Случайные

Запланированные

Поставленные в ответ на вопрос ребенка

Ученый, который в своем исследовании пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование, игра возникает значительно позже экспериментирования.

 

Ведущая: Уважаемые коллеги, вы легко справились с заданием. И напоследок мы предлагаем вам музыкальное задание. Прослушайте музыкальные композиции и песни, и ответьте о каких объектах экспериментирования и природных явлениях идет речь?

  1. —«Музыкальное задание» — педагогам команды предлагается мелодия песни об объекте экспериментирования;
  2. Заключение.

Ведущая: Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Ведущая: Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Экспериментируйте, изучайте, исследуйте вместе  с детьми!

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

lobaheva-ivant-dou18.edumsko.ru

Консультация для родителей «Познание мира через игру»

Консультация для родителей

«Познание мира через игру»

Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте это игра. Ребенок учится действовать в задуманной ситуации, которая ему реально недоступна, например — «скакать» на лошади, «водить» машину, «лечить» животных или людей. Игра открывает ребенку мир социально-ролевых отношений, которые реализуются в процессе правил игры.
Игра — это некий язык, через который ребенок проявляет и выражает себя. Детская игра проходит путь от предметно-манипуляционных (построить забор из кубиков, домик, и тд.) до сюжетно-ролевых игр, в которых уже есть правила (игра в больницу, в магазин, в водителей, в строителей, и др.). К 4-5 годам период игры становится совместным. На протяжении всей игры у детей поэтапно развивается восприятие. На основе восприятия начинает формироваться мышление. С развитием мышления очень тесно связано развитие памяти. Доказано учеными, что процесс запоминания значительно выше именно в игре. Если увиденное и услышанное ребенком, вызвало достаточный интерес, то он запомнит происходящее без видимых трудностей.

Чтобы правильно организовать игру необходимо знать некоторые принципы использования игр:

1. Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.
2. Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности.
3. Игровые задания должны быть понятными и посильными, но в то же время содержать элемент трудности. Ребенку необходимо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели игры.
4. В каждой игре необходимо участие взрослого. Он должен следить за объяснением правил игры, показом действий, совместными действиями с ребенком, выполнением заданий, а также предупреждением конфликтных ситуаций и детского травматизма.
5. Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.
6. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.

В игре начинают формироваться основные личностные качества ребенка. Такие как умение учитывать интересы других, умение сострадать и помогать, умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу».

Ребенку не у кого учиться игровой культуре, потому как зачастую дети находятся в компании своих сверстников, у которых такой же игровой опыт, как у них самих. Взрослым, то есть родителям, желающим чтобы их дети играли, необходимо подсказать ребенку сюжет игры, показать, как можно действовать с той или иной игрушкой, обыграть предложенный сюжет.

С помощью взрослого ребенок овладевает все более сложными способами построения игры. Психологи выделяют три способа, которыми должен овладеть ребенок за период дошкольного детства (от 2 до 7):

— предметно-действенный способ построения игры
— ролевой способ построения игры
— сюжетосложение

Предметно-действенный способ построения игры предполагает проведение простейших операций с предметами — причесывать расческой, кормить ложкой и тд.( относится к более младшему возрасту). В связи с возрастающими возможностями ребенка происходит переход к ролевому поведению в игре. Дети учатся сравнивать свои действия одним из важных средств реализации роли.

В возрасте 5 лет поведение ребенка в игре усложняется. Дети в этом возрасте могут обсуждать замысел и договариваться о правилах игры перед самым началом; способны создавать сложные сюжеты, комбинируя эпизоды из сказок и реальной жизни. Поэтому средний возрастной возраст можно определить как условную границу перехода к формированию сюжетосложения. Последний способ построения игры наиболее важен для развития детской фантазии, творческого мышления, монологической речи. Так как дети в этом возрасте уже осознают правила игры, они способны научиться играть в настольные игры, в прятки. Эти игры сильно отличаются от ролевых игр, где сама роль определяет правила поведения играющих: играющий зайца должен прятаться и бежать от «волка», а играющий волка должен искать «зайца». В настольных играх может уже не быть ролей, поэтому они начинают походить на интеллектуальные задания, которые надо выполнить определенным образом, и развивают у ребенка логическое мышление и внимание.

Сюжетно-ролевая игра очень важна для развития ребенка. Через такие игры ребенок познает мир и учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Самому ребенку научиться играть в сюжетно-ролевые игры достаточно трудно, потому как игры будут бедны по содержанию и непродолжительны. Данная проблем возникает из-за того, что ребенок еще не до конца освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не полностью сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть с ребенком и давать знания о взрослой жизни, тем разнообразней и интересней будут его игры. Без участия родителей, ребенок не сможет научиться играть. Одних занятий в детском саду недостаточно. Очень важно вызвать у ребенка желание играть с окружающими его предметами и игрушками. Для этого необходимо создать у него положительный настрой, демонстрируя своим поведением, как интересны все предметы и игрушки, и как интересно в них играть. Игры с детьми нужно проводить систематически, используя для этого все свободное время. Можно играть даже перед сном — например, с помощью взрослого ребенок может уложить свою куклу спать, перед этим умыв ее и одев в ночное белье. Но для отображения бытовых сюжетов, ребенок, должен владеть навыками самообслуживания.

Первые сюжетно-ролевые игры представляют собой деятельность людей, с которыми непосредственно встречается ребенок. Для того, чтобы ребенок смог изображать в своих играх деятельность людей, он должен обладать необходимыми знаниями и умениями. Чтобы сформировать у детей эти знания, нужно постоянно привлекать внимание к деятельности окружающих людей. Взрослые должны подробно рассказывать обо всех увиденных действиях и их значении, не забывая самим организовывать наблюдения. Описывать происходящее необходимо выразительно и четко. Используемые в процессе слова должны быть понятны ребенку.

Для знакомства ребенка с деятельностью людей можно также использовать чтение детской художественной литературы, или же совместный просмотр детских передач и мультфильмов.

Важным условием овладения ребенком умением играть является умелое оснащение игр дома. С этой целью необходимо подобрать разнообразные игрушки. Для детей это могут быть различные дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши), сюжетно-образные игрушки (машины, куклы, животные, сборно-разборные дома), кубики. Для более старших детей ассортимент этих игрушек расширяется. Кроме названных, желательно предлагать детям наборы игрушечной посуды, мебели и т.п., наборы одежды для ряженья, наборы игрового материала для сюжетно-ролевых игр («Доктор», «Парикмахерская», «Моряки»). Все это рекомендуется предлагать детям последовательно, по мере знакомства с различными видами деятельности людей.

В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать правилам.
Игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия. Когда взрослый организует игру необходимо соблюдать следующие правила:

— тема игры должна отображать интересы ребенка;
— не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;
— руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
— взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения; 
— взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;
— взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.

Ребенок познает мир через игру. Для него участие в игре очень важно. Игра позволяет ему проявлять свою любознательность, и вовлекает в активное освоение окружающего мира. Чтобы удовлетворить активность и интерес детей, взрослому необходимо руководить игрой, воспитывать стремление к узнаванию нового и обогащению духовного мира маленького непоседы. Если взрослый правильно подойдет к организацию игры, то это будет активно способствовать умственному, а также общему развитию ребенка. Играйте с детьми, и познавайте этот мир вместе с ними!

infourok.ru

Картотека опытов с воздухом к проекту «Познаем окружающий мир через игру и экспериментирования»

Опыт №1«Воздух повсюду»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Материал и оборудование: воздушные шары, таз с водой, стакан, веера.

«Почувствуй воздух» — дети машут веером возле своего лица. Что чувствуем? Воздух мы не видим, но он везде окружает нас.

Пустой стакан опускают в таз с водой так, чтобы он начал заполняться. Что происходит? Почему из стакана выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из стакана. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Вывод: назовите предметы которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем воздушные шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Опыт №2«Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал и оборудование: Ароматизированные салфетки, корки апельсин….

Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: Воздух невидим, не имеет определенной формы,

распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

Опыт №3. «Что в пакете?»

Цель:: обнаруживать воздух.

Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?

Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их. Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт №4«Поймай воздух?»

Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы,

Материал и оборудование: целлофановый пакет.

Предложить детям обследовать пакет, узнать, что в нем, объяснить, почему они так думают и попробовать поймать воздух в пакет.

Опыт № 5. «Загадочные пузыри»

Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах. Оборудование: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины, карта-схема.

Дети рассматривают предметы и погружают их в воду. Наблюдают за выделением воздушных пузырьков.

Результат. Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха.

Вывод. Воздух проникает в некоторые предметы.

Опыт № 6. «Надувание мыльных пузырей»

Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор, карта- схема

Взрослый и дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувают разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.

Вывод. В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь н рвешь его оболочку.

Опыт №7. «Пузырьки-спасатели»

Цель: выявить, что воздух легче воды и имеет силу.

Оборудование: стакан с минеральной водой, пластилин, карта- схема.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду и сразу бросает в нее несколько маленьких кусочков пластилина. Дети наблюдают, обсуждают: почему пластилин опускается на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет), что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова опускается.

Результат. Пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно.

Вывод. Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно.

hello_html_m20b235b7.pnghello_html_m20b235b7.pnghello_html_m3af886e8.jpg

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о