Познавательную деятельность детей активизируют следующие факторы – | — Pandia.ru

Тест для специальности Педагогика дополнительного образоваия

Контрольно­измерительные материалы  для проведения  экзаменационного контроля  знаний и умений студентов специальности  44.02.03 Педагогика дополнительного образования МДК 02.01. Методика организации досуговых мероприятий

Контрольно – измерительные  материалы для  проведения  экзаменационного контроля знаний и умений МДК 02.01.  Методика  организации  досуговых  мероприятий специальность  Педагогика  дополнительного  образования код  специальности 44.02.03 Группа               Курс            Семестр   ФИО студента___________                                           _______________ I вариант Часть 1. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА: 1. Из приведенных ниже характеристик отметьте ту, которая относится к   дополнительному образованию детей: а) построение научно­рациональной картины мира и способов нормативно­целесообразной  деятельности б) освоение основных образовательных программ в) усвоение предметных знаний и способов их употребления г) раскрытие личностных интересов и склонностей 2.   Критерием   эффективности   работы   педагога   дополнительного   образования является: а) личностный рост воспитанника; б) активная деятельность в подготовке и проведении мероприятий; в) количество призовых мест; г)   участие   в   педагогических   советах,   семинарах­практикумах,   научно­практических конференциях. 3.   В   каком   документе   определяются   должностные   обязанности   педагога дополнительного образования: а) в Уставе учреждения; б) в должностной инструкции; в) в Правилах внутреннего трудового распорядка; г) в контракте. 4.  Согласно санитарно­эпидемиологическим требованиям к учреждениям  дополнительного образования детей (внешкольных учреждений) учебные занятия в  системе дополнительного образования детей должны начинаться не ранее:  а) 10 часов утра      б) 9 часов утра в) 8 часов утра  г) 7 часов утра

5. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем  определяются:  а) типовым положением об образовательном учреждении  доп. образования детей  б) приказом директора учреждения  в) уставом учреждения  г) приказом управления образования  6. Какую из приведенных задач нельзя рассматривать как задачу  дополнительного образования детей:  а) обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды  б) компенсация, отсутствующих в основном образовании, тех или иных  интересующих детей видов и направлений деятельности  в) подготовка обучающихся к ЕГЭ г) содействие учащемуся в выборе индивидуального образовательного  маршрута и определением темпа его освоения  7. Рабочие программы дополнительного образования по направлениям  деятельности подразделяются на:  а) художественные, эколого­биологические, туристско­краеведческие,  культурологические и др.  б) ориентационные, фундаментальные, прикладные, информационные  в) эвристические, алгоритмические, исследовательские, творческие  г) профильные и многопрофильные 8. Наиболее ярким  проявлением  гиперактивности ребенка является… а) конфликтность б) импульсивность в) агрессивность г) слабое усвоение учебного материала 9. Отчеты о проделанной работе, участии в массовых мероприятиях фиксируются в  журнале объединения учреждения дополнительного образования и предоставляются  заместителю директора по воспитательной работе:  а) еженедельно б) ежемесячно в) один  раз  в  четверть г) один  раз  в  полугодие 10. Занятия проводятся:  а) согласно расписанию, составленному на учебный год и утвержденному директором  ЦДО. б)  согласно расписанию, составленному на полугодие   и утвержденному директором ЦДО. в) согласно расписанию, составленному на учебную четверть  и утвержденному директором ЦДО. 11. Рабочее время педагога дополнительного образования исчисляется:  а) 16 часами  в  неделю б) 18 часами в неделю в) 20 часами  в  неделю г) 24 часами  в  неделю 12. Один учебный  час  занятия  в  системе  дополнительного  образования  равен:  а) 30 минутам

б) 40 минутам   в) 45 минутам    г)  60 минутам   13. Руководство деятельностью педагогов дополнительного образования  осуществляет:  а) директор б) заместитель директора по воспитательной работе в) методист г) все  вышеперечисленные 14. Познавательную деятельность детей активизируют следующие факторы: а) проведение занятия в нестандартной форме б) введение в занятие дополнительного материала в) проведение практических и лабораторных работ г) всё выше перечисленное 15. Участниками образовательного процесса в учреждениях дополнительного  образования являются дети: а) до 16 лет б) до 14 лет в) до 18 лет г) всех возрастов 16. Объединение детей и подростков на основе совпадения интересов стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха ­  это:   а) театр б) кружок в) клуб г) студия 17. Авторская программа дополнительного образования ­ это: а) программа, имеющая особую специфику б) программа, рассчитанная на определенный промежуток времени в) программа, полностью созданная  педагогом или коллективом педагогов г) программа, измененная с учетом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей 18. К видам учреждений дополнительного образования детей относятся: а) клубы, студии б) дворцы, центры, дома, клубы, станции в) лаборатории, мастерские г) кружки, театр Часть 2. УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 19. Что  входит  в  должностные  обязанности  педагога  дополнительного     образования?  а) осуществление  руководством  кружка, клуба, секции, студии  и другими формами  внешкольной работы б) составление  планов и программ с учетом дифференцированного подхода к   обучающимся (или осуществляет подбор типовых программ) в) обеспечение  педагогически обоснованного  выбора форм, средств и методов обучения,  исходя из психофизиологической, социально­экономической целесообразности г) уборка  помещения  в течение учебного процесса

д)  систематическое повышение  своей  профессиональной квалификации е) комплектация  состава коллектива, принимает меры по его сохранению в течение срока  их работы ж) оказание консультативной помощи родителям, а также педагогическим работникам в  пределах своей компетенции з) организация участия обучающихся в массовых мероприятиях, творческих отчетах,  выставках, конкурсах, соревнованиях  20.Педагог дополнительного образования несет ответственность:  а) за  ведение  учета  рабочего  времени  центра  дополнительного  образования  б) за соблюдение прав и свобод обучающихся, правил охраны труда и санитарно­ гигиенических норм в период проведения занятий.  в) за выполнение своих трудовых обязанностей  г) за качество работы с детьми 21.Что  должен  знать педагог дополнительного образования? а) законодательные и нормативные документы по вопросам образования  б) основы педагогики, психологии, физиологии, гигиены и общетеоретических дисциплин  в объеме, необходимом для решения педагогических, научно­методических задач  в) методику и организацию учебно­воспитательного процесса в ОУ.  г) программно­методическую документацию  д) правила охраны труда  е) содержание, методику, организацию образовательной деятельности, программы по  профилю  22.Педагог дополнительного образования, в соответствии  с  должностной    инструкцией,  имеет и ведет (заполняет) следующую документацию:  а)  программу и тематическое планирование объединения б) журнал объединения учреждения дополнительного образования в) карты  посещения  занятия  кружков 23. Выберите виды занятий в учреждениях ДОД: а) КВН                б) деловая игра в) игра­сказка   г) мозговая атака    д) практическая работа 24.  Что из перечисленного относится к основным этапам организационного периода   летней лагерной смены: а) встреча детей б) выявление лидеров в отряде в) прощальные «огоньки» г) спортивные состязания д) «огонёк» знакомств е) выборы органов самоуправления Часть 3. СООТНЕСИТЕ  СОДЕРЖАНИЕ  ПЕРВОГО  СТОЛБЦА  С   СОДЕРЖАНИЕМ  ВТОРОГО  СТОЛБЦА 25. Установите соответствие: Формы детских  объединений УДО Содержание деятельности детских объединений УДО

1. Кружок 2. Лаборатория 3. Ансамбль 4. Центр А. Учебное объединение преимущественно технической  направленности деятельности, обладающее необходимой  для работы учебно­материальной базой и специально  оборудованным помещением. Б. Учебное объединение в сфере прикладной и  художественной деятельности. В. Образовательное объединение обучающихся с общими  интересами, созданное в целях обучения, воспитания,  общения, совместной деятельности и досуга детей. Г. Добровольное, самодеятельное объединение детей,  сформированное на основе общих потребностей, желаний  и интересов к конкретному виду деятельности. 5. Творческая мастерская Д. Учебное объединение, сочетающее в себе черты  6. Клуб учебного и художественного коллектива. Е. Крупное образовательное объединение, в структуру  которого входят более мелкие формы учебных  объединений.              1 –       ; 2 –       ; 3 –       ; 4 –       ; 5 –       ; 6 –       . 26. Установите соответствие: Формы организации  деятельности  детей на занятии 1. Фронтальная 2. Индивидуальная 3. Групповая                             1 –       ; 2 –       ; 3 –        27. Установите соответствие: Виды музыкальных досуговых мероприятий 1. Музыкальный конкурс 2. Музыкальный фестиваль 3. Тематический вечер 4. Концерт Содержание формы организации деятельности  детей на занятии  А. Учащиеся разбиваются на группы по 3­6  человека в зависимости от характера задания Б. Учащиеся работают в оптимальном для себя  темпе при выполнении разноуровневых заданий В. Учащиеся одновременно выполняют одно и то же  задание Содержание видов музыкальных досуговых  мероприятий А. Публичное выступление артистов по определенной,  заранее спланированной программе. Б. Мероприятие, организованное с целью поддержки и  развития творческих способностей учащихся,  выявления талантливой молодежи. В. Монтаж различных по жанру, стилю и содержанию  художественных литературных произведений,  предназначенных для коллективного исполнения  детьми или взрослыми. Г. Мероприятие, посвященное творчеству выдающегося

5. Музыкально­литературная      композиция композитора, исполнителя или деятеля культуры,  раскрывающее особенности его стиля и  сопровождающееся исполнением произведений. Д. Комплексное мероприятие, сопровождающееся  смотром лучших творческих профессиональных и  самодеятельных достижений в области музыкального  искусства.              1 –       ; 2 –       ; 3 –     ; 4 ­     ; 5 ­     .    Часть 4. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ: 28. Метод – это …………………………………деятельности по достижению учебно­ воспитательных задач. 29. Классификация игр в досуговых занятиях детей:  …………………………   интеллектуальные коммуникативные 30. Специфическое коллективное действие, смысл которого состоит в сравнении  деятельности или качеств участников для их оценивания называется …………………….. . КЛЮЧ К ОБРАБОТКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ТЕСТА  Часть 1. № вопроса Ответ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Г А Б В А В А Б Б А Б Г Г Г В В В Б А; Б; В; Д; Е; Ж; З Б; В; Г Часть 2.

Часть 3. Часть 4. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. А; Б; В; Г; Д; Е А; Б Б; В; Д А; Б; Д; Е 1­Г; 2­А; 3­Д; 4­Е; 5­Б; 6­В 1­В; 2­Б; 3­А 1­Б; 2­Д; 3­Г; 4­А; 5­В упорядоченный способ двигательные конкурс

znanio.ru

2. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Факторы, побуждающие учащихся к активности

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводиться только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала.

Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.

Принцип проблемности

Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.

Особенности применения данного принципа в процессе преподавания экономических дисциплин требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.

Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.

Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

Принцип взаимообучения.

Не мене важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Принцип исследования изучаемых проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Принцип индивидуализации.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

  • состав аудитории (комплектование групп),

  • адаптация к учебному процессу,

  • способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

Принцип самообучения.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.

Факторы, побуждающие учащихся к активности

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это, прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

Активация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.

studfile.net

Статья на тему: "Развитие познавательной активности детей"

Ищенко О.С.,

Учитель начальных классов,

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №89

Развитие познавательной активности детей

Введение

Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.

Познавательную активность нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

На основе изучения педагогического опыта, анализа научной литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между объективно существующей потребностью общества в интеллектуально развитой личности и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к формированию познавательных процессов младших школьников.

Цель работы: рассмотреть способы формирования познавательной активности в учебном процессе младших школьников

Объект работы – процесс познавательной активности младших школьников. Предметом исследования является формирование познавательной активности в учебном процессе.

Гипотеза работы: успех обучения в конечном итоге определяется повышением познавательной активности учащихся, где познавательную активность можно определить как постоянно меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и в самой непосредственной познавательной деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность понятия познавательной активности школьников;

  • рассмотреть способы формирования познавательной активности младших школьников в учебном процессе;

  • рассмотреть влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника;

  • изучить уровни развития познавательной активности школьников;

  • подобрать диагностические методики и провести исследование по развитию познавательных процессов (логического мышления) младших школьников в учебной деятельности;

  • экспериментально проверить воздействие разработанных занятий на развитие познавательной активности младшего школьника;

  • сделать выводы.

Методы исследования.

  1. Анализ литературы по данной проблеме.

  2. Прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся.

  3. Диагностика развития познавательных процессов (выборочно).

  4. Экспертная оценка.

Практическое значение работы определяется возможностью использовать полученные данные для практической деятельности школьного психолога в работе с учащимися младших классов.

  1. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе.

Проблема развития познавательной активности школьников — одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования младших школьников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Возрастание вариативности типов учебных заведений не однозначно сказывается на качестве формирования знаний, умений и навыков учащихся, в силу не разработанности организационных, методических и правовых основ их функционирования. На мой взгляд, научно необоснованные попытки активизировать познавательную деятельность за счет увеличения объема изучаемого материала, интенсивности его подачи приводят не только к снижению качества образовательного процесса, но и к возрастанию его стрессогенности для всех субъектов образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.

2 Сущность понятия «познавательная активность»

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип "активности и самостоятельности учащихся в обучении".

Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Поиск эффективных путей повышения качества усвоения учебного материала характерен для педагогической практики. Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников.

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

    1. Способы формирования познавательной активности младших школьников в учебном процессе.

Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательной активности для школьников – это новые знания. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Советский философ М.С. Коган выделяет несколько блоков:

  1. Выработка мотивации – субъект должен иметь внутреннюю мотивацию.

  2. Конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия.

  3. Психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими.

  4. Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится возможной обратная связь.

Сущность каждого из блоков структуры самоуправления процессом учения:

1. Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы). Обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.

2. Ориентационный компонент – принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.

3. Содержательно-операционный. Состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и переработки информации и применение знаний на практике).

4. Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю.

5. Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения.

Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

Типы познавательного действия (Шамова Т.И. 1982г.):

1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания:

А) предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов.

Б) действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса.

В) действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений.

Г) выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования.

2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений.

А) актуализация известных фактов.

В) накопление новых фактов.

3. Действия по обобщению фактического материала.

А) первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и противопоставления фактов).

Б) новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса.

4. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности.

А) нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном.

Б) применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений.

В) использование обобщений в измененных ситуациях.

2.2. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника.

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно.

У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, мы предположили, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей - достаточно важная задача. В действительности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в целом, а значит и на познавательную активность в частности.

Рассмотрим влияние некоторых познавательных процессов, таких как мышление, внимание и память на обучение младших школьников.

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. У первоклассника хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развития положительного отношения к ним. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Так как познавательные процессы функционируют взаимосвязано, то воздействие на память, внимание и мышление, будет отражаться на познавательной активности младшего школьника.

2.3. Особенности развития познавательных процессов младшего школьника в процессе дидактических игр

В развернутом виде педагогические условия развития познавательных процессов младшего школьника можно представить так:

  1. определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;

  2. нахождение таких приемов и средств, таких ярких сравнений, образных описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие наиболее значимую роль в системе содержания знаний;

  3. определенным образом организованная познавательная деятельность, характеризующаяся системой умственных действий;

  4. такая форма организации обучения, при которой обучающийся ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующую проявления максимальной умственной активности;

  5. использование средств самостоятельной работы;

  6. развитие умения активно оперировать знаниями;

  7. при решении любой познавательной задачи использование средств коллективной работы на уроке, опирающихся на активность большинства, переводящих учащихся от подражания к творчеству;

  8. побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной стороны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных познавательных задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика.

Игра является хорошим средством, стимулирующим развитие познавательных процессов учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки.

В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:

  • Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

  • Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

  • Соревновательность создает у ребенка или группы детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: “Что? Где? Когда?” (одна половина задает вопросы – другая отвечает на них).

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм:

  1. Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх.

  2. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

  3. Игра — не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, — это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

  4. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

  5. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта.

Игру можно считать выполняющей свои функции в том случае, если она обеспечивает:

  • не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;

  • осознание школьником своих занятий не как простой игры в школу, а как учения.

Можно выделить следующие основные условия эффективности проведения дидактической игры:

  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

  2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

  3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

  4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.

  5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

  6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

  7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

При соблюдении всех вышеперечисленных условий у детей формируются такие необходимые качества, как:

а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;

б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;

в) добровольное желание расширять свои возможности;

г) раскрытие собственных творческих способностей.

3. Дидактические основы активизации учения школьников.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

Уровни познавательной активности (Шаламова Т.И. 1982г.)

Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: "Почему?"

Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.

Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.

Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.

Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Активизация учения есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

ВЫВОД

В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития таких познавательных процессов как мышление, внимания и памяти, недостаточная сформированность этих процессов создают проблемы в обучении младшего школьника.

Познавательную активность определяется как постоянно меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и в самой непосредственной познавательной деятельности.

Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребенка развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и детей в коллективе, т. к. очень важно: мнение каждого ребенка и чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность, что дает ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться, активно действовать.

Учитывая то, что в младшем школьном возрасте многие проблемы обучения связаны с недостаточной сформированностью мышления, внимания и памяти мы считаем важным создание коррекционной программы, направленной на развитие познавательных процессов.

Так как познавательные процессы функционируют взаимосвязано, то воздействие на память, внимание и мышление, будет отражаться на познавательной активности младшего школьника.

Развитие познавательных процессов младшего школьника будет формироваться более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются специальные приемы, одним из которых являются дидактические игры. Игра в начальной школе просто необходима. Ведь только она умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие: интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, игровой характер проведения занятий, эмоциональное воздействие.

Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Основными характеристиками познавательной активности являются:

  • Естественное стремление школьников к познанию;

  • Положительное отношение к учебе;

  • Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;

  • Проявление воли в процессе овладения знаниями.

Таким образом, познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии.

infourok.ru

Методы активизации познавательной и творческой деятельности детей

Обобщение опыта работы над темой по самообразованию

Методы активизации познавательной и творческой деятельности детей

/выступление на методическом объединении учителей начальных классов/

Выполнила

Гореловская В.Н.

учитель нач.классов

МОУ «Гавриловскаясош»

Активизация познавательной деятельности на уроках

Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Один из важнейших факторов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподаваемого материала. Поэтому при подготовке к уроку необходимо много внимания уделять поиску активных форм и методов обучения, чтобы на уроке в глазах детей зажигались искорки любознательности.

Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, эвристические задачи дидактические игры.

Дидактическая игра – одно из средств активизации познавательной деятельности детей шестилетнего возраста

Большие возможности в использовании дидактических игр представляются на уроках математики. Значительная часть игр позволяет учителю сделать то или иное обобщение, закрепить приобретенные навыки.

Дидактическая игра позволяет разнообразить урок, более творчески подходить к оценке знаний, привлекать к работе всех учеников класса, учитывать индивидуальные способности детей.

Самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой. Такие математические игры обычно проводят в течение нескольких минут в начале или конце урока. Например: «Кто скорее?», «Какая фигура исчезла?», «Кто первый полетит в космос?», «Кто прав?», «Рыболовы».

Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. На уроке можно использовать куклы – игрушки, героев сказок: Буратино, Чиполино, Незнайку, Петрушку, которые тоже хотят учиться и просят ребят помочь решить задачу, ответить на вопрос, загадать загадку. Дети очень любят этих кукол, особенно когда они радуются за правильный ответ учеников: хлопают в ладоши, погладят по голове отличившегося ученика или пожмут ему руку. Использование в ходе урока кукол оживляет учебный процесс. Снижает у ребят напряжение.

Есть игры, которые ребятам особенно полюбились, вызывают большой интерес. В результате их использования материал усваивается легко и просто. Это игры «Молчанка», «Эстафета», «Магические квадраты». Незаметно для детей они помогают отрабатывать вычислительные навыки. Обычно в этих играх ребята показывают ответ на «веере цифр». «Веер» также используют для составления решения задач. Во время работы с «веером» у ребят развиваются фаланги кисти руки.

Именно в игре дети способны осознанно понять серьезные вещи. Играя, они учатся считать, писать, читать, логически мыслить и даже учатся правилам хорошего тона, а все это в конечном результате – труд. С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи. Есть игры, формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля (например, «Математическое домино»). Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

Для младших школьников учение - новое непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между "внешним миром знания" и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет освоить то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей ещё не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Так как ведущий тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, дидактическая игра должна обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирования собственно учебной деятельности. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребёнка (роль учителя, роль контролёра, роль оценщика результатов работы и т. д.)

Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, при чём ведущая функция игры определяется её дидактическими целями.

Подготовительный к игре наглядный материал может быть использован при изучении различных учебных тем.

Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания побуждает к развитию мышления и внимания, а затем переходят на второй план, когда сюжет перестаёт быть основой активности учащихся. Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки- минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Дидактические игры, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников, снижают их утомляемость и напряжение, можно подобрать по любой теме в любом классе начальной школы.

Помимо дидактических игр, игр- загадок в стихотворной форме, занимательных упражнений, преподаватели на уроках математики для развития логического мышления и различных мыслительных процессов используют в содержании урока эвристические или нестандартные задачи.

Роль эвристических задач в обучении детей

Стимуляция самостоятельного умственного действия ученика должна занимать значительное место в учебной деятельности младших школьников. Существующие альтернативные программы обучения предоставляют для этого большие возможности. За стремлением сделать обучение максимально теоретичным, с высоким уровнем обобщения, следуют и попытки сделать его активным со стороны самостоятельности учащихся.

Однако, если на логические действия учащихся при современном обучении обращается внимание, но они при этом требуют большей содержательной базы, большего многообразия опыта. А развитие их умственной инициативы, эвристических элементов мышления значительно отстаёт.

Развитие логического мышления, способности к активному использованию умственных возможностей при встрече с проблемными ситуациями являются одной из главных задач начального обучения. В этот благоприятный для развития самостоятельности умственных действий период исключительную важность приобретают методы и условия её формирования.

Увеличение количества эвристических задач, соответствующих знаниям и уровню общего развития учеников, позволит повысить уровень самостоятельности и активности мышления детей, развить их творческое мышление.

При подборе задач необходимо придерживаться определённых положений.

Задачи должны:

а) по возможности стимулировать разные формы умственной активности. При этом главный упор делается на стимуляцию самостоятельных умственных усилий детей;

б) соответствовать возможностям детей по объёму элементов и по сложности их отношений, при этом предпочтение отдаётся задачам с минимальным количеством шагов;

в) должны иметь элемент новизны и в то же время быть близкими жизненному , но не обязательно учебному опыту ребёнка.

Степень трудности, как по объёму, так и по сложности отношений, возрастает по мере приобретения детьми умений анализировать и решать их.

Примерная классификация задач.

1.Задачи на оперирование логическими понятиями: "все", "некоторые", "отдельные" и установление отношений между элементами множеств.

2.Задачи на установление временных, пространственных, функциональных отношений.

3.Задания на комбинаторные действия.

4.Задания на активный перебор вариантов отношений.

5.Задания на установления сходства и сопоставления.

  1. Задачи на придумывание способов обозначения схематизации.

Большая часть заданий проста по структуре и не исключает возможности решения по типу непосредственного усмотрения отношений. Стимуляция действий интуитивного характера необходима для формирования творческих сторон мышления. Более простые задачи используются в качестве вспомогательных средств для подсказки, подталкивания мысли ребёнка в тех случаях, когда он испытывает затруднения.

Формирование эвристических умственных действий играет большую роль в развитии ребёнка. Готовясь к уроку, учитель должен шире использовать возможность учебного материала, организуя поисковую деятельность учащихся. Целесообразно включать в урок задания эвристического характера, что позволит не только повысить интерес детей к изучаемому предмету. Но и выявить неординарность мышления, сформировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применяя имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Подобные задачи можно задавать на дом для индивидуальной работы. Наиболее полно используются возможности влияния эвристических задач на формирование мышления ребёнка во внеурочной работе ( математический кружок, факультатив), а также при проведении специальных занятий в группах коррекции.

Задачи на оперирование понятиями "все", "некоторые", "отдельные".

Цель: формировать умение анализировать объект с разных сторон, развивать логическое мышление.

    1. Все ученики нашего класса завтра пойдут в кино. Пойдёшь ли в кино ты?

    2. В парке растут деревья и кустарники. Сирень кустарник. Растёт ли в парке сирень?

    3. На дереве сидели 4 синицы и 6 воробьёв. 5 птиц улетело. Был ли среди них хоть один воробей? Объясни.

    4. На ёлке горело 7 свечей. 5 из них погасли. Сколько свечей осталось на ёлке?

    5. Часть ребят пойдут в кино, а часть в парк. Пойдёт ли в кино Коля?

Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.

Цель: выяснить понимание детьми временных, пространственных и функциональных отношений, развивать логическое мышление.

1. Как отмерить 1л воды, если есть кружки в 5л и 2л?

2. Бревно длиной 6м распилили на 6 равных частей. Сколько раз пришлось распиливать бревно?

3. Зина живёт на 3 этаже, а Нина на 5 этаже. Сколько ступенек проходит каждая девочка, если от одного этажа до другого 15 ступенек?

  1. Толя, Володя и Саша любят приходить в школу вместе. Володя живёт от школы не ближе Толи. Саша - не дальше Толи. Кто из ребят должен выходить из дома раньше всех?

Задачи на придумывание собственных способов обозначения, схематизации и символизации для выражения различных отношений. Задачи на установления сходства и различия.

Цель: показать всесторонние связи между величинами задачи, развивать умение выделять признаки существенные в данной ситуации, развивать логическое мышление.

    1. Изобрази условными знаками свой город, свою улицу и дом, в котором ты живёшь.

    1. Найди лишнее слово в ряду.

Объясни, почему оно лишнее

(сметана, молоко, сало, сливки, творог, кефир), ( осина, берёза, сосна, липа, дуб)?

    1. Допиши ещё несколько слов в ряду…лужа, пруд,…

    1. Определи, какая фигура лишняя и почему?

Задачи на комбинаторные действия.

Цель: формировать умение проводить анализ с разных точек зрения и синтезировать полученные результаты, развивать логическое мышление.

      1. "Мишка по лесу шёл.

Сочетанья букв нашёл.

Составь слова из букв

КОЖАЛ, ЛКАЧШ. "

(Ребята записывают ответы на листочках.)

      1. Три друга Петя, Коля и Вася хотят сесть на скамейку. Как их можно рассадить?(Всего существует 6 вариантов).

      2. Во дворе стояли мотоциклы, мотоциклы с колясками и легковые машины. Мальчик насчитал всего 13 колёс. Сколько могло быть машин, мотоциклов и мотоциклов с колясками?

      3. Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы, получилось 10 лап. Сколько могло быть кур и сколько собак?

Задачи на активный перебор вариантов отношений.

Цель: формировать умение сравнивать объекты, выяснить понимание детьми вариантов отношений, развивать логическое мышление.

        1. Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый получил по целому яблоку и одно осталось в корзине?

        2. Из каких знакомых тебе фигур состоит эта фигура?

        3. Нарисуй такую же фигуру без отрыва от бумаги и не проводя два раза одну и ту же линию.

        4. Заполни цифрами квадрат, так чтобы сумма чисел по всем направлениям была равна 15.

hello_html_9e4662e.gifhello_html_5b757d9f.gif

Игра "Переправа, переправа берег левый, берег правый".

Как перевезти в лодке с одного берега на другой волка, козу и капусту, если известно, что волка нельзя оставить без присмотра с козлом, а козел "неравнодушен" к капусте. В лодке только два места, поэтому можно брать с собой одновременно или одно животное, или капусту.

Решение задачи.

Опишем организацию перевозки с левого берега на правый - волка, козла и капусту, при которой без присмотра не будут оставаться одновременно волк с козой или коза с капустой.

В ПЕРВОМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой козу, оставляя на левом берегу волка и капусту. Переехав на правый берег перевозчик оставляет там козу и возвращается на левый берег.

ВО ВТОРОМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой волка, оставляя на левом берегу капусту. Переехав на правый берег, перевозчик оставляет там

волка, забирает с собой козу и возвращается с ним на левый берег.

В ТРЕТЬЕМ РЕЙСЕ перевозчик берет с собой капусту, оставляя на левом берегу козу. Переехав на правый берег оставляет там капусту "с волком" и возвращается на левый берег. И, наконец, В ЧЕТВЕРТОМ РЕЙСЕ он перевозит с левого берега на правый козу.

Детям будет интереснее, если эту задачу учитель продемонстрирует на доске с помощью наглядности.

Игра «Шарики».

Задание. Раскрась шары так, чтобы желтый шар был между красным и синим, а синий шар рядом с зеленым.

hello_html_2881e206.gifhello_html_2881e206.gifhello_html_2881e206.gifhello_html_2881e206.gif

Такие логические задачи чаще используются для самых способных детей в классе при дифференцированном подходе.

Активная деятельность детей на уроке математики - одно из более важных направлений в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе. Дидактические игры и занимательные упражнения, которые в наибольшей степени активизируют учебную деятельность ребят необходимо проводить на каждом уроке. Основной функцией дидактической игры является формирующий устойчивый интерес к учению и снятие напряжения во время учебных занятий.

Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса - мышления, внимания, памяти и т.п.

Так как ведущий вид деятельности шестилетних школьников - учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и собственно учебной деятельности.

В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка (роль учителя, роль контролера, роль оценщика результатов учебной работы и т.д.)

Особый момент использования игр - формирование навыков самоконтроля и самооценки через использование различных видов взаимоконтроля и взаимооценки.

Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату. Основное внимание при проведении дидактической игры должно быть направлено на обучение основам математики, реализующееся в различных формах работы ребят (работа по звездочкам, группам, вдвоем), в процессе которой дети усваивают главную сторону учебной деятельности, традиционно закрепленные за учителем, - оценку и контроль. Этому способствует взаимоконтроль и взаимооценка, а игра учителя - важное средство выработки адекватной самооценки повышающие ответственность ребят и позволяющее творчески овладеть учебным материалом. Система дидактических игр в процессе обучения начальной математики позволяет решать все многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника.

Таким образом; применение на уроках математики шестилетних детей игровых моментов, способствует активизации познавательной деятельности, развивает внимание, память, мышление учащихся.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о