Произвольность поведения у дошкольников: Развитие произвольности в дошкольном возрасте

Содержание

Развитие произвольности в дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками


Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. За период дошкольного детства ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Во ФГОС дошкольного образования предусмотрено, в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: “…ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

..”

Важнейшей способностью, необходимой для успешного обучения в школе, является произвольность поведения. Произвольность действий и произвольность поведения. Произвольность поведения – это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Каждый педагог и родитель стремится развить качества в своих детях, видеть их целеустремленными, настойчивыми и волевыми. Именно эти качества необходимы для обучения в школе, что способствует успешному усвоению школьной программы. Формировать произвольное поведение будущего первоклассника надо с дошкольного детства.

Как же происходит созревание произвольности познавательных процессов, действий и поведения у дошкольников?

В три года действия приобретают намеренный характер, дети начинают действовать с заранее намеченной целью, которая еще может “ теряться”. В этом возрасте развивается сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В результате общения с другими людьми и взрослыми развивается самостоятельность и осознанность поведения, затормаживаются его нежелательные формы. К четырем-шести годам окончательно формируются лобные доли, отвечающие за осуществление целенаправленной деятельности. В результате формируется способность контролировать свои действия. Следовательно у детей этого возраста уже появляется произвольность. Присущая более младшему возрасту импульсивность поведения постепенно преодолевается. Формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, слушать речь взрослых. В игре формируется умение подчиняться правилам.

С пяти-шести лет значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что очень важно для образования предпосылок к учебной деятельности.

Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова пришли к выводу, что систематическая работа по формированию игры с правилами не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе.

Игровая деятельность является важным условием формирования произвольного поведения ребенка. Преимуществом предложенных подходов Г.А.Урунтаевой, Е.О.Смирновой являются элементы игр и овладения правилами в них, как путь к овладению своим поведением. Выявлено, что участие сверстников подготавливает появление самоконтроля: первоначально дошкольники контролируют действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать свое собственное поведение в игре. Дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Через игру с правилами у дошкольника формируется произвольность.Большое место в жизни детей занимают игры с правилами. Для игр с правилами характерно, что их содержанием является не роль и не игровая ситуация, а правила. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий.

Главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. В нашем дошкольном учреждении мы используем развивающие игры, содержащие правила игры или условие; игры соревнования; релаксационные упражнения на снятие напряжения; игры на перевоплощения “ Море волнуется, ” Самолетики”, “Птенчики” и др. В таких играх как “Классики”, “Школа мяча”, “Прятки”, и т.д. нужно достичь конкретной цели, данной в определенных условиях (т.е. задачи). Развитие этого вида игры и заключается во все большем выделении и осознании игровой задачи. В игре больше, чем в какой-либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность. Ведущее место в 6-7 лет приобретают подвижные игры с правилами без сюжета (“Ловишки”, “Найди себе пару” и др.).

Игры с правилами, включающие очередность действий или направленные на выработку усидчивости: игры Никитина: “Уникуб”, “ Сложи узор”; головоломки, блоки Дьенеша, настольно-печатные игры, шашки, домино, лото.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться саморегуляция поведения. Дети способны отказаться от увлекательной игры и заняться непривлекательным видом деятельности, руководствуясь лишь необходимостью выполнения задания. Произвольность проявляется и в умении анализировать свои собственные движения, сознательно приобретать двигательные умения и навыки (рисовать, писать).

Произвольность выражается также в преднамеренном заучивании стихотворения, способности побороть непосредственное желание, отказаться от интересной деятельности, игры ради поручения взрослого. Произвольность проявляется и в мышлении. В этом возрасте дети могут удерживать цель действия до конца, если задание нетрудное и короткое по длительности. Дети стремятся во что бы то ни стало преодолеть трудности отказываются “ сдаться”, то есть обнаруживается высокий уровень целенаправленности.

Правило становится все менее связанным с воображаемой ситуацией и все более относится к самому играющему ребенку. Правило становится средством осознания своего поведения и средством овладения им, которое свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля, следовательно, его поведение поднимается на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других неигровых ситуациях. Поэтому педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо развивать саморегуляцию детей целенаправленно через использование системы игр с определенными правилами.

Развитие произвольности поведения старших дошкольников | Материал (старшая, подготовительная группа):

Развитие произвольности поведения старших дошкольников

Развитие произвольности поведения – одна из центральных линий развития ребенка. Что же входит в понятие «произвольное поведение»?  Под произвольным поведением нужно понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном.

Основной чертой произвольного поведения является его осознанность. Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.

Если рассмотреть под этим углом зрения поведение дошкольников, станет очевидным, что очень часто они действуют неосознанно, а значит, непроизвольно. Если спросить ребенка, что он делал всего полчаса тому назад, он может пожать плечами и сказать: «Не знаю»; в лучшем случае скажет: «Играл». Он действительно не знает, не замечает, что делает. Он находится как бы внутри предметной ситуации, полностью в нее погружен, отсюда — невозможность посмотреть на себя со стороны, осознать собственные действия.

 Д.Б. Эльконин выделил несколько параметров относящихся к компонентам произвольности:
1. Умение осознанно подчиняться правилу.
2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.
3. Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме.
4. Умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного образца.

  Исследованиями в области развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста занималась и З.В.Мануйленко. Она выделила несколько ступеней в развитии произвольного поведения.

Первая ступень (3-4г.), когда детям «еще не доступен контроль за своим  поведением даже на очень короткое время».         

На второй ступени (4-5 лет) возникает элементарная форма контроля, которая проявляется время от времени, как бы толчками.  

        В 5-6 лет дети  впервые начинают систематически применять некоторые приемы, чтобы не отвлекаться: смотрят вниз или в одну точку прямо перед собой и т.п.

        В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Н.И. Красногорский подчеркивает, что именно с 6-7 лет следует особо энергично воспитывать и дисциплинировать детей.

Использования сюжетно-ролевой игры в развитии

произвольного поведения  дошкольников.

Для развития произвольного поведения необходимо вызвать у ребенка эмоциональный интерес к своей деятельности. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной сюжетно-ролевой игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

В ролевой игре в качестве опосредующего звена между ребенком и правилом поведения стоит роль. Правило, соотнесенное с ролью, осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку. «Вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения.    

В игре происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок ставит цель, принимает решение, намечает план действия, исполняет его, проявляет определенное усилие при преодолении препятствий, оценивает результат своего действия.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра дает возможность с одной стороны, поступать согласно собственным намерениям, а с другой подчиняться определенным законам, нормам, правилам, т.е. строить произвольное поведение. В подготовительных группах необходимо развивать немного ролевых игр, но в таком сочетании, которое обеспечивало бы формирование чувств и устойчивых интересов ребенка и на этой основе волевых черт его характера, и тем самым произвольного внимания.

Для поддержания игровой мотивации педагогу необходимо создавать условия для самостоятельной и творческой игры, вызывать интерес, любознательность и целеустремленность  дошкольников используя для активизации сюжетно-ролевой игры дошкольника произведения художественной литературы, картины художников, кинофильмы и слайды и т.д., а также его конструктивную деятельность (лепку, рисование, изготовление поделок для последующей ролевой игры).

Влияние игр с правилами

                  на развитие произвольного поведения дошкольников.


             Поскольку главная деятельность дошкольника — это игра, то первым шагом на пути к формированию произвольного поведения может стать совместная со взрослым игра. Но чаще всего это игра не предметная и даже не ролевая, а игра с правилом.

Особенностью игр с правилами является то, что овладение этими играми предполагает специальный подготовительный этап по усвоению правил. В сюжетно-ролевой игре нет такого этапа или особой деятельности по освоению роли и содержащихся в ней правил.  Наличие подготовительного этапа в играх с правилами, на котором дети осваивают, видоизменяют и даже создают новые правила предстоящей игры, очень важно, так как деятельность детей в это время приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности — учебной.

В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения.

Действуя по правилу, ребенок ведет себя произвольно и осознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле ребенка, поскольку в игре необходимость выполнения правил очевидна. Влияние игр с правилами на развитие произвольного поведения дошкольников выражается в осознании и овладении правилами действий. Первоначально включение детей в игру происходит непосредственно и эмоционально. Их привлекает возможность общения со взрослыми, игровой материал и просто двигательная активность. На этом этапе взрослый обращает внимание детей на правило игры, подсказывает, что и когда следует делать.

        Осознанию правила способствуют замечания, которые дети делают друг другу в случае их нарушения по ходу игры. Контроль за действиями других создает внутреннюю готовность к выполнению тех же действий.

        Когда дети начинают самостоятельно воспроизводить игры с правилами, показанные взрослым, при этом следят за соблюдением этих правил – это свидетельствует о том, что дети овладели правилом действия и могут контролировать свое поведение и поведение своих сверстников независимо от взрослого.         Таким образом, игры с правилами являются эффективным средством развития произвольного поведения. При этом очень важно не принуждать детей к выполнению игровых правил, а стремиться найти условия, способствующие их реализации. Определению таких оптимальных психолого-педагогических условий организации игровой деятельности будет уделено внимание в экспериментальной части данной работы.

Особенно важна роль игры в младшем дошкольном возрасте, когда серьезные разговоры еще недоступны детям и когда они еще не могут сами ставить перед собой цели и сознательно достигать их. Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в жизнь малышей, становятся регулятором их поведения.

Простые игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение игровых правил.

Во-первых, игры обычно имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным. Наглядность таких правил и их простота (бежать по сигналу, не переступать нарисованной на земле черты и т. п.) делают возможным даже для трехлетнего малыша контроль за их выполнением — сначала в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима.

Во-вторых, естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры. Детский коллектив помогает ребёнку правильно выражать свои эмоции, ведь никто не хочет дружить с плаксой или забиякой. Коллективные игры помогают научиться подчиняться правилам, действовать сообща. Ребенок учится терпеть, дожидаясь своей очереди в игре, учится контролировать себя, сравнивая свои действия с действиями других. Недаром игру называют колыбелью и школой произвольности.

И наконец, в-третьих, многие игры имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми, что облегчает ребенку управление своим поведением. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.

 

 Роль взрослого в формировании произвольного поведения

Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения. Взрослый как бы приобщает ребенка к новому предмету его деятельности и сознания. В дошкольном возрасте опосредование поведения ребенка образцом взрослого эффективно происходит в игре, которую рассматривают как самостоятельную деятельность детей, возникающую и протекающую независимо от взрослого. Однако сами дети не всегда могут создать достаточно увлекательную для них игру с четким осознанным правилом и тем более выделить правило игры как предмет своей деятельности. Функцию вовлечения ребенка в игру и выделение ее правил может взять на себя только человек, уже овладевший этой деятельностью. Это могут быть старшие дети или взрослый.

        Исследования Е.О.Смирновой показали, что игра с правилом становится средством развития произвольности дошкольника лишь в том случае, если взрослый является одновременно и участником и организатором игры. В роли участника взрослый мотивирует игровые действия детей. В роли организатора он вводит правило в жизнь ребенка, помогает осознать и соблюдать их. Эти роли различны и противоположны: одна предполагает эмоциональную включенность в игру, совпадение с позицией ребенка, другая  – отстраненность и контроль действий детей, удержание позиции старшего, учителя.         В отдельности каждая роль не может обеспечить развивающий эффект: если взрослый превращается в играющего ребенка, он не может донести правила игры; если он остается «учителем» и контролером, игра теряет свою привлекательность.

        Л.С.Выготский показал, что сам ребенок, в какие бы замечательные условия его не помещали, никогда не сможет научиться управлять своим поведением. Более того, он не почувствует необходимости в этом. Все это он может научиться делать только вместе со взрослым: в общении, в совместной деятельности. Именно в отношениях ребенка и взрослого, в их общей жизни следует искать истоки произвольного поведения.

Объяснение педагогом правил — важный этап в организации  игры. От того, насколько четко правила будут объяснены, зависит ее успех. В начале игры педагог наблюдает, как дети усвоили правила, и напоминает, что если они не будут выполняться, игра прервется.

Объяснение правил в разных возрастных группах проводится по-разному. В старших и подготовительных к школе группах правила становятся более сложными: не смотреть в сторону описываемого предмета, не повторять сказанного, называть только существенные признаки предмета, объединять несколько предметов одним словом и др. В играх, предназначенных для детей старших групп, увеличивается и количество правил. Воспитатель и в этих группах на первых порах следит за их выполнением. После того как воспитатель убедится в том, что все дети усвоили правила игры он может предложить им играть самостоятельно.

Основная задача педагога в развитии произвольного поведения — научить ребёнка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его. Игры должны содержать в себе большие возможности для развития у детей приёмов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребёнок имеет возможность сопоставить учебные действия и их конечный результат с заданным образом.

При организации  работы с детьми по формированию произвольности и саморегуляции акцент должен делаться на следующих умениях ребёнка:
-концентрировать внимание;
-доводить начатое до конца;
-контролировать свои движения;
-снимать мышечное напряжение;
-контролировать свои эмоциональные проявления;
-расширять поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Игры на формирование произвольного поведения следует проводить при соблюдении следующих  условий:

-Для развития произвольного поведения ребенка обязательным является общение со взрослым. Участие в игре взрослого, не только как организатора, но и как активного участника игры.

-Игровые действия должны осуществляются совместно с другими детьми. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры. 

-Сам ребенок никогда не сможет научиться управлять собой. Более того, он не почувствует необходимости в этом.

-Игры с правилами являются эффективным средством развития произвольного поведения.

Правило может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Но знание правила не всегда обеспечивают его выполнение.

-Чтобы правило было осознано, ребенок должен захотеть действовать «правильно».

-Важно не принуждать детей к выполнению игровых правил, а стремиться найти условия, способствующие их реализации.

—  Все используемые игры должны быть эмоционально окрашенными и В формировании произвольного внимания могут быть использованы различные виды игр с правилами. Все они должны быть эмоционально окрашенными, обязаны содействовать воспитанию в детях волевых черт характера, активности, любознательности и целеустремленности содействовать воспитанию в детях волевых черт характера, активности, любознательности и целеустремленности

-Введение дополнительной мотивировки, которая обеспечивала бы не только успешное усвоение ребенком правил игры, но и создавало бы ситуации, в которых ребенок сам мог устанавливать правила и контролировать их выполнение.

-Условием, облегчающим детям выполнение игровых правил, является подвижный характер игры. В этом случае необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным.

-По возможности придавать игре сюжетно-образный характер, что облегчает ребенку управление своим поведением. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.

Произвольные подкрепления в прикладном анализе поведения

Бризида В.

Бризида В.

Сертифицированный поведенческий аналитик

Опубликовано 2 октября 2016 г.

+ Подписаться

Одно из распространенных заблуждений относительно прикладного анализа поведения при лечении лиц с нарушениями развития заключается в том, что это не что иное, как модификация поведения — использование произвольных подкреплений (например, конфет, жетонов, игрушек) для изменения поведения. В сочетании с отсутствием подготовки картина, которую рисует это заблуждение, наносит ущерб области по двум причинам: 1) она противоречит фундаментальным принципам и измерениям прикладного анализа поведения и 2) она может создать культуру псевдонауки, в которой терапевты/практики придерживаются убеждений и практик, отклоняющихся от первоначальных научных принципов и потенциально негативно влияющих на группы населения, которым они служат (Baer, ​​Wolf, & Risley, 19).68).

Во-первых, прикладной анализ поведения в основном фокусируется на использовании или построении естественных непредвиденных обстоятельств подкрепления. Другими словами, основное внимание уделяется обеспечению того, чтобы индивидуум контактировал с подкрепляющими средствами, которые актуальны и легко доступны в его повседневной жизни (например, социальная похвала, улыбки, взаимодействие с другими людьми и удовлетворение их потребностей и желаний). Однако, в то время как похвала может подкреплять ребенка или взрослого, который НЕ находится в спектре аутизма, она может не подкреплять (то есть она не может эффективно увеличить вероятность поведения в будущем) для ребенка или взрослого, который НАХОДИТСЯ в спектре аутизма.

В этих случаях может потребоваться произвольное подкрепление для установления новых поведенческих репертуаров и навыков. Таким образом, модификация поведения является компонентом прикладного анализа поведения, но не исчерпывающим аспектом нашей науки. Например, для достижения конечной цели управления сложным поведением или формирования навыков, которые будут устойчивыми в естественной среде, поведенческие аналитики программируют обобщение в начале лечения, тщательно следя за тем, как и когда использовать произвольное подкрепление и если оно используется. имея план заменить его более естественными подкреплениями.

Во-вторых, отсутствие обучения и эффективного распространения этих вопросов среди лиц, практикующих в этой области, может привести к созданию псевдонаучных верований и практик, которые в конечном итоге препятствуют обучению и росту уязвимых групп населения, которым мы служим. Два примера — использование съедобного подкрепления и использование жетонной экономии. Опять же, эти произвольные подкрепления имеют свое место в науке, но важно, чтобы мы были осторожны и концептуально систематичны в том, как и почему мы их используем.

Недостаток обучения приводит к незнанию того, как и почему, что в конечном итоге приводит к культуре, в которой эта технология используется только потому, что «все так делают», и кажется, что это простой набор приемов. Съедобное подкрепление, например, всегда должно быть зарезервировано для случаев, когда другие подкрепления очень ограничены, и должно использоваться с четким планом, в котором подчеркиваются такие аспекты, как как долго оно будет использоваться и как оно будет систематически исчезать. Кроме того, людям следует предоставлять широкий выбор здоровых продуктов питания, а приемы пищи/закусок никогда не должны отказывать или ограничиваться и использоваться в качестве подкрепления для целевого поведения. Точно так же следует сначала понять науку, лежащую в основе экономики токенов, прежде чем она будет реализована в качестве стратегии управления поведением или подкрепления для обучения навыкам. Жетоны изначально не имеют подкрепляющей ценности, и процесс, посредством которого они становятся ценными, может варьироваться в зависимости от каждого отдельного ребенка или взрослого и их уровня навыков — в то время как некоторым может потребоваться всего несколько сеансов моделирования и обучения, другим может потребоваться более интенсивное обучение символам. Кроме того, важны несколько соображений, например, как определить целевое поведение, продолжительность экономики жетонов и обеспечение того, чтобы мы систематически удаляли экономику жетонов и заменяли ее более естественными подкреплениями в окружающей среде.

Осведомленность об этих проблемах, критическое отношение к тому, что нам удобно делать каждый день, эффективное обучение персонала и постоянное обсуждение между профессионалами имеют решающее значение для работы в этой области и помогут улучшить лечение.

Бэр, Д.М., Вольф, М.М., и Рисли, Т.Р. (1968). Некоторые современные аспекты прикладного анализа поведения. Журнал прикладного анализа поведения , 1, 91-97.

  • Советы путешественникам для семей детей с аутизмом

    12 марта 2018 г.

  • Обучение персонала на основе фактических данных

    20 ноября 2016 г.

  • 10 правил подкрепления

    8 августа 2016 г.

  • Шесть ключевых показателей качества программ лечения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

    7 июля 2016 г.

  • Новый план правительства Онтарио по лечению аутизма

    3 апр. 2016 г.

Как дети, играя с другими людьми, могут выявить риск антиобщественного поведения | The Brink

Если ваш ребенок время от времени проявляет антиобщественное поведение, не отчаивайтесь. Родители могут помочь закрепить поведение, которое они хотят видеть, например, смеяться, когда их дети ведут себя игриво, чтобы способствовать социальному поведению. Фото Skynesher/iStock

Когнитивное развитие

Психологи BU определяют игровые черты, которые могут предупредить будущее агрессивное и антиобщественное поведение

10 апреля 2020 г.

Твиттер Фейсбук

Вы когда-нибудь задумывались, может ли поведение вашего ребенка показать, как его личность может развиваться в будущем? И не указывает ли их кажущееся отсутствие угрызений совести из-за того, что они чертят маркером на кофейном столике, что-то более зловещее?

Психологи Бостонского университета Николас Вагнер и Кимберли Саудино говорят, что раннее проявление бездушного и безэмоционального поведения, такого как отсутствие вины и отсутствие эмпатии, предсказывает риск развития у ребенка стойкого антиобщественного поведения и агрессии в более позднем возрасте. Но как определить раннее поведение CU у малышей? В исследовании, опубликованном в Psychological Medicine , они исследовали раннее развитие поведения CU, наблюдая за сотнями маленьких детей, играющих в игры в социальном контексте, и обнаружили, что бесстрашие и низкий интерес к социальным связям могут быть предупреждающими знаками того, что поведение CU может быть впереди.

Участников исследования — 227 пар близнецов из Проекта близнецов Бостонского университета — попросили дважды посетить лабораторию, один раз, когда им было 3 года, и еще раз, когда им было 5 лет. Во время каждого сеанса исследователи наблюдали, как малыши занимаются различные задания, в том числе сортировка бусинок и игра в змейку, в то же время общаясь со своими родителями и научными сотрудниками. Степень, в которой дети демонстрировали поведенческий страх в социальных ситуациях и их желание взаимодействовать с окружающими людьми, была закодирована и наблюдалась исследовательской группой Вагнера и Саудино.

Их выводы? Дети, которые демонстрировали менее боязливое поведение и низкий интерес к социальному взаимодействию на первом сеансе, с большей вероятностью демонстрировали поведение CU (невиновность и отсутствие эмпатии) на втором сеансе. Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, они также обнаружили, что дети с самым высоким уровнем поведения CU также, как правило, испытывают более жесткое воспитание — возможно, потому, что эти дети не реагируют на наказание так же, как дети без черт CU, говорят исследователи.

«Вы можете представить сценарий, в котором родитель просит ребенка что-то сделать, ребенок отвечает «нет» и ведет себя вызывающе и агрессивно, родитель встречает это с еще большей агрессией и неповиновением, и все просто выходит из-под контроля», — говорит Вагнер. , доцент кафедры психологии и наук о мозге BU College of Arts & Sciences. Наказания, как правило, менее эффективны для бесстрашных детей, добавляет он: «У них нет страха перед наказанием [и оно] с меньшей вероятностью изменит их поведение».

Большее внимание к поощрению желательного поведения может быть более эффективным для детей с чертами CU, говорит Вагнер. С этой целью он рекомендует учить родителей тому, как поощрять принадлежность. Обсуждая эмоции со своими детьми, поощряя зрительный контакт и обращая внимание на мысли и чувства других, родители могут способствовать развитию ценных навыков межличностного общения. «Это определенно не универсальный подход, когда дело доходит до вмешательства, и именно для этого этот тип работы полезен», — говорит он.

Вагнер и Саудино продолжили свое исследование ранних факторов риска, лежащих в основе поведения CU, во втором исследовании, опубликованном в Journal of Child Psychology and Psychiatry , в котором изучалась имитация как форма социальных связей у малышей с чертами CU. Ключевая сила обоих исследований, по словам Вагнера и Саудино, заключается в том, что они включали прямое наблюдение за поведением детей, а не полагались на отчеты родителей и анкеты.

«Многие исследования в моей области основывались на оценке родителями как детского поведения, так и проблем с поведением ребенка», — говорит Саудино, профессор психологии и наук о мозге BU College of Arts & Sciences. «Что мы пытались сделать в обоих этих исследованиях, так это использовать широкий спектр лабораторных объективных показателей поведения, на которое мы смотрели».

Для наблюдения за имитацией экспериментаторы продемонстрировали задание, например, протолкнуть крекер через трубку, приговаривая: «Удар, удар, удар!» Затем они попросили малышей выполнить ту же задачу, чтобы увидеть, будут ли они имитировать только инструментальные действия, такие как толкание хлопушки, или они будут имитировать также произвольные действия — «удар, удар, удар!» — также. Они обнаружили, что дети с большим количеством признаков КР имитировали инструментальные действия, необходимые для выполнения задания, но склонны пропускать произвольные.

«Одна из основных причин, по которой дети имитируют произвольные [действия], — это установление социальных связей», — говорит Вагнер. Однако, по его словам, дети, подверженные риску крапивницы, «по-видимому, меньше озабочены установлением социальных связей с окружающими их людьми».

Тем не менее, если ваш ребенок время от времени проявляет антиобщественное поведение, не отчаивайтесь. Вместо этого обратите внимание на повторяющиеся паттерны и свидетельства устойчивых черт характера, а не на отдельные модели поведения. Родители могут снизить риск БК, придумывая глупые игры или дурачась со своими детьми. Подкрепление поведения, которое они хотят видеть, например, смех, когда их дети ведут себя игриво, также может способствовать развитию социального поведения.

«В обоих этих исследованиях наша цель не в том, чтобы напугать людей», — подчеркивает Вагнер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *