Развитие фонематического слуха: Как развивать фонематический слух у детей с ОНР. Консультации для родителей.

Содержание

Официальный сайт МДОУ №48 «Незабудка

Подробности
Опубликовано 23.11.2016 12:50

Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? 
Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка? 
С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие своего малыша? Ответы на эти вопросы вы узнаете, прочитав статью.

Фонематическое восприятие — это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. 
Родители часто жалуются — у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах — виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. 

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» — «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. 

Возрастные нормы развития фонематического слуха: 
Первый год жизни — уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частоупотребляемые слова. 

На втором

году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. 

Самое важное достижение третьего года жизни — возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением. 

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. 

На пятом году формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. 

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия. 
Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня. 
* Первый уровень — узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. 

1. Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало? 

2. Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. 

3. Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску… 
Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. 

4. Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. 

5. Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

* Второй уровень — различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

1. Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать — кто говорит. 

2. Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры — «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко. 

3. Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. 

* Третий уровень — различение сходных по звучанию слов.

1. Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. 

2. Игра «Верно-неверно».

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. 

* Четвертый уровень — различение слогов.

1. Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. 

2. Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. 

* Пятый уровень — различение звуков.

1. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр… 

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает. 

2. Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. 

* Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза.

1. Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 

2. Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине. 

3. Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.ампа, мы.о,.ук, ку.ак). 

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Развитие фонематического слуха — Психологический центр «Крепкий орешек»

В процессе занятий ребенок подсознательно усваивает законы и систему русского языка, что готовит его слух к обучению грамоте и письму, именно на этом этапе формируется так называемая врожденная грамотность.
Наша речь существует в устном и письменном виде, но поскольку речь сначала звучит и воспринимается слухом, то развитый фонематический слух – это база, на которой впоследствии формируется умение читать, также наличие  развитого фонематического слуха – залог грамотного письма.

Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают сформировать фонетически правильную речь. Работая с детьми, мы учитываем закономерности формирования детской психики. Одна из которых — разновременность созревания и развития психических функций.

 

При развитии более поздних (в плане формирования) психических процессов опираемся уже на созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения — значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников.
Развивая моторику и эмоции, у детей мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи.

Существует теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.

Фонетическая ритмика сочетает в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой — и используют механизм их функционального единства.
В результате регулярных речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики у детей:

-активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
-развивается фонематический слух;
-нормализуется речевое дыхание;
-формируется умение изменять силу и высоту голоса;
-улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
-уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков;
-создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

Повышается речевая активность детей. Это наиболее ярко проявляется в работе с «неговорящими» детьми. Эта методика стимулирует у них появление собственной активной речи.

Безусловно, что занятия с использованием упражнений на основе фонетической ритмики будут полезны абсолютно всем детям дошкольного возраста.

Радость и удовольствие от игры – бонус к нашим занятиям!!!

Уважаемые родители!

 

Не ждите, когда Ваш ребенок станет  старше, начинайте заниматься с ним с самого раннего детства. Существуют благоприятные периоды для развития самых разных способностей, но при этом замечена закономерность: чем раньше функция включена в использование, тем больших результатов можно достичь в ее развитии!

Игры для развития фонематического слуха у младших школьников

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы родителями при работе над развитием фонематического восприятия.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и практически у всех детей с нарушениями речи.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти. В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте. Недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полной скомпенсированности дефектов произношения может привести к трудностям в овладении навыками письма и чтения.

Таким образом, вовремя сформированное фонематическое восприятие предупредит возможное появление вторичных речевых дефектов (это фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие и общее недоразвитие речи), снижая при этом вероятность возникновения дислексии (избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению) и дисграфии (нарушение письма, не связанное с интеллектом).

В последние годы наблюдается увеличение количества поступивших в школу первоклассников с несформированным или недостаточно сформированным фонематическим восприятием, всё большее количество младших школьников нуждаются в логопедической помощи, что не всегда возможно.

В данной статье предлагаются упражнения, которые могут быть использованы родителями при работе над развитием фонематического восприятия.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

1.«РЫБАЛКА».

Цель. Развивать фонетико — фонематическое восприятие, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек.

2.«ТЕЛЕВИЗОР».

Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал слово — экран телевизора открывается.

Например: месяц — спрятанное слово

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

Количество играющих: один и больше человек.

3.«РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать

фонематический слух.

ХОД ИГРЫ. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека.

4.«ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.

5.«СОБЕРИ ЦВЕТОК»

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

6. «НАЙДИ ОШИБКУ»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека.

7.«СОБЕРИ БУКЕТ»

Цель: развивать фонематический слух, упражнять и дифференциации звуков [Р] -[Л], упражнять детей в различии основных и оттеночных цветов.

Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [Л], а в какую со звуком [Р], голубая — [Л], розовая — [Р]. Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться. Количество играющих: 1-2 человека.

8. «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей

функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры: 1 вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например: удочка — уточка мишка-мышка коза — коса

мак-рак трава – дрова кит-кот

кадушка – катушка усы-уши дом-дым

2 вариант. Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики читают хором слог (букву, слово) затем ведущий крутит стрелку дальше – дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка. Количество играющих: 1-2 человека и более.

9. « НАЙДИ СЛОВА В СЛОВЕ».

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов.

Понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры. Даётся слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезанной азбуки и записывают его). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

Количество играющих:1-3 человека и более.

10. « МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА»

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-«) и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица). Количество играющих — 1-2 человека и более.

11. «ДОПИШИ СЛОВЕЧКО».

Цель: Автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например: Воробей взлетел повыше.

Видно все с высокой _____(крыши).

Количество играющих 1-2 человека и более

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

1.Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А

2.Игра « Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э].

А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А

3. Игра «Стучалочка».

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу

Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных

звуков.

Ход игры: Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

А Э У

АА ЭЭ УУ

ААА ЭЭЭ УУУ

4.Игра «Тихо — громко»

Мы катались по горам

Пели тут и пели там

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Ход игры: Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.

5. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

6.Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку

Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова — начало следующего.

Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

7. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

8. Игра с перебрасыванием мяча « Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

Список использованной литературы

1. В.И. Селивёрстов Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994

2. Р. И. Лалаева Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.:СОЮЗ, 2000

Фонологическая осведомленность

На этой странице

 ​Фонологическая осведомленность является важным навыком, который необходимо развивать у детей. Он тесно связан с ранним успехом в чтении и правописании благодаря связи с фоникой. Это центр обучения грамоте, включающий:

  • распознавание фонологических моделей, таких как рифма и аллитерация
  • понимание слогов и фонем в словах и
  • прослушивание нескольких фонем в словах.

Навыки фонетической осведомленности

Навыки фонологической осведомленности можно представить в виде последовательности возрастающей сложности:

  1. Знание слогов (docx — 274.77кб)
  2. Осведомленность и производство рифм (docx — 400.87kb)
  3. Аллитерация — Сортировка начальных и конечных звуков (docx — 679.3kb)
  4. Сегментация Onset-Rime (docx — 250.94kb)
  5. Начальная и окончательная звуковая сегментация (docx — 422.36kb)
  6. Слияние звуков в слова (docx — 1.63mb)
  7. Разделение слов на звуки (docx — 572.86kb)
  8. Удаление и обработка звуков (docx — 4.95mb)

На приведенной ниже диаграмме показана эта концепция:

Связь фонематического восприятия с фонологическим сознанием

Фонологическое знание состоит из всех вышеперечисленных компетенций, а фонематическое знание является важнейшим подмножеством фонологического восприятия. Фонематическая осведомленность включает идентификацию начала и окончания, начальное и конечное звуковое сегментирование, а также смешивание, сегментирование и удаление/манипулирование звуками (см. диаграмму выше).

Различие между фонологическим восприятием и фонетикой

В то время как фонологическое восприятие включает в себя осознание звуков речи, слогов и рифм, фонетика представляет собой сопоставление звуков речи (фонем) с буквами (или узорами букв, т.е. графемы). Таким образом, фонологическая осведомленность и фонетика – это не одно и то же, но эти направления грамотности, как правило, пересекаются.

Фонетика строится на фундаменте фонологического восприятия, особенно фонематического восприятия. По мере того, как учащиеся учатся читать и писать по буквам, они совершенствуют свои знания об отношениях между фонемами и графемами в письменной речи. По мере развития навыков чтения и правописания сосредоточение внимания на фонематическом восприятии улучшает фонематические знания, а сосредоточение внимания на фонетике также улучшает фонематическое восприятие.

Зачем использовать фонологическую осведомленность

Развитие сильных навыков фонологической осведомленности важно для всех учащихся, поскольку осознание звуков в словах и слогах имеет решающее значение для прослушивания и сегментации слов, которые учащиеся хотят написать по буквам, а также для смешивания звуков в словах. что студенты читают. Рекомендуется сосредоточить внимание на фонологической осведомленности, чтобы сформировать ключевой компонент обучения грамоте детей младшего возраста, начиная с слога, рифмы и начального / конечного звука (аллитерации).

В младших классах начальной школы фонологическое внимание сосредоточено на распознавании слогов, рифм и аллитераций, но в большей степени сосредоточено на фонематическом мышлении, особенно на смешении звуков, сегментации и манипулировании, поскольку они являются самыми сильными предикторами раннего развития. успех декодирования.

Теория для практики

Фонологическое осознание — это ключевая ранняя компетенция для начального и профессионального чтения, включая четкое понимание структуры слов, слогов, времени начала и отдельных фонем.Вместе с фоникой фонологическое осознание (в частности, фонематическое осознание) является важной компетенцией для взлома кода письменной речи в соответствии с Модель четырех ресурсов для чтения и просмотра

Рифмуемые слова

В этом видео учитель ведет урок для всего класса, посвященный рифмующимся словам.

Фонологическая осведомленность о начале и рифме

В этом видео учитель подробно обучает началу и рифме посредством мини-урока.Учащиеся составляют дифференцированные буклеты о начале инея, чтобы отработать навык сегментации времени начала.

Слогообразование

В этом видео учитель ведет урок для всего класса, который фокусируется на слогах.

Доказательная база

Национальные отчеты по обучению чтению в США, Великобритании и Австралии поддерживают включение фонологической осведомленности в программы ранней грамотности. Хилл (2016, с.110) отмечает важность фонологической осведомленности как «предшественника декодирования», которому необходимо обучать в явном виде (Адамс, 2011).

Ссылки на викторианскую учебную программу — английский язык

Базовый уровень

Чтение

  • Понимание принципов печати и экрана, в том числе принципов работы книг, фильмов и простых цифровых текстов, а также знание некоторых особенностей печати, включая направленность (описание содержания VCELA142)
  • Распознавание всех прописных и строчных букв и наиболее распространенный звук, который представляет каждая буква (описание содержания VCELA146)

говорение и слушание

  • определение рифмованных слов, моделей аллитерации, слогов и некоторых звуков (фонем) в произносимых словах (описание содержания VCELA168)
  • сочетание и начало сегмента и рифмовать в односложных произнесенных словах и выделять, смешивать и сегментировать фонемы в односложных словах (первый согласный звук, последний согласный звук, средний гласный звук) (Описание содержания VCELA169)
  • Воспроизведение ритмов и звуковых паттернов в рассказах, стихотворениях, песнях и стихи разных культур (Описание содержания VCELT172)

Письмо

  • Понимать, что пунктуация — это особенность письменного текста, отличная от букв, и понимать, как заглавные буквы используются для имен, и что заглавные буквы и точки обозначают начало и конец предложений (Описание содержания VCELA156)
  • Понимать, что звуки в английском языке представлены прописными и строчными буквами, которые могут быть написаны с использованием выученных шаблонов буквообразования для каждого случая (описание содержания VCELY162)
Уровень 1

Чтение

  • Понимать понятия о печати и экране, в том числе о том, как организованы различные типы текстов с помощью нумерации страниц, оглавлений, заголовков и заголовков, кнопок навигации, полос и ссылок (Описание содержимого VCELA177)

Устная речь и аудирование

  • Определите отдельные фонемы в сочетаниях согласных или группы согласных в начале и конце слогов (Содержание описание VCELA203)
  • Управление фонемами путем добавления, удаления и замены Использование начальных, средних и конечных фонем для создания новых слов (Описание содержания VCELA204)

Письмо

  • Знать, что различные типы знаков препинания, включая точки, вопросительные и восклицательные знаки, сигнализируют предложения, которые делают утверждения, задают вопросы, выражать эмоции или отдавать команды (описание содержимого VCELA190)
Уровень 2

Говорить и слушать

  • Манипулировать более сложными звуками в произносимых словах, используя знания о смешивании и сегментации звуков, удалении и замене фонем (описание содержимого VCELA238)
  • Определить все Стандарт Австралийские английские фонемы, включая краткие и долгие гласные, отдельные звуки в кластерах (описание содержания VCELA239)

Ссылки на учебную программу викторианской эпохи — английский как дополнительный язык (EAL)

Путь A


Устная речь и слушание

Уровень A1

  • Имитация произношения, ударения и интонации (VCEALL027)
  • Используйте разборчивое произношение, но с большим количеством пауз и запинок (VCEALL028)

Уровень A2

  • Повторите или измените предложение или фразу, моделируя ритм, интонацию и произношение речи других (VCEALL109)
  • Идентификация и воспроизведение фонем в виде смесей или кластеров в начале и конце слогов (VCEALL110)
Чтение

Уровень A1

  • Определение некоторых звуков в словах (VCEALL050)
  • Распознавать некоторые распространенные буквы и сочетания букв в словах (VCEALL051)

Уровень A2 

  • Связать большинство букв алфавита со звуками (VCEALL131)
  • Используйте знание букв и звуков, чтобы прочитать новое слово или найти ключевые слова (VCEALL132)
Письмо

Уровень A1 

  • Точное написание некоторых согласных, гласных и согласных слов и общеупотребительных слов, изученных в классе (VCEALL080)

Уровень A2 

  • Точное написание знакомых слов и слов с обычными буквами (VCEALL159) 

Путь B


Говорить и слушать

Уровень BL

  • Использовать понятное произношение знакомых слов
  • Повторять или повторно произносить слова или фразы при появлении запроса, если они не поняты
  • (VCEALL183)

Уровень B1

  • Используйте понятное произношение для ряда высокочастотных слов, изученных в классе (VCEALL262)
  • Повторяйте или повторно произносите слова или фразы при появлении запроса, если они не поняты (VCEALL263)

Уровень B2

  • Используйте четкое произношение для общих слов и изученных ключевых слов темы (VCEALL343)
  • Самокоррекция и улучшение аспектов произношения, которые мешают общению (VCEALL344)

Уровень B3 

  • Самокорректируйте и улучшайте аспекты произношения, которые мешают общению, и сосредоточьтесь на исправлении (VCEALL423)

Чтение и просмотр

Уровень BL

Уровень B1

Уровень B2

  • Применять знания о связях между буквами и звуками для чтения новых слов с некоторой поддержкой (VCEALL368)
  • Правильное произношение (VCEALL371)

Уровень B3 

  • Применять знания о связях между буквами и звуками, чтобы делать выводы о произношении новых слов. (VCEALL447)
  • Самокоррекция ряда аспектов речи (VCEALL450)
Письмо

Уровень BL 

  • Точное написание ряда высокочастотных слов (VCEALL237)

Уровень B1

  • Точное написание общих слов, встречающихся в классе (VCEALL318)

Уровень B2

  • Написание часто используемых слов с общими шаблонами с повышенной точностью (VCEALL398)

Уровень B3

  • Точно произносите большинство слов, опираясь на ряд стратегий, но некоторые придуманные варианты правописания все еще очевидны. (VCEALL477) 

Примеры занятий

Например, занятия по развитию основных фонологических навыков, см.: Примеры для развития фонологической осведомленности

Ссылки

Адамс, М.Дж. (2011). Связь между основами алфавита, распознаванием слов и чтением. В SJ Samuels & AE Farstrup (Eds.), Что исследования говорят об обучении чтению (4-е изд.) (стр. 4-24). Ньюарк, Делавэр: Международная ассоциация чтения.

Аллингтон Р., Бейкер М., Бауманн Дж., Хоффман Дж., Штумпф Йонгсма К., Кляйн А., Ларсон Д., Логан Дж. и Морроу Л. (1998) . Фонематическая осведомленность и обучение чтению: заявление с изложением позиции Совета директоров Международной ассоциации чтения.Ньюарк, Делавэр: Международная ассоциация чтения.

Хилл, С. (2012). Развитие ранней грамотности: оценка и обучение (2-е изд.). Южная Ярра, Вик. Издательство Элеоноры Кёртейн.


Навыки фонологической осведомленности | Колумбус Речь и слух

Дети играют с….звуками?!?!

Когда большинство из нас думает о детях, играющих, мы обычно думаем о таких вещах, как блоки, головоломки и другие игрушки. Но также важно, чтобы маленькие дети (и их семьи) играли со звуками — звуками их языка.Это не только помогает детям научиться произносить эти звуки речи, но и помогает им научиться читать. Обучение чтению и письму начинается задолго до детского сада и имеет долгосрочные последствия. Умение играть со звуками (также называемое «навыками фонологической осведомленности») является одним из ключевых навыков детей в возрасте от 0 до 5 лет, которые предсказывают последующие успехи в чтении. Более формальное определение фонологического восприятия — это слуховая обработка устной речи (не письменной) и понимание того, что разговорную речь можно разделить и манипулировать ею на более мелкие компоненты (предложения, фразы, слова, слоги, кластеры фонем, отдельные фонемы).

Области, включенные в навык фонологического восприятия:

·     Рифма (дискриминация («Рифму читаешь и готовишь?») и постановка («Назови мне слово, которое рифмуется со словом пчела»)

·     Сегмент (хлопание слов в предложениях, количество слогов, фонемы)

·     Изоляция (назовите начальные/средние/конечные звуки в слове) и распознавание общих фонем слов («мяч» и «летучая мышь») (также известное как «аллитерация»)

·     Удаление слогов («Скажи «ковбой».Теперь скажи это еще раз, но не говори «мальчик»») и фонемы («Скажи «лиса». Теперь скажи это еще раз, но не говори «ф»)

·     Смешивание («win—dow» — «окно», а «b—oy» — «мальчик»)

Существует множество способов внедрить навыки фонологического восприятия в ежедневную игру с ребенком. Многие детские стишки включают в себя рифмующиеся слова, на которые вы можете указать ребенку во время чтения, а также слова, начинающиеся с одинаковых звуков. Вы можете хлопать в ладоши длинными и короткими словами и говорить о них (напр.грамм. «кошка» против «балерины»). Вы можете по очереди называть как можно больше слов, которые начинаются (или заканчиваются) на один и тот же звук (мяч, ребенок, книга и т. д.). Вы можете сыграть «Я думаю о животном, которое лает и начинается со звука «д». Вы можете сыграть в «Я собираюсь в путешествие, и я беру…». использовать рифмующиеся слова, слова, начинающиеся с одного и того же звука, слова, состоящие только из 1 слога, и т. д. Говорите взад и вперед в игровой микрофон, деревянную ложку или перед зеркалом.Вы можете играть в эти игры в машине, в ванной или где угодно! Радоваться, веселиться!

Ресурсы и идеи для увлекательного чтения:

•       Веб-сайт Reading Rockets

•       Подготовьтесь к чтению – www.getreadytoread.org

•       Веб-сайт Reading is Fundamental – www.rif.org

•       Веб-сайт ресурсов для чтения – readingresource.net

•       www.starfall.com 

Этот пост написан для вас Лорой МакКоннелл, М.S., CCC-SLP Центра речи и слуха Колумбуса

Хотите получать больше подобных мероприятий? Присоединяйтесь к нашему ежемесячному списку рассылки! Подпишитесь здесь.

Опыт слуховой обратной связи в развитии фонетического производства: Данные дошкольников с кохлеарными имплантами и их нормально слышащих сверстников: Журнал Акустического общества Америки: Том 150, № 3

Предыдущая работа показала, что дошкольники с большей фонологической осведомленностью и более крупные словари, которые говорят больше в течение дня, демонстрируют меньшую внутрисложную коартикуляцию в задачах контролируемого воспроизведения речи.Эти данные свидетельствуют о том, что как языковой опыт, так и речевой моторный контроль являются важными предикторами развития устной фонетики. Тем не менее, остается неясным, как речевая практика дошкольников, когда они говорят, способствует развитию коартикуляции, потому что дети, которые больше говорят, вероятно, имеют как улучшенный контроль над мелкой моторикой, так и улучшенный слуховой опыт обратной связи. Здесь потенциальный эффект слуховой обратной связи изучается путем изучения популяции — детей с кохлеарными имплантами (КИ), которые естественным образом различаются слуховым опытом.Результаты показывают, что (1) соответствующая развитию коартикуляция улучшается с увеличением возраста слуха, но не хронологического возраста; (2) дети с паттерном КИ коартикуляционно ближе к своим более молодым сверстникам того же возраста по слуху, чем сверстники того же возраста в хронологическом порядке; и (3) влияние речевой практики на коартикуляцию, измеренное с помощью натуралистичных домашних записей детской речи, проявляется у детей с КИ только после нескольких лет слухового опыта. Вместе эти результаты указывают на сильную роль опыта слуховой обратной связи в коартикуляции и предполагают, что коммуникативный обмен между родителями и детьми может стимулировать собственный вокальный сигнал детей, который стимулирует развитие речи.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Авторы благодарят детей и их семьи за участие в этом исследовании. Отдельное спасибо лабораториям Learning to Talk Labs Университета Висконсина, Мэдисона и Университета Миннесоты, городов-побратимов и Мишель Ликуори за помощь в обработке данных. Эта работа была поддержана грантами Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств № T32DC000046, F32DC019539, (M.C.) и R01DC02932 (J.R.E., B.M., and Mary E.Бекман).

Как фонологическая осведомленность помогает детям развивать ранние навыки чтения и письма

Если ваш ребенок вступает в мир грамотности и чтения, вы должны знать широко используемый термин «Фонологическая осведомленность». Термин столь же озадачивает, как обычно он используется. Он приносит с собой целый ряд понятий, таких как фонематическое восприятие, фонемы и т. д. 

Вот почему мы подготовили для вас ускоренный курс фонологической осведомленности, объясняющий все, что вам нужно знать об этом.

Что такое фонологическая осведомленность?

Фонологическая осведомленность — это основополагающий навык чтения. Как следует из названия, фонологическое осознание связано со звуками. Это способность определять и различать звуки в слове. Это также помогает объяснить, как звук работает по-разному в слове.

Lane & Pullen определяет его как « развитие различных фонологических компонентов разговорной речи». Начинается на самых начальных этапах.

Фонологическая осведомленность включает в себя следующие навыки:

Рифмование

Когда ребенок может определить слова, оканчивающиеся на один и тот же звук.

Аллитерация

Определение похожих звуков в начале слова.

Слоги

Определение и членение слов в предложении и слогов.

Начало и иней

Начало — это начальный звук слова, а Иней — конечный звук.Их обоих учат так, чтобы дети могли манипулировать ими, чтобы читать новые слова. Например, если «C» заменить на «B» с «AT» в конце, получится BAT, а не CAT.

Фонемы

Идентификация и понимание мельчайших звуковых единиц. Например, слово БАТ состоит из трех звуков.

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о фонологическом восприятии!

Фонологическую осведомленность следует учить детей без букв с помощью блоков или прямоугольников, которые символизируют звуки.Для детей важно четко определить и выучить эти звуки, прежде чем переходить к соответствующим буквам.

После того, как они осознают мельчайшие звуки, они могут смешивать их вместе, чтобы читать и сегментировать, чтобы лучше произносить их.

Разница между фонологическим восприятием и фонематическим восприятием


Эти два слова широко используются взаимозаменяемо. Хотя они имеют дело с похожими навыками, они не совсем одинаковы.

Фонологическое осознание — это общее понятие, которое включает фонетику и фонематическое осознание.Принимая во внимание, что фонематическое осознание — это способность понимать «фонемы» — наименьшую звуковую единицу, издаваемую словами.

Например, слово «летучая мышь» имеет три фонемы: /b/, /æ/ и /t/. Когда ваш ребенок способен понимать и идентифицировать различные звуки, из которых состоит слово, это называется фонематической осведомленностью.

Фонематическая осведомленность является частью фонологической осведомленности.

В то время как фонематическое осознание связано в первую очередь с фонемами, фонологическое осознание охватывает звуки слов, слогов, а также фонемы.Таким образом, фонематическая осведомленность становится одной из стадий фонологической осведомленности.

Мы можем обучать детей фонематическому восприятию без каких-либо букв, так как это больше направлено на то, чтобы они знали, что есть звуки, которые можно смешивать, сегментировать и манипулировать в любом слове.

Важность фонологической осведомленности 

Фонологическая осведомленность является одним из наиболее важных базовых навыков, необходимых ребенку не только для чтения, но и для письма.

Чтобы читать и писать слова, детям необходимо развивать фонологическую осведомленность.Это помогает им понять, что слова состоят из фонем, и в слове есть слоги, и как при изменении этих звуковых частей меняется слово.

Если ребенок не понимает, что каждое слово состоит из разных звуков (фонем) и каждая фонема представляет собой отдельную букву, он не сможет ни читать, ни писать.

Это помогает им понять фонетику, то есть звук и соответствующее ему написание. Ребенок со слабым фонологическим восприятием становится слабым читателем.Трудности с фонологической осведомленностью можно рассматривать как предвестник нарушений чтения или речи.

Ознакомьтесь с этими акустическими играми, чтобы помочь вашим детям глубже понять концепции ELA. Эти игры созданы специально для самых маленьких, чтобы они уверенно вошли в мир чтения.

Д-р Дэвид Килпатрик подчеркивает важность фонологической осведомленности, когда говорит: « Учащиеся с хорошей фонологической осведомленностью имеют все шансы стать хорошими читателями, в то время как учащиеся с плохой фонологической осведомленностью почти всегда испытывают затруднения при чтении .

Развитие сильных фонологических навыков важно для всех детей, так как понимание звуков в словах и слогах имеет решающее значение для того, чтобы слышать и сегментировать слова, которые они хотят написать, и смешивать звуки в прочитанных детьми словах.

Показатели высокой фонологической осведомленности: 
  1. Способность распознавать образцы рифм
  2. Разделять слова на слоги
  3. Смешивать фонемы
  4. Идентифицировать, сегментировать и манипулировать начальным и конечным звуком.

Поскольку мы знаем, какое значение фонологическая осведомленность играет в процессе обучения детей, мы разработали игры и занятия, которые помогут вам развить у детей прочную фонологическую осведомленность. SplashLearn также предлагает интерактивные курсы ELA, которые могут помочь вашим детям стать компетентными читателями и писателями.

Грамотность

Клерк Центр » Информация для перехода » Грамотность

Этот раздел Info to Go  включает информацию и ресурсы, связанные с грамотностью для глухих или слабослышащих учащихся.

Ресурсы клеркового центра

Пятнадцать принципов чтения глухим детям

Принципы, разработанные в Clerc Center, делятся эффективными методами чтения вслух на американском языке жестов глухим и слабослышащим детям на основе исследования того, как глухие родители читают своим глухим детям. Ресурс предоставляется в печатном и ASL.

Грамотность: все объединяет

Совместное использование девяти основанных на фактических данных практик чтения и письма, определенных в Clerc Center как неотъемлемая часть создания комплексного подхода к обучению грамоте.Предоставляется информация об этих практиках и соответствующие ссылки по этой теме.

Проект совместного чтения 

Проект совместного чтения (SRP) — это программа Clerc Center для родителей и опекунов, цель которой — научить семьи читать своим маленьким детям на американском жестовом языке. SRP сопоставляет участвующие семьи с репетиторами для глухих.

Odyssey: New Directions in Deaf Education
(Ежегодный журнал, издаваемый Clerc Center)

Ранние годы: родители и глухие дети читают вместе (2017)  

Массачусетс предлагает субботнее чтение на трех языках для развития навыков чтения и уверенности в себе (2017 г.)  

Измерение успеха по одному слогу (прицел) (2017)

Увлеченность учащихся обучением: использование цифровых инструментов для поддержки процесса письма (2015 г.)  

Двуязычные сборники рассказов: интерактивное чтение для детей (2015 г.) 

Высокие ожидания + план вмешательства в чтение = в баллах учащихся по чтению (2014)

Чтение по-настоящему: наш год с друзьями по чтению (2014)

Чтение выше среднего уровня — мы не ожидали ничего меньшего (2014, Odyssey Extra)

Ресурсы Университета Галлодет  

Краткая информация об исследованиях VL2:

Краткий обзор исследования 1: Важность дактилоскопии для чтения (2010)

Краткий обзор исследования 2: Исследование чтения и глухие дети (2011 г.) Доступно на испанском и китайском языках.  

S Ресурсы получателя

Центр грамотности и глухоты (CLAD)

Грант

предоставлен Университету штата Джорджия для выявления детских и учебных факторов, влияющих на развитие навыков чтения у глухих и слабослышащих учащихся классов K-2, а также для разработки индивидуальных вмешательств, специально предназначенных для этих учащихся. Предоставляются ссылки на многочисленные ресурсы, необходимые для обучения грамоте, включая список оценок, используемых в центре.

Глухие и слабослышащие дети: Федеральная поддержка развития речи и грамотности, май 2011 г. (Государственное бухгалтерское управление)

Отчет Счетной палаты правительства США, в котором изучается а) степень потери слуха среди учащихся, получающих образование, финансируемое государством, б) типы условий, в которых обучаются глухие или слабослышащие учащиеся, в) факторы, которые помогают детям, глухие или слабослышащие приобретают языковые навыки и навыки грамотности, и d) проблемы с обеспечением соответствующих вмешательств для этих учащихся.

Книги/Главы/Статьи  

Раннее развитие грамотности у глухих детей (2015 г.)

Книга, привлекающая внимание к пробелам в исследованиях в области развития грамотности и рекомендуемым практикам для глухих детей.

Обучение глухих учащихся: создание глобальной доказательной базы

Глава 7: Грамотность и глухие и слабослышащие учащиеся: исследования и практика

Глава 18: Повышение начальной грамотности глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста посредством интерактивного чтения

Глава 19: Языковые навыки и грамотность глухих детей в эпоху кохлеарной имплантации: предложения по обучению с помощью визуальной среды электронного обучения

Журнал исследований и образования глухих (Oxford UP)

Основы грамотности: меры по раннему обучению глухих и слабослышащих детей (2014)

Чтение книг с маленькими глухими детьми: стратегии посредничества между американским жестовым языком и английским (2013)

Воспитание и обучение глухих детей: электронные бюллетени
(совместно с Журналом исследований и образования глухих, Oxford UP)

Письмо и обучение письму для глухих детей (2015)  

Программы и средства обучения грамоте

Обучение в Фэйрвью

Программа чтения, разработанная специально для глухих или слабослышащих учащихся. Программа предоставляет инструменты для повышения грамотности, помогающие учащимся установить связи между ASL и английским языком.Компоненты программы включают в себя адаптированные слова Dolch, процесс сближения и понимание прочитанного, фонематическую осведомленность, обучение на основе литературы, а также ASL и спонтанный письменный английский.

книги Hi-Lo (высокий интерес, низкий/легкий уровень чтения)

Эти книги можно использовать с учащимися, которые читают значительно ниже уровня своего класса. Тематика книг Hi-Lo ориентирована на интересы старшеклассников, делая их доступными для учащихся, читающих на начальных уровнях.Ресурс для поиска книг Hi-Lo можно найти в Saddleback Educational Publishing.

Чтение AZ

Веб-программа с тысячами загружаемых книг, начиная с начального уровня чтения и заканчивая пятым классом. Он включает в себя книги для печати/проектирования в дополнение к планам уроков, учебным материалам и инструментам оценки.

Story Grammar Marker от MindWing Concepts, Inc.

Инструмент, который можно использовать с учащимися для обучения рассказыванию, пересказу, написанию и пониманию историй путем изучения структуры истории.Story Grammar Marker использует визуально привлекательные значки для представления элементов истории в виде конкретной закладки или графического органайзера.

ThemeMaker от MindWing Concepts, Inc.

Программа, помогающая учащимся понимать и писать научно-популярные/информационные материалы, а также рассказы. ThemeMaker фокусируется на описательных текстовых структурах, таких как описание, список, последовательность, причина и следствие, проблема и решение, сравнение и противопоставление и убеждение.

Фонематическая осведомленность  

Визуальная акустика See-the-Sound

Система из 45 жестов и письменных знаков для развития фонематического слуха, речи и навыков чтения.Для внедрения этой системы требуется формализованное обучение, проводимое тренерами ICLI.

Фоно-Графикс

Программа поддержки фонематического развития и чтения. Он включает в себя учебное пособие и материалы. Программу можно использовать как часть программы развития чтения и/или речи.

Программа определения последовательности фонем Lindamood (LiPS)  

Программа, направленная на развитие фонетики с использованием визуальных/кинестетических стратегий.

Тачфоникс

Программа, которая предоставляет 193 цветных магнитных плитки, представляющих все английские графемы, которыми учителя и ученики могут манипулировать для работы над фонетикой и структурой слов.

Основы языка Fundations-Wilson для K-3

Мультисенсорная фонологическая/фонематическая осведомленность, фонетика и программа правописания, основанная на принципах системы чтения Уилсона, которая была разработана для общеобразовательных классов, но содержит визуальный компонент, который может быть успешным для глухих или слабослышащих учащихся.

Последняя редакция: ноябрь 2017 г.

Все, что вам нужно знать о фонематическом восприятии

Фонематическая осведомленность — это термин, который включает в себя различные уровни и представляет собой понимание того, что произнесенные слова также могут быть разбиты на отдельные фонемы.Многие люди смешивают фонематическую осведомленность с фоникой, но фонематическая осведомленность больше сосредотачивается на звуках, происходящих от разговорных языков. Когда учащиеся переходят к фонетике, они понимают и изучают закономерность между буквами и фонемой, то есть звук, и то, как они представляют разные отдельные звуки в письменной речи.

Фонологическое осознание состоит из четырех уровней развития: осознание слогов, осознание слов, фонематическое осознание и осознание начала. Лучший способ развить эти типы сознания у учащихся — развить понимание звуков, произносимых слов и слогов.Читайте ниже и узнайте все о фонематическом восприятии.

Важность фонематического восприятия

Важно помочь первоклассникам и детсадовцам развить фонематический слух, потому что это может привести к развитию грамматики. По словам Блахмана (2000), учащиеся с сильным фонологическим знанием, скорее всего, станут лучше читать. Точно так же учащиеся со слабой фонологической осведомленностью, вероятно, будут иметь плохие навыки чтения.

Одна из основных причин, по которой человек должен достичь надлежащего фонематического восприятия, состоит в том, чтобы улучшить свое чтение.С хорошими навыками чтения приходит хорошая грамматика.

Помимо хороших навыков чтения, грамотность учащегося может также зависеть от фонематического восприятия. Согласно Gillon (2004), фонематическая осведомленность может более точно предсказать уровень грамотности, чем другие переменные, такие как социально-экономический статус, интеллект и знание словарного запаса. К счастью, учителя могут использовать фонематическую осведомленность в своем обучении, что очень полезно для учащихся.

Еще одна причина важности фонематического восприятия заключается в том, что в детских садах требуется, чтобы ребенок хорошо владел фонематическим слухом.

Учащиеся, которым не хватает таких навыков, как правило, из семей с низким доходом, и поэтому им требуется подробное обучение. Когда учителя вовлекают своих учеников в класс, чтобы помочь им узнать о различных звуках, они постепенно развивают фонематический слух.

Применение фонологического восприятия к четырем уровням развития

Как упоминалось ранее, фонологическая осведомленность — это общий термин, состоящий из четырех уровней развития. Уровни включают в себя:

  • Знание слов
  • Понимание слогов
  • Осознание начала инея
  • Знание фонем

Каждый уровень начинается с простых частей, и чем дальше вы идете, тем сложнее становится.Для каждого уровня инструктор начинает с сегментации предложений, смешивания, распознавания рифм и выделения по порядку. Каждый уровень использует категории по-разному, и они усложняются, чтобы улучшить фонематическую осведомленность учащегося.

Одна из самых сложных частей уровней фонематического восприятия — удаление, добавление и замена восприятия. Смешивание фонем в слова и их сегментация на фонемы автоматически влияет на навыки правописания и чтения человека. Важно планировать обучение и систематически развивать соответствующую фонематическую осведомленность.

Обучение фонематическому восприятию

Обучение фонематическому восприятию ученика может быть немного сложным, но если у вас есть правильные стратегии, вы легко справитесь. Каждый учащийся овладевает фонематическим восприятием в разное время. Некоторые могут выбрать его сразу, в то время как другим нужно больше внимания и руководства.

Большая часть этого преподается с помощью игр и упражнений для прослушивания, но инструкторам, возможно, придется обучать этому в явном виде, в зависимости от ученика. Некоторым учащимся может быть удобнее использовать устное сегментирование и устное смешение, так как они довольно интересны и включают в себя различные виды деятельности.

Вот несколько стратегий, которые вы должны запомнить и использовать при формировании фонематического восприятия учащегося:

  • Слова CVC (согласная гласная согласная) — это то, чего вы должны придерживаться в начале. Помните, что эти слова включают не только отдельные звуковые слова, такие как шляпа или кошка, но и другие, такие как джип и цыпленок.
  • Прежде чем переходить к устной сегментации, начните с того, как смешивать слова в устной форме. Большинство детей довольно быстро учатся устно смешивать слова.Так что если не начать с этого, дети могут запутаться, и они не услышат и не смогут произнести всю фонему одним словом.
  • Как инструктор, вы должны думать о веселых и увлекательных занятиях, которые не утомляют учеников и побуждают детей снова практиковать эти учебные действия. Хороший способ начать эти занятия — создать позитивное отношение к письму и чтению, помогая им развивать свои фонематические навыки.
  • Хотя обучение фонетике имеет решающее значение, вам также необходимо работать над фонологической деятельностью и фонематическим восприятием.
  • Прежде чем вы начнете с графемо-фонемных соответствий (GPC), учащийся должен уже усвоить концепцию фонематического восприятия или продемонстрировать некоторые свои действия в этом отношении. Это даст вам представление о том, где они находятся в отношении фонематического восприятия.
  • Вы должны полностью обучить детей моделировать эти навыки, прежде чем просить их сделать это самостоятельно. У них должно быть твердое понимание, так как это также придаст им уверенности, чтобы сделать это самостоятельно. В противном случае дети могут немного бояться пробовать что-то новое самостоятельно.
  • Дети не учатся фонематическому восприятию только через письменные слова. Поэтому вам нужно подумать о более привлекательных способах их обучения. Вы можете развивать различные мультисенсорные действия, а также попробовать что-то практическое. Это очень важно начинать с детей младшего возраста. Это развивает более твердое понимание фонематического восприятия.

Игры и идеи для развития фонематических навыков

Как упоминалось ранее, вы должны сделать фонематическое восприятие более увлекательным и увлекательным для детей младшего возраста при их обучении.Детям всегда нравится участвовать в веселых мероприятиях, и вы можете инициировать многие из них, когда речь идет о фонематическом восприятии. Ниже приведены несколько идей для игр и занятий, которые поддерживают фонематический слух:

1. Постукивание по плечу

В этой игре вы просите ученика похлопать себя по плечу, если он услышит определенный звук. Вы можете дать им звук, такой как «а», и всякий раз, когда они слышат такие слова, как муравей, яблоко и т. д., они должны хлопать себя по плечу.

2. Я шпион

Игра «Я шпион» никогда не устареет — детям нравится играть в эту игру, потому что она требует бдительности и сосредоточенности.Вы можете попросить учащихся найти определенные предметы в комнате, а затем сегментировать целое слово вместо того, чтобы использовать только начальную фонему. Примером этого может быть: «Я слежу своим маленьким глазом за яблоком», а затем пусть ученик найдет изображение яблока. Когда они ищут предмет, они понимают звук, повторяя слово в уме снова и снова.

3. Звуковой прыжок

Попросите учащихся переходить на один шаг вперед для каждой фонемы в слове. Пусть ваши ученики встанут в линию или в одиночку и скажут слово, и посмотрите, знают ли они все фонемы.

4. Классные инструкции

При обучении детей обязательно делайте упор на распознавание фонем. Например, можно сказать: «Можете ли вы найти свой коа-т?»

5. Полный круг

Дайте своему ученику перемешанный набор букв и продолжайте менять одну букву каждый раз, когда он составляет новое слово. Продолжайте повторять, пока они не завершат полный круг.

вещи, которые могут повлиять на фонематический слух ребенка

Определенные факторы могут мешать фонематическому восприятию ребенка.Есть разные способы узнать, нужна ли им дополнительная помощь или могут возникнуть проблемы с пониманием простых этапов обучения фонематическому восприятию. Ниже перечислены несколько факторов, которые могут повлиять на фонематическое восприятие ребенка:

Аутизм

Аутизм — это психический спектр, при котором дети имеют проблемы со звуком и речью, а также могут бороться с нарушениями слуховой обработки. Аутичные дети более склонны к визуальному мышлению. Следовательно, им могут быть трудны абстрактные концепции, такие как сегментация и устное смешение.Детям с аутизмом удобнее обращаться с магнитными буквами и конкретными предметами, поэтому используйте эти техники, чтобы помочь им.

Дислексия

Дислексия — это расстройство обучения, которое влияет на способность детей распознавать буквы. Следовательно, им трудно понять чтение и правописание. У детей с дислексией также есть фонематическое восприятие, поэтому им нужна дополнительная помощь и поддержка, когда дело доходит до фонематического восприятия.

Рабочая память

У некоторых детей есть рабочая память, благодаря которой они могут манипулировать информацией в уме в течение определенного периода времени.Вербальная рабочая память может повлиять на выполнение задач на фонологическую осведомленность, и они могут быть не в состоянии участвовать в определенных действиях, таких как пересказ историй, механическое заучивание, пение песен или запоминание инструкций.

Проблемы со слухом

Детям с нарушениями слуха также может быть тяжело, когда они подвергаются фонематическому восприятию. Проблемы со слухом могут затруднить участие учащегося в слуховых действиях, поддерживающих фонематическую осведомленность. Чтобы найти решение на ранних стадиях, важно обнаружить проблему как можно раньше.Это объясняет, почему дети должны проходить проверку слуха в первый год обучения в школе.

Практический результат

Надеемся, что с помощью этой статьи вы сможете помочь учащимся в фонематическом восприятии и вовлечь их в различные виды деятельности. Как видите, фонематическая осведомленность имеет важное значение, когда речь идет о грамматическом развитии ученика, и важно делать на этом акцент.

Полное руководство по фонологической осведомленности и навыкам чтения перед чтением — речь и язык для детей

Фонологическая осведомленность относится к набору навыков, которые дети обычно развивают в дошкольном возрасте как навыки, предшествующие чтению.К ним относятся навыки, когда ребенок начинает понимать, как слова состоят из отдельных звуков, и этими звуками можно манипулировать и изменять для создания других слов. На этом этапе дети узнают о фонологии нашего языка, то есть о том, как разные буквы и звуки создают слова, которые мы говорим, читаем и пишем.

Навыки фонологической осведомленности включают рифмование, аллитерацию, сегментацию слов на более мелкие единицы, объединение отдельных звуков в слова и понимание того, что слова состоят из звуков, которые могут быть представлены письменными буквами.Вскоре мы рассмотрим каждый из них более подробно.

Некоторые из этих навыков тесно связаны с успехом в обучении чтению и правописанию. Дети, которым требуется логопед, подвержены более высокому риску возникновения проблем с чтением в дальнейшем, поэтому развитие прочных фонологических навыков у детей с задержкой речи может быть чрезвычайно полезным в обучении чтению. Даже дети без задержки речи получают пользу от прочных навыков фонологической осведомленности перед формальным обучением чтению.

Навыки фонологической осведомленности также могут быть полезны для детей старшего возраста, которым трудно произносить слова при чтении или написании.

Навыки фонологического восприятия начинают развиваться в дошкольном возрасте. Это означает, что вы можете начать работать над этими навыками примерно в возрасте 3 лет. Они продолжают развиваться посредством формального обучения чтению примерно в возрасте 6-7 лет. Тем не менее, дети старшего возраста также могут извлечь пользу из этих навыков, особенно если у них проблемы с чтением или правописанием.

У нас есть исследование, которое показывает типичный порядок, в котором дети осваивают эти навыки фонологического восприятия. Поэтому имеет смысл обучать им в таком порядке детей, которые не развивают их самостоятельно или нуждаются в небольшой помощи. Вот рекомендуемый порядок в соответствии с информацией, найденной в книге Rhea Paul Language Disorders (см. ссылки в конце):

.
  1. Рифмование (Что рифмуется со словом кошка? Делать корову и как рифмуется?)
  2. Умение делить слова на слоги (Сколько слогов в слове «зонтик»? Ум…бре…лла)
  3. Смешение слогов (я назову несколько слогов, вы соедините их вместе и скажите мне, какое слово из них получится: гм…бре…лла
  4. Способность определять слова с одинаковым начальным звуком (Кошка и корова начинаются с одного и того же звука? Что еще начинается с того же звука, что и книга?)
  5. Способность идентифицировать слова с одинаковым конечным звуком (Оканчиваются ли книги и брать на один и тот же звук? Что еще заканчивается на тот же звук, что и лодка?)
  6. Умение делить слова на отдельные звуки: согласная-гласная (ГГ), гласная-согласная (ГГ) и согласная-гласная-согласная (ГГВ) (Сколько звуков в чашке? c…u..п. 3! Какие звуки отключены? О…фф)
  7. Умение делить слова на отдельные звуки: CCVC, CVCC, CCVCC (Какие звуки вы слышите в тарелке? п…л…а…тэ)
  8. Смешение звуков: (Я собираюсь произнести несколько звуков, вы соедините их вместе и скажете мне, какое слово они образуют: «д…о…г». Собака!)
  9. Способность манипулировать звуками в словах (какое слово получится, если убрать букву «п» из слова «пан»?)
  10. Буквенно-звуковые соответствия: (Какой звук образует буква «б»? Какая буква дает звук «бух»?)

Навыки фонологической осведомленности отлично подходят для работы с семьями, учителями и терапевтами, потому что вам действительно не нужны никакие материалы для их выполнения.Вы можете практиковаться, ожидая очереди в продуктовом магазине, идя по коридору к логопеду или сидя в шкафу во время пожарной тревоги. Вот несколько советов по обучению каждому навыку:

Рифмование:

  • Читайте с ребенком книжки со стихами. Укажите слова, которые рифмуются.
  • Когда вы услышите два рифмующихся слова, укажите на них ребенку, используя этот сценарий (вставьте любые слова, которые вы используете): «горшок, кроватка. Эй, эти рифмы! Оба они заканчиваются на «ot».Слушай, горшок, раскладушка.
  • Помогите ребенку составить списки рифмующихся слов, таких как шляпа, кот, сидел, коврик. Посмотрите, сколько слов вы можете найти, что рифмуется с каждым из них.
  • Спросите ребенка, рифмуются ли два слова. Скажите: «Эти слова рифмуются? Собака кошка». Если ребенок не может сказать, объясните это, используя приведенный выше сценарий или сказав: «Нет, эти слова не рифмуются. Собака оканчивается на «ог», а кошка оканчивается на «ат». Собака кошка. Они не рифмуются».
  • Попросите ребенка придумать слово, которое рифмуется со словом, которое вы говорите.

Разделить слова на слоги:

  • Попросите ребенка потренироваться вместе с вами выстукивать слоги, когда вы разделяете слово. Скажите: «Мы собираемся сегментировать слово «зонтик». Давайте узнаем, сколько слогов в этом слове. Зонтик. (хлопаем по одному разу на каждый слог). Я услышал 3 слога. Похлопайте вместе со мной: «эм… бре… лла».
  • Потренируйтесь выполнять другие действия, кроме хлопков, при разделении слов. Можно топать, прыгать и т.д.
  • Разделите/прохлопайте слово за ребенка, а затем попросите его повторить его вам.
  • Попросите ребенка потренироваться хлопать в ладоши/разделять слова на части самостоятельно.
  • Предложите ребенку подсчитать количество слогов после хлопка в ладоши.

Смешение слогов:

  • Скажите ребенку, я буду называть несколько слогов, я хочу, чтобы вы сложили их вместе и сказали мне, какое слово они образуют. Затем произнесите слово по слогам с паузами между ними, например «гм….бре…лла».
  • Начните с двухсложных слов и постепенно переходите к более длинным словам.
  • Если у ребенка проблемы, попробуйте соединить два или более слога вместе, например, «um…brella» или «umbre…».лла». Затем поработайте над их разделением.

Аллитерация (одинаковые начальные звуки):

  • Укажите ребенку, с чего начинаются звуковые слова. Вы можете сказать: «Эй, мяч начинается со звука «бух». Слушай, бу… бу… мяч. Используйте слова, значимые для ребенка, например, его имя или любимые игрушки.
  • Помогите ребенку составить список слов, начинающихся на один и тот же звук: «мяч, мальчик, летучая мышь» и т. д.
  • Попросите ребенка придумать слово, которое начинается так же, как и другое слово: «Какое слово начинается с того же звука, что и мяч?»
  • Попросите ребенка сказать, с какого звука начинается слово.

Идентификация финальных звуков:

  • Укажите ребенку, чем заканчиваются звуковые слова. Вы можете сказать: «Эй, летучая мышь заканчивается на звук «т». Слушай, бэт. Используйте слова, значимые для ребенка, например, его имя или любимые игрушки.
  • Помогите ребенку составить список слов, оканчивающихся на один и тот же звук: «летучая мышь, кроватка, лодка» и т. д.
  • Попросите ребенка придумать слово, оканчивающееся так же, как и другое слово: «Какое слово оканчивается на тот же звук, что и кошка?»
  • Попросите ребенка сказать, на какой звук заканчивается слово.

Слова сегментации:

  • Демонстрация разделения слова на отдельные звуки. Например, для «кошки» вы бы сказали «c..a…t». Думайте о звуках, а не о написании. Например, для сдачи вы должны сказать «ch…a…n…..ge», а не «c..h…a..n…g…e». Вы можете хлопать в ладоши каждый звук, если это помогало ребенку раньше. Пусть ребенок выслушает это, а затем сделает это вместе с вами.
  • Сначала начните с коротких слов. Начните со слов с согласными и согласными (CV), таких как «to» и «go», или попробуйте слова с согласными и согласными (VC), такие как «up» и «eat».Как только ребенок научится это делать, переходите к словам CVC, таким как «чашка» или «кошка». Следующими будут слова CCVC, такие как «поездка», слова CVCC, такие как «лучший», и слова CCVCC, такие как «ловушки».
  • Выделите слово для ребенка, а затем попросите его повторить его.
  • Попросите ребенка выделить для вас слово. Если у него проблемы, попросите его произнести первый или последний звук, а затем помогите ему с остальными.

Смешение звука:

  • Начните с коротких слов, как при сегментировании.Разделите звуки и произнесите каждый звук слова отдельно с паузой между ними. Не забывайте произносить звуки, которые вы слышите, а не буквы, из которых они состоят. Иногда две буквы составляют один звук в английском языке. Примеры: c…a…t, .oa….t, u…p, s…m…e…ll
  • Если у ребенка возникают проблемы со словами, которые длиннее двух звуков, попробуйте на некоторое время объединить два звука. Например, вы можете сделать «c…at» или «ca….t». Затем вернитесь к разделению всех звуков.

Управление звуками в словах:

  • Попросите ребенка рассказать вам, что произойдет, если вы уберете букву из слова.Например, скажите, что останется, если мы уберем букву «р» из слова «горшок»?
  • Попросите ребенка рассказать вам, что произойдет, если вы замените одну букву на другую. (Что произойдет, если мы заменим «р» в слове «горшок» на «т»?)
  • Попрактикуйтесь в свиной латыни. Возьмите начальную согласную(ые) слова и поместите ее в конец слова, за которым следует звук «ай». Например, cat будет «at-cay», а вонючий будет «elly-smay».

Буквы Звуковые соответствия:

  • Расскажите, какие буквы обозначают звуки.(Буква б дает звук «бух»)
  • Показывайте буквы и печатайте в книгах в окружении ребенка. Скажите, как называются эти буквы, и расскажите ребенку, какие звуки они издают.
  • Попросите ребенка сказать вам, какой звук издает определенная буква (Какой звук издает буква «б»?)
  • Попросите ребенка сказать вам, какая буква дает определенный звук (Какая буква дает звук «бух»?)

Я создал 10 рабочих листов, которые точно покажут вам, как работать над каждым из этих навыков, с конкретными примерами, которые вы можете попробовать с вашим ребенком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.