Развитие мелкой моторики: Мелкая моторика — развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Содержание

Дошкольники

Для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет нужно выполнять несложные упражнения и делать массаж кистей рук. Специалисты советуют давать детям открывать и закрывать банки, пересыпать крупу из стакана в стакан, учить завязывать узелки. Все эти игры для развития мелкой моторики у детей не отнимут много времени, а пользу окажут неоспоримую, ведь то, как ребенок умеет координировать свои движения, во многом влияет на развитие его речевых и мыслительных центров.

Важнейшую роль в развитии ребенка играет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Поэтому очень важно посредством специальных упражнений, игр и заданий для развития мелкой моторики заниматься с ребенком с раннего возраста. Развитие мелкой моторики в 4-5 лет влияет на созревание речевых и двигательных зон коры головного мозга, которые находятся в непосредственной близости друг от друга. Развивая моторику, мы оказываем влияние на интеллектуальное развитие ребенка.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей

Как можно развивать мелкую моторику у ребенка в домашних условиях? Важное место в развитии мелкой моторики и координации движений кистей рук и пальцев занимают различные упражнения и игры.

Примеры, как развить мелкую моторику рук у ребенка 4-5 лет:
1. Пересыпание любой крупы из стакана в стакан. Это упражнение развивает мускульную координацию рук. Когда ребенок освоит его, можно разрешить наливать или переливать воду или другие напитки.
2. Завязывание узелков. Научите ребенка делать узелки. Это также развивает координацию, мелкую моторику и сноровку. Можно начать с толстой веревочки, затем перейти на более тонкую, например шнурок.
3. Открывание и закрывание банок различных размеров. Поставьте перед ребенком банки разных размеров, бутылочки, пузырьки с крышками. Попросите его открывать все крышки и закрывать их снова. Это занятие также направлено на развитие мелкой моторики рук.
4. Можно сшить небольшие мешочки и наполнить их, например, манной крупой, крупными макаронами, рисом, ватой и т. д. Дайте возможность ребенку прощупать эти мешочки и угадать, что в них.

5. Бусы. Что необходимо: макароны, длинный шнурок. Как играем: нанизываем макароны на шнурок.
6. Упражнения с пинцетом. Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички», несколько маленьких мисочек. Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).
7. Упражнения с прищепками. Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок. На край коробки и на прищепки наклеить картинки. Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.
8. Дорожки. Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы. Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.
9. Выкладывание по контуру. Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль). Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.
10. Картина из бусин. Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин. Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.
11. Скручивание лент. Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого). Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.

Большинство детей — большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо. В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.

Рисование и лепка
Детский пластилин — отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь. Рисование должно быть необычным.
Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.

Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект.
Включите фантазию, покажите ребенку, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.


учитель-дефектолог Поносова О.Н.
ГБУПК «ЦППМСП», Верещагинский филиал

Педагог по развитию мелкой моторики и функциональности руки у детей раннего и дошкольного возраста

Учебный курс повышения квалификации Педагог по развитию мелкой моторики и функциональности руки у детей раннего и дошкольного возраста предназначен для освоения навыков и понимания этапов развития процесса у малышей 2–3 лет, у детей 3–6 лет и в различных возрастных группах детского сада, изучения игровых технологий работы с детьми раннего и дошкольного возраста (пальчиковые игры и игры с песком), концепции песочной терапии и технического оснащения педагогов при работе с детской моторикой.

Количество часов: 72 (повышение квалификации).
Варианты: повышение квалификации.
Форма: очная, заочная (дистанционная).

Категория слушателей

  • все слушатели с дипломом о высшем образовании (бакалавр, специалист, магистр) или диплом о среднем профессиональном образовании, педагоги в средней школе, системе специального образования, дополнительного образования.

Выдаваемый документ

  • удостоверение о повышении квалификации.
Срок действия документа: 3 года (удостоверение).

Получаемые знания

  • развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
  • развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием;
  • развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии;
  • формирование навыков исполнительского мастерства;
  • формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ;
  • воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;
  • использование в работе технических средств: тренажеры для развития моторики, инструменты пальчиковой гимнастики, лепки из «космического» песка, занятия в сухом бассейне.
Учебный план
  • Актуальное законодательство и нормативные акты в сфере образования в РФ.
  • Реализация образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
  • Развитие движений рук и ручной умелости.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Графические упражнения.
  • Пальчиковый игротренинг.
  • Подготовка к обучению письму.
  • Лечебная физкультура.
  • Охрана труда.
  • Оказание первой помощи.
  • Пожарно-технический минимум.
  • Итоговая аттестация.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Автор статьи Алексеева Ольга Александровна.

Современный мир заполнили различные гаджеты: мобильный телефоны, планшеты, ноутбуки и т. д. У каждого ребенка на улице можно заметить подобную технологию. Теперь электрические устройства заменили им все игрушки. Как же это влияет на ребенка? В первую очередь страдает его мелкая моторика. Часто мы можем увидеть, как вместо указательного пальца ребенок начинает использовать большой палец, перелистывая страницы на планшете. И это распространяется не только на сенсорный экран. Ребенок начинает везде и всюду использовать большой палец вместо указательного: включая и выключая свет, нажимая кнопку в туалете и т. д. В дальнейшем неправильное употребление пальца может сказаться на графомоторных навыках ребенка, что может снизить его уровень подготовки к школе и дальнейшее развитие. Также может наблюдаться у детей неправильный тонус в кистях и пальцев руки. У многих детей можно отметить проблемы со зрительно-моторной координацией. Дети настолько привыкли видеть 2D мир, что в реальности они становятся совершенно беспомощными. Им тяжело планировать собственные движения. У них нет понятия собственного

«Я»
в пространстве. Нарушается также связь «глаз-рука», что в будущем тоже плохо скажется на дальнейшем обучении. Все выше перечисленное неблаготворно влияет на развитие мелкой моторики. В современном мире даже у нейротипичных детей могут наблюдаться проблемы с мелкой моторикой. Поэтому актуальной проблемой данной работы считается развитие мелкой моторики и ее важная роль в жизни у малыша.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать как можно раньше. Слаженная и умелая работа пальцев малыша помогает развивать речь и интеллект, положительно влияет на весь организм и подготавливает руку к письму.

 

В играх с пальцами развитие речи происходит в двух направлениях одновременно. Во-первых, импульсы рецепторов, которые находятся в ладонях, направляются в мозг и раздражают части, отвечающие за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи. Во-вторых, ребенок слушает стихи, песни, запоминает их и через некоторое время повторяет отдельные слова, а затем весь стих.

Кроме того развитие мелкой моторики рук непосредственно влияет на такие необходимые качества, как:

  • развитие внимания
  • память
  • наблюдательность
  • мышление
  • воображение.

Иными словами, чем более подвижные и ловкие пальчики у ребенка, тем он более умный и развитый и это необходимо развивать, как можно с более раннего возраста. Как говорил известный педагог В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Многие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Нервная система – сложнейшая система, представленная головным мозгом – главным органом нашего организма, спинным мозгом, периферическими нервными структурами: нервными корешками и сплетениями, чувствительными узлами, отдельными нервами. Нервная система управляет организмом, как единым целым.

Головной мозг похож на сложнейший компьютер. Он анализирует информацию, поступающую через органы чувств из внешней среды и от внутренних органов, и формирует ответные двигательные и поведенческие реакции.

В головном мозге проходят процессы высшей нервной деятельности, характерные только для человека: мышление, речь, способность читать и писать, способность к творчеству.

В коре головного мозга есть зоны, ответственные за какую-то определенную сферу, в частности, зона, ответственная за двигательную активность.

Около трети всей площади двигательной зоны коры головного мозга занимает часть, ответственная за движения кисти руки. Ходьба, прыжки, плавание, спортивные упражнения, боевые искусства и прочие двигательные навыки вместе взятые занимают лишь оставшиеся две трети двигательной зоны. Зона, заведующая движением кисти руки, коры головного мозга расположена очень близко от речевой зоны. Местами зона движения кисти руки и речевая зона перекрываются. Именно это обеспечивает теснейшую взаимосвязь мелкой моторики с речью.

Величина зоны кисти руки и ее близость к речевой зоне дают основание рассматривать кисть руки как своеобразный «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат (органы, обеспечивающие образование звуков речи – гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы, губы, носоглотка). Чем больше ребенок работает пальчиками, тем лучше развивается мелкая моторика его рук, и, следовательно, лучше и раньше разовьется его речь. Впрочем, мелкая моторика взаимосвязана не только с речью.

В головном мозге человека речевой и моторный центры расположены близко друг к другу, поэтому развивая двигательные навыки рук, мы способствуем развитию речи, внимания, мышления, памяти, воображения и координации. Положительное влияние упражнений с участием рук и пальцев на деятельность мозга начали изучать еще до нашей эры на древнем Востоке. Развитие навыков мелкой моторики очень важно, потому что использование точных, координированных движений понадобятся ребенку в дальнейшем: чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество учебных и бытовых действий. Развитие у ребенка мелкой моторики начинается еще в первые месяцы жизни, когда непроизвольно сжимает и разжимает кулачки. Поэтому очень важно начинать работу по ее развитию с самого раннего возраста.

Самообслуживание, в том числе простое умение одеваться, различные виды починки, готовка – во всем этом полно движений, относящихся к сфере мелкой моторики и соответственно зависимость развития бытовых навыков от развития мелкой моторики очевидна.

На производстве работнику приходится выполнять огромное количество сложных операций, где без мелкой моторики никак не обойтись.

Мелкая моторика взаимодействует с мышлением, вниманием, координацией, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью. Добавить к этому тесную связь мелкой моторики с развитием речи, и доходит до того, что человек, у которого в детстве по тем или иным причинам недостаточно развилась мелкая моторика, во взрослой жизни тугодум и косноязычен.

Можно сказать, что мелкая моторика пронизывает очень многие сферы жизни человека и потому необходимо внимательное отношение родителей и педагогов к развитию столь ценной вещи во всех смыслах.

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. Выделим набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

В 2-2, 5 года ребенок умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.

В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.

В 3 -3, 5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.

В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизывать мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.

В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.

В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Если к 3-4 годам ребенок не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Поступление ребёнка в школу означает собой очередной новый период в жизни дошкольника, который называется «учебная деятельность» и будет являться ведущей деятельностью на протяжении всего периода учёбы. Начало обучения – это сложный этап в жизни детей дошкольного возраста: это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Адаптацию детей к школе облегчает, как показали исследования психологов, пребывание их в детском саду. «Незрелые школьники», посещавшие детский сад встречаются вдвое реже, чем «домашние дети».

Дома родители должны создать своим детям условия для занятий изобразительной деятельностью (рисование, лепка), конструированием, ручным трудом, а также обязательно приучить ребят к некоторым видам домашнего труда. При этом важно обращать внимание на то, что ребёнок уже что-то знает, что у него лучше получается. Все перечисленные виды занятий способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

Задачи развития мелкой моторики рук для детей – формировать навыки учебной деятельности, готовить руку ребёнка к письму, поддерживать детскую инициативу в самостоятельных играх и занятиях.

Если нет ловкости и чёткой координации движений пальцев и мелких мышц кистей рук, необходимо делать следующие упражнения:

  • массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
  • занятия рисованием, лепкой, умение работать ножницами, завязывания и шнурование. Застёгивание пуговиц и прочее
  • занятие конструированием (работа с различными мозаиками, мелкими предметами, виды ручного труда), изготовление поделок из бумаги и картона, природного материала, различные виды шитья (в т.ч. вышивание)
  • обведение контуров предметов, геометрических фигур по точкам, чёрточкам, различные виды закрашивания, штриховки и т.п.
  • нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук), бусин с большим отверстием на шнурок
  • вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки)
  • запускание волчка (юлы)
  • разворачивание завернутого в бумагу
  • использование столовых приборов (очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики)
  • перелистывание страницы книги по одной
  • открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать)
  • наматывание толстой нитки на палочку, клубок и разматывание
  • катание карандаша между ладошками.

Таким образом, под понятием логопедического термина «мелкая моторика рук» подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Важные советы родителям:

  1. Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно. Выбирайте те игры и задания, которые подходят по возрасту и интересам именно вашему малышу. Их длительность в возрасте ребенка до года не должна превышать 5-7 минут.
  2. Выбирайте время, когда ваш малыш спокоен и находится в хорошем настроении.
  3. Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!!!
  4. Чаще разговаривайте с малышом, называйте все предметы, ведите диалог, разыгрывайте сценки, сочиняйте сказки и истории.
  5. Во время беседы с ребенком поглаживайте ручки и каждый пальчик по отдельности.
  6. В играх с более мелкими предметами не оставляйте ребенка одного без присмотра!!!
  7. Не ограничивайте детей в проявлении фантазии.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям:

  • овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения
  • лучше адаптироваться в практической жизни
  • научиться понимать многие явления окружающего мира.
< Предыдущая   Следующая >

Развитие мелкой моторики у детей.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Массаж ладошек. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки. Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. «Клад». Спрятать в чашку с гречневой крупой игрушки и предложить ребенку отыскать клад.

4. Бусы. Изготовить бусы путем нанизывания на леску или толстую нить пуговиц, макарон, сушек и т.п.

5. Рисовать пальчиками на подносе с песком, манкой. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых линий, геометрических фигур, знакомых предметов, постепенно усложняя задание.

6. Лепить фигурки из теста, пластилина.

7. Перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох. Отделить фасоль от гороха.

8. Перекатывать между ладошками предметы: карандаши, шарики, грецкие орехи.

9. Переливать воду из одного стакана в другой с помощью чайной ложки.

10. «Покататься на лыжах». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах».

11 Застегивание, расстегивание и шнуровка. Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

12. Собирание мозаик и пазлов.

Развитие мелкой моторики. Зачем?

 

Истоки способностей и дарований детей

 находятся на кончиках пальцев.

В.А. Сухомлинский

Что такое мелкая моторика?

Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

Не раз, встречаясь с выражением «мелкая моторика», подсознательно назревает вопрос, а что это такое на самом деле, и действительно ли это так важно, как об этом говорят? Мелкая моторика – это возможность человеком выполнять множество движений, при скоординированных действиях нервной и мышечной системы при выполнении мелких и точных действий кистями и пальцами рук.

В большинстве случаев к мелкой моторике относят почти все движения кистей и пальцев рук от самых простых до таких сложных, как письмо. Именно от уровня развития мелкой моторики зависит и почерк ребенка.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это — неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Хорошее развитие пальцев рук, это одновременно и хорошее развитие координатора действий «рука-глаз». Все процессы действий и движений пальцами рук происходит под управлением зрительного центра. А, развивая мелкую моторику, через зрительный центр мы одновременно стимулируем и развитие зон, отвечающих за речь ребенка. При развитии мелкой моторики мы прямо развиваем умение действовать, одеваться, писать. Однако непрямое влияние мелкой моторики на ребенка намного важнее, развивается память, речь, логическое мышление, умение анализировать, развивается фантазия, творческие способности.

Развитие мелкой моторики у ребенка начинается с первых хватательных движений, которые делает малыш в жизни, но этого мало для того, чтобы умело держать ручку в руках. Дети разного возраста должны играть разными по размеру игрушками для развития мелкой моторики. Чем дети становятся старше, чем мельче должны быть игрушки. Пазлы, мозаика, лего — великолепные тренажеры в развитии мелкой моторики и соответственно письма. При этом дети дошкольного возраста должны много рисовать. Для начала можно использовать раскраски, если ребенок их любит, но со с временем нужно стимулировать ребенка рисовать на разных по фактурах листах чистой бумаги.

Все это поможет развить мелкую моторику рук, но все занятия должны быть представлены детям как игра, иначе они будут быстро уставать и отказываться выполнять упражнения.

На самом деле дети очень любопытны, и заинтересовать ребенка очень легко. Особенно важно часто менять материал, с которым работает ребенок. Сегодня он складывает пазлы, завтра рисует песком, в среду разлаживает мозаику, в пятницу лепит крупу на пластилин. Все просто и легко, главное, чтобы ребенку было интересно.

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.

По большому счету, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причем, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

А чтобы облегчить подбор игр, можете воспользоваться некоторыми нашими советами.

Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.

 

Упражнения и игры для развития мелкой моторики

 

«Пальчиковые игры»

Это инсценировка детских стихов, сказок, рифмованных стишков при помощи пальцев рук. Они помогают не только размять и укрепить мышцы рук, но и провоцируют навыки ориентировать в пространстве. Старайтесь использовать упражнения, где будет задействован каждый пальчик ребёнка. Также нужно следить, чтобы прослеживалась постепенное напряжение и расслабление мышц, и ребенок работал с полной отдачей, иначе не будет результата.

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: 

В коре головного мозга существует отдельная область, отвечающая за действия каждого пальца, поэтому для получения результата нужно, чтобы работали все пальцы рук.

 

«Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками»

Это самый доступный материал для игр с ребенком в домашних условиях.

Бабушкины бусы, крупа на кухне, камешки с моря или щебень с дороги – все это легко отыскать без лишних финансовых вложений.

Можно предложить ребенку рассортировать разные бусины, катать их между пальчиками. Угадывать с закрытыми глазами предметы. Можно нанизывать нить бусины. Все это простые доступные игры, которые помогут улучшить моторику рук.

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ

Все игры с мелкими предметами должны происходит под бдительным присмотром взрослого.

 

«Песочная терапия»

Игры с песков, особенно летом, это бескрайний простор для развития мелкой моторики и фантазии. Строим башни, зоопарк, замок для принцессы.

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: 

При этом песок доступен не только летом. Возьмите коробку, выкрасите дно синим цветом, промойте и просушите песок. Поместите в песок небольшие игрушки животных, людей, транспорт, и целый мир для ребенка и его развития создан. Пусть моделирует горы, колодцы, равнины и гаражи – все это поможет развитию ориентирования в пространстве, соотношению величин и форм.

 

«Рисование, аппликация, оригами, соленое тесто и пластилин»

Чем больше ребенок рисует, тем лучше укрепляются его мышцы, ведь карандаш не только зрительно похож на ручку, карандаш требует нажатия — дополнительная стимуляция мышц пальцев рук, а также помогает развитию ориентирования в пределах листа, формирует зрительный контроль, развивает творчество, формирует умение выражать свои чувства. Оригами очень хорошее средство для развития памяти и логического мышления. Соленое тесто и пластилин помогают выучить формы предметов, формируют гибкость психики.

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ:

Не ограничивайте фантазию ребенка, старайтесь, что бы ребёнок делал композиции, не ограничивайте его отображением единичных предметов.

 

«Шнуровка»

Сейчас в магазинах можно увидеть огромное количество разных шнуровок. Встречаются деревянные, поролоновые, картонные. Все они правнуки первых шнуровок, разработанных М. Монтессори. Шнуровка прекрасно стимулирует развитие мелкой моторики, побуждая ребенка создавать из шнуровки изображение, развивает фантазию, тактильные ощущения, логическое мышление.

Существует множество способов и методик развития мелкой моторики и совсем не принципиально, какой вы выберете. Самое главное не обделить и не упустить в развитии ребенка тот момент, который, если он угадан, позволяет сделать качественный скачок в умениях и знаниях ребенка. Любите своих детей, работайте с ними вместе и получайте от этого удовольствие!

 

 

 

Скибневская Наталья Владимировна, педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

Список литературы:

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М.: Академия, 2010. — 284 с.

Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2011. — №1. — С. 50-53.

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. — 220 с.

Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. — М.: Академический проект, 2010. — 453 с.

Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2011. — № 3. — С. 28-35

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Родничок, 2012. — 185 с.

Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. — М.: Детство-пресс, 2012. — 71 с.

Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2008. — 60 с. (Развитие и воспитание)

Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. — М.: АСТ, 2011. — 165 с.

Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. — М.: Корона Принт, 2008. — 232 с.

Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксмо, 2007. — 194 с.

Узорова О.В. Игры с пальчиками. — М.: Астрель, 2008. — 154 с.

 

Мелкая моторика

Мелкая моторика относится к группе навыков, связанных с умением манипулировать более мелкими предметами руками и пальцами, например хватать, удерживать и щипать.

На этой странице

Обзор

Навыки мелкой моторики отличаются от навыков крупной моторики, которые включают развитие более крупных групп мышц, необходимых для таких движений, как удары ногами, бег и прыжки.

Мелкая моторика необходима для многих аспектов ухода за собой в детстве, например: одевание обуви, кормление, чистка зубов.Мелкая моторика также имеет решающее значение для развития письменной речи.

Важность развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики является важным компонентом благополучия детей:

От рождения до восьми лет дети постоянно приобретают, совершенствуют и укрепляют свои моторные функции и навыки и интегрируют свои навыки в разные области. VEYLDF (2016)

Развитие мелкой моторики имеет важное значение для участия детей в изобразительном искусстве, рисовании и развитии навыков письма.

Письмо — это сложный процесс, который требует развития языка, визуальной информации, знания графем, знания слов и концепций печати, и это лишь некоторые из них. Моторный контроль для создания текста посредством рисования, нанесения пометок и символического представления букв имеет жизненно важное значение для передачи сообщения.

Развитие мелкой моторики имеет важное значение для развития способности эффективно делать пометки и писать, чтобы можно было передать сообщение.

Развитие мелкой моторики

Развитие мышц всей руки до кончиков пальцев дает детям силу, необходимую для манипулирования оборудованием для нанесения меток.

Развитая сила и контроль кисти и пальцев поддерживает начало клещевого захвата, удобного для захвата карандашей и ручек.

Мелкую моторику можно развить, используя материалы, способствующие развитию силы в руках, кистях и пальцах, а также возможности делать пометки, рисовать и писать.

Ранний захват карандаша рукой и указательным пальцем. Фото: Л. Стюарт

Вся рука

Это относится к развитию общей моторики, включая силу плеча, плеча и предплечья.

Вся кисть

Развитие мышц кисти необходимо для хватательных действий и координации движений пальцев.

У очень маленьких детей можно наблюдать полное развитие рук, например, хватание предметов, перекладывание предметов из рук в рот и хлопанье в ладоши и удары предметами друг о друга.

Дети могут использовать всю ладонь, чтобы начать делать отметки.

Пинчерный захват

Пинчерный захват предполагает сжатие большого и указательного пальцев.Примеры движений пинчера включают в себя захват и размещение более мелких предметов, таких как небольшие блоки, подбор бусинок для нанизывания, использование указательного и большого пальцев для захвата пищи.

Клещевой захват

Клещевой захват включает большой, средний и указательный пальцы для управления объектами. Это поддерживает захват штатива для рисования и письма

Примеры использования щипцового захвата могут включать использование щипцов для переноса еды или других мелких предметов, сжимание колышков, захват мелких предметов большим, средним и указательным пальцами.

Теория для практики

Исследователи признают, что развитие мелкой моторики имеет важное значение для развития навыков письма у детей и в дальнейшем.

Успех письма во многом зависит от развития мелкой моторики, включающей движения мелких мышц руки. — Huffman and Fortenberry (2011, стр. 100)

Одним из подходов к пониманию мелкой моторики является «теория динамических систем развития моторики»:

Когда моторика работает как система, отдельные способности смешиваются вместе, каждая из которых взаимодействует с другими для создания более эффективных способов исследования и контроля окружающей среды.
— Berk (2013, стр. 148)

Мелкую моторику у детей можно рассматривать как совокупность способностей, формирующих систему перцептивно-моторных навыков, включающих как мелкую, так и крупную моторику. Развитие мышц, необходимое для развития мелкой моторики при письме, начинается с наращивания силы всей руки до развития более детальной силы и контроля рук, а также ловкости кончиков пальцев (Huffman & Fortenberry, 2011).

Несмотря на растущую распространенность и использование цифровых технологий, исследователи по-прежнему считают почерк самой непосредственной формой графического общения и, следовательно, важным навыком, который необходимо постоянно развивать и поддерживать (Dinehart, 2015).

Доказательная база

Имеются данные, свидетельствующие о тесной связи между развитием мелкой моторики и другими аспектами развития речи, грамотности и когнитивных функций (Wang, 2014; Cadoret, 2018; Oberer, Gashaj, Roebers, 2017). Это оправдывает то, что мелкая моторика является важным направлением обучения для развития грамотности.

Важность владения почерком была связана с более поздними академическими достижениями (например, Suggate, Pufke & Stoeger, 2018; см. обзор Dinehart, 2015).Однако умение писать почерком требует развития мелкой моторики на протяжении всего раннего детства (Cameron et al., 2016; van der Fels et al., 2015).

Кроме того, в недавнем исследовании экологических предикторов развития крупной и мелкой моторики True et al. (2017, стр. 751) обнаружили, что:

Дошкольные учреждения могут способствовать развитию двигательных навыков, предоставляя детям больше времени на открытых пространствах, структурируя опыт деятельности и расширяя существующие игровые площадки на открытом воздухе, когда это возможно.

Приступая к работе

Развитие всей руки

Развитие всей руки можно осуществить:

  • рисованием и рисованием на бумаге на больших мольбертах, требующих движения всей рукой и лопаты, чтобы копать, и метлы, чтобы сметать песок обратно в песочницу
  • толкать тележки для развития силы рук и координации
  • подпрыгивать и бросать мячи, чтобы стимулировать контроль вверх и наращивание силы верхней части тела
  • поощрение детей к использованию крупных движений рук, таких как растяжка, толкание, подтягивание и выполнение заданий, развивающих мышцы рук.
Использование тачек и землеройного оборудования для
развития силы всей руки. Фото: Л. Стюарт

Развитие всей руки

Сила всей руки развивается с помощью:

  • наполнения чашек, кувшинов и различных контейнеров разного размера водой и выливания воды во время игры с водой копать руками в песочнице
  • раскатывать пластилин руками, используя формочки для печенья и скалки
  • нажимая курок на пульверизаторах для полива растений.
Распылитель укрепляет руки.
Фото: Л. Стюарт. Пластилин для игры и инструменты, способствующие развитию силы всей кисти.
Фото: Л. Стюарт

Щипковый и пинчерный захват

Щипковый и пинчерный захват развивается посредством:

  • построения из деревянных строительных блоков или соединительных блоков меньшего размера, укрепления пальцев и отработки контроля предметы по мере роста ловкости)
  • захват предметов щипцами и пинцетом
  • изготовление предметов меньшего размера, сжимая пластилин и используя более мелкие перекатывающие движения пальцами.

Например, яйца в гнезде, покажите, как сделать гнездо из пластилина, и предложите детям скатывать маленькие шарики из пластилина, чтобы добавить яйца в гнездо.

Ссылки на VEYLDF

Результат 3: благополучие

Дети берут на себя все большую ответственность за свое здоровье и физическое благополучие:

  • манипулируют оборудованием и управляют инструментами с возрастающей компетентностью и навыками
  • сочетают крупную и мелкую моторику и равновесие для достижения все более сложные модели деятельности, включая танец, творческие движения и драму
  • участие во все более сложных сенсомоторных навыках и моделях движений

Результат 5: общение

Дети выражают идеи и придают смысл, используя ряд средств:

  • начинают использовать изображения и приближения букв и слов для передачи значения

Дети начинают понимать, как работают символы и узоры:

  • развивают понимание того, что символы являются мощным средством коммуникации и что идеи, мысли и концепции могут быть представлены через них
90 004 Планы опыта и видеоролики

Для возрастных групп: первые коммуникаторы (от рождения до 18 месяцев)

 Для начинающих владеющих языком (от 12 до 36 месяцев)

Для возрастных групп: изучающие язык и начинающую грамотность (от 30 до 60 месяцев).

Направления обучения и практики преподавания

Ссылки

Berk, L. E. (2013). Развитие ребенка (9-е издание). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education.

Кадоре, Г., Биграс, Н., Дюваль, С., Лемей, Л., Тремблей, Т., и Лемир, Дж. (2018). Опосредующая роль когнитивных способностей в отношениях между двигательными навыками и ранними академическими достижениями у детей. Наука о движении человека, 57 (ноябрь 2017 г.), 149–157.

Кэмерон, К.Э., Коттон, Э.А., Мурра, В.М., и Гриссмер, Д.В. (2016). Как двигательные навыки связаны с успеваемостью детей в школе и успеваемостью? Перспективы развития ребенка, 10 (2), 93–98.

Динхарт, Л. Х. (2015). Почерк в дошкольном образовании: текущие исследования и будущие последствия. Журнал ранней детской грамотности, 15 (1), 97–118.

Федер, К., и Майнемер, А. (2007). Развитие почерка, компетентность и вмешательство, Развивающая медицина и детская неврология, 49, 312-317.

Хаффман, Дж. М., и Фортенберри, К. (2011). Помощь дошкольникам в подготовке к письму: Развитие мелкой моторики, Маленькие дети, 66(5), 100-103.

Кушки, А., Чау, Т., и Анагносту, Э. (2011). Проблемы с почерком у детей с расстройствами аутистического спектра: обзорный обзор, Journal of Autism Developmental Disorders, 41, 1706-1716.

Оберер, Н., Гашай, В., и Роберс, К. М. (2017). Двигательные навыки в детском саду: внутренняя структура, когнитивные корреляты и отношения к фоновым переменным.Наука о движении человека, 52, 170–180.

Шарф, Р., Шарф, Г., и Страуструп, А. (2016). Вехи развития, Обзор педиатрии, 37(1), 25-38.

Суггейт, С., Пуфке, Э., и Стогер, Х. (2018). Влияют ли мелкая моторика на раннее развитие чтения? Журнал исследований чтения, 41 (1), 1–19.

ван дер Фелс, И.М.Дж., те Вирике, С.К.М., Хартман, Э., Эльферинк-Гемсер, М.Т., Смит, Дж., и Висшер, К. (2015). Взаимосвязь между моторными и когнитивными навыками у типично развивающихся детей 4-16 лет: систематический обзор.Журнал науки и медицины в спорте, 18 (6), 697–703.

Государственный департамент штата Виктория по образованию и обучению (2016 г.), Викторианская система обучения и развития детей младшего возраста (VEYLDF). Проверено 3 марта 2018 г.

Victorian Curriculum and Assessment Authority (2016) Иллюстративные карты от VEYLDF к Victorian Curriculum F–10. Проверено 3 марта 2018 г.

Волман, М., ван Шендель, Б., и Йонгманс, М. (2006). Проблемы с почерком у детей младшего школьного возраста: поиск основных механизмов, Американский журнал профессиональной терапии, 60 (4). ), 451-460.

Ван, М. В., Лекхал, Р., Аарё, Л. Э., и Шёлберг, С. (2014). Сопутствующее развитие коммуникативных и двигательных навыков в раннем детстве: результаты лонгитюдного исследования населения. Ребенок: уход, здоровье и развитие, 40(1), 77–84.

Ресурсы рукописного ввода

См. рекомендации Департамента Victorian Cursive

Что происходит с развитием мелкой моторики?

Статья Марси Гуддеми | сентябрь 2017 г.

Примечание. Детский сад — это американский эквивалент Year 1.

Отсутствие мелкой моторики — это не нормально в детском саду

Новое и тревожное явление появляется на образовательном горизонте. Многие дети приходят в детский сад, не имея элементарных навыков мелкой моторики, необходимых для того, чтобы держать карандаш и писать. Это отсутствие ловкости в их пальцах и руках может быть связано с более частым использованием технологии сенсорного экрана и сокращением использования мелков, красок, карандашей, ножниц, пластилина и других манипулятивных инструментов в их повседневной жизни.

Наряду с социально-эмоциональными навыками и любознательностью мелкая моторика является одним из приоритетных навыков подготовки к детскому саду. Если дети приходят в школу, не обладая мелкой моторикой и силой пальцев, необходимой для удержания карандаша, им будет трудно освоить другие требования в детском саду. Это огромная проблема, потому что сегодняшний детский сад требует гораздо больше письменной и письменной работы, чем десять лет назад.

Это затруднительное положение невозможно исправить за одну ночь.Как и крупная моторика, мелкая моторика развивается постепенно, с большой практикой и повторением. Возможно, мы лучше осведомлены о более заметных и захватывающих достижениях крупной моторики: ребенок сначала держит голову, переворачивается, затем садится, ползает, встает, ходит, затем бежит. Развитие мелкой моторики начинается с хватания предметов (мамины пальчики, погремушка, игрушка), удерживания бутылочки, взятия еды, манипулирования ложкой, целенаправленного использования рук, таких как сборка кубиков и тесто для лепки, застегивание пуговиц и молний, ​​использование искусства. инструменты для рисования и письма, и только потом карандашом или ручкой писать имя или копировать слова.В то время как эти две прогрессивные последовательности развития являются нормальными для развития ребенка, если эта последовательность будет нарушена, ребенок не будет развиваться так, как должен. Мы наблюдаем это с развитием мелкой моторики у сегодняшних пятилетних детей, которые с младенчества проводят слишком много времени, «смахивая и постукивая» по экранам, и не играют с большим набором манипуляций.

Технологии не исчезнут, поэтому взрослые должны ограничить их использование и обеспечить, чтобы у маленьких детей были нормальные детские игровые возможности.Американская академия педиатрии рекомендует абсолютно не проводить время перед экраном для детей младше двух лет и менее часа в день для дошкольников. Родители не должны давать свои смартфоны детям в автокреслах или колясках. Они не должны воспроизводить видео для младенцев и малышей, чтобы занять их. Им не следует брать iPad в рестораны. У дошкольников не должно быть телевизоров в спальне.

Реклама часто убеждает родителей в том, что дети учатся с помощью двухмерных компьютерных игр и приложений, которые они используют.Однако дети живут в трехмерном мире и должны учиться, взаимодействуя с реальными объектами или людьми. Например, дети узнают, что означает «три», это держать три предмета, есть три виноградины, строить из трех кубиков, смотреть, сколько наборов по три штуки в маленькой коробочке с изюмом, составлять треугольник из трех палочек для кренделя. Дети учатся, делая и испытывая, а не пассивно наблюдая.

Классические детские материалы, проверенные временем, развивают мелкую моторику и укрепляют все маленькие мышцы рук.Взрослые должны обеспечить детям доступ к этим материалам как дома, так и в детском саду:

  • мелки, фломастеры, мел, краски, карандаши, ножницы
  • блоков, Лего, другие манипуляторы
  • куклы и мягкие игрушки для одевания и раздевания
  • тесто для лепки, пальчиковая краска, глина, грязь

Пальцевые игры, такие как Itsy Bitsy Spider и Где Thumbkin? также отлично улучшают координацию пальцев и рук.Есть так много замечательных и игривых занятий, которые взрослые могут делать с детьми, чтобы помочь развить мелкую моторику.

Оценка Gesell Developmental Observation-Revised (GDO-R) оценивает многие навыки готовности к детскому саду. Однако в последние годы учителя отмечают, что низкие баллы по мелкой моторике снижают общий возраст развития детей. Некоторые учителя спрашивали, могут ли они игнорировать раздел оценки мелкой моторики. Ответ — нет! Навыки мелкой моторики являются очень важной частью общего развития ребенка и необходимы для успеха в учебе.

Домашние занятия для развития мелкой моторики

Попробуйте включить эти занятия в распорядок дня вашего ребенка:

Кухонные проекты: Приготовление домашнего теста для лепки укрепляет мышцы рук и пальцев. Катайте змей и шары всех размеров; построить с шарами и змеями. Ваш ребенок может играть с тестом для лепки за стойкой или за столом, пока вы готовите ужин.

Приготовьте печенье с арахисовым маслом или сахаром, для которого тесто нужно скатать в шарики и размять вилкой.Фрикадельки — это тоже весело и вкусно.

Игра в продуктовый магазин: Храните консервы на нижней полке. Позвольте ребенку поиграть в продуктовый магазин: вынимайте и переставляйте банки, сортируйте их по размеру, цвету или содержимому. Это еще и математический навык.

Сортировка столового серебра или сервировка стола: Раскладывание столового серебра по правильному держателю — математический навык; как и рисунок, который ваш ребенок будет делать, раскладывая салфетку, нож, вилку и ложку по порядку на каждой сервировке стола.

Еда палочками: Это более продвинутый навык мелкой моторики, но его можно обучить. Дети в азиатских странах учатся довольно рано. Используйте палочки для еды, чтобы брать ватные шарики, круглые хлопья или другие мелкие предметы.

Складывание одежды: Начните со складывания мочалок или полотенец. Сложите пополам, а затем еще раз, чтобы получилась четверть.

Нанизывание вещей: Делайте браслеты и ожерелья, нанизывая пасту, фруктовые петли или бусины на ершики для труб или толстые нити.Добавьте шаблон, и вы добавите математику!

Игра в переодевание: Надевание пальто и перчаток, застегивание молнии, застегивание, застегивание и завязывание шнурков на обуви помогает развитию мелкой моторики. Одевать куклу или мягкую игрушку тоже хорошо!

Упражнения с ножницами: Начните с безопасных ножниц и полоски бумаги длиной 10 см, чтобы отрезать, отрезать, отрезать и сделать бахрому. Позже нарисуйте путь на бумаге, чтобы разрезать его. Сделайте конфетти, нарезав маленькие кусочки цветной, текстурной и блестящей оберточной бумаги.Вырежьте картинки из журналов и сделайте коллаж. Тесто для лепки — отличный мягкий материал, на котором новички могут практиковать навыки работы с ножницами. Скатайте змей и нарежьте их на кусочки.

Раскрашивание  и рисование: Поощряйте творчество, предлагая различные художественные средства. Цвет с сильным нажимом, цвет с мягким нажимом. Контур объекта жесткий, цвет внутри мягкий. Вместо того, чтобы раскрашивать, попросите ребенка заполнить пространство маленькими контролируемыми кругами — пуантилизм — увлекательная художественная техника.

Ограничивающая технология: Уберите электронику. Или, что еще лучше, создайте свою собственную «телепрограмму», сделав прокрутку истории. Нарисовав рассказ сцена за сценой на длинном листе бумаги, плотно сверните бумагу на картонную трубку. Сделайте «ширму», вырезав окно из картонной коробки. Установите свиток внутри коробки слева. Растяните начало истории на экране и приклейте его к другому пустому рулону, прикрепленному к правой стороне коробки. Поворот правой трубки, чтобы прокручивать прокрутку, также помогает развивать мелкую моторику.

Понимание важности мелкой моторики — Пряжка Toy Inc

Что такое мелкая моторика и 

почему они важны?

Согласно Understood.org , «мелкая моторика — это способность совершать движения, используя маленькие мышцы рук и запястий». Чрезвычайно важно, чтобы дети научились использовать мышцы своих крошечных ручек, запястий и пальцев еще в раннем возрасте.Сильная мелкая моторика необходима для развития важных жизненных навыков по мере взросления ребенка, таких как завязывание шнурков на ботинках, письмо и использование столовых приборов. В конечном счете, можно сказать, что мелкая моторика является основой наших достижений и успехов на протяжении всей нашей жизни.

Мелкая моторика у детей развивается с разной скоростью, но ожидается, что в большинстве случаев они достигнут многих важных этапов в возрасте от 12 до 48 месяцев. Терапевтический центр для детей говорит, что в этот период средний малыш должен начать демонстрировать, что он может выполнять следующие задачи, такие как:

  • Захват и удержание мелких предметов большим пальцем и пальцами

  • Удерживание Crayon со всей всей рукой

  • положить / взять обувь и носки

  • Нарисуйте и копировать горизонтальные линии

  • 0

    • Кормление с небольшими разливами

    • Поместить небольшие колышки в небольших отверстиях

    • Держите карандаш с тремя пальцами (но движения предплечья и запястье рисовать)

    Общий знаменатель всех т Этими вехами является укрепление мелкой моторики.Без развития мышечных групп рук, пальцев и запястий малышей ни один из этих этапов не был бы достижим.

    Связь между нарушениями развития

    и мелкой моторикой.

    У некоторых детей возникают проблемы с развитием двигательных навыков, состояние, известное как расстройство координации развития (DCD). Дети с DCD часто испытывают трудности с базовыми навыками координации и обучения организации и последовательности.Это может привести к проблемам с повседневными делами дома и в школе, оказывая на них как социальное, так и эмоциональное воздействие.

    Подобно DCD, диспраксия — это состояние, при котором у ребенка возникают проблемы с развитием навыков, в том числе мелкой моторики. Также известно, что диспраксия влияет на организационные навыки ребенка, речь, память, социальные навыки и сенсорную обработку. В отличие от DCD, диспраксия не является формально определенным заболеванием, но из-за общих проблем, связанных с развитием двигательных навыков, есть общие черты в их лечении.

    В обоих случаях нарушение координации и двигательных навыков часто лечит эрготерапевт. Эрготерапевты работают с пациентами с DCD и диспраксией, чтобы укрепить мелкую моторику, а также общую моторику, чтобы они могли начать нормально функционировать и обрести уверенность. В зависимости от серьезности случая эрготерапевт может давать своим пациентам задания на развитие двигательных навыков, такие как завязывание шнурков, застегивание или застегивание пуговиц, застегивание и застегивание молнии.

    Если вы хотите лучше понять шаги, которые может предпринять эрготерапевт для оценки мелкой и крупной моторики вашего ребенка, посмотрите это видео от Понятно.org :

    Игрушки для активного отдыха — отличное терапевтическое решение.

    Игрушки с тематикой активности, например, от Buckle Toys, помогают малышам развивать мелкую моторику и жизненные навыки. Взаимодействуя с пряжками, кнопками, молниями и другими действиями, связанными с этими игрушками, малыши могут быстро укрепить мышцы своих крошечных рук и пальцев, развивая при этом когнитивные способности, способность решать проблемы, улучшая координацию и сенсорное восприятие.

    Несмотря на то, что эти игрушки предназначены для детей, эти игрушки очень подходят для использования профессиональными терапевтами при лечении таких заболеваний, как DCD и диспраксия, у людей всех возрастов. Благодаря повторяющейся практике взаимодействия с игрушками, посвященными деятельности, пациенты могут успешно улучшить свои двигательные навыки, жизненные навыки и получить уверенность в том, что они будут более приняты социальными нормами.

    Используйте стрелки влево/вправо для перемещения по слайд-шоу или проведите пальцем влево/вправо при использовании мобильного устройства

    Развитие мелкой моторики связано с результатами экспрессивной речи у младенцев с высоким и низким риском расстройства аутистического спектра

    Задний план: Растущее количество исследований показывает, что мелкая моторика связана с навыками в различных областях как в типичном, так и в нетипичном развитии.В этом исследовании мы исследовали траектории развития мелкой моторики в возрасте от 6 до 24 месяцев в зависимости от результатов экспрессивной речи в возрасте 36 месяцев у младенцев с высоким и низким семейным риском расстройства аутистического спектра (РАС).

    Методы: Среди участников был 71 ребенок из группы высокого риска без диагноза РАС, 30 детей из группы высокого риска, у которых впоследствии был диагностирован РАС, и 69 детей из группы низкого риска без диагноза РАС.В рамках проспективного лонгитюдного исследования мелкая моторика оценивалась в возрасте 6, 12, 18 и 24 месяцев, а результаты экспрессивной речи — в 36 месяцев с использованием шкал раннего обучения Маллена. Диагноз РАС был установлен при последнем посещении младенцем лаборатории (18, 24 или 36 месяцев) с использованием графика наблюдения за диагностикой аутизма.

    Результаты: Иерархическое линейное моделирование показало, что дети из группы высокого риска, у которых позже развился РАС, показали значительно более медленный рост мелкой моторики между 6 и 24 месяцами по сравнению с их обычно развивающимися сверстниками.В отличие от групповых различий в росте с 6-месячного возраста, поперечно-групповые различия проявлялись только на втором году жизни. Кроме того, мелкая моторика в возрасте 6 месяцев предсказывала результаты экспрессивной речи в возрасте 3 лет.

    Выводы: Эти результаты подчеркивают важность использования лонгитюдных подходов для измерения ранних навыков мелкой моторики, чтобы выявить тонкие групповые различия в младенчестве между детьми с высоким и низким риском РАС и предсказать их последующие языковые результаты.

    Ключевые слова: аутизм; Ранняя разработка; Выразительный язык; Мелкая моторика; Младенческие братья и сестры.

    Использование приложений для развития мелкой моторики

    Большинство классов для детей младшего возраста снабжены кубиками, цветными карандашами, головоломками и многими другими инструментами для развития мелкой моторики. Поскольку iPad становится повсеместным во всех предметных областях в классе, означает ли это, что манипуляторам и игрушкам, которые мы когда-то любили, больше не будет места в классе, и они начнут собирать пыль? Один большой вопрос продолжает появляться: должны ли мы заменить традиционные упражнения и упражнения для развития мелкой моторики приложениями для iPad?

    Абсолютно нет! Так же, как марафонец бегает не просто для подготовки к марафону, iPad не может быть единственным средством, используемым для развития мелкой моторики.iPad — это просто один инструмент. Однако использование iPad для развития мелкой моторики имеет свои преимущества, в том числе: 

    1. На самом базовом уровне приложения представляют собой простые видеоигры, требующие зрительно-моторной координации и контроля моторики.
    2. Повышение вовлеченности — вы можете загрузить множество различных приложений, поддерживающих развитие мелкой моторики.
    3. Развивайте визуальное и пространственное восприятие одновременно.
    4. Поскольку iPad повсеместно используется в образовании и повседневной жизни, учащимся, у которых возникают проблемы с мелкими движениями рук, требуется дополнительная поддержка, чтобы добиться успеха с этим типом технологий в будущих условиях.

    Практические упражнения на мелкую моторику
    • Рисование пальцами
    • Рисование песком или кремом для бритья
    • Сбор головоломки
    • Игра с кубиками или LEGO
    • Резка
    • Сбор предметов пинцетом
    • Раскраска 
    • Шнуровка
    • Застегивание одежды

    Приложения для мелкой моторики
    • Dexteria Jr. (2,99 долл. США) — учащиеся могут выбрать одно из трех заданий, посвященных различным движениям рук.Приложение содержит разные уровни для каждого действия, что обеспечивает постоянное участие.
    • Dexteria  (3,99 долл. США) — отрабатывает те же навыки, что и Dexteria Jr , но предназначен для более старшей аудитории. Часть «Напиши» работает над формированием букв и цифр.
    • Uncolor для iPad  (0,99 долл. США) — это приложение отлично подходит для детей, которые не готовы пользоваться одним пальцем. Идеально подходит для начинающих с детьми, которые борются с мелкими движениями рук.
    • Пузыри  (0,00 долл. США).99) — Дети отслеживают пузыри и нажимают, чтобы лопнуть.
    • Жучки и кнопки (2,99 долл. США) — 18 различных игр, которые помогают развивать мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие.
    • Закорючка Lazoo (бесплатно) — дети рисуют закорючки, чтобы машинки двигались, рыбки плавали и украшали торты.
    • Делай как я (2,99 долл. США) — Взрослые моделируют построение букв или форм, а учащиеся прослеживают, что они написали. Обеспечивает мгновенную обратную связь.

    Вот мой совет при использовании приложений для развития мелкой моторики: 

    1. Используйте приложение в сочетании с другими видами деятельности, которые наращивают аналогичные мышцы. Например, используйте приложение для точного вращения двигателя. Повороты могут включать в себя сборку с помощью кубиков с защелками, шнуровку через машину для шнуровки и приложение Bugs and Buttons .
    2. Не давайте ребенку iPad и не уходите. Взаимодействуйте с ребенком, пока он работает. Это отличный способ увидеть, где ребенок может испытывать трудности.
    3. Не используйте iPad и отдельные виды деятельности в течение длительного периода времени.  Попробуйте использовать приложение в течение 5–10 минут, а затем переключитесь на другое занятие, поддерживающее тот же навык.Как и в случае с вращением, попросите детей попрактиковаться в щипании в приложении Dexteria Jr. , а затем отработайте аналогичные движения рук, попросив ребенка перемещать предметы из одной миски в другую с помощью пинцета.
    4. Обязательно развивайте зрительную моторику, а также мелкую моторику.  Найдите приложения, в которых дети следят за объектами глазами. В приложении Bubbles  дети отслеживают пузыри, чтобы знать, куда их лопнуть.
    5. Выберите приложения, которые по-разному развивают мелкую моторику.  В приложениях  Dexteria  дети щиплют, обводят и хлюпают.
    6. Попробуйте найти приложения с разным уровнем сложности.  Дети могут контролировать свой учебный процесс, проходя разные уровни в своем собственном темпе. Декстерия Младшая . В приложениях есть более сложные шаблоны трассировки, которые дети могут выполнить, когда они почувствуют себя более комфортно и уверенно справляются с задачей.
    7. Помните, что когда вы смотрите на приложения,  что-то может быть предназначено для развития другого академического навыка, но в то же время оно может развивать мелкую моторику. Обязательно просмотрите все тематические разделы в магазине приложений. В приложении Candy Count (бесплатном) дети должны сортировать разные виды конфет. Это отличное приложение для поддержки сортировки и распознавания цветов, но оно также подходит для развития мелкой моторики. Дети должны перетащить конфеты в разные баночки.

    Технологии постоянно меняются. Не забудьте подписаться на нашу доску Pinterest Fine Motor , чтобы узнать о последних разработках и приложениях!

    Ищете другие способы интегрировать технологии и практические занятия со своими учениками или детьми? Ознакомьтесь с нашей серией блогов о сочетании практического и цифрового обучения.

    Также взгляните на кубические головоломки Stages; еще один отличный манипулятор для развития мелкой моторики.

     

    Развитие мелкой моторики — Дневной лагерь Rolling River

    Каждый родитель должен осознавать важность обучения детей искусству и ремеслу, от изготовления глиняных моделей до рисования цветными мелками. Искусство и ремесла приносят детям удовольствие и обучение.

     

    Что такое мелкая моторика?

    Когда дети учатся использовать свои более мелкие мышцы, такие как мышцы рук, пальцев и запястий, у них развиваются навыки мелкой моторики.При чтении, переноске мелких предметов, застегивании одежды, переворачивании страниц, жевании, резке ножницами и использовании клавиатуры компьютера дети используют свои навыки мелкой моторики. Для развития мелкой моторики требуется точность и координация. Мелкая моторика требует точности. Мелкая моторика развивается после крупной моторики, которая контролирует такие действия, как бросание и удары по мячу, а также ходьба и прыжки. Навыки крупной моторики задействуют большие группы мышц и требуют меньшей точности.

    С помощью подходящих для развития услуг и мероприятий, направленных на полное и «всестороннее» развитие, социально-эмоциональные и когнитивные способности улучшаются в раннем детстве.Некоторые педагоги считают, что это происходит благодаря художественному образованию. Рисование, раскрашивание и работа с глиной являются аспектами художественного образования для маленьких детей. Музыка также является важным элементом, не ограничиваясь рукоделием или визуальными эффектами.

    Преимущества художественного образования универсальны, и исследователи определили некоторые из его ключевых преимуществ, когда они были включены в качестве образовательной функции в первые годы.

     

    Как мы помогаем детям развивать мелкую моторику?

    Практика, практика, практика.В большинстве случаев для развития мелкой моторики нужна практика. Некоторые способы развития этих навыков заключаются в том, чтобы дети выполняли следующие действия:

     

    • Лопайте пузыри на пузырчатой ​​пленке, используя только указательный и большой пальцы
    • Используйте пипетку, чтобы добавить пищевой краситель в тесто, используя только указательный и большой палец
    • Рисование пальцами
    • Пазлы
    • Видеоигры
    • Начертите фигуры или буквы
    • Лего или строительные блоки

     

    Эти упражнения сосредоточены на более мелких группах мышц.Использование одних и тех же мышц может помочь детям развить мышечную память, когда повторение одного действия позволяет выполнять это действие почти автоматически без особых усилий. Например, первые несколько попыток нажать правильные кнопки на игровых контроллерах может быть сложно. Но, сыграв в игру несколько раз, мы, как правило, осваиваем кнопки на контроллере. Сможем ли мы освоить саму видеоигру — это отдельная история, но нажимать определенные кнопки, чтобы бегать или прыгать в игре, становится второй натурой.

    Как родители, вы выполняете основную работу по развитию мелкой моторики вашего ребенка. Самое важное, что вы можете сделать, — это дать вашему ребенку приятные и интуитивные возможности. Развитие мелкой моторики в раннем детском возрасте помогает заложить фундамент важных навыков в будущем, таких как грамматика и уход за собой.

    Навыки мелкой моторики развиваются, когда молодые люди учатся использовать большие мышцы рук, ног и локтей, близкие к мышцам. При сочинении, удерживании мелких вещей, застегивании платья, переворачивании страниц, еде, вырезании ножницами и использовании консолей ПК дети используют свои навыки мелкой моторики.Точность и синхронность необходимы для регуляции мелкой моторики.

    В сочетании с улучшением зрительно-моторной координации мелкая моторика также открывает новые возможности для исследований, обучения и творческой артикуляции. Действительно, изучение показывает, что акцентирование внимания на простых учебных упражнениях, например, на запоминании букв и цифр, гораздо менее полезно на этом этапе, чем интересы, которые поддерживают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. Эти навыки, в отличие от подсчета или пересчета букв, создают основу для образовательного обучения в последующие годы.Например, чтобы понять, как сочинять или рисовать, рука ребенка должна быть твердой и достаточно легкой, чтобы безжалостно удерживать карандаш в течение значительного периода времени; чтобы участвовать в школьных спортивных состязаниях, играх и предприятиях, ловкость и координация должны быть приемлемыми.

    В дошкольном возрасте ваш ребенок сможет развить следующие навыки мелкой моторики:

     

    • приклеивать предметы на бумагу
    • аплодировать
    • контактные пальцы
    • кнопку
    • и расстегнуть
    • вяжем молнию
    • изготовить вершину из 10 квадратов
    • полные загадки, состоящие не менее чем из пяти частей
    • контрольные карандаши и пастели по всему периметру, хорошо растушевывать и рисовать
    • скопируйте круг или крест на лист бумаги
    • вырезаем простые фигурки ножницами по безопасности

    Самый лучший способ развить эти и другие навыки, связанные с рукоделием, — это дать вашему ребенку широкий набор материалов, которые он будет контролировать по мере того, как будет управлять его творческий ум.Отличные решения включают в себя квадраты (особенно переплетенные виды, такие как привлекательные квадраты, лего, квадраты из щетины, игрушки Tinker и соломинки для развития), пастель, нетоксичные и моющиеся маркеры и краски, клей, палочки, пластилин, мольберт, бумагу для проявки, безопасные ножницы, платье для подготовки к перекрашиванию одежды, книги для растушевки и простые карты для шитья. Это также отличное время для загадок, игрушек с песком и водой и музыкальных инструментов.

    Развитие мелкой моторики

    Развитие мелкой моторики имеет решающее значение для повседневной деятельности.Есть много способов помочь детям в этом процессе. В классах Casa di Mir есть специально разработанные материалы, предназначенные для укрепления мелких мышц рук и запястий. Укрепление этих мышц позволяет нам совершать более точные движения и выполнять детальные задачи, в отличие от крупных мышц, необходимых для крупной моторики, такой как прыжки и ходьба.

     

    Хотя в наших Монтессори-средах развитие мелкой моторики поддерживается на разных уровнях, основная часть этой работы приходится на начальные годы, когда ребенку от 3 до 6 лет.Три области обучения играют особенно важную роль: чувственная, практическая жизнь и языковая работа. В этой статье мы расскажем о том, как материалы Монтессори в этих областях помогают детям укрепить мышцы рук и запястий. Интересно, что у этих материалов есть и другие цели, обучающие широкому спектру навыков.

     

    Сенсорные материалы

            ● Розовая башня

                             Серия розовых кубиков должна быть сложена вертикально от самого большого к самому маленькому, причем верхний блок имеет размер куба 1 см.Использование этого материала требует, чтобы ребенок использовал свое внимание и тщательно балансировал каждый блок, используя точные движения по мере того, как блоки становятся меньше.

            ● Цилиндры с ручками

                             Деревянные цилиндры различных размеров помещаются в блок, предназначенный для этой цели. У каждого цилиндра есть крошечная ручка, за которую дети могут держаться, и есть только один способ правильно установить цилиндры. В                                                                                                                 , помогает в развитии зрительной дискриминации.

            ● Mystery Bags

                             Небольшой матерчатый мешочек с крошечными предметами и миниатюрами, предназначенными для того, чтобы ребенок мог ощупать их внутри, подержать в руках предметы и определить, что они собой представляют, не видя их.

     

    Практические материалы

            ● Прищепки

                              Монтессори-ученики учатся стирать одежду или постельное белье, используемые в классе. Одним из шагов в этом процессе является, конечно же, развешивание ткани для просушки с помощью прищепок.

            ● Распылители

                            Распылители используются для различных практических занятий в классе, включая мытье окон и уход за растениями. Многократное нажатие на спусковой крючок на бутылке отлично подходит для укрепления мышц рук.

            ● Крошки и совки/щетки

                              Опять же, с акцентом на точность и бережное использование, есть несколько практических жизненных материалов, используемых для уборки в классе, которые также являются фантастическими инструментами для мелкой моторики.Совки и щетки                                                                                                                                                                         

            ● Кухонная утварь

                           Основной частью практической работы Монтессори является приготовление пищи. Существует бесчисленное множество кухонных инструментов                                         , которые используются в этом обучении, и многие из них требуют развития мелкой моторики.Вот лишь некоторые из них: овощечистки, ножи для нарезки, ножи для яблок, венчики и лопаточки.

            ● Рамки для перевязочных материалов

                            Один из самых непосредственных материалов для мелкой моторики. Рамки для перевязочных материалов учат детей застегивать одежду                          различными способами. В центре крепится деревянный каркас с двумя тканевыми панелями; Дети                          .

     

    Язык

            ● Буквы из наждачной бумаги

                         Возможно, один из самых известных материалов Монтессори. Буквы из наждачной бумаги представляют собой маленькие деревянные                                                                                                                                            Косвенная подготовка к письму и чтению: дети                          указательным пальцем обводят форму буквы, произнося вслух звук, который она издает.

            ● Подвижный алфавит

                         Обучаясь письму, дети готовы поделиться своими идеями еще до того, как они будут готовы взяться за карандаш.Подвижный алфавит представляет собой набор крошечных деревянных букв, которые дети раскладывают на рабочем коврике, чтобы                                          . Организация этих маленьких букв требует много ручного контроля.

            ● Металлические вставки

    Другой материал, который предназначен для косвенного подготовить ребенка для почерка, металлические вставки похожи на трафарет, что дети должны использовать цветные карандаши и следование, создавать выровняющие узоры внутри и следуют последовательности для воссоздания форм на бумаге.Зачастую это первый реальный опыт ребенка                                                Некоторые Монтессори-среды даже предоставляют карандаши треугольной формы, чтобы помочь в этом процессе.

     

    Бонус: Дырокол

    

                           Небольшой деревянный или пластиковый стилус с острым металлическим наконечником используется для перфорации. Дети                                                                                                                                                                                                                                                                    Если они не торопятся                               и делают это правильно, они могут вырезать свою форму после завершения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.