Развитие речи у детей 3 4 лет: «Речевое развитие детей 3 — 4 лет»

«Речевое развитие детей 3 — 4 лет»

  1. Информация
  2. Родителям
  3. «Речевое развитие детей 3 — 4 лет»

«Речевое развитие детей 3 — 4 лет»

                                                   «Речевое развитие детей 3 — 4 лет»


Характерные особенности развития речи детей в 3 – 4 года
1. Ребенок 3х лет практически не допускает аграмматизмов в речи.
2. Почти не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов.
3. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
4. Правильно применяет приставочные глаголы – приехал, уехал, выехал и т.п.
5. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные звуки, но твердые и мягкие дифференцируются большинством детей.
6. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
7. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки и пр.), синонимы (весёлый, радостный). Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

8. Появляется словотворчество – ребёнок пробует сам образовывать нужные ему слова (кататься на карусели – каруселиться, копаем лопаткой, значит она — копатка). 
9. Замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.
10. Если у ребёнка сформировано положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
11. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

Нормы речевого развития детей 3 – 4 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3 — 4 лет.


1. Ребёнок должен знать и проговаривать собственные имя, отчество и фамилию.
2. Называть имена близких родственников и друзей.
3. Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию.
4. Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные.
5. Распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны).
6. Находить признаки предмета: окно прозрачное, стул деревянный, лимон кислый.
7. Называть действия: мальчик ест, кошка мяукает, дети кричат.
8. Точно повторять услышанное, пересказывать (допуская непоследовательность).
9. Разговаривать громко и тихо.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 3 – 4 лет.
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Ребёнок часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону. 
2. Наблюдается сильное течение слюны.
3. Говорит слишком быстро («взахлёб») или медленно (словно нарочито растягивая слова).


4. Речь ребёнка не разборчива.
5. Нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями.
6. Не выполняет простые словесные команды (открой шкаф и возьми книгу, пойди на кухню и принеси чашку и т.п.).
7. Не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.
8. Говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам. Вместо «девочка» говорит «де», «зайчик» — «за», «иди» — «ди», «смотри» — «апи». 
9. Употребляет слова-фрагменты, т.е. такие в которых сохранены только части слова: «ако» — «молоко», «дека» — «девочка».
10. «Глотает» окончания слов.
11. Произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов.
12. Не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми.

Методы развития.
Приведенные ниже рекомендации помогут родителям развить и улучшить речевые навыки детей. Данные приёмы просты и эффективны, их нетрудно освоить самостоятельно.

1. Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
2. Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребёнка.
3. Знакомьте ребёнка с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что и как, зачем и почему происходит.
4. Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (платье – воротник, рукава, карман, пояс…).
5. Обращайте внимание на правильность произносимых слов. Поправляйте ребёнка корректно.
6. Обучайте ребёнка говорить правильные окончания в словах.
7. Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять.
8. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности. 
9. Рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним.
10. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
11. Спрашивайте о прошедшем дне, услышанной истории, просмотренном мультике. Обсуждайте героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие вопросы.
12. Читайте стихи, отгадывайте загадки, пойте песенки.
13. Не забывайте о мелкой моторике, работайте с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
14. Играйте в словесные игры: «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет», «Какой, какая, какое» и т.д. (см. приложение).
15. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребёнка.

Речевые игры.

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель называет животное, ребёнок отвечает, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Родитель спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
Можно играть с мячом.

«Что где лежит?»
Цель: расширение словарного запаса, ориентировка в пространстве.
Ход игры: родитель называет предмет и предлагает ребёнку ответить, куда его можно положить.  
— Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
— Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу).
— Вова вымыл руки и положил мыло …Куда? (В мыльницу).

«Это съедобное или нет?»
Цель: расширить словарный запас, тренировать речевое внимание.
Ход игры: родитель бросает ребенку мяч и называет любое слово (существительное), ребенок должен решить: поймать его (значит съесть) или нет. 

«Чем отличаются предметы?»
Цель: учить различать предметы по характерным признакам, расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает рассмотреть две игрушки (сначала разные, потом всё более похожие). Ребенок перечисляет отличия.
Два медведя, один большой черный, другой маленький коричневый. 
— Назови, кто это и чем они отличаются.
— Это медведи. Один медведь большой и черный, а второй маленький и коричневый.

«Опиши предмет»
Цель: расширять словарный запас, развивать логическое мышление.
Ход игры: родитель предлагает ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда). В ходе игры родитель учит ребёнка давать развернутую характеристику предмета (сначала называем класс предмета, его составные части, потом форму, цвет, размер, материал, функции предмета). Необходимо использовать предметы и слова, доступные пониманию ребёнка, наглядно демонстрировать всё, о чём рассказывается. Задавать наводящие вопросы, помогать (в случае затруднения) с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

СКАЗКА О СТУЛЕ
Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове, малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?»
«Я — мебель, — ответил стул, — и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб! Да еще и не один!» — воскликнул зайка. «Конечно, — ответил стул, — у меня их целых четыре штуки».
«А зачем тебе столько ножек? — поинтересовался зайчик, — ты же не ходишь!» «Да, к сожалению, я не хожу, — грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся, не падали». «Гляди-ка! — изумился заяц, — на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, — важно пояснил стул, — у меня есть широкое сиденье, на котором удобно сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный, — восхитился зайка. — А я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!»

«Какой, какая, какое»
Цель: расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает ребёнку поиграть со словами.
— Я назову предмет, а ты скажи какой он.
— Яблоко какое?
— Круглое, красное, большое, вкусное и т.д.
Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда).

Взрослый задает наводящие вопросы.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»

Особенности и нормы развития речи у детей 3-4 лет

    Детская речь – во многом результат общения внутри семьи. Несмотря на стремительное развитие технологий и современных гаджетов, роль родителей в становлении речи ребенка остается ведущей. Хотя проблема речевого развития в связи с широким распространением мультимедиа и виртуальной реальности постепенно обретает все более тревожные очертания. Для многих мам очень удобно посадить ребенка перед телевизором или дать планшет с яркой динамичной игрушкой, но, к сожалению, это время «родительского спокойствия» идет во вред словарному запасу и гармоничному становлению мышления. Это не единственная ловушка в развитии речи, поэтому сегодня мы разберемся с основными закономерностями детской психологии, рассмотрим типичные родительские ошибки и очертим контуры правильного подхода к речевому развитию.

 

Нормы развития речи ребенка 3-4 лет

    Ребенок к трем годам успевает «обзавестись» достаточным опытом для простых суждений, ему есть что сказать, при этом катастрофически не хватает слов. Многие логопеды и педагоги считают промежуток между тремя и четырьмя годами поистине золотым, поскольку за это небольшое в рамках человеческой жизни время словарный запас удваивается и появляется навык первых умозаключений. Главным маркером, по которому родители могут заметить этот качественный скачок, является объединение ребенком похожих явлений или предметов в группы. Кроме того, в речь активно входят местоимения и сопутствующие им смыслы – маленький человек учиться понимать значение слов вроде «мое», «твое», «мы», «наше» и т.п. Также в этот период появляются простые числительные, пусть и не всегда правильно употребляемые, но сам факт их употребления служит сигналом появления логического мышления. Это важные моменты формирования личности, и если они однозначно заметны, то в общих чертах все идет хорошо.  

     Еще одним признаком нормального развития ребенка в период от трех до четырех, является удлинение предложений. Еще совсем недавно маленький человечек говорил односложными словами вроде «дай» или «пошли гулять». В этот период фразы становятся более развернутыми, появляются глаголы и прилагательные. На фоне улучшения дикции и естественного интереса к значениям новых слов развитие речи, как правило, происходит очень быстро. В случае если многие буквы выговариваются недостаточно четко, могут возникать проблемы, поэтому над дикцией нужно начинать работать. Но, в общем и целом, «звуковое несовершенство» в этом возрасте вполне объяснимо, и связано с недостаточной координацией мышц речевого аппарата и сопутствующими физиологическими причинами.

      Некоторые родители нервничают по поводу неверного произнесения шипящих, и совершенно напрасно. Если не вдаваться в логопедические тонкости, замена шипящих букв на свистящие является возрастной нормой – слова типа «каса» (каша), «сапка» (шапка), «цясы» (часы), обретут «общечеловеческое» звучание в промежутке от пяти до шести, иногда и до семи лет.

Особенности развития речи у детей 3-4 лет

     Одной из заметных, но абсолютно нормальных особенностей детского говорения, является пропуск и перестановка букв, слогов или даже целых слов, нужных для смысловой связи в предложении. Этот факт также относится к рамкам нормальности, и родители напрасно волнуются. Со временем «амабиль» станет автомобилем, «нозицы» ножницами и «гамазин» магазином. Тревожным сигналом такие речевые нарушения могут считаться ближе к дошкольному возрасту, когда ребенку предстоит учеба и вливание в коллектив.

     Еще одна черта, которую трудно понять взрослым, это невозможность сведения качеств предмета в целое или наоборот. Зачатки логики в детской речи уже присутствуют, а абстрактное мышление нет. Простейшие операции ребенок начинает осваивать как раз в этот период развития. Например, фраза «хочу мультик, чай пить и медведика» является классическим примером, когда несколько действий объединяются в одну цельную смысловую конструкцию.

    С абстрактным мышлением все несколько сложнее, чем с простыми логическими операциями. С одной стороны, большинство педагогов – теоретиков утверждают, что в полноценном виде оно может появиться не раньше 10-12 лет, с другой – формируется оно именно сейчас. Эту мысль легче пояснить на примере: спросите ребенка, из каких элементов состоит дерево или из чего сделана кукла (машинка). Ему будет крайне сложно самому свести известные по отдельности качества в единое целое, даже зная, что у дерева есть ствол, ветви, листья и т.д. В этом вопросе нужно активно помогать ребенку, объясняя и называя составные элементы предметов и явлений. Вскорости он сам начнет спрашивать об этом, приняв правила игры.

      Многие родители, которые вступают на путь активной помощи в развитии речи и мышления, отмечают быстрый прогресс в построении фраз. Вместо «дай конфету», малыш будет говорить «дай мне красную кисленькую конфету, лучше сразу две». Необходимым условием к улучшению качества говорения и понимания смыслов является регулярное чтение сказок, интересных историй и стихотворений. Подбор литературы для этого возраста не так прост, как кажется – истории должны быть короткими, яркими и не выходить за интеллектуальные рамки, при этом совсем «сюсюкающие» стишки уже не годятся.

Игры на развитие речи в 3-4 года

    Одной из самых классических форм развития мышления и речевых навыков служит древняя игра в «Что пропало?». Правила ее просты, реквизит может состоять из самых обычных обиходных вещей, например, разложите на столе чашку, ложку, сахарницу, блюдечко и лимон. Затем попросите малыша закрыть глазки или отвернуться, и незаметно спрячьте один из «чайных» предметов. Ребенку наверняка понравится эта игра и он войдет в азарт, требуя усложнения и добавления новых вещей.

   Важным элементом занятий на развитие речи является усложнение ее логической структуры. Для этого можно в игре или во время прогулок использовать метод вопросов-ответов с вовлечением. Например, рассказать о том, что желтыми бывают цветочки, солнышко, автомобили, и попросить продолжить этот смысловой ряд, помогая в трудные моменты. Качества предметов нужно со временем усложнять, используя категории «мягкое», «красивое», «быстрое» и т.д. При этом нужно время от времени, как бы нечаянно, делать смысловые ошибки в перечислениях, чтобы ребенок имел возможность поправить и чувствовал свою важность и вовлеченность в игру. По такому же принципу строятся вопросы «что если», когда малыш должен научиться запоминать и даже предвидеть последствия каких-либо поступков и событий. Например: «что будет, если в лужу упадет шапка; если вместо сладкого скушать кислое и т.д.».

    Игра в «Угадай кто» также неплохо развивает речь. Суть ее заключается в назывании характерных признаков, например, животного: большой, ушастый, неуклюжий, с хоботом – слон; серый, быстрый, кусучий, злой – волк, и так далее. Чем меньше прилагательных понадобится малышу для разгадки искомого слова, тем большую похвалу или материальное поощрение он заслужил. Когда игра станет привычной, приходит время загадывать животное самому ребенку.

    Хорошим подспорьем в развитии речи служат регулярные телефонные разговоры с бабушками-дедушками и другими родственниками. Развивающий механизм этого процесса строится, прежде всего, на том, что ребенок не может жестикулировать и помогать себе мимикой, т.е. на вопросы нужно отвечать строго вербально, формулируя смыслы максимально четко, пусть и несколько односложно. Чтобы развитие было эффективным, лучше заранее оговорить с родственниками стиль общения – пусть будет больше простых вопросов, желательно интересных малышу.

     Самым эффективным и «вечным» способом развития речи у детей трех-четырех лет является активное повседневное общение. В первую очередь, разговоры на разные темы должны вестись внутри семьи, с вовлечением всех ее членов, затем круг должен расширяться до друзей, соседей, других детей разных возрастов. Малыш в этом возрасте способен усваивать большое количество «околовербальной» информации, учиться жестам и мимике, реакциям на события, выводам из собственных поступков. И все же главное условие развития речи у ребенка – гармония и любовь внутри семьи.

Развитие речи у детей 3-4 лет

Словарный запас и развитие речи у детей 3-4 лет

Ваш ребенок узнает много новых слов, слушая вас и других взрослых и угадывая контекст. Они также учатся на новом опыте и слушая истории, прочитанные вслух. Ваш ребенок по-прежнему понимает гораздо больше слов, чем может произнести.

Ваш ребенок выучит и будет использовать:

  • другие связующие слова, такие как «потому что», «и» или «если»
  • дополнительные номера
  • названия групп вещей, таких как «овощи» или «животные»
  • семейные термины, такие как «тетя» или «брат».

Ваш ребенок может называть основные эмоции, такие как «счастье», «грусть» и «злость».

Предложения и грамматика в языковом развитии

Ваш ребенок узнает больше о том, как складывать слова в предложения.

Это означает, что ваш ребенок может начать использовать более сложные предложения, которые включают такие слова, как «потому что», «так», «если» и «когда» — например, «мне это не нравится, потому что это противно». .

Кроме того, ваш ребенок покажет, что он понимает основные правила языка. Например, ваш ребенок начнет использовать притяжательные формы, такие как «папина шляпа». Вы также услышите прошедшее и настоящее время, например, «разговор» и «разговор».

И часто ваш ребенок будет применять эти правила строго ко всем примерам, не понимая, что иногда английский язык нарушает собственные правила. Например, «Он убежал» вместо «Он убежал».

К этому возрасту ваш ребенок может правильно использовать слова «я», «ты» и «я». Но они могут запутать использование отрицаний. Например, если вы спросите: «Ты не хочешь пойти в парк?», ребенок может ответить: «Я не хочу идти».

Разговор

В этом возрасте ваш ребенок может рассказывать истории на определенную тему и часто иметь начало и конец. Но им может потребоваться много подсказок, чтобы история развивалась, поэтому вам, возможно, придется спросить: «А что потом произошло?»

Ваш ребенок может рассуждать, предсказывать события и начинать проявлять сочувствие. Они также будут использовать много вопросов «что», «почему», «где», «кто» и «как», чтобы узнать больше об их мире.

Когда вашему ребенку исполнится четыре года, он начнет рассказывать вам о том, что думает. Они могут начинать разговор с таких вопросов, как «Угадай, что?» Они будут говорить на самые разные темы и свои вопросы могут быть более абстрактными и сложными . Например, «Если дождь продолжится, нам придется построить лодку, чтобы добраться до бабушки?»

К четырем годам большинство взрослых поймут вашего ребенка , хотя он может неправильно произносить некоторые слова. У них все еще могут быть проблемы с произношением слов, содержащих звуки «л», «т» или «р».

Понимание и развитие речи

Если ваш ребенок не понимает, что вы говорите, он может попросить вас объяснить или спросить, что означают конкретные слова.

Ваш ребенок поймет инструкции, состоящие из более чем двух шагов , если они касаются знакомых вещей, например: «Когда я открою ворота, возьми меня за руку, тогда мы пойдем до угла» .

Кроме того, ваш ребенок в большинстве случаев понимает вопросы, особенно если они касаются того, что происходит прямо сейчас или что они могут видеть. И они поймут немного сложные объяснения , если сами увидят результаты. Например, они поймут такое объяснение, как «Когда солнце светит на вещи, они нагреваются». Вода в собачьей миске была на солнце. Почувствуй, как тепло».

К четырем годам ваш ребенок может понимать и использовать слова для выражения таких эмоций, как «счастливый», «грустный», «злой» или «удивленный».

Ваш ребенок также может знать один или несколько цветов и сравнивать две вещи, например: «Эта морковь длиннее той».

Игра, общение и развитие речи

К настоящему времени ваш ребенок уже может вести простые переговоры с другими детьми. Например, они смогут поговорить о том, кто первым может играть с игрушкой.

Примерно в четыре года ваш ребенок может даже объяснить, почему ему нужен предмет от другого ребенка, например: «Можно мне зеленый карандаш? Я хочу раскрасить траву».

В этом возрасте ваш ребенок начнет использовать язык в ролевых играх . Например, они могут притворяться «мумиями» и копировать тон и слова своей матери.

Взросление в двуязычной или многоязычной семье не влияет на то, насколько рано или быстро дети учатся использовать язык. Иногда многоязычные или двуязычные дети какое-то время смешивают свои языки, но это прекращается, когда они понимают, что используют более одного языка.

Когда следует обратиться за помощью в развитии речи

Если вы заметили какие-либо из следующих признаков у вашего ребенка или вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру, терапевта или педиатр.

Ваш четырехлетний ребенок:

  • не использует предложения из трех слов
  • не понимает простых инструкций – например, «Пожалуйста, дайте мне ложку»
  • часто трудно понять, когда они разговариваю с вами, семьей или друзьями
  • перестали использовать языковые навыки, которые у них когда-то были.

Ваш лечащий врач может направить вас к логопеду.

Дети осваивают новые навыки с течением времени и в разном возрасте. Большинство детей развивают навыки в одном и том же порядке, и каждый новый навык, который они изучают, основывается на предыдущем. Небольшие различия в том, когда дети развивают навыки, обычно не вызывают беспокойства.

От трех до четырех лет

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

ОБНОВЛЕНИЯ COVID-19 : Найдите новости и ресурсы для аудиологов, логопедов и общественности.
Последние обновления | Ресурсы телепрактики | Напишите нам

[en Español]

Как ваш ребенок слышит и говорит? | от рождения до года | От одного до двух лет |
От двух до трех лет | От трех до четырех лет | От четырех до пяти лет | Изучение двух языков |
Что мне делать, если я думаю, что у моего ребенка проблемы?

Дети развиваются со своей скоростью.

Ваш ребенок может не иметь всех навыков до конца возрастного диапазона.

Что должен уметь делать мой ребенок?

Слух и понимание Разговор

 

    • Отвечает, когда вы звоните из другого номера.
    • Понимает слова для некоторых цветов, например красный , синий и зеленый .
    • Понимает слова для некоторых фигур, например круг и квадрат .
    • Понимает слова для семьи, например брат , бабушка ,

и тетя .

 

  • Ответы на простые вопросы кто, что и где.
  • Говорит рифмующиеся слова, например шляпа кошка .
  • Использует местоимения, такие как я , ты , я , мы и они .
  • Использует несколько слов во множественном числе, например игрушки , птицы и автобусы .
  • Большинство людей понимают, что говорит ваш ребенок.
  • Спрашивает, когда и как вопросы.
  • Соединяет 4 слова. Может делать ошибки, например: «Я ходил в школу».
  • Говорит о том, что произошло днем. Использует около 4 предложений за раз.

Чем я могу помочь?