Развитие рисунок: Этапы и стадии развития детского рисунка

Содержание

Этапы и стадии развития детского рисунка

В этой статье освещены основные этапы и стадии развития детского рисунка:
1,5 — 3,5 года — период «каракулей». Этот период можно разделить на три основные стадии. Первые графические проявления возникают случайно. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии. Постепенно каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными — возникает стадия ритмических каракулей. Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко . То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия).

3-5 лет — период примитивной изобразительности. Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии).
6-7 лет — период схематичных рисунков. ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.
8-9 лет — период форм и линий. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность.
После 9 лет — начинается период правдоподобных изображений. Этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета.

РИСУНКИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
3,5 года — ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога.

3,5-4 года — у головонога появляется туловище, затем глаза, рот и волосы.
5 лет — туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника. Голова непосредственно соединена с туловищем. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей, еще не находятся в согласии.
6 лет — прибавляются такие детали, как уши, волосы.
7 лет — ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею. Ребенок совершенствует прическу и одежду.

 

 

 

 

 

8 лет — переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю.

 

 

 

 

 

9 лет — в рисунке все чаще присутствует попытка изобразить движение. В профильном рисунке это обыкновенно отображение ходьбы, в рисунке анфас — фигура несет, например, сумку. В этом возрасте развитие рисунка в общих чертах заканчивается, в последующие годы происходит лишь его совершенствование.

4.3. Стадии развития детского рисунка. Психология детского творчества

4.3. Стадии развития детского рисунка

Первые детские рисунки называются по-разному: и «марания», и «каляки», «каракули». В. Штерн [199] соотносит их с детским лепетом, подчеркивая тот факт, что и лепет, и каляки – начало нового этапа освоения мира.

Прежде чем начать рисовать, ребенок должен научиться воспринимать чужой рисунок как изображение предметов, только тогда и свою собственную активность впоследствии он сможет осознать как создание таких картинок [115]. Постепенно между случайно начерченными каракулями и знакомым предметом возникает связь по сходству, и рисование включается в двигательную игру, отображающую жизненные ситуации [128].

Позже слово начинает вносить символическое значение в рисунок; оно закрепляет связь рисунка и предмета, что позволит формировать замысел. Тогда калякам будет придаваться то или иное значение. Наконец ребенок начнет рисовать намеренно, предваряя процесс собственным замыслом или указаниями взрослых. Готовность к воспроизведению собственных каракулей включается в зарождающуюся знаковую функцию сознания: ребенок начинает давать каракулям названия, и графические построения обретают значение.

Поскольку развитие детского рисунка идет в нескольких направлениях одновременно, то и классификация стадий его развития оказывается крайне противоречивой в разных работах в зависимости от того, что рассматривается как развитие: взаимосвязь называния рисунка и процесса рисования, усложнение графического изображения или сюжета рисунка, структурирование пространства. Мы будем выделять этапы развития, внутри которых рассмотрим стадии или ступени, хотя надо учитывать, что в различных исследованиях одни и те же ступени развития могут быть названы и этапами, и стадиями, и шагами. Не имеет значения, что называть стадией, а что – этапом, важно, что эти ступеньки развития отмечаются всеми без исключения авторами. Более того, этапы не появляются один за другим. На одном уровне развития рисунка каждый из этапов представлен в той или иной форме.

Первый этап – этап каракуль, или кинестетический рисунок, когда ребенок запечатлевает собственное движение по бумаге. Малыш, беря в руку карандаш, не стремится нарисовать что-то, он просто пробует свою руку и восхищается любым полученным результатом (рис. 4.2). Случайно возникающие формы становятся материалом для игры, причем удовольствие ребенок получает от простой активности на бумаге, от пятен краски, от того, как они сменяют друг друга. Он использует наиболее привычные движения: чиркания и круговые движения.

Каракули представляют собой графические следы, выполненные пальцем, карандашом, фломастером или любым другим предметом, способным оставлять след на поверхности листа, бумаги, стола, стены, обоев и т. д. Это могут быть точки, пятна, линии.

Нормально развивающийся ребенок начинает рисовать их в возрасте около одного года (рис. 4.3). Постепенно в этом процессе происходит координация ощущений в зрительной и двигательной сфере, что приводит ко все более изощренным линиям, усилению нажима на лист и тому, что зрение успевает следить за движением руки. Ребенок осознает, что может оставлять видимые следы в этом мире [131].

Рис. 4.2. Ребенок, увлеченный процессом нанесения краски на бумагу

Рис. 4.3. «Каляки» ребенка (Слава, 2 года 11 месяцев)

Р. Арнхейм [9] утверждает, что рисование – это движение, то есть процесс рисования является видом двигательного поведения человека, он развился из наиболее древних видов поведения – жеста, описания формы предмета по его контуру.

На этапе каракуль ребенок проходит несколько ступеней, на каждой из которых появляется нечто новое в его рисунке.

Очередная ступень, на которую ребенок переходит (обычно в возрасте до года), состоит в том, что он обнаруживает определенную взаимосвязь: кроме того, что оставленные им каракули могут существовать сами по себе, они могут означать еще и нечто другое. Он отмечает, что взрослые пытаются связывать то, что есть на бумаге, с реальными объектами. Тогда и он сам начинает интерпретировать то, что было нарисовано. Однако слишком неточное изображение позволяет обозначать одно и то же самым различным образом, а потому он может составить целый рассказ, в котором одна и та же форма выполняет разные функции.

Теперь отдельные изображения становятся элементами графического языка, при помощи которого ребенок создает изображения людей, животных и предметов окружающего его мира. Малыш, как волшебник, может вызывать к жизни существа. Он их нарисовал – и они есть. Он их не нарисовал – и их нет [131].

В египетском мифе бог Тот с лицом Ибиса пишет имя фараона. И пока он не напишет имени, фараон не существует. Ребенку свойственно мифологическое мышление, не чувствительное к фактам (то есть факты не могут изменить представление ребенка, оно меняется только под воздействием другого представления), не чувствительное к числу (малыш еще не освоил количество и легко воспринимает единое как многое). Оно сильно до тех пор, пока правое полушарие мозга осуществляет ведущую роль в познавательных процессах. Как только левое полушарие в связи с развитием речи примет эту функцию на себя, ребенок будет способен к логике взрослых [98]. А пока он, как бог, создает и уничтожает маленькие вселенные на своих листочках бумаги.

Следующей ступенью в освоении пространства листа будет ощущение края. Оно возникает между первым и вторым годом жизни. Если в первых рисунках ребенок легко заходил за края рисунка, не замечая этого, упоенный самой возможностью реализоваться в зафиксированном движении, то теперь он уже видит границу рисунка, и рука четко останавливается перед краем, или линии загибаются в области угла (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Ощущение края на рисунке ребенка (Арсений, 4 года)

Постепенно ребенок выделяет необходимые и достаточные признаки, характеризующие различные объекты. Это сложнейшая задача – нарисовать собаку так, чтобы ее никто не спутал с человеком. Ребенок должен знать, сколько конечностей у того и другого, каковы их типичные позы и т.  д. Таким образом, рисование само по себе активизирует процесс познания, умение видеть и понимать, соотносить и размышлять.

К трем годам малыш все чаще и точнее изображает окружности. Сначала они похожи на непрерывный клубок, затем превращаются в отдельные кружки, которые он связывает с конкретными предметами. Считается, что появление окружностей связано с созреванием нервной системы, ответственной за координацию. Но есть и психоаналитическое объяснение, что таким образом ребенок изображает грудь матери. Однако даже дети, выращенные в детском доме, вскормленные искусственно, точно так же рисуют окружности, что опровергает эту интерпретацию.

Круг – это самый простой рисунок и самая распространенная фигура в природе [62]. Есть и представление о том, что в своих рисунках ребенок отражает развитие частей его тела. Например, первое появление окружности соотносится с закрытием главного родничка на голове, а появление зубцов в рисунках – с началом смены зубов у детей [154]. Доказательная база более сильна только у первого из этих представлений (хотя и она нуждается в более сильных аргументах).

Трехлетний ребенок, уже привыкший к карандашу и бумаге, сначала рисует фигуру, затем ее интерпретирует, хотя чуть позднее он может вновь изменить изображение в зависимости от направления игры или сказки. Например, нарисовав случайно неровный овал, он говорит: «О, киска получилась». Затем работает с этим образом, добавляя к нему необходимые элементы. Однако в любой момент в зависимости от настроения или внешней ситуации он может сказать, что «она не получилась». После этого он начинает новый рисунок либо с радостью обнаруживает, что киска превратилась в другой персонаж, причем это может быть и человек, и животное, и неживой объект. Для ребенка, чтобы приписать новую принадлежность его рисунку, будет важно не содержание этого объекта, а его форма.

Постепенно непрерывное фантазирование заменяется иной стратегией рисования: прежде чем дотронуться до листа бумаги, ребенок имеет в голове первоначальный замысел, которого он придерживается некоторое время. Например, садясь за стол, он объявляет, что будет рисовать кошку (рис.

 4.5). Теперь рисунок будет оставаться рисунком кошки до конца игры-рисования. Однако такая кошка не сидит на месте, а активно участвует в игре, то выпуская когти, то прыгая, то ласкаясь. Поэтому со временем рисунок для внешнего наблюдателя все менее и менее соответствует замыслу, оставаясь для ребенка таковым.

В процессе рисования ребенок комментирует свои действия, если у него есть благодарные слушатели. Но и оставшись один, он продолжает говорить за своих героев, хотя комментарии становятся более короткими. Поэтому всегда, особенно в естественной для ребенка домашней обстановке, слышится бурчание, в котором можно разобрать реплики участников действия.

Возможности ребенка будут расти, а игра с героями будет еще долго продолжаться. Она будет усложняться записями слов, доступными маленькому художнику для написания (рис. 4.6).

Рис. 4.5. Кошка и клубок (Арсений, 3 года)

Рис. 4.6. Рисунок-игра с подписями имен главных героев (Станислав, 5 лет)

Детское рисование требует огромного количества листов бумаги, поскольку малыши не стирают – это в этом возрасте долгий процесс, а ненужная черточка мешает воображению ребенка. Он вновь и вновь воспроизводит на листе бумаги похожие как две капли воды формы, так что внешнему наблюдателю смена листов бумаги кажется бессмысленным занятием. Однако в процессе этой деятельности, поскольку теперь изобразительная активность ребенка обрела цель, он укрепляет руку, карандаш все более и более точно движется по листу, а художник все более точно представляет свой замысел.

Важный параметр, влияющий на творчество, – эмоциональное состояние творца. Рисунки характеризуют самого ребенка больше, нежели служащий моделью предмет [62]. Это легко заметить по рисунку. Кошка, которая лежит перед ребенком, свернулась в клубок, и ее лап не видно. Но ребенок знает, что у нее есть лапы, поэтому он честно рисует то, что не видят его глаза (см. рис. 4.1 и 4.5). Опыт рисования заставляет его сличать рисунок и оригинал. Если рядом окажется компетентный взрослый, который будет осторожно обращать внимание ребенка на разницу, ребенок быстро научится рисовать то, что он видит, особенно при наличии образной памяти, более того, он просто научится видеть.

Мы уже отмечали, что человек видит лишь то, к чему готов. Ребенок рисует лапу кошки. Но он замечает, что она не похожа на реальную. Он вглядывается в реальную и видит когти. Тогда он рисует когти. Некоторое время это большее сходство его удовлетворяет. Но он вновь видит неточности, особенно в тех случаях, когда ребенок находится в детском коллективе и может сравнивать свои рисунки с другими, или есть взрослый, готовый помочь. Тогда он учится рисовать не лапу-палку а лапу с изгибом (см. рис. 4.1 и 4.5). Так постепенно идет познание мира с одновременным обучением видеть формы, цвет, текстуру, световые блики.

Таким образом, развитие художественного мастерства ребенка движется в нескольких направлениях. С одной стороны, из спонтанной активности на бумаге оно переходит к связыванию изображенного с теми или иными образами, с другой – он сначала предсказывает будущий образ, а затем реализует его на бумаге.

К пяти годам у нормально развивающегося ребенка складывается индивидуальная символическая система, позволяющая ему использовать пространственные и цветовые коды для передачи информации при помощи рисунка [131].

Следующим этапом развития детского творчества будет рисование человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Причины развития детского аутизма

Причины развития детского аутизма Поиски причин шли по нескольким направлениям. Как уже упоминалось, первые обследования аутичных детей не дали свидетельств повреждения их нервной системы. Кроме того, доктор Каннер отметил некоторые общие черты их родителей: высокий

Стадии развития

Стадии развития За двадцать пять лет работы с детьми с особыми потребностями мы выделили стадии, которые мы называем уровнями функционального эмоционального развития[16]. Первые из них перечислены в таблицах 3. 1 и 3.2. Их освоение крайне важно не только для нормального

Психологическая дифференциация, или усложнение, рисунка в процессе развития

Психологическая дифференциация, или усложнение, рисунка в процессе развития Первые исследователи графического самовыражения ребенка обратили внимание на тот факт, что с возрастом происходит не только усложнение структуры изображаемой фигуры человека, но также

Количественная оценка рисунка в изучении психического развития ребенка: номотетический анализ

Количественная оценка рисунка в изучении психического развития ребенка: номотетический анализ Системное изучение графического поведения детей ведет свой отчет с конца XIX века. Создатель эволюционной теории Чарльз Дарвин считал детские рисунки важнейшей частью своих

Стадии психосексуального развития

Стадии психосексуального развития Теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда – одна из самых известных и противоречивых теорий в области психологии. Фрейд утверждал, что личность человека формируется в раннем детстве, к шести годам, и что если все

Стадии нравственного развития

Стадии нравственного развития Теория нравственного развития Кольберга базируется на трудах знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже. Однако если Пиаже описывал этот процесс как состоящий из двух стадий, то Кольберг выделял шесть стадий и три уровня. По его

4.2. Универсальность детского рисунка

4.2. Универсальность детского рисунка Где бы ни жил ребенок, к какой бы культуре ни принадлежал, он будет проходить через одни и те же этапы развития рисования. Такая универсальность детского рисунка рассматривается даже как подтверждение психобиологического единства

4.7. Диагностические возможности детского рисунка

4. 7. Диагностические возможности детского рисунка Мы уже говорили, что дети используют изобразительный язык как знаковую систему, при помощи которой можно моделировать мир на листе бумаги, пока еще не освоен другой язык – письменный. С помощью рисунка ребенок выделяет

СТАДИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

СТАДИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ По традиции у мужчины потенциально существуют три стадии психологического развития. Архетипический паттерн предполагает развитие мужской психологии от бессознательного детского превосходства и совершенства через сознательное ощущение

Стадии, или уровни, развития

Стадии, или уровни, развития Любые состояния сознания характеризует одна немаловажная черта: все они преходящи. Даже величайшие пиковые переживания или изменённые состояния, вне зависимости от того, как они были достигнуты, приходят, некоторое время длятся, а затем

Стадии развития анимуса

Стадии развития анимуса 1) Анимус как чужеродный ДругойЖенщина (или девушка) чувствует свою тождественность с существующей где-то в мире матерью или женщиной. Она формирует, как мать или дочь, материнские или сходные с ними отношения с этой женщиной (или женщинами). Сила

ЦДМ | Модель развития клиентов, разработка продуктов и стартапы

Новое руководство: ESG 101: Руководство по внедрению для стартапов

Изучите пять основных шагов, которые помогут вашему стартапу внедрить ESG.

Исследуете рынок? Наш бесплатный онлайн-курс Introduction to Market Sizing предлагает практическое 30-минутное пособие по исследованию рынка и расчету размера рынка.


Модель развития клиентов (CDM) была первоначально описана Стивеном Г. Бланком в его книге, Четыре шага к прозрению . Бланк, лектор по предпринимательству в Университете Беркли и Стэнфордском университете, написал книгу на основе своих наблюдений во время работы в ряде стартапов в районе Силиконовой долины.

Бланк определяет модель развития клиентов как «набор целей и этапов, значимых для стартапа». Модель Бланка — это способ подвергнуть сомнению предположения, лежащие в основе стартапа, путем систематического тестирования их на рынке.

Основной целью CDM является достижение глубокого понимания клиентов и их проблем. Глубина этого понимания позволяет предпринимателям усилить внимание к разработке своего продукта, а также к своей деятельности в области маркетинга и продаж.

Практическая привлекательность CDM с тех пор легла в основу все более популярной школы мысли о том, как начать технологический бизнес, чему способствовали труды Эрика Риса ( The Lean Startup ) и Эша Мории ( Бережливый бег ). Рис и Маурья оба пытаются интегрировать процесс CDM с принципами гибкой разработки продукта.

Модель развития потребителей

Модель развития потребителей характеризуется итеративным и гибким процессом, отражающим неоднозначный характер начала нового бизнеса и выхода на новые рынки.

CDM проверяет ключевые предположения, лежащие в основе ваших первоначальных представлений о вашем продукте и его рынке. Бланк рекомендует рассматривать эти предположения как гипотезы, которые необходимо проверить и подтвердить.

Благодаря этому систематическому процессу будет создана петля обучения и открытий, которая поможет вам расставить приоритеты в своей работе и улучшить сроки запуска и масштабирования вашего стартапа. Учитывая хрупкую природу большинства стартапов, лучшее понимание того, кто будет вашими клиентами, какую проблему вы будете решать для них и как они будут покупать ваш продукт, — это результаты, которые нравятся предпринимателям.

Процесс CDM состоит из четырех отдельных, но взаимосвязанных этапов:

Обнаружение клиентов

Сосредоточьтесь на понимании ваших клиентов, их проблем, их предпочтений и покупательского поведения.

Подтверждение клиентов

Разработайте воспроизводимый процесс продаж — важный шаг в масштабировании бизнеса.

Создание клиентов

Создание спроса, выявление и привлечение потенциальных клиентов.

Здание компании

Сосредоточьтесь на масштабировании вашей организации и выполнении бизнес-плана.

Первые два шага, обнаружение клиентов и проверка клиентов, повторяются до момента, когда можно продолжить создание клиентов.

CDM: пошаговый рецепт

Каждый шаг CDM имеет цель и набор конкретных результатов.

Вводя цикл обратной связи, CDM приспосабливается к непредсказуемому характеру новых рынков и позволяет предпринимателям повторять предположения о продукте и рынке. Итерация необходима как для включения и проверки новых идей по мере продвижения, так и для повышения уровня точности ваших решений, касающихся продукта и рынка.

Преимущество CDM заключается в том, что он демистифицирует и демократизирует сложный и рискованный процесс стартапа, представляя пошаговый «рецепт» для выявления потенциальных возможностей для бизнеса и расширения его до точки построения бизнеса вокруг этой идеи.

Несмотря на привлекательность такого процесса, предприниматели должны позаботиться о том, чтобы не недооценивать проблемы, связанные с систематическим взаимодействием с клиентами во время разработки продукта. Большинство обнаружит, что для проведения глубоких интервью с клиентами и определения опорных точек необходим процесс обучения.

Ссылки

Бланк, С. Г. (2005). Четыре шага к прозрению . Самоиздание: Cafepress.com.
Маурья, А. (2011). Бережный бег . Самостоятельно опубликовано.
Рис, Э. (2011). Бережливый запуск . Нью-Йорк: Краун Бизнес.
Власковиц П. и Купер Б. (29 июля 2010 г.). Руководство предпринимателя по развитию клиентов: шпаргалка к Четыре шага к прозрению. Самостоятельно опубликовано.

Роскошные апартаменты Anclote Isle — 10-фигурная застройка

Соглашение о конфиденциальности и регистрация *

Информация, содержащаяся в следующем Меморандуме, является частной и строго конфиденциальной. Он предназначен для рассмотрения только стороной, получившей его от 10 Figure Development, LLC. Он не должен быть доступен любому другому физическому или юридическому лицу без письменного согласия 10 Figure Development, LLC. Настоящий Меморандум был подготовлен для предоставления краткого изложения непроверенной информации потенциальным покупателям, инвесторам, будущим партнерам и для установления только предварительного уровня заинтересованности в объекте недвижимости. Информация, содержащаяся в данном документе, не заменяет тщательного расследования. 10 ООО «Фигурка Девелопмент». не проводил никаких расследований и не дает никаких гарантий или заявлений в отношении доходов или расходов на рассматриваемое имущество, будущих прогнозируемых финансовых показателей имущества, размера и квадратных метров улучшений имущества, наличия или отсутствия загрязняющих веществ. вещества, ПХБ или асбест, соответствие государственным и федеральным нормам, физическое состояние улучшений, финансовое состояние или деловые перспективы любого Владельца/арендатора, а также планы или намерения любого Владельца/арендатора продолжать занимать объект имущество. Информация, содержащаяся в настоящем Меморандуме, была получена из источников, которые мы считаем надежными; однако 10 Figure Development, LLC. не проверял и не будет проверять какую-либо информацию, содержащуюся в настоящем документе. Так же как и 10 Figure Development, LLC. или любой из их должностных лиц, аффилированных лиц, представителей, сотрудников или агентов провел какое-либо расследование по этим вопросам и не дает никаких гарантий, выраженных или подразумеваемых, или заявлений относительно точности или полноты предоставленной информации, или что любые фактические результаты будут соответствовать прилагаемой прогнозы или проформы или любое его содержание, и в отношении них не предполагается и не подразумевается никакой юридической ответственности. Получая настоящий Меморандум, вы соглашаетесь с тем, что этот Меморандум и его содержание носят конфиденциальный характер, что вы будете хранить и обращаться с ним в строгой конфиденциальности и что вы не будете раскрывать настоящий Меморандум или какое-либо его содержание любому другому лицу без предварительного письменное разрешение владельца ООО «10 Figure Development».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *