Синдром тонусных нарушений у грудничка: Нарушения мышечного тонуса у новорожденных

Содержание

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных – обширная группа двигательных расстройств, проявляющихся с момента рождения и характеризующихся изменением степени напряженности мышц. Встречается повышенный и сниженный мышечный тонус, а также дистония, представляющая собой чередование гипертонуса и гипотонуса. Двигательные расстройства проявляются либо чрезмерной мышечной напряженностью, либо неадекватной расслабленностью. Оба варианта сопровождаются трудностями, связанными с питанием малыша, плохим сном, беспокойством и др. Патология диагностируется клинически, на основании данных лабораторного и рентгенологического обследования. Тактика лечения определяется основным заболеванием, может включать в себя консервативные (дегидратационную терапию, антибиотикотерапию, прием миорелаксантов) и оперативные лечебные мероприятия.

Общие сведения

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных представляют собой синдром, сопутствующий многим заболеваниям, в том числе врожденным и наследственным. Двигательные расстройства, проявляющиеся с момента рождения, могут сохраняться в течение дальнейшей жизни, становиться причиной задержки умственного и физического развития, что, в свою очередь, способствует росту детской инвалидности. Именно поэтому так важна своевременная диагностика нарушения мышечного тонуса у новорожденных и лечение основной нозологии. При этом еще более значимую роль играет профилактика подобных расстройств, поскольку правильное внутриутробное развитие плода в значительной степени зависит от особенностей организма матери и условий ее жизни.

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных

Причины

Двигательные нарушения у новорожденных всегда связаны с дисфункцией на уровне центральной нервной системы (головной и спинной мозг), либо на уровне периферических нервов, идущих непосредственно к мышцам. Как правило, имеет место повреждение клеток головного мозга внутриутробно или в родах. Природа такого повреждения может быть травматической, гипоксической или инфекционной. В результате повреждения часть нейронов погибает или начинает функционировать неправильно. Кроме того, многие травмы приводят к повышению внутричерепного давления, вследствие чего часто наблюдается гипертонус.

Также встречаются наследственные и врожденные неврологические заболевания, в клинике которых имеют место не только нарушения мышечного тонуса у новорожденных, но и другие проявления. Возможны аномалии развития нервной системы, которые формируются, в том числе, и под воздействием тератогенных факторов во время беременности, например, при курении или употреблении алкоголя. Определенную роль играют имеющиеся у матери хронические заболевания, в частности сахарный диабет. В педиатрии одним из наиболее серьезных диагнозов, в клинике которого всегда присутствуют нарушения мышечного тонуса у новорожденных, является детский церебральный паралич.

Симптомы

Признаки двигательной дисфункции различаются в зависимости от типа нарушения мышечного тонуса. Повышенный тонус проявляется общей напряженностью ребенка, что часто может обнаружить мама малыша. Ручки пациента сжаты в кулачки, ножки поджаты к туловищу. Попытки развести ручки и ножки в стороны вызывают беспокойство и плач. Такие дети обычно плохо спят и плохо сосут грудь, часто срыгивают. Характерно положение во время сна с запрокинутой головой. В случае асимметричного гипертонуса (мышечной дистонии) напряжение мышц наблюдается только с одной стороны или локально, в конкретной области тела.

Синдром мышечной гипотонии проявляется мышечной слабостью. Степень слабости может различаться от незначительной до выраженной. Ребенок выглядит вялым и мало двигается. Ножки расслаблены, возможно их чрезмерно широкое разведение без какого-либо беспокойства со стороны пациента. Характерна поза лягушки, когда ножки ребенка разведены и согнуты в коленях, а стопы прижаты друг к другу. При выраженной мышечной гипотонии слабость распространяется также на мускулатуру лица и жизненно важных органов, что может проявляться нарушениями дыхания, сосания и глотания. Гипотонус новорожденных в пассивном положении иногда сменяется резким повышением мышечного тонуса при движениях. В этом случае говорят о мышечной дистонии.

Диагностика

Первичный осмотр педиатра дает возможность выявить признаки нарушения мышечного тонуса у новорожденных. Осмотр невролога в плановом порядке осуществляется в роддоме, специалист ставит первичный диагноз на основании клинических проявлений. Обязательно проведение рентгенографии черепа ребенку и МРТ головного мозга, что часто позволяет обнаружить кровоизлияния, опухоли, аномалии развития, которые могут являться причиной нарушения мышечного тонуса у новорожденных. При необходимости назначают генетическое картирование, поскольку причиной развития синдрома часто становятся генетические заболевания.

ЭЭГ выполняется для исключения очага патологической электрической активности в головном мозге. Анализы крови и мочи, в том числе развернутые, позволяют обнаружить различные изменения воспалительного и инфекционного характера, а также заподозрить врожденные метаболические расстройства.

С этой же целью осуществляется сбор семейного анамнеза. Примерами метаболических нарушений служат болезнь Вильсона-Коновалова, болезнь Ниманна-Пика, гомоцистинурия, синдром Ретта, лейциноз и многие другие заболевания. Нарушения мышечного тонуса у новорожденных всегда являются частью общей картины конкретной нозологии, поэтому первоочередной задачей специалистов становится постановка основного диагноза, который и определяет тактику лечения.

Лечение нарушений мышечного тонуса у новорожденных

Терапия синдрома определяется основным диагнозом. При инфекционных заболеваниях требуется назначение антибиотиков и противовирусных препаратов. Показана дегидратационная терапия с целью нормализации внутричерепного давления. После подтверждения диагноза той или иной болезни обмена проводится специфическая терапия. Во всех случаях обязательной частью лечения являются нейропротекторы. Для устранения гипертонуса используются миорелаксанты. Наряду с симптоматическим действием препараты этой группы позволяют уточнить прогноз, поскольку в случае тяжелых нарушений мышечного тонуса у новорожденных лекарственные средства становятся неэффективными. При обнаружении аномалий нервной системы, опухолей и других органических патологий показано оперативное лечение.

Прогноз и профилактика

Профилактика возможна только до рождения ребенка. Риск развития двигательных нарушений у новорожденного снижается при отказе от вредных привычек, своевременной диагностике и лечении соматических заболеваний матери, УЗИ-диагностике плода, а также планировании беременности при известном высоком риске наследственной патологии. Значительная часть заболеваний, в клинике которых присутствуют нарушения мышечного тонуса у новорожденных, имеют хроническое течение и неизбежно оказывают влияние на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, снижая дальнейшее качество жизни пациента, поэтому прогноз остается сомнительным.

Синдром двигательных нарушений у детей (грудничков): развитие, лечение

Синдром двигательных нарушений (СДН) – расстройство двигательной сферы человека, обусловленное поражением головного мозга и нарушением работы ЦНС. Обычно поражает один или несколько отделов мозга: кора больших полушарий, подкорковые ядра, ствол. Форма мышечной патологии определяется объемом и областью поражения мозга. Недуг проявляется патологическим изменением тонуса мышц и разнообразными двигательными нарушениями.

Болезнь развивается у грудных детей 2-4 месяцев, перенесших травму или гипоксию мозга. Причинами синдрома двигательных нарушений у детей могут быть негативные факторы, оказывающие внутриутробное воздействие на плод и вызывающие перинатальное поражение центральной нервной системы. Судорожная активность мышц, их гипотония и слабость требуют срочного лечения.

СДН клинически проявляется уже в первые дни и недели жизни ребенка. У больных детей возникает гипо- или гипертонус мышц, снижается или повышается спонтанная двигательная активность, ослабляется двигательная функция конечностей, нарушается рефлекторная деятельность. Они отстают в физическом развитии от сверстников, не справляются с целенаправленными движениями и их координацией, имеют трудности со слухом, зрением и речью. Развитие мышечной ткани на разных конечностях происходит с разной интенсивностью.

Эти проблемы постепенно провоцируют нарушение психического развития и неполноценность интеллекта. Замедляется речевое и психоэмоциональное развитие. Дети с СДН начинают сидеть, ползать и ходить несколько позже своих ровесников. Некоторые из них даже в год не держат голову. Полное отсутствие произвольных движений гортанных мышц у детей приводит к нарушению глотательного рефлекса. Этот признак указывает на серьезную стадию патологии, которая требует срочного проведения терапевтических мероприятия, способных устранить столь опасную симптоматику.

Поскольку синдром не прогрессирует, его своевременное и правильное лечение дает впечатляющие результаты. Согласно МКБ-10 он имеет код G25 и относится к «Другим экстрапирамидным и двигательным нарушениям».

Этиология

Этиопатогенетические факторы, вызывающие перинатальное поражение ЦНС — ППЦНС и провоцирующие синдром:

  • Родовая травма, полученная ребенком при появлении на свет в результате применения акушером-гинекологом физической силы с целью ускорения родоразрешения.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода приводит к поражению клеток головного мозга, отвечающих за различные мышечные процессы.
  • Тяжелые и длительные роды с задержкой изгнания плода.
  • Внутриутробные нейроинфекции, проникающие в плод через плаценту от больной матери.
  • Скрытые инфекции матери – краснуха, токсоплазмоз.
  • Заболевания, передающиеся половым путем у беременной женщины.
  • Врожденные аномалии костей и суставов.
  • Большая масса плода, тазовое предлежание, неправильное вставление головки.
  • Отравления беременной женщины химическими веществами или пищевыми продуктами.
  • Генетические причины – хромосомные нарушения.
  • Физические причины — влияние электромагнитного поля или рентгеновского облучения на плод.
  • Наркомания, алкоголизм и табакокурение у беременной женщины.
  • Обвитие петель пуповины вокруг шеи и тела плода.
  • Фетоплацентарная недостаточность.
  • Гидроцефалия, обусловленная оттоком ликвора в мозге.

Точная причина в каждом конкретном случае не всегда ясна. Обычно синдром развивается при одновременном воздействии нескольких негативных факторов, причем один из них является ведущим, а остальные лишь усиливают эффект.

Симптоматика

Изменение нормальной структуры головного мозга проявляется различными расстройствами двигательной сферы. Это связано с нарушением передачи нервного импульса от структур головного мозга к скелетной мускулатуре и развитием патологического состояния в этих мышечных группах.

Клинические признаки синдрома двигательных нарушений у грудничка:

  1. Снижение мышечной силы, замедленные движения малыша.
  2. Гипотония мышц ведет к дистрофическим процессам и истончению конечностей.
  3. Ослабление или усиление сухожильных рефлексов.
  4. Параличи и парезы.
  5. Перенапряжение мышц, их спазм, судороги.
  6. Непроизвольные движения.
  7. Нарушение базовых рефлексов – хватания и сосания.
  8. Неспособность самостоятельно держать головку, поднимать и сгибать конечности, переворачиваться, сгибать пальчики.
  9. Монотонный крик и плач.
  10. Нарушение артикуляции.
  11. Бедная мимика больного, отсутствие улыбок.
  12. Запаздывание зрительных и слуховых реакций.
  13. Трудности при кормлении грудью.
  14. Судорожный синдром, синюшность кожи.

Грудные дети с СДН плохо спят, подолгу смотрят в одну точку, периодически судорожно вздрагивают. Повернуть головку и раздвинуть ножки им удается только с посторонней помощью. Одну руку больные плотно прижимают к телу. Второй рукой они двигают и берут погремушку. Полная расслабленность часто сменяется напряженностью тела. При наличии зрительных дисфункций малыш не дотягивается до нужной вещи с первой попытки.

Симптомы гипертонуса:

  • тело малыша дугообразно изгибается,
  • грудничок рано начинает держать головку, брать игрушки,
  • больной ребенок прижимает к туловищу сжатые кулачки,
  • голова повернута в одну сторону,
  • малыш становится на носочки, а не на всю стопу.

Симптомы гипотонуса:

  • больной младенец вялый,
  • он мало двигает конечностями,
  • не может удержать игрушку в руке,
  • кричит слабо,
  • ребенок запрокидывает голову назад и долго не может ее держать,
  • не начинает вовремя ползать, сидеть и вставать,
  • не держит равновесие в положении сидя, шатается из стороны в сторону.

Выделяют несколько форм патологии:

  1. с преимущественным поражением ножек — ребенок двигает ручками, «приволакивает» ножки, поздно начинает ходить;
  2. одностороннее поражение мышц всего туловища с нарушением функции глотания и речи, умственное отставание;
  3. расстройство двигательных функций из-за поражения обеих конечностей — невозможность ползать, стоять и ходить;
  4. полная неподвижность ребенка, олигофрения, нестабильность психики.

Если ребенку поставили диагноз «СДН», необходимо действовать, а не отчаиваться. Детский организм при оказании квалифицированной медицинской помощи может противостоять болезни. Бывает так, что неврологи ошибаются или ставят подобный диагноз, подстраховываясь, особенно, если симптомы малозаметны. В результате тщательного наблюдения за такими детьми диагноз снимается. Ребенок растет совершенно здоровым.

Стадии развития синдрома двигательных расстройств:

  • Ранняя стадия проявляется нарушением мышечного тонуса. Груднички 3-4 месяцев с СДН часто не поворачивают головку, а малыши 5-6 месяцев не тянутся за игрушками или страдают от судорог.
  • Вторая стадия проявляется более заметными признаками: больные 10 месяцев не держат головку, зато пытаются садиться, поворачиваться, ходить или стоять в неестественной позе. В это время происходит неравномерное развитие ребенка.
  • Поздняя стадия синдрома возникает после 3 лет. Это необратимая стадия, характеризующаяся деформацией скелета, формированием контрактур суставов, проблемами со слухом, зрением и глотанием, нарушением речи и психофизического развития, судорогами.

этапы развития ребенка в норме

В патологический процесс вовлекаются внутренние органы, что проявляется нарушением выделения мочи и кала, дизартикуляцией, дискоординацией движений. Часто синдром сочетается с эпилепсией, нарушением умственного и психического развития. Больные дети плохо воспринимают информацию, испытывают трудности в процессе еды и дыхания. В дальнейшем больные дети имеют проблемы с обучением. Это связано с расстройством памяти и способности к концентрации внимания. Гиперактивные малыши страдают от неусидчивости, у них отсутствует интерес к занятиям.

Своевременное обращение к специалистам помогает избежать серьезных последствий. Позднее выявление синдрома усложняет ситуацию. Нормальные дети на первом-втором году жизни произносят отдельные звуки, целые слоги и простые слова, а малыши с СДН — лишь непонятное нытье. Тяжелое дыхание сопровождается неконтролируемым открытием рта, носовым оттенком голоса, произношением нечленораздельных звуков. Нарушение нормальной структуры нервной ткани ограничивает самостоятельность ребенка к свободному движению и лишь частично сохраняет способность к самообслуживанию.

Диагностика

Диагностикой и лечением синдрома занимаются специалисты в области неврологии и педиатрии, которые ставят свой диагноз на основании данных, полученных из истории беременности и родов мамы. Большое значение имеют результаты лабораторных анализов, УЗИ, томографии и энцефалографии.

  1. Перинатальный анамнез — внутриутробное инфицирование, тяжелые интоксикации организма, кислородное голодание мозга.
  2. Оценка новорожденного по шкале Апгар позволяет охарактеризовать жизнестойкость младенца при появлении на свет.
  3. Нейросонография – обследование новорожденного, предполагающее сканирование мозга ультразвуком.
  4. УЗИ с допплером — исследование мозгового кровотока через родничок.
  5. Электроэнцефалография – метод исследования электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы, с записью таких потенциалов.
  6. Электронейромиография проводится для оценки тонуса мышц.
  7. КТ или МРТ головного мозга позволяет обнаружить очаги поражения.
  8. Обследование у офтальмолога, ЛОРа, психиатра, травматолога-ортопеда.

Лечение

Ребенок с СДН должен наблюдаться у невролога и пройти комплексное лечение. В настоящее время существуют эффективные методики, позволяющие быстро устранить заболевание. Чем раньше синдром обнаружен, тем легче с ним бороться.

Комплекс лечебных мер, применяемых при СДН:

  • Массаж – эффективное средство, позволяющее добиться отличных результатов. Перед сеансом ребенка согревают, а после него — закутывают в шерстяное одеяло. Массажист должен специализироваться именно на работе с новорожденными и грудными детьми. Через 10-15 сеансов состояние больного значительно улучшается.
  • Лечебная физкультура восстанавливает двигательные функции и координацию движений.
  • Остеопатия — воздействие на определенные точки тела.
  • Рефлексотерапия показана детям с задержкой в созревании нервной системы и развитии.
  • Гомеопатия активизирует мозговые процессы.
  • Физиотерапия — миостимуляция при гипотонии мышц, парафинотерапия, гидромассаж, ванны, электрофорез, магнитотерапия.
  • Диетотерапия — питание продуктами, содержащими витамин B.
  • Бальнеотерапия, грязелечение, анималотерапия – общение с дельфинами и лошадьми.
  • Педагогическая коррекция, специальный режим и логопедические методики.
  • Использование вспомогательных устройств – ходунков, кресла, вертикализатора, велосипеда, тренажеров, пневмокостюмов.
  • Санаторно – курортное лечение в Крыму и на черноморском побережье Краснодарского края.

Медикаментозное лечение заключается в применении антиконвульсантов и миорелаксантов; диуретиков; препаратов, снижающих внутричерепное давление; витаминов группы В; лекарств, улучшающих микроциркуляцию в мозговой ткани; антигипоксантов; препаратов, тонизирующих сосуды. Больным назначают «Церебролизин», «Кортексин», «Цераксон», «Актовегин», «Пирацетам», «Глицин», «Нейровитан», «Мидокалм», «АТФ», «Прозерин».

Оперативное вмешательство при гидроцефалии позволяет восстановить отток ликвора. Хирурги выполняют пластику сухожилий и мышц, удаляют контрактуры. С целью исправления нарушений в нервной ткани проводят нейрохирургические вмешательства.

СДН хорошо поддается лечению, если начать его правильно и вовремя. Прогноз патологии во многом зависит от наблюдательности родителей и профессионализма врачей. Если синдром не лечить, могут развиться серьезные последствия функциональной недостаточности ЦНС – церебральный паралич и эпилепсия, которые требуют более долгой и тяжелой терапии.

Видео: пример массажа для лечения СДН

Профилактика и прогноз

Профилактические мероприятия, позволяющие избежать развития синдрома:

  1. охрана материнства и детства;
  2. исключении вредных привычек у беременных женщин;
  3. заинтересованность ребенка познаванием окружающего мира с помощью красочных картинок и ярких игрушек;
  4. ходьба босиком, ЛФК, лечебный массаж, занятия на фитболе,
  5. частые пальчиковые игры, ходьба по рельефным поверхностям.

СДР — излечимая болезнь, с которой нужно бороться. Легкая форма патологии хорошо поддается адекватной терапии. Более тяжелые случаи требуют особого подхода. Если родители не заметят опасных симптомов и не обратятся вовремя к врачу, у ребенка возникнут сложности с ходьбой и обучением. Запущенные формы осложняются умственной отсталостью и эпилепсией. Любое промедление в лечении может превратить легкий случай в сложный процесс.

Синдром тонусных нарушений - Детские болезни

Часто на приеме у врача-педиатра родители задают вопрос о мышечном тонусе, что это за состояние и опасно ли оно. На самом деле, тонус мышц присутствует у человека всегда, поддерживая заданное положение тела и помогая осуществлять движения. Однако, тонус мышц и у малыша, и у взрослого должен быть физиологическим, то есть правильным.

Откуда берется тонус и зачем он?

 Самые первые движения ребенка, еще в утробе матери, происходят за счет мышечно-суставного чувства и сокращения мышц, при помощи них ребенок может ощущать свое положение в пространстве. После рождения тонус мышц и движение дает возможность ребенку развиваться как физически, так и психически. Кроха учится совершать свои первые движения – удерживать голову, тянуть руки к игрушкам, переворачиваться с боку на бок и с живота на спину, затем садиться, ползти, вставать и ходить. Для своевременного осуществления этих умений необходим адекватный мышечный тонус. Под этим понятием понимается минимальное напряжение в скелетных мышцах, сохраняемое телом в состоянии полного покоя. Дело в том, что даже если ребенок полностью расслаблен, его мышцы все равно должны находиться в определенном напряженном состоянии – в тонусе, за счет этого достигается поза, поддержание здоровья и осуществление движений. Не все мышцы одинаково напряжены, есть расслабленные группы, есть напряженные, в зависимости от выполняемой задачи и нагрузки.  Для детей существует определенная зависимость тонуса мышц от возраста (чем меньше малыш, тем более выражен тонус), чем и обуславливаются характерные особенности новорожденных и малышей первых месяцев жизни.  Особенности тонуса обусловлены тем, что первые 9 месяцев жизни малыш проводит в тесноте матки, где его конечности и все тело расположены максимально компактно, и у крохи практически нет возможности к моменту родов активно двигать телом. Все его мышцы находятся в состоянии напряжения. Поэтому большинство групп мышц новорожденного на момент рождения находятся в состоянии физиологического гипертонуса. Причем, существует особенность распределения тонуса по группам мышц – в сгибателях он выше, чем в разгибателях, поэтому ручки и ножки ребенка приведены к телу, а вот головка обычно слегка запрокинута назад. Кроме того, преобладает тонус в приводящих мышцах бедер. Поэтому при разведении у малыша ножек может ощущаться сопротивление мышц, и разведение ножек возможно в норме примерно под углом 45 градусов каждой ножки, что в общем образует между бедрами прямой угол.  Гипертонус мышц симметрично сохраняется примерно до 3-4 месяцев, а затем происходит его постепенное снижение – сначала снижается тонус в сгибательной группе мышц, примерно до 5-6 месяцев. А затем равномерно снижается тонус всех групп мышц. К полутора-двух годовалому возрасту мышечный тонус ребенка должен стать примерно таким же, как у взрослого человека.

На осмотр

 Первые особенности мышечного тонуса можно отметить, визуально оценив позу малыша в покое например, когда он спит) и степень работы отдельных групп мышц при движении. Доктор обязательно спросит, как малыш родился, так как способ родов (естественные или КС) и предлежание малыша (как он был расположен в матке) сильно влияет на его позу в первые месяцы после рождения. Если он родился в лицевом предлежании, его головка может быть запрокинута, из-за тонуса шейных мышц. Если он родился в ягодичном предлежании – у него будут разогнуты ножки. У большинства же малышей из-за физиологического тонуса наблюдается характерная поза эмбриона, которая хорошо определяется в покое или во время сна. Руки крохи согнуты во всех суставах и приведены к груди, ладошки сжаты в кулачки, а большой палец накрыт остальными, ножки приведены к животику, согнуты в суставах, бедра слегка разведены, а стопы подняты вверх. За счет гипертонуса объемы движений, производимых крохой, ограничены – он может достаточно активно двигать ножками, согнуть или разогнуть, отталкиваться ими от руки взрослого или перекрестить их. А вот объем движений ручек меньше - в основном они движутся на уровне груди, сгибаясь в локтях и запястьях, редко разжимая кулачок. За счет гипертонуса мышц шеи голова слегка запрокинута назад. Тонус мышц во многом зависит от физического состояния ребенка, его конституции и особенностей нервной системы. При плаче, беспокойстве или крике тонус закономерно повышается. Кроме того, у возбудимых крох он тоже будет отличаться от более спокойных сверстников за счет совершения большего объема движений.

 В идеале, невролог должен осматривать малыша в родильном доме, чтобы вовремя выявить начинающиеся отклонения. Однако, наличие физиологического гипертонуса порой затрудняет раннюю диагностику многих нервных болезней. Физиологическим гипертонус должен считаться до 4-6 месяцев, если тонус сохраняется дольше, это повод для обращения к специалистам – педиатру или неврологу.

 Но как же определиться с тонусом? Для этого врач проводит осмотр ребенка и проверяет его рефлексы, ведь мышечный тонус характеризует не только работу нервной системы, но и общее развитие ребенка и физическое, и психическое. Однако, некоторые серьезные нарушения, не вдаваясь в тонкости, могут вовремя определить и родители. Сегодня здоровых мам и малышей не так много. На нарушения тонуса у крохи влияет течение беременности, плацентарная недостаточность, стрессы и прием лекарств, течение родов, пособия и стимуляция родов, кесарево сечение и послеродовый период. Кроме того, нервная система и ее различные отделы активно формируются и после рождения, поэтому за малышом нужно тщательно наблюдать, отмечая время формирования основных его навыков.  Если вовремя не распознать нарушения мышечного тонуса, ребенок начнет отставать в физическом, а значит закономерно и в психическом развитии, так как его моторные навыки тесно связаны с развитием коры. Предлагаю небольшой диагностический алгоритм, опираясь на который родители могут вовремя отметить нарушения и обратиться к доктору. Условно на первом году выделяются пять возрастных интервалов, в которые малыш должен овладеть определенными навыками, при отклонении от заданных величин не будет лишним проконсультироваться у невролога.

 Период 0-1, исследуется с рождения до месяца, при положении ребенка на спине у него должна отмечаться «поза эмбриона» с прижатыми к груди, согнутыми руками, сжатыми в кулачок кистями, и спрятанными внутрь кулачка большими пальчиками. Ноги разведены и согнуты в коленях, левая и правая половины тела симметричны, головка расположена ровно, не отклоняясь в стороны.  Если повернуть кроху на живот, он повернет голову в сторону, расположив ручки под грудью и сгибая ножки, имитируя ползательные движения. К концу месяца малыш пытается на несколько секунд поднимать и удерживать головку, устанавливая ее параллельно линии позвоночника.

 Период 1-3, исследуется с месяца до трех месяцев. При положении на спине сгибание рук выражено меньше, чем в первом периоде, но еще сохраняется. Малыш может выдвигать их вперед и отводить в стороны, может поднести ручки к глазам или рту. ближе к трем месяцам пытается тянуться к игрушке, а при вкладывании ее в руку, крепко ее удерживает. Ребенок пытается поднимать и удерживать головку. Поворачивая ее на источник звука или света. При потягивании за руки, пытается подтягиваться к рукам взрослого, удерживает голову, особенно уверенно к концу третьего месяца. Параллельно с подтягиванием наблюдается сгибание в ножках. При расположении ребенка на животе малыш осуществляет подъем головы, удержание ее в этом положении длительно, активные повороты головой в разные стороны. При подъеме головы осуществляется опора на предплечья, слегка разгибаются ручки в локтях. Ноги осуществляют ползающие движения, сгибаясь в тазобедренных и коленных суставах.

 Период 3-6 месяцев. Лежа на спине, кроха открывает ладошки, руки и ноги полусогнуты. Малыш может сложить руки вместе, делая «ладушки», поднести ко рту, ощупать пеленку, игрушку, родителей, перебирает пальчиками, целенаправленно тянется к игрушке и хватает ее. Если в начальном периоде он может схватить предметы перед грудью, то к концу периода и сбоку от себя или перед лицом. Ребенок группирует конечности, делая первые попытки сесть. При потягивании за руки к пятому месяцу малыш удерживает голову и тело в одной плоскости, ножки слегка сгибаются. К полугоду подбородок приводится к груди, а ножки сгибаются и прижимаются к животу. При положении на животе ребенок уверенно держит голову, располагая ее ровно по линии позвоночника, уверенная опора на предплечья, а ладошки раскрыты. К полугоду малыш опирается на ладошки, поднимаясь на вытянутых руках, а ноги у него выпрямляются, спинка ровная. Примерно в четырехмесячном возрасте ребенок делает попытки переворачиваться со спины на бока, а к концу этапа свободно поворачивается с живота на спину и обратно.

 Период 6-9 месяцев. На спине ребенок активно двигается, меня позы, переворачиваясь на живот или обратно на спину, садясь самостоятельно, и сидя учится сохранять равновесие, поддерживая тело ручками. При подтягивании за руки малыш группирует конечности, а к концу 8-9 месяца вставая на ножки. На животе ползет по-пластунски, поднимаясь на четвереньки или боком. Переносит центр тяжести с руки на руку, подтягиваясь за игрушкой, к концу периода встает у опоры.

 Период 9-12 месяцев. В начале периода хорошо уверенно ползет на четвереньках, встает и ходит у опоры, может приседать и вставать у опоры за игрушками, далее учится стоять без опоры. К концу периода ребенок ходит самостоятельно, образует пинцетный захват 2 пальцами. Показывает рукой на игрушки, берет их.

Нарушение тонуса

 Выделяются несколько видов нарушений – гипертонус, чрезмерное напряжение мышц, гипотонус, недостаточное напряжение мышц и дистония, разрозненное напряжение различных групп мышц.

 Гипертонус возникает в результате различных повреждений головного мозга и нервной системы – кровоизлияний, родовых травм, гипоксии в родах, менингитах. Кроме того, гипертонус возникает у чрезмерно возбудимых детей. Обычно отмечается скованность и зажатость малыша, чрезмерное напряжение тела, во сне ребенок не расслабляется, конечности согнуты, руки прижаты к груди, ноги подтянуты к животу, кулачки плотно сжаты, иногда формируя «дулю». С рождения отмечается удержание головы за счет гипертонуса мышц шеи. Родители отмечают повышенное беспокойство ребенка, плохой сон, частые крики, колики. У таких малышей на любой незначительный раздражитель или в покое происходит тремор (дрожание подбородка), у них часты обильные срыгивания. При исследовании рефлексов повторное разведение ног или рук усиливает тонус мышц, что сразу же позволяет отличить физиологию от патологического гипертонуса. При вызывании рефлекса опоры происходит установка на «цыпочки» и поджимание пальчиков. При потягивании за руки ребенок совершенно не разгибает рук, полностью поднимаясь всем телом. Гипертонус может проявляться и формированием кривошеи, особенно в ответ на родовую травму шейного отдела – когда оказывалось пособие в родах или КС. Гипертонус снижает темп развития ребенка, такие дети позже формируют положенные по возрасту навыки – ползание, сидение, хождение.

 Гипотонус или снижение мышечного тонуса явление противоположное, встречается у малышей реже, чаще у недоношенных или с патологиями головного мозга, при эндокринных болезнях, инфекциях. Диффузная мышечная гипотония может быть признаком внутриутробного инфицирования, тяжелой родовой травмы, внутричерепных гематом и т.д. В тяжелых случаях из-за слабости мышц нарушается глотание, сосание и даже дыхание. При гипотонии отдельных групп мышц или конечности следует подозревать поражение нервов. Малыш с гипонусом обычно тих и спокоен, не доставляет родителям хлопот. Большую часть времени вял или спит. Он мало плачет, мало двигается, плохо сосет и набирает вес. Ребенок очень долго не держит голову, ноги и руки у него при положении на спине вытянуты вдоль тела, живот распластан - «лягушачий». Угол разведения бедер достигает 180 градусов. При выкладывании ребенка на живот он не сгибает рук и утыкается лицом в поверхность, выглядит обмякшим.

 Несимметричный тонус – дистония – это состояние, когда одни группы мышц в повышенном, а другие в пониженном тонусе. При таком состоянии ребенок лежит в неестественных позах, кожные складки выражены неравномерно. Ребенок может заваливаться на бок, где тонус более выражен, а головка и таз будут развернуты в сторону напряжения мышц, туловище выгнуто дугой.

Чем опасна мышечная дистония?

 Если нарушения тонуса выявлены рано и полноценно проведено лечение, нарушения тонуса проходят бесследно. При не леченном гипертонусе происходит формирование нарушений осанки, особенно сколиоза, нарушения походки, кривошея или косолапость. Могут формироваться нарушения психомоторного развития с его задержкой. Самым тяжелым последствием является детский церебральный паралич – тяжелое неврологическое заболевание, появляющееся в первые месяцы жизни.

Методы лечения

 Комплекс лечения подбирается врачом неврологом. Регулирование и нормализация мышечного тонуса достигаются путем комплексного лечения. Оно включает в себя кинезитерапию, то есть лечение движением. Сюда относятся массажи и различные виды гимнастики, как пассивная часть воздействий, и активная часть, включающая в себя лечебную гимнастику и лечебное плавание. Многим детям рекомендуют дополнительно еще и физиотерапевтическое лечение – теплолечение, водо- и грязелечение, электрофорез с различными препаратами, магнитотерапия, ультразвук. В самых сложных случаях подключают и медикаментозную коррекцию – препараты для коррекции ВЧД, дибазол для снятия спазма и расширения сосудов, витамины группы В, мидокалм. Рекомендуются ванны с травами, можно рекомендовать посещение гомеопата и остеопата.

 Основой лечения гипертонуса становится устранение избыточного напряжения мышц, в этом случае хорошо себя зарекомендовали расслабляющие ванны с комплексом массажа. Массаж может проводиться как в поликлинике, так и дома, после обучения родителей основным приемам. Обычно это поглаживающие движения по рукам, ногам, спинке. Можно чередовать обхватывающее поглаживание конечностей с ладонным поглаживанием спины и животика. Можно применять и легкие растирания, хороший расслабляющий эффект дают покачивания на руках или гимнастическом мяче. При гипертонусе недопустимо рубящих и хлопающих движений, они усилят напряжение. Запрещены ходунки, прыгунки, так как в них чрезмерна нагрузка на позвоночник и неправильно распределяется мышечное напряжение. При гипотонусе проводится стимулирующий массаж, который активизирует работу мышц. Как раз в этом случае оправданы рубящие, хлопающие воздействия, перекатывание костяшками пальцев - они приводят мышцы в тонус. Хорошим нормализующим тонус действием обладают занятия на гимнастическом мяче и плавание. Они нормализуют и выравнивают тонус в различных группах мышц. В случае отсутствия эффекта от физиотерапевтических методов лечения врач может добавить в терапию медикаменты. В большинстве случаев нарушения мышечного тонуса достаточно эффективно поддаются коррекции и проходят быстро и бесследно. Если же вы обнаружили у своего малыша необычные напряжения в отдельных мышечных группах или отставание в развитии по некоторым позициям, не медлите – обратитесь за консультацией к врачу.

Синдром двигательных нарушений у грудничка, новорожденных, детей до года

Особой проблемой в раннем возрасте становится нарушение двигательной функции у детей, причем в период новорожденности и младенчества расстройства движения существенно и принципиально отличаются от таковых во взрослом возрасте и даже у детей постарше.

Обычно проблемы двигательной сферы связаны с поражениями нервной системы – особенно головного либо спинного мозга, которые отвечают за двигательные функции и их координацию. Могут также быть и проблемы, связанные с повреждением периферических звеньев двигательных цепей – нервными волокнами и самими мышцами, как это возможно при некоторых врожденных патологиях.

Чаще всего в раннем возрасте двигательные расстройства проявляются в нарушении мышечного тонуса либо проблемах с рефлексами и движениями. Расстройства движения могут иметь как легкий и легко устранимый только за счет массажей и гимнастики вид, так и серьезные прогрессирующие расстройства, вплоть до таких патологий, как ДЦП.


Оглавление: 
Сложности в определении проблем грудничков
Мышечная гипотония: причины развития, проявления
Чем опасна гипотония, каково ее влияние на развитие младенцев
Дистонический синдром у детей
Мышечная гипертония у детей
Мозжечковые расстройства: роль в двигательных расстройствах детей
Формирование ДЦП как крайний вариант расстройств
Методы лечения малышей

Сложности в определении проблем грудничков

Нервная ткань еще не завершила свое развитие к периоду рождения, и процесс ее созревания и становления продолжается. Поражения обычно имеют серьезный масштаб и сложности в выявлении. Если в период беременности или в родах возникли повреждения нервной системы и мозговой ткани, обычно это генерализованные (обширные) повреждения, и крайне трудно определить начальную локализацию повреждений, наиболее пострадавшую область (например, где есть гематома, киста, область ишемии). Иногда неврологи могут говорить только о преобладающем поражении в тех или иных отделах мозга – стволе, мозжечке, височной, лобной доле.

В двигательных актах задействуются пирамидная система и экстрапирамидная (это особые области, где проходят дуги двигательных рефлексов). В раннем возрасте даже опытным врачам порой нелегко отличить пирамидные повреждения от других, а это важно для дальнейшей тактики и прогноза. Основные критерии и характеристики, которыми оперируют в диагностике проблем с нервной системой и двигательной сферой малышей являются:

  • Тонус мышц
  • Рефлекторные акты.

Важно

Оценить тонус мышц правильно может только врач, знакомый с возрастной физиологией детей, так как на первом году изменения тонуса достаточно существенны, равно как и рефлексов малыша.

Особенно важно оценить правильно тонус мышц у детей при рождении и затем, в периоды до трех месяцев и с трех до полугода – у них имеется особенность – физиологическая гипертония мышц, проходящая в определенные периоды. Расстройства двигательных функций при СДН (синдроме двигательных нарушений) могут проявляться в виде:

  • Дистонии мышечных областей тела
  • Гипертонии мышечных элементов (локальная или диффузная)
  • Гипотонии мышц (также локальная или распространенная).

Обратите внимание

Изменение тонуса мышц – это не болезнь, это всего лишь патологический синдром, вызванный определенными изменениями нервной системы (результатом травмы, ишемии, иных повреждений).

Мышечная гипотония: причины развития, проявления

При синдроме гипотонии мышц у малышей наблюдается сниженное сопротивление к пассивным движениям, также типично увеличение объемов, если врач или родители производят движение ручками-ножками. То есть, сгибание ручек и ножек крохи не встречает сопротивления, в тяжелых ситуациях дети могут быть похожими на «тряпичных кукол». При выраженной гипотонии мышечных элементов может существенно ограничиваться произвольная двигательная активность либо страдает спонтанная (хаотичные движения новорожденных детей), которая обусловлена рефлексами, связана с нормальными сухожильными рефлексами, либо патологическими (ненормальным их повышением или снижением). Иногда некоторые рефлексы могут даже отсутствовать (выпадать), все зависит от конкретики поражения нервной системы.

Синдром мышечной гипотонии неврологами особенно часто выявляется у деток в период новорожденности и в грудном возрасте, он может формироваться с самого рождения или же развивается и преобразуется во все более тяжелый по мере роста малыша.

Врожденная гипотония мышц типична для:

  • Тяжелой гипоксии, перенесенной внутриутробно ил в родах, асфиксии ребенка
  • Врожденных форм нервно-мышечных болезней
  • Травмы головки или области позвоночника в родах, с вовлечением головного или спинного мозга
  • Поражения в родах периферических нервов (зоны локтевого или плечевого, бедренного, лицевого)
  • Наследственных обменных расстройств, приводящих к изменению питания нервной ткани
  • Хромосомных синдромов, генетических аномалий
  • При наличии патологий с врожденным слабоумием либо ситуациями, где оно приобретается в раннем возрасте.

Также стоит знать, что гипотония мышц может впервые себя проявить либо становиться более серьезной и тяжелой в любом этапе взросления, иногда ее проявление формируется через несколько месяцев с момента родов и ее течение неуклонно прогрессирует до тяжелых состояний. При этом речь идет о выраженной и достаточно распространенной гипотонии, которая захватывает большой объем мышц, приводит к резким отклонениям в здоровье ребенка.

Важно

Гипотония, которая была выражена с раннего детства, может постепенно перейти в нормальный мышечный тонус или дистонические состояния, гипертонию мышц, либо же она остается одним из ведущих симптомов СДН у детей на всем протяжении первого годика жизни.

Степень выраженности подобной аномальной мышечной гипотонии среди малышей может варьировать от легкого и незначительного снижения (слабо ощущается сниженное сопротивление пассивным действиям и движениям) вплоть до полного выключения активных движений и практически полной атонии либо неподвижности.

Чем опасна гипотония, каково ее влияние на развитие младенцев

Естественно, что нарушенный тонус мышечных волокон может существенно влиять на здоровье ребенка и нарушать его полноценное развитие, особенно если речь идет о гипотонии.

Обратите внимание

Если снижение мышечного тонуса выявляется в нерезкой форме и нет его сочетания с какими-либо иными неврологическими патологиями, подобное состояние либо никак не влияет на рост и физиологическое развитие крохи, либо приводит к торможению и запаздыванию в сроках психо- моторного развития ребенка, обычно начиная со второго полугодия, в это время особенно активно должны формироваться двигательные акты и важнейшие навыки.

Причем типично то, что отставание в развитии происходит неравномерно, могут тормозиться достаточно сложные двигательные акты и функции, которые могут требовать для своего осуществления одновременного и согласованного взаимодействия различных мышечных групп. Примером может быть тот факт, что ребенок примерно девяти месяцев с наличием мышечной гипотонии, если его посадит врач или родители, может сидеть, а вот самостоятельно он садиться, координируя свое тело – не может.   

Есть варианты мышечной гипотонии:

  • локализованная в области одной конечности, возникающая как травматическое воздействие (парезы руки либо ноги). В таких случаях задержка в формировании навыков будет ограничена пораженной зоной и ее влиянием на все остальное тело ребенка.
  • распространенная, с четко выраженным наличием серьезной мышечной гипотонии. Данный факт может оказывать тяжелое и существенное воздействие на двигательное развитие малышей. К примеру, развитие двигательных актов при такой патологии как спинальная амиотрофия (она же синдром Гоффмана-Верднига) у десятимесячного ребенка соответствует уровню трехмесячного.  

Задержки в развитии двигательных функций, естественно, могут становиться причиной и особенностей в формировании и становлении психических функций ребенка. Важно понимать, когда отсутствует возможность произвольного захватывания ручками предметов, это приводит к неполноценному формированию зрительно-моторного координирования и различных манипуляций с предметами и игрушками.  

Нередко формирование мышечной гипотонии сочетается с различными другими неврологическими расстройствами в виде пареза черепных нервов, развития гидроцефалии или судорожного синдрома, все это в комплексе с отягощающими обстоятельствами влияет на задержку нормального развития и определяется не только сниженным мышечным тонусом, но и всеми остальными влияниями. 

Параллельно стоит отметить, что локализация и степень выраженности сниженного тонуса мышц, его влияние на торможение физического, а также психического развития будет во многом зависеть от заболевания, что привело к подобным явлениям. При наличии судорожного синдрома, на фоне врожденного слабоумия (либо ранней приобретенной формы) не только гипотония, а еще и задержка в психическом развитии приводит к явно выраженным отставаниям и освоении положенных движений.

Дистонический синдром у детей

В понятие СДН у малышей в первый год после рождения может включаться также такое состояние как дистония мышц – это чередование в мышечных группах конечностей (обычно ручек или ножек, реже тела) как сниженного мышечного тонуса, так и повышенного, либо изменение тонуса мышечных элементов исходя из определенных влияний на нервную систему.

Так, в состоянии покоя у таких малышей при наличии только пассивных двигательных актов будет выражена явная мышечная гипотония, имеющая общий характер. Но при попытках выполнения ими определенных движений, либо на фоне положительных эмоций или отрицательных начинается нарастание мышечного тонуса, возникает формирование выраженных патологических рефлексов, имеющих преимущественно тонический характер. Это явление называют приступами дистонических атак.

Обратите внимание

Особенно часто подобный феномен дистонических расстройств наблюдают у тех малышей, которые перенесли при рождении гемолитическую болезнь, родились при вынашивании резус-конфликтной или несовместимой по группе крови беременности.  

При резко выраженном синдроме дистонии мышц формируется сложность с развитием у карапуза полноценных выпрямляющих рефлексов в области туловища, плюс страдает становление реакций равновесия. Это связано с постоянно изменяющимся мышечным тонусом. Когда это синдром легкой и преходящей дистонии мышц, он не будет оказывать выраженного негативного влияния в процессе роста и развития малыша по мере возраста. Постепенно, по мере дозревания мозговых центров, все выравнивается.

Мышечная гипертония у детей

Синдром гипертонии отдельных элементов или целых мышечных групп будет характеризоваться обратными явлениями, нежели при  гипотонии. Это усиленное сопротивление пассивным движениям, кроме того, ограничение в силу этого произвольной либо спонтанной двигательной активности младенцев. Также типично повышение рефлексов сухожилий с расширением зоны из возникновения, патологическими установками ручек и стоп (вывернуты, зажаты). Обычно повышенный тонус мышц может преобладать в области сгибательных групп мышц, а также удерживающих позу, могут быть существенно изменены мышцы в области бедер и плеч, что выражается в принятии ребенком определенной типичной позы. Но только исходя из позы диагноза не ставят и гипертонию мышц сразу же не определяют – это дополнительные и относительные критерии патологий. 

Обратите внимание

Дополнительными критериями будут изменение врожденных рефлексов и особые симптомы Гордона,  рефлекс Бабинского или Оппенгейма. В нормальных условиях они слабовыраженные, имеют непостоянное возникновение и по мере того, как ребенок развивается, слабеют и угасают. На фоне повышенного тонуса мышц они постоянно отмечаются, причем не имеют динамики угасания.

По степени выраженности синдром гипертонии мышц может иметь варианты от незначительного повышения и усиленного сопротивления для пассивных движений грудничка до полной обездвиженности и кованости (это именуют децеребрационной ригидностью – полная невозможность произвольных и иных движений, настольно тонизированы мышцы).

В таких серьезных случаях даже применение медикаментов, обладающих свойствами мышечных релаксантов (расслабляют мышцы) не может привести к расслаблению мышц, и тем более невозможно осуществление пассивных движений руками родителей или врача.

Если синдром гипертонии имеет слабое проявление, не сочетается с наличием патологических (они же тонические) рефлексов либо не осложнен иными неврологическими расстройствами, он будет влиять на развитие не сильно. Обычно это проявляется в торможении развития двигательных способностей у детишек в первые месяцы (до годика) – они позже переворачиваются, татем начинают ползать и т.д. Исходя из локализации, в каких группах мышц больше повышен тонус, тормозиться будет освоение тех или иных навыков и двигательных актов.

 

Например, если избыточен мышечный тонус в области ручек, может отмечаться задержка в развитии направленных движений ручками в отношении объектов, сложности с захватом игрушек или манипуляциях с предметами. Особенно выражено может страдать хватательный навык в руках. Параллельно с тем, что малыши позже начинают хватать вещи и игрушки для манипуляций, у них на длительное время сожжет оставаться специфический (ульнарный) захват – они берут предметы всей кистью. А вот пинцетные захваты пальчиками могут формироваться медленно, в части случаев требуя особых занятий и дополнительного стимулирования. Может тормозиться развитие формирование защитных функций руки, в этих ситуациях будут соответственно тормозиться и реакции удержания равновесия лежа на животе, при обучении сидению и вставанию, а также при хождении.

Если страдает мышечный тонус ножек, могут тормозиться опорные реакции со стороны ног и навыки самостоятельного присаживания, затем такие дети с трудом и неохотой встают на ножки, отдавая предпочтение ползанию, при поддержке у опоры встают на цыпочки.

Рекомендуем прочитать:
Чем опасен и как распознать гипертонус мышц у младенцев

Мозжечковые расстройства: роль в двигательных расстройствах детей

Мозжечок человека относится к важным мозговым центрам, он отвечает за координацию движений и статику, а также плавность и сочетанность двигательных актов, поддержание позы. Поражения мозжечкового характера у малышей с раннего детства могут быть результатом внутриутробного его недоразвития (агенезия мозжечка — недоразвитие, гипоплазия – уменьшение объемов), а также он может быть поражен в результате родовой травмы либо перенесенной острой асфиксии в родах. Иногда особым вариантом могут быть наследственные проблемы его развития или ранняя дегенерация, отмирание тканей вскоре после рождения.

Подобные проблемы привозят к снижению тонуса мышц, проблемам с координацией движений в ручках, а также расстройствами равновесия, когда дети постепенно овладевают навыками по возрасту – учатся сидеть и стоять, затем ходить. Кроме того, для мозжечковых синдромов типично появление дрожания в руках и ногах, проблемы с координацией и неустойчивостью походки, их можно определить уже после того, как дети овладеют произвольными и активными движениями.

Важно

Впервые родители могут начать подозревать проблемы в координации, если понаблюдают за детьми и тем, как они тянутся к игрушкам, могут их захватывать ручками и тянуть ко рту, а также как они стоят или сидят, потом уже ходят.

Дети в грудном возрасте, имеющие проблемы мозжечка и координации, в попытках хватания и удержания игрушек могут делать массу лишних движений, особенно подобное ярко выражено, когда младенцы находятся в сидячем положении. Самостоятельное сидение у них формируется с выраженным запозданием, около 10-12 месяцев, зачастую в этом периоде дети с трудом удерживают равновесие, немедленно падают при необходимости поворота в стороны либо при необходимости брать предметы. Ребенок боится падать, и поэтому он не играет с предметами двумя руками, только одной, придерживая себя и сохраняя опору за счет второй руки. Ходить дети начинают уже ближе к двум годам жизни, при этом они часто падают, и некоторые из малышей в силу этого предпочитают ползание в период того, когда им уже давно пора нормально ходить.

В некоторых случаях на фоне мозжечковых расстройств в первый год жизни могут наблюдаться плавающие движения глаз и речевые расстройства, первые симптомы дизартрии мозжечкового происхождения. Если же поражение сочетано с повреждениями черепно-мозговых нервов, могут иметься специфические задержки в развитии – поздняя фиксация взгляда на предметах, слежения за ними, затем проблемы с моторно-зрительной координацией и нарушение ориентирования в пространстве, по мере роста возникают существенные проблемы с освоением речи и особенно активной.

Формирование ДЦП как крайний вариант расстройств

Наиболее тяжелой и крайней формой синдрома двигательных расстройств у малышей впервые месяцы будет развитие ДЦП (явления детского церебрального паралича). Набор клинических проявлений (симптомов) при ДЦП будет зависеть от наличия расстройств тонуса мышц и их выраженности, но повышенный тонус типичен для всех форм патологии, степень выраженности расстройств разная. Так, часть детей рождается с уже высоким мышечным тонусом, прогрессирующим по мере взросления, у других изначально он снижен или имеется выраженная дистония, переходящая затем в гипертонус. Эта категория детей при рождении выглядит вялыми и с бедностью спонтанной активности, у них угнетаются безусловные рефлексы, ко второму месяцу жизни, если ребенка положить на живот или вертикально удерживать, чтобы он делал попытки держать головку, возникают признаки дистонии. Малыш может периодами беспокоиться, тонус мышц резко повышается, ручки разгибаются и заворачиваются внутрь в области плеч и предплечий, кистей, пальчики сжимаются в кулачки. При этом ножки разгибаются и перекрещиваются, приводятся вовнутрь. Такие приступы длятся по несколько секунд, повторяясь на протяжении суток, и могут быть спровоцированы различными раздражителями извне – криками, громкими звуками.

Возникновение двигательных расстройств при формировании ДЦП будет обусловлено тем фактом, что поражение мозговых структур, которые еще крайне незрелые, может нарушать правильную последовательность в созревании мозга. За счет этого высшие корковые центры, которые отвечают за координированность и слаженность всех движений и формирование навыков, не могут отказывать тормозящего влияния в отношении примитивных врожденных стволовых рефлексов. Поэтому тормозится исчезновение безусловной рефлекторной деятельности, не блокируются патологические рефлексы, изменяется мышечный тонус, что становится препятствием для формирования выпрямления тела и формирования его равновесия, развитие тормозится и нарушается, тело не подчиняется правильным импульсам мозга, который серьезно поврежден.

Методы лечения малышей

Во многом сложность с лечением определяется тем фактом, насколько рано выявлены проблемы и насколько они сложные и тяжелые, есть ли органические поражения мозге необратимого характера. Сегодня у неврологов много эффективных методик, которые могут устранять двигательные нарушения в раннем периоде и достаточно быстро и эффективно. После полноценного как медикаментозного, так и дополнительного лечения функциональные расстройства проходят бесследно, и при органических расстройствах в незапущенных стадиях можно существенно улучшить ситуацию. Естественно, что все рекомендации индивидуальны, но в общих принципах лечение состоит из:

  • Курсы лечебного общего массажа, проводимого только специалистом, имеющим опыт в регулировании тонуса мышц у младенцев
  • Курс лечебной физкультуры и особый двигательный режим, постоянные занятия с ребенком
  • Применение физиотерапии с различными видами воздействий
  • Применение групп препаратов, которые улучшают передачу нервного импульса и восприятие его мышечными волокнами
  • Препараты, которые нормализуют реакции мышц на поступающие импульсы от нервной системы
  • Витаминные препараты нейротрофического ряда (группа В)
  • Реабилитационные мероприятия, занятия дома с родителями по специальным методикам.

При наличии легких вариантов СДН у детей все быстро поддается коррекции, однако серьезные органические патологии можно скорректировать не полностью и потребуется затем постоянное наблюдение и курсы реабилитации на протяжении жизни.

Парецкая Алена, педиатр,  медицинский обозреватель