Социальное воспитание детей дошкольного возраста: Социальное развитие детей дошкольного возраста | Материал (средняя, старшая, подготовительная группа):

Социальное развитие дошкольников: этапы, факторы, средства

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем. Далее о том, на что необходимо обращать внимание при социальном развитии дошкольника.

  • 1 Что такое социальное развитие

    • 1.1 В видеосюжете педагог делится опытом социализации дошкольников

  • 2 Этапы социального развития ребёнка

  • 3 Социальные факторы

  • 4 Социальное воспитание и его средства

  • 5 Социальное развитие в детском саду

  • 6 Развитие социальных навыков

  • 7 Социальная адаптация детей

  • 8 Социальная дезадаптация

  • 9 Выводы

Что такое социальное развитие

Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.

Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

В видеосюжете педагог делится опытом социализации дошкольников

 

«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша — его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».

Этапы социального развития ребёнка

  1. Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте.
    При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.
  2. От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.
  3. Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.
  4. От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.
  5. От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Социальные факторы

Что влияет на социализацию малыша?

  • семья
  • детский сад
  • окружение ребёнка
  • детские учреждения (детский сад, развивающий центр, кружки, секции, студии)
  • деятельность ребёнка
  • телевидение, детская пресса
  • литература, музыка
  • природа

Всё это составляет социальную среду ребёнка.

Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.

Социальное воспитание и его средства

Социальное воспитание дошкольников — важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст — самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками.

Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.

Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников:

  1. Игра.
  2. Общение с детьми.
  3. Беседа.
  4. Обсуждение поступков ребёнка.
  5. Упражнения для развития кругозора.
  6. Чтение.

Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это

сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.

«Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых».

Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.

«Совет. Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».

Социальное развитие в детском саду

Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?

В детском саду:

  • создана специальная социально-формирующая среда
  • организовано общение с детьми и взрослыми
  • организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность
  • реализуется гражданско-патриотическая направленность
  • организовано взаимодействие с семьёй
  • внедрены принципы социального партнерства.

Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.

Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно.

Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, которых ходит в детский сад, ещё и социально развивается. В детском саду для этого созданы все условия:

  • зонирование
  • игровое и учебное оборудование
  • игры
  • дидактические и учебные пособия
  • наличие детского коллектива
  • общение с взрослыми.

Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик.

Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.

Развитие социальных навыков

Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков.

Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:

  1. Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.
  2. Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.
  3. Учите ребёнка быть внимательным.
    Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.
  4. Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.
  5. Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.
  6. Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.
  7. Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.
  8. Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.
  9. Беседуйте с ребёнком. Учите дошкольников общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.
  10. Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.

Социальная адаптация детей

Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника.

Происходит она в трёх сферах:

  • деятельность
  • сознание
  • общение.

Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах.

Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума.

Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки.

При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях:

  • социализация
  • индивидуализация.

В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация.

Социальная дезадаптация

Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, замкнутость, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя.

Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество.

Выводы

Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

            СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Социального воспитания дошкольника основывается на данных психологических исследований в аспекте культурно-исторической теории Л.С. Выготского, на основании которой, происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания – общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. «Социальная ситуация развития, – пишет Л.С. Выготский, – не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью»

Социальный аспект воспитания был предложен психологом А.Н. Леонтьевым, который считал, что человек рождается с определенной врожденной организацией видового поведения. Но эта наследственная организация не имеет определяющего значения в психическом развитии человека, поскольку решающую роль в нем играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей, важнейшую часть которого составляют их общественно выработанные психологические особенности, опредмеченные в материальной и духовной культуре. Психические способности, формирующиеся у людей в процессе их исторического развития, кристаллизируются и закрепляются не в телесно¬морфологических и наследуемых образованиях, а в неорганической форме – в продуктах культуры. Таким образом, по Леонтьеву А.Н. воспитание — это средство социальной организации присвоения индивидом исторически сложившихся способностей, способов поведения, культуры.

По мнению Д.Б. Эльконина суть социального воспитания в том, что ребенок с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними овладевает всеми человеческими способами удовлетворения своих органических и духовных потребностей, необходимых ему в тот или иной конкретный возрастной период. Проведя глубокий анализ происхождения детских игр и игрушек, ученый доказал социальную природу игры, помогающую ребенку войти в социум.

Е.В. Гончарова в своих исследованиях отмечает, что социальное воспитание основано на художественном восприятии мира ребенком, и воспроизведение его в игровом плане.

Путь приобщения детей к социальной действительности, по мнению Н.А. Ветлугиной, лежит через развитие эстетических чувств? при восприятии прекрасного посредством ближайшего окружения:        природы, быта, искусства, культуры, среды, различных выразительных средств.

В исследованиях Е.А. Богатыревой отмечено, что познания детьми социальных ценностей окружающего мира происходит через различные виды детской деятельности.

Д.Б. Запорожец отмечает роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения.

 М.И. Лисиной отмечалось, что социализация неотделима от развития общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

В работах Т.А. Репиной показано, что группа детского сада выступает как важный социализирующий агент, способствующий развитию социального поведения и формированию личности ребенка.

По мнению Т.В. Антоновой, социальное воспитание в дошкольном возрасте — это формирование социальной компетентности ребенка как базисной характеристики личности, отражающей достижения в развитии отношений с другими людьми. В процессе сотрудничества взрослый помогает ребенку в усвоении культурно-исторического опыта общения, где ведущая социализирующая роль принадлежит воспитателю-педагогу.

Е.И. Тихеева отмечает, что одним из показателей социального воспитания ребенка-дошкольника является родной язык — основа формирования национального самосознания, важнейшее условие приобщения ребенка к культурным ценностям общества.

А.Г. Арушанова считает, что социальное воспитание ребенка осуществляется по трем направлениям:            формирование представлений об окружающем мире (мире вещей и людей) и о себе;            усвоение языка и правил оперирования им;       формирование общения.

В.А. Петровским отмечено, что социальному воспитанию детей дошкольного возраста способствует построение развивающей среды детских учреждений,  основанное и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Что способствует формированию у детей представлений о «малой родине» и чувства любви к ней.

Исследователи Р.М. Егорова и Р.И. Куличенко разработали концепцию деятельности дошкольного учреждения как открытой социально-педагогической системы в микросоциуме, чтобы способствовать реализации социального воспитания дошкольников. Максимальная «привязка» педагогической деятельности ДОУ к условиям районного социума способствует созданию в нем воспитательного потенциала путем взаимодействия с социальными институтами среды.

Е.С. Бабунова отмечает, что социальное воспитание ребенка – это, прежде всего воспитание ребенка в семье. Воспитательное воздействие взрослых членов семьи способствует сохранению в семье традиций, обычаев, помогающих детям осознать свою роль наследников народных ценностей, приобщающих детей к своим духовным корням.

В исследовании О.В. Дыбиной-Артамоновой рассматривается социальное воспитание как освоение ребенком предметного окружения, несущего в себе знания о продуктах творческой деятельности взрослого и дающего толчок для овладения «миром предметов» имеющее огромное значение для развития мотивационно-личностной сферы ребенка, творческого отношения к предметному миру. Потребность ребенка к игровой деятельности удовлетворяется через разные виды игрушек (условные, реалистические, предметы-заместители), потребность в трудовой деятельности – через орудия труда. Естественные потребности – через предметы, необходимые для жизни: посуду, мебель, одежду, обувь, предметы личной гигиены и т. д. Музыкальные инструменты, картины, книги, предметы народно-прикладного искусства и т.п. — все это способствует удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей ребенка. Таким образом, ученый приходит к выводу, что предметный мир выполняет информативную, эмоциональную и регулятивную функцию, которые создают условия для формирования у детей представления о предметах как продуктах творческой деятельности взрослых, понимания связи «человек-предмет» и познания социальной действительности.

В.А. Петровский суть социального воспитания дошкольника согласно личностно-ориентированному подходу, заключается в вхождении в мир природы, в мир предметов человеческой культуры, приобщение к миру значимых других (семье).

Программа «Радуга» (Т.Н. Доронова и др.) для дошкольных образовательных учреждений социальный аспект воспитания акцентирует в разделах: «Ребенок познает мир», «Изобразительная деятельность», «Развитие музыкальности».

Программа «Развитие» (Л.А. Венгер и др.) направлена на личностно-ориентированную модель воспитания. В основе социального воспитания — взаимоотношение сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Задача социального воспитания, отмечается в программе «Детство» (В.И. Логинова и др.) в социально-личностном развитии ребенка. Эта работа отражена в разделах: «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает для себя мир природы». Все содержание программы объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание» — освоение разнообразными доступными  способами окружающего мира; «Гуманное отношение» — ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; «Созидание» — помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные и т.д.; «Здоровый образ жизни» — создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду. В программе отображена чувственно-эмоциональная сторона жизнедеятельности ребенка, большое внимание уделено воспитанию ребенка в мире людей и предметов.

В базисной программе развития дошкольников «Истоки» (авторы Т.И. Алиева, ТВ. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.) представлен раздел «Социальное развитие». В качестве основы социального развития авторы программы рассматривают общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастом этапе своеобразные формы. Общение и разнообразная детская деятельность выступает как главное условие усвоения ребенком нравственных, общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине. Раздел «Познание окружающего мира» основан на познании ребенком прошлого и настоящего своей родины посредством формирования у него чувства принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в городе, стране, мир.

Парциальная программа «Я – Человек» — программа приобщения ребенка к социальному миру (автор Козлова С.А.). Цель программы — помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, о их чувствах, поступках, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям. Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля — наш общий дом».

В целом программа направлена на последовательное введение ребенка в социальный мир, где многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от пола ребенка, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер.

В программе «Дитя человеческое» (Р.И. Бобышева, Е.П. Бобрышева, Т.Г. Олешкевич и др.) определена цель социального воспитания, которая состоит в формировании целостной, гуманной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой и национальной культуры в творческой жизнедеятельности.

Программа «Вместе» (Рыбак Е.В.) ставит своей целью оказание практической помощи детям в социальной адаптации. Выдвигается ряд задач, помогающих ребенку освоить социокультурную среду — это: развить у детей чувство уверенности в себе; создать возможности для полноценных контактов ребенка с окружающим миром; научить проявлять навыки и знания общечеловеческих норм и правил общения, и т. д. На занятиях и вне занятий предлагается создавать такие условия, которые помогли бы ребенку более полно освоить окружающую действительность. Причем, многие виды деятельности дошкольника связаны с освоением мира посредством искусства.

Культурно-экологическая программа «Семицветик» для детей дошкольного возраста (Ашиков В.И., Ашикова С.Г.) раскрывает сущность социального воспитания, по мнению авторов, через   раскрытие и развитие восприятия Красоты. Красота видится авторами в трех основных ипостасях: Красота в Природе, Красота в рукотворных произведениях человеческого гения — в Искусстве и, наконец, Красота в самом Человеке, его духовном и душевном мире, в одном из его высших проявлений — подвижничестве и героизме во имя общего блага.

Содержание программы «Открой себя» (Рылеева Е.В.) включает блок «Социальная действительность» решает задачу раскрытия в ребенке социальной природы, осознания общего, сходного для всех людей.

В работе авторов Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой «Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет», авторы выдвигают две тенденции: принятие и разработку содержания социальных норм поведения, которые необходимо привить ребенку как «ценности человека мира» и определить способы воспитания в этом направлении.

Социальное воспитание в программе Л.Г. Савенковой «Изобразительное искусство и среда» включает в себя знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народным декоративно-прикладным искусством, которое предполагает обращение к разным видам народного творчества (песенного, устного, танца, театра и т.д.). Интересны описания нравов и обычаев народа, его обрядов и праздников, характера организации жилья, своеобразия народных особенностей в освоении прилежащего к ним пространства, природной среды — лесов, полей, гор, водного и воздушного пространства.

Программа «Окружающий мир и музей» (Т.Н. Панкратовой и Т.В. Чумаловой) социальное воспитание прослеживается по всем предложенным темам. Это и упоминание о «доме», о его понимании как форме организации среды, в которой зарождается и развивается жизнь семьи с ее традициями. И окружающая природа, и «окультуривание» её человеком. Тема «Моя родословная» рассказывает детям о семейных реликвиях и вещах, в которых отразились история семьи, ее традиции. Тема, посвящённая народным промыслам и другие.

Зарубежные авторы так же развивают идеи социального воспитания детей дошкольного возраста.

В США социализация детей начинается уже с раннего возраста. Джордж Герберт Мид и Росс Снайдер считают, что основной способ помощи ребенку в его развитии и социализации — это понимание его личностного существования.

Американский ученый Джун Макфи, автор одной из комплексных программ частью которой является социальное воспитание детей. Рассматривает социализацию дошкольников через занятия искусством, причем не столько через восприятие художественных произведений, сколько через собственную творческую практику ребенка.

В японской системе социального воспитания приоритетным направлением выступает создание культурного пространства с рождения ребенка. По мнению Инуи Такаси в социальном воспитании детей ведущая роль педагога состоит в создании и организации среды для естественного развития и воспитании ребенка. Ведущим направлением является понимание специфических черт японского мировоззрения, обусловленных совершенно отличной от европейской многовековой восточной культурной традицией.

Вальдорфская школа Р. Штейнера предлагает использовать влияние социального окружения на формирование свободной личности ребенка. В программах вальдорфской педагогики в социальном воспитании делается акцент на воспитание общечеловеческих ценностей (правды, добра, красоты, свободы и т.д.). Дети попеременно рисуют, слушают рассказы о природе и временах года, изучают окружающий мир и родной край. Краеведение — является одним из ведущих предметов Вальдорфской школы. В социальное развитие детей просматривается через эмоциональное восприятие через предметы художественного цикла: музыку, танец, рисование, лепка и т.д. Мир языка и живое слово рассматриваются педагогами Вальдорфской школы как один из методов воспитания, развития способности к радости, состраданию, сочувствию, в основе которых лежат социально-значимые ценности.

Наибольшее распространение в практике современного дошкольного воспитания ФРГ получила модель детского сада, как открытой социально-педагогической системы. Ее ориентацией является – повседневная социальная действительность. Обращение к микросреде приводит к пониманию детского сада как «открытого жизненного мира», в разнообразном знакомстве с которым ребенок развивает свои деловые и социальные качества, учится «автономной организации собственной жизни». Ее характеризуют идеи открытого планирования, обучения на базе реальных жизненных связей, единство свободной игры и учения детей, разновозрастная организация жизни детей в детском саду, тесная связь с микрорайоном, отношение к родителям как к сотрудникам, новое профессиональное понимание роли воспитателя.

Программа социально-эмоционального развития ребенка «Я-ТЫ-МЫ» разработана нидерландскими специалистами для детей от 4-х до 10 лет и направлена на развитие их эмоциональной сферы и формирование здорового и адекватного поведения в обществе.

Таким образом, социального воспитания детей дошкольного возраста рассматривалось на протяжении всего существования дошкольной педагогики. Направления социального      воспитания дошкольников в разных научных исследованиях имеют разный приоритет. За основу берется социокультурный, культурологический подход, художественно-творческая деятельность, основы семейной педагогики и другие аспекты социального воспитания.

В рамках нашего исследования будет считать приоритетным — формирование личности ребенка в семье и обществе, во взаимодействии всех элементов образовательного пространства как ДОУ, так и ближайшего социального окружения, через взаимодействие с социальными институтами.  На примере освоения традиций ДОУ и культурно-исторического пространства региона выраженном в  творческой деятельности детей.

Социальное развитие дошкольников | Социальное развитие в раннем детстве

от Little Sunshine’s Playhouse and Preschool

0 комментариев

друзей, учителей и др.

Оказывается, социализация на самом деле является важной частью развития детей в раннем возрасте и способствует положительным результатам в дальнейшей жизни.

Еще лучше то, что социальным навыкам можно обучать так же, как академическим предметам, таким как математика, чтение или естествознание. Исследование более 270 000 учащихся от детского сада до 12-го класса показало многочисленные преимущества программ социально-эмоционального обучения:

  • Более позитивное отношение к школе
  • Позитивное социальное поведение
  • Лучшая успеваемость
  • Меньше проблем с дисциплиной
  • Меньше эмоциональных проблем

В Little Sunshine’s Playhouse & Preschool® мы понимаем, что дошкольное образование также играет важную роль в развитии социальных навыков, обучая детей тому, как взаимодействовать со сверстниками, справляться со стрессом и решать проблемы. Одно долгосрочное исследование показало, что 28-летние взрослые, которые посещали высококачественные дошкольные учреждения, имели более высокие доходы, более престижную работу и лучшие социально-экономические результаты.

Вехи социального развития в раннем детстве

Годы дошкольного и дошкольного возраста приносят много захватывающих вех с точки зрения социализации ребенка. Родители, учителя и сверстники играют важную роль в продвижении положительных социальных навыков в это время.

  • Возраст 2-3. В возрасте от 24 до 36 месяцев дети могут выражать широкий спектр эмоций, но могут по-прежнему возражать против значительных изменений в их повседневной жизни. В 36 месяцев дети начинают легче отделяться от родителей.
  • Возраст 3-4 года. Дошкольники развивают большую независимость и становятся более изобретательными во время игр. Они могут заниматься фантазией или даже притворяться мамой или папой! Это также время, когда дети развивают большую способность сотрудничать и играть с другими детьми.

Преимущества дошкольной социализации

Один детский эксперт отмечает, что социализация с лицами, не являющимися членами семьи, в безопасной среде на самом деле является основой для других областей обучения и развития, а качественное дошкольное учреждение обеспечивает идеальные условия для обучения ряду важных социальных навыков. .

  • Сотрудничество, уважение и работа в команде. Preschool помогает детям развивать такие навыки, как совместное использование, умение работать по очереди и работать в команде для выполнения задания. Это также способствует выслушиванию, уважению различных точек зрения и одинаковому отношению ко всем.
  • Благодарность за разнообразие. Посещение дошкольного учреждения означает, что дети могут общаться с учителями и сверстниками, которые могут иметь разное культурное происхождение или жизненный опыт. Это учит всех ценить различия и вносить положительный вклад в общество.
  • Самосознание и самоуправление. Preschool развивает способность распознавать и регулировать свои мысли, эмоции и поведение из уважения к другим.
  • Социальная осведомленность и навыки взаимоотношений. Это включает в себя развитие эмпатии и способности видеть точки зрения других людей, а также способность строить и поддерживать здоровые отношения.

Социализация играет важную роль в нашей собственной программе Creatively Shine™ в Little Sunshine’s Playhouse®. Ранний дошкольный возраст для детей 2-3 лет включает веселые, стимулирующие занятия, такие как песни, головоломки и игры, которые способствуют позитивному общению с одноклассниками и учителями. Для дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет учителя предлагают занятия, которые способствуют практическому обучению и социализации через командную работу.

Чтобы узнать больше о том, как Little Sunshine’s Playhouse помогает вашему ребенку заводить друзей и обучаться ценным социальным навыкам, свяжитесь с ближайшим к вам отделением!

Прочтите нашу предыдущую статью о том, почему игра является важной частью обучения:

Какова важность игры в дошкольном возрасте?

  • дошкольное образованиеДошкольникдошкольникобучение дошкольников

SCIRP Open Access

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и медико-биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Опубликуйте у нас

  • Подача документов
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *