Соробан японская методика: Секреты соробана

СОРОБАН. МЕТОДЫ УСТНОГО СЧЕТА

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Никитская В.А. 1


1МБОУ Лесногородская СОШ

Черникова И.С. 1


1МБОУ Лесногородская СОШ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

С развитием современного стиля жизни, становится все актуальнее идея быстрого и наименее затратного обучения. Создаются различные методики, позволяющие быстро на базовом уровне овладеть иностранными языками, различными гуманитарными и техническими науками.

Наиболее остро эта тема затрагивается в начальной школе, поскольку обучение детей до десяти лет является самым продуктивным и важным этапом становления ребенка.

Свойства памяти в этот период жизни позволяют максимально быстро осваивать окружающую информацию и приспосабливаться к миру.

Продуктивное обучение детей в этот период позволит ускорить темпы обучения в последующих классах. Я хочу затронуть тему быстрого устного счета, в котором мы часто нуждаемся в повседневной жизни.

Не всегда нужно придумывать что-то новое, чтобы добиться значительного прогресса. Иногда достаточно обратиться к хорошо забытому старому, к системам и методам исчисления, проверенными веками и тысячелетиями. Одним из таких примеров является Соробан.

Сейчас данная методика активно используется в школах Японии. Некоторое время назад в Японии была введена система обучения на компьютерах, но она была отменена в пользу соробана, обучение счету на котором сейчас начинается с 4 лет.

Счет на соробане так же был включен в систему сдачи экзаменов и является обязательной частью обучения в детских садах, школах, колледжах и даже некоторых вузах.

В отличие от большинства систем, соробан не требует длительного срока обучения и сложных дополнительных знаний или навыков и начать быстро пользоваться данной системой может любой желающий, изучив только основные положения бусин и действия, необходимые для проведения математических исчислений.

Единственной трудностью, с которой могут столкнуться люди, обучающиеся на соробане, может стать непривычная система счета, связанная с тем, что счет на соробане производится слева направо, совпадая с направлением письма в Японии. На первых этапах это может путать обучающихся, но подобный метод сильно облегчает счет и позволяет минимизировать возможность допустить ошибку.

Я выдвигаю свое предположение, гипотезу, согласно которой обучение устному счету на соробане или других видах абака поможет школьникам заметно изменить свои показатели скорости и точности подсчетов в лучшую сторону. Целью моей работы является выявление наиболее рационального и удобного вида счет, позволяющих работать с математическими данными максимально продуктивно, и подтверждение или опровержение выдвинутой ранее гипотезы.

Я ставлю перед собой задачу проверить свои предположения на практике, провести сравнительный анализ истории развития различных видов счетных механизмов, метод ее решения — анализ влияние данной системы счета на успеваемость одного конкретного ученика. В случае успеха я хочу продолжить свою работу, а так же предложить подобную систему для обучения учеников младших классов, чтобы улучшить общий уровень успеваемости в начальных классах.

Объектом моего исследавания являются различные виды счет, а предметом – характеристики подсчетов — их скорость и точность.

Помимо прочего, такой вид счета заставляет учеников использовать свое воображение, тренирует память и внимательность детей. Этот опыт будет полезен не только касательно общих математических способностей, но так же затронет становление ребенка и его индивидуальных качеств, таких как терпение, усидчивость, внимательность, собранность и так далее.

Глава 1. Сравнительный анализ устройств счета

1.1 История Соробана

В истории соробана часто мелькают такие слова как абак, суаньпань или сун-пан. Что же такое Соробан, Абак и Суаньпань? Все это — варианты счетной доски, относящиеся к разным эпохам и культурам. Проще говоря, счеты. В России их называют «Десятичный абак» или «Русские счёты».

Абак — доска для арифметических вычислений, использовавшаяся приблизительно с V века до н. э. в Древней Греции, Древнем Риме и в Китае. Впервые абак появился, вероятно, в Древнем Вавилоне. 3 тыс. лет до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В V веке до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками.

У восточных арабов, как и у индийцев, абак был скоро вытеснен индийской нумерацией, но он крепко держался у западных арабов, захвативших в конце VIII века и Испанию. В X веке здесь познакомился со счётом на абаке француз Герберт (940—1003), написавший об этом книгу и пропагандировавший сам и через своих учеников употребление абака. Вместо камешков при счёте на абаке употреблялись и жетоны с начертанными на них числовыми знаками или римскими цифрами [1].

В Европе абак применялся до XVIII века. В Средние века сторонники производства арифметических вычислений исключительно при помощи абака — абацисты — в течение нескольких столетий вели ожесточённую борьбу с алгоритмиками — приверженцами возникших тогда методов алгоритмизации арифметических действий.

В странах Востока распространен китайский аналог абака — суаньпань и японский — соробан. Конструкции принципиально аналогичны, используют десятичную систему счисления, хотя японский вариант несколько экономичнее (в китайском, как и в русских счётах, используются «лишние» с точки зрения математики косточки). Для китайского и японского абака существует скрупулёзно разработанный набор алгоритмов, позволяющих механически (то есть, не занимаясь дополнительными вычислениями в уме или на бумаге) выполнять все четыре арифметических действия и даже извлекать квадратные и кубические корни.

Суаньпань (иногда неточно суан-пан) — китайская семикосточковая разновидность абака [2]. Суаньпань изготовлялись всевозможных размеров, вплоть до самых миниатюрных — в коллекции Перельмана имелся привезённый из Китая экземпляр в 17 мм длины и 8 мм ширины. Из-за дополнительных, ненужных костей суаньпань может быть труднее в освоении, чем японская разновидность абака [3].

Соробан (яп. 算盤 / そろばん, «счётная доска») — японские счёты абак [4]. Происходит от китайского суаньпаня, завезённого в Японию в Средние века (по некоторым сведениям, в XVI в.) [5]. Соробан состоит из нечётного количества вертикально расположенных спиц. Каждая спица представляет собой цифру. Обычно их 13, но встречаются соробаны и с 21, 23, 27 или даже с 31 спицей. Большее количество спиц позволяет набирать бо́льшие числа, или представлять сразу несколько чисел на одном соробане. На каждой спице нанизано по 5 костяшек, причём верхняя костяшка на каждой спице отделена от нижних рамкой. Четыре нижние костяшки называются «земными», и каждая представляет собой единицу. Верхняя костяшка называется «небесной» и считается за пять «земных».

В 16 веке, абак привезли в Японию. Из-за активного развития торговли, важность математического образования была очень высока. После продолжительных изучений и многих изменений абак принял современный вид. В 1928 году промышленная торговая палата Японии утвердила сдачу экзаменов на абаке. Хотя сегодня математические вычисления удобно выполнять с использованием калькулятора, навыки счета на Соробане не теряют актуальности [6].

Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это еще один плюс, так как соответствует форме записи чисел слева направо. Кстати, вычисления на соробане тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов [7].

1.2 Почему «Русские счеты» уступают соробану?

Удалив косточку на каждой из осей обычных русских счетов, мы получили «русский соробан», в надежде, что он не уступит японскому. Да, удалось избежать неоднозначности набора цифр (в русских счетах число 10 можно представить двумя различными способами). Полученные счеты с девятью косточками развернули горизонтально, теперь, как и на японском соробане, сложение можно было производить поразрядно слева направо, что приблизило их к десятично-позиционной форме записи чисел. С увеличением скорости счета стали появляться трудности определения «на глаз» количества отложенных косточек на линейке, приходилось пересчитывать их (особенно 7 или 8 косточек). Это тормозило счет. Оказалось, наше «изобретение» не приспособлено под психологические особенности зрительного внимания человека так, как японский соробан.

Сложение в изначальных русских счетах производится перекидкой соответствующего количества костяшек справа налево по проволочкам [10], например, 6,5 — значит нужно взять шесть костяшек на первой направляющей и перекинуть влево и пять — после разделительной короткой полоски. Также и прибавляется следующее число, но если в каком-то ряду костяшек больше 10, то это значит, что нужно добавить костяшку в более высоком разряде (если на строке получается 11, соответственно оставляем 1 на низшем разряде и добавляем 1 в более высоком). Подобная система удобна в полном представлении десятичной системы исчисления, однако слишком громоздка и трудновыполнимая без непосредственного взаимодействия со счетами (в воображении).

Остальным видам абака соответствуют еще более сложные комбинации счета – по 6, 7 или 8 бусин. Из-за этого подобные счеты удобны исключительно при физическом взаимодействии с ними. Поэтому в данной исследовательской работе я буду проводить исследования с помощью именно соробана, чтобы облегчить процесс обучения и добиться лучших результатов.

1.3 Алгоритмы счета на соробане

Сброс соробана производится путем опускания всех косточек вниз. Для этого счеты слегка ударяют о стол. После этого двумя пальцами отодвигают верхние бусинки от перегородки.

Цена нижних косточек — один, а верхних — пять. Сначала нужно отложить первое слагаемое. Ряд за рядом формируется общее число, поразрядно. Все действия на счетах осуществляют слева направо. Сначала откладывается старший разряд и так до младшего, по порядку [8].

Затем также слева направо поразрядно необходимо произвести прибавление следующего числа. В принципе, это не сложно. Главное запомнить, что если разряд переполняется косточками, нужно добавить одну бусинку к старшему разряду (слева).

При этом не следует забывать, что на соробане работают всегда слева направо большим и указательным пальцами обеих рук [9].

Глава 2. Исследовательская часть

2.1 Исследовательская работа

До начала работы я провела небольшую работу со своей младшей сестрой (ученицей 4 класса) и подсчитала количество ошибок и среднюю скорость подсчета устных примеров, включающих сложение и вычитание нескольких чисел, в том числе содержащих два и три разряда.

После этого мною была проведена ознакомительная работа с ней, на которой она обучалась простейшим математическим действиям на соробане (сложение, вычитание, умножение, деление), узнала историю счет и различных систем исчисления. Подобные тренинги актуальных для любых возрастов, а обучение в группах принесет большие плоды, так как обучение в классе значительно отличается от непосредственного взаимодействия учитель-ученик.

Обучение одного ребенка является начальным этапом моей работы, чтобы получить наименее расплывчатые данные конкретно одного индивидуума, не делая поправку на коллективное мышление и деление учеников на «сильных» и «слабых».

Обучение продолжалось в течение нескольких уроков и для анализа результатов данной работы была проведена итоговая контрольная, по сложности соответствующая проведенной ранее работе, но включающая другие примеры.

Ей были представлены двадцать примеров различной сложности (не сложнее 4 класса) и производилось засекание времени для каждой группы примеров.

2.2 Используемые примеры:

Первая группа:

41 846 — 95 88 + 9 589 =

25 • 79 • 4 — 7 800 =

3 • 125 • 25 • 8 • 4 =

60000 : 15 • 12 : 6 =

500 000 : 10 000 • 80 : 125 =

23 746 + 48 598 =

23 756 + 48 498 =

3 400 · 1 560 · 156 000 =

125 + 126 + 127 + 128 + 129 127 · 5 =

85 000 — 12 543 — 16 267 =

96 000 : 3 : 5 : 15 =

4 000 : 80 • 20 =

480 : 16 • 130 =

45 • 40 : 30 =

(4 356 — 4 150) • 3 =

18 018 : 6 : 3 =

На какое число надо поделить 4500, чтобы получить 90?

Во сколько раз 340 больше, чем 17?

На какое двузначное число делятся и 54, и 36?

На какое число надо умножить 35, чтобы получить 140?

Вторая группа:

25 • 17 • 4 =

180 : 3 • 15 =

24 • 5 : 4 • 180 =

(800 — 796) • (900 : 6) =

8 • 12 : 6 • 50 =

(85 : 5) • (520 : 13) =

780 + 250 + 240 + 210 — 650 =

Мешок муки весит 100 кг. Сколько весит четверть мешка?

Четверть мешка крупы весит 20 кг. Сколько весит весь мешок крупы?

На какое двузначное число делятся и 24, и 60?

Во сколько раз 50 меньше, чем 4000?

60 000 : 12 : 25 =

35 • 2 • 6 =

750 : 150 • 42 =

70 : 5 • 3 =

80 : 16 • 13 =

85 : 17 • 120 =

600 : 150 • 23 =

12 • 60 : 4 : 3 =

560 : 40 • 50 =

[11], [12], [13], [14], [15]

Общее время подсчета всех примеров в первый раз (приблизительно) – 10 минут 15 секунд

Каждый пример – около 31 секунды

Количество ошибок – 2

После проведенных тренингов общее время подсчета – 8 минут 6 секунд

Каждый пример – около 24 секунд

Количество ошибок — 0

2. 3 Анализ полученных данных:

 

Количество ошибок

Среднее время подсчета, секунды

Счет на соробане (устно)

0

24

Устный счет

2

31

Данные в виде диаграмм [23],[24]:

[25], [26]

Из этих диаграмм наглядно видно, что, несмотря на недолгий срок обучения, ребенку удалось заметно улучшить свои показатели. При внедрении данной программы в обязательную часть обучения учеников младших классов, общие показатели успеваемости, как в начальной школе, так и в последующих классах должны заметно измениться в лучшую сторону.

Выводы

На основе всех проведенных мною исследований и проанализированных данных, моя гипотеза была подтверждена, соробан действительно является несложной системой быстрого устного счета, а главное — легко осваиваемой и хорошо запоминающейся у детей. Введение подобной системы в учебных заведениях для обучения быстрому устному счету будет весьма полезным включением, экономящим время, развивающим память, воображение и образное мышление учеников начальной школы.

В настоящий момент многие Московские школы, вслед за Японскими школами и многими Европейскими учебными заведениями все чаще прибегают к использованию данной системы исчисления для обучения методам устного счета, в том числе с участием трудных математических подсчетов (уравнения, возведение в степень и т. д.) [27].

Я собираюсь продолжать свою исследовательскую работу, проведя внеклассные часы с учениками 3-4 классов, ознакомив их с принципами работы на соробане и так же проанализировать полученные данные. В данном случае, на основе более полной картины данных и более продолжительной работы у меня будет возможность так же выявить общее влияние подобной системы счета на память и внимание учеников.

Список используемой литературы и информационных ресурсов

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD

  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_japan/741/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%87%D1%91%D1%82%D1%8B

  4. http://dic. academic.ru/dic.nsf/ruwiki/15153

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%BA

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%8C

  7. https://soroban.by/blog/chto-takoe-soroban/

  8. http://steshka.ru/kak-schitat-na-abakuse-sorobane

  9. How to use a Japanese Abacus — Paul Green

  10. http://ergosolo.ru/reviews/history/schety/

  11. https://infourok.ru/zadaniya-dlya-ustnogo-scheta-klass-1109669.html

  12. http://pedsovet.su/load/240-1-0-18881

  13. https://doc4web.ru/matematika/sbornik-zadaniy-dlya-ustnogo-schyota-v-klassah. html

  14. http://nashol.com/2017010892525/ustnii-schet-sbornik-uprajnenii-4-klass-samsonova-l-u-2015.html

  15. http://matematika.gym075.edusite.ru/scheti.html

  16. http://hobbyshopnews.com/freedemo/bkabvurm/pic1935614.jpg *

  17. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c4/%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%BA.jpg *

  18. http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/6bc/suanpan.jpg *

  1. http://www.hh.schule.de/metalltechnik-didaktik/museum/abakus/china/ab39.jpg *

  2. http://www.menar-rf.ru/upload/image/abak1.png *

  3. http://media.ffclub.ru/up216869-_____-1355553840.jpg *

  4. http://shogi. ru/wasan/Fukagawa/photos/16.jpg *

  5. http://www.onlinecharts.ru/

  6. http://graphing.ru/g

  7. http://chart.apis.google.com/chart?cht=bvg&chbh=a&chtt=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%BA&chco=000000&chs=400×200&chd=t:2,0&chl=%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE+|%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD&chds=0,2 *

  8. http://chart.apis.google.com/chart?cht=bvg&chbh=a&chtt=%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F%2C+%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%8B&chco=000000&chs=400×200&chd=t:31,24&chl=%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE+|%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD&chds=0,31 *

  9. http://soroban.ru

* фотографии, используемые в презентации

14

Просмотров работы: 823

«Томоэ соробан»: новые возможности японских счётов в эпоху калькуляторов

До того, как на свет появились калькуляторы, японские счёты соробан были незаменимым инструментом каждого торговца. В наши дни соробан обрёл новую жизнь – от обучения детей математике до профилактики деменции. Использование соробана в качестве «инструмента для тренировки мозга» приобретает популярность как в Японии, так и за её пределами. Предлагаем вашему вниманию интервью с президентом компании «Томоэ соробан».

Когда в последний раз вы брали в руки счёты?

Наверняка большинство ответит: «очень давно». Калькуляторы вытеснили соробан из японских домов и офисов. Сейчас на смену калькуляторам приходят смартфоны. Прогресс цифровых технологий значительно сократил рынок ручных счётов – если на пике популярности соробан выпускало 20 производителей, сейчас удалось выжить лишь нескольким компаниям. Однако соробан нашёл свою нишу и закрепился на рынке.

Кружки для детей и профилактика деменции

Главное предназначение соробана в наши дни – развивающие занятия для детей.

Мы побеседовали с президентом крупнейшего производителя соробана, компании «Томоэ соробан» (Ёцуя, Токио) Фудзимото Томоэ.

«Раньше детские кружки ассоциировались исключительно с соробаном и каллиграфией. Постепенно выбор кружков расширился, уроки плавания и английского языка вытеснили соробан. Однако в 2000 году все заговорили о снижении базовых математических навыков у студентов вузов, и соробан вновь оказался в центре внимания в качестве инструмента для тренировки навыков сложения и вычитания. Сейчас популярность соробана восстановлена, и он прочно утвердился в первой десятке рейтинга детских занятий».


Фудзимото Томоэ, преподаватель английского языка, стала вторым президентом семейного предприятия «Томоэ Соробан»

Изделие «хякудама соробан» (счёты со 100 костяшками) внесло немалый вклад в возрождение популярности этих ручных счетов, фигурировавших ещё в учебниках эпохи Мэйдзи. 10 рядов спиц позволяют тренировать счёт в пределах сотни. Счёты ввели в программу уроков математики в начальной школе, чтобы дети лучше понимали суть арифметических вычислений. В эпоху калькуляторов и приложений для смартфонов, легко справляющихся с любыми операциями, счёты со 100 костями, визуализирующие числа, эффективно развивают математические навыки у детей.


Счёты «хякудама соробан» – 100 костяшек на 10 спицах (2500 йен+налог)

Кроме того, это инструмент для профилактики деменции.

«Простые арифметические действия улучшают кровоснабжение мозга. Пользуясь соробаном, мы совершаем движения пальцами, а это может ещё больше стимулировать кровообращение. Наша компания проводит уроки соробана в дневных центрах и других учреждениях для пожилых людей с целью профилактики деменции. Мы получаем множество положительных отзывов. Не все любят заниматься математикой, поэтому мы внедряем элемент игры, используя соробан во время лотерей или комбинируем с картами. Не исключено, что наибольший эффект достигается от активного общения. Старики мало общаются, поэтому необходимо планово обеспечивать возможность коммуникации с окружающими, задействуя соробан в качестве инструмента», – отмечает президент Фудзии.

Соробан за рубежом

Богатый опыт обучения детей и пожилых людей лёг в основу создания собственных методических ноу-хау. Соробан завоёвывает сердца людей во всём мире. Третьим каналом сбыта соробана стал экспорт.

Компания «Томоэ Соробан» была основана в 1918 году. Её создатель, Фудзимото Юдзи, переехал в Токио из префектуры Хиого. Он изначально ориентировался на экспорт и в 1960 году создал в компании отдел внешней торговли. Деятельность по развитию продаж оказалась успешной – в компанию стали поступать заказы из-за рубежа. Пособия по использованию соробана были переведены на 6 языков – английский, немецкий, французский, испанский, датский и эсперанто.


В 60-е годы компания занялась освоением внешних рынков и перевела инструкцию для соробана на 6 языков.

Преемницей основателя компании, развивавшего продажи на мировом рынке по интегрированной методике, стала его дочь, нынешний президент компании Фудзимото Томоэ. После внезапной смерти отца она отказалась от карьеры преподавателя английского языка в старших классах и занялась семейным бизнесом, а высокий уровень владения английским языком пригодился в формировании поклонников соробана среди иностранцев.

«В 1996 году я открыла сайт и перешла на Интернет-продажи. Внедрение оплаты кредитными карточками значительно повысило эффективность продаж. Сейчас мы получаем письма из множества стран».

С целью распространения соробана компания уделяет большое внимание проведению мастер-классов. Несколько лет назад к ним обратился преподаватель вуза из Турции, знакомый с соробаном.

«Он хотел развивать использование соробана на родине, и попросил поделиться с ним методическими разработками. Мы пригласили его в Токио на двухдневный семинар. Сейчас в Турции обучено уже 500 преподавателей соробана, а количество учащихся превышает 25 тысяч. Мы удивлены, насколько успешно идёт бизнес у преподавателя вуза, – смеётся Фудзимото. – Живущая в Великобритании женщина из Шри-Ланки попросила нас помочь внедрить соробан в занятия с пожилыми людьми. Вместе с желающими из разных стран мира, включая США, ЮАР и ОАЭ, она посещала занятия по обучению методике использования соробана в Токио».

Удобство в применении стало залогом непреходящей популярности японского соробана в Японии и за её пределами в эпоху цифровых технологий.


На уроках Harlem Village Academies (Нью-Йорк, США) используется соробан со 100 костяшками. Это одна из альтернативных школ, созданных за счёт государства и управляемых родителями, преподавателями и местными организациями (2014 год, фото предоставлено «Томоэ соробан»)


Старшеклассники из Дании, изучающие японский язык, ежегодно участвуют в мастер-классах соробана в рамках стажировки (2013 год, фото представлено «Томоэ соробан»)

Появление соробана в Японии

Родиной соробана считается Китай. Во второй половине эпохи Муромати (конец XVI века) счёты с круглыми костяшками были привезены в Японию и получили широкое распространение в эпоху Эдо (1603-1867).

Чтобы обеспечить точность и быстроту вычислений, костяшкам придали форму остроугольного многогранника. Постепенно менялось и количество костяшек – у китайского аналога было 2 старших костяшки и 5 младших, одна старшая равнялась пяти младшим. Когда в 1935 году соробан включили в обязательную программу начальной школы, он уже приобрёл нынешнюю стандартную форму – по 4 младших костяшки и 1 старшей в каждом ряду.

«Современная форма соробана, основанная на десятичной системе счисления, универсальна – она обеспечивает развитие навыков устного счёта каждому, кто использует соробан. Именно в этом заключается секрет популярности соробана», – считает Фудзимото.


Стандартные счёты производства компании «Томоэ соробан» (4 000 йен + налог). Твёрдые прочные костяшки выполнены из японской берёзы

В наши дни соробан производят преимущественно в префектурах Хёго и Симанэ. Изделия компании «Томоэ Соробан» также производятся на заводе, расположенном в городе Оно (префектура Хёго). Костяшки делают из берёзы, которая за твёрдость древесины получила прозвище «ломщик топора». При производстве элитного соробана используют эбонитовую рамку. Мастер традиционных промыслов вручную нанизывает костяшки на спицы из бамбука Мосо.

Соробан – единственный инструмент, визуализирующий разряды чисел и арифметические операции. Вне всяких сомнений, он останется незаменимым и после прихода эпохи искусственного интеллекта.

Фотографии: Нагасака Ёсики

Искусство счета на японских счетах

[ADS] Реклама

Некоторые думают, что счеты — это детский инструмент, но знаете ли вы, что японцы используют этот инструмент на практике даже вместо калькулятора? Сегодня мы поговорим о знаменитых японских счетах соробан и японском искусстве обращения с ними.

Соробан (そろばん) — это название, данное японским счетам, инструменту для профессиональных и практических вычислений. Он был изобретен в Китае, где он назывался suanpan, и был доставлен в Японию около 16:00.

Соробан — это очень простое устройство, состоящее из стержней и бусин, прикрепленных к раме. Существуют различные типы счетов, датируемые 400 годами до Рождества Христова. Он широко использовался в Египте, Риме, Греции, Индии и других древних цивилизациях.

Со временем в этот инструмент расчета камня и дерева были внесены различные улучшения, пока не появился соробан, который мы пишем сегодня.

 Слово соробан [算盤] происходит от иероглифа [算], который означает вычислять, угадывать, числа и вероятности, а также от иероглифа [盤], который означает поднос, неглубокую миску, блюдо, тарелку и тому подобное. 

Как используется соробан в Японии?

В Японии его преподают в школах для детей от 3 лет. Их часто используют даже в компаниях. Настолько, что для некоторых офисных работ требуется сертификат соробана.

Использование соробана способствует обучению математике, памяти и абстрактному логическому мышлению, а также является забавным устройством. Вы, наверное, знали счеты, когда были ребенком, но соробан это совсем другое. У него есть только пять бусин или камешков в каждом порядке номеров.

Он часто используется улучшенным способом, способным генерировать чрезвычайно быстрые методы для выполнения любых вычислений, будь то сложение, вычитание, умножение и деление. Также возможна работа с часами, минутами, секундами, переводом мер и весов, целыми числами, десятичными дробями, отрицаниями, квадратными и кубическими корнями.

С помощью соробана некоторые смогли научиться считать в уме. Постепенно японские счеты приучают человека к умственным вычислениям с огромными цифрами. Использование соробана может помочь вам овладеть навыками быстрее, чем калькулятор!

Чемпион Такео Сасано вошел в книгу рекордов со временем 1,83 секунды (даже не две секунды!), вычислив 15 трехзначных чисел каждое. Пройдите тест: отметьте на калькуляторе время, которое вы потратите, чтобы рассчитать это… Так вы поймете силу Соробана!

 Соробан - это не просто игрушка, это инструмент, которому многие посвящают годы практики, чтобы достичь навыка, называемого анзан соробан [暗算そろばん] или   соробан     в уме, позволяющего человеку выполнять гигантские вычисления без инструмента . 

Преимущества использования японских счетов

См. другие навыки, которые также отмечаются при использовании соробана:

  • Улучшает концентрацию и запоминание, особенно для чисел;
  • Острая визуализация и вдохновение;
  • Пристальное наблюдение;
  • Быстрая обработка информации;
  • Повышенная «скорость слуха»;
  • расчет в уме;
  • Снимает стресс и тревогу;
  • Логическое мышление;
  • Тема;
  • Ловкость;

Конструкция японских счетов – соробан

Соробан состоит из нескольких столбцов, каждый из которых представляет единицу, десятку, сотню и т. д. Каждый столбец в свою очередь делится на два, где на одной стороне фигура, а на остальные четыре штуки. Чтение соробана производится слева направо.

Вверху по одному счету (или штуке) на столбец. Каждая бусина означает пять числовых единиц, и эти бусины называются годама 9.0011 почему идти значит пять и леди спросить.

Внизу каждой колонки расположены четыре бусины, каждая из которых обозначает единицу числовых единиц и называется ichidama почему ichi означает единицу, а леди означает часть .

Рамка соробана называется ваку , а разделительная полоса, которая отделяет годама от ичидама , называется хари . Кета — это название бамбукового стебля, по которому скользят квоты ( размер ).

Когда верхние части или бусины подняты, а нижние бусины опущены, Соробан равен нулю. Когда мы переместим камень снизу вверх, у нас будет 1, если мы переместим еще один, у нас будет представление 2 и так далее.

Чтобы изобразить число 5, мы просто передвигаем верхний камень из числового квадрата, выбранного в качестве каждой из единиц, вверх. Хотя расчеты с помощью этого прибора кажутся простыми, необходимо изучить приемы.

 Как только вы освоите технику сюдзан [珠算], вы станете намного умнее калькулятора. 

Книги, которые помогут вам узнать о соробане

Ниже мы поделимся некоторыми книгами, которые помогут вам освоить технику соробана:

Где купить соробан?

Мы рекомендуем покупать соробан онлайн через сайт ebay, там вы найдете отличные цены:

 Возможно, вам интересно, в чем разница между китайскими счетами суанпан и японскими счетами соробан. Китайские счеты обычно имеют пять частей внизу и две части вверху, еще две части, другой способ счета. 

видео с японскими счетами – соробан

Вот несколько видео, демонстрирующих мастерство и умение пользоваться соробаном:

Каково это, видеть эту группу детей, занимающихся огромными вычислениями с помощью простого инструмента? Это выглядит суперсложно. Надеюсь, вам понравилась эта небольшая статья. Спасибо за комментарии и акции. Рекомендуем также прочитать:

  • Суугаку – на что похожа японская математика
  • Вы нервничаете? Напиши людей (人) на руке и проглоти!
Категории Другие

Поделиться этой статьей:

Элементарные арифметические техники соробан в Японии периода Эдо

Мицуо Моримото (Институт Секи Кова Mathematics, Yokkaichi University)

Обзор

В этой статье мы представляем методы выполнения основных арифметических действий на японских счетах, известных как 9. 0009 соробан — использовался в период Эдо (1603–1868 гг. Н. Э.). Наши инструкции основаны на первых двух книгах Taisei Sankei ( Великое достижение математики ), математической работы, составленной Сэки Такакадзу (ум. 1708) и его учениками, братьями Такебе Катахиро (1664–1739) и Такебе Катаакира (1661–1716), между 1683 и 1711 годами н.э.

Соробан был наиболее распространенным инструментом для расчетов в период Эдо, который использовался торговцами, фермерами и математиками для расчета всего, от стоимости обмена серебра на золото до расчета стоимости \(\pi.\) В этой статье мы познакомим вас с общими методами выполнения базовой арифметики на 9-м счете.0009 соробан в традиционном стиле, чтобы современные студенты, математики и историки могли увидеть, как это устройство использовалось более 250 лет в Японии. Мы также предлагаем серию упражнений в Разделе III для тех, кто хочет попробовать применить технику к традиционным задачам периода Эдо.

Прочтите статью «Элементарные арифметические техники соробан в Японии периода Эдо» (pdf).

Самый старый известный соробан (на фото ниже) — это соробан Shibei Shigekatsu Hairyo из 159 г.1 н.э.

Бусины на каждой вертикальной полосе, при перемещении к горизонтальной полосе, представляют базовое 10-значное значение, например, разряд 1000 слева от разряда 100. Бусины над горизонтальной перекладиной имеют значение 5, а бусины под ней — значение 1.

В период Мэйдзи (1868–1912) соробан начали строить только с одной бусинкой над горизонтальной перекладиной в каждом месте. . Показанные ниже счеты (из коллекции первого автора) относятся к периоду Мэйдзи или последующему периоду Тайсё (19 г.12–1926).

Современный соробан, как на картинке ниже, имеет только одну бусину над турником и по 4 бусинки под ним в каждом месте.

Для каждого примера каждой арифметической операции, даже взятой из периода Эдо Taisei Sankei, , мы объясним, как решать задачу с использованием современных счетов, потому что это тип, который, скорее всего, будет у читателя под рукой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *