Упражнения для детей для развития речи: | Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Содержание

Упражнения для развития речи детей всех возрастов : артикуляционная гимнастика, потешки

С появлением малютки, в семье появляется множество вопросов по теме становления личности ребенка, его развития, формирования мыслительных процессов.

В данной статье я поделюсь с вами опытом выдающихся педагогов о правильном развитии речи малыша. Ведь регулярное выполнение упражнений для развития речи – это верный путь к достижению показателя того, что ребенок будет развиваться правильно.

Часто случается, что детки одного года начинают расстраиваться и плакать, что их речь не понимают взрослые. Для этого вам рекомендуем ознакомиться с мотивирующими словами, которые важно говорить детям. 

Для детей 1 – 2 лет

В возрасте от 1 до 2 лет дети, как правило уже стараются подражать речи взрослых. Малышам присущи такие навыки:

  1. Умение повторять открытые слоги. К примеру слово «дай» они не смогут четко проговорить, но звук «дя» нашему слуху знаком.
  2. Проявляется повторение звуков и слогов – подражание животным.
  3. Выражение эмоционального состояния интонацией.
  4. Некоторые предметы и действия могут обозначать с помощью слогов.
  5. Улавливать и воспринимать обращенную речь взрослого. Умение указывать на объекты, предметы.

Родителям необходимо не только грамотно строить речевые высказывания, правильно и четко произносить слова при обращении к чаду, а также важно компетентно планировать и организовывать досуг малышей, а помогут вам в этом упражнения для развития речи у детей 1 – 2 лет.

Деткам, которые еще не могут самостоятельно стоять или ходить понадобится помощь взрослых. Данные игры не только благоприятно скажутся на речевом строе крохи, а также укрепят мышцы тела.

 

 

Игры — потешки

игры потешки

Тая, ручками потряси, (Трясем руками)
А также ладошками помаши. (Машем)
Пальчики спрятались в кулачки. (Прячем пальцы)
Кулачки припрем в бочки. (зажимаем ручки в кулаки к бокам)
Потопаем ножками. (Топаем)
Похлопаем ручками. (Хлопаем)
Топнем правой ножкою. (Топнем)
Топнем левой ножкою. (Топнем)
И пойдем плясать в присяд
Словно стайка гусят. (Ходим на корточках)

Вот так топаем ножками (Потопали)

Топ – топ, топ – топ.
Вот так похлопаем ручками (Похлопали)
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп.
Вот так покачаем головой
Ой – ой, ой – ой.
Вот так ножки задираем (Поднимаем ножки)
Высоко – высоко.
Вот так ножки опускаем (Опускаем ножки)
Низко – низко.
Вот так ручки задираем (Поднимаем ручки)
Высоко – высоко.
Вот так ручки опускаем (Опускаем ручки)
Низко — низко.

игры - потешки для рукВорона – сорока (движениями проводим по ладошке малыша)
Кашку варила
Детишек кормила.
Этого – накормила (Загибаем большой палец)
Этого – накормила (Загибаем указательный палец)
Этого – накормила (Загибаем средний палец)
Этого – накормила (Загибаем безымянный палец)
А этого – не накормила! (Слегка потрясываем мизинчик)
Он пальчик маленький, вел себя как вяленький.

Мой дружок, быстрей дружок, (Имитируем лепку снежка)
Кидай мне свой снежок! (Кидаем снежок)
Я его ловлю скорей (Ловим руками снежок)
И качу побыстрей (Катим снежок)
Погляди на снегирей (Смотрим по сторонам)


У них грудки всех красней. (Гладим себя по грудке)

Раз, два, три, четыре, пять.
Мы выходим в лес гулять. (Идем шагом на месте)
Поглядим по сторонам. (Оглядываемся по сторонам)
Добрый мишка ходит там. (Указываем рукой в сторону)
Ты – мишутка погоди, (Зовем медведя двумя руками)
Нас с собою в лес возьми.
Сладким медом накорми!

Пальчик маленький, где ты ходишь? (Трогаем мизинчик)
С этим братцем мимо бродишь! (Трогаем безымянный)
С этим – в дремучий лес заходишь. (Трогаем средний)
С этим – на лугу гуляешь, (Трогаем указательный)
Серых уток созываешь.
С этим – мимо пробегал (Трогаем большой)
И в канавку забегал. (Проводим  между большим и указательным)

Пальчик – мальчик – озорник. (Разминаем пальчики по очереди)
Ты откуда вдруг возник?
Я бывал в гостях у братьев
Отдохнул там с благодатью
С этим – на рыбалку ходим,
С этим – хороводы водим,

С этим бегаем с утра,
С этим – весело всегда.

Простые упражнения

Детям, которые только учатся произносить звуки помогут специальные упражнения для развития речи, которым необходимо уделять в день 15 – 20 минут:

1. Показывайте малышам, как нужно выражать эмоции звуками.

— Удивление: «ОХ!»

— Недовольство: «АЙ – ЯЙ!»

— Огорчение: «ЭХ!»

2.  В процессе игры в прятки меняйте высоту голоса.

Находясь в другой комнате издавайте звук: «АУ» сначала тихо, затем все громче и громче. Малютка быстро поймет правила игры и постарается повторить за вами.

3. При использовании каких – либо предметов, четко проговаривайте их названия.

4. Давайте возможность ребенку пить жидкость с помощью трубочки. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.

5. Дайте малышу прочувствовать игрушки различной фактуры: твердые, мягкие, мокрые, влажные сухие, пушистые, гладкие.

6. Хвалите ребенка, если он пытается взаимодействовать со старшими ребятами.

7. Проведите игру с детьми в круглый стол. Соберите всех любимых игрушек чада и покормите их, проговаривая такие слова:

— Как просит кушать собака? «АВ – АВ».

— Покормим собачку. Как кушает собака? «НЯМ– НЯМ».

Логоритмические распевки » Жуки», » Хитрая лиса»и т.п. в этом возрасте особенно нравятся детям и легко запоминаются. А в сочетании с мелодией и характерными движениями и развивают речевой центр и координацию.

Найди части дела

Все дети до трех лет должны знать все части тела. Запомнить малышам поможет игра с куклой либо вы можете показывать части тела на себе, а ребеночка попросить повторить. При этом важно не упустить из внимания стороны: право, лево; направления: внизу, вверху.

Образец  развивающей песни для малышей «Лево-право» в видео:

Для детей 2 – 3 лет

развитие речи детей 2 - 3х лет

Специалисты установили норму слов, которую должны знать малыши, достигшие двух лет. Принято считать, что у чад данного возраста в словарном запасе должно быть около пятидесяти слов.

Безусловно, каждый маленький человечек рождается со своими индивидуальными особенностями. Одни начинают говорить раньше, другие позже. Но все сводится к тому, как родители подойдут к вопросу о формировании речевого строя детишек.

Существуют определенные правила — упражнения, которые необходимо осуществлять в развитии речи у детей 2 – 3 лет:

Изучаем предметы окружающего мира вместе

В процессе совершения каких – либо действий, обязательно описывайте все происходящее. В этом возрасте маленькие люди впитывают в себя всю информацию, как губки, активно познают мир. Стараются до всего дотронутся, прочувствовать на ощупь.

Главное правило родителей – давать описание всем действиям малыша. Если тот взял в руки предмет, обязательно произнесите его название, опишите внешние характеристики. Хвалите за проявление любой активности в поведении крохи. Заостряйте внимание на том, что он делает.

Знакомимся с иллюстрациями

знакомство с иллюстрациями

Существует множество книжек с красочными, яркими изображениями. Они помогут сформировать представление крохи об окружающем мире, повысить словарный запас. Приобретайте книги для самых маленьких. Показывайте иллюстрации ребятам, задавайте вопросы по картинкам. «Как может собака? – АВ – АВ». Изучая животных по картинкам старайтесь увидеть их и в реальном мире. Обязательно сконцентрируйте внимание чада на том, что этот зверь живой, а этот нарисован в книге.

Звуковые обозначения

Любые действия, которые выполняет карапуз, старайтесь выделить звуками. При хлопках в ладоши, повторяйте «ХЛОП – ХЛОП». При топанье ножками: «ТОП – ТОП».  Мячик стучит: «БУМ – БУМ». Произнося различные звуки кроха со временем осознает, что каждое действие влечет за собой определенное звучание.

Повторение звука

Карапуз, воспроизводит звуки, попросите произнести их еще раз, закрепить полученное умение. Пример: «Как мычит корова? – «МУ». В случае непонятного высказывания со стороны маленького человечка, повторите его за ним. Это поможет побудить малыша произнести слово правильно. Не забывайте поощрять крошку за успехи и старания.

А ещё веселее изучить и угадывать звуки в песне про синий трактор и сочетать с танцевальными движениями, как в видео:

Для детей 3 – 4 лет

развитие речи детей 3 - 4х лет

Для детей возраста трех – четырех лет характерны знания не только существительных, глаголов, но и наречий: тут, там. Могут составить предложение, состоящее из 3 – 4 слов. Речь должна быть грамотна, без дефектов. В норме правильное произношение свистящих, как в начале, в середине, так и в конце слова и когда встречаются две согласные со стечением.

Артикуляционная гимнастика

Мышцы языка должны быть в определенном тонусе для произношения звуков потому, что для свистящих звуков язык должен упираться в нижние зубы. Для шипящих, а также «р», «л», он должен занимать верхнюю позицию.

  1. Упражнение горочка для свистящих
  2. Упражнение маятник.
  3. Дуем в стакан с водой через трубочку.

     

У детей 3 – 4 лет поверхностная диафрагмальное дыхание. Поэтому одна из главных задач – работа над дыханием.

Найди фрукт, овощ

Игры и упражнения, направленные на произношение фруктов, овощей, ягод помогут не только научить правильно называть слова, но и существенно увеличат словарный запас дошкольников за счет описания внешности плода: формы, цвета.

Мягкий и твердый предметы

Игра способствует формированию мировоззрения детей о твердых и мягких объектах неживой природы и обогащению словарного запаса.

Карапуз поочередно берет предметы из коробки и называет его свойство. Можно усложнить задачу попросив называть еще и цвет объекта.

Для детей 4 – 5 лет

развитие речи детей 4 - 5 лет

При общении с детьми 4 – 5 лет взрослые уже не должны испытывать затруднения в понимании. Речь дошколят, как правило развита в полном объеме. Все просьбы, задания должны быть осмыслены. Формируется адекватное реагирование на вопросы.

В возрасте 4 – 5 лет способность произносить сложные слова, предложения улучшается. Именно в этот период возникает действенное словотворчество, попытки рифмования.

По достижению четырехлетнего возраста словарь ребенка составляет 2000 слов. К пяти годам словарь содержит около 3000 терминов. Количество сокращений существенно уменьшается, а также различных перестановок, пропусков. Формируются слова – синонимы. 

Пересказ сказок

При пересказе важно обратить внимание чада на интонацию голоса. Попросить где необходимо произнести громко высказывание, а где нужно – тихо.

Рекомендуемые сказки: «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».

Игра в слова

Родители просят произнести малыша слова, содержащие определенный звук.

Пример со звуком «эс»: санки, самокат, сын, сом.

Кукольный театр

кукольный театр

В данном возрасте дети охотно смотрят театр, но будет намного увлекательней и интересней, если дошкольник попробует сыграть в театре определенную роль или поуправлять любимым кукольным персонажем. 

У чад 4 — 5 лет просыпается интерес к гаджитам. Разработаны специальные компьютерные игры для развития речи.

Но в этом нужно знать меру. И не сделать из ребенка — геймера. 

Для детей 5 – 6 лет

развитие речи детей 5 - 6 лет

Дети, достигшие 5 – 6 лет уже свободно общаются со сверстниками. Могут назвать свое полное имя, адрес. Если они не могут подобрать нужное слово, то придумывают. Ярким примером является книга Корнея Ивана Чуковского «От 2 – 5», где даны примеры творчества маленьких выдумщиков.

В данный период времени дошколята начинает интересовать звуковое оформление слова. Придумывают маленькие стишки. Совершенствуют речевой слух и могут различать слова с одной различающей фонемой (дом – сом, почка – бочка).

Грамматический строй речи еще находится на стадии формирования, поэтому допустимы неточности в произношении.

Пользуются ударением произвольно, это тоже считается вариативным вариантом нормы. В это время детки начинают использовать монологическую речь. Они должны уметь рассказывать о событиях из собственной жизни, о каком – либо звере или игрушке, составлять рассказ по картинке, пересказывать знакомый текст.

Свои ответы ребята формулируют из двух –трех фраз. В речи все чаще можно услышать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

А повысить навык общения и словарный запас вашего ребёнка  помогут такие игры и упражнения:

Бросаем мяч

Игра заключается в том, что мяч перекидывается от одного игрока к другому, одновременно с этим задается вопрос. Вопрос может быть любого характера (какой формы предмет, какого цвета фрукт, что может сиять и т. д.).

Предлагаем изменить игру и бросать мяч называя слова, а второй игрок должен преобразовать их в уменьшительно – ласкательную форму.

В такую же игру можно сыграть со словами синонимами, антонимами.

Для детей 6 – 7 лет

развитие речи детей 6-7 лет

Как правило, в этом возрасте все звуки у ребенка сформированы. Он говорит правильно. Бывает так, что звуки «Р», «Л», формируются к 6 годам, это вполне нормально. К 7 годам у школьника должен быть сформирован фонематический слух. Если этого не произошло, возможно возникнут трудности при чтении и письме.

Непроизвольная память в этот период достигает самого расцвета. Все слова, услышанные ребенком, запоминаются сами собой. Один раз услышал, повторил, начал употреблять в речи. Данную особенность необходимо использовать, вводить в речь как можно больше глаголов и прилагательных.

Упражнение «Назови ласково»

При занятии данным упражнением можно использовать различные слова.

  • Ягоды
  •  Малина – малинка
  •  Клубника –…
  • Земляника-…
  • Черника –…
  • Ежевика –…

Упражнение «Что лишнее»

упражнениеУпражнение «Найди 4 лишний предмет»
  • Машина, телефон, трамвай, автобус, самолет.
  • Варежка, ложка, шапка, шарф, штаны.
  • Люстра, торшер, обои, светильник, бра, ночник.
  • Холодильник, телевизор, ноутбук, юбка, утюг.

Упражнение «Множество или один»

  • Варежка – варежки
  • Носок – носочки
  • Ножницы — ?
  • Ботинок – ботинки
  • Штаны — ?
  • Доска — доски

Упражнение «Самое короткое»

Дается ряд слов, необходимо выбрать самое короткое.

  • Незабудка, одуванчик, мак, нарцисс, пион.
  • Земля, мир, планета, вселенная, космос.
  • Корень, стебель, ветки, лист, почки.
  • Стол, кровать, пуфик, кресло, диван.

Сформировать в ребенке социальную раскрепощенность можно посредством прогулок с другими детьми, посещения зоопарка, театров, цирка и других мест, где присутствуют взрослые и сверстники.

После похода важно поинтересоваться мнением чада об увиденном, услышанном. Спросить, что запомнилось больше.

Безусловно, повысить словарный запас помогут книги. В раннем школьном возрасте читать нужно как можно больше, формируя грамотную речь школьника.

 

 

Учебно-методическое пособие по развитию речи: Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие речи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУДРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1»

Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Выполнила: Меренкова Елизавета Владимировна

2019


Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста


«Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.


 «Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная».

«Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный».

«Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).


«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).


 «Какая кукла»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.

— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).


 «Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.


Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста


«Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.


«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.


«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.


«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

«Расскажем про белочку»

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

— Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Приведем пример занятия, в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи.


Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста


«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

— Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.)
— Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.

(Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «Ц».)

— Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).


 «Картина — корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).

— Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.


«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.

— Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
— Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно:
«Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».

— Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.


«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)
— Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).
— Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).

— Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)
— Придумайте предложения со словом «крепкий».

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

30 лучших упражнений для развития дикции


Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Рассказывает логопед Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук


Что такое артикуляционная гимнастика

Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.

Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.

При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

Виды артикуляционной гимнастики

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.

Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Какая гимнастика нужна вашему ребенку

Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:

  • ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,

  • может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,

  • не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,

  • при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,

  • высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,

  • наблюдается обильное слюнотечение,

  • ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),

  • нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Общие принципы артикуляционной гимнастики

Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.

Приемы гимнастики

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».

«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.

«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.

Читайте также:

Почему так важно читать ребенку вслух

Как научить ребенка выговаривать сложные звуки без помощи логопеда

13 классических игр для развития речи

Фото: Dean Drobot/Africa Studio/Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи

Речевые игры и упражнения
Подборка пальчиковых игр

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку?

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы - взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома, служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка —

Широка да гладка.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и «прилипка».

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу —

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

Кто любит варенье,

Делает движение —

Губу оближи,

Язычок покажи.

Упражнения для губ

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

Губы растянули,

В улыбке утонули.

«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

И покажем трубочки.

«Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы вперед.

Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

«Дом». Разведенные книзу пальцы опираются на стол.

«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.
Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях)

«Строим дом». Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх — это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем — сначала прямым, затем согнутым).

Взрослый читает стихи:

Целый день тук да тук.

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков.

Чукомина Н.В.
Воспитатель АУ ДО «Детского сада Берёзка
Уватского муниципального района» Тюменская обл., с. Уват.

Как развивать правильную речь ребенка в 1-2 года: упражнения

фото речьРечь годовалого малыша быстро пополняется новыми словами и целыми фразами и активизируется к двум годам. Именно в период 1-2 лет она становится для ребенка базовым средством общения. То, какой она будет, зависит от подготовительных работ, которыми родители занимались с младенцем до года. А для развития правильной речи рекомендуется использовать специальные упражнения.

Нормы речевого развития у малышей от 1 до 2 лет

  1. В норме малыш в возрасте одного года должен освоить такие речевые навыки:
    Он должен уметь повторять открытые слоги (те, что заканчиваются на гласный звук). К примеру, годовалый малыш может еще не уметь говорить слово «нет», но может воспроизвести его как «нэ». Также он произносит «да», «ту» и так далее.
  2. Малыш уже выражает свои эмоции через интонацию.
  3. Ребенок может повторять слоги и звуки, произносимые животными: «мяу», «ав-ав», «му-му».
  4. Он воспринимает на слух названия определенных предметов, понимает, о чем говорят взрослые, и может указать на них.

ВАЖНО! Большое значение имеет не только то, что и как говорят малыши в возрасте от одного до двух лет, но также и то, могут ли они запомнить, как называется и для чего предназначен тот или иной предмет.

Ко второму году жизни в норме малыш умеет отвечать на обычные вопросы, может выполнить простые поручения, повторить несложные слова и фразы. Он может выговорить все гласные звуки и большую часть согласных. К двум годам ребенок умеет строить предложения, включающие в себя 3-4 слова. Малыш слушает стишки, сказки, потешки, старается запомнить какие-то их части.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если что-то из перечисленного у малыша не получается, внимательно понаблюдайте за ним. Возможно, у ребенка небольшая задержка развития речи. Это не страшно и поддается корректировке, например, с помощью логопедического массажа. Уже с двух лет малыш может заниматься с логопедом, дефектологом или психологом.

Упражнения для развития правильной речи у детей от 1 до 2 лет

Прежде чем начинать развивать речь малыша, родителям нужно учесть следующие правила:

  • Упражнения необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей ребенка, а также его индивидуальному психическому развитию. Так, один малыш в 1 год и 11 месяцев может не мочь делать то, что отлично дается другому в полтора года. Старайтесь избегать чрезмерно сложных игр и упражнений, так как малыш потеряет интерес, и обучать его в дальнейшем будет сложнее.
  • Важно учитывать зоны ближайшего развития. Сначала малыш должен начать произносить открытые и закрытые слоги, потом нужно учить с ним одно- и двуслоговые слога. Только после того как он сможет обозначать определенное действие или предмет словами, можно будет переходить к фразам.
  • Примите во внимание психические особенности малышей в возрасте от 1 до 2 лет. Для них вполне нормально неустойчивое внимание до десяти минут. В этом возрасте в мозгу лишь формируются нейронные связи, и перегрузка может только навредить, вызвав головную боль и плач или вовсе отвращение к развивающим урокам. Оптимальная длительность занятия – 5-10 минут.

Ежедневно уделяя время простым упражнениям, вы поможете малышу лучше развить речевые навыки. Для детей в возрасте 1-2 года подойдут следующие приемы:

  1. Научите малыша выражать эмоции через звуки: «ох» и «вау» при восторге и удивлении, «эх» при разочаровании и так далее. Благодаря этому он начинает интуитивно поднимать, для чего предназначена речь.
  2. Пойте вместе с ребенком либо учите его регулировать высоту голоса иными способами. Если он умеет хорошо подражать, можете просто перекликиваться с ним звуками, регулярно повышая высоту голоса. Так он поймет смысл игры. Кстати, это упражнение можно использовать при игре в прятки, или же находясь в разных комнатах с ребенком.
  3. Произносите названия предметов, если они находятся в поле зрения малыша. В возрасте до 2-3 лет они понимают, о чем вы говорите, если видят это (наглядно-действенное мышление). При кормлении говорите о ложке, тарелке, называйте другие находящиеся рядом с ребенком предметы. То же самое делайте при купании, укладывании ребенка спать и других регулярных процессах.
  4. Предлагайте ребенку подуть на одуванчик, игрушечную крутилку, давайте ему пить через трубочку. Это способствует развитию артикуляционного аппарата. Учтите, что питье через соску и трубочку – это разные вещи. При использовании соски ребенок не задействует губы и щеки. Питье через трубочку намного сложнее, так как малыш должен втягивать жидкость сам. Поэтому некоторые специалисты отмечают, что детки на грудном вскармливании начинают говорить раньше. Мышцы их щек и губ подготовлены лучше, отточек навык прикладывать язык к небу.
  5. Давайте малышу для игры предметы, имеющие разную фактуру: крупы в сухом и мокром виде, слегка влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы. Важно, чтобы он играл с ними под вашим присмотром.
  6. Пусть малыш часто играет со старшими детками. Наблюдайте за их общением между собой. Годовалый малыш слабо выражает что-то понятное, а вот трехлетний ребенок говорит уже намного лучше. Под его влиянием первый также будет стараться объясниться. Предложите деткам игры, в которых они могут взаимодействовать: построить вместе пирамиду, катать машинку по очереди и так далее.

Также существует ряд специальных логопедических разработок, помогающим деткам в возрасте 1- лет быстрее развить речь. Вот некоторые их примеры:

  1. Для малышей в возрасте от года до года и трех месяцев отлично подходят игрушки в виде животных. В процессе игры предложите покормить зверушку, но перед этим она должна будет попросить об этом – «мяу-мяу», «ав-ав» и так далее. Ребенок должен активно подражать, повторяя звуки и слоги.
  2. В возрасте от года и трех месяцев до полутора лет можно играть в катание машин, строительство башенок, загрузку кузова. Вместе с ребенком называйте предметы и действия, чтобы малыш умел отличать названия от процессов.
  3. От полутора до двух лет необходимо работать над расширением словарного запаса ребенка. Объясняйте ему название предмета на картинке и просите найти аналогичный в помещении либо среди игрушек.

Регулярно играя с малышом и делая с ним простые и интересные упражнения. Важно проявлять терпение и ответственно относиться с попыткам малыша и ошибкам, которые он совершает.

советы и упражнения – Развитие ребенка