Упражнения для детей для развития речи: Развитие речи: 10 упражнений для занятий с детьми

Развитие речи: 10 упражнений для занятий с детьми

дети 10 ноября 2014 

Рейтинг: 0

Логопед и мама двойняшек Екатерина Петунина рекомендует домашние упражнения для развития речи детей от 2,5 до 6 лет.

Сейчас многие мамы занимаются со своими малышами развитием моторики, памяти, внимания, восприятия. А вот про речь многие забывают. Предлагаемый комплекс универсален: детям, у которых нет проблем с речью, он поможет развивать красивую четкую речь. А тем, у кого есть нарушения звукопроизношения, упражнения помогут быстрее заговорить правильно. Упражнения совсем несложные, вам лишь нужно заранее с ними ознакомиться и придумать, как мотивировать малыша. Возможно, это будут соответствующие картинки или сочиненная на ходу сказка. 

Первые пять упражнений составляют комплекс артикуляционной гимнастики, их лучше выполнять последовательно друг за другом, по 3-5 раз каждое.

Первое время желательно делать это перед зеркалом, чтобы малыш мог сам себя контролировать и оценивать.

1. Упражнение «Окошко»

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении до счета 5. Закрыть рот.

2. Упражнение «Заборчик»

Раздвинуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5.

3. Упражнение «Часики»

Улыбнуться, открыть рот, перемещать язык то к левому, то к правому уголку рта.

4. Упражнение «Месим тесто»

Улыбнуться, открыть рот, пошлепать по языку губами, произнося: «пя-пя-пя». Затем покусать язык зубами, произнося: «та-та-та».

5. Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать языком, как бы имитируя цокание копыт лошадки.

Следующие пять упражнений помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим для различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух).

После проведения артикуляционной гимнастики можно выбрать одно из этих упражнений, или несколько, и поиграть.

6. Игра «Эхо»

Цель: развитие силы голоса. Для игры нужен мяч. 

Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте ему мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например: «ау», «уа», «ио» и т.д. Задача ребенка – поймать мяч и повторить то же сочетание, только тихо. Затем нужно поменяться с малышом. Он произносит слоги громко, а вы – тихо.

7. Игра «Пароход»

Цель: развитие силы и высоты голоса. 

Предложите ребенку погудеть как большой пароход, потом как маленький пароходик. Как пароход, который плывет вдалеке и близко. При этом произносите «ду-ду» с разной степенью громкости и силы голоса.

8. Игра «Хлопни, когда услышишь»

Цель: развитие фонематического слуха, умения четко воспринимать услышанное и дифференцировать близкие по звучанию звуки.  

Объясняем ребенку, что он должен будет хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-либо определенный звук. Например: звук «м». Дальше взрослый произносит ряд звуков, где «м» чередуется с другими. Например: «м», «в», «н», «л» и т.д. И следит за правильностью выполнения задания ребенком. В дальнейшем это упражнение можно усложнить и учиться выделять нужный звук сначала в слогах, а затем в словах.

9. Игра «Футбол» 

Цель: развитие речевого дыхания. 

На столе сооружаем из подручных средств (спичечные коробки, детские кубики) подобие футбольных ворот. Скатываем из ваты несколько небольших шариков – это будут мячи. Предлагаем малышу дуть на мяч и забивать голы в ворота. При этом следим, чтобы при выдохе он не раздувал щеки.

10. Пословицы, чистоговорки, скороговорки

Просто подберите те, которые нравятся вам, разучите с ребенком и периодически повторяйте. Их роль в развитии речи очень велика. Недаром актеры, дикторы, телеведущие постоянно практикуются в мастерстве проговаривания скороговорок.

Чтобы разнообразить речевые игры, сделать их более насыщенными и интересными, рекомендую приобрести специальные пособия. В последнее время они выпускаются в большом количестве и можно подобрать то, которое понравится и подойдет именно вам.
Например:
– «Уроки логопеда» Косинова Е.М.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильно» Новиковская О.А.;


– «Альбом по развитию речи для самых маленьких» Батяева С.В.;
– «Альбом по развитию речи» Володина В.С.;
– «Логопедические игры для детей» Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю.

***

Екатерина Петунина 

 

6 эффективных упражнений на развитие речи от Алексея Олейникова

Алексей Олейников, педагог литературных курсов клуба «Праздник науки», подготовил небольшую подборку упражнений, посвященную развитию речи в самом широком смысле — речи, как способности связывать слова в сложные единства, речи, как способа думать и создавать новое.

Упражнение 0. Разминка

Начать можно вообще не с письма, а с рисунка. Игра «Дополни изображения» работает с ассоциативными цепочками в нашем мозгу. Суть её проста — взрослый рисует непонятную фигуру, а ребёнок должен достроить её до узнаваемого рисунка.

Второй вариант — на время — сложнее. Здесь из одной и той же закаляки надо создавать всё новые и новые изображения. Чем больше ребенок может выдать вариантов и чем более они разнообразны, тем более прокачана креативность.

Упражнение 1. «Три слова»

Размялись с рисунками? Теперь то же самое — со словами. Берём три несвязанных друг с другом слова и за минуту пытаемся составить как можно больше фраз.

Пример — бегемот, тыква, мартышка.

Мартышка верхом на бегемоте собирала тыквы. Жила-была одна мартышка в большой тыкве, и к ней пришёл в гости бегемот. Тыквенный бегемот поссорился с мартышкой. Бегемотовая мартышка каталась на тыквах.

Ну и так далее. Чем больше фраз составите, тем лучше.

Упражнение 2.
«Нотарикон» или «телеграмма»

Одна из любимых игр Алексея Олейникова, с которой обычно начинаются занятия на литературных курсах «Игра в литературу» (4-5 классы) и «Игра в редакцию» (6-8 классы).

«Нотарикон» — зримое воплощение самой идеи творчества, пример, как из одного слова, как зерна, может прорасти история. Принцип упражнения очень прост. Берём любое слово (лучше взять слово из пяти-шести букв, и желательно не начинающееся на «а» — иначе будет труднее втянуться в игру). Например, слово «коробка»
Пишем его вертикально и превращаем слово в предложение, где каждое слово начинается с соответствующей буквы.

Клим Осторожно Рыл Очень Большую Канаву Антону.

Чем абсурдней история, тем с большим энтузиазмом дети играют в эту игру. Один из самых гениальных нотариконов сочинил ученик курса на слово «яблоко»:

Я Бы Лук Обил Кожей Оленей.

Упражнение 3. «Бином фантазии»

Так эту игру назвал итальянский писатель Джанни Родари. Принцип похож на «Три слова», но здесь надо придумать короткую историю из двух никак не связанных друг с другом слов. Например, вафли и трактор.

Жил-был вафельный трактор. Жил он в карамельной стране и занимался постройкой домов для зубных фей.

Или же тракторная вафля.

Гигантская вафля, которую пекут на праздник трактористов и которую можно доставить только на тракторе. Или рисунок тракторных траков очень похож на рисунок вафель, и это потому, что…

Понятно, что сразу это упражнение может не взлететь. Все зависит от подбора слов. Чем «дальше» друг от друга стоят слова, тем большее между ними возникает смысловое напряжение. Из колоса и серпа ничего интересного не придумаешь, а вот из колоса и зубной пасты или серпа и капучино уже кое-что можно сообразить.

Кстати, выбор слов тоже можно превратить в игру — например, слепое гадание по книге.

Упражнение 4. «Тавтограмма»

Тоже одно из любимых упражнений Алексея Олейникова.

Тавтограмма — это текст, в котором все слова начинаются на одну букву. Можно сочинять по очереди или наперегонки — побеждает тот, у кого история длиннее.

Например.

Петр Петрович Петрищенко подрыл подкоп под постамент памятника Путину. Подложил подушку. Подождал. Полночь! Подушка постепенно проминалась под памятником. Потрескивало.

— Погоди-ка, — подумал Петрищенко. — Придет пора, попросишь похлебки.

Придумщик Петр Петрович! Памятник покачнулся. Поднял пятку. Поставил. Пошел!

Наиболее продуктивны буквы «п», «о», «н».

Упражнение 5. «Собери предложение»

Упражнение, от которого закипят мозги и у взрослого. Сложность варьируется от уровня «2» до бесконечности. Сложность — это число слов в предложении. Открываем хотя бы Пришвина, берём рассказ «Вася Веселкин» и находим там предложение:

«Она ложится на брюхо, вытягивает на песке далеко от себя вперед лапы, кладёт на них голову, большими человеческими глазами глядит на меня».

В этом предложении 22 слова. Уровень сложности — 22. Алексей Олейников выбирает предложение и начинает диктовать слова из него в произвольном порядке (разумеется, не в том, как они стоят). При диктовке лучше делать пометки над уже произнесенными словами, чтобы не сбиться. Ну или ещё лучше — выписать их отдельно.

Вытягивает на от далеко меня голову глазами ложится и так далее.

Задача детей — не изменяя слов, расставить их в грамматически верном порядке. То есть воссоздать предложение. Если исходное предложение простое, то дети с этим заданием справляются без труда.
Если же мы возьмем Льва Толстого, то на нём «умрут» и взрослые.

Алексей Олейников — технарь по первому образованию, окончил Московский литературный институт по отделению прозы. Писатель, педагог, на данный момент является учителем литературы в одной из старейших частных школ России.

  1. Курс «Игра в литературу» для 4-5 классов

Игра в литературу — новый курс Алексея Олейникова для учеников 4 — 5 классов. Семь занятий ученики будут работать со словом, создавая из него целый мир, в котором будет жить герой — которого тоже предстоит придумать.

Попутно играют во все словесные игры: устные и письменные. Каждый ученик становится автором истории — сказки. И учится описывать людей, животных, природу, сюжет. Отрабатываются все виды школьных письменных заданий.

Каждое занятие включает в себя элементы письма, чтения и обсуждения. Алексей Олейников разбирает с учениками произведения школой программы в свойственной ему авторской манере.

https://prazdniknauki.ru/game-of-literature/

  1. Курс «Игра в редакцию» для 6-8 классов

Игра в редакцию — новый курс Алексея Олейникова для подростков. Каждый ученик становится автором и редактором своего литературного журнала. Алексей — главный редактор. На каждом занятии в редакцию поступают новые задания: написать сочинение по картине, сочинение-эссе, анализ стихотворения. Отрабатываются все виды школьных письменных заданий.

Каждое занятие включает в себя элементы письма, чтения и обсуждения.

 Алексей Олейников разбирает с учениками произведения школой программы в свойственной ему авторской манере.

На первом занятии каждый запустит свой журнал, и будет постепенно заполнять его страницы. В итоге за семь занятий у каждого ученика соберется его собственная версия журнала.

https://prazdniknauki.ru/editorial-game/

Веселые логопедические упражнения и занятия для детей

by Courtenay M.

Веселые домашние логопедические упражнения для детей

На этой неделе, в духе Олимпийских игр, мы решили предложить некоторые из наших любимых логопедических упражнений и занятий, которые можно выполнять дома. Правильно, упражнения! Хотя в конце вашего занятия не будет хаф-пайпа, трассы для катания на санках или золотой медали, наградой будет возможность провести время с вашим ребенком и помочь ему улучшить речевые и языковые навыки.

Существует множество причин заниматься логопедической гимнастикой дома. Иногда родители не уверены, нужно ли их ребенку посещать логопеда, и хотели бы сначала сделать логопедические упражнения дома. Возможно, учитель вашего ребенка выразил обеспокоенность тем, что у него заикание или что ему нужна помощь в овладении речью. Или ваш ребенок уже посещает SLP, и вы хотели бы дополнить то, что он изучает, домашними занятиями.

Мы составили список упражнений, инструментов и занятий, достойных Сочинских игр. Каждое упражнение предназначено для того, чтобы заинтересовать вашего ребенка и стимулировать язык и речь. Помните, сеансы терапии, особенно для детей в возрасте до трех лет, должны приносить ВЕСЕЛЬЕ! Ваш ребенок может не сотрудничать, если он чувствует, что находится в формальной учебной среде. Дети должны получать удовольствие от своей деятельности, чтобы учиться. В то время как небольшая структура в порядке, пусть ваш ребенок ходит по комнате, покачивается и хихикает, чтобы получить максимальную отдачу от вашего совместного времени.

Упражнения для логопеда:

Флэш-карты

Флэш-карты могут помочь детям, проходящим логопедию, сосредоточиться на звуках, с которыми у них возникают трудности. Вы можете помочь сделать его более интересным, предоставив детям задание или награду за правильное выполнение. Например, небольшой кусочек конфеты (жевательные хороши для укрепления мышц челюсти) после правильного произнесения определенного количества звуков на языковых карточках.

Упражнения с зеркалом

Многие дети с проблемами артикуляции не понимают, как двигать ртом, чтобы правильно произносить звуки. Разговор перед зеркалом может помочь ребенку увидеть, как двигается его рот, когда он произносит определенные звуки. Вы можете произносить каждый звук медленно и правильно, чтобы смоделировать правильное положение вашего ребенка и продемонстрировать различия в зеркале.

Frog Hop

Это простая игра, которая поможет вашему ребенку повторить одно и то же слово шесть раз. Выберите шесть слов, которые вы хотите попрактиковать. Вставьте каждое слово в прозрачную пластиковую бумажную защитную пленку, также известную как «кувшинки». Разложите пластиковые кувшинки по всей комнате. Пусть ваш ребенок прыгает на каждую кувшинку, каждый раз произнося слово. После того, как он прыгнет на все шесть кувшинок и произнесет слово правильно, ваш маленький лягушонок может захотеть вкусную муху в качестве награды!

Угадай, кто?

Это забавная настольная игра от Hasbro, которая помогает детям идентифицировать предметы повседневного обихода, такие как автомобили, животные, продукты питания и морские существа. Эта игра не только учит решать проблемы, но и способствует правильной идентификации персонажей и навыкам социализации. Осторожно, вы можете играть в нее снова и снова!

Это четверо наших любимых, а какие ваши?

Дополнительные логопедические упражнения и занятия можно найти на этих веб-сайтах:

Логопедические игры для дома

Логопеды: занятия и упражнения для дома

Домашние идеиРазвитие языкаНовостиРодительский уголокЛогопедЛогопедические методики

Tagged: Логопедия дома, занятия для логопеда, игры, развитие речи, уголок родителей, Школа, развитие речи и языка, логопед, логопедические занятия, логопедия дома, логопедические игры

7 Упражнения для задержки речи у детей раннего возраста

Признаки задержки речи не всегда очевидны у детей в возрасте до 18 месяцев. Когда вы обращаетесь к врачам, они могут сказать вам, чтобы вы не беспокоились и подождали, пока ваш малыш не достигнет школьного возраста. И в большинстве случаев врачи правы.

Но вопросы и сомнения по поводу речевого развития вашего ребенка не так просто игнорировать. Итак, это то, что вы должны знать.

К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 2 года (24 месяца), он должен уметь общаться с вами, используя короткие слова, жесты и вопросы, состоящие из одного или двух слов.

Вот что должен уметь делать двухлетний ребенок –

  • Используйте простые фразы, чтобы сообщить о своих потребностях или требованиях. Большинство этих фраз звучат как просьбы, такие как «больше молока», «мамино печенье», «банан» и т. д.
  • Они могут использовать одно или два слова, чтобы задать такие вопросы, как «Выйти?», «Мама?» , «Папа идти?» и т. д.
  • Они должны быть в состоянии использовать около 50 или более слов в день
  • Они могут выполнять простые инструкции, команды и понимать вопросы
  • Родители и опекуны должны понимать, что они говорят.

К 3 годам дети могут –

  • Говорить фразы из двух и трех слов. Некоторые даже говорят короткими и полными предложениями.
  • Они могут использовать более 200 слов и до 1000 слов в день.
  • Обычно к этому возрасту малыши уже могут произнести свое имя.
  • Они могут использовать простые местоимения, такие как я, мой и я, чтобы обратиться к себе.
  • Родители и опекуны должны четко их понимать.

Задаете ли вы сейчас такие вопросы, как «Мой ребенок недостаточно говорит?», «Должен ли мой ребенок использовать больше слов?» или «Нужен ли моему малышу SLP?».

Если ваш малыш не соответствует критериям развития речи для своего возраста, вам может потребоваться логопед.

Иногда помощь детям дома с логопедом может способствовать развитию их речи. Упражнения для задержки речи у малышей могут мотивировать их выучить и использовать больше слов в повседневном общении.

Итак, как вы можете помочь своему ребенку развить речь и словарный запас? Вот семь упражнений для задержки речи у малышей, которые могут помочь улучшить их речь и расширить словарный запас: их малыши будут поощрять их говорить. Однако исследования показывают, что это может быть не так.

Детям необходимо общение с человеком для развития речи. Лучший способ сделать это — читать им при каждом удобном случае.

Когда родители читают ребенку, они слушают, как вы произносите эти слова. Они изучают новые слова и используют слова, которые слышат каждый день.

Найдите книжки с картинками с рассказами, которые заинтересуют вашего ребенка. Читайте им перед сном и перед сном. Посмотрите наш список книг для дошкольников, которые понравятся вашему ребенку, независимо от того, сколько раз вы будете читать их ему.

Упражнение № 2 для задержки речи: используйте внутренний диалог

Ваши дедушки и бабушки, вероятно, использовали эту стратегию вместе с упражнением, чтобы увеличить ваш словарный запас, когда вы были маленькими. А теперь твоя очередь.

Расскажите о том, что вы делаете рядом с ребенком. Если вы играете с блоками, указывайте на блоки и говорите «блоки» во время игры. Укажите на мяч и скажите: «Мяч. Бросьте мяч», когда бросаете мяч.

Не бойтесь повторяться. Дети учатся через повторение. Чем больше вы повторяете простые слова или фразы из двух слов, тем больше у вашего ребенка шансов выучить эти слова и фразы.

Упражнение №3 для задержки речи: использование параллельного разговора

Это упражнение похоже на разговор с самим собой, но вместо того, чтобы описывать свои действия, вы будете обозначать действия вашего ребенка.

Один из способов помочь этому процессу — маркировать вещи, которыми пользуется ваш ребенок. Например, вы можете использовать самодельные цветные этикетки для их игрушек. Или вы можете назвать предметы, которые он использует, например, стул, стол, ложку, миску и т. д.

Всегда используйте фразы или предложения, которые немного длиннее, чем предложения, которые использует ваш ребенок. Например, если ваш ребенок говорит «сок». Обязательно скажите «сок. Хочешь еще сока?» вернуться к ним.

Упражнение № 4 для задержки речи: основывайтесь на речи вашего ребенка

В рамках этого упражнения вы будете опираться на то, что ваш ребенок говорит или жестикулирует. Попробуйте повторить все, что они говорят, и добавьте к этому одно или два осмысленных слова.

Например, если ваш ребенок скажет «мяч». Вы можете сказать ребенку «хочу мяч», «брось мяч» или «мой мяч». Вы также можете назвать объект, на который ваш ребенок указывает или к которому тянется.

Вы можете использовать более одного слова для обозначения одного и того же объекта, чтобы увеличить словарный запас вашего ребенка. Убедитесь, что вы не используете слова, которые слишком велики или сложны для вашего ребенка.

Упражнение № 5 для задержки речи: спойте своему ребенку

Вам не обязательно быть великим певцом, и песни не обязательно должны быть балладами. Вы можете петь ребенку простые детские песенки.

Многолетние исследования показывают, что пение ребенку может улучшить его способность говорить. Интересно, что центры пения и речи в мозгу разные.

Бывали случаи, когда ребенок мог спеть детскую песенку задолго до того, как начал составлять полные предложения.

Упражнение № 6 для задержки речи: расширение рецептивного словарного запаса

Рецептивный словарный запас может включать все слова, которые понимает ваш ребенок, даже если он не использует эти слова.

Как и мы, дети должны сначала понять смысл, а затем использовать слова. Чтобы помочь им понять значения новых слов, вы можете попробовать использовать их в сочетании со словами, которые они уже знают.

Например, когда они указывают на вашего супруга или партнера, вы можете сказать: «Где папа?» или «Где мама?». Когда они указывают на еду, вы можете указать название еды, например, чипсы, печенье, конфеты, яблоко и т. д.

Затем вы можете перейти к следующему шагу, попросив ребенка указать на определенные объекты, например «где книга?», «где фрукты» или «покажи мне собаку».

Упражнение № 7 для задержки речи: хвалите их усилия

Каким бы незначительным ни было улучшение, вы должны убедиться, что оно не осталось незамеченным. Если они выучили или использовали новое слово, обязательно похвалите их.

Вербальное положительное подкрепление может иметь большое значение для формирования их личности во взрослом возрасте. Так что, даже если они немного запутались, используя новое слово или формируя целое предложение, обязательно похвалите их за усилия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *