Занятия для развитие речи для детей 3 лет: особенности, задачи, игры и занятия

Содержание

Конспект занятия по развитию речи для детей 3-4 лет | План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме:

Конспект занятия по развитию речи для детей 2-3 лет

«Животные и их детёныши»

Программные задачи:

  • Учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.
  • Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко-тихо, тоненьким голосом и т.п.
  • Закрепить знания о домашних животных.
  • Использовать художественную литературу для ознакомления с названиями детёнышей животных и запоминания слов «щенок», «котёнок», «жеребёнок», «телёнок».
  • Воспитывать гуманное отношение к животным.

Материал: машина-грузовик, игрушки: корова, лошадь, кошка, собачка; картинки из серии «Домашние животные».

Ход:

1 часть

Сюрпризный момент: в группе появляется машина-грузовик, а в ней находятся игрушки: корова, кошка, собака и лошадка.

Воспитатель. Дети, посмотрите: кто это к нам приехал в гости? (Хоровой и индивидуальный ответы детей). Правильно! (Воспитатель уточняет, что это домашние животные)

2 часть

Детям предлагается рассмотреть картинки «Кошка», «Собака», «Корова», «Лошадь».

-Какие животные изображены на картинке? (Дети узнают и называют их).

Далее воспитатель рассказывает о «взрослых» и «малышах» в животном мире. Сравнивает с человеческими семьями. Читает:

Кто ребёнка нежно любит?
Кто малышку приголубит?
Кто от ветра защитит?
Поругает и простит?
Кто укроет одеяльцем?
Напоит кто молочком?
Кто расскажет сказку на ночь
Тихим добрым шепотком?
Ты, конечно, догадался – это мамочка твоя!
Ну, а как же у других –
У котёнка, у телёнка,
У щенка, у жеребёнка
Есть ли мамы?
Вот о чём
Поведём мы разговор. 

3 часть

Воспитатель вместе с детьми поочерёдно рассматривают картины, на которых изображены взрослые детёныши и их животные.

«Корова с телёнком» Кто же нарисован на картине? А кто рядом с ней? Это её детёныш – телёнок.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что корова большая, а телёнок маленький. У коровы рога – она бодается. У телёнка нет рожек, они ещё не выросли (или у него ещё очень маленькие рожки). Корова большая – мычит громко, протяжно (Дети подражают)

Аналогично идёт рассматривание картин «Лошадь с жеребёнком», «Кошка с котёнком».

При этом можно использовать художественное слово:

На лугу телёнок скачет,

«Му-у-у» — кричит,
Но он не плачет,
Мать-коровушку зовёт.
Молоком поит она
И телёнка, и тебя.
Выгнул шейку жеребёнок –
Сильной лошади ребёнок,
Только на копытца встал,
Вслед за мамой побежал.
Посмотри, играют в прятки
Шаловливые котятки.
Притаились у окошка,
Тихо-тихо мама-кошка
Учит деточек играть:
Мячик по полу катают,
Мышкой мяч воображают.
То подбросят, то поймают!

Конспект занятия по развитию речи для детей 2-3 лет

«Подарим зайке игрушки»

Программные задачи:

Активизировать речь детей, привлекая их к договариванию и проговариванию песенок и потешек. Закрепить знания детей об основных цветах и оттенках. Развивать мелкую моторику рук.

Материал: игрушка-заяц, шорты и бантики разного цвета, мелкие игрушки тех же цветов.

Ход:

— Посмотрите, дети, какой красивый у меня зайка, он пришёл к вам в гости.

Какие у зайки ушки? (длинные, пушистые). Зайка наш любит наряжаться в красивую одежду. У него даже есть бантики разных цветов и штанишки. Давайте оденем Зайку в одинакового цвета одежду.

(При этом воспитатель спрашивает, какую одежду выбрали дети, какого цвета)

— Но ведь зайка пришёл к нам в гости, давайте подберём ему в подарок игрушки. У меня есть Чудесный мешочек, в котором очень много интересного. (Рассматривают содержимое мешочка). Поищите в мешочке игрушки такого же цвета, как у Зайки Штанишки и бантик.

Игра проводится несколько раз, используются игрушки и одежда разных цветов.

Закончить занятие можно игрой «Зайка серенький сидит»

Русская народная игра «Зайка»

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

Игры по развитию речи

Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Олины помощники
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
— К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
— Что это? (Это ноги)
— Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры.  Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»
Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход.
Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»
Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Ход.
Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т. д.

«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
— Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
— Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
— Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т.д.

«Козлята и волк»
Цель. Заканчивать сказку по её началу.
Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
Ход.
Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
— Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)
Воспитатель: зайчик говорит….
Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.
Воспитатель: Козлята угостили его….
Дети: морковкой, капустой…
Воспитатель: потом они стали…
И т.д.

«Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход.
Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

 «Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход.
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принёс открытку»
Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и. д.)
Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
Ход.
Игра проводится с небольшой подгруппой.
В дверь кто-то стучит.
Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.
Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.
Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д. 

Игры для развития речи для детей 3-4 лет: упражнения, шаблоны для скачивания

Если наблюдать за компанией детей-трёхлеток, можно удивиться, насколько отличаются их речевые навыки. Одни без проблем выражают свои мысли, делают умозаключения о предметах и явлениях. Другие с трудом выговаривают слова, ограничиваются односложными или двусложными предложениями. Дело в том, что у норм речевого развития в 3 года очень широкий диапазон. В статье расскажем, чему пора научиться малышу в 3-4 года, предложим игры и упражнения на развитие речи.

Аудио-версия статьи «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Содержание

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Игры на увеличение словарного запаса

  • Лото «Свойства предметов»
  • Карточки-противоположности
  • «Четвёртый лишний»
  • «Логические парочки»
  • Игра «Съедобное-несъедобное» с мячом

Игры на развитие силы голоса

Игры на развитие связности речи

  • Пазлы из 3-4 деталей
  • «Закончи фразу»
  • «Что перепутал художник»
  • «Хороший-плохой»
  • Определяем последовательность картинок

Игры на фонематический слух

  • «Поймай звук»
  • «Эхо»
  • Чистоговорки
  • «Звуковое мемори»
  • «Волшебная палочка»

Игры на развитие грамматических категорий

  • «Цветной сундучок»
  • «Один-много»
  • «Сенсорный мешок»
  • «Чей хвост?»
  • Склонение существительных

Речевое развитие трёхлетки предполагает большой вариант упражнений и игр. Ребёнок в этом возрасте активно пополняет словарный запас, учится правильно использовать грамматические категории, а также составлять связные предложения. Надолго внимание малыша не удержать, 15-20 минут – предел усидчивости ребёнка в 3 года. Поэтому детям больше подходят не занятия за партой, а игры, в том числе, активные, на свежем воздухе.

Развивать речь ребёнка можно во время всех бытовых дел: на пути в детский сад, во время повседневных игр и чтения сказок перед сном. Чтобы определить, в каком направлении развивать речь ребёнка, нужно понимать нормы развития в этом возрасте.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Если ребёнок уже начал говорить и у него не выявлено задержки речевого развития, то, скорее всего, он молчит только когда спит. То есть, трёхлетки очень много говорят – по делу и без него, с ошибками и чисто, осмысленными предложениями и несуществующими фразами. 

Вот усреднённые нормы речевого развития детей 3-4 лет:

  • Знает и говорит свои имя и фамилию, возраст, имена родственников.
  • Обобщает предметы в группы, например, одежда, овощи и фрукты, звери, игрушки.
  • Умеет рассуждать о предметах или явлениях, описывать их, делать простые выводы.
  • Называет признаки предметов, например, яблоко зелёное, сладкое, сочное.
  • Говорит простыми предложениями, используя подлежащее, сказуемое и одно-два второстепенных члена предложения.
  • Использует глаголы.
  • Регулирует громкость своего голоса.
  • Замечает неправильное произношение звуков в собственной речи – ближе к 4 годам.
  • Повторяет за взрослым предложения и может рассказать в общих чертах сюжет истории.
  • Активный словарный запас быстро пополняется – в среднем, он достигает 800-1000 слов к 3 годам и увеличивается за последующий год ещё вдвое. Пассивный словарь значительно шире, ребёнок знает значения многих слов, что говорит об усвоении родного языка.
  • Улучшается фонематический слух. Ближе к 4 годам дети учатся различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Во всех этих направлениях ещё можно и нужно работать, совершенствуя навыки. Со временем дети будут расширять свой словарный запас, совершенствовать навык связной речи. Особое внимание стоит уделить развитию грамматических категорий, то есть связности слов в предложениях. Так как дети к этому периоду говорят практически всеми частями речи, то их нужно научить изменять их форму по числу, роду, склонению, спряжению, времени.

Также стоит пополнять активный словарный запас, работать над памятью и мелкой моторикой – она напрямую связана с речью. Не зря многие упражнения на развитие речи проходят совместно с совершенствованием мелкой моторики, например, с прописями или раскрасками.

К особенностям речевого развития в 3-4 года и трудностям можно отнести:

  • Появление словотворчества. Дети активно придумывают новые слова, используя суффиксы и приставки из других слов, соединяя корни, используя за основу буквально всё, что было услышано.
  • Сокращение длинных слов. Пропускается, как правило, или начало, или середина.
  • Перестановка букв в середине слова.
  • Пропуск согласных звуков при их стечении.
  • Неправильное произношение сонорных и шипящих.
  • Смягчение согласных там, где стоит твёрдый звук.

В течение года, занимаясь с ребёнком, вы заметите, что он будет пропускать всё меньше звуков, станет реже переставлять слоги. К 4 годам при правильном развитии его речь станет чище и совершеннее, она наполнится новыми словами и более сложными синтаксическими конструкциями.

Развивая речь, нужно уделить внимание не только словесным играм. Важно развивать и другие умения:

  • Логика помогает составлять логично построенные предложения, осмысленные высказывания. Она необходима при выполнении таких заданий, как расставить картинки по порядку и рассказать по ним историю.
  • Память и внимание. Чем лучше ребёнок будет воспринимать и запоминать информацию и детали, тем больше слов он будет использовать в речи, лучше будет составлять пересказ истории. Большинство норм языка ребёнок не изучает, а просто запоминает. И хорошая память – это прямая дорога к так называемой «врожденной грамотности».
  • Мелкая моторика отвечает за координацию движений пальцев рук. Участок мозга, отвечающий за мелкую моторику, находится очень близко с тем, который распознаёт и синтезирует речь. Поэтому дети, любящие перебирать крупы и быстро осваивающие точные движения руками, скорее начинают говорить.

Поэтому большинство игр и упражнений будут не только увеличивать словарный запас и тренировать произношение, но и совершенствовать логику, память, внимание, мелкую моторику.

Игры на увеличение словарного запаса

Родители наращивают словарный запас малыша каждый раз, когда разговаривают с ним во время прогулки или дома, рассказывают обо всех предметах и явлениях, которые они видят, читают вместе книжки. Скороговорки, загадки, пословицы, пересказ мультфильмов – всё это может стать основой для обсуждения новых слов.

В повседневной жизни учите детей сравнивать предметы, находить общие и отличные черты. Чаще посещайте новые места, ведь в них можно встретить что-то неизвестное: предметы, явления, события, а это материал для беседы.

Лото «Свойства предметов»

Распечатайте материалы для лото, скачать их можно по ссылке ниже.

Карточки со словами разрежьте по пунктирной линии, всего их будет 72 штуки. Всем участникам игры раздайте по одинаковому количеству карточек с предметами. Играть можно как с компанией детишек, так и наедине с ребёнком, тогда половина картинок будет перед родителем.

Скачать лото

Взрослый достаёт карточку со словами и зачитывает их. Ребёнок находит предмет, к которому подходят все три свойства в одной карточке, и закрывает его, как в обычном лото. Например, хрупкий, прозрачный и стеклянный – стакан. Побеждает тот, кто первый закроет все 6 картинок в карточке, хотя, в этой игре явно важнее не победа, а участие.

Карточки-противоположности

Распечатайте карточки с антонимичными словами. Сперва просто смешайте их и попросите ребёнка найти ту или иную карточку по картинке на ней. Затем из стопки карточек пусть ребёнок найдёт противоположность тому предмету, который показываете вы.

Скачать карточки

Когда все пары подобраны, можно взять карточки на прогулку. На улице с ними удобно играть в находилки. Вытянули карточку «холодный» и начали искать, что холодного может найтись на улице? Потом можно взять пару противоположностей и по очереди называть, к чему она подходит. К примеру, взяли «быстрый/медленный» и начали перечислять, что бывает быстрое, а что – медленное.

«Четвёртый лишний»

Игра направлена на группировку предметов, изучение обобщающих слов, а также на развитие логики. Из четырёх предметов на картинке ребёнок должен определить то, которое отличается по свойствам, а потом объяснить свой выбор. Например, среди фруктов попался овощ.

Карточки для игры можно скачать тут:

Скачать карточки

«Логические парочки»

Игра развивает логику, память, внимание и увеличивает словарный запас. Для игры вам понадобятся картинки с логическими парами, например, гриб и лукошко, ключ и замок. Скачать их можно по ссылке ниже.

Скачать карточки

Сперва познакомьте ребёнка с картинками, пусть он найдёт логические пары. Возможно, ему вспомнятся ещё какие-то ассоциации, поддерживайте его в этом, подумайте, как продолжить каждый ряд новыми словами, вместе.

Потом потренируйте память. Выложите на стол 3-4 пары, пусть ребёнок постарается их запомнить. Затем уберите каждую вторую парную карточку, малышу нужно будет самому вспомнить, какие картинки там были. Постепенно можно увеличивать количество логических пар на столе.

Игра «Съедобное-несъедобное» с мячом

Играть можно один на один с ребёнком или в компании детей, главное условие игры – чтобы все участники умели отбивать мяч. Правила просты: ведущий встаёт напротив игроков и по очереди кидает всем мяч, сопровождая бросок словом. 

Участник должен поймать мяч, если сказанное слово съедобное (фрукты, овощи, блюда, напитки), и отбить его, если оно несъедобное. Ведущий меняется с игроком местами, когда тот ошибается, например, ловит «несъедобный мяч».

Игры на развитие силы голоса

Игры направлена на то, чтобы ребёнок учился менять громкость, тембр голоса и скорость речи. Несколько вариантов игр:

  • «Мамы и малыши». Играть можно с изображениями животных или игрушками. Взрослый показывает собачку со словами: «Как говорит собака? Она громко лает: гав-гав-гав», гавкать нужно низким тембром, ребёнок повторяет также. Потом показываем щенка: «А щенок лает тоненьким голоском: гав-гав-гав», соответственно, тембр голоса должен быть выше, голос тоньше. Ребёнок старается повторить. Таким образом можно перебрать разных зверушек, это же поможет повторить, кто лает, кто блеет, а кто ржёт.
  • «Вьюга». Ветер воет «у-у-у». Попросите ребёнка показать, как воет ветер. Теперь произносите команды: «поднялась вьюга» – громкое «у-у-у», «вьюга кончается» – тихое «у-у-у», «вьюга кончилась» – тишина. Важно, чтобы ребёнок снижал и увеличивал силу и громкость голоса плавно, для этого можно «дирижировать» рукой: чем она выше, тем сильнее вьюга.
  • «Быстро-медленно». Играть также можно с игрушками или картинками. Например, берём барабан и рассказываем: «Барабанщик стучит по барабану бом-бом-бом (медленно). Музыка стала быстрее, как стучит барабанщик? Бом-бом-бом (быстрее). Очень-очень быстро звучит барабан: бом-бом-бом». Ребёнок должен повторять звучание предмета с такой же скоростью. Таким же образом можно менять скорость капель дождя, прыжков зайца, стука колёс поезда и так далее. Здорово, если при этом вы вместе с ребёнком будете имитировать движения предметов руками.
  • «Позови друга». Расставьте игрушки на разном расстоянии от ребёнка. Его задача – позвать всех к столу фразой «Зайчик (мишка, кукла), иди кушать». Чем дальше стоит игрушка, тем громче нужно говорить, но при этом не переходить на крик.
  • «Испорченный телефончик». Классическая игра предполагает несколько участников, но в упрощённый вариант можно играть и вдвоём с ребёнком. По очереди тихо говорите на ухо слово или словосочетание, второй игрок должен произнести его громко. Можно выбирать смешные словосочетания или задать тематику игры, например, «что ты любишь на обед». И перечислять шёпотом варианты на ухо. Осторожно: игра может вызвать хохот!

Интонации хорошо развивает чтение книг по ролям и создание домашнего театра. Конечно, читать ребёнок в 3 года ещё не умеет, но реплики зверушек из «Теремка» может запомнить. А писк мышки-норушки сильно отличается от рёва медведя.

Игры на развитие связности речи

Ребёнку часто бывает трудно перейти от произношения отдельно стоящих слов к целым фразам и предложениям. 

Слова часто стоят не на своём месте или вовсе забываются. Говорить предложениями – целая наука, помогите ребёнку в этом!

Пазлы из 3-4 деталей

Можно соединять животное с детёнышем, а также с местом обитания и едой. Когда ребёнок соединит пазл, обязательно поговорите о каждом животном. По собранной картинке можно сделать небольшой рассказ: что ест, где живёт зверёк.

Скачать пазлы

Дополните рассказ своими сведениями, например, как говорит каждое животное (коза блеет, собака лает), какую пользу приносит людям (корова даёт молоко, овца – шерсть). Можно купить пластиковые, деревянные, картонные пазлы или распечатать на бумаге по шаблону.

«Закончи фразу»

Взрослый начинает предложение, а ребёнок его продолжает. Это непросто, потому что ему понадобится, во-первых, придумать слово, во-вторых, поставить его в нужную форму, в-третьих, следить за сюжетом. Связывайте фразы в 2-3 так, чтобы они составляли короткий сюжет, отталкивайтесь от ответов ребёнка.

Например:

  • Мама: Утром Серёжа проснулся и пошёл в…
  • Ребёнок: детский сад.
  • М: Там он встретил…
  • Р: воспитательницу.
  • М: Воспитательница позвала его…
  • Р: кушать кашу.

«Что перепутал художник»

Картинки с логическими ошибками называются нелепицы. Для возраста 3-4 года нужно брать простые картинки с одной заметной ошибкой. 

Скачать картинки

Задача ребёнка простая: посмотреть на картинку, объяснить, что перепутал художник, а главное, рассказать, как должно быть правильно. Задание развивает логику, память, а также увеличивает словарный запас и способствует связности речи. Картинки-нелепицы можно скачать по ссылке.

«Хороший-плохой»

Для игры подойдёт любая простая сказка, например, «Красная Шапочка». После прочтения предложите ребёнку объяснить, какой герой хороший, а какой плохой. 

Но нужно не только давать определение, а объяснить, почему. Например, Красная Шапочка хорошая, потому что она несёт бабушке гостинец.

Определяем последовательность картинок

Построение логической фразы всегда опирается на определение последовательности слов, событий. Научиться правильно выстраивать последовательности можно по простым картинкам. 

Скачать карточки

Распечатайте, разрежьте их и попросите ребёнка расставить их по очереди. Затем спросите, что происходит на картинках. Если малыш уже приступил к изучению цифр, то можно разложить и нумерацию картинок.

Игры на фонематический слух

С этими играми ребёнок научится прислушиваться к тому, что звучит со всех сторон – это и слова, и звучание разных предметов. Различая разные звуки, ребёнок учится их дифференцировать в чужой речи и, впоследствии, в своей.

«Поймай звук»

Игра направлена на вычленение звуков, их различение на слух. Сажаем ребёнка перед собой и говорим: «Сегодня будут работать наши ушки. Им нужно слушать и узнавать звук. 

Когда ты услышишь звук «У», лови его в ладошки руками – хлопай». Затем закройте рот листом бумаги, чтобы малыш ориентировался только на слух. Произносите гласные звуки, протягивая их, радуйтесь «пойманным» ребёнком звукам.

Грибник потерялся в лесу, он кричит «АУ», а эхо ему вторит. Сейчас ребёнок будет играть за эхо, которое передразнивает грибника. Произносите разное сочетание гласных, а ребёнок будет их повторять.

Чистоговорки

Короткие стишки помогают оттачивать произношение определённого слога. Это отличный способ закрепить различение мягких и твердых фонем, для этого чередуйте сперва одно звучание, затем другое. 

Скачать чистоговорки

Например, со-со-со, затем се-се-се. Карточки с чистоговорками можно скачать по ссылке выше, при частом повторении ребёнок сам будет рассказывать стишок, глядя на картинку.

«Звуковое мемори»

Вам понадобится много (не менее 10) одинаковых коробочек или непрозрачных контейнеров. Отлично подходят коробки из-под спичек или яйца из-под киндеров. В них нужно засыпать какие-то мелкие предметы так, чтобы коробочки составили пары. 

Можно засыпать: песок, горох, пшено, скрепки, бисер, пуговки, стразы и другие мелочевки. Задача ребёнка простая – трясти коробочки, прислушиваться с звучанию и находить звуковые пары.

«Волшебная палочка»

Возьмите деревянную палочку и покажите, как она может заставлять предметы звучать. Постучите палочкой по разным предметам – по мягкой мебели, металлической кастрюле, деревянной ножке стола. 

Возьмите палочку с собой на прогулку, чтобы проверить её волшебство и услышать ещё больше звуков.

Игры на развитие грамматических категорий

Возраст от 3 до 4 лет – самый важный для правильного грамматического согласования слов внутри фразы. Сперва ребёнок осваивает согласование прилагательное+существительное по роду и числу, затем более сложные сочетания: с глаголами, числительными, а также с существительными в косвенных падежах.

«Цветной сундучок»

Попросите ребёнка собрать цветной сундучок с сокровищами. Это коробка, в которую нужно положить свои игрушки и другие предметы одного цвета. После того, как первое задание будет выполнено, нужно рассмотреть сокровища и сделать их «опись».

Для этого по очереди доставайте игрушки и предметы, называя их. Конечно, вместе с выбранным цветом. Например, если ребёнок собирал синий сундук, «опись сокровищ» может выглядеть так: «Синий мяч, синяя кукла, синее перо, синие колготки». Таким же образом поступите с другими цветами.

«Один-много»

Раскладывая карточки с одним и несколькими предметами, можно закрепить образование словосочетаний во множественном числе. 

Скачать карточки

Показывайте одну карточку и говорите, что на ней нарисовано: «У меня одна лягушка», доставайте вторую со словами: «У тебя много лягушек». Потом можно усложнить игру, считая предметы. Согласование слов будет меняться: «Один заяц, два зайца, пять зайцев». Скачать карточки можно по ссылке выше.

«Сенсорный мешок»

Соберите в непрозрачный пакет разные небольшие предметы. Они должны быть разными по тактильным ощущениям, изготовлены из разных материалов, например, резиновый мячик, пластиковая вилка, деревянный кубик, стеклянный стакан, металлическая ложка, шерстяные носки, меховой воротник, бумажная тетрадь и так далее.

Задача ребёнка – с закрытыми глазами достать предмет, потрогать его, определить, из чего он сделан. Если с закрытыми глазами ребёнок затрудняется с ответом, снимите повязку. Проговаривайте каждый раз: мячик из резины – резиновый мячик. Дополнительно можно описать и другие характеристики предмета: металлическая ложка холодная, пластиковая вилка острая.

«Чей хвост?»

Это игра с прищепками, поэтому она не только развивает умение создавать притяжательные прилагательные, но и направлена на мелкую моторику.  

Скачать картинки

Ребёнку нужно прикрепить хвосты животным, проговаривая каждый раз: «Это хвост лисы. Чей хвост? Лисий». Картинки для скачивания по ссылке выше.

Склонение существительных

Конечно, ребёнок не будет заучивать падежные окончания. Но интуитивно он уже учится подбирать правильные окончания. Тренировать и закреплять это умение можно, играя в вопрос-ответ. Задавайте вопросы так, чтобы получить ответ в нужном падеже:

  • Винительный: Кого увидела собака на дереве? Белку. Что несёт мальчик в портфеле? Книжки.
  • Предложный: На ком красное платье? На девочке. На чем катается мальчик? На самокате.
  • Дательный: Кому мальчик наливает молоко? Кошке. К чему девочка пришивает пуговицу? К кофте.
  • Творительный: С кем гуляет девочка? С собакой. Чем мама режет капусту? Ножом.
  • Родительный: У кого котята? У кошки. Чего много на яблоне? Яблок.

Этими играми не ограничиваются занятия на развитие речи с трёхлеткой. Ребёнок в период 3-4 лет представляет собой очень плодородную почву – сколько семян посадишь, столько ростков и взойдёт. Поэтому так важно много говорить с ребёнком, читать и, конечно, играть в игры на развитие речи.

Узнайте о развитии речи на бесплатном занятии

Выберите тему

Самый популярный

56 нравится

24 января 2022 г. Компания Speech Blubs 2 рада предложить вам бесплатный урок «Разговор с малышом»! Присоединяйтесь к детскому логопеду Тори Хирш в этом классе по развитию речи, чтобы узнать стратегии для ускорения развития речи вашего малыша!

Узнайте, как использовать и интегрировать высоко оцененное обучающее приложение Speech Blubs в вашу речевую практику! Toddler Talk подготовлен в сотрудничестве с Mommy Mingle.

Курс познакомит вас с развитием языка и этапами общения, которые вы должны знать. Изучите стратегии улучшения речи и языковых навыков с помощью игр и повседневных дел!

Когда? Суббота, 13 марта, 13:00 по восточному поясному времени

Где? Виртуальный класс в Zoom, количество мест ограничено!

Чему вы научитесь?

  • Обзор развития речи и языка для детей от 2 до 4 лет
  • Как определить тревожные сигналы
  • Как создать речевые упражнения дома
  • Лучшие практики, рекомендованные логопедами
  • Как Speech Blubs может помочь вашему ребенку процветать

Зарезервируйте свое место сейчас

Прокрутите вниз и нажмите «Зарегистрироваться сейчас», чтобы получить билет для этого бесплатного занятия. Если у вас возникнут какие-либо проблемы, посетите веб-сайт Mommy Mingle и подайте заявку там.

ВАЖНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ! Этот класс достиг 100 участников! Ура! Если вы все еще хотите присоединиться, отправьте электронное письмо на адрес [email protected] com, чтобы вас добавили в список ожидания, и получите уведомление, если появится свободное место.

Познакомьтесь с экспертом: Тори Хирш, S речевой терапевт Тори Хирш, SLP

Тори — лицензированный логопед из Нью-Йорка. Сочетание собственного опыта Тори в получении речевых услуг в детстве и ее страсти к работе с детьми является ее движущей силой в этой области.

Тори получила степень бакалавра в Университете Флориды, получив степень бакалавра в области коммуникативных наук и расстройств. Она получила степень магистра в колледже Туро.

Кроме того, Тори является сертифицированным членом ASHA (Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха) и имеет лицензию TSSLD штата Нью-Йорк (преподаватель учащихся с нарушениями речи и языка).

Кроме того, Тори специализируется на проведении игровой терапии для детей в возрасте от рождения до 3 лет с помощью как структурированных, так и неструктурированных занятий, чтобы стимулировать развитие выразительных и рецептивных языковых навыков. Более того, Тори в настоящее время работает полный рабочий день в P.S. 199, государственная начальная школа, предоставляющая широкий спектр интервенционных услуг учащимся Pre-K–5-го класса. В нерабочее время вы можете найти Тори на беговой дорожке, на теннисных кортах или за покупками в Нью-Йорке.

Бесплатная оценка!

Пройдите этот тест и получите отчет о достижениях вашего ребенка и индивидуальный план обучения.

Начать оценку

Есть вопрос к нашим логопедам?

2-летний 3-летний 4-летний дошкольник

Взгляды автора полностью принадлежат ему или ей и могут не отражать взгляды Blub Blub Inc. Весь контент, представленный на этом веб-сайте, предназначен только для информационных целей и не предназначен для замены независимого профессионального медицинского суждения, совета, диагноза, или лечение. Всегда обращайтесь за советом к своему врачу или другому квалифицированному поставщику медицинских услуг по любым вопросам, которые могут у вас возникнуть относительно состояния здоровья. Никогда не пренебрегайте профессиональным медицинским советом и не откладывайте его поиск из-за чего-то, что вы прочитали на этом сайте. 9=»wpforms-«]

Развитие ребенка: речь и язык

Первые 3 года жизни вашего ребенка — самый интенсивный период развития речи и языка, так как быстро развивается мозг. Для их развития крайне важно, чтобы они подвергались различным видам и звукам, чтобы стимулировать их ум. Родители и воспитатели дошкольных учреждений обязаны предоставить инструменты, необходимые для обеспечения роста.

Вехи

Первые 5 лет жизни вашего ребенка являются основой для всего будущего развития, но каждый ребенок уникален. Несмотря на то, что развитие речи и языка варьируется, существует естественный прогресс в овладении этими навыками. Полезно знать эти вехи, чтобы отслеживать нормальное развитие и выявлять проблемы с речью или слухом на ранней стадии.

 

Рождение – 5 месяцев

Хотя важность этого периода часто упускают из виду, первые 5 месяцев имеют решающее значение для развития речи и языка вашего ребенка. Ваш ребенок должен реагировать на громкие звуки и начинать издавать звуки в виде смеха, суеты и, конечно же, плача.

6–11 месяцев

Этот период часто называют фазой болтовни. Ваш ребенок должен начать имитировать звуки, понимать ваш тон и начинать издавать звуки. Они также будут использовать жесты рук и тела, чтобы сообщить о своих желаниях или потребностях.

12–17 месяцев

Поскольку ваш ребенок развивает вербальные навыки, это возраст, когда он обычно должен понимать простые команды. Они могут ответить, хотя это может быть только один слог или трудно понять. Поощряйте их повторять за вами, поощряя их попытки похвалой.

18–23 месяца

В этом возрасте дети должны уметь различать части тела (нос, уши, руки). Простые слова должны использоваться часто, а произношение должно быть достаточно четким. Комбинирование слов также является захватывающим развитием в этот период. Дети на этом этапе очень восприимчивы к изучению двух языков одновременно. Если вы рассматривали двуязычная программа , самое время начать!

2–3 года

В среднем дети в возрасте от 2 до 3 лет знают около 50 слов. Они понимают пространственные понятия, такие как «внутри» и «вверху». Хотя незнакомцам может быть трудно уловить их произношение, вы слышали достаточно, чтобы понимать, о чем они говорят.

3–4 года

Год между 3 и 4 годами благоприятен для речи и языка. Ваш ребенок должен достаточно понимать язык, чтобы понимать простые шутки, глупые фразы и рифмующиеся предложения. Когда вы задаете более сложные вопросы, они должны быть в состоянии ответить. Например, если вы спросите своего ребенка: «Что ты хочешь сделать после прогулки?» Ваш ребенок ответит коротким предложением, например: «Иди в парк».

4–5 лет

К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 4 или 5 лет, он выучит около 300 слов и неправильных глаголов прошедшего времени, таких как «fell». Длинные слова все еще могут быть трудными, но они становятся ближе. Это возраст, когда ваш ребенок начнет задавать страшный вопрос «почему?» Их любознательность действительно раскрывается в этом возрасте!

Опасения

Приведенные выше рекомендации являются общими временными рамками и варьируются от ребенка к ребенку. Если вы обеспокоены задержкой речи вашего ребенка, проконсультируйтесь с педиатром. Они могут направить вас к логопеду, который может оценить вашего ребенка с помощью специальных тестов речи, языка и слуха.

Развитие речи и языковых навыков

Очень важно разговаривать, читать и играть с ребенком, даже если вы не уверены, что он вас понимает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *