Здоровье детей и подростков – . . . —

Содержание

Показатели здоровья детей и подростков в России

Демографические показатели детей и подростков

Демографические показатели и показатели здоровья российских детей и подростков сравниваются в динамике с аналогичными показателями в «новых-8» странах Евросоюза (ЕС) – близких к России по уровню экономического развития, т.е. имеющих сопоставимый валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) (рис. 1). Для более правильного сопоставления все рассматриваемые в статье показатели по «новым-8» странам ЕС берутся средневзвешенными, с учетом численности населения, «новые-8» страны ЕС включают Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию.

Рисунок 1. Валовой внутренний продукт на душу населения

Коэффициент рождаемости

На рис. 2 показана динамика коэффициента рождаемости (число родившихся живыми на 1 тыс. населения в год) в России и в странах ЕС. В нашей стране с 1987 по 1999 г. коэффициент рождаемости уменьшился более чем в 2 раза (с 17,2 до 8,3), однако затем начал постепенно расти и достиг в 2015 г. 13,3 родившихся на 1 тыс. населения, превысив данный показатель в странах ЕС. Во многом эта положительная динамика связана с демографической политикой и мероприятиями, реализованными в национальном проекте «Здоровье» в 2005–2009 гг., а не только с увеличением числа женщин детородного возраста (Вишневский А.Г., 2008). Однако наблюдаемый в последние годы положительный рост не позволяет достичь уровня 1980 г., когда коэффициент рождаемости в нашей стране составлял 15,9. Следует отметить, что по сравнению с 1980 г. число родившихся живыми на 1 тыс. населения в год в России сократилось на 16%, а в «новых-8» странах ЕС – на 43%, в «старых» странах ЕС – на 22%. На сегодняшний день коэффициент рождаемости в России в 1,3 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС.

Рисунок 2. Динамика общего коэффициента рождаемости в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.

Число родившихся живыми на 1 тыс. населения


Коэффициент фертильности

Общий коэффициент фертильности (число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста) представлен на рис. 3. Этот коэффициент показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (т.е. от 15 до 50 лет) при сохранении повозрастной рождаемости на уровне того года, для которого вычисляется показатель.

В отличие от общего коэффициента рождаемости его величина не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данном календарном году. Из представленных данных следует, что с конца 1980-х гг. этот коэффициент в России постепенно снижался, а с 2000 г. наметилась положительная тенденция в увеличении данного показателя до значения 1,78. Начиная с 2005 г. коэффициент фертильности растет, и в 2015 г. он был на 28% выше, чем в «новых-8» странах ЕС. Однако в России пока еще не удалось достичь уровня 1980 г. – 1,89 (снижение на 6%). За этот же период в «новых-8» странах ЕС коэффициент фертильности сократился на 36%, в «старых» странах ЕС – на 9%. На сегодняшний день коэффициент фертильности в России в 1,3 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС.

Рисунок 3. Динамика общего коэффициента фертильности в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.

Среднее число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста (15–50 лет)



Чтобы обеспечить воспроизводство населения страны, коэффициент фертильности должен равняться 2,14. Снижение рождаемости в России связано с двумя факторами: с одной стороны, с распадом СССР и ухудшением социально-экономических условий для рождения второго и последующего детей, с другой – с поведенческим фактором семей, вызванным урбанизацией, ростом образовательного уровня женщин и т.д. Последний фактор имеет место в большинстве развитых стран и странах с переходной экономикой.

Коэффициент младенческой смертности

На рис. 4 представлена динамика коэффициента младенческой смертности – число умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми. Наименьшее значение коэффициента младенческой смертности в 2015г. было в «старых» странах ЕС – 3,3. По сравнению с 1980 г. коэффициент младенческой смертности снижается во всех странах: в России – на 70%, в «новых-8» странах ЕС – на 80%, в «старых» странах ЕС – на 73%.

Рисунок 4. Динамика коэффициента младенческой смертности в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.

Число умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми



Однако в 2015 г. в России он был в 1,6 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС. В структуре причин младенческой смертности более 2/3 случаев смерти приходится на перинатальный период и врожденные аномалии, т.е. на заболевания, связанные со здоровьем матери (рис. 5).

Около 15% причин приходится на внешние причины, болезни органов дыхания и пищеварения, а также на инфекционные болезни. 

Рисунок 5. Причины младенческой смертности в России


В России с 1970 по 2015 г. младенческая смертность снижается по всем классам причин смертности (рис. 6). Рассматривая причины смертности в динамике можно отметить, что наименее интенсивно снижается младенческая смертность от отдельных состояний в перинатальном периоде. С 1970 г. младенческая смертность от болезней органов дыхания снизилась в 30,2 раза, а от болезней органов пищеварения – в 27,3 раза, от инфекционных болезней – в 4,6 раза.

Рисунок 6. Динамика причин младенческой смертности в России


Коэффициент перинатальной смертности

Как уже было отмечено выше, более 50% случаев смерти в структуре причин младенческой смертности связаны с отдельными состояниями в перинатальный период. Перинатальная смертность включает случаи мертворождения, а также ранней младенческой смертности, т.е. до 7 полных суток от рождения, на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми. Динамика этого показателя в России, в «новых-8» и «старых» странах ЕС с 1980 г. представлена на рис. 7.

По сравнению с 1980 г. коэффициент перинатальной смертности снижается во всех странах: в России – на 47%, в «новых-8» странах ЕС – на 76%, в «старых» странах ЕС – на 48%. Однако в 2015 г. в России он был в 2,3 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС. На рис. 7 также виден скачок роста показателя в 2012г. Это связано с тем, что с 2012г. в России введены новые критерии, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, согласно которым в статистике перинатальной смертности учитываются все плоды массой от 500 г или сроком от 22 полных недель гестации, а также новорожденные до 7 дней.

Рисунок 7. Динамика коэффициента перинатальной смертности в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г. 

Число умерших на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми


Коэффициент смертности детей по возрастным группам

В России за последние 25 лет коэффициенты смертности снижаются во всех группах детей и подростков (рис. 8). Наиболее интенсивное сокращение наблюдается в возрастных группах от 0 до 9 лет – в 2,4–2,5 раза, от 10 до 19 лет – в 1,3–1,4 раза.

Рисунок 8. Число умерших на 1 тыс. населения соответствующего пола и возраста в России


Динамика структуры причин смертности детей (в возрасте 0–14 лет) в России показана на рис. 9. Она снижается по всем причинам смертности, кроме болезней системы кровообращения, которая выросла в 1,3 раза. Сократить смертность от болезней органов дыхания удалось в 3,9 раза, от инфекционных болезней – в 3,1 раза. В 2,2 раза снизился коэффициент смертности детей от новообразований, от внешних причин – в 2 раза.

Рисунок 9. Динамика структуры причин смертности детей в России 


Задача снижения смертности в возрасте до 5 лет включена в Цели развития тысячелетия. В России с 1990 по 2015 г. число умерших детей в возрасте до 5 лет снизилось более чем на 60% (рис. 10), в «новых-8» странах ЕС – на 71%, в «старых» странах ЕС – на 57%. Однако, значение данного показателя в 2015 г. в России было в 1,7 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС.

Рисунок 10. Динамика числа умерших детей в возрасте до 5 лет в России, в «новых» и «старых» странах ЕС с 1990г.

Число умерших в возрасте до 5 лет на 1 тыс. родившихся живыми


Показатели здоровья детей и подростков

Показатели здоровья детей (0–14 лет)

В России с 1980 по 2014 г. доля детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности, выросла в 4,2 раза (рис. 11). Число детей, родившихся недоношенными (темный столбик на рис. 11), за рассматриваемый период практически не изменилось. Однако в 1990-е гг. наблюдалось снижение числа детей, родившихся недоношенными, но с 2000 г. число таких детей увеличилось в 1,5 раза.

Рисунок 11. Динамика доли детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности в России


Первичная заболеваемость детей в России с 1990 по 2015 г. выросла практически по всем классам болезней (кроме инфекционных болезней и болезней нервной системы). Первичная заболеваемость от новообразований увеличилась в 4,6 раза, от врожденных аномалий – в 4,1 раза, от болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани – в 4 раза, от болезней системы кровообращения – в 3,8 раза и т.п. (рис. 12).

Рисунок 12. Структура первичной заболеваемости детей (0–14 лет) в России

Число случаев на 100 тыс. детей соответствующего возраста


Структура общей заболеваемости детей в России в 2015 г. представлена на рис. 13. Наиболее распространенным случаем заболевания среди детей является общая заболеваемость от болезней органов дыхания (54,8%), болезни органов пищеварения – 5,9%, болезни глаза – 5,4%, внешние причины – 4,7%, болезни кожи – 4,4% и т.п.
Рисунок 13. Структура общей заболеваемости детей (0–14 лет) в России в 2015г.


Общая заболеваемость детей по классам болезней в России с 2005 по 2015 г. выросла на 1% (рис. 14). Наиболее интенсивный рост наблюдается от врожденных аномалий – на 27%, от болезней органов дыхания – на 12%. Также увеличилась общая заболеваемость от болезней нервной системы (на 10%), болезней уха (на 3%). С 2005 по 2015 г. общая заболеваемость сократилась по следующим классам болезней: отдельные состояния перинатального периода – на 32%, инфекционные болезни – на 17%, болезни органов пищеварения – на 15%, болезни эндокринной системы – на 10%.
Рисунок 14. Динамика общей заболеваемости детей (0–14 лет) в России


Показатели здоровья подростков (15–17 лет)

Первичная заболеваемость подростков в России с 1991 по 2015 г. выросла по всем классам болезней (рис. 15). Наиболее интенсивно увеличилась первичная заболеваемость от болезней крови (в 8,3 раза), новообразований (в 7,5 раза), мочеполовой системы (в 5,6 раза), эндокринной (в 5,5 раза) и костно-мышечной (в 5,4 раза) и т.п.
Рисунок 15. Структура первичной заболеваемости подростков (15–17 лет) в России

Число случаев на 100 тыс. подростков соответствующего возраста


Структура общей заболеваемости подростков в России в 2015 г. представлена на рис.16. Так же, как и среди детей, у подростков наиболее распространенным заболеванием являются болезни органов дыхания – 33,8%. По 7–10% в структуре общей заболеваемости занимают болезни костно-мышечной системы, внешние причины, болезни органов пищеварения и болезни глаза. Примерно по 5% приходится на болезни мочеполовой системы, болезни кожи и болезни нервной системы.
Рисунок 16. Структура общей заболеваемости подростков (15–17 лет) в России в 2015г.


Общая заболеваемость подростков по классам болезней в России с 2005 по 2015 г. выросла на 22% (рис. 17). Рост наблюдается по всем классам болезней, кроме инфекционных. Наиболее интенсивно возросла общая заболеваемость от новообразований – на 73%, внешних причин – на 42%, болезней уха – на 39%, болезней нервной системы – на 35% и т.п.
Рисунок 17. Динамика общей заболеваемости подростков (15–17 лет) в России

Число случаев на 100 тыс. населения соответствующего возраста


Детская инвалидность

В структуре причин первичной детской инвалидности (0–17 лет) в России в 2015 г. преобладали психические расстройства (25,8%) и болезни нервной системы (23,9%) (рис.18).

Рисунок 18. Структура причин первичной детской инвалидности (0–17 лет) в Росси в 2015г.


Врожденные аномалии составили 17,7%, болезни эндокринной системы – 6,8%, болезни уха – 5,6%. Динамика первичной детской инвалидности (0–17 лет) в России по классам болезней представлена на рис.19.

Рисунок 19. Динамика первичной детской инвалидности (0–17 лет) в России по классам болезней

Число заболеваний, обусловивших инвалидность, на 10 тыс. детей соответствующего возраста


С 2000 по 2014 г. наблюдается рост детской инвалидности от болезней эндокринной системы на 43%, от психических расстройств – на 30%, от болезней системы кровообращения – на 24%, от новообразований – на 19% и т.п. По некоторым классам болезней произошло снижение первичной детской инвалидности: внешние причины – на 60%, болезни мочеполовой системы – на 56%, болезни органов дыхания – на 52% и т.п.

Показатели, определяющие мощность педиатрической службы

На рис.20 показана динамика показателей обеспеченности детского населения педиатрическими койками и педиатрами (с аспирантами, клиническими ординаторами, интернами), а также врачами-педиатрами участковыми. Видно, что в России с 2000 по 2015 г. обеспеченность педиатрическими койками сократилась в 1,9 раза (с 35,5 до 19,1), педиатрами – в 1,3 раза (с 25,3 до 19,3).

С 2007 г. наблюдается снижение обеспеченности детского населения врачами-педиатрами участковыми на 13% (с 10,5 до 9,1) . Сегодня число врачей-педиатров участковых в России составляет 26 тыс. Расчеты показывают, что таких врачей необходимо 36,3 тыс. Расчет сделан следующим образом: численность прикрепленного детского населения от 0 до 17 лет на одном педиатрическом участке по нормативам составляет 800 чел. Тогда врачей-педиатров участковых необходимо 36,3 тыс. {29 млн ÷ 800}, где 29 млн – численность детского населения в возрасте от 0 до 17 лет. Таким образом, в России на сегодняшний день не хватает более 10 тыс. врачей-педиатров участковых. По прогнозам Росстата (средний вариант), к 2020 г. численность детей и подростков возрастет на 1,8 млн человек, или на 7%, что усугубит дефицит врачей-педиатров участковых.

Рисунок 20. Динамика показателей работы педиатрической службы в России

Обеспеченность на 10 тыс. населения соответствующего возраста


Выводы 

1. В России с 1980 по 2015 г. показатель младенческой смертности снизился на 70%, перинатальной смертности – на 47%. Однако по сравнению с «новыми-8» странами ЕС в России коэффициент младенческой смертности в 1,6 раза выше, коэффициент перинатальной смертности – в 2,3 раза выше. Это говорит о наличии существенных резервов в улучшении данных показателей.

2. В России с 1990–1991 по 2015 г. показатели первичной заболеваемости детей и подростков резко возросли практически по всем классам болезней.

3. В структуре причин детской инвалидности (0–17 лет) преобладают психические расстройства (26%) и болезни нервной системы (24%). Эти причины являются предотвратимыми и управляемыми методами своевременной профилактики, лечения и реабилитации.

4. В России с 2000 по 2015 г. факторы, определяющие мощность педиатрической службы сократились: обеспеченность детского населения педиатрами – в 1,3 раза, педиатрическими койками – в 1,9 раза. С 2007 г. обеспеченность врачами-педиатрами участковыми сократилась на 13%. Сегодня их дефицит превысил 10 тыс. врачей от установленных нормативов

5. Для улучшения показателей здоровья детей и подростков необходимо предпринять меры по совершенствованию работы педиатрической службы – привести мощности педиатрической службы в соответствие с потребностями детского населения в профилактической и медицинской помощи.


Сведения об авторах


Улумбекова Гузель Эрнстовна – доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ),
Калашникова Александра Владимировна – научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)
Мокляченко Алина Викторовна – кандидат технических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

www.vshouz.ru

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья.

Состояние здоровья определяется ростом и развитием. Рост и развитие – это изменение анатомических и морфологических показателей, т.е. длины и массы тела, пропорций отдельных частей тела, поперечных размеров и объемных, изменения в физиологических системах, тканях и органах - т.е. функциональное направление в возрастном аспекте. Рост и развитие взаимосвязаны, зависят друг от друга; от окружающей обстановки; гигиены социально-бытовой; школьной; гигиены питания; труда и отдыха; занятий физической культурой и спортом. Периоды усиления роста сменяются периодами усиления развития, дифференциации тканей и систем и наоборот. Это так называемая гетерохронность – разновременность двух фаз единого процесса, гармоничность которого зависит от факторов внешних и внутренних.

Гигиенические аспекты здоровья детей и подростков начинаются с профилактической медицины на стадии планирования и зачатия, вынашивания и родов, целым комплексом мероприятий по охране материнства и детства. Это женские консультации, родильные дома, социальная защита – дородовые и последекретные отпуска, перевод на безопасную и легкую работу, поощрения и вознаграждения за ранний учет в женской консультации, за роды. Генетическое консультирование, наблюдения, контроль за внутриутробным развитием, рекомендации профилактического порядка по образу жизни женщины, ее питания, движения, отдыха. В организме матери формируется третий круг кровообращения эмбриона и плода, в первую очередь все хорошее и плохое поступает им, приоритет новой жизни.

Современные гигиенические аспекты роста и развития детей и подростков необходимо начать с термина валеология. Valeo – здравствую с момента зарождения новой жизни. Все болезни детскими ножками входят во взрослую жизнь. Уровень и качество здоровья зависит от многих хорошо управляемых факторов как генетически детерминированных, так и внешних сил природы, образа жизни и помощи профилактической медицины. Весь взаимосвязанный комплекс физического, психического и нравственного здоровья формируется и воспитывается не только окружающим биолого-социальным миром, но и самим человеком.

Здоровье - наивысшее благо. Научно-технический прогресс уменьшает долю физического труда и увеличивает его интенсивность, интеллектуальную и психическую нагрузку, снижает двигательную активность. Три кита физического, психического и нравственного здоровья - питание, движение, защита. Питание все больше становится рафинированным, высококалорийным, бедным или лишенным биологически активными веществами. Дефицит защиты сном дает рост невротических и астеноневротических состояний. Двигательный голод увеличивает деформации опорно-двигательного аппарата.

Здоровье - интегральный показатель формируется из следующих компонентов: соматического, физического, эмоционального, личностного, нравственного, умственного, духовного, психического, социального.

Для оценки здоровья детей и подростков необходимо использовать как минимум четыре критерия, а именно: 1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности; 3) уровень функционирования основных систем организма; 4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

С гигиенической токи зрения наибольшего внимания заслуживает оценка состояния здоровья, основанная на совокупности всех четырех признаков.

Этим целям отвечает методика комплексной оценки и распределения детей и подростков на группы здоровья.

В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от совокупности показателей здоровья, подразделяются на пять групп.

Первая группа - это лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, болевшие редко за период наблюдения, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровье, без отклонений).

Вторая группа - ее составляют дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные и морфологические отклонения, часто болеющие - 4 раза в год и более - или длительное одно заболевание - более 25 дней (здоровые, с функциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа - объединяет лиц, имеющих хронические заболевания или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа - лица, с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа - включает лиц с тяжелыми заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охватываются.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам здоровья, нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Для лиц, входящих в первую группу здоровья организуется учебная, трудовая и спортивная деятельность без каких-либо ограничений в соответствии с существующими программами учебно-воспитательного процесса. Педиатр или терапевт подросткового кабинета в обычные (плановые) сроки проводит их профилактический осмотр. Врачебные назначения при этом состоят из обычных общеоздоровительных мероприятий, которые оказывают тренирующее воздействие на организм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют группой риска), требуют более пристального внимания врачей. Дело в том, что данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, своевременное проведение которых обладает наибольшей эффективностью в предупреждении развития хронической патологии в детском и подростковом возрасте. Особое значение имеют гигиенические рекомендации по повышению резистентности организма неспецифическими средствами: оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания.

Дети и подростки, отнесенные к третьей, четвертой и пятой группам здоровья, находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей в соответствии с существующими методическими рекомендациями по диспансеризации детского населения.

Больные получают необходимую лечебную и профилактическую помощь, обусловленную наличием той или иной формы патологии и снижения компенсации. В детских и подростковых учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости больных хроническими заболеваниями или имеющие врожденные пороки развития направляют в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

В Республике Беларусь осуществляется целенаправленная программа по сохранению здоровья учащихся.

Программа «Здоровье соматическое» проходит под девизом первичной гигиенической профилактики «Я знаю как не болеть». Основными направлениями деятельности в этой программе являются: систематические медицинские обследования детей (сентябрь, май) с распределением детей на медицинские группы по организации правильного распределения физической нагрузки на организм. Определены четыре медицинские группы для занятий физической культурой: основная, подготовительная, специальная медицинская группа и лечебной физической культуры. Одновременно проводится цикл лекций для родителей и учащихся, воспитателей, учителей.

Программа «Здоровье физическое» ставит своей основной задачей диагностику физического состояния детей, их физического развития и здоровья.

Критерии здоровья:

  • для психического - я хочу, желаю;

  • для физического и соматического - я могу;

  • для нравственного - я должен.

Признаки здоровья:

  • мотивация поведения;

  • показатели роста и развития;

  • устойчивость к действию повреждающих факторов;

  • специфическая и неспецифическая резистентность;

  • функциональное состояние и резервные возможности организма;

  • уровень морально-волевых качеств;

  • наличие или уровень заболевания, дефекты развития.

Контроль за состоянием здоровья осуществляют ЛПО. Детские поликлиники, подростковые кабинеты проводят углубленные медицинские осмотры с привлечением разных специалистов.

Современные принципы дифференциации по здоровью позволяют проводить комплексную индивидуальную и коллективную оценку здоровья детей и подростков, скрининг-тесты, социально-гигиенические мониторинги, выделять факторы риска и последствия аварии на ЧАЭС.

studfile.net

4. Оценка здоровья детей и подростков

Разработаны и применяются критерии оценки здоровья детей и подростков, представленные ниже.

  1. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.

  2. Уровень функционального состояния основных систем организма.

  3. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

  4. Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

По указанным критериям выделяются группы здоровья, представленные в таблице 12.

Таблица 12

Группы здоровья детей и подростков

Группа здоровья

Контингент групп здоровья

I

Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций

II

Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям

III

Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями

IV

Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями

V

Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма; как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены

При массовых врачебных осмотрах для определения групп здоровья и распределения обследуемых по группам здоровья рекомендована схема, приводимая в таблице 13.

Таблица 13

Схема определения группы здоровья при массовых врачебных осмотрах в зависимости от характера и степени выраженности некоторых распространенных отклонений

В состоянии здоровья

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы

Функциональный шум в сердце

II

Юношеская гипертрофия сердца, митральная форма сердца; малое (висячее) сердце

II

Тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия

II

При отсутствии заболеваний сердца

Понижение артериального давления

II

При снижении систолического артериального давления у детей 8-12 лет до 80-85 мм рт. ст.; 13-16 лет до 90-95 мм рт. ст.

Вегетососудистая дистония по гипотоническому типу

III

Снижение систолического артериального давления у детей 8-12 лет ниже 80-85 мм рт. ст. и 13-16 лет ниже 90-95 мм рт. ст. при наличии повышенной утомляемости, головных болей, лабильности пульса, потливости и др.

Продолжение таблицы 13

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Вегетососудистая дистония по гипертоническому типу (гипертоническая болезнь IА стадии по А.Л. Мясникову)

III

Транзиторные подъемы систолического артериального давления до 135-140 мм рт. ст. (редко до 150 мм рт. ст.) при наличии вегетативной дисфункции – потливости, тахикардии, субфебриллитета и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ

Гипертоническая болезнь I стадии (IБ стадия по А.Л. Мясникову)

IV

Продолжительные подъемы систолического артериального давления до 150-160 мм рт. ст., уровень лабильный; диастолическое артериальное давление иногда повышается до 85-90 мм рт. ст.

Миокардит неревматической этиологии

III-IV

При полной клинической ремиссии III гр.

При неполной клинической ремиссии – IV гр.

Ревматизм

III-IV

Без порока сердца или с пороком без признаков недостаточности кровообращения, при отсутствии признаков активности ревматического процесса от 1 года до 5 лет после атаки – III гр.

Без порока сердца или с порокм без признаков недостаточности кровообращения в период стихания активности ревматического процесса (от 6 мес. До 1 года) – IV гр.

С пороком сердца и признаками недостаточности кровообращения I ст. при отсутствии признаков активности ревматического процесса (от 1 года и более после атаки) – IV гр.

Врожденный порок сердца

III-IV

Открытый боталлов проток, дефект межжелудочковой перегородки, без признаков нарушения кровообращения – III гр.

С недостаточностью кровообращения I ст. – IV гр.

Отклонения со стороны органов дыхания

Хронический бронхит

III-IV

При отсутствии клинических и функциональных изменений со стороны органов дыхания и других систем – III гр.

При их наличии – IV гр.

Хроническая пневмония

III-IV

При отсутствии клинических и функциональных отклонений со стороны органов дыхания и других систем – III гр.

При их наличии – IV гр.

Бронхиальная астма

III-IV

В межприступном периоде при отсутствии функциональных нарушений различных систем, органов и физического развития – III гр.;

При их наличии – IV гр.

Отклонения со стороны органов пищеварения

Кариес зубов

II-III

Кариес средней активности – II гр.

Высокой активности – III гр.

Аномалии прикуса

II-III

Начальные формы аномалии прикуса – II гр.

Значительно выраженные аномалии прикуса – III гр.

Дискинезия желчевыводящих путей

II-III

В стадии стойкой ремиссии – II гр.

Кратковременные, схваткообразные боли в правом подреберье или в области пупка, возникающие после еды или не связанные с приемом пищи, при мало нарушенном общем состоянии и слабовыраженных объективных данных – III гр.

Хронический холецистит

III-IV

В стадии стойкой ремиссии – III гр.; в стадии неполной ремиссии – IV гр.

Продолжение таблицы 13

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Хронический гастрит

III-IV

В стадии полной ремиссии – III гр.

В стадии неполной ремиссии – IV гр.

Хронический гастродуоденит

III-IV

В стадии полной ремиссии – III гр.;

В стадии неполной ремиссии (незначительные боли в эпигастральной области, голодные или спустя 2 часа и более после приема пищи) при наличии болезненной пальпации пилородуоденальной области – IV гр.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

III-IV

При стойкой ремиссии – III гр.

Боли в подложечной области (голодные и ночные), отрыжки кислым, изжога, рвота, при локальной болезненности в подложечной и пилородуоденальной области, напряжения мышц эпигастральной области – IV гр.

Хронический колит, энтероколит

III-IV

В стадии ремиссии – III гр.

При неопределенных болях по всему животу, снижении аппетита, общей слабости, быстрой утомляемости, похудании, спастически сокращенном кишечнике, его вздутии и урчании – IV гр.

Гельминтоз

II-III

Без признаков интоксикации – II гр.

При их наличии – III гр.

Отклонения со стороны мочеполовой системы

Доброкачественная протеинурия при отсутствии заболеваний почек

II

Пиелонефрит хронический

III-IV

При полной ремиссии и сохраненной функции почек – III гр.

При неполной ремиссии и частично нарушенной функции почек – IV гр.

Крипторхизм

III

Нарушение менструального цикла в период становления менструальной функции

II

Дисменоррея

III

Отклонения со стороны эндокринной системы и обмена веществ

Гипертрофия вилочковой железы

II

Увеличение щитовидной железы I и II степени

II

Увеличение щитовидной железы I степени (прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые доли), II степени (железа заметна на глаз при глотании, легко прощупываются боковые доли) до препубертатного и пубертатного периода без нарушения функции

Зоб

III

Увеличение щитовидной железы III степени и более без нарушений функции

Диффузный токсический зоб

III-IV

При легкой форме – III гр.

При средне-тяжелой форме – IV гр.

Избыточная масса тела (за счет жироотложения)

II

Превышение массы тела на 10-19% в связи с избыточным жироотложением

Продолжение таблицы 13

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Ожирение (экзогенно-конституциональное)

III-IV

Ожирение I степени (превышение массы тела на 20-29% за счет жироотложения) и II степени (превышение массы тела на 30-49% за счет жироотложения) – III гр.

Ожирение III степени (превышение массы тела на 50% и более за счет жироотложения) – IV гр.

Отклонения со стороны кожи

Аллергические реакции

II

Повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые вещества, лекарства и др.

Эксудативно-катаральный диатез без явлений экземы

II

Экзема, дерматит, нейродермит

III-IV

При ограниченной локализации – III гр.

При распространенных кожных изменениях с явлениями общей интоксикации – IV гр.

Отклонения со стороны системы крови

Преданемическое состояние (анемизация)

II

Содержание гемоглобина в крови 115-111 г/л

Анемия

III-IV

Содержание гемоглобина в крови 110-108 г/л – III гр.

Содержание гемоглобина в крови 107-80 г/л – IV гр.

Отклонения со стороны нервной системы

Астенические проявления

II

Легкие астенические проявления (утомляемость, головные боли, раздражительность, обидчивость, плаксивость, поверхностный сон и др.), исчезающие после непродолжительного отдыха, нормализации режима и отдыха

Патологические привычки

II

Привычки грызть ногти, ручки, воротнички, дергать волосы, кусать и облизывать губы и др., не понижающие функциональные возможности организма

Речевые нарушения

II

Вегетативная (вегетативнососудистая) лабильность

II

Соматовегетативные и вегетососудистые нарушения (повышенная потливость, акроцианоз, красный дермографизм, склонность к тахикардии, непереносимость жары и холода, игра вазомоторов), характерные для препубертатного и пубертатного периодов и не нарушающие работоспособности

Вегетативная (вегетативнососудистая) дисфункция

III-IV

Невротические и неврозоподобные расстройства, выражающиеся перманентными или кризоподобными вегетативными или соматовегетативными нарушениями

При слабо выраженной симптоматике – III гр.

При выраженных клинических проявлениях и снижении работоспособности – IV гр.

Невропатия (врожденная детская нервность)

III

Расстройства сна (трудности засыпания, ночные страхи, прерывистый сон), аппетита; эмоциональная неустойчивость, психомоторная расторможенность

Астено-невротический и церебрастенический синдром

III-IV

Раздражительность, головные боли, нарушения сна и аппетита

При умеренных клинических проявлениях – III гр.

При выраженных клинических проявлениях – IV гр.

Невроз (астенический, истерический невроз, невроз навязчивых состояний)

III-IV

При кратковременных проявлениях – III гр.

При длительных проявлениях – IV гр.

Продолжение таблицы 13

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Логоневроз, энурез, тики, моторная навязчивость

III-IV

При умеренных проявлениях, не снижающих социальную адаптацию – III гр.

При более выраженных проявлениях – IV гр.

Патологические развитие личности, психопатоподобный синдром, невротическое развитие личности

III-IV гр.

Неправильные формы поведения, квалифицированные детским психологом; группа здоровья в зависимости от выраженности клинических проявлений

Последствия органического заболевания центральной или периферической нервной системы

III-IV

Двигательные, чувствительные и координационные нарушения, без снижения функциональных возможностей – III гр.

При снижении функциональных возможностей – IV гр.

Гипертензионный-гидроцефальный синдром (врожденный или приобретенный)

III-IV

В стадии устойчивой компенсации и отсутствии клинических проявлений – III гр.

При наличии клинических проявлений – IV гр.

Эпилепсия, эпилептиформный синдром на фоне резидуальных органических поражений головного мозга

IV

Задержка психического развития

III

Умственная отсталость (легкая степень)

IV

Отклонения со стороны органа зрения

Миопия слабой степени, астигматизм

II

Миопическая рефракция от 0,5 до 3,0 Д или гиперметрическая рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии на лучшем глазу, при остроте зрения с коррекцией не менее 1,0 на каждый глаз

Миопия средней и высокой степени, астигматизм

III-IV

Миопическая рефракция от 3,35 Д до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с коррекцией от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу – III гр.

Миопическая рефракция от 6,25 Д и выше на лучшем глазу в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с коррекцией на лучшем глазу не менее от 0,5 – IV гр.

Гиперметропия высокой степени, астигматизм

III

Гиперметропическая рефракция от 6,25 Д и выше на лучшем глазу в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу

Аккомодационное косоглазие

II

Без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения

Неаккомодационное косоглазие

III-IV

С учетом степени аномалии рефракции

Отклонения со стороны уха, горла, носа

Аденоидные вегетации

II-III-IV

Небольшие аденоидные вегетации, слегка прикрывающие верхний край хоан и не препятствующие носовому дыханию – II гр.

Аденоиды II степени (хоаны прикрыты наполовину) – III гр.

Аденоиды III степени (хоаны прикрыты полностью) – IV гр.

Продолжение таблицы 13

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Аденоидит хронический

III

Затрудненное носовое дыхание, постоянный насморк, слизистые выделения по задней стенке глотки, длительный субфебрилитет, частые простудные заболевания

Гипертрофия небных миндалин II и III степени

II-III

При гипертрофии II степени (миндалины заполняют две трети пространства между небными дужками и язычком) – II гр.

При гипертрофии III степени (миндалины соприкасаются между собой) – III гр.

Искривление носовой перегородки

II-III

При отсутствия нарушения носового дыхания – II гр.

При нарушении носового дыхания – III гр.

Ларингит хронический

III

Отит хронический

III-IV

Наружный и средний отит – III гр.

Гнойный эпимезотимпанит – IV гр.

Ринит хронический

III

Синусит хронический

III

Тонзиллит хронический

III-IV

Компенсированная форма (местные изменения небных миндалин и ангины или частые респираторные заболевания в анамнезе без общих патологических проявлений вне обострений) – III гр.

Декомпенсированная или токсико-аллергическая форма (местные изменения в миндалинах сопровождаются субфебрилитетом, тонзилло-кардиальным синдромом и др.) – IV гр.

Фарингит хронический

III

Тугоухость

II-III-IV

Односторонняя и двусторонняя I степени (восприятие шепотной речи от 1 до 5 м) – II гр.

Односторонняя II степени (восприятие шепотной речи до 1 м) и односторонняя III степени (шепотная речь не воспринимается), а также двусторонняя II степени – III гр.

Двусторонняя III степени – IV гр.

Кохлеарный неврит

III-IV

Группа здоровья в зависимости от степени нарушения слуха (см. «Тугоухость»)

Отклонения со стороны физического развития

Общая задержка физического развития

II

Длина тела меньше чем М-2, отставание в уровне возрастного развития по количеству постоянных зубов, степени оссификации скелета кисти, выраженности вторичных половых признаков (по сравнению с региональными стандартами) при отсутствии эндокринной патологии

Значительный дефицит массы тела

II

Масса тела меньше, чем М-2R по региональным стандартам (таблицам регрессии), без хронической патологии

Отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата

Нарушение осанки

II

Асимметрия плеч, боковые искривления позвоночника; сутоловатая, лордотическая кифотическая, выпрямленная осанка

Окончание таблицы 13

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Сколиоз

III-IV

Сколиоз I, II степени (реберное выбухание или мышечный валик, угол искривления основной дуги позвоночника – до 10о – I степень; до 30о – II степень) – III гр.

Прогрессирующий сколиоз, а также сколиоз III и IV (мышечный валик, реберный горб и угол искривления от 30о до 50о – III степень и более 50о – IV степень) – IV гр.

Уплощение стопы

II

Нарушение опорной поверхности: перешеек стопы, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы значительно расширен (до 2/3 общего поперечника стопы), на его внутренней стороне пальпаторно обычно определяется компенсаторный мышечный валик; линия наружного края стопы несколько выпукла. Выраженность нарушения уточняется плантограммой

Плоскостопие

III

Нарушение опорной поверхности стопы: перешеек, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, занимает почти всю ширину стопы

Оценка состояния здоровья дается на момент обследования; острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность рецидива, стадия реконвалесценции, вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или условиями жизни, не учитываются.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического и биологического развития определяется описанными выше методами. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из групп здоровья дается с обязательным учетом всех перечисленных выше критериев.

В случае наличия различных отклонений у одного ребенка группу здоровья устанавливают по более высокому показателю.

Распределение детей и подростков по группам здоровья при массовых врачебных осмотрах широко используется в гигиенических наблюдениях, а также в педиатрической профилактической практике. Ниже приводятся основные аспекты практического использования распределения детей и подростков по группам здоровья.

  1. Оценка общего состояния здоровья детей и подростков на отдельных территориях, в населенных пунктах, в детских учреждениях для объективного обоснования целенаправленных профилактических мероприятий.

  2. Оценка влияния факторов и условий среды обитания на здоровья населения при эпидемиологических наблюдениях (детский и подростковый контингенты выступают в качестве маркера, как наиболее чувствительные к вредному воздействию).

  3. Анализ санитарно-эпидемиологической и медико-экологической ситуации на отдельных территориях, в населенных пунктах, в детских учреждениях.

  4. Оценка эффективности проведения профилактических, оздоровительных, лечебных мероприятий на отдельных территориях, в населенных пунктах, в детских учреждениях.

Таблица 14

studfile.net

20.09.12 Лекция 2. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.

Здоровье – максимальная производительность органов и систем при сохранении качественных пределов их функции. В основе здоровья индивида лежит феномен жизни, или жизнеспособность, которая обеспечивается типовыми специализированными структурами, их деятельность реализуется постоянной циркуляцией, потоком пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. Эти потоки, а также особенности возмущающих воздействий на биосистему поддаются научному анализу, что дает возможность характеризовать биосистему и степень ее устойчивости в целом. Эти характеристики – предпосылка для оценки количества и уровня здоровья.

Здоровье – категория не только медико-биологическая, но и социальная. Таким образом, выполнение индивидуумом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявление здоровья, то есть чем выше способность индивидуума реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья.

Здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации, характеризуется энергетическим, пластическим, информационным обеспечением процессов самоорганизации, является основой проявления биологических и социальных функций.

Здоровье – многомерный динамический процесс, взаимосвязанный со средой обитания.

Здоровье – состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции.

Здоровье – состояние жизнедеятельности, соответствющее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирование адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.

Критерии здоровья:

Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний

Уровень функционирования основных систем организма

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям

Уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности

Способность организма к адаптации

Показатели здоровья.

..

Индекс здоровья – удельный вес детей, не болевших в течение года среди всех обследованных, выраженное в процентах.

Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний, функциональных отклонений к общему числу обследованных, выраженное в процентах.

Показатели здоровья – медицинские, социального благополучия (демографическая ситуация…), психического благополучия.

Общественное здоровье - качественная интегративная характеристика сбалансированности роста и развития человеческой популяции с природной средой и ее процессами.

5 Групп здоровья:

1 - лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие.

2 – группа риска. Дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения.

3 – лица, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

4 – лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.

5 – с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

Распределение детей по группам здоровья необходимо для характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп, для сравнительных сопоставлений в пространстве и времени на разных территориях, для оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинких учреждений и отдельных врачей, для выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей, для опреления потребности в специализированных службах и кадрах.

Стадии шкалы здоровья:

Полное здоровье

Практическое здоровье

Предболезнь

Группы последствий неблагоприятного влияния окружающей среды на организм ребенка:

1 – острые и подострые интоксикации и состояния с определенной специфической клинической симптоматикой

2 – подострые и хронические состояния, проявляющиеся неспецифическими общеклиническими изменениями

3 – бессимптомные формы, проявляющиеся изменениями конечных показателей развития физических, адаптационных и интеллектуальных возможностей

4 – бессимптомные формы, при которых эффект воздействия имеет длительный латентный период и проявляется клинической картиной заболевания

Физическое развитие – комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас сил организма. В гигиенической трактовке физическое развитие – интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде

Законы физического развития:

1) Чем моложе органим, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития

2) Процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности

3) Протекание процессов роста и развития прослеживаются гендерные различия

Метод исследования физического развития – антропометрия (соматометрия, соматоскопия, динамометрия).

studfile.net

Физическое, психологическое и эмоциональное здоровье подростков

Словарь может говорить о том, что здоровье — это состояние отсутствия болезней или травм, но многие считают, что это не исчерпывающее определение. Так, Американская ассоциация семейных врачей считает, что здоровье — это не просто отсутствие болезней. «Здоровье — это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие заболевания или недомогания». По мнению специалистов, именно эти условия в комплексе позволяют человеку жить продуктивной и насыщенной жизнью.

Что нужно делать?

Концепцию здоровья можно разделить на несколько категорий, а именно: физическое, психологическое, эмоциональное и поведенческое. В каждой из категорий существуют меры, принятие которых позволит человеку оставаться здоровым. Однако, когда речь заходит о подростках, на отдельные моменты следует обращать особое внимание.

Физическое здоровье — Забота о собственном теле
  • Регулярно подвергайте организм физическим нагрузкам. Подростки должны уделять физической активности хотя бы 60 минут в сутки.
  • Соблюдение здорового рациона питания. Здоровый рацион питания является важнейшей частью процесса роста и развития. Ешьте много фруктов и овощей, цельных злаков, обилие белковых продуктов и маложирные молочные продукты.
  • Поддерживайте здоровую массу тела. Дети и подростки, страдающие ожирением, рискуют перенести его во взрослую жизнь. Также у них повышается риск развития других хронических болезней, депрессии и низкой самооценки.
  • Высыпайтесь. Большинству подростков необходимо от 9 до 9,5 часов ночного сна в сутки. При этом в среднем этот показатель равен 7. Однако сон играет очень важную роль в способности концентрировать внимание и успевать в школе.
  • Делайте прививки. Ежегодно проходите вакцинацию от гриппа. Если вы не проходили вакцинацию от папилломавируса человека, узнайте у родителей и врача о важности этой прививки. Она позволяет предотвратить инфицирование и развитие определенных форм рака, включая рак шейки матки.
  • Чистите зубы щеткой и нитью. Сделайте это привычкой сейчас, чтобы предотвратить проблемы с зубами и деснами во взрослом возрасте.
  • Защищайтесь от солнца. Получение буквально нескольких тяжелых солнечных ожогов в детстве в разы увеличивает риск развития рака кожи во взрослой жизни.
  • Не слушайте музыку на большой громкости. Это может повредить слух на всю оставшуюся жизнь.
Психическое здоровье — Забота о собственной психике
  • Научитесь справляться со стрессом. Полностью избежать стрессовых ситуаций в современном мире невозможно, поэтому нужно научиться эффективно с ними справляться. Это поможет поддерживать спокойствие и научит правильному поведению в стрессовых ситуациях.
  • Учитесь и старайтесь добиться максимума в школе. Давно доказано, что между здоровьем и академической успеваемостью существует тесная взаимосвязь.
  • Старайтесь поддерживать хорошие отношения с родителями. Всегда помните, что они желают вам лучшего. Постарайтесь разглядеть причины, по которым они устанавливают те или иные правила.
  • Поддерживайте баланс между школой, работой и социальной жизнью.
  • Не пытайтесь брать на себя слишком многое. Направьте все свои силы лишь на самые важные направления. Если вы будете браться одновременно за слишком многое, то столкнетесь со стрессом, истощением и депрессией.
Эмоциональное здоровье — Забота о собственных чувствах
  • Умейте определять признаки эмоционального истощения. К таковым относятся:
    • тревога
    • депрессия
    • чрезмерная утомляемость
    • утрата самооценки
    • потеря интереса к ранее любимым занятиям
    • потеря аппетита
    • набор или потеря массы тела
    • несвойственное характеру человека поведение.
  • Обращайте внимание на настроение и чувства. Не списывайте абсолютно все негативные мысли и чувства на подростковый возраст. Если вы о чем-то сильно переживаете, обратитесь за помощью.
  • Не бойтесь и не стесняйтесь обращаться за помощью. Если вы не можете или не хотите обращаться к родителям, поговорите с любимым учителем или школьным психологом. Найдите взрослого, которому можете доверять. При появлении сильной печали или мыслей о нанесении себе вреда сразу же обращайтесь за помощью.
  • Принимайте себя. Если вы чувствуете низкую самооценку или считаете, что плохо выглядите, поговорите об этом с кем-то. В данном случае может помочь даже обычная беседа с другом.
  • Не унижайте других людей. Если же жертвой унижений или издевательств стали вы сами, скажите об этом родителям, учителю или другим взрослым людям. Сюда относятся, в том числе, и унижения в онлайн-режиме.
Поведенческое здоровье — Забота о собственной безопасности
  • Избегайте употребления или злоупотребление наркотическими веществами. К таковым относятся алкоголь, уличные наркотики, рецептурные препараты и табачные продукты.
  • Безопасно управляйте транспортными средствами. Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной смерти подростков во многих странах мира. Всегда пристегивайтесь ремнем безопасности. Не садитесь в машину, полную других подростков. Это может отвлечь водителя и повысить риск аварии. Никогда не садитесь в машину с водителем, употреблявшим спиртные напитки.
  • Надевайте шлем. Во избежание сотрясений всегда надевайте шлем при езде на велосипеде или участии в контактных спортивных играх. Сотрясение, полученное в раннем возрасте, может иметь непоправимые последствия на всю последующую жизнь.
  • Избегайте насилия. Старайтесь избегать ситуаций, грозящих насилием или дракой, а также вытекающим из этого получением увечий.
  • Предохраняйтесь или воздержитесь от секса. Если вы занимаетесь сексом, всегда пользуйтесь презервативами во избежание инфекций, передающихся половым путем. Если вы — девушка, живущая половой жизнью, обсудите с врачом методы контрацепции. Если вы не можете использовать оральные контрацептивы, следите, чтобы партнер пользовался презервативом. Рекомендации по выбору противозачаточных средств.

Зачем нужны регулярные осмотры у врача?

Для обеспечения вашего здоровья врач может сделать следующее:

  • Выявить конкретные риски.
  • Измерить рост, вес и уровень кровяного давления.
  • Дать совет по поводу здорового образа жизни, рациона питания и уровня активности.
  • Назначить прививки для снижения риска инфицирования такими болезнями, как менингит, столбняк или папилломавирус человека.

Рекомендации

Скажутся ли мои нынешние привычки на взрослой жизни?

Да. Только задумайтесь: 65% всех смертей среди взрослых людей обусловлены сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком и инсультом. Во многих случаях эти заболевания можно предотвратить. Более того, многие из их причин берут начало как раз в молодом возрасте. К примеру, курящие подростки во взрослой жизни с большей вероятностью столкнутся с сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком или инсультом.

О чем нужно особенно беспокоиться в моем возрасте?

К наиболее частым причинам смерти среди подростков и молодых людей относятся дорожно-транспортные происшествия, непреднамеренные травмы, убийства и самоубийства. Рак и сердечно-сосудистые заболевания среди молодежи являются редкостью, но, в принципе, возможны. Незапланированная беременность и инфекции, передающиеся половым путем, могут сильно подорвать здоровье, а также вызвать социальные и личные проблемы.

Различаются ли риски у подростков мужского и женского пола?

Да. По статистике юноши гораздо пользуются ремнями безопасности. Также они чаще применяют оружие, ввязываются в драки, курят табак или марихуану, злоупотребляют алкоголем и в целом имеют больше половых партнеров. С другой стороны, у девушек имеется ряд специфических рисков. Так, они чаще пытаются совершить самоубийство, а также применяют опасные методики похудения.

Нужно ли мне обратиться к врачу при появлении опасений о здоровье?

Да. Если вас что-то беспокоит, сразу же воспользуйтесь квалифицированной помощью специалиста. В крайнем случае если опасения беспочвенны, вас просто успокоят.

Вопросы, которые следует задать врачу

  • Какие шаги помогут укрепить мое здоровье?
  • Рискую ли я столкнуться с какими-то конкретными заболеваниями?
  • Меня беспокоит конкретная сфера моей жизни. Что мне делать?
  • Я не могу обсудить с родителями или учителями свои проблемы. К кому мне обратиться?
Loading...

mojdoktor.pro

Здоровьесберегающие меры – профилактика нарушений здоровья детей и подростков.

Здоровье детей и подростков социально обусловлено и зависит от таких факторов, как окружающая среда, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, а также в образовательном учреждении.

Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды.

Проведение профилактических медицинских осмотров детей и подростков в образовательных учреждениях позволяют обнаружить и начать своевременную коррекцию нарушений в физическом развитии детского населения.

В 2016 году профилактическими осмотрами специалистов на территории Тюменской области было охвачено 291236 детей в возрасте от 0 до 17 лет, что составило 100% от общей численности подлежащего профосмотрам детского населения.

По результатам профилактических осмотров детей от 0 до 17 лет на протяжении последних лет (2012-2016 гг.) наблюдается 100% охват профилактическими осмотрами на большинстве территорий Тюменской области.

По мере взросления детей, посещающих образовательные учреждения, наблюдается увеличение частоты отклонений в состоянии здоровья в несколько раз, что требует проведения мероприятий, направленных на профилактику и оздоровление детей и подростков.

 

   

По данным различных источников насчитывается лишь 14-23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные – хронические заболевания. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый – патологию сердечно-сосудистой системы. Имеется тенденция к снижению показателей физического развития школьников, в том числе мышечной силы (Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Плахов Н.Н., «Гигиена и санитария», 2017 г.).

Повсеместное использование компьютеров в школе и дома, неправильно оборудованное рабочее место школьника, несоблюдение режима труда и отдыха, низкая физическая активность детей и подростков, неполноценное и нерациональное питание способствуют возникновению нарушений в состоянии здоровья  обучающихся детей.

Управление Роспотребнадзора по Тюменской области настоятельно рекомендует родителям акцентировать внимание на профилактику и оздоровление детей и подростков:

1. Оздоровительные мероприятия – достаточная двигательная активность, занятия физкультурой, в т.ч. на свежем воздухе, участие  в массовых спортивных мероприятиях, физическое воспитание с использованием корригирующей гимнастики, регулярная гимнастика  для глаз и др.

   

2.  Рационального и сбалансированного питания, в том числе с использованием обогащенных продуктов, как в школе, так и дома.

   

3. Соответствие рабочего места в школе и дома гигиеническим требованиям: достаточное освещение дневным и искусственным светом, правильное направление падения света на рабочую поверхность с учетом того, какой рукой пишет ребенок (для правшей – слева), соответствие мебели росту детей и подростков.

72.rospotrebnadzor.ru

Влияние компьютера на здоровье детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ CHAPTER 2. THEORETICAL DISCIPLINE

ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ HYGIENE AND ECOLOGY

А.М. ЖУКЕМБАЕВА, А.Т. САДУОВ, А.О. САРСЕНБАЕВА Д.А. АЗАМАТОВА, К.Б. БЕКТУРГАНОВ, А.Т. ИГЕНТАЕВА Ж.Б. КАЛИБЕКОВА, Н.К. СМАИЛОВА У.Ж. ТУРСЫНБАЕВА, Н.М. ШИЕНОВ

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

УДК 616-053.2/-053.5:32.973

Данная статья посвящена воздействию компьютера на здоровье детей и подростков. Рассмотрены основные моменты взаимодействия ребенок-компьютер, а также нарушения здоровья детей, вызванные длительным нахождением за компьютером.

Ключевые слова: компьютер; здоровье ребенка, психология

Процесс информатизации с каждым годом набирает обороты. Компьютеры, доступ к ресурсам сети Интернет имеются практически во всех домах и школах. Применение средств информационно-коммуникационных технологий приводит к активизации умственной деятельности, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление.

Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм и морально-этические аспекты развития человека целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность особенно детей и подростков, на физическое и психическое здоровье. Родители, зачастую, не задумываются о здоровье своего ребенка, покупая ему компьютер, подключая его к интернету Актуальность.

На сегодняшний день возраст активного пользования компьютером снижается до 5-6-летних детей, которые умеют обращаться с техникой намного лучше, чем многие взрослые. С одной стороны, в этом нет ничего плохого - в наш компьютерный век, чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем лучше, с другой стороны, по данным статистики, из года в год увеличивается заболеваемость детей и подростков. Часы, проведённые перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета. И недопустимо, чтобы за получение знаний люди расплачивались своим здоровьем.

Очень важно выявить и предотвратить неблагоприятное влияние компьютера на здоровье детей и подростков. Важным факторов влияния является длительное нахождение ребенка за компьютером, который может оказать существенное влияние на физическое и психическое здоровье. Медики бьют тревогу ведь подвергаются реальному

риску органы зрения, двигательный аппарат, органы желудочно-кишечного тракта. Заболевания глаз

Статистика развития показывает, что страдают 15,5 млн. жителей тяжелыми глазными заболеваниями. По данным эпидемиологического мониторинга, уровень заболеваемости глаз постоянно растет, что превышает среднеевропейскую статистику в 1,5-2 раза [5].

Среди всех возрастных групп широко распространен «компьютерный зрительный синдром» - это связано с длительным пребыванием за компьютером. Особенно эта проблема касается детей. Статистика Министерства здравоохранения в Казахстане показывает, что более 1 миллиона юных граждан страдают от различных заболеваний органов зрения: гиперметропии (дальнозоркости), миопии (близорукости), астигматизм, косоглазие и т.д. Мои собственные наблюдения подтверждают эту статистику. Так в школе, в которой проводилось исследование, из 538 учащихся дальнозоркость у 15% подростков в возрасте от 7-17 лет, астигматизм у 12%, а близорукость у 62%. Среди моих одноклассников только у 20% нет проблем со зрением. А ведь неправильное развитие зрительной системы приводит к трудностям при познании мира в детстве.

Негативного влияния компьютера на зрение ребенка можно избежать, если помнить следующее: ограничьте время нахождения ребенка за компьютером, проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов [6]. Влияние компьютера на зрение можно уменьшить если использовать монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, существенно снижающей эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для дошкольника это 15 дюймов, а для школьника - 17-дюймовый монитор. Необходимо правильно рассчитать расстояние до монитора - это

238

Вестник КазНМУ №4-2016

около 45-60 см, и он должен находился ниже уровня глаз. Правильное освещение - естественный свет, падающий слева также может снизить развития миопии. А в темное время суток лампа должна освещать только документ, но не экран монитора. Это поможет избежать бликов, осложняющих работу. Заболевания позвоночника

Но длительное пребывание за компьютер может повлиять не только на зрение. Так неправильная позиция за рабочим местом — это основная причина развития заболеваний позвоночника. Существует печальная статистика болезней позвоночника, затрагивающая детское население, ведь именно если с детства начинаются проблемы с позвоночником, которые если, вовремя не заметив и не вылечив, впоследствии приводят к тяжелым нарушениям. Примерно у 70% детей имеются нарушения осанки, а у 10% - сколиоз, или боковое искривление позвоночника [4]. В школе, в которой я училась, в 2014 году вовремя медицинского осмотра школьников в возрасте от 10 до 16 лет у 80-85% выявлены какие-либо нарушения осанки, а 20% подростков имеют сколиоз.

При работе за компьютером мы сидим в расслабленной позе, и она впоследствии является вынужденной и мало приятной. Это может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети, у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону. Для профилактики заболевания опорно-двигательного аппарата следует пользоваться простыми правилами: сидеть прямо, спину держите ровно, корпус разверните к экрану компьютера. Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни твердо на пол или на подножку. Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла. Плечи расслаблены, руки положите на стол или мышь, пальцы не должны быть скованными. Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса. Голову нужно держать прямо, по желанию - с небольшим наклоном вперед. Если соблюдать все перечисленные правила около 3 месяцев, то в дальнейшем вырабатывается здоровая привычка правильно сидеть за столом. Также очень важно для уменьшения влияния неудобной позы правильно подобрать мебель, которая поможет сохранить правильное положение тела при работе за компьютером и уменьшить нагрузку. Кресло должно быть на роликах, с регулируемой высотой сиденья и спинкой, без подлокотников, вращающееся вокруг своей оси. Стол должен иметь специальную выдвижную доску для клавиатуры.

Нервные и психические заболевания Работа за компьютером - это чисто интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг. Для детей и подростков длительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, может стать причиной головных болей. Степень утомления детей в процессе компьютерных занятий во многом зависит не только от продолжительности, но и от их содержания. Считается, что наиболее утомительны для детей это компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реакции, военизированные остросюжетные игры -так называемые «стрелялки», «убивалки»,

«догонялки». Психологи и учителя предупреждают о «наркотизирующем», затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

Детская психика находится на стадии формирования, она является уязвимой и поэтому компьютер, а в частности компьютерные игры, могут стать причиной нарушений психического и интеллектуального развития детей. И как следствие этого многие подростки элементарно не могут выполнять простейших алгебраических действий и логически рассуждать.

Увлечение компьютерными играми, Интернетом, долгое нахождение в социальных сетях влияет на психику детей. Подростки очень быстро пристращаются к вредным привычкам, в том числе и зависимости от компьютера. Это выражается в болезненном пристрастии, потере чувства реальности, у ребенка быстро меняется настроение, дети перестают фантазировать, не могут создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию, ухудшается работа памяти. Многие компьютерные игры могут даже заменить сон и еду, реальное общение со сверстниками. И это все симптомы компьютерной зависимости у детей.

Компьютерная зависимость пагубно влияет на психику ребенка, это серьезная опасности если ее процессы вовремя не остановить, впоследствии могут возникнуть масса проблем, от которых избавляться поможет только психотерапевт. Как правило родители замечают это поздно, начинают кричать, угрожать, наказывать ребенка, который в ответ реагирует агрессией, истерикой или замыкается в себе.

Рекомендации для родителей.

Родителям в этом случае необходимо правильно избавлять от пристрастия ребенка. Им следует помнить, что навсегда избавить от компьютера ребенка не удастся, это и ни к чему. Ведь знание компьютера играет и положительную роль, подросток может успешно учиться, осваивать образовательные программы, готовиться к экзаменам и т.д. Но следует помнить, что снижать влияние компьютера на жизнь ребенка необходимо. Нельзя недооценивать силу внушения, родителям необходимо наладить контакт с ребенком, беседовать с ним на тему о вреде долгого нахождения за компьютером, ненавязчиво объяснять насколько это опасно для его здоровья.

Но следует не забывать, что пустота после отказа от компьютерных игр, должна немедленно заполняться, необходимо увлечь ребенка другими занятиями, записать в кружок, спортивную секцию, развивать творческие способности, если такие есть. Больше свободного времени проводить на свежем воздухе, привлекать его к совместным делам. И если ребенок уже пристрастился к играм, то педагоги рекомендуют предложить взамен логические, развивающие игры, без выхода в Интернет. Необходимо договориться с ребенком о временных рамках, нахождения его за компьютером, не дольше 2-х часов в сутки, для детей младше 12 лет и после 30 минут делать перерыв, не забывая про разминку.

Важно знать, что в спасении ребенка от компьютерной зависимости является собственный пример. Если в семье папа или мама часами будут

проводить время за компьютеры в Интернете, ребенок в любом случае будет попадать под это влияние. Для многих семей это, пожалуй, одно из самых тяжелых условий, особенно когда приходиться много времени работать за компьютером дома. Выводы.

Родителям и детям необходимо знать о вредных факторах, способных нанести вред здоровью при работе на компьютере. Очень важно предупредить воздействие негативных факторов - значит сохранить здоровье будущему поколению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Беляев А.А. Частная неврология. - СПб.: Лань, 2002. - 248 с.

2 Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 142с.

3 Как сохранить и улучшить зрение. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 225 с.

4 Портал о здоровье позвоночник: http://www.pozvonochnik.org/?view=carriage

5 Статистика-связанная-со-зрением: http://очки-бейтса.рф;

6 Супер мамы Компьютер вреден для детей: влияние компьютера на ребенка: http://supermams.ru

А.М. ЖУКЕМБАЕВА, А.Т. САДУОВ, А.О. САРСЕНБАЕВА, Д.А.АЗАМАТОВА, К.Б. БЕКТУРГАНОВ, А.Т.ИГЕНТАЕВА, Ж.Б. КАЛИБЕКОВА, Н.К.СМАИЛОВА, У.Ж.ТУРСЫНБАЕВА, Н.М.ШИЕНОВ

ЖАС6СП1Р1МДЕР ЖЭНЕ БАЛАЛАР ДЕНСАУЛЬКЫНА КОМПЬЮТЕРДЩ ЭСЕР1

Тушн: Компьютермен жумыс жасау кезшде денсаулыкда зиян кел^ретш залалды факторлар туралы ата-аналарга жэне балаларга бшу ;ажет. Келешек урпа;тын, денсаулыыгын са;тау Yшiн негативтi факторлардын, эсерлерш алдын-алу ете ман,ызды.

TYЙiндi сездер: компьютер; бала денсаулыгы, психология

A.M. ZHUKEMBAEVA, A.T. SADUOV, A.O. SARSENBAYEV, D.A.AZAMATOVA, K.B. BEKTURGANOV, A.T.IGENTAEVA, J.B. KALIBEKOVA, N.K.SMAILOVA,U.ZH.TURSYNBAEVA, N.M.SHIENOV

INFLUENCE OF COMPUTER ON THE HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Resume: This article focuses on the effects of computer to the health of children and adolescents. The paper presents the

main points of interaction between the child-computer, as well as violations of children's health caused by long-term

presence on the computer.

Keywords: computer; child health, psychology

Keywords: the computer; the child's health, physiology

Д.А. СУКЕНОВА1, Р.Б. ЕРГЕШБАЕВА2, С.А. БЫКЫБАЕВА1

1Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова,

кафедра «Нутрициология», 2 Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ»

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ ЖИРНЫХ

КИСЛОТ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ

УДК 613.2.(075)

В статье приведены данные исследования по содержанию транс-изомеров жирных кислот в продуктах питания и разработка рекомендации по снижению ТЖК в масложировых продуктах и кондитерских изделиях отечественного, импортного производства.

Ключевые слова: Транс-жирные кислоты (ТЖК), Всемирная организация здравоохранения, газовая хроматография, неинфекционные заболевания

Актуальность: Неправильное питание является важнейшим фактором риска возникновения неинфекционных заболеваний. Если не заниматься этой проблемой, то неправильное питание в сочетании с другими факторами риска повышает

распространенность НИЗ среди различных групп населения в результате роста артериального давления, повышения содержания глюкозы в крови, нарушений липидного состава крови и избыточного веса/ожирения [1].

cyberleninka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о