Этапы развития новорожденного по месяцам: Развитие ребенка по месяцам до года — особенности и этапы.

Содержание

Календарь развития ребенка от Здоровье Нации

Календарь развития ребенка от медицинского центра Здоровье Нации это удобная система, по месяцам рассказывающая родителям, как развивается малыш.

Развитие ребенка по месяцам

Новорожденный

Как ведет себя малыш в первые недели жизни? Стоит ли волноваться, если он спит 18 часов в сутки? Что нужно знать об особенностях кормления крохи, и какие рекомендации по уходу нужно соблюдать?

Подробнее

1 месяц

Что происходит с ребенком в возрасте месяца, как меняется его поведение. Особенности развития и появление новых действий. Что нужно знать о питании, ежедневном уходе. Плановое посещение врачей и сдача анализов.

Подробнее

2 месяца

Что происходит в жизни ребенка в возрасте 2 месяца? На какие особенности поведения нужно обратить внимание? Появление первых эмоций малыша, развитие голосового аппарата.

Подробнее

3 месяца

Какие открытия ожидают родителей, когда ребенку исполняется 3 месяца? Появление новых навыков, первое осознанное проявление эмоций и желаний. Что нужно знать об особенностях кормления?

Подробнее

4 месяца

Что происходит с малышом в возрасте 4 месяцев? Первые серьезные игры и взаимодействие с окружающим миром. Что нужно знать об особенностях кормления, и какие рекомендации по уходу нужно соблюдать?

Подробнее

5 месяцев

Переходный период из горизонтального положения. Что нужно знать об особенностях кормления крохи? К чему должны быть готовы родители пятимесячного малыша?

Подробнее

6 месяцев

Чему научился ребенок в возрасте 6 месяцев? Насколько критично расхождение с принятыми нормами? Что нужно знать об особенностях кормления крохи, как вводить первый прикорм?

Подробнее

7-9 месяцев

Что происходит с ребенком в возрасте 7-9 месяцев? Малыш начинает сидеть, ползать или даже делает первые шаги. Появляются первые попытки разговаривать. Игрушки используются в новом качестве.

Подробнее

10-12 месяцев

Как ведет себя малыш в возрасте 10-12 месяцев? Как меняется его режим дня и в какие игры будет интереснее играть ближе к первому Дню рождения?

Подробнее

12-15 месяцев

Как ведет себя ребенок в возрасте 12-15 месяцев? Что изменилось в поведении, и о каких особенностях развития важно помнить?

Подробнее

15-18 месяцев

Как ведет себя ребенок в возрасте 15-18 месяцев? Что нужно знать об особенностях поведения, на что обратить внимание?

Подробнее

18-24 месяца

Как ведет себя ребенок в возрасте 18-24 месяцев? Чему научился малыш за 2 года? Как правильно составить рацион питания?

Подробнее

Этапы развития новорожденного | Многопрофильный центр Здоровый ребёнок

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) — из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
  2. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) — производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет — фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
  2. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

  1. Следит — плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
  2. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
  3. Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
  4. В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
  5. Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  1. Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
  2. Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
  3. Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
  4. Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  1. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении — ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
  2. Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
  3. Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  4. Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

  1. Узнает мать, радуется — смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила — радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
  2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
  3. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
  4. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
  5. Гулит.
  6. Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  1. Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) — при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
  2. Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на нее.
  3. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
  4. Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
  5. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
  6. Подолгу певуче гулит
  7. Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами, ест медленно.

6 месяцев жизни ребенка.

  1. Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
  2. Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  3. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
  4. Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
  5. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  1. Активно манипулирует игрушками.
  2. Хорошо и много ползает в различных направлениях
  3. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
  4. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  1. Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
  2. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
  3. Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
  4. Выполняет изученные ранее действия — без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».
  5. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
  6. Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  1. Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
  2. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
  3. Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
  5. Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  6. Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  1. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.
  2. При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  3. По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  1. Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
  2. Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
  3. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
  4. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия — мяч, машина, кукла)
  5. Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».

12 месяцев жизни ребенка

  1. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
  2. Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
  3. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
  4. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.
  5. Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
  6. Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  1. Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
  2. Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
  3. Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
  4. Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
  5. Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
  6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
  2. Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина — вместо «би-би» и пр.).
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
  4. Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
  5. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  1. Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется словами и двухсловными предложениями.
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
  4. Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
  5. Частично раздевается при помощи взрослого.
  6. Воспроизводит несложные сюжетные постройки — «ворота», «скамейка», «дом» из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

  1. Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимениея.
  3. Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
  4. Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
  5. Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
  6. Частично одевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  3. Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
  4. Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  5. Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «»Почему?», «Когда?», «Что?»
  2. Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).
  3. Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на вопрос «Кто ты?». Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.
  4. Рисует, лепит простые предметы и называет их.
  5. Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  6. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  7. Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

Этапы развития ребенка: первый год

Автор Джина Шоу

От беспомощного новорожденного до активного малыша: Вашему ребенку требуется всего 12 коротких месяцев, чтобы пройти это невероятное превращение. Младенцы растут и меняются с поразительной скоростью, и каждый месяц приносит новые и захватывающие события.

Новоиспеченные мамы и папы часто задаются вопросом, чего ожидать дальше и как узнать, идет ли развитие их ребенка по плану. Однако вместо того, чтобы слишком зацикливаться на этапах развития, важно помнить, что все дети развиваются в своем собственном темпе. Существует довольно широкое «окно», когда для ребенка нормально достигать определенной стадии развития.

«Если ваш ребенок достигнет одной вехи раньше, он может достичь другой позже, потому что он так занят совершенствованием другого навыка», — говорит Дженнифер Шу, доктор медицинских наук, педиатр и соавтор книги «По дороге домой с новорожденным ».

Некоторые младенцы могут сказать свое первое слово в восемь месяцев, в то время как другие не говорят до тех пор, пока им не исполнится один год. И ходьба может начаться в любое время между девятью и 18 месяцами.

Помня об этих вариациях, вот что может делать ваш ребенок на каждом трехмесячном этапе первого года жизни.

Развитие ребенка: от одного до трех месяцев

На этом первом этапе развития тело и мозг ребенка учатся жить во внешнем мире. В период между рождением и тремя месяцами ваш ребенок может начать:

  • Улыбаться. Вначале они будут только для себя. Но через три месяца они будут улыбаться в ответ на ваши улыбки и пытаться заставить вас улыбнуться им в ответ.
  • Поднять голову и грудь, когда они лежат на животе.
  • Отслеживайте объекты взглядом и постепенно уменьшайте пересечение глаз.
  • Разжать и закрыть руки и поднести руки ко рту.
  • Взять предметы в руки.
  • Смахивайте или тянитесь к висящим предметам, хотя обычно они пока не могут их достать.

Развитие ребенка: от четырех до шести месяцев

В эти месяцы дети учатся дотягиваться до окружающего мира и манипулировать им. Они осваивают использование этих удивительных инструментов, своих рук. И они открывают свои голоса. В возрасте от 4 до 6 месяцев ваш ребенок, вероятно, будет:

  • Перевернитесь вперед или назад. Сначала обычно идет обратная сторона.
  • Лепестки, издающие звуки, которые могут звучать как настоящий язык.
  • Смеяться.
  • Протягивайте руки и хватайте предметы (следите за волосами), а также манипулируйте игрушками и другими предметами руками.
  • Сидите с поддержкой и хорошо контролируйте голову.

 

Развитие ребенка: от семи до девяти месяцев

Во второй половине этого года ваш малыш становится подвижным ребенком. Узнав, что они могут куда-то попасть, переворачиваясь, они проведут следующие несколько месяцев, выясняя, как двигаться вперед или назад. Если вы еще не защищены от детей, лучше сделайте это!

  • За это время ваш ребенок может:
  • Начать ползать. Это может включать в себя скутинг (перемещение на ягодицах) или «армейское ползание» (перетаскивание себя на животе за руки и ноги), а также стандартное ползание на руках и коленях. Некоторые младенцы никогда не ползают, сразу переходя от ползания к ходьбе.
  • Сидеть без поддержки.
  • Реагируйте на знакомые слова, такие как их имя. Они также могут ответить «нет», ненадолго остановившись и посмотрев на вас, и могут начать бормотать «мама» и «папа».
  • Хлопайте в ладоши и играйте в такие игры, как пирожки и прятки.
  • Научитесь подтягиваться в положение стоя.

Развитие ребенка: от 10 до 12 месяцев

Последний этап развития в первый год жизни ребенка представляет собой переходный период. Они больше не младенцы, и они могут выглядеть и вести себя как малыши. Но они все еще младенцы во многих отношениях. Они учатся:

  • Начать самостоятельно есть. Младенцы на этом этапе развития осваивают «пинцетный захват» — это означает, что они могут удерживать небольшие предметы, такие как O-образные хлопья, между большим и указательным пальцами.
  • Круиз или передвигайтесь по комнате на ногах, держась за мебель.
  • Скажи одно-два слова, и «Мама» и «Папа» станут для родителей конкретными именами. В среднем к первому дню рождения произносится около трех слов, но диапазон этого значения огромен.
  • Укажите на нужные им объекты, чтобы привлечь ваше внимание.
  • Начните «притворную игру», копируя вас или правильно используя объекты, например, притворяясь, что разговариваете по телефону.
  • Сделайте свои первые шаги. Обычно это происходит около года, но может сильно варьироваться.

 

Развитие вашего ребенка: когда обращаться к педиатру

Что делать, если вы считаете, что ваш ребенок не достигает вех роста или развития, когда они должны? Во-первых, говорит Шу, доверяй своим инстинктам. «Если вы действительно чувствуете, что что-то не так, поговорите об этом со своим врачом, потому что, если есть проблема, мы хотим выявить ее как можно скорее, — говорит она. — Раннее вмешательство лучше, и вы лучше знаете своего ребенка». чем кто-либо».

Помните, однако, что это не совсем когда ваш ребенок самостоятельно садится или произносит свои первые важные слова; дело в том, что они продвигаются вперед в своем развитии. «Не смотрите на время так, как на прогресс, и наблюдайте, как ваш ребенок меняется и растет», — говорит Шу. «Это не гонка. Никто не будет спрашивать при подаче заявления в колледж, когда ваш ребенок впервые начал ходить или сказал «да-да».

Развитие вашего ребенка — месяц за месяцем

в четырех основных категориях. Имейте в виду, что все дети разные, и каждый ребенок растет в своем собственном темпе. Нет точного времени, когда большинство этих навыков впервые появляются. Если ваш ребенок не достиг вехи к тому месяцу, который указан в этой таблице, обычно это совершенно нормальное отклонение в развитии ребенка. Следите за прогрессом, а не за сроками.

 

1107 1107 1107 7 9

6 месяцев

7

BABBLE. BABBLE. Way

907

. (часто «мама» и «папа»)

 

Gross Motor

Fine Motor

Language/

Cognitive

Social

1 месяц

Движения головой из стороны в сторону на животе

Сильная хватка

Взгляд на руки и пальцы

Треки Движение с глазами

2 месяца

Удерживает головку и шею вверх, пока на животе

Opens и закрытие вручную

Opens и закрытие вручную

Opens и закрытие вручную

.

Отзывчиво улыбается

3 месяца

Тянется и хватает предметы

Захватывает предметы руками0003

COOS

имитирует вас, когда вы вытаскиваете язык

4 месяцев

Повышены на руки. !

Смех громко

Играет и может плакать во время игры

5 месяцев

начинает катиться в одном или другое направление

.0003

Учится перекладывать предметы из одной руки в другую

Выпускает «малиновые» пузыри

Тянется к маме или папе и плачет, если их нет на виду

109

109

3

Рулоны над обоими способами

Используют руки для «разграбления» небольших объектов

Любители

Означают лица -поля. 0003

7 месяцев

Двигается вокруг -начинает ползание, Scoot, или «Армейс -ползание»

учится использовать Thumb and Fingers

BABBLE в As More Thrum и Fingers

Отвечает на выражение эмоций других людей

8 месяцев

хорошо сидит без поддержки

.0003

Responds to familiar words, looks when you say their name

Plays interactive games like peekaboo

9 months

May try to climb/crawl up stairs

Использует клешневой захват

Узнает постоянство объекта — что что-то существует, даже если они не могут этого видеть

На пике страха перед незнакомцем

10 месяцев

Потягивание до стойки

Стеки и сортировки

Волны. причина и следствие («Я плачу, мама идет»)

11 месяцев

Круизы, использование мебели

Переворачивание страниц во время чтения

0002 Говорит «мама» или «папа» за любого из родителей

Использует игры во время еды (роняя ложку, отталкивая еду), чтобы проверить вашу реакцию; Выражает предпочтения в пищевых продуктах

12 месяцев

Стоят без посторонней помощи и могут сделать первые шаги

помогают, пока одетый (толкает руки в Sleeves)

Играет в подражательные игры, например, притворяется, что пользуется телефоном

 

Рост и развитие вашего ребенка – первые 12 месяцев

Рост и развитие вашего ребенка – первые 12 месяцев | Беременность Рождение и ребенок начало содержания
Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 1 месяца

Ваш ребенок начинает развиваться с момента рождения. В 1 месяц объятия, сон и кормление — это все, что действительно важно для вашего ребенка.

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 2 месяцев

В 2 месяца ваш ребенок быстро растет и становится более внимательным. Они также будут издавать больше звуков и лучше двигать своими маленькими телами.

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 3 месяцев

К 3 месяцам у вашего ребенка сформируется сильная привязанность к вам. Они ответят вам множеством улыбок, и вы действительно сможете порадовать своего ребенка, когда они …

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 4 месяцев

С 4 месяцев ваш ребенок должен лучше контролировать свои действия. Они должны лучше слышать, осязать и видеть, а также начнут намного больше двигаться. ..

Рост и развитие вашего ребенка — 5 месяцев

В 5 месяцев ваш ребенок быстро растет и развивается. Вскоре они могут сидеть самостоятельно, готовиться к твердой пище и изучать новый язык…

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 6 месяцев

В возрасте 6 месяцев ваш ребенок должен стать более координированным, начать реагировать на определенные слова и лучше чувствовать окружающий мир.

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 7 месяцев

Ваш 7-месячный ребенок быстро растет и может даже самостоятельно сидеть и есть твердую пищу. Здесь вы можете узнать больше о том, как развивается ваш ребенок…

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 8 месяцев

В возрасте 8 месяцев ваш малыш начнет исследовать свой маленький мир. Это может означать, что вам придется больше бегать, но это прекрасное время, чтобы посмотреть, как они…

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 9 месяцев

К настоящему времени ваш 9-месячный ребенок действительно начнет развивать свою личность. Они сформируют более сильную привязанность к нескольким людям, предпочитая одних другим…

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 10 месяцев

10-месячный ребенок будет очень активным. Как родитель, вы, вероятно, будете гоняться за ними, пока они ползают, и узнавать больше об их развитии…

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 11 месяцев

В 11 месяцев ваш ребенок почти малыш – вы, вероятно, будете удивлены тем, как быстро он может передвигаться по дому и насколько он самостоятелен . ..

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 12 месяцев

В возрасте 12 месяцев ваш ребенок уже совсем малыш. Если они еще этого не сделали, то скоро они сделают свои первые шаги, разовьют чувство юмора,…

Нужен дополнительный совет или руководство от наших медсестер по охране здоровья матерей и детей?