Как правильно дать грудь новорожденному: Как кормить грудью | Medela

Содержание

Как правильно кормить ребенка грудью | Статьи

Грудное молоко – лучшее питание, которое может дать мама своему малышу. Оно содержит все необходимые витамины и минералы, обеспечивая полноценное развитие и рост ребенка.


Грудное молоко – лучшее питание, которое может дать мама своему малышу. Оно содержит все необходимые витамины и минералы, легко усваивается, значительно повышает иммунитет, обеспечивая полноценное развитие и рост ребенка. На протяжении всего периода вскармливания состав грудного молока меняется, соответствуя потребностям малыша.

Молозиво

Сразу после родов (а бывает, что и в третьем триместре беременности) выделяется молозиво – густая, вязкая жидкость желтоватого цвета. Количество питательных веществ в молозиве и его энергетическая ценность значительно больше, чем у зрелого молока. В молозиве содержатся вещества, которые стимулируют развитие кишечника ребенка, подготавливая его к перевариванию зрелого молока. Вместе с молозивом в организм ребенка попадают полезные микроорганизмы (бифидо- и лактобактерии), а также другие элементы, способствующие формированию здоровой микрофлоры кишечника.

Очень важно приложить малыша к материнской груди в первые 30 минут после рождения (как правило, это происходит уже в родовом зале). Раннее прикладывание поможет маме и малышу установить тесный эмоциональный контактуже с первых минут жизни крохи. А еще оно стимулирует образование окситоцина, способствующего отделению плаценты, сокращению матки и профилактике кровотечения и становлению лактации

В результате прикладывания к груди сразу после родов, кроха может получить первые ценные капли молозива. Они содержат иммуноглобулины, защищающие организм. Молозиво дает новорожденному все необходимое в первые несколько дней жизни, несмотря на то, что выделяется в небольшом количестве. А густая консистенция и медленное вытекание молозива из груди помогают ребенку научиться сосать, глотать и дышать одновременно.

К пятидневному возрасту малыш осваивается и начинает просить грудь чаще. А у мамы начинается выработка молока. Сначала (до двух-трех недель) переходного, а затем и зрелого молока.

Как понять, что ребенок проголодался?

У новорожденного объем желудка всего 30-35 мл, поэтому он не может съесть много за одно кормление и часто просит есть. Так как же понять, что малыш голоден? Вот основные признаки:

  • Он плачет. Первый и самый явный сигнал голода.
  • Совершает сосательные движения, высовывает язычок.
  • Ребенок тянет ручки к губам, засовывает в рот пальчики и кулачки (даже во сне).

Кормите малыша по требованию. Даже если он недавно поел, но проявляет признаки голода, покормите его снова.

Как правильно кормить ребенка грудью?

Правильное прикладывание малыша к груди можно назвать половиной успеха. Во время кормления очень важно то, как мама держит малыша и как он захватывает грудь.

  • Расположите ребенка так, чтобы не только лицо, но и все его тело было повернуто к Вам, а голова находилась на уровне Вашей груди.
  • Аккуратно поднимите и поддерживайте грудь ладонью так, чтобы большой палец находился сверху, а остальные четыре снизу. Чтобы не пережать молочные протоки пальцы должны находиться за пределами границ ареолы.
  • Дотроньтесь соском до нижней губы малыша и дождитесь, пока он широко откроет рот.
  • Вложите сосок крохе в ротик так, чтобы он касался нёба. При этом нижняя губа ребенка должна быть вывернута наружу и располагаться не под соском, а под ареолой, подбородок прижат к груди, язык выдвинут вперед, принимая чашевидную форму. В таком случае язык малыша будет совершать надавливающие движения на млечный синус (место, где скапливается молоко) и стимулировать рецепторы, отвечающие за выработку молока.

Во время кормления ребенок должен лежать горизонтально, а его головка и тело находиться на одной линии. Такое положение малыша поможет Вам правильно приложить его к груди. Если во время кормления Вам стало больно, то явно что-то пошло не так. Введите кончик мизинца в уголок рта ребенка и прервите сосание, освободив грудь, а затем повторно приложите его к ней.

Всегда давайте ребенку ту грудь, из которой Вы не кормили его в предыдущий раз. Чередовать стороны во время кормления нужно только тогда, когда малыш не наелся, но уже высосал из одной груди все молоко. Это необходимо для того, чтобы он получил не только «переднее» молоко, которое выделяется в начале процесса, но и «заднее».

«Переднее» молоко полупрозрачное, в нем много лактозы и воды, оно утоляет жажду ребенка. А «заднее» – белого или желтоватого цвета, более жирное, содержит ферменты, активизирующие пищеварительные процессы. Оно насыщает малыша, а также уменьшает боли в животе, вызывающие колики, за счет содержания в нём ферментов.

Правильное прикладывание к груди – залог успеха

Во время кормления очень важно то, как мама держит малыша и как он захватывает грудь.

  • Расположите ребенка так, чтобы не только лицо, но и все его тело было повернуто к Вам, а голова находилась на уровне Вашей груди.
  • Аккуратно поднимите и поддерживайте грудь ладонью так, чтобы большой палец находился сверху, а остальные четыре снизу. Чтобы не пережать молочные протоки пальцы должны находиться за пределами границ ареолы.
  • Дотроньтесь соском до нижней губы малыша и дождитесь пока он широко откроет рот.
  • Вложите сосок крохе в ротик так, чтобы он касался нёба. При этом нижняя губа ребенка должна быть вывернута наружу и располагаться не под соском, а под ареолой, подбородок прижат к груди, язык выдвинут вперед, принимая чашевидную форму. В таком случае язык малыша будет совершать надавливающие движения на млечный синус (место, где скапливается молоко) и стимулировать рецепторы, отвечающие за выработку молока.

Будить ли малыша, чтобы накормить?

Если кроха хорошо развивается и прибавляет в весе, то не нужно специально будить его. Сейчас большинство специалистов отдают предпочтение свободному вскармливанию: ребенку дают грудь или бутылочку, только когда он потребует. У большинства малышей индивидуальный ритм кормления устанавливается на 3-4 неделе жизни.

Кормление пройдет лучше, если ребенок окончательно проснется.

Поэтому прежде, чем подносить его к груди, поговорите, поиграйте с ним, смените подгузник.

Если мама правильно кормит малыша грудью, то она не будет испытывать никакой боли в области сосков, а после окончания кормления ребенок будет расслабленным и довольным, и даже может заснуть. Не переживайте, если на первых порах у Вас что-то может не получиться, или возникнут вопросы. За помощью всегда можно обратиться к персоналу роддома, если Вас с малышом еще не выписали, либо к участковым педиатру и медсестре во время патронажных визитов, а также к консультантам по грудному вскармливанию. Постарайтесь кормить малыша грудью как можно дольше, ведь это так важно для его здоровья! Удачи Вам!

При подготовке материала использованы источники:
1. Пропедевтика детских болезней: Учебник для педиатрических факультетов медицинских вузов / Сост.: С.Дж. Боконбаева, Т.Д. Счастливая, Х.М. Сушанло, Н.М. Алдашева, Г.П. Афанасенко. – Бишкек.: Кыргызско-Российский Славянский университет (КРСУ), 2008.

– 259 с.
2. Пособие по естественному вскармливанию детей. Санкт-Петербургское отделение Межрегионального общественного объединения «Союз педиатров России». – 64 с.


возвращаем грудное вскармливание — Extempore

Всемирная организация здравоохранения рекомендует, чтобы детей кормили до двух лет и более, при этом первые 6 месяцев – исключительно грудью. Важность грудного вскармливания (ГВ) подтверждена многочисленными исследованиями. К сожалению, довольно часто ГВ прерывается на гораздо более ранних сроках, в первые недели и месяцы жизни младенца. Причины различны – от недостатка поддержки и информации, до состояния здоровья матери и новорожденного. Отсутствие ГВ увеличивает  риски различных заболеваний как для самого ребенка, так и для его матери.

К счастью, ГВ можно восстановить. Этот процесс называется релактацией. Если раньше это считалось чем-то экзотическим, то теперь мировой опыт показывает, что многие женщины способны восстановить лактацию в полном объеме и полностью обеспечить потребности ребенка в молоке.

Лактацию можно начать и у женщины, которая не рожала, например в случае усыновления ребенка, или у биологической матери, когда ребенок рожден суррогатной матерью. Такая лактация называется индуцированной.

На сегодняшний день имеется достаточно публикаций, описывающих практику релактации в разных странах мира. В 1998 году ВОЗ был создан документ «Релактация. Обзор опыта и рекомендации для практики», в котором были обобщены имеющиеся данные и предложен план действий.

Важнейшими факторами успеха релактации являются сильное желание матери кормить ребенка грудью и стимуляция молочной железы. Не менее важна поддержка матерей, желающих релактировать, медицинскими работниками, на уровне системы здравоохранения. Это значительно повышает уверенность матери, помогает ей справляться с трудностями и сохранять мотивацию.

Релактировать и «уговорить» ребенка взять грудь легче, если со времени родов прошло немного времени. В большом исследовании Banapurmath et al. (2003), где рассматривалась релактация у матерей детей младше 6 недель, за период в 10 дней успешно восстановили лактацию 91,6% матерей (83,4% матерей перешли на исключительное ГВ). Но сам по себе возраст ребенка или полное отсутствие ГВ в прошлом не являются препятствиями для релактации. Матерей необходимо информировать о такой возможности и поощрять их желание перейти к кормлению грудью.

 

Чтобы успешно релактировать, матери надо решить такие задачи:

  • Разобраться, что привело к потере молока и устранить возможные препятствия.
  • Стимулировать выработку молока.
  • Научить ребенка сосать грудь, если он не умеет или не может этого делать.
  • Обеспечить достаточное питание ребенка на время релактации.

Консультируя женщину, обратившуюся с вопросом о восстановлении лактации, надо обсудить с ней причины прекращения ГВ. Возможно, что какие-то из факторов, приведших в окончанию ГВ, по-прежнему действуют и будут препятствовать релактации. Что-то может негативно сказываться на собственно выработке молока (например, прием матерью КОК) или же на желании и возможности ребенка брать грудь (например, негативно может влиять использование сосок и пустышек, длительные периоды разлуки с матерью). Важно выявить эти факторы заранее и дать рекомендации по их устранению. 

Чтобы мотивировать мать, надо побеседовать с ней о важности ГВ для нее и для ее ребенка; предупредить о том, что релактация потребует времени и усилий с ее стороны; предложить договориться с членами  семьи о помощи и поддержке на это время. Очень важно похвалить женщину за желание восстановить кормление.

Конечно, проще релактировать, когда ребенок хочет и может сосать грудь. Всегда стоит попробовать приложить ребенка к груди, даже если прошло много месяцев после преждевременного завершения кормления или речь идет о приемном ребенке. Даже если был перерыв в кормлении, многие дети согласны брать грудь, если им ее предлагают. Auerbach and Avery (1980) отметили, что приблизительно 39% младенцев, впервые приложенных к груди после периода искусственного вскармливания, 63% усыновленных детей и 61% младенцев, чьи матери восстанавливали лактацию после госпитализации (матери или ребенка), взяли грудь и стали сосать с первого раза, когда их приложили к груди. В других случаях требовалось больше времени и помощи, но при настойчивости матери и наличии поддержки, большинство детей брало грудь.

Если ребенок сосет грудь, надо прикладывать его почаще, желательно каждые 1-2 часа, но как минимум 8-12 раз в сутки. Чтобы стимуляция была оптимальной, а кормление – комфортным для матери, надо изначально прикладывать ребенка в правильном положении, чтобы он захватывал не только сосок, но и ареолу. Для этого ребенка располагают очень близко к телу матери, так, чтобы грудью он прижимался к ее телу, поддерживают его за лопатками, за спинку и под шею. Сосок должен быть направлен к носику ребенка, так, чтобы он больше захватил ареолу снизу, со стороны нижней челюсти. Не надо давить на затылок ребенка, или стараться приложить его к груди силой, несмотря на сопротивление, это мешает ребенку раскрывать рот, сердит его, может привести к устойчивому отказу брать грудь.

Ребенка надо прикладывать к груди и ночью, возможно, для этого потребуется организовать его совместный сон с матерью. Ночные кормления важны для выработки молока. Кроме  этого, некоторые дети лучше берут грудь ночью.

Можно поощрить ребенка взять грудь, капая сцеженное молоко или смесь на ареолу или сосок из пипетки или шприца без иголки. Иногда молоко продолжают капать на ареолу, в уголок рта ребенка, когда ребенок уже взял грудь, это поддерживает интерес ребенка к сосанию.

Надо поощрять мать давать грудь не только для питания, но и для успокоения, для того, чтобы ребенок начал ассоциировать грудь с комфортом и общением с матерью – это позволит увеличить стимуляцию груди, а следовательно и общее количество молока. Иногда окружение матери может негативно относиться к прикладываниям для комфорта, например: «там же у тебя ничего нет», «он использует тебя как пустышку». Если есть возможность, важно побеседовать с кем-то из родственников и попросить их оказать поддержку маме и оградить ее от подобных комментариев.

Важно объяснить, что не надо ждать крика, чтобы предложить грудь. Крик –  это очень поздний признак голода. Матери надо рассказать о ранних признаках готовности к кормлению (поисковые движения ртом, попытки сосать кулачки, повороты головы). Раскричавшегося ребенка сложнее приложить к груди, он может или вообще отказаться брать грудь, или сосать не так долго и активно.  Надо позволить малышу быть у груди столько, сколько он захочет. Матери надо объяснить, что чем чаще и дольше малыш сосет, тем больше прибывает молока. Хороший способ увеличить количество молока – провести несколько дней в тесном контакте с ребенком, много носить его на руках, у груди, укладывать его спать рядом с собой как днем так и ночью. Такой способ стимуляции лактации называют «методом гнезда».

Желательно, чтоб в каждое прикладывание ребенок сосал каждую грудь минимум 15-20 минут, хотя ориентироваться надо не на часы, а на ребенка (цифры могут носить только ориентировочный характер). В случае восстановления лактации можно менять грудь несколько раз за кормление: если ребенок пососал несколько минут одну грудь, а потом засыпает или наоборот, начинает отвлекаться, мать может переложить его ко второй груди, а потом обратно к первой, и дальше — по кругу. Такие частые смены груди (если ребенок не возражает) поддерживают интерес ребенка к сосанию и стимулируют прибытие молока. Не стоит использовать эту технику, если молока достаточно.

Во время кормления мать может помогать ребенку, мягко массируя грудь или сцеживая молоко просто в ротик ребенка. В этом случае важно плотнее прижимать малыша к себе, чтобы грудь не выскальзывала у него изо рта.  Еще один прием – сжатие груди – рекомендуется канадским педиатром Дж. Ньюменом*. В этом случае мать следит за тем, глотает ли ребенок молоко (медленное, глубокое сосание с паузами в тот момент, когда ребенок раскрывает рот). Если ребенок начинает сосать легко и быстро – мать одной рукой плотнее прижимает ребенка к себе, а второй аккуратно сжимает грудь около ее основания, подальше от соска. Она удерживает давление (не настолько сильное, чтобы было больно) до тех пор, пока ребенок сосет. Когда ребенок останавливается передохнуть – мать тоже расслабляет руку и опять добавляет сжатие, когда ребенок возобновил сосание. Если ребенок перестал глотать молоко и со сжатием, и без, его можно переложить от одной груди к другой.

Очень важный компонент в случае релактации — телесный контакт с ребенком. Контакт кожа к коже стабилизирует температуру, дыхание и сердцебиение ребенка, в несколько раз снижает уровень гормонов стресса. Улучшаются прибавки, уменьшается длительность и частота эпизодов плача. У матерей лучше прибывает молоко (Nyqvist et al., 2010).

Контакт кожа к коже помогает и тогда, когда существуют трудности с прикладыванием ребенка к груди. Когда ребенок  находится в положении кожа к коже вертикально на груди у матери, а мать в это время сидит, удобно откинувшись назад, у ребенка запускается врожденное поведение, направленное на то, чтобы найти и взять грудь (Colson et al., 2008). Не только новорожденные, но и младенцы постарше начинают ползти, поднимать голову, поворачиваться к одной из грудей, и через какое-то время могут взять ее самостоятельно. Задание матери – разговаривать с ребенком, поддерживать, успокаивать его, мягко помогать ему двигаться в выбранном направлении.   

Если ребенок пока не научился брать грудь или по каким-то причинам не может делать это (болезнь, недоношенность и т.п.), можно восстановить лактацию сцеживанием. Для этого надо начать регулярно сцеживать грудь, даже если вначале не получается сцедить вообще ничего. Достаточную стимуляцию груди дает режим  8 сцеживаний в сутки, каждый раз обе груди, так, чтобы на грудь приходилось 15-20 минут. Сцеживать можно руками или молокоотсосом – тем способом, который наиболее комфортен и удобен для матери. Важно убедиться, что мать умеет сцеживать молоко, понаблюдать за тем, как она это делает, и при необходимости обучить ее. При стимуляции лактации исключительно сцеживанием от начале релактации до появления молока может пройти от одной до шести недель (1). Было замечено, что более частое сцеживание приводит к более быстрому появлению молока.

Питание матери должно быть обычным, не надо есть больше, чем хочется. Избыточное питание не усиливает выработку молока. То же самое касается и питья. Увеличение питья не увеличивает выработку молока, и есть данные, что избыточное питье негативно сказывается на выделении молока. (Dusdeiker, 1990). Пить надо по жажде.

Важно объяснить матери, что ребенка нельзя оставлять голодным, как бы ни хотелось, чтобы он побольше сосал грудь и побыстрее простимулировал лактацию. Ребенок должен получать достаточно питания для адекватного роста на всех этапах релактации.

Вначале ребенку дают полный объем питания, который положен ему по возрасту. Докорм дают из чашки или ложки или же через систему для докорма у груди. Так ребенок получит необходимые калории, но сосательный рефлекс не будет удовлетворен.  По возможности не надо использовать бутылки с сосками.

Матери надо объяснить, что пить молоко из чашки могут даже новорожденные, и обучить ее такому кормлению. Хорошим вариантом может быть система для докорма у груди. Она стимулирует ребенка сосать грудь и стимулировать выработку молока даже в то время, когда он получает докорм.

Такая система состоит из емкости с молоком, расположенной на уровне груди и тонкого катетера, закрепленного у соска. Ребенок сосет одновременно и грудь, и молоко из катетера. Постоянный поток молока из системы для докорма стимулирует ребенка дольше и активнее сосать грудь. Такие системы для докорма успешно, давно и широко используются в мире, наиболее известными являются Lact-Aid и Medela SNS. Кроме того, такую  систему для докорма легко сделать самостоятельно из бутылки и питающего катетера для новорожденных. Лучше использовать более тонкие катетеры CH 05 или CH 04. Один конец катетера помещают в емкость с молоком, второй – аккуратно вводят в уголок рта ребенка, сосущего грудь, параллельно коже груди примерно на 1,5 см. Можно и закрепить катетер на груди заранее, до прикладывания ребенка. Ребенок должен сосать грудь с системой для докорма примерно 30 минут, если он высасывает докорм слишком быстро, надо уменьшить поток молока, взяв более тонкий катетер, или же завязав на трубочке узел. Степень затягивания узла регулирует поток молока. Систему надо тщательно мыть после каждого кормления. Ребенка надо по-прежнему прикладывать к груди всегда, как только он продемонстрирует интерес, не только тогда, когда планируется использовать систему для докорма.

По мере того, как увеличивается объем молока у матери, количество докорма можно уменьшать, обычно на 50 мл от суточного объема раз  в несколько дней. За это время можно оценить, насколько хорошо ребенок адаптировался к такому уменьшению докорма. Ребенок младше 6 месяцев должен прибавлять минимум 125 г в неделю, у него должно быть больше 8 пеленок в сутки. В исследовании Banapurmath et al. (2003) матерей ориентировали на то, что у их детей будет минимум 6 намоченных пеленок в течение дня и минимум 2 – ночью.

Если мать замечает, что ребенок сам регулярно не доедает докорм – она может уменьшить количество докорма на этот объем. Иногда докорм уменьшают равномерно, иногда его уменьшают или убирают в какие-то определенные кормления (чаще всего в ночные и утренние).

* Статьи и видеоклипы д-ра Ньюмена можно найти на сайте http://www.breastfeedinginc.ca/

 

Рекомендации ВОЗ для медработников, помогающих матерям релактировать (памятка)

КАК ПОМОЧЬ МАТЕРИ РЕЛАКТИРОВАТЬ 

RELACTATION. A review of experience and recommendations for practice. 1998, стр. 32

Разъясните матери ценность исключительного грудного вскармливания, и что ей необходимо сделать, чтобы увеличить количество грудного молока. Подчеркните, что ей стоит запастись терпением и настойчивостью.

Помогите матери поверить в себя. Помогите ей почувствовать, что она способна вырабатывать достаточное количество грудного молока для своего ребенка. Постарайтесь видеть ее и беседовать с ней часто – желательно ежедневно. 

Убедитесь, что мать получает достаточно еды и питья. Поощряйте ее больше отдыхать. Объясните, что ей следует стараться расслабиться и отдохнуть при кормлении грудью.

Объясните, что мать должна держать ребенка рядом с собой, как можно больше быть с ним в контакте «кожа к коже» и как можно больше ухаживать за ним сама. Бабушки и другие члены семьи могут помочь, решая бытовые вопросы, но они не должны ухаживать за ребенком в это время. Позднее они смогут опять помогать матери с уходом за малышом.

Объясните, что самое главное – это позволить ребенку как можно больше сосать грудь – как минимум 8-12 раз в сутки и даже чаще, если малыш этого хочет. Иногда проще всего приложить ребенка к груди, когда он сонный.

  • Мать может сама предлагать грудь ребенку каждые два часа.
  • Мать должна прикладывать ребенка к груди, когда он ее ищет или выглядит заинтересованным в сосании.
  • Она должна позволить ему сосать грудь дольше, чем раньше, и обе груди каждый раз.
  • Мать должна держать ребенка при себе ночью и кормить его в это время.

Обсудите с матерью, как давать ребенку докорм, пока она ждет появления своего молока, и как уменьшать количество докорма, когда грудного молока станет больше.

Покажите ей, как давать докорм из чашки, а не из бутылочки. Мать не должна давать ребенку пустышку.

Если ребенок отказывается сосать грудь, в которой пока еще нет или мало молока, помогите матери освоить способ докорма во время сосания груди, например с системой докорма у груди, или используя пипетку или шприц.

В первые несколько дней мать должна давать ребенку полный объем искусственной смеси для его веса (150 мл /кг в день) или то же количество, которое он получал раньше. Как только у нее появится свое молоко, она может начать сокращать общий суточный объем докорма примерно на 50 мл каждые несколько дней.

При релактации следует контролировать набор веса ребенка и суточное количество мочеиспусканий, чтобы убедиться, что он получает достаточное количество молока.

  • Если ребенок не получает достаточно молока, не уменьшайте докорм несколько дней подряд.
  • Если необходимо, увеличьте количество докорма на день или два.

Если ребенка прикладывали к груди до начала релактации, то количество молока заметно увеличится уже через несколько дней. Если ребенок до этого уже полностью прекратил сосать грудь, может понадобиться 1-2 недели и более до появления существенного количества грудного молока.

Список литературы находится в редакции

Грудное вскармливание и COVID-19

Грудное вскармливание и COVID-19
    • All topics »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • 5

      4 З

    • Ресурсы »
      • Бюллетени
      • Факты в картинках
      • Мультимедиа
      • Публикации
      • Вопросы и Ответы
      • Инструменты и наборы инструментов
    • Популярный »
      • Загрязнение воздуха
      • Коронавирусная болезнь (COVID-19)
      • Гепатит
      • оспа обезьян
    • Все страны »
    • А
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    • Z

      4 Регионы »

      • Африка
      • Америка
      • Юго-Восточная Азия
      • Европа
      • Восточное Средиземноморье
      • Западная часть Тихого океана
    • ВОЗ в странах »
      • Статистика
      • Стратегии сотрудничества
      • Украина ЧП
    • все новости »
      • Выпуски новостей
      • Заявления
      • Кампании
      • Комментарии
      • События
      • Тематические истории
      • Выступления
      • Прожекторы
      • Информационные бюллетени
      • Библиотека фотографий
      • Список рассылки СМИ
    • Заголовки »
    • Сосредоточиться на »
      • Афганистан кризис
      • COVID-19 пандемия
      • Кризис в Северной Эфиопии
      • Сирийский кризис
      • Украина ЧП
      • Вспышка оспы обезьян
      • Кризис Большого Африканского Рога
    • Последний »
      • Новости о вспышках болезней
      • Советы путешественникам
      • Отчеты о ситуации
      • Еженедельный эпидемиологический отчет
    • ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »
      • Наблюдение
      • Исследовать
      • Финансирование
      • Партнеры
      • Операции
      • Независимый контрольно-консультативный комитет
      • Призыв ВОЗ о чрезвычайной ситуации в области здравоохранения 2023 г.
    • Данные ВОЗ »
      • Глобальные оценки здоровья
      • ЦУР в области здравоохранения
      • База данных о смертности
      • Сборы данных
    • Панели инструментов »
      • Информационная панель COVID-19
      • Приборная панель «Три миллиарда»
      • Монитор неравенства в отношении здоровья
    • Основные моменты »
      • Глобальная обсерватория здравоохранения
      • СЧЕТ
      • Инсайты и визуализации
      • Инструменты сбора данных
    • Отчеты »
      • Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
      • избыточная смертность от COVID
      • DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
    • О ком »
      • Люди
      • Команды
      • Состав
      • Партнерство и сотрудничество
      • Сотрудничающие центры
      • Сети, комитеты и консультативные группы
      • Трансформация
    • Наша работа »
      • Общая программа работы
      • Академия ВОЗ
      • Деятельность
      • Инициативы
    • Финансирование »
      • Инвестиционный кейс
      • Фонд ВОЗ
    • Подотчетность »
      • Аудит
      • Программный бюджет
      • Финансовые отчеты
      • Портал программного бюджета
      • Отчет о результатах
    • Управление »
      • Всемирная ассамблея здравоохранения
      • Исполнительный совет
      • Выборы Генерального директора
      • Веб-сайт руководящих органов
      • Портал государств-членов
    • Дом/
    • Отдел новостей/
    • Комментарии/
    • Деталь/
    • Грудное вскармливание и COVID-19

    Введение

    Грудное вскармливание является краеугольным камнем выживания, питания и развития детей грудного и раннего возраста, а также здоровья матери. Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни с последующим продолжением грудного вскармливания с соответствующим прикормом до 2 лет и старше. Ранний и непрерывный телесный контакт, совместное проживание 2 и метод кенгуру 3 также значительно улучшают выживаемость новорожденных и снижают заболеваемость и рекомендуются ВОЗ.

    Однако были высказаны опасения по поводу того, могут ли матери с COVID-19 передавать вирус SARS-CoV-2 своим младенцам или детям младшего возраста через грудное вскармливание. Рекомендации по контакту матери и ребенка и грудному вскармливанию должны основываться на полном учете не только потенциальных рисков COVID-19.инфицирование младенца, но и риски заболеваемости и смертности, связанные с отказом от грудного вскармливания, неправильным использованием детских молочных смесей, а также защитными эффектами контакта кожа-к-коже. В этом научном обзоре рассматриваются имеющиеся на сегодняшний день данные о рисках передачи COVID-19 от инфицированной матери ее ребенку при грудном вскармливании, а также данные о рисках для здоровья ребенка в результате отказа от грудного вскармливания.

    Рекомендации ВОЗ

    ВОЗ рекомендует матерям с подозрением или подтвержденным диагнозом COVID-19следует поощрять начинать или продолжать грудное вскармливание. Матерям следует сообщить, что преимущества грудного вскармливания значительно перевешивают потенциальные риски передачи инфекции. 4  

    Матери и младенцу должна быть предоставлена ​​возможность оставаться вместе во время совместного пребывания в течение дня и ночи и практиковать телесный контакт, включая уход за матерью по методу кенгуру, особенно сразу после рождения и во время установления грудного вскармливания, независимо от того, или их младенцы подозревают или подтверждают COVID-19.

    Методы

    Живой систематический обзор доказательств в соответствии с процедурами Кокрейновского руководства для систематических обзоров вмешательств был проведен с последним поиском, проведенным 15 мая 2020 г., для выявления исследований, включающих матерей с подозрением или подтвержденным диагнозом COVID-19 и их младенцев или маленьких детей. 5  Поиск проводился в Кокрановской библиотеке, EMBASE (OVID), PubMed (MEDLINE), Web of Science Core Collection (Clarivate Analytics) и в Глобальной базе данных ВОЗ. Всего 12,19Было извлечено 8 записей, 6945 были проверены после удаления дубликатов, а 153 записи с диадами мать-младенец, в которых у матери был COVID-19, были включены в полнотекстовый обзор.

    Результаты

    Образцы грудного молока были протестированы на COVID-19 в общей сложности у 46 пар мать-младенец. У всех матерей был COVID-19, а у 13 младенцев тест на COVID-19 оказался положительным. Образцы грудного молока от 43 матерей дали отрицательный результат на вирус COVID-19, в то время как образцы от 3 матерей дали положительный результат на наличие вирусных частиц с помощью ОТ-ПЦР. Среди 3 младенцев, чье грудное молоко матери дало положительный результат на частицы вирусной РНК, а не на живой вирус, у одного младенца был положительный результат на COVID-19.но о практике кормления младенцев не сообщалось. Два других младенца дали отрицательный результат на COVID-19; один находился на грудном вскармливании, а другой новорожденный получал сцеженное грудное молоко после того, как частицы вирусной РНК больше не обнаруживались. У единственного ребенка с COVID-19 было неясно, через какой путь или источник заразился младенец, то есть через грудное молоко или воздушно-капельным путем при тесном контакте с инфицированной матерью.

    В препринтной статье сообщалось об иммунном ответе секреторного иммуноглобулина А (sIgA) против COVID-19.Вирус обнаружен в 12 из 15 образцов грудного молока от матерей с COVID-19. 6  Влияние этого вывода на эффект, продолжительность и защиту от COVID-19 для ребенка не рассматривалось.

    Ограничения

    На сегодняшний день исследования диад мать-младенец с данными о методах кормления и инфекции COVID-19 основывались на отчетах о случаях, сериях случаев или отчете о семейном кластере. Другие дизайны исследований, такие как когортные исследования или исследования случай-контроль, подходили для включения, но ни один из них не был идентифицирован. Таким образом, мы не можем измерить и сравнить риски заражения на основе практики кормления.

    Хотя у 1 из 3 младенцев от матерей с вирусными частицами в грудном молоке был COVID-19, было неясно, через какой путь или источник заразился младенец, то есть через грудное вскармливание или тесный контакт с матерью или другим инфицированным человеком. ОТ-ПЦР обнаруживает и амплифицирует вирусный генетический материал в образцах, таких как грудное молоко, но не дает информации о жизнеспособности или инфекционности вируса. Документально подтвержденное присутствие репликативного вируса COVID-19 в культуре клеток из грудного молока и инфекционность в моделях на животных необходимы для того, чтобы считать грудное молоко потенциально инфекционным.

    Присутствие IgA в грудном молоке является одним из способов, с помощью которого грудное вскармливание защищает младенцев от инфекции и смерти. Антитела IgA с реактивностью к вирусу COVID-19 были обнаружены в грудном молоке матерей, ранее инфицированных COVID-19, но их сила и долговечность еще недостаточно изучены для обеспечения защиты от COVID-19 среди младенцев, находящихся на грудном вскармливании.

    Обсуждение

    Обнаружение вирусной РНК COVID-19 в грудном молоке — это не то же самое, что обнаружение жизнеспособного и инфекционного вируса. Передача COVID-19потребуется, чтобы репликативный и инфекционный вирус мог достигать целевых участков у младенца, а также преодолевать защитные системы младенца. Если в будущем вирус COVID-19 из грудного молока окажется способным к репликации в культуре клеток, ему потребуется достичь целевых участков у младенца и преодолеть защитные системы младенца, чтобы произошла передача COVID-19.

    Последствия риска передачи должны быть сформулированы с точки зрения распространенности COVID-19 среди кормящих матерей, а также масштабов и тяжести течения COVID-19инфекции у младенцев при передаче по сравнению с неблагоприятными последствиями разлучения и использования заменителей грудного молока, а также разлучения новорожденных и детей раннего возраста с матерями.

    По всей видимости, дети подвержены низкому риску заражения COVID-19. Среди случаев подтвержденного COVID-19 у детей в большинстве случаев болезнь была легкой или бессимптомной. 7,8  Это также относится к другим зоонозным коронавирусам (SARS-CoV и MERS-CoV), которые, по-видимому, реже поражают детей и вызывают меньше симптомов и менее тяжелое заболевание по сравнению со взрослыми. 9

    Секреторные IgA были обнаружены в грудном молоке матерей, ранее инфицированных COVID-19. Хотя сила и долговечность sIgA, реагирующего на COVID-19, еще не определены, в грудном молоке было обнаружено множество биологически активных компонентов, которые не только защищают от инфекций, но и улучшают нейрокогнитивное и иммунологическое развитие ребенка, поскольку Ларс А. Хэнсон впервые описал sIgA в грудном молоке. в 1961 г. 10-12  

    Контакт кожа к коже и метод кенгуру облегчают грудное вскармливание, а также улучшают терморегуляцию, контроль уровня глюкозы в крови и привязанность матери к младенцу, а также снижают риск смертности и тяжелых инфекций среди малорожденных вес младенцев. 13,14  После неонатального периода положительные эффекты матери и младенца на руках включают улучшение сна, снижение частоты поведенческих проблем у ребенка и более высокое качество взаимодействия с родителями. 15,16  

    У детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании, риск смертности в 14 раз выше у детей, не находящихся на грудном вскармливании. 17 Ежегодно можно было бы спасти более 820 000 детских жизней среди детей в возрасте до 5 лет, если бы все дети в возрасте 0–23 месяцев находились на оптимальном грудном вскармливании. Для матерей грудное вскармливание защищает от рака молочной железы и может защитить от рака яичников и диабета 2 типа. 18  С другой стороны, дети подвержены низкому риску заражения COVID-19.

    Пробелы в знаниях

    До сих пор не ясно, может ли вирус передаваться через грудное молоко. Риск передачи, связанный с практикой кормления, не оценивался количественно, не сравнивался и не моделировался с преимуществами грудного вскармливания и заботливого взаимодействия матери и ребенка.

    Заключение

    В настоящее время данных недостаточно, чтобы сделать вывод о вертикальной передаче COVID-19 при грудном вскармливании. У младенцев риск заражения COVID-19Инфекция низкая, инфекция обычно протекает в легкой форме или бессимптомно, в то время как последствия отказа от грудного вскармливания и разлуки между матерью и ребенком могут быть значительными. На данный момент представляется, что COVID-19 у младенцев и детей представляет гораздо меньшую угрозу для выживания и здоровья, чем другие инфекции, от которых защищает грудное вскармливание. Преимущества грудного вскармливания и заботливого взаимодействия между матерью и младенцем для предотвращения инфекции и укрепления здоровья и развития особенно важны, когда медицинские и другие общественные услуги сами по себе нарушены или ограничены. Соблюдение мер по профилактике и контролю инфекций имеет важное значение для предотвращения контактной передачи COVID-19 междуподозреваемые или подтвержденные матери и их новорожденные и младенцы раннего возраста.

    На основании имеющихся данных рекомендации ВОЗ по началу и продолжению грудного вскармливания младенцев и детей младшего возраста также применимы к матерям с подозрением или подтвержденным диагнозом COVID-19.

    Ссылки

    1. Всемирная организация здравоохранения, ЮНИСЕФ. Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста. Женева, Швейцария: Всемирная организация здравоохранения; 2003.
    2. Всемирная организация здравоохранения. Руководство: защита, поощрение и поддержка грудного вскармливания в учреждениях, предоставляющих услуги для матерей и новорожденных. Женева, Швейцария: Всемирная организация здравоохранения; 2017.
    3. Всемирная организация здравоохранения. Рекомендации ВОЗ по вмешательствам для улучшения исходов преждевременных родов. Женева, Швейцария: Всемирная организация здравоохранения; 2015.
    4. Всемирная организация здравоохранения. Клиническое ведение COVID-19: временное руководство (27 мая 2020 г.). Женева, Швейцария: Всемирная организация здравоохранения; 2020.
    5. Centeno-Tablante E, Medina-Rivera M, Finkelstein JL, Rayco-Solon P, Garcia-Casal MN, Ghezzi-Kopel K, Rogers L, Peña-Rosas JP, Mehta S. Передача нового коронавируса-19через грудное молоко и грудное вскармливание. Живой систематический обзор доказательств. PROSPERO 2020 CRD42020178664.
    6. Фокс А., Марино Дж., Аманат Ф., Краммер Ф., Хан-Холбрук Дж., Золла-Пазнер С., Пауэлл Р.Л. Доказательства значительного секреторно-доминантного IgA-доминантного иммунного ответа на SARS-CoV-2 в грудном молоке после выздоровления от COVID-19. Дои препринта medRxiv: https://doi.org/10.1101/2020.05.04.20089995.
    7. Ву З., МакГуган Дж.М. Характеристики и важные уроки коронавирусной болезни 2019 г.(COVID-19) Вспышка в Китае: сводка отчета о 72314 случаях из Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний. ДЖАМА. Опубликовано в Интернете 24 февраля 2020 г. doi:10.1001/jama.2020.2648
    8. Циммерманн П., Кертис Н. COVID-19 у детей, беременных и новорожденных, Журнал детских инфекционных заболеваний: июнь 2020 г. — Том 39 — Выпуск 6 — стр. 469- 477 doi: 10.1097/INF.0000000000002700.
    9. Циммерманн П., Кертис Н. Коронавирусные инфекции у детей, включая COVID-19: обзор эпидемиологии, клинических особенностей, диагностики, вариантов лечения и профилактики у детей. Pediatr Infect Dis J. 2020;39(5):355-368. doi:10.1097/INF.0000000000002660.
    10. Хэнсон Л.А. Сравнительные иммунологические исследования иммуноглобулинов грудного молока и сыворотки крови. Int Arch Allergy Appl Immunol. 1961;18:241-267. дои: 10.1159/000229177.
    11. Hanson LA, Silfverdal SA, Hahn-Zoric M, et al. Иммунная функция. Adv Exp Med Biol. 2009;639:97-111. doi:10.1007/978-1-4020-8749-3_8
    12. Bardanzellu F, Peroni DG, Fanos V. Человеческое грудное молоко: биоактивные компоненты, от стволовых клеток до последствий для здоровья. Curr Nutr Rep. 2020;9(1):1–13. doi: 10.1007/s13668-020-00303-7.
    13. Moore ER, Bergman N, Anderson GC, Medley N. Ранний контакт кожа к коже для матерей и их здоровых новорожденных. Кокрановская база данных систематических обзоров, 2016 г., выпуск 11. Ст. №: CD003519. DOI: 10.1002/14651858.CD003519.pub4.
    14. Конде-Агудело А, Диас-Росселло ХЛ. Уход за матерями по методу кенгуру для снижения заболеваемости и смертности детей с низкой массой тела при рождении. Кокрановская база данных систематических обзоров, 2016 г., выпуск 8. Ст. №: CD002771. DOI: 10.1002/14651858.CD002771.pub4.
    15. Корья Р., Латва Р., Лехтонен Л. Влияние преждевременных родов на взаимодействие и привязанность матери и ребенка в течение первых двух лет жизни ребенка. Acta Obstet Gynecol Scand. 2012;91(2):164-73.
    16. Ховард К., Мартин А., Берлин Л.Дж., Брукс-Ганн Дж. Раннее разлучение матери и ребенка, воспитание детей и благополучие детей в семьях с ранним стартом. Прикрепите Hum Dev. 2011;13(1):5-26.
    17. Санкар, М.Дж., Синха, Б., Чоудхури, Р., Бхандари, Н., Танеджа, С., Мартинес, Дж., Бахл, Р., Оптимальные методы грудного вскармливания и младенческая и детская смертность: систематический обзор и метаданные -анализ, Acta Pediatric 2015; 104:3–13.
    18. Victora CG, Bahl R, Barros AJD, França GVA, Horton S, Krasavec A, et al. Грудное вскармливание в 21 веке: эпидемиология, механизмы и пожизненный эффект. Ланцет 2016;387:475-90. doi.org/10.1016/S0140-6736(15)01024-7.

     

    ВОЗ продолжает внимательно следить за ситуацией на предмет любых изменений, которые могут повлиять на это временное руководство. Если какие-либо факторы изменятся, ВОЗ выпустит дополнительную обновленную информацию. В противном случае срок действия настоящего научного бюллетеня истекает через 2 года после даты публикации.

     

    Грудное вскармливание и COVID-19

    Перейти к публикации

    Как помочь ребенку приложиться к груди и сосать его | Младенец и малыш, Статьи по кормлению и поддержка

    Многие люди считают, что грудное вскармливание происходит «естественно», но для многих мам и малышей это процесс обучения. Вот наши советы, как научиться этому…

    Перед рождением ребенка многие мамы беспокоятся о родах, но думают, что грудное вскармливание «само собой произойдет». А у некоторых мам так и есть. Но для многих грудное вскармливание не похоже на математическую головоломку, которую вы решаете неправильно или правильно. Это скорее приобретенный навык, который вы и ваш ребенок осваиваете вместе.

    Вот несколько идей о том, как вы и ваш ребенок можете найти собственный подход к грудному вскармливанию.

    Начало работы

    Прежде чем начать, очень важно убедиться, что вы и ваш ребенок расслаблены и чувствуете себя комфортно. Если ваш ребенок находится в удобном положении и приложен к груди, это поможет предотвратить воспаленные соски и позволит вашему ребенку эффективно сосать ваше молоко (La Leche League, 2016).

    Не существует единственно правильного способа грудного вскармливания. Вы можете попробовать разные способы, чтобы найти то, что работает для вас и вашего ребенка. Вот несколько советов:

    • Подготовить. Постарайтесь получить все, что вам нужно, например, напиток, закуску, смену прокладок для груди или муслин, до того, как вы сядете.
    • Постарайся расслабиться. Позвольте голове и плечам расслабиться, а не напрягаться (Питание младенцев и детей младшего возраста, 2009; NHS, 2016).
    • Находятся ли их голова и тело на прямой линии? Убедитесь, что вашему ребенку не нужно поворачивать голову, чтобы поесть. Сам посмотри в сторону, потом попробуй сглотнуть — тяжело. Точно так же вашему ребенку будет трудно пить, если его голова и тело не находятся на одной линии (ВОЗ, 2009 г.).).
    • Держите их близко. Держите ребенка рядом с собой и лицом к груди.
    • Сначала вы можете попробовать кормить грудью кожу к коже… так как вашему ребенку понравится это ощущение, и это может побудить его к кормлению (NICE, 2015).
    • Поддержите их. Убедитесь, что вы поддерживаете его спину, шею и плечи, так как это должно позволить ему запрокинуть голову и свободно глотать молоко (ВОЗ, 2009 г.).
    • Не держитесь за затылок ребенка… так как он должен иметь возможность слегка наклонить его назад, чтобы получить больший объем груди и глубокий захват (NHS, 2016).
    • Всегда подносите ребенка к груди… а не грудь к ребенку (La Leche League, 2016).

    Как заставить ребенка брать грудь

    Следующие шаги относятся к кормлению грудью, когда вы сидите и используете положения колыбели или подмышки. Несколько иной подход — непринужденное грудное вскармливание, когда ребенок использует больше своих естественных рефлексов для кормления.

    Как только вы сядете удобно, вы можете начать…

    1. Поднесите нос ребенка к соску. Это позволит им откинуть голову назад, чтобы набить грудь большим ртом (ВОЗ, 2009 г.).).
    2. Когда ваш ребенок готов к кормлению, он очень широко открывает рот с опущенным языком. Нежное прикосновение сосков к их губам может побудить их сделать это (NICE, 2015).
    3. Как только челюсть вашего ребенка опустится и его рот откроется очень широко, как при большом зевке, притяните его тело ближе к себе, поддерживая его шею и касаясь сначала вашей груди подбородком (ВОЗ, 2009).
    4. Позвольте ребенку запрокинуть голову, чтобы он взял грудь большим ртом. Ваш сосок должен входить в верхнюю часть рта вашего ребенка, а не в середину, чтобы он проходил мимо твердого нёба к мягкому нёбу сзади (NHS, 2016).

    Обучение грудному вскармливанию требует времени (и нескольких промахов), чтобы все усвоить. Почему бы не посмотреть наше видео о том, как помочь ребенку кормить грудью.

    Небольшой дискомфорт, когда ваш ребенок впервые берет грудь в первые дни, не редкость (NICE, 2015). Если соски выглядят воспаленными или потрескавшимися, или если кормление болезненно во время всего кормления или после него, или вы чувствуете, что ваш ребенок не может правильно сосать, обратитесь за помощью как можно раньше.

    Вы можете позвонить в нашу линию поддержки грудного вскармливания по номеру 0300 330 0700, чтобы поговорить с консультантом по грудному вскармливанию. Кроме того, ваша акушерка или патронажная сестра могут направить вас в ближайшую группу поддержки грудного вскармливания.

    Что вы должны видеть во время кормления грудью

    • Ребенок прижат к вам как можно ближе.
    • Их подбородок прижат к вашей груди, а не опущен вниз, поэтому их голова слегка запрокинута назад.
    • Широко открытый рот.
    • Их нос не прижат к твоей груди.
    • Глубокие движения челюсти и округление щек во время сосания.
    • Если видна часть ареолы (цветная часть вокруг соска), над верхней губой должно быть больше, чем под нижней губой.

    (Сеть по вопросам грудного вскармливания, 2014 г.)

    Чего нельзя видеть при грудном вскармливании

    • Щеки вашего ребенка втянуты.
    • Губы как будто сосут соломинку.
    • Соска не должна быть сдавлена ​​в конце кормления, когда ребенок отрывается.

    Что вы можете услышать

    Звук глотаемого молока. Однако некоторые дети более шумные глотатели, чем другие.

    В первые несколько дней, когда молозиво все еще вырабатывается, вы можете не слышать сильного глотания. Это потому, что молозива очень мало в объеме. Так что следите за ритмичными сосаниями с длинными паузами, которые указывают на глотание.

    Если вы не уверены, глотает ли ребенок молоко, вы можете попросить акушерку или помощника по грудному вскармливанию понаблюдать за кормлением. Они могут показать вам, когда ваш ребенок глотает. Смотрите это видео для получения дополнительной информации.

    Что вы можете почувствовать

    • Некоторые женщины описывают ощущение «крепкой хватки».
    • Рефлекс прилива – это когда молоко свободно течет к соску. Некоторые женщины описывают ощущение покалывания или «тянущей боли» в груди. Другие описывают это как ощущение покалывания или скручивания пальцев ног. Другие ничего не чувствуют.
    • Мимолетная боль в начале кормления в первые несколько дней или недель. (Некоторым женщинам помогают методы осознанности или релаксации, такие как спокойное дыхание или представление расслабляющей сцены.) Если боль сохраняется во время кормления, между кормлениями, стоит получить некоторую поддержку, чтобы понять, что может быть ее причиной.

    Проблемы: признаки того, что может потребоваться дополнительная поддержка

    • Сильная или мучительная боль.
    • Боль, которая длится во время кормления или продолжается после кормления.
    • Болезненные, потрескавшиеся или поврежденные соски.
    • Сплющенные, сморщенные или защемленные соски после кормления.

    (NHS, 2018)

    Если вы видите, слышите или чувствуете что-то, что кажется вам неправильным, вы можете осторожно ввести мизинец в рот ребенка, чтобы прервать всасывание и дать ему оторваться. Затем начните снова.

    Это поможет вам обоим, если вы сможете сохранять спокойствие и расслабленность. Поэтому не забывайте дышать и при необходимости обратитесь за помощью к акушерке или консультанту по грудному вскармливанию.

    Как определить, хорошо ли ребенок прикладывается к груди

    • Быстрое сосание в начале кормления, затем ритмичное сосание и глотание с редкими паузами.
    • Вы можете слышать и видеть, как они глотают.
    • Их руки расслаблены.
    • У них во рту влажно.
    • Обычные мокрые и грязные подгузники.
    • Ваша грудь становится мягче после кормления.

    (NICE, 2015; NHS, 2018)

    Может потребоваться несколько попыток, чтобы правильно приложить ребенка, а это значит, что вам обоим будет комфортно. Вы оба изучаете что-то новое вместе, поэтому постарайтесь расслабиться и не торопиться.

    Последняя проверка страницы: август 2019 г.

    Дополнительная информация

    Мы поддерживаем всех родителей, как бы они ни кормили своего ребенка. Если у вас есть вопросы, опасения или вам нужна поддержка, вы можете поговорить с консультантом по грудному вскармливанию, позвонив на нашу линию помощи по телефону 0300 330 0700, независимо от того, кормите ли вы исключительно грудью или используете молочную смесь. Консультанты по грудному вскармливанию прошли обширную подготовку, выслушают, не осуждая и не критикуя, и предложат соответствующую информацию и предложения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *