Через сколько новорожденный начинает слышать и видеть – Во сколько младенцы начинают видеть и слышать или что видит и слышит новорожденный ребенок • Твоя Семья

Содержание

Когда новорожденный начинает слышать звуки

Забрав ребенка из роддома, родители более досконально начинают изучать его и наблюдать за ним. Их волнует общее состояние младенца, его реакции на окружающий мир, проявляющиеся в двигательной активности, зрении, слухе, плаче.  Иногда родителей настораживает, что их новорожденный ребенок не реагирует (или реагирует очень слабо) на посторонние шумы и звуки, может никак не замечать и не просыпается от работающего телевизора, каких-то шумов из соседней квартиры и т.д. Вот поэтому многие родители интересуются, хорошо ли слышат новорожденные дети сразу после рождения или не слышат вовсе.

Уже давно установлен период, когда ребенок начинает слышать — это происходит еще на 16 — 17 неделе беременности. 

Доказано: ребенок не родился, но уже слышит

Находясь в утробе, ребенок уже имеет способность слышать и реагировать на звук. При внутриутробном развитии есть реакция на музыку и на голоса, что было неоднократно доказано экспериментально:  мама на последнем сроке беременности читала несколько детских стихов. Когда проходило определенное время после рождения ребенка, возле него зачитывали знакомый стих и следовала реакция «узнавания»: ребенок начинал активно двигать ножками и ручками.

Реакции ребенка на звук

Есть мнения некоторых родителей, что только что родившийся ребенок еще плохо слышит, или даже вообще не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе, и начинает различать звуки только на второй — третий день, но это совершенно не так!

С первых дней жизни ребенок реагирует на звуки, но реагирует в основном только на громкие звуки (резкие, которые могут создавать определенную вибрацию), поэтому если нет реакции на работающий телевизор, на спокойные голоса, на другие спокойные шумы не нужно думать что малыш ничего не слышит, он все слышит, просто не реагирует.

Совершенно удивляет факт, что новорожденный умеет отличать голос человека от любого другого звука, т.е. в ребенке заложен врожденный рефлекс способности слышать. Быстрей и лучше всего среди других голосов кроха начинает узнавать материнский голос, который разговаривал на протяжении беременности.

Младенец сразу же после рождения имеет хорошо развитый слух и обладает реакцией на:

  • интонацию;
  • темп речи;
  • тембр голоса;
  • погремушки;
  • разные звуки.

Это выражается в:

  • в двигательной активности ножек и ручек;
  • поворотах головы;
  • поиске источника голоса глазами;
  • замирании;
  • вздрагивании;
  • плаче;
  • прислушивании.

Повторяем, если первые дни ребенок не реагирует на посторонние звуки, это еще ничего не значит. В любом случае, если вас это настораживает и пугает, всегда можно обратиться к врачу.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

ФАКТ. Слышит младенец одинаково и когда бодрствует и когда спит 🙂 

К концу третьего месяца ребенок осознанно поворачивает голову на любой звук — погремушку или голоса.

Как проверить слух

Если вас беспокоит то, что ребенок не слышит, вы можете проверить его слух. Через 3 — 5 дней после рождения незаметно похлопайте (естественно без фанатизма 🙂 ) рядом с ухом ребенка — ребенок должен моргнуть или проявить любую другую реакцию. Погремите погремушкой справа или слева от головы ребенка — он повернет в сторону звука голову.  Если ребенок никак не реагирует на звуки, то необходимо обратиться к врачу.

Резкая реакция на звуки – это нормально

Многие детки в первые недели жизни при громких, резких звуках вздрагивают, плачут, у них могут появиться судорожные движения. Так же отреагировать младенец может и от вполне спокойного голоса, прозвучавшего совсем рядом, неожиданно. Но такая реакция не говорит о его «неадекватности». Наоборот, это указывает на совершенно нормально развитый слух.

Такие же реакции могут проявляться на любые незнакомые обстоятельства не только на первых неделях жизни, но и почти до наступления школьного возраста. Это свидетельствует на то, что у нормально развивающихся младенцев очень высокий уровень чувствительности к внешней среде. Поэтому разговаривать с новорожденным ребенком нужно спокойно и ровно.

Лучше всего младенцы различают высокую тональность, прислушиваясь к детской звонкой песенке или погремушке. Младенцы с удовольствием слушают разговорную спокойную речь, иногда замирая или стараясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха в период бодрствования включайте детские песенки, читайте стишки и просто больше разговаривайте с младенцем.

К началу второго месяца жизни у ребенка исчезнут судорожные движения, реакция на голос будет выражаться более упорядоченными и равномерными движениями. Появляется четкая реакция на темп речи. Понаблюдайте:

  • как только темп речи мамы убыстряется — движения ребенка ускоряются;
  • мама переходит на спокойную, размеренную речь – движения также становятся более плавными, ровными и ритмичными.

Если ребенок чем-то сильно увлечен (играет с игрушкой, рассматривает по сторонам интересные и новые ему предметы), он может также не реагировать на любые посторонние звуки, это вполне нормальное явление, дети просто абстрагируются, поэтому не нужно переживать.

Проблемы со слухом

Если во время беременности женщина переболела корью, краснухой или принимала токсические препараты, алкоголь или наркотические средства, то у ребенка может быть такое заболевание как тугоухость или глухота. Чтобы не допустить у ребенка потерю слуха, необходимо помощь и рекомендации специалиста.

Еще по теме, когда:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Когда и КАК новорожденный начинает видеть и слышать |

Каждого родителя интересуют все вопросы о здоровье своего ребенка. Любой тревожный сигнал становится стимулом для серьезных размышлений и действий. Однако не все признаки и симптомы у ребенка становятся причиной для такого поведения родителей. Многие характеристики состояния здоровья маленького крохи являются вполне нормальным развитием. К таким характеристикам относятся притупленный слух и зрение у новорожденного. Сегодня мы с вами поговорим о том, когда новорожденный начинает нормально видеть и слышать, а также, почему родителям не следует беспокоиться.

Содержание статьи

Когда новорожденный начинает видеть

Только что рожденный кроха не может фокусировать взгляд, у него пелена на глазках и это может вызвать беспокойство у родителей. До определенного возраста такое состояние у малыша является нормой. Однако некоторые родители считают, что ребенок при рождении совсем ничего не видит, а когда новорожденный начинает видеть становится заметным. Однако данная позиция не совсем правильная. Новорожденный ребенок еще не может фокусировать свой взгляд, из-за пелены на глазках изображение расплывчато, поэтому создается ощущение, что ребенок ещё ничего не видит. В этот период у малыша неосознанный взгляд, он не может еще следить за предметами, за мамой. При этом яркий свет может спровоцировать малыша отреагировать, прищурить глазки. Со временем происходит взросление крохи и формирование полноценного зрения.

Следует обратить внимание на следующие моменты:

  • В первые недели жизни малыш реагирует только на свет, но к концу первого месяца уже начинает распознавать крупные предметы;
  • Следующим этапом развития зрения является слежение крохи за перемещением своих родителей;
  • Примерно к трехмесячному возрасту ребенок начинает активно следить за движением и движущимися предметами;
  • К полугодовалому возрасту ребенок уже вполне хорошо видит, умеет распознавать предметы, активно фокусирует взгляд на интересующих его игрушках, взгляд становится осознанным, сосредоточенным.

У подавляющего большинства новорожденных существуют любимые предметы для наблюдения. К таким предметам, прежде всего, относятся родители. У пап очень часто бывают усы и борода, что особенно активно привлекает деток. Лица родителей служат самым любимым предметом для наблюдения малышом.

Иногда, изменения привычного облика родителей может привести к неадекватному поведению малыша. Глобальное изменение внешности для вашего крохи может стать причиной серьезного эмоционального срыва. Дело в том, что малыш уже привык за вами наблюдать, знает все ваши черты лица, реагирует на каждое ваше мимическое действие. Но изменения во внешнем облике вызывают у ребенка ощущение неизвестного, чужого, чего ваш малыш еще очень боится. Поэтому, если вы решили сбрить бороду, либо покрасить и подстричь волосы, то малыш может после этого плакать, капризничать, отворачиваться от вас, поэтому будьте к этому готовы.

Также очень часто малыши любят смотреть на разнообразные фотографии, также им нравится разглядывать фигуры, узоры. Но это в большей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Отметим, что существуют некоторые особенности развития зрения у детей.

  • До первого месяца жизни ребенок еще не может фокусировать свой взгляд, останавливаться на предметах, осознавать объемы и формы;
  • К двухмесячному сроку зрение становится немного лучше. Начинают формироваться навыки фокусировки, однако ещё совсем слабые, чаще всего скользящий взгляд;
  • К четырехмесячному сроку фокусирование является уже нормальным, ребенок может останавливаться на предмете, сосредотачивать свое внимание;

У некоторых детей может проявляться косоглазие, когда взгляд на глазах скошен относительно друг друга. До полугодовалого возраста это является вполне нормальным явлением. Дело в том, что малыш ещё не умеет пользоваться обоими глазами одновременно, поэтому один смотрит в одну сторону, другой в другую. К полугодичному периоду такое состояние проходит, а если нет, то необходимо обратиться к врачу.

Как ускорить развитие ребенка

Каждый родитель может помочь своему крохе быстрее научиться нормально видеть. Для этого необходимо выполнять следующие советы:

  • Стараться ребенка чаще носить в вертикальном положении, так ваш малыш быстрее научится сосредотачивать свой взгляд на предметах, активно познавая окружающий мир;
  • Ребенку необходимо дать время, чтобы он мог сфокусировать свой взгляд на предмете. В этом случае родителям следует проявить терпение, всему свое время;
  • Если вы пытаетесь натренировать зрение малыша, то вам необходимо учесть, что расстояние до наблюдаемого объекта должно быть не менее двадцати пяти сантиметров, тогда вашему ребенку будет легче сфокусировать свой взгляд;
  • Такое расстояние следует учитывать также и при расположении игрушек в коляске и манеже. Нельзя вешать объекты для наблюдения очень близко к лицу вашего малыша, тогда ребенок не сможет правильно сфокусироваться и вместо пользы будет только вред.
  • Родителям следует учитывать, что общение с малышом должно проходить в нежной, ласковой форме, тогда ребенок будет пытаться наблюдать за вашей мимикой, сосредотачивая взгляд на вашем лице. В противном случае, ребенок будет испуган и интереса ваше лицо для него представлять уже не будет.

Итак, на вопрос «когда начинает видеть новорожденный ребенок» можно с легкостью ответить, что с момента родов, а некоторые особенности зрения (фокусировка, внимание и сосредоточивание) начинают развиваться со временем.

Когда новорожденный начинает слышать

Миф о том, что ребенок при рождении ничего не слышит – это заблуждение. Уже давно доказано, что малыши начинают слышать еще во время беременности мамы, примерно на семнадцатой неделе. Во время внутриутробного развития ребенок уже слышит и осознает голос любимой мамы.
Доказано, что в последний триместр беременности, если мама читает своему животику стихи, то ребенок это запоминает. После того, как кроха родился, эти же самые стихи вызывают знакомое чувство и реакцию малыша в виде движений ножками и ручками, и так далее.
Миф о том, что ребенок начинает слышать только на третий-четвертый день после родов – неправда. Да, в ухе у малыша ещё есть не рассосавшаяся жидкость, которая притупляет слух, но не лишает малыша его вовсе. При рождении тихие шумы ребенку услышать сложно, однако громкие вполне ощутимы и могут вызвать определенную реакцию у малыша.

Если на вашего ребенка не влияют звуки от телевизора, либо другие вполне монотонные и спокойные звуки, то это не значит, что малыш ничего не слышит. Ребенок не хочет реагировать на данные раздражители, потому что они ему не мешают. Однако громкие звуки (крики, хлопанье и другие) могут вызвать испуг и негативное влияние на эмоциональный настрой и поведение вашего малыша.
Самым первым, что начинает узнавать ребенок – это человеческий голос. Причем голос любимой мамочки для него представляет наибольший интерес и является самым узнаваемым. Дело в том, что малыш слушал мамин голос на протяжении всей беременности, поэтому он для него стал самым любимым, надежным, узнаваемым. Мамин голос малыш не может перепутать ни с каким другим. Для человека распознавание человеческого голоса является врожденным рефлексом.
Наибольший интерес для малыша представляет интонация и темп речи взрослых. Причем малыш легко различает тембр голоса и может распознавать по тембру маму, папу, бабушку, дедушку – наиболее знакомых для него близких людей. Новорожденным также интересно слушать звуки погремушек, других предметов, но все это зависит от индивидуальных особенностей ваших детей.

Как проверить слух малыша?

Проверить слышит ваш малыш или нет вполне легко, достаточно пронаблюдать за поведением крохи. Когда ребенок заинтересовался каким-то звуками, либо просто прислушивается, то видно замирание крохи, либо активное поведение, например, на мамин голос – малыш начинает дрыгать ножками и ручками, плачет, поворачивает голову, замирает. Также легко пронаблюдать, позвав вашего кроху, реагирует ли он на зов или нет. Однако, если реакции нет это не значит, что малыш ничего не слышит, просто ему неинтересен данный звук.

Важно! Если все-таки есть какие-то моменты, которые вызывают у вас опасение и тревогу, то вам лучше всего обратиться к врачу.

Отметим, что вне зависимости от того на каком этапе находится ваш малыш – сон или бодрствование, слышит ребенок одинаково.

Трехмесячный порог является критерием для диагностики нормы или патологии слуха вашего малыша. Если к этому периоду ребенок активно различает звуки, реагирует на них, то это норма, а если нет, то необходимо обратиться к врачу для дальнейшей диагностики.

Для проверки слуха вашего новорожденного ребенка вы можете выполнить следующие действия: на третий – четвертый день после рождения вы можете создать искусственные раздражители – хлопнуть в ладоши, либо погреметь недалеко от ушей игрушками. Если ребенок никак не реагирует, то вам необходимо обратиться к врачу.

Резкие, неожиданные и громкие звуки могут вызвать неадекватную реакцию у вашего крохи, но это не является патологией. Дети вплоть до школьного возраста очень эмоциональны и чувствительны, поэтому могут очень резко реагировать на такие неприятные внешние раздражители. Для полноценного развития с ребенком необходимо разговаривать ласково и спокойно.

Отметим, что иногда ребенок не слышит звуки, если чем-то очень увлечен. В этом случае ребенок учится сосредотачивать свое внимание на игре и его нельзя отвлекать.

Рекомендуем также ознакомиться с мнением педиатра на этот счет, чтобы не упустить важные детали в развитии малыша:

Поэтому на вопрос когда новорожденный начинает видеть и слышать можно с уверенностью сказать, что с самого рождения. Как видите при постоянном и заботливом наблюдении за вашим малышом вы вполне сможете распознать норму и патологию в развитии своего крохи. Поэтому побольше вам терпения и внимания, и пусть ваши детки будут всегда здоровы!

Возможно, вам будет интересно:

lazy-mama.ru

Когда новорожденный начинает слышать и видеть

Дети сразу после рождения не могут нормально сфокусировать зрение, от чего родители становятся рассеянными. Взрослые думают, что у их ребенка началось заболевание, потому как они не знают, когда новорожденный начинает слышать и видеть. Органы чувств, ответственные за зрение и слух, формируются и начинают функционировать на эмбриональной стадии развития. В то же время после родов зрение и слух не обладают той остротой, которая есть у взрослого человека. Поэтому выявить патологический процесс сложно.

Особенности развития слуха и зрения

Многие люди задаются вопросом, видят ли новорожденные. Зрение, ровно как и другие органы чувств, формируются во II-III триместре эмбрионального развития. Поэтому после родов дети различают источники шума и активно реагируют на световые раздражители. Постепенно формируется зрительная и слуховая память, благодаря которой при знакомых голосах и лицах ребенок проявляет положительные эмоции.

Проверить наличие слуха позволяет негромкий хлопок около каждого уха. Если младенец услышит его, он повернет голову на источник звука. При этом важно не издавать сильного шума и не разговаривать громко, чтобы не испугать ребенка. В противном случае он может замереть, кричать или плакать, что обусловлено высокой чувствительностью органов чувств.

Ребенок видит вещи расплывчато, потому что для адаптации к новым условиям ему необходимо время.

Чтобы защитить нежную сетчатку, новорожденные часто щурятся и редко открывают глаза. После рождения младенцы лучше видят боковым зрением, в центральной части предметы остаются мутными. Полностью зрение формируется к 8-12 месяцам.

Формирование слуха и зрения до рождения

Многие люди ошибочно спрашивают, во сколько месяцев жизни начинают видеть слышать новорожденные дети. В ходе проведения клинических исследовании врачи смогли выяснить, что органы чувств активизируются на 17 неделе беременности. В конце 6 месяца эмбрионального развития глаза успевают сформироваться полностью и пытаются передавать визуальную информацию в затылочную часть мозга. В это время зачатки ушей улавливают вибрации, слуховые косточки трансформируют их в нервные импульсы.

Эмбриогенез слухового аппарата начинается на 5 неделе развития плода с образования внутреннего уха. Через 10-12 суток данный процесс заканчивается, и клетки переключаются на создание слухового прохода. В 6 месяцев начинает развиваться ушная раковина, но хрящевая ткань остается мягкой до 36 недели беременности. Слуховой лабиринт полностью формируется с 16 до 18 недели. Стремечко, наковальня и молоточек – специальные косточки для превращения вибрации в нервные импульсы остаются мягкими до 8-8,5 месяца.

На 17 неделе ухо эмбриона способно слышать перистальтику кишечника, пульс и сердцебиение матери. При этом кора головного мозга остается несформированной, поэтому будущий ребенок не осознает и не анализирует полученную звуковую информацию. Реагировать на звуки, проходящие через брюшную полость и околоплодные воды, эмбрион начинает в конце II триместра беременности.

Зрительные бугры формируются со 2 недели внутриутробного развития. В первый месяц эмбриогенеза клетки создают хрусталик. Глаз покрывается склерой и веками к 18 неделе. Центр зрения в головном мозге развивается к началу III триместра, поэтому плод начинает реагировать на свет, различает время суток.

Особенности слуха и зрения после рождения

Когда новорожденные начинают видеть и слышать, они рефлекторно вздрагивают. Сильные световые и слуховые раздражители могут спровоцировать развитие стресса, поэтому в первые месяцы жизни ребенка следует разговаривать тихим тоном. В течение 30 дней с момента рождения новорожденный только приспосабливаться к окружающей среде. По прошествии этого времени он начинает запоминать интонации и различать цвета.

После родового стресса ребенку необходимо восстановиться:

  1. 5-10 дней младенец проводит большое количество времени во сне, просыпаясь для кормления. Во время лактации ребенок запоминает основные черты лица матери.
  2. В процессе прохождения через родовые пути голова новорожденного подвергается высокому внешнему давлению, поэтому зрение остается расплывчатым. Припухшие веки и лопающиеся от яркого света капилляры также препятствуют фокусировке.
  3. Ребенок сосредоточивается на предметах только к 4 месяцам. До этого времени из-за слабых глазных мышц возможно скашивание органов зрения к носу.

Когда, что и как видят новорожденные?

Младенец начинает познавать окружающий мир сразу после рождения. 90% грудничков видят только расплывчатые формы объектов. Органам зрения необходимо время, чтобы полностью адаптироваться. Из-за низкой приспособленности дети закрывают глаза и часто щурятся, защищая сетчатку от яркого света.

В некоторых случаях детки в 1 час после родов широко открывают глаза, получая информацию о ближайших предметах и людях.

Как видят новорожденные дети?

Педиатры объясняют родителям, как видит новорожденный, и помогают вовремя выявить патологии:

  • в 1 неделю жизни ребенок начинает фокусировать взгляд на предметах в течение 4 секунд;
  • в 2 месяца повышается острота зрения, поэтому наблюдается скольжение взгляда по объектам без остановки;
  • полностью фокус формируется к 4 месяцам.

До полугода груднички скашивают глаза. Это явление обусловлено неспособностью ребенка контролировать оба органа зрения и комбинировать их движение. Поэтому до 6 месяцев жизни нормально, если ребенок после длительного разглядывания новой игрушки внезапно заинтересуется собственной переносицей или скосит 1 глаз на другой предмет.

Что видит новорожденный?

Родителей интересует, что видит новорожденный, когда начинает долго фокусировать взгляд на одной точке. После выхода из родового канала ребенок реагирует только на присутствие источников света. В 1 месяц видят дети только крупные объекты. После этого они могут прослеживать движения больших предметов и родителей. На 12-16 неделе жизни ребенок различает более мелкие игрушки и начинает различать их перемещения. В 6 месяцев младенец узнает лица родственников, отличая их от незнакомцев. В этот период острота зрения прекращает повышаться, зрение полностью адаптируется.

На что любит смотреть малыш?

Когда ребенок начинает видеть, наибольший интерес для него представляют лица родителей. Знакомые черты вызывают в детях положительные эмоции, которые в 80% случаев отмечаются у отцов. Такое явление обусловлено, что у мужчин есть борода, усы, крупные линии лица и другие хорошо запоминающиеся признаки. Если произойдут изменения в облике родственников, младенец его не узнает и примет за незнакомца.

Привлекают внимание новорожденных черно-белые рисунки, фотографии высокого качества и геометрические фигуры.

Когда новорожденный начинает видеть?

Когда новорожденный впервые открывает глаза, он обладает периферическим зрением. В результате ребенок видит участки по сторонам от своего тела. Центральные объекты остаются расплывчатыми. Контролировать хрусталик дети учатся в течение 6 месяцев. На 30-36 сутки жизни ребенок останавливает взгляд на объектах, которые сохраняют дистанцию в 30 см от его тела.

В утробе матери нет источников света, поэтому глаза эмбриона не различают окружающие его органы и плаценту. Плод реагирует только на яркие лучи, которые могут пробиться через слой кожи и мышц организма матери.

Как наладить контакт?

Чтобы помочь младенцу научиться различать лица, следует воспользоваться несколькими рекомендациями:

  • новорожденные фокусируют взгляд в вертикальном положении и подождать, пока ребенок сконцентрируется;
  • лицо или объект должны находиться в пределах 20-25 см;
  • голос должен быть спокойным и тихим, необходимо улыбаться и активно пользоваться мимикой;
  • игрушки в колыбели должны располагаться в области ног или в боковой части кроватки.

Такие действия помогут получить внимание младенца. Начинают слышать новорожденные рано, поэтому высокий тон голоса может спровоцировать негативную реакцию. Когда ребенок начинает узнавать маму или отца, он улыбается или смеется.

Как определить нарушение слуха или зрения у новорожденного?

К основным методам проверки слуха и зрения относятся проверка реакции в первые недели жизни на:

  • шелест бумаги;
  • движение объектов, начиная с 3 месяца;
  • изменения интонации, тембра и громкости голоса;
  • сильные световые и звуковые раздражители.

При этом для определения патологических нарушений зрительного и слухового аппарата важно учитывать аналитические способности ребенка.

Рассказать об остроте зрения или цветовой гамме предметов дети смогут только после того, как научаться выражать свои мысли.

Родители должны немедленно обратиться за консультацией к ЛОР-врачу, педиатру или детскому офтальмологу в следующих ситуациях:

  • по прошествии 1 месяца после рождения отсутствует заинтересованность и фокусировка при движении предметов крупного размера;
  • младенец не реагирует на громкие звуки и яркие источники света;
  • к 4 месяцам ребенок не отличает родителей и родственников, которые ухаживают за ним длительное время, от незнакомцев;
  • не пытается повторить комбинации звуков, не рассматривает объекты и не тянется за игрушками с ярким окрасом;
  • к 7 месяцам не начал разговаривать – причины нарушения речи могут быть вызваны патологическим расстройством слухового аппарата;
  • при достижении 1 года с момента рождения не ориентируется в пространстве, не играет и не реагирует на световые и звуковые раздражители.

В процессе игр или ухода за ребенком родители могут заметить визуально различимые дефекты и аномалии развития. Они проявляются в скошенном или рассеянном косоглазии, частых горизонтальных или вертикальных движениях глазных яблок.

Признаки патологий

При заболеваниях слухового аппарата ребенок не реагирует на источники сильного шума. Новорожденный при появлении громкого звука должен замереть, испугаться или закрыть глаза. Если в 2-3 месяца младенец относится равнодушно к обращенному к нему голосу или шуму погремушек, необходимо пройти осмотр у педиатра или сурдолога.

В редких случаях грудные дети слышат только частоты низкого и среднего уровня, тогда как высокочастотные звуки не вызывают никакой реакции. В такой ситуации возможно развитие тугоухости различной степени выраженности. Чтобы исключить наличие патологии, следует в стеклянную или металлическую емкость насыпать манную крупу и потрясти ее над головой новорожденного. В норме он должен пытаться повернуться к источнику шума.

При достижении 1 месяца следует проверить реакцию зрачка на свет. Если он не сужается, необходимо посетить офтальмолога. Причиной беспокойства может служить отсутствие реакции в 12-14 недель жизни на беззвучные объекты, а также если ребенок не фокусирует взгляд на различных предметах. В таком случае младенец не будет следить за направлением взгляда матери и движениями. Дети со зрительными патологиями не отличают родителей от незнакомцев.

Посещать детского офтальмолога в качестве меры профилактики рекомендуется в 1, 3, 6, 12 месяцы жизни ребенка. В группу риска попадают недоношенные дети или новорожденные, которые перенесли острую гипоксию при родах или ишемию головного мозга. Патологии наблюдаются при наличии наследственных заболеваний у одного или обоих родителей, резус-конфликте.

Стадии развития после рождения

Зрение и слух формируются постепенно, проходя различные этапы развития. После рождения ребенок не воспринимает объемные предметы и не запоминает тон голоса. Он реагирует только на простые раздражители:

  • источники света и шума;
  • крупные размеры предметов.

Младенец не отмечает различия в цвете.

Новорожденный

Зрение фрагментировано, из-за чего младенец видит только отдельные образы и изображения. После зрение узкое, поэтому ребенок не наблюдает мелких вещей, располагающихся по бокам от тела. Новорожденный различает 2 объекта, если показать ему только один. Изображение, получаемое от обоих глаз, не комбинируется в один рисунок.

Ребенок реагирует на яркие источники света, плачет и кричит. Он слышит голоса людей, которые кажутся ему громкими. Любые звуки раздражают нежный слух.

3 недели после рождения

Ребенок адаптируется к окружающему миру. На данном этапе развития он не различает цвета и интонации в голосе. Дети постоянно щурятся, пытаясь привыкнуть к освещению. Они видят объекты в двухмерной плоскости. Наблюдается дальнозоркость, поэтому младенец не различает объекты на расстоянии 40 см.

1 месяц

Младенец учится отличать белые и темные оттенки, реагирует на отсутствие или наличие световых источников. Объекты воспринимают расплывчато, одной цветовой гаммы. На 30 сутки острота зрения усиливается в 2 раза. Взгляд скользит по поверхности объектов. Ребенок учится распознавать интонацию в голосе.

2 месяца

Дети начинают видеть предметы на расстоянии до 80 см. Их интересуют крупные объекты однородного оттенка, на которых можно сконцентрироваться. При этом предметы не должны двигаться.

3 месяца

На 12 неделе жизни ребенка интересуют простые геометрические узоры. Дети разглядывают лица, но не запоминают увиденное. Груднички начинают следить за движущимися объектами.

4-5 месяцев

В это время ребенок начинает различать расстояние между объектами. Он фокусирует взгляд как на близких, так и на дальних предметах. Активно развивается боковое зрение. Если дети фиксируют движение на периферии зрительного поля, они поворачиваются в сторону перемещающегося человека или объекта.

Младенец различает красные и желтые цвета, но не различает оттенки по их глубине.

Благодаря развитию зрительной памяти ребенок запоминает эмоции на лицах родителей, их жесты и одежду.

6 месяцев

Бинокулярное зрение позволяет складывать видимое изображение обоих глаз в единое целое. Помимо боковых объектов, дети хорошо различают предметы, располагающиеся перед ними. Ребенок хорошо контролирует хрусталик, его привлекают яркие оттенки и глубина цвета. Контрастные изображения и сложные рисунки дети рассматривают длительное время.

7 месяцев и старше

В этот период активно развивается память, поэтому ребенок активно реагирует на свое имя. Грудные дети способны связать название объекта с его визуальной формой. Младенцы начинают видеть четко, острота зрения прекращает меняться. Глаза полностью сформировываются и должны полностью передавать визуальную информацию.

Как помочь малышу развить органы чувств?

Для развития слухового аппарата необходимо часто разговаривать с детьми, давать им слушать звуки с различной частотой. Специалисты рекомендуют включать классическую музыку, ограничивать прослушивание громких и резких мелодий. При этом не следует оставлять ребенка в тишине. Беседовать с грудничком следует в процессе развивающих занятий, сопровождать свои действия стихотворениями или сказками.

На начальном этапе развития ребенок будет реагировать только на интонацию, но с течением времени будет разделять слова и пытаться анализировать смысл предложений. Когда дети слушают, они одновременно учатся говорить. В 3-4 месяца младенцы пытаются повторить услышанные звуки.

Чтобы у ребенка не возникло проблем со зрением, необходимо впускать в детскую комнату большое количество солнечного света. Затемненное помещение замедляет развитие глаз. Игрушки нужно показывать или подвешивать на расстоянии 50-60 см. Колыбель следует поставить в середине комнаты, чтобы родители смогли подходить к ней с разных сторон. При этом рядом с кроватью не должны располагаться зеркала или лампы.

Погремушки и другие изделия для игр следует подбирать одинакового цвета и менять их каждый месяц. Если после родов у ребенка будут синие игрушки, то в последующем их следует заменить на красные или оранжевые. После полугода необходимо приобрести предметы разных цветов.

Ребенку с 1,5-2 месяцев рекомендуется показывать иллюстрированные книжки или черно-белые рисунки. При достижении возраста 3 месяцев следует распечатывать яркие контрастные изображения. В ходе прогулки необходимо отвлекать ребенка на животных, проезжающие машины и других людей.

Самостоятельная проверка зрения

Проверять зрение самостоятельно родителям и другим людям в домашних условиях не рекомендуется. Осматривать ребенка на предмет имеющихся зрительных заболеваний должен только детский офтальмолог или педиатр. Специалист обращает внимание на цвет склеры. В норме она должна обладать бледно-голубым оттенком. Если склера окрашивается в желтый цвет, это свидетельствует о развитии желтухи и повышенном уровне билирубина.

Зрачок новорожденного при разглядывании источника света должен сужаться. При этом ребенок должен щурится. Яркое освещение способно довести детей до плача и крика.

В некоторых случаях возможно развитие астигматизма, который является физиологической нормой и проходит самостоятельно к 2 годам. Это явление характерно для детей, у которых хрусталик имеет неправильную форму. Естественная линза постепенно сформировывается к 4 годам.

Родители должны обращать внимание на следующие детали:

  1. Размер и положение глазных яблок. Выпячивание органов зрения не является нормой и требует срочной консультации с лечащим врачом.
  2. Постоянное слезотечение или сильная сухость глаз может говорить о травме слезного канала.
  3. Зрачки должны обладать круглой формой и одинаковым размером.
  4. Появление гноя свидетельствует о развитии инфекционно-воспалительных процессов, которые характерны для конъюнктивита.

Если у детей наблюдаются отклонения, следует обратиться к лечащему врачу. Только специалист может назначить правильное лечение. При самостоятельном осмотре нельзя насильно открывать ребенку глаза. Новорожденного можно перевернуть на живот или привлечь внимание звуками.

Почему у новорожденного косят глазки?

Когда новорожденный 1-2 месяца от роду начинает косить глаза, это нормально. В это время их органы зрения не скоординированы, поэтому ребенку сложно управлять ими одновременно. Для детских глаз характерны прерывистые движения.

При попытках рассмотреть интересный объект и сильной концентрации один или оба зрительных анализатора могут сместиться к переносице.

Если глаза расходятся в разные стороны, то это говорит о развитии патологического процесса:

  • врожденной болезни;
  • патологии нервной системы;
  • родовой травмы.

Для профилактики необходимо посетить педиатра. Врач должен провести осмотр, если у ребенка усиливается или не проходит продолжительное время сходящееся косоглазие.

medru.su

Когда новорожденный начинает видеть и слышать – на бэби.ру!

Ученые давно выяснили, когда новорожденный начинает слышать и видеть. Одни после появления на свет редко открывают глаза, другие щурятся, а третьи сразу начинают рассматривать окружающий мир. Также малыши по-разному реагируют на звуковые раздражители.

Формирование зрения

Беременных всегда интересует вопрос, когда новорожденный начинает видеть. Уже доказано, что это происходит сразу после появления на свет. Однако сначала зрение у младенцев расплывчатое, так как малыш только адаптируется к непривычной для него среде. У грудничков низкая острота зрения. Улучшается зрение постепенно по мере формирования головного мозга, сетчатки и глазного яблока.

Как видят новорожденные: развитие зрения по месяцам

Месяцы

Формирование зрения

До месяца

Различает темноту и свет, но в серых оттенках.

Первый

Видит крупные предметы, но размыто.

Второй

Начинает следить за большими объектами и людьми. Взгляд начинает фокусироваться, но еще пока скользящий, не останавливается на предметах.

Третий

Подолгу рассматривает движущие игрушки. Различает желтый и красный цвета.

Четвертый

Разглядывает погремушки, берет их в руки и рассматривает, приближая к лицу. Пока еще не умеет оценивать расстояние до предметов, но уже различает основные цвета. Начинает фокусировать взгляд и в целом хорошо видит.

Пятый

Уже различает все цвета.

Шестой

Узнает родных, наблюдает за небольшими предметами. Чувствительность сетчатки – 2/3 чувствительности сетчатки взрослого человека.

Седьмой–восьмой

Умеет распознавать геометрические фигуры.

Восьмой–год

Видит все предметы целиком и по частям, старается найти объекты, пропадающие из поля зрения. Различает не только цвета, но и их оттенки. Зрение уже как у взрослого человека.

Бинокулярное зрение формируется только с 6-й недели, а видеть осознанно ребенок начинает с 4-го месяца. До этого срока малыш не умеет использовать для «просмотров» оба глаза, поэтому кажется, что взгляд косит или блуждает. До полугода это нормально, но если такой взгляд остается дольше – это повод обратиться к врачу, чтобы предотвратить развитие слепоты.

Развитие слуха

Матерей всегда интересует, слышит ли ребенок в утробе. Слух у малыша начинает развиваться с 17-й недели беременности. Женщины всю беременность разговаривают с ребенком, в результате чего он запоминает материнский голос и впоследствии легко отличает его от других. После рождения малыш тоже прекрасно слышит, но его физиология такова, что реакцию вызывают только громкие и резкие звуки.

Интересно, что через несколько часов после рождения ребенок уже различает голоса и по-разному реагирует на них . Однако в любом случае голос, который он слышал еще в утробе, действует на него успокаивающе. Слух ребенка проверяется сразу после рождения с помощью светового луча.

Следующее обследование проводится в месяц, уже в обычной поликлинике. Адаптация слуха (в сравнении со зрением) проходит более медленно. В первый месяц малыш реагирует только на громкие звуки и шум. Развитием слуха можно заниматься с момента рождения. Малыш вслушивается в голос, когда с ним разговаривают, поют ему песни.

Резкие и громкие звуки его пугают. К шести месяцам малыш уже распознает свое имя и проявляет любопытство по отношению к источнику шума. В результате ребенок начинает издавать новые звуки, что считается хорошим показателем развития слуха.

Читайте также:

Помощь в развитии зрения и слуха

Малышу больше всего нравится рассматривать предметы, которые находятся в десятке сантиметров прямо перед ним. Сначала ребенку трудно сфокусировать взгляд. Для развития этого навыка есть специальные упражнения:

  1. Нужно осторожно поворачивать голову ребенка в разные стороны и удерживать, когда в поле его зрения попадет лицо или яркая игрушка. Желательно, чтобы предмет был как можно крупнее. Так взгляд малыша быстрее за него «зацепится».
  2. Двух- или трехнедельным грудничкам проще задерживать взгляд в вертикальном положении. Даже если со стороны кажется, что он ничего не видит и не рассматривает, всё равно в поле его зрения попадает много предметов, поэтому ребенка нужно как можно чаще носить на руках.
  3. Тренировать зрение после полугода можно уже с игрушками разных цветов, особенно если они с контрастными кругами или полосками. Зрение ребенка развивается очень быстро, и ему уже самому интересно рассматривать разные цвета.

К концу 1-го месяца жизни ребенок иногда фокусирует (хоть и ненадолго) взгляд на предметах, которые находятся от него в 90 см, поэтому над кроваткой желательно поместить большую подвеску или звенящую карусель. Это будет привлекать внимание малыша и способствовать развитию слуха.

Как определяется нарушение слуха и зрения?

Основные способы проверки слуха и зрения – это шелест, шорох, движение световых лучей. Все перечисленное применяется в первые дни после рождения. Обращение к врачу необходимо, если после 1-го месяца нет кратковременной заинтересованности малыша, когда двигается крупный объект.

Также тревожным симптомом является отсутствие реакции ребенка на слишком громкие звуки или яркий свет. К 4-му месяцу малыш уже должен узнавать человека, который за ним ухаживает, издавать разные звуки. Плохо, если взрослея, ребенок не пытается рассмотреть игрушки, не интересуется происходящим вокруг.

Иногда родители начинают задаваться вопросом, видят ли новорожденные, если глаза у них «блуждают». Если косой взгляд появляется не всегда, а периодически, то это до полугода нормально. Малыш просто смотрит на окружающее каким-то одним глазом. В одну картинку все фрагменты начинают объединяться только после полугода.

Слышать малыш начинает еще в материнской утробе, а сразу после рождения на грудничка обрушивается много новых звуков и он учится их различать. Зрение формируется после того, как ребенок появился на свет, однако развивается очень быстро, и уже к году малыш видит так же, как и взрослые.

Читайте также:

Фото: Depositphotos, Рexels

www.baby.ru

Когда начинают видеть и слышать новорождённые дети

Рождаясь, ребёнок приходит в новый для него мир, полный ярких красок, резких звуков и запахов. Эти раздражители создают условия противоположные тем, в которых находился малыш в период внутриутробного развития, и если бы не мудрая природа, которая отложила конечный этап формирования всех органов восприятия на более поздний период, кроха испытывал бы постоянный стресс.

В первый месяц жизни считается периодом адаптации, поскольку все органы и системы работают в новом режиме или же завершают своё формирование. Так что же видят и слышат новорождённые дети, и какое поведение малыша свидетельствует об отклонениях в развитии органов зрения и слуха?

Как видит новорождённый ребёнок?

Сразу после рождения ребёнок открывает глаза и окружающим, особенно родителям, кажется, будто он подолгу и с интересом изучает мир.

На самом же деле острота зрения малыша в пять раз ниже, чем у взрослого, а нервные волокна зрительной сетчатки только формируются, поэтому окружающие предметы кроха видит размыто. Но самое главное то, что анализирующие центры в головном мозге, ещё не способны справляться со своей задачей и картинка предстаёт перед новорождённым в виде серых образов с нечёткими очертаниями на фоне ярких источников света.

Сразу после рождения младенец видит мир размытым.

Две недели после рождения

Двухнедельный ребёнок способен фокусировать взгляд на крупных предметах расположенных на расстоянии метра, они также представляются ему в виде размытого пятна, но сетчатка уже способна различать цвета красно-жёлтого спектра.

На второй неделе взгляд малыша фокусируется на крупных предметах.

Поэтому педиатры рекомендуют вешать на бортик кроватки, противоположный изголовью, яркие игрушки, диаметром не менее 30 см. Дальнозоркость младенцев обусловлена небольшим размером и сплюснутой формой глазного яблока.

Конец первого месяца

К концу периода новорожденности (1 месяц жизни) цилиарная мышца, отвечающая за движение глаз, всё ещё слаба, поэтому кроха не следит за перемещающимися объектами, но может видеть мамино лицо или близкорасположенные предметы, находящиеся прямо перед ним на дистанции 30–50 см. Глаза при этом не фокусируются, взгляд блуждающий, скачкообразный. Возможно небольшое косоглазие, которое проходит в возрасте 2 месяцев.

К концу первого месяца малыш может рассмотреть мамино лицо.

Чувствительность к свету возникает только к первому месяцу жизни, поэтому весь период новорожденности малыш не реагирует и может продолжать спать даже в том случае, если в комнате включить яркое освещение.

Этапы развития зрения по месяцам

На 2–3 месяце сетчатка глаза способна различать формы предметов, их очертания становятся чёткими, но по-прежнему, плоскими.

На втором месяце жизни ребёнок начинает различать формы предметов.

Малыш зрительно различает цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный. Оттенки сине-фиолетового спектра остаются недоступными для фоторецепторов. Возрастает светочувствительность.

Совершенствуется мышечная и нервная координация глазных яблок – ребёнок следит за предметами. Во время кормления малыш подолгу рассматривает лицо матери, водить глазами не только вправо и влево, но и вверх-вниз без поворотов головы.

4-6 месяц

К 4–6 месяцу формируется жёлтое пятно глаза, отвечающее за остроту зрения. Кроха чётко видит предметы, может анализировать расстояние между ними – это выражается в способности захватывать близкорасположенные игрушки и тянутся к своим ножкам. Возникает зрительная память, малыш бурно реагирует при виде родного человека, любимой игрушки или бутылочки, или пугается и плачет при приближении незнакомых людей.

На пятом месяце жизни ребёнок чётко видит окружающий мир.

7 месяц

В период 7 месяцев развивается анализирующий центр мозга связанный со зрением. Так, кроха видит не только разницу между большим и маленьким, но и далёким и близким. Различает геометрические фигуры, следит за быстро движущимися предметами во всех направлениях и может искать их глазами при исчезновении из поля зрения.

На седьмом месяце малыш различает геометрические фигуры.

8 месяц

У восьмимесячного малыша зрение развито на уровне взрослого здорового человека.

На восьмом месяце ребёнок видит как взрослый.

Патологии развития зрения у новорождённых

Первые признаки врождённых патологий органов зрения, такие как глаукома и катаракта, диагностируются ещё в роддоме.

Врача неонатолога могут насторожить помутнение хрусталика, увеличение в размерах глазного яблока, отсутствие динамики сужения зрачка, воспалительные процессы в области слёзного мешочка или конъюнктивы.

Факторы риска возникновения врождённых патологий:

  • внутриутробные инфекции;
  • курение, употребление матерью алкоголя, наркотиков;
  • перенесение краснухи;
  • наследственность;
  • тяжёлые роды.

Курение во время беременности способствует развитию патологии зрения.

Родителям стоит посетить офтальмолога, если после выписки зрение малыша развивается с задержкой и не соответствует нормам. Ребёнок к концу первого месяца не фокусирует взгляд на отдалённых предметах, не следит за движущимися объектами, взгляд его блуждающий устремлён в пространство. В некоторых случаях отсутствие зрительного контакта с родителями свидетельствует о сложной форме раннего аутизма, но такой диагноз не ставят до достижения ребёнком двух лет.

Как слышит новорождённый малыш

Слух ребёнка развивается намного быстрее, чем зрение, это связано с тем, что слуховой аппарат к моменту рождения полностью сформирован.

Слух у новорождённого формируется быстрее чем зрение.

Височные доли коры головного мозга, отвечающие за восприятие и анализ звуков, находятся на стадии становления, поэтому ребёнок реагирует на различный шум по-разному. Гул бытовой техники, шум транспорта или монотонный разговор, не являются раздражителями. Тогда как возглас или резкий хлопок вызывают вздрагивание и замирание младенца.

К концу периода новорожденности кроха может различать направление источника звука и поворачивать к нему голову, а на втором месяце анализирует, запоминает и различает их. Такая способность выражается в изменении поведения при мамином голосе, эмоциональных ответах на звуковое общение. Двухмесячный малыш способен различать тембр голоса, его интонацию, проявлять интерес и даже отвечать гулением.

Когда стоит волноваться – признаки тугоухости и глухоты

Диагностику слуха новорождённых, имеющих высокую степень риска развития внутриутробных и антернатальных патологий, целесообразно проводить на 4 день после рождения методом аудиологического скрининга.

Признаками глухоты новорождённых могут быть отсутствие реакции на резкие звуки – хлопки или возгласы на расстоянии метра от младенца. При проверке слуха, следует поместить источник шума за пределами видимости, например, сбоку или сзади от ребёнка. Положительная реакция на домашний тест не исключает возможности развития или прогрессирования тугоухости. В этом случае следует наблюдать за малышом, у слабослышащих детей отсутствует гуление и реакция на голос мамы, находящейся в соседней комнате.

При любых подозрениях на отклонения в развитии органов слуха и зрения, следует обратиться к специалисту. Своевременная диагностика увеличивает шансы успешного лечения.

Следует обратиться к врачу, если у ребёнка отсутствует реакция на звук.

Видео про то, как видит и слышит новорождённый

ayamama.ru

Когда начинают видеть и слышать новорожденные?

Маленькие симпатичные сверточки, принесенные из роддома, радуют не только родителей, но и всех окружающих малыша родственников. Все умиляются от маленьких курносеньких носиков и первых гримасок, так похожих на улыбки. А заботливая мама начинает переживать из-за кучи появляющихся вопросов. Как правильно кормить кроху? Сколько ему нужно времени на сон? Когда новорожденный начинает видеть, и слышать?

Забота природы

Все малыши рождаются с частично недоразвитыми органами зрения и слуха. Тоже самое можно сказать о детенышах животных. Матушка природа выбрала такой уникальный способ защиты от чересчур ярких эмоций, с которыми кроха может столкнуться в момент появления на свет. Нахождение долгих 9 месяцев в мамином животике, вырабатывает у малыша привычку к темноте.

Если бы ребёнок появлялся на свет с четким зрением и ясным слухом, он бы не смог перенести такой сильнейший стресс из-за резкой смены обстановки.

В основном ребенок не различает цвета, может слышать только резкие звуки. Природа тщательно защитила грудных детей, ограничив эти органы чувств. Через несколько месяцев привыкания к окружающему миру они самостоятельно восстанавливаются, доходя до нормы. Этот процесс происходит довольно медленно. Маленький организм улучшает свои функции примерно 6 месяцев.

Ребенок и зрение

Одним из распространенных вопросов молодых мамочек: когда родившийся ребёнок начинает видеть? Конечно, способность видеть у малышей появляется сразу с момента появления на свет. Однако у их зрения существуют некоторые особенности, позволяющие облегчить переход из теплого и темного маминого животика в наш яркий и разноцветный мир. Новорождённые малыши воспринимают окружающие предметы совсем не так, как взрослые. Как видят новорождённые? Окружающие их предметы находятся как будто в тумане. Они четко различают яркие и темные пятна, то есть понять, темно в помещении или светло малыш может. Также на близком расстоянии они видят яркие крупные предметы.

Если мама хочет, чтобы кроха ее увидел, ей нужно наклониться к нему на расстояние около 25 см. Только так ребёнок сможет различить родного и любимого человека. Мамино лицо – это первый предмет, который малыш изучает особенно тщательно, ведь он видит его близко довольно часто, каждый раз во время кормления. Однако, даже на дорогом материнском лице ребёнок не может полноценно сфокусировать взгляд. Они пока не способны долго смотреть в одну точку, такую возможность младенец получит примерно в 4 месяца.

Новорождённые смотрят на все окружающие их предметы скользящим взглядом.

Скользящий или расфокусированный взгляд часто пугает родителей. Не сумев сосредоточиться на одном предмете, ребенок может слегка косить глазками. Это является вариантом нормы. Такое состояние обычно полностью проходит через 5-6 месяцев. Если эта особенность сохраняется более длительный период времени, малыша нужно показать врачу на предмет выявления истинного косоглазия. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов исправить неприятную проблемку.

Этапы улучшения зрения

Способность различать цвета у детей появляется после 3 месяцев. До этого периода ребёнок четко видит только черное и белое. Если решено купить малышу мобиль, то его можно оснастить игрушками этих двух контрастных цветов. Подойдут простые геометрические формы, время медвежат и зайчиков придет чуть-чуть позже. Важный совет, не вешайте игрушки слишком низко над кроваткой, близко к лицу малыша, чтобы не допустить развития косоглазия.

После исполнения крохе 3 месяцев он начинает различать первые цвета – желтый и красный. В этом возрасте ребенок любит рассматривать ковры, висящие рядом на стене, или игрушки с крупными узорами. Зрение малыша становится полноценным примерно к 6 месяцам.

Новорождённые и органы слуха

Со скольки месяцев ребёнок начинает слышать? После рождения слух у малыша довольно слабый. Он может не слышать шепот и другие приглушенные звуки, однако, на громкие раздражители реагируют практически сразу. Паниковать в этом случае, конечно, не стоит. Слабый слух, которым обладают новорождённые – это норма.

Реакция на громкие звуки у каждого малыша разная. Кто-то вздрагивает, кто-то моргает, а кто-то пугается и начинает плакать. Поэтому педиатры не рекомендуют, особенно в первый месяц после рождения включать громкую музыку, ставить на большую громкость телевизор. Также не приветствуются громкие разговоры и крики, ребенок может испугаться.

То, что ребенок слышит, выражается в некоторых его движениях. Это могут быть:

  • движения руками и ногами;
  • поиск источника звука взглядом;
  • повороты головы;
  • замирание и прислушивание;
  • плач.

Для полноценного развития органов слуха некоторые доктора рекомендуют ставить малышам тихую мелодичную музыку. Особенно новорождённые крохи любят классику. Подойдут симфонии различных известных композиторов: Баха, Брамса, Бетховена, Шуберта и других. Такая музыка успокаивает малыша, заставляет его прислушиваться к нежным звукам, помогая развитию слуха. Примерно через три месяца после рождения ребёнок слышит абсолютно все звуки.

newbabe.ru

Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

Новорожденный ребенок может спать даже в сильном шуме, и это нисколько ему не мешает. Но родители при этом задаются вопросом, а слышит ли вообще ребенок. В данной статье рассмотрим особенности слуха новорожденных, а также методики его определения в домашних условиях.

Формирование слуховой функции

Возможно, вы удивитесь, но слышать малыши начинают еще в утробе матери. Органы слуха формируются рано — еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.

Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни.

Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель. Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося — плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.

Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.

Рождается малыш слышащим. Если зрение у новорожденного весьма несовершенно, и воспринимает кроха лишь размытые нечеткие пятна, то со слухом у него все отлично.

Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.

Скрининг после рождения

В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование — проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.

Насколько достоверно такое исследование, сказать сложно. Если бы оно давало максимально точные данные, диагностировать патологии слуха можно было бы до года.

А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.

В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии. Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.

В выписке из роддома, если приглядеться, можно найти такие обозначения: D (+) =S (+). Это означает, что и на правое, и левое ушко ребенок скрининг прошел успешно. Он слышит.

Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.

Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.

В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.

Как проверить в домашних условиях?

Все родители новорожденных, так или иначе, пытаются самостоятельно понять, как видит и слышит малыш. В домашних условиях поможет такой метод, как наблюдение за реакцией ребенка на звуки. Поведенческий метод лишь приблизительный, неточный, ведь в случае обнаружения некоторых отклонений он не может показать, насколько значительна потеря слуха, чем она вызвана. Но от домашней проверки такое и не требуется.

Проверить слух самостоятельно родители могут для того, чтобы обратиться к врачу в случае получения сомнительных или неудовлетворительных результатов. Не нужно ждать, когда чадо подрастет. Для нормального психического развития и развития речи важно слышать, а потому коррекция слуха возможна и в грудном возрасте: детям устанавливают слуховые аппараты (ушные корректоры), проводят операции по восстановлению ушной раковины, если есть пороки наружного уха.

Есть масса способов помочь ребенку, но помощь будет полезнее, если она оказана как можно раньше.

Если ребенку уже есть месяц, можно попробовать применить поведенческий метод. Он основан на определенных реакциях малыша на звуки. Важно, чтобы ребенок был в состоянии покоя, сухой и сытый.

Сначала производите разные звуки со стороны правого ушка, а потом — со стороны левого. Начните с хлопков в ладоши с расстояния около полуметра. Потом проверьте, как ваш малыш воспринимает более тихие звуки, например, звук погремушки (игрушку выбирайте с изначально негромким звучанием). Высокие частоты можно проверить при помощи манной крупы, которую мама может насыпать в пустую металлическую баночку. Потрясите такой банкой недалеко от ушка — высокочастотный звук крупы грудничок может уловить только с близкого расстояния.

Как понять, что ребенок воспринимает тот или иной звук:

  • он оживляется на звук синхронными взмахами рук и ног;
  • он замирает и пытается обнаружить источник странного звучания;
  • малыш широко раскрывает глаза, меняет выражение лица;
  • у крохи меняется частота и глубина дыхания.

Домашние тесты на проверку слуха никогда не проводят детям, которые болеют, у которых колики или режется зуб, если малыш голоден или не выспался. Любой дискомфорт, который чувствует малютка, повышает вероятность неправильной поведенческий реакции на звуки.

В первый месяц жизни дети почти не различают низкие частоты, для них более привычным является высокочастотный диапазон. Если тесты проводят детям от 3 месяцев и старше, то к перечню реакций добавляют такой важный признак, как поворот головы к источнику звука.

Методика проверки слуха, основанная на воспроизведении разных звуков по частоте, называется методом Калмыковой. Для такой проверки вам понадобятся три пластиковых емкости, которые на треть предлагается заполнить манной крупой, гречневой, и горохом. Это и будут высокие, средние и низкие частоты. Для проверки в помощники придется привлечь папу или бабушку. Пока один отвлекает внимание ребенка яркой игрушкой, необычным предметом, второй в полуметре от правого, а потом от левого уха трясет банкой. Начинают с манной крупы (то есть с высокочастотных звуков), потом берут гречку, и в последнюю очередь — горох. Между сменой банок делают перерыв на пару минут.

Тест считается пройденным успешно, если ребенок, пусть и не отвлекаясь от игрушки, реагирует (даже кратковременно) на звук круп в банках. Он может на секунду замереть, повернуть головку и посмотреть на банку, начать искать глазами источник звука, изменить выражение лица. Если реакции нет вообще, следует показать ребенка ЛОРу и сурдологу.

Возможные проблемы

Проблемы со слухом у новорожденных и грудных детей могут быть различными. Причина отсутствия слуха в тяжелом случае кроется в аномалиях слухового нерва или слухового центра головного мозга, а может быть и следствием механического повреждения — мама чистила ребенку ушки ушными палочками и повредила перепонку.

Во втором случае порой бывает вполне достаточно прочистить слуховые ходы, покапать капли, и все проходит. Но чаще в случае с тугоухостью медикаменты малоэффективны, особенно если тугоухость врожденная. Прогнозы, увы, неутешительные. Вылечить заболевание нельзя, но можно существенно повысить качество жизни ребенка, дать ему шанс нормально развиваться, научиться говорить, адаптироваться в обществе. В этом помогут сурдологи и слухопротезисты.

Дать ребенку возможность слышать могут правильно подобранные слуховые аппараты, операция кохлеарной имплантации. Отзывы о таких методах хорошие, ведь они дают слабослышащим детям реальные шансы на нормальную и полноценную жизнь.

О ранней диагностике нарушений слуха рассказывает специалист в видео ниже.

o-krohe.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о