4 года логопед: Логопед для ребенка 4 лет, цены на услуги логопеда в Москве
Нужен ли вам логопед
Простейшее обследование речи дома.
Его имеет смысл проводить, если ребенку исполнилось 2 года. До этого он еще имеет полное право не говорить предложениями и переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама.
В 2 года многое меняется. Активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, малыш становится взрослее, а его речь — осознаннее.
Давайте попробуем разобраться, стоит ли спешить определить его в специализированную группу. А может, все не так уж и плохо?
Обследование пассивного словаря ребенка.
Дайте ребенку несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова — все ли выполнил, как вы просили.
-Скажите малышу: «Будем строить домик для зверей. Принеси кубики. Отлично! Поставим кубики друг на друга. Помогай. А теперь отнеси эту коробку обратно и принеси нам зайку.
-Проверьте, может ли малыш показать или принести бытовые предметы: чашку, ложку, тарелку; кубик, машинку, ведерко; колготки, ботинки, платочек.
-Понимает ли он глаголы: «прыгни!», «сядь!», «подойди!», «открой!», «вытри!», «дунь!», «помаши!», «налей!», «выброси!».
Если вашему ребенку уже 3 года, пассивный словарь проверяется несколько иначе, требования к нему выше.
-Попросите спрятать мячик под платок, а потом платок под мячик; карандаш ЗА чашку, чашку ЗА карандаш. Попросите показать тот или иной цвет: «Где красный кубик? А где желтый?» Если малышу трудно — это тревожный знак.
Дальше стоит прислушаться к активной речи вашего крохи. Чтобы ни говорили врачи, педагоги и бабушки, фразовая речь должна быть сформирована в 2-2,5 года.
Фразовая речь — это речь предложениями, пусть короткими, пусть с «лепетными» словами, непонятными для окружающих: «Мама, дя пи!» («Мама, дай пить!»).
Если малыш пыхтит, мучается, но пробует говорить в 2 года предложения из 2-3 слов, повода для паники нет.
Однако, если ребенку уже 3-4 года, надо срочно, не откладывая, начинать занятия с логопедом.
Давайте обратим внимание я на слоговую структуру слова, то есть как малыш говорит слова: целиком или нет, переставляет слоги или «выбрасывает» их из слов, а может, наоборот, «наращивает» — малинана (малина), авик (снеговик), птипцы (птицы), агуда (радуга). Если в 2-3 года подобное допустимо, то в 3,5-4 года обратите на это внимание и запишитесь к логопеду.
Очень важно понять, как слышит звуки речи ваш ребенок
Проверить это очень просто.
К 2-3-леткам это не имеет отношения, а вот с 3 лет можете поиграть с крохой в игру «Хлопни в ладошки, когда я скажу «мяу». Вы говорите «гав», «му», «мяу», «пи», «мяу», а ваше чадо хлопает только на «мяу». Когда он уже уловил принцип игры, усложните задачу: «Хлопни в ладошки, когда я скажу «у». Звук услышать труднее.
И совсем непросто для такого малыша вычленить его среди других — «а», «и», «у», «о», «у». Ну, а если даже с этим вы справились, то смело просите его хлопнуть на звук «ш», притом прикройте рот листком бумаги, чтобы маленький хитрец не ориентировался на вашу артикуляцию: «ш», «с», «ж», «ш», «м», «у», «з», «ш»…
Если все слышит хорошо — можете успокоиться, фонематический слух развивается нормально и специализированная группа ему не нужна!
И только в последнюю очередь обратите внимание на звукопроизношение. Ситуаций, когда надо срочно искать логопеда, лишь четыре.
· У 2-летнего крохи «каша во рту», ротик полуоткрыт при нормальных аденоидах, часто текут слюнки, высовывается язычок, который бывает слишком большим и неповоротливым.
· Если у малыша «носовой» оттенок голоса при здоровых аденоидах, а язычок или высовывается, или, наоборот, лежит во рту комком и непонятно, что ребенок говорит, даже звуки «а», «у», «ы» плохо получаются.
· Если малыш весьма заметно заикается или вдруг перестал говорить после стрессовой ситуации.
· Если в 3 года не произносит или старается заменять звуки «к», «г», «т», «д», «х», «ть».
· Поспешите к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки «с», «з», «ш», «ж», «щ», «ц», «ч», «р», «л», «в», а часто и мягкие варианты — «сь», «ль», «зь». При хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы. Трудности допускаются только при звуке «рь», а также допустимо смешение некоторых звуков в предложениях: «с»-»ш» («Сла Шаша по шоссе»), «р»-»л» («Клара иглара на кларнете»).
В самом конце своего домашнего обследования проверьте еще раз и запишите, какие цвета может показать и назвать ваш малыш.
· 2-летка должен легко находить цвет по образцу («Вот желтый кубик. Дай такой же»), вполне может узнавать цвет по его названию: «Дай красную машинку». Но называть цвета ему совсем еще не обязательно. А в 3-4 года он должен называть 2-3 основных цвета. Так же и со счетом.
· В 3 года крохе доступны понятия «один-много», он уже может пересчитать предметы от одного до трех.
· 3-4-летние ученики уже узнают и называют некоторые геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник.· Научите малыша собирать пирамидку, сначала из трех, а затем из пяти колец.
Посмотрите, получилось ли у него сделать это самостоятельно. Ему трудно выполнить такое задание? Попросите тогда: «Дай-ка мне самое большое колечко. Наденем его.
А теперь опять дай самое большое. И его наденем. И снова найди самое большое. Вот и собрали пирамидку! Попробуй теперь сам».
Очень важно понять, как ребенок умеет обучаться, как может работать самостоятельно, вне зависимости от возраста.
Если все задания ваш ребенок выполнил хорошо, не стоит спешить в логопедическую группу. Поводите его на различные развивающие занятия и понаблюдайте, как он развивается.
Однако если хотя бы один из пунктов домашнего обследования вас не удовлетворил, а ребенок вел себя беспокойно, шалил, не мог сосредоточиться на заданиях, хватал различные предметы без цели — обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут.
Для хорошего логопеда нет трудных детей, все ребятишки — индивидуальности, у всех есть сильные стороны.
Увидеть эти стороны — и есть залог успеха логопедической работы!
Как понять, что ребёнку нужен логопед
Сначала родители ждут, когда же ребёнок заговорит, потом умиляются, как смешно он коверкает слова, а потом начинают переживать из-за того, что малыш явно неправильно назвал «щуку». Так когда же вести ребёнка к логопеду, а когда можно расслабиться? Рассказывает психолог, логопед и автор серии книг «Логопедическая практика» Елена Янушко.
Почти в каждой семье с детьми рано или поздно возникает вопрос: «Нужно ли показать нашего ребенка логопеду?». Одни родители откладывают визит к специалисту до школьного времени, другие считают, что определенные проблемы с речью пройдут естественным путем. Третьи обращаются к логопеду сразу же после начала формирования у ребенка речи. Кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, важно рассмотреть его предысторию.
Как понять, есть ли логопедические проблемы у ребёнка?
Разные звуки появляются в речи ребенка поэтапно, в зависимости от степени сложности их произношения. Так называемые звуки раннего онтогенеза появляются в речи ребенка в 1-2 года — это звуки А, О, Э, П, Б, М. Звуки среднего онтогенеза появляются в речи в 2-3 года — это гласные И, Ы, У, и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Когда же речь идёт о правильном произношении, обычно имеются в виду звуки позднего онтогенеза: в 3-5 лет в речи ребенка должны появиться свистящие звуки С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, а в 5-6 лет — самые сложные звуки — Л и Р. Важно учитывать эти этапы при оценке речи своего ребенка. Например, не стоит беспокоиться, если в 3-4 года у ребенка отсутствуют звуки Л или Р. Стоит подождать до 5 лет и, если звук не появится, стоит обратиться к логопеду.
Встреча с логопедом — до детсада или до школы?
Чтобы вовремя начать работу над возможными проблемами, стоит показать ребенка-дошкольника логопеду минимум два раза — перед поступлением в детский сад и перед первым классом школы. Рекомендации логопеда позволят либо перестать беспокоиться по поводу речи ребенка, либо вовремя начать действовать, например, устроить малыша в логопедическую группу детского сада. Первый раз посетить логопеда стоит, когда ребенку исполнится 2-3 года, второй раз — в возрасте 5-6 лет, чтобы оставалось время на исправление проблем, если их выявит специалист.
Когда идти к логопеду нужно незамедлительно?
В ряде случаев важно не откладывать визит к логопеду — чем раньше вы начнете работу над ошибками в речи, тем легче их будет исправить. Например, если ребенок использует нефизиологические замены — говорит «хапка» или «фапка» вместо «шапка», «уампа» вместо «лампа», «тясы» вместо «часы», или «вук» вместо «жук». Стоит записаться на прием к специалисту, если у ребенка появилось искаженное произношение некоторых звуков — например, «картавое» Р (происходит вибрация не кончика языка, а мягкого неба и «маленького язычка»), «шепелявые» С, З (во время произнесения свистящих звуков язык просовывается между резцами), «хлюпающие» с неприятным для слуха оттенком Ш, Ж, и др. Коррекционные занятия с логопедом позволят избежать закрепления неправильного произношения звуков в речи. Иначе исправлять такое нарушение через год-два будет непросто.
Что нужно сделать для профилактики?
С детьми нужно много говорить и делать это нужно правильно. Читайте вместе книги, обсуждайте прочитанное, беседуйте на самые разные темы. Малышам в год-два предлагайте для повторения облегченные слова: мама, папа, няня, ляля и др., повышая уровень сложности постепенно. Разучивайте вместе простые фразы, которые можно использовать в играх и в повседневной жизни, например, «Мама, дай пить!», «Идем гулять, ляля!». Читайте стишки и потешки, предлагайте договаривать слова в конце строки и целые строки.
В дошкольном возрасте необходимо регулярно и качественно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, чтобы развить точные движения языка. Особое внимание необходимо уделять развитию фонематического слуха — это одна из основ будущей грамотности ребенка. Именно поэтому ребенку так важно слышать правильную, хорошо артикулированную речь.
Важно не забывать, что все упражнения нужно предлагать ребенку в игровой, увлекательной форме. Помочь в этом могут разные издания. Например, в альбоме «Логопедическая практика» есть интерактивный формат — по мере освоения определенных звуков ребенок закрашивает в альбоме фрагменты раскраски, отмечая тем самым свой прогресс. А иллюстрации помогают детям и родителям изучать и выполнять упражнения.
Иллюстрация: olga boat / Shutterstock
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
От четырех до пяти лет
У вас отключен JavaScript в этом браузере.
[en Español]
Отказ от ответственности. Основные этапы коммуникации, включенные в продукты ASHA «Как ваш ребенок слышит и говорит», в настоящее время пересматриваются и будут опубликованы в 2023 году. Изменения включают (а) более короткие сроки и (б) доказательства относительно процент детей, демонстрирующих определенные вехи. Будут добавлены этапы кормления и глотания.
Как ваш ребенок слышит и говорит? | от рождения до года | От одного до двух лет |
От двух до трех лет | От трех до четырех лет | От четырех до пяти лет |
Изучение двух языков | Что мне делать, если я думаю, что у моего ребенка проблемы?
Дети развиваются со своей скоростью. Ваш ребенок может не иметь всех навыков до конца возрастного диапазона.
Что должен уметь делать мой ребенок?
Слух и понимание | Разговор |
---|---|
|
|
Чем я могу помочь?
- Расскажите о том, где находятся предметы в космосе, используя такие слова, как первое и последнее или правое и левое . Поговорите о противоположностях, например, выше и ниже или большой и маленький .
- Дайте ребенку подсказки и попросите его угадать предмет.
- Расскажите о категориях, таких как фрукты, мебель и формы. Рассортируйте товары по категориям. Попросите ребенка сказать вам, какой предмет не принадлежит. Говорите о том, почему это не принадлежит.
- Пусть ваш ребенок расскажет вам, как что-то сделать.
- Обратите внимание, когда ваш ребенок говорит.
Отвечайте, хвалите и поощряйте их, когда они говорят. Привлеките их внимание, прежде чем говорить. Сделайте паузу после разговора и позвольте им ответить на то, что вы сказали.
- Продолжайте учить ребенка новым словам. Дайте определение словам и помогите ребенку понять их. Например, скажите: «Этот автомобиль находится на шоссе. Это машина. Автобус – это другой вид транспорта. Таковы поезд и самолет».
- Научите ребенка просить о помощи, когда он не понимает значения слова.
- Укажите одинаковые или разные объекты. Поговорите о том, что делает их одинаковыми или разными. Может они одного цвета. Возможно, они оба животные. Может быть, один большой, а другой маленький.
- Разыгрывайте истории. Играйте в дом, доктора и магазин, используя куклы, фигурки и одежду для переодевания. Пусть куклы разговаривают друг с другом.
- Читайте истории, за которыми легко следить. Помогите ребенку угадать, что будет дальше в этой истории. Разыгрывайте истории или устраивайте кукольные представления.
Предложите ребенку нарисовать сцену из сказки. Вы можете сделать то же самое с видео и телешоу. Спросите, кто, что, когда, где или почему вопросы об истории.
- Сыграйте в игру типа «Я шпион». Опишите то, что вы видите, например: «Я вижу что-то круглое на стене, по которому вы определяете время». Пусть ваш ребенок угадает, что это такое. Пусть ваш ребенок опишет то, что он видит. Это помогает им научиться слушать и использовать слова, чтобы говорить о том, что они видят.
- Дайте ребенку двухэтапные инструкции, например: «Возьми пальто из шкафа и надень его». Пусть ваш ребенок расскажет вам, как что-то сделать. Нарисуйте картинку, которую они описывают. Запишите историю вашего ребенка, как он ее рассказывает. Ваш ребенок научится рассказывать истории и писать.
- Поиграйте с ребенком в настольные игры. Это поможет им научиться следовать правилам и говорить об игре.
- Попросите ребенка помочь вам спланировать повседневную деятельность. Например, попросите их составить список покупок для продуктового магазина.
Или позвольте им помочь вам спланировать вечеринку по случаю дня рождения. Спросите их мнение, и пусть они делают выбор.
- Разговаривайте с ребенком на языке, который вам наиболее удобен.
Корпоративные партнеры ASHA
Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха
Нужен ли моему малышу логопед?
Когда вы действительно останавливаетесь и думаете об этом, язык развивается очень быстро. К тому времени, когда наши дети пойдут в детский сад, они уже могут общаться так ну. Особенно по сравнению с младенцами, которыми они были секунду назад — до того, как мы моргнули! Но когда вы беспокоитесь о речевом и языковом развитии вашего ребенка, может показаться, что он так же быстро отстает.
Если вы считаете, что вашему ребенку может понадобиться логопедическая и языковая терапия, мы хотим, чтобы вы знали, что вы не одиноки, вы не сделали ничего плохого и что помощь доступна. Этот пост поможет вам понять, на какие вехи обратить внимание, что делать дальше и когда обратиться к логопеду.
Понимание речи и языка
Во-первых, нам нужно поговорить о разнице между речью и языком, потому что эти термины часто используются взаимозаменяемо. Речь и язык определенно взаимосвязаны, но мы все же оцениваем и анализируем их по отдельности.
Речь относится к тому, как мы произносим звуки и слова. Это сложный навык, который требует времени для развития. Когда они впервые начинают говорить, для малышей характерно не произносить все звуки правильно. Для других также характерно, что они не могут понять все, что они говорят.
Язык , с другой стороны, относится к словам, которые мы используем, и тому, как мы их используем, чтобы передать значение. Даже дети, которые еще не могут говорить, используют язык. Например, если вы попросите малыша указать на корову в его книге, и он сможет это сделать, он будет использовать языковые навыки. Когда наши малыши очень маленькие, очень важно сосредоточиться на их языковых навыках. Более совершенные речевые навыки начнут приходить со временем.
Как узнать, нуждается ли ваш ребенок в логопедической и языковой терапии
Вашему ребенку потребуется речевая и языковая терапия, если у него появятся признаки задержки или расстройства речи и/или языка. Если вас беспокоит их развитие, начните с того, что обратите внимание на то, какие речевые и языковые вехи соответствуют возрасту вашего ребенка, а какие нет (пока). Если вы считаете, что вашему ребенку нужна помощь логопеда, не стесняйтесь записаться на обследование!
№1 Ищите признаки языкового расстройства
По данным Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха (ASHA), признаки того, что вашему ребенку может потребоваться речевая и языковая терапия из-за языкового расстройства, включают:
-
Не улыбается и не взаимодействует с другими
-
Не бормочет (4-10 месяцев)
-
Издает лишь несколько звуков или жестов, например показывает пальцем (7-12 месяцев)
-
говорить всего несколько слов (12-18 месяцев)
-
плохо понимать слова (18 месяцев-2 года)
-
не составлять предложения (1,5-3) лет)
-
Трудно играть и разговаривать с другими детьми (2–3 года)
-
Проблемы с чтением и письмом в раннем возрасте (2,5–3 года)*
9 Не понимает, что делают другие говорить (7 месяцев-2 года)
навыки раннего чтения?» К навыкам раннего чтения относятся:
-
Произнесение звуков или произнесение слов при просмотре картинок в книгах (1–2 года)
-
Указание или прикосновение к картинкам в книгах, когда вы их называете (1–2 года)
-
Переворачивание страниц в книгах (1–2 года)
-
Знание того, что у книг есть лицевая и оборотная стороны (2–3 года)
-
Наслаждение книгами со стихами (2–3 года)
- 6
Показывать и называть картинки в книгах (2-3 года)
#2 Ищите признаки нарушения речи
По данным ASHA, признаки того, что вашему ребенку может потребоваться речевая и языковая терапия из-за нарушения речи, включают: :
-
Неправильное произношение р, б, м, з и ш в словах (1-2 года)
-
Неправильное произнесение к, г, ж, т, д, н в словах (2-3 года)
-
Непонятная речь даже для знакомых людей (2-3 года)
Что делать, если вы не понимаете своего ребенка у вашего ребенка отсутствуют вехи или проявляются какие-либо из этих признаков, мы рекомендуем обратиться за речевой и языковой оценкой.