Что должен уметь в год малыш: Что должен уметь и знать ребенок в 1 год
таблица роста и веса, режим дня малыша, особенности
Физическое развитие ребенка после года
Вес и рост – вот основные показатели, которые определяют физическое развитие ребенка в возрасте от одного года и старше. Эти параметры будет определять педиатр при каждом плановом осмотре. Вы также можете измерить вес и рост малыша самостоятельно:
- У детей в возрасте до 2 лет принято измерять рост в положении лежа. Но если ребенок уже уверенно стоит на ногах, можно пользоваться и вертикальным ростомером.
- Вес ребенка младше 2 лет определяют с помощью чашечных или напольных весов. Взвешивают без обуви и без одежды (оставляют только трусики или пустой подгузник).
Таблица роста и веса ребенка после года (по данным ВОЗ)
Мальчики
Девочки
Возраст/ рост и вес
Рост (см)
Вес (кг)
Рост (см)
Вес (кг)
1 год 1 месяц
74,5-79,3
8,8-11,0
72,6-77,8
8,1-10,4
1 год 2 месяца
75,6-80,5
9,0-11,3
73,7-79,1
8,3-10,6
1 год 3 месяца
76,6-81,7
74,8-80,2
8,5-10,9
1 год 4 месяца
77,6-82,8
9,4-11,7
75,8-81,4
8,7-11,1
1 год 5 месяцев
78,6-83,9
9,6-12,0
76,8-82,5
8,9-11,4
1 год 6 месяцев
79,6-85,0
9,8-12,2
77,8-83,6
9,1-11,6
1 год 7 месяцев
80,5-86,0
10,0-12,5
78,8-84,7
9,2-11,8
1 год 8 месяцев
81,4-87,0
10,1-12 7
79,7-85,7
9,4-12,l
1 год 9 месяцев
82,3-88,0
10,3-12,9
80,6-86,7
9,6-12,3
1 год 10 месяцев
83,1-89,0
10,5-13,2
81,5-87,7
9,8-12,5
1 год 11 месяцев
83,9-89,9
10,7-13,4
82,3-88,7
10. 0-12,8
2 года
84,8-90,9
10,8-13,6
83,2-89,6
10,2-13,0
Мальчики
Возраст/ рост и вес
Рост (см)
Вес (кг)
1 год 1 месяц
74,5-79,3
8,8-11,0
1 год 2 месяца
75,6-80,5
9,0-11,31 год 3 месяца
76,6-81,7
9,2-11,5
1 год 4 месяца
77,6-82,8
9,4-11,7
1 год 5 месяцев
78,6-83,9
9,6-12,0
1 год 6 месяцев
79,6-85,0
9,8-12,2
1 год 7 месяцев
80,5-86,0
10,0-12,5
1 год 8 месяцев
81,4-87,0
10,1-12 7
1 год 9 месяцев
82,3-88,0
10,3-12,9
1 год 10 месяцев
83,1-89,0
10,5-13,2
1 год 11 месяцев
83,9-89,9
10,7-13,4
2 года
84,8-90,9
10,8-13,6
Девочки
Возраст/ рост и вес
Рост (см)
Вес (кг)
1 год 1 месяц
72,6-77,8
8,1-10,4
1 год 2 месяца
73,7-79,1
8,3-10,6
1 год 3 месяца
74,8-80,2
8,5-10,9
1 год 4 месяца
75,8-81,4
8,7-11,1
1 год 5 месяцев
76,8-82,5
8,9-11,4
1 год 6 месяцев
77,8-83,6
9,1-11,6
1 год 7 месяцев
78,8-84,7
9,2-11,8
1 год 8 месяцев
79,7-85,7
9,4-12,l
1 год 9 месяцев
80,6-86,7
9,6-12,3
1 год 10 месяцев
81,5-87,7
9,8-12,5
1 год 11 месяцев
82,3-88,7
10. 0-12,8
2 года
83,2-89,6
10,2-13,0
В таблице представлен средний рост и вес мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 2 лет. Отклонения в ту или иную сторону не всегда говорят о патологии и могут быть обусловлены генетически.
Рост и вес ребенка после года увеличиваются не так быстро, как в первые 12 месяцев. Мальчики в среднем опережают девочек на 2 см в росте и на 1-2 кг в весе.
Выберите молочко для вашего малыша старше 1 года
Нервно-психическое развитие ребенка после года
После года ребенок активно осваивает окружающий мир — и чем больше он узнает, тем сильнее ему хочется пощупать, потрогать, подержать, понять. Ему нравится следить за вами, повторять движения и выражение лица. Малыш по-своему принимает активное участие в жизни семьи. Не бойтесь поручать ему то, что он может сделать. Он будет очень горд собой, показав вам, что справился с заданием.
После года развитие ребенка идет очень активно. Малыш удивляет и радует родителей своей сообразительностью и любознательностью. Так, например, кроха уже видит связь между действиями взрослых и теми последствиями, к которым эти действия приводят. Малыш пытается повторять за родителями: щелкнуть выключателем и включить лампу, нажать на кнопку телевизора и увидеть интересные картинки. Когда он добивается успеха, то с удовольствием демонстрирует взрослым свои навыки.
Совет
Когда кроха уже достаточно подрос для того, чтобы ему захотелось во всем быть самостоятельным, существует еще мало дел, которые вы можете ему поручить. Но даже если вы смирились с его «самоопределением», помните: даже очень бойкого ребенка, только начавшего ходить, ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра. Поэтому обязательно оставайтесь в пределах досягаемости.
Годовалый малыш понимает и выполняет огромное количество инструкций: он охотно откликается на просьбы: «дай мячик», «покажи бабушке мишку», «пойдем гулять». Чем больше вы общаетесь с ребенком, чем больше «задач» перед ним ставите, тем быстрее он развивается.
В этот период малыш хорошо различает эмоциональную окраску речи взрослого. Например, убедительно произнесенное родительское «нельзя» уже имеет для него весомую силу. Ещё один сюрприз — о своих потребностях кроха теперь заявляет не плачем, а вполне «по-взрослому» пытается объяснить, что ему в данный момент нужно. Некоторые детки выражают свои желания, произнося различные слоги и их сочетания, другие используют язык жестов, а также иные невербальные способы выражения своих мыслей (например, мычание).
Нормы нервно-психического развития ребенка после года
Если заглянуть в календарь развития ребенка, можно увидеть, что он умеет делать:
1 год
1 год 3 месяца
1 год 6 месяцев
1 год 9 месяцев
2 года
1 год
В первый год жизни ребенка в календаре развития указывались его навыки с интервалом в один месяц. Не удивительно, ведь в этот период малыш развивается очень быстро – и каждый месяц узнает что-то новое. Чем старше он становится, тем медленнее идет этот процесс – но тем больше откладывается в сознании ребенка.
В возрасте 1 год и 1 месяц ребенок:
- Различает отдельные предметы по форме, может выделить куб или шар.
- Играет с другими детьми: например, протягивает игрушку, сопровождая свои действия лепетом или смехом.
- Самостоятельно играет с игрушками, выполняет с ними различные действия.
- Понимает названия отдельных предметов, знает слово «нельзя», выполняет несложные поручения.
- Узнает знакомых людей на фотографиях.
- Самостоятельно играет с игрушками, выполняет с ними различные действия.
- Самостоятельно ходит.
- Легко подражает отдельным слогам и произносит 5-10 слов.
- Самостоятельно пьет из чашки.
В 1 год и 2 месяца навыки малыша совершенствуются. В этом возрасте ребенок быстро обучается. Он активно познает окружающий мир, поэтому очень важно уделять крохе много внимания: читать стихи и сказки, играть в развивающие игры, слушать вместе с ним музыку.
1 год 3 месяца
С года этапы развития ребенка разделают на интервалы длиной в три месяца. И педиатра теперь нужно посещать реже – при условии, что малыш здоров.
- Играет самостоятельно или с другими детьми.
- Воспроизводит в игре разученные действия – например, кормит куклу с ложечки, собирает пирамидку.
- Самостоятельно ест густую кашу ложкой.
- Различает два разных по величине предмета – например, маленький и большой мяч.
- Долго ходит самостоятельно, меняет положение тела: садится и встает.
- Лепечет и использует облегченные слова: «мама», «дай», «бах» и др.
В возрасте 1 год и 4 месяца у ребенка значительно увеличивается запас понимаемых слов. Вам может показаться, что он знает все, о чем вы говорите – но пока не может выразить все свои мысли словами. Разговаривайте с малышом: на прогулке рассказывайте все, что видите вокруг, при кормлении – сопровождайте свои действия словами. Поощряйте малыша говорить: например, если он хочет взять яблоко со стола, пусть скажет: «Дай!».
1 год 6 месяцев
Вот какие особенности развития ребенка после года и шести месяцев стоит помнить:
- Умеет сопоставлять предметы по форме и величине.
- Движения становятся более координированными. Теперь ребенок не просто ходит, но может перешагнуть через лежащие на полу предметы и др.
- Называет отдельные предметы словами – обычно в состоянии удивления, радости или других сильных эмоций.
- Воспроизводит действия, которые часто видит в повседневной жизни – кормит и умывает куклу, катает коляску и др.
- По слову находит несколько предметов, похожих по значению, но разных по цвету и величине. Например, если вы попросите малыша принести мяч, он может дать вам два мяча – синего и красного цветов, выбрав их среди других игрушек.
- Самостоятельно ест жидкую и твердую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев
Еще спустя три месяца у малыша появляются новые умения:
Вот как происходит развитие ребенка в 1 год и 3 месяца:
- Играя, различает разные по величине и цвету предметы.
- Может ходить на небольшой высоте от пола (15-20 см) – например, играя на детской площадке.
- Может раздеться с помощью взрослого.
- Говорит предложениями из двух слов.
- Охотно отвечает на вопросы взрослого – например, при рассматривании картинок в книге.
Именно сейчас у малыша появляется желание делать все самостоятельно. Родителям нужно это ценить и всячески поощрять свое чадо. Если кроха пытается снять кофточку, похвалите его и немного помогите — через некоторое время он прекрасно справится с этой задачей сам. Начинайте приучать ребенка класть игрушки на свои места: хотя бы одну, самую любимую. Ребенок охотно будет выполнять просьбы взрослых, ведь так он сможет продемонстрировать родителям свои навыки и умения.
2 года
В возрасте двух лет малыш:
- Ориентируется в игрушках, различает их по цветам, форме и размерам, может подобрать что-то по запросу – например, принести все мячики, все красные игрушки и др.
- Воспроизводит в игре логически связанные действия. Например, сначала купает куклу, а затем ее вытирает и укладывает спать.
- Уверенно ходит, перешагивает через препятствия.
- Общаясь со взрослыми, строит слова из 2-3 предложений. Задает вопросы: куда, где?
- Пытается самостоятельно одеваться и успешно это делает с помощью взрослого.
Режим дня ребенка после года
Ребенок в возрасте 1-2 года спит 12-14 часов в сутки. Как правило, дети уже могут спать спокойно всю ночь, не просыпаясь. Конечно, этот навык придет не сразу. Например, ребенок в год и 2 месяца, возможно, еще станет будить вас по ночам, тогда как всего лишь спустя полгода будет крепко спать всю ночь. В возрасте 1,5-2 лет малыш, как правило, спит днем только один раз. Продолжительность дневного сна составляет 1,5-2,5 часа. У малыша уже устанавливается собственный режим, и сбивать его без веской причины не рекомендуется.
Методики развития детей от 1 года
После года у малышей появляется интерес к бумаге и карандашам. Помогите освоить эти новые, удивительные для него вещички. Покажите, как правильно держать карандаш и как им пользоваться: возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько простых фигур. Кроха с удивлением будет наблюдать, как из-под вашей руки появляется цветочек или домик, а потом потребует отдать ему карандаш и нарисует свой первый «шедевр».
Сначала в этих рисунках будет сложно различить узнаваемые фигуры. Скорее, это будут каракули, но сколько радости они будут приносить вашему крохе и вам! Лучше всего купить специальные карандаши для детей такого возраста — восковые, они не ломаются, не имеют острых концов и совершенно безвредны – даже если ребенок попробует карандаш на вкус, что ваш непоседа обязательно попытается сделать.
Особый интерес у детей вызывают животные и различные движущиеся предметы. Если вы попросите малыша, он с удовольствием покажет вам, как лает собачка, мяукает кошечка, или какой звук издает машина.
Игры тоже становятся всё более осмысленными: период беспорядочного бросания сменился периодом созидания. Первое творение — башня из двух, а может быть, даже из трех кубиков.
Обучение независимости
Возможно, вы уже увидели признаки «пробуждающегося самосознания». Непоседа хватает ложку во время еды, пытается снять носки сразу же после того, как вы их ему надели, переворачивает и мнет страницы своей любимой книги. Все это – абсолютно нормальные шаги к независимости. И хотя предоставлять ребенку самостоятельность рискованно, а иногда и утомительно (ведь он действует так неуклюже!), потом вам придется возиться с малышом гораздо больше, если вы сейчас будете ограничивать его инициативу.
Разрешите малышу почистить зубы зубной щеткой, подходящего размера. Покажите, как вы сами чистите зубы, и юный подражатель попытается сделать то же. Не ожидайте немедленного успеха — это наука, которая требует времени.
Разрешите ребенку самостоятельно вымыть руки. Пододвиньте стул, на котором сидит малыш, к раковине, пустите несильную струю теплой воды и покажите как дозировать жидкое мыло. Густая пена превращает мытье рук в развлечение.
Разрешите ребенку есть самостоятельно. Вероятно, вы уже давали ребенку в ручки что-то съедобное. Теперь можно разрешить ему эксперименты с ложкой. Лучше всего подходит для этого густая пища: предложите малышу его любимый йогурт, в который добавлена каша. Дайте ребенку пару детских ложек, и пусть он ест сам. Не удивляйтесь, если он попытается брать пищу руками. Будьте готовы к беспорядку!
Разрешите ребенку убирать свои игрушки. Если вы будете веселы, наводя порядок, малыш подумает, что это превосходная забава. Пойте какую-нибудь «песенку для уборки» каждый раз, когда вы расставляете все по местам, и вскоре ребенок будет вам с удовольствием подпевать. Похвалите его за успехи, выделите дополнительное время для самостоятельных занятий, подавите искушение ему помочь и… возьмите фотоаппарат, сделайте фото и видео, чтобы запечатлеть старания своего крохи.
В современном мире обучать ребенка новым навыкам могут не только родители, но и специально обученные педагоги. Существует множество школ развития детей от 1 года. В них малышей учат навыкам игры и взаимодействия с окружающим миром. Занятия проходят в форме игры и не отнимают много времени, но помогают ребенку лучше развиваться и изучать окружающее пространство.
Здоровье: что нужно знать
Один из ключевых вопросов, которые волнуют родителей годовалых малышей – это молочные зубы. Они растут, зачастую причиняют дискомфорт, требуют особого внимания и ухода. К году у ребенка должно быть 8 зубов – про четыре на верхней и нижней челюсти. Но и отклонения в любую сторону в этом возрасте допустимы. Если у малыша прорезались только 2-4 зуба или, напротив, выросло больше 10 зубов –проконсультируйтесь с детским стоматологом. В большинстве случаев это – вариант нормы и особенность развития ребенка, но наблюдение врача не помешает.
После года малыш научился жевать небольшие, не слишком твердые кусочки. Он все хочет кушать сам, пальчиками или ложкой. Поскольку ребенок уже разжевывает небольшие кусочки пищи, за столом он чувствует себя гораздо увереннее. Конечно, он хочет кушать то же, что и мама, но его потребности пока отличаются от ваших, и рацион должен быть другим.
Если вас что-то беспокоит в поведении или состоянии вашего малыша – не откладывайте визит к врачу. Консультируйтесь с педиатром по всем возникающим вопросам. Берегите здоровье вашего ребенка!
Большинство возникающих болезней можно предупредить или по меньшей мере снизить негативные последствия их развития, если вовремя обратиться к врачу.
Литература:
- 1. Оценка физического развития детей и подростков. Методические рекомендации, Москва, 2017.
- 2. Арутюнян К.А., Бабцева А.Ф., Романцова Е.Б. Физическое развитие ребенка. Учебное пособие, 2011.
- 3. Нормы для оценки роста детей ВОЗ.
- 4. Физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для медицинских сестер и фельдшеров. 2-е издание, переработанное и дополненное. Омск, 2017.
- Врач акушер-гинеколог (ЮУГМУ, педиатрический факультет, специализация на кафедре акушерства и гинекологии)
Другие статьи автора
⚕ Что должен уметь ребенок в 1 год?
Вашему малышу год! Он уже не похож на маленького неуклюжего медвежонка, и с каждым днем приобретает новые навыки. Не все дети развиваются быстрыми темпами. Как не пропустить момент, когда нужна консультация специалиста? Говорим о раннем развитии и о том, что дети умеют делать после первого дня рождения.
Физиология
- Ребенок набрал вес и теперь весит в три раза больше, чем при рождении;
- Рост достигает 75-80 см;
- Прорезалось минимум 1-2 зубика, а в среднем у детей в год не меньше 5-8 зубов.
Физические навыки
- Быстро ползает или ходит;
- Уверенно держится на ножках, возможно с опорой;
- Встает и садится самостоятельно с любого положения;
- Берет в руки несколько предметов одновременно;
- Может держать предмет с помощью большого и указательного пальцев;
- Самостоятельно вылезает на диван, кровать, стул.
- Может собирать пирамидки;
- Ставит кубики один на один;
- Реагирует на любимые предметы и процедуры — купание, прогулку;
- Различает людей, выражает симпатию к родным, может стесняться, бояться;
- Нажимает на кнопки.
Бытовые навыки
- Старается мыть руки под краном, может вытереть их полотенцем;
- Может садиться на горшок;
- Дает ноги и руки во время одевания;
- Может натянуть какую-то одежду;
- Самостоятельно держит ложку, ест;
- Собирает игрушки в ящик, готовится к прогулке.
Не ждите, что ребенок будет делать все это правильно и четко. Он может разбрызгивать пищу, падать при ходьбе, «забывать» о горшке, а натянутая шапка может оказаться на ноге или где-то на затылке. Малыш еще в процессе обучения, но такие попытки и ошибки является нормальной физиологической и психической реакцией.
Если вы слышите фразу «Ваш малыш уже должен … говорить цитаты, считать интегралы и т. д.», это не совсем правильно. Дети развиваются по-разному: кто-то в год уже имеет определенный запас слов, кому-то на это нужно больше времени. Иногда достаточно просто подождать, и малыш догонит своих сверстников.
Однако на некоторые вещи все же следует обратить внимание:
- Ребенок имеет слабый тонус мышц, не может держать равновесие, плохо опирается на опору, не удерживает игрушки в руках;
- Малыш теряет вес или не набирает его совсем;
- Не реагирует на окружающих, не улыбается, не смотрит в глаза;
- Не понимает, если к нему обращаются по имени;
- Совершенно не интересуется окружающий миром — не реагирует на музыку, яркие предметы, интересные игрушки, других детей, родителей и родственников.
Прежде всего, обратитесь к педиатру и детскому неврологу. Желаем здорового развития вашей малышей!
вех для годовалых | Понятно
Если у вас есть ребенок в возрасте от 1 до 2 лет, вы знаете, насколько занятыми могут быть малыши в этом возрасте. Каждый день наполнен исследованием и обучением. Но вы можете не знать, какие навыки типичны для детей этого возраста.
У Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) есть список вех, который он обновил со многими изменениями в 2022 году. Агентство перенесло некоторые вехи в разные возрастные диапазоны, что вызывает сомнения у некоторых экспертов.
Ознакомьтесь с темами, выбранными нашими экспертами
-
Признаки и симптомы
Приведенные ниже этапы CDC помогут вам узнать, чего ожидать. Если ваш ребенок не выполняет их, это может указывать на возможные задержки в развитии. Если у вас есть опасения, обязательно поговорите с лечащим врачом вашего ребенка.
Приведенные ниже этапы CDC помогут вам узнать, чего ожидать к 12 месяцам , 15 месяцам , 18 месяцам и 24 месяцам .
Вы также можете узнать больше о:
- Как координация и моторные навыки развиваются в разных возрастах
- Как развиваются навыки социального эмоционального уровня в разных возрастах
в 12 месяцев
Социальные/эмоциональные вехи
- Играет с вами в игры, например, в пирожки
.
Вехи языка/общения
- Машет «пока-пока»
- Обзывает родителей «мама», «папа» или другое имя
- Понимает «нет» (делает паузу или останавливается, когда вы говорите)
Когнитивные вехи (обучение, мышление, решение проблем)
- Кладет вещи в контейнер, как кубик в чашке
- Ищет то, что они видят, вы прячете, как игрушку под одеялом
Движение/физические вехи
- Подтягивается, чтобы встать
- Ходит, держась за мебель («круиз»)
- Пьет из чашки без крышки во время кто-то еще держит его
- Использует большой и указательный пальцы, чтобы брать предметы
К 15 месяцам
Социальные/эмоциональные вехи
- Копирует других детей во время игры, например, достает игрушки из контейнера Вам нравится объект, который им нравится
- Хлопает при волнении
- Обнимает мягкую куклу или другую игрушку
- Проявляет к вам привязанность (обнимает, прижимает или целует)
Вехи языка/коммуникации
- Пытается сказать одно или два слова помимо «мама» или «папа», например «ба» вместо «мяч» или «да» вместо «собака»
- Смотрит на знакомый предмет, когда вы его называете
- Следит указания, подаваемые как жестом, так и словами.
Например, дать вам игрушку, когда вы протягиваете руку и говорите: «Дай мне игрушку».
- Очки, чтобы попросить что-то или получить помощь
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
- Пытается правильно пользоваться предметами, например, телефоном, чашкой или книгой
- Складывает как минимум два небольших предмета, например кубики
Вехи двигательного/физического развития
- Делает несколько шагов без посторонней помощи
- Использует пальцы чтобы накормить себя
К 18 месяцам
Социальные/эмоциональные вехи
- Отходит от вас, но смотрит, чтобы убедиться, что вы рядом
- Очки, чтобы показать вам что-то интересное
- Протягивает вам руки, чтобы вы их помыли
- Просматривает с вами несколько страниц в книге
- Помогает вам одевать их, просовывая руку в рукав или поднимая ногу
Вехи языка/общения
- Попытки сказать три или более слов, кроме «мама» или «папа»
- Выполняет одношаговые инструкции без каких-либо жестов, например, дает вам игрушку, когда вы говорите: «Дай ее мне».
Когнитивные вехи (обучение, мышление, решение проблем)
- Копирует вашу работу по дому, например, подметание метлой
- Играет с игрушками просто, например, толкает игрушечную машинку
- Каракули
- Пьет из чашки без крышки и иногда может пролиться
- Кормит пальцами
- Пытается пользоваться ложкой
- Самостоятельно забирается на диван или стул и слезает с него
К 24 месяцам
Социальные/эмоциональные вехи
- Замечает, когда другие обижены или расстроены, например, делает паузу или выглядит грустным, когда кто-то плачет
- По-новому смотрит на ваше лицо, чтобы увидеть, как реагировать Ситуация
Вехи языка/общения
- Указывает на что-то в книге, когда вы спрашиваете, например: «Где медведь?»
- Говорит как минимум два слова вместе, например «Еще молока».
- Указывает как минимум на две части тела, которые вы называете, например нос или пальцы ног
- Использует больше жестов, чем просто машет руками и указывает, например, воздушный поцелуй или кивает да
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
- Держит что-то в одной руке, используя другую руку; например, держит коробку с мелками и достает мелок
- Пытается использовать переключатели, ручки или кнопки на игрушке
- Играет более чем с одной игрушкой одновременно, например, кладет игрушечную еду на игрушечную тарелку
Вехи двигательного/физического развития
- Удар ногой по мячу
- Бегает
- Ходит (не поднимается) на несколько ступенек с посторонней помощью или без нее
- Ест ложкой

Возможно, будет полезно получить оценку навыков вашего ребенка. Это позволяет вам говорить о стратегиях раннего вмешательства и других способах помощи.
И обратите внимание на этапы развития двухлетних детей.
Основные выводы
-
Дети развиваются с разной скоростью — эти вехи являются типичными.
-
Если вы обеспокоены, поговорите с поставщиком медицинских услуг об обследовании вашего ребенка.
-
Раннее вмешательство может иметь большое значение, если вашему ребенку нужна помощь.
Похожие темы
-
Признаки и симптомы
Развитие вашего 12-месячного ребенка
В этой статье
- Что мой ребенок может делать в этом месяце?
- Какие занятия понравятся моему ребенку?
- Мой ребенок суетится перед сном.
Как я могу облегчить сон и время отхода ко сну?
- Как я могу помочь своему ребенку понимать и использовать слова?
- Мой ребенок еще не начал ходить. Сможет ли он в ближайшее время?
- Нормально ли развивается мой ребенок?
Что мой ребенок может делать в этом месяце?
Возможно, скоро ваш ребенок начнет ходить, если еще не ходит. По мере того, как он становится более подвижным, его интерес к шумным, бурным занятиям, вероятно, возрастет. По крайней мере, он будет получать много упражнений!
Общение становится более двусторонним, и вашему малышу нравятся эти разговоры. Если вы спросите его, где его нос, возможно, он сможет указать на него. По мере роста его понимания вы можете начать учить его хорошим манерам, например говорить «пожалуйста» и «спасибо». Вы также можете уговорить его помочь убрать его игрушки.
Какие занятия понравятся моему ребенку?
То, как играет ваш ребенок, может измениться по мере приближения к концу первого года жизни. Теперь, когда он усовершенствовал искусство брать руками мелкие предметы и манипулировать ими, его могут заинтересовать более энергичные игры, чтобы укрепить руки и ноги (Шеридан, 2008). Ваш ребенок по-прежнему будет развлекаться более спокойными занятиями в течение нескольких минут, но теперь его любимые игры могут быть более шумными, чем раньше.
Ваш ребенок, вероятно, думает, что толкать, бросать и сбивать все подряд весело (Sheridan 2008). Он даст вам игрушку, а также возьмет ее, и ему могут понравиться игры, в которых он может класть кубики в контейнеры и снова их опрокидывать. Это также хорошо работает с кастрюлями и сковородками. Он может помещать малышей внутрь больших и получать удовольствие от громких звуков, которые они издают при ударе друг о друга (NHS 2016, Sheridan 2008).
Вы можете заполнить один из своих кухонных шкафов пластиковыми контейнерами для хранения и легкими кастрюлями, чтобы ваш ребенок мог с ними играть. Ему понравится свобода открывать шкаф и играть с содержимым, хранящимся внутри.
Мой ребенок капризничает перед сном. Как я могу облегчить сон и время отхода ко сну?
Время сна дает вам немного свободного времени, чтобы отдохнуть и восстановить силы или выполнить работу. Но когда ваш ребенок приближается к своему первому дню рождения, он может начать сопротивляться сну. Его растущая независимость может также означать, что он суетится перед сном.
Чтобы помочь ребенку заснуть, придерживайтесь установленного режима сна, который может включать ванну или массаж. Это может помочь ему успокоиться и научиться спать самостоятельно, без того, чтобы вы его успокаивали (NHS 2014).
Это хорошая идея – выполнять одну и ту же схему действий каждую ночь перед сном. Вы также можете почитать ему книгу, спеть песни или включить музыку перед тем, как уложить его спать. Чем бы вы ни занимались, превратите это в приятный и последовательный распорядок, оставляя достаточно времени для объятий, которые помогут вашему ребенку расслабиться.
Как я могу помочь своему ребенку понимать и использовать слова?
Вы можете помочь ребенку установить связь между предметами и их названиями. Чем больше вы будете это делать, тем быстрее будет расти словарный запас вашего ребенка. Так что продолжайте разговаривать с ребенком и определять, что он может видеть (RCSLT 2003, Talking Point 2005b). Чем больше раз ваш ребенок слышит слово, тем быстрее он его запомнит (NHS 2016, Talking Point n.d.).
Считайте лестницы, поднимаясь по ним, и указывайте названия и цвета фруктов и овощей в супермаркете. Прочтите малышу книжку с картинками и попросите его указать на знакомые предметы или назвать их. Дайте ему выбор тоже иногда. Спросите его, хотел бы он надеть красные или синие носки, или хотел бы он поиграть со своими кубиками или кольцами (NHS 2015, RCSLT 2003). Предоставление вашему ребенку выбора поможет увеличить его словарный запас и знание слов. Он может не ответить на ваши вопросы, но опять же, вы можете быть приятно удивлены.
По мере того, как ваш ребенок будет развиваться и проявлять больше понимания, начните учить его манерам и тому, как помогать. Наслаждайтесь приемами пищи всей семьей, так как ваш ребенок будет видеть и слышать, как вы говорите «пожалуйста» и «спасибо», и он может даже попытаться присоединиться к вам.
Мой ребенок еще не начал ходить. Сможет ли он в ближайшее время?
Эта важная веха почти наступила. Где-то в этом месяце или в следующем месяце ваш ребенок может сделать свои первые шаги в одиночку (Sheridan 2008). Если ваш ребенок не может делать это еще несколько месяцев, не волнуйтесь. Он научится в свое время.
Сначала ваш ребенок может делать первые шаги на цыпочках, развернув стопы наружу. Когда он обретет уверенность и силу, он начнет ходить более уравновешенно.
Когда ваш ребенок научится ходить, он, вероятно, будет очень неустойчиво стоять на ногах (NHS 2016). Следите за ним и будьте готовы поднять его поцелуем и объятиями, когда он упадет.
Нормально ли развивается мой ребенок?
Каждый ребенок уникален. Ваш ребенок достигнет физических вех в своем собственном темпе. Это всего лишь рекомендации относительно того, чего может достичь ваш ребенок, если не прямо сейчас, то в ближайшее время.
Если ваш ребенок родился преждевременно (до 37 недель беременности), вы, вероятно, обнаружите, что ему нужно больше времени, прежде чем он сможет делать то же, что и другие дети его возраста. Вот почему большинству недоношенных детей врачи присваивают два возраста:
- Хронологический возраст, который рассчитывается по дате рождения вашего ребенка.
- Скорректированный возраст, который рассчитывается на основе даты родов вашего ребенка.
Вы должны измерять развитие вашего недоношенного ребенка по его скорректированному возрасту, а не по фактической дате рождения. Ваш врач и патронажная сестра также оценят развитие вашего недоношенного ребенка с момента, когда он должен был родиться (Hall and Elliman 2006).
Теперь, когда вашему ребенку почти исполнился год, он должен пройти медицинский осмотр у вашей патронажной сестры (NHS 2016). Она оценит обучение и развитие вашего ребенка, а также его поведение и диету. Это хорошая возможность для вас и вашего партнера поговорить о том, что вас беспокоит, поэтому запишите все вопросы, которые вы хотите задать до встречи.
Вернуться к 11 месяцам.
Перейдите к 13 месяцам, чтобы узнать, что ваш ребенок может делать дальше!
Ссылки
Hall DMB, Elliman D. 2006. Здоровье для всех детей . 4-е изд. (пересмотренное). Оксфорд: Oxford University Press, 248
NHS. 2014. Как помочь ребенку уснуть . Выбор NHS, от рождения до пяти. www.nhs.uk [По состоянию на декабрь 2016 г.]
NHS. 2015. Помощь в развитии речи вашего ребенка . Выбор Национальной службы здравоохранения. www.nhs.uk [По состоянию на декабрь 2016 г.]
NHS. 2016.