Что развивает мелкую моторику у детей: КАК РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РЕБЕНКА?

Содержание

КАК РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РЕБЕНКА?

Активизация детской мелкой моторики оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Для тренировки мелкой моторики придумано немало занятий: пальчиковая гимнастика, лепка и рисование, шнуровка и застегивание.

Большинство родителей, наверное, уже не раз слышали о пользе развития мелкой моторики. Наши пальцы рук оснащены множеством рецепторов, посылающих импульсы в мозг. При этом мозговые центры, управляющие движением пальцев и речью, расположены совсем рядом. И когда ребенок работает пальчиками, он активизирует не только соответствующие центры мозга, но и соседние зоны, отвечающие за речь. Таким образом, активная работа с мелкой моторикой ребенка помогает малышу значительно ускорить развитие речи, воображения и мыслительных навыков в целом. Рассмотрим простейшие занятия, помогающие развить мелкую моторику у деток.

Пальчиковая гимнастика

Заниматься с мелкой моторикой ребенка можно уже буквально с первых дней. Начать стоит с пальчиковой гимнастики: аккуратно массируя каждый пальчик, его нужно сгибать и разгибать, на ладошках можно выполнять круговые движения. Такими нехитрыми приемами вы активизируете на ручках точки, связанные с соответствующими центрами головного мозга. Помогают развитию мелкой моторики игры-потешки, такие как «Ладушки», «Сорока-ворона» и другие. А по мере взросления малыша, ему можно давать подержать предметы с разными формами и фактурами.

Рисование и лепка

Это два вида детского творчества, оказывающих огромное влияние на мелкую моторику. Когда ребенок учится держать в руках детские фломастеры, карандаши и кисточки, он активно развивает пальчики и координацию движений. Не менее полезным для малыша является и детский пластилин: в процессе лепки детки активно работают пальчиками, разминая материал и стараясь придать ему нужную форму. Также лепка и рисование помогают развитию фантазии и воображения, активизируют творческое начало.

Шнуровка

Существуют игры-шнуровки, которые развивают и укрепляют пальчики, улучшают глазомер и тренируют внимание. Это очень полезные занятия для малышей, помогающие подготовить детские ручки к письму. Даже такая обыденная процедура, как завязывание шнурков на обуви, будет приносить малышу большую пользу, не говоря уже о регулярных занятиях с играми-шнуровками. Это же касается различных пуговок, «молний», пряжек и застежек: старайтесь приучить ребенка застегивать одежду самостоятельно.

Нанизывание.

Еще один полезный тренажер, который особенно нравится деткам 3-4 лет, – нанизывание пуговок и бусинок. Это помогает развить не только мелкую моторику, но и глазомер, а также – усидчивость. Можно делать бусы, браслеты и прочие украшения. Деткам постарше будет интересно бисероплетение и другие подобные виды творчества.

 

Источник: http://yourstup.ru/kak-razvivat-melkuju-motoriku-rebenka-2

Почему важно развивать мелкую моторику рук у детей

В давние времена китайцы отмечали, что активная работа пальцами рук влияет на развитие головного мозга. Письмо, рисование, зашнуровывание обуви, застегивания пуговиц - все эти действия предполагают точную работу пальцев рук, которой надо учиться с раннего детства.

Мелкая моторика - это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук, благодаря скоординированным действиям костной, нервной и мышечной системы организма. Составляя конструкторы, пазлы, мозаїку, дети тренируют мелкую моторику рук и развивают важнейшие умения.

Развитие мелкой моторики рук связано с развитием познавательных процессов: памяти, внимания, координации движений. Специалисты отмечают, что именно мелкая моторика рук отвечает за развитие речи и четкость звуков. Если она хорошо развита, уже в детском саду дети четко разговаривать, а в первом классе не будет проблем с письмом. Тренировать мелкую моторику рук нужно с раннего детства с помощью игрушек.

Какие купить игрушки для развития мелкой моторики рук

Игрушки помогают малышам познавать мир и гармонично развиваться. Мозаики, пазлы, конструкторы, сортеры - все эти игрушки помогут ежедневно тренировать мелкую моторику рук малыша. Но игрушка должна быть не только полезна, но и безопасна! Мелкие детали могут навредить годовалому малышу. В этом возрасте у крохи активно режутся зубы и постоянный зуд в деснах провоцирует малыша все брать в ротик.

«Моя первая мозаика» - развивающая игрушка для детей от одного года. Большие фишки игрушки безопасны для юных исследователей. В комплекте - 10 цветных рисунков, прозрачная планшетка с отверстиями и 54 фишки пяти различных цветов. Ребенок будет составлять фишки соответственно рисунка, тренировать мелкую моторику рук, внимание и анализировать цвета, чтобы подобрать подобные оттенки. Благодаря различным рисункам эта игрушка будет долго удерживать внимание ребенка, ведь каждый раз перед ребенком будет новое изображение.

Развивающая игрушка "Baby puzzles" - это пазлы для самых маленьких. С разных деталей ребенок должен составить целостную картинку. Каждый элемент пазла имеет небольшую, аккуратную ручку, чтобы удобно было складывать картинку. Эта игрушка не только будет развивать мелкую моторику рук, но и логическое мышление, наблюдательность. Когда малыш научится самостоятельно составлять пазл, его можно повесить на стену, как весомое достижение крохи.

 

«Игро пазлами» могут играть дети, которые только научились самостоятельно сидеть. Детали игрушки обтекаемой формы, большие и безопасные. 20 цветных фишек можно составлять на планшетку, или друг на друга. Так ребенок будет развивать логическое мышление и пространственное воображение.

Игрушка-сортер "Educational cube – будет  развивать и развлекать ребенка. 18 разноцветных фигурок в виде различных геометрических фигур, 6 стенок-планшеток с отверстиями различной формы

Малыш подбирает фигуру в соответствии с формой отверстия, играет и развивается.

 

Когда-то для развития мелкой моторики рук использовали различные крупы, которые нередко малыши глотали. Сегодня же родители могут развивать важнейшие умения детей с качественными игрушками и не волноваться за их безопасность.

 

Купить безопасные развивающие игрушки можно онлайн с быстрой доставкой!

 

Развиваем мелкую моторику у детей: почему это важно?

Еще в давние времена древние китайцы заявляли о том, что активные упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на развитие и деятельность головного мозга любого человека. И дети – не исключение. Шнурование ботинок, застегивание пуговиц, собирание мелких деталей – этот список можно продолжать бесконечно. Все эти действия предполагают аккуратную и точную работу пальцев рук, которой важно научиться. Именно поэтому, развитию мелкой моторики у детей сегодня уделяется особое внимание. С этой целью воспитатели в детских садах, учителя в школах и даже многие мамы дома включают в повседневность различные упражнения и игры на развитие у детей мелкой моторики. Однако далеко не все делают это правильно. А значит, наша информация будет для них полезной.

 

Мелкая моторика: что это такое и зачем ее развивать?

Итак, мелкая моторика – это способность детей и взрослых выполнять точные и мелкие движения не только кистями, но и пальцами рук и ног, благодаря скоординированным действиям таких систем организма, как: костная, нервная и мышечная. Хорошо развитая мелкая моторика рук и пальцев позволяет детям выполнять огромное количество разнообразных процессов: от элементарных жестов в раннем детстве (скажем, захват игрушки) до более сложных движений в старшем возрасте (в частности письмо и рисование).

Исходя из этого, вопрос: нужно ли заниматься развитием мелкой моторики у детей или нет, отпадает сам собой. Тем более что она непосредственно связана с развитием всех познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и речи. Так, например, если родители желают, чтобы их дитя быстрее научилось говорить, необходимо заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но и развитием его мелкой моторики, используя специальные упражнения и игрушки.

Впрочем, как уже отмечалось, ежедневные занятия на формирование скоординированных и точных движений пальцев и рук способствуют не только становлению речи у детей. Они является прекрасным фундаментом для тренировки воображения, наблюдательности и даже координации. А значит, заниматься развитием мелкой моторики у детей важно и нужно, а особенно, если речь идет о дошкольниках и младших школьниках.

 

Развитие мелкой моторики у детей: какие игрушки использовать?

Замечательно стимулирует развитие мелкой моторики у ребенка создание вместе с ним всевозможных поделок, рисование «пальчиковыми» красками, лепка, конструирование, игры с мозаикой и крупами. Однако это далеко не полный список занятий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников. В том числе этому содействуют такие игрушки:

А купить все эти и многие другие игрушки на развитие мелкой моторики можно в интернет-магазине Inkluzia. Мы работаем для того, чтобы обеспечить вас всем необходимым оборудованием, в том числе и игрушками, а также пособиями, которые способны создать положительные условия для полноценного развития подрастающего поколения. И в завершение, имейте в виду: развивать мелкую моторику рук и пальцев полезно детям в любом возрасте. Поэтому смело заглядывайте к нам, чтобы подобрать для своего сорванца развивающие игрушки, которые принесут пользу ему и его маленьким пальчикам.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №360»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же это такое? — это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Достигается скоординированным функционированием нервной мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Наш мозг устроен таким образом, что за определенные операции отвечают отдельные центры головного мозга. В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи.То есть, стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.ем лучше развита мелкая моторика руки, тем лучше развивается речь. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Значит, надо приложить максимум усилий, чтобы развивать мелкую моторику руки ребенка.

Раньше моторику руки специально не развивали, потому что дети с ранних лет были задействованы в домашнем труде. А значит, моторика руки развивалась в процессе работы.

Условия жизни изменились в лучшую сторону, максимум автоматизации избавляют нас от необходимости стирать, лепить пельмени, шить руками. Эти удобства жизни вынуждают специально заниматься развитием руки ребенка.К сожалению, сейчас многие дети даже в школе не могут завязывать шнурки. Настолько плохо развиты у них руки и координация, что такое простое дело становится целой наукой. Задача родителей – обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики руки и помочь ребенку в этом нелегком деле.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Хочу обратить внимание, что координация движений и мелкой моторики зависит от зрелости структур головного мозга, которые управляют работой руки. Поэтому, если что-то у ребенка не получается или выходит плохо, не стоит ругать его за это, а надо больше внимания обратить на развитие руки и подобрать специальные игры или упражнения.

Очень важно, чтобы развитие мелкой моторики руки ребенку было интересно и доставляло удовольствие, тогда и результат будет хороший и быстрый.

Какие же упражнения помогут ребенку развить мелкую моторику?

1. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем различные предметы, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

2. Конструирование, собирание пазлов, мозаики.

3. Вырезание ножницами.

Важно уделять внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).

4. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты – как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

5. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Упражнения с бумагой:

1) Мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно, например, бросать в корзину с расстояния).

2) Рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

3) Делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка).

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание фигурок из бумаги. Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а также бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

  

В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки.

6. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Лепка – замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.

Оклеивание полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

7. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Можно использовать различные предметы.

8. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

«Пальчики» (на ладонь одной руки по одному пальчику другой) 
Вот как пальчики шагают 
И мизинец, и большой, 
Указательный и средний. 
Безымянный – вот какой. 
Вот как пляшут наши ручки, 
Веселятся и шалят. 
Вот как пляшут наши ручки, 
Наши ручки у ребят. 

«Считаем пальчики» 
1, 2, 3, 4, 5. (выброс пальчиков по очереди) 
Будем пальчики считать. 
Все они умелые. 
Дружные и смелые. 
1, 2, 3, 4, 5. 
На другой руке опять 
Будем пальчики считать, (то же) 
1, 2, 3, 4, 5. (показ пальцев) 
Вышел пальчик погулять. 
Только вышел из ворот 
Как другой к нему идет. 
Вместе весело идти. 
Видят – домик впереди (сделать из рук) 
Тук, тук, тук - 
Выходи к вам третий друг, (палец выглядывает).

Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте – 10 – 15 минут в день).

9. Шнуровки.

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

10. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использовать силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, воображение, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно простыми и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

11. Графические упражнения.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий недостаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, штриховка, обводка контурных изображений по пунктирным линиям (точкам). Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь и т. д.

Все это помогает ребенку приобрести опыт графических движений. Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить прямые линии в определенном направлении.

 

 

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку или карандаш от бумаги и не прерывать линии.

Правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Соблюдать расстояние между линиями.

При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата.

 

Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт – в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)

Хорошо развивает моторную ловкость рисование карандашом орнаментов на листах в клетку (графические упражнения). Выполнять такие упражнения можно с 5 – 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее. Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; перебор круп (горох, гречка,) или ягод и т. д.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание следующие принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок должен быть уверен, что при затруднениях получит необходимую помощь;

– постепенное усложнение игрового материала и упражнений от простого к сложному.

Ежедневно предлагайте детям подобные занятия. Умелыми пальцы станут не сразу. Но если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Превратите развитие вашего ребенка в игру и тогда у вас все получится!

 

Назад

С какого возраста развивать мелкую моторику? | Бибиколь

О мелкой моторике слышали, пожалуй, все мамы, и большинство из них даже имеют представление о том, как ее развивать. Но что, вообще, такое мелкая моторика и почему ее развитие так важно для ребенка, ответить смогут далеко не все.

Мелкая моторика включает в себя целый комплекс движений, выполняемый пальцами и кистями рук и ног, но это не просто движения, это взаимодействие нескольких систем одновременно – нервная, мышечная и костная. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет выполнять даже самые мелки движения точно и уверенно. Помимо, казалось бы, простых движений, мелкая моторика оказывает сильное влияние на развитие ребенка в общем, а именно:

  • на развитие речи
  • органы зрения
  • нервную систему
  • внимание, память, мышление
  • ловкость и скорость реакции
  • концентрацию, логику и воображение

Когда и как начинать развитие мелкой моторики?

Ответ прост: с рождения! Сначала делают легкий массаж ладошек и пальчиков, в виде поглаживания, затем легкого растирания и массирования, позже малыша учат держать предметы, развивают хватательный рефлекс, в этот момент полезно предлагать малышу колючие мячики, ребристые и другие неровные или с различной поверхностью игрушки, материалы, а позже переходят к пальчиковой гимнастике, различным потешкам, сопровождающиеся действиями с руками и пальчиками. Нужно давать ребенку рвать бумагу, мять ее, не менее полезно предложить ребенку, например, деревянные вкладыши или позаниматься с различными крупами и бобовыми, перебирая их, наклеивая или украшая фигурки из пластилина. Главное – следите, чтобы малыш не пытался тащить мелкие предметы в рот, это может быть опасно! Полезно учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, мыть руки, выполняя определенные действия с мылом, шнуровать ботинки, лепить, рисовать, клеить и так далее.


Все занятия с ребенком должны проходить в игровой форме, не быть навязчивыми и требовательными. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо регулярно заниматься с ребенком и обязательно все выполнять под контролем родителей. Развитие мелкой моторики, это процесс постоянный, не стоит ограждать ребенка от помощи по дому – будет очень полезно собрать игрушки, протереть полку тряпкой или подмести пол. Пусть это будет неумело и тем самым малыш не особо то и поможет вам навести порядок, но для его развития это будет очень полезно! Привлекайте малыша, когда что-то печете, работа с тестом – прекрасная возможность познакомиться с чем-то новым, слепить пирожок или фигурку, или даже просто помять кусочек теста принесет пользу вашему малышу.


Роль конструктора в развитии ребенка. Читать последние новости из мира Лего – EduCube

Наборы ЛЕГО все чаще оказываются в поле пристального внимания ученых. Доказано, что игра – лучший способ познания окружающего мира и существующих в нем моделей поведения. Занимаясь с простыми моделями, малыши развивают мелкую моторику, знакомятся с разными цветами и формами. По мере взросления дети могут перейти к сложным конструкторам, например LEGO Mindstorms, и изучать на их примере механику, программирование, основы кибернетики, физики и других наук. Ведь ЛЕГО – «умные» игрушки, в основе каждого набора лежит познавательная составляющая.

Какие навыки и качества характера развивает конструктор?

1. Мелкая моторика. Соединяя компоненты конструктора, ребенок учится делать точные движения, он ощущает мельчайшие выступы и углы предметов. Подобная стимуляция оказывает благотворное влияние на двигательные и речевые зоны в коре головного мозга. Логопеды давно уже выявили связь между развитием мелкой моторики и речи.

2. Любознательность. В процессе сборки дети совершают множество пробующих движений, делают ошибки и исправляют их. Таким образом наборы поощряют свободное творчество и желание экспериментировать.

3. Мышление. Конструирование способствует развитию памяти и аналитических способностей, оно учит ребенка выявлять взаимосвязи между предметами, сравнивать и обобщать, дает видение будущего результата. Игры с кубиками знакомят с такими понятиями, как величина, форма, количество, что облегчает понимание точных наук. К тому же, ребенок начинает осознавать важность знаний по предмету для воплощения в жизнь различных проектов.

4. Терпеливость и целеустремленность. Конструктор – лучшее средство в арсенале педагога, работающего с гиперактивными детьми. Работа по инструкции требует усидчивости, а пошаговое выполнение задания моделирует взрослое поведение, необходимое для достижения намеченной цели.

5. Работа в коллективе. Многие продукты ЛЕГО рассчитаны на работу в классе, кружке или коллективе сверстников, тем самым развивая коммуникативные навыки. А такой набор как LEGO 45544 используется на мировых роботехнических соревнованиях, что способствует международной кооперации.

6. Творческие навыки. Играя в ЛЕГО, ребенок может проявлять фантазию, выходить за рамки инструкций и создавать что-то новое. Освоив базовые модели, он переходит к осуществлению собственных проектов.

Преимущества конструкторов ЛЕГО перед другими творческими наборами

Изучая возможности конструкторов ЛЕГО, мы можем выделить ряд существенных преимуществ перед другими игрушками:

  • Занятия могут быть организованы по типу сюжетно-ролевой, творческой игры и других видов игр, что значительно расширяет возможности педагога;
  • В отличие от лепки или рисования, конструктор дает детям возможность достичь результата без каких-либо специальных навыков. Ощущение успеха мотивирует к новым достижениям.
  • Поделки из конструктора обладают достаточной устойчивостью и могут использоваться для других игр.
  • Полученные модели можно «оживить». Например, набор LEGO WeDo включает сервомоторы и датчики для построения движущихся программируемых роботов.
  • Играть с LEGO удобно не только на столе, но и на полу, поэтому нет необходимости принимать статичную сидячую позу.

В интернет-магазине Educube представлена вся линейка конструкторов LEGO: наборы для строительства, создания роботов, создания историй и организации мини-постановок. Вы сможете подобрать набор для детей любой возрастной группы.

Как развивать мелкую моторику рук ребенка

13 Апреля 2020

Мелкой моторикой называют способность осуществлять точные движения кистями и пальцами рук, которые требуют координации работы мышечной, костной и нервной систем. Развитие мелкой моторики играет достаточно значимую роль в жизни любого ребенка, и в нашем частном детском саду на Новой Риге ему уделяется повышенное внимание.

Полезные занятия и игры

Имеется много методик развития мелкой моторики, среди которых нужно выделить следующие упражнения:

  • Массаж ладошек ребенка. Водите по ним своими пальцами, гладьте и массируйте, сопровождая свои действия всем хорошо известной сказкой "Сорока-ворона".
  • Разрывание бумаги. Это занятие подойдет детям старше 7 месяцев. Дайте ребенку несколько листов мятой бумаги ярких цветов. Он будет с удовольствием их ощупывать и рвать.
  • "Ладушки-ладушки". Эта простая игра знакома с детства практически всем. Она учит малышей выпрямлять пальчики и хлопать в ладошки.
  • Перелистывание страниц. Дайте ребенку старше года какую-то книжку или журнал с красочными картинками. Он будет с увлечением их рассматривать.
  • Перебирание бусин. Предложите ребенку поиграть с каким-то ожерельем из крупных бусин, только следите за тем, чтобы оно было достаточно прочным.
  • Рисование на песке. Насыпьте его на поднос и покажите малышу, как при помощи пальцев на нем можно создавать разные изображения.
  • Игры с мисочками-вкладышами. Из них малыш будет увлеченно строить башенки, либо просто вкладывать их друг в друга. Эта игра позволит не только развить мелкую моторику, но и сформировать у ребенка знания о величинах предметов.
  • Пересыпание круп. Гречку или рис можно просто поместить в большую миску и предложить малышу поиграть. Он будет с удовольствием пересыпать крупу из одной руки в другую, способствуя развитию тактильных ощущений. Можно также насыпать гречку или рис в банку и закопать там какой-то предмет, а потом предложить ребенку его отыскать.

Ну а если вы хотите, чтобы развитием мелкой моторики вашего малыша занимались профессионалы, приводите его в наш детский сад на Новой Риге.


Возврат к списку

навыков мелкой моторики | Деятельность по развитию мелкой моторики

Что такое мелкая моторика?

При мелкой моторике задействуются меньшие мышцы рук, обычно при таких действиях, как использование карандашей, ножниц, конструирование с помощью lego или duplo, застегивание пуговиц и открытие коробок для завтрака.

Эффективность мелкой моторики существенно влияет на качество результата и скорость выполнения задачи. Для эффективной мелкой моторики требуется ряд независимых навыков для совместной работы, чтобы надлежащим образом манипулировать объектом или выполнять задачу.
Запишитесь на экзамен для вашего ребенка

Какие навыки включают «мелкую моторику»?
  • Академические навыки, включая
    • Навыки карандаша (каракули, раскраска, рисование, письмо)
    • Ножницы навыки (резка)
  • Играть
    • Строительные навыки с использованием лего, дупло, пазлов, железнодорожных путей
    • Выделение и манипуляции с куклами
    • Использование ИТ (например, манипуляции с мышью и стилусом)
  • Уход за собой, включая
    • одевание - завязывание шнурков, надевание сандалий, молнии, пуговиц, ремней
    • прием пищи - использование столовых приборов, открытие ланч-боксов и пакетов с едой
    • гигиена - чистка зубов, чистка волос, пользование туалетом.

Примечание: Визуальное восприятие (точное использование зрения, «видение» и интерпретация) не является строго мелкой моторикой, но напрямую поддерживает выполнение мелкой моторики.

Почему важны мелкая моторика?

Мелкая моторика важна для выполнения повседневных навыков, как указано выше, а также академических навыков. Без способности выполнять эти повседневные задания может пострадать самооценка ребенка, его успеваемость будет скомпрометирована, а возможности для игры очень ограничены.Они также не могут развить соответствующую независимость в «жизненных» навыках (например, одеваться и кормить себя), что, в свою очередь, имеет социальные последствия не только в семье, но и в отношениях со сверстниками.

Как с первого взгляда узнать, есть ли у ребенка проблемы с мелкой моторикой?

  • Избегание и / или отсутствие интереса к навыкам работы с пальцами (и имеет перечисленные выше задачи)
  • Предпочитаете физическую активность (опять же, чтобы не садиться за дела)
  • Интерес к «пассивной» деятельности, такой как ИТ (например,грамм. смотреть телевизор на IPAD, не требующем мелкой моторики)
  • Нет интереса к работе с карандашом или ножницами
  • Быть «властным» в игре и просить других «нарисовать мне кошку»
  • Не проявлять настойчивость перед лицом проблемы (например, просить родителей решить проблему, не пытаясь решить ее самостоятельно)
  • В ожидании, пока родители оденут их или почистят зубы, вместо того, чтобы попробовать себя
  • Отказ от использования стилуса с IPAD

Вехи развития мелкой моторики

0-6 месяцев
  • Рефлексивный захват (при рождении)
  • Глобальный неэффективный охват для объекты (3 месяца)
  • Добровольный захват (3 месяца)
  • 2-хручный ладонный захват (3 месяца)
  • Ладонный захват одной рукой (5 месяцев)
  • Контролируемый охват (6 месяцев)
  • Плохое развитие мышц
  • Отложенная возможность самостоятельной игры
  • Задержка сенсорного развития из-за задержки взаимодействия с игрушками и другими сенсорными объектами
6-12 месяцев
  • Тянется, хватает, засовывает предмет в рот
  • Контролируемый выпуск объектов
  • Клещи захват
  • Поднимает вещи клещами (большой и один палец)
  • Передает предмет из одной руки в другую
  • Бросает и забирает игрушку
  • Плохое развитие мышц
  • Отложенная возможность самостоятельной игры
  • Задержка сенсорного развития из-за задержки взаимодействия с игрушками и другими сенсорными объектами
1-2 года
  • Строит башню из трех небольших блоков
  • Накладывает четыре кольца на палку
  • Устанавливает пять колышков в пергамент
  • .
  • Перелистывает страницы по две или три за раз
  • Каракули
  • Поворотные ручки
  • Рисует всем движением руки, сдвигает руки, наносит мазки
  • Самостоятельное кормление с минимальной помощью
  • Возможность использовать подписи для связи
  • Подносит ложку ко рту
  • Самостоятельно держит и пьет из чашки
  • Плохое развитие силы кисти и пальцев
  • Отложенные навыки самостоятельной игры
  • Задержка развития навыков самообслуживания, таких как прием пищи
  • Отложенные манипуляции с навыками
2-3 года
  • Струны четыре большие бусины
  • Перелистывание отдельных страниц
  • Ножницы с ножницами
  • Держит мелок большим и пальцами (не кулаком)
  • Постоянно использует одну руку в большинстве действий
  • Имитирует круговые, вертикальные и горизонтальные штрихи
  • Рисует кистью, рисует точки, линии, круговые мазки
  • Раскатывает, толкает, отжимает и вытягивает пластилин
  • Ест без посторонней помощи
  • Отложенные навыки самообслуживания, такие как прием пищи
  • Отложенное развитие навыков перед написанием
  • Отсроченное манипулирование мелкими предметами, такими как игрушки, карандаши и ножницы
  • Разочарование при манипулировании маленькими игрушками и предметами
3-4 года
  • Строит башню из девяти небольших блоков
  • Копии круга
  • Имитирует крест
  • Манипулирует глиняным материалом (скатывает шарики, лепит змей, печенье)
  • Использует недоминантную руку для помощи и стабилизации использования предметов
  • Обрезает бумагу ножницами
  • Отложенное развитие навыков перед написанием
  • Разочарование и / или уклонение от выполнения карандашных задач
  • Плохой хват и контроль карандаша
  • Плохие навыки самообслуживания, например, есть
  • Отложенные навыки рисования
4–5 лет
  • Режет непрерывно на линии
  • Копии крестовины
  • Копии квадратные
  • Пишет имя
  • Записывает числа 1-5
  • Копии писем
  • Ручка устоявшаяся
  • Самостоятельно одевается и раздевается
  • Затруднения при удержании карандаша и манипулировании им
  • Трудности в обучении написанию имени и других букв алфавита Зависимость от лиц, осуществляющих уход, в повседневной деятельности, такой как одевание
  • Разочарование и / или уклонение от задач, основанных на карандаше
5-6 лет
  • Вырезает простые формы
  • Копии треугольника
  • Цвета внутри линий
  • Использует трехпалую хватку карандаша и использует пальцы для создания движения
  • Пасты и клеи соответственно
  • Может рисовать простые картинки
  • Трудности научиться правильно составлять буквы
  • Плохой почерк
  • Трудности демонстрации академических способностей на листе
  • Усталость при выполнении карандашных задач
  • Разочарование и / или уклонение от задач, основанных на карандаше
6-7 лет
  • Формирует большинство букв и цифр правильно
  • Пишет стабильно на строках
  • Демонстрирует контролируемое движение карандаша
  • Хорошая выносливость для письма
  • Может самостоятельно строить Lego, knex и другие блоки
  • Завязывать шнурки
  • Трудности с записью идей на бумаге
  • Усталость при выполнении задач по письму
  • Сложно успевать в классе из-за медленной скорости письма
  • Плохая разборчивость почерка
  • Может повлиять на самооценку при сравнении работы с коллегами
  • Возможное разочарование и / или проблемы с поведением из-за избегания задач, основанных на карандаше
7-8 лет
  • Сохраняет разборчивость почерка на протяжении всей истории
  • Затруднения при выполнении задач по рукописному вводу в установленные сроки
  • Усталость при выполнении задач по письму
  • Низкая успеваемость из-за трудностей с изложением идей на бумаге
  • Трудности из-за отказа от задач с карандашом

Признаки задержки мелкой моторики и как улучшить навыки мелкой моторики

По мере взросления дети со временем развивают множество навыков и способностей, и одним из самых важных является их мелкая моторика.Мелкая моторика позволяет детям совершать небольшие («тонкие») движения конечностями (пальцами рук и ног) и другими частями тела, такими как руки, язык, губы, запястья и ступни. Дети используют моторику, чтобы делать небольшие движения, например, хватать что-то пальцами или морщиться губами.

Мелкая моторика развивается постепенно, и у разных детей они могут развиваться в разное время. Большинство врачей начинают проверять мелкую моторику у детей на приеме через 2 месяца, и навыки продолжают стабильно развиваться до 3 или 4 лет.Однако у некоторых детей развитие мелкой моторики может быть отложено и может потребоваться дополнительная работа и практика, чтобы соответствовать уровню своих сверстников. Родители, которые беспокоятся о мелкой моторике ребенка и хотят помочь ему или ей добиться прогресса в своем развитии, могут ознакомиться с приведенной ниже информацией и дать несколько полезных советов.

Признаки задержки тонкого мотора

Есть много признаков задержки мелкой моторики у детей, на которые следует обращать внимание родителям. Дети с задержкой мелкой моторики не проявляют интереса к хватанию предметов.У них часто плохая зрительно-моторная координация, и они могут казаться довольно неуклюжими. Для детей, которые достаточно взрослые, чтобы ходить в школу, задержка мелкой моторики может проявляться в любви к игровой площадке и физическим нагрузкам, но избегании тихих, застольных занятий, таких как рисование, письмо или даже прием пищи с посудой. Детям с задержкой мелкой моторики трудно делать руками то, что обычно нравится другим детям, например строить из кубиков, рисовать на бумаге или даже высовывать язык, чтобы попробовать еду.

Улучшение навыков мелкой моторики

Родители детей с признаками задержки мелкой моторики не должны опасаться за своего ребенка! На самом деле родители могут многое сделать, чтобы помочь своим детям развиться до уровня своих сверстников.

Хорошая стратегия - включить упражнения на мелкую моторику в свой распорядок дня и сделать их увлекательными! Родители должны стараться выделять хотя бы одно время каждый день, чтобы помочь своему ребенку использовать мелкую моторику, будь то утром, после школы или прямо перед сном.Вместо того, чтобы заставлять детей сидеть за столом и рисовать мелками, родителям следует заняться с ними чем-нибудь активным, например, замешивать пластилин, раскрашивать плакаты с помощью бутылочек с распылителем или замешивать тесто для печенья ложками (чтобы затем испечь и поесть!).

Кроме того, чтобы помочь в развитии навыков письма, родители могут установить мольберт с маркерами и мелками, поскольку было показано, что вертикальное письмо способствует более эффективному развитию мышц, необходимых для мелкой моторики, чем письмо на плоской поверхности.Чтобы получить больше советов, посетите нашу доску Pinterest, где вы найдете множество мероприятий по развитию мелкой моторики.

Справка по задержке точного двигателя

Если у вашего ребенка плохая мелкая моторика, мы приглашаем вас принять участие в программе Brain Balance Program. Дети с нарушениями обучаемости могут пропустить важные вехи в развитии, что может быть одним из факторов, усугубляющих их трудности. Наш уникальный комплексный подход помогает вашему ребенку достичь оптимального функционирования тела и мозга, что способствует улучшению обучения - в академическом, социальном и эмоциональном плане.Вы будете поражены физическими и академическими успехами вашего ребенка во время нашей программы. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше!

Развитие мелкой моторики у 3-летних

Изучите предложения по поощрению и совершенствованию развития мелкой моторики у 3-летних.

В возрасте 3 лет у детей развивается мелкая моторика: они более способны самостоятельно двигать пальцами, используя их в более сложных задачах, таких как удерживание письменных принадлежностей, как взрослый, резание ножницами и рисование более сложных и точных рисунков.Они также развили более пространственное восприятие, что позволяет им играть более целенаправленно. Например, они могут складывать многочисленные блоки, расстегивать пуговицы, нанизывать бусинки и есть вилкой. Их особая осведомленность в сочетании с более развитыми навыками мелкой моторики позволяет им выполнять задачи, которые они не могли выполнить несколько месяцев назад.

Michigan State University Extension предлагает детям принять участие в следующих мероприятиях для развития мелкой моторики:

  • Выдевание и раздевание кукол
  • Игра с кубиками
  • Бусины для заправки ниток
  • Песок
  • Использование контейнеров разного размера для водных игр
  • Раскраска
  • Отрывная бумага для коллажей
  • Управление молниями и кнопками

Для родителей, которые испытывают трудности с привлечением своих детей к занятиям, которые помогают развить навыки, попробуйте убрать некоторые из игрушек, которые не способствуют развитию навыков, а только предоставьте вашему ребенку доступ к игрушкам, которые развивают навыки вашего ребенка. ребенку может понадобиться поработать.Дети также склонны играть дольше, если родители активны со своими детьми во время игровых сессий.

Вы можете посетить веб-сайт Американской академии педиатрии для получения дополнительных идей или просмотреть эти статьи на веб-сайте расширения MSU :

  • MSU Педагог Элизабет Гутьеррес предлагает родителям и детям участвовать в четырех типах игр, чтобы помочь им улучшить моторику, физические навыки, научиться решать проблемы и регулировать эмоции в своей статье «Игра с детьми поощряет разнообразные игры». Навыки.«
  • MSU Педагог Китти Батчер объясняет, что каждая область развития - физическая, когнитивная, коммуникативная и социальная / эмоциональная - может быть улучшена, когда дети играют в ролевые игры или притворяются, в ее статье «Ролевые игры в детстве развивают критические навыки в последние годы. . "

Вы нашли эту статью полезной?