Дети в исламе – 3 важные особенности воспитания детей в Исламе

3 важные особенности воспитания детей в Исламе

3 важные особенности воспитания детей в Исламе

Мусульмане, наверняка, как и усердные верующие других религий, стараются воспитать своих детей в духе своего вероисповедания. Мусульманские родители для воспитания религиозности у своих детей уделяют особое внимание религиозным беседам, покупают литературу для детей, отдают их в кружки по обучению Корану и изучению арабского языка. Часто дети с ранних лет обучаются не только молитве (намазу), но и ношению соответствующей одежды. Благодаря такой внимательности родителей дети с ранних лет вникают в особенности своей религии.

Возможно, это становится своеобразным «предохранителем» для подрастающего поколения, чтобы они не узнавали Ислам из уст третьих «недоброжелательных» лиц. Но наверняка продуктивность и польза в таком подходе может быть достигнута при соблюдении некоторых условий. Некоторые исследования показывают, что недостаточное внимание к некоторым моментам религиозного воспитания может привести ровно к противоположному результату.

Какие это моменты?

Объясняйте, но не принуждайте

Самое главное, что нужно учитывать при религиозном воспитании, — это следование принципу не принуждения. Наверно можно принудить ребёнка совершать молитву под страхом наказания или божьей кары. Наверно его можно заставить выучить наизусть аяты или совершать поминание. Но власть родителя не бесконечна. Когда-нибудь он ослабеет, потеряет контроль и просто не сможет заставить взрослого человека делать то, чего он не хочет. И тогда ребёнок, воспитанный в религии, под страхом, почувствовав себя более уверенно, может просто «скинуть» бремя навязанных ему обязательств.

Всевышний мудро сказал в Коране, что

«Нет принуждения в религии» (Сура «аль-Бакара», аят 256).

Если это справедливо для взрослого сознательного человека, то тем более справедливо и для менее понимающего ребёнка. Религиозность может быть искренней, когда человек следует ей сознательно, из чувства любви и понимания, а не страха. В ином случае по ходу взросления и по мере ослабления давления он может отказаться от неё в силу своего глубокого неверия и непонимания. Чтобы не вызвать обратной реакции, важно в первую очередь объяснять ребёнку «теорию», а не принуждать к практике, которую он не понимает, с которой он не согласен.

Если вам не удаётся убедительно донести «послание Бога» до ребёнка без насилия и принуждения, то важно подумать, что вы на самом деле знаете о своей религии, почему вы не убедительны, верите ли вы сами в глубине в то, к чему призываете? В любом случае у ребёнка должно быть пространство для выбора, иначе, когда оно у него появится, а это неизбежно, он сделает выбор сам и возможно противоположный навязанному.

Воспитание человечности не менее важно, чем обучение религиозной практике К сожалению, некоторые родители понимают под религией большей частью именно ее практическую ритуальную сторону: хиджаб, Коран, молитва, арабский язык и т.д. Но Ислам на этом не заканчивается...

Благодаря такому однобокому подходу родители формируют у ребенка представление, что достаточно соблюдать ритуалы, чтобы быть хорошим мусульманином и попасть в Рай. Но быть мусульманином это не в меньшей степени значит и быть Человеком. Пример Пророка (мир ему) и множество аятов Корана свидетельствуют о важности воспитания красивого нрава: качеств ответственности, доброты, милосердия, сознательности, гуманности, терпимости и т.д.

Помогать расширению кругозора и сердца ребёнка не менее важно, чем прививать ему религиозную практику.

Образ Бога

Ребенок не может представлять Бога с такими качествами, которых он не знает. Так, абстрактное представление о Всевышнем у него формируется с 7 лет. До этого возраста он может думать о Боге как о человеке. Обычно как о самом близком человеке - родителе, и формировать образ Творца на основе того, что он знает и видит от родителей.

Важно так же перечислять в описании не только то, что Бог может наказывать, но и то, что Он прощает, проявляет милосердие, заботится и вознаграждает лучшим. Говорить о таких «успокаивающих и вдохновляющих» божественных атрибутах важнее, чем грозить Его карой и жестоким воздаянием. Не только потому что это отражает великие качества Творца, но ещё и потому что ребёнок ведёт себя с другими так, как считает правильным, то есть присущим Богу.

Избегать двойных стандартов

Мусульманин должен быть искренним и справедливым человеком. Это значит, что ему следует избегать разделения людей на мусульман и немусульман в вопросе совершения добра, соблюдения прав, отстаивания справедливости и следования договорам. Нельзя учить ребёнка, что он может быть добрым к людям одной веры, и совершать зло или предавать людей другой веры. Нельзя обучать его двойным стандартам, где один подход применяется к мусульманам, а другой к немусульманам. Иначе это порождает в ребёнке враждебность на религиозной почве, лицемерие и двуличие. Мусульманин, как

«человек мира» не может жить по таким порочным принципам разделения и несправедливости.

Проведённые несколько лет назад в 6 странах (Канада, Китай, Иордания, ЮАР, Турция и США) исследования с детьми из религиозных семей показали, что дети таких семей, вопреки ожиданиям родителей и представлениям о набожных людях, ведут себя более скупо в отношении других и выбирают более жестокие наказания для «провинившихся».

Основными мотивами поступков является убеждение, что, будучи религиозными, эти дети считают, что имеют право судить других и поступать жестоко. 1200 детей, среди которых 43 % составляли дети мусульман, 24 - христиан и 27 - дети из нерелигиозных семей. Последние показали высокие относительно других показатели по проявлению милосердия, прощения, щедрости.

Это, конечно, не значит, что религиозное воспитание негативно сказывается на характере ребёнка само по себе. Наверно, это в большей степени про то, что неграмотное религиозное воспитание может давать совершенно обратный эффект - формировать из детей критиков и преследователей, а не созидателей и благодетелей.

Возможно, если принять во внимание некоторые важные особенности воспитания, как, к примеру, те, что перечислены выше, то можно избежать подобных неприятных «открытий» и воспитывать детей не только соблюдающими, но и полезными, открытыми, щедрыми, сильными, умными и отзывчивыми на беды и не считающими, что, будучи религиозными, они могут судить других. Это, конечно, не значит, что все дети из религиозных семей такие, но на это стоит обратить внимание и вдуматься в то, чему мы учим детей, подразумевая религию - добру, любви, милосердию или критике, внешней набожности и черствости.

Ася Гагиева

Также по этой теме читайте:

Как привить ребенку любовь к Исламу?

Как привить ребенку любовь к Исламу?

8 советов для тех, кто хочет воспитать верующих детей

8 советов для тех, кто хочет воспитать верующих детей

7 качеств, которые мусульманин должен воспитать в своих детях

7 качеств, которые мусульманин должен воспитать в своих детях

Влияние родительского воспитания на тип религиозной ориентации

Влияние родительского воспитания на тип религиозной ориентации

Как отношение родителей влияет на мнение ребенка о Всевышнем?

Как отношение родителей влияет на мнение ребенка о Всевышнем?

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Будьте справедливы к детям! | islam.ru

В достоверном хадисе Посланник Аллаха ﷺ говорит:

 "اعدلوا بين أولادكم ، اعدلوا بين أولادكم ، اعدلوا بين أولادكم" (رواه البخاري ومسلم)

«Будьте справедливыми среди своих детей, будьте справедливыми среди своих детей, будьте справедливыми среди своих детей», – Пророк ﷺ трижды повторил эти слова.

Быть отцом в Исламе – это миссия. Отцовство в Исламе – это путь в Рай, если будешь настоящим отцом, воспитывающим своих детей, руководствующимся наставлениями, указаниями Пророка ﷺ в управлении своей семьёй. Если будешь таковым – для тебя это один из путей в Рай, путей, ведущих ко Всевышнему Аллаху, приближающих ко Всевышнему Аллаху настолько, сколько вдохов и выдохов. Они так разнообразны! Хочешь приближения ко Всевышнему Аллаху, хочешь оказаться из числа обитателей Рая, при том что ты отец, ты глава семьи, – у тебя очень много путей внутри своей семьи для достижения этой цели.

Одним из важных наставлений Пророка ﷺ для отца, для матери является призыв соблюдать равенство и справедливость во внимании к своим детям, не обделяя их ничем, стараясь одинаково распределить внимание среди них, даже в ласках и поцелуях быть равным и справедливым среди детей. Это очень важная сунна Пророка ﷺ.

Давайте рассмотрим один из хадисов Пророка ﷺ. Нуман ибн Башир рассказывает, что его мать Бинту Равахат попросила его отца, чтобы он сделал Нуману подарок, а он один из сыновей Равахата. Равахат на долгое время позабыл эту просьбу, но в конце концов вспомнил об обещанном подарке и решил исполнить обещание. Тогда жена ему говорит: «Хорошо, сделай этот подарок, и сделай это при Пророке ﷺ, пусть Пророк будет свидетелем». Видимо, подарок был существенным, ценным, и она захотела, чтобы Посланник Аллаха ﷺ при этом был свидетелем. Нуман ибн Башир говорит: «Отец взял меня за руку, в это время я был маленьким мальчиком, и пришли мы к Посланнику Аллаха ﷺ, и отец сказал:

«О Посланник Аллаха, воистину, мать этого мальчика захотела, чтобы я при тебе сделал подарок своему сыну». И тогда Пророк Мухаммад ﷺ спросил: «О Башир, есть ли у тебя сыновья кроме этого сына?». На что Башир ответил: «Да, о Посланник Аллаха». Пророк ﷺ вновь задал вопрос: «Ты всем сделал такой подарок?» Башир ответил: «Нет». Тогда Посланник Аллаха ﷺ промолвил:

"فلا تشهدني إذًا فإني لا أشهد على جور" (رواه البخاري)

«Тогда не делай меня свидетелем, я не хочу быть свидетелем несправедливости».

У этого хадиса есть разные риваяты (версии), которые очень актуальны и несут в себе особый смысл. В другом риваяте передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ спросил у Башира: «О Башир, всем ли своим детям ты сделал такие подарки?», на что тот ответил: «Нет». И тогда Посланник Аллаха ﷺ спросил его: «Неужели ты не хочешь добра от них так же, как ожидаешь от этого сына?» «Я не буду свидетелем, пока ты не будешь дарить и другим сыновьям те же подарки»

.

В другом риваяте, когда Башир пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, будь свидетелем, я хочу сделать своему сыну особый подарок», тогда Посланник Аллаха ﷺ спросил: «У него есть ли братья, и всем ли ты дал такие подарки?» Башир ответил: «Нет». Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Это не годится». Т. е. это не годится в воспитании детей, это не принесёт блага в их воспитании. Далее он промолвил:

"وإني لا أشهد إلا على حق" (رواه مسلم)

«И я буду свидетелем только в правде».

Естественно, равенство соблюдается таким образом, чтобы ни один из твоих детей – сыновей, дочерей – не почувствовал себя, каким-то образом, лишним членом твоей семьи. Естественно, кто-то из детей бывает милее, кто-то из сыновей способнее, к кому-то больше тянется душа, и этот хадис, этот призыв Пророка ﷺ регулирует наши чувства, наши эмоции и ставит всё на свои места, призывая нас быть справедливыми, не поддаваясь эмоциям. И, естественно, когда мы обделяем каких-то из своих детей, например дочерей, – это оставляет очень плохой отпечаток в их сердцах, сказывается на их поведении, на их покорности Всевышнему Аллаху, сказывается на всём, и, в конце концов, сказывается на их отношении к тебе самому, на их доброте к тебе самому. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ в этом хадисе предостерегает нас от подобной несправедливости, призывает нас, чтобы мы стремились воспитывать своих детей в равенстве.

Конечно, возникает много вопросов. Это раздел, вокруг которого существует очень много толкований учёных. Данный хадис Посланника Аллаха ﷺ не всегда нужно воспринимать буквально. Естественно, бывают дети, на которых нужно больше расходовать. К примеру, если один из детей пошёл в школу, то на этого мальчика, конечно же, приходится израсходовать больше средств, нежели на того, кто ещё младше и кому не требуется приобретать школьные принадлежности. Речь идёт именно о том, чтобы все дети одинаково чувствовали твоё отношение и твою любовь к ним. Вот это самое главное! Что касается различия в расходах в зависимости от потребности каждого, в зависимости от возраста каждого – это другой вопрос. Здесь, конечно, соответственно тому, что требуется, мы имеем право совершать необходимые расходы.

Абдулла бин Амр передаёт слова Посланника Аллаха ﷺ:

"إن المقسطين عند الله تعالى على منابر من نور على يمين الرحمن الذين يعدلون في حكمهم وأهليهم" (أخرجه النسائي)

«Воистину, справедливые будут находиться рядом со Всевышним Аллахом на лучезарных тронах. Это те, которые справедливы в своих решениях, и те, которые справедливы в отношениях к своей семье».

Бывает много случаев, когда дети остаются без внимания своих родителей. Конечно, если эти дети находятся в одной семье – это тоже имеет место. Но нередко встречается такая ситуация: дети одного отца воспитываются, растут у разных матерей. Одна мать живёт с тобой, другая разведённая, а она воспитывает твою дочь, твоих детей, и эти дети очень часто, к сожалению, остаются без внимания родителя, без внимания отца. Эти девочки, эти мальчики лишены отцовского внимания, отцовской ласки, эти дети остаются в некоторой обиде на своего отца. Такого не должно быть! Этот хадис распространяется на все случаи, в том числе и если все твои дети рядом с тобой, и если они живут раздельно, живут с разведённой матерью, и в этом случае мы не имеем права забывать о своих детях.

К сожалению, такая несправедливость имеет место в нашем обществе. Но подобное не присуще уверовавшему (мумину). Мусульманин должен быть далёк от такого неблаговидного положения.

В справедливости по равному распределению внимания среди детей и в заботе об этом есть великое благо для родителей, счастье для них и довольство ими Всевышнего Аллаха. Приведём один из случаев, свидетелем которого явилась Аиша (да будет доволен ею Аллах). Аиша поведала, что однажды в её дом пришла женщина, которая осталась без еды, нуждающаяся женщина с двумя дочерьми: «Она попросила у меня еды, а у меня не было ничего, кроме одного финика, который я отдала этой женщине. Она взяла этот финик, разделила его пополам и дала своим дочерям, и сама ничего не съела». Этот поступок удивил Аишу, и, когда пришёл Пророк ﷺ, она рассказала ему об этом, на что он промолвил:

"من ابتلي من هذه البنات بشيء كنَّ له سترًا من النار" (رواه البخاري)

«Для тех родителей, которых Всевышний Аллах испытывает этими дочерьми, эти дочери будут защитой от ада». Т. е. растить детей, особенно дочерей, – это великое достоинство, великий долг, за который Всевышний Аллах вознаграждает и дарует своё довольство. Имеется в виду, что особое вознаграждение обещано Всевышним Аллахом тому, кто воспитывает дочерей. Об их воспитании, их содержании, обо всём этом в хадисах Посланника Аллаха ﷺ сказано очень много.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт и другой хадис, в котором она также встречает женщину с двумя дочерьми: «Я дала этой женщине три финика, она дала каждой дочери по одному финику и оставила один финик для себя, и когда эти дочери съели два финика, а мать собиралась съесть свой финик, одной из дочерей захотелось съесть и финик матери, мать расколола этот финик пополам и разделила между ними поровну». Аиша рассказала Посланнику Аллаха ﷺ об этом поступке, и Пророк Мухаммад ﷺ ответил:

"إن الله قد أوجب لها بها الجنة أو أعتقها بها من النار" (رواه مسلم)

«Воистину, Всевышний Аллах гарантирует Рай этой женщине и освободил её от наказаний в аду». Из-за внимания родителей к дочерям, из-за заботы о них, о детях в целом, Всевышний Аллах бывает очень доволен родителями.

Во многих хадисах Посланник Аллаха ﷺ уделяет особое внимание и воспитанию дочерей. В хадисе от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

"من عال جاريتين حتى تبلغا جاء يوم القيامة أنا وهو وضم أصابعه" (رواه مسلم)

«Кто вырастит двух дочерей, я и он будем вместе в Раю, как эти два пальца», – и показал два сомкнутых пальца. В хадисе речь идёт о человеке, кто воспитает дочерей достойным образом, не только предоставив им еду, не только их одев и обув, но и воспитав в духе Ислама, в покорности Всевышнему Аллаху. В другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ призывает к особому вниманию в воспитании дочерей:

"لا يكون لأحدكم ثلاث بنات أو ثلاث أخوات"

«У кого бы из вас ни будут трое дочерей, или же трое сестёр…».

"فيحسن إليهن إلا دخل الجنة" (رواه الترمذي)

«…И который будет добр к своим дочерям, и к своим сёстрам, то этот человек войдёт в Рай», – сказал Пророк Мухаммад ﷺ.

Почему здесь Пророк ﷺ говорит о сёстрах? Конечно, когда сестра маленькая, когда она привлекательная, когда она ребёнок, когда она дитё, к ней мы чувствуем любовь, ласкаем её, обнимаем, развлекаем. Но когда сёстры становятся взрослыми, а в случае если сёстры по воле Всевышнего Аллаха разведённые возвращаются домой, то тут они, разведённые или вдовы, порой встречаются с несправедливым отношением своих братьев. А ведь кто их может защитить, кроме отца и братьев? Поэтому Пророк ﷺ в этом хадисе обращает внимание и отцов и братьев на необходимость внимательности, обходительности и доброты к своим сёстрам.

Почему на улицах появляются эти девушки и оказываются втянутыми во всякие мерзкие грехи? Потому что их родители, братья обделили их должным вниманием, посчитали их обузой для себя. А ведь Посланник Аллаха ﷺ говорит:

"ألا أدلكم على أفضل الصدقة؟ ابنتك مردودة إليك ليس لها كاسب غيرك" (رواه ابن ماجة)

«Указать ли мне вам на то, что является самой превосходной милостыней? Это твоя дочь, которая вернулась к тебе», т. е. которая вынуждена вернуться, получила развод или же овдовела. Содержание её, опека её в таком возрасте и именно такой дочери особо вознаграждается Всевышним Аллахом.

Посланник Аллаха ﷺ говорит, что это самая превосходная милостыня (саадака). И если у родителей и у братьев искренние намерения, Аллах обязательно им поможет. И ни в коем случае их сестра или дочь не окажется вынужденной идти искать себе средства на пропитание, ходить на улицу, на рынки, разъезжать куда-то и т. д. Пророк Мухаммад ﷺ говорит: «Содержание разведённой дочери – это самая превосходная милостыня».

Однако мы нередко сталкиваемся со случаями, когда эти дочери, вернувшись домой, чувствуют себя даже не как в гостях, а как лишний член общества, вообще не чувствуют себя как дома, рядом со своими близкими. Да, к сожалению, мы часто можем наблюдать подобное. Об этом Посланник Аллаха ﷺ говорит во многих хадисах. Укбат ибн Амир (да будет доволен им Аллах) говорит, что он слышал Пророка Мухаммада ﷺ, когда он говорил:

"من كان له ثلاث بنات فصبر عليهن وأطعمهن وسقاهن وكساهن من جدته كن له حجابا من النار يوم القيامة"  (رواه ابن ماجة)

«Если человек, у которого есть три дочери, проявил терпение в их воспитании, угощал их, поил, одевал исходя из своей возможностей, эти дочери для него будут защитой от ада в Судный день».

Есть другой хадис, в котором говорится:

"من كانت له أختان فأحسن صحبتهما ما صحبتاه دخل بهما الجنة" (رواه الإمام أحمد)

«Воистину, тот, у которого две сестры и который проявлял доброе отношение к своим сёстрам, вместе с ними войдёт в Рай». Т. е. «проявлять к ним добро» – это лёгкий вариант перевода на русский язык, однако эта доброта подразумевает под собой желание всякого добра, стремление принести любое благо своим сёстрам, будь оно материальное или духовное, или и то и другое вместе взятое; следить, наблюдать, оказывать внимание, проявлять заботу. Короче говоря, окружать своих сестёр возможной заботой.

 Поэтому те молодые люди, те братья, которые оказываются, не дай Аллах, перед такой волей Всевышнего Аллаха, когда их сестра, ранее бывшая замужней, или же такая, которая просто выросла, не вышла замуж и осталась дома, должны радоваться тому, что в этом случае Всевышний Аллах открывает им особый путь приближения к Нему – это оказание добра, заботы по отношению к их сёстрам. Особенно в таких случаях, когда рядом с тобой, в твоей семье живёт твоя сестра, потому что она вынуждена пойти к родителям или к брату, ей негде больше жить. И ты приютил свою сестру, пригласил её в свою семью, и она живёт в твоей семье; у тебя есть жена и дети, и ты не позволяешь своей супруге выражать неприязнь или негодование по поводу присутствия твоей сестры, ты защищаешь, заботишься о своей сестре. Это тоже великое благо для тебя. Это великий и богоугодный поступок.

Родители должны знать следующее. Почему Посланник Аллаха ﷺ так заостряет наше внимание именно на воспитании дочерей? Это неспроста. Почему? Потому что, если ты воспитаешь дочь, ты воспитал поколение. Если ты воспитываешь дочь, предоставив ей настоящее воспитание в вере, в покорности Всевышнему Аллаху, – это значит, что она будет воспитывать целое поколение, воспитывать своих детей. А если ты воспитал сына – ты воспитал одного человека. Воспитывая дочь, ты закладываешь фундамент в воспитании целого поколения.

Поэтому стремитесь к довольству Всевышнего Аллаха посредством внимания к своим дочерям, к своим сёстрам, следите за их поведением, повелевайте им добром и порицайте им порицаемое – это самое высшее проявление заботы, дорогие братья.

Дай Аллах нам всем тавфик (помощь), чтобы мы таким образом укрепляли свои семьи. Без порядка, согласия и успеха в семьях не может быть успеха во всём обществе. Конечно, мы обязаны беспокоиться и думать за всё общество, но спрашивать-то у нас будут только за наши семьи и за наше личное поведение. Поэтому не забывайте об этом!

islam.ru

Этика исламского воспитания детей | islam.ru

Если дети не воспитаны по хорошим этическим нормам, у родителей не будет радостных дней в жизни. Счастье и несчастье человека в этой жизни зависит от умения воспитать в детях благонравие. Народ знает по опыту, какой покой царит в доме родителей, если дети выросли воспитанными, и напротив, какие тревоги, заботы и беспокойства их будут преследовать, если дети в свое время не получили правильное воспитание и впоследствии чего стали плохими.

Кроме того, общеизвестно, что у человека, который воспитал плохое потомство, оторванное от веры (имана) и Ислама, мало шансов обрести счастье и на том свете.

Поэтому каждому разумному мусульманину следует стремиться направить своих детей по пути, указанному Всевышним Аллахом, который гарантирует счастье в обоих мирах, и сохранить их от вступления на путь заблуждения. Разумный человек должен понять величие пути Всевышнего, хотя и кажется он трудным. И он должен осознать низость и злополучность пути сатаны.

 

Какие же этические нормы и нравственные пути указывает нам Аллах, если мы хотим, чтобы у нас выросло здоровое потомство?

1. Если мы хотим, чтобы наше потомство было праведным, заботиться об этом следует, начиная с выбора невесты, т. е. матери для своих будущих детей. Будущая жена должна быть хорошего происхождения и приверженная Исламу. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «При выборе супруги принимаются во внимание четыре фактора: ее богатство, знатность, красота и религия. Выбирай же ту, которая придерживается заповедей религии…» (Аль-Бухари и Муслим).

Конечно же, будет лучше, если вместе с религиозностью сочетается воспитанность и красота. Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Вы выбирайте равноценных своему роду, т. е. девушек из хорошего рода» (Ибн Маджа).

Родители должны выдавать свою дочь за человека верующего в Аллаха, понимающего религию, совершающего намаз и соблюдающего пост. Даже можно пойти к хорошему человеку и сделать намек о желании выдать свою дочь за него. Родители должны проявлять большую ответственность при выдаче дочери замуж, чем при женитьбе сына. Это означает, что если хороший сын женился на недобропорядочной девушке, он может ее исправить в лучшую сторону или в крайнем случае развестись с ней. Но если выдать дочь за плохого человека, то она может остаться в плену его скверного характера всю жизнь.

 

2. По возможности акт бракосочетания лучше заключить в пятницу месяца шавваль, до полудня в мечети. При заключении брака одобряется собрать группу праведных мусульман.

 

3. Свадьба не должна выходить за рамки правил Шариата. На свадьбу рекомендуется приглашать хороших, благочестивых людей, бедных. Лучше исполнять на ней мавлид, т.е. стихи, восхваляющие Пророка (мир ему и благословение), поминать Аллаха, дозволенным образом выразить свою радость, прочитать хорошую молитву и возблагодарить Аллаха за это великое благо и милость.

 

4. Супруги должны сближаться друг с другом, будучи в состоянии чистоты. Перед сближением рекомендуется прочитать указанную Пророком (мир ему и благословение) следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ جَنِّبْنَا الشَّيْطَانَ وَجَنِّبِ الشَّيْطَانَ مَا رَزَقْتَنَا

«Аллагьумма джаннибна-щщайтана ва джанниби-щщайтана ма разактана».

Смысл: «О, мой Аллах, Ты отдали от нас шайтана, и отдали шайтана от ребенка, которым Ты одаришь нас!».

Большое значение для будущего ребенка имеет то, в каком состоянии находились родители в момент оплодотворения, зачатия ребенка. Если родители в этот момент были не в духе, ребенок может иметь сердитый характер, если родители были в хорошем состоянии духа, то ребенок может иметь веселый характер. Поэтому в момент сближения лучше находиться в состоянии благоговейной любви к Аллаху, постоянно в мыслях поминая Его (в хузуре).

 

5. В состоянии беременности, матери следует посвящать свое время богослужению: находиться в молитвах, в совершении намазов, поминать Аллаха, есть всегда с произнесением имени Аллаха, т.е. читая «Бисмиллях», по мере возможности отдалиться от запретной и сомнительной пищи.

 

6. При рождении ребенка лучше выразить свою радость, благодарить Всевышнего Аллаха, читать мольбу, чтобы ребенок стал благочестивым, и читать мавлиды. Не одобряется выражение большой радости при рождении сына и печали при рождении дочери. Кто для родителей окажется полезным – сын или дочь – выяснится в последующем. Пользы от девочек может быть больше, и за заботу о дочерях, за их воспитание родители получают больше вознаграждения.

 

7. Желательно не оставлять ребенка без материнского молока. Известно, что ребенок, получивший молоко матери, бывает более крепким и здоровым. Кормить ребенка следует в строго определенное время. Если кормить ребенка в одно и то же время, то молоко лучше осваивается и приносит наибольшую пользу. В последующем ребенка, кормя грудью, следует приучить и к другой пище, детскому питанию, постепенно отлучая от молока матери. В среднем ребенка следует кормить материнским молоком в течение двух лет. К этому времени у него прорастает большинство зубов и крепнет тело.

Для ребенка полезно легкое поглаживание тела, сгибание и разгибание частей тела. Полезно для ребенка во время покачивания колыбели красивым голосом распевать «ля иляха илляллах», или спеть колыбельную или красивую религиозную песню (назму).

По мере взросления необходимо изучить его характер и провести соответствующие возрасту воспитательные мероприятия. Ребенка не следует злить, пугать, заставлять страдать и мучиться. То, что ему нравится и подходит, нужно совершить, а то, что не нравится ему, опасно, следует отдалить от него. Проснувшись, следует позволить ему поиграть, позволить играть долго и после приема пищи. После приема пищи пить воду вредно для здоровья, поэтому нужно приучить детей не пить воду сразу после еды.

 

8. Сразу после рождения ребенка в его правое ухо следует прочитать азан (призыв к намазу), а в левое ухо – камат (призыв к началу намаза). В хадисе говорится, что это отдаляет от ребенка шайтана.

 

9. Как только ребенок начнет выговаривать первые слова, его следует научить произносить и «ля иляха илляллах», повторяя его по семь раз, так чтобы ребенок научился его произносить и запомнил. После того, как ребенок начнет разговаривать, рекомендуется научить его читать наизусть следующий аят:

فَتَعَالَى الله الْمَلِكُ الْحَقُّ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْكَرِيمِ المؤمنون، 116

и последние аяты суры «Аль-Хашр» (с 22 по 24), т.е. начиная со слов «Хува-ллаху ллязи…», также конец суры «Аль-Исраъ», т.е. начиная с аята «Кулидгуллаха…» (110 и 111 аяты). («Шарх аль-мафруз». С.81).

 

10. На седьмой день после рождения следует наречь его именем. Самые лучшие имена для мальчиков это ‘Абдуллах и другие имена, начинающиеся со слова «‘Абд», а также Мухаммад и Ахмад, имена других пророков, ученых, праведников. Порицается укорачивать и искажать имена (например, вместо Мухаммада называть его Мага, Махач, Магомед, Махамад, Маха и др.). Лучшие имена для девочек – это имена матери Пророка (мир ему и благословение), его дочерей и жен, а также такие имена, как Марьям и Асият. Лучше дать неизменяемое имя. Если дать ребенку имена благочестивых людей, от этого ребенок получит благодать в этой жизни и заступничество в загробном мире.

Если ребенок родился мертвым, то прежде чем похоронить его, следует дать ему имя, в противном случае, в Судный день ребенок будет показывать на родителей и говорить, что из-за них он пропал.

В хадисе говорится: «В Судный день вас и ваших родителей позовут по вашим именам, поэтому выберите красивые имена» (Абу Дауд, Ибн Хаббан).

 

12. После рождения ребенка на седьмой, или четырнадцатый, или двадцать первый день следует резать барана и раздавать его мясо беднякам в качестве милостыни, т.е. совершить обряд ‘акика. Если родился сын, то за него режут два барана, а за дочь – один баран. Если не зарезали его в указанные дни, то следует резать до совершеннолетия. Это считается сунной. Если же родители не зарезали за ребенка ‘акик, то после совершеннолетия ему следует самому совершить этот обряд. Сказано, что ребенок, за которого не резали жертвенное животное (‘акик), не может заступиться за родителей.

 

13. На седьмой день необходимо сбрить также и волосы на голове ребенка, и раздать в качестве милостыни золото или серебро, равное весу сбритых волос.

 

14. После рождения ребенка следует класть в его рот прожеванный финик или что-нибудь другое сладкое.

 

15. Кормить ребенка грудью следует произнеся перед каждым кормлением «Бисмиллях». Желательно кормить, будучи в омовении. Мать, кормящая ребенка грудью, не должна есть запретное, чтобы его отрицательное влияние не перешло на ребенка.

 

16. Чтобы ребенок рос добронравным, его следует оберегать от ребят со скверным характером. Нельзя баловать ребенка, всегда обеспечивая его изысканным питанием, без необходимости покупая ему разную, дорогую одежду, дабы, повзрослев, он не стал капризным, алчным. Необходимо научить ребенка есть только правой рукой, произносить перед едой «Бисмиллях», а после приема пищи произносить «Аль-хIамду лиллях», отучить его от жадного взгляда на еду, торопливости при приеме пищи и неумеренности в еде.

 

Следует приучить ребенка носить белую одежду, которую одобряет Ислам, еще в детстве девочек необходимо приучать прикрыть голову, т. е. не показать волосы. Не воспитанный еще в детстве ребенок становится неуправляемым, упрямым, лживым, болтливым, безалаберным, незаботливым, и изменить характер в лучшую сторону потом будет очень трудно.

По достижении шести лет ребенка постепенно следует учить чтению Корана, совершению намаза, следует отправить его в медресе на учебу, знакомить с хадисами, рассказать о хороших людях, чтобы они еще с детства их любили и брали с них пример. Нужно научить их приветствовать других, пожать руку при встрече, использовать сивак, поминать Аллаха, ходить в мечеть, совершать коллективные намаза и намазы-таравих.

 

Ребенка следует стимулировать. Если он совершит хороший поступок, следует одобрением, хорошим словом, подарком поддержать его, чтобы он и дальше желал вести себя так же хорошо. Если ребенок совершил плохой, порицаемый поступок, сперва можно сделать вид, что не заметили, особенно если он сам тоже старается скрыть это от окружающих. А второй раз нужно сделать замечание, сразу нельзя порицать строго. Отец обязан быть хозяином слова, нужно дать возможность ребенку понять свои недостатки. И матери не следует ругать, кричать. Следует спокойно говорить, что «отец это не одобрит, отец будет сердиться, отец будет ругать тебя за это» и т. п., чтобы таким образом ребенок почитал и понял особое место отца в семье.

Как бы сердиты вы бы не были, никогда нельзя молить Аллаха, чтобы Он наказал ребенка. Если при этом ангелы скажут аминь, ребенка может настигнуть несчастье.

 

После возвращения из школы или медресе ребенку следует позволить играть. Если заставлять ребенка постоянно учиться, ему не захочется учиться, ему станет скучно, он устанет и вообще будет отлынивать от учебы.

Детей следует приучить к уважению родителей, учителей, воспитателей и старших по возрасту. Если ребенок поверхностно относится к омовению, совершению намаза, посту, нужно постараться приучить его совершить их как следует.

В крайнем случае, если другие способы не помогают, можно и шлепнуть, но мягко, так чтобы не повредить телу, и только по мягкому месту. Терпеливым наставлением следует остерегать ребенка от скверных привычек, от курения, пьянства и т. д., Ребенка следует научить быть преданным, честным, поясняя всю мерзость и непозволительность указанных деяний.

Сказано, что воспитание ребенка похоже на гравировку камня. Еще в детстве в доступной форме следует вкратце рассказать ему, как необходимо верить в Аллаха и в Его Пророка (мир ему и благословение). По мере взросления необходимо расширить его знания об атрибутах Аллаха, в области шариатских наук, исламской культуры, этики и истории.

 

В детстве сердце ребенка подобно белому и чистому листу бумаги, который принимает все, что мы на ней напишем. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Все дети рождаются мусульманами, но впоследствии родители делают их иудеями, христианами, огнепоклонниками» (Муслим и аль-Бухари).

Мы вкратце перечислили пути Аллаха, в которых объясняется, что необходимо делать, чтобы ребенок был воспитанным и уважительным и был счастлив в этом мире. Да поможет нам Аллах в воспитании детей! Амин.

islam.ru

Как воспитывать детей мусульманам. Особенности поведения мальчиков и девочек

Каждый родитель задаётся вопросом о том, как правильно воспитать ребёнка. Некоторые штудируют разные методики, другие пускают всё на самотёк, третьи доверяются интуиции и словам старшего поколения в семье. Не нужно говорить о важности этого трудоёмкого процесса и всей ответственности, которую берут на себя родители. Однако необходимо знать, что же включает в себя воспитание, и какое место в жизни родителей-мусульман должен занимать этот труд.

Посланник Аллаха (мир ему и Его благословение) говорил, что «самое ценное, что даёт отец своему ребёнку, – хорошее воспитание» (хадис передал ат-Тирмизи). И это является самой трудной задачей для каждого родителя, ведь дети, как и богатство, являются испытанием для человека. Отец и мать должны воспитать не просто новое поколение с хорошими манерами, а в первую очередь установить в их сердцах веру во Всевышнего и через свой пример прививать ребёнку качества праведного мусульманина.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) также напутствовал: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведного ребёнка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Абу Дауд).

Поэтому воспитание детей – это не только обязанность родителей, но и их возможность достичь высших ступеней Рая благодаря праведным детям.

velo.jpg

Правильно растить детей и заботиться о них (что включает обучение, питание, создание лучших условий для жизни и развития) важно также и потому, что это является для верующих поклонением. Даже поглаживание по голове, похвала, когда ребёнок этого заслуживает, беседы с ним об исламе обернутся для родителей наградой от Аллаха (Субханака уа Тагаля).

 

Как воспитать идеального мусульманина?

В этом вопросе нет универсальных советов и рекомендаций. Каждая семья, в силу своих возможностей и уровня образованности, широты кругозора и гибкости мышления, выбирает свой путь. Тем не менее, есть некоторые нюансы, учитывая которые можно воспитать, прежде всего, хорошего человека, защитить от неблаготворного влияния, сохранить искренность веры:

1) Мальчики и девочки очень разные не только по физиологической природе, но и в плане психологии. Не стоит применять одни и те же требования к ним, давать одинаковые обязанности и распределять одни и те же задания по хозяйству. Сына в семье должна хвалить мама, а не отец. Ведь именно через мать формируется осознание своей значимости и ценности. Так и с девочками – их должен хвалить отец. Это залог укрепления отношений в семье, а также в будущем повлияет на отношения со спутником в семейной жизни. Известный факт, что именно родитель противоположного пола влияет на наше восприятие и формирование комплексов в отношениях с будущим партнёром или партнёршей. Например, если отец похвалит дочь, какой красивый у неё платок, как ей идёт длинное платье, девочка с двойным удовольствием будет носить хиджаб, что бы там ей ни говорили на улице или в школе.

2) В погоне за привитием исламских знаний не нужно забывать о светском образовании. Строгое изучение только аятов Корана, хадисов, чтение лишь исламских рассказов, обучение в мусульманской школе и запрет на всё, что не связано с исламом, не только не поможет, а даже погубит психику ребёнка в более старшем возрасте. Не стоит изолировать детей от реалий этого мира. Невозможно защитить и огородить от всего греховного, ведь рано или поздно он с этим столкнётся. Избегая говорить о пьяницах, не увидев алкоголиков на улице, ребёнок никогда не поймёт, почему спиртное является харамом. Если встретился такой человек по пути, нужно не уходить, сломя голову, а объяснить ребёнку, кто это и почему он стал таким жалким и противным для всего общества. Всевышний велел людям получать знания от колыбели до могилы, познавать другие народы и их достижения, языки. Это значит, что можно и нужно изучать не только исламские предметы, такие как фикх, сира, тиляват, но и механику, литературу, историю христианских и языческих государств, другие иностранные языки помимо арабского, по возможности путешествовать в самые разные страны. Всё познаётся в сравнении, поэтому только через сравнение ребёнок научится ценить и любить ислам ещё больше.

vospit detey.jpg

3) Заставить человека что-либо сделать, особенно ребёнка, пока он мал, конечно, можно. Но будет ли в этом толк? Главное ведь не формальное соблюдение, а искренность. Призывая ребёнка к намазу, а дочку ещё и надеть хиджаб, нет смысла давить на них. Не сейчас, так потом они оставят молитву, откроют аурат, когда родители не будут видеть, когда посчитают, что выросли и стали самостоятельными в принятии решений. Нет ничего хуже, чем вызвать отвращение от ислама. Что бы ни случилось, главный инструмент – это молитва с просьбой к Аллаху наставить на прямой путь, дать правильное понимание религии, укрепить иман и защитить ребёнка от наущения шайтана.

Таким образом, воспитание праведного потомства – трудное испытание для мусульман. Ребёнок – это подарок и счастье для семьи. Но чтобы принять такой дар, нужно быть готовым самому. Поэтому это воспитание ещё и себя, ведь дети всё повторяют за родителями. Воспитание начинается не с рождения маленького человека, а с момента, когда мужчина и женщина уже создали свой мир, когда стали планировать увеличить эту семью.

 

Несколько практических советов

Как помочь ребёнку заучить Коран

- Необходимо предоставить практический стимул к заучиванию, вызвать интерес. Для начала это могут быть материальные поощрения за занятия. Однако стоит учитывать, что «покупать» ребёнка нельзя, не стоит приучать к этому.

- Учиться вместе с ребёнком. Это не только будет служить хорошим примером, но и пойдёт на пользу родителю. К тому же у вашего чада появится чувство соперничества, желание вас превзойти, что является дополнительным стимулом для обучения.

- Учить ребёнка в паре с кем-нибудь (друзья, братья или сёстры, соседские дети). Одновременно это укрепит родственные и дружественные отношения, сверстники станут примером и дополнительным стимулом.

- Не наказывать, поощрять за каждый выученный урок.

- Начинать с изучения лёгких аятов и сур. Не важно количество – важно качество и осознание дела.

- Не завышать планку, не сравнивать с другими детьми.

- Дать возможность ребёнку играть и заниматься своими делами. Это не отобьёт желание к занятиям, а смена деятельности будет способствовать лучшему запоминанию.

 

Как научить детей намазу

- Всегда брать с собой на молитву или стелить коврик для ребёнка рядом.

- Подарить отдельный детский молитвенный коврик и красивую одежду для намаза.

- Не требовать, чтобы ребёнок сразу же знал все дуа и суры. Главное – научился повторять движения за имамом или родителем.

- В свободное время читать вслух суры и постепенно обучать им ребёнка. Желательно уделять одно и то же время ежедневно.

- Поощрять ребёнка, когда он сам встаёт на намаз. Словесное одобрение должно быть в первую очередь.

- Не заставлять и не давить – только призывать.

- В 9-10 лет можно вести разговоры о пользе намаза и почему его необходимо выполнять. В более раннем возрасте ребёнок не до конца способен понять глубину вопроса.

islam.global

Расскажи мне об Исламе: Дети в Исламе

Ребенок — это дар от Всевышнего. Дети рождаются чистыми — с чистым сердцем, не загрязненным прегрешениями. Никакого «первородного греха» нет. Все дети рождаются мусульманами.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Все дети рождаются мусульманами, но впоследствии родители делают их иудеями, христианами, огнепоклонниками».

Родители обязаны заботиться о ребенке, воспитывать его как можно лучше.

Если ребенок умирает, он попадает в Рай.

Как воспитать детей в Исламе

1. После рождения ребенка родителям предписывается совершить несколько желательных действий. К ним относится проговаривание азана и икамата на ухо новорожденному, закалывание животного (акыка), бритье волос на голове ребенка и некоторые другие дела. Уточните в книгах по исламскому праву, что именно требуется сделать.

2. Ребенку следует дать хорошее имя. Если вы недавно приняли Ислам и вашим родственникам тяжело называть ребенка ярко выраженным мусульманским именем, может быть, стоит выбрать имя, похожее по звучанию на русские имена. Это может быть Асия, Сафия, Амина, Мария для девочек. Для мальчиков найти такое имя сложнее, но довольно нейтральны по звучанию имена Саид и Дауд (Давуд). Допустимо дать ребенку и традиционное русское имя с хорошим смыслом, но, конечно же, будет лучше выбрать из арабских имен.

3. Кормить грудью рекомендуется до двух лет. Это сунна, то есть желательное действие, поэтому матери следует приложить усилия и наладить грудное вскармливание.


Имейте в виду, что в Исламе есть понятие молочного родства, то есть кормилица, родные дети кормилицы и ребенок, которого она кормит, связаны прочными узами, подобными кровным. Например, молочный брат не может жениться на молочной сестре. Во избежание появления непредвиденных родственников следите, чтобы никто не кормил вашего ребенка своим молоком без вашего ведома. В роддомах, скажем, запросто могут докормить новорожденного чужим молоком. Если такое произошло, надо познакомиться с кормилицей и поддерживать с ней связь — хотя бы для того, чтобы знать молочных родственников вашего ребенка.

4. Необходимо целенаправленно обучать ребенка Исламу. Сейчас нередко можно услышать, как родители беспокоятся о так называемой «свободе выбора» для своего ребенка. Пускай, мол, подрастет и сам выберет, какой религии ему следовать. Родственники-немусульмане часто оказывают давление на новообращенных: «Ребенка в это дело не втягивай, не решай за него. Зачем девочке хиджаб? Зачем мальчику тюбетейка? Какой еще намаз?» Это все — очень и очень неправильная позиция. Очевидно, что именно в детстве закладываются нормы поведения и ценности. И разве от ребенка не отдалится Ислам, если эти нормы не будут исламскими? Определенные ограничения нужны с самого начала, чтобы у ребенка не возникало потребности в недозволенном. Ислам предписывает родителям заботиться о соблюдении ребенком шариатских правил. Например, если вы не едите свинину, то и ребенок не должен ее есть, и нужно следить, чтобы никто из родственников не угостил его «нехаляльной» колбасой или чем-то подобным. Лучше всего как можно раньше обучить ребенка, что можно и что нельзя есть (например, в немусульманской стране правильно будет запретить есть мясо вне дома).

5. До совершеннолетия на ребенка не возлагаются религиозные обязанности. Однако совершеннолетие по Исламу наступает значительно раньше «светского» совершеннолетия (то есть значительно раньше восемнадцати лет). Девочка считается совершеннолетней, когда у нее началась первая менструация. Мальчик считается совершеннолетним с момента первой эякуляции (извержения семени). Если у девочки долго не начинается менструация или у мальчика не происходит семяизвержение, то совершеннолетие наступает, когда ребенку исполняется 15 лунных лет. После совершеннолетия на человека возлагаются все религиозные обязанности. На практике это значит, что ваш тринадцатилетний сын уже может быть обязан молиться и поститься, как и вы. А ваша, скажем, двенадцатилетняя дочь уже может быть должна носить платок. И вам требуется проследить за этим. Следует заранее объяснить детям все признаки совершеннолетия, чтобы они понимали, с какого момента будут считаться уже взрослыми.

6. Будет правильным заранее приучить ребенка к совершению молитвы, соблюдению поста и других столпов Ислама, чтобы с наступлением совершеннолетия новые обязанности не стали для него неожиданностью и тяжестью. Согласно Шариату, с семи лет детей учат совершать намаз, а с десяти лет родители могут требовать от них регулярного исполнения молитвы. Очень важно с раннего возраста рассказывать ребенку про Ислам. Мы бережем детей от земного огня, не позволяя играть со спичками. С таким же усердием надо стараться уберечь их от огня Ада, разъясняя им истинную религию.

7. Память ребенка может охватить очень многое, и то, что выучено в детстве, практически не забывается. Поэтому было бы очень хорошо, если бы ваш ребенок уже в детстве выучил Коран. Для этого существуют специальные школы хифза, в которых по особым методикам учат чтению и запоминанию Корана. В России тоже есть несколько таких школ. Можно также найти для ребенка учителя-хафиза.

8. Как известно, в Исламе общение с противоположным полом ограничено. Свободно можно общаться только с супругом или супругой, а также с теми, с кем нельзя заключить брак. Поэтому совместное обучение девочек и мальчиков в общеобразовательных школах не соответствует Исламу — особенно учитывая, что в старшие классы ходят уже далеко не дети — почти все старшеклассники совершеннолетние, с точки зрения Ислама. Что делать? Искать исламские школы с раздельным обучением или, на худой конец, среднюю (неисламскую) школу с раздельным обучением или учить ребенка на дому. Последнее, конечно, требует больше времени и внимания, но окупается с лихвой, и некоторые мусульмане выбирают именно такой вариант.

9. Непременно учите девочек домашнему хозяйству. Если девушка не научилась эффективно убирать дом, готовить и шить в детстве, маловероятно, что во взрослой жизни она будет делать это быстро, свободно и спокойно и получать удовольствие от таких занятий. А ведь в исламской системе ценностей женщина — хранительница и хозяйка дома. Также следите за физическим развитием детей, чтобы они были здоровыми и достаточно спортивными.

10. Дети-мусульмане, растущие в западном обществе, нуждаются в особо пристальном внимании. К сожалению, зачастую единственное исламское воспитание, которое они получают, — это нерегулярное посещение мечети или медресе, где их заставляют молча сидеть (нередко под угрозой наказания), несмотря на то что они умирают от скуки. И если в их памяти это запечатлеется как всё, что они знают об Исламе, то, когда они вырастут, неудивительно, что их унесёт одно из неисламских течений, которые окружают их со всех сторон. Правильнее всего — учить соблюдению религии своим примером, чтобы дети видели признаки Ислама каждый день. Празднуйте вместе с ними исламские праздники, читайте с ними Коран и разные религиозные книги, рассказывайте о пророках, мир им всем. И пускай наши дети станут праведными мусульманами.

svet-istini.blogspot.com

Воспитание ребёнка - Академия Священного Корана

Воспитание
по-арабски تربية
категория семья
в Коране 17:24; 26:18
синонимы тарбия
см. также дети, знание, этика

Воспита́ние (ар. ٌتَرْبِيَة [тарбийат̈‎]‎) — комплекс мер, направленных на формирование личности ребёнка, у которого гармонично развиваются умственные способности, физическое и психическое здоровье, духовные, нравственные и эстетические ценности.

В Коране

Арабское слово тарбийат̈‎ является производным от рубувв, что означает «физический рост», «развитие» и происходит от глагола рабба (رَبَّى‎) — «воспитывать»; «выращивать». Производные от корня рубувв в смысле физического воспитания встречаются в Коране в двух местах: 1). в молитве за родителей, произношение которой Всевышний Аллах обязал детей: «Господи! По­ми­луй их, ведь они растили [раббайа̄ни] меня ребенком.» [17:24]; 2). в словах фараона (Фир‘авн), обращённых к пророку Мусе (Моисею) : «(Фараон) сказал: «Разве Мы не заботились [нураббика] о тебе, когда ты был у нас еще ребенком, и (разве) ты (не) оставался среди нас годы твоей жизни?» [26:18].

Значение воспитания детей в исламе

Воспитание подрастающего поколения является одной из самых сложных задач, которые стоят перед родителями и обществом. От успеха в этом важном деле зависит будущее нации и государства. Поэтому ислам уделяет воспитанию детей очень большое внимание. В исламе перед родителями ставятся определённые цели, которые необходимо достигать при воспитании подрастающего поколения, приводятся поэтапные и последовательные шаги на этом пути, упоминаются источники, из которых воспитатели должны черпать знания, а также перечисляются принципы и методы воспитания детей.

Знание об этих аспектах исламского воспитания и соблюдение норм такого воспитания во многом гарантирует успех в этом важ­ней­шем процессе. Стоит отметить, что правильное воспитание человека зависит не только от родителей, но и от всего общества, начиная с родственников ребёнка, его соседей по дому, воспитателей в детском саду, учителей в школе, и кончая каждым членом общества, с которым так или иначе ребёнок может общаться или брать с нёго пример. В исламе сделан акцент на основные цели и задачи, которые ставятся исламом перед родителями при воспитании подрастающего поколения, хотя и общество не в малой степени несёт от­вет­ст­вен­ность за сохранение и усовершенствование вклада родителей в воспитание молодых людей.

Ответственность родителей за воспитание детей

Самую главную роль в вопросе воспитания детей Всевышний Аллах возложил на родителей. В Коране сказано: «О те, которые уве­ро­ва­ли! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют всё, что им велено.» [66:6]. В толковании этого аята Ибн Касир приводит слова ад-Даххака, который сказал: «Каждый мусульманин обязан обучать членов своей семьи и тех, кто находится у него в подчинении, тому, что Аллах вменил в обязанность и тому, что Он запретил». Родители, не беспокоящиеся за религиозное обучение детей и их нрав­ст­вен­ность считаются грешниками. Невнимательность к обучению подрастающего поколения религиозным обязанностям и морально-эти­чес­ким нормам является невыполнением родителями своих прямых обязанностей, возложенных на них Всевышним Аллахом. Пророк Мухаммад ﷺ, указывая на ответственность родителей за своих детей, сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем и несёт ответственность за свою паству, и мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, и женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству … Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». В другом изречении Пророка ﷺ сказано: «Если человек, которому Аллах дал право стать опекуном, умрёт будучи неискренним к своему подопечному, то тому Аллах запретит Рай». Существует много хадисов, в которых Пророк ﷺ призывает будущих мужей выбирать себе лучших жён, так как многое в воспитании ребёнка зависит от матери.

В наше время в обществе наблюдается изобилие греховных соблазнов и призывов к безнравственности и половой распущенности, что делает задачу воспитания ребёнка очень сложной и требует от родителей колоссальных усилий в сохранении его нравственной чистоты и всесторонней защиты своего чада от пороков. А тот, кто небрежно относится к воспитанию своих детей и оставляет их без должного внимания, тот совершает преступление против своих детей. О роли родителей в сохранении истинной веры в детях, го­во­рит­ся в следующем хадисе: «Каждый младенец рождается в своем естественном состоянии (фитра), а его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника». Из этого хадиса вытекает, что врождённое свойство веры в Единого Бога (фитра) есть в каждом ребёнке, но потом родители вносят в эту веру свои коррективы, и вера у детей начинает отличаться друг от друга — одни остаются мусульманами, вторые становятся иудеями, третьи — христианами, четвёртые — огнепоклонниками и т. д. Пророк Мухаммад ﷺ призывает родителей к сохранению этого божественного дара — веры в Единобожие, которая впоследствии приведёт к признанию всех Его пророков, Писаний и остальных столпов веры и ислама. Если воспитание детей в духе Единобожия, с привитием им качеств доброты и праведности является обязанностью родителей по отношению ко всем своим детям, то забота о девочках счи­та­ет­ся наиболее важной родительской обязанностью. Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто воспитает трёх девочек, будет милосердным к ним, будет обеспечивать их и выдаст замуж, тому гарантирован Рай». Когда его спросили: «А если будет две дочери?». Он ответил: «Даже если будет две дочери».

Трепетное отношение к воспитанию девочек в исламе демонстрирует кардинальное изменение отношения к ним, в отличие от до­ис­лам­ско­го периода, когда девочек, мягко говоря, недолюбливали. Пророки и праведники всех времён заботились о праведности своих детей. Это было их главной целью в отношениях со своими детьми. Когда пророк Ибрахим (Авраам) просил потомства у Господа, попросил Его дать ему праведного ребёнка, и Господь ответил на его мольбу. В Коране сказано: ««Господи, одари меня праведным потомством». ۝ Тогда Мы обрадовали его вестью о кротком мальчике.» [37:100-101].

Всевышний Аллах описывая в Коране признаки богобоязненных людей, упомянул их мольбу, в которой говорится: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных.» [25:74]. Если родители будут уделять должное внимание воспитанию своего ребёнка, создавая необходимые условия для развития его души, разума и тела, то эти родители получат отраду глаз в своем ребёнке. Духовное, умственное и физическое развитие ребёнка должно проходить гармонично, реализуя потенциал ребёнка и совершенствуя все его природные способности. Исламское воспитание подразумевает подготовку подрастающего поколения к полноценной жизни в обществе, будучи отзывчивыми, всесторонне развитыми и праведными личностями, способными преодолевать разные трудности и жизненные испытания.

Цели воспитания детей в исламе

Если говорить об основных целях исламского воспитания то их можно сформулировать в следующем порядке:

  1. Ознакомление ребёнка со своей религией. Постепенно, с учётом возраста, следует увеличивать его знания о Господе, укреплять его веру в Аллаха и в религиозные воззрения. Тем самым будет установлена связь молодого мусульманина со своей религией и привита любовь к Всевышнему Аллаху и к исламским ценностям.
  2. Обучение ребёнка истории своей религии и своей общины (умма). Узнав о том, что Пророк Мухаммад ﷺ был послан только в качестве милости для миров, и то, что ислам принёс человечеству огромное благо, у юного мусульманина появится желание приносить пользу своей религии, родине и всему человечеству.
  3. Объяснение роли человека в жизни общества и окружающего мира. Ребёнок постепенно должен узнавать о своей миссии на Земле, должен узнать о своих правах и обязанностях в качестве мусульманина, члена общества и гражданина своей страны.
  4. Молодой мусульманин должен научиться соблюдать баланс между духовными и материальными ценностями. Упо­ва­ние на Ал­ла­ха и целеустремленность должны гармонично сочетаться в нём. Стремление к успеху в мирских делах должно ос­но­вы­вать­ся на честности и порядочности. Любознательность и тяга к новым открытиям должны опираться на ответственность и за­ко­но­пос­луш­ность.
  5. Высоконравственность должна характеризовать его личность с юного возраста, милосердие и доброжелательность должны стать визитной карточкой молодого мусульманина, а его нрав и моральные качества должны украшать его религиозность и взаимоотношения с людьми.
  6. Полноценное исламское воспитание должно под собой подразумевать все сферы полезного воспитания. Родители должны вносить весомый вклад не только в эффективное религиозное и нравственное воспитание ребёнка, но не меньше внимания они должны уделять его интеллектуальному, физическому, психологическому, социальному, эстетическому и половому воспитанию.

Те родители, которые достигнут поставленной цели в исламском воспитании своего потомства, удостоятся великой награды перед Всевышним Аллахом и благодарности от общества. Успех в выполнении этой важнейшей миссии станет источником множества благ, в первую очередь, для отца и матери. Когда родители достигнут старости, праведные дети будут окружать их вниманием со всех сторон. Дети будут молиться при жизни своих родителей и после их смерти, со словами, которым научил Священный Коран: «Господи! По­ми­луй их, ведь они растили меня ребенком.» [17:24]. Благие дела праведных детей приносят пользу родителям даже после их смерти. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трёх: благотворительности, которая продолжает приносить людям пользу, знания, которому следуют после его смерти, и праведного потомка, который молится за него».

Права детей в исламе

Некоторые исследователи резюмируют обязанности родителей по отношению к своим чадам в следующих пунктах:

  1. Право на жизнь. Родители не имеют права отнимать жизнь у своих детей, в том числе посредством аборта.
  2. Право на семью. Это очень важный аспект эмоционального здоровья и интеллектуального развития ребёнка. Родители не могут отречься от своего ребёнка либо лишить его своего имени.
  3. Право на имя с хорошим значением. Значение имени подсознательно влияет на характер человека, поэтому оно не должно быть плохим.
  4. Право на обеспечение. Родители обязаны давать детям все жизненно необходимые вещи, в том числе кров над головой, еду и одежду.
  5. Право на академическое и религиозное образование.

Рекомендации мусульманских педагогов относительно времени и метода воспитания детей

Преподаватель по исламу Гульфия Кирасирова высказала мнение о том, что ребёнка нужно воспитывать уже тогда, когда он находится в утробе матери, так как малыш воспринимает всё, что с ней происходит. Она обратила внимание на то, что при воспитании детей также важную роль играет правильное намерение. Заниматься своими чадами нужно непременно искренне и только ради Аллаха.

Метод воспитания детей в исламе

Педагог Гульсем Бибарсова рекомендует воспитателям следующее:

  1. Нужно уважать ребёнка. Смотреть на него как на самостоятельную личность. Это не наша вещь. Ребёнок — это то, что доверено нам, то, за что мы отвечаем.
  2. Нужно относиться к нему вежливо и мягко, без грубости и жёсткости.
  3. Нужно возлагать на ребёнка семейные обязанности, причём с раннего возраста. Так ребёнок постепенно приучается к труду и начинает уважать труд других людей.
  4. Важно обсуждать с ребёнком домашние дела, чтобы он чувствовал себя полноценным членом семьи, и пр.

Стоит отметить, что согласно исламу, детей следует обучать совершению молитвы (салят, намаз) с семи лет, а если сын или дочь не желают выполнять намаз после достижения ими десяти лет, то разрешается применять по отношению к ним некоторую силу. Му­суль­ман­ские исследователи подчеркивают, что обучение детей намазу в семилетнем возрасте — одна из обязанностей отца по шариату. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Требуйте от своих детей намаза, когда им семь лет, и бейте их за неё (то есть за её невыполнение), когда им десять лет». Для приучения к намазу в исламе выделен самый долгий период по сравнению с приобретением других навыков поклонения Аллаху: с семи до десяти лет ребёнок обучается, приучается и поощряется к намазу, а затем, с десяти лет до наступления возраста шариатской ответственности, то есть до совершеннолетия, в случае ослушания применяется наказание. Однако не следует забывать о том, что применение некоторый силы при воспитании является крайней мерой, к которой прибегают только в исключительных случаях и оно должно быть ограничено пределами необходимости. Тем более, что сам Пророк ﷺ никогда не применял физическую силу по отношению к своим детям или воспитанникам.

Периоды воспитания детей и их особенности

Исследователь Фатима Макки делит воспитание детей на три периода:

Первый период

В течение первых семи лет жизни происходит физическое развитие ребёнка, поэтому ему должны позволить заниматься раз­но­об­раз­ны­ми видами физической активности и спортом. В хадисе от Пророка ﷺ перечисляются такие виды спорта, как плавание, верховая ез­да и стрельба из лука. Родителям не следует ограничивать физическую активность своих детей. Даже если они боятся, что дети могут пострадать, они должны быть лишь сторонними наблюдателями, не стесняя их движений. Помимо этого, родителям следует обратить внимание на физические и умственные способности ребёнка. Его маленькие ручки, маленькие ножки, ещё развивающийся ум — на все это нужно сделать скидку. Например, ребёнок не может приготовить себе еду либо позаботиться о себе во время болезни. В этом случае родителям нужно проявить терпение и сострадание и не просто прийти ему на помощь, но сделать это с большой любовью и заботой.

Не следует запрещать детям плакать, ведь для них это один из способов проявления своих эмоций. Как отмечено физиологами, ре­бё­нок таким образом справляется со стрессом, а его лёгкие развиваются. Как бы плач ни раздражал родителей, для детей это здоровое физиологическое явление. Родители должны прививать любовь к порядку и нравственность посредством раннего обучения. Нужно установить систему наказаний и поощрений, которая даст понять ребёнку, что плохой поступок будет наказан, а хороший — поощрён. Важно, чтобы совершенные ребёнком ошибки не воспринимались в штыки, но были приняты с мудростью и терпением. В конце концов, ребёнок ещё не понимает в полной мере, что хорошо, а что плохо.

Второй период

Данный период ознаменован тем, что нужно уделить большое внимание дисциплине и образованию ребёнка. Он уже получил фи­зи­чес­кое и умственное развитие, а потому способен проявлять себя и знает, что каждый его поступок влечёт за собой определённые по­след­ст­вия. Чрезвычайно важно, чтобы на данном этапе отношения с ребёнком были построены на основе понимания, чтобы родители на­ла­ди­ли с ним диалог. Также важно сохранить авторитет. Ребёнок должен усвоить, что есть свод определённых правил и ог­ра­ни­че­ний, которого ему необходимо придерживаться, что есть границы, которые ему не следует преступать. Если ребёнок совершает ошибку, родителям следует спокойно поговорить с ним. Реакция родителей на ошибки и плохие поступки ребёнка не должна его пугать или травмировать. В течение данного периода родители могут давать детям поручения, чтобы привить им чувство ответственности. Однако следует быть внимательными и следить за тем, чтобы поручения были под силу ребёнку и не превышали его способностей.

Самым важным является воспитание детей в религиозном ключе. Большинство мусульман полагают, что религиозное воспитание сводится к обучению Корану и мусульманскому праву (фикх), и забывают, что цель религиозного обучения заключается в привитии привычки исполнять религиозные обязательства, среди которых молитва и пост. Ребёнок должен проникнуться верой, чтобы об­ра­зо­ва­лась его эмоциональная связь с исламом. В первую очередь ребёнок получает представление о жизненных принципах и ценностях от своих родителей. Если в его характере появятся нежелательные привычки и моральные ориентиры, он не станет примерным му­суль­ма­ни­ном. Передаются слова четвёртого Праведного халифа ‘Али ибн Абу Талиба : «Лепите глину, пока она податлива, и сажайте семена, пока они могут дать всходы». А аль-Газали написал: «Ты знай, что ребёнок дан родителям на хранение. Его чистое сердце является драгоценной жемчужиной, и какой бы узор мы не высекли в нём, оно принимает его».

Третий этап

Когда ребёнку исполняется 14 лет, родители должны понять, что теперь он не такой послушный и уступчивый, каким был последние семь лет. Молодые парни и девушки обычно независимы, сверхчувствительны и иногда склонны к бунту. Система поощрения и на­ка­за­ния больше не может практиковаться. Помимо исполнения воспитательной роли, родителям следует стать другом своему ре­бён­ку. Слова и действия родителей должны отходить от авторитарного стиля. На ребёнка следует посмотреть с другой стороны. Ключевым моментом для построения доверительных дружественных отношений является принятие новых идей. Мнение подростков должно встречать уважение со стороны родителей, а не насмешку и отрицание. Благодаря такому подходу подросток сможет быть уверен в своих силах при возникновении проблем либо принятии решений.

ru.quranacademy.org

О воспитании детей в Исламе

 

В достоверном хадисе от Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Будьте справедливы в отношении своих детей».  Быть родителем в исламе – это миссия, отцовство в исламе - это путь в рай, если конечно, будешь настоящим родителем, воспитывающим своих детей, руководствующимся наставлениями Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в управлении своей семьёй.  Если будешь таковым, то это для тебя один из путей в Рай.

 

Одним из важнейших наставлений Пророка (мир ему и благословение) для отцов и матерей является призыв соблюдать справедливое равенство во внимании и заботе к своим детям, не обделяя их ничем. Быть равным, быть справедливым в отношении своих детей - это очень важная сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Об этом говорится в одном из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение): ан-Ну’ман Ибн Башир рассказывает, что его мать Бинту Равваха попросила его отца, чтоб он сделал подарок сыну, но он на долгое время позабыл про эту просьбу, а когда он вспомнил об обещании и решил сделать подарок, она сказала: «Я не буду удовлетворена, пока ты не призовёшь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в свидетели о том, что ты подарил моему сыну».  И мой отец взял меня за руку, а был я тогда мальчиком, и пришёл к Посланнику Аллаха, произнеся: «Посланник Аллаха, матери этого мальчика было бы приятно сделать тебя свидетелем того подарка, который я подарил её сыну». И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Башир, а есть ли у тебя ещё дети?» Тот ответил: «Да». И он спросил: «И каждому ты подарил то же самое?» Тот ответил: «Нет». И он произнёс: «Тогда не проси меня быть свидетелем, потому что я не свидетельствую за тиранию».

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит в хадисе, переданном от Абдулы ибн-Амру ибн аль-Асса: «Воистину справедливые будут находиться рядом с Всевышним Аллахом на сияющих тронах, это те, кто справедливы в своих решениях и справедливы в своей семье». В этой справедливой заботе есть великое благо для родителей, счастье их и довольство Всевышнего Аллаха для них. Бывает много случаев, когда дети остаются без внимания родителей. 

 

Если дети не живут с отцом?

 

Нередко встречается и такая ситуация: дети одного отца воспитываются и растут у разных матерей. Одна мать с детьми живёт с отцом, а другая - разведённая, и дети, которых она воспитывает одна, очень часто, к сожалению, остаются без внимания отца. Эти девочки и мальчики, лишённые постоянной отцовской заботы, отцовской ласки и любви, остаются в некоторой обиде на своего отца. Такого не должно быть! Этот хадис распространяется на все случаи – и когда все твои дети рядом с тобой, и когда они живут раздельно с разведённой матерью. Ни в коем случае мы не имеем права забывать о своих детях.

 

Приведём случай, свидетелем которого стала Айша (да будет доволен ею Аллах). Она рассказала следующее: «Однажды ко мне пришла очень бедная женщина с двумя дочерьми на руках и попросила поесть. Я каждой из них   дала по финику. Когда женщина собралась положить свой финик в рот, дети попросили у неё и этот финик. Она разделила его пополам и отдала дочкам. Это меня восхитило и я рассказала об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), на что он сказал: «Воистину, за это Всевышний Аллах обязательно введёт её в Рай и освободит от Ада». (Передал имам Муслим). Такое вознаграждение ждет родителей за внимание и заботу о детях, это то, чем Всевышний Аллах бывает очень доволен.

 

Воспитание дочерей

 

Во многих хадисах Посланник Аллаха (мир ему и благословение) призывает нас к особому вниманию в воспитании дочерей. Так, в хадисе от Анаса ибн Малика сказано: «Кто вырастит двух дочерей, – сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение),- я и он будем вместе, – указав два сомкнутых пальца» В хадисе речь о человеке, который вырастит дочерей достойным образом, не только предоставив им еду, одежду и условия проживания, но и воспитав в духе Ислама, в покорности Всевышнему Аллаху. 

В другом хадисе, переданном от Анаса ибн Малика Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «У кого бы из вас не будет трое дочерей или трое сестер и кто будет добр к своим дочерям или сёстрам, он обязательно войдёт в рай». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Указать ли мне вам на то, что является самой превосходной милостыней? Это твоя дочь, которая вернулась к тебе», т. е. которая вынуждена вернуться, получив развод или же овдовев. Содержание её, опека её в таком возрасте и именно такой дочери особо вознаграждается Всевышним Аллахом.

Родители должны знать следующее. Почему Посланник Аллаха (мир ему и благословение) так заостряет наше внимание именно на воспитании дочерей? Это неспроста. Потому что, если ты воспитаешь дочь, ты воспитаешь поколение. Если ты воспитываешь дочь, предоставив ей настоящее воспитание в вере, в покорности Всевышнему Аллаху – это значит, что она так же правильно будет воспитывать целое поколение своих детей. А если ты воспитал сына – ты воспитал одного человека. Воспитывая дочь, ты закладываешь фундамент в воспитании целого поколения своей семьи.

 

 Дай Аллах нам всем разум и силы, чтобы мы таким образом укрепляли свои семьи. Без порядка, согласия и успеха в семьях не может быть успеха во всём обществе. Конечно, мы обязаны беспокоиться и думать обо всём обществе, но помните, что спрашивать с нас будут только за наши семьи и за наше личное поведение.

Магомед Нурутдинов

islam.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о