Детская программа развивающая – Готовая программа развивающих занятий для детей

Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа по развитию психических процессов «Развивай-ка» для детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное учреждение «Управление образования

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан»

Программа

по развитию психических процессов

«Развивай-ка»

 для детей младшего дошкольного возраста

Программа составлена

 педагогом-психологом МБДОУ №53

Макловой Н.А.

Альметьевск 2014г.

Пояснительная записка

Автор

Фамилия, имя, отчество Маклова Наталья Александровна

Дата рождения  26.10.1978

Место работы МБДОУ №53 “Светофорик” г. Альметьеска”

Занимаемая должность педагог-психолог

Образование высшее, Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права (г.Уфа), 2004г., педагог-психолог

Квалификационная категория первая

Стаж педагогической работы 15 лет, в данной должности 10 лет

Содержание:

  1. Пояснительная записка.

          Ожидаемые результаты.

  1. Цель и задачи программы

III. Основные блоки программы

         Диагностический блок.

          Развивающий блок.

IV. Структура занятий

         Вводная часть.

         Основная часть.

         Заключительная часть.

V. Сценарии занятий

     

  1. Пояснительная записка

На четвертом году жизни в число главных направлений психического развития, требующих внимания и психологического воздействия, входят: дальнейшее развитие продуктивного целеполагания; становления образа «Я» - осознанных представлений и устойчивого отношения к себе; взаимоотношения со сверстниками.

Развитие психических процессов детей 3-4 лет имеет свои особенности.

Восприятие. При восприятии предметов и явлений продолжает развиваться и совершенствоваться взаимодействие в работе разных органов чувств. Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Однако некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма/величина и др.) начинают выделяться как отдельные. Наряду с ориентацией при восприятии предметов на их смыслообразующие признаки (островерхая крыша и труба для домика) появляется способность как бы обводить взглядом контуры предметов. Появляется способность зрительно разделить предмет на части.

 Игровые упражнения в поэлементном сопоставлении (когда каждый элемент одного ряда соотносится с соответствующим элементом другого ряда) позволяют одновременно развивать восприятие и внимание детей и существенно улучшать их умение воспроизводить образцы. 

Внимание. Объем внимания ребенка данного возраста, измеряемый диагностическими методами, не превышает одного объекта. Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от его интереса.

  Способность ребенка управлять своим вниманием очень невелика.

  Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения.

Память. Дети 3-4 лет хорошо запоминают то, что им интересно, или то, что им понравилось.

   Ребенок четвертого года жизни не умеет ставить перед собой задачу специально запомнить то, что не запоминается само собой. Процессы памяти остаются в этом возрасте еще непроизвольными. В них продолжает преобладать узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан ли материал в смысловое целое или разрознен.

Речь детей в этом возрасте продолжает оставаться ситуативной и диалогической.

Ребенок в этом возрасте способен постичь лишь смысл конкретного понятия, абстрактное заучивается им механически.

Учитывая данную возрастную норму, следует чаще разговаривать с детьми о тех предметах и вещах, которые им знакомы и которые они знают, и не затрагивать в речи непонятные абстрактные понятия.

Так как речь ребенка 3-4 лет в стадии становления её нельзя использовать в качестве средства проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления ребенка.

 Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. При этом сфера познавательной деятельности по-прежнему сосредоточена на  реальном предметном мире, непосредственно окружающем его в данный момент.

Необходимо обеспечивать развивающую среду специальными дидактическими игрушками и пособиями, с которыми дети могут действовать как организованно, под руководством взрослого, так впоследствии и самостоятельно.

Эмоции. На четвертом году жизни сохраняются те же ведущие тенденции, которые были отмечены применительно к трехлетним детям: яркость и непосредственность эмоций, легкая переключаемость. Эмоции детей сильны, но поверхностны, они яркие, но неустойчивые. Одной из самых негативных эмоций, травмирующих ребенка в этом возрасте, является страх – страх перед сказочными героями, страх темноты, замкнутого пространства.

Ребенок еще не умеет скрывать свои чувства. Их причина лежит на поверхности. Он по-прежнему зависим от своего физического состояния. Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослым по поводу волеизъявлений ребенка или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками.

В целом на четвертом году жизни дети чаще ведут себя агрессивно, чем на третьем или на пятом. Их эмоциональное состояние менее стабильно, настроение подвержено перепадам, они не склонны выражать сочувствие друг другу. Но это временное явление. Не порицая детей, нужно подавать им пример сопереживания по отношению к окружающим его людям.

Ребенок в возрасте 3-4 лет учится оценивать свои поступки с позиции добра и зла, сравнивать себя с другими.

Начинает стыдиться нежелательных поступков – опускает глаза, хотя в раннем возрасте он этого не делает.

Дети получают большое удовольствие от разнообразной продуктивной деятельности. Они хотят строить, клеить, лепить и рисовать, помогать по хозяйству взрослым. Теперь ребенок не только плачет, если он упал и ушибся, но и бурно реагирует на неудачу в деятельности, например, упала башня из кубиков, которую он строил.

Таким образом, в данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов. Это означает, что дети не могут по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращают внимание только на то, что «само» привлекло внимание, запоминают  только то, что «само» запоминается.  Для развития произвольности нужны специальные упражнения. Для этого была разработана игровая программа «Развивай-ка». 

Программа рассчитана на 1 год.  Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам (10-12 чел.), продолжительностью 15 минут. Они включают в себя:

- игровые упражнения на развитие психических процессов;

-игры на формирование коммуникативных навыков и доброжелательного отношения к окружающим;

- элементы сказкотерапии;

- пальчиковая гимнастика;

-тренинговые упражнения на стабилизацию психоэмоционального состояния                                                детей, снятие мышечных зажимов;

-арт-терапевтические техники.

Ожидаемые результаты реализации программы

-Систематическое выполнение разработанных в программе игр и игровых упражнений способствует становлению произвольности психических процессов;

-в процессе действий с сенсорным материалом происходит улучшение мелкой моторики;

-ребенок начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников;

-в результате применения элементов сказкотерапии и арт-терапевтических методов дети учатся находить адекватное выражение различным эмоциям, коррегируются негативные эмоциональные состояния, такие как страх, тревожность, агрессивность.

Материалы и оборудование.

Проведение занятий предполагает помещение с наличием свободного пространства, стенд, к которому можно прикрепить рисунки. В комнате должны быть несколько столов, стулья по количеству участников, магнитофон, набор аудио кассет с релаксационной, спокойной, легкой и веселой музыкой. Для проведения некоторых упражнений понадобятся бумага, цветные карандаши (фломастеры), магниты, мяч

  1. ЦЕЛЬ

nsportal.ru

Развивающие авторские программы и методики раннего развития детей

Обязательно нужно выбрать город из списка:
Только если Ваш город не найден, Вы можете выбрать наиболее подходящий вариант ниже:

Регион - Москва (Московская область)

Регион - Санкт-Петербург (Ленинградская область)

Регион - Амурская область

Регион - Архангельская область

Регион - Еврейская АО

Регион - Забайкальский край

Регион - Иркутская область

Регион - Калининградская область

Регион - Камчатский край

Регион - Красноярский край

Регион - Мурманская область

Регион - Новгородская область

Регион - Приморский край

Регион - Псковская область

Регион - республика Бурятия

Регион - республика Карелия

Регион - республика Коми

Регион - республика Саха (Якутия)

Регион - Сахалинская область

Регион - Хабаровский край

Регион - Ханты-Мансийский АО

Регион - Ямало-Ненецкий АО

Другие регионы России...

www.r-start.ru

Рабочая программа на тему: Дополнительная общеразвивающая программа “ Развивайка “

Пояснительная записка

     Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет организация работы кружка «Развивайка».

     В процессе мыслительной деятельности ребенок использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

     Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.

Основные направления программы

     Занятия кружка создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы( внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

Новизна программы

  В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей. Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребѐнка, его возраст, настроение, желание и возможности.Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме.

 

Цель:

     Развивать умственные способности детей,  эмоциональную и коммуникативную сферы.  

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать психические познавательные процессы (память,  мышление, воображение, восприятие, внимание).

2. Формирование целостной картины мира , расширение кругозора детей.

3. Формирование умения детей ориентироваться в пространстве.

Развивающие:

1..Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки. 

2. Развивать самостоятельность и инициативу. 

3.Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию,  интеллектуальные способности детей. 

Воспитательные:

1.  Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства,  самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству. 

2. Воспитывать коммуникативные навыки.  

3. Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Формы:

1. Игровые упражнения на развитие   моторики, сенсорных эталонов.

2.Дидактические игры и упражнения на   развитие мышления, памяти,   воображения, восприятия, внимания в   процессе освоения разнообразных   способов действий в условиях   предметно-действенного и наглядно-  образного сотрудничества.

3. Дидактические игры с правилами на   развитие ориентировки в пространстве,   на плоскости листа.  

4. Совершенствование изобразительных   навыков и умений.

Ожидаемые результаты:

1. Улучшение мыслительных  операций (анализ,   сравнение, классификация, обобщение).

2. Развитие познавательных процессов   (восприятие, внимание, память,   воображение).

3. Развитие  мелкой моторики рук и глазомер. 

4. Творческие способности и фантазия,   способность к моделированию и   конструированию. 

5. Проявится интерес к   интеллектуальным играм.  

6. Сформируется стремление доводить дело до конца.

Программа осуществляется по следующим направлениям:

1.     Развитие мелкой моторики, сенсорных эталонов. 

Усвоение цвета и их оттенков; названий и отличительных признаков геометрических фигур, сравнение и обобщение предметов по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.). 

     Игры и упражнения, пальчиковые разминки,  помогают детям уверенно держать карандаши, ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребѐнка. 

2.     Развитие мышления, внимания, памяти, воображения,  восприятия. 

     В процессе выполнения игровых упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выделять существенные признаки, устанавливать  закономерности, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать  связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.            

У детей совершенствуется слуховая и зрительная память.           

Развитие воображения построено в основном на материале,  включающем задания геометрического характера: 

-  дорисовывание несложных композиций из геометрических фигур до  какого-либо изображения; 

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого. 

3. Ориентировка в пространстве, на плоскости листа. 

Дидактические игры с правилами:

 - «Нарисуй картинку  палочками»;

 - «Проведи дорожки».

4. Совершенствование изобразительных навыков и умений.  

 - «Рисование по опорным точкам»;

 - «Дорисуй рисунок».

 

·        Программа рассчитана на один год обучения.

·        Занятия проводятся 2 раза в неделю с детьми ( 3-4 года ) младшего возраста.

·        Всего 60 занятий в год.

·        Длительность занятия – 15 мин.

·        Форма обучения – групповые занятия.

Форма проведения итогов:

·        Открытое занятие

·        Выступление на открытых мероприятиях в ДОО

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

 

 

Тема занятий

Общее

Количество часов

В том числе

теоретические

практические

1.

Развитие мелкой моторики,  сенсорных эталонов

 

8

 

2

 

6

2.

Развитие мышления

8

2

6

3.

Развитие внимания

8

2

6

4.

Игровые задания на развитие памяти

6

2

4

5.

Задания на развитие и  совершенствование воображения

 

8

 

2

 

6

6.

Развитие восприятия

8

2

6

7.

Ориентировка в пространстве, на  плоскости листа

 

8

 

2

 

6

8.

Игры и упражнения на  совершенствование  изобразительных навыков и умений

 

6

 

2

 

4

 

Итого часов:

60

16

44

 

 

Месяц

п/п

 

Тема

 

Цель

 

Октябрь

1.

«Самый  внимательный»

Учить выкладывать палочки  соответственно заданному образцу.  Развивать зрительную память,  мышление умение моделировать,  пространственную ориентацию.

2.

Игра «Найди предмет"

 

Сформировать представление о  величине предметов (большой,  маленький, одинаковые)

3.

Игра «Разложи мячи  по коробкам»  «Дорисуй узор»

Учить подбирать предметы по  величине (большой, маленький)  Учить дорисовывать недостающие  детали

 

4.

«Положи фигуры на  свое место»

Развивать внимание, восприятие,  мышление, речь

5.

Выкладывание  геометрических фигур  из палочек

Развивать  пространственную  ориентацию, зрительное восприятие,  мышление

 

6.

«Разрезные картинки»

Выявить целенаправленность деятельности; комбинаторные способности ребенка; волевые усилия; стойкость интереса.

7.

«Назови правильно»

Учить ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, посередине) и т.д

8.

Выкладывание  контура фигуры  пластилином

Развивать мышление, зрительное   восприятие, мелкую моторику

 

 

 

 

Месяц

п/п

 

Тема

 

Цель

 

    Ноябрь

1.

Д/у «Дополни до треугольника»

Выявить наглядно-образные   представления детей; способность   целостного восприятия знакомых   объектов; зрительно-двигательную   координацию; графические навыки

2.

«Залатай коврик».

 

Развивать зрительное восприятие,  наглядно-образное мышление;  внимание. Развивать восприятие формы.

3.

«Помоги Колобку  найти дорогу в  лабиринте»

Развивать внимание, память, умение  ориентироваться на листе бумаги.

4.

«Дорисуй жука»

Формировать наглядно-образные  представления детей;  графические навыки.

5.

«Найди одинаковые предметы»

Развивать мелкую моторику

6.

«Найди вырезанные кусочки»

 

Формировать целостное восприятие;  наглядно-образного мышление;  способность решать задания в  умственном плане.

7.

«Выкладывание фигур   из палочек»

Развивать  пространственную ориентацию, зрительное восприятие, мышление.

8.

«Собери предмет из  геометрических фигур»

Развивать внимание,  наблюдательность, умение соединять  детали.

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

п/п

 

Тема

 

Цель

 

   Декабрь

1.

«Выкладывание фигур из палочек»

Развивать пространственную  ориентацию, зрительное восприятие,  мышление.

2.

«Найди лишний  'предмет»

 

Учить детей выделять из группы  предметов лишний предмет.  Развивать мышление, внимание.

3.

Игра «Зверюшки на  дорожках»

Учить детей пользоваться  заместителями, уметь соотносит  картинки со значками.

4.

«Найди два одинаковых  предмета и раскрась  их».

 

Развивать зрительное восприятие,  наблюдательность,  сообразительность.

5.

«Найди лишний  предмет»

Развивать умение классифицировать  и обобщать, развивать мышление.

6.

«Сосчитай  треугольники и  квадраты», «Найди  похожие»

Развивать сообразительность,  наблюдательность, умение  сопоставлять рисунки.

7.

Лабиринт «Доведи  мяч до ворот»

 

Учить наблюдательности. Развивать  логическое мышление, умение делать  умозаключения.

8.

«Выбери нужный  предмет. Найди  похожие кубики».

Развивать внимание,   наблюдательность, умение  сопоставлять. Логическое мышление.

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

п/п

 

Тема

 

Цель

 

    Январь

1.

«Найди пару»

Развивать наблюдательность, внимание.

2.

«Раскрась ведерки.  Найди одинаковые  предметы »

 

Закреплять понятия: большой,  маленький. Развивать  наблюдательность, внимание,  глазомер.

3.

Чего не хватает?  Покажи одинаковые  чашки.

Развивать умение обобщать,  внимание, память, точность  движения, логическое  мышление

 

4.

«Сложи квадрат»

Развивать внимание, память.

5.

«Нарисуй так же»

Формировать наглядно-образные  представления детей;  графические навыки.

6.

«Найди отличия»

Развивать способность  концентрировать внимание на  предъявляемых объектах;  наблюдательность; зрительную

память.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

п/п

 

Тема

 

Цель

 

   Февраль

1.

Д/у «Из какой сказки»

 

Формировать способность узнавания  ранее известных сказок по отдельно  изображенным фрагментам; воображение детей.

2.

«На что похоже»

Развивать воображение, мышление.

3.

«Дорисуй фигуры»

Развивать воображение, внимание,  мышление.

4.

«Сложи картинку»

Развивать внимание,  наблюдательность, умение соединять  детали, умение концентрировать  внимание.

 

5.

«Разложи правильно»

Развивать сообразительность,  наблюдательность, умение  сопоставлять предметы.

 

6.

«Рисование по опорным точкам»

Ориентировка на листе бумаги.  Развитие глазомера, воображения.

7.

«Какая игрушка»

Развивать воображение детей, учить  представлять себе предметы по их  схематическим изображениям.

8.

«Нарисуй по  описанию»

Развивать воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

п/п

 

Тема

 

Цель

 

    Март

1.

«Нарисуй картинку  палочками»

Учить схематично изображать  различные предметы с помощью  палочек разной длины, выделять в  предмете основное.

 

2.

«Вверх — вниз»

Выкладывание палочек по  нарастающей и убывающей,  сравнение по высоте.

3.

«Составь цепочку»

Выкладывание фигур по цепочке, не  ставя рядом одинаковые по форме.

4.

«Рамки и вкладыши»

Учить детей обводить рамки с  внешней стороны и закрашивать  штрихом в разных направлениях.

5.

«Сложи квадрат»

Закрепление названия фигур, из  которых составлен квадрат, и их  отличительных признаков.

6.

«Собери фигуру»

Развивать наблюдательность, внимание,  умение соединять  детали.

7.

Д/у «Помоги детям  развесить полотенца»

Учить соотносить предметы по  форме, цвету, величине.

8.

«Обведи и закрась  фигуру»

Учить обводить и закрашивать  силуэты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

п/п

 

Тема

 

Цель

 

    Апрель

1.

«Назови правильно»

Учить ориентироваться на листе  бумаги (вверху, внизу, посередине и т.д.

2.

«Закончи  предложение»

Формировать представления о  пространственных отношениях,  учить выполнять словесные игровые упражнения на ориентировку в пространстве.

 

3.

«Определи, что  изменилось»

Развивать внимание, ее   устойчивость, переключаемость,   распределение, объем.

4.

«Четвертый лишний»

 

Развивать логическое мышление.

5.

«Лиса» Составление  образа из  геометрических фигур

 

Развивать внимание,  наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.

6.

«Дорисуй рисунок»

Формировать наглядно-образные  представления детей; способность  целостного восприятия знакомых  объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.

7.

«Закрась рисунок»

Учить детей штриховать в разных  направлениях.

8.

«Украсим сарафан  принцессе»

Развивать мелкую моторику,  воображение, мышление  Учить скатывать пластилин в  горошины и делать налепы.

 

 

 

 

 

 

Месяц

п/п

 

Тема

 

Цель

 

       Май

1.

«Проведи дорожки»

Учить детей ориентироваться на  листе бумаги, развивать глазомер,  мышление .

2.

«Кто быстрее пройдет  свой лабиринт»

Развивать мышление, внимание,  мелкую моторику.

3.

«Разноцветные  круги»

Развивать мелкую моторику,  сенсорные представления.

4.

Лабиринт «Помоги  кроту дойти до норки»

Учить наблюдательности. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

5.

«Составь фигуру»

Развивать внимание,  наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.

6.

«Головоломки»

Упражнять детей в составлении  геометрических фигур на плоскости стола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. ВенгерЛ.А.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.

2. Под ред. Салахетдинова В. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников 2003.

3. ЛяминаГ.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976.

4. Новикова В.Н., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет). 

5. Бортникова Е.В., «Чудо — обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет). 

6. Никитин Б.П.Ступеньки творчества или развивающие игры, М, Просвещение, 2000. 

7. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Угадай, как нас зовут. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М.: Просвещение, 2001. 

 

 

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о