Для развития мелкой моторики своими руками: 37 игр для развития мелкой моторики рук у детей — Все для развития ребенка

Содержание

Дидактические игры для развития мелкой моторики, изготовленные своими руками | Дошкольное образование

Дидактические игры для развития мелкой моторики, изготовленные своими руками

Автор: Трошина Елена Сергеевна

Организация: МДОУ ЦРР детский сад №1

Населенный пункт: Московская область, г. Орехово-Зуево

Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин «Ловкость». Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

Понимая важность этой проблемы, в своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук через различные виды деятельности, посредством дидактических игр, которые сделала сама.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующие принцип игрового обучения. Учись, играя и играя, учись! Ребенок любит играть. Поэтому, соединяя приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно.

Для своей работы я не беру ценный или новый материал. В ход идет даже бросовый материал. То, что по случайности храниться, или в ожидании, что я смогу из него что-то полезное сделать потом. Используемый материал должен быть простым

.

Вашему вниманию хотела представить несколько дидактических игр по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста:

 

Полный текст статьи см. в приложении.
 

Приложения:

  1. file0.docx.. 11,6 МБ
Опубликовано: 15.11.2020

виды обучающих средств для дошкольников

Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук — чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель обязан знать, что детская мелкая моторика — это природная способность к выполнению ловких и четких движений кистями и пальцами.

Интересные факты о моторике

Координация охватывает деятельность костной, нервной, мышечной системы. В сферу моторики рук входит целый спектр жестов, таких как захват предмета, рисование, письмо.

Суть мелкой моторики

Чтобы дети дошкольного возраста развивались гармонично, родители и воспитатели должны знать все особенности детской психики и применять проверенные средства формирования важных навыков.

Правильная тренировка мелкой моторики ребенка — основополагающий аспект детского развития в целом. Эта сфера умений закладывается уже в тот период, когда ребенок считается новорожденным.

Самые маленькие дети пользуются мелкой моторикой таким образом, что вначале только рассматривают и изучают собственные конечности. Вскоре они обучаются управлению руками.

В раннем возрасте ребенок захватывает игрушки и другие вещи ладонью. По мере развития он учится пользоваться при захвате предмета двумя пальцами, задействованы указательный с большим пальцем.

Чем раньше дети осваивают правильный захват предметов, тем правильнее и удобнее они будут держать свою первую ложку для приема пищи, затем карандаш и кисточку для творчества.

надевание разноцветных резинок на пальцы рук по схемам, изображенным на рисунках

Цели тренировки мелкой моторики

Родители должны понимать, для чего надо уделять так много внимания развитию моторики. С ребенком стоит усиленно заниматься в то время, пока он посещает ясли (1,5-2 года), первую и вторую младшую (2-4 года) группу, среднюю (4-5 лет) и старшую (5-6 лет) группу детского сада. Дело в том, что на завершающем этапе обучения и воспитания в ДОУ, в подготовительной (6-7 лет) группе, проводится немало тестов на предмет готовности к освоению программы в школе.

Познавательные процессы и другие аспекты зависят от совершенства мелкой моторики. Когда в этой сфере полный порядок, ребенок предрасположен к успешному обучению письму, способен на логические мыслительные операции, умеет продуктивно рассуждать, имеет отличную память, потенциал к эффективной концентрации внимания, богатое воображение и при общении использует связную правильно построенную речь.

Ход развития моторики

Мелкая моторика формируется не сразу, а по определенной, постепенно прогрессирующей схеме. При этом у каждого ребенка индивидуальный сценарий развития.

У маленьких детей преобладают неловкие и даже потешные движения. Вскоре тело начинает работать гармоничнее и точнее. Чтобы процесс становления моторики проходил быстро и качественно, рекомендуем практиковать развивающие игры. О том, как развивать ребенка в этом направлении, детально рассказано ниже.

сопоставление цветов путем надевания обрезанных крышечек от фломастеров на раскрашенные в разные цвета ватные палочки

Особенности развития ручной моторики

В сфере совершенствования детской моторики имеется важный нюанс. Следует обратить внимание на то, что именно мелкая моторика плотно взаимосвязана со сферой восприятия, памятью, детской нервной системой, областями внимания и зрения.

Научно доказано, что у детей, виртуозно владеющих руками, лучше всего развита речь. Так происходит потому, что моторный центр локализуется в мозге в непосредственной близи от речевого центра. Процесс обучения моторным умениям, где задействованы пальцы рук, естественным образом активируется центр речи.

Чтобы у ребенка по возрасту сформировались широкие речевые способности, стоит в играх и развлечениях стоит делать акцент на развитие мелкой моторики. Хорошо, что сегодня для этой цели производится огромное количество продуманных игрушек.

Тренируя мелкую моторику, можно значительно облегчить жизнь ребенка, ведь у него при взрослении будет стабильно быстрая реакция, красивый почерк и выраженная ловкость рук.

Чтобы дополнить программу детского сада домашним самообразованием, нужно определить способности ребенка, пройдя консультацию у специалиста. Во время разговора с психологом или другим экспертом можно обсудить волнующие вас темы и предупредить различные проблемы в развитии. Индивидуальная диагностика развития требуется не только детям с отклонениями, но и всем здоровым малышам, так как сегодня увеличивается количество психических расстройств.

Актуальность домашних занятий с детьми растет с каждым днем, так как они органично дополняют образование в ДОУ. Если вы затрудняетесь заниматься с ребенком и не можете организовать эффективные уроки в игровой форме, то просмотрите мастер-классы в интернете или запишите ребенка в платный кружок. Итак, польза развития мелкой моторики очевидна. Далее разберем наиболее популярные виды обучающих занятий.

сопоставление цветов путем вставки самодельных цветочков из деревянных палочек и картона в задекорированную упаковку из под куриных яиц

Обучающие средства для мелкой моторики

Традиционные методы развития мелкой моторики рук детей

Всем родителям следует ознакомиться с общепринятыми техниками тренировки детской моторики.

Массаж рук

Несложная техника, способствующая более эффективному развитию моторики, это массаж детских ладоней и пальцев. Можно произвольно гладить, массировать и водить в разных направлениях своими пальцами по руке ребенка и сочетать эти действия с веселыми стишками. Например, рассказ про сороку-ворону.

Закрывание крышек

Прекрасная тренировка для кистей — завинчивать и наоборот развинчивать крышки, используя бутылки или банки разных форм и размеров. Вскоре руки станут ловкими. Эта увлекательная игра не наскучит.

самодельная игрушка из картонной коробки с отверстиями, куда вставлены верхние части пластиковых бутылок, для развивающей игры в завинчивание крышек (также хорошо использовать бутылки разных цветов с соответствующими крышками или бутылки с разным диаметром горлышка, чтобы каждую крышку можно было прикрутить только к определенному основанию, а к другим она не подходила по цвету или размеру)
Занятия лепкой

Лепить из пластилина поделки могут все дети. В зависимости от возраста и предпочтений берем тесто, пластилин или глину, для удобства используем доску. Например, слепите ежика, собаку или других простых животных. Также навыки лепки пригодятся при совместном изготовлении фигурок домашней выпечки. Ребенок будет в восторге от того, что помогает родителям, и одновременно разовьет кисти.

Классическая игра в Ладушки

Разные вариации веселой системы хлопков исполняем вместе с ребенком. Благодаря такому развлечению он быстро научится выпрямлять кисть и сильно хлопать, это полезно для моторики.

Аппликации

Стоит приобрести безопасные ножницы для детей, удобный клей-карандаш, картон и бумагу разных цветов. Несложно и интересно обучать ребенка созданию красивых композиций. Можно выстригать фигуры (квадраты, кружки) и наклеивать их в виде композиции, изготавливать снежинки. Помимо моторики аппликации развивают способность к творческому взгляду и пространственному мышлению.

Игры с бумагой

Для самых маленьких детей, от 7 месяцев, есть отличное занятие, которое может надолго увлечь и прекрасно развить способность владеть ручками. Упражнение может протекать как изучение свойств бумаги, ребенок может ее мять, рвать, бросать. При чтении книг после года пусть ребенок сам листает странички. Также можно изготавливать книжки своими руками. Разработать проект, заготовить детали и написать текст можно совместно, а завершать процесс будет ребенок — он сможет склеить детали по вашей инструкции.

Интеллектуальные игры с мелкими элементами

Обратите внимание на такую игру как пазлы и мозаики. Приобретайте такие товары в соответствии с возрастом. Обычно для детей младше 3 лет более крупные детали. Собирая пазлы и картины из мозаики регулярно, мы тренируем воображение.

Раскраски и рисование

У детей активно развивается фантазия и интеллект, когда они обводят в рабочих тетрадях контуры по пунктиру, раскрашивают, рисуют на доске. Кроме освоения раскрасок рекомендуем ознакомиться с прописями.

Бусы для игр

Отлично, если у мамы есть бусы из элементов разных цветов, форм, размера. Пусть малыш их перебирает время от времени, надевает на куклу или родителей.

Пуговки и шнуровки

Проверенная гимнастика для рук — это расстегивание, застегивание и вставка шнурков в отверстия. Застежки можно найти в одежде. Дети любят самостоятельно расстегивать молнии, учатся работать с пуговицами. Можно изготовить коврик с пуговками, куда можно пристегивать детали. В итоге, мы развиваем руки и приобретаем самостоятельность.

Миски-вкладки

В магазине можно приобрести набор мисок, которые вкладываются друг в друга. Играя с ними ребенок учится отличать большое от маленького.

Складывание горошка в банку

Берем горошинку пальчиками, кладем в банку, закрываем крышку. Наполнение тары горошинами не подходит для слишком активных детей.

Игра с крупой

В любых емкостях можно играть с крупами. Для совершенствования моторики и обострения тактильных возможностей. Можно насыпать несколько видов круп и предоставить их ребенку.

Игры с песком

Купите кинетический песок, рассыпьте его на горизонтальной поверхности. Любого ребенка легко завлечь такой игрой. Эта субстанция приятна на ощупь, не пахнет, не липнет к рукам, не пачкает стол. Если у вас имеется только обычные песок, то на нем можно порисовать.

Пальчиковые игры

Можно использовать пальчиковые игры из интернета или книжек, а также изобретать собственные вариации. Такие занятия, бесспорно тренируют моторику и развлекают ребенка.

Нетрадиционные техники совершенствования мелкой моторики

Также существуют непопулярные инновационные идеи тренировки детской моторики. Нестандартное оборудование для занятий можно купить в магазине или найти дома.

Рисование пальцами

Чтобы изобразительная деятельность принесла массу удовольствия и пользы, не используйте кисти. Базой может быть как альбом, так и мольберт. Панно может быть изображено на простыне, ватмане. У детей получаются удивительные картинки. Не жалейте детскую одежду, лучше обращайте внимание на творчество. Существуют специальные краски для пальчиков. Можно создавать ладонью радужные рисунки и дорожки, окрасив каждый палец в разный цвет.

Прищепки

Замечено, что детей забавляют бытовые прищепки. Дайте задание прикрепить их куда-либо.

поделки с бытовыми прищепками
Точечные рисунки

Дошкольники отлично осваивают технику рисования пальцами методом точек. Ставятся одна за другой точки, пока не получится нужный рисунок.

Аппликации кусками ткани

Оригинальные картины получаются, когда дети создают их при помощи мелких кусков ткани. Чтобы сделать инструмент для творчества, берем мешочек, куда собираем побольше разноцветных тканевых обрезков либо ниток. Для создания картины нужно приклеивать этот материал на бумагу в пределах определенных контуров.

аппликации посредством вклеивания в контуры на рисунке такого количества круглых или шарообразных элементов, какое число точек выпадет на игровом кубике
Мягкие книжки

Можно купить практичные и полезные мягкие книжки, где представлены различные фактуры. Такие развивающие материалы можно сшить и склеить самостоятельно.

Подушка

Если у вас есть склонность к рукоделию, изготовьте развивающую подушку, куда пришито много интересных для исследования тканевых предметов, пуговиц, бусин. Ребенок будет с удовольствием изучать ее.

Рисование набрызгом и мелками

Примените технику набрызга или порисуйте мелом. Главное, чтобы у ребенка было желание изобразить интересные для него объекты.

Рисунки-отпечатки

В этой технике все просто, используются совершенно любые краски и вместо кисти предметы для создания оттиска. В качестве основы можно взять листочки деревьев или кусок поролона.

Кляксы

Детям нравится выдувать краску через трубочку, образуя смешные кляксы. Из клякс можно создавать композиции или просто фантазировать на тему того, на что похожа клякса.

Трафарет

Трафареты можно купить или вырезать самостоятельно. Через трафареты рисуем все или только некоторые объекты будущей композиции.

Мячик

В продаже имеются небольшие мячики с рельефной поверхностью. Такие непременно должны быть у вас дома.

Сортеры

Детский сортер подбирается по возрасту и может выглядеть как куб, домик или машинка. Чаще вставляйте фигуры в соответствующие им отверстия.

По мере взросления ребенка, обязательно приобретайте наборы для мелкой моторики, которые созданы специально для детского творчества. Существуют комплекты для мальчиков и девочек с приложенной инструкцией. Творите вместе с детьми и результат доставит вам истинное удовольствие.

Категория: «Развитие мелкой моторики руки»

Мультсериал про Смешариков по-прежнему является одним из самых любимых у детей. Возможно по этой причине многие ребята хотели бы нарисовать главных героев мультфильма. Рисуются они довольно просто, почти как смайлики, ведь Смешарики круглые. И все же… И все же не всегда получается изобразить любимого персонажа. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию пошаговый мастер-класс в фотографиях «Как нарисовать Кроша» …

Читать полностью »

Осеннее настроение продолжается. Как красочно разукрасила Осень деревья! От этого великолепия хочется тоже создать что-то красивое. Поэтому мы решили пригласить наших читателей на новый мастер класс от Читалочки. В прошлый раз мы создавали осеннее панно, а сегодня Оля Николаева покажет как сделать осеннее дерево своими руками. Делать мы будем клен.  …

Читать полностью »

Дорогие друзья! Предлагаем продолжить развитие творческих способностей детей. Пользуясь таким чудным временем года, как осень, можно создать осеннее панно из пластилина.  В этой статье мы публикуем целых два мастер-класса от уже знакомой читателям Оли Николаевой. В прошлый раз она показала технику рисования листьями. На этот раз юная художница предлагает вашему вниманию использовать листья в качестве шаблона для изготовления осеннего …

Читать полностью »

Делаем рамочку для фото О необходимости развития мелкой моторики рук мы уже говорили и не раз. Есть много различных видов упражнений, полезных для развития моторики. Например, очень хорошо развивает моторику, укрепляет мышцы руки и развивает координацию обычное резание ножницами. Но как позволить ребенку резать ножницами без ущерба для дома? Многие дети, получая в свое распоряжение ножницы, начинают резать все, что  видят. В таком случае …

Читать полностью »

Хотите узнать, как можно с помощью обычной манки сделать чудесный подарок маме? Дети очень любят делать различные поделки и дарить их. И это очень хорошо, ведь  в процессе изготовления поделки ребенок развивает мелкую моторику и учится делать приятное близким людям. Как хочется малышам, чтобы их подарок понравился, порадовал близких и хранился на самом видном месте. И мы можем помочь ребенку сделать такой подарок, который  понравится …

Читать полностью »

Продолжаем  знакомиться с пальчиковой гимнастикой.  Эти упражнения подойдут как дошкольникам, так и ученикам младших классов.   Котята. Вот за партами ребята                              расшалились, как котята: парты пальчиками трут, словно лапками скребут.   …

Читать полностью »

О важности пальчиковой гимнастики я уже писала. Стоит подчеркнуть, что необходимо развивать не только пальчики, но и кисть ребенка. В отличие от взрослого, у ребенка кисть малоподвижна и мелкие движения дети часто выполняют всей рукой, а не кистью. Наша задача, помочь малышу развить и кисть. Это не очень трудно, стоит только понять, что надо делать. …

Читать полностью »

игрушка для развития мелкой моторики своими руками 2

Для изготовления этой игрушки-гусеница вам понадобятся:
– игла, нитки, обычный капроновый чулок длинной приблизительно 50 см
– атласные ленточки (желательно разных цветов)

Для наполнения звеньев гусеницы:
– небольшой кусочек синтепона, ваты или поролона
– фасоль, рис, гречка или другие крупы
– небольшой клубок ниток
– шарик от погремушки или коробочка от «Киндер-сюрприза» с двумя горошинами внутри
– кусочек целлофана или шелестящей бумаги

Для мордочки гусеницы:
– два кусочка черной кожи (можно бисер) – для глаз гусеницы
– пуговица – носик гусеницы
– кусочек атласной ленты – бантик для гусеницы

Полчаса свободного времени и хорошее настроение.

Ход работы:

Берем чулок длинной 50см, оставляя не зашитым один край.
Из синтепона (ваты, паралона) формируем шарик и проталкиваем его к основанию чулка, плотно прижимаем и перевязываем кусочком атласной ленты. Первое звено гусеницы готово! Во второе звено насыпаем фасоль, плотно прижимаем, фиксируем атласной ленточкой. Третье звено наполняем гречневой крупой и точно также фиксируем ленточкой, четвертое – рисом, в пятое кладем клубок ниток, в шестое – звенящий шарик (или коробочку от «Киндер-сюрприза» с двумя горошинами внутри). Для седьмого заключительного звена сворачиваем целлофан (хорошо шуршащий) или шуршащую бумагу в форме конуса, закрепляем его в таком положении кусочком скотча, вкладываем в хвост гусеницы и зашиваем хвостик, постепенно сводя остаток ткани на «нет». Звеньев может быть столько, сколько вы захотите, наполнить их можно также горстью изюма, губкой для мытья посуды, бисером и т.д.

К первому звену пришиваем «глазки», пуговицу-носик, ленточку-бантик. Можно также пришить ротик, сделать шляпку и т.д.

Также можно сделать лапки из пробок от пластиковых бутылок. В пробках от пластиковых бутылок сделайте отверстия при помощи шила. Проденьте в отверстия атласную ленту и сделайте тройной узелок с одного конца ленты. Другой конец ленты пришейте ко второму и шестому звеньям гусеницы

Авторские пособия по развитию мелкой моторики рук

Автор: 

Шерстобитова Алёна Николаевна,

учитель-логопед

МАДОУ Боровского детского сада «Журавушка»

 

 Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцах.

В.А. Сухомлинский

Вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание и легко запоминаются. Не случайно, упражнения и игры для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

Уровень развития мелкой моторики – это один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области у детей возникают трудности. Поэтому работу по тренировке движений пальцев и кисти рук нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего детства.

Актуальность пособий, изготовленных своими руками, заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а самое главное психического и физического здоровья детей.

Мною были изготовлены дидактические пособия по данной теме с использованием бросового материала. Все пособия выполнены эстетически, заламинированы. Они предназначены для детей 3-4 лет и могут использоваться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.

Дидактическое пособие «Божьи коровки на травке»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Средства: скорлупа грецких орехов, окрашенная под вид божьих коровок, коврик с тактильной поверхностью.

Ход игры:

«Прошагай» пальчиками правой, а затем левой руки по божьим коровкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний. 

Мы – божьи коровки,

Сидим на траве.

Ой, дождик начинается,

И мы быстрей спасаемся!

Дидактические пособия «Украшаем шторы», «Модная улитка»

Цель: развитие мелкой моторики и творческого начала, тренировка пространственного мышления.

Средства: картинки с изображением штор, улитки, цветные шнурки, пластиковые трубочки.

Ход игры:

Нарисуй картину шнурками! Посмотри, как это похоже на вышивание, но вместо пяльцев – красивая картинка и пластиковые трубочки с отверстиями, куда продеваются разноцветные нити.

У меня в руках шнурок,

Очень хитренький браток!

Скользкий и упрямый,

Озорной тот самый!

Дидактическое пособие «Разложи фасоль в цветочки»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Средства: пластинка, резиновые (медицинские) пробки, фасоль.

Ход игры:

Посмотри внимательно на цветы. Заполни цветочки фасолинками.

Цветы нам дарят настроенье,

И пробуждают вдохновенье,

Как символ чистой красоты,

Ведь очень трудно без мечты!

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается подвижность артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений, которые оказывают благоприятное влияние на развитие речи.

Я рекомендую как можно чаще использовать в своей работе пособия, направленные на формирование тонких движений пальцев рук всем воспитателям не только речевых, но и общеобразовательных групп.

Литература

1. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. Авт.-сост. Н.Л. Стефанова. — Волгоград: Учитель, 2014.

2. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников.- СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2010

«Свидетельство о публикации в СМИ»  № 0005609

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Практические стратегии развития мелкой моторики

Введение в развитие мелкой моторики

Мелкая моторика Определение: Способность координировать мелкие мышцы руки. Это включает в себя способность схватывать, подбирать, отпускать, имитировать и копировать паттерны. Эти маленькие мышцы выполняют движения, используемые при письме или удерживании карандаша.

Детям полезны занятия, которые улучшают развитие их мелкой моторики, позволяя им использовать свои руки и пальцы.Дети должны обладать силой и ловкостью рук и пальцев, а также координацией глаз и рук, прежде чем они смогут манипулировать карандашом на бумаге.

Следующие статьи предоставят вам стратегии, упражнения, рекомендации и адаптации, которые помогут вам начать развивать мелкую моторику вашего ребенка. Описанные действия включают использование манипуляторов, некоторые из которых можно купить, а большинство из них можно сделать из самодельных материалов, что будет способствовать развитию мелкой моторики вашего ребенка.Многие идеи можно реализовать во время различных домашних занятий. В статье Марианны Бруни «Развлечение с развитием мелкой моторики» описываются различные этапы развития, через которые проходят дети, достигая функционального уровня развития мелкой моторики. Важно просмотреть эти этапы, чтобы лучше понять, на каком этапе находится ваш ребенок, чтобы надлежащим образом спланировать и реализовать действия, которые вы можете предложить своему ребенку, и как внести необходимые изменения.

В эту область включен список диаграмм, изображающих различные захваты.От захвата ладонью до захвата пинцетом вы можете просмотреть каждую диаграмму, которая поможет вам лучше понять, какой захват ваш ребенок использует в настоящее время, и какие виды деятельности вы можете предложить, чтобы еще больше улучшить этот захват и помочь перейти к следующему этапу. Когда ребенок научится правильно держать карандаш, он может быть готов перейти к работе с карандашом и бумагой. Прежде чем приступить к этому, должны быть признаки «готовности», указывающие на то, что ребенок готов перейти от навыков предварительной печати к занятиям карандашом и бумагой.В этот раздел включен контрольный список и предварительные условия для «Навыков предварительного письма», которые помогут родителям и учителям оценить эту область перед выполнением действий или работой с документами. Некоторые рабочие листы предназначены для ознакомления с навыками подготовки к письму. Кроме того, для ребенка, который находится на этом более продвинутом уровне письма, включены некоторые стратегии, чтобы начать развивать концепцию печати букв и цифр.

У некоторых детей возникают трудности с координацией движений глаз и рук, и им требуется дальнейшая практика, чтобы в конечном итоге овладеть этим навыком.В статье «Развитие зрительно-моторной координации» представлены многочисленные предложения по развитию этой области навыков. Обучение использованию ножниц для резки требует зрительно-моторной координации и контроля рук и запястий. Включен контрольный список для использования ножниц, который можно использовать для измерения способностей ребенка к резке, а также помочь вам определить, чего ожидать и как соответствующим образом планировать действия. Предлагаемые «режущие» действия предусмотрены для различных уровней и возможностей. Некоторым детям может потребоваться дополнительная поддержка в развитии мелкой моторики.Направление к специалисту по трудотерапии может потребоваться для решения любых насущных проблем
.

Пожалуйста, ознакомьтесь со статьей Магазин игрушек, чтобы узнать больше отличных идей для развития мелкой моторики, которые вы можете сделать сами, выполнив несколько простых шагов. Мы надеемся, что следующие статьи будут вам полезны для развития мелкой моторики вашего ребенка.

Составители и редакторы: Раффи Маринуццо и Фатима Кедие

РАЗВЛЕЧЕНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Марианн Бруни, OT Reg(Ont)
ноябрь.1998 год; Пересмотрено: октябрь 2004 г.

Развивая мелкую моторику, младенцы и дети младшего возраста учатся пользоваться руками с большей и большей точностью. У новорожденных движения рук случайны, а хватка является рефлекторной. К
годам, когда им исполняется шесть лет, дети могут делать точные движения пальцами и руками, чтобы собирать манипулятивные игрушки, такие как лего, резать ножницами, начинать печатать и брать крошечные предметы. Есть много
«вех» развития, которые дети достигают, чтобы достичь функционального уровня мелкой моторики.Вот краткое изложение основных вех развития мелкой моторики:

  • ребенок машет руками, чтобы шлепнуть или ударить игрушку
  • ребенок хватает что-то в руке
  • ребенок смотрит и играет руками
  • ребенок направляет руку, чтобы протянуть руку и схватить игрушку
  • ребенок роняет игрушку
  • ребенок передает игрушки из одной руки в другую
  • ребенок кладет игрушку
  • ребенок берет и кладет игрушки большим пальцем, противопоставленным пальцам
  • малыш берет мелкие предметы пинцетом (большим и кончиками пальцев)
  • малыш координирует обе руки во время игры
  • малыш использует инструменты по назначению (например, ложку, мелок, формочки для пластилина)
  • малыш рисует ладонью
  • дошкольник точно отпускает предметы (например, складывает кубики, нанизывает бусины)
  • дошкольник большим и указательным пальцами держит карандаш и рисует различные штрихи (линии и круги, точки)
  • дошкольник показывает предпочтение руки, но переключается при изучении новых навыков
  • дошкольник сам ест и пьет
  • ребенок координирует свои руки, чтобы научиться одеваться самостоятельно, включая молнии
  • ребенок учится резать ножницами
  • ребенок учится печатать

Мелкая моторика для малышей и дошкольников:

В младшем и дошкольном возрасте ваш ребенок готовится к испытаниям мелкой моторики в школьные годы с помощью игр, творчества и самопомощи.Ниже перечислены некоторые предложения по игре с мелкой моторикой
, которые обычно нравятся малышам и дошкольникам и которыми вы можете повеселиться вместе.

Указание и тыкание: Указание на картинки в книге, предметы, людей и т. д. развивает индивидуальные движения пальцев, так как ваш ребенок изолирует свой указательный палец. Тыкать пальцами в отверстия, нажимать на кнопки, звонить в дверь и т. д. хорошо укреплять указательный палец, что важно для развития клешневого захвата.

Удары молотком и удары: Ваш ребенок укрепляет свою хватку и развивает контроль над движением рук в
видах деятельности, таких как игра на скамьях с молотком, удары барабанной палочкой по игрушечному барабану и т. д.

Вход и выход: Контроль захвата и отпускания развивается путем помещения и извлечения игрушек (например, сортировщики формы). Зачерпывание песка в ведро и наливание воды в чашки отлично подходят для облегчения движений плеч, локтей и запястий.

Раздельно и вместе: Координированное использование обеих рук развивается при использовании игрушек, которые можно разделять/вместе, таких как хлопковые бусы, дупло, еда на липучке, складывание чашек и т. д. Ваш ребенок также развивает навыки сопоставления и различения в этих действиях.

Сенсорная игра: Сенсорные материалы, такие как песок, вода, пластилин, пальчиковые краски, помогают развить важную сенсорную дискриминацию в руках.

Самопомощь: Кормление пальцами, пользование ложкой и вилкой, питье из чашки и одевание — все это значимые ежедневные занятия, которые помогают развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика школьного возраста:

Манипулятивные игрушки: Строительные игрушки, шнуровки, колышки, блоки, трансформеры и пазлы — это лишь несколько примеров игрушек, которые требуют небольших движений пальцев и развивают силу и контроль.

Рисование, раскрашивание, рисование: Детям нравится, когда им дают творческую свободу превращать обычный лист бумаги в лист, наполненный цветом! Множество возможностей для этого помогут им развить «карандашную» хватку и координацию глаз и рук.

Мультисенсорная зрительно-моторная деятельность: Если практика печати на бумаге и карандаше становится скучной, использование различных материалов может быть более увлекательным: рисование пальцами, обведение губкой, рисование палочкой на песке, наклейки, обведение трафаретом, магна дудл, викки стикс.

Резка: Разрывание бумаги и использование пинцета может помочь ребенку научиться держать ножницы и пользоваться ими. Обучение стрижке — долгий процесс. Иногда могут помочь маленькие самооткрывающиеся ножницы детского размера. Начните с отдельных надрезов на жесткой бумаге и постепенно переходите к линиям разреза и т. д.

Самопомощь: По мере того, как дети совершенствуются в своих навыках одевания и начинают пытаться застегивать вещи, они улучшают свою мелкую моторику. Обучение шаг за шагом и внесение некоторых приспособлений (например, кольца на молнии) могут сделать этот процесс более успешным.Расправление и разрезание ножом укрепляет указательный палец.

Компьютеры: Использование мыши и клавиатуры развивает зрительно-моторную координацию. Иногда адаптации могут сделать использование компьютера более успешным (альтернативы мыши, адаптации клавиатуры и т. д.).
Марианн Бруни, OT Reg(Ont) – ноябрь 1998 г.; Пересмотрено: октябрь 2004 г.

4.22 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАТОННЫЙ ЗАХВАТ ЛОКТЯ (31/2-41/2 мес.)


Ребенок хватает предмет, который ему кладут в руку. Он использует локтевой ладонный захват, то есть захватывает предмет безымянным пальцем и мизинцем у ладони.

  1. Дайте ребенку взять небольшие игрушки, которые удобно помещаются в его руке, такие как погремушки с удобными длинными тонкими ручками, зубные кольца, безопасные, нетоксичные игрушки.
  2. Позвольте ребенку схватить ваш палец с локтевой стороны ладони.
  3. Дайте ребенку взять конусообразную игрушку так, чтобы маленький конец конуса находился на локтевой стороне nd.
4.28 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАХВАТА ДЛЯ ЛАДОНИ (4-5 мес.)


Ребенок захватывает предмет ладонью без использования большого пальца.

  1. Дайте ребенку взять небольшие игрушки, например, кубик, катушку, игрушку-сжиматель, кольцо для прорезывания зубов, мешок с фасолью, колышек, ложку, печенье для прорезывания зубов, ломтик твердого тоста.
  2. Положение ребенка в положении сидя с опорой, на животе с весом на предплечьях, на боку или на спине.
4,30 ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫЙ ЗАХВАТ ДЛЯ ЛАДОН (41/2-6 мес.)


Ребенок использует радиальный ладонный захват, то есть он захватывает предмет большим, указательным и средним пальцами на ладони.

  1. Предложите ребенку предметы, которые он может взять одной рукой.
  2. Поднесите игрушку к указательному пальцу руки ребенка.
  3. Поместите кубик или кубик в коробку или контейнер, чтобы ребенок мог схватить указательным и средним пальцами боковую часть руки.
  4. Для детей старшего возраста с задержкой роста: дайте ей сжать пластилин для лепки или терапла (пластмасса для упражнений) указательным и средним пальцами руки сбоку.
4.43 ИСПОЛЬЗУЕТ РАДИАЛЬНЫЙ ЦИФРОВОЙ ЗАХВАТ (7-9 мес.)


Ребенок захватывает предмет большим, указательным и средним пальцами без помощи ладони

  1. Дайте ребенку взять блок, колышек. или другая игрушка, которая поощряет использование его большого, указательного и среднего пальцев.
  2. Поместите объект в чашку, форму для кексов или картонную коробку для яиц, чтобы стимулировать радиальный пальцевый захват.
  3. Предлагайте предметы или пищу, которую можно есть руками, со стороны большого пальца руки.
4.44 ГРАБЛИ МАЛЕНЬКИЙ ПРЕДМЕТ (7-8 мес.)


Ребенок хватает предмет размером с шарик, например, изюм, сгребающим движением.Ребенок сгибает палец к ладони, не используя большой палец.

  1. См. 4.40 (Попытки защитить крошечный объект).
  2. Поощряйте ребенка брать мелкие предметы, расположенные на поверхности в пределах легкой досягаемости. Используйте колокольчик, фасоль, сухие хлопья.
  3. Положение ребенка в положении лежа с весом на предплечьях, в положении лежа на боку или сидя.
  4. Внимание! Следите за тем, чтобы ребенок не брал в рот мелкие небезопасные предметы.
4,45 ИСПОЛЬЗУЕТ НИЖНИЙ ЗАХВАТ ДЛЯ КИШЕЧНИКОВ (71/2 – 10 м o.)


Ребенок захватывает небольшой предмет указательным и большим пальцами. Большой палец располагается на боковой или нижней части указательного пальца.

  1. Предложите ребенку взять маленькие или тонкие предметы, такие как полудюймовые кубики, колышки, палочки, колокольчики; также попробуйте крошечные предметы, такие как изюм, сухие хлопья, закуски
  2. Положите предмет на поверхность стола, чтобы ребенок мог его взять.
  3. Поместите объект в миску или небольшой контейнер, чтобы облегчить захват большим и указательным пальцами.
  4. Для детей старшего возраста с задержкой развития: пусть он пощипывает и тянет тесто для лепки или терапласт большим и указательным пальцами
4,49 УДЛИНЯЕТ ЗАПЯСТЬЕ (9-10 мес.)


Ребенок разгибает запястье во время игры или манипуляций с предметами.

  1. Побуждайте ребенка махать рукой на прощание.
  2. Поместите игрушку выше уровня запястья ребенка, чтобы стимулировать разгибание запястья.
  3. Разместите на стене фактурные изображения, которые ребенок может ощутить вытянутыми пальцами и запястьем.
  4. Рисуйте пальцами, положив бумагу на стол, наклонную доску или стену.
  5. Дайте ребенку надавить на игрушку.
  6. Пусть ребенок оттолкнется от большого мяча.
  7. Для старшего задержанного ребенка:
    • Пусть листает страницы в книге. Поместите книгу на плоскую поверхность или на наклонную книжную подставку.
    • Пусть он придавит тесто для лепки рукой или раскатает тесто для лепки скалкой.
    • Пусть он перенесет вес на руки с вытянутыми запястьями и пальцами.Расположите его в положении лежа с весом на руках и с вытянутыми локтями, в положении рук
      и коленями, в положении сидя на боку с одной рукой выпрямленной и отведенной в сторону, и в сидячем положении с длинной ногой, руки вытянуты назад.
    • Расположите ребенка ничком над клином, валиком или большим мячом и дайте ребенку переносить вес тела на руки с вытянутыми запястьями и пальцами.

(Профиль раннего обучения на Гавайях — руководство по работе: редакция 1985 г.)

4,52 ИСПОЛЬЗУЕТ АККУРАТНЫЕ ЩИПЦЫ (10–12 мес.)


Ребенок захватывает крошечный предмет размером с изюминку точным движением большого и указательного пальцев

  1. Положите крошечный предмет на стол или любую другую поверхность, чтобы ребенок мог брать его по одному. Используйте изюм, сухие хлопья, другие кусочки пищи, крошечный колокольчик, шарик, пуговицу или узкие колышки. Следите за тем, чтобы ребенок не брал в рот небезопасные предметы.
  2. Используйте крошечные предметы, которые не могут легко скатиться, когда ребенок пытается их схватить.
  3. Поместите крошечный предмет в чашку или картонную чашку для яиц, чтобы ребенок мог схватить предмет большим и указательным пальцами.
  4. Положите короткую разноцветную нитку на ковер, стол или даже на ребенка так, чтобы он мог легко ее увидеть и дотянуться до нее большим и указательным пальцами.
  5. Давайте кусочки еды во время перекуса, чтобы стимулировать кормление пальцами, а также аккуратный захват клещами.
  6. Для старшего задержанного ребенка:
    • Пусть она сделает коллаж из различных предметов, таких как ракушки, палочки, макароны, бусы, веточки, листья, нитки.
    • Позвольте ребенку щипать и тянуть тесто для лепки кончиками большого и указательного пальцев.
4,55 АДАПТИВНО ЗАХВАТЫВАЕТ МЕЛОК (11-12 мес.)


Ребенок берет мелок и подносит один конец мелка к бумаге.

  1. Положите большой мелок на стол перед ребенком, чтобы он мог взять мелок в соответствии со своими предпочтениями.
  2. Поощряйте ребенка брать мелок и помогите ему поправить мелок в руке, если это необходимо.
  3. Пусть ребенок использует большой мелок, фломастер или мел.
  4. При необходимости приклейте бумагу к столу скотчем и предложите ребенку делать пометки на бумаге или подражать им.
  5. Дайте ребенку возможность тыкать палочкой или деревянной ложкой, делать мазки в песке (мокром или сухом).
  6. Для старшего задержанного ребенка:
    • Соберите мелок, обернув тонкий слой пены малярным скотчем для ребенка с плохим захватом.
    • Позвольте ребенку использовать цветные мелки, которые достаточно велики, чтобы поместиться во всю его ладонь. Их можно сделать, расплавив старые использованные мелки и вылив их для застывания и охлаждения в алюминиевые формочки для кубиков льда, формочки для кексов или маленькие бумажные стаканчики.Нарежьте мелки нужного размера.
4,57 СВЕРТКИ ПРЕДПЛЕЧЬЯ (11-12 мес.)


Ребенок активно супинирует предплечье, то есть переворачивает предплечье ладонью вверх. Ребенок тянется и хватается за предмет, предплечье находится в средней супинации, то есть предплечье расположено большим пальцем руки вверх.

  1. Поощряйте ребенка делать «Pat-a-Cake», хлопая в ладоши предплечьем в середине супинации.
  2. Предлагайте ребенку игрушки ручками, направленными к нему
4,78 ДЕРЖИТ МЕЛОК БОЛЬШИМ И ПАЛЬЦАМИ (23-25 ​​мес.)


Ребенок держит мелок большим и указательным пальцами, а не кулаком.

  1. Положите бумагу на стол и при необходимости закрепите ее скотчем.
  2. Положите мелок на стол перед ребенком и дайте ему взять его. У нее может быть предпочтительная рука, но не настаивайте на том, чтобы она использовала конкретную руку.
  3. Ребенок может ухватить мелок большим и указательным пальцами, когда предплечье находится в положении пронации или ладонью вниз.
  4. Положите мелок на стол и поверните его острие к мизинцу ребенка. Пусть ребенок возьмет мелок большим и указательным пальцами ладонью вниз. Затем она поправляет мелок, поворачивая пальцы так, чтобы острие мелка касалось бумаги
  5. .
  6. Поместите руку ребенка так, чтобы мизинец лежал на столе.Поместите мелок между большим и указательным пальцами.
  7. Сначала используйте большие мелки, потому что их легче взять, чем мелкие мелки.
4,89 УДЕРЖИВАЕТ КАРАНДАШ БОЛЬШИМ И ПАЛЬЦАМИ, ПОДХОДИТ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ (29-31 мес.)


Ребенок держит карандаш большим и указательным пальцами, как взрослый.

  1. Пусть ребенок использует основной карандаш, диаметр которого больше, чем у обычного карандаша. Ему будет легче схватывать, чем обычный карандаш.
  2. Пусть ребенок держит ложку для самостоятельного кормления большим и указательным пальцами, как взрослый, с супинацией предплечья или ладонью вверх. См. 6.63 (Держи: ложка в пальцах — ладонью вверх).
  3. См. 4.78 (Держит мелок большим и указательным пальцами).

(Профиль раннего обучения на Гавайях — руководство по работе: редакция 1985 г.)

Развитие зрительно-моторной координации

Дети с трудностями в обучении могут столкнуться с проблемами интеграции и координации движений рук, пальцев и глаз.Этот базовый перцептивный навык можно развивать и укреплять несколькими способами. Ниже приведены некоторые мероприятия по продвижению этой области навыков. Каждое занятие может быть адаптировано для разных уровней навыков.

  1. Взрослый делает простой рисунок из блоков, а затем помогает ребенку скопировать его. Начните с нескольких блоков, затем добавьте больше. Используйте ручную помощь, если это необходимо. Увеличивайте сложность рисунков.
  2. Соответствующие блоки. Ребенок подбирает цвета, кладя такой же кубик рядом с тем, который учитель ставит на стол.Добавляйте разные цвета по одному.
  3. Ребенок сопоставляет различные фигуры, формы или изображения, помещая их в карманные таблицы, в отдельные коробки или рядом на столе или на полу.
  4. Нанизать бусины по образцу. Начните с нескольких, а затем добавьте больше. Отличное занятие по изготовлению ожерелий.
  5. Сопоставьте реальные предметы с похожими картинками. Например. резиновая уточка к картинке с уткой
  6. Рассортируйте предметы, чтобы побудить ребенка находить большие и маленькие, тяжелые и легкие, длинные и короткие и т. д.
  7. Используйте перфорированную доску для создания рисунков. Взрослый делает рисунок на одной доске, а ребенок копирует его на второй доске. Если у вас только одна доска, разделите ее на две части малярным скотчем. См. статью в магазине игрушек.
  8. Поощряйте ребенка практиковаться в копировании простых форм. Когда ребенок может эффективно воспроизводить эти формы и готов к более сложной задаче, это можно использовать и для развития зрительной памяти. Например. Покажите им карту на короткое время, а затем удалите ее.Пусть воспроизведут.
  9. Нарисуйте «шоссе» на большой площади и, используя маленькие игрушечные машинки, предложите ребенку попробовать разные скорости, управляя своей машиной по дорожной карте и не выходя за установленные пределы. Попросите их подвести машину к определенной цели или целевой области на карте, по-прежнему призывая их оставаться в очереди.
  10. Если ваш ребенок готов пройти простые лабиринты, это может быть очень весело! Вы можете использовать классную доску или нарисовать их на бумаге и сделать копии для повторного использования.Попросите ребенка оставаться в пределах линий. Переходите к более сложным лабиринтам.
  11. Доски для шитья и плетения можно легко изготовить (идеи см. в «Магазине игрушек») или купить по доступной цене. Забавная идея состоит в том, чтобы попросить ребенка нарисовать рисунок на цветной бумаге и вырезать его (или вы можете вырезать, если ребенку нужна помощь), а затем проделать отверстие вокруг параметра рисунка для шитья. Если вы хотите, чтобы он прослужил долго, вы можете заламинировать вырез прозрачной бумагой для полки.
  12. Вы можете найти множество рабочих тетрадей, в которых есть картинки «соедини точки» или нумерованные картинки, которые способствуют ровности штрихов при рисовании.Ребенку можно предложить держать карандаш на бумаге до тех пор, пока рисунок не будет завершен.
  13. Если вы используете книжки-раскраски для обучения зрительно-моторной координации, выбирайте те, которые имеют четкие, простые изображения с толстыми линиями вокруг рисунка, которые служат направляющей линией для того, чтобы оставаться в очерченных границах.
  14. Складывать блоки и строить башни — это веселое занятие, которое можно адаптировать в зависимости от уровня навыков. Например. меньше блоков, чтобы построить небольшую башню, или много блоков, чтобы построить модели автомобилей или самолетов
  15. Игрушечный столярный верстак — отличный инструмент для мелкой моторики.Забивание гвоздей, закручивание шурупов и т. д. способствуют координации движений глаз и рук
  16. Игры с бросанием мешков с фасолью — это всегда весело, и существует множество вариантов. (См. «Магазин игрушек» для задания «Накорми клоуна»). Вы ставите пустое ведро в угол комнаты и по очереди бросаете в ведро мешок с фасолью или маленькую мягкую игрушку. Поощряйте броски из-под руки. Один из вариантов — нарисовать классики на земле снаружи и нацелиться на квадрат с наибольшим количеством очков.
  17. Веселая интерактивная игра «Фонарик».Затемните комнату и направьте луч на стену, поощряя ребенка «помечать» ваш луч.
  18. Сыграйте в игру-последовательность, используя палочки разного размера (самая большая из них не длиннее 12 дюймов). Попросите ребенка разложить палочки в порядке от самой короткой к самой высокой.

Мелкая моторика

Вот некоторые дополнительные занятия, которые развивают силу рук и другие навыки мелкой моторики, которые родители могут попробовать дома со своими детьми:

  • Попросите ребенка собрать маленькие бусы, лего, игрушки-мастера и т. д.
  • Собирайте мелкие предметы по дому, например. пуговицы, сухие макароны, бусины и т. д. Разложите их на полу или на столе и предложите ребенку взять их пинцетом и положить в контейнер
  • .
  • Поместите помпоны разного размера (вы можете купить их в магазине Dollar) в узкий и широкий контейнеры. Используя кухонные щипцы, попросите ребенка взять помпоны по одному щипцами и положить в другой пустой контейнер
  • .
  • Бутылки для распыления воды отлично подходят для распыления на стены, тротуары, растения и т. д.
  • Рисование пальцами — это всегда весело! Вы можете использовать желейный пудинг в качестве альтернативы пальчиковой краске
  • .
  • Развлекайтесь, создавая ожерелья, используя различные материалы для нанизывания, такие как: пуговицы, попкорн, макароны, нарезанные соломинки
  • Попросите ребенка прикрепить прищепки к контейнерам, вокруг толстого картона или на конце рубашки
  • С помощью дырокола попросите ребенка проколоть бумагу случайным образом, чтобы создать свой собственный рисунок
  • Попросите ребенка проткнуть маленькие зефирки зубочистками или маленькими виноградинками и подать в качестве закуски
  • Спрячьте крошечные предметы или игрушки в пластилин и попросите ребенка найти их
  • Предложите ребенку пластилин или пластилин, чтобы он мог их месить и манипулировать ими.Вы можете притворяться, что готовите пиццу или строите разные вещи
  • Резка
  • Используя клей, подносы для мяса или бумагу и различные материалы для коллажа, позвольте ребенку сделать коллаж или собственный рисунок. Если у вас нет клея, вы можете использовать для намазывания сироп или мед и палочку от эскимо
  • .
  • Газета рвется и крошится; Устройте игру, бросая раскрошенные газетные шарики в мусорную корзину
  • .

Развивайте мелкую моторику без карандаша

Он НЕНАВИДИТ РАСКРАСКИ и НЕ МОЖЕТ УСИДЕТЬ! Он ЕДИНСТВЕННО ДЕРЖИТ КАРАНДАШ!

Да, это мы! Так что же я сделал? Я отказался от попыток научить сына раскрашивать, рисовать, обводить, делать пометки и писать буквы.Это не значит, что мы не работаем над развитием мелкой моторики каждый день. Как и при обучении горшку, дети развиваются в своем собственном темпе. Зачем торопить маленького ребенка, который не заинтересован или сопротивляется. Он догонит. Он быстро научится и научится делать это хорошо.

У моего сына избыток мальчишеской энергии, которая не готова к работе за столом! Все в порядке!

* Я не профессионал. Мой совет относится к тому, что я нашел работает для нас. Используйте свое собственное суждение*

Многие занятия развивают мелкую моторику, даже не указывая на это!

Есть масса классных занятий, которые развивают мелкую моторику без слез.Ведь маленькие дети должны учиться в подходящем для них возрасте, а не для нас. Мой самый большой страх заключается в том, что я буду сильно настаивать, ожидать многого и создавать негативное отношение к учебе. Давайте привлекать наших детей к тому, что им нравится. Многие занятия развивают мелкую моторику, которая идеально подходит для детей, не интересующихся раскрашиванием, письмом и т. д.

Почему занятия по развитию мелкой моторики так важны для маленьких детей?

Они развивают силу рук.

Развивают ловкость пальцев.

Они развивают зрительно-моторную координацию.

Воспитывают терпение и осторожность.

Самое главное, развитие мелкой моторики способствует развитию контроля.

Я надеюсь, что когда придет время, мой сын выучит почерк без особых усилий.

Мы любим практиковать и развивать мелкую моторику с помощью замечательных практических занятий. Некоторые из наших занятий понравятся даже очень активному ребенку.Некоторые из этих идей мелкой моторики даже не запланированы, а являются базовыми жизненными навыками. Притормози и найди время для развития мелкой моторики вместе с ребенком, заставив его открывать свои закуски, застегивать пальто и работать со своими или даже с твоими пуговицами! Небольшие  но значимые ежедневные задания накладываются на более крупные задания для развития мелкой моторики. Самостоятельное открывание сырной палочки может повысить самооценку ребенка и способствовать развитию мелкой моторики.

Это одни из наших любимых инструментов для развития мелкой моторики.

Как мы используем инструменты для развития мелкой моторики? Перейдите по ссылкам, нажав на каждый инструмент, чтобы увидеть занимательные упражнения для мелкой моторики, которые вы можете попробовать дома с простой настройкой и стандартными расходными материалами. Здесь каждый найдет что-то для себя.

Попробуйте эти веселые игры на мелкую моторику для активных детей! {нажмите на фото}

 

 

 Обязательно прочтите эту потрясающую книгу.Я один из авторов! Нажмите на фото, чтобы узнать подробности.

 

Присоединяйтесь к нам каждую пятницу для новых занятий мелкой моторикой и блог-хопа!

 

Пасхальное яйцо Match Game от Craftulate

50+ БЕСПЛАТНЫХ пасхальных раскрасок от Powerful Mothering

Бесплатная распечатка гирлянды из пасхальных яиц для навыков работы с ножницами и многого другого от Lalymom

Пасхальное яйцо Алфавит Охота за мусором и задание на сопоставление фрагментов школьного времени

Навыки мелкой моторики у дошкольников

Автор Морин Халлад; Фото: Фотолия.ком

Подготовка дошкольника — это гораздо больше, чем просто числа и азбука. Одним из наиболее важных навыков, необходимых вашему дошкольнику, является адекватная мелкая моторика. Мелкая моторика включает в себя движение небольших групп мышц рук, пальцев и запястий вашего ребенка. С появлением экранов дошкольники отстают в развитии мелкой моторики, поскольку их руки становятся «лепестковыми пальцами» для пролистывания экранов.

Есть несколько областей мелкой моторики, которые необходимо развивать:

  • Ладонь.Этот навык позволяет ладоням вашего ребенка сгибаться внутрь. Сильные ладонные навыки координируют движения пальцев вашего ребенка, которые необходимы для письма, расстегивания одежды и хватания.
  • Запястье должно быть устойчивым, чтобы двигать пальцами с силой и контролем.
  • Сторона кисти должна быть развита, чтобы использовать большой, указательный и другие пальцы для захвата и удержания.
  • По мере развития мышц кисти дошкольник должен уметь совершать мелкие движения рукой в ​​месте соприкосновения кончиков большого, указательного и среднего пальцев.

Дошкольник должен уметь координировать обе руки одновременно. К четырем годам ваш ребенок должен уметь:

  • Поверните дверную ручку
  • Самостоятельно мыть руки
  • Правильно пользуйтесь ложкой и вилкой
  • Застегивать и расстегивать их одежду
  • Расстегивать и застегивать одежду
  • Установка и снятие крышек с канистр
  • Используйте ножницы, чтобы разрезать бумагу

Фигуры на бумаге

Если вы определили, что ваш ребенок может отставать в одном или нескольких из этих навыков мелкой моторики, вы можете выполнить множество упражнений дома, чтобы подготовить своего ребенка к детскому саду.

Вот несколько идей:

  • Ваш ребенок должен научиться одеваться самостоятельно к трем годам. Вы должны предоставить ребенку время для выполнения этих задач во время высадки и посадки. Ваш ребенок разовьет силу рук, улучшит зрительно-моторную координацию и равновесие.
  • Собирайте головоломки, которые сначала будут простыми, а затем усложняйтесь по мере того, как ваш ребенок совершенствует свои навыки мелкой моторики. Сделайте это семейным занятием.
  • Играйте в настольные игры, в которых нужно бросать кости.Используйте небольшой лоток с губками, чтобы загнать восторженных катящихся в загон. Приклейте войлочный квадрат на дно лотка, который также поможет с убегающими кубиками.
  • Пусть ваши дети накроют на стол и нальют себе напитки. Откажитесь от чашек-непроливаек. Ваши дети будут развивать лучшую зрительно-моторную координацию без век. Заручитесь их помощью в уборке (это помогает укрепить их навыки средней линии, поскольку они подтираются, используя движения, которые координируют их руки и укрепляют их плечи).
  • Сделайте печенье, которое нужно свернуть и сжать.Не хотите печь? Сделайте пластилин и попросите их сжимать и раскатывать тесто.
  • Наденьте резинки на банки разного размера. Это помогает укрепить ладонь, а также клещевой захват.
  • Поместите предметы в контейнер (для начала отлично подойдут ватные шарики или шарики для рукоделия) и извлеките их с помощью пинцета (большие пинцеты можно приобрести в Интернете).
  • Дайте ребенку большой кусок пузырчатой ​​пленки, чтобы он лопнул мыльные пузыри. Затем увеличьте сложность и лопайте пузыри большим пинцетом.
  • Разрешите ребенку лазить и висеть на перекладине без посторонней помощи. Отойди. Позвольте вашему ребенку проверить свои собственные пределы (в пределах разумного). Подвешивание на перекладинах укрепляет эти маленькие руки.
  • Чтение книг и переворачивание страниц укрепляет клещевую хватку и не должно быть занятием только перед сном. На встречи берите с собой книги, чтобы развлечь ребенка, а не использовать экран.

Дошкольные учреждения являются отличным ресурсом, если у ваших детей недостаточно развиты навыки мелкой и крупной моторики.Существует государственное финансирование для детей, обучающихся в дошкольных программах, с легкой или умеренной задержкой развития.

Морин является директором дошкольной академии Think Sun, расположенной в Калгари по адресу #10, 5555 Strathcona Hill SW. Для получения дополнительной информации позвоните по телефону 403-240-4466 или посетите веб-сайт thethinksunpreschool.com .  

 

 

вопросов родителей о том, как развить мелкую моторику: вопросы и ответы

 

 Как родители могут помочь своим детям со слабыми руками, например, очень быстро устающими от почерка?

(9:16)

При генерализованном снижении тона: Укрепляющие игры и занятия на всю оставшуюся жизнь ребенка Если слабость только в руках конкретно : Обезьянки, прогулки на тачках, прогулки с животными, подвешивание, лазание, сбор.

Дайте им отдохнуть, когда они устанут, вытяните руки и свободно переключите деятельность, но затем вернитесь и сделайте еще немного, чтобы развить силу и выносливость.

Также проверьте, подходит ли конкретная задача, от которой они устают:

  • Как их осанка? Можете ли вы изменить их положение тела?
  • Какова продолжительность задачи?
  • Используют ли они правильные инструменты, или вы можете попробовать другие?
  • Наблюдается ли когнитивная усталость?

 

Как технологии повлияли на e развитие мелкой моторики?

(11:42)

Они не овладевают сложными навыками, необходимыми для развития правильной всесторонней мелкой моторики.

  • Пролистывание одним или двумя пальцами
  • Используйте только руку, чтобы обхватить мышь и щелкнуть пальцем

См. нашу подробную статью: Помощь детям в развитии мелкой моторики в цифровом мире

 

 Если у вашего ребенка, кажется, хорошие навыки мелкой моторики в том, что касается нажатия кнопок и правильного удержания карандаша, но у него возникают трудности с формированием букв при письме – как нам поступить в этом случае?

(13:22)

Вивьен: Как эрготерапевт, я бы:

  • Сначала проверьте их глаза – хорошо ли они видят и правильно ли следят их глаза?
  • Проверьте их зрительно-моторную координацию и визуально-моторную интеграцию.
  • Сначала попрактикуйтесь в рисовании базовой формы , чтобы убедиться, что они могут выполнять движения, необходимые для создания фигур, ведущих к формированию букв.
  • Посмотрите на двустороннюю интеграцию , координирующую обе стороны мозга.

 

 Как родители могут работать со своим ребенком, чтобы он начал рано t o развивать мелкую моторику?

(16:01)
  • Младенцы до 1 года: Раздайте им погремушки различных размеров и типов.Они будут исследовать его естественным образом самостоятельно: ронять и поднимать, класть в рот, переворачивать.

Занятия с ребенком для развития двигательных навыков

Освоение двигательных навыков — как мелкой, так и крупной моторики — важно для роста и развития каждого ребенка. Навыки мелкой моторики — это те, которые используют руки, например, умение мыть руки, брать карандаш или ложку, чистить зубы, складывать кубики, завязывать шнурки, пользоваться ножницами или выполнять другие действия, связанные с координацией рук и глаз.


Навыки крупной моторики включают ползание, ходьбу вверх и вниз по лестнице, прыжки, балансировку, а также навыки, связанные с крупными мышцами, такими как ноги и руки. Обучение начинается в младенчестве и продолжается в детстве.

Навыки каждого ребенка развиваются с разной скоростью. Овладение этими навыками позволит ребенку выполнять важные повседневные задачи, помогать ему в школе и принесет ему или ей большую самостоятельность, поскольку он приобретет необходимые навыки самообслуживания.

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики – основа академического обучения.Например, чтобы научиться писать, ребенок должен сначала иметь мышечную силу в руках и зрительно-моторную координацию, чтобы правильно и устойчиво держать карандаш. Лучший способ помочь вашему ребенку развить мелкую моторику — предложить и поощрять игру с любым из следующего: сборка кубиков, конструктор Lego, игрушки-мастера, цветные карандаши, маркеры, краски, клей, пластилин, ножницы, карточки для шитья, пазлы. , игрушки для песка и воды, музыкальные инструменты и многое другое.

Обучение щипцовому захвату — один из самых полезных навыков мелкой моторики.Чтобы помочь вашему ребенку освоить этот навык, покажите ему, как использовать большой и указательный пальцы, чтобы брать хлопья Cheerios, поворачивать циферблат, правильно держать мелок или даже брать и убирать игрушки. Кроме того, в дошкольном возрасте им поможет наклеивание предметов на бумагу с помощью клея-карандаша, построение башни из кубиков, калька и вырезание бумаги.

Рисование кистями или рисование пальчиками способствует самовыражению, творчеству, а также дает возможность испачкаться, подержать кисть как инструмент и укрепить зрительно-моторную координацию.Складывание блоков помогает управлять руками и запястьями. Большинство терапевтов рекомендуют ребенку построить башню из 10 блоков, чтобы успешно освоить этот навык.

Катать, растягивать, раздавливать и резать пластилин Play-Doh — это один из способов попробовать сенсорную деятельность, а также отточить моторику. Игра с губками, зачерпывание воды или приготовление ведерка из сухого, сырого риса или бобов для зачерпывания и сортировки могут улучшить их навыки. Развитие мелкой моторики достигается за счет сдавливания губки, зачерпывания и переноса воды/риса/бобов.Вашему ребенку необходима зрительно-моторная координация для выполнения этих действий.

Разрешение ребенку пользоваться посудой во время еды, даже если он устраивает беспорядок, в конечном итоге позволит ему разобраться в этом самостоятельно. Кормить себя — отличный навык, которому нужно учиться!

Развитие крупной моторики

Поощрение крупной моторики позволяет ребенку заниматься и безопасно участвовать в групповых занятиях, играх и спорте. Это также поможет им в академическом обучении. Попробуйте эти забавные занятия, чтобы улучшить крупную моторику вашего ребенка.

Игра на батуте — отличная тренировка крупной моторики и мышц. Он улучшает баланс, стимулирует сенсорные движения и может помочь укрепить группы мышц. Для маленького ребенка начните с батута, у которого есть ручка для прыжков, за которую можно держаться для устойчивости. Работайте в крытых батутных парках, которые также являются забавным местом для работы над этими социальными навыками!

Нарисуйте игру в классики мелом на тротуаре на подъездной дорожке или на детской площадке. Прыжки и прыжки, а затем наклоны для баланса требуют сильных навыков крупной моторики.Раскачивание на качелях и махание ногами вперед-назад помогает развить равновесие и координацию.

Езда на трехколесных велосипедах и скутерах приносит большие очки крупной моторики, поскольку все они являются предшественниками езды на велосипеде, которая требует, помимо прочего, баланса и координации.

В помещении также есть множество упражнений для развития крупной моторики. Подпрыгивание на мяче для йоги или катание ребенка на животе на мяче для йоги отлично подходит для стабилизации корпуса и баланса, а также для решения любых проблем с неустойчивыми поверхностями/движениями.

Танцевальные вечеринки — это всегда хороший способ развивать ритм, добавляя движения в тексты песен, работая над координацией и навыками секвенирования с помощью Саймона Сэйса. Точно так же, как на открытом воздухе с бегом и прыжками, вы можете создать полосу препятствий в помещении, используя подушки и мебель, а также места для балансировки, ходьбы и прыжков

Работа над моторикой с помощью Integrity

Дети развивают моторику с разной скоростью. В Литл-Роке есть много удобных для детей мест, которые ваши дети с ограниченными возможностями могут посетить для развития этих навыков.Если вам нужна трудотерапия для детей-инвалидов в Литл-Роке, свяжитесь с Integrity, Inc. по телефону (877) 452-9504.

Детский сад Integrity Day Care предоставляет центр для обычного дневного ухода, а также для детей с особыми потребностями. Посетите наш веб-сайт или позвоните нам, чтобы узнать больше о том, как Integrity предлагает надлежащий уход и услуги для детей с нарушениями развития как в наших программах патронатного воспитания, так и в детском саду с особыми потребностями в Литл-Роке. Посетите блог Integrity, чтобы узнать о наших превосходных услугах для детей.

Навыков мелкой моторики, которые нужно контролировать в развитии вашего ребенка

Наблюдать за тем, как растут наши дети, всегда интересно и увлекательно. Наблюдение за тем, как они двигаются, растут, открывают для себя и развивают новые навыки, всегда будет важной вехой, которую стоит отпраздновать. Как только они рождаются, у них появляются навыки мелкой моторики, которые мы должны контролировать, чтобы увидеть, находятся ли они на правильном пути. Мелкая моторика относится к движениям, которые дети совершают маленькими мышцами рук. Это может также включать другие движения в других мелких мышцах.И развитие этих навыков мелкой моторики необходимо и жизненно важно для благополучия наших детей, а также для планирования их будущего.

Вот некоторые типичные навыки мелкой моторики, которые нужно отслеживать у ваших детей:

Дети до 4 месяцев

Они должны быть в состоянии двигать руками вместе и в стороны или вытягивать их даже на короткие промежутки времени. Помимо этих движений рук, они также должны уметь двигать головой в ответ на звуки и голоса, смотреть глазами на движущиеся объекты и следовать за ними взглядом, а также отрывать голову и плечи от пола, когда лежат на животе.

Дети до 8 месяцев

Они должны быть в состоянии тянуться, двигать и хватать небольшие предметы рядом с собой даже на короткое время, чтобы сделать щипковый захват или движение, которое включает в себя прижатие большого пальца к указательному. Сжать руки в кулаки и разжать их. Помимо этих движений рук, они должны уметь переворачиваться и садиться сами по себе даже на короткие промежутки времени.

Дети до 12 месяцев

Они должны уметь передавать предметы из одной руки в другую, поднимать их, сжимать, тянуться и хватать мелкие предметы и продукты питания и подносить их ко рту.Положите или отпустите предметы добровольно, стукните два предмета вместе и, возможно, положите вещи в контейнеры. И помимо этих движений рук, они должны быть более предприимчивыми и активными. Поиграйте с игрушками и положите их обратно или верните их вам или их опекунам.

И по мере взросления их движения должны становиться все более и более динамичными. Теперь важно помнить, что не все дети одинаковы, и они могут расти и развиваться иначе, чем следующий ребенок. Так что не стоит сравнивать их с другими детьми и ставить себе диагноз.Что вы можете сделать, так это принять к сведению некоторые проблемы, а затем обратиться за советом к профессионалу. Вы можете записать то, что может показаться задержкой в ​​развитии ваших детей, например:

  • Их руки не двигаются месяцами
  • Неспособность хватать мелкие предметы
  • Все еще держит одну или обе руки сжатыми в кулак
  • Неспособность поддерживать себя, лежа на животе
  • Неспособность поднимать предметы в пределах досягаемости
  • Неспособность сидеть самостоятельно даже в течение короткого времени
  • Невозможно перевернуться, чтобы получить предметы

 

Как только вы запишете их все, вы сможете найти нужные места и людей, которые помогут вам найти наилучшие варианты помощи вам и вашим детям.

Если вас когда-либо беспокоит эта тема или у вас есть другие вопросы, касающиеся развития вашего ребенка, мы будем более чем рады помочь вам! Вы можете связаться с нами сегодня и сделать направление.

Как развивать мелкую моторику у вашего ребенка и малыша

Мелкая моторика — это тонкие движения рук и пальцев в координации с глазами. Они помогают выполнять такие задачи, как щипок и указание. И любой, кто когда-либо проводил время с новорожденным, понимает, что эти мелкие моторные навыки не являются частью их двигательного репертуара.Новорожденные в основном могут хватать. Это рефлекс, который начинает угасать как раз в тот момент, когда младенцы обнаруживают собственные руки. Мелкая моторика не рефлекторна. Им нужно время, чтобы развиться,

«Младенцы, как правило, открывают для себя свои руки в возрасте около двух месяцев, и вы заметите, что они часто играют с ними, разжимая и сжимая кулачки и сводя их вместе», — говорит Тиффани Фишман, доктор медицинских наук, педиатр в Калабасасе. Педиатрия. «Навыки мелкой моторики действительно начинаются в мозгу со способности ощущать вещи посредством зрения и слуха.Ребенок не сможет дотянуться и схватить что-то конкретное, пока не увидит это».

Понимание мелкой моторики

  • Мелкая моторика целенаправленна: это тонкие движения рук и пальцев, координируемые с глазами, для выполнения задачи.
  • У младенцев нет мелкой моторики: хотя новорожденные могут рефлекторно схватывать предметы, у них нет восприятия, чтобы распознавать, что они делают или с чем взаимодействуют.
  • Занятые мозги: По мере того, как дети учатся ползать, ходить, понимать язык и налаживать связь со своей семьей, они также учатся манипулировать маленькими предметами.
  • Ежедневные задачи важны : научиться есть, купаться или одеваться — все это важные возможности для развития младенцев и малышей.
  • Обучение никогда не прекращается: независимо от того, учитесь ли вы заниматься спортом, играть на музыкальном инструменте или рисовать, мелкую моторику можно тренировать на протяжении всей взрослой жизни.

В возрасте около трех месяцев зрение, слух и память младенца развились до такой степени, что он может распознавать предметы и осторожно дотягиваться до них. Именно тогда начинает быстро развиваться мелкая моторика.

Как развивать мелкую моторику в возрасте шести месяцев

В течение первых нескольких месяцев игровые коврики с висящими текстурными игрушками являются прекрасными инструментами для развития мелкой моторики. К трем месяцам большинство младенцев смогут распознавать игрушки и тянуться к ним.К четырем месяцам большинство детей уже могут брать игрушки. К шести месяцам они, как правило, достаточно координированы, чтобы поднести предмет ко рту, и родители должны следить за опасностью удушья. К шести месяцам многие младенцы могут перевернуться или вывернуться из игрового коврика. Пока игра находится под присмотром, а домашний ребенок защищен, это даст детям больше возможностей для исследования.

Как развивать мелкую моторику в возрасте 12 месяцев

Способность подносить предметы ко рту становится более отточенной, и хотя риск подавиться не уменьшается, дети в целом лучше учатся есть сами.

«В возрасте от 8 до 12 месяцев у вашего ребенка начинает развиваться клещевой захват, который позволяет ему брать гораздо более мелкие предметы между большими и указательными пальцами», — объясняет Фишман. «Обычно это происходит, когда младенцев знакомят с очень маленькими кусочками пищи и поощряют к самостоятельному кормлению».

Младенцы также учатся пользоваться ложкой и пить из чашки, хотя и не очень хорошо. Но эти беспорядки во время еды доставляют некоторое тактильное удовольствие и являются результатом проб и ошибок в обучении любому навыку.В этом случае тоже бывает чертовски весело.

«В этом возрасте им тоже нравится бросать и ронять вещи, но они мало контролируют, куда попадут вещи», — признает Фишман. «Вы заметите, что это довольно интересно для них и довольно раздражает для вас, родителя. Это совершенно нормально, и они действительно не пытаются устроить беспорядок — они просто исследуют то, что находят увлекательным».

Как развивать мелкую моторику в возрасте двух лет

К 18 месяцам ребенок бросает с гораздо большей целью – и он достаточно подвижен, чтобы выполнять большую часть работы самостоятельно.Их мелкая моторика также намного разнообразнее: они рисуют, строят из кубиков, открывают ящики и контейнеры, открывают книги. Это более сложные действия, и концентрация, которую они требуют, составляет огромную часть их развития.

«Я вижу огромный диапазон того, что дети могут делать с мелкой моторикой, потому что они требуют практики и концентрации», — говорит Фишман. «Здорово развивать мелкую моторику с помощью сенсорных игр с такими вещами, как тесто для лепки, песок и рисование пальцами.Притворяющиеся инструменты, конструкторы Lego и такие инструменты, как барабаны, гитары и пианино, — это увлекательные игрушки для детей этого возраста».

К двум годам дети начинают отдавать предпочтение рукам, когда рисуют или едят.

Как развивать мелкую моторику у детей от трех лет и старше

Трехлетние дети могут выполнять довольно сложные задания как в игре, так и в повседневной жизни. Они учатся мыть руки, чистить зубы и даже могут быть довольно самостоятельными купальщиками. Одевание — это отличная возможность потренировать мелкую моторику: пуговицы, молнии и застежки требуют отточенных движений.Даже обучение вытиранию требует мелкой моторики и обеспечивает естественный способ их практиковать. И все они должны быть изучены до детского сада.

«К тому времени, когда ребенок идет в детский сад, между 5 и 6 годами, он обычно может напечатать свое имя, вырезать и вставить, нарисовать человека из нескольких частей и завязать узел», — объясняет Фишман. «Конечно, все эти навыки требуют практики, поэтому, если ребенка не научили завязывать, он волшебным образом не сможет этого сделать».

В конце концов, это не рефлексы, как хватка — эти сложные, составные движения не появятся просто так, когда они достигнут определенного возраста.Их нужно учить. Будь то кроличьи ушки и кроличьи норы или какой-то радикально новый, нетрадиционный метод, родители должны подходить к процессу с терпением и добротой.

Ой! Пожалуйста, попробуйте еще раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.