Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте: Эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста

Содержание

Эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста

Эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста

Статью подготовила: педагог-психолог Королёва М.В.

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.

 Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

    Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

    Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

    Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

   Дошкольник в 4-7 лет — это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.

    Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей.

Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

     Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

    В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

    Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

    Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий

        

  1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.  Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.
  1. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.
  2. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.  Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.
  1. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

     Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.

     В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью.

    Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Подождите, запрос выполняется

Результатов, удовлетворяющих запросу, не найдено

Показать еще

Главная

\

Ольга Гаранина

\

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

\

Психология

Все статьи категории Психология

    {{text}}

    Занимаясь воспитанием и обучением дошкольников, родители основное внимание уделяют освоению малышами различных навыков и умений. Посещение спортивных секций, изучение азбуки и простейшей математики, занятия в творческой студии — все это, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Однако не меньшее значение имеет эмоциональное воспитание дошкольника, т.к. именно в этот период закладываются основы эмоциональной восприимчивости и адаптированности малыша.

    Особенности эмоционального воспитания

    В отличие от навыков, освоить эмоции нельзя, однако их можно вполне успешно сформировать, если создать соответствующие условия. От природы дети очень восприимчивы к эмоциональной среде, в которой они находятся, поэтому любые изменения в поведении родителей и близких родственников не остаются незамеченными для ребенка. Естественно, детская психика значительно отличается от взрослой, и это важно учитывать при воспитании. Психологи даже выделяют некоторые очевидные особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста:

    • Зрительное восприятие эмоциональных проявлений. Малыши любопытны и часто замечают то, что от взора взрослых ускользает. Например, они могут понять, что человек расстроен или огорчен, но не всегда знают, как вести себя в подобных ситуациях. Вот почему именно демонстрация наглядных примеров является наиболее эффективной методикой эмоционального воспитания детей.
    • Внезапность эмоций. Малыши, в отличие от взрослых, не зацикливаются на своих переживаниях. Сейчас они плачут, а уже через несколько минут заливаются заразительным смехом. Такое поведение интерпретировать как эмоциональную нестабильность не стоит — для младших дошкольников оно считается нормой.
    • Новые грани экспрессии. В возрасте 3−5 лет у малышей значительно расширяется спектр эмоциональных проявлений. Если в первые годы жизни он ограничен несколькими мимическими и жестикулярными движениями, то в этот период он становится более широким и выразительным.
    • Источники переживаний и эмоций. До 3 лет детки, в основном, остро реагируют на органические потребности — голод, желание поспать и т. д. В младшем дошкольном возрасте появляются другие причины эмоциональной возбудимости — малыши познают радость от хорошей песни, испытывают ревность, знакомятся с обидой.
    • Эмоциональное предвосхищение. Дошкольники старше 3 лет могут испытывать эмоции не только по окончанию какого-либо действия или события, но и до них. Например, если вы пообещали ему поход в зоопарк в выходные, ожидание этого дня будет наполнено яркими позитивными переживаниями.

    Формируем благоприятную эмоциональную среду

    Многим родителям хочется научить ребенка управлять эмоциями, чтобы подготовить его к трудностям школьной, а затем и взрослой жизни. Универсальных способов это сделать даже опытные детские психологи предложить не смогут — нужно к каждому малышу подходить индивидуально. Однако нет сомнений, что, создав благоприятную эмоциональную среду, родители положительно влияют на эмоциональное развитие малыша. Психологи советуют следующее:

    • Предлагайте разнообразные игрушки. Естественно, у каждого малыша свои предпочтения — кому-то ближе солдатики, кому-то — кубики. Но важно именно разнообразие. Если у ребенка в комнате представлены, в основном, агрессивные игрушки, типа пистолетов и автоматов, то и уровень его агрессии будет выше, чем у сверстников, имеющих доступ к конструкторам, мозаикам и др.
    • Расширяйте общение. Социальные контакты крайне необходимы малышу, чтобы научиться распознавать и выражать эмоции. Не стоит ограничивать его общением только с близкими родственниками — позвольте ему самому устанавливать контакты с окружающими.
    • Поощряйте творческую деятельность. С помощью музыки, рисования, лепки и др. видов творчества малыш может не только развивать концентрацию, но и выражать эмоции, передавать свои желания и переживания.
    • Развивайте гуманные чувства у ребенка. Многие эмоции и чувства у дошкольников формируются самостоятельно, однако желание и умение помогать, сопереживать и сочувствовать необходимо развивать. Родителям нужно говорить о необходимости уважать старших, не обижать товарищей, любить животных и природу.
    • Используйте ситуационно-ролевые игры, инсценировки, психологические упражнения. Наглядность — необходимый элемент эмоционального воспитания дошкольников. Чтобы понять эмоции, малышам нужно их видеть, поэтому так важно устраивать игры, направленные на их изучение.

    Наконец, наиболее важную роль в эмоциональном развитии дошкольников играет атмосфера в семье. Именно внутрисемейные отношения определяют превалирующие эмоции в поведении малышей и оказывают влияние на степень и окраску их эмоциональной выразительности.

    Насколько эмоционален ваш ребенок? Хотели бы вы скорректировать его эмоциональное состояние? Приходилось ли вам менять что-то в семье, чтобы обеспечить благоприятный эмоциональный фон? Делитесь своим опытом в комментариях.

    Продукты от Растишки

    Другие статьи категории Психология

    «Дважды два — пять», или Как увлечь дошкольника математикой

    Быстрее, выше, сильнее: почему сравнивать успехи детей — плохо

    От «Не люблю тыкву!» до «Хочу тыквенную кашу» — один шаг

    Почему с наступлением холодов дети чаще болеют

    {{name}}

    Сайт использует cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам. Вам нужно принять это либо покинуть сайт.

    От 3 до 5 лет

    Написано Флоренс Берд

    В этой статье

    • Дошкольники: управляются эмоциями
    • Дошкольники и игра-фантазия
    • Ваш самостоятельный дошкольник
    • многое свое собственное лицо. У них есть определенные симпатии и антипатии, и их личность развивается с каждым днем. Они лучше используют слова, чтобы выразить свои чувства, что означает меньше истерик. Их настроение по-прежнему может резко меняться от одного момента к другому, но они чаще говорят о том, что злятся или грустят, а не о нервном срыве.

      Дошкольники: управляют эмоциями

      Несмотря на то, что ваш трехлетний ребенок начинает понимать эмоции, которые он испытывает, он еще очень слабо их контролирует. Если они найдут что-то смешное, они будут истерически смеяться. Если что-то заставляет их грустить или злиться, они разрыдаются.

      В этом возрасте ваш дошкольник еще не научился контролировать свои импульсы. Если они что-то чувствуют, они, скорее всего, будут действовать в соответствии с этим. Это может означать вырвать игрушку у другого ребенка, если он хочет с ней поиграть, или расстроиться, когда он хочет перекусить после того, как ему сказали, что ему нужно подождать до обеда. Отсроченное удовлетворение ничего для них не значит — они хотят его и хотят прямо сейчас.

      Трех- и четырехлетние дети могут использовать удары, укусы или толкание для разрешения конфликтов. Они просто еще не понимают разницы между уместным и неуместным взаимодействием. Ваша задача — научить ребенка тому, что есть правильные и неправильные способы выражения эмоций и решения проблем с другими.

      Когда ваш ребенок станет старше, он начнет видеть связь между эмоциональными всплесками и негативными последствиями. Истерика может закончиться «тайм-аутом» или отнятием любимой игрушки. Эти последствия помогают вашему 4-летнему ребенку понять, что истерика — недопустимый способ выражения эмоций.

      Ваш 4-летний ребенок также является начинающим комиком. У них начинает развиваться чувство юмора, они любят шутить и смешить людей. Не удивляйтесь, если вы услышите, как они называют своего друга «какашкой», а затем истерически смеются; 4-летние дети находят разговоры о горшке очень интересными.

      Эмпатия также начинает проявляться в возрасте около 4 лет. Четырехлетние дети начинают понимать, что у других тоже есть чувства, и они могут понять, когда другу грустно или больно. Они могут захотеть обнять плачущего друга или поцеловать его.

      К 5 годам ваш ребенок совершил скачок в своем эмоциональном развитии. Они стали намного лучше контролировать свои эмоции и легко говорят о своих чувствах. Они также стали лучше контролировать свои импульсы. Они терпеливо ждут своей очереди и часто сначала спрашивают, прежде чем брать то, что им не принадлежит.

      Когда что-то выводит вашего 5-летнего ребенка из себя, он с большей вероятностью выразит свой гнев словами, а не припадками или закатит истерику. Обратной стороной этого является то, что они могут начать использовать злые слова и обзывать, когда злятся или расстроены.

      Примерно в этом возрасте ваш дошкольник может начать интересоваться сексуальностью. Они могут задавать вопросы о том, откуда берутся дети. Они очарованы собственным телом и могут начать трогать или играть со своими гениталиями. Они также могут быть заинтересованы в изучении гениталий других людей. Все это совершенно нормально, но важно, чтобы ваш 5-летний ребенок знал, что уместно, а что нет.

      Убедитесь, что они понимают, что интересоваться «личными частями тела» — это нормально, но нельзя играть с ними или показывать их на публике. Также убедитесь, что они понимают, что другие люди никогда не могут прикасаться к их гениталиям, за исключением мамы или папы во время купания, если там что-то болит, или во время приема у врача, пока мама или папа находятся в комнате.

      Дошкольники и игра-фантазия

      Примерно в возрасте 3 лет у детей начинает развиваться яркое воображение. В этом возрасте ваш дошкольник начнет проводить много времени в придуманном им самим фантастическом мире. У их кукол и мягких игрушек есть имена и характеры. Они могут болтать с воображаемыми друзьями. Родители иногда беспокоятся, что воображаемые друзья — это признак одиночества или изоляции, но на самом деле все наоборот. Дети используют этот тип фэнтезийной игры, чтобы научиться взаимодействовать с реальными людьми. Это практика для «реального мира». В возрасте, когда ваш ребенок очень мало контролирует свою жизнь, мир его фантазий — это его собственное творение. Они главные.

      Примерно в то же время, когда ваш дошкольник начинает разговаривать с воображаемым другом, у него также может развиться страх перед монстром, живущим под его кроватью. Такие страхи распространены. Они также довольно серьезны с ними, так что не делайте из этого шутку. Лучшее, что вы можете сделать, это заверить ребенка, что он в безопасности и ничто не причинит ему вреда.

      Когда ваш ребенок подрастет, игра с фантазиями останется важной частью его жизни, но он будет лучше понимать разницу между фантазией и реальностью. их фантазии станут более изощренными и изощренными, и не удивляйтесь, если иногда они будут включать в себя насилие. Не позволяйте играм в стрелялки беспокоить вас; для детей совершенно нормально увлекаться оружием и насилием в этом возрасте, и это не признак того, что они станут жестокими, когда вырастут.

       

      Ваш самостоятельный дошкольник

      Чем старше становится ваш дошкольник, тем больше он жаждет независимости. Это может звучать как противоречие, но лучший способ воспитать в дошкольнике независимость и уверенность в себе — правильно структурировать его жизнь. Дайте им выбор, но не давайте им бесконечный выбор. Позвольте им выбрать один из двух нарядов или спросите их, хотят ли они бутерброд с индейкой или макароны с сыром на обед. Когда они просят сделать что-то, что, как вы знаете, не является хорошей идеей, держитесь твердо. Предоставление возможности выбора в рамках структурированной структуры поможет повысить их уверенность в себе и в то же время даст им понять, что они в безопасности.

      Социально-эмоциональное развитие: дошкольники | Виртуальная лаборатория Школа

      Цели

      • Распознавание типичных социально-эмоциональных вех у детей дошкольного возраста.
      • Определите, как взрослые могут поддерживать социально-эмоциональные навыки детей дошкольного возраста.
      • Обсудите, что делать, если вас беспокоит социально-эмоциональное развитие дошкольника в вашем классе.

      Учиться

      Знать

      Эмоциональное благополучие детей в раннем возрасте оказывает сильное влияние на их социальные отношения. Эмоционально здоровые дети лучше способны устанавливать и поддерживать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками (Trawick-Smith, 2014). Социально-эмоциональное развитие имеет важное значение для чувства благополучия маленького ребенка. Отношения, которые они формируют на раннем этапе, помогают сформировать то, кем они являются, кем они становятся и их понимание мира. Подумайте о некоторых детях в вашей собственной жизни и о различных социально-эмоциональных навыках, которые они демонстрируют.

      Дети дошкольного возраста учатся говорить о своих чувствах и чувствах других. Однако социально-эмоциональное развитие включает в себя нечто большее, чем просто выражение эмоций. Это включает в себя чередование, независимость в следовании рутине, большее взаимодействие со сверстниками, вступление в значимые отношения с другими, контроль над эмоциями и развитие положительного образа самого себя. Эти навыки имеют решающее значение для успешного участия детей в школьной и домашней жизни, а также для их общего роста.

      Социально-эмоциональные вехи

      Социальное и эмоциональное развитие включает поведение, отражающее эмоциональный рост детей и их способность успешно ориентироваться в окружающем мире посредством взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Поскольку эти навыки развиваются вместе, эта область развития называется социально-эмоциональным развитием. Социально-эмоциональные вехи сосредоточены на развитии у детей способностей регулировать свое внимание, эмоции и поведение, а также формировать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками.

      В приведенной ниже таблице показано социально-эмоциональное развитие в дошкольном возрасте. Помните, что существуют индивидуальные различия, когда дело доходит до точного возраста, в котором дети могут достичь этих вех. Как подчеркивается в курсах «Когнитивные, физические и коммуникативные навыки», вехи — это не контрольные списки, по которым можно судить о развитии детей. Скорее, они указывают, когда ожидать появления определенных навыков или поведения у маленьких детей, чтобы вы были готовы удовлетворить их меняющиеся потребности. Думайте об этих вехах как о рекомендациях, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития дошкольников. Хотя навыки, упомянутые в таблице, будут развиваться в предсказуемой последовательности в течение дошкольного возраста, каждый ребенок уникален в том, когда он овладевает каждым навыком. Ваша цель состоит в том, чтобы помочь всем детям расти и раскрывать свой потенциал.

      Вехи социально-эмоционального развития в дошкольном возрасте

      Возраст 3 года

      • Играет в притворство с куклами, животными и людьми
      • Копии для взрослых и друзей
      • Замечает других детей и присоединяется к ним в игре
      • Демонстрирует привязанность к друзьям без подсказки
      • Проявляет заботу о плачущем друге
      • Показывает широкий спектр эмоций
      • Успокаивается через 10 минут после ухода
      • Может расстроиться из-за серьезных изменений в распорядке дня

      Возраст 4 года

      • Интерес к новым впечатлениям
      • Во время игры притворяется кем-то другим (учителем, собакой, супергероем)
      • Притворная игра более творческая и сложная
      • Одевается и раздевается самостоятельно
      • Лучше играть с другими детьми, чем в одиночку
      • Может назвать двух или более друзей
      • Утешает тех, кому больно или грустно
      • Взаимодействует с другими детьми
      • Часто не могу сказать, что правда, а что вымысел
      • Говорит о том, что им нравится и чем они интересуются
      • Любит быть «помощником»
      • Изменяет поведение в зависимости от того, где они находятся
      • Избегает опасности, например, не прыгает с большой высоты на игровой площадке

      5 лет

      • Хочет порадовать друзей
      • Хочет дружить
      • Соблюдает правила, играя в игры с другими
      • Играет по очереди с другими детьми
      • Любит петь, танцевать и играть
      • Знает пол
      • Может сказать, что правда, а что вымысел
      • Демонстрирует большую независимость
      • Выполняет простую работу по дому
      • Может назвать свое имя, фамилию и возраст

      Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г. ). Вехи развития. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf

      Помните, что ожидания в отношении этапов развития определяются культурными ценностями и предпочтениями. Например, в некоторых культурах дети не должны самостоятельно есть до тех пор, пока им не исполнится 3 или 4 года. В других культурах ожидается, что дети начнут есть самостоятельно в раннем младенчестве и дошкольного возраста. Теоретик Лев Выготский сказал, что взрослые делятся своими культурными ценностями и убеждениями с детьми посредством повседневного общения. Идеи, убеждения и ожидания в отношении развития ребенка — это лишь некоторые из особенностей культур. Осознание и уважение этих различий может помочь вам лучше понять, как семейный опыт помогает формировать дошкольников в вашем классе.

      Если вас беспокоит развитие ребенка, сначала поговорите со своим тренером, тренером или администратором. Поделитесь своими наблюдениями за поведением ребенка и причинами, по которым вы обеспокоены. Ваш тренер, коуч или администратор могут пожелать понаблюдать за ребенком и назначить встречу с семьей ребенка. В некоторых ситуациях семьям может быть предложено связаться с местным школьным округом, который может организовать бесплатную оценку развития ребенка и помочь ребенку получить любую необходимую помощь и услуги.

      Дошкольники и социально-эмоциональное развитие

      Важно отметить, что вехи связаны с различными аспектами социально-эмоционального развития. Некоторые из них связаны со способностью детей вступать в отношения с другими людьми, а другие связаны со способностью детей регулировать свои эмоции. Давайте подробнее рассмотрим их и то, как они связаны с дошкольным развитием.

      Отношения с другими людьми: Дети дошкольного возраста участвуют в ролевых играх с друзьями и используют слова и предложения для выражения своих чувств и мыслей. Несмотря на то, что им все еще может понадобиться поддержка взрослых, чтобы делиться игрушками и материалами с друзьями, со временем они улучшаются сами по себе. Дошкольники также развиваются в своей способности понимать и адекватно реагировать на чувства своих друзей. Дети со здоровым социально-эмоциональным развитием имеют баланс всех этих компонентов.

      Самосознание: Дети дошкольного возраста улучшают свою способность контролировать свое тело во время различных занятий в течение дня (например, сидя в кружке или играя в тренажерном зале). Они учатся по очереди и разговаривать со сверстниками, узнавать и использовать свои имена и имена других, а также оценивать себя и знать, когда они сделали правильный или неправильный выбор.

      Эмоциональная регуляция: Дети дошкольного возраста по-разному проявляют различные эмоции. Например, они могут использовать слова, чтобы поделиться своими чувствами, такие как «Я расстроен», они могут сопоставлять выражение лица со счастливым, злым или грустным, или они могут смеяться, когда взволнованы. В то же время они также улучшают свою способность управлять своими эмоциями, чтобы соответствовать ситуации и окружающей среде, и контролировать свои эмоции (например, легко отделяться от членов семьи). Хотя дошкольники лучше регулируют эмоции, чем дети ясельного возраста, им все же нужна большая помощь и практика в развитии соответствующих моделей поведения.

      Независимость: Дошкольники со здоровым чувством независимости будут следовать предсказуемым распорядкам дня и занятиям в школе и дома. Они могут начать выявлять любимого друга и попросить его поиграть или самостоятельно поиграть с игрушками и материалами дома, в школе или на открытой игровой площадке. Кроме того, дошкольники, развивающие чувство независимости, могут выполнять множество задач по уходу за собой, например одеваться, ходить в туалет, перекусывать, есть или готовиться ко сну. Самостоятельные дошкольники также расскажут воспитателям о своем дне, узнают и используют новый словарный запас.

      Эмоциональная грамотность

      Эмоциональная грамотность — это способность ребенка обозначать и говорить о своих эмоциях или чувствах, а также о чувствах и эмоциях других. Это важный компонент социально-эмоционального развития, потому что он помогает детям понять свои собственные эмоциональные переживания и в то же время помогает им признавать и понимать эмоциональные переживания других. Эмоциональная грамотность помогает детям решать проблемы и регулировать собственные эмоции; эти навыки необходимы для успеха в дошкольном возрасте и за его пределами. Дети, которые навешивают ярлыки, говорят о своих эмоциях и осознают их, с большей вероятностью будут сосредотачиваться на распорядке дня и занятиях в классе и участвовать в них, а также с меньшей вероятностью будут легко расстраиваться, впадать в чрезмерные истерики или действовать импульсивно.

      Многие дети учатся определять и обсуждать эмоции посредством взаимодействия или бесед с отзывчивыми взрослыми в контексте позитивных отношений и поддерживающей среды. В своей работе в дошкольной программе вы должны использовать возможности для развития социальных навыков в течение дня. Например, вы можете поделиться своими эмоциями по поводу событий или событий и побудить детей поделиться своими собственными эмоциями. Вы также можете читать книги, в которых обсуждаются эмоции или социальные взаимодействия. В разделе «Применить» этого урока вы найдете дополнительные примеры ресурсов и занятий, которые вы можете использовать для развития эмоциональной грамотности детей.

      Поддержка социально-эмоционального развития детей в дошкольных учреждениях

      Дети приобретают социально-эмоциональные навыки в контексте своих отношений, наблюдая, подражая и реагируя на социальное поведение других. Дети также учатся тому, как другие реагируют на их эмоции. Социально-эмоциональные навыки тесно связаны с семьей ребенка, его культурным происхождением и ранним опытом. Дети учатся, взаимодействуя и формируя отношения с членами своих семей, школ и сообществ.

      Как подчеркивалось в Уроке 1 (Социально-эмоциональное развитие: Введение), социально-эмоциональное обучение начинается в младенчестве, и взрослые являются наиболее влиятельными моделями для маленьких детей. Воспитатели, которые понимают эмоциональные сигналы своих младенцев и реагируют на них немедленно и с сочувствием, имеют младенцев, которые менее суетливы и их легче успокоить. То же самое происходит с дошкольниками; если опекуны признают чувства детей, учитывают их потребности, реагируют и поддерживают, дошкольники лучше способны сообщать о своих потребностях и эмоциях и с большей вероятностью демонстрируют здоровое социально-эмоциональное развитие.

      Здоровое социально-эмоциональное развитие тесно связано с отзывчивым уходом. Отзывчивые опекуны:

      • обеспечивают поддержку и положительные отзывы
      • предлагаем стимулирующие материалы
      • играть и заниматься с детьми
      • делиться событиями и впечатлениями
      • идти на поводу у детей
      • выявить интересы детей и облегчить их обучение
      • планируйте значимые возможности в течение дня, чтобы помочь детям практиковать и осваивать социальные навыки.

      Читая этот раздел, подумайте о той роли, которую вы играете в обеспечении здорового социально-эмоционального развития детей, находящихся на вашем попечении. На третьем и четвертом уроках вы узнаете о дополнительных стратегиях поддержки социально-эмоционального развития всех дошкольников.

      См.

      Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о ряде социально-эмоциональных навыков, важных для дошкольников. Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать о социально-эмоциональном развитии в дошкольном возрасте.

      Do

      Дети дошкольного возраста, находящиеся под вашим присмотром, нуждаются в ежедневной возможности участвовать в мероприятиях, которые помогают им приобретать новые социально-эмоциональные навыки или практиковать существующие навыки в веселой, стимулирующей и поддерживающей среде. Вы должны целенаправленно использовать стратегии в течение дня, чтобы поддерживать социально-эмоциональное развитие маленьких детей. Понимание вех развития является важным аспектом работы с маленькими детьми. Изучение и понимание того, как дошкольники развивают социально-эмоциональные навыки и компетентность, поможет вам способствовать их социально-эмоциональному обучению и определить, какие виды опыта следует планировать в вашем классе и программе. Вы найдете дополнительные ресурсы для развития социально-эмоциональной компетентности детей в разделе «Применить». В своей ежедневной работе с дошкольниками учтите следующее:

      • Отвечайте на попытки детей взаимодействовать и основывайтесь на том, что говорят дети.
      • Участвуйте в частых, подходящих для развития социальных взаимодействиях с детьми и взрослыми в вашем классе на протяжении всего вашего повседневного опыта и распорядка.
      • Следуйте указаниям, сигналам и предпочтениям каждого ребенка.
      • Используйте эмоциональные слова в разговорах с детьми.
      • Сделайте доступными книги, в которых обсуждаются чувства и социальные взаимодействия.
      • Задавайте детям осмысленные вопросы об их действиях, интересах, событиях и чувствах.
      • Поощряйте детей использовать свои слова и разговаривать со сверстниками, когда возникают конфликты. Используйте язык, подходящий для развития, и предоставьте детям модели разговора и подсказки, которым они должны следовать, если им нужна помощь в решении проблемы.
      • Убедитесь, что вы внимательны к уникальным потребностям, опыту и происхождению детей.
      • Обратитесь к семьям детей и прислушайтесь к их убеждениям и предпочтениям

      Исследовать

      Наблюдение за детьми дошкольного возраста в их учебной среде — лучший способ увидеть, у каких детей развиваются сильные социально-эмоциональные навыки, а какие нуждаются в поддержке. Размышляя о дошкольниках в вашей программе, подчеркните поведение, которое вы замечаете, и подумайте о том, как вы можете поддержать социально-эмоциональные навыки детей. Завершить Наблюдение и поддержка социально-эмоциональных навыков , делитесь своими ответами и обсуждайте их с инструктором, тренером или администратором.

      Наблюдение и поддержка социально-эмоциональных навыков в дошкольном возрасте

      Наблюдайте за социально-эмоциональными навыками, демонстрируемыми детьми дошкольного возраста, и проводите мозговой штурм, как вы можете дополнительно поддержать их развитие

      Требуется: заполните и просмотрите этот документ вместе со своим инструктором, руководителем или администратором

      Подать заявление

      Используйте ресурсы в этом разделе, чтобы узнать больше о социально-эмоциональном развитии маленьких детей и о том, как вы можете поддержать дошкольников, находящихся под вашим присмотром. Ресурсы включают вспомогательное руководство, которое может быть полезно для семей.

      Глоссарий

      Вехи развития:
      Набор навыков или моделей поведения, которые могут выполнять большинство детей определенного возраста

      Скрининг развития:
      Инструмент, используемый для выявления детей, которые развиваются не так, как ожидалось, и которым может потребоваться поддержка; скрининг могут проводить педиатры, учителя или другие лица, которые хорошо знают ребенка и его развитие

      Эмоциональная грамотность:
      Способность детей обозначать и говорить о своих собственных эмоциях или чувствах, а также об эмоциях или чувствах других

      Эмоциональная саморегуляция:
      Способность регулировать эмоциональное состояние до комфортного уровня интенсивности для достижения целей

      Социально-эмоциональная компетентность:
      Достижение здоровых отношений с опекунами и друзьями, позитивное самосознание и способность контролировать эмоции, а также способность самостоятельно участвовать в повседневных делах и играть в различных условиях

      Продемонстрировать

      Закончите это утверждение: Эмоциональная грамотность…

      начинает развиваться в школьные годы.

      — это способность детей обозначать эмоции опекунов.

      помогает детям решать проблемы и регулировать свои эмоции в дошкольном возрасте.

      часто приводит к тому, что дети дошкольного возраста легко расстраиваются и действуют импульсивно.

      Что из следующего не является вехой социально-эмоционального развития типично развивающегося 4-летнего ребенка?

      сотрудничает с другими детьми

      любит делать новые вещи

      может различать, что реально, а что выдумка.

      говорит о своих симпатиях и интересах с другими

      Что из перечисленного не способствует социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста?

      Поощрение детей использовать свои слова при возникновении конфликтов

      Пополнение классной библиотеки книгами об эмоциях и социальных взаимодействиях

      Избегание слов о чувствах в разговорах с детьми

      Быстрое и позитивное реагирование на потребности детей

      Справочные материалы и ресурсы

      Опросник по возрасту и стадиям (ASQ): https://agesandstages. com/

      Берк, Л. Э. (2013). Развитие ребенка (9-е изд.). Пирсон.

      Браун, У.Х., Одом, С.Л., и МакКоннелл, С.Р. (редакторы) (2008). Социальная компетентность детей младшего возраста: риск, инвалидность и вмешательство . Пол Х. Брукс.

      Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г.). Вехи развития.  https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf

      Daily, S., Burkhauser, M., and Halle, T. (2010). Обзор практики подготовки к школе в штатах: рекомендации по раннему обучению и оценки. Детские тренды , 1(3), 1-12. https://www.childtrends.org/publications/a-review-of-school-readiness-practices-in-the-states-early-learning-guidelines-and-assessments

      Данлэп, Г., и Пауэлл, Д. (2009). Содействие социальному поведению детей младшего возраста в группе: резюме исследования. Дорожная карта эффективных методов вмешательства №3. Тампа, Флорида: Университет Южной Флориды, Центр технической помощи по социально-эмоциональному вмешательству для детей младшего возраста.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *