Физическое развитие дошкольников: Физическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС

Содержание

«Физическое развитие детей дошкольного возраста» | Консультация на тему:

«Физическое развитие детей дошкольного возраста»

В последнее время, как в детском саду, так и в семье уделяется большое внимание сенсорному и умственному развитию детей. Однако сложилось так, что физическое развитие в силу каких-то причин отошло на второй план, хотя именно высокий уровень физического развития детей – одно из важнейших условий благополучного психологического развития подрастающего поколения. Для детей крайне важна свобода двигательной деятельности. Разнообразить подвижные игры на прогулке помогут правильно организованные и подобранные по возрасту физкультурные занятия. Они способствуют укреплению опорно -двигательного аппарата и дыхательной системы малышей, нормализуют работу нервной системы, улучшают сердечно — сосудистую деятельность. 

Жизнь в городе, неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточная двигательная активность, недостаток свежего воздуха, к сожалению, самым неблагоприятным способом оказывают воздействие на детский организм. Поэтому так важно уделять большое внимание физической культуре. Занятия физической культурой активизируют иммунитет, повышают сопротивляемость детского организма к различного рода заболеваниям.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок в это время продолжает прибавлять в весе и расти (хотя и не так быстро, как после рождения), поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных гигиенических навыков, формировать двигательную активность, а также проводить с детьми всевозможные закаливающие процедуры. Важно помнить, что все недочеты и пробелы в физическом развитии ребенка в дальнейшем исправить намного трудней, чем сформировать их изначально.

Двигаясь динамично, ребенок развивает упорство и волю в преодолении трудностей, познает окружающую действительность, учится быть самостоятельным. Физическая активность помогает малышу снять нервное перенапряжение и позволяет детской психике работать уравновешенно и гармонично.

В возрасте 6 лет у ребенка формируются первые мышцы, он становится значительно подвижным и выносливым. Полноценность физического развития ребенка в этом возрасте зависит от владения им разнообразными движениями. Нам, взрослым, необходимо по мере возможностей разнообразить двигательный опыт детей. При этом необходимо учитывать уровень готовности детского организма к разнообразным физическим нагрузкам.

Не стоит забывать, что костная система дошкольника очень подвижна и хрупка, поэтому необходимо следить за правильной осанкой ребенка во время занятий, а также за положением его тела во время ночного и дневного сна.

Известно, что систематические занятия физической культурой повышают иммунитет детей, что впоследствии повышает сопротивляемость организма к различным инфекционным и простудным заболеваниям. Поэтому так важно с самого раннего возраста приучать детей принимать воздушные и солнечные ванны, систематически проводить всевозможные водные процедуры. Только выполняя все эти условия о бесконечные простудные заболевания останутся в прошлом.

Общее самочувствие, работа легких и эндокринной системы, сердца и сосудов, пищеварения и функций теплообмена значительно улучшатся, если ребенок будет уделять двигательной активности и спорту не менее двух часов в день.

Помимо специальных комплексов упражнений не стоит забывать о столь любимых ребятами подвижных играх. Важно помнить, что даже в самую любимую игру детям надоест играть, если играть в нее постоянно. Никогда не бойтесь осваивать новые игры. Используйте разнообразные материалы: обручи, кегли, скамеечки, кубики и т. п. Все это поддерживает интерес к игре и вносит разнообразие, а также помогает усложнить двигательные задания.

Ребенок 3 – 7 лет в силу возрастных особенностей довольно активен и подвижен. Поэтому обеспечивая дошкольнику физическое развитие, нет необходимости стимулировать его активность. Достаточно лишь направить ее в нужное русло. Очень важно грамотно подобрать комплекс физических упражнения таким образом, чтобы малышу были интересны занятия. Для здоровья ребенка в этом случае важно, чтобы занятия спортом не носили изнурительный характер. Для того, чтобы обеспечить правильное физическое развитие дошкольника необходимо помнить, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней мере, в возрасте до шести лет.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста


       Дошкольное детство — очень короткий период в жизни человека.  Формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо — только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
        Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
         Педагоги работают в этом направление только совместно с семьёй, так как важный субъект начального звена системы является – семья. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
       Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования  имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного  возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому, дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. 
       Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.
       Формирования культурно — гигиенических навыков у детей  дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.   
        В  детском саду воспитатели  приучают воспитанников  заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентируют детей на здоровый образ жизни. Пути решения задач: занятия, игры — занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.   Несомненно, главными союзниками в этой работе  должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели  показывают и рассказывают всё, что ждёт их детей в детском саду, обращают особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушивают их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только строго с согласия родителей.
       Главное,  в первую очередь направить  работу и доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
       Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт.   
       В этих целях  широко используем  различные формы  сотрудничества: беседы, консультации, семинары,  родительские собрания, совместные праздники,  анкетирование. Проводим дни открытых дверей с  демонстрацией методов и приемов работы с детьми,  показываем разные виды физкультурных занятий с  детьми дошкольного возраста. Приглашаем родителей  к участию в жизни детского сада.
       В уголках для родителей  помещаем информацию практической направленности, приводим интересные факты,  даём рекомендации воспитателей и специалистов. В результате такой  работы, использовании различных форм и методов общения с родителями,  повышается педагогическая грамотность родителей; повышается культура  межличностного взаимодействия детей в детском саду. Таким образом, работа в тесном  взаимодействии с родителями принесёт отрадные результаты.
       Условия жизни,  нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и  полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за  счастье и здоровье детей.

Здоровый образ жизни ребёнка

☻ Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Движение – это жизнь. Физическая активность необходима, чтобы заботится о нашем двигательном аппарате, поддерживать высокую трудоспособность, бесперебойную работу мышц и нормальное состояние организма. Благодаря регулярным упражнениям наше тело обогащается эликсиром жизни — кислородом. Двигательная активность позволяет увеличить в крови уровень серотонина, который способствует улучшению настроения и входит в состав многих антидепрессантов. Еще одно немаловажное преимущество постоянных занятий спортом – это уменьшение выработки гормона стресса — адреналина, с которым наш организм часто не справляется именно из-за недостатка движения.
Движение – это отличный способ избавиться от избытка углекислого газа в организме, который возникает, если мы переутомляемся, и организм получает мало кислорода. При активных занятиях понижается не только уровень холестерина, но и количество жиров в крови, что вызывает укрепление иммунной системы.  Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии.

☻ Подвижная игра  естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что они по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения  с предметами – и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.

☻ Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. По возможности необходимо увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.

☻ Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых.  В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

☻ Чтобы не перегружать детей, нужно подбирать игры по принципу общепринятой физической нагрузки:
Игры, активизирующие детей, повышающие общий жизненный тонус. ( «Чье звено скорее соберется», «Найди себе пару», «Найди свой цвет»)
Игры, во время которых развиваются отдельные группы мышц. («Ровным кругом», «Угадай кто так работает», «Море волнуется»)
Игры, совершенствующие навыки основных движений. («Пчелы и медвежата», «Наседка и цыплята», « Перелет птиц», «Ловишки»)
Игры, успокаивающие дыхание и работу сердца ребенка. ( «Найди медвежонка», «Где звонили?»)

☻ Как правильно закончить подвижную игру. Конец игры должен регулировать работу сердца, возбуждение нервной системы и в тоже время сохранять хорошее эмоциональное настроение. Например,  закончить хороводной игрой – с ходьбой по кругу и выполнением заданий воспитателя, или игрой типа «Найди предмет» для завершения сюжетной игры («Пчелы и медвежата» — найти медвежонка, заранее спрятанного воспитателем). Конечно, не обязательно заканчивать всегда игру именно так. Но воспитатель обязательно должен обдумывать конец игры, проявляя свою инициативу.

☻ При проведении игр с активными движениями необходимо следить за одеждой детей: она должна быть свободной, обувь облегченной, ничто не должно стеснять движений ребенка. При проведении игр на воздухе в холодное время года обращать внимание на верхнюю одежду. Для этого необходимо проводить разъяснительную работу с родителями о значении закаливания для организма, о нецелесообразности головных платков под меховой шапкой, длинных тяжелых шарфов, ремней, перетягивающих шубы и пальто.
           Нужно стремиться, чтобы и одежда воспитателя во время подвижных игр тоже была удобной, так как от активности воспитателя во многом зависит и активность детей.

            Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществить при  помощи разнообразных подвижных игр.

             

 Здоровый образ жизни

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.  

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово, как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, «что хорошо и что такое плохо».
          Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где нередки скандалы, кто-то из родителей пьет, царит культ насилия и грубости.
           Второе условие успешности формирования здорового образа жизни — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение — великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.
Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в специальной литературе, помогающей людям сохранить здоровье, где изложены специальные комплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены.
          В наше непростое время трудно давать советы по организации правильного питания, но, на наш взгляд, восполнить недостаток витаминов в зимний и весенний периоды по силам каждой семье. Достаточно вспомнить о чудо — травах, которые растут рядом с нами. Липа, листья и цветы земляники, иван-чай, чабрец, душица, мята, зверобой, листья брусники, сухие лепестки роз. Надо только не полениться и не нарушать правила сбора и сушки. Очень полезны ранней весной салаты из одуванчиков, клубней топинамбура, щи из молодой крапивы.
           Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд — один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.
           Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семье. Грязь, несвежий воздух, не заправленные постели, непродуманный интерьер, — к сожалению, это достаточно широко распространенные явления во многих семьях. Между тем в доме необходимо создать и поддерживать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветрить комнаты, по возможности подобрать в тон к обоям шторы и т.п. Украсят интерьер живые цветы или композиции из сухих трав. Комнатные растения помогают к тому же поддерживать в доме необходимый уровень влажности воздуха. Пусть дети ухаживают за ними.
             Ничто так не влияет на обстановку в семье, как подготовка к семейным праздникам. Совместное приготовление подарков (в тайне от виновника торжества) сближает старших и младших членов семьи. Когда же отшумят праздники, интересно почитать и обсудить с мамой и папой книги. Очень полезны для формирования детской души произведения о природе и бережном к ней отношении: В.Бианки, Б.Рябинина, М.Пришвина, Н.Сладкова и др. В последнее время появились новые издания, расширяющие кругозор детей: серия книг «Окно в мир», детский экологический журнал «Свирель» и др.
              А сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела, ждет детей вне дома! Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует его позитивное отношение к природной среде. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников и деревьев и уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц; уход за содержащимися дома животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление прийти на помощь, гордость за добрый поступок.
          Особую значимость имеют прогулки детей с родителями на речку, в лес или в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными (зимой — лыжными) или автомобильными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представления детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу. Прогулки дают ребенку значительный объем информации. Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему его миру.  
          Важнейшим условием охраны здоровья и правильного воспитания ребенка является обеспечение его безопасности. Нужно не только ограждать ребенка от возможных травм в игровой деятельности, но и постепенно формировать у него представления о необходимости остерегаться возможной опасности во время прогулок, занятий физическими упражнениями, игр с крупногабаритными игрушками, пособиями. Необходимо приучать малыша остерегаться бездомных животных, во время загородных прогулок не собирать ягоды, грибы, дикорастущие плоды, не брать их в рот.
          Необходимо также оберегать нервную систему ребенка от перенапряжения, избытка впечатлений, стрессовых ситуаций. Для этого дома должна быть создана обстановка психологического комфорта, которая обеспечивается, в частности, и предъявлением к ребенку единых воспитательных требований со стороны всех взрослых членов семьи.
Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети – родители – педагоги». Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Форма работы с семьей в нашем детском саду разнообразны.
           Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада по сохранению здоровья детей является индивидуальная работа с каждым родителем.
           В самом начале важно изучение семейной микросреды, условий по организации жизни ребенка в семье. Для этого в детском саду проводится опрос родительского мнения по вопросам здорового образа жизни с помощью анкеты «Здоровье семьи». Однако анкета не дает возможности глубоко узнать индивидуальные особенности семьи и ребенка, поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Посещение позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Индивидуальные беседы и консультации позволяют воспитателю наладить контакт с родителями, побуждают родителей серьезно присмотреться к своим детям, задумываться над тем, как сберечь здоровье детей, что необходимо изменить в образе жизни семьи. Регулярно проводятся беседы воспитателей с родителями и индивидуальные консультации по здоровьесбережению: «Организация закаливания детей», «Рациональное питание», «Режим дня», «Одежда ребенка».
          Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние являются полноправными участниками. Родители активно участвуют в физкультурных праздниках, досугах, днях здоровья: оказывают помощь в разработки сценария, разучивании стихов, песен, в оформлении помещения, пошиве праздничных костюмов, изготовлении подарков.
           Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в детском саду придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь. Особой формой наглядной пропаганды здоровьетворения и здоровьесохранения детей являются валеологические газеты. В газетах отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Тематика газет самая разнообразная: «Дневной сон: нужен ли и когда от него отказываться», «Если у ребенка ОРВИ», «Тайны здоровой пищи», «Чтоб улыбка сияла» и т.п.
          Также в детском саду оформляются папки-передвижки по тематическому принципу: «Чтоб ваши дети не болели», «Занятия с детьми дома». Папки-ширмы содержат краткие советы и рекомендации по конкретным вопросам «Грипп – коварная болезнь», «Целебные травы в процессе оздоровления детей».
            По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, духовно и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Поэтому, нужно стремиться к тому, чтобы совместная работа педагогов и родителей помогла детям стать истинно здоровыми.

Особенности физического развития детей дошкольного возраста

   Физическое развитие детей дошкольного возраста — это непрерывный процесс, который имеет свои особенности. Одна из них — это его неравномерность. Речь идет о волнообразном росте малыша, который то усиливается, то наоборот, на время замедляется. Наиболее интенсивно ребенок растет с рождения и до года. За этот период он увеличивается примерно на 25-40 см, набирает 50% от массы тела при рождении.

Физическое развитие мышечной системы

После рождения у ребенка слабо развиты мышцы, которые составляют всего одну четвертую от общей массы тела. Мышечные волокна неестественно тонкие, но по мере роста ребенка они укрепляются и увеличиваются в объёме.

Развитие двигательной способности мышц начинается с мышц в области шеи, после чего к процессу подключаются мышцы тела и конечностей. С года и до трех лет малыш осваивает основные движения, нервная система созревает, и вот уже ребенок уверенно ходит, бегает, играет с мячом. Чтобы двигательная активность развивалась правильно, необходимо с рождения не ограничивать свободу действий ребенка и участвовать в процессе укрепления его мышц.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы

Естественно, что сердце и сосуды у ребенка дошкольного возраста имеют мало общего с органами взрослого. У младенца сердце достаточно большое, его масса составляет порядка 25 грамм. Оно будет интенсивно расти в первые два года жизни ребенка. Ближе к 3-4 годам его рост заметно замедлится.

В зависимости от возраста будет меняться и положение сердца. Если в первые два года жизни оно будет находиться более высоко, то после начнет приобретать косое положение в связи с трансформацией грудной клетки, легких и прочими изменениями в организме ребенка.

Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых, для него характерна большая лабильность. Оно легко понижается во время сна и повышается во время интенсивных физических или психических нагрузок.

Как развивается опорно-двигательный аппарат ребенка?

В дошкольном возрасте у детей происходит окостенение хрящевых тканей, но кости по-прежнему недостаточно прочные. Именно поэтому до окончательного укрепления костей (то есть до 12 лет) нужно оберегать малыша от участия в силовых видах спорта.

Развитие скелета напрямую связано с развитием связок, мышц и суставов. По мере взросления мышечная масса у ребенка также увеличивается в объеме и концу дошкольного возраста приближается к 27% от общей массы тела. Важно следить за тем, как ребенок ходит и сидит, чтобы исключить возможные проблемы с осанкой в будущем.

Огромное значение в этом возрасте имеет питание. Ребенок должен получать достаточно белковой пищи, а также в необходимое количество продуктов с высоким содержанием кальция и магния, которые положительно повлияют на укрепление костных тканей.

Развитие центральной нервной системы

В дошкольном возрасте центральная нервная система продолжает формироваться. Дошкольники быстро возбуждаются, не способны подолгу концентрироваться на одном занятии, невнимательны. Малышам быстро надоедают однообразные задания, а их движения скорее хаотичны, чем продуманны.

Несмотря на видимую активность, дошкольники быстро устают с приближением окончания дня. Это связано с нестабильностью ребенка, который быстро меняет виды деятельности, без пауз переходя от слишком активных игр к требующим внимания и концентрации. Повышенная активность является следствием подвижности нервной системы. Родителям нужно напоминать малышам о необходимости регулярного отдыха в течение хотя бы 10 минут.

Полезные рекомендации родителям

Можно отметить, что большая часть показателей организма дошкольника отвечает уровню развития органов у взрослого человека. Тем не менее важно не забывать, что ребенок в дошкольном возрасте еще не готов для выполнения серьезных физических упражнений и его возможности ограничены анатомическими особенностями возраста.

Профессиональный спорт для детей в три-четыре года — это колоссальная нагрузка, которая не принесет пользы их здоровью. Важно выбирать для малышей адекватные возрасту физические нагрузки, которые будут способствовать физическому и умственному развитию, а не тормозить его.

Отличный вариант для детей дошкольного возраста — это занятия легкой атлетикой, большим и настольным теннисом, плаваньем, гимнастикой.

Помните о том, что дошкольники требуют особого внимания и заботы. Они нуждаются в правильном питании, соблюдении режима сна и отдыха. В доме, где живет ребенок, должна царить приятная, позитивная атмосфера, необходимая для гармоничного развития его нервной системы.

В заключение стоит отметить, что главная особенность дошкольника — это непрерывность его роста и развития. Под ростом подразумевается увеличение массы и длины тела, под развитием — совершенствование систем и отдельных органов организма. Эти процессы непрерывны, но порой происходят отдельно друг от друга. Если в одном возрасте преимущество отдается процессам роста, то в другом оно уже переходит к процессам развития, и это нормально. Именно за счет этих процессов можно определить возрастные различия дошкольников.

вех физического развития | Виртуальная лаборатория Школа

Задачи

  • Определить типичные этапы физического развития детей дошкольного возраста.
  • Обсудите, что делать, если вас беспокоит развитие ребенка.
  • Обсудите факторы, влияющие на физический рост и развитие.

Учиться

Знать

Дошкольные годы — это время постоянного движения. Дошкольники заняты перемещением в своей среде, как в помещении, так и на улице. Они проводят много времени, бегая, лазая, прыгая и преследуя друг друга; они строчат, рисуют, строят, заливают, вырезают ножницами, собирают пазлы и нанизывают бусины. Их двигательные навыки значительно совершенствуются с тех пор, как они были малышами, и они гораздо более скоординированы и целеустремленны в своих действиях. Они также демонстрируют улучшенную скорость и силу и становятся все более независимыми.

Физический рост и внешний вид

Неуклонное увеличение роста, веса и мышечного тонуса детей происходит в дошкольном возрасте. (Трэвик-Смит, 2014). По сравнению с малышами дошкольники выше и стройнее. Их ноги и туловище продолжают расти, а голова уже не такая большая по сравнению с телом. По мере того как тела дошкольников развиваются с течением времени, области их мозга, которые контролируют движения, продолжают созревать, позволяя им овладевать навыками крупной и мелкой моторики.

Вехи

Рассмотрим физическое развитие дошкольников. Прочтите приведенную ниже таблицу, чтобы лучше понять, что дошкольники могут делать со своим телом. Имейте в виду, что каждый ребенок уникален и что существуют индивидуальные различия в отношении точного возраста, в котором дети достигают этих вех. Вехи не следует рассматривать как жесткие контрольные списки для оценки развития детей. Скорее, как подчеркнуто в курсе «Когнитивное развитие», вехи указывают, когда ожидать появления определенных навыков или поведения у маленьких детей, которые основаны на их когнитивном развитии, развитии крупной моторики, развитии мелкой моторики, слуха, речи, зрения. , социально-эмоциональное развитие и другие факторы. Думайте о вехах как о рекомендациях, которые помогут вам понять и определить типичные модели развития детей, а также помогут вам узнать, когда и на что следует обращать внимание по мере взросления детей. Подобно семейному педиатру, воспитатели дошкольных учреждений должны знать основные этапы развития детей. Вы можете использовать свои знания об этих вехах, чтобы удовлетворить потребности детей в вашем классе. Несмотря на то, что навыки, отмеченные в таблице, развиваются в предсказуемой последовательности в дошкольном возрасте, каждый ребенок уникален. Ваша цель — помочь всем детям расти и учиться, чтобы раскрыть свой максимальный потенциал.

Таблица: Вехи двигательного и физического развития в дошкольных учреждениях
3 года
  • Хорошо лазает
  • Легко работает
  • Педали трехколесные
  • Ходит вверх и вниз по лестнице, передвигая одну ногу на каждой ступеньке
  • Моет и сушит руки
  • Ударяет и бросает маленький мяч
  • Нарисуйте круг цветным карандашом, карандашом или маркером
  • Использует вилку
  • Одевает себя в свободную одежду
4 года
  • Подпрыгивает и стоит на одной ноге до 2 секунд
  • Наливает, режет под присмотром и пюрирует себе еду
  • Чаще всего ловит отскочивший мяч
  • Рисует человека с двумя-четырьмя частями тела
  • Использует ножницы
  • Перепрыгивать через объекты и подниматься по лестницам на детской площадке
  • Начинает копировать некоторые заглавные буквы
  • Оденьтесь с минимальной помощью (молнии, кнопки и пуговицы могут быть немного трудными)
5 лет
  • Стоять на одной ноге 10 секунд или дольше
  • прыжков, и можно пропустить
  • Может кувыркаться
  • Пользуется вилкой и ложкой, а иногда и столовым ножом
  • Качели и горки
  • Может пользоваться туалетом самостоятельно
  • Может печатать некоторые буквы или цифры
  • Копирует треугольник и другие геометрические фигуры
Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний ((2021).
Вехи развития. Электронный ресурс доступен по адресу: https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf

Влияние на физический рост

Физический рост и развитие влекут за собой нечто большее, чем просто рост, силу или рост. Он включает ряд изменений в размере тела, составе и пропорциях. Биологические факторы и факторы окружающей среды также влияют на физический рост и развитие (Berk, 2013). В этом разделе мы рассмотрим факторы, влияющие на физическое развитие детей раннего возраста.

  • Развитие мозга : Хотя двигательные способности в дошкольном возрасте появляются в результате физического роста и развития, многие новые двигательные навыки также являются результатом роста мозга. Другими словами, движение включает в себя больше, чем просто использование рук или ног. Вспомните пример из первого урока, где дошкольник пинает мяч взад-вперед со сверстником или опекуном. Способность делать это можно объяснить не только овладением навыками и их развитием, но и способностью мозга организовывать зрительные и слуховые сообщения, которые направляют ребенка и помогают ему принимать решения, например, корректировать движения, решать, насколько жесткими или мягкими будут движения.
    ударить по мячу, подождав, если это необходимо, и соответственно отбить мяч ногой. Как учитель дошкольного образования, вы можете улучшить развитие мозга детей, вовлекая детей в осмысленные взаимодействия, которые позволяют им формировать связи с окружающей средой и создавать понимание того, как все работает, как все делается, как относиться к другим, как справляться с эмоциями. , и как вести свою повседневную жизнь. В конечном счете, при этом вы помогаете детям улучшать имеющиеся навыки и приобретать новые.
  • Наследственность : Генетическая наследственность играет важную роль в физическом развитии детей. Однако важно признать, что, хотя гены влияют на развитие детей, физический рост, как и другие аспекты развития, происходит в результате взаимодействия между наследственностью и окружающей средой (Berk, 2013). Подумайте о своей роли и о том, как вы можете создать богатую и стимулирующую среду, способствующую оптимальному физическому развитию детей.
  • Питание : Для достижения оптимального физического роста и развития, особенно в то время, когда их мозг и тело развиваются так быстро, маленьким детям требуется здоровое сбалансированное питание, которое обеспечивает их витаминами, минералами и другими питательными веществами. Как воспитатель, вы служите образцом для подражания для детей, сами пропагандируя эти здоровые привычки.
  • Межкультурные различия : Несмотря на то, что существуют универсальные модели развития, которым следуют дети, могут быть различия в том, как дети развивают двигательные навыки. Окружающая среда детей, семейная культура и конкретные жизненные обстоятельства могут влиять на то, как они развивают и овладевают моторными навыками. Как воспитатель дошкольного образования, вы должны уважительно и чутко относиться к происхождению и предыдущему опыту детей, и ваша цель должна состоять в том, чтобы помочь каждому ребенку полностью раскрыть свой потенциал.

См.

В дошкольном возрасте вы увидите значительное развитие двигательных навыков у детей. Посмотрите это видео, чтобы узнать об основных этапах физического развития в дошкольном возрасте .

Видео недоступноНаблюдайте за физическим ростом и развитием в дошкольном возрасте.

Делать

Понимание основных этапов развития является важной частью работы с маленькими детьми. Изучение и понимание того, как дошкольники используют свое тело, поможет вам узнать, как поддержать их в развитии двигательных навыков и какие виды обучения запланировать в вашем классе и программе. Имейте в виду, что все дети разные, и вам, возможно, придется адаптировать цели или занятия для удовлетворения уникальных потребностей детей. Обратите внимание на следующее:

  • Планируйте осмысленно: В своем повседневном общении с детьми, находящимися под вашим присмотром, целенаправленно планируйте мероприятия, которые позволят вам узнавать информацию о детях, например, о том, как они развивают и совершенствуют свои двигательные навыки. Например, понаблюдайте, как дети перемещаются по разным станциям в вашей комнате во время свободной игры, как они следуют указаниям, когда вы проводите их через такие действия, как время в кругу, или как они манипулируют предметами в руках, когда вы способствуете игре, инициированной ребенком.
    Используйте эту ценную информацию наблюдений для планирования мероприятий, способствующих дальнейшему развитию детей, или для адаптации целей и мероприятий для удовлетворения конкретных потребностей в обучении каждого отдельного ребенка.
  • Будьте внимательны к индивидуальным потребностям детей: Принимая участие в этих наблюдениях, помните, что все дети разные и что иногда дети могут не достигать вех, как ожидалось. Если вас беспокоит развитие ребенка, поговорите с семьей ребенка. Это может быть сложно, но важно, так как это может повлиять на удовлетворение потребностей ребенка. Поделитесь с семьями информацией о типичном развитии ребенка и дайте им знать, что вы готовы поговорить. Если ваша программа предоставляет инструменты проверки развития, эти проверки могут помочь вам начать разговор о своих проблемах. Всегда рады поговорить с инструктором, тренером или администратором вашей программы о том, как помочь ребенку добиться прогресса в вашем классе.
  • Прислушивайтесь к потребностям и предпочтениям семьи: Если семья обращается к вам и делится опасениями по поводу развития своего ребенка, предложите ей поговорить с педиатром их ребенка. Педиатр может провести скрининг развития и, возможно, направить ребенка к специалисту. Семьи детей старше 3 лет также должны связаться с местным школьным округом. Школьный округ может организовать бесплатную оценку развития ребенка для выявления задержек в развитии и организации услуг и поддержки.

Исследовать

Подумайте о том, как ваши дошкольники могут использовать свое тело, и о том, что они узнают о себе, своих сверстниках и мире, осваивая недавно полученные навыки и развивая новые. Упражнение ниже поможет вам задуматься о важности физического развития и движения в дошкольном возрасте.

Для ресурса Размышление о физическом развитии уделите несколько минут описанию движений детей в вашем классе. Затем подумайте о том, чему дети учатся, выполняя эти движения. Затем поделитесь своими ответами и обсудите их с инструктором, тренером или администратором.

Думая о развитии

Наблюдайте и думайте о физическом развитии детей в вашем классе

Требуется: заполните и просмотрите этот документ с вашим инструктором, руководителем или администратором

Подать заявление

Используйте документ Milestone Moments для наблюдения за физическим развитием детей в вашем классе. Эти важные руководства от Центров по контролю и профилактике заболеваний — отличные ресурсы, которыми вы можете поделиться с семьями.

Родителей также может заинтересовать мобильное приложение Milestone Tracker от CDC, доступ к которому они могут получить здесь: https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones-app.html.

Глоссарий

Задержка развития:
Это можно заподозрить, если дети не достигают вех развития в ожидаемые сроки; задержки могут возникать в любой области разработки

Вехи развития:
Набор навыков или действий, которые могут выполнять большинство детей в определенном возрасте

Проверка развития:
Инструмент, используемый для выявления детей, которые развиваются не так, как ожидалось, и которым может потребоваться поддержка; скрининг могут проводить педиатры, учителя или другие лица, хорошо знающие ребенка и его развитие

Gene:
Основная единица наследственности, отвечающая за некоторые физические или биологические характеристики

Наследственность:
Передача генов от родителей потомству

Продемонстрировать

Закончите это утверждение: Вехи развития — это. ..

произвольный и не должен рассматриваться.

значительно отличаются для каждого ребенка.

инструмент, который вы можете использовать для мониторинга здорового развития.

одинаковы для каждого ребенка.

Чего из нижеперечисленного нельзя ожидать от 3-летнего ребенка?

Езда на трехколесном велосипеде

Прыжки

Ходьба вверх и вниз по лестнице, одна нога на каждой ступеньке

Альпинизм

Что делать, если вы считаете, что ребенок не достигает определенных этапов развития?

Скажите семье, что их ребенок не достигнет потенциала.

Позвоните педиатру ребенка.

Продолжайте вести дела в обычном режиме, пока не будет получено направление на специальное обучение.

Сначала поговорите с инструктором, инструктором или администратором, а затем встретьтесь с семьей, чтобы обсудить, как вы можете помочь ребенку достичь важных целей.

Ссылки и ресурсы

Берк, Л. Э. (2013). Развитие ребенка (9-е изд. ). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон.

Центры по контролю и профилактике заболеваний (2010 г.). Связь между физической активностью в школе, включая физическое воспитание, и успеваемостью. Получено с http://www.cdc.gov/healthyyouth/health_and_academics/pdf/pa-pe_paper.pdf

Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2013-2021). Этапы развития. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf

Национальный центр сексуального поведения молодежи (2013). ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСТВЕ. Получено с http://www.ncsby.org/content/childhood-sexual-development

Paul H. Brookes Publishing Co., Inc. (2002). Опросник возраста и стадии (ASQ). https://agesandstages.com/

Шикеаданц, Дж. А., Хансен, К., и Форсайт, П. Д. (2000). Понимание детей. Маунтин-Вью, Калифорния: издательство Mayfield Publishing Company.

Травик-Смит, Дж. В. (2014). Развитие в раннем детстве: мультикультурная перспектива (6-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education Inc.  

Понимание физического развития дошкольников

Последние новости

  • 28 ноября 2012 г.

    Новое руководство по социальным и эмоциональным программам обучения
  • 17 ноября 2011 г.

    Внедрение RTI в дошкольных учреждениях
  • 17 ноября 2011 г.

    Шкала наблюдения и оценки раннего обучения (ELORS)

 

Понимание физического развития дошкольников

Кристин Стэнберри

В рамках ваших регулярных посещений педиатра с вашим ребенком, несомненно, вы отслеживали физическое развитие вашего дошкольника, измеряя его или ее рост и вес. Но как узнать, учится ли она и осваивает ли соответствующие возрасту навыки мелкой и крупной моторики ?

От перемещения игровых фигур до бега во дворе, лазания и балансирования на игровой площадке и даже прыжков на кровати — дети демонстрируют родителям диапазон моторных навыков, которые они изучают, и то, насколько хорошо они используют эти навыки для взаимодействия с мир вокруг них. Следующие вопросы и советы помогут вам понять, какие физические навыки должен освоить ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет, и как вы можете поддержать его дальнейшее развитие.

Развивает ли ваш ребенок соответствующие возрасту физические навыки?

Полезно знать, какие физические навыки ваш ребенок должен развить к 3 или 4 годам. Способности в этой области включают в себя как крупную (крупную) моторику , так и мелкую (мелкую) моторику . Просмотрите следующие контрольные списки относительно физического развития, ожидаемого от ребенка в этом возрасте, и отметьте, как ваш ребенок успевает в каждой области.
Крупная моторика — Мой ребенок умеет:
  • Проворная походка, хороший баланс и устойчивая походка.
  • Бег с комфортной скоростью в одном направлении и вокруг препятствий; она также может останавливаться, перезапускаться и поворачиваться во время бега.
  • Прицельтесь и бросьте большой мяч или погремушку или поймайте брошенный ей мяч.
  • Подпрыгните несколько раз на каждой ноге.
  • Пройдитесь и перепрыгните низкий объект, например веревку, веревку или бревно.
  • Несколько раз подбросить большой мяч.
  • Удар по неподвижному мячу.
  • Педаль и управление трехколесным велосипедом.

Мелкая моторика — Мой ребенок умеет:
  • Чистить зубы, расчесывать волосы и одеваться без посторонней помощи.
  • Умело пользоваться столовыми приборами.
  • Используйте ножницы (детского размера), чтобы разрезать по линии.
  • Подбирайте мелкие предметы, такие как монеты, зубочистки и скрепки.
  • Соберите простые пазлы.
  • Скопируйте простые фигуры, такие как круг или квадрат.
  • Напечатать несколько букв алфавита.
  • Складывайте предметы, чтобы они не падали.

Стимулирование физического развития в домашних условиях

Теперь, когда вы понимаете некоторые ключевые физические/моторные навыки, которыми должен обладать ваш ребенок, вы можете усилить его развитие и, при необходимости, способствовать дальнейшему прогрессу. Легко (и весело!) тренировать физические навыки с ребенком в течение дня. Вот некоторые рекомендации и упражнения, которые можно попробовать:
  • Предоставьте ребенку пространство и свободу для использования крупных мышц с помощью таких действий, как бег, лазание и качание на игровом оборудовании.
  • Убедитесь, что ваш ребенок достаточно спит и питается, чтобы способствовать его общему развитию и активности.
  • Отводите своего ребенка к педиатру для регулярных осмотров ребенка и обязательно проверяйте его зрение и слух. Даже небольшие проблемы, обнаруженные и решенные в этом возрасте, могут значительно улучшить развитие двигательных навыков и уверенность в себе.
  • Собирайте игрушки и оборудование, которые ваш ребенок может использовать для развития крупных мышц. (Например: обручи, кресла-мешки, трехколесный велосипед, большие пляжные мячи и баскетбольное кольцо детского размера.)
  • Установите пустые бутылки из-под воды, как кегли для боулинга, и пусть ваш ребенок использует мягкий мяч для игры в миску.
  • Присоединяйтесь к своему ребенку в активной игре. Играйте в ловушку, помечайте или устраивайте простую полосу препятствий.
  • Дайте ребенку возможность попрактиковаться в мелкой моторике, используя безопасные для детей ножницы, кубики Lego, кубики и пуговицы.

Примечание. Если у вашего ребенка есть постоянная няня или воспитатель, обязательно передайте эти советы опекуну.

Развитие навыков физического развития в дошкольных учреждениях

В дошкольном возрасте ваш ребенок будет погружен в мир структурированного обучения и социального взаимодействия. Она также научится играть в игры и заниматься, которые бросают вызов и развивают ее физические способности. Чтобы отслеживать, как развиваются физические навыки вашего ребенка, вам необходимо:
  • Спросите учителя вашего ребенка, как преподаются и отрабатываются навыки мелкой и крупной моторики в школе, и где ваш ребенок преуспевает или испытывает трудности.
  • Узнайте, какими физическими навыками должен овладеть ваш ребенок, чтобы успешно перейти в детский сад.
  • Поощряйте ребенка рассказывать вам о физических играх и занятиях, в которые он играл в школе, постарайтесь оценить, как он относится к ним и своим способностям, и воспроизведите эти или подобные занятия (в веселой форме) дома.

Повод для беспокойства? Куда обратиться за советом и помощью

Будьте уверены, что физические навыки не развиваются одинаково у всех дошкольников; некоторые отклонения являются нормальными. Тем не менее, вы можете обратиться за помощью, если ваш дошкольник:
  • Неловкий и неуклюжий. (Например: уронить, пролить, ударить или опрокинуть предмет.)
  • Проблемы с пуговицами, молниями, кнопками и обучением завязыванию шнурков.
  • С трудом использует мелкие предметы (такие как блоки Lego и кусочки пазлов) и предметы, требующие точности (такие как ножницы).
  • Неуклюже держит карандаши и маркеры, что приводит к плохому почерку и незрелым для ее возраста рисункам.
  • С трудом раскрашивает или пишет «на бумаге» или «внутри линий».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *