Физиологические особенности детей 4 5 лет: Возрастные особенности детей 4-5 лет | Материал (средняя группа) на тему:

Содержание

Анатомо-физиологические особенности детей 5-6 лет

Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см. Каждый возрастной этап характеризуется, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные и половые различия в этих показателях. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы. Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчиваются. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.) Не заканчивается и окостенение носовой перегородки. Эти особенности воспитатель должен учитывать при проведении подвижных игр и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам. Позвоночный столб ребенка пяти-шести лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен следить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей. В развитии мышц выделяют несколько «ключевых» этапов. Один из них — это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов (проприоцептивные рефлексы — рефлексы, получаемые с мышц и сухожилий; вестибулярные рефлексы — реакции вестибулярного аппарата (органа чувств, расположенного во внутреннем ухе человека) на изменения положения головы и туловища в пространстве), а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям по-прежнему легче даются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но они способны выполнять и короткие упражнения, в которых требуется опора на одну ногу, например, в подвижных играх «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка». Органы дыхания. Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности количество заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%). Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем 1100—1200 см3, но она зависит от многих факторов (длины тела, типа дыхания и др. ). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту — в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2—7 раз, а при беге — еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6—0,8 до 1,2—1,6 км. Прыгать через скакалку дети могут в течение 5 минут — «возраст двигательной расточительности». В задачи педагога входит контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности; предупреждать случаи гипердинамии и активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры. Сердечно-сосудистая система. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденное размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92— 95 ударов в минуту. Развитие высшей нервной деятельности характеризуется ускоренным формированием ряда морфо-физиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др. Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны выделять признаки, объединяющие разные группы, например, могут осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что все они сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность усвоения дошкольниками систематизированных знаний. В учебно-воспитательном процессе необходимо широко использовать способность центральной нервной системы к образованию сложных межфункциональных связей. У ребенка 5—6 лет проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной—трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствующей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество очков, которое он получил (прием разработан В.Н. Аванесовой). На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условное и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают «как надо» и воздерживаются от недозволенного. Однако задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) — сила, уравновешенность и подвижность — также совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др. У детей пяти-шести лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (на время частично измененной) обстановки при проведении подвижных игр, режимных мероприятий и т. д.

Развитие личности

Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я-реального — тех качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я-потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, — не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра — важнейшая основа детских взаимоотношений — по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни оказать ему поддержку или выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Как мы уже отмечали, у ребенка развивается представление о себе, благодаря этому он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес. Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей. Это, во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Дети 5—6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весьма разнообразными. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности. Так, очень эффективна игровая мотивация. Например, большее число новых слов дети запоминают не на занятиях, а во время игры в «магазин», получив задание сделать необходимые покупки. В игре у всех детей шестого года значительна (до 40—70 минут) длительность удержания цели в памяти. Самостоятельно ставят цель в индивидуальной игре уже воспитанники средней группы, но в старшей с 80 до 92% увеличивается число умеющих ставить цель в общей игре.

Развитие психических процессов

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7. Память. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов. Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т. д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

строение ребенка, факторы развития, нормы и возможная патология

В возрасте с 3 до 7 лет дети очень сильно меняются — из пухлых малышей вдруг превращаются в худых, без умолку болтающих, имеющих свою позицию и точку зрения мальчиков и девочек. Как изменяются дети за эти 4 года? Каковы анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста? Что характерно для дошкольников и как распознать патологию?

Три года — кризисный возраст

Три года — первый сложный возраст не только для ребенка, но и для его родителей. Конечно, кризисы охватывали малыша и раньше, но, по сравнению с этим возрастным кризисом, все они, скорее всего, быстро забудутся.

Кризис трех лет по силе и частоте не уступает подростковому. Три года — время формирования новых отношений с окружающим миром, поиска активных контактов со взрослыми и сверстниками.

Дети этого возраста активны, быстро развиваются, получают новые и совершенствуют уже имеющиеся навыки во всех сферах — самообслуживании, речи, психических реакциях.

Из анатомо-физиологических особенностей детей младшего дошкольного возраста прежде всего следует выделить:

  • недостаточную толщину кожных покровов, которые еще плохо справляются с терморегулирующей функцией;
  • повышенную частоту пульса и пониженное артериальное давление;
  • недостаточное окостенение скелета;
  • неразвитость систем торможения в нервной системе.

Физиология трехлетки

В возрасте трех лет дети имеют примерно следующие показатели:

  • Рост: 95 см + 4,3 см.
  • Количество молочных зубов: 15-20.
  • Вес: 11,5 кг + 2 кг.
  • Окружность головы: 47 см.
  • Окружность грудной клетки: 50,7 см + 2 см.

К физиологическим особенностям детей дошкольного возраста относится замедление роста и набора веса, при этом заметно изменяются пропорции тела. Мышечная система укрепляется, ребенок стремится больше двигаться, однако контроль над движениями еще не выработан, поэтому для этого возраста характерно получение травм.

Психическое развитие младшего дошкольника

Ведущим процессом в психическом развитии трехлетнего ребенка становится восприятие. Он быстро познает мир в игровой деятельности. Его внимание все еще не устойчиво, однако заметна положительная динамика — к 4 годам малыш сможет посвятить одному занятию уже около 10 минут.

Ребенок уже анализирует и сравнивает между собой предметы и объекты действительности, но память остается непроизвольной. Легче всего он запоминает то, что сопровождается движением.

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что в возрасте трех лет в речи ребенка все еще присутствуют не все звуки — «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л» и «р» появятся немного позже. В этот период речь продолжает оставаться диалогической и преимущественно ситуативной. Словарный запас ребенка колеблется от 1500 до 2000 слов. В речи начинают появляться глаголы и прилагательные. Воображение все еще развито очень слабо.

4 года — упор на физическое развитие

Четыре года — новый этап в развитии дошкольника. Кризис трех уже позади, ребенок научился справляться с некоторыми эмоциями, частично отвоевал себе свободу. Наступает спокойный период, когда малыш занят познанием себя и мира.

Основным показателем нормального развития служат вес и рост. В 4 года вес колеблется в пределах 11-19 килограммов, а рост — 96-114 сантиметров. Ребенок очень подвижный, но анатомо-физиологические особенности детей раннего дошкольного возраста не позволяют ему в должной мере координировать свои движения. Все еще нередки травмы.

Маленьких непосед следует отдать в спортивную секцию, на общую физическую подготовку, а также по возможности проводить как можно больше времени на свежем воздухе. На улице нужно предлагать ребенку подвижные игры.

Психологическое состояние четырехлетнего ребенка

Психоэмоциональное состояние четырехлетки все еще очень нестабильно — он легко поддается чувствам, оказывается в их плену, но также легко отвлекается и забывает.

Спектр чувств увеличивается — теперь малыш уже осознает, когда он чувствует грусть, стыд, обиду или разочарование. Формируются зачатки эмпатии — ребенок считывает настроение родного человека и сопереживает или делит с ним радость.

Интеллект, речь и моторика

Интеллектуальное развитие легко объясняется анатомо-физиологическими особенностями детей дошкольного возраста. Мозг четырехлетнего ребенка уже практически достиг объемов мозга взрослого человека, но большинство нейронных связей все еще не сформированы, а правое и левое полушария развиты в равной степени.

Ведущей остается игровая деятельность. Ребенок активно познает мир, развивается ассоциативное мышление. Увеличивается словарный запас, диалогическую речь сменяет монологическая — все чаще ребенок комментирует свою игру, напевает песенки собственного сочинения.

С речью тесно связано развитие мелкой моторики. Все еще очень важно проводить занятия по ее развитию — игры с крупами, бусинами, мелким конструктором. Можно начать подготавливать руку к письму — в этом возрасте ребенок должен много лепить и рисовать.

Пора начинать короткие занятия буквами и счетом, читать малышу, отгадывать загадки. Анатомо-физиологические особенности детей-дошкольников все еще не позволяют им долго удерживать внимание, поэтому такие занятия не должны длиться дольше 10-15 минут.

5 лет — время расцвета самостоятельности

Пятилетний ребенок — это уже не очаровательный трехлетний малыш, и даже не гиперактивный четырехлетка. Пять лет — это время для развития логических и творческих способностей малыша.

Ребенок в этом возрасте стремится к самостоятельности, отстаивает свою точку зрения, много спорит. Активно развивается интеллект и образуются новые нейронные связи.

Дошкольник жадно впитывает новые знания, но анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что они не в состоянии долго концентрироваться на одном занятии. Это следует учитывать педагогам при построении развивающих занятий — они не должны превышать 20-25 минут с обязательной активной физминуткой.

Наглядно-действенное мышление сменяется образным и начинает активно развиваться фантазия. Одновременно появляются страхи — темноты, одиночества, замкнутого пространства и многие другие.

Время для спорта

Физиологические особенности развития детей дошкольного возраста в пять лет подразумевают развитие гибкости, ловкости, координации движений, силы и умения ориентироваться в пространстве. В совокупности с быстрым интеллектуальным развитием это создает отличную базу для первой пробы в спорте.

В пять лет ребенок уже в состоянии усваивать правила командных игр, слушать и слышать тренера. Занятия по общей физической подготовке можно постепенно замещать осознанными формами двигательной активности — спортом или танцами.

Активно растет и развивается структура мозга и скелет ребенка. За прошедший год ребенок набрал 2-2,5 килограмма и вытянулся на 5-7 сантиметров.

Физиология шестилетнего ребенка

Шесть лет — переходный возраст в жизни ребенка. Двигательная активность все еще стоит во главе его развития, одновременно увеличивается тяга к познавательной деятельности.

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста в 6 лет подразумевают активное развитие опорно-двигательного аппарата, мелких групп мышц, дифференциальное развитие отделов ЦНС, укрепление сердечно-сосудистой системы.

Большой скачок происходит в развитии психической и умственной сферы.

Старший дошкольный возраст

В шесть лет у ребенка формируется волевое усилие. Он может выбрать себе какую-то задачу и удерживать на ней свое внимание достаточно продолжительное время. Продолжает развиваться воображение, малыш начинает лучше отличать свои фантазии от реальности.

Ребенок использует в речи обширный словарный запас, свободно пользуется родным языком, умеет выражать свои мысли и чувства. Он не только осознает себя личностью с собственными желаниями, но и умеет соизмерять их со своими способностями и возможностями. Несмотря на возросшую самостоятельность, дошкольник становится более гибким и открытым к диалогу.

При построении отношений с шестилетним ребенком стоит учитывать анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Малыш все еще нуждается в поддержке взрослого, но его возросшие физические и психические способности нельзя игнорировать. Следует поощрять самостоятельность и инициативность, организовать ребенку возможность общения с ровестниками и взрослыми — тренерами, друзьями семьи, учителями и наставниками.

От малыша к школьнику

Кратко анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста можно сформулировать в следующих пунктах:

  1. Рост замедляется до 5 сантиметров, набор веса — до 2 килограммов в год.
  2. Снижается частота пульса, увеличивается артериальное давление.
  3. Кожные покровы утолщаются.
  4. Начинается окончательное окостенение скелета. Этот процесс займет несколько лет, поэтому все еще необходимо следить за осанкой ребенка.
  5. Нарастает мышечная масса, начинается дифференцировка мышечных волокон.
  6. Грудная клетка принимает форму цилиндра, ребра занимают то же положение, что и у взрослого.
  7. Возрастает дыхательный объем легких — потребность в кислороде у 6-летнего ребенка почти вдвое больше, чем у взрослого.
  8. Продолжает свое развитие желудочно-кишечный тракт — объем желудка и длина кишечника увеличиваются.
  9. Объем глазного яблока увеличивается, начинает свое развитие глубинное зрение. Острота достигает показателей взрослого человека.
  10. Продолжает свое активное формирование иммунная система.
  11. Повышается острота слуха.
  12. Проявляются первые половые различия. Это объясняется развитием эндокринной системы — гипофиза, надпочечников и щитовидной железы.
  13. Происходит большой скачок в развитии нервной системы малыша и его умственном развитии. Формируются зачатки интеллекта и мышления.

Патологии и отклонения в развитии дошкольников

При неблагоприятных обстоятельствах — моральных или физических — нормальное развитие ребенка может нарушаться, в результате чего формируются различные патологии. Они могут быть физическими, социальными, педагогическими и психическими. К сожалению, не каждое из этих отклонений в состоянии заметить или отличить от особенностей характера даже опытный родитель. Именно поэтому так важно своевременно проходить диспансеризацию.

Ориентируясь на средние показатели возрастных физиологических особенностей детей дошкольного возраста, родители могут самостоятельно контролировать развитие ребенка, а в случае подозрения на патологию — немедленно обратиться к врачу. Вас должно насторожить, если:

  • ребенок слишком много фантазирует или, наоборот, слишком примитивен в своих фантазиях;
  • демонстрирует инфантильные реакции, не свойственные возрасту — кричит, плачет, падает в истерике на пол по любому незначительному поводу;
  • не в состоянии соблюдать запрет даже в игровых ситуациях;
  • чересчур агрессивно реагирует на запреты и замечания;
  • с трудом выстраивает отношения со сверстниками;
  • не проявляет интереса к знаниям;
  • мало двигается, не интересуется подвижными играми;
  • неусидчив и рассеян.

Все эти признаки могут свидетельствовать о нарушениях реакций возбуждения и торможения в головном мозге. При любых подозрениях на патологию следует сразу проконсультироваться с педиатром и детским неврологом.

Запись вех развития — 5 лет: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002016.htm

Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.

В этой статье описываются ожидаемые навыки и маркеры роста большинства 5-летних детей.

Вехи физических и двигательных навыков для типичного 5-летнего ребенка включают:

  • Прибавляет от 4 до 5 фунтов в год (от 1,8 до 2,25 кг)
  • Прибавляет от 2 до 3 дюймов в год (от 5 до 7,5 сантиметров)
  • Зрение достигает 20/20
  • Первые взрослые зубы начинают прорезываться через десну ( у большинства детей первые зубы не появляются до 6 лет)
  • Улучшается координация (заставляя руки, ноги и тело работать вместе)
  • Прыгает, прыгает и подпрыгивает с хорошим балансом
  • Сохраняет равновесие, стоя на одном нога с закрытыми глазами
  • Демонстрирует более высокие навыки обращения с простыми инструментами и письменными принадлежностями
  • Может копировать треугольник
  • Может использовать нож для размазывания мягкой пищи

Сенсорные и умственные вехи:

  • Имеет словарный запас более 2000 слов
  • 90 предложения из 5 и более слов и со всеми частями речи
  • Может различать разные монеты
  • Может считать до 10
  • Знает номер телефона
  • Может правильно называть основные цвета и, возможно, многие другие цвета
  • Задает более глубокие вопросы, касающиеся смысла и цели
  • Может ответить на вопросы «почему»
  • Более ответственен и говорит «извините», когда совершает ошибки
  • Демонстрирует менее агрессивное поведение
  • Перерастает ранние детские страхи другие точки зрения (но могут не понимать их)
  • Улучшил математические навыки
  • Задает вопросы другим, в том числе родителям
  • Сильно идентифицирует себя с родителем того же пола
  • Имеет группу друзей
  • Любит воображать и притворяться во время игры (например, изображает путешествие на Луну)

Способы поощрения развития 5-летнего ребенка включают:

  • Совместное чтение
  • Предоставление ребенку достаточного пространства для физической активности
  • Обучение ребенка участию в спортивных состязаниях и играх и изучение их правил
  • Поощрение ребенка к играм с другими детьми, что способствует развитию социальных навыков
  • Творческая игра с ребенком
  • Ограничение времени и содержания просмотра телевизора и компьютера
  • Посещение местных достопримечательностей
  • Поощрение ребенка к выполнению мелких домашних дел, таких как помощь накрыть на стол или сбор игрушек после игры

Нормальные вехи детского роста — 5 лет; Вехи роста детства – 5 лет; Вехи роста для детей – 5 лет; Ну ребенок — 5 лет

Бамба В.

, Келли А. Оценка роста. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник Нельсона по педиатрии . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 27.

Картер Р.Г., Фейгельман С. Дошкольные годы. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник педиатрии Нельсона . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 24.

Обновлено: Нил К. Канеширо, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рецензировали Дэвид С. Дагдейл, доктор медицинских наук, медицинский директор, Бренда Конауэй, главный редактор, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.

Вехи развития: дети в возрасте от 4 до 5 лет

Каких вех развития должен достичь мой ребенок к четырем-пяти годам?


Прежде чем вы это узнаете, несколько спокойный трехлетний ребенок становится динамо-машиной энергии, драйва, властности, воинственности и вообще нестандартного поведения. Вы можете вспомнить о более ранних испытаниях и невзгодах, через которые вы прошли, когда ему было два года. Также очевиден в это время огромный всплеск творческих идей, которые исходят из детских умов и ртов. Все это поведение и мышление помогут вашему малышу создать прочную основу, когда он вступит в мир детского сада.

Вот еще несколько вех, на которые стоит обратить внимание.

Движение вех

Вехи в навыках рук и пальцев

  • Копии Треугольник и другие геометрические узоры

  • Притягивает человека с телом

  • . Пользуется вилкой, ложкой и (иногда) столовым ножом

  • Обычно ухаживает за собственным туалетом

Языковые вехи

  • Отзывы Часть истории

  • Говоряет о предложениях более пяти слов

  • Использует будущее напряжение

  • . Рассказывает более длинные истории

  • 111111111112
  • . Рассказывает более длинные истории

  • 111111111111112
  • .

Когнитивные вехи

  • Может считать десять и более предметов

  • Правильно называет не менее четырех цветов

  • Лучше понимает понятие времени

  • Знает о повседневных вещах в доме (деньги, еда, бытовая техника)

Социальные и эмоциональные вехи

  • Хочет радовать друзей

    3

  • 2 любит своих друзей

  • Скорее соглашается с правилами

  • Любит петь, танцевать и играть

  • Демонстрирует большую независимость и может даже навестить соседку одна

  • Знает о сексуальности

  • Возможность отличить фантазию от реальности

  • Иногда требовательный, иногда с удовольствием кооператив

Смотрение. когда и как ваш собственный дошкольник будет совершенствовать данный навык.

Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.