Фонематический слух это: Страница не найдена — Ружанская средняя школа

Содержание

РЕЧЕВОЙ СЛУХ | Научно-практический центр детской психоневрологии

  • Главная
  • О центре
  • Новости
  • Новости центра
  • РЕЧЕВОЙ СЛУХ
  • 10.02.2020

    РЕЧЕВОЙ СЛУХ

    Речь – это очень сложный процесс, в котором можно выделить два взаимодействующих механизма: внутренний и внешний.

    Внешняя речь – это собственная речь ребенка. Она развивается на базе внутренней речи. Ребенок пытается воспроизводить звуки языка и слова, которые слышит со стороны. Его речевой слух оценивает результат и, если подражание оказалось неудачным, ребенок продолжает искать новые, более точные способы произнесения. Так он постепенно учится говорить.

    Внутренняя речь – это понимание речи. Оно формируется благодаря речевому слуху.

    Речевой слух (фонематический слух) — это способность различать отдельные звуки речи между собой в речевом потоке.

    В результате этой способности ребенок начинает узнавать, понимать слова, их значение и отличать их друг от друга.

    Речевой слух у ребенка начинает формироваться с первого месяца жизни, когда он слышит голос мамы и перестает плакать. В дальнейшем ребенок поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. С появлением лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию взрослого, пытается подражать. При этом многократное повторение слогов закрепляет навык артикуляции услышанных речевых звуков.

    Речевой слух является базой для дальнейшего развития звукопроизношения и осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Он соотносит и сопоставляет слышимые звуки с их эталонами. Благодаря этой способности, ребенок начинает различать гласные и согласные звуки, дифференцировать согласные звуки по твердость-мягкости, глухости-звонкости и т.д.

    Благодаря фонематическому слуху человек способен:

    • слышать данный звук в слове
    • различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности
    • различать близко звучащие, но разные по значению слова.

    Нарушение речевого (фонематического) слуха ведет к тому, что ребенок не различает близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Слова с этими звуками не понятны ребенку, он путает их значение, различные предлоги и безударные окончания ребенок не слышит, страдает понимание обращенной речи.

    Фонематический слух, являясь врожденной способностью у людей, становится базой для формирования фонематического восприятия: анализа и синтеза.

    Фонематическое восприятие это умственное действие, по выделению и различению фонем (звуков), по определению звукового состава слова. Этому ребенка надо целенаправленно обучать: определение позиции звука в слове (первый, последний, средний), последовательности звуков (какой за каким звуком стоит), количество звуков в слове и т.д. При сохранном речевом слухе обучение фонематическому анализу и синтезу проходит без особых проблем, что способствует дальнейшему обучению письму и чтению.

    Важность речевого слуха в развитии речи ребенка трудно переоценить. Речевой слух является основой для таких умений ребенка, как:

    • Дифференциация схожих по звучанию фонем (фонематический анализ и синтез)
    • Дифференциация одинаковых звукокомплексов, слов, фраз по высоте, силе, тембру голоса
    • Нормативное звукопроизношение
    • Управление фонацией (темп речи, громкость, высота голоса, интонация)
    • Развитие и овладение лексико-грамматическим строем речи
    • Нормативное освоение письма и чтения

    Возврат к списку

    Все фото
    • Благотворительный праздник «Здравствуй, школа!»
     

    Нарушение фонематического слуха — Общие сведения, Причины возникновения.

    Томск
    Общие сведения

    Фонематический слух отвечает за способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонема это минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.

    Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух это способность ориентироваться в неречевых звуках, в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух имеет способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов.

    Любой язык характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие, как несущественные для данного языка.

    Нарушение фонематического слуха у детей


    При формировании у ребенка акустических образов отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались.

    В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляционные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

    Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические дефекты, при которых нарушается общая система языка. При нарушении речевого слуха у ребенка возникает сенсорная дислалия (нарушение звукопроизношения).

    В зависимости от того, каким является дефект (фонематическим или фонетическим) выделяют три формы дислалии:

    • акустико-фонематическую;

    • артикуляторно-фонематическую;

    • артикуляторно-фонетическую.

    К акуститко-фонематической дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи:

    В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка неполностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой.

    Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному воспроизведению слова. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

    Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями. Например, в отношении шумных фонем, различающихся по признаку глухость-звонкость, некоторых сонорных фонем и некоторых других.

    В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков, например, глухость-звонкость, дефектным оказывается восприятие всей группы. В ряде случаев нарушенным оказывается противопоставление в группе взрывных или сонорных согласных.

    При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется реакция слухового различения некоторых фонем.

    Нарушение фонематического слуха у взрослого


    У взрослых наблюдается нарушение фонематического слуха при локальных поражениях мозга. Сенсорная (височная) афазия, или речевая агнозия (непонимание речи), связанная с очагом поражения в задней части левой височной извилины, что соответствует 21-му и 22-му корковым полям в области слухового анализатора.

    При заболевании поражается речеслуховой анализатор. Анализ звуковой речи связан со слуховым анализатором, нужно помнить, что в возникновении сенсорной афазии огромную роль играет разрыв связей между слуховым анализатором и всей корой, а также повреждение сложной функционально-динамической системы.

    Клинические наблюдения свидетельствуют о том, что в более легких случаях больной понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно имеющие отношение к ежедневному привычному обиходу, но может наблюдаться расстройство фонематического слуха. При тяжелых формах заболевания пациент не понимет человеческую речь, слово для него утрачивает свой смысл и воспринимается как сочетание неясных шумов.

    При нарушении фонематического слуха вследствие поражения ядерной зоны звукового анализатора левого полушария возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи, но и в нарушении всех других форм речевой деятельности.

    Фонематический код языка состоит из системы ряда фонематических противопоставлений, в каждом из которых выделяется значимый фонематический признак, изменение которого меняет смысл воспринимаемого слова. В процессе декодирования фонематического состава языка решающую роль играют системы височной области левого полушария, которые являются центральным “корковым ядром” слухоречевого анализатора.

    Поражение слухоречевых отделов коры (задней трети первой височной извилины левого полушария) не отражается на остроте слуха, но нарушает систему слухоречевого слуха. Больные с такими поражениями продолжают хорошо различать различные неречевые звуки (стук посуды, музыкальные мотивы, шум дождя), но оказываются не в состоянии выделить фонематические признаки родного языка, являющиеся носителями смысла слов.

    В силу этого возникают смешения близких, а иногда и далеко отстоящих фонем, невозможность определить существенные признаки речевых звуков, а вместе с этим и невозможность сохранить четкую фонематическую структуру воспринимаемой речи, что и составляет признак сенсорной афазии.

    В то же время больные этой группы всегда сохраняют задачу, декодировать полученное ими сообщение: они активно ищут смысл высказывания, пытаются догадаться о нем, но нарушение фонематического слуха неизбежно приводит к грубому затруднению в выделении лексических единиц речи.

    Характерно, что, теряя возможность четко определить значение отдельных лексических единиц, больные с поражением височных отделов коры правильно и тонко оценивают интонационно-мелодическую структуру речевого высказывания, легко различая вопросительные и утвердительные предложения, улавливая тон сомнения или уверенности, что позволяет им понять общий ситуационный смысл обращенной к ним речи. Именно эта диссоциация между распадом декодирования лексических компонентов речи и достаточной сохранностью понимания ее просодических компонентов характеризует процесс понимания целого высказывания у больных с поражением левой височной области.

    Нарушение фонематического слуха ведет к резкой дезорганизации всей речевой системы. При полном разрушении этой области коры у человека пропадает способность различать фонемы родного языка. Такие больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю или зашумленную речь (например, когда одновременно говорят двое людей). Особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. Дефект устной речи является центральным звеном в этом заболевании.

    Однако, поскольку все формы речевой деятельности связаны между собой, нарушение одного звена влияет на всю речевую систему, вторично страдают и все другие формы речевой деятельности. У больных отсутствует активная спонтанная устная речь.

    Речевое высказывание заменяется непонятными словами или набором звуков. Иногда больные правильно произносят только привычные слова. Как правило, они заменяют одни звуки другими (литеральные парафазии), так как при сенсорной афазии распадается первичный звуковой состав слова, восприятие тех элементов (звуков), из которых складывается слово.

    У больных резко нарушено письмо под диктовку, потому что для них неясен тот образец, который подлежит написанию; у них резко затруднено повторение услышанных слов; нарушено также чтение, поскольку нет контроля за правильностью своей речи. Иными словами, вследствие нарушения фонематического слуха распадается вся речевая система. В то же время у больных с сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, сохраняется артикуляция.

    Нарушение фонематического слуха при заболеваниях

    Причины нарушения фонематического слуха могут быть механические (органические) и функциональные. Механические нарушения фонематического слуха вызываются органическими дефектами речевого аппарата, его костного и мышечного строения. Это может быть:

    • укороченная подъязычная связка;

    • малоподвижный большой язык;

    • слишком маленький и узкий язык;

    • вялость мышц передней части языка.

    Основные дефекты строения челюсти:

    • прогнатия;

    • прогения;

    • открытый прямой прикус;

    • открытый боковой прикус;

    • неправильное строение зубов; неправильное строение неба: (готическое узкое, высокое;

    • низкое, плоское; толстые губы с отвислой нижней губой или укороченной малоподвижной верхней).

    К функциональным причинам нарушения фонематического слуха относятся:

    • неправильное воспитание речи ребенка в семье, в которой взрослые “сюсюкают” с малышом;

    • подражание людям с неясной и косноязычной речью;

    • двуязычие в семье; педагогическая запущенность;

    • недоразвитие фонематического слуха; долгое сосание соски, вследствие чего образуется недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, нижней челюсти; снижение слуха.

    При проблемах со слухом обратитесь за консультацией к логопеду. Врач поможет подобрать индивидуальной лечение, устранит нарушения слуха в оптимальный период.

    Фонематическая осведомленность: концепции и исследования

    Распечатать эту страницу.

    Концепции и исследования

    • Что такое фонематическая осведомленность (PA)?
    • Определения ключевой терминологии PA
    • Примеры фонем и навыков фонематического восприятия
    • Исследование фонематического восприятия

    Фонематическая осведомленность (PA):

    1. способность слышать и манипулировать звуками в произносимых словах, а также понимание того, что произносимые слова и слоги состоят из последовательностей звуков речи (Йопп, 1992; см. ссылки).
    2. необходим для обучения чтению в алфавитной системе письма, поскольку буквы обозначают звуки или фонемы. Без фонематического понимания фонетика не имеет большого смысла.
    3. фундамент для преобразования речи в печать. Если ребенок не слышит, что «человек» и «луна» начинаются с одного и того же звука, или не может смешивать звуки /рррррууууууннннн/ в слово «бежать», у него могут возникнуть большие трудности с соединением звуков с их письменными символами или смешиванием звуков, чтобы составить слово.
    4. необходим для обучения чтению в алфавитной системе письма.
    5. сильный предиктор детей, которые рано добились успеха в чтении.

    Важное отличие:
    • Фонематическая осведомленность НЕ является фонетикой.
    • Фонематическая осведомленность является СЛУХОВОЙ и не включает слова в печатном виде.

    Фонематическая осведомленность важна…
    • Читателям необходимо обращать внимание на то, как буквы обозначают звуки. Он настраивает читателей на печать.
    • Это дает читателям возможность приблизиться к озвучиванию и чтению новых слов.
    • Помогает читателям понять принцип алфавита (буквы в словах систематически представлены звуками).

    …но сложно:
    • Хотя в английском языке 26 букв, в английском языке примерно 40 фонем или звуковых единиц. (ПРИМЕЧАНИЕ: количество фонем варьируется в зависимости от источника.)
    • Звуки представлены 250 различными вариантами написания (например, /f/ как в ph, f, gh, ff).
    • Звуковые единицы (фонемы) не очевидны по своей сути, и их необходимо изучать. Звуки, из которых состоят слова, «сочленяются»; то есть они не отделены отчетливо друг от друга.

    Перейти к началу страницы

    Определения ключевых терминов PA:

    • Фонема: Фонема – это звук речи. Это наименьшая единица языка, не имеющая собственного значения.
    • Фонематическая осведомленность: способность слышать и манипулировать звуками в произнесенных словах, а также понимание того, что произнесенные слова и слоги состоят из последовательностей звуков речи (Йопп, 19 лет). 92; см. ссылки). Фонематическая осведомленность включает в себя слушание языка на уровне фонемы.
    • Фонетика: использование кода (звуко-символьные отношения для распознавания слов).
    • Фонологическая осведомленность: способность слышать звуковую структуру языка и управлять ею. Это всеобъемлющий термин, который включает в себя работу со звуками языка на уровне слов, слогов и фонем.
    • Непрерывный звук: Звук, который можно продлить (растянуть) без искажения (например, р, с, а, м).
    • Onset-Rime: Начало — это часть слова перед гласной; не все слова имеют начало. Иней – это часть слова, включающая гласную и то, что следует за ней.
    • Сегментация: Разделение слов на фонемы.

    Перейти к началу страницы

    Примеры фонем

    Слово «солнце» состоит из трех фонем: /s/ /u/ /n/. В таблице ниже показаны различные лингвистические единицы от самой большой (предложение) до самой маленькой (фонема).

    Предложение Ярко светило солнце.
    Ворд солнце
    Слог солнце, солнце, солнце,
    Начало изморози солнце, солнце, солнце
    Фонема вс

    В слове «закрыть» тоже три фонемы: /ш/ /у/ /т/.


    Примеры фонематического восприятия
    • Слияние: Какое слово я пытаюсь сказать? Ммммм… оооооо… с.
    • Сегментация (первая звукоизоляция): Какой первый звук в швабре? /м/
    • Сегментация (последняя звукоизоляция): Какой последний звук в mop? /п/
    • Сегментация (полная): Какие звуки вы слышите в швабре? /м/ /о/ /п/

    Что должны знать учителя Что учителя должны уметь делать
    • Определение фонематического восприятия (ПА).
    • Связь фонематического восприятия с ранними навыками чтения.
    • Континуум развития навыков фонематического восприятия.
    • Какие навыки фонематического восприятия важнее и когда им следует обучать.
    • Особенности фонем и заданий, влияющих на сложность задания.
    • Терминология (фонема, ПА, непрерывный звук, время начала, сегментация).
    • Оценка ФА и диагностика трудностей.
    • Точное воспроизведение звуков речи.
    • Используйте континуум развития для выбора/разработки инструкции PA.
    • Выберите примеры в зависимости от сложности навыков, фонем, типов слов и опыта учащегося.
    • Моделируйте и проводите уроки PA.
    • Связать PA с чтением и правописанием.
    • Оценить дизайн учебных материалов.
    (с изменениями Moats, 1999; см. Ссылки)

    Как выглядит отсутствие фонематического восприятия?

    Дети с недостатком фонематических навыков не могут:

    • групповые слова со сходными и неодинаковыми звуками (мат, кружка, солнце)
    • смешивать и разделять слоги (нога)
    • смешивать звуки в слова (m_a_n)
    • сегментировать слово как последовательность звуков (например, рыба состоит из трех фонем: /f/ , /i/, /sh/)
    • обнаруживать звуки в словах и управлять ими (замените r в строке на s).

    (Kame’enui, et. al., 1997; см. ссылки)

    Перейти к началу страницы

    Исследования фонематического восприятия говорят:


    «Лучший предсказатель трудности чтения в детском саду или первом классе — это неспособность разделить слова и слоги на составные звуковые единицы (фонематическое восприятие)» (Лион) , 1995; см. Ссылки).


    Способность слышать фонемы и манипулировать ими играет важную роль в приобретении начальных навыков чтения (Smith, Simmons, & Kame’enui, 1998; см. Ссылки).


    Имеются убедительные доказательства того, что основное различие между хорошими и плохими читателями заключается в способности хороших читателей обрабатывать фонологию.


    Эффекты тренировки фонологической осведомленности и обучения чтению дополняют друг друга. «Чтение и фонематическое осознание взаимно усиливают друг друга: фонематическое осознание необходимо для чтения, а чтение, в свою очередь, еще больше улучшает фонематическое осознание». (Shaywitz, 2003, см. Ссылки)


    Фонологическое осознание поддается обучению, и ему способствует внимание к обучающим переменным (Smith, Simmons, & Kame’enui, 1998; см. ссылки).

    Перейти к началу страницы

    Что такое фонологическое и фонематическое восприятие?

    Когда мы говорим об основах грамотности, на ум часто приходят три слова «PH»: фонологическая осведомленность, фонематическая осведомленность и фонетика. Мы видим эти термины, когда просматриваем стандарты чтения на уровне класса, исследования чтения и встроенные в уроки чтения, которые можно найти во многих основных сериях чтения. И фонологическое, и фонематическое осознание являются устными и слуховыми, и основное внимание уделяется звукам в словах. Фонетика, с другой стороны, фокусируется на буквах, которые обозначают звуки. Фонетика включает печать, фонологическую и фонематическую осведомленность — нет. Хотя фонологическое и фонематическое восприятие относится как к устному, так и к слуховому, между этими двумя терминами существуют различия.

    Что такое фонологическая осведомленность?

    «Фонологическая осведомленность — это понимание различных способов разделения устной речи на более мелкие компоненты и управления ими». (Чард и Диксон, 1999) Фонологическое осознание относится к более крупным «фрагментам» или «частям» языка. Когда мы просим студентов рифмовать, смешивать маленькие слова, чтобы составить сложное слово, разбивать слова на слоги или рифму, мы работаем на уровне фонологического восприятия. Фонологическое осознание можно представить как большой зонт, верхушка которого — большие «кусочки» языка.

    Что такое фонематический слух?

    Фонематическое осознание — это понимание того, что произносимые слова состоят из отдельных звуков, называемых фонемами. Фонема — это наименьшая звуковая единица, которую мы слышим в слове. Фонематическая осведомленность подпадает под категорию фонологической осведомленности. Вместо того, чтобы работать с более крупными единицами разговорной речи, мы просим учащихся слушать отдельные звуки или фонемы в произнесенном слове. Когда мы просим учащихся смешивать или разделять слова на мельчайшие звуковые единицы, которые они слышат, мы работаем на уровне фонематического восприятия. Например, четыре звука /п//л//а//н/ можно смешивать, чтобы получился план слова целиком.

    Как фонематический слух помогает чтению и развитию грамотности?

    В своей книге «Знай лучше, делай лучше» Дэвид и Мередит Либен заявляют: «Нельзя отказываться от фонематического восприятия или недооценивать его! Дети, не овладевшие им, неизбежно будут бороться». Несмотря на то, что десятилетия исследований подтверждают это утверждение, фонематическая осведомленность по-прежнему является наиболее распространенной причиной, по которой учащиеся испытывают затруднения при чтении слов. Когда педагоги рассматривают фонематическую осведомленность и фонетику как взаимозаменяемые термины, фонематическую осведомленность часто не учитывают при обучении, и акцент смещается на печать со фонетикой.

    Отсутствие четких инструкций по фонематическому восприятию приводит к тому, что многие учащиеся не понимают, что слова состоят из отдельных звуков. Вместо этого они получают сообщение о том, что слова — это целые единицы, которые необходимо визуально запоминать. В то время как учащиеся изучают язык естественным образом, слушая речь и слова, слышать отдельные звуки в словах неестественно. Мы не говорим отдельными звуками, вместо этого наша речь сочленяется, и мы слышим целые слова в устной речи. Если мы начнем обучение грамоте с обучения буквам и звукам без обучения фонематическому восприятию, фонетика не будет иметь смысла для учащихся.

    Фонематическая осведомленность и фонетика работают вместе, когда учащиеся учатся читать и писать по буквам. Слова состоят из звуков (фонематическое осознание), а буквы представляют эти звуки на бумаге (фоника). Без способности слышать звуки в словах фонематическое осознание и фонетика не могут вступить в эту взаимную связь. Исследователь Уайли Блевинс объясняет: «Обучение фонематическому восприятию обеспечивает основу, на которой строится обучение фонетике. Таким образом, дети нуждаются в серьезной тренировке фонематического восприятия, чтобы обучение фонетике было эффективным».

    Ученикам важно понимать, что слова состоят из отдельных звуков, и они могут смешивать, сегментировать и манипулировать этими звуками. Если учащиеся могут выполнять эту работу по воздуху, мы можем перенести эти навыки на печать, чтобы они могли читать и произносить больше слов.

    Как развивается фонологическая осведомленность?

    Важно поддерживать и укреплять учащихся на фоне континуума фонематического восприятия, чтобы они в конечном итоге могли слышать отдельные звуки в словах и манипулировать ими — уровень фонематического восприятия. Изображение лестницы ниже показывает континуум фонологического восприятия. При обучении фонологическому и фонематическому восприятию мы начинаем с фонологического уровня. Гораздо легче услышать более крупные единицы языка, чем отдельные звуки в слове. Например, попросить детей разделить слово «карандаш» на два слога /pen/ /cil/ — более простая задача по сравнению с разделением слова «pen» на три отдельных звука /p/ /e/ /n/.

    Самой крупной единицей языка является слово. Обучение фонологическому восприятию начинается на уровне слов, когда дети узнают, что сложные слова можно смешивать, сегментировать и манипулировать ими. Например, мы можем смешать маленькие слова класс — комната вместе с составным словом классная комната . Или наоборот, мы можем разделить сложные слова на два отдельных слова. Можно сказать целое слово и разобрать его на два более мелких слова: плащ, плащ . Мы также можем заменить одно маленькое слово в сложном слове. Скажи солнце, изменение блеск на очки и слово солнцезащитные очки .

    Как только учащиеся смогут смешивать, сегментировать и манипулировать сложными словами, мы сужаем единицу языка, которую они слышат, и проделываем ту же работу со слогами. Например, мы смешиваем три слога /cal – en – dar/, , чтобы получилось слово «календарь». Учащиеся могут разделить слово на слоги: локоть можно разделить на /el/ – /bow/. Мы можем заменить слог в слове, чтобы получилось новое слово: чтение; измените /read/ на /talk/ и слово заговорит.

    Мы можем снова сузить единицу языка, если сосредоточимся на начале и времени. Onset-rime — это разрыв слога. Начало слова — это все звуки, которые стоят перед гласной, а рифма — это гласная и все звуки после. Студенты смешивают начало и изморозь в целое слово или сегментируют произносимое слово в начало и изморозь.

    Например, учащиеся могут смешать начало /b/ и изморозь /ig/ в слове /b-ig/, большой. И если бы мы сегментировали слово flip, начало было бы /fl/, а время — /ip/. Время начала — это последний уровень фонологической осведомленности, который учит студентов смешивать и разделять две части в слово. Развитие основы понимания фонологической осведомленности готовит учащихся к тому, чтобы слышать отдельные звуки и развивать понимание фонемы. В приведенной ниже таблице представлены примеры заданий и действий на уровне фонологической осведомленности 9.0011

    Фонологическая осведомленность

    Слова Сложность 9000 9000 9000 BLEND 9000 9000 9000 903. 903. . календарь /fl/-/ip/, флип
    Сегмент плащ, дождевик локоть, /el-дуг/ коробка, /b/- /ox/

    3

    8 Добавить

    солнце + блеск, солнце медленное + самое медленное -eak Добавить /sp/, говорить
    Удалить чемодан, без футляра костюм чтение без /ing/ читается стенд без /ст/ есть -а
    Замещающий аэропорт Изменить порт на самолет, самолет зима

    Изменить /win/ на /en/,

    введите
    бланк

    Изменить /sl/ на /fl/,

    flip

    Как развивается фонематический слух?

    При взгляде на изображение лестницы первые три ступени лестницы представляют собой фонологическое осознание, а верхняя ступень лестницы — фонематическое осознание . Основное внимание уделяется прослушиванию отдельных звуков в произнесенных словах. Хотя обучение начинается с фонологического восприятия, нашей конечной целью является фонематическое осознание. Учащиеся, обладающие фонематическим сознанием, не только могут слышать звуки в словах, они могут изолировать звуки, смешивать, сегментировать и манипулировать звуками в произносимых словах.

    Например, разделение слова ручка на звуки /p/ /e/ /n/ является примером задачи фонематического восприятия. Если учащиеся могут сегментировать слово, они могут написать это слово. Если они могут смешивать эти звуки, они могут прочитать слово. Кроме того, если учащиеся могут заменить /p/ на /h/, они могут составить новое слово – курица. Обучение фонематическому восприятию дает учащимся навыки, необходимые для чтения и написания слов, когда они видят эти звуки в напечатанном виде.

    Есть несколько навыков, включенных в обучение фонематическому восприятию, и в приведенной ниже таблице представлены примеры навыков и заданий на уровне фонематического восприятия.

    Фонематическая осведомленность

    Навык Объяснение Пример
    . середина слова и конец слова, часто называемые начальным, средним и конечным звуками. Первый звук в слове имя — /н/.

    Последний звук в слове кора это /к/.

    Средний или гласный звук в слове cup — это /u/.
    Смешивание (части к целому) Смешивание — это навык, который напрямую связан со звуковым декодированием. Учащиеся слышат звуки, произносимые вслух, и смешивают звуки, чтобы составить слово. Во время обучения учитель дает фонемы, а учащиеся объединяют фонемы в целое слово. /с/ /у/ /н/, солнце

    /b/ /r/ /ā/ /k/, перерыв

    /п/ /р/ /и/ /с/, цена
    Сегмент (от целого к частям) Сегментация — это навык, напрямую связанный с кодированием или правописанием. Учащиеся слышат целое слово и делят его на все отдельные звуки, которые слышат. Во время обучения учитель произносил целое слово, а ученики делили слово на отдельные фонемы. неделя, /w/ – /ē/ – /k/

    лиса, /f/- /o/ -/k/- /s/

    плавать, /с/ -/ш/ -/и/-/м/

     

     
    Манипуляции с фонемами:

    Добавить

    Удалить

    Заменить
    Манипуляции с фонемами практикуются путем добавления фонемы, удаления фонемы или замены фонемы в произносимых словах. Добавление начального звука для образования слова: Добавьте /s/ к /-at/ и получится слово sat

    Удаление начального звука из слова: Произнесите чашка . Без /k/ остается /-up/.

    Замена начального звука: слово топ. Замените /t/ на /m/ и получится слово mop.

    Как обучать фонологическому и фонематическому восприятию?

    Принимая во внимание исследования и роль фонематического восприятия в построении основы чтения, становится ясно, что мы в долгу перед нашими учениками. Все учащиеся получают пользу от подробного и систематического обучения фонематическому восприятию. В большинстве учебных программ по обучению грамоте количество времени, посвященное фонематическому восприятию, и то, как оно представлено, недостаточно эффективны для подготовки фонематически грамотных читателей. Часто этому обучению отводится всего несколько минут, и каждый день обучаются различным навыкам. Если мы собираемся сделать лучше для студентов, наше обучение фонематическому восприятию должно быть преднамеренным.

    Для наших младших учеников мы должны начать обучение на уровне фонологической осведомленности (сложные слова, слоги, время начала), чтобы дать учащимся возможность смешивать, сегментировать и манипулировать частями слов, прежде чем мы заставим их делать ту же работу. с фонемами. Наша цель со старшими учащимися или трудными читателями — как можно быстрее перейти к уровню фонемы, чтобы они могли перенести эти навыки в чтение и правописание.

    Навыки фонологического и фонематического восприятия можно разделить на 3 уровня: ранний, базовый и продвинутый. В прошлом многие преподаватели считали, что базовых навыков смешивания и сегментации достаточно, чтобы воспитать опытных читателей, поскольку эти навыки напрямую связаны с декодированием и кодированием. Однако теперь мы знаем, что обучение фонематическому восприятию на продвинутом уровне имеет решающее значение.

    Обучение фонематическому восприятию является мощным, но оно не требует много времени. Доктор Хеггерти создал короткие 10-12-минутные уроки, чтобы предоставить студентам практику и повторение, необходимые им для овладения фонемами. Наши уроки включают в себя все 8 фонологических и фонематических навыков восприятия, начиная с составных слов и продвигаясь к уровню фонемы. Ежедневное обучение этим навыкам позволит нашим детям повторять и практиковать их, чтобы слышать, смешивать, сегментировать и манипулировать звуками в словах.

    Как вы оцениваете фонологическую и фонематическую осведомленность?

    Мы можем оценить фонематическую осведомленность учащихся разными способами. Универсальные тесты, такие как DIBELS или Acadience, оценивают некоторые навыки и могут быть индикатором того, что нам нужно «копнуть глубже» или узнать больше об определенных учениках. Другие тесты включают PAST или наши тесты Heggerty фонематического восприятия , которые предоставляют больше информации, оценивая больше навыков.

    Поскольку фонематическая осведомленность является устной и слуховой, оценки выполняются один на один, и их администрирование может занять много времени. Быстрый и эффективный способ проверить фонематическую осведомленность учащихся — это слушать их ответы во время обучения. Вы можете чередовать ряды, когда учащиеся сидят на ковре, и проводить фокус-группы каждую неделю. Как только учащиеся узнают большинство своих букв и звуков, глядя на их письмо, вы увидите, какие звуки они слышат в словах, когда они отображают эти звуки для печати. Аналогичным образом, слушая, как учащиеся произносят или расшифровывают слова, можно оценить их способность смешивать звуки в слова 9.0011

    Фонд развития грамотности

    В своем блоге О «жестких словах» и соломенных людях: давайте поймем, что такое наука о чтении на самом деле Луиза Моутс отмечает, что «Возможно, наиболее важный и наименее практикуемый компонент эффективного раннего инструкция — это осознание фонемы. Осознание звуков, из которых состоят произносимые слова, способность манипулировать этими звуками и связь между речью и печатью должны быть освоены учащимися, чтобы они могли бегло читать и точно писать алфавитную систему письма, подобную нашей».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *