Игры в старшей группе на развитие мелкой моторики – Картотека по развитию речи (старшая группа): Картотека игр по развитию мелкой моторики в старшей группе.

Картотека по развитию речи (старшая группа): Картотека игр по развитию мелкой моторики в старшей группе.

                                                                                                      

      Картотека игр по развитию мелкой моторики в старшей группе.

                 

Тема: Сентябрь «Ходит осень по дорожке»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

1 неделя «Работа с резинками»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков

пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

2 неделя

 «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков

пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах

«островки» для передвижения пальцев.

Ход игры:

ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами

передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой

«кочки».

Правила:

1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

2. все пальцы должны участвовать;

3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

3 неделя

Работа с мозаикой

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. 

Оборудование: мозаика различных видов образцы выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

4 неделя

 «Нитяные узоры»

Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию рук и глаз.

Оборудование: толстые тяжѐлые нитки или тонкие верѐвочки; карточки - образцы.

Ход игры:

Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание

узоров, петель, завязывание узелков и связывание верѐвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.

   

Октябрь «Разноцветный мир вокруг»

1неделя «Раскрась правильно».

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

Игровой материал и наглядные пособия: карандаши, контурные изображения различных предметов.

Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель  раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном  вправо (влево, прямо).

2 неделя

«Рукопожатие»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.

Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)

Ход игры:

Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения

«Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена

рук.

3 неделя

 «Бумажные поделки».

Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага.

Описание: предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).

4 неделя

Игры с карандашом.

Оборудование: карандаши

Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Ноябрь «Конец осени- начало зимы»

1 Неделя

Игра «Чем не Золушка?».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: крупа (рис, гречка).

Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

2 Неделя

Игра «Буква растет».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш.

Описание: ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

3 Неделя

  Бусы
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

 4 Неделя

«Иголочки»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных

движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: круглая щетка для волос.

Ход игры:

ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая."У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник".

5 Неделя

«Возьми горошины»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных

движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: горох, блюдце.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Декабрь «Здравствуй, гостья Зима»

1 Неделя

 Мороз

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Но вечер приближается                (разведите руки в стороны),

Вьюга начинается                         (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

 Крепчает мороз                             (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос        (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать                     (потрите ладони)

Надо их отогревать                        (подышите на ладони).

Вечер приближается                      (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра!           (помашите рукой на прощание).

2 Неделя

Найди приз!

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

3 Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

На ёлке

  Мы на елке веселились,          Ритмичные хлопки в ладоши

  И плясали, и резвились.         Удары кулачками.

  После добрый Дед Мороз     «шагают» средним и  указательным пальчиками по столу.

  Нам подарки преподнес.        «рисуют» руками большой круг.

  Дал большущие пакеты,

  В них же вкусные предметы:   Ритмичные хлопки в ладоши

  Конфеты в бумажках синих,    Загибают пальчики, начиная с

  Орешки рядом с ними,                                                      большого.

  Груша, яблоко,

  Один золотистый мандарин.

4 Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Игры со шнурками.

Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:

перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

«прошагать» по лесенке из шнурка;

«Плетение» из шнурка  узора: кончик  шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

Различные шнуровки.

Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Январь «Наши любимые игрушки ,занятия»

1 Неделя

 Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Давай, дружок, смелей, дружок!  (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.   (Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.            (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!                 (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла...     (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –        (Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!                   (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

2 Неделя

Волшебный мешочек.

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель:        В этой игре ребёнок развивает зрительное внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

3 Неделя 

«Составь узор из спичек и палочек»

Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и

палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза.

Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы

узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для

выкладывания узора.

Эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру

по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.

Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счѐтные палочки.

Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из

палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор

самим.

4 Неделя

Игра «Театр теней».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.

Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать  теневые фигуры  (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки

Февраль « Мы поздравляем наших пап»

1 Неделя

«Угадай букву»

Цель игры: развивать мелкую моторику, закрепить основы грамоты,

совершенствовать пространственное мышление.

Описание игры. Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда

получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить

любые буквы и цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две

коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. Столу по очереди

подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и

дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды

соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за

буква или цифра. Команда  отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает

2 Неделя

«Месим тесто»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование : кастрюля, 1 кг гороха или фасоли

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".

3 Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Матрешки

Мы - веселые матрешки -

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки,

Ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем,

Ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем,

Ладушки, ладушки.

(Дети выполняют движения по тексту) 

4 Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Бойцы

Пальцы эти – все бойцы.                                   Растопырить пальцы на обеих руках,

Удалые молодцы.                                               сжать их в кулак.

Два больших и крепких малых                         Приподнять два больших пальца, 

И солдат в боях бывалых.                                        другие крепко прижать к столу.

Два гвардейца – храбреца!                               Приподнять указательные пальцы,

Два сметливых молодца!                                 другие крепко прижать к столу.

Два героя безымянных,                                    Приподнять средние пальцы,   

Но в работе очень рьяных!                               другие крепко прижать к столу.

 Два мизинца – коротышки                              Приподнять безымянные пальцы,

 – Очень славные мальчишки!                         Хлопнуть в ладоши.

5 Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика “СТРОИТЕЛИ”

Мы строители, мы строим,    (Ребенок стучит кулачком о кулачок)
Много мы домов построим,    (Загибает по очереди пальцы на обеих руках)
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье   (Произносит слова веселым голосом.)
В новом доме новоселье!   (Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх)

Март «Поздравь мамочку»

1 Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

 себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

2 Неделя

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).

Прокатить шарик по столу:        подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

«Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони

3 Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

4 Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 «Перелетные птицы»

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

Апрель « Встреча Весны»

1«На арене цирка»

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

На арене цирка - вышка.

А на вышке – две мартышки (сложить руки в кулачки)

И они взлетают ловко,                         (имитировать движения рук

Вверх под купол -  на веревке              по веревке вверх, а затем вниз)

Вниз скользят, как акробаты,

Очень ловкие ребята

 2 Неделя

Игра «Буква растет».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш.

Описание: ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

3 Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Дружба»

Дружат в нашей группе                                                    пальцы рук соединяют

Девочки и мальчики.                                                        в замок (несколько раз)         

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять                                              пальцы с мизинчика поочередно 

Начинаем мы считать.                                                    соединяют друг с другом

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать                                                  (Руки вниз, встряхивают кистями)

4 Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ

Шаловливые сосульки     (Поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем щепоткой, острием вниз)

Сели на карниз.               (Кладем левую руку на правую, как в школе)

Шаловливые сосульки      (Так же)

Посмотрели вниз.                (Кладем левую руку на правую, смотрим вниз)

Стали  думать, чем заняться?        (Чешем голову то левой рукой. то правой)

«Будем каплями кидаться!».      (Поднимаем руки вверх, кистями вниз. Взмахиваем кистями рук одновременно)

 Целый день идет трезвон:   (Кистями рук рисуем в воздухе круг)

 Дили-дили, дили-дон!           (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

 Май «Весна идет - навстречу лету»

1Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться могли.

Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка
разведены и полусогнуты), скребут по шершавой поверхности подушечками 
пальцев ( на ударные слоги)

2 Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вышли танки на парад.

Встали строем ровно в ряд.

Раз, два, три, четыре, пять,

Очень просто их считать.

«Шагают» пальчиками по столу.

Ладони прижаты друг к другу.

Соединяют попарно пальцы левой и правой рук.

3 Неделя

Работа с мозаикой

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Оборудование: мозаика различных видов, образцы
выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

4 Неделя

Цель:  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«ШКОЛА»

В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки.)

5 Неделя

«Крупинки-придумки!»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).

Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).

Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.

nsportal.ru

Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

Речевое сопровождение:

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

«Весёлые клубочки»

                 

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.


«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.

            

«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

                                           Я плету косички

                                           Из шнурков и из тесьмы,

                                           С нею очень мы дружны.»

«Черепашка»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением - разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.


«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.


Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету - "Цветные дорожки".

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.


 

«Играем с природным и бросовым материалом»

 

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

 

 

«Геометрическая мозаика»

Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

 

Успехов в работе и творчестве!

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Картотека (старшая группа) на тему: Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Михайлова Наталья Викторовна,

Старший воспитатель МКДОУ д/с №23

Коркинский муниципальный район

пос. Первомайский

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………..………………3

Глава 1. Педагогические условия проведения  пальчиковых игр как средства развития речи детей …………………………………………………………………………………………………….4

1.1. Принцип подбора игр…………………………………………………........................................4

1.2 Пальчиковые игры……………………………………………….………......................................6

Заключение …………………………………………………………………………………………..…11

Список литературы ……………………………………………………………………………………12

Введение

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

              В. Лирясова.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение.

При выборе темы творческого отчёта возникло желание осветить и проанализировать не «сухие» страницы теории, а остановиться на какой-нибудь «детали», которая  в ходе работы с детьми дошкольного возраста имела далеко не «детальное» значение. И тут выбор пал на «пальчиковые» игры. Весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.[4,2]. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»[4,5].

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.                                                                                                                    

Почему же так важны для детей  игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность?  Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии  речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?

Цель нашей работы: определение  своеобразия «пальчиковых»  игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста;

создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры;

Задачи: выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук;

               изучить педагогические условия проведения пальчиковых игр как                     средства развития речи детей дошкольного возраста.

Глава 1. Педагогические условия проведения  пальчиковых игр как средства развития речи детей

1.1. Принцип подбора игр

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

  1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
  2. использовались изолированные движения каждого из них.

Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.

На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры:

  1.  на расслабление;
  2.  в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
  3. на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).

  • Сорока-ворона кашу варила…
  • В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…
  • Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая…
  • Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…
  • Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…
  • Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…
  • Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…
  • Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..
  • Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться…
  • «Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?..»
  • Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»…
  • У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат…
  • «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать!..»
  • У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей…
  • Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин теремок…                                                                                                                  
  • Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..»
  • Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала…
  • Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке…
  • «Чья копна на моей копне?» - «Моя!» - «Скинь долой, поезжай домой!..»
  • «В баньку впустишь?» - «Водички нет!..»
  • Сунь-ка пальчик – выскочит зайчик! (Она же  - «Колодчик».)
  • «Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..»
  • На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..
  • Мы делили апельсин. Много нас, а он один…
  • Две сороконожки бежали по дорожке…
  • Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.
  • Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.
  • Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
  • Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
  • Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.
  • Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

1.2 Пальчиковые игры

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в    «замок»). 

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание одноименных пальцев  обеих

рук).

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев,

начиная с мизинцев).

Начинай считать опять. 

Раз,два,три,четыре,пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

               

 «В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

(поочередно называемые пальцы соединяются с

большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний —

Сам мизинчик-малышок.

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только

мизинцы).

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики — друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки). 

Друг без друга им нельзя.

           

 «Домик»

Раз,два,три,четыре,пять

(разжимание пальцев, по одному,

начиная с большого).

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновре-

менно).

Раз,два,три,четыре,пять,

(сжимание по очереди широко расставленных

пальцев, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

   

 «Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят на

своих местах и ритмично, поочередно, скачками

двигают по поверхности стола от себя к его

противоположному краю прямые пальцы обеих

рук).

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены

вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

А вторые — догонять,

(ритмичные движения по столу указательных

пальцев).

Третьи пальчики — бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвертые—пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по

поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).

И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола).

«Человечки»

Побежали вдоль реки

(движение указательных и средних пальцев по

поверхности стола от себя к краю).

Дети наперегонки.

(Повторить несколько раз.)

 

                   

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и

вверх).

Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к

себе и от себя).

Мы капусту солим,

(движение пальцев, имитирующее посыпание

солью из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

 «Замок»

На двери висит замок,

(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в

"замок»).

Кто открыть его бы смог?

(повторение движений).

Потянули,

(пальцы сцеплены в «замок", руки потянуть в одну,

потом другую сторону).

Покрутили,

(движение кистями рук со сцепленными пальцами

от себя к себе).

Постучали

(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).

И — открыли!

(пальцы расцепить, ладони в стороны).

                                       

 «В домике»

Стол стоит на толстой ножке,

(«стол»).

Рядом стульчик у окошка,

("стул").

Два бочонка под столом.

(«бочонки» обеими руками).

Вот такой я видел дом.

(«дом»).

 «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

("цветок с закрытыми лепестками»).

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичные движения пальцами- вместе и врозь).

Дружно дают под землей корешки.

("корни").

«Зайцы»

Скачет зайка косой

("зайчик» правой рукой).

Под высокой сосной.

("дерево» правой рукой).

Под другою сосной

("дерево" левой рукой).

Скачет зайка второй.

(«зайчик» левой рукой).

                   

«Козы»

Идет коза рогатая,

("коза» правой рукой).

Идет коза бодатая.

К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой).

Колокольчиком звенит.

(«колокольчик").

 «Птички»

Птички полетели,

(«птички»).

Крыльями махали.

(махи ладонями с широко

 расставленными пальцами).

На деревья сели,

(«деревья»).

Вместе отдыхали.

(«птички»).

                           

«Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперед,

(«кошка» правой рукой).

К нам идет, хвостом играет,

(левой ладонью машем у основания правой кисти).

Ей навстречу из ворот

(«ворота»).

Две собаки выбегают.

(«собаки» обеими руками).

       

 

                   

     

«Мышиная семья»

Это папа -  мышь.

( дети показывают большой палец)

Он красивый, как все мышки:

У него мягкая шкурка,

(дети гладят одной рукой кисть другой руки)

у него большие уши,

(рисуют в воздухе пальцем уши)

у него острый носик,

(дети складывают кончики пальцев вместе и  приставляют их к носу)

А хвост во-о-о-о-т такой!

(дети показывают отрезок примерно 30 см).

Повтор: для мамы мыши  - указательный палец, для брата мыши – средний палец, для сестры мыши – безымянный.

А это мышка-малышка.

(дети показывают мизинец)

Она совсем не похожа на других мышей!

(дети качают головой)

Шёрстка у неё гладкая, ушки маленькие, носик остренький,

а хвостик во-о-о-т такой!

(показывают руками всё, как и прежде, только меньших размеров, хвост примерно 5-7 см).

«Весёлый гном»

Жил да был весёлый гном

(дети показывают руки над головой, изображая колпачок)

с круглыми ушами.

(описывают руками большие круги вокруг ушей)

он на сахарной горе

(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник)

спал под воротами.

(пальцы изображают ворота)

Вдруг откуда ни возьмись великан явился,

(руки высоко подняты над головой)

съесть он гору  захотел,

(подносят руки ко рту)

только подавился!

(дети смеются)

Ну а что ж весёлый гном?

Так и спит глубоким сном!

(дети изображают спящего гнома)

Заключение

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Список литературы

  1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
  2. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)
  3. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
  4. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
  5. Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. –( С. 56-58.)
  6. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.)
  7. Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.) 
  8. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.
  9. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

nsportal.ru

Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игровых упражнений для развития мелкой моторики.

Рука постепенно развивается от хватательных и ощупывательных  движений до сложного навыка письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, недостаточное развит...

Мастер – класс по изготовлению дидактической игрушки для развития мелкой моторики рук ребёнка.

Дидактическая игрушка «Нюша»Данная игрушка, не проста игрушка, а богатый дидактический материал способствующий развитию мелкой моторики рук, развивает мышление и воображение, хватательные, соотносящие...

Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

«Птички».Птички прилетали, Крыльями махали. Сели. Посидели. И дальше полетели. (пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз).«Цветок». Набухай  скорей, бутон,...

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики рук

Эту картотеку я создала для удобства в работе. Так например мне нужно составить конспект образовательной деятельности, я знаю какие есть у меня дидактические игры и быстренько подбираю их по теме....

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста

дидактические игры для развития мелкой моторики...

Картотека дидактических упражнений для развития мелкой моторики рук посредством пластилинографии

Описываются дидактические упражнения для развития мелкой моторики рук детей 7 лет....

Нестандартные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию детей

Известно, раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые, еще нет навыков, отсутствуют представления, знания, но велика предрасположенность ...

nsportal.ru

Картотека (старшая группа) на тему: Упражнения и игры для развития мелкой моторики

Упражнения и игры для развития мелкой моторики.

Игры с мини-маракасами:

Цели: развитие мелкой моторики рук, гибкости кистевых движений, координации ритма, интонации, слуха.

  1. Игра «Ветерок» (р. н. потешка)

Ветер дует нам в лицо –          (Речь тихая, интонация грустная)

Закачалось деревцо…

Ветерок всё тише, тише –

Деревцо всё выше, выше!        (Зажимают маракасы в кулачки. Покачивают

                                        влево-вправо кистями обеих рук вместе с

                                        маракасами, руки согнуты в локтях перед

                                        собой. Речь громкая, интонация весёлая.)

  1. Игра «Пирожки» (Н. Кукловская)

Я пеку, пеку, пеку                (Перекладывают один маракас из руки в руку,

Деткам всем по пирожку.        словно пирожок.)

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Игра «Тесто» (Е. Соколова)

Цели: развитие мелкой моторики, формирование навыков взаимодействия в коллективе.

Песня печки.

Меня не зря назвали горячей словно «печь»:

Ватрушки, плюшки, пряники

Могу для вас испечь.

Замесим тесто дружно.                        Дети сжимают и разжимают кулачки –

                                                «месят тесто».

А что для теста нужно?                        Разводят руки в стороны.

Соль, сахар, мука, молоко,                Загибают по очереди пальчики.

Масло, дрожжи, яйца.

                Всё? Всё!

А сметана, а варенье

                для начинки?

А уменье и терпенье?

Вы забыли настроенье

        и, конечно, вдохновенье!

Теперь всё!

Можно закончить аппликацией из готовых форм: «раскатывают пирог» –

лист бумаги круглой формы, затем «кладут начинку» – заранее приготовленные «фрукты» и «ягоды».

Игра «Заготовки на зиму»

Цели: развитие мелкой моторики рук, формирование навыков взаимодействия в коллективе.

Дети изготавливают овощи и ягоды из салфеток способом сминания и укладывают в банки.

Заготовок пора наступила

Заготовок пора наступила,

Стало времени мне не хватать.

И собраться мне надобно с силой,

Чтобы в баночки всё закатать.

Кабачки, огурцы, помидоры,

Тыкву, перец, чернику, грибы

Закатаю я в баночки скоро

И похвалят меня за труды.

                        Н. Конева

Игра «Гости» (С. Коротаевой)

Цель: Развитие мелкой моторики.

Дети соединяют перед собой ладони и пальцы обеих рук.

– Мама, мама!                Касаются мизинцами.

– Что, что, что?                Касаются большими пальцами.

– Гости едут!                Касаются безымянными пальцами.

– Хорошо!                        Касаются указательными пальцами.

– Здрасьте! Здрасьте!        Сгибают и разгибают средние пальцы.

Игра «Завертелись карусели»

Цели: развитие мелкой моторики рук, чувства ритма.

Дети (5–6 человек) садятся на пол вокруг обруча. Музыка («Бульба» бел. н.м.) начинает звучать в медленном темпе, затем ускоряется, а потом замедляется.

Завертелись карусели                Берут обруч в руки (кисти сверху обруча).

И помчались с ветерком.        Передают его вправо (влево) в ритм музыке и

Поначалу еле-еле,                поют.

А потом бегом, бегом!

Ля-ля-ля…

Повертелись, покружились,

А потом остановились.        

Литература:

  • Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. М., 2002.
  • Котышева Е. Н. Мы друг другу рады!: Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста. СПб., 2013.

nsportal.ru

Картотека (старшая группа) на тему: Картотека народных игр (На развитие мелкой моторики руки)

Картотека народных игр

(На развитие мелкой моторики руки)

«Прижми большак"

Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого соперника начинает "охотиться" за большим пальцем другого, стараясь прижать его сверху. Вариант игры: сцепляются и правые, и левые руки соперников. Одновременно "охотятся" и правые, и левые большие пальцы.

"Ласточка, ласточка, перепёлочка"

(русская игра)

Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно вы произносите "ласточка", одновременно пальцами правой руки проводя по большому пальцу ребенка от основания до кончика; затем с тем же словом поглаживаете другой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев ребенка, таким образом, не меняя интонации, произносите одновременно с поглаживанием: "перепелочка". Задача ребенка - быть бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, приговаривая: "Поймал, поймал!". После того, как перепелка "была поймана" или "улетела", игра продолжается с другой рукой ребенка.

Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит "перепелку" - ваш палец.

«Барашка купишь?» (русская игра)

Цель: способствовать развитию гибкости пальцев, тренировать скорость реакции.

Взрослый заплетает пальцы руки один за другой - средний за указательный, безымянный за средний, мизинец за безымянный. Протягивает руку к малышу: "Барашка купишь?"

Ребенок пытается схватить руку взрослого; если не успевает, то взрослый разводит пальцы со смехом: "Ой, продал!" Если, напротив, замешкается взрослый (а это бывает часто - самым маленьким, конечно, подыгрывают) и ребенок "поймает барашка", наступает его очередь заплетать пальцы и становиться продавцом.

Пальцы могут быть заплетены и в обратном порядке (безымянный за мизинец, средний за безымянный, указательный' за средний). Тогда уже продают не барашка, а петушка.

"Летели дракончики "

Играют двое. Стоя лицом к лицу, вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. Играющие по очереди произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики, ели пончики.

Сколько пончиков съели дракончики?

Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например, три. Партнер начинает отсчет: "Один!" (хлопок) - "Два!" (ответный хлопок) - "Три\". При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась "под ударом", должен как можно быстрее убрать ее, чтобы «хлопок» не достиг цели.

«Банька» (русская игра)

Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом - "выстроена банька".

Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося: - "Пусти в баньку!”

"Не протопил еще", - отвечает взрослый

Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого: "Пусти в баньку!"

-        "Мыльца нет ”.

Так поочередно каждый пальчик малыша "просится в баньку"

-        взрослый может ответить: "Водичка холодная” или "Веничка нет". Наконец взрослый зовет: "Ну, иди! " Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас же выдернуть его, до того, как взрослый, зажмет палец ладонями.

«Колечки» (вепсская игра)

Первый вариант. Дети 6-7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: "Без среднего! - и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: "Без мизинца!" и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.

Вариант второй. Самый сложный вариант игры - обратные колечки.. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая - большой и мизинец. В такт счету, левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая, соответственно, с безымянным, сред ним и указательным. Затем осуществляет движения в противоположном направлении

nsportal.ru

Картотека на тему: Картотека игр по мелкой моторике

                                     1 младшая

                             «Спрячь крышку в домик»

                                 (2-3 лет)                                  

Дидактическая задача: закреплять умение соотносить однородные предметы по цвету.

Материал: крышки четырех цветов, коробка с домиками четырех цветов, чудесный мешочек.

 

                                         Ход игры

Младший возраст. Воспитатель показывает детям коробку с изображенными домиками (красного, синего, жёлтого, зелёного цвета) и чудесный мешочек. Дети достают из мешочка крышку. Воспитатель предлагает ребёнку спрятать крышку в домике такого же цвета.

                                 1 младшая

«Пальчиковый сухой бассейн»

(2-3лет)

Дидактическая задача: формирование основных сенсорных эталонов, форма, величина, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Материал: капсулы от киндер – сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термоплёнкой для пасхальных яиц), пластиковый глубокий контейнер, игрушки от киндер – сюрприза.

                                                     Ход игры

Младший возраст: Дети с вместе с воспитателем ищут в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки.

                                      1 младшая

                               «Дёрни за верёвочку»

 (2-3 лет)

Дидактическая задача: развивать мелкую моторику, хватательные движения, внимание, закрепление знания о цветах и геометрических фигурах.

                                       Ход игры

Младший возраст: с игрушкой дети могут играть не только вместе со взрослым, но и самостоятельно. Очень хорошо её использовать в адаптационный период при утреннем приёме детей в группу, они отвлекаются и успокаиваются, получив в руки такую забавную и яркую игрушку.

                                                 1 младшая

 «Чудесные дорожки»

 (2-3 лет)

Дидактическая задача: развитие мелкой моторики и умение сосредоточиться.

Материал: листы бумаги формата А4. Наклейки, файлы, маркер, линейка.

                                              Ход игры

Младший возраст: Воспитатель предлагает детям провести пальчиком по линии вперёд и назад.

Средний и старший возраст: Можно усложнить задание предложить детям перерисовать ту или иную дорожки.

                                          1 младшая

                                           

                             «Весёлые прищепки»

 С 2х лет

Дидактическая задача: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, творческих способностей и логического мышления ребёнка, учить детей подбирать нужные прищепки подходящего цвета.

Материал: разноцветные прищепки, картинки заяц, ежик, солнышко, морковка, цветок.

                                       

                                          Ход игры

Младший возраст: Воспитатель предлагает детям сначала прищеплять прищепки по образцу, а потом самостоятельно, выполняя при этом задания «Сделай хвостик морковке», «Сделай колючки ёжику», «Сделай ушки и хвостик зайчику», «Сделай лепестки цветочку».

Средний возраст: В более усложнённом варианте воспитатель предлагает ребёнку догадаться, чего не хватает у зайчика и доделать ему (ушки, хвостик)

                                             1 младшая

                                               «Наряди солнышко»

С 1,5 лет

Дидактическая задача: развитие координации движений, закрепление знания о цветах, развитие логического мышления и творческих способностей.

Материал: солнышко, косички (полосочки), бантики.

                                              Ход игры

Младший возраст: воспитатель предлагает детям разложить вокруг солнышка косички(полосочки), а к ним бантики. Сначала 4 основных цвета. Постепенно игру усложнять, добавляя количество косичек и бантиков, а также вводить оттенки цветов.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о